Шаталов в ф биография подробно. Педагогическая система Виктор Федорович Шаталов

Шаталов Виктор Фёдорович (род. 1927) - педагог-новатор, народный учитель СССР (1990), участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Дружбы (2007), заслуженный учитель Украины, профессор Донецкого института социального образования, лауреат нескольких международных премий.
После окончания педагогического института Шаталов работал учителем математики в родном Донецке. В 26 лет он стал директором школы. Столкнувшись с проблемой низкой результативности школьного обучения, педагог стал экспериментировать и через несколько лет создал весьма эффективную систему обучения с использованием опорных сигналов, согласно которой учебный материал подавался в вербально-графической форме. Затем он перевел на новую методическую основу алгебру, геометрию, физику, астрономию, географию, историю, показав универсальный характер разработанной им системы. Годовой курс дети изучали за несколько недель. Исчезли двойки, жалобы родителей, прогулы, второгодничество.
Имя Виктора Шаталова, школьного учителя из Донецка, в 80-е гг. XX в. стало известно всему Советскому Союзу. Его воспитанники заканчивали десятилетний школьный курс в 9-м классе. Все без исключения поступали в вузы. Уникальная методика привлекла внимание педагогов и родителей. Шаталову предложили руководить экспериментальной педагогической лабораторией в Донецке, которую финансировала Академия педагогических наук СССР.
Шаталов убежден: необучаемых детей не бывает, бывают непрофессиональные педагоги. Идти от целого к части, опираться не на зубрежку, а на понимание — вот основа его методики. Обучение педагог сравнивал с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и изучать их по отдельности, неизвестно, сложится ли целостное восприятие изображения. Но если вначале дать представление о целом, то кусочки легко встанут на свои места и мозаика сложится.
Шаталов дает прочные знания благодаря умелому структурированию материала, наращиванию информации в оптимальном темпе и ее многократному повторению. Пренебрежение мерой в дозировании учебного материала ведет к тому, что «в одно ухо влетает, а из другого вылетает». Повторяет Шаталов столько, сколько нужно ребенку и в разных вариантах.
Педагог впервые в мировой практике обучения создал систему, обеспечивающую эффективную работу механизма понимания текста, получив при этом огромный выигрыш и во времени, и в качестве усвоения учебного материала. Система Шаталова включает в себя шесть элементов: повторение, проверку знаний, систему обеспечивающую эффективную работу механизма понимания текста, получив при этом огромный выигрыш и во времени, и в качестве усвоения учебного материала. Система Шаталова включает в себя шесть элементов: повторение, проверку знаний, систему оценки знаний, методику решения задач, опорные конспекты, спортивную работу с детьми.
Оглавление учебника и тезисы урока — опорный конспект. Он представляется в виде графической схемы, состоящей из связанных между собой элементов. У Шаталова они именуются «опорными сигналами». Не зря Э. Резерфорд понял, как устроен атом, не из математического описания, а путем зрительной ассоциации с Солнечной системой. Удачная схема — находка для учителя и ученика.
Оптимальная схема должна учитывать ограниченный объем информации, которая может быть воспринята учеником одномоментно. Поэтому эффективность схемы прямо пропорциональна количеству заключенных в ней тезисов-идей и обратно пропорциональна количеству символов-блоков, их выражающих. Число символов не должно превышать 7 ± 2 (таково, по мнению психологов, число смысловых элементов, которыми наше сознание может эффективно оперировать одновременно). Эффективность схемы тем выше, чем больше идей можно развернуть на основе представленных символов. Кроме того, при создании схемы необходимо учитывать возраст учеников, степень их владения материалом.
Схема облегчает запоминание, повторение материала, структуризацию и приумножение знаний. Дети охотно воспроизводят дома опорные конспекты, с которыми работали на уроке. Они обходятся без дневников и традиционных домашних заданий, им незачем халтурить, списывать, пользоваться шпаргалками. Ведь сделать самому — быстрее и приятнее. Система Шаталова дает ребенку чувство уверенности в своих силах, воспитывает самостоятельность, взаимопомощь, инициативу.
Ученики Шаталова способны за 15 минут повторить, пробежав глазами опорные сигналы, годовой курс по любому предмету. Многие из них стали мастерами спорта, защитили кандидатские и докторские диссертации по математике, медицине, физике, педагогике, философии.
В система Шаталова много нюансов, блестящих методических находок. Ее надо видеть — и эта возможность сейчас существует: созданы видеофильмы с уроками Шаталова по алгебре, геометрии, тригонометрии, физике, астрономии. По его методике изданы учебники и учебные пособия. Сам он написал более J0 книг, которые переведены на 17 языков мира.

План.

    Биография;

    Методики педагога-новатора;

    Схема уроков;

    Взаимодействие с родителями по Шаталову

    Биография.

В 1927 году в городе Сталино (Донецк) родился будущий педагог-новатор Виктор Федорович Шаталов. Героически воевал на фронте, имеет награды. В 1953 г. он окончил Сталинский (Донецкий) пединститут, но уже с 1951 г. преподавал математику в школе, а вскоре стал ее директором.

С 1956 г. организовал экспериментальные классы в родной школе на Бульваре Шевченко, 65 по своей методике, которую создавал 13 лет.

Разработал оригинальную систему интенсивного обучения с использованием авторских учебных пособий, представляющих программный материал в вербально-графических формах. Вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные “предложения”, объем и сложность которых варьируется на этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным. Практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся.

В период перестройки учителя-реформатора отметили наградами:

    заслуженный учитель УССР (1987);

    народный учитель СССР (1990);

    орден Знак Почёта;

Многие годы этот народный учитель занимается подвижничеством: ведет экспериментальные классы в Донецке, а в дни каникул проводит 7-ми дневные годовые курсы по математике и физике в Москве.

Профессор Шаталов ныне работает в Донецке, в Институте социального образования, где читает курс педагогического мастерства для студентов.

    Методики педагога-новатора.

Цель методики:

    Воспитание и формирование:

    мотивов учения;

    любознательности и познавательных интересов;

    чувства долга и ответственности за результаты учения;

    осознание себя личностью.

Учеба и познание:

  • развитие способностей;

    потребность в познании.

В соответствии с целями создана многоуровневая система школьных программ. С ее помощью возможно облегченное освоение и запоминание сложных предметов (физики, математики, химии и т.д.) и сокращение времени обучения более чем в 2-3 раза.

В основу своей педагогики Шаталов заложил:

    психологические законы восприятия информации;

    дидактические материалы (опорные конспекты);

    гуманное отношение к ученику - педагогику сотрудничества;

    подвижное оценивание;

    систематизацию информации;

Принципы построения метода Шаталова:

    Целостного восприятия информации: сначала дается скелет предмета, вся картинка целиком; от него выстраиваются отдельные эскизы; постоянно идет возвращение к главному фрагменту; особое внимание уделяется повторению - так постепенно могут усвоить материал все ученики; новый скелет дается только после восприятия материала всеми учениками.

    Ограниченности восприятия информации: опорный конспект от учителя содержит 7 оптимальных элементов восприятия по теме, которые сохраняются в долговременной памяти. Весь объем информации делится на 5-7 блоков. Конспект состоит из листа с опорными сигналами (дидактическое средство). Ставится задача не запоминания конспекта, а его понимание. Понять лист конспекта можно только после прослушивания учителя и чтения учебника (зубрежка исключена).

    Сотрудничества: гуманное отношение к ученику; отсутствие критики; отсутствие негативной оценки знаний; снятие психологического напряжения в классе; отсутствие жестких рамок (основа будущего творчества).

    Бесконфликтности (особое оценивание): позволяет добиться результата вне зависимости от способностей (низкая оценка накрывается высокой, давая возможность получить хороший результат в конце семестра, а журнал отражает не сам процесс усвоения материала, а качество знаний в данный момент учебы); подвижность оценки меняет отношение ученика к обучению; дает мотивацию уверенности в себе, своем разуме, своих способностях; строит открытые отношения между учителем и учеником.

    Особого решения задач - сначала научить, потом спрашивать: не оценивает решение задач до конца семестра, пока не научит; поощряет самостоятельное решение.

    Учения с увлечением: учение с большим трудом; чем больше труда, тем больше успеха, тем больше увлечения; увлечение подвигает на новый труд.

    Максимализма: в требовательности и пощаде; в самостоятельности и контроле; в загрузке учителя и облегчении его труда; в заинтересованности ученика; в равенстве и праве выбора (быть в активе или пассиве); в просторе для сильного ученика.

    Последовательности: изучение теории; отработка практики.

    Открытых перспектив: открытое и подвижное оценивание (гласность); открытый учет знаний («Ведомость открытого учёта знаний»); возможность ученику выйти на высокий уровень знаний и оценок.

Главное отличие обучения Шаталова от других экспериментальных методик - это получение знаний от общего к частному. При этом используются опорные сигналы. Они являются средством подачи учебного материала. Листы опорных сигналов (некое хранилище) помогают воспринять много информации в целостности, при этом осмыслить и запомнить ее.

Уникальность методики также в:

    освоении материала с умением применения любым учеником (даже слабым);

    запоминании при минимуме времени максимума информации;

    выработке беглых навыков решения простых задач;

    приобщении каждого ученика к ежедневному умственному труду;

    отсутствии отметок на текущем занятии (не отвлекают от процесса вживания в знание);

    отсутствии внешней оценки (ты умница, а ты - тупой);

    бесконфликтности;

    быстром движении вперед;

    открытых перспективах;

    гласности;

    в реализации идеи "борьбы с двойками";

    объединении ученика и учителя;

    возможности использования в школах и ВУЗах.

    Схема уроков.

Обучение у Шаталина идет по строгому алгоритму: ознакомление + понимание + закрепление + опрос.

    Объяснение:

      публичная нумерация тем;

      четкое, развернутое воспроизведение конспекта с многократны повтором трудных мест;

    1. быстрое такое же объяснение конспекта с записью на доске;

      переписывание конспекта в тетрадь.

    Повторение:

      воспроизведение конспекта на отдельном листочке на следующий день;

      несколько человек контрольно воспроизводят конспект на доске с последующим ответом вслух перед классом;

      весь класс не скучает, а слушает отвечающих, проверяя себя.

    Решение задач:

    1. на уроке решается 2-3 типовые задачи;

      типовые задачи обязательны для всех;

      никто не пишет, все слушают;

      задачу решает ученик;

      повторное домашнее самостоятельное решение типовой задачи;

      решение индивидуальных заданий по учебникам с быстрой проверкой и консультацией ошибок;

      интервал для решения заданных задач не определяется, индивидуален.

По словам самого Шаталова, учеба идет по принципу «солёного огурца»: «Если в банку с солёной водой положить свежие огурцы, то, хочется им или не хочется, они всё равно станут солёными…». То есть при таком подходе обучение любого ученика будет успешным.

«Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять», - Шаталов.

    Взаимодействие с родителями по Шаталову.

Педагогика народного учителя работает эффективней, если ученика поддерживают и контролируют дома.

Позитивное отношение к любым результатам учебы своего ребенка позволяет убрать страхи, добавить мотивации. Родители обязаны оказывать своему ребенку помощь, поддержку, уделять внимание, осуществлять контроль.

По опорным конспектам это сделать очень легко и быстро. Такие меры могут быть нужны поначалу. Далее необходимость в них отпадает автоматически.

Когда возникает стойкая мотивация, помощь родителей не только не нужна. Она просто запрещена. Но поддержка мотивации со стороны родителей должна быть постоянной. При этом идет постоянное информирование родителей об успехах ребенка. Это исключает конфликты между школой и родителями.

    «Куда и как исчезли тройки»

«Отметка – не цель. Оценка – очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угнетения личности. Проверяя письменные работы по воспроизведению опорных сигналов, учитель не исправляет ошибок. Он фиксирует их в своем сознании и кладет тетрадь в одну из стопок – “5”, “4” или “3”. Через несколько минут оценки будут объявлены, а свои ошибки каждый увидит сам (это предусмотрено), едва только откроет альбом с опорными сигналами. Таким образом, оценка учителя дополняется самооценкой. Небезынтересно отметить, что все учителя-экспериментаторы сообщают о случаях, когда после урока ученики подходили к ним и просили снизить оценку за ошибки, которые они обнаружили сами и которых, как им думалось, не заметил учитель. О каждом таком случае всенепременно нужно рассказать классу и никогда не снижать ранее поставленной оценки. Ученик не должен бояться ошибки, а тем более скрывать ее от себя и учителя. Обнаружить ошибку может лишь думающий и знающий – это надо всегда подчеркивать. Способов объяснить свое решение можно найти сколько угодно. Вариантов много, но чувство, лежащее в их основе, должно быть одно. Чувство милосердия.»

«Каждый из нас – и те, кто только начинает работать в школе, и те, кто отдал ей не один десяток лет, – рано или поздно задумывается над вопросом: в чем суть профессии учителя, в чем притягательность этой внешне вроде бы однообразной работы? Сейчас, когда за плечами 50 лет педагогического стажа, отвечу так: в ни с чем не сравнимой радости стоять у колыбели мысли и личности ученика, в возможности видеть невидимое для многих – процесс взросления, становления человека и ощущать себя причастным к таинству развития познавательных сил своих питомцев, а спустя годы видеть воплощение своего труда в прекрасных людях, достойных гражданах своей Родины. Но как сделать, чтобы годы учения, годы детства, отрочества и юности стали для каждого ученика точкой опоры на всю последующую жизнь? Точка опоры – это обретение достоинства, в основе которого честь, совесть, правда, высокое представление о человеке и его предназначении на земле. Чувство достоинства не может возникнуть вдруг, из ничего, само по себе. Оно взращивается в непрестанном преодолении, упорной работе на каждом сантиметре школьной жизни, в повседневном содружестве учителей и учеников. Все действия и поступки учителя, все его большие и малые находки, все избранные им приемы и средства обучения не будут значить ровным счетом ничего, если они не одушевлены этой главной педагогической целью. Забота о достоинстве человека должна быть воздухом общения в классе и в школе.»

Четверть века назад имя школьного учителя из Донецка Виктора Шаталова гремело на всю страну. Его воспитанники заканчивали школьный курс десятилетки в 9-м классе, и даже в 8-м и 7-м. Все без исключений поступали в вузы. Уникальная методика привлекала внимание и педагогов, и родителей, и учеников. Шаталов руководил экспериментальной педагогической лабораторией в Донецке, которую финансировала Академия педагогических наук СССР. Сегодня методику Шаталова возрождают его московские последователи.

Виктор Фёдорович Шаталов -- народный учитель СССР, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Дружбы (Указ Президента России № 1552 от 19 ноября 2007 года), заслуженный учитель Украины, профессор Донецкого института социального образования, лауреат нескольких международных премий. Он -- автор более 30 книг, которые переведены на 17 языков мира.

Виктор Фёдорович начал работать учителем физики и математики в родном Донецке после окончания пединститута, в 26 лет стал директором школы. Проблем в школьном обучении и тогда хватало. Учитель стал экспериментировать и через несколько лет создал весьма эффективную систему обучения географии. Затем перевёл на новую методическую основу алгебру, геометрию, физику, астрономию, историю, показав универсальный характер системы. Годовой курс дети изучали за несколько недель. Исчезли двойки, жалобы родителей, прогулы, второгодничество.

Необучаемых детей не бывает, бывают непрофессиональные педагоги. Идти от целого к части, опираться не на зубрёжку, а на понимание -- вот основа методики Шаталова. Учёбу можно сравнить с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное восприятие изображения. Но именно так обычно преподают в школе. А если вначале дать представление о целом, то кусочки легко встанут на свои места, и мозаика сложится.

Шаталов дает прочные знания благодаря умелому структурированию материала, наращиванию информации в оптимальном темпе и её многократному повторению. Пренебрежение мерой в дозировании учебного материала ведёт к тому, что «в одно ухо влетает, а из другого вылетает». Проблему решает не совершенствование системы экзаменов, а методика обучения, усиливающая естественный механизм понимания.

Сколько раз надо повторить материал, прежде чем ребёнок сможет его понять, воспроизвести? Шаталов рассказывает столько, сколько нужно, и в разных вариантах. Он впервые в мировой практике обучения создал систему, эффективно обеспечивающую работу «механизма» понимания текста, получив при этом огромный выигрыш и во времени, и в качестве усвоения учебного материала. Система В. Ф. Шаталова включает в себя шесть элементов: повторение, проверку знаний, систему оценки знаний, методику решения задач, опорные конспекты, спортивную работу с детьми.

Оглавление учебника и тезисы урока -- опорный конспект. Он представляется в виде некой графической схемы из элементов, связанных между собой. У Шаталова они именуются «опорными сигналами». Не зря Э. Резерфорд понял, как устроен атом, не из математического описания, а путём зрительной ассоциации с Солнечной системой. Удачная схема -- находка для учителя и ученика. Ученики выводят из неё ответ, как из красивой формулы.

Оптимальная схема должна учитывать ограниченный объём информации, которая может быть воспринята учеником одномоментно. Поэтому эффективность схемы прямо пропорциональна количеству тезисов-идей и обратно пропорциональна количеству символов-блоков, их выражающих. Число тезисов не должно превышать 7 ± 2 (таково, по мнению психологов, число смысловых элементов, с которыми наше сознание может эффективно оперировать одновременно). Эффективность схемы тем выше, чем больше идей можно развернуть на основе представленных символов. Кроме того, необходимо учитывать возраст учеников, степень их владения материалом.

Схема облегчает запоминание, повторение материалов, структуризацию и приумножение знаний. Дети охотно воспроизводят дома опорные конспекты, с которыми работали на уроке. Школьники обходятся без дневников и традиционных домашних заданий. Им незачем халтурить, списывать, шпаргалить. Ведь сделать самому -- быстрее и приятнее. Система Шаталова даёт ребёнку чувство уверенности в своих силах. Она воспитывает самостоятельность, взаимопомощь, инициативу.

Ученики Шаталова способны за 15 минут повторить, пробежав глазами опорные сигналы, годовой курс по любому предмету. Многие воспитанники Шаталова стали мастерами спорта, защитили кандидатские и докторские диссертации по математике, медицине, физике, педагогике, философии.

Система не сводится только к опорным конспектам. В ней много нюансов, блестящих методических находок в оценке знаний. Систему надо видеть. Такая возможность есть. Созданы видеофильмы с уроками Шаталова по алгебре, геометрии, тригонометрии, физике, астрономии. Изданы учебники и книги по его методике.

Во время каникул Виктор Фёдорович Шаталов приезжает в Москву и проводит занятия со старшеклассниками. Занятия с дошкольниками и младшими школьниками (русский язык, математика) ведёт народный учитель СССР С.Н. Лысенкова. Её ученики переходят из 2-го класса сразу в 5-й. Русский язык по методике Шаталова преподаёт О. А. Шаламова, английский, французский и немецкий языки -- Л.Н. Шихирев. Разрабатываются курсы химии, истории, географии и др. Годовую программу удаётся пройти за 7--11 часов.

По субботам школа приглашает желающих на бесплатные лекции по методике В.Ф. Шаталова. В продаже имеются учебные пособия по предметам средней школы в опорных конспектах Шаталова, а также видеозаписи его уроков, зарегистрированные в Госфильмофонде РФ. Диски с учебными курсами высылаются по почте. Годовой курс, например, физики для 7-го класса (а это 7 часов видеозаписи) обойдётся в 950 рублей без учёта почтовых расходов.

Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять

Виктор Фёдорович Шаталов

Система обучения точным наукам с использованием опорных сигналов разработана Виктором Федоровичем Шаталовым.

Главный принцип - сделать ребёнка раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного человека. По мнению Шаталова, все дети могут учиться успешно, однако учитель должен иметь большое терпение.

Суть системы в том, чтобы на первом занятии дать ученикам сразу все формулы, законы и понятия в данном предмете. Это и есть точка опоры - «опорные сигналы». Это даёт ученику основные инструменты и уверенность в их использовании. Уверенность в своей способности освоить материал ведёт к тому, что дети САМИ хотят учиться.

На следующих уроках ученики решают задачи любой сложности, отвечают на вопросы.

Вместо домашних заданий дети получают большие “предложения” - им дают задание для самостоятельной работы сразу на полгода, чтобы каждый работал в удобном ему темпе.

Практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся. Широко используются игровые формы учебных занятий. Уроки физического воспитания проводятся ежедневно.

В школе Шаталова на каждом уроке каждый ученик получает пятерку. А если что-то недопонял или недоучил, любой имеет возможность исправить оценку, пересдавая именно эту тему, а не закрывая ее хорошо выученной следующей. Любую нежелательную для ученика оценку он имеет право исправить в любой день.

Шаталов считает, что за 8 часов можно дать знания в объеме годовой программы по геометрии, физике, тригонометрии.

«Шаталов давал открытые уроки, и я сама видела, как вчерашние двоечники словно семечки щелкали сложные задачки, которые за несколько дней до того были для них неподъемными».

По мнению Шаталова, математически бездарных учеников не существует в природе.

Личная история

Виктор Федорович Шаталов родился 1.V.1927 года. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Сталинский педагогический институт в 1953 году.

На педагогической работе в школе с 1951 года. С 1956 г. вел экспериментальную работу с учащимися, в том числе как научный сотрудник НИИ Педагогики УССР с 1973 г. и АПН СССР с 1985 г. Заслуженный учитель УССР с 1987 г., народный учитель СССР с 1990 г. С 1992 года доцент Института последипломного образования.

История педагогики Шаталова

Я в Донецке родился и все время жил, никуда не уезжал и не уеду, хотя предложений было много. В нашей семье 15 учителей. Учительская профессия так вошла в нашу жизнь, что для меня сложности не представляла.

В школе меня дети уважали, а когда начал работать директором школы, попытался учителям дать то, что делаю я, - оказалось бесполезно. Ведь я нес свое, личностное. И вдруг озарило: начинать надо с первой ступеньки, с системы оценки знаний и создания условий учения, а конспекты пришли намного позже, как производная этой работы.

Виктор Фёдорович Шаталов - педагог-новатор. Народный учитель СССР (1990), почётный доктор академии педагогических наук Украины , заслуженный учитель Украины .

Биография

Награды

  • Орден Отечественной войны 2 степени,
  • Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» ,

Библиография

  • Шаталов, В. Ф. ПУТЬ ПОИСКА. - СПБ. : ЛАНЬ, 1996 . - 62 С. - 5-86617-062-0
  • Шаталов, В. Ф. ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ . - ДОНЕЦК: СТАЛКЕР, 1998 . - 396 С. - 966-7104-71-0
  • Шаталов, В. Ф. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛ Г. ДОНЕЦКА. - М. : ПЕДАГОГИКА, 1980 . - 94 С.
  • Шаталов, В. Ф. Педагогическая проза [ Текст ] / В. Ф. Шаталов. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990 . - 384 с. : ил. - 5-85560-068-8
  • Шаталов, В. Ф. ТОЧКА ОПОРЫ: ОБ ЭКСПЕРИМ. МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ. - М. : ПЕДАГОГИКА, 1987 . - 158 С.
  • Шаталов, В. Ф. ТОЧКА ОПОРЫ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. - МИНСК: УНИВЕРСИТЕТСКОЕ, 1990 . - 223 С. - (УНИВЕРСИТЕТ - ШКОЛЕ) . - 5-7855-0256-9
  • Шаталов, В. Ф. Соцветие талантов / В. Ф. Шаталов. - М. : ГУП ЦРП «Москва - Санкт-Петербург».
  • Шаталов, В. Ф. Сквозь призму сердца / В. Ф. Шаталов. - М. : ГУП ЦРП «Москва - Санкт-Петербург», 2002 . - 52 с.
  • Шаталов, В. Ф. Физика на всю жизнь / В. Ф. Шаталов. - М. : ГУП ЦРП «Москва - Санкт-Петербург», 2003 . - 51 с.
  • Шаталов, В. Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике: Из опыта работы: Кн. для учителя / В. Ф. Шаталов, В. М. Шейман, А. М. Хаит. - М. : Просвещение, 1989 . - 142 с. : ил. - 5-09-002785-4
  • Шаталов, В. Ф. Опорные сигналы по физике для 6 класса / В. Ф. Шаталов, В. М. Шейман. - К. : Рад. школа, 1978 . - 79 с. : ил.
  • Шаталов, В. Ф. Эксперимент продолжается / В. Ф. Шаталов. - М. : Педагогика, 1989 . - 334 с. : ил. - 5-7155-0089-3
  • Шаталов, В. Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка / В. Ф. Шаталов; Предисл. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1979 . - 134 с. : ил. - (Передовой педагогический опыт) .
  • Шаталов, В. Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка / В. Ф. Шаталов; Предисл. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1980 . - 134 с. : ил. - (Передовой педагогический опыт) .
  • Шаталов, В. Ф. Город в облаках: повесть, эссе, раздумья / В. Ф. Шаталов. - Донецк: Донбасс, 2008 . - 381 с. - 966-108-12-7

Ссылки

  • Школа Шаталова . Архивировано
  • Школа по методике Шаталова . Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012.
  • Шаталов Виктор Федорович . Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012.
  • Виктор Шаталов . Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012.
  • Шаталов, Виктор Фёдорович в библиотеке Максима Мошкова
  • Программа «Наблюдатель» (эфир 14 мая 2012 года). Гости студии - Виктор Шаталов и Шалва Амонашвили .(недоступная ссылка - история )

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 1 мая
  • Родившиеся в 1927 году
  • Кавалеры ордена Дружбы (Россия)
  • Кавалеры ордена «Знак Почёта»
  • Кавалеры ордена Отечественной войны II степени
  • Награждённые медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Награждённые медалью «За победу над Японией»
  • Народные учителя СССР
  • Заслуженные учителя Украины
  • Педагоги СССР
  • Преподаватели ДИСО
  • Участники Великой Отечественной войны

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Шаталов, Виктор Фёдорович" в других словарях:

    Шаталов, Виктор Фёдорович - (р. 1927) педагог, заслуженный учитель УССР (1987), народный учитель СССР (1990). С 1951 преподавал в школе; с 1956 вёл экспериментальную работу с учащимися, в т.ч. как научный сотрудник НИИ педагогики УССР (с 1973) и АПН СССР (с 1985).… …

    ШАТАЛОВ Виктор Фёдорович - (р. 1.5.1927, Сталине, ныне Донецк, Украина), педагог новатор, засл. учитель УССР. (1987), нар. учитель СССР. (1990). Участник Вел. Отеч. войны. Окончил Сталинский пед. ин т (1953). На пед. работе в школе с 1951. С 1956 вёл эксперим. работу с… … Российская педагогическая энциклопедия

    Виктор Фёдорович Шаталов педагог новатор, народный учитель СССР, почётный доктор академии педагогических наук Украины, заслуженный учитель Украины. Родился в 1927 году. Работал в школе преподавателем математики и директором. Участвовал в Великой… … Википедия

    Шаталов русская фамилия. Известные носители: Шаталов, Александр Николаевич (1957) российский критик и издатель. Шаталов, Виктор Фёдорович (1927) советский педагог новатор. Шаталов, Владимир Александрович (1927) лётчик… … Википедия

    Педагогика сотрудничества - направление в отечественной педагогике 2 й половины 20 в. П.с. представляет собой систему методов и приёмов воспитания и обучения, осн. на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов П.с.: Ш.А. Амонашвили, И.П … Педагогический терминологический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Донецкий институт. Создан в декабре 1990 года как Донецкий филиал Российского открытого университета. В октябре 1991 года полторы тысячи студентов приступили к занятиям на 6 факультетах… … Википедия

    Содержание 1 1941 2 1942 3 1943 4 1946 4.1 Премии … Википедия

    Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия

    Список лауреатов Содержание 1 1967 2 1968 3 1969 4 1970 5 1971 6 … Википедия

Виктор Фёдорович Шаталов родился 1 мая 1927 года. Работал в школе преподавателем математики (с 1951 года) и директором. С 1956 вел экспериментальную работу с учащимися. Виктор Фёдорович Шаталов - народный учитель СССР, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Дружбы, заслуженный учитель Украины, профессор Донецкого института социального образования, лауреат нескольких международных премий.


Виктор Фёдорович начал работать учителем физики и математики в родном Донецке после окончания пединститута, в 26 лет стал директором школы. Через несколько лет создал весьма эффективную систему обучения географии. Затем перевёл на новую методическую основу алгебру, геометрию, физику, астрономию, историю, показав универсальный характер системы. Годовой курс дети изучали за несколько недель. Исчезли двойки, жалобы родителей, прогулы, второгодничество. В 1987 году стал заведующим лаборатории проблем интенсификации учебно - воспитательного процесса в НИИ содержания и методов обучения академии педагогических наук СССР в Донецке. Педагогический стаж - 53 года, из них 40 лет - исследования и эксперименты. Живёт в Донецке.


Титулы, награды Народный учитель СССР, заслуженный учитель Украины, Почетный президент итальянской литературно - исторической ассоциации Данте Алигьери, кавалер ордена Николая Чудотворца за приумножение добра на земле, лауреат нескольких международных премий. Автор системы обучения с использованием опорных сигналов. В этой системе учебный материал представлен в вербально - графической форме взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Использует педагогику сотрудничества, игровые формы занятий.




Главное в методе Шаталова - конспект. Конспект - результат огромной работы учителя. На страничке - короткие ключевые фразы, отдельные слова с восклицаниями, математические выкладки, цифры, которые надо запомнить. Расположение материала, рамка, стрелка, цвет, выделяющий главное, - все это строго продумано и составляет основу для двадцатиминутного рассказа, алгоритм рассуждения. Шаталов как бы материализует передаваемое знание в конспекте. « Нужно только, - говорит он, - чтобы рассказ учителя и его записи на доске идеально совпадали с конспектом »




Так, стоит сделать упор на изучении только теории с помощью опорных сигналов, как развитие продуктивного мышления, не подкрепленное самостоятельной творческой деятельностью при решении задач и упражнений различной сложности, будет подменено механической работой памяти. Точно так же увлечение решением задач или репродуктивным повторением не позволит реализовать все возможности экспериментальной методики, в том числе развивающие и воспитательные.


Невнимание к спортивным занятиям нанесет ущерб здоровью учащихся и сведет до минимума их учебную деятельность (как утверждаем Шаталов, за все годы работы в экспериментальных классах никогда не курил ни один ученик. Мозг не может продуктивно работать, постоянно отравляемый никотином. Это знание становится внутренним убеждением каждого ребенка).




Подсистемы единой методической системы, взаимно дополняя, подкрепляя друг друга, становятся источником и условием поступательного восхождения учеников по ступеням познания, одновременно включая детей в процесс саморазвития и самовоспитания. Ни одному элементу нельзя отдавать предпочтения, они действуют только вместе.


В. Ф. Шаталов разработал в своей методической системе 7 принципов, часть из которых он творчески заимствовал у Л. В. Занкова: 1. Обучение на высоком уровне сложности. 2. Бесконфликтность. 3. Быстрое движение вперед. 4. Открытые перспективы. 5. Сверхмногократное повторение. 6. Ведущая роль теоретических знаний. 7. Гласность.


Отличительные признаки педагогической системы Система В. Ф. Шаталова включает в себя 6 элементов: организацию многократного повторения, инспекцию знаний, систему оценки знаний, методику решения задач, опорные конспекты, спортивную работу с детьми. Хотя большинство педагогов ассоциирует систему Шаталова именно с опорными конспектами, сам педагог в своей системе отводил им последнее место ».


Отличительные признаки педагогической системы Основные категории технологии обучения В. Ф. Шаталова – опорные сигналы и опорные конспекты – основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. Управление учебно - воспитательным процессом базируется на категориях « оценка », « повторение », « контроль » и « самоконтроль ».


Система опорных сигналов « Каждой теме учебного предмета В. Ф. Шаталов присваивал номер, который знали все учащиеся. Порядок изучения каждой темы, т. е. поэтапного управления был всегда один и тот же, сохранялась строгая последовательность этапов изучения новой темы (это, по сути, и есть алгоритм): развернутое объяснение учителя; сжатое изложение учебного материла по опорным плакатам; изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов и плакатов);


Система опорных сигналов работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях; письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке; ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей, записанных на магнитофонную ленту. В. Ф. Шаталов применяет листы с опорными сигналами для того, чтобы учащимися в обобщенном виде запомнили содержание изучаемой учебной темы.


Учет и оценивание знаний В технологии обучения В. Ф. Шаталова играет не только диагностическую, но и в огромной мере психологическую, мотивационную, воспитательную роль. Оценка, с точки зрения В. Ф. Шаталова, – очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угнетения личности.


Учет и оценивание знаний В. Ф. Шаталов считает, что за ошибки никогда не надо снижать ранее поставленной оценки. Ученик не должен бояться ошибки, а тем более скрывать ее от себя и учителя. Обнаружить ошибку может лишь думающий и знающий – это надо всегда подчеркивать. Способов объяснить свое решение можно найти сколько угодно. Вариантов много, но чувство, лежащее в их основе, должно быть одно. Чувство милосердия. Любую нежелательную для себя оценку ученик получает право исправить.


Спорт Важнейшим компонентом технологии интенсивного обучения В. Ф. Шаталова является спортивные и игровые приемы, с помощью которых решается задача поддержания высокого рабочего тонуса, бодрого, оптимистического настроя. Шаталов справедливо утверждает, что «… слишком рано угасает наш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех без исключения уровнях возрастного развития ».


Повторение Система В. Ф. Шаталова предусматривает вторичное воспроизведение изучаемого преподавателем. Цель такого изложения – сконцентрировать внимание учащихся на самом существенном, главном в новом материале, подчеркнуть важнейшие связи между его компонентами, сходство и различие между близкими понятиями.


Повторение Учитель лишь очень кратко упоминает о приведенных при объяснении фактах, примерах, опыта и других средствах конкретизации. В процессе вторичного воспроизведения материала учитель способствует установлению связи между излагаемым материалом и знаками опорных сигналов. Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и путем многократного вариативного повторения.


Методическая система донецкого педагога В. Ф. Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях.


Основные методы обучения изложение теоретического материала осуществляется в быстром темпе и крупными блоками; использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков - символов, отдельных слов); подробное объяснение учителем алгоритма решения определенного типа учебной задачи; письменное, фронтальное повторение материала по опорным конспектам; быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала; общее, фронтальное решение совместно с учащимися типовых задач;


Основные методы обучения проверка цепочкой (у ученика, который первым решил задачу, проверяет учитель, а у каждого следующего - предыдущий ученик); релейная контрольная работа (учащиеся должны воспроизвести решения определенного числа типовых задач по изучаемой теме); активная взаимопомощь (с учеником, пропустившим занятия, занимается кто - то из учеников класса, хорошо усвоивших соответствующую тему); урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое сообщение, доклад, связанный с изучаемой темой); парный взаимоконтроль (учащиеся, которые получают за свои ответы « отлично », опрашивают по этому же вопросу своих товарищей).



В. Ф. Шаталов является автором 36 книг, издавался в 17 странах общим тиражом более миллиона экземпляров, на разных языках. 1) Эксперимент продолжается,) Педагогическая проза,) Точка опоры,) Куда и как исчезли тройки, Из опыта работы школ г. Донецка,) Соцветие талантов,) За чертой привычного, 1988.


« Судьбы книг неисповедимы, как и судьбы людей. Одни приходят к нам легко и быстро, но, случается, и забываются так же быстро и безвозвратно. Другие пробиваются к читателям мучительно трудно и долго, и чаще всего они оказываются самыми энергоемкими и жизнестойкими. Каждая страница книги рассказывает о реальных учениках. Это значит, что каждый читатель получает возможность стать участником расширенного педагогического совета, начавшегося в далеком 1956 году ».


Таким образом, мы видим, что образовательная модель В. Ф. Шаталова полностью отвечает таким критериям технологичности, как концептуальность, системность и управляемость. За 40 лет эксперимента Шаталова из самых, казалось бы, слабых учеников, которых для него специально подбирали как безнадежных, вышли в итоге 57 кандидатов и 11 докторов физико - математических и технических наук.


Результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что образовательная модель В. Ф. Шаталова соответствует всем критериям технологичности учебно - воспитательного процесса и является, таким образом, эффективной технологией интенсивного обучения, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к современному образованию.