Термин норманская теория. Норманская теория: откуда и чья

В IX веке в Восточной Европе сложились обширные районы, которые были заселенны различными народами, где больше всего преобладало славянское население. Одна часть славян обосновалась по Днепру на северо-востоке, а другая – по его притокам. Именно от них и ведёт начало народ русской национальности.

Предпосылки для образования древнерусского государства были созданы этнической и экономической общностью восточных славян. Потому что распад родоплеменных связей создал целый ряд трудностей для того чтобы противостоять врагам. Итак, в развитии и образовании древнерусского государства выделяются две основные теории: норманская и антинорманская.

Кратко об антинорманской теории происхождения древнерусского государства

Антинорманскую теорию происхождения древнерусского государства в своё время представил Ломоносов, именно он решительно выступил против сущёствующей норманской теории. Антинорманская теория базировалась на следующих принципах:

  1. Норманны и варяги – совершенно разные народы.
  2. Скандинавы были балто-славянами.
  3. Пруссы и Пруссия – порусы, которые обитают рядом с русами.
  4. Название русы пошло от названия реки Рось.
  5. «Градорика» («страна городов») - так норманны называли земли славян. У самих норманнов в то время городов ещё не было. Исходя из этого, можно сделать вывод, что они никак не могли научить руссов «государственности».

При создании этой теории Ломоносов опирался лишь на внутренние факторы. На сегодняшний день много учёных с уверенностью могут сказать, что в его теории есть множество не доказанных факторов и большое количество домыслов.

Например, антинорманская теория гласит, что термин «Русь» возник в доваряжский период. А вот в «Повести временных лет» имеются данные, которые полностью противоречат известной легенде о призвании княжить трёх братьев. В указании 852 года говорится, что Русская земля во время царствования Михаила в Византии уже существовала. Аргументы антинорманской теории брались исключительно из письменных источников.

В начале XIX века не только соотечественники, но и иностранцы начали свою борьбу с норманнской теорией. Шторх (1800) и Эверс(1814) собрали довольно солидный материал против приверженцев норманнской теории. Но, антинорманисты решительно начали действовать лишь в конце 1850-х годов.

Кратко об норманнской теории происхождения древнерусского государства

Основоположниками норманнской теории являются немецкие историки и учёные: Гот-либа Байер, Август Шлецер и Герерд Миллер. Эти учённые доказывали норманнское (варяжское) происхождение государственности. Главный фактор, описывающий норманнскую теорию, заключается в том, что русский народ создали скандинавы. Именно они подарили ему государственность и культура, так сказать подчинили его себе. Русский учёный Ломоносов вообще воспринял данную теорию, как оскорбление всего народа русской национальности. Они были уверенны, что норманнская теория была основана на ошибочном толковании русских летописей. По сей день, норманнская теория является одной из самых спорных вопросов во всей истории происхождения Русского государства. Исследователи уже смогли доказать неправомерность этой теории.

Современные исследования о происхождении Рюрика подрывают основы норманнской теории. Князь западнославянского происхождения прибыл на землю, где уже имелся фундамент и все атрибуты средневековой государственности.

Анонс: немецкие ученые прочитали древнерусские летописи и пересказали их в стиле западного сарказма.

В статьях « » и « » мы касались возникновения «норманнской теории» . В этой статье путешествуем по истории данного вопроса. Норманнами (мурманами) славяне называли народы, которые жили на Западе.

«Норманнская теория» — это теория о превосходстве западных наций над славянами в политическом, экономическом и культурном плане. Теория возникла во второй четверти XVIII века по инициативе немецких ученых, которые в России служили при дворе императрицы Анны Иоанновны .

Поводом стали попытки немцев разъяснить смысл древнерусских летописей. Они сделали выводы, что славяне ни на что конструктивное не способны. Они говорили, что только князь Рюрик , призванный с Запада, создал для славян государство, устроил для них четкую политическую и экономическую систему.

«Норманнская теория» живет долго. Западные ученые продолжают насаждать ее и в XXI веке. Смысл в том, что славяне – это отсталый, ущербный народ, не способный к прогрессу. Якобы без помощи Запада у славян не может развиваться наука, культура и демократия.

Конечно, взаимодействие с Западом приносит пользу. Но мы больше нужны Западу, чем они нам. У нас столько ученых и научных открытий, такая могучая разнообразная культура. А то, что князь Рюрик создал на Руси государство – это заблуждение некоторых ученых.

Сторонников «норманнской теории» зовут «западники» . Те, кто защищают честь славян, зовутся «славянофилы» . Сейчас мы рассмотрим ошибки западников и их «норманнской теории».

Во-первых, о происхождении самого Рюрика. По последним научным сведениям, Рюрик был сыном князя Годлиба и внуком короля Витслава, из славянских племен вендов (венедов) и ободритов. Рюрик имел двух младших братьев. В летописи говорилось, что князья призваны были из варяжских земель. Но Рюрика варягом можно назвать условно, не по нации, а по месту проживания на побережье Балтийского (Варяжского) моря. Делаем вывод, варяги, норманны, либо немцы не имели отношения к образованию государства на Руси.

Во-вторых, традиция, по которой во многих странах мира на престолах восседали иностранцы (Англия, Испания, Франция, Китай и др.). Славяне тоже позвали править иностранца. В этом нет ничего особенного.

В-третьих, государственная система у славян была уже сформирована. Объединенные племена, аппарат чиновников, вооруженные силы, древние законы, города, ремесла, все уже имелось и развивалось. Рюрика позвали, чтобы прекратить споры и кровавые разборки между племенами. Он прибыл в государство славян, чтобы установить перемирие и не допустить коррупции .

В-четвертых, утверждения о том, что Рюрик учил славян создавать государство безосновательны. Он прибыл из своего племени, которое отставало в развитии от земель Северной Руси. Венеды и ободриты были на стадии военной демократии с пережитками первобытного строя, а на Руси уже начиналась раннефеодальная монархия . Как человек, живший при разложении родовой общины, мог научить Русь основам феодального государства? Нельзя научить тому, чего никогда раньше не видел.

Вот некоторые факты, по которым «норманнскую теорию» можно считать несостоятельной. Такова краткая история проблемы.

В конце каждой статьи на нашем сайте есть вопрос, на который легко ответить. Правильный ответ на все вопросы сайта можете узнать от меня по переписке. Продолжение следует.

Согласно распространенной версии, основы государства на Руси были заложены варяжской дружиной Рюрика, призванной славянскими племенами на княжение. Однако норманская теория всегда имела много противников.

История вопроса

Считается, что норманская теория была сформулирована в XVIII веке немецким ученым при Петербургской академии наук Готлибом Байером. Однако столетием ранее впервые ее озвучил шведский историк Петр Петрей. В дальнейшем этой теории придерживались многие крупные российские историки, начиная с Николая Карамзина.

Наиболее убедительно и полно норманская теория была изложена датским лингвистом и историком Вильгельмом Томсеном в труде «Начало Русского государства» (1891), после чего скандинавские истоки русской государственности считались фактически доказанными.

В первые годы советской власти норманская теория утвердилась на волне роста идей интернационализма, однако война с гитлеровской Германией повернула вектор теории происхождения Русского государства от норманизма к славянской концепции.

Сегодня преобладает умеренная норманская теория, к которой вернулась советская историография в 1960-е годы. В ней признается ограниченный характер влияния варяжской династии на зарождение Древнерусского государства и акцентируется внимание на роль народов, проживавших к юго-востоку от Балтийского моря.

Два этнонима

Ключевые термины, которыми оперируют «норманисты» – «варяги» и «русь». Они встречаются во многих летописных источниках, в том числе в «Повести временных лет»:

«И сказали себе [чудь, словене и кривичи]: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву» И пошли за море к варягам, к руси».

Слово «русь» для сторонников норманской версии этимологически связано с финским термином «руотси», которым традиционно обозначались скандинавы. Так, лингвист Георгий Хабургаев пишет, что из «Руотси» может чисто филологически образоваться название «Русь».

Филологи-норманисты не проходят мимо и других похожих по звучанию скандинавских слов – «родсов» (швед. «гребцы») и «Рослагена» (название шведской провинции). В славянской огласовке, по их мнению, «родсы» вполне могли превратиться в «русов».

Однако существуют и другие мнения. Например, историк Георгий Вернадский оспаривал скандинавскую этимологию слова «рус», настаивая на том, что оно происходит от слова «рукхс» – названия одного из сармато-аланских племен, которое известно как «роксоланы».

«Варягов» (др. скан. «Væringjar») «норманисты» также идентифицировали со скандинавскими народами, делая акцент то на социальном, то на профессиональном статусе этого слова. Согласно византийским источникам варяги это, прежде всего, наемные воины без точной локализации места проживания и конкретной этнической принадлежности.

Сигизмунд Герберштейн в «Записках о Московии» (1549) одним из первых провел параллель между словом «варяг» и названием племени балтийских славян – «варгов», которые, на его взгляд, имели общие с русскими язык, обычаи и веру. Михаил Ломоносов утверждал, что варяги «от разных племен и языков состояли».

Летописные свидетельства

Одним из основных источников, донесших до нас идею о «призвании варягов на княжение» является «Повесть временных лет». Но далеко не все исследователи склонны безоговорочно доверять изложенным в ней событиям.

Так, историк Дмитрий Иловайский установил, что Сказание о призвании варягов было позднейшей вставкой в Повесть.

Более того, являясь сводом разных летописей, «Повесть временных лет» предлагает нам три отличающихся друг от друга упоминания о варягах, и две версии происхождения Руси.

В «Новгородской летописи», вобравшей в себя предшествующий Повести «Начальный свод» конца XI века уже нет сопоставления варягов со скандинавами. Летописец указывает на участие Рюрика в закладке Новгорода, а затем поясняет, что «суть людие новгородстии от рода варяжска».

В составленной Василием Татищевым «Иоакимовской летописи» появляются новые сведения, в частности, о происхождении Рюрика. В ней основатель Русского государства оказался сыном неназванного варяжского князя и Умилы – дочери славянского старейшины Гостомысла.

Лингвистические свидетельства

Сейчас точно установлено, что целый ряд слов древнерусского языка имеет скандинавское происхождение. Это как термины торговой и морской лексики, так и слова, встречающиеся в быту – якорь, стяг, кнут, пуд, ябедник, варяг, тиун (княжеский управляющий). С древнескандинавского в русский язык перешел и ряд имен – Глеб, Ольга, Рогнеда, Игорь.

Важным аргументом в защиту норманской теории является работа византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (949), в которой даются названия Днепровских порогов на славянском и «росском» языках.

Каждое «росское» название имеет скандинавскую этимологию: например, «Варуфорос» («Большая заводь») отчетливо перекликается с древнеисландским «Barufors».

Противники норманской теории хоть и соглашаются с присутствием в русском языке скандинавских слов, но отмечают их незначительное число.

Археологические свидетельства

Многочисленные археологические раскопки, проводимые в Старой Ладоге, Гнёздове, на Рюриковом городище, как и в других местах северо-востока России, указывают на следы пребывание там скандинавов.

В 2008 году на Земляном городище Старой Ладоги археологи обнаружили предметы с изображением падающего сокола позднее ставшего гербом Рюриковичей.

Интересно, что похожее изображение сокола отчеканено на монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона, относящихся к середине X века.

Известно, что в 992 году арабский путешественник Ибн Фадлан в деталях описал обряд захоронения знатного руса с сжиганием ладьи и возведением кургана. Российскими археологами были обнаружены могилы такого типа под Ладогой и в Гнёздове. Предполагается, что подобный способ захоронения был перенят от выходцев из Швеции и распространился вплоть до территорий будущей Киевской Руси.

Однако историк Артемий Арциховский отмечал, что, несмотря на скандинавские предметы в погребальных памятниках Северо-Восточной Руси, захоронения производились не по скандинавскому, а по местном обряду.

Альтернативный взгляд

Вслед за норманской теорией Василием Татищевым и Михаилом Ломоносовым была сформулирована другая теория – о славянском происхождении русской государственности. В частности, Ломоносов считал, что государство на территории Руси существовало задолго до призвания варягов – в форме племенных союзов северных и южных славян.

Свою гипотезу ученые выстраивают на другом фрагменте «Повести временных лет»: «от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской». Об этом писал еще арабский географ Ибн Хордадбех, отмечая, что русы – славянский народ.

Славянскую теорию развили историки XIX столетия Степан Гедеонов и Дмитрий Иловайский.

Первый причислял руссов к балтийским славянам – ободритам, а второй подчеркивал их южное происхождение, отталкиваясь от этнонима «русый».

Русов и славян отождествлял историк и археолог Борис Рыбаков, помещая древнеславянское государство в лесостепь Среднего Поднепровья.

Продолжением критики норманизма стала теория «Русского каганата», выдвинутая рядом исследователей. Но если Анатолий Новосельцев склонялся к северному местоположению каганата, то Валентин Седов настаивал, что государство руссов располагалось между Днепром и Доном. Этноним «русь» согласно этой гипотезе появился задолго до Рюрика и имеет иранские корни.

Что говорит генетика

На вопрос об этнической принадлежности основателей Древнерусского государства могла бы ответить генетика. Такие исследования проводились, но они породили немало противоречий.

В 2007 году «Newsweek» опубликовал результаты исследований генома ныне живущих представителей дома Рюриковичей. Там отмечалось, что результаты анализов ДНК Шаховского, Гагарина и Лобанова-Ростовского (род Мономашичей) скорее указывают на скандинавское происхождение династии. Заведующий лабораторией генетики Института биологических проблем Севера Борис Малярчук отмечает, что такой гаплотип часто присутствует в Норвегии, Швеции и Финляндии.

Профессор химии и биохимии Московского и Гарвардского университетов Анатолий Клёсов с такими выводами не согласен, замечая, что «шведских гаплотипов не бывает». Принадлежность к Рюриковичам он определяет двумя гаплогруппами – R1a и N1c1. Общий предок носителей этих гаплогрупп, согласно исследованиям Клёнова, действительно мог жить в IX веке, однако его скандинавское происхождение ставится под сомнение.

«Рюриковичи – либо носители гаплогруппы R1a, славяне, либо носители южно-балтийской, славянской ветви гаплогруппы N1c1», – заключает ученый.

Два полярных мнения пытается примирить профессор института Всемирной истории РАН Елена Мельникова, утверждая, что еще до прихода Рюрика скандинавы хорошо интегрировались в славянское сообщество. По мнению ученого, ситуацию может прояснить анализ образцов ДНК из скандинавских захоронений, которых на севере России немало.

НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ – направление в изучении отечественного прошлого, сторонники которого считают скандинавов, викингов, норманнов основателями русского государства. Тезис о «призвании варягов», легший в основу теории, как и она сама, более трех веков используются в научно-политических спорах как идейное обоснование концепции о неспособности славян и прежде всего русских к самостоятельному государственному творчеству и вообще развитию без культурно-интеллектуальной помощи Запада.

Норманнская теория была впервые сформулирована немецкими учёными, работавшими в России по приглашению Петербургской АН во времена правления Анны Ивановны (вторая четверть 18 в.), – Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером и чуть позже приехавшим в Петербург А.Л.Шлецером. Описывая историю создания русского государства, они основывались на легендарном рассказе летописца из Повести Временных лет о призвании славянами на Русь варяжского конунга Рюрика, который и дал имя первой русской княжеской династии (Рюриковичи, 9–16 вв.). Под пером этих немецких историков норманны (северо-западные племена варягов, шведских викингов) и были создателями древнерусской государственности, их представители составили основу господствующего класса древнерусского общества (князья, бояре, верхушка командного состава их дружин во «времена военной демократии»). М.В.Ломоносов, современник Байера, Миллера и Шлецера, усмотрел в выдвинутой ими теории враждебный России политический смысл и указал на ее научную несостоятельность. Он не отрицал достоверности летописного рассказа, но полагал, что под «варягами» (норманнами) следует понимать племена готов, литовцев, хазар и многих других народов, а не одних лишь шведских викингов.

В 19 в. норманнская теория приобрела в официальной русской историографии 18–19 вв. характер основной версии происхождения русского государства. Норманистами были Н.М.Карамзин и мн. другие историки его времени. С.М.Соловьев, не отрицая призвания варяжских князей на Русь, не видел в этой легенде оснований для размышлений об ущемлении национального достоинства.

К 30–50-м 19 в. борьба между «норманистами» и «антинорманистами» была одновременно борьбой «западников» и «славянофилов». Она особенно обострилась в 60-х 19 в. в связи с празднованием в 1862 тысячелетия России. Противниками теории тогда выступили Д.И.Иловайский, Н.И.Костомаров, С.А.Гедеонов (который первым попытался доказать западно-славянское происхождение варягов), В.Г.Васильевский. Они обращали внимание на то, что тезис о призвании варягов впервые был превращен в теорию именно во времена «бироновщины» (когда многие высшие должности при дворе были заняты немецкими дворянами, стремившимися обосновать культуртрегерскую роль Запада для «отсталой» России). В то же время на протяжении шести предшествующих веков (12–18 вв.) легенда о призвании Рюрика включалась во все сочинения по истории России, но никогда не была основанием для признания отсталости Руси и высокоразвитости ее соседей. И все же аргументация «антинорманистов» была слаба и к началу 20 в. победа «норманизма» в русской историографии казалась очевидной. Даже выдающий русский специалист по древнерусской летописной текстологии и археографии А.А.Шахматов, установив поздний и недостоверный характер рассказа о призвании варяжских князей, все же склонялся к идее «решающего значения» скандинавских племен в процессе государственного строительства на Руси. Даже само название древнерусского государства он производил от финской лексемы «руотси» – обозначения шведов и Швеции.

В советской исторической науке вопрос о том, как было создано древнерусское государство, о верности или ложности норманнской теории приобрел очевидно политическое значение. Историки, изучавшие древнейший период русской государственности (Б.Д.Греков, Б.А.Рыбаков, М.Н.Тихомиров, В.В.Мавродин) были поставлены перед необходимостью дать «ожесточенный отпор реакционной буржуазии, пытающейся очернить далекое прошлое русского народа, подорвать чувство глубокого уважения к нему со стороны всего прогрессивного человечества». Вместе с коллегами-археологами, они стремились найти обоснования высокой степени разложения у славян общинного строя к началу – середине 9 в., поскольку только это могло подтвердить наличие внутренних предпосылок возникновения государства.

Тем не менее, «норманисты», особенно те, что работали над изучением истории древнерусского государства в зарубежных университетах, не сдавали позиций. Находя норманнские элементы в организации административно-политического управления, социальной жизни, культуры, норманисты старались подчеркнуть, что они были решающими в определении характера того или иного социального явления. К началу 1960-х норманисты превратились в защитников по крайней мере, одного из четырех концептов:

1) «Концепта завоевания», склонявшиеся к идее завоевания русской земли норманнами (разделяло большинство историков-руссистов)

2) «Концепта колонизации» (Т.Арне) – захвата русской территории норманнами путем создания скандинавских колоний.

3) «Концепта политического сотрудничества» между шведским королевством и Русью. Вначале роль варягов на Руси была ролью купцов, хорошо знавших чужие страны, позже – воинов, навигаторов, мореходов.

4) «Концепта иностранной элиты» – создания высшего класса на Руси варягами (А.Стендер-Петерсен).

Их оппоненты-антинорманисты в своей аргументации обращали внимание на следующие положения.

1) Представители южнобалтийского поморского славянства, входившие в большие племенные конфедерации племен, в 8–10 вв. доминировали на южных берегах Балтики и определили многое в истории, религии, культуре этого региона, оказав влияние на судьбы и на развитие восточного славянства, особенно на его северо-западный регион, где возникли первые центры русской государственности – Старая Ладога и Новгород. Но это были не варяги, а именно поморские славяне.

2) Древние связи поморского славянства с восточнославянскими землями нашли отражение в языковой общности южнобалтийских и новгородских (ильменских) славян. В Повести временных лет также сказано, что славянский язык и варяго-русский язык «суть един». В летописи найдено подтверждение того, что – по мнению ее автора – были норвежцы, шведы, датчане, а были «варяги – Русь», причем летописец выделял отдельно скандинавскую, а отдельно – варяго-русскую этническую общность.

3) Существование некоторых древнерусских князей варяжского происхождения (Олега, Игоря и др.) и норманнов-варягов в княжеских дружинах не противоречит тому, что государство в Древней Руси сформировалось на внутренней общественно-экономической основе. Варяги почти не оставили следов в богатой материальной и духовной культуре Древней Руси, потому что те из них, что жили на Руси, ассимилировались (ославянились).

4) Сами норманны (варяги) признавали высокий уровень развития Гардарики – «страны городов», как они именовали Русь.

5) Иноземное происхождение правящей династии типично для средневековья; легенда о призвании варягов на Русь не исключение (немецкие династии берут начало от римских, британские – от англо-саксонских).

На сегодня вопрос о происхождении русского государства окончательно так и не прояснен. Полемика норманистов и антинорманистов временами возобновляется, но из-за нехватки данных многие современные исследователи стали склоняться к компромиссному варианту, возникла умеренно-норманистская теория. Согласно ей, варяги оказали серьезное влияние на древних славян, но будучи малочисленными, быстро усвоили славянский язык и культуру своих соседей.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

Литература

Мавродин В.В. Борьба с норманизмом в русской исторической науке . Л., 1949
Ловмянский X. Русь и норманны . М., 1985
Русь и варяги . М., 1999
Сборник Русского исторического общества. Антинорманизм . М., 2003, № 8 (156)
Гедеонов С.А. Варяги и Русь . М., 2004

Норманская теория представляет собой целое направление в отечественной историографии, которое рассматривает проблему образования государственной власти у восточных славян под тем углом зрения, что решающее значение в этом процессе принадлежит пришлым варягам. Данная концепция, занимавшая одно время господствующие позиции, в последние десятилетия подвергается практически уничижительной критике, однако собственно научных аргументов против нее приводится не так много.

История появления и авторство норманской теории

Норманская теория обычно связывается с именами достаточно известных немецких ученых - Байера, Шлецера и Миллера, которые в середине XVIII века приняли русское подданство и оставили весьма заметный след в российской исторической науке. Собрав и проанализировав огромное количество русских летописей, эти ученые мужи пришли к выводу, что становление и развитие государственности на Руси есть заслуга прежде всего пришедших с севера норманнов, которые в летописных сводах именовались варягами.

Основные аргументы в защиту норманской теории

В защиту своей позиции немецкие ученые приводили чисто исторические аргументы, опиравшиеся в основном на текст «Повести временных лет», а также пытались дать этимологическое объяснение ряда понятий. В частности, по их мнению, термины «варяги» и «русь» происходят из одной языковой семьи, следовательно, иноземцы не просто пришли на восточнославянские земли, но и оставили глубокий след как в формировании основ государства, так и в становлении русской народности. Таким образом, норманская теория в целом созвучна со взглядом на историю многих европейских государств, которые возникли и формировались под влиянием внешнего завоевания.

Аргументы антинорманистов

Практически сразу эта концепция была подвергнута весьма серьезной критике со стороны М. Ломоносова, который делал упор на славянское происхождение большинства дошедших до нас слов и понятий, а также указывал на то, что зачатки государственности у славян возникли задолго до легендарного Рюрика. Впрочем, следует признать, что норманская теория занимала господствующее положение вплоть до второй половины XIX века, ее же придерживались и ряд советских ученых (например, М. Покровский).

Нейтральный взгляд на данную проблему

Многие современные ученые и обычные граждане весьма примерно представляют себе, что такое норманская теория. За и против нее аргументов достаточно много, а сама эта концепция из чисто научной уже давно превратилась в политическую. Связано это в основном с тем, что и сторонники, и противники этой теории исходят из одних и тех же данных, просто интерпретируют их по-разному. Ведь даже факт приглашения Рюрика можно трактовать в том смысле, что его позвали уже на готовый престол, да и само имя этого легендарного князя вовсе не обязательно скандинавского происхождения.

Норманисты и антинорманисты сегодня: антогонизм или толерантность?

Норманская и антинорманская теория сегодня солидарны в том, что определенная внешняя сила сыграла весьма заметную роль в процессе создания древнерусского государства. Однако сам этот невозможно просто взять и перенести на чужую почву, для него должны сформироваться определенные предпосылки. Практически все говорит за то, что такие предпосылки к IX веку у наших предков уже были.