Модель выпускника современной школы. Современный выпускник: какой он

Для определения национально-ориентированного компонента в содержании общего среднего образования существенное значение имеет научное осмысление педагогического проектирования личности, что становится заметным явлением в образовательной деятельности на современном этапе. В оценке В. М. Коротова проблема прогнозирования - изначально педагогическая. В свое время К. Д. Ушинский дал ей толкование в работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» , большое внимание характеристике личности гражданина, труженика, семьянина уделял В. А. Сухомлинский . В. М. Коротов разработал проект программы формирования личности российского школьника, наделенного главнейшими социальными ролями. В его теории воспитание раскрывается как системно-ориентированный процесс человековедения, продуктом которого является личность, готовая и способная выполнить целостную систему социальных ролей: семьянина - чтит мать и отца, бабушек и дедушек, заботится о них и о других членах семьи; участвует в ведении домашнего хозяйства, во все возрастающем объеме обслуживает себя; рассматривает семью как одну из высших человеческих ценностей; сознательно готовит себя к созданию собственной семьи и воспитанию своих детей в духе профессиональных традиций и идеалов своего народа; хранит память о предках, стремится быть похожим на них; ученика -- умеет и любит учиться; в совершенстве владеет родным языком; хорошо и много читает; понимает, что учиться придется всю жизнь и поэтому овладевает приемами самообразования; уважительно относится к своим учителям; стремится получить среднее и высшее образование; овладевает диалектической логикой, культурой мышления; труженика - видит в труде свой долг, источник благополучия семьи и процветания России; овладевает разными профессиями, повышает квалификацию, оттачивает мастерство; участвует в техническом творчестве и сельскохозяйственном опытничестве; дисциплинирован, умелый организатор, умеет работать в коллективе, оказывает помощь товарищам, участвует в труде семьи, самообслуживании, других школьных делах и благоустройстве микрорайона; стремится к рационализации труда и повышению технологической культуры; инициативен и предприимчив, постоянно пополняет экономические знания; овладевает навыками работы с компьютером; гражданина - патриот, интернационалист, гуманист, борец за процветающую демократическую Россию; знает и соблюдает законы и правила общежития; активно участвует в школьном самоуправлении, в общественно-политической жизни страны; бережет природу, личное и общественное имущество; терпим к инакомыслию; хорошо знает историю России и родного края; повышает свою политическую и общую культуру; ценителя и творца прекрасного - хорошо знает фольклор и достижения художественного творчества; создает и пополняет личную библиотеку; вырабатывает у себя потребность общения с прекрасным; овладевает основами мировой культуры, хорошо разбирается в искусстве; хорошо рисует; разбирается в классической и современной музыке; посещает театры и музеи, сочетает туризм с краеведением; приверженца здорового образа жизни - заботится о своей безопасности и безопасности окружающих людей; привычно соблюдает правила дорожного движения, техники безопасности, а также пользования бытовыми приборами; сознательно относится к своему здоровью и здоровью близких людей как к главному богатству; опрятен, соблюдает правила личной гигиены; воздержан в пище; занимается закаливанием и физическими упражнениями; вырабатывает у себя сопротивление вредным привычкам, умеет оказать первую помощь пострадавшему .

Указанные параметры удачно связывают проектируемую личность с началами этнопедагогики, с русскими семейными традициями, с патриархальным укладом жизни, но, на наш взгляд, в связи с высоким и объемным уровнем требований, предъявляемых к выпускнику школы, перспектива достижения данного образа мало вероятна. Концепция ролевого предназначения человека весьма перспективна, поскольку стремится воплотить идеал формирования личности гражданина, будущего труженика, представителя династического рода, семьянина, общественного деятеля, продолжателя лучших традиций своего народа и Отечества, сторонника здорового образа жизни, ценителя прекрасного в окружающем мире. По такому пути идут многие современные школы, удачно реализующие принципы этнопедагогики и внедряющие национально-ориентированные курсы в содержание общего среднего образования. Определенный исследовательский опыт, значимый для истолкований данной проблемы, накоплен педагогами современных русских школ Гатчины, Иванова, Костромы, Москвы, Орла, Пензы, Ростова, Тобольска и других городов, педагогами Вологодской области. Образовательное пространство Вологодской области имеет отличительные особенности, связанные с природной средой, этносом, своеобразием экологического, исторического и культурного развития, народными традициями, диалогом с другими регионами страны и международным сообществом.

При проектировании образа выпускника, определении требований к уровню развития духовно-нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой, физической сторон культуры личности школьника и механизма педагогического воздействия нами взят за основу принцип природосообразности, учитывающий взаимозависимость происходящих психических процессов в личности ребенка соответственно его возрасту и основным видам педагогического воздействия. В связи с этим рассмотрены теоретические идеи личностно-ориентированного подхода к воспитанию школьников. Интересно представлена схематичная картина целостно-доминантного подхода к программе воспитания ребенка группой авторов в работе «Воспитание детей в школе» под редакцией Н. Е. Щурковой . По мнению авторов, цель воспитания - личность, способная строить жизнь, достойную человека. На наш взгляд, подобный подход к решению главных задач в воспитании приемлем и результативен. Мы считаем, что ребенок, чтобы стать личностью, должен пройти путь от восприятия (на начальной ступени обучения) до потребности действия (на старшей ступени). Схематично это может выглядеть так:

Взаимозависимость происходящих психических процессов в личности ребенка соответственно его возрасту и основным механизмам педагогического воздействия на него отражено в следующей схеме:


Требования к уровню развития духовно-нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой, физической сторон культуры личности школьника на каждой возрастной ступени, соответственно его возрастным особенностям, отражены в следующих таблицах:

Духовно-нравственная

Познавательная, уметавшая

Коммуникативная

Эстегическая

Трудовая

Физическая

Начальная школа

Обладание такими качествами, как любовь к матери, семье, дому, своей Родине; доброта, внимание к окружающим людям, честность, отзывчивость, уважительное отношение к представителям других наций и народностей

Знания, умения, навыки, соответствующие психолого физиологической характеристике конкретного ученика и требованиям учебных стандартов; познавательный интерес к окружающему миру, истории и культуре своей Родины

Умение слушать и слышать других, умение устанавливать контакты со взрослыми, понимание ценности дружбы со сверстниками; умение управлять своим поведением и чувствами, владение основными навыками этикета; соотнесение своих поступков с этническими, социально-ценностными нормами

Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, стремление беречь. защищать природу. Приобщение к миру искусства края, знание творчества родных поэтов, писателей, художников

Желание участвовать в трудовых делах класса, оказывать помощь близким и незнакомым людям. Самообслуживание, Наличие коллективистских начал, стремление к взаимопомощи

Желание укреплять свое здоровье, привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями, соблюдение правил личиной гигиены. Знание народных игр и умение их организовать

Основная школа

Осознанная любовь к родному дому, матери, семье, близким, чуткость, тактичность, уважение к своей родине России, Осмысление понятий: честь. долг, целеустремленность, ответственность, гражданственность. Социальная активность. Нравственная убежденность

Знания, умения, навыки, соответствующие личностным потребностям конкретного школьника и образовательному стандарту, в том числе, знания о России и регионе, знания широкого спектра профессиональной деятельности человека, знание своих психофизических особенностей. Стремление к расширению кругозора. Культура мышления, в том числе и языковая

Умение критически осмысливать свои поступки, анализировать взаимоотношения со своими сверстниками и взрослыми, умение идти на компромисс. Управление своим поведением. Способность поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в жизненных ситуациях

Потребность в посещении театров, выставок, концертов, чтении классической литературы, умение проникать во внутренний мир художественного произведения, понимать его духовную сущность. Стремление строить свою жизнь по законам гармонии и красоты

Умение работать в коллективе, участие в школьных делах, благоустройстве микрорайона. Бережное отношение к школьному и иному имуществу, умение применять трудовые знания на практике, проявление инициативы, творчества при выполнении работы. Сформированность чувства долга, ответственности. Способность к адекватной самооценке своих способностей и возможностей

Осознанная потребность укрепления своего здоровья, выполнение правил здорового образа жизни, внимание к здоровью окружающих, знание основ народной медицины, желание заниматься в различных спортивных секциях

Средняя школа

Осознанная гражданская позиция. Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Человеческое достоинство. Потребность делать добро. Гуманистическое отношение к другим народам и человечеству. Способность к рефлексии Преобладание духовно-нравственных приоритетов над материальными

Знания, умения, навыки. соответствующие образовательному стандарту школы третьей ступени. личным запросам и потребностям Развитый интеллект, культура ума. научное миропонимание. творческое мышление. Сформированность мотивов и познавательных интересов, потребность в продолжении образования, самообразования

Умение выполнять роль в коллективе, адекватную складывающейся ситуации. Умение устанавливать контакты, уважать иные вкусы, обычаи. привычки. Высокая социальная адаптированность

Умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты. Потребность вносить прекрасное в учебную, трудовую, досуговую деятельность, в отношения с окружающими людьми. Овладение основами мировой культуры, знание достижений художественного творчества России

Осмысленное и осознанное профессиональное самоопределение, готовность к трудовой деятельности и самореализации в обществе, способность к конструктивной, научной организации труда, критичность, оптимизм, мобильность

Готовность вести здоровый, физически активный образ жизни, сознательное отношение к своему здоровью, забота о здоровье окружающих, умение использовать в жизни русские традиции здоровья. Стремление к достижению личных спортивных результатов

Наиболее обобщенно образы выпускников начальной и средней школы сформулированы следующим образом: Образ выпускника начальной школы - «Выпускник начальной школы обладает лучшими качествами русского человека, такими, как любовь к Родине, доброта, внимание к окружающим людям, честность, отзывчивость, трудолюбие, уважительное отношение к старшим. Активно участвует в жизни класса и школы, умеет организовать свое время управляет своим поведением и чувствами, заботится об укреплении своего здоровья. Проявляет познавательный интерес к окружающему миру истории, культуре своей Родины, обладает связной, свободной правильной речью, знания, умения и навыки соответствуют требованиям учебных стандартов». Образ выпускника средней школы - «Человек, преданный России, деятельный патриот, оберегающий и охраняющий свою Родину, ее историю и культуру, соединивший в своем сознании идею личного блага с благом государственным.

Духовно богатая, творческая, свободная личность обладающая лучшими чертами русского характера, стремящаяся к физическому и нравственному совершенству. Человек образованный, обладающий культурой ума, готовый к самообразованию, самоопределению и самореализации во взрослой жизни». Формирование личности не является следствием лишь школьного обучения и воспитания, оно зависит от генетических предпосылок и воздействия дошкольного времени, воспитания в семье, «давления» окружающих, произвольного и непроизвольного влияния средств массовой информации, а также самовоспитания, стимулируемого появлением у человека определенного плана на будущее, известного жизненного идеала, чему школа должна всемерно способствовать.

Таким образом, модель выпускника рассматривается как стандарт, соединивший представления педагогов, учащихся и родителей о наиболее значимых качествах человека, как основные критерии для отслеживания всей экспериментальной деятельности. Рассматривая модель как своеобразный образовательный стандарт, мы обращаемся к критериям, позволяющим осуществить анализ и замеры качества личности выпускника, устанавливаем характеристики, необходимые и достаточные для того, чтобы «явление функционировало и развивалось по определенному типу, то есть находилось на уровне "качественной определенности"». При многообразии условий, определяющих содержание общего среднего образования, в структуре модели выпускника находит выражение и национально-ориентированный компонент содержания образования. В методологическом аспекте модель выпускника школы есть совокупность концептуальных положений, фиксирующих цели моделирования, систему основных понятий. В собственно педагогическом измерении модель характеризует основные этапы и продукты процесса стандартизации общего среднего образования на уровне субъекта Федерации Инновационная по своей сути и по своему характеру модель строится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к моделированию в такой сложной области общественной жизни, какой является образование, применительно к деятельности школы.

Приложение 1.

Педагогический совет на тему:

«Модель выпускника школы – социализации личности»

Цель: выработать систему общих взглядов на личностные качества выпускника школы в условиях эксперимента «Школа – социализация личности».

По методике проведения: Традиционный.

По форме:доклады с обсуждением.

По составу участников: постоянный.

По месту и роли в учебно – воспитательном процессе: стратегический.

План:
1. Доклад Губаревой Е.А. (ЗДУМР) «Модель выпускника школы».
2. Доклад Митрохиной О.Г. (учитель русского языка и литературы, кл. рук. 9 класса) «Социализация подростков и проблемы педагогического отчуждения»
3. Мозговой штурм «Образ выпускника»
4. Принятие решения.

Доклад «Модель выпускника»
Время вплотную поставило перед каждой школой вопрос вопросов: каким быть ее выпускнику? Поиск целевой установки школы связан сегодня не только с осмыслением ее предназначения, но и с моделированием образа выпускника данной школы.

Модель выпускника – это качества личности выпускника. Психология уже насчитала более двух тысяч качеств личности. Что делать? Как быть? В школе В.А. Караковского в свое время нашли такой выход: в «рабочую модель» выпускника педагогический коллектив включил только семь интегрированных качеств, которые счел наиболее актуальными для социально-экономической и политической ситуации:

1. Гармония индивидуального и социального, гармония личного и общественного.

2. Ориентированность на главные идейно-нравственные ценности общества (Родина, Мир, Человек, Труд, Знания).

3. Высокий уровень самосознания.

4. Социальная ответственность.

5. Человечность, альтруистическая направленность.

6. Креативность, способность к творчеству.

7. Высокий уровень общей культуры, интеллигентность.
(В.А. Караковский. Любимые мои ученики. Изд. «знание», М.1987,

При этом ставилась цель превратить мечту о формировании гармонически развитой личности в реальную задачу.

Е.А.Ямбург придерживается на сей счет иного мнения. Он предлагает идти от противного: составить «дефектную ведомость»на человека сегодняшнего.

Выступая за «круглым столом» в1989 году, он отметил, что наши беды начались тогда, когда мы поставили перед собой задачу формировать всесторонне развитую гармоническую личность. Это понятно как отдаленная цель, которую поставил марксизм, мы же перевели плоскость практической сиюминутной задачи педагогики. А в действительности вместо гармонически развитой личности мы имеем личность, какую? Разорванную, догматическую, нетерпимую, готовую уничтожить идейного противника.

Гармонии не получилось. Тогда мы потихонечку подменили понятия и вместо «гармоническая личность» стали говорить «всесторонне развитая» вроде бы стало скромнее. И под флагом «всестороннего развития» мы стали напихивать в программу одно, другое, третье и т.д., пока не зашли в тупик.

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

А что же делать? Кредо Ямбурга заключается в том, что он предлагает воспитание от противного. «Мы не знали,-продолжает Ямбург,- каким должен быть человек будущего, да и нужна ли эта морковка, которая перед ослом висит и двигает его вперед? Но мы хорошо знаем, что мешает нам сегодня, нашему мышлению, нашей душе. Так, может быть, следует составить « дефектную ведомость» на человека сегодняшнего, поскрести его и почистить, глядишь, что-то там гармоническое потом и обнаружится. (учителя-новаторы размышляют, спорят, предлагают. Стенограмма выступлений за «круглым столом» М., 1989, стр.65-66).

Группа молодых ученых Тверского государственного университета разработали модель личности выпускника образовательного учреждения, которая:


  • Является составной частью модели образовательного пространства;

  • Обладает самостоятельно целостностью и значимостью;

  • Основывается на Законе РФ «Об образовании»

  • Представляет собой идеал-ориентир, на который должно быть направлено образование;

  • Выполнена в теоретико-деятельностном подходе в языке схематических изображений.

Основные моменты этой модели заключаются в следующем:

Выпускник должен быть способен к самоопределению и самореализации. Оба эти качества взаимосвязаны и диктуются новой социально-экономической и политической обстановкой, культурной средой, духовной жизнью общества.

Под самоопределением понимается процесс, включающий в себя обязательные этапы:


  • Понимание человеком себя, своих потребностей;

  • Построение представления о «внешнем», о тех требованиях, которые предъявляет это «внешнее», (например, та или иная деятельность);

  • Соотношение первого («внутреннего»), себя) со вторым («внешней рамкой»);

  • Проверка на соответствие первого второму;

  • В случае совпадения человек осознанно берет на себя требования «внешнего» (например, деятельности).

Человек, умеющий осуществлять в своем сознании перечисленные выше процедуры, обладает способностью к самоопределению. Такой человек, как правило, ответственно относится к деятельности, не испытывает неопределенности и дискомфорта, одновременно умеет «Иметь себя» и уважительно относится к иному, адекватен ситуации, осуществляет неслучайный выбор.

Требуется также, чтобы у выпускника была сформирована адекватная современному уровню образовательной программы (ступени обучения) картина мира. Целостная картина мира включает в себя:


  • Нравственное, т.е. представление о человеческих отношениях между людьми;

  • Систему знаний о природе, обществе, человеке;

  • Определенный опыт деятельности;

  • Опыт творческой деятельности.

Готовность к самореализации предполагает, что выпускник в условиях меняющейся ситуации способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, построить новый проект своих действий. Все это означает способность человека к рефлексии. Чрезвычайно значима при этом обращенность к опыту, накопленному человечеством, к национальной, мировой, профессиональной, общей, духовной культуре. Именно такая – через рефлексию своей деятельности- обращенность к культуре обеспечивает интегрированность человека в системы национальной и мировой культур, что является важным требованием к выпускнику образовательного учреждения.

Представленная модель может рассматриваться как тот ориентир, на который должно быть направлено образование. Логика требует, чтобы процесс обеспечивал достижение результата, конечного продукта. Таким образом, становится ясно, что процесс образования должен не только строиться по типу передачи предметного знания, предметных умений и навыков, сколько создавать условия для формирования и развития способностей ученика к деятельности, самоопределению, рефлексии, мышлению.

Необходимость конструирования личности выпускника вызвана с одной стороны тем, что заказ общества на «продукт педагогической деятельности», по сути, на сегодня отсутствует, а с другой стороны, - тем, что каждая школа функционирует в специфической среде и качества личности выпускника разных школ могут прогнозироваться, учитывая специфику этой Среды. При формулировке цели и моделирования личности выпускника школы педколлектив исходит из общечеловеческих ценностей, общегосударственных ориентиров, национальных и региональных особенностей.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ И ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ

Признание на международном и российском уровнях прав, свободы, достоинства ребенка (Декларация прав ребенка, 1959г., Конвенция о правах ребенка,1989г.) требует изменения целей, содержания и технологий воспитания и обучения, включая и контрольно-оценочную деятельность. Новое отношение к человеку, в том числе к ребенку, не как к средству, а как к цели, - поставило вопросы о необходимости смены образовательной парадигмы.

Традиционная педагогика практически осуществляет насилие над растущей личностью. Она отторгает ребенка, подростка, юношу от потенциально созидательных возможностей учебно-воспитательного процесса, ведет к отчуждению. Взросление предполагает социализацию личности, означает общее, общественное, относящееся к совместной жизни людей, их разнообразному общению и деятельности. Процесс взросления имеет своей целью развитию способности строить продуктивные отношения с окружающими людьми и социальными институтами, овладеть посильными для каждого возраста видами деятельности, в том числе познавательной. Поэтому образование как одна из ведущих сфер жизни общества и человека несет непосредственную ответственность за результаты воспитания и обучения. Однако именно в образовательном учреждении, в школе многие учащиеся получают негативный опыт восприятия и переживания учебно-воспитательного процесса как чуждого, лишенного личностного смысла.

Исследования многих авторов (Б.Н.Алмазов, Л.С.Алексеева и др.) подтверждают нарастание чувства и с годами осознание учебно-воспитательного процесса как личностно значимого. Неустойчивость мотивации к учению у младших школьников, ее снижение к концу третьего года обучения в подростковом возрасте перерастают в проблему трудностей, связанных с адаптацией при переходе из начальной школы в основную, и трансформируются в проблему «трудного подростка».

Приведенные данные свидетельствуют о тенденции отчуждения, которое нарастает по мере продвижения к старшим классам. Как показывают результаты анализа ответов учащихся, привлекательность школы падает в связи с неудовлетворенностью потребности решать свои личностные и социальные проблемы, аккумулировать свой жизненный опыт. «Чистые знания», знания ради знаний, ради школьного дневника, журнала не относятся подростками к личностно значимым, к жизненно важным.

Приведенные данные социалогического исследования школьника

свидетельствуют о наличии и устойчивого противоречия между процессом социального взросления школьников и явным отстаиванием учебно-воспитательного процесса от их насущных личностно и социально значимых проблем.

Школа является тем социальным институтом, который призван на самом деле защищать права, свободу и достоинство каждого ребенка, осуществить его психолого-педагогическое сопровождение в трудном и противоречивом процессе личностного и социального развития и становления. Однако в реальной жизни, проблема педагогического отчуждения не актуализируется педагогическими коллективами.


Педагогическое отчуждение определяется как нарастание у развивающейся личности взрослеющего человека чувства и осознания чуждости педагогического процесса, его неприятия, которое происходит в неблагоприятной жизненной ситуации, сложившейся в результате психолого-педагогической некомпетенции.

Обучение, ориентированное на человека, отвечает за результаты развития личности в онтогенезе и предполагает ответственное участие профессионалов в жизни ребенка. Это достижимо при использовании личностно-ориентированного подхода к обучаемым. Он требует умения определять «зону актуального» развития, но самое главное и трудное продвигаться в сотрудничестве с учеником в его «зону ближайшего развития». Как подчеркивал Выгодский Л.С., зона ближайшего развития имеет большое значение для динамики интеллектуального развития и успешности обучения, чем актуальный уровень развития. Это методологическое положение особенно важно для теории и практики построения образовательного процесса, для новой компетенции педагога, его знаний и умений «выращивать» успех каждого ученика.

Педагогическое отчуждение, возникающее в неблагоприятный для обучаемого жизненной ситуации, сложившейся в результате психологии педагогической некомпетенции, можно предупредить и реально преодолевать путем смены образовательной парадигмы – перехода от когнитивно-ориентированной (зуновской) модели на личностно ориентированную. Этот путь создает благоприятные педагогические условия, препятствующие возникновению и усилению педагогического отчуждения ребенка, и в случае необходимости, корректирующие личностное развитие каждого обучаемого, если:

Осуществлять полноценную учебную деятельность, включающую в себя три звена: мотивационное, корректирующее, центральное (рабочее) и контрольно-оценочное;

Создать ситуацию успеха каждого обучаемого, организуя обучение в зоне ближайшего развития.

3. Мозговой штурм «Образ выпускника».
Задачи: 1.выявить и согласовать мнения и представления учителей об образе выпускника школы – социализации личности.

2. привести в соответствие представление о сегодняшней обстановке в школе с реальным социальным заказом.


Метод : анкетирование.

Форма работы : групповая (4-5 человек в группе).
Организация .

Каждой группе дается по одной анкете, содержащей список индивидуальных характеристик. На основании этого списка каждая группа выполняет пять заданий. Результаты каждого задания сдаются руководителю в письменном виде. Получив письменные отчеты групп, руководитель, обработав результаты, получит усредненные показатели по каждой анкете. Результаты обсудить можно сразу. В этом случае возможная методика будет выглядеть следующим образом.

После короткого перерыва, в течение которого группа руководителей обрабатывает результаты (на основании групповых отчетов выбирает и ранжирует наиболее привлекательные характеристики отдельно по каждому из пяти предложенных для описания персонажей), они выставляются на всеобщее обозрение.

Далее, сохраняя те же микрогруппы, руководитель просит через некоторое время (30-40 минут) представителя от каждой группы дать анализ полученных результатов. Представитель обязан высказать не свое личное, а согласованное мнение всей микрогруппы.


Анкета .

1. В предварительном списке выберите те индивидуальные характеристики, которые вы считаете наиболее важными для описания «хорошего школьника

сегодняшнего дня» (отвечайте с позиции того, что могло бы быть).


  • Дух соперничества

  • Конформность

  • Чувство товарищества

  • Креативность, способность к творчеству

  • Способность критически мыслить

  • Любознательный, пытливый ум

  • Озабоченность материальным успехом

  • Порядочность-справедливость

  • Честность

  • Гуманизм (доброта)

  • Независимость

  • Интеллектуальная развитость

  • Материалистичность

  • Послушание

  • Предприимчивость

  • Открытость

  • Наличие собственных убеждений

  • Уравновешенность-организованность

  • Чувство юмора

  • Эмоциональность

  • Искренность

  • Социальная адоптабельность

  • Воспитанность

Отберите пять черт, лучше всего отражающих современного хорошего школьника и расположите их по значимости для вас (отранжируйте).

Выработайте единое мнение в группе.
2. В представленном списке выберите индивидуальные характеристики, которые вы считаете наиболее существенными для описания «выпускника школы-социализации личности».

(список повторяется)

3. В приведенном списке выберите те индивидуальные характеристики, которые вы считаете наиболее важными для описания «хорошего учителя».

(список повторяется)

Выберите пять черт, которые представляются вам наиболее существенными, и расположите их по степени значимости.

Выбирайте единое мнение в группе.

4. В приведенном списке выберите индивидуальные характеристики, которые представляются вам наиболее существенными для описания «учителя школы социализации личности» (далее аналогично)

5. В приведенном списке выберите индивидуальные характеристики, которые представляются вам наиболее существенными для описания «Преуспевающего взрослого».

Вывод: модель выпускника школы-социализации личности, включает такие наиболее важные черты личности:
1. интеллектуальная развитость

2. социальная адоптабельность

3. любознательный, пытливый ум

4. наличие собственных убеждений

5. способность критически мыслить.

Решение ПС:
1. Утвердить «модель выпускника» школы- социализации личности, обладающего следующими качествами: интеллектуальная развитость, социальная адоптабельность, любознательный пытливый ум, наличие собственных убеждений, способность критически мыслить.
2. Обсудить промежуточные результаты в 2006 году (через год), в 2010 (через 5 лет).

Учительская профессия – это человековедение,
постоянное никогда не прекращающееся
проникновение в сложный духовный мир человека.
Замечательная черта – постоянно открывать
в человеке новое, изумляться новому,
Видеть человека в процессе его становления –
один из тех корней, которые питают
призвание к педагогическому труду.

В.А. Сухомлинский

Исходя из социального заказа, в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» Вилючинского городского округа сложилась определенная модель выпускника – как теоретический образ, служащий основанием для проектирования образовательной политики школы и формирования определенных требований к уровню профессионализма педагогов. Кроме того, модель выпускника предполагает формулирование основных положений, соответствие которым определяет достижение качественного образования (ответственность, инициативность, адаптивность к меняющимся условиям, сформированность ценностных ориентаций и др.).

Главным положением в данном образе, в соответствии с приоритетными направлениями школы, является сформированная мотивация обучения в постоянном получении знаний, необходимых для продолжения образования и успешной социализации в будущем. Т.е., выпускник нашей школы – это личность, готовая к социальному, профессиональному и гражданскому самоопределению; устойчивая в сложных социально-экономических обстоятельствах и меняющейся политической реальности современного российского общества.

Выпускник школы – это человек образованный, самостоятельно добывающий знания, готовыйкпринятиюнравственно оправданных решений.

  • Осознающий разнообразие жизненных ценностей (свобода, сотрудничество, уважение другой личности), собственную самоценность.
  • Умеющий осуществлять выбор; жить и работать в разновозрастном коллективе.
  • Способный планировать свою жизнь в соответствии с целями, принимать решения.
  • Имеющий жизненный опыт деятельности в группе: под руководством, самостоятельно, в паре, с книгой, с документами, с приборами, компьютером.

Ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, защите интересов дает именно классный руководитель. Классный руководитель– это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека (Приложение 1 )

– духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
– защитником от моральной деградации, нравственной гибели;
– организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;
– организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;
– помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;
– координатором усилий педагогов, семьи, социума – словом, всех воспитательных институтов общества влияющих на становление и развитие воспитанников;
– создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.

Основные характерологические ориентиры личности выпускника (Приложение 1 )

Свободная личность . Личность, имеющая высокий уровень самосознания, гражданственности и самодисциплины. Уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная нести ответственность перед собой и обществом.

Гуманная личность – проявляет милосердие, доброту, способность к состраданию, сопереживанию, терпеливость и доброжелательность. Готовая оказать помощь, стремится к миру и понимает ценность человеческой жизни.

Духовная личность – имеет потребность к познанию и самопознанию и рефлексии, имеет потребность в красоте и общении.

Творческая личность – обладает развитыми способностями, знаниями, умениями, навыками, развитым интеллектом.

Практичная личность – знает основы компьютерной грамотности, профессиональной подготовки, имеет эстетический вкус, хорошие манеры, знает и уважает Конституцию и законы страны. Стремится к физическому совершенству, является сторонником здорового образа жизни.

МОУ СОШ № 9 – школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из неоднородности контингента, школа делает акцент на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основное направление образования в школе – адаптация учащихся к жизни в современном обществе на основе общего образования в рамках государственного стандарта.

Модель выпускника МОУ СОШ № 9 (Приложение 1 )

Владеющая общей культурой, нравственными ориентациями на социальные значимые ценности. Выпускник школы – гражданин России, которому свойственно чувство гордости за свою Родину. Это целеустремлённый человек, для которого дороги понятия «Родина», «Культура», «Гуманность», «Толерантность», «Семья».

Готовая к жизни в 4-х сферах: экономической; экологической; нравственно-правовой; научной. Выпускник школы готов к профессиональному самоопределению, самоутверждению, он адекватно оценивает свои возможности. Он стремится продолжить своё образование или включиться в трудовую деятельность.

Готовая к самореализации в предметно-практической и коммуникативной деятельности. Выпускник активен, обладает организаторскими способностями. Он коммуникабелен, владеет навыками культуры общения. Может корректировать своё поведение и чужую агрессию, психологически устойчив.

Владеющая культурой человеческих отношений, их проявлением и самоанализом. Выпускник стремится строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, развивает свой творческий потенциал. Он законопослушен, обладает основами правового образования.

Имеющая широкий кругозор, обладающая культурой мысли, чувств, речи. Выпускник отличается широкой образованностью, выступающей в виде непрерывного самообразования, ставшего потребностью, привычкой в жизни.

В нашей школе обучение осуществляется на трех ступенях: начальная школа (1–4 класс), основная школа (5–9 класс) и средняя школа (10–11 класс).

Одним из направлений модернизации российского образования видится профильное обучение на III ступени школы. Гибкая система профильного обучения предоставляет возможность продолжения образования в профильном классе или классе универсального профиля. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности, способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Портрет выпускника МОУ СОШ №9 на трех ступенях образования (Приложение 1 ).

Модель выпускника не рассматривается как самоцель. Она не ставит жестких рамок для ученика и для учителя, предполагая творческий, индивидуальный подход к воплощению принципов развивающего обучения и личностно-ориентированной педагогики.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства. (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития).



  • С 01 сентября 2015 года осуществляется обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  • Ведущие принципы ФГОС общего образования - принципы преемственности и развития. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Они разделены на три блока: требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.
  • Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, - это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

Знания и умения

Познавательная деятельность

Здоровье

Достаточный уровень базовых знаний общеобразовательных программ по предметам учебного плана, необходимый для продолжения обучения на ступени основного общего образования. Овладение навыками учебной деятельности, навыками самоконтроля учебных действий. Умение решать проектные задачи. Овладение основами ИКТ с целью самостоятельного приобретения знаний. Умение работать со словарями, энциклопедиями, картами, атласами.

Ценностное отношение к сохранению здоровья. Знание основных факторов среды, негативно влияющих на здоровье человека, понимание механизма их влияния и последствий. Знание способов здоровьесбережения. Получение опыта здоровьесбережения.

Овладение основами личной гигиены и здорового образа жизни. Соблюдение режима дня. Стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

Мотивация достижения успеха. Самостоятельно работающая личность.

Учебно-познавательные интересы.

Ответственность

за результат обучения.

Участие в конкурсах, олимпиадах.

Социальная мотивация.

Уверенность в себе.

Инициативность, самостоятельность.

Навыки сотрудничества

в разных видах деятельности.

Культура личности, жизненная и нравственная позиция

Творчески развитая личность, умеющая мыслить, организовать свою деятельность для решения поставленных задач.


  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.


  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества,

мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;

  • готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно- исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества.

Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

  • метапредметным , включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
  • предметным , включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Современная школьная инфраструктура

Новые стандарты

Школа

здоровья

Современный учитель

Любознательные

Школа должна обеспечить такой уровень компетенции, который поможет выпускнику адаптироваться в различных сферах жизнедеятельности. Формирование и развитие сознательной личности с гражданской позицией, готовой к конкретному выбору своего места в жизни, способной изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны.

Ключевые слова: к

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родоманченко Ирина Ивановна заместитель директора по ВР Комсомольской ОШ І-ІІІ ступеней №1 администрации Старобешевского района

Модель компетентного выпускника современной школы

Жизнь каждого человека – это путь к самому себе. (Г. Гессе)

Аннотация

Школа должна обеспечить такой уровень компетенции, который поможет выпускнику адаптироваться в различных сферах жизнедеятельности. Формирование и развитие сознательной личности с гражданской позицией, готовой к конкретному выбору своего места в жизни, способной изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны.

Ключевые слова: к омпетентность, жизнедеятельность, знания, личность, критическое мышление, саморазвитие, самореализация

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в обществе, способствовали потере социально ценных ориентиров жизнедеятельности учащейся молодежи. Особую опасность кризис ориентации составляет для подростков. Почему? Во-первых, подросток имеет еще недостаточно укрепленную нравственную основу жизнедеятельности, значит, может легко поддаваться асоциальным влияниям. Во-вторых, не может не беспокоить морально-психологическое обнищание подростков, их равнодушие и жестокость. Симптомы этих явлений несут в себе потенциал социальной и моральной деградации юной личности. Куда подростков подтолкнет жизни – кутверждению в себе социально-ценных или социально опасных качеств? Как помочь подросткам выйти из кризисного состояния с наименьшими потерями для себя и общества?

Сегодня нужны не просто знания, а стремление к новым знаниям, осознание необходимости непрерывного самосовершенствования, целеустремленность в их получении и использовании; необходима не просто исполнительская дисциплина, а способность работать в группе, умение сотрудничать с другими лицами, толерантность по отношению размышлений и мнений других лиц. Необходимым сегодня становится компетентность в решении проблем, гибкость в использовании знаний в новых условиях, уверенность при решении проблем. Кроме названных качеств школа, безусловно, должна воспитывать порядочного человека, который будет жить и работать на пользу обществу, семье, себе.

Исходя из сказанного, создана модель выпускника. Разработка модели – это первый шаг. Следующий шаг – это создание условий, при которых эта модель может быть реализована. Безусловно, обеспечивая высокий уровень знаний, надо превращать эти знания на компетентность. Школа должна обеспечить такой уровень компетенции, который поможет выпускнику адаптироваться в различных сферах жизнедеятельности.

Высокий уровень преподавания базовых предметов, участие в различных познавательных конкурсах и турнирах, олимпиадах, научно-исследовательских проектах, интерактивная методика преподавания помогают ученику использовать полученные знания, сделать их значимыми. Воспринимать как безусловную ценность.

Для того чтобы выпускник стал человеком социальным, он уже сегодня должен принимать непосредственное участие в жизни общества. С этой целью в Комсомольской СОШ №1 проводится работа по всем направлениям воспитательной деятельности.

На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает проблема формирования общественно активной, творческой, компетентной личности, в отличие от человека-исполнителя, самостоятельно генерирует новые идеи, принимает нестандартные решения. Для успешного будущего учащейся молодежи необходимо развить способность преодолевать жизненные трудности; научиться самостоятельно принимать решения; стать архитектором своего развития как личности. Личности автономной – способной сделать выбор и контролировать личное и социальную жизнь как индивидуум и член общества.Ответственной – способной брать на себя ответственность за свои действия, обязательства, завершать все, на себя взятое. Обязательной – способно защищать себя и свои жизненные ценности, а также действовать в соответствии со своим ценностям; такой, что умеет оказать поддержку – способной заботиться о других, действовать с ними и для них. Развиваясь, молодой человек обогащает свой потенциал как личность и как член общества, способен действовать и готов принять участие в совершенствовании общества, в котором он живёт, заботиться о развитии соответствующих знаний, умений соответствующихего потребностям.

Реалии свидетельствуют, что такая личность сможет успешно самореализоваться в социуме как гражданин, семьянин, профессионал, носитель культуры. В этом контексте чрезвычайно эффективный метод проектов. Участие в проектной деятельности способствует формированию ключевых компетентностей: коммуникативной, социальной, правовой, психологической, информационной.

Во время проектной деятельности решается целый ряд задач, активно развивается критическое мышление, развиваются познавательные навыки учащихся, формируются умения самостоятельно контролировать свои знания; ученики овладевают техникой убеждения и презентации своих аргументов, учатся эффективному общению, ведению переговоров, ненасильственному методу решения проблем и конфликтов, развивают умение работать в команде, чувствовать себя членом команды, брать ответственность на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности. Вырабатываются навыки работы с источниками информации, ведения дискуссии, рефлексии, отстаивание личного мнения.Проектная деятельность способствует развитию инициативы, самостоятельности, организаторских способностей, стимулирует процесс саморазвития.

Говоря о саморазвитии как о сложном психолого-педагогическом процессе нельзя не остановиться на его предпосылках – самосознании, самоопределении, самоутверждении.Так самосознание охватывает несколько важных моментов: осознание своей тождественности с окружением; осознание своего «Я», привлечение внимания к своему внутреннему миру, к потребностям своей души.

Процесс самопознания помогает осознать свои внутренние потребности. Ребенок через переживания нравственных чувств сам открывает в себе ранее неизвестные ему возможности, благодаря чему совершенствуется его внутренний мир, формируются новые взаимоотношения. Проектная деятельность способствует тому, что процесс самопознания постоянно расширяется, дополняется, совершенствуя «Я» ученика.

Самоопределение в проектной деятельности содержит в своей структуре утверждения личностью значимой и социально ценностной позиции.

Самоутверждение как высокий уровень социального становления личности ученика предусматривает стремление выделиться из окружения,реализацию активности в ряде значимых сфер деятельности,самостоятельно выбирать дальнейшую перспективу жизни.

Проектная деятельность в реализации модели выпускника способствует не только раскрытию возможностей и способностей ученика, но и осознанию, оценке личностных ресурсов, определению личностно значимых и социально ценностных перспектив.Актуализация внутренних сил осуществляется самой личностью. Ученик пытается овладеть необходимой информацией, знаниями, актуализирует те или иные способности, природные задатки и отвергает те, которые мешают ему в достижении конкретной цели.

Проектная деятельность «заставляет» ученика по-новому посмотреть на свои умения, характер взаимодействия с окружающей средой. Появляются новые проблемы, которые надо нестандартно решить, выявить значительные волевые и эмоциональные усилия и достаточно высокий уровень самореализации. Как результат – качественные изменения в психологической структуре личности, что приводит к овладению навыками общения, выработка умения ставить адекватные, личностно значимые и социально важные жизненные перспективы, развитие потребности и поисковой активности по реализации перспектив.

Реализация модели выпускника создает социально-педагогические условия, благоприятные для положительных изменений в знаниях, навыках и поступках воспитанников, их отношении к социальным явлениям.

Обобщенным следствием этого процесса становится осознание и принятие личных жизненных перспектив, возможного места и роли в жизни общества, определение своих призваний, формирование жизненного проекта.

Опыт работы школы доказал высокую эффективность проектно-исследовательской деятельности учащейся молодежи, направленной на поиск, исследования, становление авторской позиции и приобретения опыта ее публичной защиты.Чтобы иметь возможность найти свое место в жизни, современныйученик должен быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, критически мыслить, использовать приобретенные знания и умения в окружающей действительности, быть способным генерировать новые идеи, принимать нестандартные решения, творчески мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать в команде, уметь предотвращать любые конфликтные ситуации и выходить из них. Целенаправленно использовать свой потенциал для самореализации как в профессиональном личном плане, так и в интересах общества, государства. Должен уметь добывать, перерабатывать информацию, применять ее для индивидуального развития и самосовершенствования. Бережно относиться к своему здоровью как высшей ценности, быть способным к выбору альтернатив, которые предлагает современная жизнь, уметь планировать стратегию своей жизни, ориентироваться в системе самых противоречивых и неоднозначных ценностей, определить свое кредо, свой стиль.

Итак, статус человека в обществе зависит от него самого. Быстротечность социального прогресса, его динамичность вызывает необходимость постоянной работы над собой развитием жизненной компетентности, усиления ответственности каждой личности за свое будущее, за возможность достижения личного счастья.

Задачи, стоящие в сфере ответственности перед каждым воспитанником, сконцентрированы вокруг проблемы жизненной компетентности молодого человека. А это требует освоения опыта жизни в обществе из-за сочетания обучения и практики социальных действий с постепенным увеличением именно практического участия молодого человека в жизни общества. Благодаря этому обеспечивается адекватная избирательность, глубина и сознательный характер отношения системы личных жизненных смыслов личности.Поэтапное введение учащейся молодежи в различные сферы жизнедеятельности и общения, овладения ими жизнетворческими технологиями, знаниями, умениями и навыками хотя бы в главных сферах человеческой жизни является неоспоримой необходимостью современности.

Итак, приоритетное направление развития личности, способной к самоактуализации, творческого восприятия мира и социально значимой деятельности лежит в плоскости решения проблем формирования и развития жизненной компетентности личности воспитанника и учителя, технологизации этого процесса. Основой всех преобразований должно стать реальное знание потенциальных возможностей детей, прогнозирование потребностей и моделей развития жизненной компетентности личности.

Главная цель – формирование и развитие сознательной личности с гражданской позицией, готовой к конкретному выбору своего места в жизни, способной изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны.

Анализ практики работы по формированию и развитию жизненной компетентности личности позволяет выделить основные функции образовательного учреждения. Этоорганизация благоприятного информационного пространства – предметного, социокультурного, образовательного для развития потенциальных возможностей ребенка, его внутреннего мира. Развитие жизненной компетентности личности предполагает формирование у неё способности к совместному поиску, само исследование, рефлексии, творческого саморазвития, обучения личности сознательным владением методами, формами, технологиями формирования жизненной компетентности, совместному творческому поиску источников, путей становления жизненной компетентности личности.Развивающее взаимодействие поможет увидеть в себе, открыть, перевести в конкретные поступки и действия жизненный творческий потенциал.

Жизненная компетентность личности определяется не только базовыми знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями личности, мотивами ее деятельности, стилем отношений с людьми, ее способностью к развитию своего творческого потенциала. Развитие жизненной компетентности личности имеет комплексный характер и предусматривает формирование таких компетенций, как гражданская, политическая, правовая, тендерная, социальная, экономическая, экологическая, информационная, коммуникативная, компьютерная, психологическая, валеологическая. Компетенции являются важным компонентом структуры личности, в них будто фокусируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в деятельности и общении.

Главные направления жизненной подготовки учащейся молодежи.

Личностное направление – э то становление личности в сфере ее самоопределений и взаимоотношений, формирование самосознания и отношения к себе, разворачивается внутренний диалог с самим собой, что является результатом самопознания, самооценки, самоопределение.

Межличностное направление – э то сфера становления и развития знаний, умений и навыков личности, которые обеспечивают ей возможность общения и деятельности с другими. Важнейшей и решающим условием этого процесса является владение коммуникативной компетенцией, способностью предвидеть возможные межличностные конфликты, по возможности избегать их, а в случае возникновения таковых – умение решать их.

Социально-групповое – э то сфера взаимоотношений «Я-Мы», в рамках которой воспитанник должен освоить базовые алгоритмы социального взаимодействия и поведения. Это взаимодействия этические, конфессиональные, территориально-общинные, семейно-бытовые и др.

Политически правовое направление – это создание таких базовых основ деятельности воспитанников как демократизм, толерантность, плюрализм, гуманизм, гражданственность, уважение прав и свобод, ответственное отношение к выполнению обязанностей. Политическое сознание, политическая культура стимулируют общественную активность, делают каждого молодого человека деятельным участником событий, происходящих в стране и мире, способствуют осознанию миссии, роли и места в процессе создания государства.

Экономическая сфера отношений направлена ​​наформирование творческой, трудолюбивой личности, воспитание цивилизованного хозяина, сознательного отношения к труду как высшей ценности человека и общества,готовности к жизнедеятельности и труда в условиях рыночных отношений.Формирование у учащейся молодежи понимания общих основ современного производства, умения включаться в производственные отношения, воспитание дисциплинированности, организованности, бережного отношения к общественной и частной собственности, природным богатствам.Чрезвычайной важности задача – ознакомление учащейся молодежи со спецификой предпринимательской деятельности, культивирование предпринимательских способностей и мотиваций, формирование навыков экономического анализа, менеджмента и маркетинга. Эта система взаимоотношений должна способствовать профессиональному самоопределению выпускников.

Основной путь формирования и развития жизненной компетентности личности – оптимально построенный учебно-воспитательный процесс, рациональная организация внеурочных форм работы и эффективное взаимодействие с семьей.