Создание коллаборативной среды
(К) Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
(Учитель берет резиновый надувной шарик со вставленной в него трубкой. Шарик надувает, а затем дает возможность воздуху свободно выйти из шарика. При этом нет никаких звуков.
Прикрывая немного пальцем трубку, выпускает воздух, при выходе создается шум.)
(К) Вместе с детьми выясняем, что они слышат.
Его не видно,
В руки не взять,
Но зато слышно, (звук)
Какие звуки бывают? (речевые и неречевые)
Приведите примеры речевых звуков.
Эй, крючочки и точки,
Черточки, кружочки,
Собирайтесь вместе,
Становитесь в строчки.
И шагайте слаженно
По листу бумажному, (буквы) Е. Измайлова
Подвожу к тому, что сегодня на уроке они будут изучать звуки и буквы.
Работа над обобщением знаний по теме.
Работа по учебнику.
(К) Задание № 1. Подумайте, чем звуки отличаются от букв.
(К) Просмотр видео (развивающий мультфильм «Звуки и буквы»),
Что мы произносим, когда говорим? (звуки) Когда пишем? (буквы)
(К) Догадайтесь, какие звуки произносят дети.
Как называются эти звуки? (гласные) Почему?
Какими буквами мы можем их записать?
(К) Задание № 2. Послушайте или прочитайте стихотворение про алфавит. Назови известные тебе буквы.
(К) Задание № 3. Слепи любую из них и расскажи товарищу, что это за буква.
Можем ли увидеть, слепить звук?
Работа в прописи.
(И) Задание № 1. Вспомните, что вы рассказывали о своей школе, и перечислите, чем современная школа отличается от древней? Раскрашивание школы.
Прописывание элементов «большой овал»(на линиях предыдущего урока).
Динамическая пауза.
(Д, К) Называю звук, а вы показываете его руками: А - руки в стороны, О - руки над головой в кольцо, У - руки в трубочку, И - руки вверх, указательные пальцы оттопырены, Э - руки перед собой, Ы - руки сложены перед собой
Работа по учебнику.
(Г) Задание №4. Игра «Угадай слово по схеме».
Дикое животное с ценным мехом - лиса.
Домашнее животное - собака, корова.
Кондитерское изделие - торт.
Овощ - огурец.
Предмет из школьных принадлежностей - пенал.
Учащиеся делят слова на слоги и ставят ударение, объясняя каждое слово.
(Г) Расскажи о каждом звуке слова-отгадки.
(К) Задание № 5. Р ассмотрите картинки в учебнике и с помощью рук покажите, как вы выполните эти действия.
Папа берет со стола книгу.
Бабушка поднимает клубок.
Мама переставляет вазу.
Вопросы детям: Можно ли поймать звук? Можешь ли ты это сделать?
Подвожу детей к мысли, что звуки невидимы и неощутимы, а буквы можно увидеть, слепить, сделать из различного материала и написать.
(Г) Задание № 6 Предлагаю детям создать в классе «говорящую стену», нарисовать на каждую букву рисунок и подписать свое имя.
При изучении языка одновременно решается несколько задач: необходимо освоить правильное произношение слов, приобрести речевые навыки, благодаря которым можно свободно выражать свои мысли, и научиться писать.
Чтобы избежать сложностей, связанных с правописанием, следует разграничить устную и письменную речь. А для этого надо понять, чем звуки отличаются от букв.
Звуки
представляют собой волновое колебание, в определенном диапазоне воспринимаемое человеческим слухом. Из огромного многообразия звуков есть лишь небольшая часть, которую мы можем воспроизводить в форме речи.
Именно эта часть составляет фонетический строй языка. Он состоит из звуков, которые делят на гласные и согласные, различают по способу образования, звонкости и глухости, твердости и мягкости. Чтобы записать звуки в форме слов, необходима специальная знаковая система. Графическим изображением звуков являются буквы
. Они воспринимаются зрительно и звучать не могут.
Буквенный состав языка называют алфавитом. Русский алфавит состоит из 33 букв. Десять из них обозначают гласные звуки, 21 буква служит для графического изображения согласных, буквы Ь Ъ не имеют самостоятельного звукового выражения.
TheDifference.ru определил, что отличие букв от звуков заключается в следующем:
Волновая природа звуков позволяет слышать и воспроизводить минимальные нечленимые звуковые единицы, из которых состоит речевой поток. В отличие от звуков, произнести или услышать букву невозможно.
Буквы являются графическим изображением звуков. Зафиксированные в знаковой системе, звуки приобретают форму письменной речи.
Фонетический облик слова может полностью соответствовать его графическому изображению, например: стол — [стол]. Однако в русском языке такое соответствие встречается довольно редко из-за того, что его звуковой строй состоит из 44 единиц, а алфавит – из 33 букв.
При изучении языка одновременно решается несколько задач: необходимо освоить правильное произношение слов, приобрести речевые навыки, благодаря которым можно свободно выражать свои мысли, и научиться писать.
Чтобы избежать сложностей, связанных с правописанием, следует разграничить устную и письменную речь. А для этого надо понять, чем звуки отличаются от букв.
Звуки
представляют собой волновое колебание, в определенном диапазоне воспринимаемое человеческим слухом. Из огромного многообразия звуков есть лишь небольшая часть, которую мы можем воспроизводить в форме речи.
Именно эта часть составляет фонетический строй языка. Он состоит из звуков, которые делят на гласные и согласные, различают по способу образования, звонкости и глухости, твердости и мягкости. Чтобы записать звуки в форме слов, необходима специальная знаковая система. Графическим изображением звуков являются буквы
. Они воспринимаются зрительно и звучать не могут.
Буквенный состав языка называют алфавитом. Русский алфавит состоит из 33 букв. Десять из них обозначают гласные звуки, 21 буква служит для графического изображения согласных, буквы Ь Ъ не имеют самостоятельного звукового выражения.
ImGist определил, что отличие букв от звуков заключается в следующем:
Волновая природа звуков позволяет слышать и воспроизводить минимальные нечленимые звуковые единицы, из которых состоит речевой поток. В отличие от звуков, произнести или услышать букву невозможно.
Буквы являются графическим изображением звуков. Зафиксированные в знаковой системе, звуки приобретают форму письменной речи.
Фонетический облик слова может полностью соответствовать его графическому изображению, например: стол — [стол]. Однако в русском языке такое соответствие встречается довольно редко из-за того, что его звуковой строй состоит из 44 единиц, а алфавит – из 33 букв.
Читайте также:
Очаровательные крошки – микробы и бактерии – могут стать причиной гибели намного более крупного и развитого живого существа. Но именно эта «мелочь» является необходимым условием для ряда процессов, без которых…
Твёрдые тела - это металлы, полупроводники и диэлектрики. Они отличаются друг от друга по своим электронным свойствам. Электропроводность твёрдых тел определяется свойствами электронов. Что такое полупроводники и металлы Полупроводники относятся…
Неорганические катализаторы и ферменты (биокатализаторы), не расходуясь сами, ускоряют течение химических реакций и их энергетические возможности. В присутствии любых катализаторов энергия в химической системе сохраняет постоянство. В процессе катализа направление…
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.
Что такое звук?
Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт - спорт, ворона - воронка) , набором звуков (лимон - лиман, кошка - мышка) , последовательностью звуков (нос - сон, куст - стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка - катер, лес - парк) .
Какие звуки бывают?
В русском языке звуки делятся на гласные и согласные . В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].
Схема 1. Буквы и звуки русского языка.
Как произносятся звуки?
Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки - приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.
Транскрипция слова
Транскрипция слова - запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а - буква, [а] - звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п - буква, [п] - твёрдый звук, [п’] - мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение - апострофом перед гласным ударным звуком.
Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики .
Цветовая схема
В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.
Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.
Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.
Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.
В данном задании вам необходимо определить чем различаются первые звуки в следующих словах: дедушка, дров.
Выполните задание в следующем порядке
- Определите какие бывают звуки.
- Разберите заданные слова.
- Ответьте на заданный вопрос.
Определите чем отличаются звуки в начале заданных слов
В русском языке существует понятие буквы и звуки. Буквы - это то, что мы используем для написания слов. Звуки мы используем при разговоре, то есть то что мы говорим.
Можно выделить 43 основные звуки, из них гласные 6 и согласные 37. В то время, как букв в алфавите 33. Буквы мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают. Мягкий знак, в свою очередь, придаёт согласным мягкость.
Например.
Тень, соль, пень, день.
Звуки можно поделить на гласные и согласные звуки.
К главным звукам относятся следующие: а, о, у, э, ы. К согласным звукам можно отнести следующие: к, н, г, л, м, щ, ш, ф, т, ж и т.д.
Разберем слово дедушка.
[д"] - согласный, мягкий, звонкий.
[э] - гласный, мягкий.
[у] - гласный, твёрдый.
[ш] - согласный, глухой, твёрдый.
[к] - согласный, твёрдый, глухой.
[д] - согласный, твёрдый, звонкий.
[р] - согласный, твёрдый, звонкий.
[о] - гласный, твёрдый.
[ф] - согласный, твёрдый, глухой.
Следовательно, первый звук в данных словах является звук д. Данный звук схож тем, что это согласный и он звонкий. Но различается тем, что в слове дедушка звук д мягкий. А в слове дров звук д твёрдый.
Рассмотрим такой же пример. Разберем слова семечки и солнце.
[с"] - согласный, глухой, мягкий.
[э] - гласный, твёрдый.
[м"] - согласный, мягкий, звонкий.
[э] - гласный, твёрдый.
[ч"] - согласный, мягкий, глухой.
[к"] - согласный, мягкий, глухой.
[и] - гласный, мягкий.
Словосочетания солнце.
[с] - согласный, твёрдый, глухой.
[о] - гласный, твёрдый.
[н] - согласный, твёрдый, звонкий.
[ц] - согласный, глухой, твёрдый.
[э] - гласный, твёрдый.
Следовательно, отличается первый звук тем, что в слове семечки звук с мягкий, в слове солнце звук с твёрдый.