Япония в эпоху правления династии токугава. Театр Кабуки был создан женщиной, любившей мужскую одежду

На данном уроке вы познакомитесь с самобытной культурой и историей Японии. Япония в XVII-XIX веках - это страна храбрых и отважных самураев, ремесленников, изготавливающих оригинальные товары, купцов, занимающихся торговлей, а также крестьян, у которых, как и в других странах в это время, было самое незавидное положение. На данном уроке вы узнаете о Японии периода правления династии Токугава, находившейся на троне около 250 лет. Это время закрытия японских границ и самобытного развития Японии. Только император Муцухито откроет японские границы, но это произойдет значительно позже.

На данном уроке речь пойдет о развитии Японии в эпоху правления династии Токугава.

XVII-XIX вв. в истории Японии принято называть периодом Эдо. Название этого периода дала столица государства в это время - город Эдо (рис. 1) (современный Токио). XVII-XIX века - это эпоха, когда Японией управляла феодальная военная верхушка, возглавляемая династией Токугава . В 1603 году представитель династии Иэясу Токугава смог победить своих оппонентов и принять титул сёгуна . Сегун - это военный и политический лидер страны, руководитель. Однако при сегунах сохранялся и титул императора. Императоры в это время являлись скорее первосвященниками, нежели реальными правителями Японии. Несмотря на это династия Токугава смогла продержаться у власти вплоть до 1868 года.

Рис. 1. Город Эдо - столица Японии ()

Для периода Эдо характерно четкое деление общества на классы. Классовая система того времени представляла собой 4 сословия (сословие - это социальная группа людей, наделенная определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству): самураи, крестьяне, ремесленники и купцы . Для каждого из этих сословий четко определялось положение, возможности, каждая часть жизни японца этого периода была законодательно прописана.

Ведущим сословием было сословие самураев (так в Японии называли воинов) (рис. 2). Самураи обладали огромным количеством привилегий. Только они имели возможность носить с собой в мирное время 2 меча: длинный и короткий (рис. 3). Это показывало, что самураи имеют право карать по своему усмотрению. Если кто-то из представителей нижних сословий вел себя неподобающе в присутствии самурая, то он имел право казнить провинившегося. Самураи составляли 10-ю часть населения Японии и представляли собой грозную силу. Когда заканчиваются кровопролитные войны, самураям оказывается нечего делать. Самураи - воины и к мирной жизни они не приспособлены, ведь делать ничего мирного они не умеют. Встал вопрос: чем же заниматься самураям в условиях мира? Часть самураев становилась наемниками. Другие открывали школы боевых искусств и становились мастерами своего дела, например фехтования (рис. 4). Часть самураев стала чиновниками, а некоторая пыталась перевернуть ход развития государства и вновь призывала к войнам. Не раз сёгунам приходилось подавлять самурайские восстания.

Рис. 2. Японские самураи ()

Рис. 3. Самурайские мечи ()

Рис. 4. Японские самураи ()

Положение купцов (рис. 5) и ремесленников (рис. 6) было еще хуже. Большинство городов принадлежало либо сёгунам, либо князьям. В таких городах самоуправство чиновников-самураев не имело никаких ограничений. Больших сёгунских городов, где положение купцов и ремесленников было сносным, было немного, например Осака, Хаката, Киото.

Рис. 5. Японский купец (справа) ()

Рис. 6. Японские ремесленники ()

Но самым худшим было положение крестьянства (рис. 7) , ведь крестьянин не имел никаких прав. Они являлись основной частью налогоплательщиков, и феодалы-самураи обращались с ними, как им хотелось.

Рис. 7. Японские крестьяне ()

Как и другим народам Тихоокеанского региона, в XVII - XIX вв. японцам пришлось столкнуться с возросшей активностью европейцев в данном регионе. Первый сёгун, Иэясу Токугава (рис. 8), относился к иностранцам с подозрением, но все же позволял торговать и селиться на территории японских островов. Но с течением времени отношения между японцами и европейцами стали ухудшаться. Причиной этому является во многом то, что восстания, которые поднимались против сёгунов Токугава, часто имели именно христианский характер . В 1612 году вышел указ, который запрещал подданным Токугава принимать христианство . Сёгуны потребовали, чтобы все их подданные отреклись от этой религии. Вскоре начались репрессии против христиан на островах. Торговля с западными державами начала резко сокращаться.

Рис. 8. Японский сёгун Иэясу Токугава ()

В 1635 году вышел указ, запрещавший японцам покидать территорию государства. Тем японцам, которые на момент издания указа находились за пределами страны, возвращение было запрещено.

Во второй половине XVII века закономерным итогом данной политики стал запрет под страхом смертной казни иностранцам бывать на территории Японии. Страна была полностью изолирована от возможности контакта с западным миром . Подобная политика привела к противоречивым результатам. С одной стороны, Япония смогла успешно защищаться от европейского влияния. Доминирующими религиозными направлениями в стране были буддизм и синтоизм . С другой стороны, Япония не могла таким образом познавать те научные достижения, которые принесла Европа на территорию Азии. В исторической науке есть разные оценки «закрытия Японии», однако фактом остается то, что Япония смогла выйти из периода XVII-XIX вв. страной со своей традицией, культурой и своим видением внешней политики.

Особенной популярностью времен Токугава пользовались те религиозные направления и учения, которые поддерживали власть сёгуна. Так, известно было учение Чжу Си (рис. 9) . Это учение отстаивало идеалы подчинения младших старшим, незыблемость традиций. Подобные учения способствовали нарастанию националистической атмосферы в стране. Японцы провозглашались ведущей нацией и считали, что именно их путь наиболее верный и правильный во всем мире.

Династия Токугава продержалась у власти достаточно долго, около 250 лет. Однако со временем, а именно в XIX веке, произошла знаменитая революция Мэйдзи, в ходе которой власть в Японии вернулась в руки императоров. Император Японии Муцухито (рис. 10) сделал много важных нововведений, например открыл Японию для внешней торговли , при нем в Японии снова стали появляться иностранцы, он повел Японию по пути модернизации. Именно при императоре Муцухито Япония вновь вышла на мировую арену.

Рис. 10. Император Японии Муцухито ()

Список литературы

1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. - М., 2013.

2. Данн Ч. Традиционная Япония. Быт, религия, культура. - М.: Центрполиграф, 2006.

3. Китагава Дж. М. Религия в истории Японии. - СПб.: Наука, 2005.

4. Лещенко Н.Ф. Япония в эпоху Токугава. - 2-е изд. - М.: Крафт+, 2010.

5. Масе Ф., Масе М. Япония эпохи Эдо. - М.: Вече, 2013.

6. Толстогузов С.А. Сёгунат Токугава в первой половине XIX века и реформы годов Тэмпо. - М., 1999.

7. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. - М.: «Просвещение», 2012.

Домашнее задание

1. Какие четыре сословия существовали в эпоху династии Токугава в Японии?

2. Почему в японской истории XVII-XIX вв. называются периодом Эдо?

3. Почему Япония закрыла свои границы для Европы?

4. С какого времени начинается «открытие Японии»?

С тех пор, как Страна Восходящего Солнца впервые появились в древних китайских летописях, её история и культурные традиции не перестают удивлять.

Хотя почти все слышали о том, как монгольское нашествие в эту страну были сорвано цунами или о том, как Япония была отрезана от остального мира в течение периода Эдо, в японской истории есть много других странно-интересных фактов, а технические достижения поражают и сегодня.

1. Запрет на употребление мяса

Начиная с середины VII века, японское правительство ввело запрет на употребление мяса, которое длилось в течение более 1200 лет. Вероятно, вдохновленный буддийской заповедью не лишать других жизни, император Тэмму в 675 г.н.э. издал указ, который запрещал употребление в пищу говядины, мяса обезьян и домашних животных под страхом смерти. Оригинальный закон запрещал есть мясо лишь в период с апреля по сентябрь, но более поздние законы и религиозные практики привели к полному табу на мясо.

После того как в стране появились христианские миссионеры, употребление мяса в пищу было вновь популяризировано в XVI веке. Хотя еще один запрет был объявлен в 1687 году, некоторые японцы продолжали есть мясо. К 1872 году японские власти официально отменили запрет и даже император стал употреблять мясо в еду.

2. Кабуки создан женщиной, переодетой в мужчину

Кабуки, одно из самых известных и знаковых явлений в японской культуре, представляет собой красочную форму танцевального театра, в котором мужских и женских персонажей играют исключительно мужчины. Однако, на заре его зарождения, в кабуки было все наоборот - всех персонажей играли женщины. Основательницей кабуки была Идзумо-но Окуни, жрица, прославившаяся исполнением танцев и сценок, будучи переодетой в мужчину. Энергичные и чувственные выступления Окуни имели огромный успех, и другие куртизанки переняли ее стиль, имитируя ее выступления.

Этот «женский кабуки» был настолько популярен, что танцовщиц начали даже приглашать даймё («феодалы») для выступления на сцене в их замках. Пока все наслаждались новой откровенной формой искусства, правительство не было довольно происходящим. В 1629 году, после того, как во время шоу кабуки в Киото вспыхнул бунт, женщинам запретили появляться на сцене. Женские роли начали играть мужчины актеры и кабуки превратился в тот театр, каким его знают сегодня.

3. Капитуляция Японии едва не сорвалась

15 августа 1945 года император Хирохито объявил о безоговорочной капитуляции Японии союзным державам во время общенациональной радиопередачи, известной как «Jewel Voice Broadcast». Радиопередача фактически не транслировалась в прямом эфире, а была записана предыдущей ночью. Кроме того, она не велась из императорского дворца. В ту же ночь, когда император Хирохито записал свое послание, группа японских военных, которые отказались сдаться, начала государственный переворот. Лидер этого переворота, майор Кенджи Хатанака со своими людьми захватил Императорский дворец на несколько часов.

Хатанака хотел сорвать вещание «Jewel Voice Broadcast». Хотя его солдаты тщательно обыскали весь дворец, запись с капитуляцией так и не нашли. Чудом, несмотря на то, что каждого выходящего из дворца тщательно обыскивали, запись вынесли наружу в корзине для белья. Тем не менее, Хатанака не сдался. Он отправился на своем велосипеде на ближайшую радиостанцию, где в прямом эфире хотел заявить, что в стране произошел переворот и Япония не сдается. По техническим причинам он так и не сумел этого сделать, после чего вернулся во дворец и застрелился.

4. Самураи проверяли мечи, нападая на случайных прохожих

В средневековой Японии считалось позорным, если меч самурая не мог разрубить тело противника одним ударом. Поэтому для самурая было крайне важным наперед знать качество своего оружия и проверить каждый новый меч еще до реальных сражений. Самураи обычно тестировали мечи на преступниках и на трупах. Но был еще один метод, который назывался цудзигири («убийство на перекрестке»), в рамках которого целями становились случайные простолюдины, имевшие несчастье выйти на перекресток в ночное время. Сначала случаи цудзигири были редкими, но в конечном счете это стало такой проблемой, что власти сочли необходимым запретить подобную практику в 1602 году.

5. Трофейные носы и уши

Во время правления легендарного лидера Тоётоми Хидэёси, Япония вторгалась в Корею два раза между 1592 и 1598 годами. Хотя Япония в конце концов вывела свои войска из этой страны, ее вторжения были очень жестокими и привели к гибели одного миллиона корейцев. В это время для японских воинов не было редкостью отрезать головы своих врагов в качестве военных трофеев. Но поскольку везти с собой головы назад в Японию было довольно затруднительно, солдаты вместо этого начали отрезать уши и носы.

В итоге в Японии были созданы целые памятники для этих жутких трофеев, которые были известны как «гробницы ушей» и «гробницы носов». Одна из таких гробница в Киото содержит десятки тысяч трофеев. В другой в Окаяме хранилось 20000 носов, которые в итоге вернули Корее в 1992 году.

6. Отец камикадзе совершил харакири

К октябрю 1944 года вице-адмирал Такидзиро Ониси считал, что единственным способом выиграть Вторую мировую войну является печально известная операция «Камикадзе», в рамках которой японские пилоты-смертники врезались на своих самолетах в корабли союзников. Ониси надеялся, что такие нападения настолько шокируют США, что вынудят американцев отказаться от войны. Вице-адмирал пребывал в таком отчаянии, что как-то даже сказал, что он был готов пожертвовать 20 миллионами японских жизней для победы.

Услышав о капитуляции императора Хирохито в августе 1945 года, Ониси обезумел, когда понял, что он зря отправил на смерть тысячи камикадзе. Он счел, что единственным приемлемым искуплением будет самоубийство и совершил сэппуку 16 августа 1945 года. В своей предсмертной записке Ониси извинился перед «душами погибших и их безутешными семьями», а также попросил молодых японцев бороться за мир на планете.

7. Первый японец-христианин

В 1546 году 35-летний самурай Андзиро скрывался от правосудия за убийство человека в драке. Скрываясь в торговом порту Кагосима, Андзиро познакомился с несколькими португальцами, которые сжалились над ним и тайно перевезли в Малакку. Во время своего пребывания за границей Андзиро изучил португальский язык и был крещен под именем Пауло де-Санта-Фе, став первым японским христианином. Он также встретился с Франциском Ксаверием, священником-иезуитом, который летом 1549 г. отправился с Андзиро в Японию, чтобы основать христианскую миссию.

Миссия завершилась неудачно, Андзиро и Ксавье разошлись своими дорогами и последний решил попытать счастья в Китае. Хотя Франциску Ксавьеру и не удалось евангелизировать Японию, его в конце концов сделали святым и покровителем христианских миссионеров. Андзиро же, который, как полагают, умер пиратом, был полностью забыт.

8. Работорговля привела к упразднению рабства

Вскоре после того, как Япония впервые установила контакт с Западным миром в 1540-х годах, португальские работорговцы начали скупать японских рабов. Эта работорговля в конечном счете стала настолько большой, что даже у португальских рабов в Макао появились собственные японские рабы. Иезуитские миссионеры не были довольны подобной деятельностью и в 1571 году убедили короля Португалии положить конец порабощению японцев, хотя португальские колонисты сопротивлялись этому решению и игнорировали запрет.

Японский военачальник и лидер Тоётоми Хидэёси был в настоящей ярости от сложившейся ситуации с торговлей рабами (при этом, как ни парадоксально, он не имел ничего против порабощения корейцев во время набегов в 1590 году). В итоге, Хидэёси в 1587 году издал запрет на торговлю японскими рабами, хотя подобная практика сохранялась после этого еще в течение некоторого времени.

9. 200 школьниц-медсестер битвы за Окинаву

В апреле 1945 года союзники начали вторжение на Окинаву. Кровопролитие, которое длилось 3 месяца, унесло жизни более 200 000 человек, 94 000 из которых были мирным населением Окинавы. Среди погибших гражданских лиц был Ученический корпус Himeyuri - группа из 200 школьниц в возрасте от 15 до 19 лет, которых японцы заставили работать в качестве медсестер во время боя. Сначала девочки Himeyuri работали в военном госпитале. Но затем их перевели в землянки, поскольку остров все чаще бомбардировали.

Они кормили раненых японских солдат, помогали выполнять ампутации и хоронили тела умерших. По мере продвижения американцев девочкам приказали не сдаваться и в случае возможности плена совершать самоубийство с помощью ручной гранаты. Многие девушки действительно убивали себя, другие погибли в ходе боевых действий. Известна «Землянка девственниц», когда в заваленном помещении во время обстрела погибла 51 девочка. После войны в честь девочек Himeyuri были построены памятник и музей.

10. Программа по созданию ядерного оружия

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки повергли в шок Японию и весь мир в августе 1945 года, но одного японского ученого, возможно, они вовсе не удивили. Физик Ёсио Нисина беспокоился о возможности таких атак еще с 1939 года. Нисина был также руководителем первой программы по созданию ядерного оружия в Японии, которая стартовала в апреле 1941 года. К 1943 году комитет под руководством Нисина пришел к выводу, что создание ядерного оружия будет возможным, но очень затруднительным, даже для Соединенных Штатов.

После этого, японцы продолжали исследовать возможность создания ядерного оружия в рамках другого проекта «F-Go Project» под началом физика Бунсаку Аракацу. У Японии на самом деле были все знания, чтобы создать атомную бомбу, просто ей не хватало ресурсов. Доказательством тому является факт, что в мае 1945 года ВМС Соединенных Штатов перехватили нацистскую подводную лодку, которая направлялась в Токио с грузом в 540 кг оксида урана.

История Японии отсчитывается не с какой-то конкретной даты. Заселение территорий началось около 40 тыс. лет назад, хотя, разумеется, ни о каком государстве речи тогда не шло. Древние японцы жили небольшими общинами по 20-30 человек, занимаясь охотой, рыбалкой и собирательством. Примерно за три столетия до нашей эры из Кореи и Китая на острова были завезены технологии рисоводства и кузнечного дела. Ведение сельского хозяйства подразумевало оседлый образ жизни, а культивирование риса, требовавшего постоянного полива, привело к тому, что общины стали переселяться в долины рек. Именно с появлением сельского хозяйства племенные союзы начали объединяться в подобия небольших государств.

Первые упоминания о государствах, расположенных на территории современной Японии появились в китайских хрониках I века нашей эры. Три десятка из ста, о которых упоминают исторические хроники тех лет, наладили контакты с Китаем, отправляя туда свои посольства и дань.

Под властью племени Ямато страна начала постепенно объединяться. Именно Ямато дали Японии императорскую династию, первым представителем которой был император Дзимму, взошедший на престол якобы в 660 году до нашей эры. Однако большинство историков склонны считать Дзимму мифологическим персонажем, да и само возникновение династии относить к периоду не ранее середины I века до нашей эры.

Период Кофун

К концу III века нашей эры практически завершилось объединение мелких государств в некое федеративное образование под властью императора, который жил вместе со своим двором в столице. Каждый новый император переезжал в новую столицу, поскольку обычай не разрешал ему жить в месте, где осталась могила предшественника. И только в 710 году была основана постоянная столица государства город Хэйдзё-кё (современная Нара), а всего за 9 лет до этого был составлен первый законодательный свод, который формально действовал до принятия Конституции в 1889 году.

Примерно в середине VI века началось распространение буддизма. Несмотря на противодействие синтоистских жрецов, которое привело к конфликтам и нескольким войнам, со временем учение обрело популярность в высших слоях аристократического общества и стало государственной религией. Однако низшие слои общества продолжали исповедовать синтоизм.

В 645 году к власти пришел аристократический клан Фудзивара, который сосредоточил фактическую власть в своих руках, в то время как императору оставалась лишь роль верховного жреца.

Период Нара и Хэйнан

Отсчет периода начинается с постройки столицы Хэйдзё на территории современного города Нара. В это время в подчинении столицы находится более 60 провинций, каждая из которых возглавлялась своим губернатором, назначенным из центра. Согласно принятому за несколько лет до этого своду законов, земля и проживающее на ней население считались собственностью государства. В период Нара, длившийся около 80 лет, в значительной степени возросло влияние буддизма. В столице были построены самые большие храмы и монастыри. Одному буддийскому монаху из захудалого провинциального рода удалось настолько подчинить себе жившую в то время императрицу Кокэн, получившую при повторном восшествии на трон имя Сётоку, что он даже возжелал стать императором. Однако смерть императрицы помешала его планам, а для того чтобы избежать влияния буддистов на членов императорской семьи, столица переносится в город Хэйан. В новой столице не было построено ни одного буддийского храма.

В течение последовавшего периода Хэйан фактическая власть была сосредоточена в руках клана Фудзивара. В течение нескольких столетий девушки этого клана выходили замуж за членов императорской династии, все больше укрепляя родственные связи. Это привело к тому, что на ключевых должностях зачастую оказывались люди неспособные к государственной деятельности.

В конце IX века Япония прекращает официальные отношения с Китаем, носившие и до того времени довольно ограниченный характер. Если до этого момента Китай считался неким эталоном, то в последующие века благодаря отсутствию китайского влияния Япония выработала уникальную и обособленную культуру, переработав на свой лад все прежние заимствования.

Взошедший на трон в середине XI века император Госандзё не имел родственных связей с родом Фудзивара и захотел править страной самостоятельно. Отрекшись от престола в 1086 году в пользу своего несовершеннолетнего сына, он фактически управлял государством из монастыря. Последующие правители поступали так же, и до 1156 страна управлялась императорами-иноками.

Период Камакура

Начиная с XII века, все большее влияние на политическую жизнь государства начинают оказывать провинциальные военные кланы. Главное соперничество разворачивается между кланами Тайра и Минамото. Более удачливые Тайра, установившие связи с императорской династией, вызывали недовольство и зависть своих соперников, что привело к затяжной войне, в которой побеждают последние. Представитель клана Минамото Ёритомо, последовательно устранивший всех конкурентов, получает от императора должность сэйи тайсёгуна и в Японии на долгие века устанавливается фактическое двоевластие. За императорским домом остается отправление внешних ритуалов, а вся реальная власть принадлежит военным правителям сёгунам. Новое правительство (сёгунат) было основано в родном городе Ёритомо – Камакуре.

В 1274 году монголы, завоевавшие Китай, отправляются покорять Японию. 30-тысячный флот, предварительно разграбив острова Ики и Цусима, направляется в залив Хаката. Японские войска, уступавшие монголам и в численности и в вооружении, были обречены на поражение, однако налетевший тайфун разметал флот противника, и до прямого столкновения дело не дошло. Повторная попытка, предпринятая монголами в 1281 году, закончилась с тем же результатом – налетевший шторм похоронил большую часть монгольских кораблей. Именно тогда, судя по всему, и зародилось понятие «камикадзе», что буквально переводится как «божественный ветер», уничтожающий врагов.

Период Муромати

В 1333 году раскол между императором Годайго и его бывшим сподвижником Асикага Такаудзи выливается в открытое военное противостояние. Победа остается за Такаудзи, и императору приходится спасаться бегством. Он выбирает своей новой резиденцией Ёсино и основывает Южный двор. В то же время в Киото на трон восходит другой император, которого поддерживает клан Асикага. Район Муромати, где располагались правительственные здания, дал название этому периоду истории страны. До 1392 года в Японии параллельно существуют два императора, и два двора – Северный и Южный, каждый из которых назначал своих сёгунов.

Однако ни клан Асикага, ни предшествовавшая им династия сёгунов Минамото не обладали всей полнотой власти – провинциальные военные дома вели постоянное соперничество за должности и протекцию правящего дома. Естественно, кто-то оставался обделенным, что и вылилось со временем в вооруженное противостояние. В результате десятилетнего военного конфликта 1467-1477 была разрушена столица Киото, а сёгунат Асикага лишился власти. Потеря центрального управления привела к усилению провинциальных военных кланов, каждый из которых начал издавать собственные законы внутри своих владений. Япония вступила в период феодальной раздробленности, который продлился более 100 лет.

Именно в это время на территорию страны попадают первые европейцы, оказавшиеся купцами, которые помимо прочих товаров привезли с собой мушкеты. На основе купленных образцов японцы налаживают собственно изготовление огнестрельного оружия. Вслед за торговцами прибывают миссионеры, которые обращают в христианство некоторых японских феодалов. Веротерпимость японцев вполне допускала исповедование нескольких религий одновременно, принятие христианства не означало отказ от веры предков, зато способствовало налаживанию прочных контактов с европейцами.

Период Адзути-Момояма

Называется так благодаря замкам Адзути и Момояма, которыми владели Ода Нобунаги и Тоётоми Хидэёси.

Смутный период феодальной раздробленности закончился в 1573 году с изгнанием последнего сёгуна Асикага из Киото, за участие в заговоре против одного из будущих объединителей Японии Ода Нобунаги. Начиная с 1568 года, Ода планомерно и последовательно уничтожал своих врагов, воюя, в том числе, и с буддийскими школами, в подчинении которых целиком находились некоторые провинции. После смерти Нобунаги объединение страны продолжил его сподвижник Тоётоми Хидэёси, подчинивший своей власти северные провинции, а также острова Сикоку и Кюсю.

Хидэёси конфисковал оружие у монахов и крестьян, заставил самураев переселиться в города, провел ревизию государственных земель и перепись населения. Специальным указом из страны изгонялись все христианские миссионеры, для устрашения которых даже пришлось казнить несколько десятков католических монахов.

После объединения страны Хидэёси начал планировать экспансию на материк, мечтая покорить Китай и Корею. Однако его смерть положила конец безуспешной военной кампании на Корейском полуострове, после чего вплоть до конца XIX века Япония отказалась от попыток вторжения в другие страны.

Период Эдо

Завершил объединение Японии Токугава Иэясу, управлявший своими землями из замка Эдо. В 1603 году он стал основателем последней династии сёгунов. В этот период была создана 5-классовая система: самураи, крестьяне, ремесленники, купцы и «эта» — парии японского общества, занимавшиеся самой грязной работой. Изменить статус было невозможно.

После того, как в 1615 году Токугава расправился со своими последними противниками, наступило время мирного затишья. Попытка крестьянского бунта в Симабаре, имевшего в основании христианские лозунги, привела к тому, что сёгунат издал указ, запрещающий европейцам находиться на территории страны, а японцам покидать ее пределы. С 1639 года и до середины XIX века Япония вступает в период добровольной самоизоляции.

Мирная жизнь привела к расцвету культуры, творчества и различных ремесел. Активно развивались литература и театр.

Однако ограничение контактов с внешним миром пришлось по вкусу не всем. Купечеству нужны были рынки сбыта, да и внешний мир не желал игнорировать существование Японии. В 1853-54 году американский офицер Пэрри силой заставил японское правительство открыть несколько морских торговых портов. Его действия, вкупе с комплексом накопившихся проблем, привели к недовольству в отношении сёгуната, который под давлением военных был вынужден передать власть императору. Закончилось 6-вековое правление военных домов.

Период Мэйдзи

После Реставрации император переселяется в новую столицу – Токио. Начинается период активных реформ: отменяются социальные классы, объявляется свобода вероисповедания, вводится обязательное начальное образование. Правительство выкупает земли у феодалов-землевладельцев и проводит административную реформу. Вводится всеобщая воинская повинность. Развивается транспортная система и связь. Множество студентов отправляются на Запад, а в Японию приглашаются иностранные преподаватели. В 1889 году принимается первая Конституция и создается парламент.

Конфликт интересов приводит к войне с Россией, в которой Япония побеждает и увеличивает свою территорию. В 1910 году она возрастает еще больше за счет аннексии Кореи.

Вторая Мировая война и послевоенный период

Политика агрессивного милитаризма приводит к оккупации Маньчжурии в 1931 году с последующими бомбежками Шанхая. В 1937 году началась Вторая японо-китайская война продолжавшаяся до 1945 года. Только поражение во Второй мировой войне и подписание императором безоговорочной капитуляции положило конец милитаристским устремлениям Японии.

Разоренная войной страна, пережившая две атомные бомбардировки и оккупированная американцами, к тому же лишилась части своей территории. Под руководством американского генерала Мак-Артура началось реформирование политического и экономического строя государства. В 1947 году была принята новая Конституция, запрещавшая Японии иметь свои вооруженные силы.

Современная Япония у большинства людей неизменно ассоциируется с высокими технологиями, развитой наукой и богатой культурой. Однако, несмотря на высокий уровень технического прогресса, народ этой страны свято почитает свои древние традиции и дорожит своими корнями. История современной Японии берет начало с древнейших времен, за это время страна переживала как подъемы, так и падения.

У истоков истории

Самым первым письменным источником, в котором упоминается Древняя Япония, на сегодняшний день принято считать “Двадцать четыре истории”. Это китайские исторические хроники, которые датируются I веком. Однако история Японии началась значительно раньше, примерно 35-40 тысяч лет до нашей эры. К такому выводу ученые пришли, изучив археологические раскопки, проводимые на территории современной Японии.

По мнению историков, люди заселяли Японский архипелаг еще во время позднего палеолита. Этот период продолжался вплоть до 12 тысячелетия до нашей эры. Как свидетельствует история, в Древней Японии люди занимались охотой и собирательством. Из орудий труда присутствовали только каменные инструменты, отличавшиеся грубой обработкой. Довольно часто этот период упоминают под названием докерамического периода.

12 тысячелетие до н. э. ознаменовалось наступлением периода под названием Дземон, который можно сопоставить с неолитом и мезолитом. В это время Японский архипелаг завершал свое формирование, на побережье появились первые поселения, а населяющие эти территории люди стали использовать керамику.

Что касается этнического происхождения японцев, то на его формирование, согласно истории Древней Японии, оказали большое влияние айны и выходцы с восточного побережья Азиатского материка. Кроме того, на островах Сикоку и Кюсю проживали австронезийские племена.

Эпоха металла

Согласно археологическим раскопкам, в то время, когда племена начали активно осваивать металл, начинает все ярче проявляться разделение людей по имущественному признаку. Свидетельством тому являются погребения тех лет. Некоторые захоронения отличаются богатым погребальным инвентарем. Среди найденных предметов есть кинжалы, мечи и бронзовые зеркала.

Особенно яркие черты имущественной дифференциации наблюдаются в ранний железный век (по-другому, в курганную эпоху).

Япония в начале нашей эры

Примерно в первом тысячелетии до нашей эры на территории Японского архипелага появились переселенцы из Китая и Кореи. Вместе с мигрантами в Японии возникли такие новшества, как повсеместная обработка металлов (бронзы, меди и железа), ткачество, гончарное дело и распространение сельского хозяйства. Именно с этого времени население стало сеять рис, бобы, просо. В истории Японии этот период принято называть периодом Яей (900 г. до н. э. — 300 г. н. э).

Помимо развития хозяйства и ремесел, следует отметить и объединение различных племен и родов в более крупные группы. Однако этот процесс нельзя назвать мирным — слияние происходило в результате межплеменных и межродовых войн и стычек. Иными словами, более сильные и многочисленные племена вытесняли более слабые и малочисленные.

На смену периоду Яей пришел период Кофун, который характеризуется объединением территорий под властью клана Ямато. Территория его земель включала Центральный и Западный Хонсю и земли Кюсю.

С 538 года н. э на территории современной Японии воцарился период Асука. Переселение племен из Китая способствовало проникновению на территорию Страны восходящего солнца буддизма. В период Асуки эта религия успела широко распространиться среди местного населения. Более того, именно в эти годы происходит бурный расцвет японской культуры и разработка сводов законов (он имел название “рицуре”).

Как мы уже упоминали в самом начале, история Японии уходит вглубь веков, она богата и интересна, но рассказать обо всех вехах развития и становления этого государства в одной статье невозможно. Кстати, достоверных сведений о дате появления первого централизованного государства в Стране восходящего солнца до 7-го века нет. Объясняется это отсутствием письменности, поэтому в этих вопросах можно лишь опираться на другие исторические хроники, например китайские.

Развитие страны в эпоху Нара и Хэйян (710-1185 гг.)

В 710 году в Японии появилась первая официальная столица — город Нара. При строительстве города главным ориентиром служили китайские поселения. В частности, здесь было возведено множество монастырей, а здания по внешнему виду полностью повторяли китайские дома. Эта особенность во многом повлияла на дальнейшую судьбу города. Так, чтобы избежать усиления политического веса буддийских храмов, столицу в 1184 году решили перенести в город Нагаоку, а еще позднее — в Хэйан (он носил статус главного города Японии почти 1000 лет).

Эпоха Нара в истории Японии ознаменовалась тем, что китайское влияние на японскую культуру несколько ослабело. Если до этого основным языком был китайский, то теперь японцы создали свою азбуку — “кана”.

Что касается политической власти, то она длительное время была сосредоточена в руках клана Фудзивара.

“Реформы Тайка”, принятые несколько ранее, уже успели отразиться на жизни и быте народа Японии. Основная суть этих реформ состояла в увеличении налогов с крестьян. Наряду с этим аристократия и монастыри, напротив, от уплаты налогов освобождались. Результат — усиление влияния крупных землевладельцев и народ, оставшийся за чертой бедности.

В начале 12-го века власть Фудзивара удалось ограничить. При этом борьба за власть развернулась между двумя кланами: Минамото и Тайра. В результате восстания в 1159 году удержать бразды правления в своих руках смог клан Тайра, господство которого продолжалось вплоть до 1178 года. Смерть Тайра Киеморе вновь повергла страну в борьбу за власть, которая вылилась в войну Гэмпэй (1180-1185 гг.).

Эпоха Камакура (1185-1333 гг.)

Произошедшая битва при Данноура (в 1185 г.) принесла победу клану Минамото, который с большим перевесом разгромил клан Тайра. Уже в 1192 году Минамото смогли присвоить себе титул сегун (что значит главнокомандующий). Их главная цель состояла в ослаблении влияния императорского дома и установлении собственной власти в стране. История Японии в этот период характеризуется двоевластием.

Свою штаб-квартиру они расположили в городе Камакуре (от чего и пошло название японского сегуната). Однако решение расположить столицу сегуната в Камакуре было опрометчивым. Этот город находился в экономически отсталом районе страны, вследствие чего возникла экономическая слабость и развал.

В это же время на страну, ослабленную внутриполитической борьбой, предпринимают набег монголы. в 1266 году хан Хубилай требует признать его власть, однако Япония сопротивляется. Ответом на такой дерзкий отказ стало нападение монгольского флота. В ноябре 1274 года неприятель подошел к западным берегам Японии, захватил острова Ики и Цусима и начал высадку на северо-западном побережье острова Кюсю.

Самурайские войска самоотверженно сражались, однако они явно не были готовы к столь активным боевым действиям и столь многочисленным войскам врага. Битва была прервана в результате мощнейшего тайфуна, который уничтожил около 200 кораблей монгольского войска.

Новый поход на Японию монголы предприняли в июне-августе 1281 года. Захватчики подошли к японским берегам с двух сторон: первая армада двигалась из Китая, вторая — с Корейского полуострова. Всего в походе участвовало около 3500 кораблей и лодок. Японцы к тому времени уже успели усилить укрепления и подготовиться, но и в этот раз неприятельский флот был потоплен тайфуном. Именно с тех пор тайфуны стали называть “камикадзе”, что в переводе с японского означает “Божественный ветер”.

Эпоха Муромати (1333-1573 гг.)

Императору Годайго в 1333 году удалось восстановить былую власть благодаря ослаблению регентов Ходзе и смещению сегуната. Однако удержать власть в своих руках надолго ему не удалось. Устаревший государственный аппарат, отсутствие поддержки землевладельцев и представителей аристократии — все это привело к восстанию против двора в 1336 году. Предводителем этого движения стал Асикага Такаудзи. Годайго бежал, а на трон взошел другой император.

В 1338 году Такаудзи провозгласил себя сегуном и стал основателем нового правительства в Киото.

Ожесточенная борьба между двумя императорскими дворами велась на протяжении более 50 лет — это были нескончаемые противостояния, стычки и войны. История Японии в этот период считается напряженной: Северный двор чаще всего одерживал победу, в результате Южный двор полностью сдался в 1392 году, и Япония вновь оказалась под властью сегунов и императора.

Во время правления сегуна Есимицу страна сумела установить выгодные торговые связи с династией Мин в Китае. В это время усиленно развивалось сельское хозяйство, возводились новые города. В то же время в 15-м веке усиливается влияние крупных воинов-земледельцев, называемых “дзи-самураи”. Им удалось разделить всю страну на отдельные части, что привело к постоянным междоусобным войнам.

К середине 16-го века в Японию стали наведываться миссионеры-иезуиты и купцы из Португалии, основным товаром которых являлось огнестрельное оружие. В 1550 году сюда прибыл и иезуит Франциск Ксавье, распространяющий христианство. Многие жители Японии приняли эту религию, так как были заинтересованы в тесных торговых отношениях.

В эпоху Муромати крестьяне стали пользоваться такими новшествами, как водяное колесо, природные удобрения, тяговые животные — это позволило получать 2 урожая в год.

Ремесленники освоили производство хлопка, шелка, красок, лака и масел, металлургия получила 2 направления: кузнечное и литейное. В больших поселениях часто проводились ярмарки, население Японии наладило торговлю с другими странами.

Благодаря стараниям столичного сегуната произошло смешение культуры самураев и знати. Возникшая новая культура Японии имела яркие черты эстетических образов Китая и элементы дзен-буддизма. Именно в эту эпоху зародилось многое из того, чем культура Японии известна и по сей день. Это кабинетный стиль интерьера, татами, икебана, японская чайная церемония, сад камней, монохромные картины суми-э.

Эпоха Адзути Момояма (1573-1603 гг.)

Крупные землевладельцы, захватившие большое количество земель (иногда даже целые провинции), именовались дайме. Все они были заинтересованы в объединении Японии и захвате власти. Для осуществления этой цели дайме постоянно были вынуждены воевать. При этом перевес часто оказывался на стороне более вооруженных групп (в войнах активно использовали огнестрельное оружие).

Генерал Тоетоми Хидэеси сумел быстро отреагировать на сложившуюся ситуацию и в 1583 году подчинил остров Сикоку и северные провинции, а в 1587 году и остров Кюсю. Победа Тоетоми над кланом Ходзе в 1590 году позволила полностью объединить Японию.

История страны уже с первого дня правления Тоетоми Хидэеси наполнилась преобразованиями. По всей стране были разрушены десятки замков, все самураи должны были оставить земледелие и и переселиться в города. Велась "охота на мечи", в рамках которой у крестьян и монахов отбиралось все оружие. Все население страны четко разделялось на классы. В 1583 году власть имущие провели ревизию государственных земель, а чуть позже (в 1590-м) - перепись населения.

Чтобы снизить влияние христианской церкви, Тоетоми Хидэеси в 1587 году выдворил из страны миссионеров и запретил менять веру, а за непослушание даже казнил 26 человек.

Желая увеличить свои владения, в 1592 году Хидэеси двинулся на завоевания Китая, однако армия потерпела поражение. В одном из боев Хидэеси был тяжело ранен и позже умер.

Эпоха Эдо (1603-1867 гг.)

После смерти Тоетоми Хидэеси в 1598 году в борьбу за власть ввязался Токугава Иэясу, сподвижник Тоетоми. Он обещал заботиться о сыне и семье бывшего правителя, однако нарушил свое слово. В 1603 году Токугава Иэясу был провозглашен сегуном и основал собственное правительство в городе Эдо. Правление сегуната Токугава длилось 250 лет.

В годы своего правления Иэясу распределил землю между дайме. Те, кто поддерживал его еще до прихода к власти, получили самые хорошие (стратегически важные) участки. Все население страны было разделено на 4 класса. На верхушке пирамиды оказался класс самураев. Ниже располагались купцы, ремесленники и крестьяне. Был и пятый класс — к нему относились "парии" (люди с "грязными" занятиями и профессиями). Менять "свой" класс и профессию строго запрещалось.

Много внимания уделялось торговым отношениям — связи были налажены с Германией и Англией.

У клана Токугава практически не было сильной оппозиции, поэтому этот период в истории Японии можно назвать довольно мирным и тихим. Чтобы не допустить ослабления своей власти, правитель запрещает христианство (в 1614 году), в 1633-м запрещает дальние плавания, а в 1639-м и вовсе ограничивает внешние связи торговлей с Китаем. Все иностранные книги в тот период были под запретом. Япония оставалась закрытой от внешнего влияния вплоть до 1868 года. Этот факт заметно повлиял на уровень развития страны, ведь перенять научные и технические открытия мира страна не имела возможности.

Эпоха Мэйдзи (1867-1912 гг.)

В 1867-1868 годах была полностью восстановлена власть императора Мэйдзи, который переселился в новую столицу Токио. Эпоха Мэйдзи в истории развития Японии полна огромных перемен. Открытие “занавеса” давало возможность не только торговать с большинством стран, но и перенимать их опыт и открытия. Экономика и военное дело развивались стремительными темпами.

Стирались границы между социальными классами — правительство приняло решение о демократизации страны. В 1873 году принят закон о свободе выборе религии. Реформы коснулись системы образования, внедрялось обязательное образование, изучение синтоизма и конфуцианства присутствовало во всех школах.

Чтобы противостоять европейскому национализму, Япония много внимания уделила развитию армии: введена обязательная воинская повинность, флот строили по типу британского, а армию собирали и модернизировали по типу прусской.

Для подъема страны требовались специалисты. Для этого сотни студентов отправлялись учиться в другие страны, а для преподавания в учебных заведениях Японии приглашали учителей из-за границы.

1889 год ознаменовался принятием первой конституции. Несмотря на появление парламента, независимость императора сохранилась (он главенствовал в армии, на флоте, в законодательной и исполнительной власти).

в 1894-1895 годах развернулась война между Японией и Кореей, причиной этому стали разногласия по вопросам Кореи. Победу одержали японские войска, они даже захватили Тайвань, однако Запад вынудил отдать Китаю другие территории.

1904-1905 годы — время Русско-японской войны, вспыхнувшей на почве интересов Китая и Маньчжурии. Япония вышла в войне победителем, благодаря чему получила небывалую славу и уважение на мировой арене.

Усилив влияние на Корею, Япония смогла присоединить ее в 1910 году.

20 век в истории Японии

20-й век неразрывно связан с Первой и Второй мировыми войнами. Другими словами, новая история Японии снова омрачилась потерями и разрушением. Во время Первой мировой Япония выступила вместе с союзниками против германских войск, однако ее роль в этом была не столь значительной. В послевоенные годы страну охватила тяжелая экономическая ситуация, которую усугубило Великое землетрясение (1923), а также произошедший в 1929 году всемирный экономический кризис.

В 30-е годы установился жесткий военный контроль, цензура в средствах массовой информации, тщательная обработка информации в учебных заведениях, преследование коммунистов.

Желая завоевать Китай, в 1931 году Япония оккупировала Маньчжурию и назвала ее своим протекторатом. В том же году проводилась бомбардировка Шанхая. Осуществляли ее японские ВВС, целью которых была защита от антияпонского движения тех японцев, которые находились на территории Китая. Из-за таких жестких действий Япония вышла из Лиги наций в 1933 году.

Во всемирной истории Япония сыграла немаловажную роль. Самостоятельные действия военных Японии привели к началу второй японо-китайской войны. Боевые действия развернулись в июле 1937 года. Побережье Китая было оккупировано, при этом японские захватчики действовали по отношению к местному населению крайне жестоко. Несмотря на это, Китай продолжал сражаться до 1945 года.

Кроме того, Япония решила установить “Великий Пояс Азиатского Процветания” путем завоевания юга. В рамках этой программы Япония присоединилась к Италии и Германии и захватила Вьетнам (французский Индокитай). Великобритания и США ответили нефтевым бойкотом. Чтобы решить эту проблему, японская армия захватила Индонезию с ее богатыми месторождениями нефти.

В 1941 году (декабрь) произошло нападение Японии на США в Перл-Харборе, это дало возможность удерживать свой контроль на огромной территории в течение полугода.

В июне 1942 года США наголову разгромили противника и с союзниками отвоевали захваченные земли. После бомбардировок японских земель в 1944 году японцы стали использовать в боях камикадзе — летчиков, совершающих самоубийства.

Последние бои велись еще в 1945 году на Окинаве.

Когда 27 июня 1945 года Японии было предложено подписать капитуляцию по Потсдамской декларации, военные министры отказались и продолжили противостояние. Ответной реакцией США стали ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (это случилось 6 и 9 августа). Японские военные остались непреклонными, однако за подписание декларации 14 августа выступил император Хирохито.

История Японии с древнейших времен была пронизана бесчисленным количеством войн и междоусобиц. Долгие изнурительные боевые действия значительно повлияли на экономическое и техническое положение страны, однако восстановление дружественных отношений с Советским Союзом (1956 г.) и Китаем (1972 г.) привели к некоторой стабилизации. Немало было сделано и для восстановления страны. В результате усиленной работы в новейшую историю Япония вошла экономически процветающим государством и сейчас состоит в Большой Восьмерке.

С тех пор, как эта страна была впервые упомянута в древних китайских летописях, лишь несколько мест в мире могут сравниться с Японией такой же яркой и интересной историей. И хотя очень многие слышали про истории, как монгольское нашествие было сорвано мощным цунами или как Япония надолго отрезана от всего остального мира во время периода диктатуры Эдо, но все еще остается множество других малоизвестных странных и удивительных сюжетов из японской истории.

10. В Японии есть мясо было незаконным

Японское правительство, пришедшее к власти в середине 7-го века, установило запрет на потребление мяса. Табу на него длилось почти 1200 лет! Возможно, вдохновленный буддистским учением, которое против убийства, в 675 году н.э. император Тенму издал указ, под страхом смерти запрещающий есть говядину, мясо обезьян и других домашних животных.
Изначально по закону запрет распространялся на период времени с апреля по сентябрь, но позже новые законы и религиозные практики способствовали полному табуированию мяса в качестве еды, особенно говядины. Контакты с христианскими миссионерами повлияли на Японию, и поедание мяса снова стало распространено уже в 16 веке. И хотя в 1687 году был наложен новый запрет, некоторые японцы продолжили есть мясо.
К 1872 японские власти официально сняли запрет, и сам император снова стал мясоедом. Хотя отмена табу не была воспринята с ярым энтузиазмом, особенно монахами, но вскоре старинный запрет на мясо пропал из жизни обычных японцев.

9. Театр Кабуки был создан женщиной, любившей мужскую одежду


Кабуки, одно из самых знаковых проявлений японской культуры, – это яркая форма танцевального театра, в котором женские и мужские роли исполняются только мужчинами. Однако в самом начале Кабуки ассоциировался с совсем противоположным полом. Все роли игрались только женщинами.
Основательницей театра была Изумо но Окуни (Izumo no Okuni), жрица, которая прославилась исполнением танцев и пародий в мужской одежде. Чувственные и энергичные представления Окуни стали очень популярными, и другие куртизанки переняли ее стиль в выступлениях целых женских трупп. Этот «женский Кабуки» стал столь популярным, что танцовщиц даже начали приглашать к дайме (феодалам) для исполнения приватных шоу в их замках. И пока большинство зрителей только наслаждалось этим новым видом искусства, правительство не было столь же довольно происходящим.
В 1629 году после рейда по выступлениям Кабуки, развернувшимся в Киото, женщинам было запрещено выходить на сцены. Актеры-мужчины заменили их, и Кабуки, каким мы знаем его сегодня, так и остался увековеченным видом мужской актерской игры.

8. Капитуляция японской армии во время Второй мировой войны могла не состояться


15 августа 1945 года император Хирохито объявил о безусловной капитуляции Японии Объединенным силам в международном радиовещании «Jewel Voice Broadcast». Запись транслировалась не в прямом эфире, но была записана вечером накануне. К тому же она велась не из императорского дворца.
В ту же ночь, когда император Хирохито записал свою речь, группа японских военных, отказавшихся сдаваться, инициировала государственный переворот. Майор Кенжи Хатанака, лидер бунта, со своими приспешниками оккупировал императорский дворец на несколько часов. Хатанака хотел сорвать вещание радиопередачи «Jewel Voice Broadcast». И хотя его солдаты дотошно обыскали весь дворец, император не был найден.
Чудом, несмотря на обыски каждого, кто покидал дворец, запись была передана наружу в корзине с бельем для стирки. Но и тогда Хатанака не был готов сдаваться. Он покинул дворец и отправился к ближайшей радиостанции на своем велосипеде.
Хатанка хотел выйти в прямой эфир, но по техническим причинам этого не произошло. Пораженный лидер восстания вернулся во дворец, где и застрелился.

7. Самураи иногда испытывали свои мечи, нападая на случайных прохожих


В средневековой Японии считалось бесславным и позорным, если самурайский меч не мог разрубить тело врага за один удар. Для самурая было крайне важно знать о качестве своего оружия, и каждый новый меч нужно было испытать до начала боя.
Самураи обычно практиковали порезы на телах преступников и на трупах. Но был и другой метод, называемый цуджигири (убийство на перекрестке), согласно которому воины выходили на ночные перекрестки и сражали любого случайного прохожего.
Такие цуджигири были редким явлением. Но со временем они все же стали настолько большой проблемой, что властям пришлось запретить это действо в 1602 году. Согласно отчету со времен периода диктатуры Эдо (1603–1868), описывающему ранние годы этой эпохи, людей убивали ежедневно на одном и том же конкретном перекрестке современного Токио.

6. Когда-то японские солдаты отрезали носы и уши в качестве военных трофеев


Во времена правления легендарного лидера Тоётоми Хидэёси, Япония вторгалась в Корею дважды с 1592 по 1598 год. Хотя Япония, в конце концов, вывела свои войска с чужой территории, ее набеги были очень жестокими и унесли почти миллион корейских жизней.
Японские воины частенько отрезали головы поверженных врагов в качестве военных трофеев, но их перевозка на Родину оказалась затруднительной, и агрессоры стали отсекать уши и носы, ведь это было намного удобнее.
Дома в Японии были возведены целые памятники в честь этих жутких трофеев, которые прозвали «гробницами ушей» и «гробницами носов». В одном таком монументе в Киото, Мимицука, были обнаружены десятки тысяч трофеев. Другой памятник в Окаяме скрывал в себе 20 000 носов, которые были возвращены Корее в 1992 году.

5. Отец всех камикадзе совершил сеппуку (самоубийство), чтобы искупить смерть убитых летчиков


В октябре 1944 вице-адмирал Такихиро Ониши верил, что единственный для Японии способ победить во Второй Мировой – это запустить бесславную операцию «Камикадзе», в которой японские пилоты атаковали вражеские самолеты Объединенных сил, сбивая их собственными истребителями и жертвуя своими жизнями. Ониши надеялся, что шок от таких атак вынудит США сдаться в этой войне. Он так отчаялся, что был готов пожертвовать 20 миллионами японских жизней ради победы.
Услышав объявление императора Хирохито о капитуляции в августе 1945 году, Ониши обезумел от мысли о том, что даром пожертвовал тысячами пилотов-камикадзе. Он решил, что единственно верным выходом было самоубийство, и совершил сеппуку (самоубийство вспарыванием живота) 16 августа 1945. В своей предсмертной записке вице-адмирал просил прощения у «скорбящих семей» и молил молодое поколение бороться за мир на Земле.

4. Первый новообращенный христианин-японец был убийцей в бегах


В 1546 году 35-летний самурай Анжиро скрывался от закона. Разыскиваемый за убийство человека во время драки, он скрывался в торговом порту Кагошима, чтобы избежать наказания. Там он познакомился с португальцами, которые сжалились над Анжиро и отослали его в Малакку.
Во время пребывания на их судне Анжиро выучил португальский язык и был крещен именем Пауло Де Санта Фе, став первым японцем-христианином. Он также познакомился с известным миссионером Франциско Ксаверием, иезуитским священником, который плыл с Анжиро на одном судне для евангелизации Японии летом 1549 года. Миссия обернулась неудачей, и друзья разошлись каждый своей дорогой. Португальский священник попытался продолжить свое дело в Китае.
И хотя евангелизация Японии прошла не столь удачно, как хотелось бы Франциску, его канонизировали и огласили покровителем христианских миссионеров. Анжиро, который предположительно умер пиратом, был забыт.

3. Португальская работорговля привела к упразднению рабства в Японии


Вскоре после первых контактов Западного мира с Японией в 1540-х годах, португальцы начали активно скупать японских рабов. Рабов, проданных португальцам другими японцами, отправляли в Португалию и другие уголки Азии. Работорговля в итоге настолько разрослась, что даже португальские рабы в Макао стали хозяевами для несчастных рабов-японцев.
Иезуитские миссионеры были недовольны таким положением дел. В 1571 они уговорили короля Португалии, чтобы тот прекратил порабощение японцев, хотя португальские колонисты сопротивлялись и игнорировали новый запрет.
Тоётоми Хидэёси, японский главнокомандующий и лидер, приходил в ярость по поводу работорговли. И хотя в то же самое время Хидэёси не смущала работорговля корейцами, захваченными им во время набегов 1590-х годов, японский лидер открыто высказывался против торговли японскими рабами.
В 1587 году он наложил запрет, объявив работорговлю вне закона, хотя продажа японских рабов еще продолжалась какое-то время и после этого.

2. Около 200 японских старшеклассниц стали медсестрами во время боя при Окинаве


В апреле 1945 года Объединенные силы начали свое вторжение в Окинаву. Трехмесячная кровавая баня унесла жизни 200 тысяч людей, 94 тысячи из которых были мирными гражданами Окинавы. Среди убитых гражданских лиц был и ученический отряд Химэюри, группа из 200 школьниц возрастом от 15 до 19 лет, которых японцы вынудили служить медсестрами во время боя.
Сначала девочки из Химэюри работали в военном госпитале. Но затем их перевели в землянки и траншеи по мере того, как бомбардировка острова усугублялась. Они кормили раненых японских солдат, участвовали в ампутациях и хоронили тела погибших. Несмотря на то, что американцы явно побеждали, девочкам было запрещено сдаваться. Вместо этого им было указано совершить самоубийство, взрывая ручные гранаты.
Некоторые девушки покончили собой, другие из них погибли в бою. В одном из инцидентов, известном под названием «Землянка девственниц», 51 школьница была убита под обстрелом пещеры, в которой они прятались. После войны здесь были построены памятник и музей в честь девочек Химэюри.

1. У Японии была собственная программа ядерного вооружения во время Второй мировой войны


В августе 1945 года сброс атомной бомбы на Хиросиму и Нагасаки потряс Японию и весь мир, но один японский ученый не был удивлен, как остальные. Физик-ядерщик Ёсио Нисина беспокоился о возможности подобных атак еще с 1939. Нисина был главой первой японской ядерной программы, которая начала свои исследования в апреле 1941 года.
К 1943 году комитет, возглавляемый Нисиной, заключил, что создание ядерного оружия возможно, но слишком затруднительно даже для США. Японцы продолжили свои исследования в другой программе под названием «F-Go Project», которой руководил физик Бунсаку Аракацу.
И хотя программа Аракацу не возымела успех, кто знает, по какому сюжету бы пошла Вторая мировая война, если бы японцы первыми создали атомное оружие? По мнению писателя Роберта Вилкокса (Robert K. Wilcox), у Японии были все знания для создания атомной бомбы, но им не хватало ресурсов. В мае 1945 года военно-морскими силами США была перехвачена немецкая подлодка, которая должна была доставить в Токио 540 кг оксида урана.