Какой корабль спустил николай 2. Выживший при Цусиме

Нужно отметить, что яхту «Штандарт» отличал очень высокий уровень комфорта, но при этом, совсем не комфорту в ущерб, она же имела и высокие мореходные качества и справедливо считалась лучшей яхтой такого класса во всем мире из таких судов. В книге американского писателя Роберта Мэсса «Николай и Александра» о ней написано так: «Где бы ни швартовался «Штандарт» - на Балтике или у крымских скал, - он был образцом морской элегантности. Размером с небольшой крейсер, оснащённый паровой машиной, работавшей на угле, он тем не менее был спроектирован как парусное судно. Его огромный бушприт, украшенный золотым вензелем на чёрном фоне, устремлённый вперед, точно выпущенная из лука стрела, как бы продолжал нос клипера. Над палубой возвышались три стройные, покрытые лаком мачты и две белые дымовые трубы. Над надраенными палубами были натянуты белые парусиновые тенты, затеняющие от солнца плетёные столы и стулья. Под верхней палубой располагались гостиные, салоны, кают-компании, обшитые красным деревом, с паркетным полом, хрустальными люстрами, канделябрами, бархатными портьерами. Помещения, предназначенные для царской семьи, были задрапированы ситцем. Помимо судовой церкви и просторных кают для императорской свиты на яхте имелись помещения для офицеров, механиков, котельных машинистов, палубной команды, буфетчиков, лакеев, горничных и целого взвода моряков гвардейского экипажа. Кроме того, на нижних палубах нашлось достаточно места для размещения духового оркестра и балалаечников».

Императорская яхта «Штандарт». На рейде Ялты, 1898 год.

В присутствии на «Штандарте» августейших особ яхту всегда сопровождал эскорт из 2-3 миноносцев. Некоторые из них могли стоять неподалеку от яхты, тогда другие неторопливо курсировали на горизонте.


Императорский салон.


Кабинет Николая Второго.

Днем яхта медленно плыла между скалистыми островами, щедро рассыпанными природой у берегов Финляндии, периодически углубляясь в живописные прибрежные заливы, окаймленные по берегу стволами высоких корабельных сосен. К вечеру бросали якорь в какой-нибудь укромной безлюдной бухте, а утром пассажиры «Штандарта» уже любовались ее тихой прозрачной водой, дном с жёлтым песком и валунами из красного гранита, поросшими густым кустарником.


Салон императрицы.


Столовая членов императорской семьи.

Императрица, страдавшая от частных недомоганий, на берег сходила редко, а большую часть времени проводила на палубе. С 1907 года ее фрейлиной стала Анна Александровна Вырубова, и теперь вместе с Александрой Фёдоровной на яхте «Штандарт» она проводила много времени и оставила об этом интересные воспоминания. Когда было тепло императрица и фрейлина грелись на солнышке в креслах на палубе, музицировали, писали письма и любовались морскими пейзажами. По вечерам же, когда Николай Второй играл со своими адъютантами на бильярде или же курил на палубе набитые им собственноручно папиросы, Александра Фёдоровна и Вырубова занимались тем, что читали друг другу вслух или же шили при свете электрической лампы.


Спальня наследника-цесаревича.


Обед нижних чинов.

В хорошую погоду Николай II имел обыкновение совершать долгие прогулки вместе с дочерьми по финским лесам, что росли по берегам бухт. При этом он часто отпускал сопровождавшую их охрану и гулял с ними один. Девочки занимались тем, что собирали букеты цветов, лесные ягоды, грибы, росший на скалах седой мох и сверкающие волшебными искорками маленькие кусочки кварца. На яхту путешественники, полные впечатлений, возвращались к полуденному чаю, который им подавали на верхней палубе под марши, которые исполнял духовой оркестр, или под виртуозную игру группы балалаечников, входящих в штат персонала яхты.


Княгини Ольга и Татьяна на борту «Штандарта».

По вечерам императорская яхта превращалась в настоящую колыбель. Её лёгкое покачивание на воде всех убаюкивало. Так что, когда стюарды начинали накрывать в гостиной стол к ужину, есть его очень часто было просто некому: вся императорская семья уже крепко спала.


Татьяна в матроске.

Находясь на борту «Штандарта» Николай II продолжал заниматься государственными делами, так что к нему на миноносцах и катерах прибывали для докладов и министры, и чины тайной полиции. График своего ежегодного июньского двухнедельного отпуска на борту яхты император выстраивал таким образом, чтобы два дня в неделю работать, а пять дней - отдыхать. В это время отдыха ни министрам, ни высоким чинам тайной полиции подниматься на борт яхты не разрешалось. Но важные донесения, а также различные документы и прессу на «Штандарт» из Санкт-Петербурга доставлялись ежедневно курьерским катером.


Императорская семья на борту яхты «Штандарт».

В своих мемуарах Вырубова подробно рассказала о том, что происходило на яхте «Штандарт» в ее присутствии. Например, о том, что пока дочери императора были еще маленькими, за каждую из них отвечал специальный матрос-нянька (как их называли на «Штандарте» - дядька), которые занимались тем, что следили за тем, чтобы доверенный его заботам ребёнок не упал бы за борт.


Саблин Н.П. – автор мемуаров о службе на «Штандарте» в обществе великих княжон и офицеров яхты.

Потом великие княжны подросли и получили родительское разрешение купаться в море самостоятельно, однако «дядьки» при этом не отменялись. Просто, чтобы их не смущать во время водных процедур, они находились на берегу поблизости и, стоя на какой-нибудь возвышенности, наблюдали за ними в бинокль.


Императорская яхта «Штандарт» в Ревельском заливе. Король Эдуард VII и император Николай II.

Понятно, что чем не старше становились княжны, тем сильнее тяготила их эта опека и они стремились, как и все дети, показать, что они уже «не маленькие». Бывало, что княжны своих дядек и дразнили, и даже устраивали им разные каверзы. Однако Николай II никогда не вмешивался в эти отношения между своими дочерьми с яхтенными матросами-няньками. Но всем дядькам каждый год за их нелёгкий и весьма деликатный труд от императора в подарок давались именные золотые часы, то есть оценивался он весьма высоко.


Король Эдуард VII и император Николай II на борту «Штандарта» в 1908 году.

Случается, вспоминала Вырубова, что «Штандарт» бросал якорь в водах владений как русской, так и финской знати. И их владельцы нередко могли поутру встретить на пороге своего дома русского императора, который вежливо спрашивал их разрешения поиграть у них на теннисном корте. Кстати, Николай II был прекрасным теннисистом, что отмечала не она одна.

Жизнь императорской семьи на яхте проходила легко и беззаботно. Это был ее собственный мир, мир вдали от бед и печалей, мир в «башне из слоновой кости».


Александра Федоровна с царевичем Алексеем.


Великая княжна Мария Николаевна и британская принцесса Виктория на борту яхты «Штандарт» в Ревеле.

Начальник канцелярии Министерства Императорского двора А.А. Мосолов в своих записках «При дворе последнего Российского императора», опубликованных в 1993 году, писал: «Сама государыня становилась общительной и весёлой, как только она ступала на палубу «Штандарта». Императрица участвовала в играх детей и подолгу разговаривала с офицерами. Офицеры эти, очевидно, занимали очень привилегированное положение. Часть их каждый день приглашалась к высочайшему столу. Государь и его семья нередко принимали со своей стороны приглашение на чай в кают-компании... Младшие офицеры «Штандарта» мало-помалу присоединялись к играм великих княжон. Когда те выросли, игры превратились незаметно в целый ряд флиртов - конечно, вполне безобидных. Слово «флирт» я употребляю не в том вульгарном смысле, который ему теперь дают; - офицеров «Штандарта» лучше всего было сравнивать с пажами или рыцарями средневековья. Много раз эта молодежь потоком проносилась мимо меня, и никогда я не слышал ни одного слова, могущего вызвать нарекание. Во всяком случае эти офицеры были чудесно вышколены...»


Царевич Алексей и его дядька Андрей Деревенько.

А Вырубова вспоминает о том, как «… проходя мимо двери цесаревича Алексея Николаевича, я увидела императрицу-мать, сидящую на его кроватке: она бережно чистила ему яблоко, и они весело болтали».


Государь-император с супругой на борту яхты «Штандарт».

В любом случае император, оказавшись на своей яхте, старался как можно больше времени находиться со своими детьми. Причем, большие размеры яхты превращали ее в отличную игровую площадку. Юные княжны, например, катались по ее палубе на роликовых коньках!


Княжна Анастасия играет с котятами…


Княжны Мария и Татьяна играют с котятами, 1908 г.

Но нельзя сказать, что «Штандарт» был лишь своего рода плавучим домом для царской семьи. Яхта очень часто использовалась для участия в различных дипломатических и представительских мероприятиях. В то время в Европе не было такого императора, короля или президента, который хотя бы один раз не был бы на этом судне, не ступал на его сверкающую чистотой палубу и не любовался ее декором, бравым экипажем и интерьером.


Мария, Ольга, Анастасия и Татьяна… О том, какая в будущем их ожидает судьба, они еще не знают…


«Приехали по делам». Министр Императорского двора барон В.Б. Фредерикс и председатель Совета министров П.А. Столыпин на палубе яхты «Штандарт». Финляндия, 1910 г.

В 1909 году Николай II именно на борту «Штандарта» предпринял свой последний визит в Англию, во время которого король Эдуард VII в честь своего венценосного гостя устроил парад королевского военного флота. Оба государя находились на борту королевской яхты «Виктория и Альберт», которая проплывала между тремя линиями броненосцев и дредноутов. При этом на английских военных кораблях перед яхтой приспускали флаги, корабли салютовали орудийными выстрелами, а оркестры на палубах играли гимны «Боже, царя храни!», и «Боже, храни короля!». Король Эдуард VII и император Николай в форме английского адмирала стояли рядом на палубе и отдавали честь, а тысячи британских моряков кричали им громкое «ура».


Николай II проводит смотр линейным кораблям-додредноутам Черноморского флота.

Что касается Николая II и кайзера Вильгельма, то в последний раз им довелось встретиться в июне 1912 года и опять-таки на борту яхты «Штандарт». Тогда и «Штандарт», и яхта императора Вильгельма - «Гогенцоллерн», встали на якорь борт о борт в порту Ревель (ныне Таллин). 30 июня 1912 года Николай написал в письме к матери: «Император Вильгельм гостил три дня, и всё прошло вполне удачно. Он был чрезвычайно весел и приветлив... дал хорошие подарки детям и Алексею подарил много настольных игр... Он пригласил в последнее утро к себе на яхту на закуску с шампанским всех офицеров "Штандарта". Этот приём продолжался полтора часа, после чего он рассказал мне, что наши офицеры выпили 60 бутылок его шампанского».


Фотография царевича Алексея Николаевича России с матросами, 1908г.

Интересно, что его бело-золотая яхта «Гогенцоллерн» имела водоизмещение 4000 тонн и потому была значительно меньше «Штандарта», и кайзер не мог скрыть своей зависти, глядя на это прекрасное судно. «Он говорил, - писал Николай II матери, - что был бы счастлив получить её в подарок...». Но… сколько он не намекал Николаю, как было бы это хорошо, тот его намекам не внял и «Штандарт» в итоге так при нем и остался.


Машинный отсек яхты «Штандарт».

Одно из плаваний в шхерах закончилось аварией. Вот ее описание, сделанное Робертом Мэсси в 1907 году, то есть сразу после происшествия: «Яхта выходила узким проливом в открытое море. Пассажиры сидели на палубе. Внезапно с оглушительным треском яхта ударилась о подводную скалу. Опрокинулась посуда, упали стулья, попадали на палубу музыканты. Вода устремилась в трюм, «Штандарт» накренился и стал оседать. Взвыли сирены, матросы стали спускать на воду шлюпки. В этот момент не оказалось трёхлетнего цесаревича, и оба родителя просто обезумели от горя. Оказалось, что матрос-нянька Деревенько при ударе «Штандарта» о скалу схватил Алексея на руки и перенес его на нос яхты, считая вполне правильно, что с этой части судна ему будет легче спасать наследника при полной гибели яхты.

Николай II всё время находился у лееров, следя за спуском шлюпок. Он часто смотрел на часы, подсчитывая, на сколько дюймов в минуту опускается в воду «Штандарт». По его оценкам, оставалось 20 минут. Однако благодаря своим герметичным переборкам яхта не затонула. И позднее была отремонтирована».


«Яхта «Штандарт» - «яйцо» Фаберже.

Сестра Николая II Ольга вспоминала, что пока «Штандарт» чинился, матросов с яхты часто приглашали в Мариинский театр исполнять там роли рабов и воинов, например, в опере «Аида». «Было смешно видеть этих высоких мужчин, стоящих неловко на сцене, одетых в шлемы и сандалии и показывающих свои голые волосатые ноги. Несмотря на неистовые сигналы режиссёра, они таращили глаза на царскую ложу, широко и весело улыбались нам».


«Яхта «Штандарт» - «яйцо» Фаберже. Крупным планом.

В советское время из яхты «Штандарт» сделали минный заградитель «Марти», но это уже совсем другая …

В Петербурге был спущен на воду бронепалубный двухмачтовый крейсер «Аврора», будущий символ Октябрьской революции
В Санкт-Петербурге на верфи Нового Адмиралтейства 24 мая 1900 года лично императором Николаем II был спущен на воду бронепалубный двухмачтовый крейсер «Аврора». Крейсер свое имя получил от 44-пушечного фрегата «Аврора», который в годы Крымской войны в 1854 году обеспечил успешную оборону города Петропавловска от вдвое превосходящих сил английской эскадры адмирала Прайса. Новый крейсер вступил в строй боевых кораблей флота России в 1903 году.


Боевое крещение корабль получил через 5 лет в Цусимском сражении во время Русско-японской войны, где был серьезно поврежден и потерял 15 членов экипажа. Крейсеру удалось вырваться из окружения и уйти в Манилу, где 9 июня 1905 года был интернирован местными властями, где он простоял разоруженным до конца войны. В 1906 году корабль возвратился на Балтику. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1906-1908 гг. на Франко-Русском и Балтийском заводах.
Кроме того был снят боевой фор-марс, переделали боевую рубку, демонтировали торпедные аппараты и установили минные рельсы. Число 152-мм орудий довели до 10 (за счет 4х 75-мм).
После ремонта крейсер вошел в состав учебного отряда Морского кадетского корпуса и совершил ряд плаваний в Атлантический и Индийский океаны, Средиземное море, к берегам Африки, Таиланда и Индонезии.
С ноября 1916 года по ноябрь 1917 года прошел повторный капитальный ремонт на Франко-Русском заводе с заменой котлов и перевооружением (были демонтированы 75-мм орудия, увеличены углы возвышения 152-мм орудий, число которых было доведено до 14). В период первой мировой войны нес дозорную службу, прикрывал набеговые и минно-заградительные действия легких сил флота. Участвовал в обороне Рижского залива летом 1916 года, февральской революции. В ночь на 7 ноября 1917 года радиостанция крейсера передала сообщение о переходе
власти в руки временного революционного комитета и воззвание "К гражданам России", подписанное В.И. Лениным. В 21 час 45 минут того же дня холостым выстрелом из носового орудия крейсер подал сигнал к штурму Зимнего дворца.
С 7 по 14 ноября 1917 года участвовал в подавлении мятежа Керенского-Краснова. С 4 по 9 января 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. С мая 1918 года по 9 ноября 1922 года находился в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении. В годы гражданской войны 152-мм орудия крейсера были сняты и отправлены на Волжскую военную флотилию для вооружения плавающих батарей. В ноябре 1922 года переформирован в учебный корабль. Прошел капитальный ремонт с ноября 1922 года по 23 февраля 1923 года.
С 9 июля по 24 августа 1924 года поход с посещением Бергена (Норвегия).
С 28 июля по 12 августа 1928 года визиты в Осло (Норвегия) и Копенгаген (Дания), С 15 по 24 августа 1929 года -в Свинемюнде (Германия),
с 15 июля по 24 августа 1930 года - поход с посещением Бергена (Норвегия),
Мурманска, Архангельска и Кристиансанда (Норвегия).
2 ноября 1927 года награжден орденом Красного Знамени и первым в РККФ поднял орденский Военно-морской флаг.
В начале Великой Отечественной войны был разоружен. Орудия отправили на сухопутный фронт и на корабли Черноморского флота.
В годы войны использовался в качестве плавающей казармы для размещения экипажей подводных лодок.
30 сентября 1941 года от попаданий артиллерийских снарядов противника лег на грунт в Ораниембауме.
20 июля 1944 года поднят аварийно-спасательной службой Краснознаменного Балтийского флота и в 1945 году отбуксирован в Ленинград для ремонта на Балтийском судостроительном заводе.
6 ноября 1948 года поставлен на прикол на набережной Большой Невки.
В 1984 - 1987 годах на крейсере был произведены ремонтно-восстановительные работы и переоборудование.
Объем работ позволяет говорить о создании заново макета крейсера с использованием некоторого количества подлинных деталей.
В настоящее время используется как музей.

Водоизмещение 7000 т. Размерения 123.7/x16.8x6.4 м
Воружение первоначальное - 8 - 152/45, 24 - 75/50, 8 - 37 мм, 2 - 64 мм дес., 1 НТА, 2 ПТА
Бронирование: палуба 38-60-76 мм, рубка 152 мм
Механизмы 3 вертикальные машины тройного расширения мощностью 12300 и.л.с. 24 водотрубных котла Бельвиля, 3 винта
Скорость 19.2 узла Дальность плавания 4000 миль. Экипаж 20 офицеров и 550 матросов
ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

Крейсер "Аврора" спущен на воду, 1900 года

Крейсер "Аврора" в достройке у набережной завода, 1901-1902 годы

Крейсер "Аврора" после вступления в строй, 1903 год

Крейсер "Аврора", 1903 год

Крейсер "Аврора" до сентября 1903 года

Повреждения носовой части крейсера в Цусимском бою, июнь 1905 года

Повреждения центральной части правого борта и дымовых труб крейсера, июнь 1905 года

Пробоины в районе 75-мм орудия №7 правого борта Крейсера "Аврора", июнь 1905 года

Крейсер "Аврора" под флагом контр-адмирала О. А. Энквиста после прихода в Манилу, июнь 1905 года

Крейсер "Аврора" на рейде Манилы после Цусимского сражения, июнь 1905 года

Крейсер "Аврора", перекрашенный в белый цвет, незадолго до ухода из Манилы, сентябрь 1905 года

Крейсер "Аврора" на пути в Россию, 1905 год

Крейсер "Аврора" на Балтике, после 1909 года

Крейсер "Аврора" 1909-1910 годы

Крейсер "Аврора" 1909-1914 годы

Крейсер "Аврора"

Крейсер "Аврора"

Крейсер "Аврора" 1911 год

Крейсер "Аврора" в Ораниенбаумском порту

Крейсер "Аврора" в 1916 году

Крейсер "Аврора" у Франко-русского завода, 1917

Крейсер "Аврора" во время ремонта на Франко-Русском заводе, 1917 год

Крейсер "Аврора" у Франко-русского завода, 1917 год

Крейсер "Аврора" на восстановлении в 1923 году

Крейсер "Аврора" в 1930-х годах

Крейсер "Аврора" в Ораниенбауме, 1942 год

Крейсер "Аврора" на Петроградской набережной Большой Невки, 1975 год

Крейсер "Аврора" в начале 1980-х годов

Крейсер "Аврора" на Большой Невке у Нахимовского училища, 1982 год

Восстановительный ремонт на заводе имени Жданова, 1984-1987 годы

Крейсер "Аврора" перед спуском на воду, 18 апреля 1987 года

Крейсер "Аврора" перед спуском, 18 апреля 1987 года

Крейсер "Аврора" после вывода из эллинга, апрель 1987 г

Крейсер "Аврора" после вывода из эллинга, апрель 1987 года

Спуск крейсера на заводе имени Жданова, 18 апреля 1987 г

Спуск крейсера на заводе имени Жданова, 18 апреля 1987 года

Крейсер "Аврора" у достроечной стенки завода имени А.А. Жданова, лето 1987 года

Буксировка крейсера к месту вечной стоянки, 16 августа 1987 года

Буксировка крейсера к месту вечной стоянки, 16 августа 1987 г

Крейсер «АВРОРА» 22 июля 2004 года.

В 11:15 24 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, наблюдавших за церемонией из Императорского павильона, состоялся торжественный спуск «Авроры» на воду. Своё название он унаследовал от одноимённого парусного фрегата, т.к. в те времена была такая традиция.

Под залпы артиллерийского салюта стоявших на Неве кораблей крейсер благополучно сошёл на воду, «без перегиби и течи», как докладывал впоследствии К. М. Токаревский. «По мере выхождения судна из эллинга, на нём были подняты флаги, а на грот-мачте штандарт Его Величества». Во время спуска на верхней палубе корабля в составе почётного караула находился 78-летний матрос, служивший на фрегате «Аврора». Кроме того, на спуске присутствовал бывший офицер прославленного парусника, а теперь вице-адмирал К. П. Пилкин. На следующий день новый крейсер был отбуксирован к стенке Франко-русского завода для установки главных машин. Водоизмещение корабля на момент спуска составило 6731 тонну.

История крейсера

Крейсер Аврора большинство людей живших при советской власти знают, как символ социалистической революции. Легендарным крейсер стал после того, как гром его орудий возвестил о государственном перевороте в России и о приходе к власти большевиков.

Каким-то уникальным по своим боевым качествам этот корабль отнюдь не являлся. Ни особо резвой скоростью хода (всего 19 узлов — эскадренные броненосцы того времени развивали скорость 18 узлов), ни вооружением (8 шестидюймовых орудий главного калибра — далеко не потрясающая огневая мощь) крейсер не мог похвастаться. Корабли другого принятого тогда на вооружение русского флота типа («Богатырь») бронепалубных крейсеров были гораздо быстроходнее и в полтора раза сильнее. И отношение офицеров и команд к этим «богиням отечественного производства» было не слишком тёплым — крейсера типа «Диана» имели массу недостатков и постоянно возникающих технических неполадок.

Тем не менее, своему прямому назначению — ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба — эти крейсера вполне соответствовали, обладая солидным (около семи тысяч тонн) водоизмещением и, вследствие этого, хорошей мореходностью и автономностью. При полном запасе угля (1430 тонн) «Аврора» могла без дополнительной бункеровки дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться обратно.

Все три крейсера предназначались для Тихого океана, где назревал военный конфликт с Японией, и первые два из них уже находились на Дальнем Востоке к моменту вступления «Авроры» в строй действующих кораблей. Третья сестра тоже спешила к родственницам, и 25 сентября 1903 года (всего через неделю после укомплектования, закончившегося 18 сентября) крейсер Аврора с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт.

В Средиземном море крейсер присоединился к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса, состоявшего из эскадренного броненосца «Ослябя», крейсера «Дмитрий Донской» и нескольких миноносцев и вспомогательных судов. Однако на Дальний Восток отряд опоздал — в африканском порту Джибути на русских кораблях узнали о ночном нападении японцев на порт-артурскую эскадру и о начале войны. Следовать дальше было признано слишком рискованным, поскольку японский флот блокировал Порт-Артур, и существовала высокая вероятность встречи с превосходящими силами противника ещё на подходе к нему. Высказывалось предложение выслать навстречу Вирениусу отряд владивостокских крейсеров в район Сингапура и идти вместе с ними во Владивосток, а не в Порт-Артур, но это вполне разумное предложение принято не было.

5 апреля 1904 года «Аврора» вернулся в Кронштадт, где был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий. Здесь на ней шесть из восьми орудий главного калибра прикрыли броневыми щитами — опыт боев артурской эскадры показал, что осколки фугасных японских снарядов буквально косят незащищённый личный состав. Кроме того, на крейсере сменился командир — им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев. 2 октября 1904 года в составе эскадры «Аврора» вторично отправилась в путь — к Цусиме.

«Аврора» состояла в отряде крейсеров контр-адмирала Энквиста и в ходе Цусимского боя добросовестно выполняла приказ Рожественского — прикрывала транспорты. Задача эта была явно не по плечу четырём русским крейсерам, против которых действовали сначала восемь, а потом шестнадцать японских. От геройской гибели их спасло только то, что к ним случайно подошла колонна русских броненосцев, отогнавших наседавшего неприятеля.

Чем-то особенным крейсер в бою не отличился — автором приписываемых «Авроре» советскими источниками повреждений, которые получил японский крейсер «Идзуми», на самом деле был крейсер «Владимир Мономах». Сама же «Аврора» получила около десятка попаданий, имела ряд повреждений и серьёзные потери в людях — до ста человек убитыми и ранеными. Погиб командир — его фотография экспонируется ныне в музее крейсера в обрамлении пробитого осколком японским снарядом стального листа обшивки и обгорелых досок настила палубы.

Ночью же, вместо того, чтобы прикрыть израненные русские корабли от бешеных минных атак японцев, крейсера «Олег», «Аврора» и «Жемчуг» оторвались от своих главных сил и направились на Филиппины, где и были интернированы в Маниле. Впрочем, обвинять команду крейсера в трусости нет никаких оснований — ответственность за бегство с поля боя лежала на растерявшемся адмирале Энквисте. Два из этих трёх кораблей впоследствии погибли: «Жемчуг» был потоплен в 1914 году германским корсаром «Эмден» в Пенанге, а «Олега» в 1919 году потопили английские торпедные катера в Финском заливе.

На Балтику Аврора вернулась в начале 1906 года вместе с несколькими другими кораблями, уцелевшими от японского разгрома. В 1909-1910 годах «Аврора» вместе с «Дианой» и «Богатырём» входила в состав отряда заграничного плавания, специально предназначенного для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского Инженерного училища, а также учениками Учебной команды строевых унтер-офицеров.

В спасении жителей Мессины от последствий землетрясения 1908 года команда «Авроры» не участвовала, но медаль за этот подвиг от благодарных жителей города получили русские моряки с «Авроры» при посещении крейсером этого сицилийского порта в феврале 1911 года. А в ноябре 1911 года авроровцы принимали участие в торжествах в Бангкоке в честь коронации сиамского короля.

Крейсер Аврора в Первую Мировую Войну

Первую Мировую войну «Аврора» встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с «Олегом», «Богатырём» и «Дианой»). Русское командование ожидало прорыва мощного германского Флота Открытого моря в Финский залив и удара по Кронштадту и даже по Санкт-Петербургу. Для парирования этой угрозы спешно ставились мины, и оборудовалась Центральная минно-артиллерийская позиция. На крейсера же возлагалась задача несения дозорной службы в устье Финского залива с тем, чтобы своевременно известить о появлении германских дредноутов.

Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую. Первого успеха русские корабли добились уже 26 августа, когда у острова Оденсхольм сел на камни германский лёгкий крейсер «Магдебург». Подоспевшие крейсера «Паллада» (старшая сестра «Авроры» погибла в Порт-Артуре, и эта новая «Паллада» была построена после русско-японской войны) и «Богатырь» попытались захватить беспомощный корабль противника. Хотя немцы и сумели взорвать свой крейсер, на месте аварии русские водолазы нашли секретные германские шифры, которые в ходе войны сослужили добрую службу и русским, и англичанам.

Но русские корабли ждала новая опасность — с октября на Балтийском море начали действовать германские подводные лодки. Противолодочная оборона на флотах всего мира находилась тогда в зачаточном состоянии — никто не знал, как и чем можно поразить скрывающегося под водой невидимого врага, и как избежать его внезапных атак. Ни ныряющих снарядов, ни, тем более, глубинных бомб и гидролокаторов ещё и в помине не было. Надводные корабли могли рассчитывать только на старый добрый таран — ведь не принимать же всерьёз разработанную анекдотическую инструкцию, в коей предписывалось накрывать замеченные перископы мешками и сворачивать их кувалдами.

11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка «U-26» под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу «Палладу» и подошедшую ей на смену «Аврору». Командир германской субмарины с немецкой педантичностью и скрупулёзностью оценил и классифицировал цели — по всем статьям новый броненосный крейсер представлял собой куда более заманчивую добычу, нежели ветеран русско-японской войны.

Попадание торпеды вызвало на «Палладе» детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем — на волнах осталось только несколько матросских бескозырок…

«Аврора» развернулась и укрылась в шхерах. И снова не стоит обвинять русских моряков в трусости — как уже говорилось, бороться с подводными лодками ещё не умели, а русское командование уже знало о случившейся десятью днями раньше трагедии в Северном море, где немецкая лодка потопила сразу три английских броненосных крейсера. «Аврора» вторично избежала гибели — судьба явно хранила крейсер.

На роли «Авроры» в событиях октября 1917 года в Петрограде особо задерживаться не стоит — об этом сказано более чем достаточно. Заметим только, что угроза расстрелять Зимний дворец из орудий крейсера была чистой воды блефом. Крейсер стоял в ремонте, и потому весь боезапас с него выгрузили в полном соответствии с действовавшими инструкциями. А штамп «залп «Авроры» неверен чисто грамматически, поскольку «залп» — это одновременно произведённые выстрелы из как минимум двух стволов.

В гражданской войне и в боях с английским флотом «Аврора» участия не принимала. Острая нехватка топлива и прочих видов снабжения привела к тому, что Балтийский флот сократился до размеров ДОТа, — «действующего отряда» — состоявшего всего из нескольких боевых единиц. «Аврору» вывели в резерв, а осенью 1918 года часть орудий с крейсера сняли для установки на самодельных канонерских лодках речных и озёрных флотилий.

В конце 1922 года «Аврору» — единственный, кстати, корабль старого императорского российского флота, сохранивший своё данное ему при рождении имя, — решено было восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нём десять 130-мм орудий вместо прежних 6-дюймовых, две зенитки и четыре пулемёта, и 18 июля 1923 года корабль вышел на ходовые испытания.

В советские годы, естественно, основное (да, пожалуй, и единственное) внимание уделялось революционному прошлому крейсера. Изображения «Авроры» присутствовали везде, где только можно, и силуэт трёхтрубного корабля сделался таким же символом города на Неве, как Петропавловская крепость или Медный всадник. Всячески превозносилась роль крейсера в Октябрьской революции, и существовала даже шутка-анекдот: «Какой корабль в истории имел самое мощное вооружение?» — «Крейсер «Аврора»! Один выстрел — и целая держава рухнула!».

116 лет назад под залпы салюта на верфи Нового Адмиралтейства Николаем II был спущен на воду крейсер «Аврора». Бронепалубное двумачтовое судно с водоизмещением 6,7 тонн, длинной 127 метров и шириной около 17 метров было оснащено 8 орудиями калибра 152 мм, 24 орудиями калибра 77 мм, 8 орудиями калибра 37мм, 2 орудиями калибра 63,5 мм и тремя 381-мм торпедными аппаратами.

Крейсер получил свое название в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в времена Крымской войны: в 1854 году 44-пушечный фрегат «Аврора» отбил город от вдвое превосходящих сил английской эскадры адмирала Прайса.

Кстати, во время спуска на верхней палубе судна в составе почётного караула находился 78-летний матрос, служивший на той самой «Авроре».

16 июня 1903 года корабль официально вошел в состав Российского императорского флота. Свое первое боевое крещение корабль получил уже через несколько лет в Цусимском сражении в годы Русско-японской войны, однако был серьезно поврежден перекрестным огнем японских кораблей. В результате одного одного из попаданий начался пожар в близости от бомбового погреба. Лишь благодаря героической самоотверженности моряков «Авроры» удалось предотвратить угрозу взрыва и уничтожения корабля.

В том сражении погиб командир «Авроры», капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев, получив смертельное ранение в голову от осколков снаряда. Скончались 14 матросов, 8 офицеров и 74 нижних чина получили ранения.

Судну удалось вырваться из окружения противника и взять курс на юго-запад. 21 мая выжившие корабли «Аврора», «Жемчуг» и «Олег» бросили якорь в филиппинском порту Манила, находящимся под контролем США. Согласно директиве, полученной американским командованием из Вашингтона, русские корабли должны были либо снять все вооружение, либо покинуть порт в течение 24 часов.

Так, 26 мая 1905 года с крейсера были сняты все замки орудий и сданы в американский арсенал. На этой ноте война для «Авроры» закончилась.

В 1906 году «Аврора» вернулась в Балтику и после ремонта переведена в состав учебного отряда Морского кадетского корпуса и совершил ряд плаваний в Атлантический и Индийский океаны, Средиземное море, в Африку, Таиланд и Индонезию

Первую Мировую войну «Аврора» встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота. Перед бригадой поставили задачу несения дозорной службы в устье Финского залива с целью своевременного обнаружения германских дредноутов.

11 октября 1914 года «Аврора», можно сказать, во второй раз избежала уничтожения — на входе в Финский залив германская подводная лодка «U-26» обнаружила два русских крейсера «Палладу» и «Аврору. Оценив обстановку и сделав вывод, что новый отечественный крейсер представляет собой более ценную добычу, нежели ветеран русско-японской войны, командир германской подлодки принял решение торпедировать именно «Палладу». В результате попадания снаряда, на судне произошел взрыв в погребе боезапаса и крейсер затонул вместе со всем экипажем. «Авроре» же удалось развернуться и укрыться.

В последствие «Аврора» отправилась в Петроград на ремонт.

7 ноября 1917 , согласно легенде, произошло знаковое событие — из пушки холостым выстрелом был отдан сигнал к штурму Зимнего дворца и начале Октябрьской революции.

В 1918 году крейсер был переведен в Кронштадт и законсервирован. К 1922 году «Аврора» в очередной раз становится учебным судном, а в годы Великой Отечественной войны башенные орудия были демонтированы и использовались для защиты Ленинграда от фашистов.

30 сентября 1941 года «Аврора» была обстреляна и потоплена в порту Ораниенбаума. Уже после войны судно подняли, отреставрировали и поставили в Санкт-Петербурге на вечную стоянку.

Крейсер «Аврора» - филиал Центрального военно-морского музея. / фото: planetadorog.ru

В 1992 году на флагштоке «Авроры» появилось полотно Андреевского военно-морского корпуса.

1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея. Кстати, корабль является объектом культурного наследия Российской Федерации.

А в сентябре 2014 года корабль был отправлен в Кронштадт на прохождение очередной ремонт работ. Планируется, что крейсер вернётся в состав флота 16 июля 2016 года.