Загадки где встречаются ъ и ь знак. Тема: Мягкий знак – буква-помощница и подсказчица

«Ъ и Ь знаки» - Пьеса. Воробьи. Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук. Ъ пишется перед корнем, который начинается на гласные: е, ё… Съёмка. Ь пишется в корне после согласных, но перед гласными: ю,я… Подъём. Польёт. Объезд. Объём. Серьёзный. Чутьё. Листья. Объявление. Объяснит. Муравьи. Бельё. Пьёт.

«Разделительный твёрдый и мягкий знак» - Муравьи колосья объявления свинья воробьи компьютер вьюга листья обезьяна. Догадаться вы сумели? Снежная буря, метель. Твердый знак. Полоса земли вдоль берега моря, озера. Выразите смысл одним словом и запишите слова отгадки. В каждом слове есть разделительные мягкий или твёрдый знаки. И, У, А после шипящих.

«Смягчающий и разделительный мягкий знак» - Проверь себя. Весёлые рифмы. Мягкость согласных звуков. Физкультминутка. Измените слова по данному образцу. Напишите предложения в порядке увеличения в них количества слов. Составьте цепочку слов. Измените выделенные слова так, чтобы они обозначали признак предмета. Загадки. Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука.

«Разделительные знаки» - Упражнение. Разделительный мягкий знак (Ь) пишется в следующих случаях. 16. Правило 1. Мягкий знак как показатель грамматической формы в глаголах. Разделительные знаки Ъ и Ь. Правило 2. Твердый знак (Ъ). Твердый знак и мягкий знак. Содержание. Мягкий знак (Ь). Мягкий знак как показатель грамматической формы в существительных.

«Мягкий знак после шипящих» - Меч. Мягкий знак после шипящих. Не страшно под пулями мертвыми лечь. Краткое прилагательное. Словарно – орфографическая работа. Печь. Развитие речи. Работа по карточкам. Ь после шипящих на конце слова. Рожь, мощь. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Найдите соответствие цифры букве. Правописание на конце слова Ь.

«Мягкий знак после шипящих» - Жгуч (кр. П.). 3 скл. - вещь, ночь, рожь, дочь, ложь, дичь, полночь. Сторож – 2 скл. Комментированное письмо. Тишь (3 скл.) - безлюдье вокруг. Дочь – 3 скл. Пастбищ (2 скл., мн. Ч., Р.п.). Свеч (1 скл, мн.ч., Р.п.). Рожь (3 скл.), много туч (туча 1 скл.). У существительных 2 и 3 склонения на конце слова мягкий знак не пишется.

Всего в теме 23 презентации

***

Твёрдый знак и мягкий знак –
Буквы нам нужны.
Не читаются никак,
Но в словах важны.

Мы без них совсем не можем,
Песни петь, стихи читать.
И в газету очень сложно
Объявление подать.

***

Вьется недалечко
Реченька-река,
Маленькая речка –
Меньше ручейка.
Ни поплыть,
Ни нырнуть,
Только ножки
Окунуть
Чуть-чуть!

***

Как мы пишем
твердый знак?
- Твердый знак мы пишем так:
Колесо и спичка,
Позади косичка.

***

Подъехал к стройке
Кран подъемный.
Подъемный кран –
Силач огромный!

***

Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.

***

Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой,
Вот так.
Букву капелька смягчит -
Слово мягко прозвучит.

ЗАГАДКИ ПРО БУКВУ Ъ и Ь

Чтобы ездить без проблем,
Знаки надо знать нам всем.
Только не поймём никак,
Где же в знаках…

***

То ли буква, то ли брак,
Крючковатый твёрдый знак.
Не рифмуется никак
Крючковатый …

Загадки с ответами для начальных классов к урокам русского языка.

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской области

Загадки к урокам русского языка для учащихся начальной школы.

Краткое описание:
Предлагаю вашему вниманию подбор загадок с ответами к урокам русского языка на различную тематику. Данный материал будет полезен учителям начальной школы, может быть использован на уроках русского языка в начальной школе при изучении нового материала, при закреплении изученного, а так же при проведении внеклассных мероприятий.

Цель: повышение учебной мотивации и познавательной активности обучающихся.

Задачи:
- развивать внимание, воображение, сообразительность, любознательность, логическое мышление;
- расширять кругозор детей;
- воспитывать интерес к предмету.

Загадки по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
1.На траве блестит роса,
Вышла девица – краса,
Траву режет и кладет,
Все вперед-назад плывет. (коса)
2.Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (лиса)
3.Лыко любит драть,
В огород скакать,
Бородой она трясет,
Дерезой себя зовет. (коза)
4.Сидит бабушка в очках на ореховых сучках.
О-хо-хо да ах-ах-ах – худо бабушке в очках.
Видит ночью в темноте и жучков, и паучков,
И ни зги не видит днем ни в очках, ни без очков. (сова)
5.Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
6.Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила.(зима)
7.Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (дерево)
8.Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица!
Знают все – и млад, и стар, что она – большущий шар. (Земля)
9.По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (волна)
10.Рано утром на дворе,
Много бус на траве. (роса)

Загадки по теме «Правописание парных согласных в корне слова» .
1.Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
2.Старик – шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз)
3.Свернешь – клин,
Развернешь – блин. (зонт)
4.За тобою он плетется,
Хоть на месте остается. (след)
5.Лежал, лежал,
Да в реку побежал. (снег)
6.То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Называюсь я … (тетрадь)
7.Невысок и коренаст
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под елками
Лист с зелеными иголками. (гриб)
8.Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (еж)
9.Кверху дном – полная, книзу дном – пустая. (шапка)
10.Набитая пухом, лежит под ухом. (подушка)
11.Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду
Мимо рта я не пройду. (ложка)
12.Унылая старушка
Живет в лесной избушке,
Одно и то же говорит,
Один слог всю жизнь твердит. (кукушка)
13.В беленьких платьях, желтые глазки…
Ты назовешь их без всякой подсказки. (ромашки)
14.Вот где спряталась подружка.
Под листом сидит … (волнушка)
15.Дождь и снег, гроза и ливень.
Одним словом как назвать,
Чтоб загадку отгадать. (осадки)
16.Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Их зовут … (цыплятки)
17.Острый кончик – ой, ой! На ноге его одной.
(гвоздь)

Загадки по теме «Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу».
1.Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (шило)
2.Под гору – коняшки,
В гору - деревяшки (лыжи)
3.Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (снежинки)
4.Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее цветок и лист
Нам с тобой идут на чай.
Что за травка, отгадай! (душица)
5.Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (шиповник)
6.Горит столб, а дыму нет. (свеча)
7.Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (туча)
8.Правду скажут, коль идут.
Остановятся – соврут. (часы)
9.Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен. (чулок)
10.У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (щука)

Загадки по теме «Правописание разделительного мягкого и твердого знаков».
1.В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе город строит. (муравьи)
2.Корень в земле, тело на воле,
К солнцу тянутся много рук – не расстанутся! (деревья)
3.Спереди - пятачок, сзади – крючок.
Посередине спинка, а на ней щетинка. (свинья)
4.Я великан: вот ту громадную,
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят. (подъемный кран)

Загадки по теме «Состав слова».
1.Не спорю, не белый – я, братцы, попроще,
Расту я обычно в березовой роще. (подберезовик)
2.Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник)
3.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я … (подосиновик)
4.Ночью, в полдень, на рассвете,
Службу он несет в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу. (пограничник)
5.Мастер, мастер, помоги -
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости. (сапожник)
6.Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелегок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд. (водолаз)
7.Птица по небу летит,
Равномерно так гудит.
Крыльями она не машет,
Белый след за нею ляжет. (самолет)
8.По реке людей он возит,
В городах он в порт заходит. (теплоход)

Загадки по теме «Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных».
1.Махнула птица крылом
И накрыла весь свет одним пером. (ночь)
2.Хвост во дворе, нос в конуре.
Кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (ключ)
3.Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)
4.Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (рожь)
5.Стоит над водой, трясет бородой. (камыш)
6.Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдает. (карандаш)
7.Он от битья не плачет,
А прыгает и скачет. (мяч)
8.Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица… (грач)
9.Человек в халате белом
Занят очень важным делом.
Ему здоровье доверяем
И надежду возлагаем. (врач)

Загадки по теме «Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением».
1.Бежит, гудит, в два глаза глядит,
А станет - ярко-красный глазок глянет. (автомобиль)
2.Из края города в другой.
Ходит домик под дугой. (трамвай)
3.На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Пригибаем стебельки –
Собираем огоньки. (ягоды)
4.В поле родился,
На заводе варился,
В стакане растворился (сахар)
5.Русская красавица, всем нам очень нравится.
Бела она, стройна, одежда зелена. (береза)
6.Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. (орехи)
7.Закутан ребенок в сто пеленок. (капуста)
8.Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки. (морковь)
9.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (малина)
10.Он чирикает на крыше и забраться может выше.
По двору шныряет, корм там подбирает. (воробей)

Загадки по теме «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».
1.День и ночь стучит оно, будто бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (сердце)
2.Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене -
Найдется сразу дело мне. (лестница)
3.Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (солнце)

Загадки по теме «Слова с удвоенными согласными».
1.Плещет теплая вода в берегах из чугуна.
Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (ванна)
2.Белая кошка лезет в окошко. (рассвет)
3.Движется большой вагон
На спине с усами.
А что это за вагон,
Догадайтесь сами. (троллейбус)
4.Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком … (аккордеон)
5.На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик –
Кричат все: Шайба! Клюшка! Бей!
Веселая игра … (хоккей)
6.Аппарат летательный – дом ее желательный.
Перелет Москва – Одесса, вас обслужит …. (стюардесса)

Загадки по теме «Правописание мягкого знака, обозначающего мягкость согласного звука».
1.В воде купался, сух остался. (гусь)
2.Всем, кто придет,
И всем, кто уйдет,
Она ручку подает. (дверь)
3.- Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя? (снегирь )
4.Острый кончик – ой, ой! На ноге его одной.
В деревяшке хочет жить, сверху надо его бить. (гвоздь)
5.Огромная кошка мелькнет за стволами -
Глаза золотые и уши с кистями.
Но это не кошка – смотри, берегись!
Идет на охоту коварная … (рысь)
6.Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
7.Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (сосулька )
8.У двух матерей по пять сыновей,
Одно всем имя. (пальцы)
9.Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих! Что за кони у меня? (коньки)
10.Без ног приходит, без языка рассказывает. (письмо)
11.Вот бочонок с шапочкой, с дерева упал.
Год прошел – и деревцем маленьким он стал. (желудь)
12.Что за дерево растет? Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает, в воздухе летает. (тополь)
13.Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие … (коньки)
14.За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая. (морковь)
15.Шел долговяз, в землю увяз. (дождь)
16.В ледяном полу дыра дышать рыбам помогла. (прорубь)

Тема: Мягкий знак – буква-помощница и подсказчица. Твёрдый знак-буква-подсказчица. Кроссворды, загадки, ребусы, шарады с мягким и твёрдым знаками.

Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай.
Мягкий голос, мягкий шаг…

Это буква - …….Мягкий знак!

— Мягкий знак не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость согласных звуков на письме.

Выполни задания:

Задание1

Отгадай загадки:

То я в клетку, то в линейку

Написать на мне сумей –ка!

Можешь и нарисовать

Что такое я?

Новый дом несу в руке,

Двери дома на замке,

А живут в доме том

Книжки, ручки и альбом.

Худеет с каждым днём толстяк

И не поправится никак

— Без головы, а в шляпе,

Одна нога – и та без сапога.

— В воде купался,

А сух остался.

— Красная корова

Всю солому поела.

— Кто приходит,

Кто уходит –

Все её за ручку водят.

Задание 2

Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

Пью, лью, шью, кольцо, пеньки, платье, пальто, сошью, альбом, бьёт, семья.

Задание 3

Придумай и запиши слова в два столбика:

Мягкий знак в начале слова Мягкий знак в середине слова

Задание 4

Вставь мягкий знак в слова:

доч.. , плач.. , помощ.. , сторож.. , задач.. , рож.., тиш.. , силач.. , моложёж.. , крыш.., нож.., меч…, реч…

Задание 5

Закончи пословицы:

Ученье – свет, а ………………..

Что посеешь, то ……………….

Скучен день до вечера, коли………………

Семь раз примерь, а …………………………

Петь хорошо вместе, а ………………………..

Любишь кататься, …………………………….

"Твердый знак – нужный знак!
И узнать его пустяк!

За приставкой он стоит,

Ничего не говорит.

А за ним е, ё, ю, я –

Его лучшие друзья!”

Правило:

1) разделительный Ъ пишется после приставки , которая оканчивается на согласный, перед буквами Е, Ё,Ю, Я.

2) разделительный Ь пишется в корне после согласных перед гласными Е, Ё,Ю, Я,И.

Задание 6

Данные словосочетания списать, вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

Раз_яснил задачу, дверь под_езда, л_ют дожди, дорога в об_езд, яркое об_явление, жёлтые лист..я.

Задание 7

Списать пословицы правильно, подчеркнуть все знакомые орфограммы.
За большим под_ёмом и спуск большой. Пословицу не обойти, не об_ехать. Не стыдись говорить, коли правду хочешь об_явить. Лето собирает, а зима под_едает.
Без учен_я нет умен_я. От желан_я к исполнен_ю приложи умен_е. Красна птица перьем, а человек умен_ем. Повторен..е – мать учен..я. Ум без книги, как птица без крыл_ев.

Задание 8

Разгадай ребусы:

- убрать одну букву

font-size: 16.0pt;color:#00B050;background:white;font-style:normal"> - убрать две буквы

м = т - замена букв

И = Ь


И = Я

Л = Т

П = Л