История что такое барщина и оброк. Что такое оброк? Ключевые особенности барщины

Ба́рщина, отработочная рента, одна из форм феодальной земельной ренты, даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Принуждение крестьянина к барщине требовало наибольшего (по сравнению с другими формами феодальной ренты) ограничения его личной свободы. Производительность барщинного труда была невелика, производительные силы при господстве барщины развивались медленно. Барщина могла включать полевые работы, извозную повинность, строительные и ремесленные работы, рубку леса. Размеры и экономическая роль барщины на разных стадиях феодализма и в разных странах были неодинаковыми.

В странах Востока, где помещики обычно не вели своего хозяйства, барщина не получила широкого распространения, но крестьян активно привлекали к государственным работам по строительству ирригационных сооружений, дорог, мостов, дворцов. Различные формы принудительного труда, приближающиеся к барщине, сохранялись и в Новое время и Новейшее время, что связано с пережитками феодальных отношений, безземельем и малоземельем крестьянства, распространенностью кабальных форм крестьянской аренды.

В Западной Европе барщина распространилась с 8-9 веков; в ряде крупных вотчин она была господствующей формой ренты и ее продолжительность у крестьян некоторых категорий составляла 2-4 дня в неделю. С 12-13 веков в связи с сокращением господского хозяйства и раздачей домена в держания началось вытеснение барщины оброками. Хотя в некоторых районах в разное время наблюдалось временное возвращение к барщине, она к 14-15 веку сходит на нет, сохраняясь до 17-18 века лишь в виде небольших отработок (несколько дней в году) в страдную пору.

В большинстве стран Центральной и особенно Восточной Европы барщина в Средневековье не играла значительной роли, но в 16-17 веках с развитием предпринимательского помещичьего хозяйства, барщина становится господствующим типом сельскохозяйственного производства и создает основу для «второго издания крепостничества». Барщина возрастает для большинства крестьян до 4-5 и даже 6 дней в неделю. Постепенное сокращение барщины начинается лишь со второй половины 18 века, но отдельные ее пережитки (главным образом в виде отработок при крестьянской аренде земли) сохранялись вплоть до конца Второй мировой войны.

Возникновение барщины в России относят к временам Киевской Руси. Вначале использовался преимущественно труд холопов, а в 13-15 веках, наряду с использованием холопов в крупных светских вотчинах, на монастырских землях стал применяться труд крестьян. Помимо барщины, на Руси в 13-15 веках значительное распространение получил натуральный оброк. В конце 15-16 веке с ростом товарно-денежных отношений барщина получает более широкое распространение, охватывая почти все типы хозяйства и категории зависимого крестьянства (особенно в связи с хозяйственным кризисом 1560-1580-х гг.). Крестьяне на барщине выполняли несколько видов работ: возделывали господскую пашню, несли подводную повинность, убирали сено, строили дома, хозяйственные постройки. Барщина способствовала созданию в России общегосударственной системы крепостного права.

Решающее значение в распространении барщины принадлежало товарно-денежным отношениям. В условиях развивающегося товарного производства, когда спрос на рынке и цены на сельскохозяйственные продукты непрерывно росли, увеличилась заинтересованность помещиков в расширении своего хозяйства, и они стали усиленно переводить крестьян на барщину. Таким образом, барщина обслуживала уже не натуральное замкнутое хозяйство, а товарно-денежное хозяйство, приобретая тем самым новое экономическое содержание.

В 17 - первой половине 18 века барщина и натуральный оброк были основными формами эксплуатации помещичьих, церковных, дворцовых крестьян. Одновременно происходила географическая дифференциация различных форм ренты. Барщина начинала преобладать в центрально-черноземных районах страны, а также в уездах, примыкавших к Москве. На севере и востоке страны наблюдался переход к денежному оброку. Барщина составляла 2-4 дня в неделю. В 17 веке появился новый вид барщины - работа на помещичьих предприятиях (поташных, суконных, полотняных). Во второй половине 18 века четко определились районы распространения барщины. В семи губерниях Черноземья (Орловская, Тульская, Рязанская, Пензенская, Тамбовская, Курская, Воронежская) на барщине находилось 74% помещичьих крестьян. В тринадцати губерниях Нечерноземья (Олонецкая, Петербургская, Московская, Новгородская, Смоленская, Тверская, Ярославская, Костромская, Вологодская, Владимирская, Псковская, Калужская, Нижегородская) барщина охватывала 45% крепостных крестьян. Барщина преобладала в Прибалтике, Белоруссии и на Украине. В виде десятинной пашни барщина сохранилась среди государственных крестьян Сибири. Дворцовые (впоследствии удельные) и большая часть государственных крестьян России находились на денежном оброке.

Размеры барщины не регулировались законом. В 1797 году был издан указ о трехдневной барщине, но он носил рекомендательный характер и игнорировался помещиками. На практике барщина в отдельных районах России достигла 3-4 и даже 6 дней в неделю. Новый момент в развитии барщины состоял в переводе крестьян на месячину, при которой они, получая ежемесячно от помещика продовольствие, должны были ходить на барщину ежедневно. Усиление барщины вело к разорению крестьянского хозяйства, обезземеливанию крестьян.

После отмены крепостного права в России (1861) барщина не была ликвидирована и под названием «издольной повинности» сохранялась для временнообязанных крестьян. В 1882 году с введением обязательного выкупа барщина юридически была отменена, но по существу продолжала существовать в виде отработочной системы. В конце 19 века она преобладала над капиталистическими методами ведения хозяйства в 12 черноземных и в 5 нечерноземных губерниях. В семи губерниях обе системы занимали приблизительно одинаковое положение.

Барщина и оброк - виды политической и экономической зависимости крестьян от феодалов, существовавшие на Руси с самых ранних времен и во время расцвета феодализма.

Основное отличие оброка от барщины заключается в том, что оброк - это уплата налога деньгами или товарами, а барщина - это уплата налога собственным трудом на землях феодала.

С развитием на Руси феодализма установились довольно тесные отношения между владельцами земли (феодалами) и людьми, которые на этой земле проживали (крестьянами). Те, кто не мог купить собственную землю, вынужден был работать на земле, которая принадлежала феодалу, и, следовательно, за эту землю необходимо было как-то платить. Схожая ситуация складывалась у князей с захваченными ими племенами и общинами, которые вынуждены были выплачивать дань в государственную казну за право дальше проживать на собственных землях. Попавшие в зависимость от своего хозяина (феодала или князя) люди должны были постоянно предоставлять определенный откуп, налог. Дань взималась изначально в виде товаров или продуктов, которые шли на барский стол или продавались на рынке, а затем и в денежной форме.

С развитием государственности налог приобрел другую форму - барщина, то есть отработка, физический труд в пользу хозяина вместо уплаты денежной или продовольственной дани. Сначала барщина была сокращена до трех дней (указ 1797 г.), чтобы феодалы не могли использовать крестьян в качестве бесплатной рабочей силы, а уже только потом отменена.

Оброк

У этого понятия существует несколько определений. Впервые этот термин упоминается в связи с взиманием налогов еще в самый ранний период Древней Руси. Под оброком тогда понималась практически любая дань, взимаемая князьями с подчиненных им людей в виде денег, продуктов или товаров. Позднее под оброком стали понимать вид повинности крестьян перед феодалами, заключающийся в выплате дани помещику продуктами или деньгами. Денежный оброк сохранялся на Руси до 1863 г., а продуктовый был отменен реформой 1861 г.

Понятие «оброк» древние понимали так же, как сегодня мы воспринимаем слово «аренда», то есть срочное или бессрочное право пользования имуществом, которое вытекает из договора найма. Поскольку крестьяне во времена рассвета феодализма считались фактически вещью, собственностью феодала, было нормальным отдать кому-нибудь «в аренду», то есть в оброк, целые деревни вместе с живущими там людьми.

Начиная с 16-го в. «оброк» употребляется в значении государственной подати, которую уплачивали в государственную казну владельцы земель. Оброк также выплачивали крестьяне своему землевладельцу за то, что он давал им право жить и работать на его земле, а также выращивать овощи и кормиться. Уплачивался оброк деньгами или товаром, можно было также отрабатывать оброк трудом. Позднее из этой традиции начала формироваться барщина.

Барщина

Барщина - это труд крепостного крестьянина в пользу феодала на его земле в счет уплаты аренды участка, на котором крестьянин работает, чтобы прокормить свою семью.

Широкое распространение барщина получила в 16-м в. и просуществовала вплоть до 19-го в., а на некоторых территориях и до 20-го в. - как одна из форм отработанной системы после отмены крепостного права.

Барщина пришла на смену оброку. Крестьяне, которые получали определенные наделы от феодала и могли там жить и выращивать себе овощи для пропитания, не всегда были способны отдать феодалу оброк товаром или деньгами, иначе им самим было бы нечем прокормиться. В связи с этим все чаще феодалы разрешали своим крепостным отрабатывать оброк трудом.

У барщины было несколько основных принципов. Во-первых, барщина взималась исключительно физическим трудом, а не товаром. Труд этот мог быть самым разнообразным: работа на земле, рыболовство, охота и многое другое. Во-вторых, барщина была обязательной, от нее не освобождался никто, и она служила своеобразной формой выплаты ренты за землю. В-третьих, это был абсолютно бесплатный труд в пользу феодала: крестьянин мог работать на земле своего хозяина несколько недель, но не получить за это ничего.

Барщина, в отличие от оброка, оказалась более живучей системой и просуществовала достаточно долго. Зачастую эти два вида повинности совмещались.

Конец барщины и оброка

Барщина и оброк на Руси, хотя с ними пытались активно бороться и считали их пережитком феодализма, просуществовали достаточно долго, вплоть до 19-го в. Этому способствовало экономическое состояние страны: феодализм не позволял экономике регионов развиваться нужным образом, у крестьян не было денег, поэтому они вынуждены были находиться в зависимости от более богатых людей, выплачивая тем ренту либо товаром, либо работой. Несмотря на отмену крепостного права , понадобилось несколько десятков лет, чтобы окончательно разрушить феодальную систему и перестроить экономику.

Современное общество избаловано благами цивилизации. Молодые люди, просыпаясь утром, выпивают чашечку кофе, включают ноутбук, чтобы ознакомиться с последними новостями, ответить на письма друзей, затем неспеша собираются на учебу или работу. А задумывался ли кто-нибудь, как начиналось утро 100, 200, 300 лет тому назад у таких же девушек и юношей? Сегодня далеко не каждый сможет правильно ответить на вопрос о том, что такое оброк и барщина, а ведь еще каких-нибудь два века назад люди отрабатывали повинность, не принадлежали сами себе, гробили свое здоровье на чужих полях.

Что такое оброк?

На протяжении веков появлялось несколько определений этого понятия. Оброк впервые возник в начале становления Древней Руси, когда только вводились налоги. Тогда князья с подчиненных собирали дань в виде продуктов, денег, товаров. Позже этот вид повинности предстал как обязанность крестьян отдавать феодалам часть денег или продуктов. Реформа 1861 года отменила продуктовый оброк, а денежный сохранялся еще два года.

Во времена феодализма крестьяне считались чьей-то собственностью, поэтому феодалы могли отдавать в пользование не только конкретных людей, но и целые деревни. Оброк можно сравнить с арендой, то есть дворянин предоставлял другому дворянину свои владения в пользование. В XVI веке появилась государственная подать, повинности уплачивали землевладельцы в казну. В то же время оброк распространялся и на крестьян, только они платили его не государству, а владельцу угодий, на которых они жили и использовали для выращивания продуктов. Люди могли расплатиться с барином деньгами, товаром или собственным трудом.

Что такое барщина?

На протяжении трех столетий (XVI-XIX вв.) просуществовала барщина. понятия весьма простое - крестьянин оплачивал аренду земельного участка, принадлежавшего феодалу, собственным трудом. Это не что иное, как одна из форм отработной системы. Барщина и оброк, по сути, очень похожи. Поскольку бедняки не всегда могли отдать феодалу дань в виде денег или продуктов, потому что сами оставались ни с чем, то богачи позволяли им отдавать долг трудом.

Что такое оброк и барщина по своей сути? Это своеобразные формы выплаты ренты за землю. Барщина взымалась только физическим трудом, но он мог быть разнообразным: земледелие, охота, рыболовство, садоводство, скотоводство и т. д. От этой дани никто не освобождался, работа была абсолютно бесплатной, барин за нее ничего не платил.

Размеры повинностей

Во времена феодализма действовали местные «Положения», которые детально расшифровывали, что такое оброк и барщина, а также в каких размерах они взымаются. Сумма, уплачиваемая за землю, варьировалась в зависимости от ее расположения. Например, крестьяне, жившие под Петербургом, платили 12 рублей, а вот московские и ярославские отдавали всего 10 рублей. Наименьшую сумму - 9 рублей - уплачивали бедняки Курской и Отдав дань, крестьянин не только мог пользоваться землей помещика, но и свободно распоряжаться своей рабочей силой.

Барщина - это физическая работа, которую выполняли временнообязанные и крепостные крестьяне для барина. Размер повинности высчитывался исходя из душевого надела человека. За один земельный участок женщины отрабатывали месяц, а мужчины 40 дней. При не предоставлял инструментов, бедняки должны были приходить со своими тяпками, плугами, лопатами, удочками и т. д. Женщины попадали под барщину в возрасте с 17 до 50 лет, а мужчины - с 18 до 55 лет.

Что такое оброк и барщина? В чем разница?

Барщина :

  • Крестьяне с личными инструментами бесплатно батрачили на угодьях помещиков.
  • Бедняки могли работать не только на барина, но и на монастырь, церковь, учебное учреждение.
  • Повинность основывалась на работе с сельским хозяйством.
  • Барщина выгодна для помещиков, живших в деревнях, поскольку они сами могли устанавливать размер отработок.
  • Повинность закабаляла крестьян, обрела широкое распространение на Руси.

Оброк :


Отмена повинностей

На Руси как-то очень хорошо прижились оброк и барщина. Отличия между этими двумя повинностями хоть и существовали, но все же они обе делали крестьян рабами, душили их, не позволяли развиваться. С феодализмом пыталась бороться интеллигенция, но все было безрезультатно, помещики, словно пиявки, высасывали силы из бедняков, эксплуатируя их в своих целях. Крепостное право было отменено в 1861 году, в 1863 году отменили и оброк. Тем не менее, понадобилось еще несколько десятилетий, чтобы полностью изменить сознание людей, перестроить экономику на новый лад и разрушить феодализм.

Барщина и оброк – формы политической и экономической зависимости крестьян от феодалов, существовавшие в Древней Руси во времена расцвета феодализма и формирования крепостнической зависимости.

Основное отличие оброка от барщины состоит в том, что оброк – это денежная или товарная уплата налога, или ренты, а барщина – это выполнение работы, физический труд, который идет в счет суммы долго за аренду земли.

С развитием на Руси феодально-крепостнической системы установились весьма своеобразные отношения между владельцами земель (феодалами) и подчиненными им людьми, которые проживали на землях феодала (крестьянами). Те крестьяне, которые не могли позволить себе выкупить землю (а затем это и вовсе было запрещено законом) вынуждены были арендовать землю у феодала, а за нее необходимо было платить. Для выплаты налога использовали либо деньги, полученные с продажи продуктов, выращенных на земле, либо сами продукты. Попавшие в зависимость от своего хозяина люди (феодала или князя) постоянно должны были платить откуп, чтобы иметь право и дальше жить на земле.

С развитием государственности и налоговой системы оброк преобразовался в барщину – теперь долг можно было не только отдать, но и отработать.

Оброк

У этого понятия существует несколько основных определений. Впервые термин «оброк» упоминается в связи с взиманием налогов еще в самый ранний период развития Киевской Руси, когда князья ездили по вверенной им территории и взимали с граждан оброк в виде товара, а затем продавали его на рынке и деньги клали в казну. Под оброков тогда понималась практически любая дань – деньгами, продуктами или даже людьми. Позднее понятие оброк приняло более определенный смысл, знакомый нам сегодня. Оброком стали называть дань, которую выплачивал зависимый крестьянин своему феодалу за то, что феодал позволял ему жить на его земле. Оброк просуществовал в денежной форме до 1863 года, а в товарной форме до 1861 года, когда было отменено крепостное право.

Понятие оброк древние славяне понимали практически также, как мы сейчас понимает слово «аренда», поэтому оброк можно отнести не только к отношениям крестьянин-феодал. Любой человек или даже община, которая брала в аренду у феодала или государства участок земли в пользование вынуждена была платить регулярный оброк в счет земли. Кроме того, среди самих феодалов было нормально отдавать «оброк» не только товары и деньги, но даже целые деревни вместе с людьми, так как крестьяне тогда считались собственностью феодала.

Начиная с 16 века оброк – это форма государственной подати, уплачиваемая гражданами в государственную казну. Крестьяне платили оброк своему феодалу, феодал платил оброк тому, чьи земли он арендовал (если они не были куплены) и таким образом казна регулярно пополнялось. Со временем это создало серьезные экономические трудности, поэтому оброк было решено заменить барщиной.

Барщина

Барщина – это труд крепостного крестьянина в пользу феодала в счет уплаты денег за пользование землей.

Широкое распространение барщина получила в 16 веке, когда оброк показал себя не самой лучшей системой сбора денег, так как зачастую у бедных крестьян, которые итак жили впроголодь, просто не было денег, чтобы заплатить феодалу. Если же крестьянин отдавал оброк товаром, то семья крестьянина потом голодала, некоторые даже умирали. В связи с этим было принято решение разрешить крестьянам работать на земле феодала бесплатно, чтобы отработать свой долг. Причем отрабатывать можно было не только непосредственно трудясь на полях феодала, можно было заниматься рыбалкой, охотой, услуживать в доме – все, что могло приносить пользу шло в счет барщины.

У барщины было несколько основных принципов, на которых она строилась. Во-первых, барщина взималась исключительно физическим трудом, зачастую феодалы не смотрели даже на возраст крестьянина или его физическое состояние. Во-вторых, труд на земле феодала был абсолютно бесплатным, крестьянин мог целый день работать в поле или охотиться, а в итоге не получить ничего и прийти домой с пустыми руками. В-третьих, от барщины не освобождался никто, это была фактически трудовая повинность, которая существовала параллельно оброку в некоторых случаях.

В отличие от оброка, барщина оказалась более живучей и просуществовала долгое время, на некоторых территориях даже после отмены крепостного права . Однако прежде, чем быть отмененной был издан указ о трехдневной барщине в 1797 году, когда барщина ограничивалась тремя днями и не позволяла феодалу взять крестьянина в трудовую зависимость и использовать, как дешевую рабочую силу.

Конец барщины и оброка

Барщина и оброк на Руси, несмотря на весь ужас подобной системы, несмотря на постоянные попытки борьбы, просуществовали достаточно долго и сохранялись в том или ином виде вплоть до конца 19 века. Причина этого лежала в экономическом состоянии страны, которое за столько веков феодализма просто не могло подстроиться под новую систему, феодализм привел к тому, что люди находились в глубокой зависимости друг от друга и даже тогда, когда крестьяне могли уйти, у них не было средств, чтобы сделать это. Барщина и оброк, как и весь феодализм, сильно ослабили экономику Руси и стали одной из причин отставания государства от продвинутых европейских стран.

Кризис крепостного хозяйства

В $XVIII$ в. крепостная система компенсировала влияние тяжелых природных условий на экономику России. До определенного момента традиционное сельское хозяйство с трудом крепостных отвечало потребностям общества, экономика, построенная на крепостном труде помогала содержать хорошую армию и флот. В конце $XVIII$ в. Российская империя была мощной европейской державой.

Принятие и переосмысление элитой российского общества европейских ценностей, идей Просвещения, несмотря на последовавшую реакционную политику дало свои плоды, и позволило задуматься о существующей в России социальной системе критически.

Так, «просвещенная императрица» Екатерина II свернула свои либеральные и гуманистические идеи и начала откровенно реакционную политику под занавес своего правления, увидев, во что вылились идеи Просвещения.

Замечание 2

В дальнейшем, император Александр I позиционировал себя как продолжателя либеральных идей своей бабки Екатерины II, однако практических результатов достигнуто не было. При этом, в крепостной системе назревал кризис, т.к. она не могла эволюционировать.

Кроме того, особый урон нанесло участие в наполеоновских войнах, в особенности, Отечественная война $1812$ г. Казна была опустошена, фактически Россия оказалась на грани банкротства, а Европейская территория подверглась разорению.

Помимо этих факторов, отметим также начало промышленного переворота, несмотря на запоздалость в сравнении с другими европейскими странами тот процесс так же привел к кризису сложившейся социально-экономической системы.

Оброк

Кризис крепостнической системы ярче всего проявился в тех районах, где помещики занимались товарным производством зерна. Проявилось это в увеличении доли барской запашки, работ на барщине, а крестьянские наделы наоборот, уменьшались. Объяснение найти довольно просто: помещики-предприниматели стремились извлечь как можно больше выгоды, т.е. продать как можно больше зерна. Таким образом, товарно-денежные отношения разрушали натуральное крепостное хозяйство.

В $XIX$ в. практически все помещики отказались от натурального оброка, зато денежный собирали активно и постоянно его повышали. При этом, крестьяне должны были еще трудиться на барщинных работах.

Оброк был доведен до максимума, т.к. в тех районах, где он был высоким уже в $XVIII$ в. дальнейшие его изменения незначительны. В регионах нечерноземных почв крестьяне в большинстве своем ($2/3$, а местами уже и $90$%), жили на оброке и занимались отходничеством. Так, практически вся страна знала ярославских офень, которые торговали разными мелочами, галантереей.

Определение 1

Офеня – название бродячих торговцев мелким товаром (галантерея, мануфактурные изделия, книги, лубочные картинки); продавали свой товар в сельской местности. Название «офеня» относится к выходцам из Центральной России, в частности, Владимирской губернии.

Повышением оброка помещики еще сильнее расшатали крепостную систему, т.к. крестьяне из нужды стали мобильны и «вольны». Отметим, что в связи с падением ценности бумажных денег, размер оброка периодически взмывал в $5$, в $7$ раз, что вызывало законное возмущение.

Барщина

Таким образом, в нечерноземных регионах помещикам был выгоден оброк. Но по стране в целом, росло количество барщинных крестьян. Так, в начале $XIX$ в. их было $56$%. Фактически это означает, что помещики вынуждали крестьян бросать заработки для того, чтобы повысить товарность помещичьего хозяйства.

Многие помещики не соблюдали закон о $3$ днях барщины, заставляя работать по $5$ дней в неделю и больше. Нередки были и вопиющие случаи оставления крестьян на месячине, т.е. крестьянин не имел ничего, кроме фиксированного количества хлеба в месяц. Таким образом, то напоминало возврат в Средневековье к рабам. Эти методы не давали желаемых результатов помещикам, но загоняли крестьян в невыносимые условия жизни.