Содержание профессиональной деятельности дефектолога. Эссе «Профессия дефектолог-это…

9. Роль общественных организаций в решении проблемы наркомании: Материалы международной практической конференции. - Кострома: «Авантитул», 2005. - 64 с.

10. Российские некоммерческие организации: лучший практический опыт / сост. М.А. Слободская. - М.: Институт проблем гражданского общества, 1998. - Вып. 1.

11. Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (РБФ НАН). - Режим доступа: http://www.nan.ru

12. Фонд «Город без наркотиков». - Режим доступа: http://stopcadr.net

13. Фонд «Спасение». - Режим доступа: http:// spasenie74.ru/mission/.

14. Фонд «Страна без наркотиков». - Режим доступа: http://www.fondsbn.ru

Лавская Наталья Сергеевна

кандидат педагогических наук Московский педагогический государственный университет

kafppmospi@mail. ги

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА

В статье представлена специфика деятельности педагога-дефектолога, определены особенности социальной компетентности педагога-дефектолога с учетом специфики его профессиональной деятельности.

Ключевые слова: социальная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность педа-гога-дефектолога оказывает влияние на все области его педагогической деятельности, содержание которой в значительной степени определяется характером взаимодействия со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса. В современных условиях полноценное содействие развитию и образованию ребенка с особыми потребностями возможно только в широком социокультурном и межличностном контексте, следовательно педагог-дефектолог должен привлекать к учебно-образовательному и воспитательному процессу как различных социальных партнеров, так и множество узконаправленных специалистов. Успешность коррекционно-развивающего воздействия напрямую связана со способностями педагога-дефектолога строить позитивные отношения с родителями, детьми и коллегами в форме активного взаимодействия, а последнее, обусловлено, в том числе, и степенью сформированности у дефектолога социальной компетентности.

Педагог-дефектолог, наряду с непосредственно педагогической деятельности призван реализовывать следующие функции:

1. Диагностические (умения видеть разнообразные нарушения психического и физического здоровья ребенка; адекватно подбирать и использовать психодиагностические методики; проводить диагностику уровня психического развития ребенка; умения, исходя из полученных результатов составлять педагогическое заключение и разрабатывать маршрут коррекционно-педагогической работы; умения выбирать и использовать эффективные коррекционно-развивающие технологии).

2. Прогностические (умения наблюдать за психическим развитием ребенка, навыки прогнозирования психического развития ребенка; способности предвидеть разнообразные затруднения в процессе учебно-воспитательной, образовательной и коррекционной работы с различными детьми; способности прогнозировать результаты учебной и коррекционной деятельности с ребенком с нарушениями развития).

3. Дидактические функции (умения осуществлять пропедевтику, планировать учебный процесс, использовать современные технологии обучения и коррекционные технологии, с учетом психофизических особенностей каждого конкретного ребенка; умения осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы к ребенку с нарушениями развития).

4. Трансформационные функции (умения педа-гога-дефектолога преобразовывать все компоненты учебно-воспитательного процесса исходя из принципа коррекционной направленности; выявление несоответствий и осуществление необходимой трансформации, адаптации учебного, речевого, дидактического и методического материала, методов и приемов, организационных форм работы, условий обучения и воспитания).

5. Воспитательные функции (умения диагностировать особенности социального функционирования ребенка с нарушением развития, способности ставить и решать воспитательные задачи; владение методами социализации ребенка с нарушением развития).

6. Организационные функции (умения рационально выстраивать учебно-воспитательный про-

© Лавская Н.С., 2012

цесс; вести необходимую документацию; осуществлять контроль за результатами; простраивать отношения между различными специалистами).

7. Консультативные функции (умения взаимодействовать с родителями ребенка с нарушением развития, воспитателями, педагогами, узконаправленными специалистами; навыки обучения взрослых).

Кроме вышеперечисленных направлений деятельности педагога-дефектолога следует отметить социальные и коммуникативные функции. Социальная деятельность предполагает сформирован-ность умений изучать и анализировать проблемы, условия и возможности социальной интеграции детей с нарушениями развития; проводить профессиональную ориентацию и профконсультирование; осуществлять социальную деятельность в соответствии с реальными потребностями детей. Коммуникативная деятельность включает в себя навыки педагога-дефектолога строить отношения с детьми с нарушениями развития, их родителями, коллегами и другими специалистами, участвующими в сопровождении ребенка.

Таким образом, в целом содержанием деятельности педагога-дефектолога является содействие психическому и физическому развитию ребенка, коррекция и компенсация имеющихся у него отклонений.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и собственного практического опыта профессиональную компетентность педагога-де-фектолога мы представляем как интегративное структурное образование его личности, проявляющееся в готовности и способности реализовывать такие профессиональные функции как развитие личности ребенка с нарушениями в развитии, его социализация, профилактика и коррекция нарушений психического здоровья и компенсация имеющихся у ребенка нарушений.

Профессиональная компетентность педагога-дефектолога, с нашей точки зрения, включает ряд составляющих.

1. Предметная компетентность - владение нормативно-правовой и директивной базой организации воспитательного, образовательного и коррекционно-развивающего процесса, которая является основой планирования, организации и осуществления контроля за психическим развитием детей с особыми потребностями.

2. Психолого-педагогическая компетентность -знание особенностей психического развития условно здоровых детей и детей с нарушениями в развитии; знания о психофизиологических, психологопедагогических особенностях детей с различной патологией и психофизиологических, психологопедагогических особенностях детей с сочетанной патологией; владение современными нейропсихо-логическими методиками; умение создавать «здоровую коррекционно-развивающую среду»; владе-

ние умениями педагогического общения; умения собирать и систематизировать информацию, необходимую для детей с особыми потребностями; умения вести профилактическую и просвещенческую работу с родителями детей с особыми потребностями.

3. Научно-методическая компетентность - знание актуальных проблем дефектологии и теоретических основ работы с детьми дошкольного, школьного возраста (тифлопедагогические, сурдопедагогические, олигофренопедагогические, логопедические); знания концепций и технологий коррекционно-развивающего обучения и умение их использовать с учетом особенности психофизического развития детей с особыми потребностями; владение умениями отбирать и систематизировать, ясно и логично излагать задачи и учебный материал, доступно объяснять факты и явления, основываясь, прежде всего, особенностями психического и физического здоровья детей с особыми потребностями; умение выбирать методы воспитания, формы и приемы работы с детьми с особыми потребностями, коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии.

4. Личностная компетентность - вера в потенциал ребенка, креативность, эмпатия, способности к саморефлексии, уровень личностной зрелости, социально-нравственная ответственность.

5. Самообразовательная компетентность - профессиональная и личностная потребность в самосовершенствовании, стремление к освоению новых профессиональных знаний, способность к работе с профессионально значимой информацией.

6. Коммуникативная компетентность - способность к межличностной коммуникации и продуктивному профессиональному взаимодействию.

7. Социальная компетентность - умение устанавливать и развивать контакты с родителями, детьми, коллегами, узконаправленными специалистами, представителями разных организаций, способность к участию в общественной работе, адаптация к жизненным условиям.

8. Деонтологическая компетентность - способности и готовность к осуществлению нормативного профессионального поведения в области коррекционно-педагогической деятельности с помощью сформированной системы ценностных мотивов, деонтологических знаний, умений, навыков и профессионально значимых качеств.

Профессиональная компетентность педагога-дефектолога оказывает влияние на все области его педагогической деятельности, содержание которой в значительной степени определяется характером взаимодействия со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса. В современных условиях полноценное содействие развитию и образованию ребенка с особыми потребностями возможно только в широком социокультурном и меж-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

личностном контексте, следовательно педагог-дефектолог должен привлекать к учебно-образовательному и воспитательному процессу как различных социальных партнеров, так и множество узконаправленных специалистов. Успешность коррекционно-развивающего воздействия напрямую свя-

зана со способностями педагога-дефектолога строить позитивные отношения с родителями, детьми и коллегами в форме активного взаимодействия, а последнее, обусловлено, в том числе, и степенью сформированное™ у дефектолога социальной компетентности.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

  • III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  • III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  • IV. Особенности правового регулирования труда беременных женщин
  • IV. Приоритетные направления деятельности Правительства Республики Карелия на период до 2017 года
  • VII. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова)
  • «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя», – писал в начале ХХ века известный немецкий педагог-дефектолог П.Шуман. Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только специально подготовленный педагог-дефектолог. Для успешной педагогической деятельности в структуре специального образования абсолютно недостаточно обычной педагогической подготовки.

    Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не учительской» деятельности, будучи направленной к одной цели – содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования. Сфера профессиональной деятельности педагога-дефектолога такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности, защиты прав лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

    Педагог-дефектолог проводит работу в тесной связи с медицинским персоналом, реализуя комплексный медико-педагогический подход к устранению нарушений у лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности и проводя коррекцию патологии на благоприятном фоне. Учитывая необходимость участия в коррекционной работе с детьми с особенностями психофизического развития учителей, воспитателей и родителей, педагог-дефектолог уделяет большое внимание работе с педагогическим коллективом школы и родителями по пропаганде специальных знаний.

    Профессиональная деятельность педагога-дефектолога относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредностями, оказывающими отрицательное влияние на состояние здоровья. В связи с этим существуют противопоказания к данному виду труда для тех, кто имеет отклонения в состоянии здоровья и значительное несоответствие личной психограммы профессиональной психограмме педагога-дефектолога. Труд педагога-дефектолога предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья органов зрения, слуха, нервной, сердечно-сосудистой и иммунной систем. Необходимы физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здоровье. Специалистам и, безусловно логопедам, необходимо иметь правильную речь и бездефектное произношение звуков.

    Педагог-дефектолог – это человек с особым складом души. Важнейшие черты профессионального характера педагога-дефектолога – доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, увлеченность своей работой, верность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность. Для него характерна гуманная оценка человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

    Немного найдется профессий, результаты деятельности которых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и его семьи, когда ребенок может жить нормальной детской жизнью – играть и учиться, общаться с родителями и дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться быть взрослым, нужным своей стране человеком.

    Профессиональная деятельность педагога-дефектолога сродни тому чуду, о котором написано в Новом Завете:

    «Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.

    Иисус, отведши его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;

    И воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть «отверзись».

    И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто...

    И чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает:

    И глухих делает слышащими и немых – говорящими» (Новый Завет // От Марка, гл. 7; ст. 32, 33, 34, 35, 37).

    Контрольные вопросы и задания

    1. В чем сущность образования как общественного явления?

    2. Какова роль образования в обществе и его развитии?

    3. Раскройте смысл основных функций современного образования.

    4. Дайте определение понятия «образование».

    5. Что представляет собой основное звено образовательно-педагогического процесса, каковы его педагогические составляющие и в чем проявляется их взаимодействие?

    6. Каковы конституционные и законодательные положения об образовании?

    7. В чем специфика понимания образования как системы? Дайте общую характеристику системы образования в современной Беларуси.

    8. Какими общими и профессиональными характеристиками должен обладать выпускник образовательного учреждения?

    9. Составьте «Памятку начинающему учителю-дефектологу»: напишите 10 – 15 проблем, которые затрудняют профессиональную педагогическую деятельность начинающему специалисту. Затем оцените по шкале потребностей А.Маслоу, к какому уровню относится каждая из проблем. Какой уровень преобладает? Как вы объясняете такое распределение?

    10. Составьте терминологический словарик по теме лекции, постарайтесь дать краткие, четкие, ясные определения понятиям, приведенным в лекции.


    | | | 4 | | | | | | |

    Дети - цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители - правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.

    Кто такой дефектолог?

    Существует профессия, которая объединяет медицину и дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.

    Дефектолог - это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.

    Какими качествами должен обладать дефектолог

    Дефектолог - это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.

    Среди которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:

    • Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога. У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия.

    • Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая.
    • Наблюдательность и внимательность. Два эти качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
    • Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог.
    • Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система - залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом - сложный труд.
    • Отзывчивость. Дефектолог - это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.
    • Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.

    Дефектологические специальности

    Наука дефектология включает несколько основных направлений:

    Профессия дефектолога: цели и задачи

    Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:

    1. Вызвать желание учиться посредством мотивации.
    2. Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.

    Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:

    • Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.
    • Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
    • Объединяет учащихся с идентичным психофизическим состоянием в группы.
    • Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей. Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.

    • Проводит консультации и детей, которые находятся у него на реабилитации.

    Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.

    Функции педагога-дефектолога

    1. Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
    2. Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
    3. Развивает коммуникативные
    4. Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников - на чтение, письмо и т. д.

    Работа дефектолога: организационные принципы

    Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции. Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения малыша специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог - в спокойном тоне.

    Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.

    При составлении плана занятий нужно учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна.

    Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей-педагогов.

    За каждым проблемным маленьким человечком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам.

    Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития крохи.

    Мифы о работе дефектолога

    • Миф 1 . По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог - это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
    • Миф 2 . Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.

    Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия

    Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:

    1. Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед - с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
    2. Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
    3. Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
    4. Дефектолог - широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.

    Родственные профессии

    Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.

    Известные ученые-дефектологи

    В специальном образовании нуждается немалое количество деток дошкольного и школьного возрастов. Многочисленным исследованиям, касающимся этой проблемы, посвятили свои труды выдающиеся ученые Российской Федерации. В золотой фонд ученых-дефектологов входят: В. М. Бехтерев (русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы), А. Н. Граборов (основатель системы воспитания сенсорной культуры), Л. В. Занков (отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского), М. С. Певзнер (российский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог), Ф. А. Рау, Ж. И. Шиф, Е. К. Грачева (первый русский педагог-дефектолог), В. П. Кащенко (руководитель первого санатория-школы для особенных детей), И. В. Маляревский, Л. С. Выготский (дефектолог-экспериментатор, исследователь дефектологии), М. Ф. Гнездилов (отечественный олигофренопедагог, методист), Г. Е. Сухарева (автор эволюционно-биологической концепции Г. М. Дульнев.

    Благодаря вышеперечисленным деятелям науки специальное образование в России получило не только утверждение, но и должное развитие.

    Спасибо

    Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

    Записаться к Дефектологу

    Чтобы записаться на прием к врачу или диагностику, Вам достаточно позвонить по единому номеру телефона
    +7 495 488-20-52 в Москве

    Или

    +7 812 416-38-96 в Санкт-Петербурге

    Оператор Вас выслушает и перенаправит звонок в нужную клинику, либо примет заказ на запись к необходимому Вам специалисту.

    Или же можно нажать зеленую кнопку «Записаться Онлайн» и оставить свой телефон. Оператор перезвонит Вам в течение 15-ти минут и подберет Вам специалиста, соответствующего Вашему запросу.

    В данный момент запись ведется к специалистам и в клиники в Москве и Санкт-Петербурге.

    Кто такой дефектолог?

    Дефектолог – это специалист, обладающий профессиональной подготовкой в такой области как дефектология (также называется коррекционной педагогикой ). Следует отметить, что дефектолог не является врачом, но эта специальность находится на пересечении медицины и педагогики. Дефектология занимается особенностями развития детей с недостатками со стороны психического или физического здоровья. Также эта отрасль специализируется на разработке и внедрении принципов воспитания и обучения таких детей. Соответственно, дефектолог – это специалист, в компетенцию которого входит работа с детьми, обладающими теми или иными психическими или физическими недостатками.

    Чтобы работать дефектологом, необходимо получить высшее педагогическое образование по специализации «дефектология». Во время обучения будущие дефектологи кроме педагогических дисциплин получают подготовку в психологии и некоторых сферах медицины. Специалист с таким образованием может работать в учреждении как обучающего (детские сады, школы ), так и лечебного (поликлиники, больницы ) профиля. Также дефектологи могут состоять в штате различных реабилитационных заведений, центров социальной защиты и психологической помощи.

    Учитель-(педагог )-дефектолог

    Учитель-дефектолог – это специалист, который состоит в штате учебного учреждения (детского сада, школы ) общего или специального профиля. Работать такой педагог может как с отдельными пациентами, у которых присутствуют те или иные проблемы, так и со всеми воспитанниками или учащимися (например, в профильных учреждениях для детей с нарушениями зрения или слуха ).

    Основной задачей этого специалиста является коррекция и компенсация недостатков, которые существуют у ребенка. Под коррекцией подразумевается исправление проблемы, которая нарушает нормальное восприятие окружающего мира. Компенсация – это возмещение существующего недостатка за счет развития других, аналогичных возможностей и навыков у малыша.

    Эта специальность объединяет много направлений, так как принцип работы с ребенком, который обладает проблемами со слухом, отличается от подхода к малышу с отклонениями в умственном развитии. На сегодняшний день существует 4 основные направления в дефектологии.

    Дефектолог может обладать одной из следующих специализаций:

    • Сурдопедагогика. Этот специалист работает с теми детьми, у которых в той или иной степени страдает (от слабых проблем до полного отсутствия ) слух и/или речь с рождения или вследствие перенесенных заболеваний, травм. Сурдопедагог обучает ребенка жестовому и тактильному языку, развивает остаточный слух и навыки, необходимые для лучшей адаптации к окружающим условиям. При операциях на уши сурдопедагог занимается послеоперационной реабилитацией ребенка.
    • Тифлопедагогика. Этот специалист работает со слепыми или плохо видящими детьми. В задачи тифлопедагога входит улучшение (по возможности ) остаточной функции зрения, а также развитие других навыков, которые помогут ребенку стать полноценной личностью при существующей проблеме. В своей работе дефектолог использует специальные технические приспособления, при помощи которых проводятся манипуляции по коррекции зрения .
    • Логопедия. Логопед работает с теми пациентами, у которых присутствуют проблемы в целом с речью или с произношением конкретных звуков. Под компетенцию логопеда попадают дети с такими проблемами как заикание , задержка развития речи, дислексия (трудности с чтением ), дизартрия (неясная, смазанная речь ), афазия (утрата речи по причине поражения головного мозга ). Дефектолог исправляет существующие недостатки (по возможности ), а при полном отсутствии речи у больного стимулирует ее развитие. Он работает не только над постановкой речи, но и обучает пациента правильно пользоваться интонацией, логично отвечать на вопросы, составлять правильные предложения.
    • Олигофренопедагогика. Представитель этой профессии занимается детьми, у которых диагностирована задержка развития, умственная отсталость (олигофрения ), аутизм (психическое расстройство ). Также он работает с теми пациентами, у которых присутствует не одно, а несколько нарушений со стороны умственного развития, речи и/или слуха. Кроме этого олигофренопедагог оказывает помощь детям, которые не страдают какими-либо психическими заболеваниями, но испытывают трудности с адаптацией в коллективе. Этот специалист по коррекции работает над развитием интеллектуальных навыков (при необходимости ), учит пациента выражать свои эмоции и желания (особенно важно в случаях, когда у больного присутствуют проблемы с речью ), помогает находить общий язык со сверстниками.

    Работа дефектолога с детьми

    Характер работы дефектолога с детьми во многом зависит от направления, в котором он специализируется. В то же время, существуют и общие принципы, на которые опирается коррекционный педагог в своей практике, вне зависимости от его специализации. Так, единой целью для всех дефектологов является мотивация детей к обучению (как по общеобразовательной программе, так и отдельно с дефектологом ). У многих детей с нарушениями слуха, зрения или умственного развития отсутствует стремление к обучению (например, из-за явной разницы между успехами сверстников и личными достижениями в учебе ). В задачу дефектолога входит объяснить ребенку важность обучения и сделать все возможное, для того чтобы стимулировать интерес и уменьшить трудности, которые испытывает малыш.

    Работа педагога по коррекции начинается с обследования учащихся с целью выявления детей с теми или иными проблемами. Затем проводится идентификация (по виду, по степени выраженности ) дефектов и последующее объединение детей со схожими нарушениями в группы. Впоследствии дефектолог проводит как индивидуальные, так и групповые занятия. Работа строится на основе различных современных методик, выбор которых зависит от типа отклонений у учащихся.

    Всю работу с детьми, которую проводит дефектолог, можно условно разделить на несколько этапов, последовательность выполнения которых определяется самим специалистом.

    Существуют следующие этапы в работе дефектолога с детьми:

    • Ознакомление с окружающим миром. Эта ступень необходима, для того чтобы у ребенка сформировалось максимально полное восприятие окружающей его действительности. Такие занятия расширяют детский кругозор, учат быть внимательным и нести ответственность за свои действия (например, если не воспользовался зонтом под дождем – промокнешь ).
    • Обучение математике. На таких занятиях дети учатся различать формы и величину предметов, их цвет, количество и другие характеристики. Они сравнивают и классифицируют разнообразные предметы или события, устанавливая те или иные закономерности, причинно-следственные связи.
    • Сенсомоторное развитие. Базовым элементом таких занятий являются различные игры, направленные на совершенствование мелкой моторики (пальцев рук ). Дети выполняют разные действия руками (рисуют, лепят, конструируют ), повторяют за педагогом упражнения для кистей, пальцев. Большое внимание уделяется выполнению различных действий (чистке зубов, расчесыванию ), целью которых является соблюдение личной гигиены .
    • Обучение игре. Часто дети с нарушениями в психическом развитии не владеют навыками командной или любой другой игры. На таких занятиях дефектолог организовывает разнообразные игры, объясняя детям их правила и принципы. Обучение игре помогает ребенку познавать окружающий мир и находить общий язык со сверстниками.
    На таких занятиях ребенок получает знания общего характера, поэтому чаще всего они проводятся групповым образом. На индивидуальных уроках дефектолог работает более основательно над развитием и совершенствованием тех навыков и функций, которые актуальны для конкретного случая. Так, если у ребенка полностью утрачен слух, нет смысла работать над его улучшением. В данном случае специалист по коррекции направляет усилия на то, чтобы обучить ребенка, например, тактильному общению. Также на индивидуальных занятиях закрепляются полученные в ходе группового обучения знания, стимулируется познавательная активность (стремление к учебе ), отрабатывается пропущенный материал.

    Большим значением в профессиональной деятельности этого специалиста является консультирование родителей. Помощь дефектолога направлена на то, чтобы научить взрослых создавать и поддерживать здоровую внутрисемейную атмосферу. Часто дефектолог проводит занятия, на которые приглашаются не только дети, но и их родители.

    В чем заключается разница между дефектологом и логопедом?

    Разница между логопедом и дефектологом, который специализируется на работе с детьми, обладающими дефектами речи, заключается в целевой аудитории и целях проводимых занятий. Так, если к логопеду направляются дети без отклонений в психическом или физическом развитии, то дефектолог работает с пациентами, которые обладают теми или иными нарушениями. Работа обычного логопеда сводится к тому, чтобы устранить существующие нарушения речи (неправильное произношение звуков, слов ). В цели же дефектолога-логопеда входит обучить ребенка высказывать свои мысли и восстановить пробелы в знаниях, провоцирующие сложности в общении. Наглядно объясняет разницу между этими специалистами следующий пример. Так, пациентом логопеда может быть ребенок, который неправильно произносит слово «коробка» из-за неверного произношения звука р. К дефектологу-логопеду же направляют ребенка, который не только не умеет произносить, но и неуместно использует слово «коробка» из-за того, что не знает его значения.

    Врач-дефектолог

    Как было сказано выше, дефектолог не является врачом, так как не обладает медицинским образованием. В то же время, такой специалист может работать в штате поликлиники, больницы или другого лечебного учреждения, чаще всего детского профиля. Причинной для посещения дефектолога могут быть подозрения на отклонения в психическом или физическом развитии ребенка. Этот специалист проведет диагностический тест, который подтвердит или опровергнет предположение об отставании ребенка.

    Диагностика (анализы ) дефектолога

    Дефектолог не проводит и не назначает какие-либо лабораторные исследования (типа анализа крови или анализа мочи ). Этот специалист использует диагностический тест, который позволяет оценить уровень развития ребенка как в целом, так и отдельных его навыков. Для этого дефектолог задает вопросы, просит выполнить некоторые действия, а также оценивает внешний вид ребенка. Иногда он специально делает положительные или отрицательные замечания, для того чтобы оценить детскую реакцию на негатив или одобрение. Также могут быть искусственно смоделированы обстоятельства, позволяющие определить отношение ребенка и его поведение в сложных, нетипичных ситуациях. Для более полной оценки могут быть опрошены родители, а также использованы документы, показывающие успеваемость ребенка в школе или дошкольном учреждении. В некоторых случаях может быть использована диагностическая карта, которая предварительно разрабатывается дефектологом.

    Диагностическая карта дефектолога содержит следующие рубрики:
    • данные о ребенке и родителях (возраст, фамилия/имя/отчество и другие сведения );
    • заболевания родителей и близких родственников, в том числе и те, которые передаются по наследству;
    • данные о рождении ребенка (какая беременность по счету, были ли осложнения при вынашивании или рождении ребенка, на каком сроке родился малыш );
    • информация о раннем развитии (когда ребенок начал самостоятельно держать голову, сидеть, ходить );
    • как развивались речевые навыки (когда появился первый лепет, первые слова, первые фразы );
    • перенесенные ребенком болезни и тяжелые состояния;
    • занимался ли малыш с другими специалистами, и каковы были результаты;
    • выражает ли ребенок интерес к игре, к обучению.

    Справка (заключение ) дефектолога

    Заключение дефектолога – это подтвержденный документально вердикт, который выносит этот специалист после обследования ребенка. Следует уточнить, что дефектолог не делает заключение о наличии каких-либо конкретных психических или физических отклонений, а лишь предоставляет оценку тех или иных навыков ребенка. Другими словами, этот специалист не ставит диагноз, а только описывает состояние малыша.
    Характер данных, которые указываются в справке дефектолога, зависит от возраста и проблемы ребенка. Но существуют также и общие характеристики, указывающиеся во всех заключениях, которые выносит дефектолог.

    В справке дефектолога указываются следующие данные о ребенке:

    • каким образом ребенок предоставляет сведения о себе (быстро или после нескольких просьб, в развернутом виде или называет только имя );
    • умение идти на визуальный, тактильный, словесный контакт (насколько быстро и непринужденно контактирует ребенок с окружением, испытывает ли он при этом интерес );
    • характер общей деятельности ребенка (присутствует ли мотивация, устойчивость и сохранение желания заниматься каким-нибудь видом занятий длительное время );
    • адекватен ли подход к игровой деятельности, к игрушкам (использует ли ребенок игрушки по назначению, разбирается ли в правилах самых простых игр, испытывает ли интерес к такой деятельности );
    • как ребенок реагирует на одобрение, похвалу, замечание, собственные неудачи;
    • оценка таких детских качеств как внимание, зрительное восприятие, память, мышление;
    • понимает ли ребенок картины/выражения со скрытым смыслом, выявляет ли бессмысленные/нелепые сюжеты;
    • насколько развита и согласована у него двигательная активность рук;
    • насколько скоординирована у ребенка походка, движения всего тела;
    • соответствуют ли учебные навыки (письмо, чтение ) требованиям программы и возрасту;
    • различает ли ребенок предметы в соответствии с их цветом, размером и другими характеристиками;
    • ориентируется ли он в пространстве и времени.
    Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

    Эссе «Профессиональная деятельность специалиста дефектолога»

    «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь,

    и любить тех, кому преподаешь». В.О.Ключевский



    Мы живём в современном мире. Вокруг нас существует много разных предметов, происходят разные события, живут взрослые и дети. Мы думаем об окружающем нас мире или, как говорят, "мы мыслим".

    Для того чтобы думать и рассказывать о наших мыслях другим, мы используем слова. Слова можно произносить и можно писать, но дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности в психофизическом развитии, а значит и в умении познавать этот мир, выражать свои мысли, объектировать их в слове и говорить о нём.

    Поэтому задача педагога-дефектолога, в том, чтобы помочь обучающимся преодолеть эти трудности с помощью различных коррекционно-развивающих приёмов.

    Дефектолог должен поддерживать профессиональные и доброжелательные отношения с коллективом. Ведь его работа состоит и во взаимодействии с другими специалистами учреждения: воспитателями, логопедом, психологом, так как только комплексная и систематическая работа с детьми поможет скорригировать отклонения в развитии, многому научить.

    Также профессиональная деятельность включает в себя и взаимосвязь с родителями «особых» детей. Эта сторона деятельности порой составляет больше трудностей, чем работа с самими детьми. Многие родители не в совершенстве осведомлены об особенностях развития собственного ребёнка, не очень хорошо понимают, в чем специфика работы дефектолога. А педагог, владеющий широким спектром различных дидактических приемов, технологий, методик, может работать с разными категориями детей. Дефектолог – это специалист, обученный особым образом реализовывать суть программного материала.

    Свою работу с родителями должен построить на позиции сотрудничества, что помогает в полной мере включить родителей в коррекционно-педагогический процесс. Помочь понять родителям, что активное участие в развитии ребёнка должны принимать не только дефектолог и педагогический коллектив учреждения, но и сами родители. Задача дефектолога -правильно донести до них нужную информацию, задействовать их в активном взаимодействии с ребёнком и педагогами, дать соответствующие рекомендации, которые помогут правильно общаться и поддерживать ребёнка.

    Значимость профессии учителя-дефектолога?

    Профессия эта– необыкновенная, подобна нескончаемому детству, а порой и волшебству. Ведь дефектолог в состоянии оказать помощь «особенным» деткам. Он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребенка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы.

    Из-за плохой экологии, неблагоприятных наследственных факторов, различных тяжёлых инфекционных и хронических заболеваний, вредных привычек и других факторов, всё чаще на свет рождаются дети с теми или иными проблемами в развитии. Число таких детей, к сожалению, постоянно растет, поэтому профессия дефектолога в современном мире очень актуальна и востребована.

    Наибольшее преимущество данной работы – это ее особая значимость для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Помощь семьям, в которых есть ребенок с особыми образовательными возможностями, просто неоценима. А главная награда педагогу – это моральное удовлетворение от проделанных трудов и положительного результата в развитии детей.

    Да, в профессии дефектолога много трудностей, но, несмотря на это, в ней можно реализовать свой творческий потенциал, получать заряд энергии для движения вперед.

    Учитель-дефектолог – это призвание, это – непрестанное учение, образ жизни и благая цель!

    Учитель-дефектолог!

    Что особенного в том?!

    О нём все узнают,

    когда беда приходит в дом…

    Из рук родителей приняв

    «Цветок», израненный и хрупкий,

    Он быстро вспомнит все науки

    И про вселенскую любовь!

    Он не один, его коллеги

    Плечо подставят, ободрят

    И добрым словом, и советом,

    Благое дело сотворят!

    Современному образовательному учреждению нужен современный педагог – это требование времени.

    Российская система образования претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний воспитанниками. Современное оборудование и инновационные технологии – это часть нового образовательного учреждения.

    Процессы модернизации российского образования, происходящие в последние годы, существенным образом меняют идеологию и приоритеты не только в общем образовании, но и в образовании детей с проблемами в развитии.

    Однако главенствующая роль по-прежнему принадлежит педагогу. Соответственно, непрерывное самообразование и самосовершенствование – это часть деятельности педагога-дефектолога.

    «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя» - писал в начале ХХ в. известный немецкий педагог-дефектолог П. Шуман.

    Уча детей, учись и сама! Только любовь к своей профессии помогает преодолевать трудные шаги в мире учительского дела. Профессия дефектолог – это постоянное познание нового и ежедневное творчество.

    Мое понимание миссии педагога в современном мире

    Личность педагога – основное условие и средство успеха педагогического процесса.

    Педагоги создают будущее. От того как они сработают, зависит успех нашей страны и мира. Престиж учителя складывается из его общей культуры и профессиональной компетентности, которые постоянно надо подпитывать. Совершенствоваться, в первую очередь, должен сам педагог. Увеличение информационного потока, применение новых технологий – все это реалии сегодняшнего дня. Педагогическая философия дефектолога– научить детей верить в себя, понимать и уважать других, а добиться этого можно только благодаря сотворчеству педагога и ребенка.

    Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только специально подготовленный педагог-дефектолог. Для успешной педагогической деятельности в структуре специального образования абсолютно недостаточно обычной педагогической подготовки.

    Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не учительской» деятельности, будучи направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

    Педагог-дефектолог - это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

    В современном образовании детей с проблемами в развитии учитель-дефектолог выполняет особую миссию, в которой можно выделить два связанных между собой компонента: гуманистический и социальный.

    Гуманистический компонент предполагает оказание квалифицированной помощи детям с проблемами в развитии, раскрытие и реализацию их возможностей.

    Социальный компонент связан с обеспечением подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья к жизни в социуме, что сопряжено с воздействием на общественное сознание людей, с целью воспитания толерантного отношения к людям с особыми возможностями. Это, в свою очередь, развивает нравственное сознание современного общества и дает возможность успешной социализации детей и взрослых с проблемами в развитии.

    На учителя-дефектолога, возложена особая миссия и огромная ответственность за обеспечение каждому ребенку высокого качества коррекционно-образовательных услуг с учетом его индивидуальных потребностей.