Дошкольное образование в англии. Дошкольное образование или Foundation Stage Дошкольное образование в англии презентация

👁 13k (101 за неделю) ⏱️ 8 мин.

Невозможно себе представить развитую во всех сферах Великобританию без четкого, выверенного годами образовательного процесса. Несмотря на некий консерватизм в образовательной сфере, нельзя не признать, что она одна из лучших в современном мире.
Говоря об образовании в Соединенном Королевстве, стоит понимать, что фактически там существует 2 разные системы - одна в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, а другая в Шотландии. Обе эти системы досконально проработаны и полностью обеспечивают потребности социума.

Особенности образовательной системы

Уже более 70 лет система образования в Великобритании регламентируется «Законом об образовании», подписанным в 1944 году. Этот важный документ в большей степени касается школьного образования, но в нем отмечены и многие аспекты всей образовательной системы в целом.

Образование в Великобритании делится на 5 этапов:

  • дошкольное - для детей 3-4 лет;
  • начальное - для учащихся 5-11 лет;
  • среднее - для учащихся 11-16 лет;
  • послешкольное - для учащихся 16-18 лет;
  • высшее - для учащихся от 18 лет.

Образование для детей от 5 до 16 лет является обязательным. Стоит ли учиться ребенку до 5 лет, решают его родители, а нужно ли получать образование после 16 лет - решает уже сам гражданин. Система построена так, что некоторые образовательные ступени учащиеся могут пройти в одном учебном заведении, другие же требуют обучение в специализированных учреждениях.

Дошкольное образование

Дошкольное образование в Великобритании - это неотъемлемая часть образовательной школы полного цикла, и нередко детские сады являются частью начальных школ. Дети в возрасте 3-4 лет могут посещать детские сады или ясли по желанию родителей. Там малышей учат писать, читать и считать, всесторонне развивают их с помощью игр. Существуют государственные и частные дошкольные учреждения.
Британское дошкольное воспитание ограничивается возрастом 2-7 лет, но, по сути, большинство детей находятся в яслях с 2 до 4 лет, потом же их направляют в начальную школу.
За услуги детского сада с полным рабочим днем необходимо платить или же отдать ребенка в бесплатные ясли, но они рассчитаны лишь на 2-3 часа в день. Средняя стоимость британского дошкольного образования существенно выше, чем в других странах Европы, поэтому страна предоставляет родителям специальные кредитные программы.

Начальная школа

В Англии, Уэльсе и Северной Ирландии обучение в начальной школе может начинаться с разных возрастов:

  • с 4 до 11 лет (Primary School) с 7-летним периодом обучения;
  • с 7 до 13 лет (Junior School) с 6-летним периодом обучения.

В Шотландии политика поступления в начальную школу несколько отличается тем, что формирование школьных групп зависит от того, в какой месяц какого года родился ребенок:

  • дети, рожденные с марта по август, идут в школу с 5-5,5 лет;
  • дети, рожденные с сентября по февраль, идут в школу в 4 года - 4 года и 11 месяцев.

Специалисты считают, что шотландская система формирования школьных групп более гибкая.
В начальной школе изучают географию, историю, математику, английский язык, музыку, искусство и промышленные технологии. Все эти предметы в начальной школе выбирают родители для своих детей.
Ученики в школах Великобритании учатся 6 семестров или термов, начиная занятия в сентябре и заканчивая в июле. Учебный год длится 38 недель, имеются также каникулы по 2-3 недели на рождественские и пасхальные праздники, а также 6 недель летом. В середине каждого триместра детям дают еще по 1 недельному перерыву. В большинстве случаев обучение в школах 5-дневное.
В школах есть свои экзаменационные системы. В Primary School это SATS, который проводится 2 раза: один через 2 года после начала обучения и еще один в конце образовательного этапа. В Junior School проводится экзамен «11+» - он является завершающим для обучения. Оба этих экзамена необходимы для перехода из начальной в среднюю школу.

Средняя школа

Общие особенности

В 11-13 лет дети переходят в среднюю школу и учатся в ней до 17 лет. Этот период обучения также обязателен для всех граждан Великобритании. По окончании школы учащиеся получают GCSE (General Certificate of Secondary Education) - свидетельство о среднем образовании. В стране также есть школы, которые выдают GNVQ (General National Vocational Qualification) - свидетельство о профессиональной квалификации.
Дети иммигрантов также зачисляются в средние школы с 11-13 лет, но чаще всего их определяют в школы-пансионаты.
Спустя 2 года обучения в средней школе все учащиеся сдают общий вступительный экзамен «13+» или Common Entrance Examinations по таким предметам, как:

  • английский язык (британский и международный);
  • математика (счет в уме, с калькулятором и без него);
  • география, история;
  • латинская и греческая письменность;
  • химия, физика или биология;
  • ирландский и валлийский язык (для Северной Ирландии и Уэльса соответственно);
  • иностранные языки на выбор.

По результатам экзамена учащиеся получают пропуск к дальнейшему обучению в средней школе. В период 14-17 лет учащиеся готовятся к сдаче экзаменов General Certificate of Secondary Education - это финальная проверка для получения сертификата о получении среднего образования. Список экзаменационных предметов повторяется по аналогии с «13+» с дополнением еще нескольких дисциплин.
Школьное образование в Великобритании отличается строгой дисциплиной, например, за прогулы или плохую успеваемость ученика могут исключить из школы.
Если же родители желают обучать своего ребенка на дому, то им необходимо заручиться официальным разрешением от Совета по образованию.

Частные школы

Частные школы в Великобритании называются public schools - это образовательные организации полного или частичного пансиона, что реже. Они представляют собой закрытые заведения учебно-воспитательного типа, где ученики находятся на полном содержании, то есть учатся и живут там. Эти школы стали традиционными в Соединенном Королевстве, и являются яркой чертой британского частного образования.
Частные школы, несомненно, имеют преимущества перед государственными - в них больше изучаемых предметов, крепкая материальная база, преподавательский состав имеет высокую квалификацию. Всё это стало причиной того факта, что выпускники частных британских школ имеют больше шансов поступить в высшее учебное заведение.

Среднее специальное образование

Помимо школ, в Соединенном Королевстве существуют учреждения под названием Tertiary Colleges, где учащиеся могут получить профессиональное образование, т. е. конкретную профессию (английский аналог наших ПТУ). Обучение в таких учреждениях является альтернативой программам A-Levels, о которых речь пойдет дальше, но в отличие от них, Tertiary Colleges предполагают последующую профессиональную деятельность, то есть менее гибкий подход к дальнейшему возможному обучению.
Для учреждений такого типа свойственно частное изменение образовательных программ.

Послешкольное обучение

После окончания средней школы у каждого британца есть два пути на выбор: либо пойти работать, либо продолжить обучение в колледже или университете. Если человек выбирает второе, то он должен получить дополнительное подготовительное образование, то есть пройти двухгодичные курсы A-Levels. Они представляют собой изучение профильных 4-5 дисциплин в первый год и еще 3-4 дисциплины во второй год. Студент сам выбирает, какие дисциплины ему изучать, поскольку именно они определяют его будущую специализацию.
Каждый год студенты должны сдавать экзамены, но они не четко регламентированные, учащийся сам может выбрать те предметы, которые захочет из общего количества предложенных дисциплин.
Если иностранец приезжает в Великобританию для получения высшего образования, то его путь начинается именно с курсов A-Levels. Для иностранцев возможен и более упрощенный, но более интенсивный вариант (всего на 1 год) по программе Foundation. Её особенность в том, что студент уделяет свое внимание лишь 1-2 специализированным предметам и углубленному изучению языка, чтобы в будущем понимать академическую английскую университетскую лексику.

Высшее образование

Общие сведенья

Последней ступенью учащихся является высшее образование, на которую становятся студенты в 18 лет. Оно начинается с уровня бакалавра, обучение на которого длится 3-4 года (в области медицины - 6 лет). Если бакалавриат занимает 4 года времени студента, то на 4-м курсе предлагают знания для первого уровня магистратуры.
Каждый, кто получил диплом бакалавра, может продолжить обучение на следующих образовательных ступенях:

  • Магистратура (1-2 года учебы).
  • Аспирантура (3 года учебы).

Колледжи в Соединенном Королевстве бывают трех типов:

  • Классические (они прошли аккредитацию и могут выдавать диплом бакалавра).
  • Технические (имеют узконаправленную программу обучения и дают практическую базовую подготовку по определенной рабочей специальности).
  • Дальнейшего обучения (дают специальное профессиональное образование, например, в области машиностроения, дизайна).

Университеты Великобритании бывают двух типов:

  • Унитарные (они включают в себя факультеты и отделения).
  • Коллегиальные (в них объединены несколько десятков колледжей), например, Кембриджский и Оксфордский университеты.

Высшее образование для всех жителей Великобритании, в том числе и иностранцев, платное. Однако граждане страны имеют некоторые привилегии в оплате в то время, как иностранные студенты должны полностью оплатить стоимость учебы. В стране существует поддержка студентов в виде стипендий и грантов, которые могут получить особо одаренные студенты.
Время начала занятий в высших учебных заведениях - октябрь месяц. Учебный год поделен на триместры, которые в свою очередь длятся по 8-10 недель. Основные формы работы в колледжах - лекции, семинары и лабораторные работы. Помимо этого, есть еще и тьюториалы для групп студентов по 2-10 человек, для которых педагог (тьютор) проводит собственные занятия. Каникулы у студентов длятся с 1 июня по 30 сентября.

Особенности высшего образования в Великобритании

Более 600 колледжей Соединенного Королевства (как государственных, так и частных), предлагают молодым людям профессиональные специальности в разных областях. Будущие студенты могут сделать выбор между обучением в институте, университете или политехническом колледже (здесь предполагается получение ученой или докторской степени). Докторскую степень получают студенты за неоценимый и выдающийся вклад в науку или за особые изобретения, исследования для практического применения.
Студентам вузов предлагается на выбор большое количество факультативов, они имеют доступ к научным лабораториям и современным библиотекам. А образовательная программа настолько гибкая, что позволяет в итоге успешно пройденного обучения получить сразу 2 ученых степени разных направлений.
В Соединенном Королевстве приветствуется и заочная форма обучения в высших учебных заведениях. В этом случае студент учится самостоятельно, делая упор на специально разработанные образовательные пакеты. При этом у него есть возможность общаться с преподавателями и консультироваться у них по электронной почте или в онлайн-режиме.
Образование в Великобритании можно назвать элитарным, поэтому немало высокопоставленных родителей из разных стран мира стараются помочь своим детям поступить в британские вузы. Несмотря на высокую стоимость обучения, студенты получают глубокие знания, осваивают светские манеры, и что самое важное - приобретают ценные связи в сфере бизнеса и политики. Дипломы вузов Великобритании являются самыми престижными во всем мире, каждый год здесь учится до 3,5 миллиона студентов, из которых более 400 тысяч - иностранцы.
Об успехе разработанной образовательной системы Великобритании говорит и то, что её принципы переняли в Канаде и Австралии.

Оценить!

Поставьте свою оценку!

4.33

10 0 1 1

В Англии школьное и дошкольное законодательство предоставляло большие права и функции местным органам. Собственные статус и администрацию, например, имели школьныйе и дошкольные учереждения Лондона. В округах избирались школьные комитеты, которые составляли школьные уставы, взимали налог на образование, открывали учебные заведения. В структуре средних школ отсутствовало какое-либо единообразие. Каждая школа и дошкольное учереждение действовуют по собственному уставу.

Первое дошкольное учреждение, куда можно устроить ребенка в Англии, по функциям является детским садиком, но называется школой - Nursery School («ясельная школа»).

Обычно в Nursery School детей учат петь песенки, читать стихи, танцевать, а с самыми маленькими занимаются упражнениями на развитие мелкой моторики, устраивают игры, которые позволяют развивать абстрактное мышление, учат помогать друг другу и быть вежливыми. Детишек постарше (от трех лет) понемногу учат читать, писать, а иногда проводят уроки иностранного языка.

Частные Nursery School бывают разные - с ясельными группами, куда принимают детей приблизительно с 3 месяцев, и обычные, в которые ребенка берут с 2 лет. Что касается первых - их услуги очень дороги. Здесь на одного воспитателя приходится всего трое детей, а питание и занятия - индивидуальные.

Существует в Англии и еще один вариант игровых групп для дошкольников - preschool. Это зарегистрированная организация, которой руководит правительство, выбранное из родителей. Попасть в это правительство очень престижно, особенно для пап. Дети в presshool находятся 2,5 часа в день. Они играют, развивают необходимые навыки, общаются друг с другом, поют песни или читают книги. А заодно учат цвета, цифры и буквы. В разных концах комнаты стоят столы, на которых разложены самые разные игрушки и пособия - от кубиков и машин до пластилина, конструкторов и головоломок. И каждый малыш имеет возможность заниматься тем, что ему в данный момент интересно. Здесь на 8 детей - 1 воспитатель (обязательно специалист с соответствующей квалификацией).

По распорядку основное отличие Nursery School от привычного нам детского сада заключается в том, что день подразделяется на две сессии - утреннюю (приблизительно с 9 утра до 12 часов дня) и дневную (приблизительно с 1 до 4 вечера). Между сессиями предусмотрен перерыв на ланч. Ребенка можно записать на необходимое количество дней в месяц. Родители могут приводить сюда ребенка и на полный день, и только на одну сессию (утром или вечером). Оплата, разумеется, будет различной - платят за количество смен и отдельно за перерыв.

Учебный год в ясельной школе подразделяется на четыре четверти, по количеству времен года. Недельные каникулы предусмотрены не только между четвертями, но и в самой середине каждой четверти. Между летней и осенней четвертями детям дают возможность отдохнуть 1,5 месяца.

Дети рассаживаются в комнате на паласах, и воспитатель проводит перекличку. Потом у доски один из детей под диктовку остальных расставляет таблички с указанием текущего дня недели, числа месяца, погоды. Затем группу делят на две подгруппы по возрасту и начинаются непосредственно учебные занятия. Старшие дети учат алфавит, решают несложные задачки, учатся писать буквы. У самых маленьких тем временем проходят развивающие занятия, им показывают различные предметы, объясняют, что для чего используется, и что как называется. Такие «уроки» длятся недолго, всего 10-15 минут. После этого дети могут спокойно поиграть. Обязательное правило: после игры все убрать на место, привести в порядок комнату, убрать мусор. Это делают все вместе - и дети, и воспитатели.

После ланча дети приступают к развитию творческих навыков - поют песенки, сочиняют сценки, собирают мозаику, рисуют, лепят из глины. И наконец наступает время прогулок. Гуляют малыши на специальной площадке, огороженной со всех сторон.

После прогулки малыши успевают еще порезвиться в игровой комнате или почитать какую-нибудь книжку, и первая смена заканчивается. Воспитательница снова проводит перекличку и выводит к родителям тех детей, которые не остаются на вторую смену. Остальные рассаживаются за столы и кушают. А потом их снова ждут игры и занятия.

Объем и характер образовательного содержания различной деятельности и образовательной работы определены в двух программах для детей 2-6 лет и в двух программах для подготовительной группы. В них упоминаются образовательные требования для обучения детей дошкольного возраста.

Программы для детей от 2 до 6 лет применяются на практике с 1992 года. Работа детей сконцентрирована на нескольких основных областях:

  • *Развитие речи и обогащение языка;
  • *Математика;
  • *Знакомство с природой и общественной жизнью;
  • *Изобразительное искусство;
  • *Эстетика и физическая культура.

Программы подготовительных групп от 2000 и 2010 года включают в себя образовательные материалы по вышеперечисленным предметам, а также подготовка к чтению и письму. Кроме того, они предусматривают особые этапы обучения для детей иных национальностей в обучении болгарского языка и в подготовке их к школе на психологическом и общественном уровнях.

Требования государственного образования для уровней дошкольного и подготовительного образования определяют для каждой образовательной области, сведения о которой будут получать дети, минимум требуемых знаний и навыков; эти уровни делятся на три возрастные: 3-4 года, 4-5 лет, 5-7 лет.

До закона О школьных стандартах 1998 г. в Англии и Уэльсе МОВ должны были предоставлять дошкольное образование лишь детям в возрасте от 2 до 5 лет со специальными образовательными нуждами. Некоторые МОВ и школьные органы управления могли предоставлять такое образование детям младше обязательного школьного возраста (детям от 2 до 5 лет) на свое усмотрение.

Закон 1998 г. обязал МОВ предоставлять дошкольное образование в своих областях. Правительство определило цель - предоставление высококачественного, бесплатного (временного) места для детей в возрасте 4 лет, чьи родители этого хотят. Сейчас все дети 4 лет могут посещать пять уроков, длящихся два с половиной часа, в неделю. С 2004 г. такое образование будет предоставляться и детям 5 лет.

За последние годы разделение между общественным и частным предоставлением дошкольного образования стало не таким выраженным. Раннее образование, финансируемое обществом, развивается и расширяется за счет кооперации с частными и добровольными секторами, которые получают финансирования от правительства и должны отвечать определенным предписаниям Фуряева Т.В. Качество функционирования детского сада как актуальная социально-педагогическая проблема отечественной и зарубежной теории и практики дошкольного воспитания. - Материалы конференции КГПУ. - 2004.. Правительство объединило раннее образование с дошкольной заботой о детях и заботой вне школы (забота об учениках до и после школьных занятий и во время каникул), для лучшей работы с детьми и их родителями. В конце 90-х гг. стратегии национальной заботы о детях (образование и дневная забота) были разработаны в Англии Уэльсе и Северной Ирландии (ДОН, 1999 г.). В Англии и Уэльсе главными целями этих стратегий являются: улучшение качества попечительства и сделать попечение о детях более доступным за счет увеличения числа помещений и предоставления большей информации по этому вопросу. Стратегия попечительства о детях в Северной Ирландии основана на принципах кооперации, социального правосудия, качества, доступности, гибкости и партнерстве. Развитие на ранних годах жизни и забота о детях в Англии и Уэльсе, а также планы дошкольного образования в Северной Ирландии были основаны для выполнения этих стратегий.

В Сентябре 2000 г. в Англии была представлена основная ступень образования, основанная на шести главных областях обучения. Это отдельная ступень образования для детей в возрасте от 3 до 5 лет стала частью национальной образовательной программы по закону Об образовании 2002 г. Большинство детей посещают детские сады повременно или постоянно. Только небольшое количество детей остаются дома, начиная посещать школу с первого класса (в возрасте 5 лет).

В Июне 2003 г. департамент образования и навыков (ДОН) основал отдел гарантирования старта (ДОН, 2003 г.), который несет ответственность за раннее образование, заботу о детях и поддержку семей. Программа гарантирования старта направлена на объединение раннего образования с дошкольной заботой о детях и заботой вне школы. Программа построена на стратегиях национальной заботы о детях и предназначена для увеличения доступности заботы о детях всем детям, для улучшения здоровья, образования и эмоционального развития детей. Она также предоставляет помощь родителям.

В дополнение Уэльс и Северная Ирландия работают над реформой дошкольной образовательной программы. После консультирования в 2003 г. НУА планирует представить «основную фазу» с образовательной программой для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Эта фаза должна вступить в силу в период между Сентябрем 2004 г. и Сентябрем 2008 г.

Закон О школьных стандартах 1998 определил дошкольное образование как полное или неполное по времени образование для детей, не достигших обязательного школьного возраста (до 5 лет), предоставляемое в школах (детских садах, детских классах или допустимых классах в начальных школах) или в других местах.

Другое предоставление дошкольного образования производится группами родителей, добровольными или частными органами.

Для предоставления высококачественного, бесплатного (временного) места для детей в возрасте 4 лет, чьи родители этого хотят, закон 1998 г. обязал МОВ предоставлять дошкольное образование в своих областях. Предоставление образования должно отвечать нуждам детей младше обязательного школьного возраста, но старше возраста, определенного законом. Минимальный возраст составляет 4 года, но к Сентябрю 2004 г. планка будет опущена до 3 лет. МОВ не обязаны предоставлять помещения, и образование не обязано быть полным по времени.

В дополнение закон О школьных стандартах 1998 г. обязывает МОВ организовать совместную работу по раннему развитию и заботе о детях для предоставления дошкольного образования и заботы о детях. Они должны представлять планы раннего развития и заботы о детях на рассмотрение до Англии и Уэльса. Совместная работа по раннему развитию и заботе о детях должна привлекать поставщиков дошкольного образования (в том числе и из частных и добровольных секторов), которые работают с МОВ, а значит, получают финансовую поддержку от правительства. С Апреля 1999 г. совместная работа по раннему развитию и заботе о детях для помощи и предоставления раннего образования и заботы о детях появилась во многих областях.

Закон О стандартах заботы 2000 г. представил новые предписания для регулирования ранней попечения о детях и образования в Англии и Уэльсе. Они постановили, что раннее образование теперь судится на основании 14 национальных стандартах, опубликованных в Мае 2001 г (ДОН, 2001 г.). Согласно закону регулирование и проверка раннего образования и ранней заботы о детях в Англии, ранее регулируемые разными организациями, были объединены. С Сентября 2001 г. эти функции выполняет дирекция ранних лет, входящая в состав офиса школьных стандартов. Дирекция ответственна за регулирование управление всех ранних лет на национальном, региональном и локальном уровнях. В Уэльсе эти функции выполняет инспекторат образования и подготовки её величества.

Закон Об образовании 2002 г. также внес значительные изменения в дошкольное образование. В Англии он представил основную ступень как часть национальной образовательной программы (основная ступень начинается в возрасте 3 лет и продолжается, пока дети пойдут в первый класс начальной школы). Законодательство формализовало основную ступень как национальный план по контролированию прогресса образования маленьких детей, который проверяется в конце этого периода.

Великобритания (Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия) - европейская страна, где развитие образования считается приоритетной задачей государства. Неудивительно, что британская образовательная среда характеризуется как одна из лучших среди других на планете. Здесь поддерживаются высокие образовательные стандарты, а специалисты с британскими дипломами не знают проблем с трудоустройством. Британское образование - заветная цель иностранных студентов.

Особенности английского образования

Британским гражданам в период их жизни от 5 до 16 лет законодательством страны предписано обязательное образование. Проходить школьный процесс можно одним из двух способов. Первый - обучение в школах государственного подчинения. Второй - обучение в частных школах. Если в первом случае образование бесплатное, во втором, как правило, требуется оплачивать услуги преподавательского состава.

Фактически британское образование - это две разных системы. Одна применяется на территории Северной Ирландии, Англии, Уэльса. Вторая нашла широкое применение в Шотландии. Обе системы успешно вписались в жизненный уклад британского общества. Существующая база учебных заведений начального и среднего образования полностью обеспечивает потребности социума. Великобританию отличает богатое разнообразие школ по типам. Однако наиболее популярными считаются школы-пансионы (Boarding School) .

Впервые школы-пансионы появились в государстве ещё на рубеже Средних веков. Как правило, эти учебные заведения входили в структуру британских церквей и монастырей. Главное отличие таких учреждений от учебных заведений стандартного образца проявлялось в том, что ученикам вместе с образованием предоставляли полный пансион - проживание, питание, бытовые услуги.

Система дошкольного воспитания

Британская система дошкольного воспитания, по сути, является неотъемлемой частью образовательной школы полного цикла. Учреждения дошкольного образования - ясли, детские сады - обычно входят в сеть учреждений начальной школы. Период дошкольного воспитания в Британии ограничен сроком от 2 до 7 лет. Однако большая часть детей находится в яслях и детских садах не больше двух лет (от 2 до 4), после чего направляется в начальную школу (Primary School) .

Содержание детей в яслях и детских садах с полным рабочим днём необходимо оплачивать. Существуют также бесплатные учреждения, но все они рассчитаны лишь на временные 2–3 часовые услуги. Стоимость полных детсадовских услуг в Британии существенно выше, чем в других странах Европы . Поэтому для того чтобы облегчить финансовое бремя малообеспеченных родителей, государством задействована специальная кредитная программа. Например, в Англии по такой кредитной программе родители, занятые на работе не менее 16 часов в неделю, могут получать от 100 до 160 долларов на ребёнка, в зависимости от количества имеющихся детей.

Учебный план дошкольного образования Великобритании выстроен на принципах поддержки детской инициативы. В процессе воспитания обязательно берутся в расчёт индивидуальные особенности детей. Вместе с тем на этапе дошкольного образования малышей активно готовят к начальной школе - учат читать, писать, считать. В результате основная масса выпускников дошкольных учреждений обладает хорошими навыками начального школьного образования. Это один из тех факторов, который позволяет говорить о британской системе дошкольного воспитания как одной из лучших в мире.

…Попасть в приличный садик очень трудно. Когда определитесь с местом жительства, сразу же записывайте ребёнка, выберите сразу несколько и надейтесь на удачу. Часы работы, условия и оплата все разные, поэтому никакой общей информации не будет, к сожалению. Вернее, она есть, но только для некоторых английских резидентов и я не думаю, что относится к вашему случаю. Обратите внимание, что в садиках можно отдавать детей на полдня. На утреннюю или полуденную смену, или на целый день, с обедом или без. Некоторые садики расположены в помещениях без кухни, поэтому не снабжают детей горячей едой…

http://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=514&t=238943#p5472072

Начальная школа

Политика британского начального образования Англии, Уэльса, Северной Ирландии определяет зачисление детей в начальную школу с 4-х либо с 7 лет. В первом случае (Primary School) курс обучения продолжается 7 лет (период от 4 до 11). Для второго варианта (Junior School) продолжительность обучения составляет 6 лет (период от 7 до 13). Стоит отметить: принцип зачисления в школу с 7 лет применяется в Британии к детям иммигрантов .

Видео: обзор обычной английской школы

Политика шотландской школы немного иная. В Шотландии практикуется формирование школьных групп из детей, родившихся между мартом текущего года и февралём следующего года. Дети, родившиеся в период марта-августа, зачисляются в школу с 5–5,5 лет. А дети, родившиеся в период сентября-февраля, зачисляются на учёбу при условии соответствия возрастной планке от 4 до 4 лет 11 месяцев. Шотландскую систему зачисления многие специалисты считают более гибкой . На этапе начальной школы Великобритании основными предметами для изучения являются:

  • английский язык,
  • математика,
  • география,
  • история,
  • промышленные технологии,
  • искусство,
  • музыка.

Школьные курсы Primary School и Junior School включают в себя системы экзаменов SATS и «11+» соответственно . Экзамен SATS проводится два раза в рамках курса Primary School. Один раз через два года после начала учёбы и второй раз на этапе завершения обучения. Экзамен «11+» является завершающим обучение в рамках курса Junior School. Этот вид экзамена широко применялся в школах Уэльса и Англии. Теперь он заменён на стандартизированный тест. Результаты обоих экзаменов необходимы для перехода на этап средней школы.

В школах Англии всего 6 семестров, которые разделены каникулами. Семестры называются термами (Terms). Учебный год в частных школах Англии длится с сентября по июль.

Среднее образование Великобритании

Начиная с 11-летнего возраста британские дети должны переходить на курс средней школы. Реально же возраст детей может составлять 11–13 лет. Обучение продолжается до 17-летнего возраста (изменения в законе от 2015 года) и так же, как в начальной школе, является обязательным. Завершающим этапом курса средней школы становится получение свидетельства о среднем образовании GCSE - General Certificate of Secondary Education. Также есть средние школы, которые выдают по факту завершения учёбы свидетельство о профессиональной квалификации GNVQ - General National Vocational Qualification.

Дети иностранного подданства, как правило, принимаются в среднюю школу Великобритании в период возраста от 11 до 13 лет. Классическая схема зачисления детей иммигрантов - определение их в школы-пансионаты . Все учащиеся средних школ после первых двух лет обучения сдают экзамен Common Entrance Examinations - общий вступительный экзамен. Этот тест также называют «13+». Учеников экзаменуют по следующим предметам:

  • математика (умственный тест, счёт с калькулятором, счёт без калькулятора),
  • английский язык (международный, британский),
  • латинская письменность,
  • греческая письменность,
  • валлийский язык (для государственных школ Уэльса),
  • ирландский язык (для государственных школ Северной Ирландии),
  • география,
  • история,
  • религиоведение,
  • физика, химия или биология, либо другие науки,
  • иностранные языки на выбор (французский, немецкий, китайский, испанский).

Результаты экзамена являются пропуском к дальнейшему обучению в рамках средней школы на этапе от 14 до 17 лет. За эти три года учащиеся целенаправленно готовятся к сдаче финальных экзаменов и получению сертификата о среднем образовании - General Certificate of Secondary Education. Большая часть экзаменуемых предметов в GCSE соответствует предметам теста «13+», но к ним дополняется ещё несколько дисциплин.

…В школе всего 3 резиденции: Bartlett (Juniors till Year 8), Sanderson (Years 9–11) и Sixth Form. Я попала в Sanderson. Питание отличное: завтрак, второй завтрак, обед, чаепитие и ужин. Поэтому, несмотря на загруженный график (школьный день начинается в 8:30 и заканчивается в 18:30), есть перерывы чтобы переключиться и отдохнуть. Схема преподавания очень похожа на преподавание в университете…

Диляра

http://www.i-l.ru/reviews/education/209/

Подготовка к учёбе в высшей школе

После того как получен сертификат о среднем образовании GCSE, выпускникам средней школы открываются два пути. Первый - трудовая деятельность. Второй - продолжение учёбы в университете или в колледже. Если выбирается учёба в университете, тогда никак не обойтись без дополнительного подготовительного образования. Речь идёт о двухгодичных подготовительных курсах A-Levels.

Курсы A-Levels предполагают обязательное изучение 4–5 дисциплин в течение первого года и ещё 3–4 дисциплин в течение второго года . Каждый год обучения завершают экзамены. Экзаменационный процесс на курсах отличается от общепринятых стандартов. Здесь нет строго установленных предметов для сдачи экзамена. Студенты сами выбирают предметы из общего количества, предложенного для теста. Обычно именно с этих подготовительных курсов начинается учёба иностранных студентов в британских вузах.

…Здесь я поменяла своё отношение к образованию. В России мы чаще всего воспринимаем диплом как зачем-то необходимую бумажку, формальность. Поэтому в порядке вещей скатывать на экзаменах, прогуливать и с нетерпением ждать, когда же это закончится. Возможно потому, что здесь образование платное (и, кстати, кредит на него берут сами студенты, а не родители!) или по другим причинам - отношение совсем другое…

Анна

http://www.i-l.ru/reviews/education/201/

Высшее образование: особенности и отзывы

Получать высшее образование граждане Великобритании, как правило, начинают с 18-летнего возраста. Общую схему высшего образования дополняет ветка профессионального обучения. Обеспечить молодых людей профессиональной специальностью предлагают более 600 государственных и частных колледжей Великобритании . Профессионально-технические учебные заведения готовят технических специалистов в рамках образовательных программ самого разного направления.

Типичная схема высшего образования начинает выстраиваться от уровня бакалавра. На этой стадии обучение продолжается 3–4 года. Причём если университетская программа бакалавриата охватывает 4 года, последний год студенты получают знания первого уровня магистратуры. Все выпускники бакалавриата могут продолжить совершенствовать знания на следующих двух образовательных ступенях.

  1. Магистратура (год или два года в случае научно-исследовательской деятельности).
  2. Аспирантура (стандартный период обучения три года).

Высшее образование в Великобритании платное для всех студентов, в том числе для иностранцев . Местные студенты обладают привилегиями в оплате, а иностранные граждане оплачивают всю стоимость учёбы.

Стоимость обучения в Великобритании

Высшие учебные заведения, кроме Лондонского университета (Regent’s University London), Букингемского университета (University of Buckingham) и колледжа профессионального образования (BPP University College), дополнительно финансируются государством. Тем не менее максимальная сумма оплаты за год для студентов Англии составляет 9 тыс. евро . В среднем за три года бакалавриата стоимость обучения составляет 26 тыс. евро.

Тарифы на образование в Северной Ирландии немного другие . Там максимальная стоимость ограничена суммой 3 тыс. 805 евро. На эту же сумму студенты могут оформить образовательный кредит в случае отсутствия возможности оплачивать наличными. Кредитованием занимается компания Student Finance NI. Погашение кредита производится уже после учёбы, когда студент начинает работать и получать доход.

Шотландия предоставляет ещё более привлекательные условия . Там оплату за обучение производит агентство SAAS - Student Awards Agency Scotland. Главное условие - соответствие требованиям «Молодого студента»:

  1. Возраст не выше 25 лет.
  2. Нет детей.
  3. Не состоит в браке (включая сожительство).
  4. Перерыв в образовании не более 3 лет.

Для всех остальных шотландских студентов, кто выходит за рамки возраста 25 лет, цена за обучение составляет от €1200 до €1800 в год. Стоимость обучения в аспирантуре может достигать €3400 за год.

Видео: образование в Шотландии

На территории Уэльса ситуация с оплатой за обучение фактически повторяет английскую систему (до €9000 в год). Однако студентам валлийских университетов доступны гранты на сумму до €5100. Эти средства могут дополняться к сумме кредита €3800 и таким образом покрывать оплату за обучение. Кстати, эти правила распространяются на валлийских студентов, которые поступают учиться в других регионах Великобритании.

…Лет пять назад дочь окончила Кембридж, на круг примерно 100 тыс. евро вышло. При этом у неё была Overseas scholarships 4000 фунтов в год и плюс 1500 фунтов в год поддержка от английской компании, в которой она по правилам приёма в университет должна была год до поступления проработать. Преимущества Кембриджа, это возможность легко устроится на работу (зависит, конечно, от специальности) сразу на хорошую зарплату…

http://pora-valit.livejournal.com/2903280.html?thread=376501232#t376501232

Самые популярные учебные заведения

Пять лучших колледжей Великобритании:

Колледж международного значения в Лондоне - CATS College London, это учреждение профессионально-технического направления . Колледж является составной частью британской системы колледжей - CEG. Учреждение предлагает широкий спектр образовательных программ.

Учебное заведение Cambridge Tutors College - производная Кембриджского университета, практически с момента своего основания находится на пике популярности . Здесь дают хорошие знания, квалификацию, специализацию. Это отличная платформа для подготовки к университетскому образованию.

Памятником культуры викторианской эпохи называют St Clares Oxford - международный колледж Оксфорда . Действительно, учебное заведение, основанное в 1953 году, занимает площади построек, время создания которых датируется XVIII веком. Соседство древности, однако, совсем не мешает образовательному процессу.

Bosworth Independent College - ещё один известный и популярный международный колледж, расположенный в Англии . Относительно молодое учебное заведение предоставляет качественное образование. Почти половину учащихся колледжа составляют иностранцы.

Недалеко от Лондона есть уютный городок Market Harborough. В этом городе действует колледж Brooke House College . Особенность учебного заведения - высокопрофессиональный преподавательский состав. Есть возможность сертификации по GCSE и подготовки в рамках программы A-Level.

…Учёба в колледже Лондона даёт нужный социальный круг и нужные контакты для выстраивания карьеры в будущем, горизонты и возможности после учёбы в Лондоне будут шире, чем после окончания безымянного заборостроительного универа в каком-нибудь мелком городке Германии. Статистика по трудоустройству выпускников не является закрытой…

ponaexali_tyt

http://pora-valit.livejournal.com/3123009.html?thread=402752833#t402752833

Фотогалерея: лучшие колледжи Англии

Колледж предлагает качественное образование иностранным студентам Международный колледж Оксфорда - это престижное образование Cambridge Tutors College - это хорошие знания, квалификация, специализация CATS College London - учреждение профессионально-технического направления Вrooke House College обеспечивает обучение на высоком уровне от преподавателей высшего класса

В графстве Оксфордшир находится Оксфордский университет (University of Oxford) – один из старейших вузов мира . Этот же вуз присутствует в списке лучших высших учебных заведений Великобритании. Около 20 тыс. студентов университет принимает ежегодно, тридцать процентов из которых - иностранные граждане.

Привилегированное благотворительное учреждение - Кембриджский университет (University of Cambridge) . Деятельность университета отчасти финансируется государственным грантом, отчасти - пожертвованиями благотворительных фондов. Обучение студентов ведётся по 28 различным направлениям.

Технологии интегрирования смежных профессий сделали известным университет Суррея (University of Surrey) . Полное международное признание вуз получил за уникальные научные исследования в области фундаментальных и прикладных наук. Это один из вузов, 90% выпускников которого успешно трудоустраиваются по специальности.

Второе место в Европе и четвёртое в мире занимает университетский колледж Лондона (University College London) . Первое высшее учебное заведение столицы Великобритании, среди выпускников которого 26 Нобелевских лауреатов. В составе университета 10 факультетов, несколько исследовательских центров, целый ряд институтов.

Правопреемник Института Хартли - Саутгемптонский университет (Southampton University), был основан в 1862 году . С тех пор завоевал и прочно удерживает лидирующие позиции в системе образования Великобритании. Входит в ТОП-100 лучших учебных заведений планеты.

Фотогалерея: лучшие университеты Великобритании

Университетский колледж Лондона - первое высшее учебное заведение столицы Великобритании Университет Суррея - это гарантированная работа для выпускников вуза Кембриджский университет - привилегированное благотворительное учреждение Оксфордский университет - один из старейших вузов мира Саутгемптонский университет прочно удерживает лидирующие позиции в системе образования Великобритании

Стипендия и гранты для иностранных студентов

Великобритания открывает иностранным студентам возможности обучаться с помощью грантов и стипендий. Правда, для получения грантов и стипендий иностранным студентам необходимо соответствовать жёстким требованиям. К тому же львиная доля всех стипендий и грантов применяется лишь на уровне магистратуры и аспирантуры . Из того, что предлагается сегодня, можно выделить несколько программ.

  1. The Hill Foundation (Фонд Хилла).
  2. Scholarship Felix (Стипендия Феликса).
  3. Dorothy Hodgkin Postgraduate Award (Премия Дороти Ходжкина).
  4. Гранты компаний Coca-cola и Shell.
  5. Специальные программы ряда университетов.

Каждый иностранный студент возрастом не старше 35 лет, малоимущий, являющийся выходцем из стран вне Европейской экономической зоны, успешно закончивший бакалавриат, может подавать заявление на стипендию или рассчитывать на грант.

Проживание для русских студентов и не только

Редкий британский вуз не готов обеспечить своих студентов местом в общежитии. Большинство учебных заведений Великобритании, как правило, предоставляют комнаты в студенческих кампусах. Варианты размещения студентов в комнатах могут отличаться. Есть как одноместные помещения, так и комнаты на несколько человек. Индивидуальные удобства либо общие. В среднем цена размещения в студенческих кампусах достигает 150–200 фунтов в неделю . Однако есть один нюанс: студентам проживание в общежитии гарантируется лишь в первый год обучения. Далее ситуация может поменяться.

Видео: жизнь студента в условиях Host Family

Бытовое обустройство для студентов Оксфорда, Кембриджа и аналогичных престижных вузов выглядит более стабильным. Там места выделяются сразу на весь срок обучения. Правда, стоимость проживания существенно выше - в среднем 7 тыс. фунтов в год. Примерно такая же ситуация с британскими колледжами при Оксфорде и Кембридже, так как большинство таких учебных заведений являются частью структуры университетов. Для других учебных заведений - менее престижных, тарифы снижены почти на порядок . Место в общежитии можно получить за 70–100 фунтов в неделю.

Кроме общежитий есть ещё два варианта размещения. Это привычная для многих иммигрантов услуга - аренда квартиры или комнаты, а также проживание в британской семье. Семейный вариант устройства обычно подбирается администрацией учебного заведения. Это экономичный вариант проживания по сравнению с арендой. Аренда жилья за год в среднем обходится в 7–9 тыс. фунтов для центральных областей и 5–7 тыс. фунтов на периферии.

…Я жил в семье. Первый год меня эта семья очень «строила». Нужно было соблюдать все правила по пунктикам. В тот момент я думал, что все британские семьи такие. Это уже потом я узнал, что есть нормальные семьи, и что семью можно при желании поменять. Хотя все равно жить в семье лучше, чем в резиденции. И свободы больше, и нет строгого отбоя, проверки вещей. Но до 16 лет за тобой в семье следят строго…

Михаил

http://www.i-l.ru/reviews/education/155/

Какие требования предъявляются к иностранцам при поступлении?

Начиная с 2012 года власти Великобритании ужесточили требования, предъявляемые к иностранным студентам, желающим обучаться в Великобритании. Теперь всем иностранным абитуриентам (в том числе россиянам, украинцам, белорусам, казахстанцам) предписываются следующие установки:

  • возраст абитуриента 16 лет и старше;
  • знания английского языка соответствуют уровню знаний местных граждан, закончивших среднюю школу Великобритании;
  • абитуриент является выходцем из стран, не входящих в Европейскую экономическую зону (EEA);
  • выбрано учебное заведение из списка, который опубликован на сайте МИД Великобритании;
  • финансовое обеспечение абитуриента полностью покрывает все расходы на обучение и проживание в стране.

Образование в Великобритании, как правило, доступно иностранным студентам, у которых высокие показатели предыдущего образования . Кроме того, каждый иностранный студент, планирующий обучаться в стране, должен иметь спонсора. Выполнение этих условий определяется по количеству начисленных контрольных баллов. Так, если потенциальный абитуриент набирает 30 баллов в контрольном тесте по разрешению на зачисление и 10 баллов по финансовому обеспечению, ему открывается доступ для учёбы. В другом случае в приёме будет отказано.

Условия получения визы

Для оформления и получения визы на учёбу в Великобританию потребуются следующие документы:

  • заявление и паспорт,
  • выписки из финансовых документов, подтверждающие платёжеспособность,
  • медицинская справка о проверке на туберкулёз,
  • контактные данные родителей или опекуна (для студентов до 18 лет),
  • несколько фотографий паспортного формата,
  • приглашение на учёбу от британского вуза на официальном бланке,
  • сертификат знаний английского языка (IELTS, TOEFL).

Помимо оригиналов всех документов должны быть представлены их копии, нотариально заверенные и переведённые на английский и валлийский языки . Могут потребоваться дополнительные сведения. Например, продолжительность обучения, общая стоимость, условия и место проживания. Цена оформления - 89 фунтов для шестимесячной визы, 170 фунтов для визы на 11 месяцев.

Итоговая таблица: плюсы и минусы английского образования

Преимущества

Недостатки

Престижное образование на всех уровнях начиная с начальной школы

Дорогостоящее образование для иностранцев

Качественное обучение английскому языку

Необходимы начальные знания языка на уровне средней школы

Широкий спектр образовательных учреждений и программ

Для иностранных студентов выбор вузов ограничен

Интенсивное обучение, что сокращает сроки учёбы

Не остаётся времени на подработку в связи с интенсивностью обучения

Можно устраиваться на работу во время учёбы и после выпуска из учебного заведения

Для студентов первых лет обучения время работы ограничено 10 часами в неделю. После завершения учёбы разрешение на работу только в течение 1 года

Британская образовательная система зарождалась на протяжении многовековой истории. Наработанные традиции сохранялись и совершенствовались. Сегодня Великобритания представляет одну из лучших моделей образования. Однако последние годы всё чаще появляются критические замечания. Некоторые специалисты утверждают, что эра образования Великой Британии завершилась. Так это или не так - узнать просто. Нужно лишь отправиться учиться в британский колледж или вуз.

Великобритания - страна с богатым опытом в сфере обучения и развития дошкольников. Дошкольное образование здесь предоставляется детям в возрасте от 2 месяцев до 5 лет, но большинство малышей начинают посещать дошкольные учреждения в 2-3 года. В настоящее время практически все дети 3-5 лет охвачены дошкольным образованием.

Количество детей, получающих бесплатное образование, постоянно увеличивается. Это происходит в результате внедрения с 1998 года специальной правительственной программы. Согласно ей, дети четырёхлетнего (а с 2004 года и трёхлетнего) возраста имеют право на бесплатное дошкольное образование в объёме 12,5 часов в неделю на протяжении 38 недель в год. Это право их родители могут реализовать не только в государственных, но и в частных и некоммерческих дошкольных учреждениях, если таковые участвуют в данной программе.

В Англии функционируют дошкольные учреждения разных типов. Они различаются по источникам финансирования, целям, содержанию и режиму работы, контингенту детей, особенностям организации своей деятельности. Это ясельные школы для детей 2-5 лет (иногда это название переводится на русский язык как «детские сады») и классы, дневные ясли, семейные, игровые и ясельные центры, клубы матери и ребёнка, игровые группы, библиотеки игрушек.

Дошкольное образование обеспечивают также нулевые или подготовительные классы школ (так называемые приёмные классы) и частные няни, многие из которых стремятся получить государственную аккредитацию. Наибольшей популярностью у родителей пользуются игровые группы, делающие акцент на социальном развитии ребёнка, а также ясельные школы и подготовительные классы как заведения прежде всего образовательного типа.

Дошкольные учреждения Великобритании рассчитаны в основном на 70-80 детей.

Количество малышей в группе зависит от их возраста и типа учреждения. Соотношение педагог - дети колеблется в пределах от 1:8 до 1:30. В среднем на одного взрослого приходится 13 малышей. С одной группой обычно работают двое взрослых.

В дошкольных учреждениях образовательного типа это педагог дошкольного образования или воспитатель и ассистент педагога или воспитателя. (Эти квалификации различаются уровнем и сроками подготовки специалистов, в должностные обязанности входит педагогическая работа.) В игровых группах это руководитель группы с помощником. Если детей в учреждении немного (до 50), деление на группы может отсутствовать. Трое-четверо взрослых одновременно работают со всеми дошкольниками. На практике распространены разновозрастные группы.

В Англии не существует жёстких требований к зданию дошкольного учреждения: оно может занимать часть жилого дома, школы или представлять собой самостоятельную постройку. Размеры прилегающей уличной территории также различаются.

Внутри помещения пространство нередко организуется в соответствии с «открытым планом»: смежные комнаты разделены перегородками, и дети свободно перемещаются по всему дошкольному учреждению. В нём предусмотрено наличие стеллажей для книг и игрушек, столов с настольными играми, в том числе для занятий письмом. Специально оборудуются уголки для игры с песком и водой, рисования, зона конструктивно-строительных игр, кукольный домик. Могут выделяться тихая зона, живой уголок, есть компьютеры, пианино, спортивная стенка.

Режим работы дошкольного учреждения определяется его типом. Большинство начинают приём детей не раньше 8 утра. Дневные ясли, как правило, открыты до вечера (18.00). В игровые группы, библиотеки и клубы дети приходят на несколько часов в день по расписанию. Ясельные школы и классы работают до 15.00-15.30. Если ребёнок остаётся в ясельной школе до её закрытия, считается, что он получает полное дошкольное образование. Вместе с тем распространены группы неполного дня (до 11.30-12.00). В связи с нехваткой мест многие дети посещают группы краткосрочного пребывания. Приходящие на полный день обеспечиваются обедом, остальным предлагаются молоко, сок, печенье и фрукты.

Не существует и строго фиксированного распорядка дня. Обобщая анализ режимов различных дошкольных учреждений, можно выделить время деятельности (игры в помещении и на улице, подгрупповые и индивидуальные занятия, чтение книг или рассказывание историй), время уборки, время в кругу для подведения итогов дня. Иногда проводится утренняя беседа с детьми (обсуждение новостей и совместное планирование дня).

В группах длительного пребывания организуется дневной сон. Количество занятий не ограничено. Чаще это одно или два занятия, построенные на основе какого-либо вида деятельности или темы (например, дидактическая игра на развитие математических представлений, подготовка к празднику или приготовление лапши в микроволновке). Популярны экскурсии как на природу, так и в местные библиотеки, музеи, садоводческие центры, на фермы.

До 1999 года в английском дошкольном образовании не было обязательной реализации единой программы. Каждое дошкольное учреждение самостоятельно формулировало цели своей работы, при этом большинство ориентировалось на социальное, интеллектуальное, физическое и творческое развитие детей.

В 2000 году британское правительство ввело так называемую базовую ступень, которая включает дошкольные учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании и предоставляющие образование детям 3-5 лет. Базовая ступень распространяется и на негосударственные учреждения, если они получают определённые правительственные субсидии. Все эти учреждения обязаны следовать единой государственной образовательной программе - «Программа-руководство для базовой ступени».

Образовательные программы для разных ступеней носят название «Куррикулум» . Это понятие несколько шире содержания программы. Оно подразумевает весь педагогический процесс - «всё что дети делают, видят, слышат или чувствуют в дошкольном учреждении, как заранее планируемое, так и непланируемое». Введение единого программного документа в значительной степени регламентирует и структурирует учебно-воспитательный процесс в дошкольных учреждениях Великобритании.

Он становится более целенаправленным и ориентированным на результат. Укрепляется взаимосвязь и преемственность со школой. Игра тщательно продумывается и активно используется прежде всего как средство обучения, в котором отныне ведущая роль отводится педагогу. В связи с этим большое внимание уделяется гармонизации процессов преподавания и обучения. Утверждается необходимость подробного планирования учебно-воспитательной работы на основе каждодневных наблюдений за детьми и программных требований.

Подчёркивается взаимопроникновение и единство всех этих областей в естественном процессе развития ребёнка и в педагогической практике. Выделение направлений призвано лишь помочь педагогу в организации и планировании образовательного процесса.

  • Личностно-социальное и эмоциональное развитие ребёнка на первом месте . Считается, что оно закладывает фундамент для успешной реализации в остальных областях. Сфера личностно-социального и эмоционального развития представлена достаточно широко. Она содержит в себе элементы нравственного воспитания, формирование культуры поведения и личной гигиены, налаживание взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Сюда же относится и воспитание этики межнациональных отношений, а также формирование положительного образа своего «Я» и интереса к учёбе.
  • Содержание речевого и математического развития очень насыщенно и направлено на подготовку к школьному обучению. Однако заявленные задачи должны быть решены уже к шестому году жизни ребёнка. Так, дети 4-5 лет пишут и читают отдельные слова и несложные предложения, устанавливают взаимосвязь между буквами и звуками, решают простые арифметические задачи. В подготовительных классах школ введены ежедневные часовые занятия по подготовке к обучению грамоте и математике.
  • В разделе «Ознакомление с окружающим» под окружающим подразумевается как предметный мир, так и природа: азы естественно-научных предметов, географии и истории, дизайна и информатики, национальной и мировой культуры. В этот раздел входит и конструирование.

Большое внимание в английских дошкольных учреждениях уделяется информационно-коммуникационным технологиям, которые являются неотъемлемой частью жизни современного общества. Детей учат пользоваться последними достижениями науки и техники: компьютерами, игрушками с дистанционным и программным управлением, бытовыми приборами, даже записывающей техникой и микроскопами (все дошкольные учреждения в Англии оснащены компьютерами; наличие других видов техники обусловлено возможностями и типом конкретного учреждения).

  • Экологической тематике также отводится значительное место, но практическое решение задач экологического воспитания во многом ограничено возможностями учреждений (живые уголки - редкость, т.к. не все учреждения располагают значительной территорией).
  • Физическое развитие в программе рассматривается в двух аспектах. Во-первых, ребёнок, осваивая основные движения и развивая физические качества, должен приобрести уверенность в своих физических силах. Во-вторых - познать практическую ценность таких понятий, как «здоровье» и «физическая активность». При этом занятия по физическому воспитанию со специалистом не предусмотрены, а наличие спортивного инвентаря или оказание дополнительных услуг (например, обучение плаванию) варьируется от учреждения к учреждению.

Творческое развитие включает совершенствование изобразительных навыков, музыкальности, танцевальных умений, навыков творческого рассказывания, ролевой игры. Наиболее существенным представляется предусмотренное в программе высвобождение фантазии ребёнка, овладение им различными способами самовыражения. Занятия изобразительной или музыкальной деятельностью, как правило, проводятся неспециалистами, поэтому воспитатели стараются максимально организовать предметную среду для развития творческих способностей детей - сами поют и танцуют.

Важно отметить: несмотря на некоторое смешение методики и задач обучения и развития, а также взаимопроникновение разных областей, в ней предложен весьма оригинальный подход к представлению материала.

После введения базовой ступени британское правительство в диалоге с педагогами и родителями продолжает работу над включением более раннего возраста в систему народного образования.

Журнал «Дошкольное воспитание»

22.09.2017

То, что Великобритания страна с обширным опытом и достойными ресурсами в сфере обучения ни для кого не секрет. По этому же принципу можно оценить и дошкольное образование детей, которое в Англии предоставляется детям с 2 до 5 лет, большинство родителей начинают водить детей в учреждения в 2-3 года. Данная ступень в образовании не является обязательной, но, тем не менее, в настоящее время большинство детей в возрасте от 3 до 5 лет получают дошкольное воспитание. В пятилетнем возрасте все дети идут в школу, этот процесс регулируется законодательством и не имеет вариаций.

На территории Англии действует правительственная программа в сфере дошкольного образования, согласно которой дети с трех лет имеют право на бесплатное дошкольное образование в объеме 15 часов в неделю в течение 38 недель в году. На руки родителям выдаются специальные ваучеры, коими государство оплачивает пребывание ребенка в детском саду. Каждая семья вольна распоряжаться ими как захочет. Можно использовать в качестве доплаты за нахождение ребенка целый день в саду, или же, ничего не доплачивая из семейного бюджета, водить ребенка на 2,5-3 часа в день, предоставленные государством. Согласно данному закону, родители имеют право отдать ребенка не только в государственные учреждения, но также в частные и коммерческие сады, если они участвуют в данной программе.

На территории Великобритании можно найти дошкольные учреждения разных типов, все зависит от Ваших пожеланий и бюджета. Различия заключаются в источнике финансирования, режиме работы, целях и содержании преподавания, организации деятельности, контингенте детей. Имеются детские сады, дневные ясли, игровые центры, семейные и игровые группы, клубы матери и ребёнка, библиотеки книг и игрушек. В рамках программы обучения в Великобритании организуются и подготовительные классы к школе на территории детских садов.

Все детские сады обязаны придерживаться специальных программ и методик, разработанных Министерством образования. Некоторые же из учебных заведений, придерживаясь основной программы, вносят свои изменения, делая акцент на том, чтобы привить любовь детей к тому или иному занятию. А именно, в некоторых воспитательных заведениях обучение проходит сразу на нескольких языках. Есть детские сады религиозного направления, создающиеся при церквях. Здесь ребенка с малых лет приучают следовать церковным догмам и традициям.

Режим дошкольного учреждения регламентируется непосредственно руководством. В детских садах в основном начинают прием детей с 8 утра и работают до 18.00. Таким образом, родители могут позволить себе работать полный день. Также широко распространены группы неполного дня (до 12.00). Это обусловлено нехваткой мест в образовательных учреждениях, иногда родители просто вынуждены отдавать ребенка в подобные группы краткосрочного пребывания. Дети, приходящие на целый день, обязательно будут накормлены обедом, остальным выдается молоко, сок, печенье и фрукты для перекуса. В группах длительного пребывания обязателен дневной сон. Количество занятий в день не регламентируется, но в основном это 1-2 занятия, чтобы внимание детей не рассеивалось, и материал усваивался. Часто организуются экскурсии на природу, детские спектакли, в музеи или фермы. В обычные игровые группы и клубы дети приходят на несколько часов в день согласно расписанию занятий.

Как было сказано выше, строго регламентировано. Согласно методическим пособиям, ребенок должен получить следующие знания и умения за время обучения в детском саду:

  • личное, социальное и эмоциональное развитие
  • коммуникация, язык, грамотность
  • физическое воспитание
  • развитие математических способностей
  • общее представление о мире
  • творческое развитие (искусство и дизайн, музыкальные азы, развитие танцевальных навыков, навыков ролевой игры)

Дошкольное обучение детей в Великобритании, как и во всех странах, имеет более специфический характер, чем обучение взрослых детей уже непосредственно в школах, но тип и ритм детсадовского преподавания менее напряженный, чем в школах. Также стоит заметить, что основополагающим принципом детских садов Англии является то, что ребенка учат не словом, а делом. Доказанный факт, что в возрасте 2-5 лет дети хуже воспринимают информацию на слух, поэтому преподаватели стараются вовлекать их в различные занимательные формы деятельности. Таким образом, малыш быстрее понимает, что от него требуется и, как следствие, быстрее учится.

Преподаватели учебных заведений заботятся и тщательно следят за душевным состоянием ребенка. Даже с маленькими детишками обсуждаются все волнующие их вопросы. Воспитатели не скупятся на похвалу по любому поводу, даже за самый маленький успех. Это бесспорно формирует самооценку малыша и развивает уверенность в себе, в своих силах. Считается, что это поможет ему в дальнейшей жизни чувствовать себя комфортно в любом обществе, справляться даже с самыми трудными задачами и жизненными перипетиями, выходить из них достойно, как подобает настоящему англичанину. Воспитание детей является весьма существенной частью расходов в семьях британцев. Расходы по данной статье от семейного бюджета составляют 26,6%. Опережает по этому показателю Великобританию только Швейцария. Оплата за обучение и воспитание по большому счету лежит на плечах родителей, хотя выше мы и упоминали, что правительство оказывает помощь в этих расходах, которые частично покрывают заботы по уходу за детьми. В зависимости от суммы, которую Вы зарабатываете в месяц, Вы также имеет право на налоговые льготы по уходу за ребенком.

Многие родители в Великобритании полагаются на негосударственный и неофициальный уход за детьми, прибегая к помощи родственников или друзей, нянь, гувернеров. Детей обучают всем образовательным программам самостоятельно. Более трети от общего числа родителей Великобритании (36,9%) отдают предпочтение подобному варианту воспитания детей дошкольного возраста.

Выбор дошкольного учебного заведения не менее важное дело, чем выбор школы. Здесь внимание нужно обратить и на расположение заведения, чтобы это было удобным для Вас, и на стоимость посещения заведения, на наличие места, на стиль обучения и преподавательский состав. Национальная ассоциация детских садов (NDNA) предлагает полезные советы по выбору дошкольного учреждения, включая публикацию бюллетеня и список всех дошкольных учреждений в вашем районе. Ознакомиться с данным материалом может быть очень полезным при выборе детского сада для своего чада.