Бежит по городу серпейка. Топонимика

Улица Нижняя Серпейка расположена в центре Серпухова под Соборной горой, на берегу реки Серпейка - по её нижнему течению. В связи с этим она и название получила. Начало своё Нижняя Серпейка берёт от Ситценабивной улицы, а завершается на перекрёстке с улицей Красная гора.

По одной из версий, название нашему городу дала именно Серпейка, которая до впадения в Нару серпом огибает Соборную гору . Президент Академии фундаментальных наук Андрей Александрович Тюняев уверен: название самой реки образовано от корня СЕРП, в глубокую старину означающего «змей»: то есть Серпейка - змейка. Так прозвали речку, видимо, в силу характера её течения и русла: течёт, медленно и незаметно извиваясь.

Совсем небольшая, протяжённостью чуть меньше двух с половиной километров, она не замерзает под коркой льда даже в сильные морозы. Начинаясь в районе Серпейского пруда на улице Весенней, протекает через центральную часть города, пересекает улицы Луначарского - по подземным трубам, 1-ю Московскую, подныривая под Земляной мост. Далее – на юг, вдоль Соборной горы. Затем пересекается с улицей Тульской и в районе бывшего механического завода впадает в Нару.

Не просто овраг. Жизнь у родников

Нижняя Серпейка - одна из самых старинных улиц нашего города. П.Ф. Симсон - первый историк, по существу «открывший» историю Серпухова, подробно описывает и древний Посад, раскинувшийся у подножия горы, и Подол, расположенный в широком овраге у вымли (выемки). На этом месте строилось много церквей - Святого Фрола, Святого Спаса, Святой Троицы, Святого Георгия, Святого Ильи, Святой Пятницы и Рождества Пречистой. Тянулись целые линии лавок, чередуясь с посадскими домами. Напротив города-крепости, «детинца», две горы - Воскресенская и Афанасьевская, отделённые друг от друга оврагом. Там тоже были церкви: Воскресения Христова и Святого Афанасия. Дома на Посаде во многих местах располагались группами.

В средние века, а также в периоды нашествий крымских татар глубокий овраг служил дополнительным препятствием для нападавших, образуя вместе с рекой Нарой, рвом и стенами Кремля мощный оборонительный пункт. Его население, несмотря на различные невзгоды и опасности вражеских нападений, постепенно увеличивалось. В частности, приходили поселенцы и из других мест - «приходцы». Когда впоследствии древний Серпуховской посад был обращён в острог - деревянную крепость со стенами и башнями, он не утратил своего прежнего характера, оставшись по преимуществу торговым центром. Укрепления привлекали к себе и окрестное население: под их защитой торговый люд торговал намного смелее.

Это место связано и с основателем Высоцкого монастыря, значимой для русской духовности фигурой - преподобным Сергием Радонежским, который пришёл в город по Старомосковской дороге…

Когда-то в речке можно было купаться и ловить рыбу. А в сильнейшее половодье, случившееся около сорока лет назад, когда Нара поднялась до улицы Пролетарской, Серпейка так разлилась, что людей отсюда вывозили на лодках.

На этой земле много родников - вода в них чистая и вкусная. А родник, давший жизнь небольшому пруду и впадающий в Серпейку, считается святым и целебным. Раньше к нему приезжали горожане, паломники – испить, умыться, набрать с собой святую водицу. Священники приходили к роднику на Рождество, Крещение и Пасху, освящали воду, брали её в храмы.

Когда-то по обе стороны речки стояли двадцать два дома. Места хватало всем – и людям, и животным. В каждом дворе держали скотину - лошадей, коров, свиней, коз, овец и, конечно, птиц – гусей, индюков, уток, кур.

Гонение на веру

В домах на Нижней Серпейке в приживалках жили монашки, нёсшие службу при церквях. Близость улицы сразу к нескольким храмам способствовала набожности жителей.

Когда в тридцатые годы из церквей выбрасывали и сжигали на кострах иконы, женщины и дети спасали их, рискуя свободой и жизнью. Среди икон, между прочим, были древние, кисти Рублёва...

В советское время работала только Ильинская церковь. Гонение на веру заставляло людей посещать храм тайно. Но всех детей с Нижней Серпейки обязательно крестили, а иногда в Ильинке случались и венчания...

Время лечит…

Жители этого местечка, привыкшие с раннего детства трудиться на земле, были всегда мастеровыми, способными и дом построить, и скотину содержать, и на производстве не последним человеком слыть. Многие работали на ситценабивной фабрике и механическом заводе. С Серпейки вышли и учителя, врачи, работники культуры, инженеры…

В наше время на берегах Серпейки по-прежнему живут люди, сохранились жилые дома, возраст которых более двухсот лет, некоторые из них являются памятниками культуры. В долине до сих пор растёт трёхсотлетний реликтовый дуб…

Российский историк, писатель, телеведущий Ф.В. Разумовский в своей книге «Художественное наследие серпуховской земли» так описывал эти места: «Вид, открывающийся с Воскресенской горы, расположенной над подолом древнего Серпухова, можно определить как зрелище города, в котором декоративность силуэта сочетается с пространственной дифференциацией городского ансамбля. Открывающуюся панораму нельзя охватить одним взглядом, никакая самая современная фотография не передаст всего многообразия композиционных эффектов. Можно часами любоваться городским ландшафтом, рассматривать посадские храмы и дома, наблюдать повседневную жизнь Серпухова.

Этот замечательный городской пейзаж создавался русскими градостроителями на протяжении столетий – с конца 14 века по первую половину 17 века. Многое с тех пор изменилось в облике Серпухова, но основа его оставалась прежней: проводившиеся работы по перепланировке улиц не затрагивали естественного рельефа, новые каменные храмы возводились на тех самых местах, где стояли раньше деревянные, десятки домов, пострадавших во время многочисленных пожаров, отстраивались вновь, всякий раз складываясь в живописную, утопающую в зелени малоэтажную застройку. Поэтому мы и сегодня можем видеть город, каким он был несколько веков назад».

Значимость Серпухова отражена в постановлении Правительства Московской области от 24 сентября 2013 года , в соответствии с которым наш город вошёл в двадцатку исторических поселений, имеющих археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную и социально-культурную ценность…

Однако нынешняя действительность сурова…

19 декабря состоялись слушания по переводу земель вдоль Серпейки из зоны Р-1А (исторические рекреационно-ландшафтные территории ) в зону Ц-3 (общественно-деловая ). Их отличие состоит в том, что в зоне Р-1А запрещено какое-либо капитальное строительство, тогда как в зоне Ц-3 разрешён широкий спектр объектов, включая торговые центры, многоквартирные жилые дома и автотехцентры, которые полностью погубят исторические ландшафты древнего города.

В городской администрации слушания проходили бурно: спасать историческое место пришли не только жители района Серпейки, но и неравнодушные к происходящему горожане, представители древних городских фамилий, в частности, Александр Дмитриевич Коншин .

Возмущённые жители потребовали от представителей администрации - начальника Управления архитектуры и строительства администрации Серпухова Е.Н. Левиной и заместителя Главы города А.Л. Балахчи оставить историческую зону в покое . С обращением к властям от имени горожан выступил скульптор, член Союза художников России, старший преподаватель Академии живописи, ваяния и зодчества Илья Дюков :

- Вся указанная в проекте постановления территория – древний дол и примыкает к сердцу города – Соборной горе. Переулок Володарского вообще располагается прямо на территории посада Серпуховского кремля. Долина Серпейки окружена древними православными храмами. Разу-меется, надо заниматься этой территорией, её благоустройством, но не мешать жителям, а помогать им.

Вот уже полгода в этом историческом месте действует гостиница - так называемый хостел. Кто дал разрешение на её функционирование, жителям выяснить так и не удалось, представители администрации заявили, что они об этом не знали.

На слушании зачитали письмо председателя Совета депутатов О.В. Кузнецова, который высказался против перевода из зоны Р-1а территорий, находящихся на улицах Нижняя Серпейка, Серпуховской и по переулку Володарского.

Аплодисментами жители встретили предложенный И.Дюковым комплекс мер по благоустройству этого района:

1. Восстановить стену на земляном мосту, защищавшую жилую зону от шума, грязи, сора, выхлопов и ДТП.

2. Восстановить старинную лестницу между улицами Московской, Серпуховской и Нижняя Серпейка.

3. Ликвидировать железный ангар, сооружённый в «лихие» 90-е и уродующий вид на Троицкую церковь 17 века.

4. Отвести из-под Троицкой церкви городской коллектор.

5. Расчистить русло Серпейки.

6. Вырубить сорные растения и посадить культурные насаждения.

7. Расчистить святой источник.

8. Вновь рассмотреть вопрос: по какому праву на Нижней Серпейке, 13 в 2014 году построили гостиницу?

9. Построить на месте сгоревшего деревянного дома 19 века деревянное же одноэтажное здание в историческом стиле и передать его православному молодёжному патриотическому клубу.

10. Снова поднять вопрос о законности возведения так называемой лодочной станции в пойме реки Нара.

Обращение было подписано подавляющим большинством жителей этого исторического района. Весь зал (исключение составил лишь один человек) проголосовал против перевода земли в этой части города из зоны Р-1а (исторических рекреационно-ландшафтных территорий).

Заместитель Главы города А.Л. Балахчи пообещал горожанам, что итоги слушаний вместе с письмами и обращениями станут главными аргументами при принятии решения.

Эта история заинтересовала и журналистов телеканала «Подмосковье 360», которые снимали всё происходящее на камеру. Вместе с жителями они побывали у гостиницы и коллектора, на Соборной горе, полюбовались красивым видом, взяли интервью у И.Дюкова, А.Д. Коншина и, вдохновившись увиденным и услышанным, пообещали внимательно следить за развитием событий.

Следить за ситуацией будем и мы.

Нижняя Серпейка - словно змейка

Улица Нижняя Серпейка расположена в центре Серпухова под Соборной горой, на берегу реки Серпейка - по её нижнему течению. В связи с этим она и название получила. Начало своё Нижняя Серпейка берёт от Ситценабивной улицы, а завершается на перекрёстке с улицей Красная гора.

По одной из версий, название нашему городу дала именно Серпейка, которая до впадения в Нару серпом огибает Соборную гору . Президент Академии фундаментальных наук Андрей Александрович Тюняев уверен: название самой реки образовано от корня СЕРП, в глубокую старину означающего «змей»: то есть Серпейка - змейка. Так прозвали речку, видимо, в силу характера её течения и русла: течёт, медленно и незаметно извиваясь.

Совсем небольшая, протяжённостью чуть меньше двух с половиной километров, она не замерзает под коркой льда даже в сильные морозы. Начинаясь в районе Серпейского пруда на улице Весенней, протекает через центральную часть города, пересекает улицы Луначарского - по подземным трубам, 1-ю Московскую, подныривая под Земляной мост. Далее – на юг, вдоль Соборной горы. Затем пересекается с улицей Тульской и в районе бывшего механического завода впадает в Нару.

Не просто овраг. Жизнь у родников

Нижняя Серпейка - одна из самых старинных улиц нашего города. П.Ф. Симсон - первый историк, по существу «открывший» историю Серпухова, подробно описывает и древний Посад, раскинувшийся у подножия горы, и Подол, расположенный в широком овраге у вымли (выемки). На этом месте строилось много церквей - Святого Фрола, Святого Спаса, Святой Троицы, Святого Георгия, Святого Ильи, Святой Пятницы и Рождества Пречистой. Тянулись целые линии лавок, чередуясь с посадскими домами. Напротив города-крепости, «детинца», две горы - Воскресенская и Афанасьевская, отделённые друг от друга оврагом. Там тоже были церкви: Воскресения Христова и Святого Афанасия. Дома на Посаде во многих местах располагались группами.

В средние века, а также в периоды нашествий крымских татар глубокий овраг служил дополнительным препятствием для нападавших, образуя вместе с рекой Нарой, рвом и стенами Кремля мощный оборонительный пункт. Его население, несмотря на различные невзгоды и опасности вражеских нападений, постепенно увеличивалось. В частности, приходили поселенцы и из других мест - «приходцы». Когда впоследствии древний Серпуховской посад был обращён в острог - деревянную крепость со стенами и башнями, он не утратил своего прежнего характера, оставшись по преимуществу торговым центром. Укрепления привлекали к себе и окрестное население: под их защитой торговый люд торговал намного смелее.

Это место связано и с основателем Высоцкого монастыря, значимой для русской духовности фигурой - преподобным Сергием Радонежским, который пришёл в город по Старомосковской дороге…

Когда-то в речке можно было купаться и ловить рыбу. А в сильнейшее половодье, случившееся около сорока лет назад, когда Нара поднялась до улицы Пролетарской, Серпейка так разлилась, что людей отсюда вывозили на лодках.

На этой земле много родников - вода в них чистая и вкусная. А родник, давший жизнь небольшому пруду и впадающий в Серпейку, считается святым и целебным. Раньше к нему приезжали горожане, паломники – испить, умыться, набрать с собой святую водицу. Священники приходили к роднику на Рождество, Крещение и Пасху, освящали воду, брали её в храмы.

Когда-то по обе стороны речки стояли двадцать два дома. Места хватало всем – и людям, и животным. В каждом дворе держали скотину - лошадей, коров, свиней, коз, овец и, конечно, птиц – гусей, индюков, уток, кур.

Гонение на веру

В домах на Нижней Серпейке в приживалках жили монашки, нёсшие службу при церквях. Близость улицы сразу к нескольким храмам способствовала набожности жителей.

Когда в тридцатые годы из церквей выбрасывали и сжигали на кострах иконы, женщины и дети спасали их, рискуя свободой и жизнью. Среди икон, между прочим, были древние, кисти Рублёва...

В советское время работала только Ильинская церковь. Гонение на веру заставляло людей посещать храм тайно. Но всех детей с Нижней Серпейки обязательно крестили, а иногда в Ильинке случались и венчания...

Время лечит…

Жители этого местечка, привыкшие с раннего детства трудиться на земле, были всегда мастеровыми, способными и дом построить, и скотину содержать, и на производстве не последним человеком слыть. Многие работали на ситценабивной фабрике и механическом заводе. С Серпейки вышли и учителя, врачи, работники культуры, инженеры…

В наше время на берегах Серпейки по-прежнему живут люди, сохранились жилые дома, возраст которых более двухсот лет, некоторые из них являются памятниками культуры. В долине до сих пор растёт трёхсотлетний реликтовый дуб…

Российский историк, писатель, телеведущий Ф.В. Разумовский в своей книге «Художественное наследие серпуховской земли » так описывал эти места: «Вид, открывающийся с Воскресенской горы, расположенной над подолом древнего Серпухова, можно определить как зрелище города, в котором декоративность силуэта сочетается с пространственной дифференциацией городского ансамбля. Открывающуюся панораму нельзя охватить одним взглядом, никакая самая современная фотография не передаст всего многообразия композиционных эффектов. Можно часами любоваться городским ландшафтом, рассматривать посадские храмы и дома, наблюдать повседневную жизнь Серпухова.

Этот замечательный городской пейзаж создавался русскими градостроителями на протяжении столетий – с конца 14 века по первую половину 17 века. Многое с тех пор изменилось в облике Серпухова, но основа его оставалась прежней: проводившиеся работы по перепланировке улиц не затрагивали естественного рельефа, новые каменные храмы возводились на тех самых местах, где стояли раньше деревянные, десятки домов, пострадавших во время многочисленных пожаров, отстраивались вновь, всякий раз складываясь в живописную, утопающую в зелени малоэтажную застройку. Поэтому мы и сегодня можем видеть город, каким он был несколько веков назад».

Значимость Серпухова отражена в постановлении Правительства Московской области от 24 сентября 2013 года , в соответствии с которым наш город вошёл в двадцатку исторических поселений, имеющих археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную и социально-культурную ценность…

Однако нынешняя действительность сурова…

19 декабря состоялись слушания по переводу земель вдоль Серпейки из зоны Р-1А ( исторические рекреационно-ландшафтные территории ) в зону Ц-3 ( общественно-деловая ). Их отличие состоит в том, что в зоне Р-1А запрещено какое-либо капитальное строительство, тогда как в зоне Ц-3 разрешён широкий спектр объектов, включая торговые центры, многоквартирные жилые дома и автотехцентры, которые полностью погубят исторические ландшафты древнего города.

В городской администрации слушания проходили бурно: спасать историческое место пришли не только жители района Серпейки, но и неравнодушные к происходящему горожане, представители древних городских фамилий, в частности, Александр Дмитриевич Коншин .

Возмущённые жители потребовали от представителей администрации - начальника Управления архитектуры и строительства администрации Серпухова Е.Н. Левиной и заместителя Главы города А.Л. Балахчи оставить историческую зону в покое . С обращением к властям от имени горожан выступил скульптор, член Союза художников России, старший преподаватель Академии живописи, ваяния и зодчества Илья Дюков :

- Вся указанная в проекте постановления территория – древний дол и примыкает к сердцу города – Соборной горе. Переулок Володарского вообще располагается прямо на территории посада Серпуховского кремля. Долина Серпейки окружена древними православными храмами. Разу-меется, надо заниматься этой территорией, её благоустройством, но не мешать жителям, а помогать им.

Вот уже полгода в этом историческом месте действует гостиница - так называемый хостел. Кто дал разрешение на её функционирование, жителям выяснить так и не удалось, представители администрации заявили, что они об этом не знали.

На слушании зачитали письмо председателя Совета депутатов О.В. Кузнецова, который высказался против перевода из зоны Р-1а территорий, находящихся на улицах Нижняя Серпейка, Серпуховской и по переулку Володарского.

Аплодисментами жители встретили предложенный И.Дюковым комплекс мер по благоустройству этого района:

1. Восстановить стену на земляном мосту, защищавшую жилую зону от шума, грязи, сора, выхлопов и ДТП.

2. Восстановить старинную лестницу между улицами Московской, Серпуховской и Нижняя Серпейка.

3. Ликвидировать железный ангар, сооружённый в «лихие» 90-е и уродующий вид на Троицкую церковь 17 века.

4. Отвести из-под Троицкой церкви городской коллектор.

5. Расчистить русло Серпейки.

6. Вырубить сорные растения и посадить культурные насаждения.

7. Расчистить святой источник.

8. Вновь рассмотреть вопрос: по какому праву на Нижней Серпейке, 13 в 2014 году построили гостиницу?

9. Построить на месте сгоревшего деревянного дома 19 века деревянное же одноэтажное здание в историческом стиле и передать его православному молодёжному патриотическому клубу.

10. Снова поднять вопрос о законности возведения так называемой лодочной станции в пойме реки Нара.

Обращение было подписано подавляющим большинством жителей этого исторического района. Весь зал (исключение составил лишь один человек) проголосовал против перевода земли в этой части города из зоны Р-1а (исторических рекреационно-ландшафтных территорий).

Заместитель Главы города А.Л. Балахчи пообещал горожанам, что итоги слушаний вместе с письмами и обращениями станут главными аргументами при принятии решения.

Эта история заинтересовала и журналистов телеканала «Подмосковье 360 », которые снимали всё происходящее на камеру. Вместе с жителями они побывали у гостиницы и коллектора, на Соборной горе, полюбовались красивым видом, взяли интервью у И.Дюкова, А.Д. Коншина и, вдохновившись увиденным и услышанным, пообещали внимательно следить за развитием событий.

Следить за ситуацией будем и мы.

Нижняя Серпейка начинается от Земляного моста. Мы не раз писали об истории и реконструкции этого сооружения. Напомним, что Земляным он называется из-за насыпи над Серпейкой – дамбы, соединяющей два высоких берега речки. Возведен он был по повелению императрицы Екатерины II, которой не понравился слишком крутой овраг (по нему ей пришлось ехать по дороге в Крым). В позапрошлом году администрация Серпухова изыскала средства и нашла возможность для ремонта тротуаров, насыпи, реконструкции трубы, по которой протекает Серпейка. Подходы к руслу реки были приведены в порядок, насыпь укреплена. Каменное окаймление трубы теперь имеет привлекательный вид.
Серпейка течет по дну глубокого оврага, иногда незначительно меняя русло. Серпом огибает Соборную гору (отсюда и ее название) и впадает в Нару. Вода журчит, переливается по камушкам. Лишь ранней весной и после сильных ливней шумно бурлит, напоминая, что течет по руслу пусть маленькой, но все же речки.
Когда-то, на памяти старожилов Нижней Серпейки, в речке можно было купаться и ловить рыбу. В сильнейшее половодье, случившееся около сорока лет назад, когда Нара поднялась до улицы Пролетарской, разлилась и Серпейка, да так, что людей отсюда вывозили на лодках.
Зимой Серпейка замерзает. В сильные морозы по ее льду, укрытому под шапкой снега, можно спокойно ходить – не провалишься. А вот лет десять с лишним назад, когда в речку сбрасывались отходы гальваники с «Металлиста», летом вода становилась ядовито-желтого цвета, а зимой не замерзала. К счастью, на речку и в соседний пруд вернулись лягушки и пиявки – явный признак очищения воды. Подпитывают Серпейку многочисленные родники – водичка в них вкуснейшая.
В любом поселении жизнь вертится вокруг водоема – реки, озера. Так и с Серпейкой: вода - для питья и приготовления еды (из родников), для стирки белья и мытья посуды (ходили полоскать на лоток), для полива сада-огорода.
Это сейчас на Нижней Серпейке от моста до Соборки домов – раз, два и обчелся. Но когда-то по обе стороны речки здесь стояли двадцать два дома. Места хватало всем – и людям, и животным. В каждом дворе держали скотину: были лошади, коровы, свиньи, козы и овцы; в обязательном порядке птица – гуси, индюки, утки, куры. По окрестности разносилась музыка деревенской жизни – кудахтанье и кукареканье, мычание, ржание, блеянье.
А самыми шумными были голоса детей. Летом бабушки выпускали своих внуков на улицу пораньше, пока роса еще держалась на траве и не разлетелись в разные стороны птичьи пух и перья. Перышко к перышку – и детишки набирали на подушки.
Для ребятни и молодежи еще в 60-70-ые годы были устроены самими жителями спортивные площадки. Играли в футбол, перекидывали мяч через волейбольную сетку, забрасывали в баскетбольное кольцо.
Впрочем, и в конце девяностых детей летом собиралось человек до пятнадцати: к своим добавлялись москвичи, приезжавшие «на дачу» - в дома по соседству. Мамы и бабушки устраивали детские праздники, вечерние посиделки у костра с воспоминаниями и песнями.
… Дома, как и люди, стареют, ветшают. Да еще и пожары случаются. Кто-то продал свой дом и уехал в квартиру, кто-то забросил. Заборы покосились и завалились, крапива заполонила сады, некогда богатые на яблоки, сливы, груши и вишню. Из двадцати с лишним домов остались семь. Газ в них есть, но за водой некоторым хозяевам приходится ходить на колонку.
Родник, давший жизнь небольшому пруду и впадающий в Серпейку, считался святым, целебным. К нему приезжали и горожане, и паломники – испить, умыться, набрать с собой святую водицу. Священники приходили к роднику на Рождество, Крещение и Пасху, освящали воду, брали ее в храмы.
В домах на Нижней Серпейке в приживалках жили монашки, несшие службу при церквях. Близость улицы сразу к нескольким храмам способствовала набожности жителей. Когда в тридцатые годы из церквей выбрасывали и сжигали на кострах иконы, женщины и дети спасали их, рискуя свободой и жизнью. А ведь среди икон были древние, кисти Рублева...
В советское время работала только Ильинская церковь. Гонение на веру заставляло людей посещать храм тайно. Но всех детей с Нижней Серпейки обязательно крестили, а иногда в Ильинке случались и венчания.
Жители этого местечка, привыкшие с раннего детства трудиться на земле, были всегда мастеровыми, способными и дом построить, и скотину содержать, и на производстве не последним человеком слыть: многие работали на ситценабивной фабрике и механическом заводе. Отсюда вышли учителя, врачи, работники культуры, инженеры.

Отрывок, характеризующий Серпейка (приток Нары)

– Ну, а одарённые?.. Вы ведь боитесь их, Ваше святейшество, не так ли? Иначе Вы бы так зверски не убивали их. Скажите, если Вы всё равно в конце сжигаете их, то зачем же так бесчеловечно их мучить ещё до того, как взойдут на костёр? Неужели для Вас недостаточно того зверства, которое Вы творите, сжигая живьём этих несчастных?..
– Они должны покаяться и признаться, Изидора! Иначе их душа не очистится, несмотря на то, что я предам их пламени святого костра. Они обязаны избавиться от зарождения в них дьявола – должны избавиться от своего грязного Дара! Иначе их душа, придя на Землю из тьмы, снова окунётся в такую же тьму... И я не смогу выполнить свой долг – присоединить их падшие души к Господу Богу. Понимаете ли Вы это, Изидора?!
Нет, я не понимала... так как это был самый настоящий бред крайне сумасшедшего человека!.. Непостижимый мозг Караффы был для меня загадкой за семью самыми тяжёлыми замками... И постичь эту загадку, по-моему, не мог никто. Иногда святейший Папа казался мне умнейшим и образованнейшим человеком, знающим намного больше, чем любой ординарный начитанный и образованный человек. Как я уже говорила раньше, он был чудесным собеседником, блиставшим своим цепким и острым умом, который полностью подчинял себе окружавших. Но иногда... то, что он «изрекал» не было похоже на что-нибудь нормальное или понятное. Где же находился в такие минуты его редкий ум?..
– Помилуйте, Ваше святейшество, Вы ведь говорите сейчас со мной! Зачем же притворяться?!. О каком «господе» здесь идёт речь? И к какому «господу» Вы желали бы присоединить души этих несчастных «грешников»? Да и вообще, не скажете ли, какому господу Вы сами верите? Если, конечно же, верите вообще...
Вопреки моему ожиданию – он не взорвался в гневе... А всего лишь улыбнулся и учительским тоном произнёс:
– Видите ли, Изидора, человеку не нужен Бог, чтобы во что-то верить, – видя моё ошарашенное лицо, Караффа весело рассмеялся. – Не правда ли, забавно слышать это именно от меня, Изидора?.. Но правда – она правда и есть, хотя я понимаю, что из уст Римского Папы это должно звучать более чем странно. Но повторяю – человеку истинно не нужен Бог… Ему для этого хватает и другого человека. Возьмите хотя бы Христа... Он ведь был просто очень одарённым, но всё же ЧЕЛОВЕКОМ! А достало ему всего лишь пройтись по воде, оживить полумёртвого, показать ещё несколько таких же «фокусов», ну, а нам – правильно объявить, что он является сыном Бога (а значит – почти что Богом), и всё пошло точно так, как было всегда – толпа, после его смерти, с радостью понеслась за своим искупителем... даже хорошенько не понимая, что же такое он по-настоящему для них искупил...

Радомир (Иисус Христос), умевший ходить по воде...

Как я уже говорил Вам ранее, людей надо уметь направлять и правильно ими управлять, Изидора. Только тогда возможно полностью держать над ними контроль.
– Но Вы никогда не сможете контролировать целые народы!.. Для этого нужны армии, святейшество! И даже, допустив, что Вы эти народы как-то подчинили бы, я уверена, снова нашлись бы смелые люди, которые повели бы остальных отвоёвывать свою свободу.
– Вы совершенно правы, мадонна, – кивнул Караффа. – Народы не подчиняются добровольно – их надо подчинять! Но я не воин, и я не люблю воевать. Это создаёт большие и ненужные неудобства… Поэтому, чтобы подчинять мирно, я использую очень простой и надёжный способ – я уничтожаю их прошлое... Ибо без прошлого человек уязвим... Он теряет свои родовые корни, если у него нет прошлого. И именно тогда, растерянный и незащищённый, он становится «чистым полотном», на котором я могу писать любую историю!.. И поверите ли, дорогая Изидора, люди этому только радуются...так как, повторяю, они не могут жить без прошлого (даже если сами себе не желают в этом признаваться). И когда такового не имеется, они принимают любое, только бы не «висеть» в неизвестности, которая для них намного страшнее, чем любая чужая, выдуманная «история».

Серпейка
250px
Серпейка в историческом центре Серпухова, вид с Земляного моста
Характеристика
Длина
[]
Расход воды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Исток
- Местоположение

улица Весенняя

- Высота

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

- Координаты
Устье
- Местоположение

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

- Высота

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

- Координаты

 /   / 54.91250; 37.40611  () Координаты :

Уклон реки

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Водная система
Россия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна

Россия 22x20px Россия

Регион
Район
Водный реестр России

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Код бассейна
Код по ГИ

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/p884 на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Том ГИ

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/p884 на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Серпе́йка - река в городе Серпухове Московской области , левый приток Нары .

Исток в районе Серпейского пруда на улице Весенней . Протекает через центральную часть города, в том числе через исторические кварталы, на юго-запад от истока. Пересекается с улицами Луначарского (подземные трубы), 1-й Московской (Земляной мост 1815 года). Далее протекает на юг вдоль Соборной горы , где располагался Серпуховский кремль , затем русло поворачивает снова на юго-запад, пересекается с Тульской улицей (автомобильный мост) и в районе Механического завода впадает в Нару.

Гидрология

Равнинного типа. Питание смешанное, с преобладанием снегового весной и грунтового на протяжении остальной части года. Длина - около 2,2 км. Замерзает в начале декабря, вскрывается в начале апреля.

История

На мысу при впадении Серпейки в Нару на холме, носящем также название Соборная (Красная) гора, был основан в XIV веке Серпухов. По одной из версий происхождения топонима Серпухов , название населённому пункту дала именно Серпейка. В Средние века, а также в периоды нашествий крымских татар глубокий овраг реки служил дополнительным препятствием для нападавших, образуя вместе с рекой Нарой, рвом и стенами Кремля мощный оборонительный пункт.

На холмах по берегам Серпейки (в первую очередь, на Ильинской горе) располагались наиболее старые районы городского посада.Герб Серпухова

Это заготовка статьи о Серпухове . Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Серпейка

Серпейка в историческом центре Серпухова, вид с Земляного моста
Характеристика
Длина
Исток
- Местоположение

улица Весенняя

- Координаты
Устье
- Координаты
Страна

Россия Россия

Регион
Район
К:Реки по алфавиту К:Водные объекты по алфавиту К:Реки до 5 км в длину К:Карточка реки: заполнить: Площадь бассейна Серпейка (приток Нары) Серпейка (приток Нары)

Серпе́йка - река в городе Серпухове Московской области , левый приток Нары .

Исток в районе Серпейского пруда на улице Весенней . Протекает через центральную часть города, в том числе через исторические кварталы, на юго-запад от истока. Пересекается с улицами Луначарского (подземные трубы), 1-й Московской (Земляной мост 1815 года). Далее протекает на юг вдоль Соборной горы , где располагался Серпуховский кремль , затем русло поворачивает снова на юго-запад, пересекается с Тульской улицей (автомобильный мост) и в районе Механического завода впадает в Нару.

Гидрология

Равнинного типа. Питание смешанное, с преобладанием снегового весной и грунтового на протяжении остальной части года. Длина - около 2,2 км. Замерзает в начале декабря, вскрывается в начале апреля.

История

На мысу при впадении Серпейки в Нару на холме, носящем также название Соборная (Красная) гора, был основан в XIV веке Серпухов. По одной из версий происхождения топонима Серпухов , название населённому пункту дала именно Серпейка. В Средние века, а также в периоды нашествий крымских татар глубокий овраг реки служил дополнительным препятствием для нападавших, образуя вместе с рекой Нарой, рвом и стенами Кремля мощный оборонительный пункт. На холмах по берегам Серпейки (в первую очередь, на Ильинской горе) располагались наиболее старые районы городского посада.

Источники

  • Гарин Г. Ф. , Савоскул С. С., Шилов В. В. Серпухов. - М .: Московский рабочий , 1989. - 304, с. - ISBN 5-239-00271-1 .

Напишите отзыв о статье "Серпейка (приток Нары)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Серпейка (приток Нары)

Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался.
Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.