Предновогоднее настроение

Дидактический материал по русскому языку

Имя прилагательное

6 класс

Цель данного материала - дать учителю дополнительный материал как для работы со всем классом, так и для индивидуальной работы с учетом разного уровня подготовки учащихся.

Задания, объединенные темой "Родная природа", позволяют не только выработать умения и навыки по теме "Имя прилагательное", но и обогатить словарь учащихся, усовершенствовать умения, необходимые для построения связных высказываний.

Зима

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выпишите выделенные однокоренные слова и, рассуждая, докажите, к какой части речи они относятся.

1. С ледяной с..езжая горки

На открытый ле.. реки,

Пишут тройки и восьмерки

Наши острые коньки.

2. После зимн..го похода

Возвращаемся домой -

И до будущ..го года

Распрощаемся с зимой .

(С. Маршак.)

2. Выборочный диктант. Выписать словосочетания прилагательное+ существительное по образцу: В пору зимнюю - ж. р., В. п. Найти в предложениях однородные члены и подчеркнуть их. Определить, какими членами предложения они являются и какими частями речи выражены.

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты ветки высоких и маленьких елей. Нет-нет, да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыпется серебристой легкой пылью. И долго-долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.

(И. Соколов-Микитов.)

3. Познакомьтесь со словарной статьей к слову "зима" в "Словаре эпитетов русского литературного языка" К. С. Горбачевича. Определите, какие эпитеты являются качественными прилагательными, а какие относительными.

4. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Укажите несоответствие звуков и букв в словах.

Я ш..л по снежной ц..лине

Ле..ко и трудно было мне

И за сп..ною у м..ня

Лож..лас.. свежая лыжня.

(С. Михалков.)

5. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и ставя к прилагательным проверочные вопросы.

Утром (ранний)

Утром (дымный)

Разглядел я вдалеке,

Как куски дороги (зимний)

Уплывали по реке.

(А. Твардовский.)

6. Творческий диктант с грамматическим заданием. Вставьте в текст пропущенные слова. Обозначьте окончания прилагательных и существительных, объясните их правописание

Узоры на снегу

Чистой белой скатертью покрыта (что?)… . На скатерти снегов охотники видят (какие?) … узоры. Это следы зверей и птиц. Охотники умеют читать эти узоры.

Вот ночью здесь зайчик. Он обглодал (что?) … . На (какой?) … опушке видны следы старой лисы. Они похожи на (какую?) … цепочку.

По краю опушки пробежали (какие?) … волки. А через (какую?) … в лесу дорогу прошли лоси.

Много крупных и мелких зверей и птиц живет в тихом зимнем лесу.

Для справок. Земля, красивые, кору осинок, лесной, красивую, голодные, широкую.

(По И. Соколову-Микитову.)

7. Диктант по началу. Самостоятельно продолжить текст, используя простые предложения с однородными членами и сложные предложения. Объяснить знаки препинания.

Ночью мороз аккуратно и тихо выбелил ветки деревьев в лесу, на городских улицах и скверах.

8. Выборочный диктант. Записать предложения со словами, имеющими переносное значение, подчеркнуть эти слова. Объяснить правописание выделенных слов.

К вечеру голубизна неба опять пала на снега, померкло белое сияние. И березы стали тянуться, как руки снега. И стволы их у начала сливались с осевшими сугробами. Небо, уронив голубизну, на снега, стало легче, невесомее, прозрачней.

(Г. Николаева.)

9. Самодиктант. Выразительно прочитать стихотворение С. Есенина "Зима" Записать его по памяти. Подчеркнуть слова, которые употребляются в переносном значении. Какими еще изобразительно-выразительными средствами пользуется автор, чтобы нагляднее представит приход зимы?

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больна холодна.

10. Объяснительный диктант. Подчеркнуть в первом абзаце имена существительные с относящимися к ним именами прилагательными. Обозначать в каждом из них окончание. Найти слова с не изменяющимися на письме приставками.

Жизнь зимнего леса

Идешь по зимнему лесу и не налюбуешься. Высокие неподвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки.

Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

11.Объяснительный диктант. Подчеркнуть имена прилагательные. Определить их лексическое значение и способ образования. Какие художественные средства использует автор в описании начала зимы? От качественных имен прилагательных образуйте степени сравнения и краткую форму.

Пришла зима

Земля сделалась крепче и местами стала прихватываться морозцем. Уже и снег стал сеяться с неба, и ветки дерев убрались инеем, будто заячьим мехом.

Вот уже в ясный морозный день красногрудый снегирь, словно щеголеватый польский шляхтич, прогуливался по снеговым кучам, вытаскивая зерно.

(Н. Гоголь.)

12. Прочитайте текст. Выпишите словосочетания "существительное + прилагательное".

Отрадно встретить в заснеженном лесу веселую ватагу синичек. Торжественную тишину вдруг нарушают задорные крики. Совсем рядом раздается свист. Мгновенно на сук сосны выскакивает птичка с серой спинкой, черной шапочкой и яркими белыми щечками. Она ни секунды не сидит на месте. Деловито осматривает кустики лишайника, повисает вниз головой, отковыривает кусочек коры. Находит что-то съедобное, взлетает на ветку повыше, зажимает добычу между лапками.

(А. Бардин.)

13. Выборочный диктант. Выразительно прочитайте текст. Отметьте изобразительно-выразительные средства, использованные автором при описании зимнего утра. Что видит автор из окна? Что общего в описании утра у Бунина и Пушкина? Прочитать наизусть отрывок из стихотворения Пушкина "Зимнее утро" от слов: "А нынче … погляди в окно…" Записать словосочетания "прилагательное + существительное". Определить их род, число, падеж.

Зимнее утро

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие. Над глубокими, свежими и пушистыми снегами - синее, огромное и удивительно нежное небо. Солнце еще за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на ее пышных зеленых венцах уже играет золотистый солнечный свет.

Две галки звонко и радостно сказали что-то друг другу. Одна из них с разлету опустилась на самую верхнюю веточку густо-зеленой стройной ели, закачалась, едва не потеряв равновесия. И густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла. Солнце поднимается…

(И. Бунин.)

14. Составить ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом. Записать по образцу.

Образец. Дым - дымка, дымок, дымить, дымный, дымовой.

Мороз, снег,

15. Определить стиль текста и тип речи. Подчеркнуть прилагательные. Указать их разряды.

Зимой в лесу

Запоздалая сова чиркнула крылом по снегу и полетела туда, где посуше и потемнее. С верхушек елок все ниже к сугробам спускается утренний снег. Облаков нет. Серебряная пудра рождается где-то прямо над головой. Лебяжьим пухом повисает она на суках и колючках, оседает на шапке, воротнике, присыпает заячьи петли под елками. Вы идете напрямик по сугробам. От удара палкой по сухой елке испуганная сойка роняет желудь, и тишина, как только умолкает звук, становится еще торжественнее.

(В. Песков.)

Весна

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы на месте пропусков. Найдите прилагательные с суффиксами -еньк-, -оват-, -еват-, сделайте их словообразовательный разбор. Какое значение придают эти суффиксы словам?

Я нагибаюсь над круж..чком ноздр..ватого снега, зелен..ватым в..ротничком, охв..тившим молод..нький бересклет. Что-то, как пальц..м, проткнуло снег, и я разгребаю его и вижу нежн..ю, еще не раскрывш..юся продолг..ват..ю голо..ку по..снежн..ка. Это он надышал дырочку в снегу и п..тянулся к со..нцу. Выходит уже не мертвый лес, потому что лебеди пр..несли на св..их крыльях весну и жизнь.

(М. Стельмах.)

Бересклет - кустарниковое растение с опадающими или вечнозелеными листьями.

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните правописание имен прилагательных. Выделенное слово разберите как часть речи. Обозначьте орфограммы в приставках.

Ясный апрел..ский закат, весе..яя нагота полей, впереди еще голый зелен..ватый лес.. А возле леса еще т..нет..ся дли..ый островок (не) чистого и з..твердевшего снега. И (ярко) голубые по..снежники - самый пр..лест..ный, самый милый в мире цветок, пр..бивается из коричнев..й, внизу гниющей, влажн..й, а сверху сухой листвы, густо п..крывающей опушку. Листва шумно шуршит под копытами, когда я в..езжаю в лес, и нет ничего радо..нее этого напоминания о прошлой осени в соединении с чу..ством весны.

(По И. Бунину.)

3. Спишите. Прилагательные в скобках поставьте в нужном падеже, выделите окончания и определите род, число, падеж.

Весеннее утро

(Весенний) утром на (ясный) небе плывут (задумчивый) облака. С высоты льется (переливчатый) песня жаворонка. В воздухе пахнет (теплый) землей. Над (неподвижный) озером поднимается (легкий) туман. Легко дышится на (весенний) воздухе. Из-за леса доносятся (глухой) звуки (пароходный) гудка. Он зовет вдаль, к (жаркий, синий) морю.

(И. С. Соколов-Микитов.)

4. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения А. А. Блока "На лугу".

Леса вдали в..днее,

С..нее небеса.

Заметней и чернее

На пашн.. п..л..са.

И де..ские звончее

Над луг..м гол..са.

· Спишите, вставляя пропущенные буквы.

· Подчеркните главные члены предложения.

· Обозначьте основы прилагательных и суффиксы сравнительной степени. Укажите грамматические признаки сравнительной степени прилагательных.

5. Спишите. Подчеркните полные и краткие прилагательные как члены предложения.

Зеленый луг, как чудный сад, пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых радужных цветов на нем разбросаны букеты.

(И. З. Суриков.)

Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой слепит мне очи он.

(Е. А. Баратынский.)

6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Прилагательные подчеркните как члены предложения.

Воздух был чищ.. холодн.. и дали были гораздо глубж..

(К. Паустовский.)

Чиста небесная лазурь

Теплей и ярч.. солнце стало

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго м..новала.

(А. Плещеев.)

(По в. Солоухину.)

7. Прочитайте текст. Можно ли, не будучи жителем Киева, представить себе картину наступления весны в этом городе? Обратите внимание на точность описания, выразительность языковых средств. Выпишите слова и словосочетания, которые использует писатель, чтобы достичь этой точности и выразительности. Напишите сочинение на тему "Ранняя весна в моем городе". Постарайтесь описать так, чтобы и читатель смог увидеть то, что увидели вы.

Весна в Киеве начиналась с разлива Днепра. Стоило только выйти из города на Владимирскую горку, и тотчас перед глазами распахивалось голубоватое море.

Но кроме разлива Днепра, в Киеве начинался и другой разлив - солнечного сияния, свежести, теплого душистого ветра.

На бульварах распускались клейкие пирамидальные тополя. Каштаны выбрасывали первые листья - прозрачные, измятые, покрытые рыжеватым пухом.

Когда на каштанах расцветали желтые и розовые свечи, весна достигала разгара. Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады, сыроватое дыхание молодой травы, шум недавно распустившихся листьев.

Гусеницы ползали по тротуарам даже на Крещатике. Ветер сдувал в кучи высохшие лепестки. Майские жуки и бабочки залетали в вагоны трамваев. По ночам в палисадниках пели соловьи. Тополевый пух, как черноморская пена, накатывался прибоем на панели. По краям мостовых желтели одуванчики…

Наступало время киевских садов. Весной я все дни напролет пропадал в садах. Я играл там, учил уроки, читал. Домой приходил только обедать и ночевать.

(По К. Паустовскому.)

8. Прочитайте текст. К какому типу высказывания (описанию, повествованию, рассуждению) вы отнесете его? Выделите в нем тезис, доказательства, вывод. Какое время года больше всего любите вы? Напишите сочинение-рассуждение.

Мое любимое время года - весна, только совсем не такая, когда зазеленеет трава и на деревьях распустятся листья, нет, я люблю самое начало весны.

Вот по ложбинкам побежали, забулькали ручейки, раскисли дороги, и по ним важно разгуливают черные, белоногие грачи. Вот в полях, по буграм, на припеке показались первые проталины, запели над ними жаворонки.

Это и есть мое самое любимое время года - пробуждение земли, ее первая улыбка солнцу.

(Г. Скребицкий.)

9. Прочитайте текст. Докажите, что в нем сочетаются разные типы речи - рассуждение и описание. Прочтите ту часть, в которой описывается жаворонок. Оправдано ли в этой части повторение слов поет и он ? Напишите изложение "Певец весны".

Милее всего мне жаворонок - певец весны.

Воспевателем весны обыкновенно считают соловья, но соловей поет редко и недолго, его милая песня скоро умолкнет; кроме того, соловей - житель рощи, да и то не всякой; в поле его не услышишь.

Жаворонок не поет, а звенит целый день от зари до зари в поле, в степи, у леса, - где только есть земля и воздух. Он первый запевает и кончает один из последних. Весной он поет, когда еще подснежник пробуравливает землю; утром он поет. Когда еще звезды бледнеют на небе. Когда он поет, его не видно. Его нежная песнь незримо звенит, а он сам поднимается к небу легко и прямо. Он льет свои мелодии, исчезнув в глубокой высоте, колыхаясь на одном месте, счастливый своей близостью к небу и солнцу. Он так счастлив, что, пока есть свет и тепло, он парит и поет, не зная усталости, не желая отдыхать.

Оттого я люблю жаворонка больше всех поющих птиц.

(д. Кайгородов.)

10. Контрольный диктант.

Каждый год в весеннем лесу происходит чудо. Зацветает ландыш. Удивительных цветов много, но этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный.

Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни.

Ландыш представляется мне символом леса. Вся красота весеннего, летнего, осеннего и зимнего леса сошлась в этом неповторимом цветке. В его зеленых с прожилками листьях и красных плодах присутствуют краски осени. В изящных снежно-белых цветках прячется зима, ждет своей поры.

В ландыше соединились хрупкость, нежность, красота и вечность.

115 слов (По Т. Головановой.)

Лето

1. Прочитайте отрывок из стихотворения И. А. Бунина. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите имена прилагательные, определите разряд каждого из них. Какие прилагательные употреблены в переносном значении?

Ст..кля..ый, ре..кий и ядреный,

С в..селым ш..рохом сп..ша,

Промчался дождь, и лес зеленый

Затих, прохладою дыша.

Вот день! Уж это не впервые:

Прольется - и уйдет из глаз.

Как эти ливни золотые,

Пугая, радовали нас!

2. Составьте предложения, сравнивая розу и шиповник (по красоте), Волгу и Днепр (по длине), Черное и Азовское море (по глубине), Эльбрус и Казбек (по вышине). Какую степень сравнения вы используете? Запишите эти предложения. Объясните способ образования прилагательных.

3. Объяснительный диктант. Озаглавить текст. Указать падеж существительных и прилагательных. Выделить в них окончания. Подчеркнуть главные члены предложения.

В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвой. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются солнечные лучи. Хорошо лежать в чистой траве, закинув под голову руки. Хорошо смотреть в высоту, где над вершинами берез, по голубому летнему небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.

(И. Соколов-Микитов.)

4 Прочитайте. Закончите рассказ описанием.

Покос - самая трудная, самая сдруживающая работа из всех деревенских работ.

До войны в нашем колхозе был обычай: около шести часов утра косцам в луга носили завтрак. А так как жены косцов, то есть наши матери, заняты в это время стряпней, то завтрак носили дети и подростки.

Самое тяжкое - встать, отделить хотя бы на сантиметрик голову от подушки и хотя бы чуть-чуть приоткрыть глаза. Ты еще вроде спишь, когда дадут тебе в руки узелок, сделанный из платка.

Как только выйдешь из душной избы на волю, сразу дрогнет в груди светлая радость: неизъяснимая свежесть разлита по всей земле в это время.

(По в. Солоухину.)

5. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите время каждого глагола, лицо и число. Выпишите глаголы с орфограммой "Буква ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа"

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро, летом, пойде.. в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти бл..стят и переливают..ся на со..нце разными цветами - и ж..лт..м, и красн..м, и син..м.

Когда поойде.. ближе и разгляди.., что это такое, то увиди.., что это капли росы собрались в треугольных листах травы и бл..стят на со..нце.

Листок этой травы мохнат и пушист, как б..рхат, и капли катаю..ся по листку и (не) мочат его.

Когда неосторожно сорве... листок с росинкой, то капелька скати..ся, как шар..к светлый, и (не) увиди.., как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорве... такую чашечку, потихоньку поднесе.. ко рту и выпье.. росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка каже..ся.

Л. Толстой

Осень

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и ставя к прилагательным проверочные вопросы.

Есть время природы (особый) света,

(не) (яркий) солнца, (нежнейший) зноя

Оно называется бабье лето

И в прелести спорит с самою весною.

(О. Берггольц.)

2. Объяснительный диктант. Озаглавить текст. Указать падеж существительных и прилагательных. Выделить в них окончания. Подчеркнуть главные члены предложения.

Чудесен ранней осенью березовый лес. Он покрыт золотистой увядающей листвой. Крутясь в воздухе, падают на землю золотые листочки. От дерева к дереву протянуты тонкие липкие пити серебристой паутины. Прозрачен и чист воздух. Малейший звук слышится в березовом лесу.

В народных песнях и сказках часто упоминается береза. Люди ласково называют ее березонькой.

(И. Соколов-Микитов.)

3. Определить стиль текста и тип речи. Подчеркнуть прилагательные. Указать их разряды. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.

Осень наступила

В осенний ясный, немножко холодный утром день береза, словно сказочное дерево, красиво рисуется на бледно-голубом небе. Низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего. Небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой. Изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья…

(По И. С. Тургеневу.)

4. Прочитайте. Сформулируйте основную мысль описания и проследите, как раскрывается эта мысль в построении описания, словах, служащих средством связи абзацев между собой, отборе лексического материала. Подумайте, оправдано или нет повторение в тексте местоимений все, свой.

Парижский парк был пуст. Под ногами трещали желтые листья платанов. Они засыпали не только всю землю вокруг, но и гладь туманных и тихих прудов.

Серая тишина стояла вокруг. Парк погружался во мглу. Изредка с ветвей падали нам на руки ледяные капли. И все падали, все слетали желтые лапчатые листья. Легкий их треск шел за ногами по пятам.

Я вспомнил такой же розовеющий вечер на Ильинском омуте, и тоска стиснула сердце - тоска по нашей земле, по своим закатам, своему подорожнику и скромному шороху палой листвы.

Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

(По К. Паустовскому.)

Платан - большое дерево с зеленовато-серой корой и широкими листьями.

Родная природа

Прочитайте. Выпишите в две колонки глаголы I и II спряжения с безударными личными окончаниями. Рядом с формой единственного числа напишите форму 3-го лица множественного числа.

Смотр..шь иной раз на заграничные красоты, ухоженные, пр..красные сами по себе, вдыха..шь тр..пический запах, и вдруг как наяву встанут перед глазами мя..кие зал..вные луга с кол..кольчиками, ивы над тихой в..дой, и внутри что(то) защем..т, и трудно..держивать слезы. Чу..ство это з..вется любовью к Родине.

Ю. Грибов

Проспрягайте выделенный глагол. В каких личных формах происходит чередование м/мл?

Е.И. МЕТУШЕВСКАЯ,
школа № 3, пос. Нахабино, Московская обл.

Какова роль имен прилагательных в языке и речи?

Интегрированные уроки

6 класс

ТЕМА: «ЗИМА»

(Сдвоенный урок)

Задача урока. С помощью прилагательных учимся делать нашу речь более выразительной, точной, меткой, образной.
Одновременно учимся работать с текстом учебника.

Оборудование урока . Сочинения учащихся о зиме, выставка рисунков о зиме, репродукция картины И.И. Шишкина «Зима», отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова «Русский лес», словарики синонимов, необходимые записи на доске, учебники русского языка, литературы.

Знакомясь с темой, учащиеся ставят главный вопрос урока.
Главный вопрос: для чего нужны прилагательные и как они употребляются в речи?

ХОД УРОКА

Работа с текстом учебника

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,
подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

(К.Паустовский)

– Как вы понимаете слова К.Паустовского, данные в учебнике эпиграфом?
В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые слова особенно, потому что в них содержится образность.

Чтение стихотворения В.Выркина «Ищу слова» (упр. № 152).

– О чем это стихотворение? Какова его основная мысль?
Как важно искать и находить самое подходящее слово в определенной ситуации.

Чтение лингвистического текста (упр. № 151). По тексту упражнения учащиеся дома составляли для себя памятку и сюда же добавляли материал из учебника Р.И. Альбетковой «Русская словесность». 6-й класс.

Работа с художественными текстами

– Посмотрим, как работают прилагательные в поэтической речи. Обратимся к стихотворению А.Пушкина «Зимнее утро».

Рассматриваем прилагательные чудесный и великолепный . Используя словарик синонимов, попытаемся на место данных прилагательных поставить другие. Учащиеся приходят к выводу, что выбранные А.Пушкиным прилагательные вмещают целые синонимические ряды. Они помогают выразить возвышенное и восторженное чувство поэта, для этого он нашел наиболее подходящие слова.

– Посмотрим, как «работают» прилагательные в прозе.

Для анализа берется отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова «Русский лес».

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.
Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные, спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется вам чудесная красота спящего зимнего леса.

После краткой справки о писателе беседуем с классом.

Беседа с классом

– Какое впечатление произвел на вас текст?
Почему вы решили, что это текст, а не отдельные предложения?
Как первое предложение помогает нам понять, имеем ли мы дело с целым текстом или его частью?
Запишем первое предложение: Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес.

Выводы . Союзное соединение членов предложения (зимой и летом, осенью и весной) помогает уделить внимание каждому слову, увеличивает временное пространство. Это часть большого текста, описание зимнего леса.
Сказуемое в этом предложении выражено краткой формой прилагательного хорош , что делает речь более торжественной, книжной.

– Можно ли подобрать синонимы к слову русский ?

Слово русский в данном тексте имеет значение «родной», «близкий», «любимый». Это контекстуальные синонимы. Отсюда возможен заголовок «Русский лес зимою», который не только называет тему, но и выражает основную мысль. Автор описывает любимое, родное место, которое ему хорошо известно и дорого.

– Какому типу речи принадлежит отрывок?

Данный отрывок смешанного типа речи: рассуждение, описание, повествование с преобладанием описания. Вместе с тем учащиеся отмечают, что предложения в тексте связаны параллельной связью, и эта связь обычна при рассуждении – начале каждой микротемы (почему хорош, почему не налюбуешься, почему невидимая жизнь). При описании обычно употребляются слова с конкретным значением, текст насыщен прилагательными, перечисляются картины.

– Озаглавьте каждую микротему .

1. Описание леса.
2. Описание тишины.
3. Невидимая жизнь леса, открывающаяся внимательному человеку.

– Какие лексические средства используются для описания тишины?

Ключевые слова: тихий лес, недвижные сосны, нетронутые сугробы, тонкие звуки, бесшумно пролетели, и на этом фоне резко выделяется каждый неожиданный звук .

– Можем ли мы, подключив воображение, услышать эту тишину? Нам поможет репродукция картины И.Шишкина «Зима».

Учащиеся рассказывают, что почувствовали, услышали в зимнем лесу.

– Как последние три предложения текста «работают» на основную мысль?

Русский лес особенный, родной, понять его может человек наблюдательный, внимательный, умеющий вслушиваться и всматриваться. Чтобы почувствовать радость общения с природой, как и с людьми, надо самому быть внимательным, добрым. Не каждому откроется эта красота.

Самостоятельная работа

Задание 1 . Найдите выразительные средства языка в тексте (эпитеты, метафоры).

Задание 2 . Выпишите из текста прилагательные, характеризующие (определяющие) деревья, снег, птиц. Какие признаки передает прилагательное?

Задание 3 . На доске запись. Сравним прилагательные в 1-м и во 2-м столбике. В чем их различие? Выпишите из первого абзаца произведения «Русский лес» словосочетание прилаг. + сущ. Потом попытайтесь определить, в каких случаях прилагательные являются эпитетами.

Ответ . Слева – прилагательные-эпитеты, справа – прилагательные – не эпитеты. Их различие в том, что первые создают художественный образ, вторые называют конкретные признаки существительных: цвет, размер, состояние, возраст.

Задание 4 . Подумайте, какая разница между прилагательными серебристый, смолистый и серебряный, смоляной . Подберите к этим прилагательным существительные. К какому разряду относятся данные прилагательные? Каково значение суффиксов -ист- и -ян- ?

Ответ . Первая пара – качественные прилагательные, вторая – относительные. Суффикс -ист- передает значение «слегка», суффикс -ян- – сделанный из какого-либо материала.

Задание 5 . Подумайте: какая разница между следующими словами? Можно ли заменить одно другим?

спящий (лес) – сонный (лес);
освобожденная (ветка) – свободная (ветка);
обгрызенные (стерженьки) – целые (стерженьки);
нетронутые (сугробы) – чистые (сугробы);
спеющая (малина) – спелая (шишка);
отяжелевший (снег) – тяжелый (снег).

Задание 6. Выпишите из текста прилагательные с орфограммами: правописание суффиксов; сложных прилагательных, не с прилагательными; безударная гласная в корне; о–е после шипящих и ц .

Работа с репродукцией картины И.И. Шишкина «Зима»

– Есть ли связь с текстом? Какие предложения из текста можно взять для описания шишкинской зимы? Используя эти предложения, дома сделайте описание картины.
Почему картина названа «Зима», а не «Зимний лес»? Что хотел сказать этим художник?
Изображается глухой зимний лес, но говорит он о зиме снежной и суровой.
– Какие мысли, чувства объединяют произведения Пушкина, Соколова-Микитова и Шишкина?

Вывод : любовь к родной природе, восхищение красотой природы, умение вслушиваться и всматриваться. Наиболее сильно чувство выражено в поэтическом тексте, чему способствуют рифма, ритм, мелодия стиха, более восторженная лексика, звукопись.

Гоголь Н.В.

Земля сделалась крепче и местами стала прохватываться морозом. Уже и снег стал сеяться с неба, и ветви дерев убрались инеем, будто заячьим мехом. Вот уже в ясный морозный день красногрудый снегирь, словно щеголеватый польский шляхтич, прогуливался по снеговым кучам, вытаскивая зерно…

Проказы старухи Зимы

Ушинский К.

I
Разозлилася старуха зима: задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего, она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубов и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны. Остался воробей, и тот под стреху (cnht,"de":["GPVo0w7JG8M","__WlSd_29X0","oiW5cTzPtHo"],"es":["OMqOvBXd7WQ"],"pt":["C8ZJBpKofDU"],"pl":["ak6dbDReuYU","O2bIoIP6clY"],"ro":["g9VeGukeIXQ"],"la":["KVYDfo7YAJ4","s3361jgQ0Bg","oP_1Gfx7IlI","aGBpuLA2mKE"],"el":["bsp331I6LeM","yLM-Nq8Dzlc","cz1XIR7Bfus"]}