Кто не дает списывать. Почему списывать вредно

Приступим.

Зачем все это нужно?

Не то что бы я совсем пропащий студент и списываю все подчистую. Нет, кое что сдаю и сам 🙂 Но, согласитесь, на экзамене чувствуешь себя в разы увереннее, когда знаешь, что в кармане есть шпаргалка. И порой только за счет подобной психической установки ты можешь не растеряться и вспомнить то, что нужно и когда нужно. А ведь большего, собственно, и не надо.

Так вот за приличный срок учебы и добрый десяток (а то и два) успешно сданных экзаменов у меня накопился некоторый опыт в создании шпаргалок. Что-то мне посоветовали старшекурсники, до чего-то дошел сам, что-то подсмотрел…

Ладно, не буду тянуть кота за хвост. Предлагаю Вашему вниманию 3 самых «беспалевных» способа как списать на экзамене.

Очень хитрый способ №1 – чудо-ручка

Самый простой и в то же время эффективный способ. Правда, подойдет лишь для предметов, насыщенных всевозможными формулами (математика, физика и т.д.).

Что понадобиться:

  • ручка;
  • нож/ножницы/иголка/циркуль (в общем, что-нибудь острое).

Итак, берется ручка (желательно потолще) и просто-напросто выцарапываются на ней все необходимые формулы. Работа очень монотонная, но если постараться, то за 10-15 минут можно исписать всю ручку. Поначалу получается коряво, но потом привыкаешь, и дело идет лучше. Главное, не забыть взять с собой «чистый» экземпляр про запас: вдруг преподаватель попросит у Вас ручку для того, что бы нарисовать хорошую оценку в зачетке 🙂

  • помещается не так то и много информации (порядка 10-15 небольших формул);
  • никому нельзя давать свою ручку и всегда нужно держать при себе «чистый» экземпляр наготове.

Очень хитрый способ №2 – жвачка под партой

Данный способ так же очень прост, к тому же не требует практически никакой дополнительной подготовки. Сам я им, кстати, ни разу не пользовался, только слышал несколько интересных историй.

Что понадобиться:

  • обычная шпаргалка;
  • жвачка.

Если на экзамене вдруг понимаешь, что ничего не знаешь, то рука сама по себе тянется к шпаргалке. И вот в том случае, если заветный листочек найден, и процесс списывания начался, нужно быть очень осторожным. Ведь «спалить» могут в любой момент и достанется тогда так, что мама не горюй 🙂

Так как же списать, что бы тебя не поймали с поличным?

Очень просто!

Перед тем, как зайти в аудиторию, нужно взять в рот жвачку и хорошенько ее разжевать. Потом, когда возьмешь билет и сядешь на место, стоит просто прилепить жвачку под парту.

Вот и все, предварительная подготовка выполнена. Когда же достанешь шпаргалку, то лучше всего положить ее на колено. И если преподаватель увидит, что ты списываешь и попросит подняться, то все, что остается сделать, это прилепить шпаргалку к парте, рукой или коленкой.

Просто и изящно, одним движением.

  • нужно лепить жвачку под парту, что не очень приятно (хотя, там их и так уже штук 50 до тебя налеплено);
  • некоторые преподаватели выгоняют при первом подозрении на жульничество; так что хоть они шпаргалку и не найдут, отправить на пересдачу все равно смогут.

Очень хитрый способ №3 – невидимая шпаргалка

Ну а третий способ – это просто пик мастерства и гений студенческой мысли 🙂 Когда я списываю подобным образом, не то что бы преподаватель ничего не замечает, даже сосед, сидящий рядом со мной ни о чем не подозревает. Да и, если честно, не всегда сам понимаю, как мне это удается.

Что понадобиться:

  • немного времени и фантазии.

Вы знаете, что тетради бывают двух типов: дешевые и недешевые (дорогими бы я их точно не назвал). Так вот в тех тетрадях, которые стоят копейки, листочки прямо просвечиваются – так уж производитель экономит на сырье. Еще не догадались о чем пойдет речь?

Значит, в чем заключается суть данного метода. Мы берем обычный лист бумаги и пишем на нем все, что нам понадобиться на экзамене. Желательно делать записи черной гелиевой ручкой, ну или просто обводить все буквы по два раза обычной. Наверх этого листочка Вы кладете другой, только уже менее качественный, из дешевой тетради. И вот в чем вся соль: когда они лежат друг на друге ничего не видно, но стоит Вам в определенном месте прижать верхний листик, как все надписи на нижем тотчас просвечиваются. Хитро, не так ли? 🙂

И что получается: сидит студент, пялиться в свой листик и пишет, пишет… Как я и говорил: такого списывания не замечает даже сосед по парте, настолько все естественно выглядит.

  • некоторые преподаватели забирают листочки перед ответом, и нужно успеть избавиться от шпаргалки;
  • на некоторых экзаменах чистые листики дают на месте (что очень редко).

Бонусный способ №4

Буквально на прошлой сессии я нашел еще один 100% способ списать на экзамене.

Значит, в чем его суть.

Все мы берем с собой черновики: обычно это двойные листы в клеточку (реже А4). Так вот я советую Вам сделать следующее: на следующий экзамен возьмите с собой по меньшей мере 3 двойных листка в клетку. Два из них будут абсолютно чистыми, а вот третий, тот что в середине... третий Вы можете подготовить заранее!

Объясняю. Обычно черновики никто не проверяет. Нужно взять 3 двойных листа, в одном из них одну страничку расписать мелкими формулами, подсказками и т.д. и вложить все это в центр. Лучше всего пишите на внутренней страничке (если считать страницы двойного листа от одного до четырех, то пишите на третей).

Вы заходите, тянете билет, садитесь готовиться. Начинаете усердно писать. Вот списали одну страницу, другую, достали новый листик — в общем Вы все в работе. И кто будет следить за тем, что у Вас там в черновых листках написано? Именно, никто!

Так что немного накалякав на первой странице, Вы можете спокойно достать свой центральный листик, на котором расписаны формулы и краткие шпоры. Перенесите на свой рабочий черновик то, что Вам понадобится, а затем незаметно сложите этот листик и спрячьте в карман!

Все, никаких улик!

Схема рабочая на все 100%.

Только, конечно, если преподаватель не будет «стоять над душой».

Добавлю, что задача упрощается, если Вы будете делать все это в то время, когда кто-то другой отвечает преподавателю.

Еще один бонусный способ №5 (из комментариев)

Данный способ в комментариях ниже разместила Наталья Танцерева. Привожу цитату:

есть шпора-невидимка, когда на листочке пишешь или распечатываешь (что лучше) все, что нудно. потом берешь широкий скотч и клеешь сверху на текст, плотно, так чтобы не было пробелов и пузырьков. потом мочишь листик и соскребаешь со скотча, на котором остается текст. эту шпору можно и на тетрадку какую-нибудь цветную, на юбку, рубашку, даже на парту. очень действенно и не палевно.

Вроде все

Ну что, как Вам мои способы списать на экзамене? Конечно же, это далеко не все студенческие хитрости, но, по крайней мере, это все известные мне.

А Вы списывали, или все прилежно учили сами?

Просто великолепная композиция:

То, что списывать вредно, знают все еще с первого класса, когда учительница впервые взывала смотреть не в тетрадь соседа, а на доску. И, тем не менее, запретный плод сладок, и хотя бы раз в жизни каждый просит или дает списать. Двоечники чаще всего только списывают, тогда как добродушные отличники всегда готовы “помочь” плохо успевающему другу. Также существует, так называемый, средний класс учеников, которые бартером обменивают одни задания на другие. Безусловно, это деление очень схематично. Психология списывания такова, что и среди отличников есть “жадины”, и среди двоечников те, кто не клянчит.

Как списать: ГДЗ и решебники

На нежелании ученика учиться взрослые даже научились зарабатывать. Так, появились решебники и готовые домашние задания. Они, мало того, что позволяют списать заранее без спешки, но еще и не заставляют искать источник среди одноклассников. Если раньше, чтобы списать текст, приходилось хотя бы общаться с одноклассником, то теперь это не требует вообще никакого напряжения. Как известно лень – двигатель прогресса. И на создании книжек с ответами он не остановился. Далее появились целые порталы типа спиши ру, а также самые разнообразные гаджеты для списывания(часы-шпаргалка, беспроводные наушники, ручки с исчезающими чернилами и пр.)

Вред списывания

Казалось бы, списывая друг у друга, ученики повышают свои коммуникативные навыки, которые могут пригодиться в жизни намного больше логарифмов и диаграмм. А, переписывая из решебника сразу правильный вариант, они запоминают его, и повышают свою грамоту. Даже в школьной программе по языкам есть такой вид работы, как контрольное списывание, почему же тогда это вредно?

  • Обман. Выдавая чужую работу за свою, даже по согласию источника, школьник или студент обманывает преподавателя. А, если он сделал это тайно, то обманывает еще и своего товарища. Обычно такое заканчивается двойками за одну и другую работу, даже если преподаватель отлично знает кто прав, а кто виноват.
  • Бездумность. Так, перекатывая у соседа по парте, студент делает массу глупых ошибок, т.к. часто вообще не понимает что к чему. Копируя из ГДЗ по алгебре, он на бумаге выводит правильный результат, и имеет больше шансов получить хорошую оценку за пример. Но при первом ответе у доски станет понятно, что он вообще не в теме.
  • Привычка. И самое ужасное, что, когда списывание остается незамеченным или безнаказанным, учащийся обязательно возвращается к этому, даже имея достаточно времени и возможности выполнить задание самостоятельно. Так он окончательно запускает предмет.

Борьба со списыванием

Не смотря на распространенное заблуждение, что на постсоветском пространстве списывание распространено больше всего, социологические исследования это опровергают. Так, считается, что американцы в силу своей ментальности никогда не просят и не дают списать. Однако, это скорее всего, объясняется не гордостью или огромной силой воли, а страхом отчисления. Установка видеокамер, металлоискателей а также специального программного обеспечения, отслеживающего попытки списывания, вовсе не редкость на западе.

В восточных странах с этим борются проще: надевают на головы учеников коробки или просто рассаживают их на улице на такие расстояния, чтобы списать друг у друга было невозможно. А в Тайланде даже было запатентовано особое летающее по экзаменационному залу устройство с проекцией изображения на экран преподавателя. Но главной задачей родителей и учителей для прекращения списывания среди школьников была и остается психологическая мотивация к учебе

Фото: World-in-pictures, Static.parade.condenast

Помилка в тексті? Виділи її, натисни Shift + Enter або клікни .

Не списывать...

По общему убеждению, списывать нехорошо. И тут наши мнения с мнениями наших детей расходятся. Они считают, что хороший товарищ – тот, который дает списать. И самое интересное, что в этих своих рассуждениях они недалеко ушли от истины, если рассматривать эту проблему в контексте школьной дружбы.

Обычный учебный день школьника предполагает пять-шесть уроков в школе. После этого надо готовить домашнее задание по нескольким предметам к завтрашнему дню. Не надо быть особенно проницательным, чтобы понять: и для взрослого человека одиннадцать часов умственного труда, даже с перерывом на обед, практически невозможны. Естественно, наши дети находят выход из сложившейся ситуации, и он очень простой. К шестому-седьмому классу они соображают, что, совершив обмен тетрадями на перемене, можно списать. «Математики» щедро делятся с успевающими по русскому языку, получая взамен за правильно решенные задачи грамотно написанные упражнения. Гораздо сложнее тем, кто не успевает ни по тем, ни по другим предметам. Исследование, проведенное нами в средних классах общеобразовательной школы, показало, что тот, кто не дает списывать, чаще всего и не заступится за слабого, и не одолжит приятелю запасной ручки, ограничась коротким: «Свою надо иметь». То есть получается так, что те, кто не дает списывать, делают это вовсе не по соображениям борьбы за повышение всеобщей успеваемости, а из-за отсутствия чувства товарищества и в силу собственного эгоизма. Эти ученики всегда стоят в стороне от всех прочих. Они одиноки среди бурлящего класса и посвятили себя одной цели – зарабатыванию оценок, у них единственная мысль – быть лучше и казаться умнее на фоне разгильдяев-одноклассников. Они дают списать только физически более сильным соученикам, подкрепляющим свое требование выставленным под нос кулаком. Безусловно, списывать нехорошо, и надо учиться и пытаться разобраться в дисциплинах самостоятельно. Но в том-то и парадокс, что школа – это не только учеба.

Ты мне друг или …?

Разделим условно школьников на типы в зависимости от их успеваемости и взаимоотношений с другими учениками.

«Доставалы»

Это в основном ученики, отстающие по всем предметам. Их постоянное «дай списать» настолько «достает» одноклассников, что просьбы часто остаются без удовлетворения, а дневник отягощается еще одной двойкой за домашнее задание.

«Троечники»

Учатся неважно, чуть лучше, чем первый тип. И поэтому они очень гордятся собой, когда возникает возможность дать списать другому, тем самым демонстрируя свою значимость. Как правило, троечники дают списывать двоечникам, которые усердно переносят их ошибки в свои тетрадки, вовсю сдабривая своими собственными оригинальными идеями.

«50 ґ 50»

Успевают по одному-двум предметам, в основном или гуманитарного, или технического направления. Поэтому охотно дают списать задания своим антиподам – тем, которые нормально ориентируются в каких-то других предметах. Они также могут бескорыстно дать свою тетрадь троечникам и с меньшей охотой «доставалам», не придавая значения оказанной им дружеской услуге.

«Зубрилы»

На переменке, когда все бодро бегут по неотложным делам – кто в буфет, кто на разведку в учительскую, они стоят перед дверью класса и «долбят», «долбят» предметы, то опуская глаза в учебник, то поднимая их в потолок. Трудолюбие в любом случае достойно уважения. Но часто положительные оценки «зубрил» заработаны еще и с помощью многочисленных услуг, беспрестанного заглядывания в глаза учителю и прочих мелких уловок. Класс единодушно не любит таких учеников, дав им прозвища «зубрил». Это те самые, к которым не обратишься за помощью. Заработав свои положительные оценки потом и кровью, они считают, что «до всего надо доходить своим умом». Да и за помощью к ним, как правило, никто не обращается.

«Беспроблемные»

Они так легко скользят по школьной программе, что трудностей в обучении для них не существует вовсе. Они успевают по всем предметам без особых усилий, и потому их не мучает вопрос о том, дать или не дать тетрадь с домашним заданием на растерзание остальным, помочь или не помочь на контрольной соседу. Им нетрудно решить и свой, и чужой вариант. Одноклассники относятся к ним исключительно тепло, расценивая их услуги как чисто дружеские.

«Умники»

Это дети, от природы способные как к наукам, так и к межличностному общению. Как правило, списывать не дают, а объясняют материал на аналогичных примерах. Но если они видят, что одноклассник бесславно пропадает на контрольной и решается его четвертная оценка, если нет времени на объяснения, то первыми приходят на помощь, а уже потом пытаются разъяснить непонятное. Это идеальный вариант. Объясняя учебный материал, они, во-первых, повторяют его и сами, во-вторых, приобретают себе преданных друзей, которые так же выручат их самих в какой-либо ситуации.

«Анатомия» списывания

Если заглянуть в механизм самого списывания, то станет ясно, что это очень непростое занятие, требующее определенного умения, особенно если действо происходит во время урока. Давайте проследим за этапами процесса. Во-первых, списывающий ученик должен «расшифровать» почерк своего соседа. При «расшифровке» развивается знаковая функция, способствующая повышению способности абстрактно мыслить. Во-вторых, он должен полностью оценить ситуацию: увидеть в ней себя и окружающих, следить, чтобы не увидел учитель и чтобы не «выдали» другие ученики. В-третьих, необходимо поставить ученика, у которого он списывает, в такую ситуацию, при которой он бы дал списать, или списать так, чтобы он не заметил. Получается, что для того чтобы «талантливо» списать, ученик должен обладать, как минимум, следующими умениями: способностью абстрактно мыслить; адекватно оценивать жизненные ситуации; обладать коммуникативной компетентностью; способностью быстро адаптироваться к новым условиям. И действительно, разве мы с вами не удивлялись тому, что из наших бывших одноклассников чаще всего более успешными в жизни оказывались вовсе не те, кто закончил школу с золотой медалью, а те, которых мы выше условно назвали «троечники» и «50 ґ 50»? Приобретенные в процессе школьного обучения навыки приспосабливаться и моментально адаптироваться они перенесли во взрослую жизнь.

Обратная сторона медали

Списывание списыванию рознь. Интеллект детей, у которых списывание вошло в привычку, а еще если они списывают бездумно и все предметы подряд, оставляет желать лучшего. Это те, которых мы условно отнесли к категории «доставал». Учителя знают их по письменным работам, по сочинениям, списанным добуквенно, по цитатам из Белинского, выданным за свои, по мыслям из тетрадей отличников, до которых им никогда самим не додуматься... У них «не хватило ума» даже на то, чтобы переставить слова в открыто заимствованном... В третьем классе учительница объяснила, что писать сочинение надо опираясь на литературные произведения, и попросила написать дома сочинение об осени. Денис принес красивым почерком написанный текст, который начинался так: «Унылая пора! Очей очарованье...» Дальше вы знаете и сами. Но Денис и предположить не мог, что Пушкина знают все. И, зачитав «свое» сочинение вслух, гордо ждал заслуженной пятерки. Конечно, он хотел схитрить, но у интеллектуально состоятельных детей и хитрости умные. Еще одна отрицательная сторона хронического списывания – это привычка к иждивенчеству, которая вырастает в негативную личностную черту. Привычка делать что-либо за чужой счет, ничего не давая взамен – как она проявляется в дальнейшей, взрослой жизни?

Они поженились по большой любви, живут вместе уже пятнадцать лет и производят впечатление вполне благополучной семьи. Но ОНА вышла на работу, когда ребенку было восемь месяцев, работает одновременно на двух-трех работах, прилично зарабатывает и смогла на свою зарплату купить машину, дачу, нанять няню для девочки... ОН ездит на ее машине на работу три раза в неделю, зарабатывает ровно столько, сколько надо на бензин и сигареты, и лежит, лежит, лежит... На вопрос жены, почему же он все время находится в горизонтальном положении, вяло отвечает: «Депрессия». А когда жена предложила ему «заняться хоть чем-нибудь умным», ОН вообще бросил работу и поступил в дневную аспирантуру.

Чтобы не хотелось списывать…

Присутствовать рядом со своим ребенком в классе вы не можете, поэтому давайте предпримем заранее шаги к тому, чтобы ребенок разумно подходил к процессу списывания и пользовался им только в необходимых случаях. Отнесемся к проблеме дифференцированно. Тем детям, про которых учитель, со вздохом отложив тетрадь, говорит: «Хорошо, хоть списал», – то есть интеллектуально несостоятельным – списывание полезно, потому что таким образом они хоть немного приобщаются к учебному процессу.

«Доставалам» списывание строго противопоказано. Их интеллект, и так достаточно слабый, без самостоятельной работы вовсе перестанет развиваться.

«Троечникам» иногда списывание показано и пойдет на пользу, так как положительная оценка будет стимулировать их стремление выйти из разряда троечников.

«50ґ 50» – тот тип учащихся, которым обмен информацией поможет не только закрыть неудовлетворительные оценки по неинтересным для них предметам, но и получить о них хоть какие-нибудь сведения, а также сохранить устойчивые хорошие отношения с одноклассниками.

«Зубрилы» иногда должны давать списывать другим, чтобы завоевать авторитет.

«Беспроблемным» стоит иногда задуматься – кому давать списывать, а кому нет. Давать свою тетрадь «на растерзание» без разбора – не равнодушие ли это?

«Умников» учить ничему не надо, у них надо учиться всем остальным. А поскольку списывание – это вариант несамостоятельности, предотвратить этот процесс вы можете, искренне восхищаясь всем, что выполнил ваш ребенок сам. Используйте такие фразы:

    Неужели ты сам это придумал?

    Потрудился на совесть!

    На такое приятно смотреть!

    Видишь, какие у тебя способности?

    Видишь, ты сам справился!

    Сложная работа, но ты ее выполнил отлично!

В начале 2013 года в стране разразился скандал с фальшивыми диссертациями. Говорили о повальном научном плагиате, о том, что все друг у друга списывают, и о том, что это очень плохо. Конечно, плохо. Грозит непредсказуемыми последствиями для страны. Но откуда, как говорится, у проблемы ноги растут?

Причин много, и одна из них та, что списывание – это естественная составляющая учебного процесса в современной школе.

Как обстояло дело в советское время? Конечно, списывали всегда и много, но, главным образом, у более умных учеников. В нашей культурной традиции списывание у одноклассников никогда не считалось позором, а было просто одним из способов решения проблем с отметками на контрольных и с домашними заданиями.

В то же время не дать списать - означало прослыть жлобом, жадиной и чёрствым человеком, который не помогает товарищу в трудную минуту. Моральный облик советского учителя и его профессиональная ответственность, несмотря на всю пафосность этих слов, были очень высоки, и это обеспечивало, в целом, честную сдачу выпускных школьных экзаменов в течение нескольких десятилетий.

Кроме того, было ещё одно важное обстоятельство: ученику можно было поставить «два», оставить его на второй год или выгнать из школы со справкой. К тому же, учебные программы были составлены таким образом, что нормальный ребёнок мог освоить их без посторонней помощи.

В современной школе ситуация коренным образом изменилась.

Во-первых, возросло количество детей, нуждающихся в постоянном списывании, потому что осилить школьную программу хотя бы на устойчивую четвёрку они не могут. Не могут по нескольким причинам: усложнение школьных программ и учебников, снижение общего уровня развития детей и их способности к обучению, низкий уровень профессионализма учителей и повсеместный переход на тестовую систему оценки знаний, при которой очень легко списывать правильные ответы.

Во-вторых, в разы возросли возможности списывания, и ходить на поклон к одноклассникам стало практически не нужно: есть "решебники" и интернет.

И третья, самая главная причина, в том, что сама школа начала активно подталкивать детей к этой противоправной деятельности в таких масштабах, которые и не снились в советской школе, поскольку получение детьми хороших отметок, а не знаний, стало приоритетной задачей нашего образования.

«Опять олимпиада была на шестом уроке. Задолбали этими олимпиадами. Да не знаю я, какая, мы деньги на неё в начале года сдавали. Я хотел уйти, а историчка говорит – уйдёшь, четвёрки в четверти не жди. Не помню, какие вопросы. Она, как всегда, ушла из класса. Девчонки сразу в интернет, чего-то там написали, а мне пофиг…В общем, она нам олимпиаду на дом дописывать дала. И я слышал, как учителя говорили, что нам эти олимпиады ни за что честно не сделать, а им бонусы за хорошие результаты зачисляют.»

«У дочки учебник математики Петерсона. Кошмар какой-то…Теория множеств в третьем классе…Весь вечер сидела, сама ничего не понимаю. Всех знакомых обзвонила, кое-как сделали. Дочка-то уж давно спать легла. Всё время так. Ничего ребёнок не понимает. Все задания ей делаю. Получается, она всё списывает…На собрании говорили, что у всех так. Я вот не помню, чтобы мать со мной за математикой сидела…»

«Учительница по МХК попросила меня сделать олимпиаду. У нас все отказались, а мне неудобно. Ей же надо результаты куда-то сдавать. Ну, я взяла её на дом, а столько уроков задали, и вообще я там ничего не знаю. Я попросила маму сделать. Она в интернете посидела и только на половину вопросов ответы нашла. Я сдала, и мне пять поставили.»

«Ничего, я доклад завтра сделаю, исправлю четвертную. Как доклад буду делать? Как обычно: скачаю, распечатаю и прочитаю перед классом. А что, у нас так всегда: кто хочет отметку получить - доклад делает. Да, иногда весь урок так по очереди и читаем. Обсуждение? Нет… Да все своими делами занимаются….»

«У нас девочки такие ловкие. Представляете, русичка диктует нам изложение, а они сразу по первым словам забивают в поисковик, и текст выскакивает. Потом пишут спокойно. Вообще всё списывают из интернета.»

«У нас всю домашку по английскому из решебника списывают. Я обычно специально что-нибудь там изменю, ну, чтобы не так гладко было. А другие прямо так и переписывают. А на тесте учитель всегда из класса уходит или сидит, делает вид, что не видит, как все переговариваются и в переводчик забивают.»

«У нас француженку заставили пробный ЕГЭ провести. А мы ж ничего не знаем…да кому этот французский долбаный нужен? Она ж сама говорила, что мы за десять лет читать не научились…ну, она сама всё сделала и принесла нам списать…»

«Вчера билеты по литературе готовил…у нас зачёт в конце года. Как писал? Скачал чего-то там из сети. Да не помню, я и не читал толком…»

К слову сказать, никто из детей давно не пишет сам никакие работы по гуманитарным предметам. Это раньше, например, доклад, как вид письменной работы, имел какой-то смысл в процессе обучения. Нужно было искать материал, читать разные источники информации, всё это осмысливать и пересказывать своими словами. Темы давались заранее, назначалась дата доклада, и докладчик обычно рассказывал свой материал, а не читал его впервые в своей жизни. После доклада следовало обсуждение вопроса, и проводилась дискуссия по теме.

Как всегда, наша страна держится на энтузиастах своего дела.

«Биологичка – это что-то! Завела специальный поднос для мобильных телефонов. Как тест, сразу с подносом всех обходит, ну, чтоб мобильники на него клали. Конечно, прятать пытались. Она так на них орала…Весь тест сидит и в упор на нас смотрит. Я на четыре написала, сама не знаю как.»

ГИА и ЕГЭ

Контрольные, тесты, домашние задания и школьные олимпиады – это всё ягодки по сравнению с масштабами бедствия на ГИА и ЕГЭ.

Владимир Гордин (доктор физ.мат. наук, профессор ВШЭ):

«Организаторы и вдохновители ЕГЭ в качестве основного бонуса обещали искоренить подлоги при поступлении в вузы и обеспечить социальный лифт для талантливой, но бедной молодежи (дорогу Ломоносовым!). Цели замечательные, но сейчас, по прошествии многих лет, констатируем: цели не достигнуты. Те, кто проводит экзамены, от Москвы до самых до окраин, попустительствуют списыванию и использованию мобильников.

Состоятельные люди теперь могут, например, пригласить суфлера, диктующего правильные ответы, приехать на Северный Кавказ - поближе к дому, где сдает ЕГЭ опекаемый ребенок, - чтобы не было проблем со связью. Особо громкие вопли общественности в последние годы вызывали безграмотные «стобалльники». Путь к успокоению крикливой общественности был найден простой: в одной из гордых автономных республик, например, было централизованно указано: ставить не более 85 баллов. И волки сыты (примут гордое дите с 85 почти везде), и овцы целы (не к чему придраться - если не вникать в существо дела).

Имея в руках такой точный механизм выставления баллов, такой резиновый метр, можно достигнуть удивительных высот в науке и образовании.

Никто из руководивших проведением в России ЕГЭ не взял на себя труд объяснить, почему при проведении тестирования среди первокурсников по математике результаты тестирования разительно хуже тех потрясающих баллов, которые написаны в документах абитуриентов о сдаче ЕГЭ?»

Что такое 85 баллов по ЕГЭ? Это очень хороший результат трудолюбивого, мотивированного и ответственного ребёнка, который упорно занимался в течение нескольких лет в школе и с репетиторами.

Например, в Москве, где ЕГЭ сдают относительно честно, и списывание не носит такого массового характера, как в целом по стране, трудно найти одиннадцатиклассника, который бы не занимался с одним или двумя репетиторами в течение хотя бы последних двух лет перед окончанием школы.

Говорят школьники и их родители:

«У нас там все дети и сдают ЕГЭ. А что же, их за сто километров повезут куда-то? У нас одна крупная школа на район. Да, все с мобильниками сдают…а как иначе? Это ж нереально сдать. Договариваются заранее, кому будут звонить, и человек ждёт на телефоне. Нет, в туалет не надо выходить, прямо в классе и звонят. Ну, кто против-то будет? Мы все друг друга знаем… что ж, нашим детям на бюджете не учиться?» (Орловская область)

«Я списывал на ЕГЭ по обществознании. Достал телефон и вышел в интернет. Прямо в классе. Да, много чего нашёл. Не всё, правда, на 71 балл написал.» (Москва, 2012г)

«Я не списывала, было очень строго, но несколько человек видела. Они в туалет всё время выходили, и я слышала, как по мобильнику разговаривали.» (Москва)

Если на сдачу ЕГЭ общество и государство как-то обращают внимание, кого-то наказывают, какие-то результаты аннулируют и вообще много пишут об этом, то с ГИА ситуация совсем тупиковая. Списывание там носит совершенно тотальный характер. Теоретически результаты ГИА должны учитываться при зачислении в десятый класс школы и в профессиональные училища и колледжи. Очевидно, что это будет иметь смысл лишь при наличии большого числа желающих там учиться. Но на практике и это условие не работает. Например, в этом году в одном транспортном колледже в Москве, где при поступлении наблюдается некоторый конкурс, родителей заверили, что все те, кто оплатил обучение на их подготовительных курсах, поступят, и неважно, какие результаты ГИА или экзаменов они туда принесут.

Если на ГИА по какому-то предмету получена двойка, то школьный аттестат об окончании девяти классов выдан не будет. Но, с другой стороны, у нас нельзя оставлять неуспевающих на второй год и обязательно девятилетнее образование для всех детей.

На поступление в вуз результаты ГИА никак не влияют, поэтому ни общественного контроля, ни государственного внимания к этому экзамену нет. Здесь всё зависит от школы и порядочности педагогического коллектива. Сильная школа (гимназия, лицей и т.д.), в которой мотивированные дети из культурных и образованных семей старательно учились все девять лет, сдаёт ГИА честно. И детей к этому готовит.

В обычных школах, где много детей из маргинальных слоёв общества, которые за девять лет обучения научились только писать и читать, ситуация совсем другая: шансов сдать ГИА по русскому и математике (эти экзамены обязательны именно в форме ГИА) хотя бы "на три" честным путём, у них нет.

Эту проблему школы решают по-разному. Если помощь детям на экзамене организовать легко и просто, как, например, в сельских школах и отдалённых районах, где и наблюдатели и дети давно знакомы между собой, то и беспокоится нечего. Но, например, в Москве, где слишком открыто всё делать «некомильфо» поступают иначе: договариваются в РОНО, используя свои личные связи, о сдаче ГИА некоторыми детьми по билетам в родной школе своим учителям.

Говорят школьники и их родители:

«У нас в прошлом году из девятого класса выпускалось пять человек. Шансов сдать ГИА по русскому у них не было никаких. Накануне в сети уже были варианты заданий. Русичка всю ночь сидела, чтобы найти и сделать заранее. Поехали сдавать в районную школу. Всё им там дали полностью списать на четыре.» (Сельская школа в Рязанской области)

«У нас в этом году выпускаются два девятых: один лицейский и один обычный. Так вот, этот обычный вообще ГИА не будет сдавать. Пока РОНО разрешает. Но это не афишируется, естественно. Ни по какому предмету. Будут как обычно: по билетам. Страницу как-нибудь выучат… выпустить же их надо.» (Москва)

«Мы всегда наблюдателей на ГИА приглашаем чайку попить, чтобы все наши "отличники" свои проблемы успели решить. А в прошлом году такая история была… Пришла женщина-наблюдатель. Такая милая, детей поздравила, удачи им пожелала и ни на секунду из класса не вышла. Как мы её не зазывали, ни в какую…Потом спросили, оказалось, что она учитель музыки.»

«Мой сын три года назад сдавал ГИА. Мы такие столы им накрывали! Кому? Наблюдателям и нашим учителям. Но детям всё дали списать. Полностью. Всему классу.»

«Нам говорили на собрании, чтобы мы не волновались, потому что ГИА все сдадут обязательно и подробно рассказывали, как будут давать списывать…» (Москва)

Справедливости ради скажем, что в этом году в Москве ГИА по некоторым предметам дети будут сдавать не в своих родных школах.

«Юрий Деточкин, конечно, виноват, но он… не виноват». Примерно такая же ситуация складывается у наших учителей. От них требуют хорошие результаты там, где их иногда по определению невозможно получить.

Даже прекрасно работающий учитель вынужден идти на какие-то сомнительные действия, потому что за двойку на ГИА достанется всей школе.

Почему в советское время можно было быть двоечником и выпуститься из школы со справкой, а теперь нельзя? Кому нужны все эти липовые результаты? Почему у нас во всём так важна красивая видимость? Почему у нас списывание на государственных экзаменах не постыдный элемент в биографии, а, наоборот, доказательство умения жить?

Владимир Гордин:

«…Никакого счастья двойка или второгодник школе не приносили, но иногда такие решения принимались. В интересах дела. Не смог научиться писать палочки за один год - будешь учиться два. Борьба за рост показателей успеваемости привела к тому, что эти опции на деле строго запрещены. Они не выгодны ни министерству, ни РОНО, ни учителю. А уж выгодой поступиться ради пользы дела не готов никто.

Поэтому учитель, краснея или уже и не краснея, выводит тройки и переводит олуха в следующий класс. И об этом вранье знают все. От директора до первоклассника. А одна ложь тянет за собой другую, третью… Сгнивают честь и профессионализм учителя.

Эта ложь разъедает нравственность общества. Жулики, подлецы и убийцы проходят через наши школы. И школа должна принять на себя часть ответственности за весь этот человеческий брак.»

Да, дети всё видят и понимают, что не списывать и получать честный, но худший, чем возможно, результат просто глупо.

Владимир Михайлович Филиппов, председатель Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ, выступая на Эхе Москвы:

«Я помню, со мной на ТВ выступал наш выпускник певец Пьер Нарцисс. И он говорил, что в Камеруне у них действует аналог ЕГЭ, но если на экзамене поймают кого-то, кто списывает, у них по национальному ТВ позорят всю его семью….

Когда я был с рядом ректоров в 2003 в Египте в Хелуанском университете, мы спросили, почему у них ЕГЭ действует примерно 30 лет, и не было скандалов. Дело в том, сказали, что Египет - мусульманская страна, за попытку вмешательства в ЕГЭ срок тюрьмы от 25 лет и выше. Считается, что это развращение молодежи.»

В Камеруне стыдно, а у нас в порядке вещей. В Египте понимают, что это развращение молодёжи, а у нас, наоборот, приучают детей к мысли о том, что хороший результат зависит совсем не от труда, потраченного на его получение. Казалось бы, поставьте глушилки мобильной связи на экзаменах ЕГЭ, и вопрос будет решён: подсказать на отличный результат будет просто некому, ведь наблюдатели – учителя не по сдаваемому предмету и при всём желании подсказать они не смогут.

Так почему же так не делают? Наверно, потому, что страна может содрогнуться от результатов таких экзаменов, и у детей, которым родители не оплачивали репетиторов, не будет шансов поступить на бюджет. А так как проблем у нас и так предостаточно, то и позориться ещё раз на весь мир ни к чему.

К тому же, недавно выступая на радиостанции Эхо Москвы, Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ заявил, что ЕГЭ дает сегодня вполне адекватную оценку знаний выпускников школ. Ну, начальству, конечно, виднее.

Использованные материалы:
http://expert.ru/2013/02/8/vrane-i-shkola/
http://www.echo.msk.ru/programs/assembly/1016820-echo/ (Выступление Гордина на Эхе Москвы)
http://www.echo.msk.ru/programs/kulshok/1011318-echo/ (Выступление Филиппова на Эхе Москвы)

25/03/03, Гюнтер
Мне эта проблема знакома с другой стороны. Я всю жизнь был тем, у кого списывали. С первого класса - и до 5-го курса. И у меня никогда не хватало силы воли отказать и послать подальше. Так что я уважаю тех, кто списывать не даёт. Нафик, надо жить своим умом, а не чужим. Хотя сам я, повторю, не отказывал, когда списывали у меня. Эта отзывчивость не раз меня подводила.

26/06/08, Acid Jump
Правильно делают, не фиг помогать всяким тупарям, которые думать не хотят и не умеют. Вот у меня и в школе, и в институте всё время просили списать, а я старался как можно чаще отказывать:) А в честь чего я должен помогать олигофренам, которые мало того что не понимают очевидного, так ещё и просто не учатся, не занимаются учёбой, тратят своё свободное время на всякую фигню? Я никому ничего не должен. Не можешь учиться - не учись, иди в ПТУ или на рынок продавцом, охранником каким-нибудь. Просто чрезвычайно бесили люди, которые за мои (!) знания хотели получать высокие оценки. Я ещё могу понять, если человек просит ему что-то на пальцах объяснить: какую-то тему, какое-то задание и т.п., - а вот на фразочку "Дай списать!" мне всегда хотелось ответить матом.

26/06/08, Зуй Могила
А мне еще со школьной скамьи было посрать, что меня посчитают жлобом, эгоистом и отщепенцем, если я не дам кому-то списать, но дело в том, что моя доброта и жалость к даунам всегда превозмогала мою холодную волю и разум, поэтому время то времени я всё же помогал одноклассникам решать контрольные, хоть и без особого желания. И очень жаль, что у меня перестали просить "руку помощи" так поздно- только на первом курсе в универе- я тогда на пересдаче экзамена по мат. анализу намеренно (из вредности) решил неправильно примитивный табличный дифференциал корня третьей степени одному полудурку из параллельной группы и из-за этого он не получил допуск к экзамену и обиделся, чему я был крайне рад:) В топку взаимовыручку- человек человеку волк!

26/06/08, Старый Мастер
Потому что списывание не поможет сделать шаг вперёд. Ну ладно, сейчас ты списал, получил свою цифирку-отметку, ходишь довольный собой, хотя сам-то ничего не сделал, а просто тупо списал! И забыл то, что списал, ибо, как показывает мой опыт, те, кто списывает, надеются на результат столь же моментальный, как и само списывание. Они ещё, бывает, злятся, говорят, что, мол, вот я тебе припомню... Припоминай, но это "припомню" не покажет знаний никаких, а только очередную тупость. Мол, я ему морду набью и стану великим Знайкой))). Как бы не так! От кулачных боёв да "припоминаний" озлобившихся лентяев, кому списать не дали, толку не будет никакого. На зло есть противодействие - ещё большее зло, но не всегда силой. У кого её недостаточно, тот может взять хитростью. Советую по этому поводу прочесть сказку "Хитрый Пётр" - в ней всё это ясно показано.

29/06/08, Somanka
Я даю списывать, но чаще всего без всякого удовольствия. Когда помощь взаимна, т.е. этот человек при возможности всегда приходит тебе на помощь, то я даже сама стремлюсь ему помогать. Но когда ты прилежно все учишь, а какой-нибудь двоечник с завидной регулярностью внаглую с тебя все скатывает и при этом даже забывает поблагодарить, то все это вызывает большое раздражение. Мне сложно противиться чьей-то просьбе, поэтому всегда немного завидовала тем, кто умеет твердо сказать "нет". Иногда это правильно, а то ведь и вовсе на шею сядут. Разве что я никогда не давала списывать на вступительных экзаменах и олимпиадах.

02/07/08, MEI
Помоему не давать списывать, это очень правильно... ты стараешься, а какой-нибудь двоечник берет и списывает и получает хорошие оценки, при этом не прикладывая никаких сил. Нельзя давать списывать ни в коем случае, и никогда... Самим надо учиться, ани надеяться на то, что кто-нибудь подставит Вам тетрадку и Вы скатаете всё до последней буквы, уважаю тех кто не даёт это делать и у кого есть сила воли для этого.

03/07/08, Страйфи
Я хорошо учусь и считаю, что на я ничего никому не обязан давать списывать и помогать во время контрольных работ. Время на контрольную работу дается ограниченное и не стоит его тратить на своих друзей пока сам полностью ее не выполнил.

03/07/08, Jane YA
Потому что я уже давным-давно окончила все возможные учебные заведения. А так, я всегда нормально училась и сама никому не давала списывать, но моя репутация никогда не портилась от этого и меня всегда любили и уважали. Воть.

04/07/08, JOLY
Я не могу сказать люблю или не люблю. Списывали почти всегда у меня. Списывали да и списывали мне не жалко было. НО! Только в том случае если это не трудная контрольная, а тебя просто со всех 4 сторон тормошат, ноют, уговаривают или на фразу "подожди, дай хоть самому написать!" через каждых 5 минут спрашивают "ну что-скоро там? Да и знаете есть люди которые реально не шарят, ну не доходят у них мозги и всё тут, а есть ведь такие которые всё прекрасно могут, но не хотят. Пойти потусить вечером куда заманчевей, чем чего-то там учить. Так вот таким я отказывала сразу и почти всегда, особенно на просьбы дать конспект. Аж противно становиться, когда тебе говорят типа "ты идёшь завтра на первую пару, да? ну дашь потом списаать!"

04/07/08, Страйфи
Эти люди НЕ ЛОХИ!!! Сейчас обьясню, почему я так думаю. Приведу пример из своей личной жизни. Я целый год помагал всей группе на контрольных работах,давал списывать домашние задания, а в итоге я не попал на бютжет. Меня обогнали 2 девчонки. И теперь я заново должен сдавать екзамен по алгебре, но бал должен быть уже выше.

04/07/08, Ravenheart
Сама к таким отношусь. Почему я должна давать списывать тем, к кому чувствую сильную антипатию? Почему я должна получать оценки ниже, чем они? Я очень искренне радуюсь, когда моим одноклассникам ставят двойки, хотя они самые умные да и вообще суперские "личности" на Земле. Пускай дальше себе гуляют и пьют, я лучше просижу весь день над книгами, чем получу двойку на контрольной, ведь от неё может зависеть вся моя жизнь!

04/07/08, МухО
Я и сам стараюсь не давать списывать. Особенно таким ***** которые сами нифига не учат. Но самое тупое это когда тебя просят решить другой вариант... и главное чтоб я сначала им решил)Но если чел совсем начинает бесить можно специально запалить его)))) Так-что учитесь сами)

07/07/08, КираЯ
А почему собственно многие считают, что им обязаны дать списать! Я понимаю, когда реальный "затор" в мозгах, но не все же подряд перекатывать. Считаю, что те, кто списывает, просто воруют интеллектуальный труд другого человека!

30/01/10, Rabies
Немного противоречивая тема, но не отписаться не могу =) Я сама не даю списывать. Я учусь хорошо, но даю списывать тем, кто может дать списать мне, хотя бы теоретически и в будущем. Я не собираюсь отдавать свои знания идиоту, который ничего не делает и не старается учится, но хочет получить нормальную оценку. В нашей группе есть и те, и другие. Первым - кто может учиться - я помогаю. Вторые - пусть хоть сколько барабанят мне в спину или шипят потом - не могу дать списать. Я потом себя буду укорять за это. А про дружный класс, в котором взаимовыручка спасает всех - у меня не было такого коллектива. Максимум, мы менялись знаниями и шпаргалками с несколькими людьми... Но, думаю. меня за такую непомощь двоечникам ненавидят меньше, чем другого нашего отличника (дело было еще в школе), который знал всё, но не хотел помогать вообще никому. И, чтобы не помогать, он делал вид, что перепроверяет своё)) И, да, я тупой сноб, циник, расчетливая сволочь и т.д., можете меня загнобить =))

29/08/10, Люблю rain
Я даю списывать,но когда настроение хорошее и смотря кому.Лучше жить своими мозгами и своим умом,ну раз не подготовился,хоть шпоры заготовь!Вот реально достает,когда ты раз подсказал,а тебя достают по тыщу раз.Может еще курсовую/контрольную за него написать?

11/01/11, YukiEiri
Я за то чтобы не давать списывать. Вот только не всегда легко отказать, а если все-таки откажешь скажут, что жлоб или что-нибудь подобное. Меня это просто вымораживает! Сидишь над этими уроками, делаешь их, делаешь, а потом какой-нибудь придурок просит списать (хотя я уверенна, сам мог бы и сделать)! пусть сами учатся! Не фиг списывать!

02/02/11, Gypsygirl
не надо давать списывать) всю жизнь списывают, а потом ходит толпа недоучек с дипломами.

02/02/11, girl777
ненавижу всяких тупиц которые просят списывать! но я никогда не отказываю. силы воли не хватает. но иногда столько всего хочется сказать. а люди которые и мне в чем то помогают им я с удовольствием даю списывать. знаю что они тоже могут мне помочь. с 1 класса и по сей день. т.е 3 курс все у меня списывают. как то дала контрольную списать нескольким они получили 5 ки за экзамен! а я 4! так обидно было! несправедливо! мир несправедлив. никогда не давайте списывать собирайтесь силами и отказ! пусть сами учат, думают. почему мы должны это делать за них?

02/02/11, girl777
и если ты не даешь списывать это не значит что ты жлоб жадина! такое могут подумать только те кто получил отказ!!

06/01/12, Mortoro
Согласен полностью с предыдущей пользоватьельницей. Если этот человек действительно является твоим другом, то почему бы и нет? Но почему я должен "обслуживать" всяких уродов, которым я нужен только лишь в определённый момент, а уже после контрольной, отношение ко мне изменится в другую сторону?

25/01/13, Anyta Budnik
Я против тех то дает списывать, хотя сама такая. просто друзья так жалобно смотрят... я просто не могу говорит нет...я докатилась до того, что мною просто пользуются... я делаю людям контурные карты, пишу что-то, забочусь о чьих-то оценках21 Я понимаю что мною пользуются, но ничего не могу поделать...И даже не дело в том что не умею говорить нет, а в том что все ко мне лузут, ведь если не даш, они задолбят, вынесут мозги... для меня школа это испытание, потому что со мной идит человек с интелектов 6 летнего ребёнка который спрашивает у меня всякие тупые вещи...не давайте списывать! я сейчас тоже к этому иду, и ладно бы тебе в ответ с чем-то помогала,Ю а то фиг, ладно с уроками не могут, тупые, ну а помимо уроков? у них не тникакой благодарности! А те кто считает что нужно давать списывать, скорее всего сами пользуются знаниями других! Почему кто-о должен ночами дома сидеть, учить, а кто-то может сидеть в инете, гулять или смотреть телек, а потом чудненько скатать у другого???

30/07/13, Король Юрий Первый
Они бывают разные.Первое-не дают списывать тем,кто в состоянии сделать это задание.Как будто головы нету,чтобы сделать конспект,а не списывать чужой,или перевести несколько иностранных слов(словари есть на это). Правильно делают,хотя некоторые ноют,чтобы дали списать,приходится уступать,если не понимают.Второе-те кто знает предмет на отлично,и не дает списать,тем кто плохо знает.Это уже жмоты

18/11/13, Jibberish
Отличные ребята. Не факт, что их потом не отметелят втемную, но отличные ребята. Списывать можно, конечно, если хочешь остаться по жизни с одной извилиной мозга, соединяющей уши между собой.

18/11/13, Fantom470
Если человек списывает, значит, он психически нездоров и его следует изолировать от общества. Списывание - синоним плагиата, поэтому в нормальном цивилизованном обществе оно презирается.

09/02/15, hater18
Потому что у таких людей действительно есть сила воли. Сказать "нет" в такой ситуации довольно сложно, сама не раз с таким сталкивалась.. Просто выбешивают люди, просящие списать, хочется высказать всю грязь им в лицо, ибо какого фига я должна давать тебе списывать? ты что, мой очень хороший друг? Или я могу ждать помощи от тебя, когда мне это потребуется? Если на эти 2 вопроса ответ отрицательный - то иди лесом! Своя голова на плечах для чего? Это же в какой безысходности от тупизма можно быть, чтобы пойти унижаться и просить дать списать? Я раньше давала списывать, но с большим неудовольствием, отвращением и кучей матов в голове. Только очень хорошим друзьям могу дать списать просто так, с удовольствием. Но этим тупоголовым шмарам, которые вместо того, чтобы учить, пинают х*йцы, не дам ничего. С этого момента я ни одной попрошайке не дам списать. Нет, я не эгоистка и не жлоб. Я...хотя нет, именно такой я и являюсь и не капли не жалею об этом! Все сказала.

19/06/15, MilaNika666
Давала списывать, помогала, помогала, а в итоге у всех 5, у меня 4. как так можно?

22/09/15, Joyce S Joyce
Помнится в школе, я была отличницей. И бывало, что некоторые одноклассники просили списать. Иногда делилась, но большого желания не было. Может быть я не самый добрый человек, но я не считаю, что какой-то человек должен делиться своим трудом. Более того - тем самым он потворствует тому, чтобы другой человек не учился и не становился умнее.