Как назывались древнейшие коренные жители прикамья. Чёрные дыры истории

История названия Перми проста и незатейлива. Предположительно означает «далекая земля», если переводить с вепсского языка слово «перама». Действительно, путь туда неблизкий. Ведь Пермь расположена в предгорье Урала в 1158 км от Москвы. Большой город (720 кв. км) имеет богатую историю и является культурным, промышленным и научным центром России.

Поселок становится городом

История г. Перми начинается в далеком 17 веке, когда на реке Ягошихе образовалось поселение. В начале 18 века в этой местности по указу Петра I начали постройку медеплавильного завода, на котором выпускали монеты для всей страны. В 1970 году Екатерина II обратила внимание на выгодное месторасположение поселения Егошиха и повелела сделать его городом. Благодаря размещению на берегу начинает развиваться пароходство и судостроительство. Укрепляются экономические и торговые связи. Об этом рассказывает городская история.

Культура Перми тоже не отстает. Открываются театры, музей, а также государственный университет. Несмотря на то, что история Перми началась в 17 веке, в 1940 году ее, как и многие другие города в советское время, переименовали. До 1957 г. она носила название Молотов. Памятники истории и культуры Перми достойны изучения. К ним относятся скульптуры, храмы, музеи и другие объекты.

Памятники истории Перми

Мемориал на 51 годовщину Уральского танкового корпуса установлен перед Домом офицеров на Сибирской улице. Он представляет собой композицию, в которую вошли рельефная стена, танк Т-34 и стела. Чтобы установить памятник доктору Гралю около второй клинической больницы, пришлось собирать деньги всем миром. Пожертвования сделали как жители города, так и организации. В 2003 году эта больница была названа в честь известного пермского врача, а памятник установили в 2005-м.

В честь известной летчицы назвали улицу Полины Осипенко. А до 1940 года она была 1-й Пролетарской. Сибирская улица вела на тракт с одноименным названием. Еще в XVIII веке по нему переправляли товары на Восток. Вел он из Москвы в Сибирь.

Есть в городе улица, история которой довольно зловещая. Ее название — Уральская. Те, кто проживают на ней, наверняка радуются близкому соседству с цирком и парком культуры. Однако ранее эта улица называлась Ново-Кладбищенская и вела к Мотовилихинскому кладбищу. В советское время на его месте построили парк им. Свердлова, церковь снесли, и теперь вместо нее стоит обычный жилой дом.

А как с культурной жизнью?

Жители и гости города не могут пожаловаться на скуку и на то, что в Перми некуда пойти. Здесь множество культурных развлечений. Взять хотя бы Театр оперы и балета. Он был построен еще в 1970 году и имеет обширный репертуар. Его труппа участвует во многих конкурсах и получает призы.

Кроме того, работают в городе Театр юного зрителя и Есть в нем и художественная галерея с 43 тысячами экспонатов. Желающие подробнее узнать, что представляет собой история Перми, могут посетить краевой музей, которому уже более 100 лет. Есть и музей современного искусства. Кроме того, хорошо провести время можно в кинотеатрах, ресторанах и развлекательных центрах.

Школы в Перми

Этот город достаточно старинный, некоторым из его учебных заведений более 100 лет. История школ Перми достаточно богатая. Например, школа №1 заработала в 1906 году. Изначально это был деревянный дом, который стоял на берегу Камы. В ней учились всего 35 детей, поделенных на три группы. Учительница была всего одна — Мария Тиховская. В советское время школа несколько раз переезжала, пока в 1961 году у нее не появилось свое здание по адресу проспект Калинина, д. 19.

История школы №22 началась в 1890 году, когда было решено открыть училище для слепых детей. Их обучение и реабилитация оплачивались за счет пожертвований и продажи изделий, которые мастерили сами ученики. Кроме плетения корзин, изготовления сапог, ткачества, они обучались арифметике, Закону Божьему, русскому языку, географии, истории, естествознанию, пению. Был создан даже свой хор, состоящий из 20 детей. Для детей работала библиотека, все книги в которой были набраны

Во время Гражданской войны здание училища было передано под госпиталь. В 1919 году в здании открыли школу для беспризорников. Постепенно она была реорганизована в семилетку, росло число учеников. Во время Отечественной войны здание снова занимал госпиталь. В настоящее время в школе углубленно изучают иностранные языки. В старших классах предметы преподают на французском и английском, дополнительно изучают латинский, испанский, немецкий. Обучение проходит по экспериментальным программам.

Незнакомая Пермь

Этот город расположен далеко от столицы нашей родины. Мало кто знает, что когда-то его называли Пермь Великая. Она много дала нашей стране в царское время и продолжает это делать до сих пор. Но Пермский край — это не только промышленность, но также чудесная природа. Город неизменно привлекает желающих заняться рафтингом, трекингом, пойти в поход.

Известен и геологический памятник — Кунгурская пещера. Он расположен в 100 км от Перми и является туристическим объектом. Внутри находятся а также таинственные озера. Пещера протянулась на 5,7 километра. Особенно красиво внутри нее, когда там проводится лазерное шоу.

В этой статье мы рассказали о Перми — старинном и загадочном российском городе. На туристов, побывавших в нем, он оказывает самое благоприятное впечатление. Хотя некоторым людям, особенно прибывшим из столицы, Пермь кажется излишне провинциальной. Отзывы о городе противоречивы. Посетите его самостоятельно, чтобы понять, нравится он вам или нет.

Пешеходный туристический маршрут «Зеленая линия» появился 11 июня 2010 года. Такой пешеходный маршрут возник в Перми первым на Урале. По всему маршруту на асфальт нанесена линия зеленого цвета, около объектов установлены информационные щиты.

В первое десятилетие ХХ века в башкирских волостях Осинского уезда Пермской губернии наблюдалось небывалое до этого строительство земских школ, волостных правлений, земских больниц. В то же время активно шло строительство земских трактов и железобетонных мостов в селах Барда и Елпачиха.

Атерский волок известен с 1660 года. Это 75-километровый участок от реки Ирень в селе Енапаево до реки Тюй в деревне Бурма на территории Башкирии. Есть о нём упоминания в трудах П.С. Палласа и Бибикова в XVIII веке, а также Н.К. Чупина в XIX веке. В Гражданскую войну здесь прошёл и В.К. Блюхер с партизанами.

Биостанция Кважва расположена в Добрянском районе Пермского края на месте бывшего поселка лесозаготовителей с одноименным названием «Верх-Кважва». На биостанции ведутся не только полевые практики по различным предметам, но и научные исследования.

Строительство Бисерского чугунолитейного и железоделательного завода началось 30 сентября 1786 года по указанию графа Б.Г. Шаховского. В настоящее время этот завод интересен тем, что во многом сохранил облик небольшого уральского завода XIX века. Благодаря этому здесь проходили съемки эпизодов фильма Леонида Парфенова и Алексея Иванова «Хребет России».

Вид на величественную церковь Благовещения открывается уже с Чердынской автомагистрали. Для неподготовленного путешественника зрелище завораживающее. Но стоит подъехать ближе и рассмотреть здание церкви внимательно, как становится понятно, что над ним хорошо потрудились время и люди. «Потрудились», конечно, не в благоприятном смысле: церковь разрушается.

Прикамье не богато белокаменным зодчеством. Виной тому доступность кирпича и отсутствие на большей части территории края горных пород, пригодных для создания архитектурного декора. Исключением является Октябрьский район, крайняя южная точка Пермского края. Расцвет каменного строительства здесь связан с обилием здесь оолитовых известняков и доломитов.

Город Кунгур широко известен своей ледяной пещерой и фестивалем воздухоплавания «Небесная ярмарка». В городе сохранилось множество старинных купеческих особняков. Здесь много интересных достопримечательностей. Предлагаю познакомиться с историей Кунгура и его самыми любопытными местами.

Лысьва – один из промышленных центров Пермского края, старинный горнозаводской городок, появившийся ещё в конце XVIII века, с единственным в России музеем каски. Инициатором строительства железоделательного завода и поселения при нём стала княжна Варвара Александровна Шаховская, дочь графа Александра Строганова. В 1785 году началось строительство завода, пущенного в действие 27 декабря 1787 года.

Дорогие читатели, приглашаю вас на небольшую прогулку по Осе. Небольшой городок с необычным названием расположился на юго-западе Пермского края, на берегу Воткинского водохранилища. Подобно древней Чердыни, Оса прекрасно сохранила атмосферу старинного уездного города. Прогулка по её улицам не оставит вас равнодушными.

Чердынь – самый древний город Урала. Приезжая в Чердынь, словно переносишься на машине времени в прошлое. Здесь, как нигде на Урале, сохранилось очень много старинных зданий. Это настоящий музей под открытым небом. Город приятный, душевный, в который хочется вернуться. Побывать здесь, пройтись по чердынским улочкам, проникнуться атмосферой этого места стоит каждому!

Город Чёрмоз, расположенный в Пермском крае, имеет интересную и богатую событиями историю. Есть здесь и интересные достопримечательности. Чермозские куранты на 3 года старше московских, установленных на Спасской башне Кремля, а лунный календарь вообще не имеет аналогов в России.

Чусовой - город металлургов, город спортивной славы, он часто является и местом окончания сплавов по реке Чусовой. Удобное расположение станции Чусовская позволяет туристам без проблем уехать из города на железнодорожном транспорте. Провожает их Выш-гора, у подножия которой и расположен вокзал. С этой горы, с так называемого «Балкона», открывается прекрасный вид на город.

Данное селение основано в начале XVII века на землях Строгановых, где чуть раннее уже поселились казаки Ермака, вернувшиеся из Сибирского похода. Данные земли у реки Ординки Строгановы отдали Белянице Зюзину – будущему воеводе Верхотурской провинции.

Живописная природа и глушь манили сюда марийский народ от гонений за язычество. И сегодня среди жителей найдутся представители поклонению Берёзе. Этнический уклад за прошедшие почти 250 лет изменился, но не так кардинально, как у других этносов-народов, населяющих Октябрьский район.

Город с таким добрым и милым названием находится на берегах залива Камского водохранилища. Город небольшой, всего около 36 тысяч жителей, но с интересной историей. И сохранившимся колоритом старинного уральского горнозаводского городка, несмотря на то, что старинный завод уже более 60 лет назад скрыли волны Камского моря.

Поднявшись по дороге (старинный Бирский тракт) в гору Вахит-Тау от Енапаевской Ледяной пещеры до перекрёстка (отворот на Усть-Арий) дорога предстает почти в изначальном виде и является труднопроезжаемой. Лесная аллея, по которой проходит дорога, очень живописна. Словно на «машине времени» можно очутиться в былых временах...

На высоком левом берегу Койвы, над посёлком Кусье-Александровский возвышаются развалины большого здания из бутового камня, немного похожие на руины средневекового замка. Сейчас туда редко кто приходит, разве что туристы. А из них мало кто догадывается, что в этих местах в 40-50-е годы прошлого века добывали алмазы.

Крестовая гора высоко возвышается над долиной Косьвы. Сейчас на её склонах располагается горнолыжный центр, как и полагается с канатной дорогой. Но оказывается в Губахе раньше была ещё одна канатная дорога, только ездили на ней не лыжники, а вагончики с каменным углём.

Совсем рядом с северной оконечностью Кваркуша в Улс впадает река Кутим. А в трех с половиной километрах от устья еще 120 лет назад вовсю работал чугуноплавильный завод, который так и называли Кутимским. Завод с короткой, но очень насыщенной историей...

Добыча соли в районе Соликамска имеет давнюю историю. Её выпаривали из родников ещё во времена Родановской культуры (начиная с IX века). А в начале XV столетия братья Калинниковы, посадские люди из Вологды, основали солеварни рядом с нынешней деревней Верх-Боровая. В 1430 году они перенесли их уже в окрестности нынешнего Соликамска, так как рассолы здесь были богаче.

С глубоких времен покрытые лесами земли левого берега Камы, между ее притоками Буй и Белая, были обжиты человеком. По оценке историков местные племена говорили на финно-угорских языках, родственных современным удмуртскому, марийскому, коми, мансийскому, вергерскому и прочим языкам. Немногочисленное население занималось примитивным земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством. Круто изменилась обстановка в крае в середине 1 тыс. н. э., в эпоху "Великого переселения народов". Вторжение гуннов вызвало перемещения племен по всей Евро-Азматской степи и прилегающих лесостепных районах. Спасаясь от воинственных кочевых орд более слабые группы населения уходили на север - к берегам Средней Волги, Камы. Белой.

Со второй половины века наш край заняли племена так называемой кушнаренковской археологической культуры, пришедшие из Западной Сибири. Большинство исследователей считает их уграми, хотя есть точка зрения, что эго тюрки, самодийцы и др. (вели кочевой образ жизни, часть - земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством). В VIII-IX вв. большая группа кочевых угров ушла на запад в долину Дуная, где на землях Паннонии сформировался современный венгерский народ. В этот период по лесостепному левобережью в низовья Белой проникают и группы кочевников печенегов (древнних башкир). Издревле совершали набеги и походы войск на Каму и Волжскую Болгарию (государство, существующее в те времена на территории современного Татарстана) восточные славяне. А начиная с XI – ХП вв., новгородцы уже осваивают верховья Камы и Вятки. В начале XIII века очередное вторжение потрясло жизнь народов Восточной Европы.

В 1236 г. монголы разгромили Булгарское государство и их соседей. Вся территория среднего Поволжья, Приуралья, Нижнего Прикамья подпадает под власть Золотой Орды, в которой ислам становится официальной религией, а тюркский язык господствует в государстве, спасаясь от ярости победителей, население бежало на север за Каму или на восток. В то же время енейские роды были вынуждены переселиться с западных районов на правый берег Камы, Занять устье Белой и Буя. Переселяются сюда и племя уран, гарейцы и др. С конца XIV в. ХV вв. происходит достаточно массовое переселе¬ние енейцев на правый берег Камы. «История Николо-Березовки». М. И. Роднов, О. В. Васильева, Уфа-1997г. Поселение русских в Прикамье Основание Николо - Березовки К концу 1V в. верховья Камы были прочно освоены русским насе-лением и прикамские земли вновь стали ареной взаимных военных походов. В 30-40 гг. ХV1 века борьба окрепшего Русского государства с Казанским ханством за обладание Волжским бассейном, главной транспортной артерией Восточной Европы, развернулась с особым ожесточением. В итоге в 1552 году Казань пала.

В I554-1555 гг. северо-западные башкирские племена добровольно принимают русское подданство, в 1557 г. прикамские удмурты добровольно входят в состав Россия. После этого сюда хлынул поток русских вольных переселенцев, в основном уроженцев русского севера. Одно из основных групп русских переселенцев направилась в долину речки Березовки. Берегах в десяти ниже устья Буя на левом низком берегу Камы образовалось большое село Николо-Березовка, "одно из самых древних поселений этого края". Территории выше устья Белой надежно защищали большая река, густые леса и обширные болота от набегов кочевых орд. Ранняя история Николо-Березовки более-менее ясна и подтверждается документами с 1620-х годов.

Самый же древней период истории села окутан легендами. Связано это с существованием здесь, как писал кафедральный протоиерей Павел Желателев «пo преданию при устье реки Биря-бу (Березовка) Саввиновского монастыря (Саввы Сторожевского), в котором находилась чудотворная икона Николы Березовского» (икона св. Николая Чудотворца). Одна из версий утверждает, что якобы «в один из башкирских бунтов саввинский монастырь был разорен и разрушен, а икона чудом уцелела в дупле березы. А в I560 году (исследователь местной церковной истории К. Херувимов писал: «неизвестно на каком основании, обретение св. иконы относится к 1560 г.) «по Каме шел караван судов и товаром богатейших купцов Строгановых.

Против того места, где теперь село Николо-Березовка, караван без всякой видимой причины в совершенно тихую погоду и на глубоком месте остановился. Сколько ни старались матросы двинуть суда вперед или назад - успеха не имели. Наконец им внушено было в откровении, что они до тех пор не двинутся с места, пока не помолятся пред образом Св. и Чуд. Николая. В то время место это было пустынное и они, несомненно, не знали, куда им обратиться и где найти этот образ... В откровении им указано было, что этот образ они найдут на берегу. Вышли на берег и, по преданию, на высокой березе они обрели то, что им было обещано». Помолившись и поблагодарив Господа, сели на суда и тe легко поплыли. «Сплавивши товар (то есть шли вниз по течению), корабельщики возвращались к своим хозяевам и рассказали им обо всем случившемся с ними». Ревностные христиане Строгановы «собрали многочисленное духовенство и в сопровождении множества народа отправились на место явления иконы. Здесь они нашли все так, как им рассказали корабельщики и совершили усердное молебствие перед святителем. При этом многие больные, в числе других во многих сопровождающие Строгановых к месту явления иконы, молясь Святителю и Чуд. Николаю пред новоявленной Его иконою, получили исцеление в своих болезнях". Впоследствии здесь была построена первая деревянная церковь и возникло поселение русских переселенцев.

Чем же занимались первые березовцы? Обычным крестьянским землепашеством и, видимо, уже немало хлеба собирали, раз завели мельницу. Разводили скот, всю домашнюю утварь сами же изготовляли. Значительный доход березовцы получали от рыболовства, охоты и "даров" леса. Жизнь первопоселенцев была нелегка. Край эпизодически сотрясали восстания, которые жестоко подавлялись. Одновременно с русскими в Башкортостан переселялись марийцы. Есть сведения, что марийцы, находившиеся также как и башкиры в составе Казанского ханства, переезжали в Башкирию еще до русского владычества. Активно воевавшие в казанских войсках против русских, марийцы начали переселяться на восток сразу после падения Казани. Массовое переселение марийских крестьян за Каму началось в ХVII веке. Причинами миграции были нежелание креститься, недовольство налоговым прессом, земельные притеснения. Марийские переселенцы пришли позже русских, поэтому их деревни как бы окаймляют с севера и юга район расселения русских в долине Березовки. Самые ранние марийские деревни возникли в середине - второй половине ХVII века. Справка: Николай Мирликийский (Николай Чудотворец) – епископ города Миры в Ликии (Малая Азия) жил по Житиям святых в 260 – 343 гг. Один из наиболее популярных православных святых, считается покровителем плавающих и путешествующих, сельского хозяйства, всех "сирых и убогих". Церковь дважды в год чтит его память - 9(22) мая ("Никола вешний") - день перенесения мощей Николая Чудотворца в г. Бари (Италия) и 6(19) декабря ("Никола зимний”). Бурные полтора столетия (вторая половина ХVII - XVIII вв.)

Во второй половине ХVII в. обстановка в Башкортостане становится более напряженной. Одно за другим вспыхивает восстания башкир. По этой причине темпы прироста в этот период русского населения здесь снижается. 1662-1664 гг. - столкновения происходили около Кунгура и Мензелинска. На подавление восстания были брошены правительственные войска, на помощь к которым опять пришли Строгановы. 1681-1684 гг. - на прикамских землях. В 1662 г. было захвачено с. Николо-Березовка. Для защиты и подавления восстания была создана вооруженная дружина местным дворянином Семеном Григорьевичем Пекарским, который лично не только сидел в осаде, но и участвовал в боях. 1701-1711 гг. - события также охватили территорию нынешней Татарии и Прикамъев. В подавлении восстания участвовали Правительственные войска под командованием князя П. И. Хованского. Восстания часто принимали форму межнациональных конфликтов, сопровождались взаимными жестокими расправами, грабежами, насилием. 1735-1740 гг. - наиболее крупное башкирское восстание было связано со строительством города Оренбурга. В 1935г., когда Н. Березовке угрожало нападение башкир, чудотворную икону перенесли в Сарапул, и в последующие годы селу не раз угрожала опасность. Большее число жителей Н. Березовки переселяются на новые более спокойные защищенные земли и более пригодные для землепашества. Потому уменьшилось население с. Березовки, но увеличивается население в таких селах, как Касёво, Кутлинка, Ротково, Ташкиново, Марино.

В процессе освоения территории Прикамья русские крестьяне покупали землю у башкир. Местные жители занимались и рыболовством. “Река Кама изобилует множеством различных рыб, которые суть осетры, белуги, белая и красная рыбица, стерляди, сомы, сазаны, судаки, лещи и томy подобное. Вкус сих рыб гораздо волжских превосходит, а особливо Камские стерляди от всех за лучшие признаются”. “ Жители сей страны поймав оную солят с таким искусством, что не можно распознать, что то не самая лучшая семга”. Обилие лесов породило торговлю дровами, которые "отправляют в водой в Aстрахань" и в другие белесые края и была весьма прибыльна. В целом во второй половине 18 в. здесь сложился достаточно экономически развитым район с центром в дворцовом селе Сарапуле, " которое и строением обывательских домов, и богатством ее жителей превосходит многие уездные города". Здесь существовали кожевенные и мыльные заводы, мельница, велось строительство судов, процветала торговля дровами, салом, хлебом, железом, бесперебойно функционировал Камский речной путь. В богатых Камских лесах водились рыси, россомахи, бобры, куницы, лисицы, норки, белки, бурундук.

Восемнадцатый век стал эпохой рождения уральской горнозавод-ской промышленности. Так, в 1741 г. Акинфий Демидов, родоначальник знаменитой фамилии промышленников, купил у башкир енейцев за 120 руб. Камбарскую лесную дачу, бывшие охотничьи угодья березовцев, в долине реки Камбарка, где впоследствии его внуком Павлом Григорьевичем Демидовым в 1767 г. был построен молотовый завод, где выковывалось полосное железо. В 1760 г. заводчики Лукьян и Григорий Семеновичи Красильниковы купили у башкир землю для построения "железо-вододействемаго завода"

В конце 1773 года не обошли стороной события в связи с восстанием под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева. Осадивший в октябре 1773 г. Оренбург Пугачев рассылал по всему Южному Уралу отряды своих сторонников. В ноябре 1773 г. мятежники осадили Уфу. Ночью 6 декабря отряд повстанцев (казаки и башкиры) вошел в Каракулино, где они схватили и увезли местного управителя и скрывавшегося в селе мирского воеводу. Узнав о появлении мятежников, находившихся в Сарапуле поручик Горячкин с военной командой сбежал. Волость осталась без защиты. 13 декабря сарапульский волостной старшина получил известие, что бунтовщики заняли Ангасяк, а в ближайших марий¬ских деревнях крестьяне выставили караулы для поимки "проезжающих боярских и заводских людей". Казанский губернатор Яков Ларионович фон Брант приказал собрать в Сарапуле "ис каждого жительства крестьян с оружием". 17 декабря распоряжением было разослано по всей Сарапульской волости. “Токмо в помощь еще никого не явилось".

Более тoгo, когда рассыльщик с указом прибыл в Березовку, местные крестьяне Федор Воробьев и Михайло Лихачев схватили его и отвезли в Ангасяк. Отряды восставших со стороны Ангасяка, Карманово, Каракулино двигались на Сарапул. 18 декабря они вступили в д. Карякино, затем в Касево, где расположились лагерем. Местным крестьянам повстанцы "под смертною казнию" приказывали собрать людей по человеку с пяти дворов "в казаки" с оружием и припасами. Возглавил мятежников башкирский старшина Каранай Мратов. 22 декабря 1773 г. Сарапул был занят. На сторону пугачевцев перешел священник Троицкой церкви H-Березовки Данила Иванов (Шитов). Два других березовских священника - Яков Аникиев и Федор Фролов не признали самозванца, за что были схвачены и отправлены в Касево, в лагерь восставших. Я. Аникиев был увезен Шитовым в Чесноковку под Уфой, где был повешен. А Фролова дети его, дьячок Алексей и пономарь Федор, из-под караула увезли и спрятали. К концу января 1774 г. сторонники законной власти создали вооруженные отряды перешли к активным действиям. Отряд возглавляемый канцеляристом Сарапульской управительской конторы И. Гурьевым, в ходе боев 21 февраля, 3 и 9 марта, занял Сарапул. Отряды повстанцев отступили под Уфу.

В конце февраля - начале марта 1774 г. на территории побывала группа повстанцев во главе с Салаватом Юлаевым около десяти дней и отбыла под Красноуфимск. К началу марта из Мензелинска подошел Архангелогородский карабинерный полк подполковника А. Я. Обернибесова, который выдержал несколько сражений с повстанцами, двигаясь через Каракулино к Сарапулу. В конце марта правая сторона Камы была занята правительственным отрядом Ивана Гурьева, а левобережные деревни (в т.ч. Березовка, Касево) мятежниками. Но, слабовооруженные отряды повстанцев терпели неудачи, отступали. Мятежники имели "скоп" в деревнях Карманово, Сосновой, Шушнуре, откуда в Березовку, Касево, Маринo, Ташкиново "чрез день, два и в неделю толпами человек по 50 к nocту въезжают и не одному из них человеку oт домов отлучатца не позволяют, устращивая при том, что если кто отложитца от их злодейства, то дом раззорят и их искоренят до основания".

Очередное оживление военных действий в Прикамье приходится на лето 1774 г. 20 июня пришло сообщение, что в Щушнуре стоит вооруженный отряд марийцев-мятежников, дорога на Ангасяк закрыта. 22 июня главное войско Пугачева взяло г. Осу, переправилось через Каму и двинулось на Казань. Единственной боеспособной силой в Прикамье оставался небольшой отряд добровольцев И. Гурьева. Но сил у того было явно недостаточно, мужики разбегались, жители не давали ни людей, ни подвод и он отступил к селу Вятскому, а затем в Березовку. Здесь небольшая команда И. Гурьева (около 50 человек) в полночь 26 июня была атакована мятежниками (до 500 человек). Два с половиной часа в Березовке шел бой. Но силы были неравны и Гурьеву пришлось отступить к Мензелинску. Село пострадало очень сильно. И. Гурьев рапортовал: "мятежники все без остатку строение выжгли". К началу июля 1774 г. мятежники опять взяли Сарапул и Прикамье вновь оказалось под контролем мятежников. В селах Касево и Березовке находился отряд старшины повстанцев башкир Мяди Мядиярова.

Разгром основных сил Пугачева под Казанью в июле, а затем и арест самого "Петра III" 15 сентября 1774 г. не прекратили восстание. Борьбу с правительственными силами продолжали оставшиеся отрады мятежников. В августе-сентябре 1774 г. ожесточенные бои развернулись в долине реки Буй. Воинские части (команда майора И. Штерича) базировались в пpикамскиx русских деревнях, откуда вели операции против повстанческих отрядов. 4 сентября отряд Штерича был атакован полуторатысячным отрядом восставших во главе с Салаватом Юлаевым в районе речки Амзя. В дальнейшем военные действия перемещаются на восток, где под ударам правительственных войск к зиме восстание затихает. 25 ноября 1774 г. на севере края был схвачен Салават Юлаев. Война нанесла немалый урон. В пугачёвский бунт село Березовка "было разорено и сожжено бунтовщиками, не пощадившими и Березовского храма". По данным Вятской духовной консистории "в селе Березовке у церкви каменной крышу и прочее выжгли ж и престолы божии обрубили.”

XIX ВЕК Первая половина XIX века была периодом спокойной и размеренной жизни. Положение удельных крестьян было несравненно лучше, чем помещичьих крепостных. Население по прежнему занималось сельским хозяйством, постепенно расчищая леса. распахивая новые земли. К началу XIX века появляется дер. Пенза, часть березовцев переселяется туда поближе к сельхозугодьям. В 1830-х гг. распространился картофель. В начале XIX века строится в Н - Березовке четвертый, теперь уже каменные храм во имя Живоначальной Троицы. Он был выстроен в стиле классицизма, с характерной строгостью в композиции, сдержанностью во внешнем оформлении зданий. Сама Троицкая церковь представляет собой распространенный в России вариант - "восьмерик на четверике", т. е. на четырехгранном основании (первом этаже) стоит восьмигранник. Купол, закрывающий храм, также разбит на восемь граней, а в завершение строители поставили небольшой световой восьмеричёк, на котором возвышался крест. По традиции на восток сильно выступает полукруглая апсида алтаря. Как жили простые рядовые жители, крестьяне Н - Березовки?

Как и по всей России в конце ХIX века, местные жители были объединены в одну сельскую общину (общество или мир), низшую административно-территориальную единицу в государстве. Полноправными членами общины являлись крестьяне – мужчины, домохозяева, главы семей, владельцы домов, личного имуществa. Нравы были строго патриархальными. Только домохозяева распоряжались всей жизнью членов фамилии, хозяйством, имел право представлять семью. Лишь с согласия домохозяина, например, брат или сын мог получить паспорт и уехать куда-нибудь на заработки. Все основные вопросы в жизни сельской общины рассматривало собрание домохозяев - сельский сход. Решение принималось большинством голосов. После смерти главы семьи, брат или старший сын признавались в качестве домохозяина. Текущими делами общины управлял сельский старостa, избираемый домохозяевами на три года и получавший от общества небольшое жалование. Должность эта была весьма хлопотной, и люди на ней менялись часто.

Сельский сход и староста решали все внутриобщинные вопросы, включая разбор конфликтов в семье, мелкие уголовные проступки. За общественным порядком следили семи крестьяне. Сход мог также приговорить к штрафу, а в крайнем случае выслать в Сибирь на поселение. Основою общины, ее фундаментом являлось так называемое, обычное, традиционное право - крестьянская мораль. Многочисленные неписаные законы, обычаи, установления регулировали всю жизнь крестьянской семьи, поведение человека дома, в быту, в деревне. Осуждалось безбрачие, поощрялась многодетная семья, покорность родителям, приверженность родственным чувствам, уважение и забота о старших и детях, соблюдение религиозных традиций, осуждались индивидуализм, противопостановление обществу, неподчинение старшим, безверие. Общинный строй защищал крестьянина от угрозы неурожая, голода, гарантировал ему поддержку в случае несчастья. Община добровольно и бесплатно помогала слабосильным семьям в уборке урожая, строительства, пожаре, перераспределяла налоги с бедных на богатых, иногда вообще содержала за свой счет одиноких стариков, нищих и калек. Широкое распространение в деревне получили помочи - бесплатная или за угощение помощь в различных работах. В сельском обществе регулярно производились переделы пашен-ной земли. В целях равенства, справедливости, чтобы ни у кого не было лучших или худших участков земли, служила чересполосица. Община, с учетом качества почвы, увлажненности, близости от села и т. д. нарезала каждому домохозяину определенное количество полос на разных полях. Чересполосица страховала от неблагоприятных, природных явлений (града, засухи, обильных осадков и т. д.). Однако, частые переделы не стимулировали крестьян заботиться о земле. В условиях нехватки земли крестьяне могли взять или наоборот сдать свои земельные угодья в аренду.

А в годы столыпинской реформы (1906 – 1915 гг.) желающие могли выйти из общины, превратить свою землю в частную собственность, чем и воспользовались некоторые крестьяне. Были и такие, кто сразу же продал ненужные им земли. Орудия труда были в основном деревянные. Для обработки земли в основном применяли разновидности русской сохи - кунгурку и чегандинку, деревянные бороны, Хлеба жали серпами, косили яровые и редкие посевы. Фабричных с/х орудий пoчти не было. Имелись лишь веялки, которые крестьяне изготавливали сами. В начале XX века в Н - Березовке и Пензе почти половина крестьян не занимались с/хозяйством, жили на доходы от торгово-промышленной деятельности, работы по найму и т. д. Многие из-за нехватки своего хлеба сочетали работы на своих участках с работой где-нибудь на стороне. В обычном крестьянском дворе держали много скотины. Например, в хозяйстве Ивана Дмитриевича Воробьева были три лошади, жеребенок, три коровы, две подтелки, три теленка, 11 овец, 10 ягнят, пять свиней, два подсвинка и пять поросят, 20 ульев. Четверть всех дворов не имела лошадей и коров, являясь покупателем мяса, молока, масла.

XX ВЕК. РАСЦВЕТ. На рубеже 19-20 вв. Н - Березовка вновь переживает эпоху расцвета, из рядовой деревни она превращается в крупный торгово-промышленный центр. Резко возрастает численность населения. В 1914 г. в селе было 146 дворов. Кроме того, вокруг села возникают отдельные небольшие поселения. Причиной расцвета Березовки послужило ее выгодное расположение, как удобной пристани на Каме. Огромное количество производимого в западной части Бирского уезда хлеба вывозилось преимущественно речным путем с Березовской пристани. По объему грузооборота Н - Березовская пристань входила в число крупнейших в Камско-Бельском бассейне. В начале XX века она считалась третьей по масштабам тоproвыx операций пристанью в Уфимской губернии.

Березовские купцы - хлеботорговцы построили в селе множество лесных амбаров, где скапливался привезенный хлеб, а с началом навигации начиналась его отправка. Н - Березовка являлась крупным центром торговли "рынком сбыта для всей волости". 6-10 декабря в селе ежегодно проводилась большая ярмарка. Пo выходным устраивались базары. Существовало множество торговых лавок. Для переработки сельхоз. продукции в селе имелись водяные мельница, мельницы с паровым двигателем и нефтяным двигателем сушилки, кулеткацкие заведения, которые принадлежали купцам или зажиточным крестьянам. В селе живет много богатых купцов, постройки которых имеют вид совсем городских. Есть почтово-телеграфное отделение, частная аптека. Рост населения Н - Березовки вызвало увеличение плотности застройки. Расположенное на относительно небольшом возвышении между Камой и речкой Береэовкой, село практически не имело свободной земли под уделы. Жизненно важными для села являлись переправы. Перевоз через речку Березовку сдавался Удельным ведомством жителям Сухаревки в аренду, а через Каму - арендовали мужики из деревни Галаново. В 1912 г. через речку Березовку возводится деревянный мост. Наличие гостиницы в селе было отмечено в 1870 г.

Н - Березовка 19I7 года - эго уже поселение городского типа. В селе многочисленные наемные рабочие, приказчики, купцы, мастеровые, представители интеллигенции жили за счет покупных продуктов питания Действовали пекарни, булочные, чайные лавки, кабаки. Купеческие дочки, щеголи-приказчики "задавали тон" в местной моде. Приличным считалось одеваться по городскому. В то время в селе было семь портных, четыре швеи, два сапожника, две чулочницы, две модистки, одевавшие дам Березовского "высшего общества", Плотники, печники, столяры, прачки, прислуга, извозчик, водолив предлагали свои услуги. Был даже "живописец" Александр Васильевич Втулов, окончивший курс в Холуской живописной и иконописной школе. Сложилась небольшая прослойка интеллигенции, вместе с духовенством - около 20 семейств.

Торговля требует обязательного умения читать и считать. С 1869 г. в H - Березовке действовало земское училище (школа). Сначала преподавание велось отдельно для мальчиков и девочек, а с 1910 г. началось совместное обучение. Повысился статус училища: оно стало именоваться Николо - Березовское городское 4-х классное училище. В 1917 г. существовала библиотека. Богатое купечество выписывало газеты и журналы. Для простого народа очагами культуры были школа и церковь. К началу XХ века имелся земский фельдшерский пункт Сапожникова П. А., действовала аптека Львова. Существовала вольно-пожарная дружина, состоящая из бескорыстных и отважных добровольцев.

ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПРИКАМЬЯ. Перм. край, перм. Прикамье – территория, уникальная в этнокультурном отношении. Положение на границе Европы и Азии, степи и тайги было причиной того, что в разные ист. периоды Прикамье осваивали разные народы. Археологические источники позволяют реконструировать этнические процессы, протекавшие в Прикамье в 10-15 вв., которые послужили основой для дальнейшего формирования этнической карты региона. Первоначальное освоение прикамских земель осуществлялось предками финно-угорских и тюркских народов. На верхней Каме шли процессы консолидации в коми-пермяцкую народность племен родановской культуры. Предки коми-пермяков были расселены тогда в Сев. и Среднем Прикамье. Юж. районы Прикамья в этот период осваиваются угорским и тюркским населением. На территории Сылвенско-Иренского поречья в 9-15 вв. сформировалось смешанное угро-тюркское население, которое в более поздних источниках именуется «иштеками» или «остяками». Коренное население земель бассейна рек Сылвы и Ирени в последующие периоды примет активное участие в формировании пермских татар в качестве одного из компонентов. В 13-14 вв. в бассейнах рек Буй, Тулва, Танып расселяются башкирские племена, которые ассимилируют здесь угорское население. Движение башкирских племен на север, по мнению исследователей, было вызвано проникновением в юго-зап. Башкирию кипчаков. В целом Прикамье представляло собой малоосвоенный регион. Коренное население, занималось полукочевым скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, собирательством. Коми-пермяки были знакомы с земледелием. Новый этап этнокультурной истории Урала начинается со 2-й пол. 16 в.; с этого времени начинает формироваться этническая карта Прикамья, которая в основных чертах сохранилась и до 2000-х гг. Предпосылки для новых процессов были подготовлены ист. событиями кон. 15 – 1-й пол. 16 в. Присоединение в 1472 г. Сев. Прикамья, Перми Великой, к Русскому государству вовлекло прикамские земли в сферу геополитики московских князей. Власть Москвы подкрепляется и предшествовавшей этому христианизацией местного населения (1455, 1462 гг.). В 1558-1568 гг. Иван IV передал земли по Каме и её притокам солепромышленнику и торговцу А. Ф. Строганову. Прикамские земли стали основным форпостом на пути проникновения русских в Юж. Прикамье и Сибирь. Поход Ермака и присоединение Зап. Сибири во 2-й пол. 1580-х гг. к Русскому государству также вызвали приток русского населения, оседавшего в Прикамье и Зауралье. В 16-18 вв. формируется основная часть русского старожильческого населения. Падение в 1552 г. Казанского ханства, переход Ногайской Орды в зависимость от московских князей (1563), присоединение к Москве в 1556-1558 гг. удмуртов и башкир явились основными факторами, способствовавшими заселению и освоению юж. районов края, так как с этих пор и южноприкамские земли становятся частью Русского государства. Взятие Казани, усиление феодального гнёта, рост масштабов помещичьего землевладения, расслоение деревни, распространение среди народов, населявших Казанское ханство, православного христианства вызвали массовую миграцию на восток татар, марийцев, удмуртов, башкир. Особенности этнического состава населения Прикамья в нач. 18 в. выглядят таким образом: из всего населения края, составлявшего 72 532 человека, русских насчитывалось 47 552 (65,56 %), коми-пермяков – 7789 (10,74 %), татар – 3870 (5,34 %), башкир – 10 082 (13,4 %), марийцев – 1136 (1,56 %), удмуртов – 930 (1,28 %), манси – 164 (0,23 %). В 19 в. этническое развитие Прикамья характеризовалось протеканием нескольких процессов. Этническая структура населения края усложняется, в этот период в крае появляются диаспоры евреев, поляков, немцев, эстонцев, белорусов, а также отдельные представители других народов. Однако по-прежнему основу этнического состава населения составляли народы, освоившие Прикамье в предыдущий период и проживающие на своей исторически сложившейся территории. По переписи 1869 г. на землях, относящейся сегодня к Перм. обл., в сельской местности проживало русских – 506 724 человека, коми-пермяков – 62 130, татар – 19 130, башкир – 32 882, удмуртов – 3346, марийцев – 9815, манси – 424. В 20 в. для Прикамья, его этнокультурной истории были характерны в основном те же процессы, что протекали и во многих других регионах России: массовые миграции, урбанизация, разрушение многих элементов традиционной культуры, ассимиляционные и интеграционные процессы. В 1920-1930 гг. национально-государственное строительство в Прикамье в первую очередь оно было связано со становлением государственности коми-пермяцкого народа. 26 февр. 1925 г. Президиум ВЦИК постановил образовать наряду с другими административными округами Уральской обл. Пермяцкий окр. – с небольшими дополнительными правами. В 1930 г. все округа, за исключением Пермяцкого, были упразднены. Массовые миграции населения привели к заметному усложнению этнического состава населения. Так, если в 1890 г. в г. Перми проживали представители 22 национальностей, то в 1989 г. – более 100. Хотя по-прежнему основную часть населения региона составляли народы, давно освоившие Перм. край. Этническое развитие края в 2000-е гг. характеризовалось протеканием сложных, порой противоречивых этнических процессов. С одной стороны у многих народов, наблюдались всплеск этнической активности, рост национального самосознания, тенденции к консолидации. Однако эти процессы протекали по-разному. Так, если национально-культурные центры у удмуртов, татар и башкир Прикамья были созданы в 1991 г., то у перм. чувашей – только в 2001 г. С др. стороны, продолжались ассимиляционные процессы. Особенно заметно они наблюдались в городской среде. Таким образом, история формирования населения Прикамья показывает, что на протяжении всей истории регион складывался как полиэтничный, его осваивали разные по происхождению, языку, хозяйственному укладу и традициям народы. В Прикамье активно происходило их взаимодействие. Традиционная культура каждого народа складывалась и развивалась в условиях диалога с культурами соседей. Характерной особенностью этнической культуры перм. народов являются межэтнические заимствования, явившиеся результатом этого диалога. Степень и формы взаимодействия оставались разными: от незначительных заимствований до полной ассимиляции.


Современный город Пермь считается третьим городом России после двух столиц по площади – почти 800 км2. Пермь расположена на реке Кама, и если говорить о протяженности, ему отдано снова третье место, но уже после Сочи и Санкт-Петербурга.

Название «Пермь» и закладка завода

Происхождение названия города не имеет какой-то одной точной версии. Согласно первому предположению, «Пермь» произошло от слова «Парма», что означает поросший елями пологий холм. Другая версия допускает вариант происхождения слова «Пермь» от богатыря Перы. Но существует и другое предположение. Советский финноугоровед Д.В. Бубрих считал, что слово это пришло от народностей под названием веси, которые некогда населяли территорию, расположенную между двумя озерами – Ладожским и Онежским.

Пермяки отмечают рождение своего города весной, так как в это время года была совершена закладка завода. А это событие произошло в мае 1723 года. Это был промышленный медеплавильный завод, и закладывали его крестьяне. В те далекие времена они селились в землянках, летом – просто в шалашах. После, стали возводить постройки из дерева. Так рос рабочий поселок рядом с речкой Егошиха. Постройки, в которых расположилось начальство завода, были защищены посадом из бревен, а по углам стояли самые настоящие бастионы. Здание завода считается первой каменной постройкой города. На заводе поставили кузницы, несколько плавильных печей, сараи для руды и угля.

В то же время была поставлена 55-метровая плотина, высота которой достигала 8,5 метров. Так зарождался будущий город Пермь. В наши дни на месте расположения Егошихинского медеплавильного завода стоит мебельная фабрика. Примерно в то же врем, когда был заложен завод, был построен деревянный храм им. Св. Петра и Павла. В 1726 году он был освящен и стал действовать. В середине 30-х годов 18 века в районе Прикамья начало работать несколько заводов: Мотовилихинский, Юго-Осокинский, Курашимский, Висимский, Нижний и Верхний Юговские. В самом центре находился первый, Егошихинский завод.

Дороги и улицы Перми

В 1763 году был построен Сибирский тракт, который соединил Пермь с другими городами. В середине 18 века в том самом месте, где сейчас расположен вокзал Пермь-I, располагался гостиный двор. А на месте нынешнего речного вокзала стояли дома купцов, и здесь же появилась первая улица, не имеющая отношения к заводу. На этой улице была построена деревянная часовня и оригинальное изваяние Иисуса Христа из дерева. Изваяние достигало 2 метров, и кто его установил неизвестно. По мере разрастания населения города церковь перестала вмещать всех прихожан и в 1757 году неподалеку от нее начали строительство каменного храма, который был освящен спустя 7 лет.

В 1775 году в результате административной российской реформы на территории России появилось Пермское наместничество. Рабочая слобода, расположенная на реке Егошиха, постепенно переместилась выше, на Заводскую площадь. С этого времени начала отсчет история города Пермь. Затем был составлен план развития города, архитектором которого стал Иван Лем. В начале 20 века в Перми было уже 10 улиц, и расположены они были вдоль реки Кама. Их пересекали 18 других улиц. Современная Пермь может похвастать 1300 улицами и переулками.

Облик прошлый и настоящий города Пермь

Благодаря грамотной планировке, уже в то время город был замощен, имел водопровод и электричество. На территории города множество садов (знаменитые Театральный и Загородный), красивых строений (Спасо-Преображенский собор, Свято-Троицкая церковь), учебных заведений. Здесь находятся известные дома Любимовой, Грибушина, Мешкова.

Современная Пермь – это красивый, интересный, богатой историей город. Городские достопримечательности не оставят равнодушными ни одного гостя Перми. Приехав сюда, можно остановиться в одной из городских отелей или рассмотреть такой вариант, как частная мини гостиница . В любом случае, город надолго останется в воспоминаниях посетившего его.

Добавить себе закладку на эту станицу: