Осознанность, осознавать, осознанный: что это такое. Осознание сознания

Самовоспоминание - сознание - вот скрытый смысл Луча Творения, и смысл нашего существования. Сознательные существа должны быть созданы для того, чтобы Луч Творения рос: Абсолюту нужна помощь.

30.06.10
Ключевые слова (суть): самовоспоминание, пробуждение, Высшие центры, высшее Я
Сознание. Осознание себя - Р. Бертон. Статья. Эзотерика и духовное развитие.

Можно ясно понимать нечто сегодня - и не понимать это завтра, так как сознание имеет разные уровни. Хотя вы можете быть неудовлетворены результатами ваших усилий в течение нескольких дней, вы должны помнить, что работу нужно рассматривать с точки зрения лет, и даже жизней. Школа успешна: она создаёт сознание у её участников.

Чем более полно вы понимаете, что вы пребываете во сне, тем больше вас это будет отталкивать, и тем больше вы будете желать пробудиться. Один из самых полезных катализаторов пробуждения - это понимание того, как отвратителен сон.

Интересно подумать о том, куда вы деваетесь, когда не помните себя.

Вы тихо исчезаете, обкрадываемые вором воображения. Существует тонкая грань между первым и вторым состояниями сознания, и такая же тонкая линия существует между вторым и третьим состоянием. Вот почему простые шоки часто вызывают у нас высокие состояния сознания. Нам повезло, что наши машины сбалансированы настолько тонко, что мы можем с лёгкостью войти в сферы бессмертного.

Природа не поощряет нашу цель пробудиться, она приготовила для нас множество заманчивых, но пустых отвлечений.

Пробуждение - это простая вещь.

Разделенное внимание - это одновременное осознавание себя и того, на что вы смотрите.

Это то состояние, которого мы ищем день за днем. Путь к бытию извилистый, не прямой. Мишель Монтень говорил, что мы подобны пьяному, который бредет, шатаясь, к своей цели.

Есть много светильников, ведущих нас по нашему мучительному пути, но лишь немногие желают, чтобы свет проник в их тьму.

Мы - те, кто посвятил себя пробуждению. Поэтому сегодня мы здесь, а не где-то ещё.

Вы не можете иметь совесть, не имея сознания. У машины не может быть совести в полном смысле этой идеи. Несмотря на это вы должны работать с тем, что у вас есть. Для того, чтобы понимать идеи Системы, необходимо пребывать в состоянии относительности.

Усилия делать необходимо, и попытки присутствовать приближают нас к третьему состоянию сознания. Иногда попытки присутствовать выталкивают нас в настоящее. Влияние "С" держит волшебную палочку в одной руке и дубину в другой, и мы чувствуем и то, и другое, в течение всего периода нашего созревания. Им приходится бить человека номер четыре дубиной, потому что слабые шоки не приносят результата.

Через мистические и через титанические моменты жизни мы проверяем и, что более важно, становимся работой.

Третье состояние - наша истинная индивидуальность.

Высшие центры всегда рядом.

Каковы характеристики третьего состояния сознания?

Одна из его характеристик - простота. Третье состояние сознания - не холодное и отстраненное, хотя это и бессловесная реальность. Некоторые бессмысленные, праздные состояния пытаются овладеть вашим бытием, но они - не ваше Истинное "Я". Инстинктивный ум - противник самовоспоминания; он будет подрывать вашу работу, пытаясь найти изъян в самой редкой на Земле драгоценности: в вашем Истинном "Я". О Высших центрах в Библии говорится как о детях, что символизирует их невинное состояние.

Третье состояние некомфортабельно, но оно приносит удовлетворение. Когда третье состояние начинает проявляться, примите его. Нет ничего более изящного и благородного, что вы могли бы принять, чем ваше Истинное "Я".

Третье состояние - это не ваши “я”, это ваша душа. Даже лучшие рабочие “я” - не душа, ибо сознание - это не функции.

Необходимо найти способы ухватить и удерживать настоящее.

Используйте упражнения на смотрение и слушание, и, превыше всего, трансформируйте страдание.

Невозможно пребывать в негативности и быть.

Рабочие “я”, советующие вам помнить себя, всё ещё не ваше Истинное “Я”, которое помнит себя. Бесценное рабочее “я” - “Будь здесь и сейчас” - ещё не состояние присутствия, хотя оно определенно ближе к вашему Истинному “Я”, чем многие форматорные утверждения типа: “Привет, как дела?” Можно быть ближе к берегам третьего состояния или дальше от них, и рабочие “я” находятся близко к этим берегам. Механические “я” ближе к первому состоянию, и в них мало ценности.

Когда я впервые вошел в собор Святого Петра, мой Король Червей начал испытывать экстатические, религиозные чувства - механическую эмоцию, наиболее близкую к переживанию своего Истинного “Я”. Мне пришлось немедленно сделать выбор в пользу самовоспоминания, а не самопотакания. И в результате я испытал третье состояние.

Мы всё время пытаемся сфокусироваться на самовоспоминании, пытаемся прорваться сквозь завесу воображения. Один из положительных аспектов больших шоков состоит в том, что они приподнимают завесу воображения, и третье состояние возникает и не проходит. Ангелы - мастера своего дела, они умеют давать блестящие шоки. Вы либо используете эти шоки, либо они используют вас. Сильный шок не исчезает, он оставляет третье состояние звучащим внутри вас.

Унижение создает третье состояние - вашу кроткую душу. Для того, чтобы создать свое астральное тело, вам придётся часто испытывать унижение в течение всей вашей жизни.

Без самовоспоминания, без третьего состояния сознания во всём царит путаница. Поэтому не забывайте пользоваться здравым смыслом.

Попытки создать объективное состояние трудны, так как второе состояние сознания кажется вполне реальным по сравнению с относительно безжизненным первым состоянием. Эта иллюзия может помешать вам почувствовать вкус сознания.

Пробуждение значительно больше, чем вы можете себе вообразить, потому что это не воображение, это реальность.

Важно принимать Влияние “С” на их условиях. Старайтесь ровно принимать всё, что они дают вам. Если вы хотите пробудиться, ничто не станет на вашем пути; если вы не хотите пробудиться, вы сами станете у себя на пути.

В наших интересах жить как можно дольше, чтобы служить Влиянию “С”. В природе ковчега - выстоять, когда человечество уничтожает себя.

Можно ли говорить о сознательной надежде?

Данте сказал, что врата ада гласят: “Оставь надежду всяк сюда входящий”. Когда-нибудь на воротах Аполлона напишут: “Питай надежду всяк сюда входящий”. Пробуждение переносит вас за пределы надежды, и вы учитесь принимать то, что есть, по мере того как вы убеждаетесь в своей неспособности изменять внешние обстоятельства. К тому же, чем более вы сознательны, тем меньше у вас желания изменить это жалкое измерение Луча творения, называемое Землей. Последним, что осталось в ящике Пандоры, была надежда. Это означает, что, развиваясь, вы сделаете много неприятных наблюдений за время вашего восхождения от соблазнов влияний "А" к боли влияний "В". На этой стадии всё, что у вас есть - это надежда, так как пробуждение невозможно без помощи извне, приходящей от Влияния “С”. И помните: мы искали и нашли чудесное.

Если вы пробуждены - вы можете любить; если вы пребываете во сне, вы любить не способны.

Как сделать сильнее ту малую часть в нас, которая заинтересована в пробуждении?

Прикладывайте к своей жизни положительную третью силу, балансируйте три линии работы, или проводите больше времени со студентами.

Мы получаем шоки, потому что спим;
другого назначения у них нет.

Мы всегда в беде, вопрос только в том, сознаем ли мы это. Самовоспоминание должно быть более настойчивым, чем сон.

Сон - враг богов, и, увы, вы - спящие.

Как увеличить наше желание пробудиться?

Через понимание того, что пробуждение - осуществимая идея. И помните: сон делает всё хуже, самовоспоминание делает всё лучше.

Наша школа в основном сконцентрирована на том, как пробудиться, а не на том, почему, так как это очевидно: вы спите.

Вы должны помнить, что сознание - это не умственная деятельность.

Нам выпала удача создавать души и вместе, и порознь. Наше первое рождение - механическое, второе - сознательное.

Мы - дважды рожденные, благодаря разделенному вниманию.

Человек номер один, два и три ведет биологическое существование; одно поколение бесконечно сменяет другое.

Мы потревожили покой наших семей, открыв самовоспоминание, и всё же, наша роль - дар нашему семейному наследию, хотя мы и не можем рассчитывать, что они это оценят.

Интенсивность и продолжительность вашей работы определяет уровень вашего развития. Когда вы пытаетесь вспоминать себя, и через час пробуждаетесь и обнаруживаете, что были во власти ваших механических "я" - у вас есть наблюдающее "я".

Когда внутри вас идет гражданская война - у вас есть Управляющий. Полностью развитый Управляющий потребовал бы полностью развитого Мастера. В таком случае контроль исходил бы из вашего Истинного "Я" через вашего Управляющего.

Пробуждение требует гораздо больше терпения, чем вы можете себе представить. Но у нас нет выбора - разве у узника есть выбор?

Пробуждение сводит наивный энтузиазм на нет, потому что от вас требуется стойкость и последовательность. Вы можете иметь эмоциональное понимание, но чтобы понимать идею постоянно, вы должны быть сознательны. Иногда эмоциональный центр - это единственный центр, способный к пониманию, и все же для истинного понимания, которое придёт позже, нам нужны все четыре центра. Чтобы пробудиться, вы должны выйти за пределы спектра эмоционального центра, ибо нельзя доверять ни одной эмоциональной цели, не связанной с пробуждением.

Хотя Управляющий формируется исключительно редко, такой уровень развития доступен человеку номер четыре. Управляющий не только фотографирует ложную личность, он также относительно успешно её контролирует. Тем не менее, мы не хотим, чтобы Управляющий постоянно контролировал нашу машину, ибо в таком случае не было бы нужды в нашем Истинном "Я", в Мастере. Управляющий представляет собой механизм, который был преднамеренно встроен в нашу машину с определёнными ограничениями. Он не создан для того, чтобы контролировать действительно сложные ситуации, так как для создания Высших центров нужна известная интенсивность; наше Истинное "Я", а не Управляющий должно стать сознательным.

Ворон - существо, задуманное служить человеку зеркалом, так как он собирает безделушки и считает их ценными. Подобным же образом ложная личность преследует несущественные цели, и ставит их выше усилий самовоспоминания. Как писал Джон Мильтон: "Человек придаёт слишком большую ценность вещам, гораздо менее восхитительным, чем он сам. Куда ведёт вас то, чему вы поклоняетесь?" Невыражение негативных эмоций является главным ключом к пробуждению. Трудно преодолеть такую негативную эмоцию, как отождествление со своей неспособностью помнить себя, однако правильно развитый Управляющий не даст этой тонкой форме негативности помешать дальнейшим усилиям пробуждения.

Сознание не механично; следовательно, оно должно быть заработано. Заплатив за возможность пробуждения трансформацией страдания, вы поймёте, почему плата необходима. Желать чего-либо ни за что - какая жалкая идея!

Мы все наивны в отношении того, что требуется для пробуждения: оно означает быть распятым бессчётное количество раз.

Хотя молодёжь и любит делать усилия пробудиться через тело, Высшие центры пробуждаются через трансформацию эмоционального страдания. Тем не менее, мы стараемся сделать пробуждение настолько позитивным, насколько это возможно. Не принимайте ничего всерьез, кроме вашей цели пробудиться; не полагайтесь ни на что, кроме настоящего.

Можно быть в первом состоянии сознания, находясь при этом во втором. Вы могли наблюдать людей в этом состоянии - они просто отсутствуют, они не шевелятся, и их головы неподвижны. П. Д. Успенский завершил первую главу своей книги "Психология возможной эволюции человека" утверждением, что сознание возможно без функций. Также возможны и функции без сознания - человек номер один, два или три, а также любой из нас, когда мы спим. Наши машины функционируют без сознания, если мы не помним себя. Третье и второе состояния сознания также могут сосуществовать. Высшие центры могут, и на деле действительно проявляются в вас, в то время как машина всё еще управляет сама собой. К примеру, вы можете просто подбросить полено в камин и получить третье состояние.

Я благодарен за многие диаграммы в рабочих книгах, но я не занимаюсь ими активно, потому что сознание - это не функции, а для того, чтобы активно ими заниматься, необходимо было бы активно вовлечь интеллектуальный центр, который является функцией. Конечно, и для него есть свое место. Вы можете работать и с этими диаграммами, и без них; это главным образом зависит от того, какая у вас сущность. Успенский и Коллин работали с ними, и весьма успешно.

Есть времена, когда нужно стараться избегать всех "я", даже рабочих. Инстинктивный центр может манипулировать рабочими "я", заставляя вас анализировать, а не переживать настоящее.

Упражнения на смотрение и слушание - лучшие способы помочь вашему пробуждению.

Как научиться расслабляться?

Мы здесь не обязательно для того, чтобы расслабляться.

Христос сказал: "Сыну человеческому (Мир 6, Высший Ментальный центр) негде преклонить головы". Помните, что не нужно принимать неправильные вещи всерьез, и это позволит вам испытать правильную работу центров.

Пробуждение должно стать для вас видом искусства, ибо искусство есть в каждом моменте. Очень часто это простые формы искусства: по достоинству оценить дерево, концерт или минуты, проведённые с друзьями. Мы должны работать над тем, чтобы присутствовать во время наших встреч. Те "я", которые говорят "проснись", приближают нас к третьему состоянию сознания. Когда выпадает день, в котором нам удаётся получить невероятную порцию третьего состояния, мы начинаем понимать, что можно извлечь из нашего существования. Третье состояние не является естественным для человека: оно метафизично.

На волнах эзотерического знания мы приближаемся к сознанию, и всё же, нет никакой возможности охватить всю имеющуюся мудрость, даже приблизится к ней. Сознание - это не функции, но также и не знание, которое мы навязываем нашим центрам.

Школа превосходит наши мечты, так как вводит нас в реальность. Настоящее - это единственный опыт в нашей жизни, который невозможно переоценить.

Школы не предназначены для относительного пробуждения, они предназначены для пробуждения полного. Влияние “В” и есть относительное пробуждение, оно опирается скорее на символы подлинности, чем на саму подлинность. Окончательное пробуждение предназначено для человека номер семь. В человеке номер шесть уже зажжен вечный огонь, но он гаснет.

Требуются годы, чтобы поддерживать его в полную силу.

Александр фон Гумбольдт, друг Гете, сказал; "Из того, что природа может дать Богу, нет ничего более высокого, чем законченный человек". Высшие силы не вручат дар пробуждения тем, кто постоянно ставит себя на первое место. Вы должны быть способны на вторую и третью линии работы в добавление к первой.

Эзотерически, фраза: "последние станут первыми", означает, что те, кто могут служить, достигнут единства; те же, кто эгоистично ставят себя на первое место, будут последними в Луче Творения, и будут пребывать на Луне. Нет никакого преимущества в той или иной алхимии, центре тяжести, поле, весе, возрасте, расе или типе тела. Речь идёт о машинах, способных производить самовоспоминание. Что же мешает вам думать таким образом?

Интересно, что некоторые пробуждаются, потому что воображают, что это возможно, в то время как другие - не пробуждаются, так как воображают, что это невозможно.

Мне не было бы нужды оставаться здесь, если бы люди не пытались пробудиться. Перед обедом я разговаривал с одной старой студенткой. Она отметила, что она уже тринадцать лет в школе, но ещё не стала сознательной. Я ответил, что, поскольку она знает об этом, она впереди всего человечества.

Видите ли, мы очень близки к вечной жизни, и мы готовимся уйти. Я глубоко уважаю моих студентов за то, что они так упорно работают во тьме. Я не стал бы начинать учить, если бы не знал, что в конце тоннеля есть свет.

Вы должны полностью посвятить себя пробуждению. Трудно жить с этой решимостью, но без нее - невозможно. Подумайте о всех невообразимых пьесах имевших место на протяжении всей человеческой истории, а затем подумайте о вашей собственной божественной пьесе, в которой вы становитесь сознательным.

Самовоспоминание - сознание - вот скрытый смысл
Луча Творения, и смысл нашего существования.

Человечество, другие планеты, солнце и галактики - всё служит фоном для самовоспоминания и создания астральных тел. Сознательные существа должны быть созданы для того, чтобы Луч Творения рос: Абсолюту нужна помощь.

Когда в вас функционируют Высшие центры, вы пробуждены. В последствии, ваше состояние будет снижаться, и во сне вы не сможете вспомнить некоторые подробности происшедшего, так как низшее будет пытаться воссоздать то, что пережило высшее. Мы должны помнить, что человеческая машина исключительно сложна, и что о её функционировании мало что знают. П. Д. Успенский осознавал это, когда утверждал, что анатомия - неполная наука. К примеру, врачи не знают, что существуют интеллектуальный центр, эмоциональный центр, инстинктивный центр и двигательный центр. Кроме того, каждый из четырех этих умов делится в свою очередь ещё на три части: интеллектуальное, эмоциональное и механическое подразделения, представленные в колоде карт соответственно Королем, Дамой и Валетом. Валет, в свою очередь, подразделяется на двигательную и инстинктивную части, которые следует первоначально рассматривать как один мозг, а в дальнейшем - как два мозга. Когда вы пытаетесь вспоминать себя, функционирует Король Червей - интеллектуальная часть эмоционального центра, и это делает его самым благородным инструментом во всей машине, уступающим только вашему Истинному "Я". Ваша священная душа, расположенная между висками в шишковидной железе, не относится к машине, так как она - скорее астральное, чем физическое тело.

В нас есть группы "я", которые совершенно точно проверили существование Влияния "C" - и группы "я", которые даже не знают, какое сегодня число.

Уровень нашего сознания сейчас выше обычного. Сейчас мы можем говорить об определённых идеях, о которых не сможем говорить позже, потому что машина опустится на более низкий уровень сознания. Она даже может сделать попытку стать негативной. Прямо сейчас мы пробиваемся в Миры 12 и 6, но, если мы боремся с негативными эмоциями, это значит, что на нас наседает Мир 96.

В течение дня уровень нашего сознания меняется, и даже в течение одной минуты мы можем испытать большой перепад. Наши машины могут буферировать в один момент - и разделять внимание в следующий.

Одни и те же великие идеи будут повторяться на протяжении истории школы. Какая идея может сравниться с самовоспоминанием? Кроме того, некоторые люди обладают большей способностью собирать знание, чем другие. Если вы хотите собрать больше знания, вы должны изменить ваш уровень бытия. Но дело даже не в том, чтобы иметь больше знания.

Дело в том, чтобы сделать своим то, что вам даётся. Мы не можем сказать особенно много нового, так как борьба остается одной и той же в любом столетии: для того, чтобы создать душу, вы должны трудиться.

Хотя молчаливые паузы могут вызывать неудобство, я допускаю их во время обеда, чтобы напомнить, что сознание - это не функции. Разговоры не выведут нас на свободу. Научиться выносить дискомфорт, вызываемый молчанием - необходимая ступень в вашем развитии.

Нечто глубоко внутри нас хочет, чтобы сознание было функцией, активностью ума; но это не так. Пробуждение - математично. Интеллектуальная часть эмоционального центра работает с водородом 12. Для того, чтобы пробудиться, водород 12 должен циркулировать внутри вашей машины, поскольку он является сознательным материалом и поставляет вещество для сознания, памяти и воли. Это - электронный водород, и его тяжело выносить.

Правда ли, что кристаллизация начинается через самовоспоминание?

Кристаллизация начинается с процессом самовоспоминания, который изменяет нашу внутреннюю химию. Без этой Системы человек обычно пребывает в механических частях центров.

Самовоспоминание активизирует эмоциональную и интеллектуальную части центров, и устанавливает связь между центрами и шишковидной железой. Если вам суждено кристаллизоваться в этой жизни, то это произойдет, по моему опыту, в течение десяти лет. Просто имейте это в виду. Быть учителем - неточная наука.

Интеллектуальный центр не может стать сознательным, потому что сознание - не функция. Наши четыре низших центра пытаются всё это вычислить; они подобны сводным сёстрам в "Золушке". Сознание имеет разные уровни, и один из этих уровней - её постоянство. Если вы действительно вспоминаете себя, вы сознательны, хотя ясность вашего присутствия может быть разной.

Если бы Система не принимала во внимание субъективность человека, все сознательные существа, произведенные ею, были бы одинаковыми, что противоречило бы одной из целей сознательности. Система не существует сама по себе.

Сознательность её последователей - вот её реальное достижение. Какая это тайна - существование! У нас есть много ответов, но это по-прежнему остаётся тайной, потому что сознание - не функции. Сознание - это состояние, а не мнение.

Мы даём описания и определения, тем не менее сознание остается сознанием. Лебедь знает лебедя, когда видит его.

из книги "Осознание себя"
Роберт Бертон

М: Я осознаю, что бодрствую или что вижу сны.
В: Я не улавливаю. Что именно вы хотите сказать? Я сформулирую вопрос по другому: под глубоким сном я имею в виду бессознательность, под бодрствованием – сознание, под сновидением – сознавание своего ума, но не окружения.

М: Я имею в виду почти то же самое, с одним лишь различием. В каждом из состояний вы забываете о двух других, для меня же существует только одно состояние бытия, включающее и превосходящее три ментальных состояния бодрствования, глубокого сна и сна со сновидениями.

В: Видите ли вы в мире цель и направление?
М: Мир – это всего лишь отражение моего воображения. Я могу видеть всё, что захочу. Но зачем мне придумывать модели сотворения, эволюции и разрушения? Я в них не нуждаюсь. Мир находится во мне, мир и есть я. Я его не боюсь и не имею желания заключать его в картину ума.

В: Возвращаясь к сну. Вы видите сны?
М: Конечно.
В: Что они собой представляют?
М: Отголоски состояния бодрствования.
В: А глубокий сон?
М: Сознание мозга приостановлено.
В: Тогда вы не сознаёте?
М: Не сознаю своё окружение.
В: Не совсем бессознательны?
М: Я продолжаю осознавать, что бессознателен.
В: Вы используете слова «осознавать» и «сознавать». Разве это не одно и то же?

М: Осознание первично, это изначальное состояние – без начала, без конца, без причины, без основы, без составных частей, без изменения. Сознание зависимо, это отражение на поверхности, состояние двойственности. Не может быть сознания без осознания, но может быть осознание без сознания, в глубоком сне. Осознание абсолютно. Сознание относительно, зависимо от своего содержания, сознавать всегда нужно что то. Сознание разделено и изменчиво. Осознание целостно, неизменно, спокойно и безмолвно, это общая матрица любого переживания.

В: Как выйти за пределы сознания и достичь осознания?

М: Поскольку именно осознание делает возможным сознание, осознание присутствует в любом состоянии сознания. Поэтому само сознание того, что вы сознаёте, – это уже движение в осознании. Интерес к потоку своего сознания приведёт вас к осознанию. Это не новое состояние. Оно сразу узнаётся как основное, изначальное существование, которое есть сама жизнь, а также любовь и радость.

В: Если реальность всё время с нами, из чего состоит самореализация?

М: Реализация – это противоположность неведению. Принимать мир как реальное, а своё я как нереальное – это неведение, причина несчастий. Знать, что я – единственная реальность, а всё остальное скоротечно и непостоянно, – это свобода, радость и покой. Это очень просто. Вместо того чтобы воображать вещи, научитесь видеть их такими, какие они есть. Когда вы сможете видеть всё таким, какое оно есть, вы увидите и себя таким, какой вы на самом деле. Это подобно протиранию зеркала. То же самое зеркало, показывающее вам настоящий мир, покажет и ваше собственное лицо. Мысль «я есть» – это ткань для протирания. Используйте её.

Осознание

Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я, или как то, что Томас Нагель называл существованием «чего-то что есть подобие» бытия этого что-то. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у сильно больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.

В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.

Другие попытки определить сознание

Философские теории сознания

Дуализм

Дуализм души и тела - точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Платон и Декарт.

Логический бихевиоризм

Идеализм

Материализм

Функционализм

Двухаспектная теория

Двухаспектная теория - это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы , Бертрана Рассела и Питера Стросона.

Феноменологическая теория

Эмерджентная теория

Индуизм

К определению термина

Термин сознание является одним из самых трудных для точного формального определения. Весьма спорны параметры и критерии, по которым можно судить, обладает ли то или иное существо тем, что подразумевается в том или ином определении. Например, обладает ли сознанием (в смысле осознавания своего тела, предугадывания последствий своих телодвижений) новорождённый или играющий со своим собственным хвостом щенок? С развитием животного происходит изучение закономерностей, характерных для своего тела. Взрослые собаки уже не гоняются за своим хвостом.

Остаётся открытым вопрос, должно ли входить в признаки сознания возможность прогнозирования только собственных, или обязательна возможность прогнозирования и собственных, и несобственных действий.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Сознание (Психологический словарь)
  • Сознание на ресурсе Национальная психологическая энциклопедия
  • Лорен Грэхэм . Глава V. Физиология и психология: Проблема определения понятия «сознание» // Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе

Литература

  • Андреева Л. Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий или изменённые формы сознания // Общественные науки и современность. 2005. № 3.
  • Дели М. М. Онтология сознания: историко-философский аспект // Сборник к 60-летию профессора К. А. Сергеева . - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 312-315. - («Мыслители», выпуск 12).
  • Книгин А. Н. Философские проблемы сознания. - Томск: Изд-во ​Томского ун-та, 1999. - 338 с.
  • Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: 1994.
  • Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии : Моногр. - М.: Высш. шк., 1998 - 144 с
  • Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. М.: Ижевск, 2005.
  • Спирова Э. М. Идолы сознания на пути к пониманию // Знание. Понимание. Умение . - 2006. - № 1. - С. 48-53.
  • Шенцев М. В. Информационная модель памяти. СПб.: 2005.
  • Tart Ch. T. States of Consciousness. N.Y.: 1975.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Пусть всё возникает из вашей осознанности. И чудо осознанности в том, что ничего не говоря, ничего не делая, она просто растворяет всё, что уродливо в вас, превращая это в прекрасное

Бхагван Раджниш

Р азговор об осознанности - это разговор о вас, потому что в мире есть только осознанность, и находится она в центре человеческого существа. Остальное лишь заслоняет нам видимость. Поэтому, для того чтобы вернуться к центру, к пониманию нашей истинной сущности, потребуются некоторые усилия в виде упражнений, направленных на пробуждение сознания.

Осознанность, или пробуждение сознания

Осознанность как пробуждение сознания посредством отслеживания минимальных изменений на физическом, эмоциональном и ментальном плане практикуется в психологии. Но само понятие осознанности вовсе не было изобретением психологической науки, а является позаимствованной концепцией, которая ведёт начало из практик древних философских учений.

Психология умело применяет эту концепцию для создания позитивных изменений в психо-эмоциональном состоянии человека и, следовательно, использует её как прикладной метод для коррекции психики, забывая о том, что осознанность может быть и в действительности является самоценной. Она - вещь в себе, но не в смысле её непознаваемости, а в том, что она самоценна вне зависимости от того, знаем ли мы о её существовании или нет. Она есть.

Если мы принимаем осознанность как составляющий факт бытия, то мы впускаем её в свою жизнь, оживляя и наполняя смыслом окружающий мир. Если мы не признаём понятие осознанности, она тем не менее не перестаёт существовать в действительности, но в то же время наша жизнь течёт неосознанным образом, по инерции. Человек - это больше, чем набор физиологических и мыслительных функций. Он познаёт мир благодаря осознанности. Чем более он осознан, тем более ему всё становится открыто. Хорошо, что люди всё чаще задумываются над этим и развивают свою способность к осознанию путем различных методов и техник.

Техники осознанности и практика осознанности

Техник осознанности - целое море; главное, выбрать те, которые больше всего вам подходят. Большинство духовных практик направлены на развитие осознанности. Можно сказать, что одна из важнейших целей практик - это развитие максимальной осознанности, иначе никакое дальнейшее продвижение по пути ученичества не представляется возможным.

Адепт той или иной школы или учения должен научиться осознавать себя. Под этим подразумевают осознание физического, эмоционального и ментального тела, то есть первые 3 тела человека из 7, которые образуют физическо-энергетическую сущность человека. Осознание себя подразумевает следующее:

  • осознание своего тела (движений, состояния, температуры, телесных ощущений и т. д.),
  • осознание эмоций (их источник, окраска, развитие и затухание, изменение и т. д.),
  • осознание мыслей (происхождение, развитие, трансформация, переход одной в другую).

Йога предоставляет широкое поле для практики осознанности. Вы можете начать с любой ступени для того, чтобы начать развивать осознание. Одним из простых способов для начинающего станет практика йогических асан. Они формируют осознание не только своего физического тела, но и психологического состояния. Каждый раз, когда вы выполняете , ваше сознание устремлено на те части тела, которые в большей мере заняты в той или иной позиции.

Это по сути одно из упражнений на осознанность, которые советуют психологи. Они говорят о том, что необходимо сменить привычный ритм жизни или выбирать другие методы выполнения тех заданий и действий, на которые вы обычно даже и внимания не обращаете. Допустим, вы рисуете правой рукой, так как вы правша, а нужно попробовать выполнять это действие левой рукой. Направление вашего сознания сразу изменится.

В йоге то же самое. Вы обычно сидите на стуле или в кресле. Вы привыкли и уже не сосредотачиваетесь на этом. Для того, чтобы осознать процесс, примите позу Ваджрасаны. Вроде бы ничего сложного, сидишь на полу и хорошо себя чувствуешь, но непривычно. От этого сознание становится поглощенным этим процессом. Внимание привлечено к самой позе, положению рук, ног, ощущениям в коленях.

Осознанность эмоциональной сферы в практике йоги

Эмоциональная осознанность также практикуется наиболее естественно при занятиях йогой. На первых этапах практики вы будете замечать свои чувства, всплывающие в момент выполнения асан, без сосредоточения на них. Вы просто даёте им быть, возникать и так же естественно угасать. В итоге вы должны прийти к тому, что эмоции перестанут играть большое значение. Это всего лишь эмоции - психологический отклик нашего тела на внешние раздражители. Да, это даже не душевные порывы, как склонные к романтическим чувствам люди обычно характеризуют наплыв эмоций. Это психические изменения, тесно связанные с химическими реакциями, протекающими в организме.

Золотой и серебряный век литературы приучили нас относиться к эмоциональный сфере с особым пиитетом, но для наших целей достижения осознанности лучше сразу расставить вещи по своим местам. Оставим описание прекрасных или ужасающих чувств для литераторов, а сами обратимся к их осознанному наблюдению. Один только факт того, что вы начнёте отдавать себе отчёт в возникновении ваших чувств и эмоций, позволит уменьшить их безудержный поток и остановить неконтролируемые реакции.

Йога эффективно работает с эмоциональным телом. Что касается мыслительного процесса, то тут вряд ли найдётся практика, способная составить конкуренцию . В них обеих уделяется особое внимание концентрации мысли, направлению мыслительного потока в нужное русло. Вначале работают над тем, чтобы сделать мысли полностью осознанными, очищая этот процесс от налёта внутренней критики, и на следующем этапе переходят к остановке мыслительного процесса через практику глубокой медитации.

Как развить осознанность: упражнения для осознанности

Для того чтобы дать читателю возможность экспериментировать, давайте ознакомимся с несколькими упражнениями, которые можно применять ежедневно. Они не связаны прямым образом с практиками духовных учений, но тем не менее подготовят вас к ним, если вы захотите заниматься ими в будущем.

Этот список можно было бы дополнить, но с практикой вы сами научитесь создавать упражнения на развитие осознанности в реальной жизни. В следующем разделе мы перейдём к детальному рассмотрению некоторых из вышеописанных приёмов развития осознанности.

Упражнения по пробуждению осознанности с помощью внимания

Суть тренировки осознанности состоит в том, чтобы посвящать всего себя тому, чем вы заняты в определённый момент времени, избегать переключения внимания. Если оно перескочило на другой объект, верните его обратно и спокойно продолжайте заниматься, наблюдая за вашими действиями, теми ощущениями и мыслями, которые возникают в процессе. Так вы одновременно будете практиковать и осознанное мышление.

Осознание может быть направлено и на мысли, и на движения. Это даже ведёт к расширению осознания, выведению его на более высокий уровень, в то время как переключение внимания на другое занятие или объект противоречит практике осознания, так как внимание рассеивается, а ключ к практике осознания лежит именно в направленности внимания. Фактически вы делаете первые шаги в практике медитации, быть может, даже не зная об этом.

Осознанное внимание при общении с собеседником выражено в том, что вы не оцениваете его, как мы обычно привыкли это делать, но отключаете критика внутри и переключаете внимание на осознание того, во что одет ваш собеседник, как он говорит, как жестикулирует или что держит в руках и т. д. Вам нужно полностью запечатлеть его образ и одновременно осознать ваши мысли и чувства во время процесса наблюдения за собеседником.

Концентрация внимания, направленная на объект, очень сильно развивает осознанность, но, быть может, трудна в начале практики именно из-за простоты своего выполнения. Вам нужно подобрать небольшой объект - вещь, знакомую вам хорошо. Это могут быть ключи, часы, мобильный телефон и т. д. После этого вы начинаете рассматривать этот предмет, подмечая все его малейшие детали. Кто-то сочтёт это скучным, но сумев сконцентрировать внимание на обычной вещи, вы без труда разовьёте не только способность к глубокой направленной концентрации, но и заложите отличный фундамент для дальнейшей практики направленного внимания, известной в йогической традиции как дхарана.

Осознанное видение очень близко стоит к вышеописанной технике, однако акценты в этом упражнении несколько передвинуты. Вы не рассматриваете один объект полностью, вы выбираете какой-то аспект, чтобы останавливать внимание только на нём. Например, гуляя по улице, мысленно поставьте перед собой задание замечать и концентрироваться только на лицах проходящих людей в течение нескольких минут или отмечать и находить оттенок какого-то определённого цвета. Попытайтесь заметить и осознать как можно больше появлений этого оттенка в окружающем мире.

Развитие осознанности через практику упражнений осознанного движения

Под осознанным движением мы понимаем такой процесс, когда ваше внимание полностью устремлено на совершение определённых действий в настоящем. Вы можете идти, полностью сконцентрировав внимание на ритме шагов, осознании соприкосновения подошв обуви с поверхностью, по которой вы идёте. Это очень легко и одновременно увлекательно. Мы обычно не осознаём этот процесс, поэтому, когда вы направите ваше внимание только на него, вы увидите, как это необычно.

Также можно поэкспериментировать с осознанием ощущений, которые вы получаете от прикосновения к объектам: какие они на ощупь, теплые они или холодные, что при этом чувствует ваша рука; и одновременно наблюдайте за собой - как вы реагируете на ощущения. Такая практика тренировки осознания через движения автоматически исключает совмещение дел.

Если вы посвящаете себя чему-то одному, то вы просто не в состоянии делать одновременно ещё одно дело. Теоретически и даже практически это возможно в обыденной жизни. Люди то и дело этим занимаются, но в упражнениях на осознание это был бы нонсенс, так как сама природа осознанности исключает внутреннюю спешку и совмещение дел.

Состояние осознанности в повседневной жизни

Состояние осознанности может быть воспитано через направление внимания на определённые аспекты жизни, а также с помощью упражнений и занятий духовными практиками. В повседневной жизни практика осознанности поможет вам по-другому смотреть на вещи, сделает вашу жизнь более интересной, не говоря о том, что у вас неожиданно могут проявиться таланты, о которых вы и не подозревали.

Часто развитие осознанности сопровождается открытием в человеке творческих способностей, появляется тяга к творческой самореализации. Это есть не что иное, как манифестация высшего духовного начала человека на физическом плане. Как иначе она может проявиться, если мы живём в трёхмерной реальности. Мы не можем обойтись одним лишь образно-ментальным творением, нам нужно перенести образы, воплотить их в физическом мире - через искусство, чтение философской литературы или занятия духовными практиками.

Принцип осознанности, воплощённый через искусство постижения самого себя

Каким бы удивительным это ни казалось, но занятия духовными практиками очень тесно переплетаются с творчеством, так как оно направлено на творение самого себя: очищение образа себя от всего ненужного, разотождествление с какими-то общими стереотипами, нахождение и познание своей истинной сущности и предназначения.

Иначе можно выразить это словами Оскара Уайльда: «Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живём. А в наш век люди стали бояться самих себя».

Нужно перестать бояться исследовать внутреннюю суть самих себя, подойти к ней как можно ближе, осознать себя и понять, что мы и есть само осознание. Мы и осознание - одно и то же. Нет ничего в жизни кроме осознанности. Всё, что существует в мире, есть её проявление. Раз мы осознаём, значит, это существует для нас. Если бы мы не осознавали, то этого и не было бы для нас. С одной стороны, это удивительное умозаключение, и тем не менее многие древние духовные учения разделяли такую мысль. Тождество Брахмана с Атманом в философии веданты, отрицание самого существования «Я» в адвайте, буддистское растворение в нирване - это концепции, в основе которых лежит принцип осознавания.

Древние мыслители давно разгадали загадку смысла жизни - она в осознанности всего и вся, в многогранном, абсолютном постижении и применении этой концепции бытия. Поэтому мы даже не можем разделять понятие осознанности на теоретическое и практическое. Это один из тех феноменов, когда теоретическая составляющая может быть постигнута только через практический аспект.

Осознавайте себя, и вам откроется весь мир!

На духовном пути наступает момент, когда, насытившись чтением и посещением курсов и семинаров, пробуждается необходимость преодолеть ограниченность ментального восприятия, стать независимым от многоликих внешних влияний, обрести гуру внутри себя - открыть свою истинную природу. И тогда без иллюзии о собственных изменениях, честно взглянув на себя со стороны, мы задумываемся, в чём же выражается мой внутренний рост? Почему с ним связывают осознанность и говорят, что именно она превращает человека из личности, движимой желаниями и страстями, отождествлённой с умом и телом, в духовное существо, реализующее замыслы Творца? В чём её суть, чем она отличается от понимания, и почему не происходит на уровне ума?


Часть 1

Ум, понимание и эго.

Осознание совершается внутренним сознанием,которое находится в нашей глубине, ближе к Ядру - Истоку. Это безличное видение из духовного центра, когда нет вовлеченности, а значит отождествлений, нет фильтров и оценок ума, у которого совсем другие задачи.

Ум функционирует в ментально- эмоциональном пространстве личности на вибрациях более поверхностного внешнего слоя сознания. Для него всё является объектом, и для его изучения и уяснения, он его расчленяет на логические составляющие, анализирует и объясняет на базе опыта и накопленной информации. Благодаря этому мы осваиваем незнакомое, развиваем интеллект и мышление, овладеваем знаниями и профессией, развиваем способности. Ум наш замечательный инструмент понимания .

Но наша проблема в том, что мы отождествляемся с его содержанием - мыслями, идеями, оценками, эмоциями, представлениями, желаниями, целями – всем тем, чем живёт личность. И рождается ложный образ себя – эго. И это искусственное «я» в вечном страхе за своё выживание держит нас в капкане внешнего субъективного сознания, не позволяя двигаться дальше. Это значит, что реальность мы воспринимаем не как Единое Целое, а как множество отдельных форм, всё трактуем через свои бессознательные программы-фильтры, узкие мировоззренческие концепции, ментальные суждения. А так как мы идентифицируем себя с ними, все эти интерпретации стоят между нами и живым Миром - Отцом-Создателем. Так, отделившись от Него, мы и себя воспринимаем как отдельную форму - тело-ум и образ, выстроенный на внушённых нам чужих описаниях.

Поэтому сколько бы учёных степеней мы ни получили, каким бы мастерством ни овладели, расширившийся ментал, выше которого мы не поднимаемся, делает нас всё более закрытыми, то есть сконцентрированными на себе. Так мы определяем себя своими достижениями, не выходим за рамки своих представлений и оценок, каждый миг неосознанно отождествляемся со своими мыслями о прошлом и будущем, с охватившими эмоциями, принимаем лишь то, что позволяет собственная «правда», укрепляем, утяжеляем образ себя. И, не осознавая этого, живём в гипнотическом сне с идеями о своём несовершенстве, и в состоянии неудовлетворённости ищем того, кто бы помог нам улучшить себя, вместо того, чтобы в своей же глубине открыть себя Истинного. И, как это ни парадоксально на первый взгляд и феноменально по сути, приводит к Нему именно эго, когда мы исследуем его природу. Там оно и растворяется в нашем Естестве / в Осознании.

Этот Путь к себе многие Просветлённые Мастера советуют начать с самонаблюдения. Почему?

Самонаблюдение, осознанное отождествление и тело.

Самонаблюдение как раз и перенаправляет сознание от внешнего к внутреннему, превращая ум-эго в ум-инструмент, и вместо ежеминутных отождествлений с мыслями и переживаниями помогает ощутить себя Сознанием, пребывающим в настоящем моменте, и слиться с живой реальностью. Однако многим кажется, что безумно трудно наблюдать за ощущениями в теле во время ходьбы, еды, работы, разговоров; рефлексировать мысли, мелькающие в уме; отслеживать эмоции, чувства, реакции, желания, своё проявление во взаимоотношениях – всё, чем мы живём. А нужно лишь, говоря словами кастанедовского дона Хуана, «сдвинуть точку сборки», направляя внимание в духовный центр. Из этой глубины всё отмечается, наблюдается, многое радует, открывая свой пробуждающий смысл. Проблема не подавляет: мы не в внутри неё, и видим выход.

А негатив без эмоционального окраса становится не осуждением себя, а осознанием, что страхи, злость, зависть, ненависть и т.п. , как и проблемы и неприятности – послания изнутри, ведущие к духовному росту, к Свету, который мы несём в себе. И делается очевидным, насколько мы ответственны за свои состояния, за выстраивание отношений, и за свою жизнь.

В отстранённом наблюдении мы не описываем, не оцениваем, не трактуем. Мы напрямую воспринимаем То-Что-Есть, чувствуем и осознаём.

Так, например, пребывание, на природе - это уже не просто факт, что я сейчас нахожусь на берегу моря / в лесу / в парке, и здесь красиво / неспокойно / холодно (любая оценка), а единение своей Души с Сущностной особенностью моря / леса / парка.

Это единство воспринимающего, воспринимаемого и восприятия и есть процесс осознания, в котором происходит озарение Ясностью.

Подобный опыт убеждает, что восприятие по внешним формам происходит только в уме, а мы как сознание функционируем вне активности ментала и без его качеств. А как частица Сознания мы энергетически соединены с любой точкой Творения и можем чувствовать её как себя.

Так мы на собственном опыте познаём свою многомерность. А так как вызванные этим ощущения и осознавания происходят в пространстве физического тела, оно становится для нас не просто материальным носителем, доставляющий подчас серьёзные неприятности, а, как и ум, замечательным инструментом Сознания / Духа.

Через него Он направляет нас к текущему моменту, помогает слиться с Жизнью и постичь Её совершенство - ведь вечное «сейчас» и есть Жизнь. А чувствуя тело изнутри, мы осознаём, как Дух подталкивает изменить что-то в питании или в привычках, как через ощущения Он каждому по-своему, в силу его уникальности, подсказывает, где истинное, а где ложное. Как необъяснимо удерживает от неверных поступков и развивает интуитивное восприятие, переводя сознание на другой уровень. Как вынужденно, через болезни, Он направляет к осознанию, что убеждения, в которых мы живём - это ошибочные выводы ума-эго, которыми оно доказывает свою важность, притягивая из реальности то, что подтверждает эти суждения.

Осознание и Пробуждение.

В осознании нам открывается суть того, на что направлено внимание. Без объяснений и анализа, как то, что просто есть. Сознание на этом уровне всё видит

Расширенно и целостно – и пространство, и всё в нём происходящее (в отличие от ума, способного концентрироваться на чём-то одном – фоне или фигуре),

Без отношения к нему как позитивному или негативному, а как к Тому-Что-Есть (ум же автоматически реагирует и моментально выдаёт оценки),

Отстранённо, что исключает отождествления и любые концепции (то есть устраняется эго). И мы уже не воспроизводим действительность через свои призмы, а напрямую контактируем с ней.

В точке настоящего (а не прошлого или будущего, где обитает ум),

Поэтому ум замолкает, превращается в молчаливого, беспристрастного Наблюдателя, и в этом процессе исчезает «я». Смотрящий, говорящий, всё объясняющий, наклеивающий ярлыки сливается с самим видением, говорением, осознанием. И нет того, кто должен видеть всё целостно, стать безоценочным, не отождествляться и быть в «здесь и сейчас». А есть Истинное Я, которое и есть То-Что-Есть в данный момент – сама Жизнь.

Тогда мы на собственном опыте познаём, что мы - не ограниченный ум с его узким, однобоким пониманием, не тело, которое ходит, говорит, всё выполняет. Они - инструменты, с которыми мы себя по ошибке идентифицируем. Мы значительно большее и трудно постижимое – мы Дух, который никак себя не манифестирует, Сознание, которое не определяет себя через пережитое, через знания и достижения, а осознаёт себя как Я Есть Присутствие здесь, в текущий момент. Я существую. Без интерпретаций и объяснений.

Обнаружить себя как пульсирующий Дух, как присутствие Я, которое просто Есть, без дополняющих определений, без того «я», которое констатирует это, значит прийти к Самоосознанию или Пробуждению сознания от гипнотического сна.

Оно происходит Божьей Милостью, наедине с собой, в предельном погружении в свои глубины, где мы становимся Пустотой, Тишиной и Покоем. И как это ни парадоксально для ума, они - наше Истинное Я. Оно просто Есть. Как неопределимый Дух / чистое Сознание без я, моё, мне. Без качеств. Без того, что можно переживать, и без того, кто переживает. И это - наша Суть. Наш Исток. Бог в нас. Осознание.

Из этой глубины постигается скрытая за внешней формой суть происходящего, становится ясным уровень сознания пишущего или говорящего, причина какого-либо следствия, мотивы поступков, фальшь и искренность, намерения человека, хочет ли он вовлечь нас в свою игру и зачем... А так как нет «я», нет осуждений кого-то, и некому всё сопоставлять с подсознательным идеальным образом себя, поэтому нет чувства своего несовершенства, и нет реактивных выборов, о которых мы потом горько жалеем. Я Есть Присутствие – это наше Естество. Это Осознанность. Она, будучи безмолвным голосом Духа, способна изменить судьбу, избавить от коверкающих жизнь убеждений, и гармонизировать самые напряжённые отношения.

Случай из практики:

После очередной крупной ссоры с женой мужчина переехал к матери, которая живёт одна в 3-х комнатной квартире. Зная её властный характер, стремление всё контролировать и подчинять себе, он планирует как можно скорее арендовать другое жильё. И запросы у него невысокие, и вариантов предлагают множество, но ни один ему не подходит. Будто кто-то специально задерживает его под крышей матери. «Почему?» - недоумевает он.

Ум предполагает, что вероятно, отношения с женой ещё не исчерпаны, и к ним нужно вернуться. Но, окунувшись в ситуацию и соединившись с его Душой, осознание поворачивает в другую сторону. Оказывается, этот человек уже достаточно зрел для того, чтобы по-иному взглянуть на мать, пересмотреть их непростые отношения, простить её заблуждения, свою категоричность, смягчиться и дать проявиться той любви, которая соединяет их обоих. К этому и направляет его Душа, не отпуская из дома этой женщины.

В результате внутренней работы наш герой остался пока жить у матери. Но они стали по-настоящему близкими людьми, которые, заменив укоры и критику на юмор, трогательно заботятся друг о друге.

В самонаблюдении происходит растождествление с мыслями и любыми идеями о себе, как позитивными, так и негативными, например, я успешный или неудачник / мать подавляла меня, и я стал неуверенным, строптивым, агрессивным / мне не везёт в личной жизни и т.п. Тогда иллюзорный образ себя ставится объектом и теряет силу.

Исследование же, откуда исходят подобные идеи, ставшие субличностями, приводят в Исток внутри себя, где они и растворяются.

А погружение в глубину Истока открывает Истинное Я. В Нём мы спокойны, уверены, необусловлены ничем внешним, неподвержены чужим влияниям, неподвластны ярлыкам, которыми кто-то старается задеть нашу самооценку. И начинается новый этап в своём развитии.