Какой был характер у маленького манаса. Сказание о манасе

Министерство образования и науки Кыргызской Республики

Кыргызский Государственный Технический Университет

им. И. Раззакова

Энергетический факультет

Кафедра философии и социальных наук


Культура кыргызов в эпосе "Манас"


Выполнил: Жунусбеков А.Ж.

студент группы НВИЭ-1-08

Проверил: Бакчиев Т.А.


Бишкек 2010 год


эпос манас кыргызский традиция

Введение

Культура кыргызов в Эпосе "Манас"

1 Женитьба

2 Поминки

3 Похороны

Заключение


Введение


Огромную роль в культурной жизни кыргызов играло устное творчество, сияющей вершиной которого следует считать всемирно известный "океаноподобный" эпос "Манас". По своему объему и широте охвата жизненных явлений "Манас" не имеет себе равных среди других эпических памятников мира. Он обладает огромным литературным значением и занесен в базу Юнеско как одно из величайших творений человечества.

Вероятно, устная поэзия знакома предкам кыргызов еще с III в. до н. э., когда термин "кыргыз" стал известен благодаря китайским письменным источникам. С тех пор фольклор кыргызов постепенно формировался и развивался. Спустя тысячу лет эпос "Манас" не потерял своей актуальности. Имеются театральные постановки, проводятся конкурсы манасчи. Лучшие варианты эпоса опубликованы, хотя до сих пор он в полном объеме еще не издавался. Но самое главное значение Эпоса "Манас" состоит в том, что он содержит сведения о культуре кыргызов, т.е. о быте, традициях, обрядах, философии, языке, дипломатии, военном деле, народной педагогике и множестве других сторон жизни кыргызского народа. Просуществовав века в устах народа, эпос подобно зеркалу отражает культуру, быт, обычаи кыргызов, охватывая в своем контексте несколько столетий.


1. Культура кыргызов в эпосе "Манас"


"Но мы уверены, пока век сменяется веком, пока эпоха следует за эпохой, пока жив будет кыргызский народ (и все человечество!), эпос "Манас" будет жить как сияющая вершина дерзновенного древнекыргызского духа..." - Чингиз Айтматов, "Сияющая вершина древнекыргызского духа"

Как было сказано раньше, эпос Манас имеет огромное значение, но его нельзя назвать просто эпосом, потому что термин "эпос" не может отразить полное его значение и смысл для кыргызского народа.

Прикосновение к эпосу "Манас" - это прикосновение к Вечности, к Богу, ибо "Манас" на протяжении многих веков является для киргизского народа глубинным выражением национального самосознания, высшим мерилом духовности, бесценным памятником культуры. Это грандиозная эпопея, повествующая о деяниях трех поколений героев: Манаса, его сына Семетея и внука Сейтека. Складываясь в течение столетий, она в яркой художественной форме отразила культуру, быт, обычаи историю, этнографию, психологию и нравы народа и вобрала в себя многие жанры кыргызского фольклора.

Благодаря тому, что эпос описывает всю жизнь Манаса с рождения, включая родословную, до его смерти и рождения его сына и внука мы можем увидеть культуру кыргызов в течение нескольких поколений.

Например, по части материальной культуры вызывают интерес типы жилищ, разнообразная одежда, конское снаряжение, пища и т. д. Особого внимания заслуживает сообщение эпоса по военному делу, вооружению и боевой одежде. "Манас" содержит обширную информацию по духовной культуре, народным знаниям (особенно, народной медицине) мифах, религиозных верованиях, народных играх и развлечениях, музыкальных инструментах и т.д.

Так, эпос повествует о трех мировых религиях, в том числе о христианах-несторианах, которые именуются тарса. Среди сообщаемых "Манасом" данных об играх, заслуживают внимания борьба куреш и восточные единоборства. В эпосе мы выявили сведения об около 20 различных музыкальных инструментах.


1 Женитьба


Вполне оправданный интерес вызывает к себе эпизод эпоса, посвященный сватовству Манаса и женитьбе его на Каныкей. По совету своего друга Алмамбета Манас, уже имеющий двух жен: Карабёрк и Акылай, решает жениться по обряду и обращается к родителям с просьбой высватать ему хорошую девушку. При этом Манас указывает, что Карабёрк он отвоевал, а Акылай досталась ему как заложница. В предыдущих эпизодах эпоса описывается, как, разгромив калмыцкого хана Кайыпа, Манас пленяется красотой Карабёрк, одной из тридцати дочерей хана, хотевшей отомстить Манасу за смерть отца и убить его. Узнав о том, что отец ее остался жив, Карабёрк слезла с коня и до земли поклонилась Манасу. По случаю свадьбы Манаса и Карабёрк был устроен 30-дневный пир.

Побежденный войсками Манаса афганский хан Шоорук послал Манасу в знак покорности 30 девушек-заложниц во главе со своей дочерью Акылай. Манас ввел девушек в середину круга своих воинов и предложил им выбрать тех джигитов, которые им по душе. Первой вышла Акылай и выбрала себе мужем Манаса.

По просьбе Манаса его отец Джакып поехал искать ему невесту. Объехав много стран и не найдя подходящей девушки, Джакып прибыл в страну таджиков. Оценив по достоинству качества дочери таджикского правителя Атемир-хана - Санирабийги, Джакып сватает девушку и, согласившись с небывалыми размерами установленного ее отцом калыма, возвращается обратно. После того как народом был собран скот для уплаты калыма, Манас в сопровождении 12 тысяч джигитов и 40-тысячного войска отправляется с отцом в страну таджиков. Расположившись лагерем возле города, Манас проникает в дом, где спит Санирабийга. Во время этого первого свидания с невестой Манас рассорился с ней. Она полоснула его кинжалом по руке, а он дал ей пинок ногой, и она свалилась без чувств. Рассерженный неприступностью ханской дочери, Манас ударил в боевой барабан, но его отец и мудрые старики останавливают войско.

Приглашенный на свадебное пиршество, Манас два дня просидел в одиночестве в отведенной для него юрте, так как ни одна из прислуживающих женщин не решалась войти к нему из-за его грозного вида. В гневе Манас решает разрушить город Атемир-хана. Чтобы укротить гнев Манаса, Санирабийга в знак мира выходит на возвышение и выбрасывает на ветер свой белый платок. Приняв всю вину за происшедшую ссору на себя, Санирабийга подошла к Манасу и взяла за повод его коня. Став невестой Манаса, Санирабийга меняет свое имя и принимает имя Каныкей. Совершается обряд чачыла - обсыпание жениха и невесты сладостями. Сорок витязей Манаса обсуждают, кому из них какую девушку взять в жены. По предложению Манаса устраивают конские скачки. Девушка, находящаяся в той юрте, возле которой остановится конь батыра, должна принадлежать владельцу коня. Первым пришел конь Алмамбета - он остановился у юрты красавицы Арууке - сестры Каныкей. Последним прискакал конь Манаса. Каныкей вышла, приняла поводья его коня и ввела его в свою юрту. После устроенного Манасом и Каныкей пира для батыров и девушек, чтобы предотвратить возможные несогласия между ними, Манас отправляет в эту ночь юношей и девушек по своим прежним местам. Наутро Манас завязал девушкам глаза и сказал, что девушки будут принадлежать тем джигитам, которых коснутся их руки. С завязанными глазами девушки выбрали тех же самых батыров, которые накануне прискакали к их юртам. 30 дней и 30 ночей продолжалось свадебное веселье и игры, после чего Манас с Каныкей, Алмамбет и 40 витязей со своими женами вернулись в свои аулы.


1.2 Поминки


Еще одним интересным фактом отражения культуры является эпизод поминок Кокотея.

По совету Манаса, Бокмурун, юный приемный сын одного из верных соратников Манаса - ташкентского хана Кокетея, устраивает последнему пышные похороны, а по прошествии двух лет - еще более грандиозную тризну. Местом для тризны была избрана долина Каркыра, куда Бокмурун переселяет весь свой народ. Эпос красочно описывает передвижение огромного каравана, голова которого отстояла от хвоста, на расстоянии трех дней пути. Прибыв на место тризны, Бокмурун начинает готовиться к ней и посылает могучего богатыря Джаш-Айдара оповестить все народы о смерти отца и пригласить их на тризну - аш. Послу приказано объявить об огромных призах для выигравших скачки коней и предупредить тех, кто откажется приехать, что их ждет суровая расплата за нанесенное отказом оскорбление. Начался съезд гостей. Последним прибывает Манас. Тризна открывается большими конскими ристалищами, в которых участвует около тысячи лучших скакунов. После того как всадники двинулись к старту, весь остальной народ начал пировать и угощаться мясом. Устраивается много разнообразных состязаний. Первым была стрельба с целью сбить подвешенный к высокому шесту слиток золота - жамбы. Затем пешая борьба киргизского богатыря Кошоя с.калмыцким ханом Джолоем. После объявленной и не состоявшейся борьбы плешивцев и состязания в развязывании верблюда происходит поединок на конях с пиками (сайыш), в котором принимают участие калмыцкий богатырь Конгурбай и сам Манас. Далее следует борьба на конях, цель которой - стянуть и сбросить противника с седла. Увеселения заканчиваются финалом скачек и раздачей призов победителям. Попытка калмыков насильно отнять полученные призы вызывает общее сражение, заканчивающееся победой киргизов.


1.3 Похороны


В эпосе мы можем увидеть, как проходили захоронения, примером могут служить сюжеты о захоронении Манаса. Для возведения могильного сооружения (гумбеза-мавзолея) часть строительного материала добывается за пределами родины усопшего богатыря.

Каныкей, жена Манаса, отправляет караван, состоящий из 800 верблюдов-самцов, на поиски глины. Много мест объездил караван, искали в Андижане, Намангане, но глину нашли только на горе Кюльбе. Когда караван прибыл назад, супруга умершего приказала погрузить глину в чаны и смешать ее с шерстью коров, козлов, а шестьдесят кемечей-силачей она заставила смесить глину на сале. На растопленном сале сбиваются кирпичи. Так Каныкей готовила материал для воздвижения надмогильного сооружения. Цель строительства надмогильного сооружения в алтайском и кыргызском сказаниях ясна: увековечить имя выдающихся богатырей.

Однако, Каныкей не стала хоронить Манаса в гумбезе. Она похоронила его тайно, ночью, в тщательно выдолбленном помещении в скале, чтобы воры-враги не ограбили могилу и не осквернили тело усопшего. По ее просьбе мудрый старец Бакай из ствола тополя высек изваяние - деревянного двойника Манаса. Обтянул он его кожей, облачил в саван, положил на табыт и тут люди покрыли изваяние белотканой кошмой. Был совершен похоронный обряд, было созвано множество людей. В числе приглашенных были и люди из враждебных кыргызам племен. Они вели себя нагло и вызывающе, устраивали ссоры, потасовки. Но, несмотря на все это, устроители поминок в течение нескольких дней ко всем прибывшим в целом относились одинаково, что говорит о гостеприимстве кыргызов. Были розданы все подарки, возвращены людям долги Манаса.

Как только закончили обманный похоронный обряд, появились воры-враги. Жена покойного оказала им достойное внимание: одарила подарками и отдала изваяние. Воры "не узрели обмана". Они донесли истукан до кургана и опустили на дно ямы. Так воры сами убедились, что воровать-то у Манаса нечего. Это тоже пример яркого отражения в кыргызском эпосе "Манас" классического кенотафного погребения.

Из всего прослеженного следует вывод, что археологические и этнографические данные совпадают со сведениями эпоса о погребальном обряде и все это хранится до сих пор в памяти народа.


Заключение


В заключение хочу сказать, что значение эпоса огромно, кроме исторического и литературного значения, эпос является доказательством древности кыргызской культуры и ее богатства.

Изложенные мною обычаи (женитьба, поминки и похороны) только малая часть того, что имеет кыргызская культура, и что описано в эпосе.

Но я считаю, что эпосу не уделяется должного внимания, даже тот факт, что эпос не был издан в полном объеме, доказывает это. Все версии эпоса должны быть напечатаны в полном объеме и на разных языках, чтобы весь мир узнал об Эпосе "Манас", как, например английский эпос о Робине Гуде.

Эпос пропитан патриотизмом, единством, храбростью. Читая его, тебя охватывает чувство гордости за свой народ. А прочитать его должен каждый человек, считающий себя КЫРГЫЗОМ.

Неспроста эпос "Манас" жив в сердцах кыргызского народа, пройдя испытание временем. Нужно сохранять и возрождать культурные ценности прошлого, ведь именно наша культура отличает нас как отдельная нация. В общем, эпос "Манас" должен стать идеологией кыргызов, что обеспечит целостность и процветание Кыргызстана.


Список использованной литературы


1. Абрамзон С.М. "Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи" Л.: Наука, 1971

2. Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 9-11

3. www.literatura.kg

4. www.wellcome.kg

5. www.google.kg


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Мана́с (Манас) - герой одноимённого киргизского эпоса - богатырь, объединивший киргизов.

Эпос о Манасе является самым длинным эпосом в мире: он в два раза больше, чем санскритский эпос Махабхарата , больше тибетского эпоса о царе Гэсэре (в варианте «Манаса», записанном от сказителя Саякбая Каралаева, насчитывается 500553 стихотворных строки).

История эпоса

Первые упоминания об эпосе относятся к XVI веку. Они содержатся в полуфантастическом сочинении Маджму ат-Таварих, где Манас показан как историческое лицо, действующее вместе с реально существовавшими Тохтамышем, хорезмшахом Мухаммедом и т. д. Научное исследование эпоса началось в XIX веке Ч. Валихановым и В.Радловым. Полностью запись текстов трилогии «Манас» осуществлялась с 1920 по 1971 год. Среди переводчиков эпоса на русский язык - С. Липкин , Л. Пеньковский, М. Тарловский и др. Английский историк Артур Томас Хатто (Arthur Thomas Hatto) считает, что Манас был

Перу казахского писателя М. О. Ауэзова принадлежит первая после трудов Чокана Валиханова монография о киргизском эпосе «Манас», создание свободного варианта его текстов. Обоим казахским исследователям в Бишкеке были установлены памятники. Из русских ученых, занимавшихся изучением эпоса, следует отметить В.Радлова (автора первого русского перевода фрагментов эпоса), П. Фалева (автора первого советского исследования о «Манасе» - статьи «Как строится кара-киргизская былина») и С.Малова.

Эпос делится на 3 части: собственно «Манас», «Семетей» и «Сейтек». Основное содержание эпоса составляют подвиги богатыря Манаса. Также в самых обширных вариантах "Манаса" к части,рассказывающей о внуке Манаса Сейтеке,прибавляются сказания, повествующие о его сыне Кенене и внуках Алымсыраке и Кулансыраке.

После смерти кыргызского хана Ногоя старые враги кыргызов китайцы, воспользовавшись нерешительностью его преемников, захватывают земли кыргызов и вытесняют их из Ала-Тоо. Потомки Ногоя изгоняются в отдалённые края. Оставшиеся попадают под жестокий гнёт захватчиков. Младший сын Ногоя Жакып изгоняется на Алтай, и многие годы вынужден прислуживать алтайским калмакам. Занимаясь хлебопашеством и работая на золотых рудниках, ему удается разбогатеть. В зрелом возрасте Жакып становится владельцем неисчислимого количества скота, но его душу гложет обида на то, что судьба не дала ни одного наследника. Он печалится и молит всевышнего о жалости, посещает святые места и приносит жертвы. Наконец, после чудесного сновидения его старшая жена зачала ребёнка, спустя девять месяцев она родила мальчика. В этот же день в табуне Жакыпа появляется на свет жеребёнок, которого он предназначает своему новорождённому сыну.

Жакып на радостях устраивает большой пир и называет мальчика Манасом. С детских лет в нём проявляются необычные качества, он отличается от всех своих сверстников необычайной физической силой, озорством и щедростью. Слава о нём разносится далеко за пределы Алтая. Живущие на Алтае калмаки спешат сообщить китайскому хану Эсенкану весть о том, что у непокорных кыргызов появился батыр, которого, пока он ещё не возмужал, следует захватить в плен и уничтожить. Эсенкан отправляет к кыргызам своих лазутчиков, переодетых в торговцев, и дает задание пленить Манаса. Они застают юного богатыря во время игры в ордо и пытаются захватить его. Манас вместе со своими сверстниками захватывает лазутчиков, все добро каравана раздает простому люду.

БИШКЕК, 18 ноя — Sputnik. Великий писатель Чингиз Айтматов называл эпос "Манас" "вершиной кыргызского духовного мира". Он является гордостью всего кыргызского народа. Это одна из тех ценностей, которая дает духовную пищу и идеологическое направление, считают ученые.

О вещих снах, сакральной цифре "40", о том, где еще встречается имя Манас и о других фактах кыргызского эпоса корреспонденту Sputnik рассказали доктор филологических наук Аскар Медетов и сказитель эпоса "Манас" Талантаалы Бакчиев.

1. Загадка сказителя

Очень много загадок вокруг того, кто и как становится манасчи. Известно, что почти все известные сказители "встречаются" с духами героев эпоса во сне и даже наяву. Наваждение преследует будущих манасчи, пока они полностью не отдадут себя этому искусству. Это одно из самых загадочных явлений, сопровождающих сказительское мастерство.

2. Уникальный слог

Сказители эпоса используют необычный и уникальный в своем роде мотив, который присущ только эпосу "Манас". Текст имеет форму, характерную для кыргызской народной поэзии. Во всех вариантах "Манаса" используется стихотворный размер из шести-семи сложных силлабических слогов. В силлабическом стихосложении (от греч. syllabe — "слог") длина стиха определяется только количеством слогов вне зависимости от количества ударений; стихи называются 2-, 3-, 4-, 5-, 6-сложными и т.д. В строках допускается и иное количество слогов.

Манасчи на сцене во время III Всемирного фестиваля "Эпосы народов мира"

3. Как он там появился?

Топоним Манас широко известен и за пределами Кыргызстана. В Китае существуют город Манас и одноименный родник. На Пиренейском полуострове в Испании также есть город, название которого созвучно с именем Манас, как, впрочем, и во Франции, а в Венгрии — село Манас.

В Корее жители назвали одну из горных вершин Манас, в соседнем Казахстане есть пастбище Манас, а в Японии существует город Семетей.

"Манас известен на всю Вселенную. О, как же счастлив кыргызский народ, создавший его!" — эти строки написал в своей книге "Плач охотника над пропастью" Чингиз Айтматов.

4. Сакральное число "40"

В эпосе "Манас", как и во всех эпических произведениях, есть свои сакральные цифры. Цифра "40" (по-кыргызски "кырк") имеет скрытый смысл, который созвучен с названием народа "кыргыз" — сорок племен, сорок дружин, сорок дней (поминки), сорок девушек и много других примеров. Кроме этого, в эпосе также считаются сакральными числа "3", "5", "7", "9", "12".

© Sputnik / Табылды Кадырбеков

Государственный флаг Кыргызстана, в центре которого изображен тундук кыргызской юрты в обрамлении сорока солнечных лучей

5. Более 80 вариантов сказания

Основными вариантами эпоса "Манас" считаются варианты сказания по Саякбаю Каралаеву и Сагымбаю Орозбакову.

Также широко известны версии манасчи Молдобасана Мусулманкулова, Багыша Сазанова, Шапака Рысмендиева, Ибраима Абдрахманова.

© Sputnik / Э. Вильчинский

Основными образцами эпоса "Манас" считаются варианты сказания по Саякбаю Каралаеву и Сагымбаю Орозбакову

В Китае распространено исполнение эпоса этническим кыргызом Жусупом Мамаем. Кроме того, существует вариант Тоголока Молдо, записанный известным тюркологом Василием Радловым в начале ХХ века.

По разным подсчетам, эпос "Манас" имеет более восьмидесяти версий, в число которых, помимо изданных книг, входят многочисленные рукописные варианты, которые хранятся в архиве Национальной академии наук КР, у самих сказителей и их родственников.

6. Культурное наследие эпоса

По сюжету "Манаса" создан ряд музыкальных, документальных и художественных произведений.

В 30-х годах прошлого века по его мотивам была написана одна из первых кыргызских опер "Айчурек" (невестка Манаса, супруга Семетея), а затем опера "Манас". Режиссеры Болот Шамшиев, Евгений Котлов и Мелис Убукеев снимали по нему научно-публицистические фильмы. В свет также вышли драма "Манас-Алмамбет", трилогия "Манас", "Семетей", "Сейтек", роман "Тенири Манас".

7. Пророк, спаситель или высший разум

Происхождение топонима Манас ученые Мухтар Ауэзов и Александр Бернштам объясняли, опираясь на некоторые научные гипотезы, рассказал ученый Аскар Медетов. По одной из версий, слово "Манас" связывают с именем одного из древних пророков, но, по его мнению, это очень спорный вопрос.

VI-VIII веках нашей эры, в енисейскую эпоху, существовала манихейская религия, которой придерживалось Уйгурское ханство. У этой религии были святые писания, повествующие о пророке Манихее. Она распространилась на территории Енисея и Сибири. Ауэзов и Бернштам считали, что имя пророка постепенно менялось и стало сначала Манесса, а затем Манас. По их мнению, образ пророка постепенно превратился в образ героя и защитника народа", — сказал Медетов.

По другой версии имя Манас состоит из двух слов — "Ман" и "Ас", которые обозначают "первочеловек" или "лучший человек".

Интересную точку зрения высказывал философ и художник Николай Рерих, который считал, что имя Манас обозначает "высший разум".

8. Больше, чем в "Войне и мире"

В эпосе "Манас" описано около 600 героев, включая кырк чоро (дружину Манаса). Самое большое количество персонажей в варианте Сагымбая Орозбакова. Главными героями эпоса являются Манас, Каныкей, Бакай, Чыйырды, Алмамбет, Джакып, Кошой, Айчурек, Кульчоро. В роли отрицательных персонажей в сказании описаны Конурбай, Нескара, Канчоро, Джолой и другие. В древнем эпосе также встречается более 800 топонимов.

Художник Г. Петров

В эпосе "Манас" описано около 600 героев, включая кырк чоро (дружину Манаса). Иллюстрации к эпосу художника Г. Петрова

Для сравнения, в одном из самых крупных произведений мировой литературы — романе Льва Толстого "Война и мир" — около 500 героев.

9. Только цифры

Самый большой вариант народного эпоса насчитывает более пятисот тысяч строк. Ученые записали вариант известного сказителя Саякбая Каралаева, который содержит 500 тысяч 553 строки.

Манасчи рассказал трилогию "Манас", "Семетей", "Сейтек", а также сказания о потомках богатыря — батырах Кенене, Алымсарыке и Кулансарыке.

© Sputnik / Нургуль Максутова

Версия сказителя Мамбета Чокморова содержит 397 тысяч строк. Первая часть трилогии "Манас", записанная из уст Сагымбая Орозбакова, включает в себя 180 тысяч строк.

Вариант Джусупа Мамая содержит 500 тысяч строк. Он сказывал о событиях времен самого Манаса и до его восьмого поколения.

10. Самый-самый

В мире нет более крупного произведения, чем эпос "Манас", и он по праву считается самым большим произведением мирового литературного наследия.

Текст эпоса в 20 раз больше "Илиады" и "Одиссеи" великого Гомера. В пять раз больше персидского эпоса "Шахнаме". В два с половиной раза превосходит древнеиндийский эпос "Махабхарата".

Все известные мировые сказания, вместе взятые, не смогут сравниться по объему с "Манасом" Саякбая Каралаева.

11. Так сколько же лет эпосу на самом деле?

Когда появился "Манас"? Существует множество мнений, но если учитывать, что в 1995 году было отмечено 1000-летие эпоса, то на сегодня ему исполнилось 1020 лет.

Из разных гипотез о времени возникновения эпоса три можно выделить как наиболее обоснованные:

  1. По версии Мухтара Ауэзова и Александра Бернштама, он появился в IX веке. Это время известно как енисейский период в истории кыргызов — возникновение кыргызского великодержавия и эпоха правления Барсбека.
  2. Ученый Болот Юнусалиев считает, что эпос появился в IX-XI веках в эпоху правления Караханидов. Этот период ознаменован в истории кыргызского народа победой над кара-китайцами и появлением кыргызов на территории Ала-Тоо.
  3. По версии историка Виктора Жирмунского, сказание о батыре Манасе возникло между XV и XVIII веками в период правления джунгарских ханов.

12. Русский ученый, и окно в Европу

Впервые эпос "Манас" был издан в Санкт-Петербурге. В 1885 году увидел свет написанный кириллицей на кыргызском языке вариант, записанный известным ученым-тюркологом Василием Радловым. В том же году часть эпоса была переведена на немецкий и издана в Лейпциге.

Таким образом, этнограф и археолог Радлов первым представил древний эпос Европе.

В советский период, в 1925 году, сказание было опубликовано в варианте сказителя Тыныбека. С тех пор оно не раз издавалось в различных вариантах. Последним в нынешнем году вышел в свет девятитомник по варианту Сагымбая Орозбакова (180 тысяч строк). А в Китае опубликован 18-томный вариант Джусупа Мамая. Самая объемная версия Саякбая Каралаева издавалась несколько раз.

13. Институт "Манаса"

В настоящее время исследованием эпоса занимается отдел манасоведения при Национальной академии наук КР, там же хранятся и рукописи. В Кыргызском государственном университете имени Ишеналы Арабаева функционирует Институт манасоведения, а при Национальном университете — кафедра.

14. Ду ю спик инглиш?

Самый большой эпос в мире вызывает интерес во многих странах и переведен на многие языки. С народным сказанием могут ознакомиться в переводе русский, китаец, англичанин, немец, француз и японец.

Читатели изучают древнее сказание на монгольском, чешском, болгарском, венгерском, уйгурском, казахском и узбекском языках и языке Омара Хайяма — фарси. Более того, оно переведено на все наиболее распространенные языки мира, кроме арабского и испанского.

15. Мировое наследие

Произведение кыргызского устного народного творчества входит в число шедевров мировой культуры. Трилогия включена в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.


Исполнен долг, завещанный от Бога…

А. С. Пушкин «Борис Годунов»

Прошло полтора века с тех пор, как русские ученые Чокан Валиханов и В. В. Радлов сообщили миру о том, что у «дикокаменных» кыргызов, кочующих по предгорьям Тянь-Шаня, есть величайший устно-поэтический шедевр - героический эпос «Манас». Эпизоды кыргызского сказания были записаны, опубликованы, переведены на русский и немецкий языки.

О трилогии «Манас», «Семетей», «Сейтек» написано много научных трудов, проводились научные конференции, в 1993 году на мировом уровне отметили 1000-летний юбилей эпоса.

Шли годы, но до широких народных масс наш доблестный батыр так и не доехал, мало кто знает содержание самого эпоса не только за рубежом, но и на родине Манаса. А причина, видимо, в том, что текст «Манаса» очень объемный, многовариантный. Переводить его стихами неподъемно, а в прозаическом переложении «Манас» теряет половину своих художественных достоинств. Представьте себе рубин без огранки! Одно дело «жанбаштап жатып сонунда», т. е. лежа на боку и любуясь природой, слушать сказителя-манасчи, другое дело - читать обо всем этом самому. Но главная причина, пожалуй, в том, что до сего времени будь то в прозе или стихах переводили не художественное содержание эпоса, а его исполнение в интерпретации того или иного сказителя. Это все равно, что переводить не драму В. Шекспира, а его постановку на сцене, или, положим, не роман А. С. Пушкина, а оперу П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

Вот мне, как и сказителям «Манаса», пригрезилось…

Пошел я проведать своего Манаса и вижу: он вышел из войлочной юрты и во всей своей боевой красе гарцует на своем белом скакуне по замкнутому кругу загона. Вокруг стоят люди, любуются величием кыргызского богатыря. А экскурсовод с упоением рассказывает о его славе и былых подвигах. А сам Манас уже седой, и у Ак-Кулы темные разводы вокруг глаз. Попытался я открыть ворота загона, но, увы, сил моих не хватило. И я, как и всегда, позвал на помощь своего верного и могучего друга - Великий русский язык и сел за перевод, а вернее за поэтический переклад «Манаса».

Историки доказали, что события сказания происходили в средние века нашей эры, поэтому пришлось отказаться от фантастики и сказочной гиперболы, от религиозных и прочих наслоений пантюркизма и панисламизма, внесенных сказителями после трагических событий 1916 года, когда кыргызский народ, оказавшись между двумя великими державами: Россией и Китаем, подвергся жестокому геноциду.

В 1856 году Ч. Валиханов назвал эпос «Манас» степной «Илиадой». Я же считаю эпос «Манас» - Библией гор и степей, а потому стремился сохранить и библейские мотивы, уточнить и обобщить притчевые мысли Великого сказания. В меру своих способностей стремился сохранить канонический сюжет эпоса, выстроить логику поведения героев и развития событий, передать образный колорит кыргызского языка.

Первое, можно сказать, пробное издание моего «Сказания о Манасе» вышло в 2009 году небольшим тиражом и тут же ушло в народ. Министерство науки и образования рекомендовало книгу в порядке дополнительного хрестоматийного пособия по эпосу «Манас». В русском академическом театре им. Ч. Айтматова осуществлена одноименная литературно-драматическая постановка в исполнении кыргызских актеров на русском языке.

Второе издание «Сказания» дополнено ретроспективным предисловием академика Б. Ю. Юнусалиева, в конце книги - научное обобщение профессора Г. Н. Хлыпенко. Несомненно, работы известных кыргызских ученых дополнят познания читателей о выдающемся шедевре кыргызского народа.

Надеюсь, что русский текст «Сказания о Манасе» станет основой для перевода кыргызского эпоса на другие языки и наш легендарный батыр помчится по экватору земного шара.

Доброго пути тебе, мой доблестный Манас!

Мар Байджиев.

Академик Б. М. Юнусалиев

(1913–1970)

КЫРГЫЗСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС «МАНАС»

Кыргызский народ вправе гордиться богатством и многообразием устного поэтического творчества, вершиной которого является эпос «Манас». В отличие от эпосов многих других народов «Манас» сложен от начала до конца в стихах, что лишний раз свидетельствует об особом уважении кыргызов к искусству стихосложения.

Эпос состоит из полумиллиона стихотворных строк и превосходит по объему все известные мировые эпосы: в двадцать раз «Илиаду» и «Одиссею», в пять раз - «Шахнамэ», в два с лишним раза - «Махабхарату».

Грандиозность эпоса «Манас» составляет одну из отличительных особенностей эпического творчества кыргызов. Она объясняется рядом существенных обстоятельств, и, прежде всего, своеобразием истории народа. Кыргызы, являясь одним из древнейших народов Центральной Азии, на протяжении всей своей многовековой истории подвергались нападениям могущественных завоевателей Азии: киданей (кара-китаев) в конце X в., монголов в XIII в., джунгаров (калмыков) в XVI–XVIII вв. Под их ударами пали многие государственные объединения и племенные союзы, ими истреблены целые народы, исчезли со страниц истории их названия. Только сила сопротивляемости, упорство и героизм могли спасти кыргызов от полного уничтожения. Каждое сражение изобиловало подвигами. Мужество и героизм стали предметом поклонения, темой воспевания. Отсюда героический характер кыргызских эпических поэм и эпоса «Манас».

Как один из древнейших кыргызских эпосов «Манас» представляет собой наиболее полное и широкое художественное отображение многовековой борьбы кыргызского народа за свою независимость, за справедливость и счастливую жизнь.

При отсутствии фиксируемой истории и письменной литературы в эпосе нашли отражение жизнь кыргызского народа, его этнический состав, хозяйство, быт, обычаи, нравы, эстетические вкусы, этические нормы, его суждения о человеческих достоинствах и пороках, представления о природе, религиозные предрассудки, язык.

К эпосу как к наиболее популярному произведению постепенно притягивались сходные по идейному содержанию самостоятельные сказки, легенды, былины, поэмы. Есть основание предположить, что такие эпизоды эпоса, как «Поминки по Кокетею», «Рассказ об Алмамбете» и другие бытовали когда-то как самостоятельные произведения.

У многих среднеазиатских народов, имеются общие эпосы: у узбеков, казахов, каракалпаков - «Алпамыш», у казахов, туркменов, узбеков, таджиков - «Кер-Оглы» и т. д. «Манас» бытует только у кыргызов. Поскольку наличие или отсутствие общих эпосов связано с общностью или отсутствием культурно-исторических и географических условий в период возникновения и существования эпосов, то можно прийти к выводу о том, что формирование эпопеи у кыргызов происходило в иных географических и исторических условиях чем в Средней Азии. События, рассказывающие о древнейших периодах истории кыргызского народа, подтверждают это. Так, в эпосе прослеживаются некоторые характерные черты древней общественной формации - военной демократии (равноправие членов дружины в распределении военных трофеев, выборность военачальников-ханов и др.).

Архаичный характер носят названия местностей, наименования народов и племен, собственные имена людей. Архаичен и строй стиха эпоса. Кстати, древность эпоса находит подтверждение в исторических сведениях, содержащихся в «Маджму ат-Таварих» - письменном памятнике начала XVI в., где рассказ о богатырских подвигах юного Манаса рассматривается в связи с событиями второй половины XIV в.

Киргизский народ вправе гордиться богатством и многообразием устного поэтического творчества, вершиной которого является эпос «Манас». В отличие от эпосов многих других народов, «Манас» сложен от начала до конца в стихах, что свидетельствует об особом отношении киргизов к искусству стихосложения. Эпос «Манас» состоит из полумиллиона стихотворных строк и превосходит по объему все известные мировые эпосы (в 20 раз - «Илиаду» и «Одиссею», в 5 раз - «Шахнамэ», в 2,5 раза индийский «Махабхарат»), является самым длинным в мире эпосом и входит в сокровищницу мировой культуры.

Грандиозность эпоса «Манас» составляет одну из отличительных особенностей эпического творчества киргизов. Она объясняется рядом существенных обстоятельств, прежде всего своеобразием истории народа. Кыргызы, являясь одним из древнейших народов Центральной Азии, на протяжении всей своей многовековой истории подвергались нападениям могущественных завоевателей Азии - киданей (кара-китаев) в конце X века, монгольского полчища в XIII веке, джунгаров (калмыков) в XVI-XVIII веках. Под их ударами пали многие государственные объединения и племенные союзы, ими истреблены целые народы, исчезли со страниц истории их названия. Только сила сопротивляемости, упорство и героизм могли спасти кыргызов от полного уничтожения. Каждое сражение изобиловало подвигами верных сыновей и дочерей народа. Мужество и героизм стали предметом поклонения, темой воспевания. Отсюда и героический характер кыргызских эпических поэм вообще и эпоса «Манас» в частности.

Как один из древнейших кыргызских эпосов, «Манас» представляет собой наиболее полное и широкое художественное отображение многовековой борьбы кыргызского народа за свою независимость и свободу, справедливость и счастливую жизнь. При отсутствии фиксируемой истории и неразвитости письменной литературы в эпосе как популярном народном произведении нашла отражение не только многовековая история, но и разносторонняя дореволюционная жизнь кыргызского народа, его этнический состав, хозяйство, быт, обычаи, нравы, эстетические вкусы, этические нормы, суждения о человеческих достоинствах и пороках, представления об окружающей природе, религиозные предрассудки, поэтика и язык.

Манас - герой одноименного эпоса, объединивший всех кыргызов, является символом единства кыргызского народа.

Семь заветов Манаса

1) Единство и сплоченность нации.

2) Межнациональное согласие, дружба и сотрудничество.

3) Национальная честь и патриотизм.

4) Через кропотливый труд и знания - к процветанию и благосостоянию.

5) Гуманизм, великодушие, терпимость.

6) Гармония с природой.

7) Укрепление и защита кыргызской государственности.

Именем Манаса в Кыргызстане названы многие учреждения, организации, улицы, аэропорт в Бишкеке, университет, одна из первых кыргызских опер, астероид, открытый астрономом Николаем Черных в 1979 году.

Также в честь этого эпического героя названа высшая награда Кыргызстана.

В Китае находится озеро, названное в честь Манаса.

В 2012 году в Москве открыт памятник Манасу, который находится в парке Дружбы, работа принадлежит творческой группе Жоомарта Кадыралиева. На установление и изготовление ушло около 41 млн. рублей.