То чему не учат в школе. Чему не учит современная школа


Стоит признать, что большая часть того, чему учат в школе, в жизни никогда не понадобится. Общество, стиль жизни, технологии и всё, что связано с повседневной жизнью меняются очень быстро, а школьная программа всё та же. В результате стены школы все покидают с аттестатом, но без практических знаний, которые помогут понять мир и выжить в нём.


Возможно, необходимость формирования этого умения вызовет удивление, но иногда в случае опасности или чрезвычайной ситуации нужно, чтобы тебя услышали. Это может стоить жизни. Поэтому засовываем пальцы в рот и учимся.


Есть постоянно вне дома, в кафе и ресторанах – дорогое удовольствие, домашняя еда поможет сэкономить много денег, но для этого нужно научиться готовить. Начинаем с простых, базовых рецептов и ни в коем случае не отходим далеко от плиты.


Если после дружеских посиделок выворачивает наизнанку, значит, пить не умеем. Нужно научиться определять свою дозу, которая поможет избежать неприятных последствий не только в плане физического, но и морального самочувствия.


Если норма алкоголя превышена, придётся искать лекарство от похмелья. Надёжных средств, которые спасают по утрам, множество. Так что выбрать лучшее невозможно, а вот действенное каждому придётся подбирать индивидуально. Для кого-то это будет рассол, а кого-то к жизни вернёт обычный куриный бульон.


Существует десятки «надёжных» средств от икоты, вот только в ответственный момент они почему-то не спасают. А учёные установили, что ключ к решению проблемы заключается в повышении уровня СО2 в крови. Так что придётся дышать секунд 30 в пластиковый пакет.


Для неопытного водителя пробитое колесо – это ночной кошмар, хотя на самом деле большой проблемы в этом нет. Главное, чтобы в багажнике оказалось, запасное.


Красно-белое сочетание смотрится потрясающе, если речь идёт не о вине и белой блузке или рубашке. Посыпаем ткань толстым слоем кухонной соли, которая впитает вино, а через час её можно будет убрать.


Умение вести переговоры – необходимость, а в школе, к сожалению, этому не учат. А ведь это зачастую и цена на машину поменьше, и карьерная лестница не такая крутая, и наказание не такое жёсткое, а ещё масса возможностей в бизнесе.


Рукопожатие может многое рассказать о человеке, поэтому здороваться нужно научиться правильно.


Жизнь – это не одиночество в джунглях. В жизни нам нужны люди, а мы нужны им. Вот только искусство общения с людьми в школе не преподаётся. А связи непременно понадобятся. Знания и умения – это хорошо, а знакомство с нужными людьми намного важнее.


Впечатление, произведённое на собеседовании, может стоить хорошей карьеры, поэтому к нему непременно нужно серьёзно готовиться. Начать нужно с поиска общей информации о компании, а закончить можно тренировкой улыбки перед зеркалом.


Страна проживания или ведения бизнеса не имеет значения, налоги придётся платить везде. Поэтому стоит научиться считать и оптимизировать их. Возможно, придётся обратиться к профессионалу.


Платить кредиткой очень удобно, но чревато последствиями. Плата наличными – более болезненный процесс с психологической точки зрения, расставаться с большой суммой в этом случае тяжелее. Да и потратить больше, чем есть, практически невозможно. А в целом нужно научить соизмерять свои доходы и траты.


У каждого должна быть заначка, её вид и размер не имеют значения. Она просто должна быть. Для этого придётся научиться на чём-то экономить. К сожалению, в школе не учат правильно распоряжаться деньгами.


Споры по поводу необходимости чаевых и их размера не утихают, хотя давно принято, что они составляют 15% от счёта, а при хорошем обслуживании 20%.


Правильно распоряжаться временем – важное умение, которое в школе не формируется. А зря. Оно бы помогло не только эффективно учиться при минимально затраченном времени, но во взрослой жизни тоже бы пригодилось.


Даже для тех людей, у которых активная личная жизнь, первое свидание с новым партнёром – это стресс. Что уж говорить о молодых мальчиках и девочках. Нужно учиться строить отношения с противоположным полом, а без практики никак не обойтись.


Первое свидание далеко не всегда ведёт к развитию отношений и созданию семьи. Рано или поздно приходится прощаться и уходить. Вот только никто не готовит, и школа в том числе, к тому, как пережить столь сложный в эмоциональном плане период.


Одно дело инициировать разрыв, совсем другое – пережить тот факт, что тебя бросили. Придётся испытать невероятно широкую гамму чувств.

Как путешествовать с минимальными затратами

Завязывать галстук должен уметь каждый мужчина, вот только на практике всё оказывается далеко не так.


Природные катаклизмы происходят в самый неподходящий момент, а застать могут в любом месте. Поэтому просто необходимы хоть минимальные знания по выживанию.


Все видели в фильмах или читали в книгах о том, как можно разжечь костёр с помощью лупы или кремня. А ведь стоит не просто почитать или посмотреть, лучше всего научиться.


Умение справляться со стрессом в современной жизни необходимо всем без исключения, как детям, так и взрослым.
Хотя стоит признать, что иногда школа не просто не учит нужным вещам, но порой даёт и неправдивую информацию. Часто приходится жить с вынесенными из стен школы.

Полное отсутствие практических знаний – главная проблема современного образования в нашей стране. Заканчивая школу, мы вступаем во взрослую жизнь, абсолютно ничего не зная о ней.

Нас учат лишь поверхностно, никогда не говоря, как будет на самом деле. Нас учат как правильно поступать и как не стоит, но нас не учат самому главному – тому, что нужно жить и думать, что будет завтра, думать о том, что нам на самом деле нужно.
Все это выливается в проблемы, с которыми так часто сталкиваются молодые люди.

Начнем с проблемы финансовой безграмотности.
Нам говорят, что после окончания школы мы идем в университет, затем на работу. Но никто не учит нас тому, что нужно стараться начинать зарабатывать деньги как можно раньше. В школе нам рассказали, что есть экономика, но не объяснили, как она работает.
Когда начинается взрослая жизнь и мы сталкиваемся с проблемой самостоятельного заработка и планирования своего бюджета, нам приходится самим разбираться, как правильно зарабатывать и тратить деньги, как платить налоги и как не влезть в бесконечные кредиты.
Финансовая безграмотность ведет к множеству последствий, например, долги по кредитам или неспособность откладывать деньги.

Вторая проблема – это психология отношений.
В школе мы научились сливаться с толпой, чтобы учителя нас не заметили и не спросили. Мы также научились подстраиваться под сверстников, чтобы не стать предметом насмешек. На этом, к сожалению, наши навыки социализации заканчиваются.
Нас не научили самому главному – выходить из конфликтов, грамотно отстаивать свою позицию. Откуда нам знать про защиту собственного мнения, если мы ежедневно слышали, что «автор имел в виду совсем не то»?
Учителя также не воспитали в нас лояльное отношение к чужому мнению, а неприятие и неуважение отличного от вашего мнения зачастую ведет к конфликту.

Следующая проблема – это проблема принятия и понимания себя.
Мы часто стесняемся своей внешности, своих мыслей и своих чувств. Нам страшно показаться другими, самовыразиться. Учителя говорят, что нужно вырасти «целостной личностью», но не объясняют, что это значит и как этой самой личностью стать.
У всех школьников на определенном этапе возникает вопрос «кем быть?». Иногда ответ на этот вопрос никак не приходит, поэтому мы обращаемся с ним к родителям или старшим друзьям. Из-за отсутствия профориентации во многих школах, некоторые подростки, послушав старших, выбирают себе совершенно неподходящие профессии.
Помимо всего, нас совершенно не научили учиться самостоятельно. Существует строгая школьная программа, в которой прописывается определенное количество часов русского языка и математики на ученика, не больше, не меньше. Нам говорят, что учить и что читать, школьники вынуждены учить учебники наизусть, ведь это все будет на экзамене. Вот только про самый важный навык – самообучение – не рассказывают абсолютно ничего. Нужно научиться учиться, анализировать новую информацию и наблюдать за тем, что происходит вокруг.

Еще один важный навык, который мы не приобретаем в школе – это ответственность . Мы обещаем принести домашнюю работу попозже, а оценки исправить ближе к концу четверти. Само собой, этого не происходит и остается лишь слезно выпрашивать оценку у учителя. В школе этот трюк проходит, а вот в институте или на работе – нет. Чувство ответственности, к сожалению, вырабатывается только после нескольких просроченных дедлайнов. Необходимо усвоить элементарные правила тайм-менеджмента, а также понять, что ответственность за себя несете только вы сами.
Для того, чтобы чувствовать себя увереннее и лучше, необходимо понять, что все исключительно в наших руках. Нужно приложить немного усилий, и мы получим недостающие умения и навыки. А они, в свою очередь, сделают нашу жизнь комфортнее.

Помните песню “Чему учат в школе”?

Книжки добрые любить и воспитанными быть

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

А вот о том чему не учат в школе и что с этим делать расскажет наш новый автор!

Оно может и так, но есть один навык, супер-важный, как оказалось, по жизни, которому в школе не только не учат, а скорее активно отучают. А он корень стольких побед, а когда чахнет, то и многих бедствий.

Потеряла запись источника этой цитаты: “Первые пять лет жизни ребёнка мы отводим на то, чтобы он научился ходить и говорить. Последующие десять, чтобы он сидел и молчал.” [перевод с английского автора].

Так выстроена наша система образования. Взрослые, думаю, из самых лучших побуждений, составили список того, что важно узнать юному члену общества, и настаивают, чтобы он этот список освоил.

Результат этого подхода плачевен тем, что мы тем самым отучаем его от самонаправления. Мой сын в школе (в обычной, вовсе не плохой, школе) научился распознавать, чего он не хочет: сидеть на скучных уроках, слушать про непонятно зачем-ему-нужный – что в его мире означает ненужный – список дат 16-го века . Ну и так далее. И научился отключаться от внешнего мира, занятого непонятно чем непонятно зачем, от окружающего его мира, который навязывает ему информацию, не заботясь пояснить, а для чего она нужна.

Хочу перемен или Линия наименьшего сопротивления

По счастью, научить меня “книжки добрые любить” моему школьному детству таки удалось. Книга Роберта Фрица “Линия наименьшего сопротивления” (Robert Fritz “The path of least resistance”) попала мне в руки всего несколько лет назад. Его фраза о том, что информация, не привязанная к конкретной задаче, бессмысленна и отфильтровывается мозгами автоматически, пронзила меня воспоминаниями детства. А ведь я была “любопытной губкой”, которой всё было интересно. Если даже у меня всплыли яркие воспоминания отвержения от напичкивания информацией “не про что”, то какого же должно быть мальчикам, которым свойственна гораздо более интенсивная фильтрация на важно-неважно. И выдумать задачку, чтобы продемонстрировать применение информации, помогает мало.

Фриц описал создающююся ситуацию так: у вас много “инструментов” (навыков, информации), которыми вы умеете пользоваться, но которым у вас нет применения, то есть, считайте, под кодовым названием “хлам”. И проследил последствия – вы не умеете и не привыкли исходить из поставленной задачи, и находить, или даже изобретать, инструменты, которые могут выполнить её. При встрече с подобной задачей у вас высокая вероятность испытывать ощущение бессилия, стресса, даже гнева, а также позыв спрятать голову в песок: “Это мы не проходили, это нам не задавали.”


Повторите этот цикл достаточно раз, и для вас любая “непройденная” (=новая, незнакомая) задача будет неприятна. Свои интеллектуальные способности вам будет соблазнительно использовать на то, чтобы её избежать, объяснив, почему этим не надо заниматься. Что проще всего сделать, отрицая любые свои интересы, кроме тех, на которые уже налеплена кнопка.

А молодняку тут ещё подбрасывают жару: кем ты хочешь вырасти, чем ты хочешь в дальнейшем заниматься? Голову в песок, и песню включить:

Тили-тили трали-вали

Это мы не проходили

Это нам не задавали

Такое направление развития юных мозгов устраивает компании компьютерных игр, может даже и многие другие компании, но не меня. Кстати, этим компаниям только пользователи такие нужны, а в работники они наверняка выискивают себе из тех, кто сумел избежать этой участи – а иначе на что они годны? Отвечаем: на выполнение инструкций, но не на выбор самостоятельно проложенного маршрута.

Что такое образование

Когда-то на вопрос внучки-подростка, что означает слово “образование”, мой дедушка перевёл его на латынь = “education”, корнем которого он назвал древне-греческое слово “educe” (которое до сих пор существует и на английском, можете проверить). “Educe” означает “выявлять, развивать”. Развитие умственных способностей никак не может обойти обучению мышлению, и в частности подходам к новым областям, к незнакомым задачам.

В последствии, я не поленилась найти и трактацию слова школа = “school”. Само слово “school” на английском раньше означало просто “стая, косяк рыбы”, то есть школа была местом сборища деток, где их выпасали.

Современные переводы глагола “to school” скопировала сегодня из Google Translate:

обуздывать, дисциплинировать, приучать, школить, отчитывать, обучать, посылать в школу, и т.д.

Только на предпоследнем месте стоит “давать образование”, перед “собираться косяками”.

Откуда ноги растут?

Копаясь вокруг всего да этого, наткнулась я на интересные, но не очень знаменитые, детали западной истории. Образование для детей богатых существовало издавна, а вот “общее образование”, по крайней мере в Англии, было введено по ходу развития индустриальной революции, и с очень определённой целью: у Британской Империи, за счёт распространения территории и индустрии, создалась острая нехватка грамотных чиновников, администраторов, писарей, конторских служителей и т.д. Потому ранние версии “общего образования” были рассчитаны именно на создание нового класса чиновников – грамотных людей (подчеркну – не самоосознанных, образованных, самостоятельных людей, а армии “выполнителей” с канцелярскими навыками). С этой задачей система справилась, и справляется, достаточно успешно.

С тех пор уже много голосов твердят о том, что общему образованию нужно сдвинуться с мёртвой точки натаскивания выполнителей, что обществу не хватает людей с выдумкой, предпринимателей, первопроходцев, умеющих и поставить и достичь цели. Книга Фрица – результат многолетнего опыта выявления тех самых мыслящих, деятельных, творческих созидателей – и среди уже-разочарованных юных сердец, и из рядов почти-отчаявшихся странников постарше.

Свой “моторчик” заводить

Все мы знакомы с людьми, у которых собственный “моторчик” явно включён, и с другими, у кого он кашляет, простаивает, или даже настолько атрофирован, что кажется, что он проржавел, или отсутствует вовсе. И так легко считать, что у некоторых моторчик просто от рождения установлен, а другим, ну увы, меньше повезло от бога/генетики.

Но я не могла смириться с мыслью, что моему сыну просто “не дано” стать автором своих начинаний, вести активную жизнь, выбирать свой путь. Мой сын, тем временем, был из-рук-вон убедительной иллюстрацией проблемы, описанной Фрицем. На вопрос “А чего ты хочешь?” он не мог ответить. Совсем. На одной стороне страницы – длинный список, чего он хочет избежать, а на другой, отведённой на список его вожделений – пустое место.

Своими действиями, своими выборами занятий, он только подчёркивал дефицит. Без угроз, не из под палки, предоставленный собственным позывам, он усаживался на диванчик, включал экран, и отключался. Человека в полном смысле этого слова тут было ещё не разглядеть. “А чего ты хочешь?” – “Не знаю.”

Мучило меня в этой картине не только то, что траекторию дальнейшего не-до-развития легко просчитать. Гложило меня ещё и осознание, что у меня не было под рукой метода, как включить его моторчик, что я терялась в догадках, как накачать этот мускул самой. И потому размышления и опыт Фрица я читала в режиме “не оторвать”.

Фриц, по образованию композитор, в какой-то момент заинтересовался параллелью творческого процесса так-называемых “творческих профессий” – живописи, музыки и т.д. – и творческого процесса в любых других начинаниях. Скажем, как случаются открытия науки, как инженер выстраивает планы на подвесной мост, какого никто ещё никогда не строил. Словом, как ведут себя первопроходцы любого жанра.

По мнению Фрица, все творческие начинания начинаются именно с задачи, для выполнения которой у вас нет уже готового инструмента или методики. Это как-бы мир школы наоборот. Вот у нас есть задача, а формулы/теоремы, кем-то уже доказанной и т.д. – нет. Вот где уже надо мозговать! Вот где просыпается моторчик!

А вот и второй новый ракурс: Фриц считает, что умение понять, чего ты хочешь – не автоматическая, рефлекторная, функция, а именно умение, навык, который может развиваться или атрофироваться. А развить задачу от общих мечтаний, вынашивать её до более конкретных очертаний, вплоть по составления плана, готового к выполнению, это пилотаж покруче.

А как-же узнать, чего ты хочешь? Можно ли развить этот навык нарочно? Фриц предлагает такую проверку кандидатов в список пожеланий: “Если было бы возможно, ты бы взял?” (If you could have it, would you take it?)

Что, ларчик так просто открывался?

Примеряю: видение сына, горящего проектами – взяла бы, с руками оторвала бы! Зачёт.

Так что, ларчик действительно так просто открывался? Есть клин, который частенько влезает даже на этой ранней стадии: наши представления о том, что возможно. Чтобы моторчик не сбивал, нужно, чтобы вы могли, хотя бы временно, отступиться от расчётов того, что вы считаете “выполнимым”. Интересно то, что вопрос выполнимости не отменяет ваших пожеланий.

Вот моя мечта видеть сына, целенаправленно идущего к собственной цели – это же пустые выдумки, такого в грустной “настоящей” жизни не бывает. Можно сразу поставить крест на таких “пустых” мечтаниях. Строка за строкой пересказов Фрица разговоров с людьми на эту тему бежали перед моими глазами, и мне пришлось признаться, что я сама привыкла душить свои помыслы рассказами о том, что мечты сбываются только в сказках. Тогда какой смысл настаивать, чтобы сын свои замыслы прорабатывал в жизнь, если я свои быстренько готова законсервировать под соусом “нереально”.

Сильное впечатление произвело на меня ещё одно наблюдение Фрица: не шибко важно, каков первый замысел, ему не нужно быть из темы “светлого будущего” и процветания всех народов. Пусть это будет приобретение первой кожаной куртки. Вера в свои силы и навыки успешного создания желанного результата, в его опыте, открывают диапазоны следующим задумкам. От “хочу купить кожаную куртку” к “хочу закончить школу с хорошими отметками”, или “хочу наладить более гармоничные отношения в семье”, или “хочу поступить в выбранный университет, потому что там лучше преподают предмет, который меня интересует”, или ” хочу организовать группу сьёмок видио-блога” происходит естественным путём. Ведь если можешь создавать весёлое и хорошее – дальше можно веселее и шире.

Передать всё драгоценное из книги Фрица – задача вне рамок этой статьи. Скажу лишь, что и дальнейшие ступени процесса создания (ну и созидания) описаны Фрицем с неожиданными подсказками и подмогой, отточенными годами вопросов и затруднений живых людей.

Обратно в будущее

С момента моей первой встречи с книгой Фрица сыну исполнилось ещё парочку лет. Его “мускулы” дерзать задумками развиваются потихоньку. Вот в математике задача из темы “не проходили” всё ещё ставит его в тупик. Хотя он уже меньше оспаривает мои заигрывания на тему “А если к задачке из школы подойти, как к собственной? Если считать, что учителя тебе в помощь, а ты сам рулевой своего образования?”

А есть и перемены более конкретные:

  • Вот уже больше года он подрабатывает себе на карманные деньги выступлениями по цирковому искуству
  • С прошлого лета вступил в драм-кружок, где набрал себе кучу новых друзей, которые, с подачи моего сына, устроили себе канал на Ютубе, где они выставляют короткометражные кино собственного производства
  • В прошлом марте мой сын прочитал короткую лекцию по психологии на местной конференции TEDx

Если бы можно было показать этот список той мне, мечтавшей о невозможном!

Ей пришлось бы поднапрячься и чтобы поверить своему будущему: лекция на конференции, выступления на сцене, новые друзья. Роль советчика и наставника, и не только сыну. Роль, награда которой – разделять гордость успехов друзей и подруг, глаза которых так недавно заливались слезами безнадежности.

Уже не ждать перемен

Закончу опять песней. “Мы ждём перемен” Виктора Цоя звучало по стране, когда моя семья собиралась уезжать за границу.

И я много лет с тех пор тоже ждала перемен. Название книги Роберта Фрица о том, как и воде, и жизни, свойственно течь по проложенному, или устоявшемуся, руслу – и о том, как прокладывать новые русла. О том, как можно не ждать новой системы образования, а дополнять её пробелы по надобности, о том, как можно браться за задачи, готовых решений для которых ещё может и не существует. Может даже и о том, как, если фантазией поднапрячься, можно в космосе летать чуть ли не на ложках и верёвке, что ни в каком учебнике не описано – но зачем русским об этом рассказывать, мы ведь и сами на выдумки горазды.

Многие родители считают, что, отправив ребенка в школу, могут спокойно заниматься своими делами – учителя научат всему. Так ли это на самом деле? Подготовлен ли выпускник школы к взрослой жизни во всех ее проявлениях, аспектах?

Да, школьная программа направлена на то, чтобы ученик был грамотным, образованным. Ему дают определенную сумму знаний, но жизнь намного шире этого. Выпускник, получив аттестат, стоит растерянный перед огромным, распахнувшим свои объятья миром взрослой жизни. Как Илья Муромец на распутье дорог. Куда идти, что делать и как?

Чему же не учит школа?

К сожалению, получаемые в школе знания никаким образом не пересекается с обычной жизнью. Ребенок обитает как бы в двух мирах: в школе, где его чему-то зачем-то настойчиво учат, и в обычной реальной жизни. Они идут параллельно. Почему? Разве то, что изучают по математике, физике, химии, географии и т.д. нельзя привязать к окружающему ребенка миру, чтобы ему было интересно, увлекательно учиться, чтобы он понимал, что знания действительно важны и нужны.

Дети не умеют сформулировать и высказать свое мнение, сделать доклад, защитить проект. Ребенок не может строить сложные предложения, только очень короткие. Предметов, предполагающих устное и письменное изложение изученного материала или своих размышлений, в школе много, а рассказать своими словами – не под силу, в лучшем случае наизусть. Потому что тогда думать не надо: вызубрил, рассказал на уроке и тут же благополучно забыл. К сожалению, домашнее задание задается таким образом, что выполнить его можно и просто выучив. А если бы, например, задавая очередной параграф, ставили проблемный вопрос, ответить на который можно только глубоко продумав материал, да еще и правильный ответ возможен не один, а несколько – вот тогда ребенок действительно заинтересовался бы предметом, глаза бы горели любопытством.

Школьника не учат рационально распределять свое время. Поэтому свободные от уроков, кружков, секций, курсов часы тратятся бездарно – бесценное время улетает в никуда, причем ежедневно. В результате дела не сделаны, материал не выучен, задачи не решены. И ребенок усталый и нервный. А почему? Не умеет управлять временем. Научить планированию — должно быть первоочередной задачей школы. Так же как уметь логически мыслить, видеть закономерности и устанавливать связи между явлениями. Это основа основ, фундамент успешного усвоения и понимания школьной программы. К сожалению, с этим неумением выпускник выходит и во взрослую жизнь.

Как правильно отдыхать? Под этим часто понимают ничегонеделание, сидение в интернете или перед телевизором. А в результате – чрезмерная усталость. Почему не проводится систематическое обучение правильному, качественному отдыху?

Очень важно иметь и элементарные медицинские знания. Но этому вообще не уделяется внимание. А ведь такие знания, умения и навыки жизненно необходимы в любом возрасте.

Дети юридически не грамотны, не знают своих обязанностей и прав, законодательство.

Не учат в школе и общаться, идти на компромисс, выходить из конфликтной ситуации, договариваться. Этому ребенка обучает жизнь, а не высококвалифицированные педагоги. Как найти друзей? Как построить свою крепкую семью? Как быть хорошими родителями? Это ответственные жизненные шаги, и надо знать основы построения семейных отношений, умения не потерять дружбу. Где этому научат, особенно если ребенок живет в неблагополучной семье?

Не обучают и ставить жизненные цели, определять приоритеты. Для чего учится ребенок, ходит в школу, на различные дополнительные занятия? Спросите. Если ребенок будет честно отвечать, а не так как от него ожидают, то услышите: «Так положено. Все учатся хотя бы 9 классов», «Стараюсь учиться хорошо, чтобы не слушать нудных нотации родителей» и т.д. Умение ставить цели и достигать их определяет и всю дальнейшую жизнь юного человека. Будет она интересной, энергичной, насыщенной, красочной или унылой, безынициативной, вялотекущей, наполненной жалобами и обидами.

Не обучают ребят и рационально пользоваться деньгами. Откуда они берутся в семье, какие статьи расходов обязательны ежемесячно, раз в полгода, в год? Нужно ли вести учет денежных средств? Этому с удовольствием учились бы школьники.

Так как многое остается вне школьной программы, заботливые родители должны научить ребенка всему этому сами. Тогда он вырастет инициативным, уверенным, будет смело принимать обдуманные решения и нести ответственность за них. Не так ли?

Каждый год в первый день сентября взволнованные родители одевают своих чад в новенькую форму, вручают дежурный букет цветов и отправляют грызть гранит школьных наук. Каждый из них надеется, что если повторять этот ритуал на протяжении 10 лет, то в результате он получит обратно гармонично развитую, всесторонне образованную личность, полностью готовую к вступлению во взрослую жизнь. Однако так ли это на самом деле? Насколько молодые люди, потратившие целых 10 лет своей жизни на обучение, готовы к реальной жизни?

У меня есть по этому поводу большие сомнения. Нет, я не против детального изучения тонкостей химических реакций, тригонометрических теорем и всех без исключения законов термодинамики, не подумайте. Но за этими академическими знаниями наши дети часто так и не успевают узнать о реальных жизненных задачах, которые им всем без исключения встретятся сразу же после выпускного звонка. Вот только краткий их перечень.

Компьютеры

То, что преподаётся в школах под условным названием «Информатика», только с очень большой натяжкой можно назвать реальным и актуальным курсом компьютерной грамотности. Вместо того чтобы дать полезные знания и, самое главное, практический опыт использования цифровых технологий для решения бытовых проблем, в школе преподают пёструю солянку из отвлечённых теоретических знаний и устарелых практикумов. В результате получаем выпускников, которые только умеют запускать свою любимую игру (если, конечно, есть ярлык на рабочем столе) и открывать страницу в «Одноклассниках» или «ВКонтакте».

Управление временем

Самым ценным и единственным невосполнимым нашим ресурсом является время. Соответственно, умение управлять этим ресурсом жизненно необходимо любому человеку, независимо от его будущего места работы. Нет, потом можно, разумеется, наверстать упущенное с помощью многочисленных книг по тайм-менеджменту и курсов повышения продуктивности, но, может, первичные навыки эффективного использования своего времени всё же лучше давать сразу в школе?

Умение учиться

Основной навык, которым должен обладать современный выпускник, - это умение учиться. Современные технологии так быстро меняют мир, что старые способы его познания уже давно не действуют. Сегодня вместо упрямого заучивания тех или иных фактов гораздо важнее знать, где и каким способом их можно быстрее получить. Сегодня навыки взаимодействия с поисковой строкой и быстрого освоения большого количества информации нужны гораздо больше, чем заученные страницы школьных учебников.

Управление деньгами

Много ли наших выпускников могут сами разобраться в условиях банковских кредитов, тонкостях составления домашнего бюджета или хотя бы грамотно пользоваться банковской картой? Да, совсем скоро они научатся этому на своём опыте и ошибках, но, может быть, лучше на уроках математики вместо деления яблок и землекопов давать и такие задачи? Или даже ввести специальный курс финансовой грамотности?

Навыки выживания

Мы часто говорим про изнеженность и неприспособленность наших детей, и во многом это действительно правда. Никто не хочет воспитать из обычного мальчика или тем более девочки стального Рэмбо, но иногда обладание хотя бы самыми простыми навыками выживания очень сильно облегчает жизнь. Первая медицинская помощь, организация быта и питания в походных условиях, основы навигации, разведение огня и поиск воды - все эти знания должны преподаваться детям, причём не в школьных классах, а на практике.

Переговоры и дискуссии

Всю свою взрослую жизнь мы только и занимаемся тем, что ведём переговоры и вступаем в дискуссии. Очень часто способность убеждать и доказывать свою точку зрения значит гораздо больше, чем светлая голова, знания или умелые руки. Ведь неслучайно начальниками становятся чаще всего те, кто много и хорошо говорит, а не те, кто много работает. Тем не менее искусство риторики и ведения переговоров не изучают в школе, хотя это не помешало бы.

Душевное здоровье

Россия занимает первое место в Европе по количеству детских самоубийств. В этой печальной статистике содержится ответ на вопрос о необходимости присутствия в школьной программе какого-либо предмета, который научит быть счастливым. В подростковом возрасте человек особенно восприимчив к проблемам, стрессам, депрессиям, так что урок психического здоровья в школе жизненно необходим. Если есть уроки для физического здоровья, то почему отсутствуют уроки для укрепления здоровья психического?

Как найти работу

Возможно, это самый главный навык, которому надо обучать в старших классах школы. Десятки тысяч счастливых выпускников покидают родные пенаты, чтобы уверенно и смело сделать шаг… Куда?

Вот на этот вопрос и должны давать ответ уже в школе. Как составить своё резюме, как вести себя на собеседовании, как заполнять анкеты и не нервничать перед важным тестом - все эти навыки пригодятся многим сразу же после последнего звонка. Так почему им не учат в школе?

А какие важные предметы и курсы были бы, по вашему мнению, полезны в современной школе? Чему ещё лучше учить наших школьников за школьной партой, а не методом собственных проб и ошибок?