Как понимают свободу польские шляхтичи английские джентльмены. Польская шляхта: история возникновения, первое упоминание, представители

А понеже шляхетство в государствах почитается
за природное войско, которых должность от самаго
возраста до старости государю и государству, не щадя
здравия и живота своего, служить
В. Н. Татищев. Разговор дву приятелей о пользе науки и училищах (1733)

1) Существующая этимология

А) Викисловарь

Корень: -шляхт-; окончание: -а. Значение: привилегированное сословие в Королевстве Польском, Великом княжестве Литовском и, после Люблинской унии 1569 года, в Речи Посполитой, а также некоторых других государствах; в Чехии (;lechta, Словакии (Slachta), Польше, Белоруссии, Литве (Slekta) - дворянство вообще. Этимология – нет.

Б) Википедия (польск.), szlachta (перевод Гугл)

В семнадцатом веке в Польше от немецкого слова wywodzono Schlachten (битва). … Наличие юридических привилегий, таких как право на ношение оружия, право на владение землей и неприкосновенность собственности, право занимать должности или права голоса, зависит от законов страны и привилегии дворянина.

В) Википедия (польск.), Szlachta (перевод Гугл)

* Термин шляхта происходит от Старого Высокого немецкого слова slahta (современный немецкий Geschlecht), что означает "(благородный) семьи", так же как и многие другие польские слова, имеющие отношение к дворянству происходят от немецких слов - например, польская "Rycerz" (рыцарь, родственно немецкого Ritter) и "трава" польский (герб, от немецкого Эрбе, наследие).

* Поляки 17-го века предполагали, что "шляхта" пришел из немецкого "schlachten" (на убой или зарезать); также наводит на мысль является немецкий "Schlacht" (бой). Ранние польские историки думали, что термин, возможно, происходит от имени легендарного прото-польского руководителя, Леха, упоминается в польских и чешских произведений.

* "Шляхта" становится правильным термином для польской знати, начиная примерно с 15 века.

* Сильные культурные связи с польской знати во главе, что в 16-м веке новый термин, чтобы назвать литовского дворянства появилось slekta-a прямое заимствование из польского шляхты. С точки зрения исторической правды литовцев также должны использовать этот термин, slekta (шляхты), чтобы назвать собственное благородство, но литовские лингвисты запретили использование этого польского заимствование. Этот отказ от использования слова шляхты (на литовском языке текста slekta) усложняет все именование.

Г) Этимологический словарь Макса Фасмера

I Шляхта, укр., блр. шляхта, др.-русск. шляхта "мелкое дворянство" (грам. 1563 г.; см. Срезн. III, 1597). Через польск. szlachta (с ХV в.; см. Брюкнер 550) из ср.-в.-н. slahte "род, происхождение, порода, вид"; см. Мi. ЕW 341; Брюкнер, там же; Корбут 371; Преобр., Труды I, 101. Точно так же производные: шляхетность "благородство", в эпоху Петра I (см. Смирнов 331), из польск. szlachetnosc – то же; шляхетский (Репнин, 1704 г., Христиани 17) – из польск. szlachecki – то же; шляхетство "дворянство, шляхта" (Гоголь) – из польск. szlachectwo – то же.

II шляхта "плотничий топор", шляхтить, шляхтовать "отесывать шляхтой". Заимств. из нж.-нем. slichten "строгать" (Сасс, Sрrасhе d. ndd. Zimmerm. 7), ср. также выше, шлинтик, шлифтик.

2) Национальный корпус русского языка

* Пророчество из Кракова о гибели Польши (1558–1665 гг.): «Шляхта достольная с мужиками сверстана, и чести и достоинства упразднены будут».

* Записная книга Полоцкого похода (1562-1563): «А которые дети боярские и молотчие шляхта и посадцкие люди останутца жити на посаде в остроге за Полотою, и у тех бы людей ни в котором дворе ни у какова человека ни саадока, ни сабли, ни меча, никакого ратного оружия не было».

* В. Н. Татищев. Разговор дву приятелей о пользе науки и училищах (1733): «Но сии были двоякие, одни должны были наследственно в войне пребывать и для того инде всадники, или конница, у нас же дворяне, яко придворные воины, у поляков шляхта от шляха, или пути, имянованы, зане всегда в походы должны быть готов».

* Д. И. Иловайский. Начало Руси (1876): «Точно так же народное имя Ляхи или Лехи встречается у Славян и в сословном значении; в этом значении оно сохранилось потом в слове шляхта».

3) Исторические источники

А) Галл Аноним. Хроника и деяния князей или правителей польских (около 1113 г.)
http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Gall/frametext1.htm

«8. О великолепии и могуществе Болеслава Храброго

Деяния Болеслава более велики и многочисленны, чем могли бы мы их описать или рассказать о них безыскусной речью. В самом деле, какой знаток арифметики мог бы точно сосчитать железные ряды его воинов или описать его бесчисленные победы и триумфы? Ведь в Познани он имел 1300 рыцарей с 4 тыс. щитников, в Гнезно - 1500 рыцарей и 5 тыс. щитников, в городе Влоцлавке 67 - 800 рыцарей и 2 тыс. щитников, в Гдече 68 - 300 рыцарей и 2 тыс. щитников; все они во времена Болеслава Великого были очень храбрыми и искусными в битвах воинами».

Б) Восточная литература; http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Meier/framevved1.htm

«Б. Даже по своему внешнему облику, по одежде, они (евреи) почти не отличались от польских шляхтичей. Кардинал Коммендони, посетивший Украину во второй половине XVI в., отмечал, что евреи, владеющие землями, в нарушение постановлений церковных соборов, не носят на своей одежде никаких знаков, отличающих их от христиан и даже носят саблю - признак принадлежности к шляхте.

В) Кошицкий привелей 1374 г.; http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1182888

Король Людовик Венгерский (1326-1382) после смерти Казимира Великого в 1370 г. беспрепятственно (наследовал) получил корону Польши; постоянно проживал в Венгрии и жизнью Польши интересовался мало. Тем не менее, с целью закрепления Польши за династией, привлёк на свою сторону наиболее многочисленное в дворянском сословии рыцарство (шляхту), издал в 1374 году Кошицкий привелей, в котором закрепил права можновладцев (крупный феодал, барон) и рыцарства (шляхты). Это был первый нормативный акт королевской власти, охватывающий всю массу шляхты.

Рыцарство-шляхта освобождалась: от всех налогов и повинностей (только два гроша с поля в знак подчинения королевской власти), обязанности строить и ремонтировать замки, мосты и города, содержать королевский двор на своих территориях; должности занимали только поляки. За шляхтой оставалась обязанности военной службы в случае нападения врагов или походов в другое государство; за сражения шляхта получала жалование солдат, убытки компенсировались казной. «Кошицкий привелей» превратил служивое дворянство, зависящее от короля, в политическую и военную силу, с которой вынуждены были считаться королевская власть и магнаты (можновладцы); далее во времени привилегии шляхты расширялись.

4) Обобщение и вывод

* Этимология термина «шляхта» не определена. Одни исследователи выводят термин из немецкого языка (битва, сражение, зарезать, род, благородный), другие от легендарного прародителя Леха (Ляха) или «шляха» (дорога). Польские историки не определились в этимологии и даты появления термина (ок. XV века).

* В европейских странах формирование служилого дворянства происходило примерно одинаково. В родоплеменном обществе создавались группы профессиональных воинов, которые защищали соплеменников в случае нападения, несли сторожевую службу и охраняли знать, за что получали определенное содержание от племени. В период выделения королей (князей) группы воинов концентрировались вокруг королевского (княжеского) двора, защищали власть, участвовали в сборе дани, судопроизводстве и администрации, совершали походы с целью расширения территории и захвата имущества и рабов. Со временем сформировался социальный слой населения (примерно 6-10%) - воинское сословие, добывающий средства к существованию за счет военной деятельности, он получил наименование – рыцарство, служивое дворянства, дети боярские, а в ряде стран – шляхта. Основная функция – военная служба, сословие содержалось за счет земельных пожалований получаемых от власти и грабежа завоёванных территорий.
Внешние признаки шляхтича – обязательное ношение холодного оружия (сабли).
* См.
В средневековье всё население было вооружено, таковы были условия существования. Крестьяне и горожане вооружались длинными ножами (разрешалась длина до 60 см.), топорами и использовали другие рабочие инструменты для защиты от зверя или человека. Знать – мечами и саблями (длина 110-117 см.), собственно ОРУЖИЕМ, имеющим одно назначение – убийство человека.

Таким образом, на основании письменных источников, мы можем выделить для средневекового периода одно характерное (внешнее) отличие дворянина (шляхтича) от простолюдина – шляхтич всегда носил саблю (так, по крайней мере, изображают шляхту в искусстве). Постоянное ношение холодного оружия (сабли) – отличительная черта шляхтича (дворянина), свободного и независимого человека.

Термин появился на иудеохристианской территории, в средние века здесь также проживало крупные еврейские диаспоры (Польша, Литва). Целесообразно рассмотреть слово в связи с библейской терминологией и образами.

5) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – SZLACHTA = SZLACH+TA. У нас сразу же выявляются два термина иврита характеризующие деятельность воинского сословия, «шляхты» - меч + устанавливать границу; т.е. шляхта оружием устанавливает границы (государства).

А) Терминология

ШЛЯХ+ТА = SZLACHTA = SZLACH+TA = ивр. ШЕЛАХ оружие (меч, копьё) + ТАА предназначать, назначать предел, устанавливать границу; т.е. оружием устанавливать границу.
Главная функция военного сословия в средневековое время, когда границы государств были не стабильны.

* См. стронг иврита 7973, ШЕЛАХ


http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_491.htm

* См. стронг иврита 8376, ТАА

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_510.htm

Б) Библейский образ

* 2 Паралипоменон 23:7: «И пусть левиты окружат царя со всех сторон, всякий с оружием своим в руке своей, и кто будет входить в храм, да будет умерщвлен. И будьте вы при царе, когда он будет входить и выходить»… 2 Паралипоменон 23:10: «и поставил весь народ, каждого с оружием (ШЕЛАХ) его в руке его, от правой стороны храма до левой стороны храма, у жертвенника и у дома, вокруг царя».

* Неемия 4:17, 18: «Строившие стену и носившие тяжести, которые налагали на них, одною рукою производили работу, а другою держали копье (ШЕЛАХ). Каждый из строивших препоясан был мечом по чреслам своим, и так они строили. Возле меня находился трубач».

* Иов 33:18: «(Бог говорит однажды) … чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом (ШЕЛАХ).

* Числа 34:7: «к северу же будет у вас граница: от великого моря проведите (ТАА предназначать, назначать предел) ее к горе Ор».

Таким образом, используя библейскую терминологию и образы, мы выявили содержание не понятого этимологами термина «шлях+та». В нём заложен смысл (принцип) существования польско-литовского военного сословия – мечем установить (расширить) границы. Речь Посполитая в XVI веке занимала территорию от Балтийского моря и до границ Дикой степи (Украина), от Смоленска и до границ Священной Римской империи германской нации.

Слово «шляхта» происходит от средневерхненемецкого Geschlecht (род, порода), или от Schlaht (битва). Из немецкого языка в XIII веке оно вместе с многими другими терминами из области государственно-правовых отношений проникло сначала в чешский, а затем в польский язык. В Польше в XIII – XIV веках словом «шляхта» стали называть формирующееся в это время военно-служилое сословие.

С заключением в 1385 году Кревской унии и началом публикации первых земских привилеев этот термин распространился также и на территории Великого княжества Литовского (ВКЛ). Здесь в это время имели хождение другие термины для обозначения военно-служилого сословия, среди которых важнейшая роль принадлежала «боярам». В течении XV – XVI веков различные термины в государственно-правовых документах бытовали параллельно. Но по мере эволюции политического устройства ВКЛ и оформления шляхты как единого сословия произошла постепенная унификация терминологии.

Происхождение шляхетского сословия ВКЛ

В процессе становления шляхетского сословия на территории ВКЛ можно выделить несколько этапов. Первый соответствует периоду с середины XIII до конца XIV веков. В это время в продолжение традиции Древнерусского государства княжеские дружинники и воины, происходившие с территории Полоцкого, Туровского и Смоленского княжеств по-прежнему именовались «баляры», или «бояре». Со второй половины XIII века так же именовались дружинники великого князя литовского, а также дружинники удельных князей и даже крупных землевладельцев.

Батальная сцена на одной из миниатюр Радзивилловской летописи XV века

Принадлежность всех этих людей к общей группе определялась общей для всех обязанностью служить своему князю, что, в свою очередь, давало им права на получение от него кормлений и возможностей приобретения и держания земельной собственности. В состав этой категории входили лица различной социальной и имущественной принадлежности. Среди них были как потомки мелких литовских князей, а также старшей дружинной знати, являвшиеся богатыми наследными собственниками-вотчинниками своих земель, так и находящиеся в личной зависимости слуги князя, за службу получавшие от него стол, содержание, одежду, оружие и подарки, а также часть военной добычи.

Исследования показывают, что подавляющее большинство бояр по своему имущественному положению были людьми небогатыми. Как правило, они владели лишь небольшой усадьбой и одним-двумя зависимыми людьми-челядинами, или вовсе не имели своей земельной собственности.

Второй этап датируется временем между окончанием XIV и первой половиной XVI веков и связан с правовым оформлением военно-служилого сословия. Начало этому процессу было положено в 1387 году изданием великим князем литовским Ягайло первого земского привилея в ознаменование заключения Кревской унии с Польшей. В нем говорится, что воинская повинность в ВКЛ распространяется не только на «людей, носящих оружие, или бояр» (armigeri sive boyarines), но на всех мужчин, к этому способных.

Те из бояр, которые принимали католическую веру, а также их наследники, получали права владеть, держать, продавать, дарить, менять свои земли по собственной доброй воле. Жившие на этих землях крестьяне должны были выполнять в его пользу те повинности, которые полагалось выполнять в пользу князя. Они также освобождались от выполнения всех других принудительных работ, за исключением замковой повинности. Привилей гарантировал эти права как в отношении самих бояр и их прямых наследников, так и в отношении их вдов.

В 1413 году был издан Городельский привилей, адресатом которого являлись «паны, шляхтичи и бояре» (nobiles, barones, boyares) католического вероисповедания. Привилей подтверждал их старые владельческие права и предоставлял новые: занимать земские и придворные должности, участвовать в заседаниях великокняжеской Рады и в деятельности общих сеймов, распоряжаться доходами с полученных в качестве пожалований великокняжеских имений, т.е. те же права, которыми к тому времени уже пользовалась польские паны и шляхта. С целью укрепления боевого братства поляки даровали литовским боярам свои гербы. Семьи, пользующиеся одним гербом, рассматривались как родственники друг друга.

Хотя вышеназванные права предоставлялись первоначально лишь боярам-католикам, в результате междоусобной войны 1430 – 1434 годов в ВКЛ они оказались распространены также и на православных. Соответствующие решения были проведены в привилеях Ягайлы 1432 года и Сигизмунда Кейстутовича 1434 года.

Казимир IV Ягеллон, великий князь литовский в 1440 – 1492 годах, король польский в 1447 – 1492 годах

Закрепление привилегированного характера военно-служилого сословия ВКЛ произошло в привилее Казимира IV Ягеллона, изданном в 1447 году. В этом документе нашли подтверждения права бояр на земли и собственность, дарованные им предками Казимира, были гарантированы основные права на владение, наследование, продажу, залог и обмен имений. После смерти боярина его владения не могли быть конфискованы, а передавались его наследникам. Кроме того, дочери и родственницы бояр могли выходить замуж без ведома князя или его наместника.

Одним из важнейших положений привилея было освобождение живших во владениях бояр зависимых крестьян от уплаты любых повинностей в пользу государственной власти с передачей права на получение соответствующего дохода за их владельцем. На боярские владения распространялось также права судебного иммунитета, что делало их владельца единственным судьей для своих крестьян. Привилей подтверждал личную свободу и неприкосновенность бояр, гарантировал принцип личной ответственности при судебных конфликтах, предоставлял боярам ряд других привилегий, в том числе свободу выезда за границу для службы.

Права и обязанности шляхты

Правовое положение шляхетского сословия, созданное великокняжескими привилеями XIV – XVI веков и получившее окончательное оформление в Статутах ВКЛ 1529, 1566 и 1588 годов, резко отличалось от правового положения иных категорий населения. Шляхта могла владеть землей на правах личной собственности, имела право беспошлинно торговать продукцией своих имений, в том числе вывозить их за границу, была освобождена от выплаты таможенных пошлин на товары, приобретенные за границей для личного пользования, а также от всех других налогов и повинностей, кроме обязанностей несения военной службы во время войны и выплаты денежных средств на военные нужды, которые собирались по решению общего сойма.

Шляхтич имел право оставлять службу у одного магната и переходить к другому, а также свободно выезжать за пределы страны. Он сохранял свободу независимо от того, как долго находился на службе у того или иного магната или проживал на арендованной у него земле. В законодательных актах провозглашались неприкосновенность личности шляхтича, которого было нельзя заключить в тюрьму до суда. Судить его могли только равные ему другие шляхтичи. Только шляхта имела право занимать государственные должности и участвовать в заседаниях сойма. Для защиты общих интересов шляхта имела право объединяться в политические союзы-конфедерации.


Основным занятием для большинства шляхтичей в мирное время были охота, пиры и танцы, сформировавшие особый тип шляхетской культуры XVI – XVIII веков

Основной обязанностью шляхты являлась военная служба. В 1502 году на сейме в Новогородке было установлено, что каждый землевладелец должен переписать своих людей и списки отдать Великому князю под присягою, что ничего не утаил. С каждых десяти имевшихся у него служб (крестьянских дворов) шляхтич должен был выставить с собой ратника в «зброе» (вооруженного – прим. ред.), на коне и с копьем. Начиная с 1528 года ратник в полном вооружении должен был выставляться с каждых восьми служб. Кто имел только восемь, обязан был выезжать сам. В документах их называли «конные бояры, якия людей не маюць», или «пешая шляхта». У кого людей было меньше или совсем не было, должны были снаряжать воина вскладчину от соответствующего числа крестьянских дворов в их собственности.

Было установлено, что не явившийся к сроку на сборный пункт подвергается штрафу в 100 грошей, кто не выедет неделю спустя, теряет имение, а за дезертирство полагалась смертная казнь. В 1528 году было установлено, как должен быть снаряжен воин в походе: «на добром кони во зброи з древом, с прапором, на котором бы был панцер, прылъбица, меч, або корд, сукня цветная, павеза и остроги две». В том же году был составлен список, кто и сколько всадников по призыву к ополчению должен выставить. Наибольшее число воинов выставляли Виленское воеводство (3605 человек, из которых 466 всадников со всех своих имений должен выставить виленский воевода Гоштовт), Трокское воеводство (2861 человек, из которых трокский воевода выставлял 426 всадников), а также Жмудская земля (1839 человек, из них 371 всадника выставлял жемайтский староста). Общая численность посполитого рушения могла достигать 10 178 воинов.

Эти и другие данные переписей войск ВКЛ в 1528, 1565 и 1567 годах явно показывают огромную имущественную разницу между различными представителями одного сословия. В то время, когда крупные феодалы могли выставить в армию целые конные отряды, представители мелкой шляхты не имели даже положенного вооружения. По количеству выставленных шляхтой воинов их можно разделить их на пять основных категорий в зависимости от величины земельных владений. К первой группе относятся самые мелкие шляхтичи (1 всадник), затем мелкие (2 – 10 всадников), средние (11 – 50 всадников), крупные (60 – 100 всадников), магнаты (более 100 всадников).

Абсолютное большинство военнообязанных шляхтичей принадлежит к группе самых мелких и мелких землевладельцев. В 1528 году они составляли 2562 человек, или 81 процент всех шляхтичей, явившихся на смотр из белорусских поветов (уездов). При этом они выставляли 53,6 процента всех (3873) лошадей из белорусских поветов, или 10,5 % всех (19817) лошадей ВКЛ.

Категории шляхты

Наиболее заметной группой господствующего сословия являлась высшая знать, в состав которой вошли потомки удельных русских и литовских князей и старших дружинников, богатые вотчинники, и крупные землевладельцы, крупнейшие иерархи церкви. Примерно с середины XV века для ее обозначения в государственно-правовых актах начинает использоваться термин «паны». В Статутах ВКЛ и других документах выделяются следующие их категории:

  • «Паны радные» – высшая знать, представители которой занимали придворные должности и заседали в составе Рады ВКЛ;
  • «Паны хоруговные» – крупнейшие землевладельцы, выступавшие в поход под своими знаменами (хоругвами) во главе собственных отрядов;
  • «Панята» – богатые землевладельцы, выступавшие на войну под особой хоругвой в составе особого отряда, отдельно от поветового ополчения шляхты.

Как правило, панами-радой и панами хоруговными являлись представители одних и тех же семей. Во второй половине XVI века эта группа по польскому образцу стала называться «магнатами». «Попис войска ВКЛ» 1528 года насчитывал 23 магнатских рода, аналогичный документ 1567 года – уже 29 родов, каждый из которых владел более чем тысячей крестьянских дымов.


Магнаты Речи Посполитой первой половины XVII века. Фрагмент картины Томаша Долабеллы

На более низкой в сравнении с этой группой ступени находились «бояре-шляхта», или со второй половины XVI века – просто «шляхта», – которые также были внутренне весьма неоднородной группой. Ее костяк составляли средние и мелкие собственники, которые обладали хорошей оседлостью и владели одним или несколькими имениями с собственными землями и обрабатывавшими их зависимыми крестьянами. Они, как правило, имели наследственные гербы, или наделялись ими, получив шляхетство от короля. Впоследствии, в XVII – XVIII веках, эта группа получила название «фольварочной шляхты».

Еще ниже ступенью находилась наиболее многочисленная группа малоимущей шляхты, владевшей лишь 5 – 10 волоками земли (волока - 21,36 га), которые, при отсутствии зависимых крестьян, они обрабатывали собственными силами. Совершенно не отличаясь от крестьянства в имущественном плане, малоземельная шляхта пользовалась всеми основными привилегиями своего сословия и обладала характерной корпоративной культурой. Зачастую образовывались целые шляхетские поселения, так называемые «застенки» или «околицы», которые были обособлены от соседних крестьянских поселений. Их население известно как «застенковая», «околичная» или «загоновая» шляхта.

Наконец, в самом низу находилась безземельная шляхта («голота»), которая жила за счет аренды государственных или магнатских земель на условиях выплаты оброка («чиншевая шляхта»), или за счет службы («служилая шляхта»).


«Шляхтич на загроде равен воеводе». Небогатый шляхтич, рисунок XVIII века

Особенностью Великого княжества Литовского являлось наличие значительной по численности промежуточной группы, занимавшей положение между шляхтой и крестьянами. Таким промежуточным статусом, например, обладали «панцирные бояре», или «панцирные слуги», набиравшиеся из вольных людей, крестьян и мещан и селившиеся в пограничных с Московской державой районах. На условиях бесплатного пользования наделами и рядом других привилегий они должны были участвовать в походах «с имений своих поспол (наравне – прим. ред.) с бояры», а также нести пограничную и гарнизонную службу. Между походами они должны были подчиняться местному каштеляну.

Другой подобной группой являлись «путные бояре» («путные слуги», «сельские путники»), выполнявшие «путную службу», т.е. поездки по поручениям администрации и за это получавшие аналогичные права пользования полученным от Великого князя земельным наделом. Пока границы шляхетского сословия оставались открыты, эти военнообязанные крестьяне часто стремились, – и в большинстве случаев им это действительно удавалось, – попасть в его ряды. Известны, однако, и противоположные случаи, когда бояре-слуги, которые не могли выполнять свои обязанности, переводились в категорию зависимых крестьян.

Литература:

  • Любавский М.К. Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно. – Мн.: Беларуская навука, 2012, – 397 с.
  • Лойка П. А. Шляхта беларускіх зямель у грамадска-палітычным жыцці Рэчы Паспалітай другой паловы ХVІ – першай трэці ХVІІ ст. – Мн., 2002. – 99 с.
  • Саганович Г. М. Войска Вялікага Княства Літоўскага ў ХVІ – ХVІІ ст. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1994. – 79 с.
  • Селицкий А. И. Польская шляхта в социально-правовой системе Российской империи // Поляки в России: XVII – XX вв.: Материалы Международной научной конференции. – Краснодар: «Кубань», 2003. – с. 105–128.
  • Грицкевич А.П. Формирование феодального сословия в Великом княжестве Литовском и его правовые основы (ХV – ХVІ вв.). // Первый Литовский Статут 1529 г. Вильнюс, 1982.
  • Грыцкевiч А.П. Шляхта. // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi, т.6, кн. 2. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2003. – с.220 – 223.
  • Грыцкевiч А.П. Баяры. // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi, т.1. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2003. – с.338.
  • Ткачоў М. А. Баяры панцырныя. // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi, т.1. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2003. – с.339.

Традиционное наименование польского дворянства - «шляхта» (szlachta ). Одна из первых попыток народной этимологии, особенно популярная в ХVII в., выводила это понятие из группы немецких лексем: schlagen «бить, разбивать (неприятеля)», schlachten «бить, резать (скот), убивать» и Schlacht «битва, сражение». Подобное толкование исходило из идеи, что шляхтичи - это ратники, воины, обороняющие свою Отчизну. Однако лингвисты связывают понятие «шляхта» с древневерхненемецким slahte «род, порода, происхождение» (нем. Geschlecht «род, поколение»), что подчёркивает значимость родовой принадлежности к данной социальной группе.

Первоначально шляхта представляла собой мелких феодалов - рыцарей (лат. milites), зависящих от верховной власти (князя, короля) и отличающихся от крупных магнатов - можновладцев. В ходе становления шляхетского сословия, усиления его политической роли и получения ряда привилегий в него вошли и крупнейшие землевладельцы. В ХVI - ХVIII вв. в Речи Посполитой утвердился уникальный политический строй - шляхетская «республика», при котором королевская власть оказалась в полной зависимости от шляхты (особенно от крупных феодалов). Шляхта получила целый ряд «золотых вольностей», определивших её привилегированное положение в стране. Долгое время наиболее достойными шляхетскими занятиями считались: военная и государственная служба, участие в церковном управлении, охота.


Существенной особенностью польской шляхты, подобно испанскому дворянству, была ее многочисленность, объясняемая всем ходом развития польской истории и той ролью, которую шляхта играла в социально-политической жизни государства. В ХVI в. на 7,5 миллионов, проживающих в Речи Посполитой, приходилось 500 тысяч дворян или 25 тысяч дворянских семей, то есть 6,6 % всего населения, а в Мазовии, буквально переполненной шляхтой, эта цифра была ещё более внушительной - 23,4%. Ко времени разделов Речи Посполитой польское дворянство составляло уже 8-10 % населения.


Очевидно, что такое значительное количество знати не могло быть полностью однородным. В её среде постоянно шли процессы дифференциации и расслоения, наиболее ярко проявившиеся в ХVII-ХVIII вв. Сама многочисленность польского дворянства была связана с фактическим отсутствием замкнутости сословия. В его состав вливались как представители знати вновь присоединённых к Польше земель, так и члены других сословий. Тема «мещанина во дворянстве» является постоянной для позднесредневековой польской литературы (ср. знаменитое сочинение Валериана Неканды Трепки «Книга хамов» 1624-1640 гг.). Кроме того, помимо собственно поляков в составе шляхты оказались полонизированные представители прибалтийской, белорусской и украинской знати, а также ряд немецких (в Пруссии), татарских (в Великом княжестве Литовском) и еврейских (по всей Речи Посполитой) родов.

Порой существенные отличия в имущественном положении шляхты проявлялись на разных территориях её проживания. Так, наиболее бедной и многочисленной была

шляхта Мазовии, Прикарпатья, Подлясья и княжеской Пруссии, а наиболее богатые латифунднсты владели землями в Литве, Беларуси и Украине. Польские исследователи условно выделяют внутри шляхты ХVI-ХVIII вв. несколько групп.


К землевладельческой шляхте относились следующие группы:


Магнатерия (magnateria) - наиболее богатые и влиятельные семьи, крупнейшие латифунднсты; они играли ключевые роли в государственном управлении, их представители постоянно заседали в сеймах. Хотя официально ни один из магнатов не имел особых прав или привилегий, в действительности эта шляхетская группа имела власть не сравнимую с количеством её членов.


Заможная шляхта (szlachta zamożna) - зажиточная шляхта, владевшая и землёй, и крестьянами; её представители были вполне самостоятельны в своей социально-политической и хозяйственной деятельности (Sobie Pan ).


Фольварочная шляхта (szlachta fołwarczna) - владела одним или несколькими фольварками и крестьянами на них; могла как сама управлять своим фольварком, так и нанимать экономов.


«Долевая» шляхта (szlachta cząstkowa) - владельцы не целых поместий, а их частей (часто большие поместья дробились на малые доли для продажи или сдачи в аренду); обычно представители этой шляхты совместно со своими соседями использовали труд крестьян и материальные ресурсы имения.


Застенковая или околичная шляхта (szlachta zaściankowa, szlachta okoliczna, szlachta zagrodowa) - мелкопоместная шляхта, представители которой владели приусадебными хозяйствами, но не имели крестьян и поэтому сами трудились на своей земле; зачастую они образовывали целые шляхетские поселения - так называемые «застенки» (zaścianki) или «околицы» (okolice) , обособленные от остального плебейского мира.Название «околичная шляхта» было характерно для земель Великого княжества Литовского.


К безземельной шляхте (szlachta bezrolna albo szaraczkowa) относились:


Чиншевая шляхта (szlachta czynszowa) - не имела земли и была вынуждена брать её в аренду на чиншевых условиях и трудиться на ней, хотя такой труд и считался позорным для родовитого человека, поскольку уподоблял его крестьянину. В последние два столетия существования Речи Посполитой чиншевая шляхта стала наиболее многочисленной группой польского дворянства.


Служилая шляхта (szlachta służebna) - служила в богатых поместьях магнатов, церковных иерархов или зажиточной шляхты в качестве управляющих, экономов и т.п.


Голота (holota) - «голытьба», нищая шляхта, не имевшая ни земли, ни крестьян; обычно нанималась в качестве работников, прислуги, шла в солдаты.


«Уличная» шляхта (szlachta brukowa) - наиболее малочисленная группа шляхты, ведущая очень бедную жизнь в городах.


Иногда последние четыре шляхетские группы, а также околичную шляхту называли «рабочая шляхта», так как они собственным трудом добывали средства к существованию.


Несмотря на большие имущественные различия, в среде польского дворянства существовали и объединительные тенденции, связанные с сословной солидарностью. Во многом ощущению шляхетского единства способствовала особая идеология «сарматизма», выводившая всех польских шляхтичей от древних сармат, в далёкие времена завоевавших славянские племена, которые обитали на землях будущей Польши. «Сарматизм» был неразрывно связан с такими мифологемами как полное равенство всех польских дворян (szlachcic na zagrodzie równy wojewodzie ), исключительная добродетель шляхетства, жизненная важность польского хлеба и польского шляхетского фольварка для существования Западной Европы, особое историческое призвание поляков защищать Европу от турецкой опасности и ряд других.


Господствующее привилегированное положение шляхты сочеталось с традиционным запретом обращаться к «подлым» занятиям (торговля, ремесло, исполнение городских, то есть мещанских должностей и другие). Однако, судя по положению представителей низших шляхетских групп, этот запрет фактически перестал действовать уже во второй половине ХVII в., а формально был отменен в 1775 г.


После разделов Речи Посполитой и наполеоновских войн польские дворяне оказались подданными трёх абсолютистских режимов, резко отличающихся от политической системы шляхетской «республики». Началась усиленная германизация и русификация оккупированных польских земель. Шляхта лишилась ряда старых привилегий: монополии собственности на землю, свободы от налогов, отдельного (только для шляхты) судопроизводства, исключительного права занимать должности фактически независимо от верховной власти, право выбора участников сеймов и право выбора короля. Многие богатейшие семьи (Потоцкие, Радзивиллы, Красиньские, Чарторыские, Замойские, Велёпольские и другие) лишились своих латифундий и политического влияния, часть их эмигрировала за границу.


Монархи Пруссии, Австрии и России стремились полностью подчинить представителей польской знати, заставить их отказаться от мысли о восстановлении былого влияния на политическую жизнь. Одной из важнейших задач этих монархов стало сокращение количества польской знати за счёт отказа признать дворянские нрава ряда малоземельных и безземельных шляхетских семей. Во всех трёх зонах оккупации были изданы законы о регистрации польской шляхты, которую предстояло включить в состав прусской, австрийской и российской знати. При этом создавались всевозможные бюрократические барьеры, мешавшие подтверждению дворянского происхождения беднейшим шляхтичам. Тысячи древних благородных, но обедневших семей не смогли подтвердить своё шляхетство.


Одновременно власти Пруссии, Австрии и России, стремясь приручить представителей наиболее богатых и влиятельных шляхетских семей, начали широкую раздачу высших дворянских титулов (маркграфов, графов, виконтов, баронов и других). Кроме того, абсолютные монархи поощряли получение дворянства теми, кто имел особые заслуги на военной или гражданской службе. Это открывало широкий путь для пополнения дворянства представителями низших сословий, что было почти невозможно сделать официально во времена Речи Посполитой.


В Речи Посполитой, из-за принципа равенства шляхтичей-братьев, дворянские титулы были запрещены. Только потомки русского князя Рюрика, литовского великого князя Гедимина и некоторых других древних княжеских родов могли носить титул князя. Исключением (да и то довольно поздним) является предоставление на сеймах княжеских титулов Понятовским (1764 г.), Сапегам (1768 г.) и Понинским (1773 г.). Ещё одним характерным исключением является дарование графского титула королём Сигизмундом 11 Августом семье Ходкевнчей (1568 г.). другие титулованные шляхтичи получали свои титулы от иностранных государей (например, римского императора или папы), чем заслуживали ненависть со стороны нетитулованных собратьев.


В австрийской зоне оккупации («Королевство Галиция и Лодомерия») польская шляхта была разделена на две категории: титулованные семьи (княжеские, герцогские, графские и баронские) и рыцарские (нетитулованные). Представители второй категории делились на Uradel (древнее дворянство) и Briefadel (аноблированное или натурализованное дворянство). Для успешного прохождения регистрации было необходимо найти подтверждения того, что предки имели государственные должности, были членами Сената или участвовали в сеймах. Этот критерий сразу лишил права на дворянство представителей многих шляхетских семей. В прусской зоне оккупации регистрация шляхты началась в 1777 г. Требования к доказывающим своё дворянство были теми же, что и в Галиции, но добавился ещё один критерий - обладание землёй.


Подобное положение дел сложилось и в России. Земли бывшей Речи Посполитой образовали здесь две части:


1) Царство Польское (собственно Польша);


2) Западный край, включавший девять западных губерний из бывших польских владений в Литве, Белоруссии и Украине. В свою очередь эти земли делились на шесть северо-западных губерний: Виленская (существовала в 1795-1796 гг., с 1802 г.), Витебская (с 1801/1802 г.), Гродненская (с 1801 г.), Ковенская (с 1842/1843 г.), Минская (‘в 1793-1795 гг., с 1796 г.), Могилёвская (в 1773-1778 гг., с 1802 г.) и три юго-западные губернии: Волынская (с 1796 г.), Киевская (8 1708-1781 гг., с 1796 г.), Подольская (с 1796 г.).


Сразу после первого раздела в 1772 г., по указу генерал-губернатора Белоруссии З.Г. Чернышёва началась регистрация шляхты в земских поветовых судах. Для регистрации требовались: детальная генеалогия, описание герба, выписи из метрических книг и другие сопутствующие документы.


21 апреля 1785 г. Екатерина 11 издала знаменитую «Жалованную грамоту дворянству», по которой для регистрации дворянских прав вместо старых родословных книг введены дворянские родословные книги каждой губернии, разделённые на шесть частей. В первую часть вносились роды, пожалованные дворянством монархом, во вторую - роды, получившие дворянство за достижение чина на военной службе, в третью - роды, получившие дворянство за достижение чина на гражданской службе или через пожалование ордена, в четвёртую - иностранные дворяне, которые выехали из других государств и были признаны в дворянском достоинстве русскими государями (для чего было обязательно предварительное принятие русского подданства), в пятую - титулованное дворянство и в шестую - древние роды, которые могли доказать свою принадлежность к дворянскому сословию в течение ста лет до момента издания «Жалованной грамоты».


Юридическое различие между этими шестью разрядами проявлялось только в одном: в привилегированные учебные заведения - Пажеский корпус, Александровский лицей и Училище правоведения - могли быть приняты (независимо от положения родителей) лишь дети лиц, внесённых в пятую и шестую части родословной книги. Эти правила распространялись и на польскую шляхту. Судя по регистрационным спискам губерний Северо-Западного края (без Виленской губернии) и Смоленщины, некоторое время входившей в состав Речи Посполитой, большинство местного дворянства было приписано к первой и шестой частям родословных книг своих губерний. В этих землях из 6 888 шляхетских семей около 39 % (2 681 семья) отнесены к шестой части и около 28,6 % (1 969 семей) - к первой.


В 1795 г., после третьего раздела Речи Посполитой, на вновь присоединённых к России землях была проведена V ревизия, ставшая, по сути, первой переписью населения, так как в польском государстве учитывались не лица, а «дымы» (хозяйства). По российским меркам количество польской шляхты было огромным. Например, в Виленской губернии оказалось 44 626 шляхтичей, то есть 8,8 % населения, а в Гродненской губернии - 19 736 шляхтичей или 6,2 %, причём, в Шавельском уезде шляхта составляла 11,6 %, в Россиенском - 12,6 %, а в Лидском - 12,7 %. Однако наибольшая концентрация шляхты приходилась на Дрогичинский уезд Белостокской области и по VII ревизии 1816 г. составляла 31,1 % населения, что является рекордной величиной не только для Польши, но и для всей Европы.


(Белоcтокская область - это часть территории, отошедшей в 1795 г. в результате третьего раздела Речи Посполитой к Пруссии, а по Тильзитскому миру 1807 г. переданная России. В 1808 г. получила название Белостокской области с центром в Белостоке и разделена на 4 уезда: Белостокский, Бельский, Сокольский и Дрогичинский. Белоcтокская область - это часть территории, отошедшей в 1795 г. в результате третьего раздела Речи Посполитой к Пруссии, а по Тильзитскому миру 1807 г. переданная России. В 1808 г. получила название Белостокской области с центром в Белостоке и разделена на 4 уезда: Белостокский, Бельский, Сокольский и Дрогичинский.)


Видя такую многочисленность шляхты и бедность многих её представителей, российские власти начали проводить политику сокращения польского дворянства (прежде всего, в северо-западных губерниях). Участвовавший в «усмирении» Польши В.А. Зубов, выдвинул проект переселения части мелкой (чиншевой) шляхты из Белоруссии и Литвы на государственные земли на юге Украины и в Крыму. Окончательно закон о переселении был готов уже в 1796 г., но Екатерина II умерла, не успев его подписать. Новый император Павел I оказался категорически против этого закона.


Характерно, что первоначально в Российской империи требования для регистрации дворянства были более либеральными, чем в Пруссии или Австрии. Однако уже при Александре I они были значительно ужесточены. Так, по VII ревизии (1816 г.) шляхта землевладельческая и безземельная учитывались раздельно (хотя и та, и другая относилась к привилегированному сословию). Кроме того, утверждением в дворянстве теперь стал заниматься Департамент Герольдии в Петербурге, а не местные суды. Сильным ударом по малоземельной шляхте стал указ от 24 мая 1818 г., по которому для регистрации в дворянстве было необходимо найти соответствующие доказательства в метрических книгах или других документах, а также подтвердить владение рода не только землёй, но и крестьянами. Законом 1824 г. шляхтичи, не имевшие крестьян, но занимавшиеся торговлей, должны были записываться в купцы и брать свидетельства торгующих мещан. В 1825 г. мелкая земельная шляхта была обложена натуральными повинностями наравне с государственными крестьянами. Наконец указом от 18 июня 1826 г. шляхтичами признавались только те, кто был приписан в это сословие до 1795 г.


Положение усугубляла и особая территориальная политика русского правительства, которое, считая “забранные земли” Западного края традиционно русскими, отделило их от Польши и начало усиленно проводить в них политику русификации и “православизации”. В 1839 г. в Западном крае была уничтожена униатская церковь, а униаты насильственно обращены в православие. Между Царством Польским и западными губерниями до 1850 г. существовала таможенная граница, ещё более способствовавшая искусственной изоляции двух частей исторической Речи Посполитой. В глазах польского дворянства всё это расценивалось как акты насилия, ведь независимо от того, где проживали шляхтичи, они считали своей родиной Польшу, а Литву, Белоруссию и Украину - её провинциями. Более того, российские власти демонстративно отнесли вопросы о причислении к дворянству в западных губерниях к компетенции Департамента Герольдии в Петербурге, а в Царстве Польском учредили собственную Герольдию (1836 г.), разбиравшую дела только местных претендентов на дворянство. При этом дворянство Царства Польского, в отличие от дворянства других частей империи, пользовалось сословными привилегиями только лично (с определёнными оговорками) и не имело корпоративной организации, то есть дворянских собраний с выборными дворянскими должностями.


Вследствие всего этого шляхта, особенно мелкопоместная, приняла самое активное участие в Ноябрьском восстания (29 ноября 1830 - октябрь 1831 гг.). Российские власти не замедлили ответить репрессивными мерами. Начался так называемый «разбор» (rozbiór ) шляхты - перевод части мелкого польского дворянства в податное сословие. В определённой степени, эти меры укладывались в общую политику царизма по отношению к мелкопоместному дворянству, но на фоне польского восстания они имели прямую направленность против наиболее радикально настроенных представителей шляхты, которые, как гласил закон, «по недостатку оседлости и собственности и по образу жизни многих из них, наиболее склонны были к восстанию и к преступным действиям против законной власти».

Хотел разобратся и написать про шляхту. И как началь смотреть, тут же заметил паралели. Так украинская пропоганда 1 в 1 повторяет, что поляки писали во времья обьедиение Литвы и Польши. А эта обьединенная страна тут же стремительно расцвела, в итоге так же быстро развалившись. Но культурный и этнический ландшафт этого краёв возник тогда.
ЧТоб понять, что происходит, надо читать про Речь Посполитскую.

Республика Королевства Польского и Великого Княжества Литовского с васалами (диагональные линии) и землевладением магнатов. В этой карте много важног:

Шляхта
Шляхта была знатным сословием, но в большинстве малоземельной (небогатой). Во времья войны брались за оружие и становились дворянским ополченим. Европейского аналога тут нет, её иногда сравнивают с кастами в Индии, например, раджпутов.

Шляхта существовало как племя, все шляхтичи считались братьями. Даже беднейшие но благородные шляхтичи, гречкосеи или работающие по найму (были беднее зажиточного холопа - крестянина) обладали тем же правами и золотой вольностю, что и магнаты, владеющие землами больше государств.
Короля же воспринимали как равного себе «пана-брата» и всегда оставляли за собой право на отказ послушания - рокош.

Благородные шляхтичи отличались особым чувством собственного достоинства - «гонором» (лат. honor - честь) и демонстративной храбростью.

Но это слово возникло потом, а сначало называли себья лехами. И вся польская государственная нация (ляхи) состояла из шляхты. Они обладали демократическим правам куда большими, чем граждане большинства современных стран и культивировали такие идеалы как Честь, достоинство, доблесть, а так же политические: свобода, солидарность, коллегиальность.

Солидарность и равенство шляхтичей выражалось в том, что каждый из заседающих в сейме обладал правом вето.

Достоиными занятиями шляхты в мирное время считалось охота, пиры, танцы и прочее галантное времяпровождение.

На шляхте налогался только земельный налог, к ним не могли применятся телесные наказания, произвольный безсудебный арест.

В отдельных, более поинерских, восточных регионах шляхта могла составлять по 1/3 население, например, в Подляском воеводстве. В некоторых областях по 1/2 народа было шляхтой. В столичном Краковском воеводстве же шляхта составляла лиш 1,7%.

После раздела Польши половина Российской знати была шляхта. Их всячески старались понизить, не потверждали знатный статус и отнимали экономическую базис. В Российской империи часть шляхти была беднее крепостных. Но сколько бы денег не имело, эта сословие не облагоражена честю, достоинством и солидарностью.

Тем не менее, с Речи Посполитой в Российскую Империю вошли фамилии как Чаиковский, Милорадовский, Достоевский, Разумовский, Полторатский.

В 1921-ом в новой Польше отменили все шляхитские привилегии. Но эта сословие повлияла на польский национальный характер.

Полонез
"Полонез - королевский танец, который должен освоить каждый польский подросток." С возвышенной музыкой. Возник в 15-ом веке. С ним начинали и заканчивали танцы, а по середине переходили на что то быстрее.
Самые рание были груповые танцы, потом появились парные. Наверное это отражает сдвиг в характере общества или другую общественную функцию танца.
Ходзоний, пеший, гусиный, великий, стародваний, старосветский, медленный...

Вампиры танцуют полонез:

Шарашкова Шляхта
Серая, тобишь одетая как крестяне. Часткова шляхта - владельцы части села. Голота шляхта - безземельная, низшие из высоких. Грецкосей и полпанек.
Средня шлахта - владели хоть селом или имели какой то титул и должность.

Реч посполитая, что это такое?
На польском республика - "общее дело" перевели как Ржечпосполита, да чтоб звучало похоже. Это страшноватое слово русские не могли произнести и назвали по народному.

Возникло она после Люблянской унии, обьединение Королевства Польского и Великого Княжество Литовского. "Республика обоих народов" придумали уже после ищезновение. Во время её существование была власть а не этнические народы.

Гербы Польши и Литвы геральдически соединены два раза, чтоб некто небыл не выше и ниже или справо и слево.

Немецкие крестовые походы
Польский князь, Конрад Мазовийский попросил помоч с прусскими язычниками. Потом эту помощ они на пару столетий ругали. Как тевтонский орден начал воевать, так и продолжил, пока обьеденённые польские, литовские и русские войска их не разбили при Грюнвальдской (Жалгирис) битве.

Польская крылатая кавалерия

Великое Княжество Литовское - ВКЛ
Как следствие крестовых походов из самых дальных балтских земель возникло единое Княжество Литовское. На северо западе Литвы (жмудь, жемайти) жили язычники, а на востоке уже было православие. После монголов Русь перестала существовать и литовцы прихватили эти земли, но в качестве законов взяли "русское право", а государственным (канцелярским) языком стал писменный западнорусский язык, он же старобелорусский, самоназванный «руський язык» или «руськая мова».
Литва только что вышла из племянного строя и переняла уже существующую гос организацию.

Сначало в ВКЛ литовская знять была выше русской. А потом они сравнялись в положении. Знать быстро переходила на язык и обычия подданых. Самые высокие литовцы говорили на западнорусском и именровались баярами.

Но даже знать имела только богатства а не права и свободы. В Литве сохранились суровые устои племянного вождизма и сохранялась язычество. Но с другой стороны крестяне были равнее, особо в Жемайтии. Литва воевала на войну призивая весь народ. Потом Витовт (Витаутас) Великий по европейскому примеру создавал аристократию - класс професиональных военных.

Литовский язык похож на латышский, но на самом деле народы совсем разные. Литовцев даже больше понимают латвийские русские и каквазцы.
В литовской народной песне поётся, что литовские ребята идут на войну защищать свою страну, многие из них погибают, а потом они появляются как кукушки и поют на дереве.Литовцы ещё подкормливали ужей молоком и осталяли пищу у могил, для предков.

ВКЛ было мультикультуральной и многорелигиозной страной, куда больше чем самые либеральные демократии ЕС. Там были язычники, православные христиане, католики, господа кальвинисты, мусульмане татары, евреи литваки, евреи караимы, русские разных национальностей и шотландцы.
Татаров нанимали на самые военно тяжёлые места. Глинские - татарский род.

Королевство Польское
Существовало задолго до Литвы и противоположным образом. Она была создана по западному, римскому образу, но скорее даже древнему, республиканскому.

Там западные славяне. Западнее Польши под Берлином даже была славянская Венеция - по немецки венден. В Балтике до ганзейского союза торговали в основном скандинавы и западные славяне.

Польша не морская страна и не венден, она противостояла Германии и включала и кельтских и германских племён. Плотность население там было куда больше чем в ВКЛ.

А от куда взялась шляхта не известно. Она часто подчеркивала обособленность, сарматское происхождение, или завоевание другими славянами. Но правили почти как завоеватели.

Галицко - Волынское Княжество
После развала единой Руси одним из важных самостоятельных центров стало Галицко - Волынское княжество. Оно имело тесные связи с Золотой Ордой, было их васалами, к тому галичане воевали в союзничестве с Ордой. Впрочем это им не помогло, и эту княжество быстро разделили.
Война за галицко-волынское наследство - между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским за обладание территорией ослабевшего Галицко-Волынского княжества с 1340 по 1392 года.
Но оно так и осталось отдельной единицой, несовсем Украиной.
Позже её именовали загадочным названием Королевство Галиции и Лодомерии. (Во)лодомерия, как Владимир но с полной гласностью. А поное имя Королевство Галиции и Лодомерии с Великим княжеством Краковским и княжествами Освенцима и Затора. (Как то вместе собралось всё отвратное.)

Литвины, москали, ну и окраинцы
В регионе русские было большим народом, разделённым после падение Руси.
КТо жил в ВКЛ назывались литвинами. А жители Московского Царства - москалями.

Люблинская Уния
Великое Княжество Литовское не могло противостоять усиливавшемусь Московскому Царству. В связи с поражениями нечего не осталось, как обьединится с Королевством Польским. И поляки им предложили обьединится на неравных условиях и задаром воевать не хотели.
В сейме были представлены в основном поляки, и за военные услуги русские земли Галиции и окраины (будущей Украины), включая "Дикое Поле" (безлюдная территория) и ещё Подляшье перешло Королевству.

И до того связи были тесные. Литовский князь Ягайло (гайлис - петух) крестился в католичестве, приняв крещенное имя Владислав, поженился на польской принцесе Ядвиге и стал королём польским, и тем самым основал династию Ягелонов. Но короли было отдельное сословие и это не означало, что страны едины.

Во времья люблинской Унии польский автор Станислав Ореховский написал книгу "Пирамида", о том, что в Литовском княжестве царит самоуправство, неволя и полная зависимость от хозяина, который может ради каприза уничтожить поданого. И если литвины хотят зажить как люди, пусть присоединяются к Королевству Польскому:

"Все княжества - противная вещь, они не соответствуют человеческой природе и проклятые Богом."
Там господствуют неволя, деспотия и самоуправство хозяев, которые могут наказать, растлить и даже уничтожить своих подданных ради всяческих капризов и не понести за это никакого наказания.
Жители княжеств - нищие; они живут в вечной бедности, нужде, находясь в полной зависимости от хозяев.
И только в Королевстве человек получает настоящую свободу и счастье. "Тот, кто не живет в королевстве - не принадлежит к свободным людям. Он не дворянин, он не имеет никаких прав и вечно живет в несчастье и нищете...

Каждый человек в княжестве - это только тень человека, а не настоящий человек".
Ни один литвиy не является свободным, каждый от кого-то зависит, а господствует над всеми великий князь, который от рождения хозяин над всеми. Поэтому "когда видим людей из Великого Княжества Литовского - видим невольников".
Никто из уроженцев Княжества, даже знатных и богатых, не может сравниться по своим правам со свободными поляками.

А захочет Литва из той прирожденной неволи выйти, пусть тщательно бдит о союзе с Польским Королевством, настойчиво просит про это великого князя, своего наследного господина, и польского короля.

И это скорее правда. В Прибалтике такие порядки. Наверное и по этому из Литвы и Латвии бежит население. А тогда русская знать из перешедших к Польше земель (Украины), и получившая вольный статус стала ярыми энтузиастами полонизации.

Это очень знаковая история. Эти самые лозунги слышны из Украины. Только вместо Литва - "Монголия", "Орда" или "РФ" и "Путин".

После унии литовскую знать "адоптировали" в польские шляхетские роды и получили вольности. Но и города получили Магдебургское право, гарантировавшие свободы. И они расцвели.

Русское дворянство
Дворяне русских родов вполне могли управлять государством. Лев Сапеха был великим канцлерами Великого Княжества Литовского, Русского и Жемайтиского. "Сапеха" звучит по украински. Это было ещё до возникновении украинства, а языковые особенности были, ещё с племён. Ходкевичи, Тисшкевичи звучит более по беларускому, а Ильиничи уже по русски.

Со временем русские дворяне переходили в польскую шляхту. Говорили: "происхождение русское, нация польская".

У многих родов в гербах был изображен полумесяц с звездой Давида. Например у магнатов Острогских. У Корыбутов над полумесяцом и звездой давида возвышался крест.

Магнаты
В Республике появились магнаты, те же олигархи. Они были крупные землевладельцы, 200 - 300 на всю страну, а из них 40 - 50 обладали огромным политическим влиянием. Земля тогда была главным источником богатства. Их ещё называли кармазинами, по малиновой одежде (малиновые пиджаки.)

Больше магнаты были в Великом Княжестве Литовском. В Польше была движение "за экзекуцию прав", чтоб Король забрал земли у магнатов.

Замойские владели 1/4 сегодняшней Эстонии и ещё многими владениями. Огромными землями владели Радзивиллы. А самое большое их засилие была на территории Украины: Острогские, Вишневецкие, Збараские, Заславские. Впрочем, и теперь там засилие магнатов Коломойский, Фирташ, Ахметов, ну и Порошенко...

Называлась магнатерия, тот самый олигархат.

Радзивиллы
В их имениях в 1567-ом году насчитывалось 28 170 домохозяйств. Для войска ВКЛ выставили 939 всадников и 1586 пехотинцев.
На территории Беларуси им пренодлежали города: Геранёны, Давид-Городок, Клецк, Койданово, Копысь, Лахву, Мир, Несвиж, Чернавчицы, Щучин, в Литве: Кедайняй, Дубингяй, Биржай и множество деревень. После Олельковичей к Радзивиллам перешло Слуцкое княжество со Слуцком и Копылем.

На литовском Радивиллы, древнейший род по преданиям происходящий от литовских языческих жрецов. Основоположником стал принявший христианство Радивил. Что могло означать ради вилкам - родня волкам. Девиз: "Нам советует Бог".

На гербе королевская мантия. Тоже одна из привилегий:

Фамилии
Фамилии польской шляхты образовали с места происхождения. Дамброва - дубовый лес, Дамбровка - роща дубов. З Дамбровки или Дамбровски - с дубовой рощи. Позже из за престижа и другие слои предпочли перейти на такие фамилия.
На польском Кучински, по русски в конце добавляется дифтонг ий.

Золотая Вольность
Свобода по старопольски: король при вступлении в должность подписывал два документа: конституцию и предвыборные обещание сейму.
А золотая вольность предусматривала права, достоинства и свободы, возможность собратся и выбрать свою политику. Так же шляхта обладала на частичную духовную свободу от церковных клерикалов (свободу мнения).

Она не предусматривала особые права для миллиардеров и богачей, как в Украине и США. Вольность была внутри закона а не от закона.

Но они обладали правом на рокош - восстание.

Рокош
Это право шляхты на военное востание против короля. В оргинале так называлось всенародное собрание в Венгрии, а потом всеобщая соборность шляхты, не только лиш депутатов.
Мера эта черезвичайная. Но если король ведёт страну к погибели, то почему бы и нет?

Собрание, магнаты в малиновом

Парламенты всех уровней
Шляхта на местах собиралась в сеймиках, в которых приходили к определённому мнению и дальше избирали и инструировали двух послов, которых отправляли в Сейм.

Местные крестянские вопросы тоже решали сельским собранием, в которых были представлены крестянские старейшины, старости и т. д. В них и вершали суд.

Евреи и экономика
В отличии от западной Европы Ржечпосполита и ВКЛ была страной религиозного терпимства. И экономическая жизнь на территории Ржечпосполиты опеделялась связкой шляхти и еврев. Крупная знать владели мельницами. Их сдавали евреям. Тут как в современом капитализме с одной сторны владелец, инвестор и держатель акций, а с другой оперативное управление.
Аристократия обладала эксклюзивным правом продавать алкоголь. Но сами благородные магнаты конечно водку не гнали, не варили пиво и содержали кабаков. Эти права они сдавали евреям. Поместия по половину дохода получали от спиртного.

Некий антипольский генерал-губернатор Беларуси высказался, что "евреи спаивают русских". И лиш чтоб лишить польскую аристократию доходов.

Ну и в Ржечпосполите стало много евеев.

У библейского Ноя было 3 сыновья. Шем стал праотцом евреев. Яфет стал праотцом шляхты. А сын Хам, прокляты Ноем за грехи, праотцом крестян. В западно Европе же считалось что Хам стал праотцом африканцев и прочих "чёрных" народов.

Еврейская религия не была препятствием присоединение к шляхте. Но по некоторым законам переход в христианство вознаграждался нобилитацией. Но оно было редким явлением. Упоминается, в 18-ом веке некие последователи Якуба Франка присоединились некой местной шляхте еврейского происхождения.

Кроме "нобилитации" в польском была "конгратуляция" и куча похожих славяно-латинских образований. Разговаривать одновременно на польском и латыне считалось хорошим тоном.

Экономичский расцвет
После обьединение в Ржечпосполиту в стране был бурный экономический рост. На запад страна экспортировала продовольствие, лесоматериалы и т. д. Благодаря Магдебургскому Праву бурно росли города. В малозаселённые территории (Украины) господами привлекались поселенцы мазуры. Так же обмен технологиям и большее пространство торговли.

Панщина или барщина
Но с ростом экспорта всё больше и больше накладывали на крестян.
Сначало холопам предпологалось день в неделю работать на землевадельца. А потом увелтичивали доход удлиняя барщину. В итоге крестянам даже не хватало время на свои участки.

Польские крестяне старались эмигрировать в западные страны, а власти старались ин наоборот - укоренить. Издался законы, если крестянин 10 лет обрабатывает землю хозяина, он становится крепостным. Потом срок сократили на 1 год.

Тем не менее богатые крестяне имели право откупится от принудительных работ.

"Дорожную барщину" в Эстонии отменили лиш в 60-ые или 70-ые года (в ЭССР). По закону поместия обеспечивали стройматериалов а крестяне - транспорт и рабочую силу. Таким образом содержались дороги и мосты.

Герцогство Курляндсгое и Семигальское
Во владениях Ржечпосполиты входили Прусское и Курляндское герцогства, земли крестоносцев. Лифляндия (Ливония) развалилась, Курляндию присоединила ВКЛ. А через 8 лет установили кондоминиум Польши и Литвы.

Курляндское герцогство было васальским государством а не частю Республики, с ограниченной законом армией. Если в Лифляндии гос строй была теократия, а регионы управлялись епископамы и рыцарксим орденом крестоносцев. То последний ландмейстер ордена стал герцогом. А для крестян ввели самый передовой закон в мире - крепестное право.

Звучит не прогресивно. Но во времья создания Герцогства там городов почти не было. И столицой избрали герцогский замок в центре, Mittau, от die mitte - центр, нынче Елгава.

И герцогская династия Кетлеров была передовой, путешестваовала на запад и своих детей уила в передовые страны. По примеру Голландии создали торговый флот, открывали фаткории, где из болотной руды плавили железо. До этого там был только колхоз и военные.
Курляндия с 200 000 жителей на короткое время обзавелась двумя заморскими колониями: Тобаго и африканским речным островом. На карте указаны эти территории. В колонию отправлялись крестяне, за это им обещали дать свободу.

Эти герцоги похожи Петра 1 и постепенно сближались России. При отьезде Анны Романовы из Курляндии на Петербург, герцог другой династии - Бирон некоторое время фактически управлял Империей.

Остальной Лифляндией (Инфлантией), за отсчётом Эстляндии (север Эстонии) польская республика владела напрямую. Эта территория небыла передовой. Из Республики только издали указ, что к крестянам теперь надо будет относится не хуже как в Польше или Литве. Во время безвластие даже ремесленик имел право повесить крестянина.

Про Пруссию не изучал. Часть Пруссии входила в Польшу как регион, другая была васальским государством. Оно то в итоге участвовала в дележки Польши и стало той Германией.

У Пруссии было мало ресурсов войны но отлично подготовленная армия, по этому надо было сокрушить противников как можно быстрее - блицкриг.

В герб герцогов Кетлеров, Курляньдия и Семигалия так же соединены чтоб не одна часть небыла не выше или с правой стороны:

Сарматизм
В Польском Королевстве развилась идея похожая на современное евразийскость. Шляхта считала себья потомками сармат - древнего племени ираноязычных кочевников. И так они отделались от остального "простого" население. Они носила нарочито восточную одежду, носила изогнутые сабли. Использовалась черкесская броня. Но они то воевали с ближневосточными государствами и перенимали их приёмы войны.

Сарматизм сильно влиял на культуру, свои замки они специально строили упрощёнными, так как предпологалось, что так и следует сарматам. Был "сарматский портрет". Европейскую аристократию они называли носками, по западной одежде.

Возможно эта идеология помогала в одной стране удержать множество народов и религий, создав единый миф элит.

Сарматизм вёл польский историк Ян Длугош (1415-1480). Сарматы противопостовляли себя как западу так и тиранической Азии.

Миф сармат по прежднему жив. Помнится сериал "Сармат", где говорилось, "все мы тут сарматы". И украинцы утверждают, что они потомки сармат.

А южнее живут венгры. Хоть их знать ведёт родословню со степных кочевников с языком ханти и манси. Жители венгерского региона ясов в договорах обозночены как потомки алан, которые потомки сармат. В свою очеред осетины тоже потомки алан.

В литовском языке осталось слово "сармата". В Польше сарматский уже воспринимается несколько иронично. А в обще, это книжное.

Ян Собиеский
Коронный гетман а потом избранный сеймом полский король Ян 3 Собиеский в битве при Вене полностю разгромил турецкую и крымско-татарскую армию. После этого у Турции закончился "великолепный век", которого они показывают на ТВ.

В его честь названо созвездие, когда то Щит Собиеского, а теперь Созвездие Щита.

Казачий Гетманат
В так сказать Окраине, известной как Малопольский регион и Малороссия находилось безлюдное "Дикое Поле". Там возник "странный народ", некое подобие плавильного котла из специфичных личностей наподобии дикого запада. Русские, татары, шляхтичи, некоторые очень знатных родов, и даже шотландцы. Из этого котла выплавилось казчество и украинская нация.

В Запарожской Сечи в основном смешалась славянская и татарская культура. Казачество почти что славянские кочевники, с татарским оружием.

Украина, за исключением восточных регионов, часть Руси, которую ВКЛ по Люблинской Унии передала Польскому Королевству.

Полонизация и католизация
Стремительный успех Королевства Польского им ударил в голову. Вследствии чего государство начало проводить политику полонизации. Образование было на польском и постепенно на него переходила аристократия. Государственные тексты перестали издавать на западнорусским. Вместо него стали печатать на литовском.
Но Вилнюсь полонизировался и стал польским городом.

С распространением контрреформации и западного йезуитского ордена начали навязывать католичество и преследоватса другие религии (евреи стали неверными).

Ради примирение православия и католицизма создали общую государственную - греко-католическую или униатскую церквь.

Это пошатнуло основы государства.

Одна из причин отделение Украины и присоединении к России была религиозное. Российская империя давала больше прав простому народу, по присоединению к России украинцам отменили крепостное право. Правда ненадолго - Российская Империя в отличии от Республики не соблюдала подписанные документы, всё решало воля царя;)

Это дошло до того, что на сегодняшный день окончательно перессорились поляки и литовцы. Они едины только во внешней политике, точнее американской геополитике.

Конец
Стремительный успех ударил в голову и создал предпосылку для падение.

Шляхта как сословие задавила сословие горожан, отняв им всяких прав. С чего города перестали развиватся. За ненадобностю деградировало некогда хорошее вышее образование. Не развивалось и индустрия.

Одна часть - Польша, задавила другую - Литва, что не помогало общему.

Права на вето привело к невозможности каких либо прогрессивных преобразований. Кто то всегда будет недоволен. Даже созыв армии был затруднен.

Поляки считают, что Республика обогнала своё времья, но в позднее средневековье следовало перейти на абсолютизм. Когда решения принимаются королевским указом, и хотя часто и неверные но быстрие.

Правда причина и в исключительно сословной солидарности. Надавали бы крестянам долю вольности и достоинства шляхты, было меньше центростремительных тенденций.

В итоге только 100 после Яна Собиеского состоялся первый раздел Речи Посполиты. За ним последовал второй и третий, пока всё было поделено. И от некогда могущественной державы нечего не осталось.

Польский месианизм
Это философское течение развилось после падение Республики. Тогда польским народом стала не шляхта а все поляки. Создалась мысль, что польский народ обладает особыми чертами и опираясь на духовную силу несёт миссию для всего мира. Польша как Исус Хрестос. Расцвет этого пришёлся на период востания.

Речь Посполита должна была быть «оплотом христианства, убежищем свободы и житницей Европы». А польский народ, как потомки сармат, должен играть особую роль в истории мира.

По одной из версии польский массианизм развился из за тесного контакта с евреями. В владениях польской Короны возникло еврейское хасидское движения, там появлялись харизматические лидера, часто признаваемые месией. По другой, месианизм происходил от большой религиозности поляков.

В общем в Латвии тоже на каждые выборы появляются какой то новый спаситель. И народ в их верит. Да и у власти в Латвии в основном поляские и немецкие а не латышские или шведские фамилии.

Результат от политического месианизма скорее нешгатиный чем позитивный, в внешней политике одно зло.
Но с другой стороны, если не все эти спасители, опирающиесь на силу духа, наверное тут (и в Польше) был такой же режим воров как в Украине и Молдове, которые опираются на силу денег.
Только они имеют тенденцию начинать священные войны.

В Израиле тоже слышны такие идеи. Только там еще идеология, что все нам враги и желают зла (ну кроме аж святых США), что мешает любому сотрудничество.

В уже современной Польше была Ягеллонская Идея, создание мнультикультурной империи, которая будет идти на восток и там навязать свою волю. И с этим конкурируещая идея Пиастов, о национальном государстве, враждующем с немцами. В этом и проблема. (У поляков главная профессия историк.)

ВКЛ - Литва или Беларусь?
Белорусские историки Великое Кнажество Литовское называют не иначе как древней Беларусью. Что исторические личности родом из восточной части, из Беларуси. А на западе нечего небыло, не одного города.
Литовские историки им возражают, что тогда литовцы жили намного восточнее нинешней Литвы. Таутвилл, Вайшвилк, Гоштаут имена не славянские и сами себья считали литовцами.

Прадва где то по середине. То что в Беларуси балты переходили в славяне говорят и литовские учёные. Гос язык ВКЛ - западнорусский имел отчётливые черты беларусского языка. И первая столица - Новогрудок (Новгородик) была в Беларуси.

До возникновения ВКЛ был Полоцк. И ВКЛ создали по примеро того, чего они видели.

Какая бы ВКЛ небыло большой, прогрессивно - иклюзивной, благородной и важной, страшноватые устрои, описанные в "Пирамиде" похожи на сегодняшную Литву и Латвию. Чего население то бежит?

На юге Беларуси ещё жили славянское племяное обьединение - древляне, которые сражались с Киевом и варягами за господство на Руси. Но проиграли.

Итоги:
Star Wars Knights of Old Republic мне ассоциируется с Ржечпосполитой.
Нельзя в одной статье обьять всё. Но в истории Ржечпосполиты находится понимание многого, что происходит теперь. Украина, Прибалтика, Беларусь и Израиль. Культуры там перемешались, а региональные истории стали частю национальной идентичности некоторых стран.

Современная Польша не особо симпатичная страна с их то национализмом. На востоке много радикалов. И в отличии от шляхты не обладает самобытной культурой. Можно ли гордится тем, что у нас города как в Германии только хуже. В России же своя архитектура.
Любимый польский компонист Фредерик Шопен не вцепляет, в отличии от того же Чаикосвкого. Это какая то безликая Европа.
А Литва, по моему, маленький ужастик.

п.с.
Этот пост удар сабли по тирании, бесправию, культуру низов и фантазиями о национальной чистоте.