Придуманная басня чему то учившая. Басни которые сочинили дети

Мы привыкли изучать басни на примере произведений Ивана Андреевича Крылова, так как он был знаменитым на весь мир создателем рифмованных историй. Многие начинающие поэты думают, что написать интересное стихотворение с моралью несложно, но после начала сего действия понимают, что для этого нужны определенные навыки. В данном повествовании мы попытаемся ответить на вопрос тех, кто вынужден обращаться к знакомым с просьбой: «Помогите написать басню». Не знаете, с чего начать? Тогда читайте наше пособие.

Как написать басню самому? Основные правила создания рифмованных историй

Произведения Ивана Крылова приводят нас в восторг тем, что они не только поучительные, но и очень веселые. Вот мы потихоньку и подобрались к первому правилу написания басни: она должна быть сатирически окрашенной - так лучше усвоится обозначенный в ней смысл.

Перед тем как написать басню самому, перечитайте рифмованные истории других авторов, и вы заметите там второе правило создания подобного произведения: хорошо обыгранный сюжет. Это означает, что в стихотворении может быть задействован один или несколько персонажей, которые должны разыграть некую ситуацию. Эта ситуация обязательно должна иметь эмоциональную окраску, либо сатирическую, либо драматическую, но она ни в коем случае не должна быть безликой или поверхностной.

Для всех, кто давно находится в поисках ответа на вопрос о том, как написать басню самому, есть еще одно хорошее правило: нужно обозначить для себя непременную цель создания данного типа произведения. Это делается для того, чтобы правильно расставить приоритеты и сформулировать основной смысл стихотворения.

Как написать басню с моралью?

Все литературные произведения очень отличаются друг от друга как по стилю, так и по способу создания. Перед тем как написать басню самому, определите ее основную мораль, ведь именно она является отличительной чертой произведений такого типа. Когда основной смысл стихотворения сформулирован, можно переходить к написанию басни по принципу обыгрывания этого смысла. Сделать это не так уж и сложно: Крылов писал свои произведения о животных, а вы можете написать о людях или даже о каком-то предмете в форме детской сказки. Но главное, чтобы в каждом действии героя прослеживалась связь с обозначенной вами моралью, а это на самом деле не так уж и сложно сделать.

Написание басни на примере известных произведений

Для всех, кто любит литературу, есть отличный способ написать хорошее произведение из жанра, который мы рассматриваем в данной статье. Смысл состоит в прочтении нескольких басен знаменитых авторов (Крылов, Толстой, Михалков), их анализе и выявлении сильных сторон каждого произведения. Это делается для того, чтобы попытаться повторить опыт сильных мира сего, только проделать это с абсолютно другим сюжетом.

Что касается морали, то за ее основу можно взять какую-то известную пословицу или поговорку, так как в каждой из них раскрывается определенный смысл. При правильной интерпретации он станет отличной платформой для написания интересной басни.

Сочиняем басни. 6 класс

Гусь и утята

Светило ярко солнце в жаркий летний день,

И утка на прогулку вывела семейство.

За мамою идти утятам было лень,

И к берегу реки они пустились дружно.

А там в воде сидел ворчливый гусь

И было все ему не так:

Зачем шуметь? Зачем плескаться?

Ведь можно просто любоваться

Природой.

Ворчал он долго так. Утята заскучали.

Тут мама утка подплыла:

Ну что же вы сидите?

Смотрите на меня и повторяйте так.

Утята весело поплыли по реке,

А гусь опять за дело взялся,

Он стал ворчать, но уж один остался.

Елизавета Карпенко, 6-Б класс

Воробьишка – воришка

Под крышей дома №5

Жил серый воробьишка.

Был он ужасный сорванец,

Воришка и лгунишка.

Хвалился он соседу из дома №2:

«Вот у меня квартира, не то что у тебя!

Вот я на той неделе стащил у кошки брошь.

А там такие крошки! Вкуснее не найдёшь!»

Но кошка проучила воришку-сорванца,

И воробей-бедняжка остался без хвоста.

Сосед над ним смеётся:

«Воришкам достаётся!»

А воробей повесил нос:

«И правда, что ж здесь запоёшь.»

Влад Бояркин, 6-Б класс

Ласточка и Кукушка


Две ласточки гнездо затеяли построить.
Удачно выбрав место для него,
Носили веточки и глину, не замечая никого.
За ними в этот час кукушка наблюдала,
И, как казалось ей, советы умные
Строителям давала, чтоб был уютен дом
Для будущих детей.
-Зачем вы строите гнездо под крышей дома?
Все птицы гнёзда вьют на дереве в лесу,
И ни к чему вам глина и солома,
Я хвои с листьями сейчас вам принесу.

Не замечая дельных тех советов,
Трудились ласточки, спешат!

Кукушки гнёзд не вьют, а лишь дают советы,
В чужие гнёзда подселяя кукушат.

Ирина Жульева, 6-Б класс

Заячий дом


В одном осеннем парке,
Где вечно всё у всех в порядке
Зайчишка грустный лишь сидел,

И горько-горько он ревел.
-Ой, как мне дальше жить,
Зима в окно уже стучит,
А я без дома-то сижу,
От холода-то я умру.

Чего напрасно ты ревёшь,

Построить дом нетрудно,-
Промолвил проходящий мимо крот.
А заяц лишь открывши рот, ему и говорит:
-Так помоги ты мне построить дом,
Раз просто, говоришь.
-Ну ладно, так и быть,
Тащи топор и дерево вон то давай рубить.
И заяц принялся за дело,
В ушах лишь только у него звенело:
«Не тут, не там, не так!»

Через неделю было кончено то дело,
И вовремя, почти пришла зима.
А крот зайчишке говорит:
-Возьми меня с собою жить,
Ведь я подсказывал тебе и помогал,
А ты, лишь только ты ленился…
Но заяц дверь захлопнул пред кротом.
Избавь нас, Бог, от этаких судей.
Не зря-то люди говорят:
«Ворчаньем ты наскучишь,
А примером ты научишь!»

Юлия Науменко, 6-Б класс

Бык и ослик

Однажды ослик говорит быку:

«Что, жизнь не удалась?

Сегодня пашешь ты и завтра пашешь.

А я лежу под солнцем загораю,

И каждый божий день балду гоняю.

Не хочешь ль райской жизни ты такой?»

«Нет, не хочу»,- бык тихо отвечает

И строго-настрого работу выполняет.

Уже проходит месяц, три…

И вот зима уже настала.

Но жаль, что ослика не стало.

А бык спокойно жил в хлеву.

Мораль сей басни такова:

Сил не жалей,

Работай и не плачь!

Для нас работа –

Лучший врач!

Гачечиладзе София, 6-Б класс

Содержимое:

Басня - это короткое аллегорическое произведение, обычно с нравоучительным заключением. Действующими лицами, как правило, выступают животные, растения, предметы. Классическая басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни. Басня - это короткий рассказ, в котором каждый элемент – действующие лица, декорации и сами действия – способствуют тому, чтобы читатель извлек ценный урок.

Шаги

  1. 1 Выберите мораль. Поскольку мораль - это суть басни, поэтому перед тем, как приступить к ее написанию, определите ее мораль. Читатель должен вынести важный нравственный урок, прочитав вашу басню. Кроме того учтите, что выбранное вами нравоучительное заключение должно затрагивать многих людей.
    • Прочитайте несколько басен для того, чтобы получить общее представление о том, как правильно писать такого рода произведения:
      • "Блоха и Человек".
      • "Собачья дружба".
      • "Кукушка и Петух ".
      • "Лев, Медведь и Лиса".
      • "Крестьянин и Работник".
    • Вы можете познакомиться с баснями Эзопа, легендарного древнегреческого поэта-баснописца.
  2. 2 Определите, какую проблему (конфликт) или распространенную жизненную ситуацию вы будете освящать в своей басне. Нравоучительное заключение должно быть решением этой проблемы.
    • Поскольку вам необходимо преподать ценный нравственный урок, выбранная вами проблема должна касаться многих людей.
    • Например, в басне "Черепаха и Заяц", с первых строк читатель понимает, в чем состоит конфликт, когда узнает о том, что два персонажа решают устроить соревнование.
  3. 3 Определите, кто будет главным героем вашей басни. Подумайте о том, какой должна быть личность главного героя, он должен иметь возможность понять ваше моральное наставление.
    • Поскольку басни отличаются простотой и лаконичностью, не стремитесь создавать сложных многогранных персонажей. Каждый персонаж может отражать всего одну черту, что собственно и будет отличать его от других.
    • Подумайте о том, как персонажи будут соответствовать моральному наставлению.
    • В басне "Черепаха и заяц" главными героями являются черепаха и заяц. Всем нам известно, что черепаха передвигается очень медленно, все время делает это с усилием, а зайцу по природе дана способность быстро бегать и это у него легко получается.
  4. 4 Определите архетипы персонажей. Выбирая персонажа, подумайте о том, какими чертами характерами отличается он от природы.
    • Например, в басне "Черепаха и Заяц", медлительность черепахи связана с уравновешенностью и настойчивостью, а быстрота зайца связана с опрометчивостью и самоуверенностью.
    • Существует ряд классических архетипов, используемых в баснях, которые широко признаны и связаны с конкретными чертами характера. Если вы хотите создать конфликт, выберите два персонажа с противоположными чертами характера.
    • Некоторые из наиболее распространенных архетипов:
      • Лев: сила, гордость
      • Волк: нечестность, алчность, хищничество
      • Осел: невежество
      • Муха: мудрость
      • Лиса: ум, хитрость
      • Ястреб: предприимчивость, абсолютизм
      • Курица: тщеславие
      • Ягненок: невинность, застенчивость
  5. 5 Выберите обстановку. Подумайте о месте, где будут происходить события? Как и в случае с конфликтом, выберите обстановку, которая будет понятна и интересна людям.
    • Обстановка должна быть связана с персонажами и их отношениями.
    • Место, где происходят события, должно быть простым и легко узнаваемым. Читатели должны легко узнать и понять, где происходят события. Благодаря этому вам не придется включать в свое произведение дополнительное описание местности.
    • Например, в вышеупомянутой басне "Черепаха и Заяц", местом, где происходят события, является дорога через лес, которая создает условия для действия (соревнование по дороге), и связана с персонажами басни (лесные животные).
  6. 6 Подумайте о развязке конфликта или проблемы. Развязка должна быть интересна читателю, а также быть связана с основными персонажами, их отношениями и местом, где происходят события.
    • Подумайте, как персонажи смогут разрешить конфликт, и какой урок читатель сможет извлечь из басни.
    • Например, в басне "Черепаха и Заяц" конфликт разрешает заяц. Своей поспешностью он проигрывает соревнование настойчивой черепахе.

Часть 2 Написание басни

  1. 1 Составьте план. После того как вы наметили основные моменты истории, поэтапно начните описывать каждый.
    • Опишите место, где происходят события, а также отношение персонажей к этому месту. Как уже упоминалось, обстановка или место должно быть легко узнаваемым и напрямую должно быть связано с событиями, о которых идет речь в басне.
  2. 2 Опишите сюжет. Опишите конфликт между персонажами достаточно подробно, чтобы суть проблемы была понятна читателю. Кроме того читателю должно быть интересно каким образом будет разрешен конфликта.
    • В основе вашей истории должна прослеживаться причинно-следственная связь.
    • Все, что происходит в истории, должно быть четко связано с конфликтом и его разрешением.
    • Помните, ваша басня должна быть простой и лаконичной. Не тратьте время, подробно описывая ненужные детали.
    • Например, в басне "Черепаха и Заяц", события развиваются достаточно быстро: заяц приглашает черепаху посоревноваться, а затем черепаха выигрывает соревнование.
  3. 3 Составьте диалог. Хорошо составленный диалог покажет читателю, какими чертами характера обладает ваш главный герой. Если вы правильно составили диалог, не будет необходимости указывать отличительные черты вашего персонажа, читатель сам поймет это из вашего диалога.
    • Диалог между персонажами должен иллюстрировать отношения между ними и конфликт, который будет разрешен в конце басни.
    • Например, два персонажа, черепаха и заяц, предстают перед нами как уравновешенная и спокойная, с одной стороны, и хвастливый и быстрый, с другой. Эти качества читатель может увидеть в диалоге: "Я никогда еще не был побежден, - сказал заяц, - когда я наберу свою полную скорость… я бросаю вызов любому здесь, чтобы он соревновался со мной". Черепаха тихо сказала: "Я принимаю ваш вызов". "Это хорошая шутка, - сказал заяц, - я мог бы танцевать вокруг вас всю дорогу". Черепаха возразила спокойным голосом: "Придержите хвастовство, пока вы не выиграете, - ответила черепаха, - начнем гонку?"
  4. 4 Напишите разрешение конфликта. После того как вы описали персонажей и конфликт, переходите к его разрешению.
    • На этом этапе написания басни должна четко прослеживаться связь между действиями героев, развитием конфликта, и его разрешением.
    • Убедитесь, что каждая упомянутая проблема в басне, имеет свое логическое разрешение.
    • Обратимся снова к басне о черепахе и зайце, разрешение конфликта наступает тогда, когда хвастливый заяц, рванув вперед, останавливается, чтобы вздремнуть, а уравновешенная черепаха, медленно двигающаяся к своей цели, в конце концов, выигрывает соревнование.
  5. 5 Сформулируйте мораль. Когда сюжет басни завершен, сформулируйте нравоучительное заключение.
    • В баснях, мораль, как правило, излагается в одном, содержательном предложении.
    • Моралью вы должны подвести итог проблеме и ее разрешению.
    • Мораль басни «Черепаха и Заяц» заключается в следующем: победа достается тем, кто знает о слабостях противника, а самоуверенность приводит к проигрышу. Кроме того эта басня учит быть усердными и стараться добиваться результата.
  6. 6 Придумайте название. Название должно быть связано с общим содержанием басни, а также должно быть интересным, чтобы привлечь внимание читателя.
    • Как правило, лучше всего придумать название, после того как вы напишите басню или, по крайней мере, продумаете ее сюжет. Благодаря этому название будет связано с содержанием басни.
    • Вы можете выбрать простое название, подобно названиям басен Эзопа (например, "Черепаха и Заяц"), или подойти к этому более творчески. Яркими примерами креативных названий басен являются: "Потерпевший кораблекрушение" или " Трус, отыскавший золотого льва".

Часть 3 Редактирование басни

  1. 1 Прочитайте свою басню. Прочитайте басню от начала до конца, и убедитесь, что все части согласуются друг с другом.

Проект 5 класса

«Сочини басню сам»


Участники проекта

Хасанова Владия

Ческидова Юлия Долгов Сергей

Андреев Максим Мелконян Арарат Игнатов Юрий Исмонова Роза Деева Екатерина Сосницкая Ксения Абрамовский Владислав

Геер Валерия


оформители

Хасанова Владия Исмонова Роза Деева Екатерина


руководитель

Костыря Ирина Михайловна


Урок литературы

На уроках литературы

мы изучали басни Эзопа,

Жана де Лафонтена, И. Крылова


Древняя Греция

Родоначальником

жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп ,

живший в VI веке до н.э.


Басня Эзопа «Лиса и Виноград» в переводе Смирнова Д.Н.

Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» - воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий... но всё бесполезно - до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» - фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь.


В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем

Жаном

де Лафонтеном


Басня Жана де Лафонтена

«Лиса и Виноград»

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: "Он зелен - Пусть им кормится всякий сброд!" Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?


Самую широкую известность получили басни, созданные

И.А. Крыловым

«Вы нашли себя,- говорил И.И. Дмитриев И.А. Крылову . – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»


Басня Крылова «Лисица и виноград»

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целый, Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен - ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь".



верблюд и два оленя

Деева Екатерина

  • Был верблюд, и были два оленя.
  • Пошли они попить воды и встретились олени с верблюдом.
  • Олени начали дразнить верблюда,
  • А верблюд в ответ начал в них плеваться.
  • Олени говорят: «Не плюйся, мы же пошутили».
  • А верблюд не прекратил в них плеваться.
  • Олени убежали так и не попили воды.
  • Вот так ребята, никогда не дразните верблюда, а то и вас заплюёт.
  • Ну, конечно, и других животных тоже не дразните!

прекрасный цветок

Хасанова Владия

  • Прошёлся мальчик по поляне,
  • Нашёл цветок, сорвал его.
  • Пришёл домой, отдал цветочек маме.
  • Но через несколько минут завял цветок.
  • Вот так ребята, если вы найдёте цветок такой,
  • То полюбуйтесь красотой,
  • И идите вы домой!

кот и мыша

Сосницкая Ксения

  • Почуял Котик наш мыша.
  • И ходит тихо, не спеша,
  • Понюхает, посмотрит, поспит и посидит.
  • А Мышка притаилась и в уголок забилась.
  • Но Котик наш хитёр,
  • И слух его остёр.
  • Пошел он на кровать,
  • Как будто бы поспать.
  • А Мышь проворна, но глупа,
  • Всё думает про сыр.
  • Она забыла про Кота,
  • Но кот за ней следил.
  • Вот так ребята!
  • Не надо быть таким мышом,
  • Не стоит воровать.
  • Об этом чётко надо знать
  • И никогда не забывать.

Заяц и ёжик

Долгов Серёжа

  • Жили были заяц да ёжик.
  • Как-то раз они поспорили, кто быстрее сбежит с холма.
  • Когда заяц был возле финиша,

он споткнулся об корягу.

  • И ёжик решил помочь победить зайцу.

Ёжик обменял победу на друга,


Старуха и петух.

Игнатов Юрий

  • Была старуха, которая нажила себе красивого и умного петуха,
  • Почему умный, а это я сейчас не покажу, а расскажу.
  • Вот петух поесть летел, а бабушка не дала покушать,
  • А петух влетел домой!
  • И бабушку обстрелял своим клювом, и сам всё что было скушал.

мальчуган

Абрамовский Владислав

  • Шёл мальчишка, мальчуган одной дорогой скользкой
  • Всё была бы не беда.
  • Да поскользнулся и упал мальчик, лежит
  • И не чего поделать он не может.
  • И вот! Соседский мальчик идёт,
  • Поёт себе, поёт.
  • -Что ты разлёгся в луже?- спрашивает мальчик, - Что случилось?
  • - Да вот упал я в лужу. Так как-то повернулся я нелепо
  • -Ха-ха! Да посмотри ты на меня!
  • И сам тут в лужу плюхнулся, измок весь.
  • И учись сосед!

волк и заяц

Андреев Максим

  • Жил волк в своей норе, а заяц в своей избушке.
  • Вот как-то раз узнал волк что у зайца в избе мёд,
  • И захотел полакомиться.
  • Вот пришёл волк к зайцу и говорит: -Заяц пусти меня к себе жить.
  • -Ладно, заходи.
  • Наступила ночь, заяц уснул.
  • Волк поднялся на чердак и увидел две бочки.
  • Он залез в первую бочку,
  • А там была смола.
  • И он засох в той смоле.
  • Вот так и говорят, не разевай роток на чужой медок.

утка и утёнок

Ческидова Юля

  • Утка и утёнок гуляли по лугу.
  • Но вдруг бежит зайчонок
  • И говорит:"Спасите меня, спасите от лисицы!"
  • А утка отвечает: "Зачем тебя спасать?"
  • Но вот зайчонок спрятался, и лисица его не нашла.
  • Потом заяц гонял утёнка.
  • Лучше помогать тому, кто тебя просит,
  • Чем потом от них получать.

парад во дворце

Исмонова Роза

  • Сегодня в нашем во дворце
  • Идёт парад и все о нём твердят, твердят
  • Жюри на нём, король и королева.
  • Вдруг королева с удивлением спросила:
  • - Кто эта девушка? И платье, да и украшение - всё так блестит!
  • Король ей сразу же в ответ:
  • - Она жена двоюродного принца, Но тот мой принц немного беден.
  • Вчера просил на рубашонку денег, на ружья и на сапоги.
  • Сказал что денег нет! Он до предела разорён!
  • И принц из зала вышел вон.
  • Вот так без радости и славы, встречая на пути житейские преграды, частенечко кончаются парады.

мартышкины детишки

  • Геер Валерия
  • Пошла мартышка в магазин
  • И купила апельсин.
  • Пришли они домой, сели за стол
  • И стали делить апельсин по долькам.
  • Старший сыночек сказал:
  • - Так как я старший, я буду делить.
  • И младший сказал: - Нет уж, как я младший я должен всё забрать.
  • Ну а средний говорит: - Давайте всё поделим пополам.
  • Поделили пополам!
  • Средний взял себе половину апельсина.
  • Старший с младшим вдруг в недоумении…..!
  • Шум, крик, гам, на весь дом та-ра-рам!!!
  • Дружите ребята, вместе делите поровну, коль есть чем поделиться!

Многие учителя литературы дают задания своим ученикам связанное с написанием басни. Чаще всего, если ученик внимательно слушал, как это делается на уроке, то с этим заданием у него не возникнет никаких проблем. А если учащийся отсутствовал или пропускал всё мимо ушей, то ему придётся руководствоваться следующими советами.

Правила написания басни

Сначала нужно найти в толковом словаре, что означает само слово басня. Басня обычно пишется в виде обычных стихов или прозы. Она во многом отличается от других подобных жанров тем, что в ней есть наличие нравоучения, а также сатирический уклон. Чаще всего басня заканчивается какой-либо моралью. Основная мысль автора должна быть выражена в краткой и чёткой форме.

Писать своё произведения автору рекомендуется с самого конца, то есть непосредственно с морали. Так как обычно басня заканчивается каким-либо известным высказыванием или пословицей. В качестве примера можно посмотреть высказывания знаменитых баснописцев С. Михалкова или же И. Крылова. После нужно немного подумать, как можно правильно зарифмовать понравившуюся мысль.

Какая будет иллюстрация у басни?

Разнообразные животные;

Насекомые;

Или неодушевлённые предметы.

К примеру, в баснях Крылова можно увидеть картину, как разговаривают ворона с птицей или стрекоза слушает нравоучения от муравья. Стоит хорошо подумать какой именно герой подойдёт для вашей морали. Будет хорошо, если у читателя басни заранее сложится образ героя этой морали, пусть это будет умная ворона, трусливый заяц либо хитрая лиса.

Придуманную историю необходимо записать в виде прозы. Все составленные предложения в басне должны быть очень короткими и понятными для читателя. Как и все другие произведения, басня состоит из завязки, дальше следует развитие событий, кульминация и непосредственно развязка, которая предшествует самой морали. Просто здесь каждая из перечисленных частей имеет небольшой набор слов. Басня вполне может быть написана и без рифмы, но чаще всего стихотворная форма лучше воспринимается слушателем, чем обычная проза. Поэтому стоит попробовать прочитать прозаичный отрывок в стихотворной форме. Какой именно размер выбрать не имеет особого значения, всё будет зависеть от личного желания. Для этого вполне подойдёт энергичный хорей или классический ямб, либо что-то другое.

» » Как написать басню