Значение слова дольник.

Дольник

Дольник

ДОЛЬНИК - иначе паузник - вид тонического стиха, в единицах к-рого совпадает только число ударных слогов, безударные же слоги являются величиной переменной и могут даже совсем отсутствовать, напр.:

«Дней бык пег,
Медленна лет арба,
Наш бог бег,
Сердце наш барабан». (Маяковский).

Общая формула XU`XU`XU` и т. д. (U` - ударные слоги, X - безударные; величина X - переменна; X = 0, 1, 2, 3...). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный Д., трехударный, четырехударный и т. д. Такой вид стиха характерен для яз. с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии. Можно различать целый ряд модификаций Д., в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации Д. не сохраняют равного числа ударений, напр. многие стихи Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д.
В русской поэзии дольник является очень старой стиховой формой (напр. уже у Сумарокова показан отчетливый пример дольника - «Хоры ко превратному свету»). По своей структуре он несомненно восходит к народному стиху, который - за вычетом музыкальной его стороны - подходит под приведенную формулу Д. (именно от народного стиха аргументировал и теоретически («Опыт о русском стихосложении», 1812) и практически («Реки», перев. из Конфуция и др.) Востоков, отстаивавший введение в русскую поэзию дольника). В известном смысле близки к Д. и трехсложные размеры (см.) силлабо-тонического стихосложения, в к-рых схемное число безударных между ударными в ряде случаев не соблюдалось, благодаря чему они представляли собой образование, близкое к Д. (напр. русский гекзаметр). В русской поэзии Д. культивировали символисты, затем футуристы. Особенным распространением он пользуется в современной поэзии (см. не совсем удачные главы о Д. во «Введении в метрику» В. М. Жирмунского, стр. XXX, 184 и следующие).

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Дольник" в других словарях:

    Дольник Виктор Рафаэльевич В. Р. Дольник Дата рождения: 13 января 1938 года Место рождения: г. Свердловск Гражданство: РФ Научная сфера: Биология Место работы … Википедия

    Промежуточная форма между силлабо тоническим и чисто тоническим стихосложением: стих, в котором объем слабых промежутков между сильными (преимущественно ударными) местами колеблется в пределах 1 2 слогов (Черный ворон в сумраке снежном, А. А.… … Большой Энциклопедический словарь

    Стихотворный размер, получивший признание и достигший расцвета и популярности в первые десятилетия ХХ в. в эпоху символизма и акмеизма. Д. (см. СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА) представляет собой размер, метрический ряд которого состоит из ударных слогов,… … Энциклопедия культурологии

    ДОЛЬНИК, дольника, муж. (лит.). Стихотворный размер с произвольным, неравным числом неударных слогов между ударными, напр.: «В густой | траве | пропадёшь | с головой. || В тихий дом | войдёшь | не стучась.» А.Блок. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    ДОЛЬНИК, а, муж. (спец.). В стихосложении: промежуточная форма между силлабо тоническим и тоническим стихом 1. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 паузник (2) стих (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Дольник (значения). Дольник (ранее иногда употреблялся термин паузник) вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними… … Википедия

    дольник - вид стиха, в котором при соблюдении равного количества ударных слогов внутри строки количество безударных колеблется между ударными от одного до двух трех. Дольник является своеобразной промежуточной формой между силлабо тоническим и тоническим… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Паузник, русский стихотворный размер. Занимает промежуточное положение между силлабо тоническими и чисто тоническими системами стихосложения. Как и силлабо тонические размеры, Д. имеет ощутимый внутренний ритм, образуемый чередованием… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей , Дольник В.Р.. Почему многие наши пристрастия странны для окружающих и необъяснимы для нас самих? Почему несколько лет детства значат для нас не меньше, чем вся остальная жизнь? Почему подростки любят…

Где в строках совпадает только число ударных слогов , а количество безударных слогов между ними колеблется от 0 до 2.

"Дней (0) бык (0) пег, Медленна (2) лет (1) арба, Наш (0) бог (0) бег, Сердце (1) наш (2) барабан." Владимир Маяковский

Общая формула X Ú X Ú X Ú и т. д. (Ú - ударные слоги, X - безударные; величина X - переменна; X = 0, 1, 2). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трёхударный, четырёхударный и т. д. Такой вид стиха характерен для языков с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии. Можно различать целый ряд модификаций дольника, в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации дольника не сохраняют равного числа ударений, например многие стихи Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д.

В случае, если допускаются строки с междуударным интервалом 3, говорят о тактовике , если 4 и более - об акцентном стихе .

В русской поэзии дольник является очень старой стиховой формой. По своей структуре он несомненно восходит к народному стиху, который - за вычетом музыкальной его стороны - в основном подходит под формулу тактовика, а многие строки укладываются в ритм дольника (именно от народного стиха аргументировал и теоретически («Опыт о русском стихосложении», 1812) и практически («Реки», перев. из Конфуция и др.) Востоков , отстаивавший введение в русскую поэзию дольника). В известном смысле близки к дольнику и трёхсложные размеры силлабо-тонического стихосложения , в которых схемное число безударных между ударными в ряде случаев не соблюдалось, благодаря чему они представляли собой образование, близкое к дольнику (напр. русский гекзаметр).

В русской поэзии дольник культивировали символисты , затем футуристы . Особенным распространением он пользовался в поэзии начала XX века (см. главы о дольнике во «Введении в метрику» В. М. Жирмунского , стр. XXX, 184 и следующие).

Термин «дольник» ввели в начале 1920-х В. Я. Брюсов и Г. А. Шенгели , но применительно к тому, что известно сейчас как акцентный стих . Первоначально дольник назывался в русском стиховедении паузник (термин, впервые отмеченный у

Между силлабо-тонической и тонической системой стихосложения располагается целый пласт стихов, которые называются дольниками или паузниками. Дольник соединяет в пределах одной стихотворной строки двусложные и трехсложные размеры. Подобное смешение различных стоп (обычно трех- и четырехморных) лежит в основе античных логаэдов (см. раздел "Античное стихосложение"). Если число отступлений от основной схемы размеров невелико, то дольник ближе к силлабо-тонике.

Большое число отступлений от правильного чередования ударных и безударных слогов сближает его с тонической системой.

В основе ритмической организации дольников лежит чередование неравносложных ритмических долей, а не слогов, как в силлабо-тоническом стихе. Это усиливает ритмообразующую роль ударений, придавая ритмико-интонационную самостоятельность словам и словосочетаниям, объединенным одним сильным ударением.

В русской поэзии дольники появляются в начале XIX века, прежде всего в переводах с немецкого и английского, при усвоении творчества западных романтиков, опирающихся на народную песню. Впервые дольники встречаются у Жуковского в его переводе одноименного стихотворения Гёте "Жалоба пастуха" (1818):

На ту знакомую гору

Сто раз я в день прихожу;

Стою, склоняся на посох,

И в дол с вершины гляжу.

Односложные и двусложные доли чередуются в этом стихотворении по определенному метрическому закону: в первом и в третьем стихах с женской рифмой – ямб и два амфибрахия, во втором и четвертом стихах с мужской рифмой – ямб, амфибрахий, ямб. Такого рода дольники, в которых расположение ударений точно повторяется из стиха в стих, по аналогии с античным стихосложением называются логаэдами

.

В сочетаниях дву- и трехсложных стоп в дольниках прослеживаются две закономерности. Это сочетание в одном стихе или хорея с дактилем как ритмически нисходящих размеров ( и), или ямба с анапестом – как ритмически восходящих ( и ). Амфибрахий, в котором ударение падает на се редину стопы, может примыкать как к хорею с дактилем, так и к ямбу с анапестом.

Дольниками переводили Л. Уланда, И. В. Гёте, Г. Гейне, Т. Мура Ф. Тютчев, А. Фет, А. Григорьев. Одновременно с переводами и под их непосредственным влиянием романтические дольники проникают и в оригинальную русскую поэзию. В пушкинскую эпоху единичные примеры дольников можно найти у А. Бестужева-Марлинского и А. Хомякова. Изредка дольники встречаются у М. Лермонтова ("Мелодия", "Поцелуями прежде считал..."). Гораздо чаще к дольникам прибегает Ф. Тютчев и особенно А. Фет ("Свеча нагорела. Портреты в тени...", "Измучен жизнью, коварством надежды...", "В тиши и мраке таинственной ночи..." и др.). И все же русские поэты XIX века применяли дольники редко, не осознавая их ритмических возможностей.

Широкое распространение дольники получили в поэзии русских символистов с начала 1890-х годов (З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт). Для ранних опытов символистов характерно доминирование силлабо-тонической основы – базовым в их стихах обычно является трехсложный размер, от которого встречаются отклонения то в одном, то в другом стихе, как, например, в стихотворении 3. Гиппиус "Цветы ночи" (1894):

О, ночному часу не верьте!

Он исполнен злой красоты.

В этот час люди близки к смерти,

Только странно живы цветы...

Органическим явлением для русской поэзии дольники стали в творчестве А. Блока, уже начиная с первой его книги "Стихи о Прекрасной Даме" (1904). В этом отношении Жирмунский сравнивает роль Блока в истории новейшего тонического стихосложения с ролью Ломоносова в утверждении силлабо-тонического принципа: "...у обоих были предшественники, но оба впервые укоренили новую систему стихами, в которых эта система представилась как органическая принадлежность поэтического стиля" .

В дольниках Блока число неударных слогов между ударениями обычно – один, два, но изредка могут встречаться три и четыре неударных слога между ударными. У Блока есть трехударные и четырехударные дольники. Вот пример трехударного дольника, где в первом, во втором и третьем стихах сочетаются анапест и ямб, а в четвертом стихе – анапест, пиррихий, амфибрахий и ямб:

Потемнели, поблекли залы.

Почернела решетка окна.

У дверей шептались вассалы:

"Королева, королева больна..."

Вот более сложный пример четырехударного дольника, где в первом стихе дактиль сочетается с хореем, а во втором, третьем и четвертом стихах – ямб с анапестом:

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех забывших радость свою.

После Блока дольники стали общим достоянием русской поэзии. Дольники встречаются у М. Кузмина, С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой и многих других (что не исключало обращение этих поэтов к традиционным силлабо-тоническим размерам). В дольниках поэты находили новые средства поэтической выразительности, связанной с их исключительной ритмической гибкостью, позволяющей передавать и естественную интонацию разговорной речи, и состояние эмоционального смятения. Так, например, в ахматовских дольниках нет напевности Блока, они тяготеют к свободному ритму небрежной, интимной разговорной речи. Такой тип ритма обеспечивается использованием синтаксических переносов, отягчением метрически неударных слогов, а также широким использованием разговорной лексики:

Было душно от жгучего света,

А взгляды его – как лучи.

Я только вздрогнула: этот

Может меня приручить...

Занимая промежуточное положение между силлабо-тоникой и тоникой, дольники "расшатывали" силлабо-тонические стихотворные размеры, разрушали их традиционную узаконенность. Стопность в таких стихах теряет свои очертания настолько, что подчас ее трудно уловить. Последовательным и закономерным развитием дольников стал акцентный стих Маяковского.

  • Следует отметить, что обычно существует возможность различных метрических интерпретаций стиха, написанного смешанными размерами. Приведенное стихотворение Жуковского можно записать другими стопами, сдвинув линии стопоразделов: в первом и четвертом стихах выделить два ямба плюс анапест с чередованием женского и мужского окончаний ().

    Но и в этом случае "Жалоба пастуха" остается строгим и четким логаэдом.

  • Жирмунский В. М. Теория стиха. С. 196.
22 ..

ДОЛЬНИК (тип стиха)

Споры об этом типе стиха продолжаются в русском стиховедении уже достаточно давно, по крайней мере с 10-х годов нашего века32. В трудах различных авторов он по-разному назывался (дольник, паузник, тактовик, леймичес-кий стих, ударник и т.д.), по-разному объяснялись закономерности его возникновения и построения. Поэтому вполне естественно, что изложение материала, относящегося к проблемам дольника, в нашей книге будет не общепринятым, и при обращении к другим работам читателям придется столкнуться с другими объяснениями, не всегда совпадающими с нашими.

Наиболее полно и обстоятельно, с нашей точки зрения, исследовал русский дольник М.Л. Гаспаров, многие выводы которого и положены в основу дальнейшего изложения33.

Дольник представляет собою размер, в котором так же, как и в размерах силлабо-тонических, закономерно чередуются ударные и безударные слоги, но закономерность этого чередования ослаблена: количество безударных слогов между ударными может свободно колебаться от одного

до двух слогов. И при этом расположение безударных слогов в разных строках неодинаково, то есть нет строгой вертикальной урегулированности логаэдов. Существенно учитывать также и количество слогов перед первым ударным, которое в подавляющем большинстве случаев колеблется от одного до трех:

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.
(А.Блок)

В первой строке ударения падают на второй, четвертый и седьмой слоги, во второй - на третий, пятый и восьмой, в третьей - на второй, пятый и седьмой, а в четвертой - на второй, четвертый и седьмой. Можно описать стих этот и по количеству безударных слогов перед первым ударным и между остальными:

Как видим, интервалы между ударениями колеблются в пределах одного-двух безударных слогов, но количество ударений остается все время равным: по три. Перед нами ТРЕХУДАРНЫЙ ДОЛЬНИК того типа, где интервал между ударениями бывает в один или два безударных слога.

Вот дольник несколько другой по звучанию (и не только потому, что он четырехударный):


Воздух над нами чист и звонок,
В житницу вол отвез зерно,
Отданный повару, пал ягненок,
В медных ковшах играет вино.
(Н.Гумилев)

От блоковского дольника он отличается постоянным (на всем протяжении стихотворения, а не только в нашем чет-

веростишии) ударением на первом слоге. А дальше между-ударные интервалы распределяются так:

Первый, блоковский, тип более всего похож на сочетание трехсложных размеров (амфибрахия и анапеста) с периодическими выпадениями безударных слогов между ударениями. Гумилевский же более напоминает четырехстопный хорей, где регулярно вставляется лишний безударный слог после первого ударения и время от времени - в других местах.

Но это, конечно, аналогии чисто внешние. На самом деле и тот и другой размер - в равной степени дольник, а разность в звучании происходит от испытываемого каждым поэтом тяготения к какому-то присущему ему ритму. Ведь нередко и в силлабо-тонических размерах мы постоянно встречаем какие-то характерные именно для этого поэта ритмические формы, а тем сильнее это чувствуется в дольнике.

Конечно, приведенные нами примеры,- идеальные, наиболее ритмически выдержанные строки дольников. Но есть отдельные случаи, которые могут представить при анализе затруднение.

Классический пример трехударного дольника - неоконченная «Поэма начала» Н.Гумилева. Прочитаем ее первые строки:

Из-за свежих волн океана

Красный бык приподнял рога,
И бежали лани тумана

Под скалистые берега.
Под скалистыми берегами

В многошумной сырой тени

Серебристыми жемчугами

Оседали на мох они.
Красный бык изменяет лица:
Вот широко крылья простер

И парит, огромная птица,
Пожирающая простор.

Нетрудно увидеть, что четвертый, пятый, седьмой и двенадцатый стихи этого отрывка (то есть греть всех строк) несут на себе не три, а всего лишь два ударения. Что это

Вмешательство двухударного дольника или чего-то вообще иного? Но ритмическое чувство протестует против этого, мы замечаем, конечно, некоторое своеобразие этих строк, но не ощущаем заметного ритмического перебоя.

Наиболее простое объяснение таких форм дольника оказывается параллельным объяснению пропусков основных ударений в трехсложных размерах: ритмическая инерция трехударности столь сильна, что вставляемые время от времени двухударные строки воспринимаются как отступление, не искажающее природы размера (к тому же, насколько можно судить по очень плохо, но все же сохранившимся записям чтения Гумилевым своих стихов, он был склонен свои стихи, написанные неклассическими размерами, скандировать, то есть делать подобие ударения на месте, где ожидается его появление). Если мы продолжим чтение поэмы, то увидим, что процент этих двухударных строк совсем не так уж велик: в первой строфе из двенадцати стихов двухударны четыре, а во второй - только один, да и то в стихе «Умирая и воскрешая», где читающего неодолимо тянет сделать ударение на союзе «и». В третьей

Их четыре (вдобавок один стих - с тем же «и» в середине, а второй содержит непривычное сложное слово, которое хочется произнести как двухударное: «Золоточешуй-ный дракон»), в четвертой - нет вообще, в пятой - один, причем опять в сложном слове: «В одеяньях серебротканых», в шестой - снова один... (Далее посчитайте сами). В просмотренном нами отрывке на 120 стихов приходится всего 11 двухударных, что составляет менее десяти процентов, причем четыре ударения из них приходятся на особо отмеченные (как всегда отмечено самое начало и самый конец) первые 12 стихов. Таким образом, двухударные стихи в трехударном дольнике воспринимаются как подтверждающие правило исключения, разнообразящие движение ритмического потока, но не разрушающие его.

В русском классическом стихе, ведущем свое происхождение от М. В. Ломоносова и В. К. Тредиаковского, доминировали строгие законы метрики и ритмики, господствовали пять силлабо-тонических метров: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий. Практически до начала XX в. поэзия осваивала силлабо-тонический стих (см. Стихосложение).

Но вместе с тем не могло не ощущаться, что этими метрами и ритмами не исчерпывается богатство звучания стихотворной речи, что в ней есть возможности, которые остаются вне сферы действия силлаботоники. Для строгих филологов Ломоносова и Тредиаковского, для переимчивого А. П. Сумарокова и экспериментатора А. А. Ржевского главной задачей было закрепить в сознании читателей незыблемость законов метрики и ритмики. Поэты же с обостренным чувством живого языка, естественного звучания стихотворной речи не могли не ощущать рядом с собой присутствия совсем других законов организации стиха - прежде всего законов народной песни. Отсюда идут ритмические эксперименты Г. Р. Державина. Пока еще в очень малых масштабах, на очень ограниченном материале начиналось «расшатывание» классической метрики, появлялись новые ритмы.

Первыми подступами к «неклассической» метрике, видимо, следует считать появление различных «вольностей» в метрике классических сочетаний разных трехсложных размеров в пределах одного стихотворения, появление сильных внеметрических ударений в хорее.

В еще большей степени удаляются от силлаботоники так называемые логаэды - стихи, в которых ударения распределены по заранее заданной схеме, не совпадающей ни с одним силлабо-тоническим метром:

Ты клялася верною быть вовеки, Мне богиню нощи дала порукой; Север хладный дунул один раз крепче, - Клятва исчезла. (А. Н. Радищев)

В этих «Сафических строфах» ударения падают в первых трех стихах каждой строфы на 1,3, 5, 8, 10‑й слоги, в четвертых же - на 1‑й и 4‑й. Чаще всего логаэды были подражаниями античным размерам. Гораздо реже появлялись логаэды, отражавшие естественное чувство ритма поэта:

На ту знакомую гору Сто раз я в день прихожу; Стою, склоняяся на посох, И в дол с вершины гляжу. (В. А. Жуковский, из И. В. Гёте) Они любили друг друга так долго и нежно, С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной! (М. Ю. Лермонтов, из Г. Гейне)

В первом примере во всех стихах ударения падают на 2, 4 и 7‑й слоги, во втором - на 2, 4, 7, 9 и 11‑й слоги.

Следующей степенью «освобожденности» явился дольник - метр, в котором при соблюдении разного количества сильных мест внутри стиха количество слабых мест (безударных слогов) между ними колеблется, составляет то один, то два, и предсказать заранее, сколько этих слогов будет в следующем стихе, невозможно:

Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. (А. А. Ахматова)

Первые два стиха задают нам инерцию трехстопного анапеста, мы готовы услышать тот же размер и в третьем стихе, но вместо этого слышим ударения на 3, 6 и 8‑м (а не 9‑м!) слогах. А в следующем стихе - еще одна вариация: под ударением находятся 3, 5 и 8‑й слоги. Эти два стиха не анапест, но они и не хорей, и не какой-нибудь другой из силлабо-тонических метров. Это - дольник.

Пример из Ахматовой дает нам самый простой образец, более всего схожий с каким-либо из классических размеров. Но есть у дольника формы, уже вовсе не похожие на силлаботонику:

Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. (А. А. Блок)

Единственная закономерность такого стиха - в нем три ударения (поэтому он называется трехударным или трехиктным дольником), но количество безударных слогов между ними (и до первого ударного) свободно колеблется в пределах 1-2 слога. В процитированных блоковских стихах эти слоги распределяются по строкам так: 1-, 1-2, 2-1-2, 1-2-1 и 1-1-2 слога.

Мы не случайно говорим о том, что постоянным элементом в дольнике являются сильные места, и не ударные слоги. Как и в силлабо-тонических размерах, в дольнике не обязательно на всех сильных местах бывают ударения:

Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся… (А. А. Ахматова)

В третьем стихе здесь не три ударения, как должно быть по теории, а всего два. Одно ударение «пропущено», и межударный интервал увеличивается до 5 слогов. Однако ритмическая инерция дает нам возможность услышать, что здесь нет никакого «отступления», что перед нами тот же самый трехиктный дольник, в котором одно из сильных мест (на 6‑м слоге) не заполнено ударением.

Внутри одного метра - дольника - мы находим значительное число ритмических вариаций, то приближающих его к какому-либо более урегулированному стиху (к классическому размеру или логаэду), то более свободных. Скажем, в ранних стихах М. И. Цветаевой нередко дольник окостеневает в логаэд:

Тяжело ступаешь и трудно пьешь, И торопится от тебя прохожий. Не в таких ли пальцах садовый нож Зажимал Рогожин.

Сочетание четырех- и двухиктного дольника одинаковых форм (с сильными местами на 3, 5, 8 и 10‑м слогах для четырехиктного, на 3‑м и 5‑м для двухиктного) будет повторяться на протяжении всего стихотворения.

Однако интервалы между сильными местами могут не ограничиваться 1-2 слогами, а варьироваться для разных форм в диапазоне 0-1-2 или 1-2-3 слога. Такой стих называется тактовиком:

Летают валькирии, поют смычки. Громоздкая опера к концу идет. С тяжелыми шубами гайдуки На мраморных лестницах ждут господ. Уж занавес наглухо упасть готов, Еще рукоплещет в райке глупец, Извозчики пляшут вокруг костров. Карету такого‑то! Разъезд. Конец. (О. Э. Мандельштам)

Это пример хорошо урегулированного тактовика, который сводится к двум формам: с сильными местами на 2, 5, 9 и 11‑м слогах (строки 1, 2, 5 и 8) и на 2, 5, 8 и 10‑м слогах (строки 3, 4, 6 и 7, причем только в стихе 3 нет ударения на сильном месте). Тактовик может быть и значительно более свободным:

По городу бегал черный человек. Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу. Медленный, белый подходил рассвет, Вместе с человеком взбирался на лестницу. (А. А. Блок)

Своеобразной формой тактовика является стих русских былин, исторических песен и литературных подражаний им. К дольнику в своем творчестве часто обращались С. Есенин, Я. Смеляков, Е. Евтушенко и многие другие.