Как начать собрание для родителей будущих первоклассников. Первое родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Родительское собрание будущих первоклассников 16 мая 2014 г.

«Готовность ребёнка к школе»

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Л.А.

Цель родительского собрания:

Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации данной теме.

Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Ход собрания

1.Регистрация родителей, приветствие, представление себя.

Добрый день, уважаемые родители. Мне очень приятно познакомиться с родителями моих новых учеников. Сегодня волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы . Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся.

Начнем с меня, зовут меня Елена Ивановна. В школе я работаю 21 год. (немного о себе)

Вы уже знаете, что в школе введены новые государственные стандарты, которые коренным образом поменяли все программы, существующие до сих пор. Наш класс будет работать по образовательной программе «Школа России». Нет плохих программ. Просто каждая программа построена и идёт по своей траектории. И в конечном итоге, в 4 классе все приходим к одним результатам.

С первого сентября у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным.

Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Треугольник взаимопонимания (ученик, родители, учитель)

Отсюда можно вывести правило:

- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.

А сейчас мы с вами попробуем разобраться, что это такое «Готовность ребёнка к школе»

1.Мотивационная готовность.

Внутренняя позиция школьника, то есть стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила, и является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба - это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и беситься вволю, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребенку учиться, как бы хорошо вы его ни готовили к занятиям дома.

2. Интеллектуальная готовность.

Часто родители считают, что если ребёнок обучен навыкам письма, чтения и счета, то он интеллектуально готов. Это убеждение, дорогие родители, и является причиной ваших ошибок при подготовке детей и ваших разочарований. Безусловно, это отлично, если ваш ребёнок умеет это делать, но главное - это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи "про себя", то есть во внутреннем плане.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

*свой адрес и название села, в котором он живет;

*название страны и ее столицы;

*имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

*времена года, их последовательность и основные признаки;

*названия месяцев, дней недели;

*основные виды деревьев и цветов.

*ему следует уметь различать домашних и диких животных,

*понимать, что бабушка - это мама отца или матери.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

3. Волевая готовность.

Речь у нас пойдет не столько об умении ребят слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли. Если ребенок так и не может сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребенка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего учить его слушать ваши слова.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

*способностей ставить перед собой цель,

*принять решение о начале деятельности,

*наметить план действий,

*выполнить его, проявив определенные усилия,

*оценить результат своей деятельности,

*умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

4. Двигательное развитие.

Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме. У него должно быть сформировано и умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее отдельные детали. Вообще, любое задание на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр очень поможет вам и вашему ребенку в развитии необходимых навыков.

5. Коммуникативная готовность .

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

До школы еще три месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

МАТЕМАТИКА

Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птичек, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.

ЧТЕНИЕ

К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в звуки: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и о окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы.

Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.) А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило:

- никогда не сравнивайте своего ребенка с другим!

Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.

Успешность - это каждый шажок ученика на пути к новым достижениям. А для того чтобы вы видели достижения ваших детей, существует портфолио. В этом портфолио будут храниться лучшие работы, грамоты и т.д.Поэтому необходимо будет купить папки на каждого ученика (но я считаю, что лучше мы это сделаем централизовано)

Жизнь класса строится не только на учебе, но и на совместных коллективных делах. Посовещайтесь, какие мероприятия, праздники совместно с вами мы могли бы провести в первом классе. Может кто – то может сам организовать праздник, поездку, мероприятие.

Притча Мудрец

Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».

Наш класс будет работать по образовательной программе «Школа России». Для успешного обучения ваших детей вам необходимо будет закупить прописи, рабочие тетради.

Зачем нужна школьная форма?

Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.

Форма дисциплинирует человека.

Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде.

Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.

Нет проблемы "В чем пойти в школу", у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться.

Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.

Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.

Список товаров, необходимых первокласснику.

Примерный список товаров, необходимых для 1 класса

Школьная форма

Спортивная форма

Канцтовары:

Обложки для тетрадей

Папка для тетрадей

Обложки для учебников

Дневник

Альбом для рисования

Бумага цветная

Картон цветной

Ручки шариковые

Подставка для книг

Пенал

Карандаши цветные

Карандаши простые

Точилка для карандашей

Ластик

Фломастеры

Краски акварельные

Гуашь

Палитра для красок

Кисти для красок

Клей ПВА

Клей-карандаш

Пластилин

Доска для пластилина

Ножницы

Линейка

Угольник

***Родительский комитет

*** Анкета для родителей.

Анкета для родителей будущих первоклассников

1.Фамилия, имя, отчество ребёнка._____________________________________________________

2. Дата рождения, национальность_____________________________________________________

3. Домашний адрес__________________________________________________________________

4. Сведения о родителях:

мать

отец (если отчим, указать)

а) Фамилия, имя, отчество__________________________________________________________

б) дата рождения__________________________________________________________________

в) образование____________________________________________________________________

г) место работы___________________________________________________________________

д) должность_____________________________________________________________________

е) мобильный телефон_____________________________________________________________

5. Есть ли другие дети в семье? Укажите возраст (где находятся)___________________________

6. Тип семьи (подчеркнуть)

полная

неполная (указать причину)

многодетная

малообеспеченная

имеющая ребёнка – инвалида

воспитывают бабушка, дедушка

7. Постарайтесь назвать три любимых занятия ребенка___________________________________

__________________________________________________________________________________

8. Какие игры предпочитает ребёнок: подвижные, настольные, индивидуальные, коллективные или другие? Подчеркните

9. С желанием ли ваш ребёнок собирается в первый класс?________________________________

10. Заполните таблицы

Знает не все буквы

Знает все буквы

Читает слоги

Читает слова по слогам

Читает слова свободно

Читает предложения, тексты

Есть выход в Интернет

да

нет

да

нет

11. Особенности здоровья, о которых необходимо знать учителям школы. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12 Особенности характера, о которых вы хотите предупредить учителя. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Организационное родительское собрание

Дата проведения: а вгуст .

Форма проведения : беседа, диалог классного руководителя и ро­дителей учащихся 1 класса.

Прод олжительность: 1- 1,5 часа.

Цель: создать благоприятные условия для знакомства представи­ телей родительской группы друг с другом; ознакомить родителей уча­ щихся класса с условиями и режимом работы, а также с целями и задача­ ми общеобразовательного учрежден ия на предстоящий учебный год.

Задачи :

1. провести социологический опрос родителей учащихся с целью первого знакомства;

2. ознакомить родителей учащихся с учеб­ ным расписанием, режимом и условиями работы школы;

3. выбрать родительский комитет или другой совещательный орган класса;

4. рас­планировать учебно-воспитательную работу на первую четверть.

Подготовительный этап

    Подготовка приглашений для родителей 1 класса.

Уважаемые мама и папа _____________________________, ученика 1- __ класса школы № 3имениа АИ Томилина ! Приглашаем вас на встречу родителей одноклассников вашего сына с классным руководителем Чернышовой Натальей Николаевной . Встреча состоится ___ сен­ тября в 18.00 в классном кабинете школы.

Классный руководитель Чернышова Наталья Николаевн а

    Подготовить анкеты для родителей

    Проду­мать наглядное оформление кабинета в виде плакатов с высказыва­ниями выдающихся людей о воспитании, об отношениях взрослых и детей.

«Терпение - пластырь на все раны».

«Хороший пример - наилучшая проповедь».

«Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью». (А.П. Чехов)

«Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких уси­лий самое трудное - это усилие воздержания языка. Оно же самое и нужное». (Л.Н. Толстой)

Организационный этап

Собрание начина ется со знакомства с классным руководите­лем.

Слайд 1

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, пришедшие на нашу первую встречу!

Сегодня мы становимся членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через 11 лет. Столько мы будем вместе, а пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.

Как научиться преодолевать трудности, как научиться падать, набивая как можно меньше шишек, где получить консультацию, исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос – все это можно узнать у классного руководителя.

Самопредставление учите ля.

1. Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.

2. Рассказ о своих учениках-выпускниках, о планах на будущее в работе с новым классом.

Самопредставление семей.

1. Фамилия, имя, отчество родителей.

2. Возраст родителей, день рождения семьи.

3. Интересы, увлечения семьи.

4. Традиции и обычаи семьи.

Слайд 2

Какими хотите видеть своих детей через 4 года?

Каким хочет видеть государство выпускника начального звена школы?

Слайд 3

Выпускник начальной школы

    Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

    Владеющий основами умения учиться .

    Любящий родной край и свою страну.

    Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

    Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

    Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера.

    Умеющий высказать свое мнение.

    Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Слайд 4

ФГОС НОО

Слайд 5

Цель стандарта

Слайд 6-8

Результаты образования

Слайд 9

Учебный план на год

Слайд 10

Внеурочная деятельность

Слайд 11

Режим дня в школе

Слайд 12 - 17

Особенности организации обучения в адаптационный период

Слайд 18 - 36

Подготовка к школе

Слайд 37 - 39

Перечень вещей для школы (дети, класс)

Слайд 40

Что должно быть сдано родителями для школы (докуме нты)

Информирование родителей учащихся:

- Режим и условия работы, предпочитаемы е классным руководи­телем

Р асписание уроков

Н омера контактных телефонов администрации школы и классного руководителя.

Слайд 41

Проведение педагогического всеобуча для роди телей

Р оль роди­ телей класса на предстоящий учебный год.

Советы родителям первоклассников

Учителя начальных классом хорошо знают, что первый год обучения в школе - боль­ шое испытание для первоклассника и его родителей. Успех на пути к обретению сво­ его мес та в жизни закладывается уже c пер­ вых школьных лет.

Современная педагогика ориентирова­ на на то, чтобы ребенок научился учиться, постоян­ но стремился к получению новых зна­ ний.

Для возникновения y ребенка стойкой мотивации - хочу учиться, хочу учиться хо рошо» - необходимо формировать в нем не только уверенность в своих силах, но и волю. Ребенок должен научиться говорить самому себе: «Я с могy это сделать».

Первый класс - это новые условия жиз­ ни ребенка . Перемены нередко несут c собой сложнос­ ти, но боятьс я их не нужно: вовремя осоз­ нанные сложности - это половина успеха их преодоления.

Родители должны внимательно следить за режимом детей, которым придется на учиться рано вставать. Не следует уклады­ вать детей спать позже 22 часов. Ни в ко­ем случае нельзя позволять засиживать­ ся около телевизора или компьютера. Следует c вечера научить ребёнка готовить одежду на утро и собирать портфель, ставить бу­ дильник c запасом времени, чтобы пробуж­ дение не было судорожным

Ут­ ро - начало дня, и очень важно, чтобы оно прошло без напряжения.

Ребенок приобретает в школе много но­ вых обязанностей. Он должен научиться организовывать свое время и окружающее его пространство. Насколько ребенок будет собранным и успешным в учебной деятель­ ности, зависит от родителей. Я сформул и­ ровала несколько правил для родителей .

Правило 1

не опаздывать в школу и в присутствии ребенка уважительно отзы­ваться об учебном процессе.

Правило 2 :

рабочее место первокласс­ника должно быть удобным (мебель долж­ нa соответствовать его физиологическим параметрам). Когда ребенок приступает к выполнению каких-либо занятий, то на его столе должен быть рабочий порядок. Сначала его органи­ зуют родители, потом они делают это вмес­ те c ребенком, a затем ребенок научится на­ водить порядок сам.

Правило 3 :

след ует отводить на приго­ товление домашних заданий 1-1,5 часа.

Ученик должен научиться рационально от­ носиться к собственному времени. Не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс, изматывающий и первоклассника, и родителей.

Правило 4:

необходимо сочетать или че­ редовать различные виды деятельности младшего школьника , учитывая специфику материала и степень его сложности (игра, письмо, чтение, игра).

Правило 5:

каждый человек имеет пра­ во на ошибку.

Если ребенок при выполне­ нии за дания допустил ошибку, важно уви­ деть и исправить её, но ни в коем случае не заставлять его переписывать все задание снова.

Правило 6:

все достижения ребенка нужно считать важными.

Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значи­мость выполненной работы.

Правило 7:

родители должны стараться не д опускать невыгодных для ребенка срав­ нений с другими детьми, не должны стес­ няться говорить о его успехах и достоин­ ствах в присутствии других людей, особен­ но учителей и одноклассников. Обществен­ ное мнен ие и самооценка ребенка должны быть позитивными.

Памятки для родителей (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 – 4)

Социологический опрос родителей

На работу по заполнению анкеты отводится 20 минут.

Анкета для родителей (ПРИЛОЖЕНИЕ № 5)

Выбор родительского комитета

Ознакомл ение с органами управления класса (родительское собрание и родительский комитет).

Режим посещения родительских собраний.

Подведение итогов родительского собрания

Решение :

1. Установить режим присутствия на классных родительских со­ браниях - 1 раз в учебн ую четверть. Время начала проведения родительского собрания - 18.00.

2. Утвердить состав родительского комитета на 2012/2013 учебный год..

3. Председателем родительского комитета класса избрать ________________________ .

Приложение 1

ПАМЯТКА

для родителей

"Организация учебного процесса в первом классе"

Обучение детей в первом классе строится следующим образом:

    учебные занятия проводятся только в первую смену;

    пятидневная учебная неделя;

    в середине учебной недели один день - облегченный;

    в день не бол ее четырех уроков;

    продолжительность уроков - не более 35 минут первое полугодие, 45 минут второе полугодие;

    в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;

    в первом полугодии "ступенчатый" режим обучения (в сентябре, октябре - 3 урока по 35 ми­ нут каждый (4 урок в нетрадиционной форме проведения); со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый, с 3 четверти – 4 урока по 45 минут);

    обучение без домашних заданий и проставления оценок;

    дополнительные недельные каник улы в середине третьей четверти.

Приложение 2

ПАМЯТКА

для родителей

"Предметы, необходимые для обучения в первом классе"

Первокласснику понадобятся:

    Счетные палочки;

    Линейка (деревянная) 20-25 см; треугольник;

    2 пачки цветной бумаги;

    Набор цветного картона;

    5 тонких тетрадей в клеточку, 5 - в узкую линейку;

    ½ тетради в клетку (Тетрадь для печатания)

    Шариковые ручки;

    Простые карандаши, точилка;

    Цветные карандаши;

    упаковка акварельных красок (10-16 цветов),

    гуашь (6-9 цветов);

    набор к истей (средняя, тонкая, толстая) желательно из натуральных волос, плоская для клея;

    Клей ПВА, карандашный;

    2 альбома (толстые);

    Банка для воды (пластмассовая с крышкой)

    Резинка (белая, мягкая);

    Ножницы с закругленными концами;

    Обложки на книги и тетради;

    Иголки с большим ушком, нитки, кусочки ткани;

    Папка для уроков ИЗО и технологии;

    Клеенка (50-60 см) для уроков ИЗО и технологии;

    Файловая папка на 40 (60) листов для ПОРТФОЛИО;

    Фартук для уроков труда и ИЗО;

    Спортивная форма: трико, футболка, легкие кроссовки);

Для класса

    Детские книги и энциклопедии (в хорошем состоянии)

    Детские игры

Приложение 3

ПАМЯТКА

для родителей

"Организация помощи первокласснику в учебе"

    Следите за тем, чтобы ребенок занимался в одно и то же время и п ридерживался режима дня первоклассника.

    Не отчаивайтесь, если у него не сразу все получится так, как вам хочется. Вспомните свои переживания в первом классе.

    Научитесь точно ставить перед ребенком учебную задачу, но не более одной, так как ему трудно удерживать внимание на нескольких объектах, например: "Постарайся плавно соединить слоги в слова", "Попробуй аккуратно написать новую букву" и т. д.

    Для учебных тренировок очень важен положительный эмоциональный настрой, атмосфе­ ра успеха, в которой об язательно будет достигнут качественно новый результат.

    Никогда и ни с кем не сравнивайте своего ребенка, ведь он - личность. Личностно ориен­ тированный подход к обучению и воспитанию ребенка предполагает изучение его успехов и рос­та относительно самого себя. Поддержите ребенка в трудной ситуации словами: "Я уверена, что у тебя все получится".

    Организуйте действенную помощь первокласснику. Например, покажите ему, как аккурат­ но вырезать сигнальные карточки для работы в классе, которые помогут учителю своевременно предотвратить появление у вашего ребенка грубых ошибок при усвоении основных понятий по учебным предметам.

    Приучайте ребенка ежедневно собирать портфель, лучше накануне вечером, но не делайте это за него.

Приложение 4

ПАМЯТКА

для родителей

"Организация рабочего места ученика"

    Купите первокласснику письменный стол, чтобы ребенок мог сам систематизировать и раз­ ложить учебные принадлежности, научиться поддерживать порядок на рабочем месте.

    Лучше, если освещение будет слева. Занавески нуж но отодвинуть в сторону, чтобы основ­ ной свет проникал через верхнюю треть окна.

    Можно купить первокласснику парту и стул с регулируемой высотой, а для школьных при­надлежностей - книжные полки.

    Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ребенка. При росте от 1 м 15 см до 1 м 30 см высота стола должна быть 52 см, а стула - 30 см. Важно, чтобы ноги ученика стояли на полу, спина прикасалась к спинке стула, а между крышкой парты и грудью ребенка могла пройти его ладонь.

Приложение 5

Анкета для родите лей

Цель данного анкетирования – получить необходимую информацию, чтобы сделать школу более комфортной для Ваших детей. Просим Вас ответить на все вопросы анкеты. На предложенные вопросы нет правильных и неправильных ответов, есть Ваш опыт, и Ваше мнение. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

1. Ваш ребёнок мальчик или девочка? ( подчеркнуть )

мальчик

девочка

2. Посещал ли Ваш ребёнок детский сад? ( подчеркнуть )

Не ходил в детский сад

Ходил менее года

1-2 года

2-3 года

3 и более

3. Проходил ли Ваш р ебёнок подготовку к школе? ( подчеркнуть варианты )

Нет, не проходил

Да, в подготовительной группе детского сада

Да, на подготовительных курсах в школе, в которой учится

Да, на подготовительных курсах в другой школе

Да, на занятиях с логопедом

Да, на занятиях с репетитором

Да, мы готовили его сами

Другое

4. В каком возрасте он пошёл в школу? (подчеркнуть)

До 6 лет

6-6,5 лет

6,5-7 лет

7-8 лет

старше 8 лет

5. Какие занятия Вы проводили с ребёнком по подготовке его к школе? ( подчеркнуть варианты )

Читали книги

Рассказывали истории

Пели ему песни

Играли с ним в игрушки с алфавитом (кубики)

Играли с ним в игрушки со счётом (палочки)

Учили, используя компьютер

Смотрели учебные передачи, фильмы

Играли в слова

Читали надписи на этикетках, вывесках

Считали сдачу в магазине, кафе

Рисовали

Лепили

Играли в развивающие игры

Занимались физической подготовкой

Разговаривали о школе

6. Как ваша семья относится к началу обучения ребёнка в школе? ( подчеркнуть варианты )

Считает важным событием в жизни ребёнка, к которому готовил ись заранее

Волнуемся, справится ли ребёнок

Тревожимся, хорошо ли у него сложатся отношения с одноклассниками

Волнуемся, что ему будет трудно правильно вести себя в классе

Воспринимаем поступление в школу спокойно, без восторгов и тревог

7. Кто в основном будет оказывать помощь в приготовлении уроков (не более двух ответов)?

Мама

Папа

Другие родственники

Должна помогать школа

Если будет надо, наймём репетитора

Другое______________________________________________________________

8. На какие оценки Вы настраиваете ребёнка? (подчеркнуть)

Конечно только на «5»

Главное, чтобы учился без троек

Отметки не главное, главное – знания

Отметки не главное, главное – здоровье

Другое___________________________________________

9. Будет ли у Вашего ребёнка время на игрушки и игры? (подчеркнуть)

Да

Нет

10. Изменилось ли поведение Вашего ребёнка с началом обучения? (подчеркнуть варианты)

После школы нуждается в отдыхе

С трудом стал засыпать вечером

Сон стал беспокойным

Просыпается с трудом утром

Просыпается утром в плохом настроении

После уроков сразу ложится спать

Изменился аппетит

После школы перевозбуждён

Вечером с трудом засыпает

Стали заметны навязчивые движения

Тревожится о школьных делах

Боится опоздать в школу и что-либо не сделать

Появились жалобы на здоровье

Стал капризничать

Другое_______________________________________________________________

11. Хотел ли ребёнок учиться, когда пошёл в школу? (подчеркнуть)

Очень хотел

Скорее хотел

Скорее не хотел

Не хотел

12. В настоящее время как ребёнок ходит в школу? (подчеркнуть)

С охотой

Без особого желания, но спокойно

Капризничает, ворчит

Просит оставить дома

Наотрез отказывается идти в школу

В заключение несколько вопросов о Вас лично

1. Есть ли у ребёнка постоянный режим дня ? (подчеркнуть)

Да

Нет

2. Есть ли у ребёнка рабочее место? (подчеркнуть)

Да

Нет

3. Есть ли дома детская библиотека? Сколько в ней книг (приблизительное количество).

Да, в ней __________ книг.

Нет

4. Кто отвечал на вопросы

Мать

Отец

Другой (указать кто) _____________________

Родительское собрание будущих первоклассников

Май

1. познакомить родителей с учителем и друг с другом;

2. познакомить родителей с основными психологическими проблемами, возникающими у детей при вступлении в школу;

3. познакомить родителей с требованиями в учебно-воспитательном процессе;

4. совместно с помощью практических и логических действий выработать основные закономерности в участии родителей в учебно-воспитательном процессе;

5. выбор родительского комитета, распределение обязанностей.

Оборудование:

1. Бумага, ручка.

2. Анкеты.

3. Чистые листы бумаги.

5. Схема самолетика.

Ход собрания:

Приветствие

Добрый вечер, уважаемые мамы и папы! Рада видеть вас на первом собрании нашего класса. Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы, чтобы задержаться здесь на 4 года. Первый раз в первый класс! Дошкольник становится школьником, а его родители - это теперь родители ученика.

Перекличка

Давайте, уточним список нашего класса.

Знакомство

Сядьте, пожалуйста, за столик, который соответствует вашему любимому времени года (осень, зима, вечна, лето).

Подошло время познакомиться Вам с учителем.

Слайд 2

Вам достаточно информации? Тогда я предлагаю поиграть. Вы задаете мне вопросы, я отвечаю, как только возникает пауза между вопросами, я делаю шаг, как только я дойду до стола - игра заканчивается.

Своё выступление я хотела бы начать с таких слов:

Слайд 3

"Семья и школа - это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.… Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…

Л.Кассиль.

Начало обучения в школе - важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?

Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников.

Мозговой штурм

Входу в море будет посвящено наше собрание.

Вспомните, как обычно, входит в воду человек? (Робко, сначала испытывает дискомфорт, потом некоторые постепенно, некоторые резко ныряют в воду, некоторым проще, когда их обрызгивают водой, …)

Примерно, также входят в школьную жизнь ваши дети. Но зато, вспомните, как невозможно потом нас вытащить из той самой воды, … что тем более дети, могут там проводить часами….

С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Представьте, что в одной обстановке 30 детям даются одинаковые задания, результат которых потом и оценивается. Это для ребёнка стресс. Одно из кардинальных отличий школы от детского сада - система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они «старались». В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому.

ХЛОПОК (1 эксперимент)

Я предлагаю вам провести эксперимент, который называется "Хлопок". Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Либо не выходит, либо тяжело и рука быстро устает. Согласны? Ваши предложения… Нужна вторая ладошка. Я предлагаю вам альянс. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь - вы, другая - я. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки: учитель-родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок - это результат действия двух ладоней.

Слайд 4

Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель,

пусть он будет даже мастером … никогда без Вашей помощи

ему не сделать того, что можно сделать вместе.

И запомните самое главное. Ваши дети - это теперь и мои дети. Но МОИ они только четыре года, а ВАШИ до конца ваших дней. Свою достойную старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь... Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас всё получится.

Знакомство

Сядьте, пожалуйста, за столик, который соответствует вашему любимому цвету (красный, желтый, зеленый, синий).

Познакомьтесь друг с другом. (Расскажите о своем ребенке, в какой детский сад ходили, чем увлекается).

ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ - И В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО (2 эксперимент)

На столе у вас листы бумаги. Сейчас мы с вами сделаем простой бумажный самолетик. Вот его схема.

Слайд 5

Практическая работа (Родители делают самолетик по общей схеме оригами).

А теперь возьмите ваш самолётик, положите его так, чтобы его нос был направлен вправо, возьмите ручку и нарисуйте на крыле самолетика солнышко с 7 лучами.

Слайд 6

Скажите нам, пожалуйста, можете ли вы назвать хотя бы 2 одинаковых самолетика? (нет) А почему? (Высказывают мнения)

Творческое задание

Напишите на лучах вашего самолетика такие слова, которые бы вы хотели пустить странствовать по нашему классу. Запуск самолетиков J

Мы - взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному.

Слайд 7

Помните, никогда не сравнивайте своего ребенка с другим!

Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ!

Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждую секунду. Причем не только в учебе, но и в поступках.

Знакомство

Сядьте, пожалуйста, за столик, который соответствует времени года рождения вашего ребенка (осень, зима, вечна, лето).

Познакомьтесь друг с другом. (Расскажите о своем ребенке, в какой детский сад ходили, чем увлекается).

ВЫСКАЖЕТЕ СВОЕ МНЕНИЕ

Слайд 8

На столе у вас листы с началом фразы. Посовещайтесь, выскажете свое мнение.

Счастливая семья - это… Счастливые родители - это… Счастливые дети - это… Счастливый учитель - это…

ЛАДОШКА

На столе остался ещё лист бумаги. Обведите на нём свою ладонь. Запишите на бумажных ладошках, чтобы вы хотели организовать в классе. Протяните мне руку помощи.

Слайд 9

Может вы могли бы мне посоветовать, как строить общение с вашим ребёнком, потому что вы, как родители, знаете его больше.

Может быть, вы посоветуете, как бороться с какими-то вредными привычками наших учеников.

Может, вы предложите какие-то формы работы, направленные на объединение класса.

Может, вы можете организовать какую-то интересную экскурсию или провести с детьми беседу воспитательного характера.

Свой листок нужно подписать.

ВЫБОР РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА

В конце нашего собрания хочу, что бы вы дописали на этих листочках, кто готов взять на себя работу в родительском комитете.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Ну, а теперь переходим к рабочим моментам.

    Сегодня мы начинает работать в условиях внедрения новых образовательных стандартов. ФГОС. « Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит, быть готовым всему научиться» Всем нам предстоит многому учиться.

    Главная задача Образовательной системы «Школа 2100», которая уже более 20 лет с успехом решается в школах, работающих по ее материалам, - помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.

    Все учебники ОС построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип "минимакса" : учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.

    Знакомство с УМК. Список рабочих тетрадей , который необходимо приобрести.

    Режим работы нашей школы.

    В 1 классе дети учатся весь год с 1 смены.

    Первая неделя по 3 урока, до 10.25

    С октября начинается внеурочная деятельность 5 уроком . Посещение добровольное, до 12.05.

    Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями:

    Спортивно-оздоровительное направление "Здоровейка"

    Общекультурное направление "Мы дети природы"

    Духовно-нравственное "Фантазия"

    Общеинтеллектуальное направление "Я умею! Я могу!" (игровая деятельность, направленная на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия). "Занимательная информатика".

    Домашнее задание первое полугодие не задается.

    Безотметочное обучение в первом классе, словесная оценка работы, "смешные печати" и наклейки как положительные отметки.

    Рассаживание и пересаживание детей за парты по медицинским показаниям. "Карусель".

    Рассмотреть схему безопасного пути в школу (пройти с ребенком от дома или от остановки, зеленым карандашом нарисовать схему и приклеить ее на форзац букваря).

    Питание в столовой бесплатное (завтрак). Льготные категории граждан (многодетные семьи) - бесплатный обед после уроков. Необходим документ, подтверждающий льготу.

    Форма одежды первоклассника - деловой стиль одежды. Светлый верх, темный низ. Обувь, по возможности, со светлой подошвой. Значки с именами.

    Спортивная одежда - приносим с собой!

    Необходимые вещи в школу:

  1. < > - легкий, жесткая спинка.< > - шариковые ручки: синего и зеленого цвета, простой карандаш, ластик, линейка, цветные глеевые карандаши, цветные карандаши.

    Папка для уроков труда и ИЗО - альбом (2 шт.), цветная бумага, картон (цветной и белый), ножницы с закругленным концом, клей ПВА, клей карандаш, пластилин, клеенка, тряпочка; краски акварельные, набор кистей, баночка - непроливайка.

  2. Документы необходимые для поступления в школу:

    Копия свидетельства о рождении ребенка

    Копия паспорта одного родителя, страница с пропиской.

    Заявление о приеме в школу.

  3. Общие сведения о родителях (просьба, дать полную информацию)

    Сайт нашей школы

    Прошу вернуться к нашим-вашим ладошкам.

    Я думаю, Вы мне поможете ввести детей в огромное море знаний.

    РЕФЛЕКСИЯ

    Слайд 10

    У каждого на столе лежат 3 квадратика со смайликами (заготовки): J,L,K. Выберите, пожалуйста, тот вид смайлика, который передает Ваше настроение по поводу подобных форм наших встреч. Если вы считаете, что такая форма вам была интересна - J, если Вы не приемлете эту форму и она вам неинтересна - L, а если вам все равно - K. Если вам хочется что-то сказать мне, посоветовать, пожелать - на оборотной стороне (3мин) Голосование анонимное.

    Слайд 11

    Слайд 12

    Благодарю всех за участие. Желаю вам всего самого наилучшего!

    До новых встреч.

Конспект родительского собрания для родителей будущих первоклассников

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.

Цель: Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе.
Задачи собрания:
1. Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.
2. Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
3. Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.
4. Формирование активной педагогической позиции родителей.
5. Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями
6. Развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе.
Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии
Этапы родительского собрания
Этап №1: Организация родительского собрания.
Приглашение участников собрания.
Оформление помещения для проведения собрания.
Оформление книжной выставки, где представлена литература по проблеме подготовки детей к школе и различные пособия.
Этап №2: Проведение собрания.
Ход собрания
Добрый день, уважаемые мамы и папы! Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы, чтобы задержаться здесь на 11 лет. Первый раз в первый класс! Дошкольник становится школьником, а его родители – это теперь родители ученика.
Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Очень важно, чтобы ребенок был готов к этим переменам, был готов к обучению в школе.
Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Чтение и счёт- это учебные умения, которые ребёнок приобретает в ходе обучения. Безусловно, это хорошо, замечательно и конечно облегчит ему учёбу в 1 классе, но это не самое важное. Важнее на данном этапе психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Чем выше уровень психологической готовности ребенка к школьному обучению, тем он быстрей и без труда адаптируется к новым условиям, что немало важно для успешного обучения.
Что же такое психологическая готовность к школе (или школьная зрелость)? Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Интеллектуальная зрелость предполагает определённый уровень развития мышления, памяти, восприятия, речи и мелкой моторики. Будущий первоклассник должен уметь: рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка; сравнивать предметы; находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения, удерживать в памяти определенное количество информации, уверенно владеть ручкой.
Эмоциональная зрелость ребёнка предполагает, что у ребенка формировалось такое качество, как произвольность, т.е. уменьшается количество импульсивных реакций (когда сделал, а потом подумал, или не подумал вообще) и возникает способность выполнять длительное время не очень интересное задание. К началу обучения дети должны ориентироваться на школьные требования (т.е. «надо» уже может пересилить «хочу») Зрелость также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями.
Не менее всего важна и социальная зрелость. Умение и желание общаться с взрослыми, сверстниками. Нормально развивающийся ребёнок
должен понимать, что с взрослыми в школе и в других местах нужно вести себя не так как с родителями, бабушкой и дядей. Он должен уметь соблюдать достаточную дистанцию в общении с педагогом. И даже если учитель шутит или играет с детьми, то им всё равно не следует выходить за рамки своей роли ученика. У ребенка должно быть желание учиться в школе. Ваши дети сейчас хотят идти в школу. А почему? При этом предполагается, что ваш сын или дочь хотят идти в школу не потому, что там учится старший брат или сестра и не потому, что хочется всем похвастаться своим новым портфелем, хотя в этих мотивах нет ничего плохого. Однако вы можете быть уверены в том, что ваш ребёнок достиг личностной зрелости только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит, во-первых, стремление получить новые знания, умения и навыки, а во-вторых, потребность участвовать в серьёзной деятельности.
С помощью, каких тестов и методик будет проверяться готовность ваших детей к школьному обучению:
1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасика
Тест состоит из 3-х частей:
рисунок человека (мужской фигуры);
копирование фразы из письменных букв;
срисовывание точек
2. Уровнь сформированности школьной мотивации будет определяться с помощью теста «Хочу ли я учиться в школе»
3. Сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью будет оцениваться с помощью «Графического диктанта»
Ребенку должен выполнить задание типа “Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам.”
Должны получиться следующие узоры:
4. Способность действовать по образцу, произвольная деятельность оценивается с помощью методики «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.
5. Пространственная ориентация оценивается с помощью вопросов типа: Покажи верх (низ) стола. Правую (левую) стороны и т.д.
6. Развитие мелкой моторики будет оцениваться с помощью следующих методик:
«Соедини точки» ребенку предлагается дорисовать рисунок по точкам.
«Дорисуй рисунок» ребенку надо дорисовать предложенную картинку
«Дорожки» на листе бумаги нарисованы "дорожки", тип каждой дорожки постепенно усложняется: вначале она прямая, а дальше может быть извилистая, с крутыми поворотами, ребенку предлагается провести линию посередине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги, и не съезжая с дорожки.
7. Степень психосоциальной зрелости (кругозор) - тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.
Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
Назови свои фамилию, имя, отчество.
Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
Сейчас утро или вечер (день или утро)?
Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
Что бывает раньше – обед или ужин?
Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
Кем работает твой папа, твоя мама?
Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)
Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
Почему снег бывает зимой, а не летом?
Что делает почтальон, врач, учитель?
Зачем в школе нужна парта, звонок?
Ты хочешь пойти в школу?
Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
Каких животных ты знаешь?
Каких птиц ты знаешь?
Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
Что надо сделать если сломал чужую вещь?
8. Развитие уровня внимания определяется с помощью методики Пьерона – Рузера, ребенку предлагается бланк с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" он должен расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – птичку, в треугольник – минус, в кружок – плюс и в
ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно, время работы 60 секунд
9. Развитие памяти методика «10 картинок» ребенку предъявляются 10 картинок, знакомых ему предметов, которые он должен запомнить и затем воспроизвести то, что запомнил.
10. Уровень развития восприятия определяется с помощью методики «Матрицы Равена» ребенку предлагается серия из постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.
Например:
11. Развитие речи и логического мышления будет оцениваться с помощью методик:
«Что лишнее?» детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, ребенку необходимо в каждой серии состоящей из 4 картинок найти лишнюю картинку, которая не подходит к другим по смыслу, то есть лишнее, и объяснить почему.
Например:
12. Самооценка будет оцениваться с помощью методики «Лесенка» ребенок должен поставить себя на одну из ступенек лестницы, как он себя ощущает.
«Последовательность картинок» перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.
Например:
Ребенок считается неготовым к школе, если он:
Настроен исключительно на игру;
недостаточно самостоятелен;
чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
имеет серьезные нарушения речевого развития;
не умеет общаться со сверстниками;
не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен
Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест для родителей «Хочет ли ваш ребенок идти в школу?»
1. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
2. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
3. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
4. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
5. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
6. Умеет ли он изменять существительные по числам?
7. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
8. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
9. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
10. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
11. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
12. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
13. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
14. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
15. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
16. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
17. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:
15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов – вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
Если у вас высокие баллы, то это хорошо но если низкие не стоит отчаиваться. У вас есть еще 3 месяца, что бы помочь вашему ребенку подготовится к школе. Вот несколько практических рекомендаций как это можно сделать. Этими рекомендациями так же могут воспользоваться и родители, которые по тесту набрали высокие баллы.

Венгер Л.А.

Цель родительского собрания:

Задачи

Ход собрания

Вступительное слово

Рассказ о себе, своих целях и задачах. Знакомство с родителями.

Позвольте немного рассказать о себе. Меня зовут Дарья Анатольевна, я сама окончила эту школу и теперь решила вернуться сюда в роли преподавателя. Учителем я решила стать давно, это мой осознанный выбор и шла я к нему целенаправленно. Своей основной целью я ставлю создание трехстороннего сотрудничества: учитель-ученик-родитель. Мои задачи: воспитание разносторонне развитых личностей, формирование заинтересованности в познании, максимально уютных условий для первоклассников, а так же максимально облегчить адаптационный период, формирование дружного и устойчивого коллектива, не только детей, но и родителей.

- Теперь я передам шарик следующему родителю и Вы расскажите вкратце о себе и своем ребенке/детях (на шарике написан «план ответа»: ФИО родителя(ей), имя ребенка, ваши отличительные черты характера, чего ожидаете от классного руководителя).

Рассказ о программе «Школа России»

Класс будет заниматься по программе «Школа России». Эта программа доступна, даёт хорошие вычислительные навыки, учит детей работать самостоятельно. Ведущая целевая установка УМК «Школа России» и ФГОС - это воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества. Соблюдается преемственность в содержании курса обучения между начальной школой и среднем звеном. С 2011 года все школы перешли на новые стандарты. Все учебники комплекта «Школа России» переработаны в соответствии со стандартами, к каждому учебнику идёт рабочая тетрадь.



С первого сентября у ваших детей все будет по-новому: уроки, первый учитель, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом Вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Конечно, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учиться вместе со своими первыми учениками, их родителями буду и я - для меня это бесценный опыт! Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным.

СПИСОК принадлежностей для 1-ого класса представлен на следующем листе.

Социализация и адаптация.

Ваш ребенок пошел в 1-й класс. Как вы думаете, уважаемые родители, как изменилась его жизнь, что нового появилось, насколько он готов к этим изменениям и какие трудности могут встретиться на этом пути?
С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Представьте, что в одной обстановке 19 детям даются одинаковые задания, результат которых потом и оценивается. Это для ребенка стресс. Одно из кардинальных отличий школы от детского сада – система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они “старались”. В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Некоторые приходят в школу с неадекватно завышенной самооценкой и требуют завышения отметки. На этой почве может проявиться конфликтное поведение, вплоть до демонстрации неврологических реакций.
В этот же период жизни, в 7 лет, меняется и весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Для адаптации семилетнего ребёнка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими, для формирования адекватного коммуникативного поведения младшего школьника взрослым необходимо знать уже сформировавшееся коммуникативное поведение ребёнка, научиться понимать и правильно строить свои отношения с детьми.



Давайте разберемся что такое адаптация в общем (примеры родителей).
Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но комфортность пребывания в школе, эмоциональное здоровье ребёнка, а чаще еще и физическое, его отношение к школе и обучению.

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребёнка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребёнка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассника в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится месяц, у других – четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассников, так как никто, как мама и папа, не сможет поддержать и помочь ребенку в этот момент, по одной простой причине: я ваших деток пока еще не знаю, они ваши капельки и ВЫ знаете их как никто другой на свете. Поэтому, что бы максимально облегчить этот период, Вам необходимо запомнить следующие моменты:

1. Будите своего ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос, даже если у вас проблемы, постарайтесь ребенка оградить от негативных эмоций. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.

2. Не торопите. Умение рассчитывать время – ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка, он еще совсем мал.

3. Не отправляйте ребёнка в школу без любимой игрушки или купленного талисмана (пусть у ребенка будет «друг»).

4. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.д. Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день, таким образом вы создадите условия для мотивации и ситуацию успеха.

6. Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам (если же Вы очень волнуетесь и не находите себе места - лучше позвоните мне).

7. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (в первом классе хорошо бы полтора часа поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

8. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки» (это тоже своего рода акцент на режиме школы). Лучше, если они будут подвижными.

9. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребёнку работать самому (так как в классе мне физически не успеть помочь каждому и ему приходится справляться самому). Но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон; поддержка («не волнуйся, всё получится», «давай разберёмся вместе», «я тебе помогу»); похвала (даже если не очень получается) необходимы – ситуация успеха. Никогда не сравнивайте своего ребенка со старшими братьями/сестрами или с его одноклассниками/друзьями!

10. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то …», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребёнка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации. Еще сложнее отучить ребенка от подобной системы «дам на дам», ребенок должен получать сюрпризы, но не в качестве «зарплаты» за проделанную работу.

11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент для ребенка важнее всего именно его дела, заботы, радости и неудачи.

12. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребёнка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с классным руководителем или школьным психологом. Не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.

13. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, 3-4 недели для учащихся 2-4 классов; конец второй четверти; первая неделя после зимних каникул; середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

14. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это показатели трудности учёбы - психосоматические проявления. В таком случае можно поговорить с самим ребенком, расспросить как у него дела с учебой, со взаимоотношениями в классе с ребятами, учителем. Если ребенок не говорит, можно опять таки обратиться к классному руководителю.

15. Учтите, что даже «большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 7-8летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т. п. Завтра новый день, и вы должны сделать всё, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

Рефлексия.

На каждом уроке мы с ребятами проводим рефлексию, т.е. даем самооценку. Сейчас попрошу заполнить последнюю анкету, эта анкета будет оценкой моей работы.

Спасибо за внимание!

Первое родительское собрание для родителей будущих первоклассников

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Л.А.

Цель родительского собрания:

Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи

· Познакомить родителей друг с другом.

· Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации данной теме.

Ход собрания

Вступительное слово

Здравствуйте. Мне очень приятно познакомиться с родителями моих будущих учеников, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я, так как я только начинаю свой профессиональный путь и я очень надеюсь на Вас, на Ваше понимание, Вашу помощь и поддержку. Ведь без Вашего участия моя работа будет неэффективна. Именно от нашего сотрудничества зависит успех будущих первоклассников, их комфорт, обучаемость и обученность, воспитуемость и воспитанность. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся.

2. Уважаемые родители, я прошу Вас сейчас заполнить анкеты, они необходимы для формирования социального паспорта. (заполняют анкету) - прил.1