Ополчение в суданской гражданской войне. В чем подоплека возобновления военных действий? Какие группировки противостоят друг другу в этом конфликте

Вопрос № 31

Новый виток кризиса в отношениях двух регионов Судана пришелся на начало 1980-х гг., когда Хартум фактически дезавуировал ключевые положения (ААС) Аддис-Абебское мирное соглашение. Южане ответили новым антиправительственным восстанием, что привело к началу второй в новейшей истории страны гражданской войны (1983-2005 гг.). Противником правительства выступило Суданское народно-освободительное движение (СНОД) во главе с мятежным полковником Дж. Гарангом , которое, в отличие от своих предшественников – повстанцев времен первой гражданской войны - на первом войны не выдвигало сепаратистских требований.

Главными причинами нового вооруженного восстания, таким образом, стали:

· ущемление центральным правительством Судана политической и культурной автономии южного региона;

· недовольство образованной части южносуданского общества авторитарными методами управления страной, к которым в 1970-х - начале 1980-х гг. систематически прибегало правительство Дж. Нимейри;

· протест Южного Судана против введения судопроизводства по шариату в масштабах всей страны;

· недовольство бывших участников движения «Анья-Нья» своим финансовым положением и карьерными перспективами в суданской армии.

· внешний фактор - заинтересованность стран-соседей Судана в дестабилизации южного региона страны и ослаблении правительства Нимейри.

В рассматриваемый период круг внешних сил, оказывавших воздействие на взаимоотношения Севера и Юга, постоянно менялся. В то же время можно выделить группу международных организаций и правительств зарубежных стран, которые в течение всего периода 1983-2011 гг. либо значительной его части имели наиболее серьезные рычаги влияния на ситуацию в Судане. К их числу относятся международные организации (ООН, ОАЕ, АС и ИГ АД), страны-соседи Судана (Эфиопия, Эритрея, Уганда, Египет, Ливия, Заир/ДРК и др.), США, Великобритания и, в меньшей степени, Франция как наиболее заинтересованные представители стран Запада, Европейский Союз, Китай, а также Саудовская Аравия и Иран как ключевые партнеры Хартума на Ближнем и Среднем Востоке. Россия, как и СССР в 1983-1991 гг., не была непосредственно вовлечена в суданские дела, однако ее статус и возможности как постоянного члена СБ ООН, а также позиция заинтересованного наблюдателя позволили стране быть одним из значимых игроков.

Интересы и мотивы вовлеченных в конфликт внешних акторов были разнообразны . Для одних на первом месте стояла заинтересованность в ресурсах Судана, в частности нефтяных и водных. Другие руководствовались интересами безопасности своих границ с южным регионом Судана, опасаясь дестабилизирующего воздействия суданского конфликта. Определенную роль играли геополитические и идеологические факторы: «холодная война», общая арабо-исламская идентичность, христианская солидарность и панафриканизм. Однако, помогая той или иной стороне конфликта, международные акторы руководствовались, прежде всего, своими практическими экономическими и политическими интересами, и лишь затем – идеологическими соображениями.

В годы вооруженного конфликта 1983-2005 гг. позиция Организации африканского единства и ее правопреемника Африканского союза по главной проблеме (о праве Юга Судана на самоопределение) и другим вопросам повестки дня переговоров была неоднозначной и непоследовательной. Общеафриканские организации, с одной стороны, подчеркивали нежелательность распада Судана, призывая стороны к сохранению единства страны, с другой - поддержали разнонаправленные инициативы в рамках переговорного процесса 1986-2005 гг. Непоследовательность позиций ОАЕ и АС не позволила им в полной мере реализовать свой потенциал участия в мирном урегулировании до самого окончания гражданской войны.

Начало войны

Нарушение Аддис-Абебского соглашения

Президент Судана Джафар Нимейри попытался взять под свой контроль нефтяные месторождения на юге страны, которые были обнаружены в 1978, 79 и 82 годах.

Исламские фундаменталисты на севере страны были недовольны положениями Аддис-Абебского соглашения, которые обеспечивали религиозную свободу на юге страны христианам и язычникам. Позиции исламистов постепенно укреплялись и в 1983 году президент Судана объявил о том, что Судан становится исламской республикой и ввёл шариат на всей территории страны

Народная армия освобождения Судана была основана в 1983 году группой повстанцев для борьбы с правительством Судана с целью восстановления автономии Южного Судана. Группа позиционировала себя как защитник всех угнетённых граждан Судана и выступала за единый Судан. Лидер НАОС Джон Гаранг критиковал правительство за проводимую политику, которая вела к распаду страны.

В сентябре 1984 года президент Нимейри объявил о прекращении чрезвычайного положения и ликвидации чрезвычайных судов, но вскоре обнародовал новый судебный акт, который продолжал практику чрезвычайных судов. Несмотря на публичные заверения Нимейри о том, что права немусульман будут уважать, южане и другие немусульмане относились к этим заявлениям крайне подозрительно.

В начале 1985 года в Хартуме ощущалась острая нехватка топлива и продовольствия, засуха, голод и эскалация конфликта на юге страны привели к тяжёлой внутриполитической ситуации в Судане. 6 апреля 1985 года генерал Абдель ар-Рахман Свар ад-Дагаб с группой старших офицеров совершил государственный переворот. Они не одобряли попыток тотальной исламизации Судана. Конституция 1983 года была отменена, правящая партия Суданский социалистический союз распущена, бывший президент Нимейри отправился в изгнание, однако законы шариата отменены не были. После этого был создан переходный военный совет во главе с Сивар ад-Дагабом. После этого было сформировано временное гражданское правительство, которое возглавил Аль-Джазули Даффаллах. В апреле 1986 года в стране прошли выборы, после которых было сформировано новое правительство во главе с Садиком аль-Махди из партии «Умма». Правительство состояло из коалиции партии «Умма», Демократического союза, Национального исламского фронта Хасана Тураби. Эта коалиция была распущена и изменялась несколько раз в течение нескольких лет. Премьер-министр Садик аль-Махди и его партия играли центральную роль в Судане в это время.

Переговоры и эскалация

В мае 1986 года правительство Садика аль-Махди начало мирные переговоры с НАОС во главе с Джоном Гарангом. В течение года представители Судана и НАОС встречались в Эфиопии и договорились о скорой отмене законов шариата и проведении конституционной конференции. В 1988 году НАОС и Демократический союз Судана договорились о проекте плана мирного урегулирования, включающего отмену военных соглашений с Египтом и Ливией, отмену шариата, отмену чрезвычайного положения и прекращение огня.

Однако из-за обострения обстановки в стране и тяжёлой экономической ситуации в ноябре 1988 года премьер-министр аль-Махди отказался одобрить план мирного урегулирования. После этого Демократический союз Судана вышел из правительств а, после чего в правительстве остались представители исламских фундаменталистов.

В феврале 1989 года под давлением армии аль-Махди сформировал новое правительство, призвав членов Демократического союза, и принял план мирного урегулирования. Конституционная конференция была назначена на сентябрь 1989 года.

Совет революционного командования национального спасения

30 июня 1989 года в Судане произошёл военный переворот под руководством полковника Омара аль-Башира. После этого был создан «Совет революционного командования национального спасения» , который возглавил аль-Башир. Он также стал министром обороны и главнокомандующим вооружёнными силами Судана. Омар аль-Башир распустил правительство, запретил политические партии, деятельность профсоюзов и других «нерелигиозных» учреждений, ликвидировал свободную прессу. После этого в Судане снова началась политика исламизации страны.

Уголовный закон 1991 года

В марте 1991 года в Судане был опубликован Уголовный закон, который предусматривал наказания по законам шариата , включая ампутации рук. Первоначально эти меры практически не использовались на юге страны, однако в 1993 году правительство начало замену немусульманских судей в южной части Судана . Помимо этого была создана полиция общественного порядка для контроля за соблюдением норм шариата, которая следила за правопорядком.

Разгар войны

Под контролем Народной армии освобождения Судана находились часть экваториальных территорий, Бахр-эль-Газаль, Верхний Нил. Также подразделения повстанцев были активны в южной части Дарфура, Кордофана и Голубого Нила. Под контролем правительственных сил были крупные города на юге: Джуба, Вау и Малакаль.

В октябре 1989 года после перемирия боевые действия возобновились. В июле 1992 года правительственные войска в ходе крупномасштабного наступления взяли под контроль южную часть Судана и захватили штаб-квартиру НАОС в Торите .

Под предлогом борьбы с повстанцами суданское правительство разместило значительные армейские и полицейские силы в южных районах страны. Однако часто эти силы совершали атаки и налёты на деревни с целью получения рабов и скота. В ходе этих боевых действий, по разным оценкам, около 200 000 южносуданских женщин и детей было захвачено и обращено в рабство суданскими вооружёнными силами и иррегулярными проправительственными группировками (Народная армия обороны).

Разногласия в НАОС

В августе 1991 года в НАОС начались внутренние раздоры и борьба за власть. Часть повстанцев отделились от армии освобождения Судана. Лидера НАОС Джона Гаранга попытались свергнуть с поста руководителя. Всё это привело к появлению в сентябре 1992 года второй фракции повстанцев (во главе с Уильямом Бани ), а в феврале 1993 года третьей (во главе с Керубино Боли ). 5 апреля 1993 года в Найроби (Кения) лидеры отделившихся повстанческих фракций заявили о создании коалиции .


Похожая информация.


В Южном Судане начинается гражданская война. Причины для Африки традиционны: нежелание элит делиться доходами от разграбления страны и племенная разобщенность. Серьезных оснований не вступать в смертельную схватку у противоборствующих сторон нет, поэтому жестокий и продолжительный конфликт представляется почти неизбежным.

Отделение черного Южного Судана от арабского Судана и создание там образцово-показательного демократического африканского государства было одним из любимых проектов международного сообщества. Хартум вполне справедливо ругали за расизм, религиозную нетерпимость, насильственную арабизацию, правовой беспредел, авторитаризм, хищническое выкачивание нефти из южных регионов страны, коррупцию и прочие черты типичной восточной деспотии. По общему мнению, избавление от тирании жестокого северного диктатора Омара аль-Башира (кстати, разыскиваемого за военные преступления) открыло бы южанам путь к более или менее сносной жизни. Президент США Барак Обама пошел еще дальше, посулив «мирное и процветающее будущее для всего южносуданского народа».

Надо сказать, что Обама несколько ошибся в прогнозах. То, что происходило в Южном Судане после провозглашения независимости в 2011 году, миром и процветанием не назовет даже самый убежденный оптимист. С процветанием для всего народа с самого начала не задалось. Единственный конкурентоспособный южносуданский товар на мировом рынке - это сырая нефть. А единственный способ доставить ее покупателям - нефтепровод, проходящий через Судан к Красному морю. Как поясняли власти в Джубе, Омар аль-Башир заломил такие цены на прокачку нефти, что продавать ее стало невыгодно. Сам суданский диктатор, к слову, делал все возможное, чтобы укрепить свою дурную репутацию среди бывших сограждан: например, его авиация периодически бомбила нефтепромыслы южан. В результате быстро разбогатеть на продаже нефти Южному Судану не удалось.

Фото: Mohamed Nureldin Abdallah / Reuters

Несмотря на вынужденное снятие «сырьевого проклятья», другие сферы экономики новорожденной страны быстро развиваться также не стали. Но в этом виноват уже не столько старый правитель, сколько новые - они развели в стране ужасающую коррупцию. Инвестициям препятствует и своеобразное понимание права собственности в Южном Судане. Например, скотоводы, кочующие с пастбища на пастбище в долине Нила, не брезгуют возможностью увеличить свое стадо за счет встречающихся на пути коллег. Интересная деталь: отъем коров и быков осуществляется дедовскими, можно сказать, способами - с помощью луков, стрел, мечей и копий.

С миром, на который надеялся американский президент, получилось еще хуже. Многочисленные повстанческие группировки, боровшиеся против суданских войск, быстро переквалифицировались в банды, ведущие либо оседлый образ жизни (терроризируя местное население), либо кочевой (устраивая набеги на оседлых сограждан). На фоне слабости центральной власти и полного беззакония в отдаленных районах страны расцвела работорговля. Армейские подразделения, направляемые на разгон этих банд, к неудовольствию местных жителей, зачастую сами с усердием грабят сограждан.

Но беззаконие, коррупция и авторитаризм - это еще не главные проблемы самой молодой страны мира. Наибольшую опасность для Южного Судана представляет глубоко укоренившаяся взаимная ненависть между главными этническими группами - динка (примерно 15 процентов населения) и нуер (10 процентов). Надо отметить, что цифры, конечно, очень приблизительные, так как никто точно не знает, каково население страны в принципе.

История отношений между динка и нуер изобилует случаями обоюдных массовых убийств. Даже во время войны против Хартума в редкие минуты отдыха представители двух народностей резали друг друга, а также всех прочих, кто под руку подвернется. Собственно, многие грабежи, убийства и угоны скота в «мирное время» проводились по этническому принципу. В западной прессе не очень любят упоминать об этом, но динка и нуер испытывают друг к другу примерно те же чувства, что и сербы с хорватами во время балканских войн в 1990-е. В Южном Судане это означает вялотекущее этнически мотивированное насилие.

От окончательного сползания страны в гражданскую войну Южный Судан спасали три фактора: наличие общего врага (Судана), относительно справедливое распределение постов в правительстве между представителями обеих народностей и то обстоятельство, что даже вместе они едва дотягивают до четверти общего населения страны. Приблизительно 75 процентов населения – это представители других племен, а всего в Южном Судане только различных наречий более 60.

Однако в 2013 году ситуация начала быстро меняться. Во-первых, Хартум и Джуба договорились о холодном мире. Никакой дружбы между ними, разумеется, как не было, так и нет, но и боевых действий они уже не ведут. Во-вторых, президент Салва Киир (динка) уволил вице-президента Риека Мачара (нуер), а также очистил все органы власти от представителей других племен. Это, кстати, среди местных наблюдателей породило термин «динкакратия». Ну и в-третьих, на фоне изгнания из правительства всех не-динка, нуер начали консолидировать вокруг себя другие народности, недовольные засильем динка. Таким образом, все ингредиенты для начала гражданской войны были подготовлены.

И она не заставила себя долго ждать. На прошлой неделе в Джубе произошел ночной бой, который президент Киир объявил неудавшейся попыткой государственного переворота. В главные заговорщики он предсказуемо записал Мачара и его людей, лишенных власти президентскими перестановками в правительстве. Бывший вице-президент успел сбежать из столицы, но некоторым его соратникам повезло меньше: как минимум 11 бывших чиновников из племени нуер были арестованы.

Еще хуже пришлось простым представителям этого племени, проживающим в столице. По свидетельствам очевидцев, правительственные силы начали проводить зачистки, сотнями убивая «заговорщиков». В расположенные в столице лагеря беженцев хлынули тысячи людей, опасающихся за свою жизнь.

Тем временем в штате Джонглий (бастионе нуер) начались аналогичные процессы. Только жертвами там стали уже представители народа динка. Силы, верные Мачару, захватили главный город штата - Бор, где незамедлительно начались этнические чистки. Кстати, представителей народа динка нуер вычисляют по двум признакам: особенностями произношения (языки у них схожи) и высокому росту. Динка считаются самыми высокорослыми людьми на планете.

На фоне начавшегося мятежа активизировались и другие вооруженные группировки, которыми Южный Судан изобилует со времен войны за независимость. Мировые лидеры призывают стороны воздержаться от насилия и решить возникшие проблемы за столом переговоров, однако их, конечно, никто не слушает. Динка, нуер и прочие полностью заняты взаимным уничтожением. Отвлекаются они лишь на обстрел вертолетов ООН и американских конвертопланов, вывозящих из страны иностранцев. Ситуацию там можно описать одним словом: хаос.

Государственный департамент США, выступив с осуждением обстрела своего конвертоплана, столкнулся с неожиданной проблемой: не очень ясно, кого именно осуждать. По стране сейчас кочует такое количество никому не подчиняющихся вооруженных людей, что понять, где, кто и за (против) кого, сейчас не представляется возможным.

Скорее всего, Южный Судан ждут крайне непростые времена. Победить друг друга динка и нуер не могут, а прекращать вражду и мириться они совсем не собираются. Конечно, им можно было бы тоже разделиться на две страны, но тогда процесс деления может стать необратимым. Дело может кончиться тем, что независимости потребует каждая из 60 народностей, населяющих Южный Судан. Никакого приемлемого выхода из складывающейся ситуации пока не видно.

Международное сообщество в некотором оцепенении смотрит на то, как проект создания мирной, процветающей, демократической африканской страны оборачивается своей полной противоположностью. В мире уже зазвучали голоса, призывающие ввести в Южный Судан иностранных миротворцев, пока там не началась резня, как в соседней ЦАР или еще хуже - как в Руанде в 1994 году. Как показывает многолетний опыт, африканские страны к югу от Сахары с большим трудом удерживаются от гражданской войны, будучи предоставленными сами себе.

Статус самого молодого в мире государства закреплён за Южным Суданом. Однако страна уже не раз оказывалась втянута в гражданскую войну.
В настоящий момент в столице раздаются звуки выстрелов. На протяжении недели в Джубе сохраняется напряжённая ситуация.
Население Джубы было вынуждено покинуть дома и отправиться в организованный ООН лагерь беженцев. В СМИ поступают первые сообщения о количестве погибших. Противостояние уже унесло жизнь трёх сотен человек.
За прошедшие после последнего военного конфликта три года участники боевых действий не изменились. По одну сторону баррикады разместились находящиеся под контролем вице-президента формирования, по другую – подчиняющаяся действующему президенту армия.
Столичные жители предполагают, что причиной столкновений стали задержки в выплате зарплат военным. Они надеются на скорое прекращение стрельбы. Иначе Южный Судан вновь погрязнет в гражданской войне. Последнюю удалось завершить лишь в 2015 году.
История Южного Судана начинается 9 июля 2011 года, когда 99 процентов жителей страны высказалось за отделение от Судана. До этого Судан жил в условиях войны между Севером и Югом, которая началась в 1956 году после снятия контроля со сторон Великобритании. Страна была разделена на две части по национальному и религиозному признаку. На севере власть была сосредоточена в руках арабов, которые настаивали на политике исламизации. На юге активное сопротивление оказывало исповедующее христианство чернокожее население, которое отказывалось переходить в чуждую для них веру.
В период с 1955 по 1972 год было убито полмиллиона граждан. В эти годы проходила первая гражданская война. В конечном счёте, Юг получил автономию, и на 10 лет в стране воцарился относительный мир. Вторая война началась в 1983 году. За 22 года боевых действий было убито более 2 миллионов человек. Беженцами стали 4 миллиона человек.
Эта африканская страна потенциально могла получить статус самой богатой на континенте. Однако война поставила её на грань гуманитарной катастрофы. К 2011 году всем стало ясно, что раздел – единственно возможный вариант. Мировая общественность приветствовала это решение и обещала помочь новому государству. Так Южный Судан обрёл независимость и был принят в ООН в качестве полноправного члена.
Все надеялись, что наступает эра мирной жизни. Территория нового государства была сопоставима с Францией. На ней располагаются 75 процентов некогда принадлежавших Судану нефтяных скважин. Также новому государству достались богатые месторождения хрома, цинка, золота, серебра, алмазов.
Несмотря на это менее чем через два года после объявления независимости Южный Судан оказался во власти внутреннего конфликта. Противостояние было вызвано обострившимися отношениями между крупнейшими племенами: динка и нуэр.
Лидер государства – Сальва Киир – из племени динка. Придя к власти, он начал активно внедрять в управленческую и военную верхушку соплеменников. В 2013 году вице-президент – Риека Мачар – был обвинён в организации государственного переворота и отстранён от власти. Он принадлежит к племени нуэр. Военнослужащие разделились. Одни поддержали президента, другие – его оппонента. Вслед за армией разделилась оставшаяся часть страны. Так началась гражданская война.
В мае прошлого года два лидера смогли договориться. Результатом стало соглашение об урегулировании конфликта на межэтнической почве. Несмотря на то, что стороны не раз нарушали договор, в стране наступил мир. Кииру и Мачару удалось сохранить занимаемые должности. В апреле этого года вице-президент вернулся к исполнению своих служебных обязанностей. Во время выступления он дал обещание покончить с войной. В знак примирения в небо была выпущена стая голубей. Однако мир длился недолго. Страна вновь погрузилась в хаос.

Правообладатель иллюстрации BBC World Service Image caption Судан утверждает, что лишь ответил на вторжение в спорный район с Юга

Вооруженный конфликт в спорном районе на границе Судана и недавно отделившегося от него Южного Судана продолжает разрастаться.

Ирина Филатова, профессор Высшей школы экономики в Москве и заслуженный профессор Натальского университета в ЮАР, рассказывает о подоплеке спора между двумя африканскими государствами.

Каковы формальные причины обострения ситуации?

Формальные поводы обострения ситуации совершенно очевидны. В марте нынешнего года войска Южного Судана оккупировали территорию, которая является спорной. Военные действия начались уже тогда. С тех пор они, собственно говоря, не прекращались. ООН призвала Южный Судан вывести войска с этой спорной территории, Южный Судан заявил, что последовал этому призыву, однако Судан утверждает, что войска выведены не были и что им было нанесено военное поражение.

В чем подоплека возобновления военных действий?

Таких причин довольно много. Самое главное, что спорный район, о котором идет речь - Южный Кордофан - это район нефтеносный. 80% нефтяных месторождений при разделении страны на две досталось Южному Судану. Это, естественно, нанесло колоссальный ущерб экономике Судана. Договоренности о том, как распределять прибыли при таком разделении природных ресурсов бывшей единой страны, не было.

Переговоры на этот счет пока не завершились, и для определения границы в Южном Кордофане должны были провести референдум, чтобы выяснить, где же хочет оказаться местное население. Но и без выяснения известно, что население здесь в основном проюжносуданское, поэтому Судан не хочет допустить этого референдума, чтобы хотя бы часть этих месторождений осталась на его территории.

Вторая причина конфликта заключается в том, что эти районы населены кочевниками, которые всегда воевали друг с другом. Никаких границ там никогда не было, поэтому можно сказать, что бои там идут каждый месяц, каждый день.

Почему вопрос с демаркацией границ не попытались решить сразу же при создании Южного Судана в июле 2011 года?

Выбор тогда был такой: отложить независимость Южного Судана или отложить вопрос о границе в нескольких спорных районах, чтобы решить его позже при помощи референдума. Но для того, чтобы провести референдум, нужен мир, а мира там пока что не было. Обе стороны нарушают договоренность о создании совместной администрации по наблюдению и контролю за ситуацией на спорных территориях, так что сказать, кто тут конкретно виноват, очень трудно.

Какие группировки противостоят друг другу в этом конфликте?

Начнем с того, что конфликт этот очень многогранный: это и этнический, и политический, и экономический конфликт, в котором замешано очень много интересов, в том числе и иностранных. Приведу в качестве примера одну группировку – "Армию сопротивления Господа", которая действует и в Южном Судане, и в Уганде, и в Демократической Республике Конго, и в Центральноафриканской республике. Вот уже одна из точек конфликта, которая, похоже, к нефти не имеет никакого отношения.

Еще одна сила – это бывшие партизаны на территории южной части Судана. Их обвиняют в том, что они продолжают военные действия, направленные на то, чтобы присоединиться к Южному Судану или остаться независимыми вообще.

Столкновения идут также между мусульманами и анимистами или христианскими группами. Южный Судан – это страна христианско-анимистская, хотя и мусульман здесь достаточно, а Судан – это страна преимущественно исламская. Так что, видите, сколько интересов здесь сталкивается.

Но если говорить о главных сторонах конфликта – Судане и Южном Судане – каковы их силы, каков потенциал в разных областях?

Что касается армии, то армия Судана гораздо сильнее – у нее есть традиции, это государственная армия. А Южный Судан - это молодое государство; кроме того, здешняя экономика была подорвана в результате гражданской войны, которая длилась 21 год. Это были именно те районы, которые подавлялись государственной машиной Судана. Но экономика молодой страны пострадала еще больше, как это ни странно, после провозглашения независимости. Разрушилась система нефтепроводов, прежняя инфраструктура, так что после обретения Южным Суданом независимости объемы продажи нефти упали, причем в обеих странах. Безусловно, с экономической и с военной точек зрения, Южный Судан – это более слабое государство, тут и говорить не приходится. Но у него есть довольно сильные союзники.

Кто поддерживает Хартум и кто поддерживает Джубу?

Здесь все распадается по регионам. Джубу поддерживают в основном государства к югу от Южного Судана. У них есть общие интересы, достаточно тесные отношения. Уганда прямо заявила о том, что если развернутся военные действия, то она предоставит Южному Судану военную помощь. Кения заявила, что будет рассчитывать на возможность примирения враждующих сторон, но симпатии кенийцев тоже на стороне Южного Судана. Что касается Демократической Республики Конго, здесь все более сложно. Но и ДР Конго, и Центральноафриканская Республика участвуют вместе с Южным Суданом и Угандой в охоте за "Армией сопротивления Господа". Ну, а страны на севере поддерживают Судан, естественно.

Мировое общественное мнение до июля прошлого года сводилось в основном к тому, что независимость Южного Судана должна быть провозглашена. А вот теперь уже звучат мнения, что ответственность за этот конфликт должны нести обе стороны. Организация африканского единства, в частности, призывает обе стороны к урегулированию конфликта.

Во что может вылиться нынешнее противостояние?

Подобные конфликты ведь бывали, и совсем рядом - в Демократической Республике Конго тоже были такие буквально внутриконтинентальные войны. Здесь может быть совершенно то же самое. Конфликт очень сложный, границ там никогда не было. У самих этих государств, у правительств нет возможностей и сил контролировать то, что творится на территории их стран. Хартум не контролирует свой юг, а Джуба не контролирует свой север.

Там происходит пограничная война, которую очень трудно остановить, тем более что в нее на разных сторонах могут вмешаться разные государства, соседи, и ничего хорошего из этого, конечно, не выйдет. Уже в более ранних войнах на территории прежнего Судана погибло, по-моему, 2,5 миллиона человек. Не знаю, сколько еще жертв потребует эта новая война.

К моменту колонизации Африки европейскими странами в Южном Судане не существовало государственных образований в современном понимании. Арабы за многовековую историю также не смогли интегрировать этот регион. Некоторый прогресс произошёл при османском правлении Египтом, когда в 1820-1821 гг. зависимый от Порты режим Мухаммеда Али начал активную колонизацию региона.

В период существования англо-египетского Судана (1898-1955 гг.) Великобритания старалась ограничить исламское и арабское влияние на Южный Судан, введя отдельное управление соответственно Севером и Югом Судана, а в 1922 г. даже издав Акт о введении виз для суданского населения на передвижение между двумя регионами. Одновременно проводилась христианизация Южного Судана. В 1956 г. было провозглашено создание единого суданского государства со столицей в Хартуме, а в управлении страной закрепилось доминирование политиков с Севера, пытавшихся проводить арабизацию и исламизацию Юга.

Подписание в 1972 г. Аддис-абебского соглашения привело к прекращению 17-летней Первой гражданской войны (1955-1972 гг.) между арабским Севером и негритянским Югом и предоставлению Югу определённого внутреннего самоуправления.

После примерно десятилетнего затишья захвативший власть в результате военного переворота 1969 г. Джафар Нимейри возобновил политику исламизации. В уголовное законодательство страны были введены предусмотренные исламским правом такие виды наказаний, как забивание камнями, публичная порка и отсечение рук, после чего вооружённый конфликт возобновила Народная армия освобождения Судана.

По американским оценкам, за два десятилетия, прошедшие с момента возобновления вооружённого конфликта на юге Судана, правительственные войска уничтожили около 2 млн. мирных жителей. В результате периодических засух, голода, нехватки топлива, расширяющегося вооружённого противостояния, нарушения прав человека более 4 млн. южан были вынуждены покинуть свои дома и бежать в города или в соседние страны – Кению, Уганду, ЦАР, Эфиопию, а также в Египет и Израиль. Беженцы были лишены возможности обрабатывать землю или иным способом зарабатывать на жизнь, страдали от недоедания и неправильного питания, были лишены доступа к образованию и здравоохранению. Многолетняя война привела к гуманитарной катастрофе.

Переговоры между повстанцами и правительством, проходившие в 2003-2004 гг. формально завершили 22-летнюю Вторую гражданскую войну (1983-2005 гг.), хотя отдельные вооружённые столкновения в ряде южных районов имели место и позже.

9 января 2005 г. в Кении между Народной армией освобождения Судана и Суданом было подписано Найвашское соглашение. Соглашение положило конец гражданской войне в Судане. Кроме того, согласно Найвашскому соглашению, была установлена дата проведения референдума о независимости Южного Судана.


Между сторонами конфликта были подписаны следующие соглашения (также известные как протоколы):

Мачакоский протокол (Глава I), подписан в Мачакосе, Кения, 20 июля 2002 г. Соглашение о разделе государственного управления между сторонами.

Протокол по урегулированию конфликта в районе Абьей (Глава IV), подписан в Найваше 26 мая 2004 г.

Протокол по урегулированию конфликта в Южном Кордофане и Голубом Ниле (Глава V), подписан в Найваше 26 мая 2004 г.

Соглашение о мероприятиях по обеспечению безопасности (Глава VI), подписано в Найваше 25 сентября 2003 г.

Соглашение о прекращении огня и мероприятиях по обеспечению безопасности в регионе (Приложение I), подписано в Найваше 30 октября 2004 г.

Таким образом, Навашское соглашение предоставило региону автономию, а лидер Юга Джон Гаранг стал вице-президентом Судана. Южный Судан получил право после 6 лет автономии провести референдум о своей независимости. Доходы от добычи нефти в этот период должны были, по соглашению, делиться поровну между центральным правительством и руководством южной автономии. Это несколько разрядило напряжённую обстановку. Однако 30 июля 2005 г. Джон Гаранг погиб в результате крушения вертолёта, и обстановка вновь стала накаляться.

Для урегулирования конфликта в сентябре 2007 г. Южный Судан посетил Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун. Международное сообщество ввело в зону конфликта миротворческие и гуманитарные силы. В течение 6-летнего периода власти юга организовали достаточно полный и эффективный контроль своей территории действующим Правительством Южного Судана со всеми министерствами, включая вооружённые силы и органы правопорядка. По всем оценкам, способность и желание неарабского региона жить самостоятельно не вызывали сомнения.

22 декабря 2009 г. парламент Судана одобрил закон, устанавливающий правила проведения референдума 2011 г. 27 мая 2010 г. президент Судана Омар аль-Башир пообещал провести в намеченный срок, в январе 2011 г., референдум по самоопределению Южного Судана. В подготовке к референдуму приняли активное участие сотрудники ПРООН и других международных организаций, оказав, в том числе, финансовую помощь.

В июне 2010 г. США объявили, что будут приветствовать появление нового государства в случае положительного исхода референдума. Накануне референдума, 4 января 2011 г. президент Судана Омар аль-Башир во время визита в южносуданскую столицу Джубу пообещал признать любые итоги плебисцита, и даже выразил готовность принять участие в официальных празднованиях по случаю образования нового государства, если на референдуме южане проголосуют за независимость. Кроме того, он обещал свободу перемещения между двумя странами, предложил помочь южанам создать безопасное и стабильное государство, а также организовать равноправный союз двух государств наподобие Евросоюза, если Юг обретёт независимость.

С 9 по 15 января 2011 г. в Южном Судане прошёл референдум по вопросу независимости от Судана. Кроме того, должен был пройти референдум в районах у города Абьей по вопросу вхождения в состав Южного Судана, однако он был отложен.

Официальные результаты референдума были объявлены 7 февраля 2011 г., согласно им, за отделение Южного Судана было подано 98,83 % от общего числа признанных действительными бюллетеней. Официальное провозглашение нового государства произошло 9 июля 2011 г., до этой даты Судан продолжал существовать как единое государство.

В результате положительного исхода референдума новое государство было провозглашено 9 июля 2011 г. Вслед за этим последовали массовое признание независимости страны, начиная с Судана, и вступление 14 июля 2011 г. Республики Южный Судан в ООН в качестве его 193-го члена. Вскоре была введена национальная денежная единица – южносуданский фунт.

Ряд государств объявили о том, что намерены признать независимость Южного Судана задолго до 9 июля 2011 г. Правительство Судана приветствовало итоги референдума и заявило, что планирует открыть посольство в Джубе после разделения государства на две части, соседние страны, кроме Чада и, первоначально, Эритреи, также приветствовали независимость региона. Уже в первые дни несколько десятков стран признали Южный Судан. Россия установила дипломатические отношения с Южным Суданом 22 августа 2011 г.

С другой стороны, крайне напряжёнными, вплоть до вооружённых конфликтов, остаются отношения с Суданом, с которым имеются территориальные и экономические споры.

Между Южным Суданом и Суданом произошли вооружённые конфликты в спорной зоне Южного Кордофана в мае – августе 2011 г. и в Хеглиге в марте – апреле 2012 г.

Южный Судан имеет спорные территории с Суданом (Район Абьей и Район Кафия-Кинги) и Кенией (Треугольник Илеми).

В стране, унаследовавшей от гражданских войн не менее 7 вооружённых групп и имеющей несколько этносов, продолжают происходить конфликты на межэтническом почве.

В результате, в настоящее время период независимости Южного Судана характеризуется политической нестабильностью, вооружёнными конфликтами, в том числе и межэтническими и межрелигиозными. В последнее время ситуация в Южном Судане настолько обострилась, что стали появляться признаки начала гражданской войны.

Фактически, конфликт в Южном Судане – это вооруженный межэтнический конфликт между нуэр и динка, начавшийся в декабре 2013 г.

16 декабря 2013 г. президент Южного Судана Салва Киир заявил о предотвращении военного переворота. По его словам, попытка насильственной смены власти, предпринятая его политическим оппонентом, не удалась, ситуация в стране и её столице – Джубе – находится под полным контролем правительства.

Политическая ситуация резко обострилась в июле 2013 г., когда президент Салва Киир уволил вице-президента Риека Мачара и провёл радикальные изменения в кабинете министров. После этих перестановок в руководстве страны практически не осталось представителей второго по численности племени страны – нуера. Сам президент Южного Судана и большинство людей из его окружения принадлежит к другому племени – динка, которое является самым многочисленным в стране.

Координатор гуманитарной помощи ООН в Южном Судане Тоби Ланцер заявил, что за время вооруженных восстаний в стране погибли тысячи человек. Ранее ООН сообщала о 500 погибших в конфликте. Десятки тысяч человек бежали из зоны конфликта в Южном Судане.

31 декабря 2013 г. власти Южного Судана и повстанцы договорились о прекращении огня. Боевые действия были приостановлены на время, пока стороны не выработают план примирения. Встреча, в которой участвовали представители президента Салва Киира и бывшего вице-президента Риека Мачара, лидера повстанцев, проходила в Эфиопии.

4 января 2014 г. представители властей и повстанцев собрались на переговоры в столице Эфиопии Аддис-Абебе. Полноценные переговоры сторон должны были начаться 5 января 2014 г., но позднее стало известно, что переговоры отложили. Встречи представителей враждующих сторон были отменены и дата их возобновления не объявлена.

7 января 2014 г. прямые переговоры между правительством и повстанцами возобновились. Министр иностранных дел Эфиопии Тедрос Адханом пояснил, что предыдущая попытка прямых переговоров сорвалась, потому, что стороны оказались недостаточно к ним подготовленными.

10 января 2014 г. правительство Южного Судана сообщило о завершении операции по возвращению контроля над городом Бентиу – столицы штата Юнити, также известного как Эль-Вахда. Представитель командования вооруженных сил заявил, что операция завершилась полным успехом. По его словам, контроль над Бентиу означает контроль над всеми нефтепромыслами штата.

23 января 2014 г. правительство Южного Судана и повстанцы подписали соглашение о перемирии, закончив тем самым, переговоры шедшие в Аддис-Абебе. Соглашение дополнено договором об 11 сторонниках Риека Мачара, задержанных и обвинённых в подготовке переворота. Предполагается, что они в итоге примут участие в мирном урегулировании, однако прежде должен состояться суд. По соглашению, все иностранные вооруженные силы, приглашенные сторонами конфликта, должны покинуть страну (речь идет об армии Уганды, которая поддерживала Салву Киира и воевала на стороне правительственных войск). Ожидается, что соглашение о перемирии начнет действовать в течение ближайших 24 часов. Между тем, жители Южного Судана скептически оценивают результаты переговоров, полагая, что перемирие решит лишь часть проблем молодого государства.

11 февраля 2014 г. в столице Эфиопии Аддис-Абебе начались новые переговоры по разрешению кризиса, через две недели после подписания соглашения о прекращении огня. Мятежники согласились продолжить диалог, несмотря на отказ правительства страны выпустить на свободу четверых высокопоставленных заключенных-оппозиционеров. Обе стороны обвиняют друг друга в нарушении договоренности о прекращении огня с целью окончания вооруженного конфликта.

18 февраля 2014 г. повстанцы атаковали город Малакаль – столицу региона Верхний Нил. Это нападение стало первым после заключения перемирия 23 января 2014 г.

22 февраля 2014 г. был опубликован отчёт ООН, в котором утверждается, что, как правительственные войска, так и повстанцы в Южном Судане несут ответственность за нарушения прав человека и насилие над гражданским населением, в частности, разделенные по этническому принципу противники занимались пытками, насилием и убийствами.

Как сообщает Управление по координации гуманитарных вопросов ООН, в результате конфликта в Южном Судане, более миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома, а более 250 тысяч человек из них бежали в соседние страны. Другие остались в Южном Судане, десятки тысяч человек нашли приют на базах ООН.