Свободы нет а есть покой и воля. Когда прав Пушкин? Наткнулась в сети на диалог, тема которого… - Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин

Так соблазнительно найти хоть в чем-нибудь замену счастью! Мы постоянно занимаемся поисками подобного рода:

Привычка свыше нам дана -

Замена счастию она.

Евгений Онегин с жаром восклицает:

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан...

Замены нет. Счастье неподменно.

Однако позже Пушкин вновь размышляет о том же: "На свете счастья нет, но есть покой и воля". Слово "замена" исчезло; замены нет, но нет и счастья.

Так или иначе, но представление о счастливой жизни находится где-то возле слов "покой и воля", "вольность и покой". Покой - мирная, ничем не тревожимая жизнь; воля - свобода, независимость, самостоятельность, жизнь по совести. Покой и воля - любовь и совесть.

Замечательно, что и в языке содержится точно тот же образ счастья, что и у Пушкина, и притом художественный.

Мы говорим: безоблачное счастье. Ничто не угрожает, не тревожит. Мир, покой - ни облачка на небе.

Мы говорим: безмятежное счастье. Ничто не смущает душу, чистая совесть, нет внутренних раздоров, мятежа.

Мир вокруг человека, мир в душе человека... Безоблачность и безмятежность. Напомню, что это не автор книги так думает, это вы так говорите, читатель, мы все так думаем, это в языке закреплено, тут спорить нечего. И в знаменитой строчке Блока "Покой нам только снится" снится все же покой, а не что-нибудь другое. Нравится нам это или не нравится, совпадает ли это с принятым мнением или нет, но общее представление о счастье - покой вокруг человека и покой в душе человека, возможный лишь там, где есть справедливость.

То, что мы в первую очередь должны дать нашим детям - миролюбие и честность, - то и составит основание их счастья на всю жизнь.

Короткое счастье - как забытье, но жизнь в забытьи не проведешь. Мир тревожен и беспокоен - как застраховаться от забот и тревог, "от злых забот и лени вялой"?

И еще вопрос: безоблачность и безмятежность - необходимые условия счастья, но, как мы видели, не само счастье. В чем же оно? Где?

Вот пушкинские строчки в более полном виде:

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан...

Очевидно, счастье в чем-то противоположном тому, что думал Онегин, ошибаясь. Счастье - среди людей. В любимом человеке. Другого нет, в других местах оно не водится. "Чужой для всех, ничем не связан" не может быть счастливым. Но есть лишь один способ прожить среди людей без страха, без мятежа в душе, о нем говорится в "Борисе Годунове":

Ах! чувствую: ничто не может нас

Среди мирских печалей успокоить:

Ничто, ничто... едина разве совесть.

Жизнь по совести - приближение к правде, а у правды есть свойство волновать, возвышать, доставлять счастье. Вспомните любой случай, когда вам приходилось встретиться с острой, открытой правдой. Правда - счастьеобразующий элемент; все, в чем содержится правда, близко к счастью. Ведь и любовь доставляет нам счастье лишь тогда, когда она совершенно искренняя. Малейшее сомнение - и мы чувствуем себя скорее несчастными, чем счастливыми.

Счастье - ощущение высшего, ощущение предела возможного, переполненность, но и у правды то же свойство. Мы говорим: неподдельная радость, неподдельное счастье, неподдельная правда. Обман мучит нас, чужой или свой; правда дает покой душе, безмятежность.

Когда человек делает все возможное для правды, то есть исполняет свой долг перед нею, он и чувствует себя счастливым. Долг человека не в простом исполнении должного, а в напряжении всех сил для должного; долг человека - выкладываться. Оттого природа и награждает нас счастьем за исполнение долга - она премирует за старание, за то, что не жалели себя, действовали на пределе возможного. Самый дрянной человек испытает счастье, когда он выложится в работе. В зависимости от того, как мы выкладывались, как исполнили долг, мы испытываем удовлетворение, удовольствие или счастье.

Счастье на перекрестке стремлений и судьбы; но где эта точка, если говорить о целой жизни? Там, где встречаются правда и долг.

На пределе своих возможностей (честно), у пределов правды (честности) высекается счастье целой жизни. А другого нет:

...нет на свете

Блаженства прочного: ни знатный род,

Ни красота, ни сила, ни богатство,

Ничто беды не может миновать.

Когда человек исполняет свой долг перед правдой, он чувствует себя свободным, его ничего не страшит. В тревожном и мятежном мире он все-таки, можно сказать, в покое - как покойны относительно друг друга два сверхзвуковых самолета, летящих в одном направлении. Он следует старому девизу честных людей: "Делай что должно, и пусть будет что будет". Не жди награды, приготовься к наказанию, но делай что должно. Не хитри с жизнью! И в языке есть: "Я счастлив, что исполнил свой долг". Исполнение долга всегда приносит человеку удовлетворение, а исполнение высокого, трудного долга - счастье.

Счастье прочно лишь на основе долга и правды. Это давно известно; Достоевский внес в записную книжку, что там, где нет сознания правды и долга, там нет и представления о счастье.

Так неожиданно соединяются эти слова: долг, правда, счастье. Суровый поворот дела! Мы привыкли представлять себе счастье как неожиданную радость, в виде мальчишки, прыгающего в дверях: "Мама пришла!" Но лишь на правде чувства и в сознании долга друг перед другом держится семейное счастье, от правды зависит счастье в творчестве, от правды и старания - счастье от работы. Нет счастья в исполнении долга перед неправдой, нет счастья в сознании правды, но без исполнения долга перед нею. Исполнение долга перед правдой жизни - в этом и есть смысл жизни. Для этого мы призваны в жизнь:

Ты понял жизни цель: счастливый человек,

Для жизни ты живешь.

Человек - для человека, жизнь - для жизни. В конечном счете все сводится к тому, чтобы найти свою цель жизни и честно служить ей, исполняя свой долг.

Молодая учительница сказала мне:

Я счастливый человек: я делаю свое дело.

Почти все проблемы снимаются у человека, нашедшего дело своей жизни - свое дело.

К беде нашей, долг и правда, подобно совести и миролюбию, могут расходиться. Тогда человек не чувствует себя хозяином своего дела: или оно пустое, ненужное, или делается не лучшим образом. Когда кругом царит распущенность, неразбериха, обман - в деле нет правды. Человек не может быть счастливым.

Делай что должно, и пусть будет что будет.

__________________________________________________________________________________

p.s.

Одинокое облако… + Одинокое озеро… + Одинокая планета… = МИР. Что это?

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит -
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить… И глядь - как раз -умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

Стихотворение «Пора, мой друг, пора» было написано Пушкиным в сложный период его жизни — в 1834 году. Он только что успел получить оскорбительную для себя должность камер-юнкера при царском дворе. Должность, назначаемую 17-летним юношам-дворянам. Отказаться от нее, уйти в отставку поэт не может, поскольку эта служба является условием его пользования царскими архивами.

Пушкин полон творческих планов и замыслов, но в то же время он чувствует, что воспитанная на романтической литературе публика теряет интерес к его произведениям. Критики всех мастей набрасывались на него, как коршуны на подранка. Это не могло не действовать на ранимую психику поэта. Пушкин в своем творчестве опередил время и читательскую публику.

Предположительно в этом стихотворении звучит послание к жене. Стихотворение изложено почти александрийским стихом. В последних его строках звучит мечта поэта уединиться в деревне Болдино, где он чувствовал себя весьма комфортно, и где он довольно продуктивно успел поработать.

«Пора, мой друг, пора» Александр Пушкин

Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

Анализ стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора»

Существует предание о том, что Александр Пушкин загодя знал о своей гибели на дуэли. Такую смерть нагадала ему цыганка и даже предрекла, что убийцей поэта будет светловолосый молодой человек. Сам Пушкин в это предсказание верил и не верил одновременно. Начнем с того, что поэт никогда не был заядлым дуэлянтом и на оскорбления предпочитал отвечать не пулей, а едкой эпиграммой. Впрочем, поэт не предполагал, что в роковой дуэли 1837 года он будет отстаивать честь своей супруги, поступиться которой он не имел права. Однако все это произойдет несколько позже, а в 1834 году поэт создает стихотворение «Пора, мой друг, пора», очевидный смысл которого становится понятным только после роковой гибели автора этих строк.

Стихотворение состоит из двух четверостиший, которые, на первый взгляд, по смыслу совершенно противоречат друг другу. Обращаясь к самому себе, Пушкин словно бы говорит в первом из них, что дни его сочтены. «Покоя сердце просит», — прислушиваясь к внутренним мироощущениям, отмечает поэт. Но при этом речь идет не о банальном отдыхе и попытках избавиться от повседневной суеты, потому как поэт чувствует, что «каждый час уносит частичку бытия».

Поэт еще полон сил и не хочет думать о смерти. Однако предсказание цыганки не выходит у него из головы, поэтому он философски замечает, что мы «предполагаем жить, и глядь – уже умрем». Однако переход в мир иной пот воспринимает не как трагедию, а как долгожданное освобождение от земных обязательств. И именно об этом Пушкин рассказывает во втором четверостишии, пытаясь донести до читателя простую мысль о том, что «на свете счастья нет». Конечно, поэт несколько лукавит, потому что искренне любит жизнь во всех ее проявлениях. Однако он устал от постоянных унижений и необходимости решать повседневные проблемы, поэтому признается: «Давно, усталый раб, замыслил я побег». Поэт мечтает уединиться в «обитель дальнюю трудов и чистых нег», что можно расценить, как попытку оставить службу и перебраться в Михайловское. Однако у финальной строчки этого стихотворения более глубинный смысл: Пушкин действительно предвидит собственную гибель, однако воспринимает это как дар небес . Подтверждают эту догадку и воспоминания современников поэта, которые были очевидцами жестокого унижения Пушкина, получившего в 1834 году звание камер-юнкера, присуждаемое 17-летним юношам. Поэт готов был в прямом смысле слова умереть от стыда и считал, что это – самый лучший выход из сложившейся ситуации.

"В обитель дальнюю трудов и чистых нег".
.
Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит -
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь - как раз умрём.
. . . . . . . . . . . . .
1834 г.
.
Через два года, когда долги выросли до катастрофических размеров, а имения (деревеньки), фактически перешли в чужие руки, Пушкин признавался Зизи, приехавшей в Петербург, обеспокоенной слухами вокруг имени Пушкина, дошедшими даже до Тригорского и Голубева:
.
"...Мне (нам) некуда уехать (она спрашивала, почему бы не уехать в деревню, раз тут, в Петербурге, вокруг Натальи Николаевны так туго затягивается узел, да таких могущественных сил). У меня нет ни Михайловского, ни Болдино..."
.
. . . . . . . . .
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
.
1834 г.
.
"Замыслил" - это не синоним словам задумал, запланировал и т.п. Замыслил - это значит "стал помышлять", "эта мысль мне близка", "я часто к ней возвращаюсь".
.
"Усталый раб". Пушкин не считал себя рабом царя, ни Александра, ни Николая. Он носил (прозвучавшее, как бы, в шутку) прозвище "два брата-атамана". Тем более, в стихотворении; в поэзии любая фальшь сразу "вылазит" наружу.
Так чей же он раб? Неприятности, НЕПРЕОДОЛИМЫЕ трудности наваливаются одна за одной, нарастают, как снежный ком, и приближаются (их количество) к критической величине, когда справиться с ними уже будет не в силах человеческих - он раб обстоятельств, системы, создающей такие обстоятельства.
.
"Обитель трудов". Где обитают, где находятся его труды? Всё, что он написал (его труды), он отдал людям, читателям, У НИХ находятся его труды, на самой верхней полке, то есть, на НЕБЕ, в области духа.
.
"На свете счастья нет, но есть покой и воля", а мне, как бы продолжает поэт, ни покой, ни воля недоступны. Николай, своим отношением к нему, как к поэту-вольнодумцу, и своим отношением к Наталье Николаевне, как к первой красавице, которую он СМОГ переместить к себе поближе - ставил Пушкина в совершенно невыноссимые условия: НИ ПОКОЯ, НИ ВОЛИ (нет возможности РАБОТАТЬ, и это главное. А сверхактивность по отношению к журналу "Современник" - это он так только хорохорился - ничего самого ценного, самого дорогого для Пушкина цензура не пропускала.) Итак, бежать он может только на небо, в обитель чистых нег, ибо, как известно, в раю - чистое блаженство. А на земле для него места нет, обстоятельства ВЫТЕСНЯЮТ его на небо, и он понял это уже давно (долги начали нарастать из-за неумеренных потребностей (требований) жены - за все её игрушки надо платить!).
.
Здесь, мне кажется, - единственная ошибка, которую допустил Пушкин в жизни. Женившись на Наташе Гончаровой, он думал, что сможет обеспечить не только свои потребности (материально), но и потребности семьи ("кормить" жену и детей). И он просчитался. Потребности жены росли не по дням, а по часам, достигая невероятных размеров (семьдесят крестьян, которыми владел Александр Сергеевич, не могли своим трудом создать необходимое ей количество средств). Она жила по принципу: одеваться, не хуже, чем другие, одеваться как все, то есть, как очень и очень немногие.
.
Да и улизнуть от всемогущей руки царя и его бдительной "охранки", даже в то время, когда не было современных, привычных нам средств связи и оповещения - было НЕВОЗМОЖНО. То есть, ПОБЕГ в обычном, бытовом смысле слова - здесь неприложим.
.
Словом ПОБЕГ мы обозначаем такое перемещение, я говорю, что я совершил побег, если я расстался с окружением, которое не давало мне возможности проявлять свою внутреннюю (истинную) природу, например, побег может совершить политический деятель, сидящий за решёткой в темнице сырой, или ворюга из общей зловонной камеры, если ему помогли "друзья с воли". И это слово в полной мере применимо к Пушкину. Завидная доля - это переход из мира дольнего в обитель горнюю, где его дух осуществит себя, как он есть, ибо Пушкин - по существу, это дух. И так и произошло: дух Пушкина набирает силу с течением лет, десятилетий и веков, всё мощнее и мощнее, ПРОЯВЛЯЯ себя, как он есть.
.
В свете такого прочтения этого стихотворения становится понятно развесёлое расположение духа Пушкина в последние дни января 1837 года, когда обсуждалась дуэль: "Не убью Дантеса (а очень хотелось бы!), - думает Пушкин, - так он убьёт меня. Тоже очень хорошо. Какой-никакой, а - выход."
.
Второе лицо, к которому обращается Пушкин в стихотворении, "мой друг" - это он так обращается к самому себе.
Иногда приходится сталкиваться с мнением, что, мол, в этом стихотворении Пушкин обращается к жене, зовёт её УЕХАТЬ в деревню. Но, тогда, позвольте Вас спросить, с какой стати он говорит жене, молодой, первой красавице Петербурга, пользующейся вниманием всего света и даже самого императора, не слышавшей НИ ОТ КОГО слов осуждения
.
(только один раз, гораздо позже, в суматохе откладывающейся свадьбы Коко, бедная невеста закричала в сердцах на обеих сестёр: "Как я вас ненавижу! И тебя, и тебя!" Она считала Наталью обычной соперницей и отбивала Жоржа от неё самыми обычными способами - клеветой (пасквиль 4 ноября)), -
.
- "Мы с тобой предполагаем жить. Глядишь - как раз умрём!"? Ни с того, ни с сего люди не умирают. Для того, чтоб убить человека, приходится проделать большую работу (кроме случаев, когда это "поставлено на поток" - война, массовые репрессии, еврейские (и иные) погромы...)
.
Примечание. О том, какие БЫВАЮТ побеги (не растительные!) - см. также стхтв. "Странник" 1835 г. рожд. Там более внятно обьясняется, что побег - это "спасенья верный путь" к "тесным вратам". Примечание: СПАСШИМСЯ может считать себя только тот, кто уже ОСТАВИЛ этот мир соблазнов.
.
Дополнение. В одном из последних, малоизвестном, стихотворении Пушкин обьясняет, что именно долги привели его на край пропасти (гибели). Для того, чтобы рассчитаться с долгами, нужно иметь деньги, а стремление к деньгам Пушкин называет "грех алчный":
.
Напрасно я бегу к сионским высотам,
Грех алчный гонится за мною по пятам.
Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,
Голодный лев следит оленя бег пахучий.
.
1836
.
Итак, гибель пахучего оленя неизбежна. Его не спасёт песок сыпучий - серые люди, податливые на окрики власти. Лев не прекратит преследование - его ноздри в пыли - он не отличает чистое и светлое, возвышенное и нежное от низменного и эгоистичного...

Поначалу Пушкин написал:

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит -
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь - как раз умрём.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

Однако, позже передумал:

ПИСЬМО ОНЕГИНА К ТАТЬЯНЕ

Предвижу всё: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!

Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
Еще одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленской пал...
Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся , как наказан...

Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой всё ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

И я лишен того: для вас
Тащусь повсюду наудачу;
Мне дорог день, мне дорог час:
А я в напрасной скуке трачу
Судьбой отсчитанные дни.
И так уж тягостны они.
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я...

Боюсь: в мольбе моей смиренной
Увидит ваш суровый взор
Затеи хитрости презренной -
И слышу гневный ваш укор.
Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать - и разумом всечасно
Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени,
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Всё, всё, что выразить бы мог.
А между тем притворным хладом
Вооружать и речь и взор,
Вести спокойный разговор,
Глядеть на вас веселым взглядом!..

Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Всё решено: я в вашей воле,
И предаюсь моей судьбе.

Молодец! Твоя наблюдательность чревата большим открытием!
Согласись, что последовательность утверждений Пушкина может быть только одна: сначала "На свете счастья нет, но есть покой и воля.", а потом "Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан..."

Таким образом, датировка стихотворения "Пора, мой друг, пора!" вполне может быть ошибочной! Перепутать 1834 и 1831 при плохом почерке вполне вероятная вещь!

Тем более, что в комментарии к стихотворению сказано, что стихотворение: "Обращено к жене. Написано, ВЕРОЯТНО, летом 1834 г. в связи с неудавшейся попыткой выйти в отставку (см. письма к Бенкендорфу от 25 июня, 3 и 4 июля и письмо к Жуковскому от 4 июля; т. 10) и уехать в деревню. То же душевное состояние отразилось в письмах этого времени к жене."

Так что дата (1834 год) пушкиноведами только ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ по косвенным признакам (письмам).

Вот ведь кто-то защитит диссертацию по этой проблеме! :)))