Осознание бессознательного. Эмпатия — осознанное или бессознательное присоединение психики (вчувствование) к текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания

Даже став взрослыми, мы всегда надеемся на то, что судьба подарит нам человека, который будет понимать нас с полуслова. Такого человека, который разделит с нами наши радости и горести как свои. Это прекрасное чувство, которое позволяет эмоционально вчувствоваться в своего собеседника, называется Эмпатия.

Чужие эмоции – как свои

Умение осознанно сопереживать чужие эмоции, к сожалению, сегодня встречается очень редко. Термин «Эмпатия» в психологии одним из первых был упомянут ещё в трудах Зигмунда Фрейда, который утверждал, что психоаналитику для осуществления эффективной работы с пациентом необходимо учитывать его эмоциональное состояние. Психоаналитик входит в это состояние, после чего получает способность понять его, сравнив с собственными ощущениями.

Сегодня понятие «Эмпатия» подразумевает многое. Прежде всего, эмпатия - осознанное сопереживание человеку, его эмоциональному состоянию, без потери ощущения внешнего контроля над таким состоянием. В медицине и психологии эмпатия часто приравнивается к эмпатическому слушанию - демонстрации того, что специалист правильно понимает эмоциональное состояние пациента. В криминалистике обладание навыком эмпатического слушания означает способность собирать информацию о чувствах и мыслях объекта.

У экстрасенсов эмпатия считается особым чувством, доступным только некоторым людям. Значение этой способности в экстрасенсорике велико: она служит инструментом восприятия эмоциональных состояний других людей «напрямую», а также транслирования своих эмоций, при этом отсутствие непосредственного контактирования с человеком - не помеха. Такое чувство приравнивается к понятию эмоциональная телепатия.

Проявления эмпатии очень различны: от полного погружения в чувства партнёра по коммуникации (эмоциональная или аффективная эмпатия), до объективного понимания переживаний партнёра по коммуникации без сильного эмоционального вовлечения. В этом случае выделяют такие виды эмпатии:

  • сочувствие - эмоциональная отзывчивость, потребность оказывать помощь;
  • сопереживание - человек испытывает такие же эмоции, как у партнёра по общению;
  • симпатия - очень доброжелательное и тёплое отношение к человеку.

Эмпатия не связана с восприятием каких-то конкретных эмоций (как при сострадании). Это чувство используется для обозначения сопереживания любого состояния. Есть множество профессий, в которых эмпатическое слушание не просто желательно, но даже необходимо. К таким профессиям относятся почти все профессии, ориентированные на общение с людьми:

  • психологи, психотерапевты;
  • врачи;
  • педагоги;
  • менеджеры по персоналу;
  • руководители;
  • детективы;
  • чиновники;
  • продавцы;
  • парикмахеры и другие.

Как видим, применение этому удивительному свойству нашей психики можно найти где угодно. Люди, обладающие способностью к эмпатии, называются эмпатами.

Можно ли стать эмпатом?

Часто можно услышать: «Он - прирождённый психолог». Часто подобная фраза указывает на умение человека эмоционально сопереживать без специальных профессиональных навыков. Можно ли стать эмпатом? Эмпатия - это врождённая или приобретённая способность? Каковы её признаки?

Согласно биологии, активность мозга, отражающая действия и состояние других индивидов, напрямую зависит от активности зеркальных нейронов. Биологи предполагают, что именно от их активности зависит сила эмпатии.

Косвенным подтверждением тому является то, что люди, страдающие от алекситимии, не обладают способностью к эмпатии, поскольку их нейрофизиологические проблемы не позволяют им различать даже свои эмоции.

Современные специалисты считают, что эмпатия является врождённым и генетическим свойством, но жизненный опыт усиливает либо ослабляет её. Сила эмпатии зависит от наличия богатого жизненного опыта, точности восприятия, развитых навыков в эмпатическом общении. Изначально более развитой способностью к эмпатии обладают женщины, особенно те, у которых есть дети.

При условии врождённого наличия хотя бы зачатков эмпатии, её развитие можно ускорить различными тренинговыми методами и специальными упражнениями, которые развивают навыки эффективного применения этой способности в профессиональном и личном общении. Если вы хотите научиться понимать эмоции и чувства окружающих, полезно практиковать такие артистические этюды, такие как «Запоминание лиц», «Как меня видят другие», «Перевоплощение». Также хорошо развивают умение сопереживать и сочувствовать любые гадания, игра «Ассоциация». Развитию эмпатии способствует общее развитие эмоциональности через танец, просмотр фильмов, прослушивание музыки, другие методы арттерапии.

Для выявления у людей уровня способности к эмпатии, а также отдельных аспектов этой способности, существуют разнообразные способы и методики. Наиболее достоверная диагностика, направленная на определение уровня эмпатии, называется «Empathy Quotient», для русскоязычных пользователей есть её адаптация под названием «Уровень сопереживания».

Плюсы и минусы

Эмпатия - настоящий дар, который не все умеют использовать по назначению. Часто такое свойство психики приносит страдания человеку, ведь не всегда люди испытывают только радость, счастье, любовь и другие позитивные состояния. То, что для одного человека кажется пределом мечтаний, для другого является тяжкой обузой.

Умение сопереживать и сочувствовать предполагает наличие у человека развитой личности, поскольку незрелый разум оказывается не в состоянии справиться со шквалом чужих эмоций. Решившись развивать эмпатию, совсем не лишним будет оценить плюсы и минусы такого решения.

Плюсы Минусы
Неисчерпаемые возможности для развития фантазии. Человек не способен на здоровую агрессию и конкуренцию.
Эффективная помощь во многих профессиях. Повышенная чувствительность, вследствие этого - эмоциональное выгорание.
Такое состояние продуцирует множество оригинальных решений. Лёгкое возникновение тревоги и страха, высок процент психических заболеваний.
Возможность помогать другим людям, давать им поддержку и принятие. Высока вероятность возникновения отношений по типу «игра в одни ворота», когда человек только даёт, ничего не получая взамен.
Эмпата невозможно обмануть. Эмпата легко обидеть и причинить ему боль.

Развивать или избавиться?

Каждый человек должен сам решить для себя, какой уровень эмпатии нужен ему для комфортной жизни. Всего существует 4 типа эмпатов:

Неэмпаты: полностью закрыли каналы эмпатии (сознательно или под влиянием психотравмы). Эти люди не могут распознавать невербальные и вербальные сигналы.

Обычные эмпаты: постоянно находятся в состоянии стресса и эмоциональной перегрузки, остро переживают чужие проблемы. Часто страдают от головных болей. Способность к эмпатии ими не контролируется.

Сознательные эмпаты: управляют своей способностью к сопереживанию, легко адаптируются к чужим эмоциям, умея не пропускать их через себя.

Профессиональные эмпаты: великолепно контролируют свою способность, зачастую используя её в профессиональных целях. Могут управлять любыми чужими эмоциями, менять настроение человека, избавлять от душевной и физической боли.

Если судьба наделила вас развитой способностью к сопереживанию, может всё же стоит развивать её? Хотя бы для того чтобы выполнить своё предназначение - помощь другим людям.

Однако, за сильную способность к сочувствию и сопереживанию нередко приходится расплачиваться. Эмпаты довольно часто вступают в ассиметричные отношения, не получая от партнёра достаточной поддержки. Такие люди некомфортно чувствуют себя в конфликте, не склонны к соперничеству и отстаиванию своих интересов.

Они часто страдают от депрессии, а также тревожных расстройств. Эмпатам нелегко преодолевать страх, поэтому возможны панические атаки. Способность чувствовать чужую боль приводит к тому, что психологи называют эмпатическим стрессом.

Для эффективной работы с людьми наличие развитой эмпатии - настоящая находка. А вот с личными отношениями у эмпатов часто возникают проблемы. Они настолько чувствительны, что скрыть от них ничего не возможно, а любые негативные эмоции партнёра в буквальном смысле «бьют по голове». Поэтому партнёр эмпата обязательно должен быть добрым, верным и неконфликтным человеком.

Создание современной психологии как науки о психике и поведении во всех их формах и диапазонах в значительной мере стало возможным благодаря открытию и использованию принципиально новых подходов к изучению и пониманию природы и сущности человека.

Наиболее существенным из них, по содержанию и последствиям, стал коперниканский переворот Зигмунда Фрейда. Бесспорной исторической заслугой З.Фрейда является то, что он положил начало систематическому собственно психологическому исследованию бессознательного психического, создал учение о бессознательном, психоанализ и психоаналитическую традицию. Осознание реальных достижений З.Фрейда предполагает понимание и того важного обстоятельства, что именно он впервые сумел преодолеть внутренние пределы психоанализа и фактически заложил основы глубинной психологии (понятие Э.Блейлера), ориентированной на исследование бессознательного психического, но отнюдь не сводящейся к своим психоаналитически маркированным элементам.

В существенной мере именно вследствие этих достижений психология человека, дотоле направленная почти исключительно на исследование феноменов сознания и самосознания, обрела новые измерения и качества, позволившие относительно корректно определить ее объект и предмет, цели и задачи, идеалы и нормы исследования, объяснительные принципы, методологию, методы и методические процедуры, основные отрасли, проблемные поля, функции и существенно дополнить, обновить и усилить концептуальный потенциал и категориально-понятийный аппарат.

Ретроспективный анализ проблематики бессознательного показывает, что она обладает специфической традицией. Некоторые намеки на возможное существование такой проблемы содержались еще в ранних формах фольклора, мифологии религии. В различных значениях и смыслах проблема бессознательного ставилась и разрабатывалась в философии и психологии на протяжении всей их истории.

В европейской рациональной традиции идея о бессознательном психическом восходит к эпохе создания философии (к учению Сократа и Платона об анамнесисе - знании-припоминании, учению Аристотеля о разных частях души и др.). Существенный вклад в последующее предпсихоаналитическое и внепсихоаналитическое осмысление и изучение проблемы бессознательного внесли Б.Спиноза (неосознаваемые "причины, детерминирующие желание"), Г.Лейбниц (трактовка бессознательного как низшей формы душевной деятельности), Д.Гартли (связь бессознательного с деятельностью нервной системы), И.Кант ("темные представления", связь бессознательного с проблемами интуитивного и чувственного познания, "в самом глубоком сне душа более всего способна к разумному мышлению"), А Шопенгауэр (идеи о бессознательных внутренних импульсах), К.Карус (ключ бессознательного в подсознательном), Э.Гартаман ("Философия бессознательного"), Г.Фехнер (представление о "душе-айсберге"), Т.Липпс ("бессознательные представления " и "бессознательные ощущения"), В.Вундт ("неосознаваемое мышление", "неосознаваемый характер процессов восприятия"), Г.Гельмгольц (учение о "бессознательных умозаключениях"), И.Сеченов ("бессознательные ощущения или чувствования"), И.Павлов ("бессознательная психическая жизнь"), В.Бехтерев (активность "бессознательного"), А.Льебо и И.Бернгейм (постгипнотическое внушение и поведение), Ж.Шарко (идеи о невидимой и неосознавемой психической травме), Г.Лебон (бессознательный характер поведения людей; бессознательное как доминирующая совокупность психических процессов, всегда преобладающая в толпе и управляющая "коллективной душой" толпы), Г.Тард ("законы подражания"), П.Жане (психические автоматизмы и бессознательные факторы неврозов), А.Бергсон (интуитивизм, бессознательное, "сверхсознание") и многие другие. В общем, эти идеи и концепции могут быть поняты как своеобразные точки роста в осознании проблемы бессознательного психического.

В ХХ веке наиболее подробно и систематически представление о бессознательном психическом разрабатывалось в границах психоаналитической традиции, обладающей ныне рядом учений, теорий, концепций и моделей различной степени общности, достоверности и эвристичности.

Принципиально важные результаты были получены З.Фрейдом, создавшим корректное психологическое определение бессознательного, учение о бессознательном, соответствующий категориально-понятийный аппарат и методы познания; установившим некоторые элементы содержания, функционирования и регуляции бессознательного.

Определяя бессознательное как психические процессы, "которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица", З.Фрейд предложил обоснованное понимание бессознательного как основной и наиболее содержательной системы психики человека (бессознательное - предсознательное - сознательное), регулирующейся принципом удовольствия и включающую в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью и т.д. По мнению З.Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо). Согласно классическому психоаналитическому учению, содержание бессознательного включает в себя: 1) содержание, которое никогда не присутствовало в сознании индивида и 2) содержание, которое присутствовало в сознании, но было вытеснено из него в бессознательное (желания, воспоминания, образы и т.д.).

Фактически в учении З.Фрейда выделены не два (как это обычно полагают), а три вида бессознательного: 1) Латентное бессознательное, содержание которого, в общем, соответствует предсознательной системе психики и может быть осознано индивидом, 2) Вытесненное бессознательное, осознание которого предполагает использование специальных (по З.Фрейду, психоаналитических) методов и 3) Наследуемое общечеловеческое бессознательное, репрезентирующееся, например, в имманентных принципах психической жизни, универсальных комплексах Эдипа и кастрации, влечениях, мотивациях и т.д.

Но, к сожалению, наследуемое бессознательное З.Фрейд не квалифицировал даже с той степенью полноты, категориальной определенности и системности, которые характерны для его трактовки других форм бессознательного, вследствие чего в психоанализе и психоаналитической традиции появились дополнительные и избы-точные некорректности. В данном случае, пожалуй, целесообразнее было бы констатировать факт существования филогенетического (т. е видового, общечеловеческого) и онтогенетического (т.е. индивидуального) бессознательного. Более того, представление бессознательного в определенных филогенетических и онтогенетических ипостасях почти автоматически открывало возможности для их конкретизации, поиска взаимосвязей и иных потенциально возможных форм существования бессознательного.

В плане познания психики, поведения и бессознательного психического человека особую роль сыграла и играет созданная З.Фрейдом диалектическая энерго-информационная модель психики (Бессознательное - Предсознательное - Сознательное). В свете современных научных представлений эта модель может быть понята, в том числе как психологический императив и прообраз построения новейших энерго-информационных моделей психики, без которых эффективное развитие современной психологии и пограничных дисциплин вряд ли возможно.

С учетом той роли, которая придавалась в психоанализе З.Фрейда познанию и толкованию сновидений, как "царской дороге" в мир бессознательного психического человека, необходимо отметить, что в психоаналитической традиции некоторые важные проблемы не получили должного объяснения или даже не были сформулированы с желаемой степенью определенности. К ним могут быть отнесены, например, проблемы понимания природы и сущности сновидного сознания и сновидного самосознания (в том числе самоконтроля) и их взаимодействия с бессознательными силами и тенденциями. В качестве особых проблем могут и должны быть осмыслены проблема возможности управления сновидениями (т.е. влияния на их содержание и направленность) и проблема возможности достижения искусственного сновидческого катарсиса. Исследование данных проблем представляется тем более важным, поскольку предложенные З.Фрейдом принцип внешнего подобия и сексуальная символика сновидений, как выяснилось, отнюдь не обладают той универсальностью, которая им приписывалась.

Учение З.Фрейда инициировало и стимулировало возникнове-ние и развитие множества разнообразных подходов к изучению бессознательного психического, в пределах которых были сформулированы интересные идеи и получены важные результаты (например, идеи о внутрипсихических коммуникациях, композиционных особенностях и стратификации бессознательного, мозгового субстрата бессознательного, голографичности элементов бессознательного, содержательной и функциональной асимметрии межполушарного взаимодействия бессознательного, вероятностном характере бессоз-нательных процессов и др.).

Но на собственно психологическом уровне наиболее устойчивым вектором развития все же осталась психоаналитическая традиция, эволюция которой, в общем, направлена на движение от учения к современной научной теории бессознательного психического путем последовательных приближений.

В этом плане существенно важными этапами и результатами стали концепции К.Г.Юнга, Дж.Морено и Э.Фромма.

Согласно аналитической психологии К.Г.Юнга, бессознательное состоит из трех слоев: 1) Личностного бессознательного - поверхностного слоя бессознательного, включающего в себя преимущественно эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности, 2) Коллективного бессознательного - врожденного глубокого слоя бессознательного, общего центра и ядра психики, имеющего не индивидуальную, а всеобщую природу, репрезентирующую опыт предшествовавших поколений людей и включающего в себя сверхличное универсальное содержание и образцы, выступающие в качестве всеобщего основания душевной жизни. Основное содержание коллективного бессознательного, по К.Г.Юнгу, составляют архетипы, то есть наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения и 3) Психоидного бессознательного - наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами общими с органическим миром и относительно нейтральным характером, в с илу чего оно, не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически полностью недоступно сознанию.

В общем виде эти представления являют собой, по преимуществу, некий психоаналитический римейк, поскольку, в конечном счете посредством обновленных обозначений воспроизводят базисные идеи З.Фрейда о существовании бессознательного, его филогенетических и онтогенетических формах, стратификационности бессознательного, доминирующей роли и т.д. Однако, вместе с тем К.Г.Юнг привнес и определенные новации, связанные, главным образом, с существованием и функционированием архаичных психических структур. Осуществив редукцию коллективного (т.е. филогенетического) бессознательного к психической эволюционной архаике, выражающейся в архетипах, он значительно содействовал осмыслению базисных представлений и измерений бессознательного психического и существенно увеличил эвристический потенциал психоаналитической традиции. Вместе с тем следует отметить, что допущения К.Г.Юнга о существовании некоторых конкретных архетипов, их форм и роли нуждаются в дальнейшей критической проверке и соответств ующем обосновании.

Развивая гипотезу З.Фрейда о возможном существовании непосредственной взаимосвязи и общения между бессознательным разных людей, Дж.Морено сформулировал концепцию, согласно которой существенно важным основанием и механизмом общения и взаимодействия людей является "общее бессознательное", возникающее и функционирующее при относительно продолжительном контакте между партнерами и содействующее снятию интерперсональных ролевых конфликтов. В общем представленная как обобщение познавательной деятельности и результатов практики, она не получила ни теоретического, ни практического подтверждения.

Значительным событием в развитии психоаналитических и психоаналитически ориентированных представлений о бессознательном стало создание Э.Фроммом концепции "социального бессознательного", являющего собой вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества и содержащие то, что данное общество не может позволить своим членам довести до осознания. Однако описание и объяснение социального бессознательного не получили необходимых элементов организации, доказательности и обоснованности.

В отличие от психоанализа З.Фрейда (и частично аналитической психологии К.Г.Юнга), непроработанные и несопряженные концепции общего бессознательного и социального бессознательного при всех их достоинствах и эвристическом потенциале являют собой специфическую форму мнений и допущений, а не обоснованные рабочие гипотезы и уж тем более научные теории, соответствующие эталонам современного научного знания.

Тем не менее, введение в психоаналитический оборот представлений об общем и социальном бессознательном породило кажимость завершенности психоаналитической картины бессознательного психического и иллюзорные представления о том, что современ-ный психоанализ располагает некой общей теорией бессознательного.

Исторически важные достижения психоаналитической традиции в постановке, осмыслении и приватных решениях проблемы бессознательного велики и бесспорны. Но при этом в настоящее время нет необходимых и достаточных оснований считать, что современный психоанализ располагает такой теорией или возможностями для монопольного создания общей теории бессознательного, соответствующей стандартам современной теории и практики. И в этом плане фактический уход психоаналитического сообщества от обсуждения данной фундаментальной проблемы является весьма показательным.

Существующая ныне фрагментарность и приблизительность представлений о бессознательном и весьма значительная роль этой проблемы дают основания полагать, что современная общая теория бессознательного психического является не результатом, а одной из наиболее актуальных задач теоретической психологии и пограничных дисциплин, решение которой естественно предполагает необходимость использования огромного потенциала позитивных психоаналитических идей, подходов и результатов.

В.И.Овчаренко

Вы воспринимаете других людей очень близко, будто собственные? Возможно, в вас пробудилась эмпатия! Узнайте, как это проверить!

Что такое эмпатия и как она возникает?

Эмпатия (сопереживание)¹ — способность тонко чувствовать эмоции другого как свои собственные. Люди, которые могут делать это, называются эмпатами. Эмпат — это тот, кто чувствует эмоции и чувства других. Иногда эмпатия сопровождается способностью .

Естественным образом люди приобретают эту способность в двух случаях:

1. Они рождаются эмпатами.

2. Этот дар самостоятельно пробуждается во время взросления и социализации.

Эмпатия — это большой подарок, если знать как правильно им пользоваться. Не все эмпаты способны управлять способностью осознанно — в большинстве случаев это происходит бессознательно.

Многие люди порой «ловят» ощущения других людей. В большинстве случаев дар эмпатии не распознается: логическим умом такие проявления объясняются как обычная психология или спонтанное НЛП².

Признаки наличия в себе сверхспособности

Если в вашей жизни происходило подобное, и вы неожиданно чувствовали несвойственные себе эмоции, вполне возможно, что это было чувство, полученное от другого человека — эмпатия так и проявляется!

До тех пор, пока вы не научитесь управлять и контролировать это, вы будете впитывать чужие эмоции и испытывать их как свои собственные.

Существует несколько признаков того, что человек является эмпатом:

1. Эмпаты чувствуют страдания в мире в крупных масштабах и желают как-то помочь миру.

2. Им трудно смотреть на чужую боль, потому что она ощущается как своя собственная.

3. Людям с такой способностью тяжело смотреть тревожные новости: они чувствуют все страдания и потом очень долго не могут прийти в себя.

Например, достаточно посмотреть новостной репортаж о бедствии или какой-то катастрофе в любой точке мира, и такой человек может ощутить боль (психологическую, а порой и физическую) от этого события.

4. Эмпатам трудно найти себя и полностью осознать свои собственные чувства.

К примеру, во время разговора с другим человеком люди с даром эмпатии ощущают его эмоции и чувства. Зачастую, они знают ответы на их жизненные вопросы, но при этом не находят ответа на свои.

5. Часто эмпатия может сделать человека застенчивым, потому что он очень хорошо знает, что чувствует другой и что он хочет.

6. Если человек не умеет управлять своей способностью, он может лишиться критического восприятия. Такие люди всегда говорят «да» на все просьбы и требования, не думая о том, нужно ли это им, хотят ли они этого на самом деле.

Эмпат настолько погружается в опыт другого человека, зная что ему нужно, что не может сказать «нет». И только потом он понимает, что не подумал о себе и своих желаниях.

7. Люди с эмпатией помогают другим за свой счет.

8. Эмпаты любят на расстоянии также, как если бы любимый человек находился рядом.

9. Они чувствуют глубокую близость с природой, животными и растениями.

Такие люди способны чувствовать не только людей, но и животных, например, встречая по улице собаку или кошку.

10. Эмпат чувствует ответственность за то, что чувствуют другие люди, пытается помочь им чувствовать себя лучше.

11. Такие люди очень чувствительны: взаимоотношения и дружба могут восприниматься слишком близко к сердцу.

12. Из-за эмпатии и неумения ей управлять, они нередко становятся отдушиной для других людей, чтобы сбрасывать на них свои эмоции.

13. Во время чтения книги или просмотра фильма эмпат очень эмоционально переживает события, практически полностью идентифицируется с персонажами.

14. Из-за постоянной нагрузки люди с этим даром забывают, что такое веселиться и радоваться жизни.

15. Эмпаты, как правило, глубоко духовные люди: дар эмпатии позволяет ощутить единство всего бытия.

Если вам близки многие из вышеперечисленных признаков, это значит, что в вас живет способность к эмпатии!

Ответьте на следующие вопросы:

  • Можете ли вы контролировать этот дар?
  • Умеете ли разделять свои и чужие переживания?
  • Способны ли управлять своим даром, «включая» его только тогда, когда вам это нужно?

Если вы ответили «да», значит, сами научились контролировать свой дар эмпатии; в ином случае вам необходимо научиться управлять эмпатией: в примечаниях к данной статье есть ссылка на полезный материал по развитию контроля над эмпатией.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Эмпатия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания (Википедия).

    Dan 10/02/2014 15:42 Ответить

    • 10/02/2014 20:28 Ответить

      Ilona123 11/02/2014 02:51 Ответить

      Fialka777 12/02/2014 10:28 Ответить

      Sazer 28/07/2014 23:40 Ответить

      Sazer 29/07/2014 00:21 Ответить

      Anyta2311 29/01/2015 15:02 Ответить

      • 17/02/2015 12:53 Ответить

        Валентина 12/03/2017 14:13 Ответить

        Анон 05/08/2017 07:53 Ответить

        • 14/08/2017 08:27 Ответить

          Аниса 26/11/2017 19:53 Ответить

          Катя 07/12/2017 15:25

Для оценки эмоциональных изображений и формирования собственного эмоцонального ответа существует две системы. Одна для осознаваемых сигналов, другая – для неосознаваемых.
Отступление: надо сказать, что «неосознаваемое» и «подсознательное» — это не одно и то же. Фрейдовское «подсознательное» включает активное подавление, вытеснение из сознания. Никаких подтверждений реального существования этой системы в мозге человека пока, как я понимаю, не обнаружено. (Вообще, у меня складывается впечатление, что Фрейд, хотя и был человеком с потрясающей фантазией, в смысле нейробиологии играл, но не угадал ни одной буквы.) «Неосознаваемое» — это то, что не доходит до сознания. Основных причин для этого две:
1) Недостаточная сила стимула для возникновения отклика в тех частях мозга, которые связаны с сознательной обработкой стимула, например, контраст изображения слишком маленький или скорость движения слишком большая;
2) В момент появления стимула внимание направлено на что-то другое. Обработки входящей информации, к которой не было обращено внимание по сути не происходит. Мы видим только то, на что направлено внимание. Точнее, только это осознаем.
Чтобы изучать систему неосознаваемой обработки эмоций у здоровых людей, используют такие схемы экспериментов, которые заставляют человека пропускать мимо сознания часть стимулов. Например, построенные на эффекте «attentional blink». Не знаю, как применяется этот термин в отечественной литературе и существует ли он там. Переведем его как «моргание внимания». Суть его в следющем: если человеку предъявлять последовательно два изображения с интервалом 200-500 милисекунд, то второе изображение вообще не детектируется. Альтернативный вариант «backward masking» — «обратное маскирование» — если предъявлять на короткое время два стимула с интервалом меньше 30 милисекунд межде ними, то воспринимается, наоборот, только второй стимул в последовательности. Еще интереснее данные, получаемые при изучении пациентов с «cortical blindness» — слепотой, возникающей при поражении первичных зрительных зон коры. (Первичных в том смысле, что основной вход в мозг сигналов от сетчатки глаза идет через них). Эти люди на сознательном уровне вообще не видят, так как у них разрушены области коры, без которых не происходит сознательной обработки зрительной картины. Но при этом у них остаются сохранными сторонние пути, не связанные с осознаваемой обработкой, но позволяющие видеть на неосознаваемом уровне. Такой человек, например, замечательно обходит препятствия на своем пути, но не способен ничего о них сказать и сам не понимает, как их обходит. Ну и на определенные эмоциональные изображения они тоже реагируют, и могут описать свои эмоции, но остаются в абсолютном неведении относительно их причин.
Система неосознаваемой обработки* быстрее: реакция на демонстрацию эмоционально значимого стимула здесь происходит уже через 20 милисекунд, а в системе осознаваемой обработки** – не раньше чем через 40-50. «Неосознаваемая» система, во-видимому, умеет работать не со всякими стимулами, а только с сильными и эволюционно значимыми. Например, в выражениях лиц она реагирует на страх, агрессию, счастье, отвращение, а вот более сложные, типа чувства вины или высокомерия – это уже для «осознаваемой» части. «Неосознаваемая» хорошо выделяет явные опасности, например, змей или пауков, но ей безразличны вещи, вызывающие сострадание (изображения типа горящих лошадей) или культурное неприятие (тараканы). Это сперва должно пройти через сознание.
Предполагается, что неосознаваемая система использутся для быстроего привлечения внимания к значимому стимулу, для ускорения и улучшения его обработки, и что две системы в конечном итоге оказываются связаны. Однако, существование «неосознаваемой» системы создает возможность для появления эмоций, источник которых остался неосознанным, и для влияния эмоциональных стимулов на принятие решений, особенно быстрых.

————
Для пытливых биологов:
*retina – superior colliculus – pulvinar – amigdala
**retina — LGN – cortex (especially orbitofrontal and cingulate) through V1 – amigdala and other subcortical structures.

http://catta.livejournal.com/