Как польская шляхта заводила гаремы из крестьян. Сарматизм шляхты — как идеология и идентичность шляхты Велико-моравских территорий: Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Польши, Пруссии

Шляхта (от др. верхн. нем. slahta - род) - дворянское сословие в

Польше. Вопрос о происхождении Шляхты находится в связи с вопросом о

возникновении польского государства. В польской историографии существуют

две теории для решения последнего вопроса: теория завоевания Польши

иноземным племенем и теория естественной эволюции социально-политических

отношений в жизни польских племен, отрицающая факт завоевания извне.

Пекосинский, профессор краковского унив., старается доказать, что

польское государство возникло вследствие завоевания Польши полабскими

славянами, переселившимися в Польшу в конце VIII или начале IX в. Живя у

устьев Лабы (Эльбы), они должны были вести ожесточенную борьбу с

германскими племенами, саксами, норманнами и франками, вследствие чего в

жизни полабских лехитов, как называет их историк, развилась

воинственность; кроме того, находясь в сношениях с германским миром, они

подчинились германскому влиянию. Между прочим, они заимствовали от

датчан скандинавские руны, которые они употребляли в виде военных знаков

на своих знаменах. С завоеванием Польши пришельцами, население ее

распалось на три класса: 1) вожди завоевателей, принадлежавшие к одному

и тому же роду или одной и той же княжеской династии, управлявшей

полабскими лехитами, образовали высшее сословие, от которого и пошла

польская Ш.; 2) простые воины составили класс рядового рыцарства или так

наз. владык и, наконец, 3) местное сельское население обращено было в

рабское состояние. Факт переселения полабских славян на восток, на

берега Варты и Вислы, не отмечен ни в одном историческом источнике, так

что завоевание Польши этими переселенцами является лишь гипотезой

исследователя. В основе гербов польской шляхты Пекосинский отыскивает

скандинавские руны; они-то и представляют собой самое сильное

доказательство, приводимое историком в пользу своей гипотезы. Но это

основное положение исследований Пекосинского в области польской

геральдики отвергается другими польскими учеными. Вообще, эта теория,

хотя и отличается замечательной стройностью, покоится на весьма шатких

основаниях. Исследователи, принимающие вторую теорию, расходятся между

собой во взглядах на социальнополитические факторы, под действием

которых создалось польское государство, но согласны между собой в том,

что оно возникло, как результат борьбы польских племен между собой.

Эволюция национально-политических отношений в первобытной Польше была

вероятнее всего такова. Государственной организации предшествовала, как

и у всех первобытных народов, родовая, при чем род представлял собою и

экономический союз на началах коллективности. Дальнейшей формой

социальной интеграции являлась группа родов, соответствовавшая

южнославянскому братству и положившая начало территориальному союзу,

называвшемуся впоследствии "ополе". Делами ополя заведовал совет

старейшин, стоявших во главе отдельных родов, из которых состояло ополе.

Из соединения ополей возникали племена, которыми управляли князья. Война

усилила княжескую власть и способствовала выделению из общей массы

свободных людей особого постоянного класса воинов, образовавшего ядро,

из которого постепенно развилось шляхтское сословие. Напряженная борьба,

которую приходилось вести полякам со своими врагами, в особенности с

Германской империей, налагала на всю государственную организацию Польши

сильный отпечаток военного быта. Вся страна, усеянная "городами"

(крепостями), в которых находились отряды рыцарей, представляла вид как

бы обширного лагеря. Особенно большое количество воинства в царствование

короля Болеслава Храброго сосредоточивалось, по словам первого польского

летописца Галла, в Познани (1300 рыцарей в панцирях и 7000 со щитами), в

Гнезне (1500 латников и 5000 щитоносцев), во Владиславе (800 латников и

2000 щитоносцев) и в Гече (300 латников и 2000 щитоносцев). Слава и

щедрость таких королей, как Болеслав Храбрый, Болеслав Смелый и Болеслав

Кривоустый, привлекали в Польшу и иностранных рыцарей, жаждавших

приобрести богатства. В рядах польского рыцарства встречались нередко

рыцари, носившие такие имена, как Рудольф, Арнульф, Вильгельм, Одон и

др. Сношения с Германией и другими странами Запада приводили поляков к

тому, что они заимствовали оттуда обычаи и учреждения. Так, уже в XI в.

известен был Польше обычай посвящения в рыцари, и короли жаловали

рыцарское звание за какие-нибудь заслуги или услуги людям неблагородного

происхождения и даже рабам. Благородное сословие носило также название

"владык". Старшины рыцарских родов, бывшие князья племен, утративших

свою политическую самостоятельность, и потомки этих князей составляли в

этом сословии аристократический элемент, который с течением времени

развился и разросся в особый класс богатой землевладельческой знати, так

наз. "можновладства". Пекосинский утверждает, что польское рыцарство до

конца XI стол. находилось на иждивении государей и своих земель не

имело, и что только в начале XII ст. при князе Болеславе Кривоустом оно

было наделено поземельными владениями и тогда только обратилось в

землевладельческое сословие. Но это утверждение не оправдывается

историческими данными. Рыцарство, как класс, выделившийся из массы

населения, владело землями еще в доисторическое время. При этом,

конечно, были и рыцари, земли не имевшие; они принадлежали к княжеской

или королевской дружине и содержание получали от государя. Но, вообще,

рыцарство было землевладельческим классом. Рыцарь мог владеть имением,

доставшимся ему или по наследству, или в силу пожалования. Первый вид

поземельной собственности составлял собственность родовую, второй -

личную. Коллективная родовая собственность встречалась в Польше среди шляхтов

еще в XV и даже XVI вв. Но разложение ее началось рано и процесс

индивидуализации все сильнее и сильнее развивался. Однако, относительно

индивидуальной собственности долгое время в Польше действовали

юридические нормы, свидетельствовавшие о том, что эта собственность

выделилась из родовой. Для отчуждения подобного имения в чужие руки

необходимо было согласие родичей; кроме того, последние имели право

требовать возвращения в их владение земель, которые были отчужденны, и

возвратить их, уплатив продажную цену лицу, которое эти земли приобрело.

От рыцарей уже в первые века исторической Польши стал отделяться класс

крупных поземельных владельцев или можновладцев. В удельную эпоху они

представляли собой силу, от которой зависели судьбы страны. В Польшу

проникала западноевропейская культура и, хотя в ней и не водворился

феодальный строй, тем не менее сложились отношения, сближавшие в

значительной степени польские порядки с западноевропейскими. Высшее

духовенство, а за ним и можновладцы приобрели от князей иммунитет,

дававший им права верховной власти над населением их имений. Под

влиянием иммунитета развивалось и так назыв. рыцарское право (jus

militiae). Тот, кто владел этим правом, мог распоряжаться своим

имуществом согласно существующему праву о наследстве (jus hereditarium),

освобождался от некоторых повинностей, приобретал некоторую судебную

власть над крестьянами и мог требовать от них в свою пользу исполнения

повинностей, которые они несли раньше по отношению к государю. Таково

считалось благородным (nobilis), шляхтичем. От рыцарства Ш. отличалось

еще в XIV в., по законодательству Казимира Великого, рыцарство рядовое

(miles medius, scartabellus); кроме того, встречались рыцари,

происходившие из крестьян и солтысов (miles е sculteto vel cmetone).

Вира за убийство шляхтича определена была в 60 гривен, за рыцаря

рядового 30 гр. и рыцаря последней категории - 15 гр. Сверх того

рыцарство простое, неблагородное, не имело гербов. Впоследствии этот

класс слился отчасти с крестьянством и отчасти с Ш. В XIII и XIV ст. Ш.

не имела еще политического значения; она подчинялась воле прелатов и

баронов, как назывались духовные и светские вельможи. Но как боевая сила

государства, она уже в это время играла весьма важную роль в стране.

Главным образом при поддержке ляхты удалось королю Владиславу Локотку

восстановить польскую монархию, создать единство политическое,

вследствие которого укрепилось еще более национальное сознание поляков.

Носителем и выразителем этого сознания являлась преимущественно Ш. К

этому присоединялись еще другие факторы, под действием которых стало

развиваться в шляхте стремление занять в государстве место, подобающее ее

силе. Как сословие, обособленное от других, она была проникнута сильно

корпоративным духом, чувствами сословной солидарности и энергично

отстаивала свои сословные интересы, которые часто находились в

противоречии с интересами других сословий. Особенно усиленно боролась

она уже в средние века с духовенством, привилегии которого, взимание

десятин, церковная юрисдикция, освобождение от военной службы и податей,

становились для нее иногда совсем невыносимы. Освободиться от различного

рода тягостей, налагаемых государством или обусловленных

привилегированным положением духовенства и светской аристократии, можно

было, конечно, только путем влияния на законодательную власть страны.

Уже привилеи XIII века (1229 и 1291 г.) запрещают князьям увеличивать

повинности, лежащие на Ш., сверх существующей нормы. В XIV ст. влияние

шляхетского сословия еще более усиливается. Уже в первой половине этого

века шляхтичи присутствуют на общегосударственных съездах прелатов и

баронов или в качестве простых зрителей и слушателей без права голоса,

или даже иногда, вероятно, принимая деятельное участие в совещаниях этих

съездов (таковы, напр., съезды 1320 и 1333 гг.). Дальнейший рост шляхты в

этом столетии обусловлен был общим подъемом общественных сил Польши, в

царствование Казимира Великого. События после смерти этого короля

ускорили политическую эволюцию сословия. Престол Польши перешел к

племяннику Казимира Людовику, королю венгерскому, у которого не было

сыновей, а только три дочери. Между тем польское обычное право и

трактаты, заключенные между Польшей и Венгрией, устраняли женщин от

наследования польского престола, вследствие чего со смертью Людовика

Польша во владении его династии не могла остаться. Это расстраивало

династические планы короля и он, даровав различные льготы

государственным чинам Польши, добился от них признания одной из его

дочерей наследницей польской короны. Но кошицкому привилею 1374 г. шляхта

освободилась от всех государственных повинностей, за исключением платежа

поземельной подати в размере 2 грошей с лана, получила исключительное

право занимать должности воевод, каштелянов, судей, подкоморих и др. С

этого момента политическая эволюция сословия будет совершаться весьма

быстро. В период безкоролевья (1382 - 84), после смерти Людовика, она

представляла уже силу, от которой зависела судьба государства. Закипела

борьба партий, вожди которых должны были опираться на Ш., как на боевую

силу. И Ш. начинает играть в эту эпоху весьма важную политическую роль.

Для того, чтобы обсудить положение дел, устраивались часто местные и

общие съезды, состоявшие из прелатов, баронов и шляхтичей. В это время

сильного политического движения появляются даже зачатки шляхетского

представительства. По словам современного польского летописца Янка из

Чарнкова, на вислицкий сейм 1382 г. съехались краковяне, сандомиряне и

послы всех польских земель. Но что всего важнее, в это время

обнаруживает уже сильную деятельность учреждение, в котором

концентрировалась социально-политическая жизнь шляхетских общин, на

которые делилась Ш. всей Польши: то был сеймик, собрание всей Ш.,

принадлежавшей к одной и той же местной общине (communitas), как одному

общественному целому. Так начинает организоваться тот политический

строй, в котором Ш. было суждено господствовать. Однако, до половины XV

столетия она находится еще в служебном положении по отношению к

духовному и светскому вельможеству. Хотя представители ее вместе с

представителями от духовных капитул, университетов и городов и принимают

участие в сеймах, но государством в это время управляет аристократия.

Отношения изменяются с нешавского законодательства, поставившего шляхту на

одинаковый уровень с можновладцами: чтобы издать новый закон, установить

новый налог или созвать земское ополчение, король обязан был за

разрешением обращаться к шляхетским сеймикам. Вместе с тем Ш. приобрела

еще раньше важные привилегии, гарантировавшие имущественную и личную

неприкосновенность шляхтича. Этот политический рост сословия находился в

зависимости от экономических причин. Польша была страной

земледельческой, следовательно, шляхта, как сословие землевладельческое,

являлась важным фактором в государственной жизни страны. В X. IV и XV

вв. экономические условия, в которых находилась Польша, сильно

изменились. С приобретением Червонной Руси и присоединением, хотя бы

частичным и временным, Подолии и Волыни, открылись обширные пространства

для польской колонизации, так как эти земли были мало населены. Тут

образовались громадные латифундии польских магнатов которые, чувствуя

недостаток в рабочих руках, старались привлекать в свои имения крестьян

разными льготами. Эмиграция крестьянского населения из Польши вредно

отзывалась на хозяйстве шляхетского сословия. В интересах его было

задержать крестьян на месте. Кроме того, общее экономическое развитие

Европы к концу средних веков расширило рынки для сбыта земледельческих

продуктов Польши, что побуждало польского помещика усиливать

эксплуатацию земли, но этого можно было достичь, конечно, только путем

изменений в ведении хозяйства и путем усиления эксплуатации

крестьянского труда. Имея политическую силу в своих руках, шляхта ограничила

сначала самоуправление крестьянских общин, подчинив их своему контролю,

чего она добилась приобретением должности солтыса, стоявшего во главе

крестьянской общины. Вартский статут 1423 г. заключает в свое

постановление, на основании которого помещик мог лишить солтыса

должности за ослушание и сам занять эту должность. Стеснив сильно

крестьянское самоуправление, Ш. ограничила затем свободу крестьянских

переселений, установила барщину и, наконец, обратила крестьянина в

крепостное состояние. По Петроковскому статуту 1496 г. уйти из

помещичьей деревни имел право только один крестьянин, только одного сына

крестьянская семья была в праве отдавать в обучение; бежавшего

крестьянина закон разрешал помещику преследовать, хватать и возвращать

назад. Сеймы в Быдгощи (1520) и в Торне (1521) установили барщину в

размере одного дня в течение недели, а варшавская конфедерация 1573 г.

вручила помещику власть даже над жизнью крепостных. Экономические

интересы побуждали шляхту издавать также ограничительные законы и по

отношению к городскому сословию. Упомянутый выше Петроковский статут

запретил мещанам приобретать поземельные имения под тем предлогом, что

мещане не принимают участия в военных походах и всяческими способами

стараются уклониться от военной службы, а между тем именно на

поземельной собственности тяготела воинская повинность. Мещанство

попыталось было бороться со шляхтой, но неудачно. Во второй половине XVI ст.

городское представительство было уже устранено от участия в

законодательстве страны, хотя представители от некоторых городов и

появлялись иногда на сеймах еще в XVII в. Мало того, Ш. подчинила

промышленность и торговлю власти воевод и старост, чем окончательно

убила городское благосостояние. С начала XVl в. Ш. была уже всевластным

хозяином в государстве, и осталась таким хозяином до конца существования

Речи Посполитой. Она законодательствовала, судила, королей избирала,

оберегала государство от врагов, войны вела, миры и договоры заключала и

т. п. Не только политическая и социальная организация Польши была

шляхетскою,

Шляхетское миросозерцание господствовало безраздельно и в

умственной жизни страны.

Литература. М. Bobrzynski, "Geneza spoleczenstwa polskiego na

podstawie kroniki Galla i dyplomatow XII w."; Fr. Piekosinski, "O

powstaniu spoleczenstwa polskiego w wiekach srednich i jego pierwotnym

ustroju"; St. Smolka, "Uwagi о pierwotnym ustroju spolecznym Polski

Piastowskiej" (эти три сочинения помещены в "Rozprawy i sprawozd. wydz.

histor. filozof. Akad. Urn.", т. XIV); A. Malecki, "Studja heraldynne"

(Львов, 1890, 2 т.); A. Balzer, "Rewizja teorji о pierwotnem osadnictwie

w Polsce" ("Kwart. Hist.", 1898, т. XII); Fr. Piekosinski, "Rycerstwo

polskie wiekow srednich" (т. 1 - III); A. Prochaska, "Geneza i rozwoj

parlamentaryzmu za pierwszych Jagiellonow" ("Rozpr. Akad. Um. wydz.

hist. filozof.", т. ХХХVIII) Fr. Piekosinski, "Wiece, sejmiki, sejmy i

przywileje ziemskie w Polsce wiekow srednich" (ib., т. XXXIX); A.

Pawinski, "Sejmiki ziemskie" (Варшава, 1895); Wl. Smolenski, "Szlachta w

swietle wlasnych opinji" ("Pisma historyczne", Краков 1901, т. 1); R.

Hube, "Prawo polskie w w. ХIII" (Варшава, 1874); егоже, "Sady, ich

praktyka i stosunki prawne w Polsce etc." (Варшава, 1886). В.

Существенной особенностью польской шляхты, подобно испанскому дворянству, была ее многочисленность. В XVI в. на 7,5 миллионов, проживающих в Речи Посполитой, приходилось 500 тысяч дворян или 25 тысяч дворянских семей, то есть 6,6% всего населения, а в Мазовии, буквально переполненной шляхтой, эта цифра была еще более внушительной - 23,4%. Ко времени разделов Речи Посполитой польское дворянство составляло уже 8-10% населения.

Очевидно, что такое значительное количество знати не могло быть полностью однородным. В ее среде постоянно шли процессы дифференциации и расслоения, наиболее ярко проявившиеся в XVII-XVIII вв.

Польские исследователи условно выделяют внутри шляхты XVI-XVIII вв. несколько групп.
К землевладельческой шляхте относились следующие группы:

Магнатерия (magnateria) - наиболее богатые и влиятельные семьи, крупнейшие латифундисты; они играли ключевые роли в государственном управлении, их представители постоянно заседали в сеймах. Хотя официально ни один из магнатов не имел особых прав или привилегий, в действительности эта шляхетская группа имела власть не сравнимую с количеством ее членов.

Заможная шляхта (szlachta zamożna) - зажиточная шляхта, владевшая и землей и крестьянами; ее представители были вполне самостоятельны в своей социально-политической и хозяйственной деятельности (Sobie Pan).

Фольварочная шляхта (szlachta fołwarczna) - владела одним или несколькими фольварками (небольшая усадьба, поместье) и крестьянами на них; могла как сама управлять своим фольварком, так и нанимать экономов.

«Долевая» шляхта (szlachta cząstkowa) - владельцы не целых поместий, а их частей (часто большие поместья дробились на малые доли для продажи или сдачи в аренду); обычно представители этой шляхты совместно со своими соседями использовали труд крестьян и материальные ресурсы имения.

Застенковая или околичная шляхта (szlachta zaściankowa, szlachta okoliczna, szlachta zagrodowa) - мелкопоместная шляхта, представители которой владели приусадебными хозяйствами, но не имели крестьян и поэтому сами трудились на своей земле; зачастую они образовывали целые шляхетские поселения - так называемые застенки (zaścianki) или «околицы» (okolice), обособленные от остального плебейского мира. Название «околичная шляхта» было характерно для земель Великого княжества Литовского.

К безземельной шляхте (szlachta bezrolna albo szaraczkowa) относились:

Чиншевая шляхта (szlachta czynszowa) - не имела земли и была вынуждена брать ее в аренду на чиншевых условиях (оброк) и трудиться на ней, хотя такой труд и считался позорным для родовитого человека, поскольку уподоблял его крестьянину. В последние два столетия существования Речи Посполитой чиншевая шляхта стала наиболее многочисленной группой польского дворянства.

Служилая шляхта (szlachta służebna) - служила в богатых поместьях магнатов, церковных иерархов или зажиточной шляхты в качестве управляющих, экономов и т.п.

Голота (holota) - «голытьба», нищая шляхта, не имевшая ни земли, ни крестьян; обычно нанималась в качестве работников, прислуги, шла в солдаты.

«Уличная» шляхта (szlachta brukowa) - наиболее малочисленная группа шляхты, ведущая очень бедную жизнь в городах».


Литвинов П.

Шляхта Рогачёвщины в п.тр. XX века.

Категория населения, которая называла себя в начале XX века бывшей шляхтой, имела сложную социально-экономическую структуру, различные принципы этнической и социальной идентификации и находилась в процессе трансформации и постепенной утраты польско-шляхетского самосознания.

Многие причины этого кроются в происхождении шляхты. Кроме собственно шляхетского военно-служилого сословия, выделяются также панцырные и путные бояре, правовое положение которых находилось между крестьянством и шляхтой. На начало XX века “ потомки всехъ названныхъ разрядовъ счи таютъ себя бывшею шляхтою и неохотно сливаются съ крестьян ствомъ и мещанствомъ”.

Сложным было и имущественное положение данной категории населения. Шляхта делилась на несколько стратов, которые определялись имущественным положением, дифференцируясь от достаточно крупных землевладельцев, до полностью безземельной шляхты. При этом важным было, на чьей земле проживает шляхтич - государственной, частновладельческой или арендованной.

Данные факторы, а также “разбор шляхты” к. XVIII - XIX века, во многом предопределили этническую идентификацию и социальный статус этой категории населения. После разделов Речи Посполитой, “съ переходомъ въ русское подданство часть э той шляхты успела доказать свое шляхетское происхождение и была причислена къ русскому дворянству; не успевшая-же представить до казательствъ должна была приписаться къ мещанскому сословию, или же попала въ разрядъ государственныхъ крестьянъ. Однако эта шляхта не забыла о своёмъ происхождении и по настоящее время выделяетъ себя изъ окрестного крестьянства.

Учитывая последний факт, т.е. то, что шляхтич “очень гордится своимъ полудворянскимъ происхождениемъ и свысока относится къ крестьянину”, неудивительно, что большая часть шляхты попыталась доказать своё дворянство. Однако, в силу особенностей российской бюрократической системы, добиться этого смогла преимущественно зажиточная часть шляхетства. Менее зажиточные постарались попасть в сословие мещан, а беднейшая и безземельная шляхта была приписана к государственным крестьянам.

Документальные материалы 30-х гг. подтверждают этот вывод. Все жители околицы Антуши, хозяйство которых считалось кулацким, на вопрос о социальном происхождении неизменно отвечали: “отец мой… и мать… происходят из дворян”. Причем их земельные наделы до революции составляли от 30 до 60 десятин. Следует отметить, что Антуши считались зажиточной деревней, в которой (а также на прилегающих хуторах) почти всё население являлось “из числа поляков-шляхтичей, большинство из коих кулаки-бывшие дворяне и крепкие середняки, и подкулачники”. Среди жителей этой околицы нередко встречались кулаки, платившие от 500 до 1000р. и выше с/х налога, суммы огромной по тем временам. Для сравнения - кулаком считался уже крестьянин, плативший 70-80р. налога. К примеру, Антушевич Леон Иосифович в 1928г. платил ровно 500р. налога. .

Необходимо отметить, что утверждения жителей Антушей о дворянстве, часто подтверждались и документально. 7 сентября 1929г. при обыске дома Залесского Антона Григорьевича были найдены “два свидетельства на имя Антона и Петра Григорьевича Залесского о потомственном дворянстве”. .

В отличие от Антушей, в двух крупнейших околицах Сеножатковского с/с - Чертеж и Сеножатки, в которых процент кулаков был значительно ниже, большинство населения относило себя к мещанам. . Причём, как правило, их хозяйство было середняцким, либо кулацким. Абсолютное большинство бедняков относило себя к крестьянам. Зависимость социального статуса от имущественного положения подтверждает тот факт, что среди представителей одной и той же фамилии (Антушевичи, Залесские, Закржевские, Гроховские) встречаются как дворяне и мещане, так и крестьяне.

Гораздо более сложным является вопрос этноидентификации шляхты. Во-первых, важную роль вновь играло имущественное положение. Зажиточные крестьяне обладали большей традиционностью и консервативностью. А поэтому, им в большей степени было присуще шляхетское самосознание, которое сложившейся традицией отождествлялось с польскостью. Соответственно, чем меньше был имущественный достаток, тем больше крестьянское сознание было подвержено трансформации, в том числе и ассимиляционным процессам. Поэтому зажиточная часть населения бывших шляхетских околиц преимущественно определяла себя как поляков, ассоциируя последних с шляхетностью. Кроме того, зажиточность определяла наличие шляхетского быта (усадьба, одежда, пища), который также имел существенные отличия от крестьянского и требовал значительных финансовых затрат. Именно благодаря своей традиционности, зажиточное околичное население так упорно держалось за свою польскость, несмотря на мощный прессинг царской и советской администрации, проводивших целенаправленную дискриминационную политику в отношении поляков.

Беднота же показывала наибольшую подверженность трансформации традиционного уклада, и с течением времени всё чаще определяла себя как часть белорусского этноса.

На этом фоне показательным выглядит вывод польского историка и этнодемографа П.Эберхардта о белоруссизации поляков-колонистов, который писал, что “ pocz ą tkowo przesiedle ń cy u ż ywali j ę zyka ojczystego … Wkrόtce jednak byli zmuszeni przyswoi ć sobie j ę zyk s ą siadόw , miejscowy dialect bia ł oruski .” Кроме того, польские колонисты подверглись “ asymilacji , nie tylko pod wzgl ę dem j ę zyka i kultury , ale te ż ś wiadomo ś ci etnicznej ”..

Ещё более важным фактором являлась конфессиональная принадлежность околичной шляхты. Дело в том, что для большинства потомков местной шляхты, быть католиком означало быть поляком. Официальную государственную дефиницию “поляки” в отношении данной части населения Беларуси в XIX - п.тр. XX века, таким образом, следует рассматривать, как этноконфессиональную общность, идентифицирующую себя как поляков. То есть в данном случае имеет место смешение национальности с конфессией.

Например, в анкетах арестованных в 1929г. кулаков Сеножатковского с/с в графе национальность встречаются ответы: “поляк”, “католик”, “белорус-католик”, “поляк-белорус”, “католического вероисповедания”.

Шляхта Восточной Беларуси локализовалась в двух отдельных регионах, т.н. Друтском (западном) и Сожском (восточном) рубежах, которые имеют определённую особенность в отношении конфессиональности. В известном издании А.С.Дембовецкого указано: “Самое густое и большое население шляхты идетъ по Сожскому водоему, начиная от г. Мсти славля чрезъ м. Кричевъ и г. Чериковъ, а за м. Чечерскомъ и г. Ро гачевомъ, где сближаются Днепръ и Сожъ, селения шляхты г руппируются по берегамъ обеихъ этихъ рекъ, уходя вглубь местности на разстоянии верстъ въ 30”. . Друтский рубеж располагался севернее - от г. Сенно до Белынич.

В Сожской группе преобладало православное вероисповедание: “православныхъ 18491, католиковъ же только 5927, т.е. почти на десять человекъ православныхъ, приходится только трое католиковъ”. В Друтской группе наоборот: “православныхъ только 1741, католиковъ же 10447, т.е. на шесть католиковъ приходится одинъ православный”. . Таким образом, Рогачёвский регион, находясь как раз на стыке двух рубежей, отражал особенности обоих.

В бассейне Днепра находились околицы Ходосовичи, Большие Стрелки и поселки Красница и Яновка. Все они, за исключением последней, преимущественно были населены православной шляхтой. Наиболее распространёнными фамилиями здесь были: Ходосовские, Сеноженские, Лукомские, Усевичи, Душкевичи, Акинчицы, Кончицы, Зинькевичи, Дробышевские, Кублицкие, Лапицкие, Шемяки, Межевичи.

В рамках обоих рубежей выделялось также несколько локальных. Например, мощный пограничный заслон из шляхетских околиц существовал в бассейне р. Беседь, впадавшей в Сож. Подобный заслон находился в течении р. Добысна западнее Рогачева и Жлобина. К началу XX века, находящиеся в его составе околицы Антуши, Старый Мазалов, Дуброва, Сеножатки, Марусенька, Тертеж, Вербичев, а также хутора Марингоф, Кривеня, Гречухи, Великий Лес, Зелёное Будище, Мазалов были населены практически исключительно католиками. В 20-30гг. XX века эти населённые пункты почти полностью входили в состав Сеножатковского с/с. Здесь проживали Антушевичи, Сеноженские, Жолтоки, Баньковские, Миткевич-Жолтоки, Рынейские, Пархамовичи, Закржевские, Липские, Барановские, Шатиллы, Щигельские, Жизневские, Гроховские, Барановичи, Корзуны, Савицкие, Залесские, Завадские, Михалькевичи, Лесневские, Осмоловские, Ходосовские и др.

Яновка, населённая католиками, скорее всего связана с вышеупомянутым регионом, поскольку живущие в ней Лесневские широко встречаются в Тертеже и других околицах и хуторах.

Деление шляхты Рогачевского района по конфессиональному признаку отразилось и на этноидентификации. В населённых пунктах, где преобладали православные, к началу XX века замечается значительное ослабление шляхетского самосознания и практически полное отсутствие польскости. Это привело к широкой практике смешанных браков и к тенденции увеличения в них количества крестьянского населения, вплоть до полного доминирования. В результате, в п.тр. XX века их население идентифицирует себя как белорусов.

Иная картина в районе бассейна Добысны. Следует помнить о том, что католицизм являлся одним из определяющих элементов в польской культуре, и поэтому он сыграл огромную роль в жизни белорусской шляхты, будучи, прежде всего, инструментом ополячивания. Целенаправленная дискриминационная политика Российской империи в отношении шляхты, особенно католической, привела к ещё большей замкнутости и консерватизму в её среде, что сопровождалось усилением польскости.

Дембовецкий указывал: “Права, предоставленныя крестьянамъ положениемъ 19 февраля 1861 года, приписка шляхты къ волостямъ, всеобщая воинская повинность и другия меры повлияли на сближение шляхты съ крестьянами, въ особенности бедной, безземельной. Но шляхта богатая, руководствуясь своимъ шляхетскимъ гоноромъ, приписывается въ мещане, иногда отдаленныхъ отъ нихъ городовъ, съ одной стороны, въ видахъ некотораго поддержания прежняго привилегированнаго положения, чтобы не подчиняться ведомству местной волости и не нести ни натуральныхъ, ни мирскихъ повинностей, съ другой, - д ля избежания платежа подушной подати, существующей въ крестьянскомъ сословии и отмененной закономъ для мещанъ. Такимъ образомъ, шляхта, перейдя въ крестьяне и мещане, какъ отдельное сословие въ настоящее время не существуетъ”. .

Юридически потеряв шляхетство, данная категория населения тем более стремилась сохранить атрибутику, нормы быта и культуры, поскольку это давало ей возможность сохранить ощущение своей непохожести, отличности от крестьян.

Польскость и католицизм для большинства местных шляхтичей стали тем запрещенным миром, который позволял им противостоять системе, стремившейся к их духовному плену и нивелировке с окружающим крестьянством. Характерной чертой местных поляков было обостренное чувство польскости, основанное не на языковом, а на духовном своеобразии, что давало им повышенную сопротивляемость на любую попытку национального или религиозного гнета из-за необходимости постоянной борьбы за сохранение своей польскости.

Именно из-за того, что Сеножатковский с/с являлся одним из самых мощных на Гомельщине бастионов польскости, он и был подвергнут тотальным репрессиям в 30-е гг. XX века.

Польскость, как этнокультурный признак белорусских католиков, в шляхетских околицах развивалась, прежде всего, там, где существовали костелы, и распространял культурное влияние католической церкви ксендз. В первой трети XX века на территории Рогачёвского района работало два костёла - в Антушах и Рогачёве. Антушовский костёл до 1933г. обслуживал Мустейкис Казимир Игнатьевич, долгое время проживавший в Антушах. В Рогачёве ксендза Ярошевича в 1930г. сменил Кунда Владислав Игнатьевич, работавший до 1934г. Последний был очень известным в СССР.

Католики, в сравнении с православными, всегда отличались большей религиозностью, которая в условиях угнетения костёла вылилась в фанатизм. Поэтому католическое духовенство пользовалось безоговорочным авторитетом в среде населения католического вероисповедания. Этому также способствовали высокая квалификация ксендзов, в большинстве имевших высшее образование, и высокая степень централизации и дисциплины католической церкви. . Ксендзы были прекрасными агитаторами и организаторами и, к тому же, многие из них имели прямую связь с Ватиканом. Поэтому, изгоняя “польскость” и ликвидируя мелкую и наиболее многочисленную шляхту, царское правительство преследовало и внутри, и внешнеполитические цели. В результате, угнетение религии, языка и шляхетства при умелой агитации ксендзов вылилось в еще большую замкнутость и более тесное объединение вокруг костела “кресовых поляков”, поскольку теперь только костел олицетворял их “особенность”, только при костеле звучала польская речь, которая стала восприниматься как отличительный признак шляхетности среди большей части шляхты. К тому же, именно костел давал образование.

Даже в 1931г., в период массового закрытия храмов и арестов служителей религиозного культа, отчеты партработников сообщали, что “у большасці камуністых самастойных гаспадароў маюцца іконы ў хаце. Некаторыя камсамольцы і камсамолкі сьвяткуюць і рэлігійныя святы і нават ходзяць у касьцел”. .

Также важным фактором формирования польской этноидентификации шляхты была территориальная компактность локального скопления шляхетских населенных пунктов. Это позволяло околичному сообществу, будучи замкнутым в своей культурной среде (браки только между представителями шляхты и католиков, общий быт, праздники, устремления и векторы развития), а также благодаря его крайней религиозности, что ещё больше обосабливало его от окружающего белорусского православного населения и делало более консервативным, сохранять свою “костёльность”, “польскость” и “шляхетность” практически без изменений, несмотря на все усилия московских властей, направленные на трансформацию кресовых поляков. Вышеперечисленные факторы делали их польскость почти неуязвимой.

Ярким примером может служить скопление околиц в бассейне Добысны. Анализ архивных документов позволил выяснить, что большинство шляхетских семей этого региона, являлись в той или иной степени родственниками. . Усилению связей содействовал также тот факт, что все околицы и хутора, за исключением православного Вербичева, находились в приходе Антушовского костёла. Более того, костёл находился в ведении нескольких костёльных комитетов разных околиц, поочерёдно переходя от одного к другому.

Совершенно другая ситуация наблюдается в околицах, которые были расположены единичными поселениями. Необходимость смешанных браков, практически полное отсутствие культурного влияния костёла и католического населения привели к постепенному размыванию шляхетского мировоззрения и ослаблению религиозности. Ещё в большей степени это касается православной шляхты. В результате эти околицы трансформировались в этнокультурном отношении и постепенно нивелировались с населением окружающих деревень.

В Краснице шляхетский субстрат был ещё достаточно мощным и в п.тр. XX века там еще иногда вспоминали о том, что часть кулаков “раньше были потомственные дворяне” . Там сохранялась ещё социальная градация на “панов” и “хлопов”, что подтверждается заявлениями крестьян о том, что кулаки “всегда смеются с нас и угрожают, что когда придут поляки, то повешают… и будут мостить греблю беднотой” [там же]. Что касается околиц Ходосовичи и Большие Стрелки, то шляхетский субстрат в них, к началу XX века, даже потерял количественное доминирование и практически растворился в белорусском крестьянстве.

Немаловажным было также наличие имений и фольварков принадлежащих католикам, поскольку образ жизни в них являлся примером для подражания. Наибольшее их количество в Рогачёвском уезде как раз приходилось на Городецкую и Довскую волости в районе православных околиц бассейна Днепра, а также Тихиничскую и Луковскую волости бассейна Добысны (в последней находились католические околицы). .

Также важным фактором ополячивания являлась этническая польская колонизация и эмиграция XIX - н. XX века. Эмигранты из Польши и Западной Беларуси ехали в первую очередь туда, где был костёл и близкое этнокультурное сообщество. Они являлись катализаторами взрыва польского патриотизма, которого, возможно, до них практически не было. После начала Первой Мировой войны этим процессам способствовали многочисленная волна беженцев, а также польская оккупация. Например, арестованная в Рогачёве в 1933г., уроженка околицы Марусенька, Кельбасс Елена Казимировна на допросе показывала: “Настроена я была в этот период времени в узко национальном духе, находясь под влиянием беженцев из Польши и легионеров. Признаю, что польская оккупация нашей местности в то время меня радовала бы…” . В результате польский патриотизм начал приходить на смену патриотизму “польско-шляхетскому краёвому”.

1. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества.// т.9, Верхнее Поднепровье и Белоруссия. // СПб., 1905г.

2. Архив Управления КГБ Республики Беларусь по Гомельской области, д.14982-с

3. Архив Управления КГБ Республики Беларусь по Гомельской области, д.3019-с

4. Piotr Eberhardt Polska ludnosć kresowie. Rodowod, liczebnosć, rozmieszczenie. // Warszawa, 1998 г.

5. Дембовецкий А.С. Опыт описания Могилёвской губернии. Кн.1 // Могилёв. - 1882.

6. Перед крутым поворотом. (Тенденции в политической и духовной жизни Беларуси. 1925-1928 гг.). // Сборник документов. - Мн. - 2001 г.

7. НАРБ. ф.701. Нацкомиссия ЦИК БССР. оп.1 д.101.

8. Архив Управления КГБ Республики Беларусь по Гомельской области, д.14342-с

9. Список населённых мест Могилёвской губернии. // под ред. Г.П.Пожарова. - Могилёв, 1910

Шляхтичи – особая каста поляков, обосновывавшая свою уникальность не только статусностью, внешним видом или манерами, но и происхождением. Славянским корням в шляхетской родословной места не нашлось.

Другие славяне

События, происходящие в последнее время в Украине, возобновили оживленные дискуссии на тему межславянских взаимоотношений. Сегодня идеи панславизма, родившиеся в XVIII и окрепшие в XIXстолетии, как никогда поверглись девальвации. А ведь еще в середине XIX века чехи видели в объединении славян мощную политическую силу, способную противостоять германизму.

Чешская инициатива была поддержана Россией, однако Польша отнеслась к ней как минимум прохладно. Союз славян при доминирующей роли русского царя означал крах надежд на польское независимое государство. Свою роль в сопротивлении поляков идеям панславизма сыграла и религия: Католическая Польша традиционно выступала антагонистом православной Руси.

В Королевстве Польском, конечно, были свои славянофилы. С энтузиазмом идею славянского объединения воспринял князь Адам Чарторыйский, а декабрист Юлиан Любиньский и вовсе возглавил Общество объединенных славян - первую организацию, которая открыто провозглашала идеи панславизма.

Тем не менее, в части польской элиты всегда существовали идеи об особом статусе польского народа, что во многом мешало найти точки соприкосновения с соседями-славянами. Этнолог Станислав Хатунцев отмечал, что в ходе своего исторического бытия поляки во многом утратили многие ментальные свойства, компоненты духовного и материального уклада того старинного племени и приобрели вместо них черты психической организации, материальной и духовной культуры, типичные для кельто-романских и германских народов.

Польский историк Францишек Пекосинский, к примеру, выдвинул теорию о династическом происхождении польской шляхты, связывая это с выявленным им воспроизведением старых скандинавских рун в польских гербах, а также со скандинавскими выражениями, встречающимися в так называемых «заволанях». Однако в свое время и сами шляхтичи приложил руку, чтобы доказать уникальность своей родословной.

Мы сарматы

В XV – XVII столетиях, когда происходил завершающий этап формирования европейских народов, в Старом Свете набирает силу интерес к античной литературе. В древних книгах мыслители раннего Нового времени вели поиски истоков своих государств и наций. Романские страны видели свои корни в Римской империи, немцы – в древнегерманских племенах, на далеком Востоке нашли своих предков и поляки.

Одним из первых идею сарматизма выдвинул польский историк Ян Длугош (1415-1480). Он утверждал, что древними писателями и историками территория Польши называлась Европейской Сарматией, а поляки именовались «сараматами».

Позднее эта мысль была закреплена астрологом Мацеем Карпигой из Мехова (1457-1523) в его знаменитом трактате «О двух Сарматиях», выдержавшем в XVI веке 14 изданий. В своей работе автор обосновывал существенное отличие поляков, как потомков доблестных сарматов от московитов, произошедших от варварского племени скифов.

Следующие несколько столетий идея сарматизма была господствующей среди польской аристократии, превратившись из модного романтизированного увлечения в консервативный политический идеал – Шляхетскую Республику, где широкие демократические свободы доступны только для избранных.

Краеугольным камнем шляхетского сарматизма стала «золотая вольность», которая противопоставлялась как раболепной деспотичной Азии, так и буржуазной деловитой Европе. Впрочем, это не мешало шляхтичам сочетать в себе и восточную любовь к роскоши, и сугубо европейскую предприимчивость.

Отголоском идеологии сарматизма стал так называемый «польский мессианизм», развившийся в XVII-XVIII столетиях, согласно которому поляки в силу своего происхождения должны играть особую роль в судьбах мира, а Речь Посполитая должна стать «оплотом христианства, убежищем свободы и житницей Европы».

Подчеркивая уникальность

Сарматский миф всегда был важной идеологической базой для Польши, выступая в роли неофициальной национальной идеи. Польские историки сделали многое, чтобы укрепилось представление о том, что сарматские племена действительно проживали на территории Польши и заложили основы польской государственности.

Сарматское прошлое служило своего рода эталоном, по которому кроился образ идеального шляхтича. Он, как и его предок сармат – мужественный воин, беспощадный к врагам, но в то же время рыцарь, для которого честь и справедливость не пустой звук. Другая ипостась шляхтича – поляк-магнат, хранитель традиций патриархальной старины, гармонично вписывающийся в лоно сельской идиллии.

Важная особенность польского сарматизма – это культивирование рыцарского отношения к женщине, одной из составляющих которого был галантный обычай целования женской руки. Сторонники сарматской теории ссылались на то, что высокое положение женщины в обществе было несвойственно иным славянским народам. По мнению историков, на особый статус женщины в шляхетской культуре повлиял миф о сарматских амазонках.

Образ идеального шляхтича со временем прочно вошел в геном польской идентичности. «Бесстрашие, граничащее с почти безумием, когда человек идет на верную смерть в белом мундире, в гордо сдвинутой набекрень конфедератке, с розой в зубах, он знает, что он будет через минуту расстрелян, но он не позволяет себе ни на минуту выйти из этого образа идеального рыцаря-сармата, - это реалия польского национального характера вплоть до XX века», – пишет журналист Тамара Ляленкова.

Нельзя забывать и о другой стороне шляхетского мировоззрения – неуемном высокомерии, которым гоноровый шляхтич дистанцировал себя от литовцев, белорусов, украинцев, русских и даже значительной части поляков, проживавших на территории Речи Посполитой. В терминологическом смысле это выглядело как противопоставление сарматской элиты крестьянскому «быдлу» (Bydło – рабочий скот), с которым ассоциировалось, в том числе, и славянство.

Мало общего

Сарматизм и сегодня существует в польской культуре, правда, являясь скорее формой иронической самоидентификации. Иногда это слово употребляют, чтобы подчеркнуть уникальность польского характера, любые отличия от соседей-славян.

В наши дни разногласия внутри славянской семьи очевидны, и на то есть множество причин социально-политического и культурного характера. Одна из них ведет свой отсчет примерно с VI века нашей эры – именно тогда, по мнению исследователей, начал выходить из употребления общий для всех славян праславянский язык. Как выразился один из мыслителей, «славяне использовали национальные языки, скорее, для разделения, чем для объединения».

Однако различия между славянами объясняются не только посредством истории или языка. Польский антрополог и биоархеолог Януш Пионтек пишет, что с биологической точки зрения к славянам можно отнести разные группы, которые изначально населяли Южную, Центральную и Восточную Европу, и они заметно отличаются друг от друга.

«Славян с поляками связывает многое. Поляков со славянами - ничего. Им неуютно в своем славянстве, неуютно осознавать, что они из той же самой семьи, что украинцы и русские. То, что мы оказались славянами - это случайность», - констатирует польский писатель Мариуш Щигел.

События Второй мировой войны, последствия развала СССР во многом отдалили поляков не только от всего советского, но и в какой-то степени, от того, что является основой славянской идентичности. Тенденция последних десятилетий, когда ситуация заставляет граждан Польши искать работу и лучшие условия существования на Западе, приводит к тому, что поляки стали чувствовать больше общего с жителями Великобритании и Германии, чем с белорусами или украинцами.

Журналист Кшиштоф Василевский в статье «Славяне против славян» постсоветский период в истории Польши называет годами трансформации, когда поляки «любой ценой старались стать похожими на Запад, отмежевываясь от всего, что носило отпечаток Востока».

Вполне закономерно, что польские историки выискивают теории общих корней с кем угодно – с германцами, скандинавами, сарматами, с брезгливостью относясь к словам автора древнейшей польской хроники Галла Анонима: «Польша - часть славянского мира».

Хотел разобратся и написать про шляхту. И как началь смотреть, тут же заметил паралели. Так украинская пропоганда 1 в 1 повторяет, что поляки писали во времья обьедиение Литвы и Польши. А эта обьединенная страна тут же стремительно расцвела, в итоге так же быстро развалившись. Но культурный и этнический ландшафт этого краёв возник тогда.
ЧТоб понять, что происходит, надо читать про Речь Посполитскую.

Республика Королевства Польского и Великого Княжества Литовского с васалами (диагональные линии) и землевладением магнатов. В этой карте много важног:

Шляхта
Шляхта была знатным сословием, но в большинстве малоземельной (небогатой). Во времья войны брались за оружие и становились дворянским ополченим. Европейского аналога тут нет, её иногда сравнивают с кастами в Индии, например, раджпутов.

Шляхта существовало как племя, все шляхтичи считались братьями. Даже беднейшие но благородные шляхтичи, гречкосеи или работающие по найму (были беднее зажиточного холопа - крестянина) обладали тем же правами и золотой вольностю, что и магнаты, владеющие землами больше государств.
Короля же воспринимали как равного себе «пана-брата» и всегда оставляли за собой право на отказ послушания - рокош.

Благородные шляхтичи отличались особым чувством собственного достоинства - «гонором» (лат. honor - честь) и демонстративной храбростью.

Но это слово возникло потом, а сначало называли себья лехами. И вся польская государственная нация (ляхи) состояла из шляхты. Они обладали демократическим правам куда большими, чем граждане большинства современных стран и культивировали такие идеалы как Честь, достоинство, доблесть, а так же политические: свобода, солидарность, коллегиальность.

Солидарность и равенство шляхтичей выражалось в том, что каждый из заседающих в сейме обладал правом вето.

Достоиными занятиями шляхты в мирное время считалось охота, пиры, танцы и прочее галантное времяпровождение.

На шляхте налогался только земельный налог, к ним не могли применятся телесные наказания, произвольный безсудебный арест.

В отдельных, более поинерских, восточных регионах шляхта могла составлять по 1/3 население, например, в Подляском воеводстве. В некоторых областях по 1/2 народа было шляхтой. В столичном Краковском воеводстве же шляхта составляла лиш 1,7%.

После раздела Польши половина Российской знати была шляхта. Их всячески старались понизить, не потверждали знатный статус и отнимали экономическую базис. В Российской империи часть шляхти была беднее крепостных. Но сколько бы денег не имело, эта сословие не облагоражена честю, достоинством и солидарностью.

Тем не менее, с Речи Посполитой в Российскую Империю вошли фамилии как Чаиковский, Милорадовский, Достоевский, Разумовский, Полторатский.

В 1921-ом в новой Польше отменили все шляхитские привилегии. Но эта сословие повлияла на польский национальный характер.

Полонез
"Полонез - королевский танец, который должен освоить каждый польский подросток." С возвышенной музыкой. Возник в 15-ом веке. С ним начинали и заканчивали танцы, а по середине переходили на что то быстрее.
Самые рание были груповые танцы, потом появились парные. Наверное это отражает сдвиг в характере общества или другую общественную функцию танца.
Ходзоний, пеший, гусиный, великий, стародваний, старосветский, медленный...

Вампиры танцуют полонез:

Шарашкова Шляхта
Серая, тобишь одетая как крестяне. Часткова шляхта - владельцы части села. Голота шляхта - безземельная, низшие из высоких. Грецкосей и полпанек.
Средня шлахта - владели хоть селом или имели какой то титул и должность.

Реч посполитая, что это такое?
На польском республика - "общее дело" перевели как Ржечпосполита, да чтоб звучало похоже. Это страшноватое слово русские не могли произнести и назвали по народному.

Возникло она после Люблянской унии, обьединение Королевства Польского и Великого Княжество Литовского. "Республика обоих народов" придумали уже после ищезновение. Во время её существование была власть а не этнические народы.

Гербы Польши и Литвы геральдически соединены два раза, чтоб некто небыл не выше и ниже или справо и слево.

Немецкие крестовые походы
Польский князь, Конрад Мазовийский попросил помоч с прусскими язычниками. Потом эту помощ они на пару столетий ругали. Как тевтонский орден начал воевать, так и продолжил, пока обьеденённые польские, литовские и русские войска их не разбили при Грюнвальдской (Жалгирис) битве.

Польская крылатая кавалерия

Великое Княжество Литовское - ВКЛ
Как следствие крестовых походов из самых дальных балтских земель возникло единое Княжество Литовское. На северо западе Литвы (жмудь, жемайти) жили язычники, а на востоке уже было православие. После монголов Русь перестала существовать и литовцы прихватили эти земли, но в качестве законов взяли "русское право", а государственным (канцелярским) языком стал писменный западнорусский язык, он же старобелорусский, самоназванный «руський язык» или «руськая мова».
Литва только что вышла из племянного строя и переняла уже существующую гос организацию.

Сначало в ВКЛ литовская знять была выше русской. А потом они сравнялись в положении. Знать быстро переходила на язык и обычия подданых. Самые высокие литовцы говорили на западнорусском и именровались баярами.

Но даже знать имела только богатства а не права и свободы. В Литве сохранились суровые устои племянного вождизма и сохранялась язычество. Но с другой стороны крестяне были равнее, особо в Жемайтии. Литва воевала на войну призивая весь народ. Потом Витовт (Витаутас) Великий по европейскому примеру создавал аристократию - класс професиональных военных.

Литовский язык похож на латышский, но на самом деле народы совсем разные. Литовцев даже больше понимают латвийские русские и каквазцы.
В литовской народной песне поётся, что литовские ребята идут на войну защищать свою страну, многие из них погибают, а потом они появляются как кукушки и поют на дереве.Литовцы ещё подкормливали ужей молоком и осталяли пищу у могил, для предков.

ВКЛ было мультикультуральной и многорелигиозной страной, куда больше чем самые либеральные демократии ЕС. Там были язычники, православные христиане, католики, господа кальвинисты, мусульмане татары, евреи литваки, евреи караимы, русские разных национальностей и шотландцы.
Татаров нанимали на самые военно тяжёлые места. Глинские - татарский род.

Королевство Польское
Существовало задолго до Литвы и противоположным образом. Она была создана по западному, римскому образу, но скорее даже древнему, республиканскому.

Там западные славяне. Западнее Польши под Берлином даже была славянская Венеция - по немецки венден. В Балтике до ганзейского союза торговали в основном скандинавы и западные славяне.

Польша не морская страна и не венден, она противостояла Германии и включала и кельтских и германских племён. Плотность население там было куда больше чем в ВКЛ.

А от куда взялась шляхта не известно. Она часто подчеркивала обособленность, сарматское происхождение, или завоевание другими славянами. Но правили почти как завоеватели.

Галицко - Волынское Княжество
После развала единой Руси одним из важных самостоятельных центров стало Галицко - Волынское княжество. Оно имело тесные связи с Золотой Ордой, было их васалами, к тому галичане воевали в союзничестве с Ордой. Впрочем это им не помогло, и эту княжество быстро разделили.
Война за галицко-волынское наследство - между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским за обладание территорией ослабевшего Галицко-Волынского княжества с 1340 по 1392 года.
Но оно так и осталось отдельной единицой, несовсем Украиной.
Позже её именовали загадочным названием Королевство Галиции и Лодомерии. (Во)лодомерия, как Владимир но с полной гласностью. А поное имя Королевство Галиции и Лодомерии с Великим княжеством Краковским и княжествами Освенцима и Затора. (Как то вместе собралось всё отвратное.)

Литвины, москали, ну и окраинцы
В регионе русские было большим народом, разделённым после падение Руси.
КТо жил в ВКЛ назывались литвинами. А жители Московского Царства - москалями.

Люблинская Уния
Великое Княжество Литовское не могло противостоять усиливавшемусь Московскому Царству. В связи с поражениями нечего не осталось, как обьединится с Королевством Польским. И поляки им предложили обьединится на неравных условиях и задаром воевать не хотели.
В сейме были представлены в основном поляки, и за военные услуги русские земли Галиции и окраины (будущей Украины), включая "Дикое Поле" (безлюдная территория) и ещё Подляшье перешло Королевству.

И до того связи были тесные. Литовский князь Ягайло (гайлис - петух) крестился в католичестве, приняв крещенное имя Владислав, поженился на польской принцесе Ядвиге и стал королём польским, и тем самым основал династию Ягелонов. Но короли было отдельное сословие и это не означало, что страны едины.

Во времья люблинской Унии польский автор Станислав Ореховский написал книгу "Пирамида", о том, что в Литовском княжестве царит самоуправство, неволя и полная зависимость от хозяина, который может ради каприза уничтожить поданого. И если литвины хотят зажить как люди, пусть присоединяются к Королевству Польскому:

"Все княжества - противная вещь, они не соответствуют человеческой природе и проклятые Богом."
Там господствуют неволя, деспотия и самоуправство хозяев, которые могут наказать, растлить и даже уничтожить своих подданных ради всяческих капризов и не понести за это никакого наказания.
Жители княжеств - нищие; они живут в вечной бедности, нужде, находясь в полной зависимости от хозяев.
И только в Королевстве человек получает настоящую свободу и счастье. "Тот, кто не живет в королевстве - не принадлежит к свободным людям. Он не дворянин, он не имеет никаких прав и вечно живет в несчастье и нищете...

Каждый человек в княжестве - это только тень человека, а не настоящий человек".
Ни один литвиy не является свободным, каждый от кого-то зависит, а господствует над всеми великий князь, который от рождения хозяин над всеми. Поэтому "когда видим людей из Великого Княжества Литовского - видим невольников".
Никто из уроженцев Княжества, даже знатных и богатых, не может сравниться по своим правам со свободными поляками.

А захочет Литва из той прирожденной неволи выйти, пусть тщательно бдит о союзе с Польским Королевством, настойчиво просит про это великого князя, своего наследного господина, и польского короля.

И это скорее правда. В Прибалтике такие порядки. Наверное и по этому из Литвы и Латвии бежит население. А тогда русская знать из перешедших к Польше земель (Украины), и получившая вольный статус стала ярыми энтузиастами полонизации.

Это очень знаковая история. Эти самые лозунги слышны из Украины. Только вместо Литва - "Монголия", "Орда" или "РФ" и "Путин".

После унии литовскую знать "адоптировали" в польские шляхетские роды и получили вольности. Но и города получили Магдебургское право, гарантировавшие свободы. И они расцвели.

Русское дворянство
Дворяне русских родов вполне могли управлять государством. Лев Сапеха был великим канцлерами Великого Княжества Литовского, Русского и Жемайтиского. "Сапеха" звучит по украински. Это было ещё до возникновении украинства, а языковые особенности были, ещё с племён. Ходкевичи, Тисшкевичи звучит более по беларускому, а Ильиничи уже по русски.

Со временем русские дворяне переходили в польскую шляхту. Говорили: "происхождение русское, нация польская".

У многих родов в гербах был изображен полумесяц с звездой Давида. Например у магнатов Острогских. У Корыбутов над полумесяцом и звездой давида возвышался крест.

Магнаты
В Республике появились магнаты, те же олигархи. Они были крупные землевладельцы, 200 - 300 на всю страну, а из них 40 - 50 обладали огромным политическим влиянием. Земля тогда была главным источником богатства. Их ещё называли кармазинами, по малиновой одежде (малиновые пиджаки.)

Больше магнаты были в Великом Княжестве Литовском. В Польше была движение "за экзекуцию прав", чтоб Король забрал земли у магнатов.

Замойские владели 1/4 сегодняшней Эстонии и ещё многими владениями. Огромными землями владели Радзивиллы. А самое большое их засилие была на территории Украины: Острогские, Вишневецкие, Збараские, Заславские. Впрочем, и теперь там засилие магнатов Коломойский, Фирташ, Ахметов, ну и Порошенко...

Называлась магнатерия, тот самый олигархат.

Радзивиллы
В их имениях в 1567-ом году насчитывалось 28 170 домохозяйств. Для войска ВКЛ выставили 939 всадников и 1586 пехотинцев.
На территории Беларуси им пренодлежали города: Геранёны, Давид-Городок, Клецк, Койданово, Копысь, Лахву, Мир, Несвиж, Чернавчицы, Щучин, в Литве: Кедайняй, Дубингяй, Биржай и множество деревень. После Олельковичей к Радзивиллам перешло Слуцкое княжество со Слуцком и Копылем.

На литовском Радивиллы, древнейший род по преданиям происходящий от литовских языческих жрецов. Основоположником стал принявший христианство Радивил. Что могло означать ради вилкам - родня волкам. Девиз: "Нам советует Бог".

На гербе королевская мантия. Тоже одна из привилегий:

Фамилии
Фамилии польской шляхты образовали с места происхождения. Дамброва - дубовый лес, Дамбровка - роща дубов. З Дамбровки или Дамбровски - с дубовой рощи. Позже из за престижа и другие слои предпочли перейти на такие фамилия.
На польском Кучински, по русски в конце добавляется дифтонг ий.

Золотая Вольность
Свобода по старопольски: король при вступлении в должность подписывал два документа: конституцию и предвыборные обещание сейму.
А золотая вольность предусматривала права, достоинства и свободы, возможность собратся и выбрать свою политику. Так же шляхта обладала на частичную духовную свободу от церковных клерикалов (свободу мнения).

Она не предусматривала особые права для миллиардеров и богачей, как в Украине и США. Вольность была внутри закона а не от закона.

Но они обладали правом на рокош - восстание.

Рокош
Это право шляхты на военное востание против короля. В оргинале так называлось всенародное собрание в Венгрии, а потом всеобщая соборность шляхты, не только лиш депутатов.
Мера эта черезвичайная. Но если король ведёт страну к погибели, то почему бы и нет?

Собрание, магнаты в малиновом

Парламенты всех уровней
Шляхта на местах собиралась в сеймиках, в которых приходили к определённому мнению и дальше избирали и инструировали двух послов, которых отправляли в Сейм.

Местные крестянские вопросы тоже решали сельским собранием, в которых были представлены крестянские старейшины, старости и т. д. В них и вершали суд.

Евреи и экономика
В отличии от западной Европы Ржечпосполита и ВКЛ была страной религиозного терпимства. И экономическая жизнь на территории Ржечпосполиты опеделялась связкой шляхти и еврев. Крупная знать владели мельницами. Их сдавали евреям. Тут как в современом капитализме с одной сторны владелец, инвестор и держатель акций, а с другой оперативное управление.
Аристократия обладала эксклюзивным правом продавать алкоголь. Но сами благородные магнаты конечно водку не гнали, не варили пиво и содержали кабаков. Эти права они сдавали евреям. Поместия по половину дохода получали от спиртного.

Некий антипольский генерал-губернатор Беларуси высказался, что "евреи спаивают русских". И лиш чтоб лишить польскую аристократию доходов.

Ну и в Ржечпосполите стало много евеев.

У библейского Ноя было 3 сыновья. Шем стал праотцом евреев. Яфет стал праотцом шляхты. А сын Хам, прокляты Ноем за грехи, праотцом крестян. В западно Европе же считалось что Хам стал праотцом африканцев и прочих "чёрных" народов.

Еврейская религия не была препятствием присоединение к шляхте. Но по некоторым законам переход в христианство вознаграждался нобилитацией. Но оно было редким явлением. Упоминается, в 18-ом веке некие последователи Якуба Франка присоединились некой местной шляхте еврейского происхождения.

Кроме "нобилитации" в польском была "конгратуляция" и куча похожих славяно-латинских образований. Разговаривать одновременно на польском и латыне считалось хорошим тоном.

Экономичский расцвет
После обьединение в Ржечпосполиту в стране был бурный экономический рост. На запад страна экспортировала продовольствие, лесоматериалы и т. д. Благодаря Магдебургскому Праву бурно росли города. В малозаселённые территории (Украины) господами привлекались поселенцы мазуры. Так же обмен технологиям и большее пространство торговли.

Панщина или барщина
Но с ростом экспорта всё больше и больше накладывали на крестян.
Сначало холопам предпологалось день в неделю работать на землевадельца. А потом увелтичивали доход удлиняя барщину. В итоге крестянам даже не хватало время на свои участки.

Польские крестяне старались эмигрировать в западные страны, а власти старались ин наоборот - укоренить. Издался законы, если крестянин 10 лет обрабатывает землю хозяина, он становится крепостным. Потом срок сократили на 1 год.

Тем не менее богатые крестяне имели право откупится от принудительных работ.

"Дорожную барщину" в Эстонии отменили лиш в 60-ые или 70-ые года (в ЭССР). По закону поместия обеспечивали стройматериалов а крестяне - транспорт и рабочую силу. Таким образом содержались дороги и мосты.

Герцогство Курляндсгое и Семигальское
Во владениях Ржечпосполиты входили Прусское и Курляндское герцогства, земли крестоносцев. Лифляндия (Ливония) развалилась, Курляндию присоединила ВКЛ. А через 8 лет установили кондоминиум Польши и Литвы.

Курляндское герцогство было васальским государством а не частю Республики, с ограниченной законом армией. Если в Лифляндии гос строй была теократия, а регионы управлялись епископамы и рыцарксим орденом крестоносцев. То последний ландмейстер ордена стал герцогом. А для крестян ввели самый передовой закон в мире - крепестное право.

Звучит не прогресивно. Но во времья создания Герцогства там городов почти не было. И столицой избрали герцогский замок в центре, Mittau, от die mitte - центр, нынче Елгава.

И герцогская династия Кетлеров была передовой, путешестваовала на запад и своих детей уила в передовые страны. По примеру Голландии создали торговый флот, открывали фаткории, где из болотной руды плавили железо. До этого там был только колхоз и военные.
Курляндия с 200 000 жителей на короткое время обзавелась двумя заморскими колониями: Тобаго и африканским речным островом. На карте указаны эти территории. В колонию отправлялись крестяне, за это им обещали дать свободу.

Эти герцоги похожи Петра 1 и постепенно сближались России. При отьезде Анны Романовы из Курляндии на Петербург, герцог другой династии - Бирон некоторое время фактически управлял Империей.

Остальной Лифляндией (Инфлантией), за отсчётом Эстляндии (север Эстонии) польская республика владела напрямую. Эта территория небыла передовой. Из Республики только издали указ, что к крестянам теперь надо будет относится не хуже как в Польше или Литве. Во время безвластие даже ремесленик имел право повесить крестянина.

Про Пруссию не изучал. Часть Пруссии входила в Польшу как регион, другая была васальским государством. Оно то в итоге участвовала в дележки Польши и стало той Германией.

У Пруссии было мало ресурсов войны но отлично подготовленная армия, по этому надо было сокрушить противников как можно быстрее - блицкриг.

В герб герцогов Кетлеров, Курляньдия и Семигалия так же соединены чтоб не одна часть небыла не выше или с правой стороны:

Сарматизм
В Польском Королевстве развилась идея похожая на современное евразийскость. Шляхта считала себья потомками сармат - древнего племени ираноязычных кочевников. И так они отделались от остального "простого" население. Они носила нарочито восточную одежду, носила изогнутые сабли. Использовалась черкесская броня. Но они то воевали с ближневосточными государствами и перенимали их приёмы войны.

Сарматизм сильно влиял на культуру, свои замки они специально строили упрощёнными, так как предпологалось, что так и следует сарматам. Был "сарматский портрет". Европейскую аристократию они называли носками, по западной одежде.

Возможно эта идеология помогала в одной стране удержать множество народов и религий, создав единый миф элит.

Сарматизм вёл польский историк Ян Длугош (1415-1480). Сарматы противопостовляли себя как западу так и тиранической Азии.

Миф сармат по прежднему жив. Помнится сериал "Сармат", где говорилось, "все мы тут сарматы". И украинцы утверждают, что они потомки сармат.

А южнее живут венгры. Хоть их знать ведёт родословню со степных кочевников с языком ханти и манси. Жители венгерского региона ясов в договорах обозночены как потомки алан, которые потомки сармат. В свою очеред осетины тоже потомки алан.

В литовском языке осталось слово "сармата". В Польше сарматский уже воспринимается несколько иронично. А в обще, это книжное.

Ян Собиеский
Коронный гетман а потом избранный сеймом полский король Ян 3 Собиеский в битве при Вене полностю разгромил турецкую и крымско-татарскую армию. После этого у Турции закончился "великолепный век", которого они показывают на ТВ.

В его честь названо созвездие, когда то Щит Собиеского, а теперь Созвездие Щита.

Казачий Гетманат
В так сказать Окраине, известной как Малопольский регион и Малороссия находилось безлюдное "Дикое Поле". Там возник "странный народ", некое подобие плавильного котла из специфичных личностей наподобии дикого запада. Русские, татары, шляхтичи, некоторые очень знатных родов, и даже шотландцы. Из этого котла выплавилось казчество и украинская нация.

В Запарожской Сечи в основном смешалась славянская и татарская культура. Казачество почти что славянские кочевники, с татарским оружием.

Украина, за исключением восточных регионов, часть Руси, которую ВКЛ по Люблинской Унии передала Польскому Королевству.

Полонизация и католизация
Стремительный успех Королевства Польского им ударил в голову. Вследствии чего государство начало проводить политику полонизации. Образование было на польском и постепенно на него переходила аристократия. Государственные тексты перестали издавать на западнорусским. Вместо него стали печатать на литовском.
Но Вилнюсь полонизировался и стал польским городом.

С распространением контрреформации и западного йезуитского ордена начали навязывать католичество и преследоватса другие религии (евреи стали неверными).

Ради примирение православия и католицизма создали общую государственную - греко-католическую или униатскую церквь.

Это пошатнуло основы государства.

Одна из причин отделение Украины и присоединении к России была религиозное. Российская империя давала больше прав простому народу, по присоединению к России украинцам отменили крепостное право. Правда ненадолго - Российская Империя в отличии от Республики не соблюдала подписанные документы, всё решало воля царя;)

Это дошло до того, что на сегодняшный день окончательно перессорились поляки и литовцы. Они едины только во внешней политике, точнее американской геополитике.

Конец
Стремительный успех ударил в голову и создал предпосылку для падение.

Шляхта как сословие задавила сословие горожан, отняв им всяких прав. С чего города перестали развиватся. За ненадобностю деградировало некогда хорошее вышее образование. Не развивалось и индустрия.

Одна часть - Польша, задавила другую - Литва, что не помогало общему.

Права на вето привело к невозможности каких либо прогрессивных преобразований. Кто то всегда будет недоволен. Даже созыв армии был затруднен.

Поляки считают, что Республика обогнала своё времья, но в позднее средневековье следовало перейти на абсолютизм. Когда решения принимаются королевским указом, и хотя часто и неверные но быстрие.

Правда причина и в исключительно сословной солидарности. Надавали бы крестянам долю вольности и достоинства шляхты, было меньше центростремительных тенденций.

В итоге только 100 после Яна Собиеского состоялся первый раздел Речи Посполиты. За ним последовал второй и третий, пока всё было поделено. И от некогда могущественной державы нечего не осталось.

Польский месианизм
Это философское течение развилось после падение Республики. Тогда польским народом стала не шляхта а все поляки. Создалась мысль, что польский народ обладает особыми чертами и опираясь на духовную силу несёт миссию для всего мира. Польша как Исус Хрестос. Расцвет этого пришёлся на период востания.

Речь Посполита должна была быть «оплотом христианства, убежищем свободы и житницей Европы». А польский народ, как потомки сармат, должен играть особую роль в истории мира.

По одной из версии польский массианизм развился из за тесного контакта с евреями. В владениях польской Короны возникло еврейское хасидское движения, там появлялись харизматические лидера, часто признаваемые месией. По другой, месианизм происходил от большой религиозности поляков.

В общем в Латвии тоже на каждые выборы появляются какой то новый спаситель. И народ в их верит. Да и у власти в Латвии в основном поляские и немецкие а не латышские или шведские фамилии.

Результат от политического месианизма скорее нешгатиный чем позитивный, в внешней политике одно зло.
Но с другой стороны, если не все эти спасители, опирающиесь на силу духа, наверное тут (и в Польше) был такой же режим воров как в Украине и Молдове, которые опираются на силу денег.
Только они имеют тенденцию начинать священные войны.

В Израиле тоже слышны такие идеи. Только там еще идеология, что все нам враги и желают зла (ну кроме аж святых США), что мешает любому сотрудничество.

В уже современной Польше была Ягеллонская Идея, создание мнультикультурной империи, которая будет идти на восток и там навязать свою волю. И с этим конкурируещая идея Пиастов, о национальном государстве, враждующем с немцами. В этом и проблема. (У поляков главная профессия историк.)

ВКЛ - Литва или Беларусь?
Белорусские историки Великое Кнажество Литовское называют не иначе как древней Беларусью. Что исторические личности родом из восточной части, из Беларуси. А на западе нечего небыло, не одного города.
Литовские историки им возражают, что тогда литовцы жили намного восточнее нинешней Литвы. Таутвилл, Вайшвилк, Гоштаут имена не славянские и сами себья считали литовцами.

Прадва где то по середине. То что в Беларуси балты переходили в славяне говорят и литовские учёные. Гос язык ВКЛ - западнорусский имел отчётливые черты беларусского языка. И первая столица - Новогрудок (Новгородик) была в Беларуси.

До возникновения ВКЛ был Полоцк. И ВКЛ создали по примеро того, чего они видели.

Какая бы ВКЛ небыло большой, прогрессивно - иклюзивной, благородной и важной, страшноватые устрои, описанные в "Пирамиде" похожи на сегодняшную Литву и Латвию. Чего население то бежит?

На юге Беларуси ещё жили славянское племяное обьединение - древляне, которые сражались с Киевом и варягами за господство на Руси. Но проиграли.

Итоги:
Star Wars Knights of Old Republic мне ассоциируется с Ржечпосполитой.
Нельзя в одной статье обьять всё. Но в истории Ржечпосполиты находится понимание многого, что происходит теперь. Украина, Прибалтика, Беларусь и Израиль. Культуры там перемешались, а региональные истории стали частю национальной идентичности некоторых стран.

Современная Польша не особо симпатичная страна с их то национализмом. На востоке много радикалов. И в отличии от шляхты не обладает самобытной культурой. Можно ли гордится тем, что у нас города как в Германии только хуже. В России же своя архитектура.
Любимый польский компонист Фредерик Шопен не вцепляет, в отличии от того же Чаикосвкого. Это какая то безликая Европа.
А Литва, по моему, маленький ужастик.

п.с.
Этот пост удар сабли по тирании, бесправию, культуру низов и фантазиями о национальной чистоте.