Dark souls анор лондо секреты. Прохождение Dark Souls

Танцовщица Холодной долины.

Эта дамочка по стилю ведения боя очень похожа на Пантифика Саливана: всё та же агрессивная тактика, всё те же быстрые удары, только у Танцовщицы гораздо шире зона поражения, а также абсолютно сумасшедшие комбо, состоящие чуть ли не из десятка круговых ударов. Попасть под такое – верная гибель. Тактика следующая: бегаем у неё под ногами, стараясь забежать сзади, но нужно быть осторожным: если надолго задержитесь спереди, он просто возьмёт вас рукой, бросит на землю и добавит огненным мечом. На втором этапе у неё появится ещё один меч и эти самые круговые комбо.

После победы, зажигайте костёр и таки подойдите к алтарю, водрузите на него чащу, посмотрите видеозаставку и поднимайтесь по спущенной лестнице. Теперь перед вами перекрёсток. Направо – тупик, вперёд – зал с рыцарями, а истинный путь лежит налево.

Поднимаемся по ступенькам, и бежим вниз по коридору, в конце которого будет стоять опасный рыцарь со щитом. Убивать его вдвойне сложно, потому, что щит у него – башенный, а коридор узкий. Попробуйте столкнуть его в шахту лифта, которая будет в помещении справа. Вам, в общем-то, тоже нужно в лифт. Заходите, но не доезжайте до конца, а спрыгните на промежуточном этаже. Здесь справа будет осколок эстуса, а слева на платформе будет осколок титанита. Впереди будет мутировавший скелет, его можно расстрелять из лука, стоя на платформе и далеко не убегая.

Теперь бегите всё время прямо мимо алтарей. Под вторым, если забежать слева от лестницы, где будут слизняки, вы найдёте кинжал Коготь, пару чёрных бомб и комплект Тени. Двигайтесь дальше, никуда не сворачивая (а сворачивать-то и некуда), справляясь с очень сильными рыцарями, стерегущими покой следующего босса, который будет за туманной дверью, если вы спуститесь немного вниз по ступенькам в главном здании, прямо по центру коридора.

Ойцерос, Снедаемый король.

Посмотрите видеозаставку и начинайте бой с этой драконообразной собакой. Главное, что её характеризует – большой запас жизней. Из магии у босса только ледяное дыхание с вылезающими из земли кристаллами. Главное, чего нужно опасаться в первой половине боя – ударов посохом и прыжков с последующим приземлением на пятую точку, словно Великое Проклятое Древо. Если Ойцероса приманить к тем воротам, через которые вы вошли, а потом убежать в правый, почти дальний угол, то босс застрянет в кустах дерева и оттуда его можно прекрасно убить магией или стрелами, правда, запас их понадобится немаленький. На втором этапе король перестанет жеманничать, бросит посох и станет куда быстрее. Он будет бить лапами и очень быстро бегать, постоянно прыгая, поэтому, опять же, лучше такого расстреливать дистанционно.

Теперь можете пробежать в открытую дверь и убить там воина в обносках с длинной шеей, из-за которой к нему нельзя подходить близко. В конце зала возьмите титанитовую чешую и возвращайтесь к костру. Теперь вам нужно в Иритилл.

Иритилл Холодной долины.

Бежим прямо от костра. Добегаем до овальной террасы, после чего поворачиваем на лестницу налево. Взбираемся по ней, и бежим направо через уже знакомое поле со спящими великанами и двумя магами в конце. Вам нужно взобраться наверх по ступенькам, подняться по лестнице справа, выбежать из помещения, пробежать чуть вперёд до края парапета и свернуть направо. Тут вы увидите два перехода, ведущих наверх. Вам нужно взобраться по нему, и бежать налево.

Основная проблема тут – рыцари, мечущие огромные стрелы и неплохо добивающие мечами. Пробегайте по террасе налево, сворачивайте направо, и спрыгивайте снова на крышу перехода от здания к зданию, но теперь уже ведущую вниз. Спрыгивайте на площадку, где будут лучник и мечник. Здесь вы можете укрыться в проходе сразу справа. Рыцари туда не зайдут, а застрянут на входе, но лучник будет пускать стрелы.

Вам нужно двигаться вниз по коридору. Бегите, пока не добежите до обрыва. Справа будет механизм. Давим его, ждём, пока башня придёт в движение, забегаем на башню, добегаем до верха и крутим ещё один механизм, перебегаем на другую часть замка. Справа будет костёр. Сохраняемся. Добро пожаловать в Анор Лондо.

Анор Лондо.

Поднимаемся по ступенькам наверх, там будут дежурить два рыцаря. Центральный вход не откроется, поэтому бежим налево (не забыв забрать слева на помосте большую душу бойца). Бежим налево, сворачиваем направо к ступенькам и взбираемся наверх, не забыв взять уголь гиганта.

Здесь у вас буде один путь – спуститься вниз по одной из лестниц и столкнуться с тремя дьяконами, мечущими огненные шары в вас. За ними будет традиционная туманная дверь, скрывающая очередного босса.

Олдрик, пожиратель богов.

Олдрик (есть мнение, что это всё-таки женщина), будет стрелять в вас двумя видами магии, а также осыпать территорию вокруг себя стрелами. Если попадёте под стрелы – дело труба. От магии нужно уворачиваться. Стойте на почтенном расстоянии, а ещё лучше, прячьтесь за колоннами, подождите, пока босс расстреляет магию и начнёт перезаряжаться. Подбегайте и делайте несколько ударов, но перед этим неплохо было бы изучить периодичность появления атаки стрелами, которые, как из рога изобилия осыпают всё вокруг. Лучше всего бить босса по хвосту, стоя сзади него. Босс в это время будет не очень сильно сопротивляться, так что можете ударить несколько раз без страха нарваться на атаку. Бейте до тех пор, пока Олдрик не телепортируется в другую точку, чтобы начать стрелять в вас магией. Будет хорошо, если вы намажете меч огненной магией. На втором этапе босс вытащит не менее огненную косу, и сильно поменяет тактику со стрелами: они теперь не будут усеивать всё вокруг по окружности, а стелиться за вами дорожкой, добавляя магией поэтому вас спасут только прыжки без остановки в течение секунд 5-ти, наверное. И молитесь, чтобы вам хватило выносливости. После победы над боссом, посмотрите видеозаставку и сохранитесь у костра.

После того, как вы победите Понтифика, зажгите костер в соборе, и используйте противоположную дверь, чтобы достигнуть балкона. Как только вы выйдете из комнаты, прыгайте вниз - если вы способны убить ящериц, вы получите мерцающий титанит за каждое существо. Также справа, в конце, есть большой осколок титанита.

Используйте единственный доступный путь, который ведет к лестнице. Вы достигнете площади с телами павших гигантов. На самом деле, двое из них спят (вы можете проверить это сами, если подойдете достаточно близко). Первым делом лучше разобраться с дьяконами, так как они будут стрелять в вас снарядами, если вы подойдете ближе к середине площади.

Поверните налево и идите к мосту. Перед выходом на другой стороне, используйте путь на правой стороне, где вы столкнетесь с трех невидимыми противниками и одним колдуном. Убейте их, чтобы собрать кольцо Dark Stoneplate, и выходите с другой стороны, через лестницу, ведущую к мосту (вы столкнетесь со множество дьяконов).

Для того, чтобы победить всех дьяконов, устраните каждого врага, с которыми вы столкнетесь. Несмотря на то, что вы можете избежать летящих в вас снарядов, этот процесс будет более трудным, если во время боя вы сосредоточитесь на каком-либо из дьяконов. Таким образом, лучше прыгать на врагов и выполнять мощные удары в прыжке (вполне возможно, что вы быстро убьете дьяконов и увернетесь от их снарядов).

Чуть дальше, вы сможете спрятаться за зданием. Вы будете защищены от большинства снарядов и можете подождать, пока к вам придут 2-3 дьякона (один из них является более сильным, которого можно легко сбить с ног мощным ударом). Также вы должны уничтожить всех дьяконов на площади, чтобы вернуться туда, когда это будет необходимо (это позволит вам подобрать предметы и убить гигантов, если вы решите на них напасть).

В конце концов вы придете к трем последним дьяконам. Находясь перед зданием, со стороны на вас могут напасть еще два противника. Если это произойдет, вы должны убегать до тех пор, пока враги перестанут вас преследовать. Затем вернитесь в локацию и устраните всех оставшихся дьяконов.

Повернитесь в сторону собора. У входа, на левой стороне, висит тело с Большим осколком титанита. Зайдите внутрь и откройте лифт слева. Он доставит вас к костру (где вы сражались с Понтификом Салливаном). Идите на другую сторону, чтобы найти и убить ящерицу (вы получите Простой самоцвет). Напротив входа, вы найдете комнату с открытым сундуком. Даже не пытайтесь открыть его и сразу же атакуйте. Постарайтесь подобраться к оборотню как можно ближе и наносите удары, не позволяя ему поймать вас. Если вы увернетесь от его удара и зайдете ему за спину, вы получите прекрасную возможность совершить сокрушительный удар. Убейте существо, чтобы получить Золотое ритуальное Копье.

Возвращайтесь к площади; лучше использовать верхнюю часть моста, если вы разобрались со всеми дьяконами. Перед тем, как попасть в здание, на вашем пути окажутся еще два врага. Один из них вооружен двумя копьями, а второй - парой молотов. Несмотря на то, что они очень агрессивные, у них нет щитов и достойной защиты. Остерегайтесь быстрых атак, которые следуют одна за другой, и более медленных, но мощных атак.

Лучший способ победить их - это убежать. Избегайте их, пока они не перестанут вами интересоваться. Скорее всего, один из них будет немного впереди, так что, когда они повернутся, привлеките внимание противника, который находится ближе. Если вам повезет, вы сможете выполнить 2-3 удара, прежде чем к битве присоединится второй противник. Помните, что когда вы убьете их, они умрут навсегда.

Другим возможным решением является использование гигантов на площади. Если вы способны планов перемещаться между ними, одна из смертельных атак на самом деле может поразить ваших противников. Убейте ваших врагов, и вы получите Доранские копья.

Перед тем, как войти в здание, расположенное позади гигантов, вы должны собрать предметы, разбросанные вокруг: Душу усталого воина и двойной Эмбер. Вам не придется сражаться с гигантами, но если вы решили атаковать одного из них, то разбудите одного и быстро отойдите. Таким образом, остальные продолжат спать. Помните, что нужно разобраться с вышеупомянутыми дьяконами. Не ждите, пока гигант встанет: просто бейте сразу и следите за его топчущими атаками. Последовательности атак, которые происходят одна за другой, являются смертоносным. Если вы сможете их избежать, у вас появится достаточно времени, чтобы нанести смертельный урон, в то время как враг будет обездвижен.

Продолжайте идти, и вы достигнете ранее упомянутого здания.

После того, как вы окажетесь внутри, сосредоточиться на стене слева от лестницы. Оказывается, это еще одна иллюзия, и если вы ударите ее, вы обнаружите лестницу, которая ведет к нижней части (скриншот).

Подготовьтесь к серьезному бою, так как вас атакуют два существа (вы сталкивались с такими монстрами на мосту в Иритилл Холодной долины). Ключевая проблема заключается в том, что враги будут атаковать сразу же, как только вы войдете в комнату. Хорошая новость заключается в том, что решение довольно простое: не приближайтесь к существам и оставайтесь рядом с лестницей. Используйте лук или арбалет и огонь против одного из них. Точный выстрел приведет одного монстра поближе к вам (другой должен оставаться в своей основной позиции). Это позволит вам сражаться с ним один на один, до тех пор, пока вы остаетесь близко к лестнице. Помните, что у вас не будет много места для маневра, так что не дайте загнать себя в угол.

Другой способ заключается в вызове онлайн-игрока на помощь. Если ранее вы использовали Эмбер, место для вызова игрока должно быть внизу.

После того, как битва будет завершена, здесь появится костер. За убийство врагов вы получите кольцо Немилости, а также сможете собрать Человеческие кости и Глубокий самоцвет. Подойдите к падшему архидьякону и молитесь, чтобы присоединиться к ковенанту Верные Олдрику.

Когда вы подниметесь вверх по лестнице, ищите место с осколком титанита. Затем прыгайте вниз немного вправо и найдете Большой осколок титанита. Путь будет вести вас через узкие крыши, и вас постоянно будут атаковать рыцари с огромными луками (один точный выстрел вполне может столкнуть вас с крыши). Идя по пути, расположенному ниже, вы будете находиться под огнем только с одной стороны. Ваша цель состоит в том, чтобы достигнуть вершины как можно быстрее.

Помните: Будет разумно не сражаться с рыцарем, которого вы встретите на полпути. Бой с ним может закончиться вашим падением, но если вы действительно хотите с ним сразиться, постарайтесь выманить его.

Выходите, поворачивайте направо и спускайтесь вниз. Таким образом, вы сможете избежать одного из рыцарей и сможете перевести дух. На первом этаже вы найдете Пепел с Востока.

Соберите его и идите обратно наверх. Так как вы избежали некоторых из врагов и пошли вниз по лестнице, вы сможете двигаться незамеченным в течение некоторого времени. Таким образом, вы сможете устранить еще три рыцаря, с которыми вы столкнетесь. Подкрадитесь к ним сзади, чтобы быстро убить их, или нанесите достаточно урона, чтобы сбросить с края.

Идите к месту, где есть извилистая крыша. Здесь вы столкнетесь с рыцарем с луком, так что вы должны убить его, прежде чем идти дальше.

Перед входом есть другой рыцарь, а не далеко от него - еще один рыцарь с луком. Вы можете войти внутри, чего будет более чем достаточно, чтобы враги отстали от вас, но лучше убить их, после чего собрать предметы и разблокировать шорткат. Оставайтесь в верхней части крыши и заманите - например, бросив в него нож. После того, как он придет, у вас начнется поединок один на один. Следите за тем когда он вызывает освещение, чтобы усилить свой меч, потому что он потом он будет выполнять серию мощных ударов.

Сразитесь с охранником, защищающим вход, и идите в сторону последнего оставшегося лучника. Путь через узкую крышу приведет вас к маленькой башне. Там вы можете открыть ворота, которые доставят вас к месту рядом с дьяконами. В будущем это также позволит вам избежать большинства рыцарем с луками. В конце дороги, за колонной, есть Большой осколок титанита, а когда вы прыгнете вниз (под небольшой крышей), вы найдете Dragonslayer Greatbow и пять DragonSlayer Greatarrows.

Вернитесь к крышам и войдите в здание, расположенное позади рыцаря. Справа есть проход, ведущий вниз, а перед ним - убийца Лондо (если вы в союзе с Юрием и не спасло Анри). Поговорите с ним, и он даст вам меч Присяги. Зайдите внутрь и соберите латунный набор. В конце есть алтарь и труп Анри. Подойдите к нему, чтобы начать ритуал. Внутри грудной клетки, на левой стороне, есть кольцо Сторно (узкий проход между жертвенником и колонной, прямо на стене).

Помните: во время вашего следующего визита, убийца будет мертв, и вы сможете собрать Хамелеон из его трупа. У алтаря, вместо тела Анри, вы столкнетесь с прямым мечом Анри.

Помните 2: если вы уже убили убийцу, вы не найдете его или Анри.

Выходите из комнаты с левой стороны (напротив лестницы, ведущей к большой комнате). Рядом с телом вы найдете Эмбер, после чего используйте рычаг. Это вызовет падение башни перед вами. Забирайтесь на неё и используйте устройство, которое приведет её обратно в исходную позицию - рядом с костром Анор Лондо.

Помните: когда вы находитесь в верхней части башни, вы можете присоединиться к ковенанту Клинки Темной Луны. Для того чтобы сделать это, идите в самый низ и поверните в сторону башни на противоположной стороне (скриншот).

Скриншот показывает другую башню, где вы получите знак ковенанта. Для того, чтобы добраться до него, идите через невидимый мост. Когда вы доберетесь до башни, вы можете прыгать вниз и приземлиться рядом с костром.

Если ранее вы говорили с Сиррис (и получили жест Darkmoon Loyalty), вы должны поклониться поклониться, и, таким образом, получить знак ковенанта. Вы также получите Клинок Темной Луны. Войдите в башню, чтобы собрать (тщательно прыгайте) изогнутый меч Хранителя картины и сет Хранителя картины. Оставьте башню, и в конечном счете вы окажетесь в Церкви Йоршка, где вы можете найти костер с тем же именем.

Welcome to IGN"s Walkthrough for Dark Souls. This section takes you to the fabeled region known as Anor Londo.

Ah, Anor Londo. Take in the sprawling vista below you when you land, slap down a message that says "Praise the Sun" or "Gorgeous View" then proceed on your merry way down the steps.

Anor Londo is a vast place and will truly challenge you. It may not be as poisonous as Blighttown was but this is still one dangerous area, so if you"re struggling, be sure to go back to an earlier point and level up a few times before coming back to Anor Londo.

Landing in Londo [ edit ]


At the bottom of the stairs you"ll see your first new enemy, and like the rest of Anor Londo, he"s a big one. This is a Sentinel , an extremely large, cumbersome but damaging enemy. He fights in a similar style to the Berenike Knights and his attacks are easily dodged, but if he hits you, you"ll certainly know about it.


The easiest way to beat the Sentinels is to lock on and wait for them to attack with their shield. You"ll know they"re about to do this as they raise their arms, so when they do, retreat quickly behind them and hit a few attacks. Rinse, repeat and job done!

When the first Sentinel is dead head into the nearby building and marvel at the architecture. To the left of you are some temptations in the form of a chest, but there"s also two more Sentinels standing guard in front of it.

The easiest way to fight these two is to take them on one at a time, and the easiest way to do this is to shoot an arrow at one of them to lure it towards you. Kill that one, then dispatch the other. When they"re both dead, head to the chest and open it to find Demon Titanite .


From here you should turn around and head straight out into the main courtyard. You have a choice of direction here - straight on, left, or right. Choose left first and head down the stairs to find Anor Londo"s first bonfire. This bonfire is guarded by the Fire Keeper, Darkmoon Knightess , who is standing nearby. Talking to her will reveal your next aim is to head outside and straight ahead.


Note: Since she is a Firekeeper, killing her will extinguish this bonfire for good. It"s pretty advisable not to do so.

Mimicry Will Get You Nowhere Fast

From the bonfire you"ll want to head back out and - to advance the plot - go forwards. Let"s get some items first though, shall we?

Head to the left instead and enter the large building similar to the one with the two Sentinels. In here are - yup - two more Sentinels. Kill them like you did the others.

Once they"re both pushing up the daisies you"ll no doubt notice there"s two chests in the room. Now remember what I said earlier about hitting all the chests you encounter from now on to watch out for Mimics? The right hand chest is one of these creatures. Fight it just like you did the one from earlier and you"ll receive a Crystal Halberd when it dies. The other chest contains the rare resource Twinkling Titanite .

Outside to the left is another Sentinel, but the path up from him will lead to a dead end (for now). Instead go back to the main courtyard and head left to find an elevator. Ride it all the way to the bottom and go down the lovely winding staircase.

From here, go outside onto the large bridge. You"ll now be promptly charged by a Bell Gargoyle . This enemy is non-respawnable and is very like the Bell Gargoyles you fought earlier apart from the fact that he attacks with lightning rather than fire. He"s relatively easy to beat, just use similar strategy to that you used in the Undead Parish and he"ll die quite easily. If you chop off his tail he"ll drop the Gargoyle Tail Axe , and he may also drop the Gargoyle Helm , Gargoyle"s Shield , and Gargoyle"s Halberd upon death.

The bridge ahead of you is completely out, so you"re going to have to unleash some of your architecture climbing skills to progress. Before you do that, face towards the stairs you"ve just come down and drop down to the left, following around the path. You"ll eventually come to a chest which contains Demon Titanite .

Head back around and under the archway to the other side. Now just to the right there"s a big slanted section of a building leading upwards - this is climbable, so head on up. When you get to the top, drop off to the right and land on the balcony.

Be careful as you head through the broken window - two new enemies, the Painting Guardians , are about to drop down from above. They attack from range with throwing daggers, so rush at them and stab them a few times before they manage to get through your defense.


With them breathing no longer head up the nearby ladder to emerge up on the rafters of the massive building. Note the presence of three more Guardians in the distance - snipe them if you can, as the narrow pathways can be dangerous.


When you"re ready, walk carefully along the narrow beams, following them along to the other side of the room. When you get to the central area you may notice a chandelier below you with an item on it. DO NOT drop down to it. Instead, hit the chain hanging from the ceiling a couple of times and it"ll break, sending the chandelier plummeting downwards.

Mechanisms and Mysterious Magical Murals [ edit ]

From here, head across the beams again to the other side. Dispatch any Painting Guardians you find along the way and head to the nearby ladder and climb down.

At the bottom of the ladder look down off the ledge. See the narrow walkway? Drop down to that and wander over to the other side and drop into the hall. Head up the stairs and kill another Painting Guardian. Up here there"s a chest, so open that up for a Divine Blessing .

From here, drop down to the ledge again, head to the other side, go up the stairs and through the White Light Gate. Huzzah, you"re back outside.

Now see that fancy looking wheel-thingy in front of you? That machine can be used to rotate the bridge below you, allowing you to access more of Anor Londo.

To begin with, push it once and you"ll be treated to a clip of the bridge slotting neatly into place. A Bell Gargoyle will now, fairly quickly, make it"s way across the bridge and attack you. He is fairly easy to take down in the confining space around the bridge-device. Block, dodge,use the stone pillars for cover and do what you do to dispatch him. From here, don"t go directly across the bridge - instead go down the stairs to arrive at a new walkway that"ll lead you to the bottom of the room where you just scaled the rafters.