Страсть любостяжания. Что такое любостяжание? «Одна, но пламенная страсть»

А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым... …ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; (Еф.5:3, 6)

Интересное слово, «любостяжатель». Это слово практически ничего не говорит современному человеку, более того, я думаю, что оно ничего не говорило и современникам Синодального перевода. Это слово, скорее всего, было выдумано составителями этого перевода. Будучи переводчиком сам, я прекрасно понимаю, как часто появляется потребность в таких «выдуманных» словах. Но сегодня не о том, почему нам приходится выдумывать новые слова, давайте разберёмся с тем, что это такое на самом деле «любостяжатель»?

Библейская энциклопедия Архимандрита Никифора даёт такое определение: «Любостяжание (Кол 3:5) - излишнее попечение о богатстве и приобретении земных благ. Сей грех, воспрещаемый второю заповедью относится к идолопоклонству. Ап. Павел именно говорит: любостяжание есть идолопоклонство, потому что любостяжательный человек работает более богатству, нежели Богу».

Толковый словарь русского языка говорит: «ЛЮБОСТЯЖАНИЕ ср. устар. Страсть к наживе; корыстолюбие».

Эти два толкования, с одной стороны, нам что-то объясняют, но не всё. Например, «излишнее попечение о богатстве» не определяет, когда такое попечение становится «излишним». До какой меры оно уместно? В русскоязычном словарном пространстве мы видим только одно – слово в оригинале было довольно сложным, и пришлось выдумывать какой-то аналог. Стоит посмотреть оригинал, и попробовать разобраться там.

Это – греческое слово «плеонексия», которое лексикон Стронга переводит как «завидовать, домогаться, жаждать», а также даёт ещё несколько определений: жадность, алчность, мошенничество, жульничество, вымогательство и… назначение грабительских цен.

Расширив свой «понятийный аппарат», мы, как ни странно, сузили определение! Плеонексия, или любостяжание, это когда человек настолько чему-то завидует, что способен пойти на мошенничество, вымогательство, задирание цен до грабительского уровня.

Здесь мне становится понятно, почему Апостол Павел говорит, что это – идолопоклонничество. Я уже много раз говорил, что первым признаком идолопоклонничества является способность человека ради предмета (в данном случае – наживы, денег), обидеть другого человека. Я сейчас сижу, и задаюсь вопросом, «чем поклонение отличается от идолопоклонничества?» Разница здесь не только в объекте поклонения, потому что если вы попытаетесь объяснить неверующему человеку разницу между этими понятиями, то для него Бог – тоже идол, а мы – идолопоклонники. Следовательно ответ «мы поклоняемся Богу, а вы – идолам» - не прокатит. Я прихожу вот к каким мыслям: Заметьте, что поклонение требует, чтобы мы принесли в жертву себя, а идолопоклонничество чаще всего вынуждает нас приносить в жертву других. Это серьёзное отличие.

Когда человек способен на плеонексию, он готов принести в жертву (пусть даже и без крови) других людей в угоду своей страсти, страсти к наживе. С этим мы разобрались. Теперь вернёмся к исходному стиху, чтобы посмотреть, что именно говорится про любостяжателей:

«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым… …ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога».

Если мы устроим экзегетический разбор этих стихов, то вот что мы увидим: В первом стихе Апостол Павел увещевает нас подражать Богу как чада возлюбленные. А в восьмом стихе Павел говорит Ефесянам, что они «были некогда тьма, а теперь - свет в Господе». Это обозначает, что слова с первого стиха по восьмой обращены к верующим уже людям. Почему это для нас важно заметить? Потому что Павел говорит, что любостяжатели не имеют наследия в Царстве Христа и Бога.

Вот это уже серьёзное заявление! Я не хочу опять вдаваться в споры кальвинистов и арминианцев, дискуссия «можем ли мы потерять спасение» длится уже много столетий. Однако, даже если здесь речь и не о потере спасения, хотим ли бы мы быть сиротами в Царстве Христовом? Хотим ли мы оказаться там без наследия?

Не думаю. Поэтому, сегодня нам увещевание, вспомнить, что мы созданы отдавать, а не отбирать. Тем из нас, кто в бизнесе – стоит пересмотреть свою ценовую политику, и задуматься, мы делаем бизнес как для Господа, или для того, чтобы обобрать окружающих? Я не о том, что мы должны работать в убыток или без прибыли, я о том, что цены должны быть справедливыми. Даже если рынок позволяет их задрать. Тем из нас, кто покупатели – задумайтесь, стоит ли искать самое дешёвое? В вечной погоне за дешевизной мы портим себе самим жизнь. Сегодня все ругают производителей колбас за то, что там нет мяса, а кто-нибудь задумывался, что началось это всё с вечного желания покупателя урвать подешевле? Это ведь тоже – плеонексия, тоже – любостяжание. Сегодня мы говорим с вами о грехе, в котором замешаны мы все, и избавиться от него – это большая внутренняя работа. Но вот что вам скажу: С Божьей силой – мы можем! С Божьей помощью – это доступно. Иначе, Он бы не ожидал от нас этого, и не судил бы за это.

И в заключение, ещё несколько стихов о плеонексии:

Лук.12:15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
2 Пет.2:3 И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.
2 Пет.2:14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
Кол.3:5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение…

Любостяжание - излишнее попечение о богатстве и приобретении земных благ. Любостяжание есть забота о земных благах сверх необходимого для жизни, когда человек больше заботится о себе, пренебрегая любовью к Богу и ближнему. Грех любостяжания относится к идолопоклонству, поскольку идол есть предмет обожествления, а любящий богатство (любостяжатель) обожествляет богатство и служит ему, оберегая его и приумножая его любой ценой.

Апостол Павел говорит:любостяжание есть идолопоклонство (Кол. 3:5), а также «…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5).

Господь Иисус Христос предупреждает, что нельзя служить двум господам: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6:24).

Не надо заботиться ни о чем сверх необходимого для жизни и прилагать старание о пресыщении и о пышности: надо быть чистым от всякого стяжания и щегольства.
В чем состоит любостяжание? В том, что преступается предел закона, и человек больше заботится о себе, чем о ближнем.

святитель Василий Великий

Пределом твоей заботы о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть. Любостяжание не дает никакого покоя своему служителю, который чем больше работает, услуживая велениям владыки и приобретая по его пожеланиям, тем к большему понуждается труду. …Ибо мучительство любостяжательности превосходит меру всякой жестокости. Поработив бедную душу, оно всегда принуждает исполнять свои ненасытимые пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь, подобно какому-то многоглавому зверю, тысячами челюстей передающему пищу в ненаполнимое чрево, не только нимало не насыщаемое, но всегда разжигаемое желанием большего.

святитель Григорий Нисский

Грешный человек любит многостяжание, а о правде нерадит, не помышляя о неверности, непостоянстве и кратковременности жизни, не помня о неподкупности и неизбежности смерти. Если же кто и в старости живет так постыдно и бессмысленно, то он, как гнилое дерево, не годится ни на какое дело.

преподобный Антоний Великий

При любостяжательности не может быть любви. Да и как ей быть? Кто пристрастился к деньгам, тот ненавидит брата, стараясь отнять у него что-нибудь… Если идешь путем к Царству, ничем не обременяй себя, ибо не угодно Богу, чтобы ты вошел в Его чертог, обремененный ношей. Если идешь к Царству, сбрось с себя лишнее. Разве будет чего-нибудь недоставать тебе в Царстве? Будь благоразумен. К Своей Трапезе призывает тебя Бог; сбрось всякое бремя. Соберись в путь без бремени и иди с Богом в Царство Его. Он ищет тебя, чтобы ты с Ним шел и с Ним вселился в Его чертог. Смотри, Царство Божие внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи там Царства и без труда найдешь его. Не гоняйся за приобретением имения, вырвись из сетей похотей, из тенет греха, из дебрей лихоимства. Войди в самого себя, живи в себе, в тишине внутреннего, с умеренной и чистой душой, с покойным и смиренным духом. Войди в себя самого и ищи там Царства Божия, оно действительно там, как Сам Господь научил нас в Евангелии. В душе, любящей Бога, обитает Бог, там и Царство Его, потому-то и говорит Он, что «Царствие Божие внутрь нас есть» (Лк. 17:21). Итак, вырвемся из сетей внешнего мира и будем в душах своих искать Царствия Божия; пока не найдем его там, не перестанем искать. И если не вселилось оно еще в нас, будем искать, как Господь учил нас: «Отче наш… да приидет Царствие Твое», и оно придёт, если будем об этом просить.

преподобный Ефрем Сирин

Если Сотворивший все единым Словом не имел «где приклонить голову» (Мф. 8:20), то ты, несчастный человек, зачем предаешься попечениям о суетном, зачем ослепляешься безумной несытостью? Рассмотри это и избери для себя благое. Любостяжание – злая мать всех зол. Душа не в состоянии преодолеть восстания духов, если не освободится от всех забот и попечении мира сего.

преподобный авва Исаия

Что возлюбил человек в этом мире, то и обременяет его мысль, влечет и пригибает к земле, не дает ей воспрянуть

преподобный Макарий Египетский

основателя их обители у них был обычай в Великий Четверг всем приходящим к ним убогим, вдовам и сиротам выдавать по известной мере пшеницы, вина и меда и по пять медных монет. Но однажды в окрестностях монастыря случился неурожай и хлеб стал продаваться по дорогой цене. Наступил пост, и братия сказали игумену: «Отче, не раздавай в этом году пшеницу, потому что у нас ее мало, придется покупать по дорогой цене и оскудеет наш монастырь». Игумен отвечал: «Зачем нам оставлять благословение нашего отца? Он позаботится о нашем пропитании, а нам нехорошо преступать его заповедь». Иноки, однако, не переставали упорствовать и говорили: «Нам самим мало, не дадим!». Опечаленный игумен, видя, что увещания его ни к чему не ведут, сказал: «Ну, делайте как знаете». Наступил день раздачи, и бедные ушли ни с чем. Но что же случилось? Когда после этого инок вошел в житницу, он к ужасу своему увидел, что вся пшеница заплесневела и испортилась. Все узнали об этом. А игумен сказал: «Кто преступает заповеди настоятеля, тот бывает наказан. Раньше мы раздавали по пятьсот мер пшеницы, а теперь пять тысяч мер погубили и сделали двойное зло: преступили заповедь нашего отца и возложили надежду не на Бога, а на житницы наши».

«Пролог в поучениях»

Что такое любостяжание? Любостяжание. «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3:5) Любостяжа́ние (любовь к приобретению) - излишнее попечение о богатствеи приобретении земных благ. Любостяжание есть забота о земных благах сверх необходимого для жизни, когда человек больше заботится о себе, пренебрегая любовью к Богу и ближнему. Разновидность страсти сребролюбия.Грех любостяжания относится к идолопоклонству, поскольку идол есть предмет обожествления, а любящий богатство (любостяжатель) обожествляет богатство и служит ему, оберегая его и приумножая его любой ценой. Апостол Павел говорит: любостяжание есть идолопоклонство (Кол. 3:5), а также «…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5). Господь Иисус Христос предупреждает, что нельзя служить двум господам: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6:24). Не надо заботиться ни о чем сверх необходимого для жизни и прилагать старание о пресыщении и о пышности: надо быть чистым от всякого стяжания и щегольства. В чем состоит любостяжание? В том, что преступается предел закона, и человек больше заботится о себе, чем о ближнем. святитель Василий ВеликийПределом твоей заботы о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть. Любостяжание не дает никакого покоя своему служителю, который чем больше работает, услуживая велениям владыки и приобретая по его пожеланиям, тем к большему понуждается труду. …Ибо мучительство любостяжательности превосходит меру всякой жестокости. Поработив бедную душу, оно всегда принуждает исполнять свои ненасытимые пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь, подобно какому-то многоглавому зверю, тысячами челюстей передающему пищу в ненаполнимое чрево, не только нимало не насыщаемое, но всегда разжигаемое желанием большего. святитель Григорий Нисский Грешный человек любит многостяжание, а о правде нерадит, не помышляя о неверности, непостоянстве и кратковременности жизни, не помня о неподкупности и неизбежности смерти. Если же кто и в старости живет так постыдно и бессмысленно, то он, как гнилое дерево, не годится ни на какое дело. преподобный Антоний Великий При любостяжательности не может быть любви. Да и как ей быть? Кто пристрастился к деньгам, тот ненавидит брата, стараясь отнять у него что-нибудь… Если идешь путем к Царству, ничем не обременяй себя, ибо не угодно Богу, чтобы ты вошел в Его чертог, обремененный ношей. Если идешь к Царству, сбрось с себя лишнее. Разве будет чего-нибудь недоставать тебе в Царстве? Будь благоразумен. К Своей Трапезе призывает тебя Бог; сбрось всякое бремя. Соберись в путь без бремени и иди с Богом в Царство Его. Он ищет тебя, чтобы ты с Ним шел и с Ним вселился в Его чертог. Смотри, Царство Божие внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи там Царства и без труда найдешь его. Не гоняйся за приобретением имения, вырвись из сетей похотей, из тенет греха, из дебрей лихоимства. Войди в самого себя, живи в себе, в тишине внутреннего, с умеренной и чистой душой, с покойным и смиренным духом. Войди в себя самого и ищи там Царства Божия, оно действительно там, как Сам Господь научил нас в Евангелии. В душе, любящей Бога, обитает Бог, там и Царство Его, потому-то и говорит Он, что «Царствие Божие внутрь нас есть» (Лк. 17:21). Итак, вырвемся из сетей внешнего мира и будем в душах своих искать Царствия Божия; пока не найдем его там, не перестанем искать. И если не вселилось оно еще в нас, будем искать, как Господь учил нас: «Отче наш… да приидет Царствие Твое», и оно придёт, если будем об этом просить. преподобный Ефрем Сирин Если Сотворивший все единым Словом не имел «где приклонить голову» (Мф. 8:20), то ты, несчастный человек, зачем предаешься попечениям о суетном, зачем ослепляешься безумной несытостью? Рассмотри это и избери для себя благое. Любостяжание – злая мать всех зол. Душа не в состоянии преодолеть восстания духов, если не освободится от всех забот и попечении мира сего. преподобный авва Исаия Что возлюбил человек в этом мире, то и обременяет его мысль, влечет и пригибает к земле, не дает ей воспрянуть. преподобный Макарий ЕгипетскийСильная и готовая на все любовь к стяжанию, не зная сытости, вынуждает плененную душу идти до крайнего предела зол. Будем отражать ее, особенно в самом начале, чтобы она не стала неодолимой. Как не бывает моря без волн, так и души, погруженной в заботы, – без скорбей, без страха; за первыми следуют другие, их сменяют третьи и не успеют они утихнуть, вздымаются новые. Ничто так не подчиняет нас диаволу, как желание большего и любостяжание. Когда злой навык или страсть к любостяжанию будет сильно обольщать тебя, вооружись против них такой мыслью: презрев временное удовольствие, я получу великую награду. Скажи своей душе: ты скорбишь о том, что я лишаю тебя удовольствия, но радуйся, потому что я готовлю для тебя Небо. Ты трудишься не для человека, но для Бога; потерпи немного и ты увидишь, какая произойдет отсюда польза; пребудь твердой в настоящей жизни и ты получишь неизреченную свободу. Если таким образом будем беседовать с душою, если будем представлять не одну тягость добродетели, но и венец ее, то скоро отвлечем ее от всякого зла. Человек, слишком занятый земными делами, не может должным образом усвоить небесного, но по необходимости, заботясь об одном, лишается другого. Душа, однажды плененная любостяжанием, уже не может легко и удобно удерживаться, чтобы не сделать или не сказать чего-либо такого, что прогневляет Бога, так как она стала рабой другого господина, который повелевает ей все, противное Богу. Любовь к богатству – страсть не естественная… Отчего же она усилилась? От тщеславия и крайней беспечности. Лихоимец отдаляется от Бога, как и идолослужитель. Проклят жертвенник любостяжания! Если придешь к жертвеннику идолов, чувствуешь от него запах крови козлов и крови быков; если же подойдешь к жертвеннику любостяжания, почувствуешь тяжелый запах человеческой крови. А если остановишься здесь, то не увидишь ни сжигаемых птиц, ни запаха от них и поднимающегося дыма – увидишь принесенные в жертву человеческие жизни. Одни бросились с крутизны, другие накинули на себя петлю, третьи перерезали горло. Ты видел жертвы грубые и бесчеловечные. Хочешь ли посмотреть на еще более жестокие? Я покажу тебе не только человеческие тела, но и закланные человеческие души. Заклание душ преимущественно и совершается на жертвеннике любостяжания. До каких пор будет продолжаться это неистовство наживы? До каких пор будет сжигать неугасимая печь? Разве вы не знаете, что этот пламень переходит в вечный неугасимый огонь? Как погасить пламя любостяжания? Можно погасить, даже если оно поднялось до неба. Стоит только захотеть – и мы, без сомнения, одолеем это пламя. Как оно усилилось вследствие нашего желания, так от желания и уничтожится. Разве не наша свободная воля зажгла его? Следовательно, свободная воля в состоянии будет и погасить, только пожелаем. Но каким образом может явиться в нас такое желание? Если обратим внимание на суетность и бесполезность богатства, на то, что оно не может нам сопутствовать в Вечную Жизнь; что и здесь оно оставляет нас; что даже если оно пребывает здесь, раны от него идут с нами туда. Если посмотрим, как велики богатства, уготованные там, и если сравним с ними земное богатство, то оно покажется ничтожнее грязи. Если заметим, что оно подвергает бесчисленным опасностям, что оно доставляет только временное удовольствие, смешанное с огорчением, если хорошо рассмотрим иное богатство, то есть то, которое уготовано в Вечной Жизни, тогда будем иметь возможность презреть богатство земное. Если вникнем в то, что богатство нисколько не приумножает ни славы, ни здоровья, ни чего-либо другого, а, напротив, погружает нас в бездну гибели, если узнаем, что несмотря на то, что здесь ты богат и имеешь много подчиненных, отходя туда, ты отойдешь одиноким и нагим, – если все это мы будем часто повторять и слышать от других, то, может быть, к нам возвратится здоровье, и мы избавимся от этого тяжкого наказания. Насколько душа выше тела, настолько тяжелее раны, которые мы наносим себе каждый день заботами, соединенными со страхом и опасениями. Руки даны для того, чтобы ты простирал их на молитву, но если ты не ведешь себя трезвенно, ты простираешь их на любостяжание. Сбросим и мы бремя грехов, подобно Закхею… Перестанем похищать и начнем раздавать милостыню. Ибо если одно поднимает падающего, как милостыня, а другое тянет его на землю, как корыстолюбие, такое сражение противоположных сил разрывало бы человека. Итак, чтобы с нами этого не случилось, да не влечет нас к земле корыстолюбие и да не оставляет милостыня; так сделаемся мы легкими и взлетим. святитель Иоанн Златоуст Из людей любостяжательных и обидчиков одни знают, а другие и не знают, что грешат неисцелимо. Ибо неспособность чувствовать недуг, в котором находишься, – следствие усиления нечувствительности, которое заканчивается совершенным бесчувствием и омертвением. Поэтому таких людей более всего надо жалеть. Делать зло – более достойно сожаления, чем терпеть зло. Тем, которые делают зло (обижая людей из-за любостяжания), угрожает крайняя опасность, а у тех, которые терпят, ущерб касается только имущества. Притом первые не чувствуют своего сугубого омертвения… как дети, которые ни во что ставят то, что действительно страшно, и могут сунуть руки в огонь, а увидев тень, приходят в страх и трепет. Подобное этому бывает и с любителями стяжания: боясь бедности, которая не страшна, но еще и хранит от многих зол и содействует скромному образу мыслей, принимают за нечто великое неправедное богатство, которое страшнее огня, потому что обращает в прах и мысли, и надежды обладающих им. преподобный Исидор Пелусиот Кто хочет предстать перед Богом с чистым умом, но смущает себя попечениями, тот подобен крепко сковавшему себе ноги и покушающемуся быстро идти. преподобный Иоанн Лествичник Брат спросил старца: «Благослови мне иметь у себя две златницы по немощи тела моего». Старец, видя, что он желает удержать их у себя, сказал: «Имей». Брат возвратился в келлию, и его начали тревожить помышления: «Как ты думаешь? Благословил ли тебя старец иметь деньги или нет?». Встав, пришел он опять к старцу и так спросил его: «Ради Бога, скажи мне истину, потому что помышления смущают меня по поводу двух златниц». Старец отвечал: «Я видел твое произволение иметь их, потому и сказал тебе: имей их, хотя и неполезно иметь более, чем сколько нужно для тела. Две златницы составляют надежду твою, как если бы Бог не промышлял о нас. Но может случиться, что ты потеряешь их, тогда погибнет и надежда твоя. Лучше возложи надежду на Бога, потому что Он печется о нас». «Отечник»Священное Писание называет сребролюбие идолослужением: сребролюбие переносит любовь сердца (в вере и надежде) от Бога к деньгам, делает деньги богом, истинного Бога уничтожает для человека… Нестяжание – один из обетов монашества; нестяжанием и девством или непорочным вдовством монах отличается от мирянина, обязанного соблюдать все заповеди Христовы наравне с монахом: отвержение нестяжания есть отвержение монашества, есть попрание обетов, данных при пострижении в монашество… епископ Игнатий (Брянчанинов) Иноки монастыря аввы Феодосия рассказали такой случай. По уставу основателя их обители у них был обычай в Великий Четверг всем приходящим к ним убогим, вдовам и сиротам выдавать по известной мере пшеницы, вина и меда и по пять медных монет. Но однажды в окрестностях монастыря случился неурожай и хлеб стал продаваться по дорогой цене. Наступил пост, и братия сказали игумену: «Отче, не раздавай в этом году пшеницу, потому что у нас ее мало, придется покупать по дорогой цене и оскудеет наш монастырь». Игумен отвечал: «Зачем нам оставлять благословение нашего отца? Он позаботится о нашем пропитании, а нам нехорошо преступать его заповедь». Иноки, однако, не переставали упорствовать и говорили: «Нам самим мало, не дадим!». Опечаленный игумен, видя, что увещания его ни к чему не ведут, сказал: «Ну, делайте как знаете». Наступил день раздачи, и бедные ушли ни с чем. Но что же случилось? Когда после этого инок вошел в житницу, он к ужасу своему увидел, что вся пшеница заплесневела и испортилась. Все узнали об этом. А игумен сказал: «Кто преступает заповеди настоятеля, тот бывает наказан. Раньше мы раздавали по пятьсот мер пшеницы, а теперь пять тысяч мер погубили и сделали двойное зло: преступили заповедь нашего отца и возложили надежду не на Бога, а на житницы наши». «Пролог в поучениях»

Чтобы наиболее полно разобраться в том, что же такое любостяжание, кто такой любостяжатель, придётся обратиться не только к современным толковым словарям и энциклопедиям, но и к христианским источникам. Прежде всего потому, что это понятие ведёт свои корни из православного христианства и Священного Писания христиан – Библии.

Толкование слова любостяжание

В большинстве современных толковых словарей и энциклопедий толкования слова любостяжатель отсутствует. Это объясняется просто, если посмотреть, как толкуют это слово те словари, в которых оно всё-таки есть. Все они означают его как устаревшее. В толковом словаре Ефремовой лишь сообщается, что это страсть к наживе, корыстолюбие . Толковый словарь Ушакова определяет слово как алчность к деньгам, корыстолюбие .

Можно просто рассмотреть этимологию слова из составляющих его двух корней: любо и стяжание , из чего следует, что любостяжание — любовь к стяжанию, любовь к приобретению.

Несмотря на то, что слово является устаревшим, довольно часто в быту можно услышать его использование с негативным оттенком, а использующие его ещё и связывают с этим словом понятие греха, страсти. Чтобы разобраться, почему так происходит, придётся обратиться к христианским источникам и православному толкованию этого слова. Прежде всего потому, что понятие греха и страсти имеет своими корнями христианское происхождение.

Любостяжание в христианстве

Именно в христианстве сохранилось наиболее полное толкование значения слова «любостяжание». Прежде всего потому, что несмотря на тысячелетия, понятия греха и страсти в христианстве и православии являются основополагающими для христианского мировоззрения . Именно на них строилось и до сих пор строится все христианское учение. И как в первые века от Рождества Христова, так и в нынешнее, это мировоззрение не теряет своей актуальности.

В Священном Писании слово «любостяжание» встречается неоднократно. О необходимости беречься от любостяжания говорит сам Иисус Христос (Лк. 12, 15), потому что в нём – в любостяжании - нет жизни, оно лишает человека жизни, мертвит душу человека. Апостол Павел в своих посланиях неоднократно называет любостяжание идолопоклонством (Еф. 5, 5), (Кол. 3, 5–6), а в другом месте прямо заявляет, что любостяжание — смертный грех (Еф. 5, 3). Смертный грех ещё до физической смерти убивает в человеке душу, делает её неспособной к исполнению заповедей Божии, отвергает человека от Бога.

Любостяжатель это человек , который подпал под влияние этой страсти, вырастил в себе её семя, стал одержим этим грехом. Для такого человека желание материальных благ, их стяжание любой ценой, становятся главной целью жизни. Вместо служения Богу и ближнему, по заповеди христианской, человек начинает служить материи. Материальное становится для такого человека богом и ему одному любостяжатель служит.

Для достижения своих целей любостяжатель входит в соприкосновение с целым букетом страстей и (без них любостяжатель не сможет удовлетворить своей страсти – получению всё больших и больших благ и материальных ценностей), среди которых:

  • ложь,
  • клевета,
  • подлоги, и лжесвидетельство,
  • прочие грехи.

Почему многие христианские святые говорили, любостяжание есть матерью всех зол, матерью всех пороков и страстей. Любостяжатель делается способным даже на убийство.

В Святом Писании грех любостяжания признается одним из тягчайших , убивающих душу и отдаляющим любостяжателя от Бога. Потому христианское наследие – многочисленные писания Святых отцов - этому греху уделяют немало места в своих проповедях, писаниях и наставлениях. Они достаточно подробно и глубоко исследуют и причины возникновения этой страсти, как она растёт и убивает человека, и то, как и какими средствами с любостяжанием бороться.

Как же победить эту страсть, как от неё избавиться? Здесь тоже весьма полезен опыт христианских святых, которые не только подробно изучили действия той или иной страсти, греха на душу человека, но и на практике помогали и помогают желающим избавиться от них.

Святитель Иоанн Златоуст считает, что главное – захотеть этого избавления. Всё, считает он, зависит от желания, как пожелали добровольно под страсть эту подпасть, так же через желание можно от неё и избавиться. А дальше нужно творить дела, противоположные этой страсти. Любил собирать, начни раздавать, оглянись, найди тех, кто нуждается и помоги им. Так ты положишь основание избавлению. Вообще же, делать дела противоположные тем, что творили в грехе, способ, полезный в борьбе со многими другими страстями и грехами. Затем найти меру пользования необходимым, только то, что действительно нужно для жизни, о большем же прекратить попечение, о нём не заботиться.

Главное же, с чего нужно начинать борьбу со всякой страстью, это просить помощи в этом Божьей , молиться и просить Божью Матерь, святых. Без Божьей помощи, без этих молитв мы не то что избавиться от страсти не сможем, но и пальцем пошевелить.

Любостяжание - это жадность, корысть, непомерное стремление к обогащению (грехи и беды человеческие). И все людям бывает мало, хочется побольше всяческих благ. А когда достигается желаемое, то возникают новые потребности, превышающие прежние.

Определение

Из вышесказанного становится ясно, что любостяжание - это непомерное желание приобретать богатство сверх всякой меры, превышая нормальные человеческие потребности. Так толкуется любостяжание в христианстве, в религиозных трактатах. Причем отмечается, что при любостяжании человек забывает Бога и прекращает заботиться о ближнем.

Синонимы

Если использовать синонимы, можно сказать, что любостяжание - это корысть, сребролюбие, стяжательство, алчность, златолюбие и своекорыстие. Эти термины встречаются в речи чаще, чем "любостяжание", значение при этом имеют примерно одно и то же.

Материальная польза всегда превалирует над остальными проявлениями чувств, если сам человек слаб духовно, падок на деньги и наживу. Такие люди могут предать друзей или близких людей ради своего обогащения. Им чужды светлые помыслы, благородные поступки. Чаще всего рядом с любостяжанием идут чревоугодие и гордыня.

О грехе

В православной вере грех любостяжания считается сродни идолопоклонству. Это объясняется тем, что деньги, богатство - идолы, а поклонение им и есть грех. Так представляется нам, что такое любостяжание. В христианстве идолопоклонство неприемлемо. "Злая матерь всех зол", - так названо любостяжание проповедниками. Они считают, что всякий, кто любит мир стяжательства и корысти, тем самым омрачает душу (проповедник Исаия).

Любостяжательный человек никогда не сможет остановиться, сказать: "Хватит". Так считал святитель Василий Великий. Он говорил о море, которое вовек не выходит за свои пределы, и о ночи, не покидающей своих временных границ. Так и стяжательный человек - не уважает время и не чтит пределы.

Проповедник Ефрем Сирин говорил о том, что рядом с любостяжанием не может быть любви. Тот, кто пристрастился к деньгам, ненавидит ближних и стремится забрать у них что-либо.

Любовь к деньгам и наживе порою так сильна, что человек полностью теряет свое лицо. Он уходит от Бога все дальше в своей непрекращающейся погоне за материальными благами. Душа его не получает должных уроков, которые ей были предназначены свыше. Таким образом происходит духовная деградация человеческого существа. Вот поэтому вера православная любостяжание считает грехом.

Библия о любостяжании

Поговорим также о том, что такое любостяжание в Библии. Слово Божие не оставляет в стороне данную проблему и раскрывает понятие, соотнося его с аналогичными пороками:

  • Сребролюбие и любостяжание. Всякий, кто является идолопоклонником (любостяжателем), "не будет наследником Царства Божия", а сребролюбие является корнем всех других пороков.
  • Мздоимство, лихоимство. Исходят из самого сердца человека и оскверняют его душу. Эти качества - пособники жадности. Мздоимцы и лихоимцы - нечестивые люди, неправедные, "не наследуют Царства Божия".
  • Алчность (жадность). Она способна отнимать жизненные силы (и саму жизнь) у "алчущих чужого добра".
  • Скупость. "Кто сеет скупо", тому и пожинать придется лишь скупой урожай. От алчности она отличается лишь тем, что сохраняет и охраняет уже имеющееся собственное добро. А тех, кто любит отдавать, - того любит Бог.
  • Корыстолюбие. Грех, за который следует наказание от Бога. У всех церковнослужителей отсутствие корыстолюбивых помыслов является обязательной чертой.
  • Зависть. В Библии говорится, что если завистливый человек "спешит к богатству", то его обязательно настигнет бедность.
  • Эгоизм. Чувство "не от мира сего", не от Отца человеку данное.
  • Ненасытность. Любовь к серебру не приведет к насыщению, а любовь к богатству не даст человеку пользы ("ненасытимы глаза человеческие"). Постоянное желание обогащаться или получать иные блага Библия называет суетой: "И это - суета и недоброе дело".

Также в Библии написано, что те люди, которые берегут от взяток свои руки и "презирают корысть", будут "обитать на высотах". И будут у них всегда хлеб и вода, необходимые для жизни.

Назидательная проповедь

Евангельская христианская баптистская церковь также выразила своё отношение к пороку. Создав одну из своих проповедей - проповедь на жадность (ЕХБ). Любостяжание в ней - ключевой предмет обсуждения.

В проповеди говорится о том, что в наше время отовсюду: из СМИ, телевизионных передач поступает большое количество информации о деньгах, о стремлении их зарабатывать, о способах достижения финансовых вершин. Именно это и приводит к любостяжанию среди молодого поколения.

Все большее количество людей из-за жажды наживы забывают о других людях, порою зависимых от них. Позволяют неисправным самолетам взлетать в небо и на теплоходы помещают больше пассажиров, чем он может вместить.

Жажда наживы не должна губить человеческие жизни - ключевая мысль проповеди. Любостяжание - это то, что "затмевает разум человека и не дает, порой, здраво мыслить".

Примеры любостяжания

Мы будем говорить о том, что примеров любостяжания в жизни очень много. Причем встречаются крайние формы проявления этого качества, когда личность человека полностью теряется, исчезает. Вместо нее рождается некое новое существо, порою лишь отдаленно напоминающее первоначальный облик. Писатели в образах героев произведений представили нам примеры своего понимания, что означает любостяжание.

"Мертвые души"

Иногда самые крайние формы любостяжания описывали классики русской литературы. Например, Н.В. Гоголь использовал свой синоним - скопидомство. Показав, что порою рождается фантастическая нечеловеческая жадность к наживе, деньгам. Причем скопидомство полностью деформирует личность, рождает на свет "монстров".

Роман "Мертвые души" можно назвать великолепным каталогом, в котором автор ярко и образно представил некие разновидности любостяжателей. Рассмотрим их на примерах:

  1. Любостяжание, приводящее к жадности. Самый яркий образец - Плюшкин. Гоголь нарочно утрировал образ, создавая некую "матрицу" скопидомства. Герой полностью утратил облик человека, копил и собирал все без разбору, стал жаден не только в отношении родных, но и самого себя. Все мысли его были направлены только на увеличение накопленного "хлама", в который медленно превращалось богатство. Гоголь назвал Плюшкина "прорехой человечества".
  2. Любостяжание, приводящее к плотским излишествам. Манилов и его супруга - яркие образы чревоугодников и "прожигателей жизни". Сытная, вкусная еда, отдых для тела, нега и телесные удовольствия - лишь это стало кругом интересов супружеской четы.
  3. Любостяжание, приводящее лишь к торговой деловитости, примитивному мышлению. Помещица Коробочка - глупое, недалекое существо, окруженное многочисленными перинами, подушками, запасами и заготовками. Все мысли ее заняты только лишь формированием своего личного пространства, заполнением его всяческими "благами", а также возможностью что-то продать. На все прочие темы Коробочка говорить не может, мозг ее работает узконаправленно, примитивно.
  4. Еще один пример любостяжания, приводящего к лживости, стремлению обманывать ради наживы - это герой романа Собакевич. Он игрок, душа которого давно стала злобной и хитрой. Герой обманывает всякого, кто встречается у него на пути. Если играет, то нечестно; если что-то рассказывает, врет на ходу. Ему и самому неведомо, зачем он лжет на каждом шагу. Собакевич делает это автоматически.

Гоголь разложил по полочкам для нас, читателей, образы любостяжателей: скупердяев, лжецов и чревоугодников. В его ряду есть еще незабываемый Чичиков - главный герой романа, который воплощал в жизнь непревзойденную по своей наглости аферу - скупал "мертвые души". Это еще один вид любостяжания, когда под прикрытием "благих намерений" решаются вопросы собственной выгоды.

Что объединяет литературных героев

В любой разновидности любостяжания, описанных Н.В. Гоголем, есть одна общая черта -потеря человеческого облика. Трансформация личности в подобие людей. Но самое главное - их души являются "мертвыми". Именно это хотел передать классик потомкам.

Если оглянуться, то можно увидеть в современном мире чичиковых, плюшкиных, коробочек или собакевичей. Они реальны, осязаемы, их видно и слышно рядом с нами и с экранов телевизоров. Среди любостяжателей существуют экземпляры, вобравшие в себя несколько описанных образов.

Гобсек

Оноре де Бальзак сделал бессмертным образ Гобсека - еще один классический пример любостяжания и скопидомства. На примере главного героя мы видим, как могут быть погублены природные таланты, честность, благородство из-за стяжательства и наживы.

Гобсек - состоятельный ростовщик, накопивший миллионы. Жадность его такова, что он ведет очень скромный образ жизни, отказывая себе во всем. Он исключил из жизни родных людей только лишь для того, чтобы не делиться с ними богатством. Все мысли поглощены исключительно наживой. Герой отрешен от Бога и от земных желаний, он страшен и зловещ.

По сути, так человек стал одержимым "стражем" накопленного богатства. Душа его мертва, а золото Гобсек считает единственным надежным "земным благом", к которому стоит стремиться. Так, в своем произведении Оноре де Бальзак показал губительную мощь денег и показал свое понимание того, что означает слово "любостяжание".

"Иудушка" Головлев

Ярчайшим примером любостяжателя в русской литературе является Порфирий Головлев в произведении Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы". Прозвище "Иудушка" ему дано не случайно, оно намекает на личностные качества героя произведения. У Порфирия были и другие прозвища: "Крапивушка", "Кровопивец".

Ради стяжательства и наживы Порфирий Головлев с детства притворялся и подстраивался под обстоятельства. Был услужлив с властной маменькой и доносил на родных братьев. Еще с малых лет он "примирялся" к будущей наживе, а когда повзрослел - суметь обобрать родных братьев и сделать приживалкой собственную мать. И своих детей Иудушка не пощадил: не помог деньгами, отказался, выбросил из своей жизни.

Цинизм, бессердечие, лицемерие, лживость, сребролюбие - качества, которыми наделил Иудушку Салтыков-Щедрин. Писатель в свойственной ему манере, язвительно и остро описал человеческий порок - грех любостяжательства.

Мифы и высказывания великих людей

Из Древней Греции до нас дошел миф о царе с ослиными ушами - Мидасе. Правитель однажды оказал небольшую услугу Дионисию, древнегреческому богу, и взамен возжелал, чтобы любой предмет, к которому прикоснется Мидас, был тут же превращен в золото. Такое желание стало проклятием алчного человека. Царь даже свою еду превращал в драгоценный металл, а в итоге едва не умер. Проклятие было снято с огромным трудом.

Этот миф доносит до нас мысль о том, как любостяжание способно погубить человека.

Философ Сократ говорил, что можно назвать настоящим богатством не наличие множества вещей или денег, а способность обходиться без такого же количества оных. Но понимать и воплощать эту идею - участь лишь высоко духовных, нравственных людей.