От чего умерла анна шереметьева. Наталья Борисовна Долгорукая (в девичестве Шереметева)

Екатерина II, портрет работы Алексея Антропова

Корявин, Рябов, Рябков, Рябцев, Шадрин, Щербаков, Щедрин, Щербин... Знакомые всем фамилии. Однако не каждый знает, что произошли они от кличек, которые давали людям, переболевшим оспой: рябой, щедристый, щербатый… Неприятная, знаете ли, штука эта оспа. Жар, озноб, головная боль, ломота. А главное болячки по всему телу, которые, если страдалец выживает, навсегда обезображивают лицо.

Говорят, к европейцам она пришла с Востока. То ли ее занесли завоевавшие Пиренейский полуостров арабы (VIII век), то ли крестоносцы подцепили это сокровище на Святой земле (XI век), то ли… Хотя к чему гадать? Важно, что болезнь осела в Европе капитально, ежегодно унося сотни тысяч жизней и уродуя людей почем зря. Что с ней делать, никто не знал. Молитвы, заклинания, амулеты, заговоры, снадобья и кровопускание не помогали. Зараза не щадила никого. В 1694 году она погубила жену английского короля Вильгельма II Марию, а в 1774 - французского монарха Людовика XV. Да что там далеко ходить. В 1730 году от нее умер царь Петр II.

Петр II

Так что сердце принцессы Софьи Фредерики Августы Анхальт-Цербстской (будущей императрицы Екатерины II), должно быть, забилось с удвоенной скоростью, когда она получила извести е о том, что ее жених (будущий государь Петр III) заболел оспой. Еще бы. Она приехала в Россию из захолустного немецкого городка (в феврале 1744), чтобы удачно выйти замуж. А тут такое несчастье. Помри Петр Федорович, и ее сразу отправят обратно в родную дыру. А шанса стать супругой монарха, может быть, не выпадет больше никогда.

Екатерина в молодости, портрет работы Луи Каравака, 1745 г.

Но Бог миловал. Петр Федорович выжил (хотя отметины, как водится, остались) и свадьба состоялась. А дальше - дело известное: по смерти императрицы Елизаветы Петровны Петр III взошел на престол, но 186 дней спустя его свергли, и 9 июля 1762 в России под именем Екатерины II воцарилась чистокровная немка, которая правила страной 34 года.

Екатерина Алексеевна и Петр Федорович

Но вернемся к оспе. Я вот давеча говорил, будто никто не знал, что с ней делать. Это, конечно, неправда. На Востоке после многих веков страданий приноровились ее прививать. Здоровому человеку делали на руке небольшой надрез и помещали туда гной из созревшей оспины зараженного индивида (эта процедура называется инокуляция). Передававшаяся таким образом болезнь протекала в более легкой форме и не оставляла рубцов. Сообщают, что особенно часто прививки делали девицам, обреченным на гаремную жизнь. Так что успех в борьбе с этой инфекцией на мусульманском востоке в определенной степени был обусловлен похотью.

Гарем, выбор фаворитки, работа Джулио Розати

Европу же с этим методом познакомила жена британского посла в Османской Империи Мэри Уортли Монтегю в 1718 году. Вот, послушайте, что об этом пишет Вольтер в своих «Философских письмах»: «В царствование Георга Первого мадам Уортлей-Монтэгю, одна из умнейших английских женщин, обладавшая к тому же огромным влиянием на умы, во время посольской миссии своего мужа в Константинополе приняла решение без лишних колебаний привить оспу ребенку, рожденному ею в этой стране. Капеллан ее мог ей сколько угодно твердить, что это не христианский обычай, приносящий успех лишь неверным, - сын мaдaм Уортлей чувствовал себя после прививки великолепно. По возвращении в Лондон эта дама поделилась своим опытом с принцессой Галльской, нынешней королевой... С того момента, как до нее (королевы) дошли слухи о прививке, или внедрении, оспы, она велела произвести опыт на четырех преступниках, осужденных на смерть: тем самым она вдвойне спасла им жизнь, ибо она не только избавила их от виселицы, но и с помощью искусственно привитой оспы предохранила их от возможного заболевания натуральной оспой, от которой они могли умереть с течением времени. Принцесса, убедившись в пользе эксперимента, велела привить оспу своим детям. Англия последовала ее примеру, и с этого времени по меньшей мере десять тысяч первенцев обязаны своей жизнью королеве и мадам Уортлей-Монтэгю и столько же дочерей обязаны им своей красотой ».

Мэри Уортли Монтегю, картина работы Чарльза Джерваса

Очень примечательно, что Вольтер рассказывает об этом с восторгом и восхищением. Но, в сущности, мы имеем дело с оголтелым нарушением прав человека. Посудите сами. Жена главы государства узнаёт об экспериментальной процедуре, которая может позволить избежать крайне неприятного заболевания. Чтобы убедиться в безопасности метода, она приказывает опробовать его на самых беззащитных членах общества - заключенных и сиротах (последних французский мыслитель не упоминает, но есть сведения, что в испытаниях были задействованы и приютские дети). И только после удачных опытов оспу привили представителям королевской фамилии. Такие вот были нравы.

Кстати, эффективность этого средства преувеличивать не стоит. Потому что несмотря на утверждение Вольтера, что, дескать, «из всех тех, кому была привита оспа в Турции или Англии, не умирает ни один человек », смертельные случаи были и немало.

Но тем не менее на Альбионе прививка популярностью пользовалась и, что важно, вызывала недюжинный интерес у медиков. В частности, у Томаса Димсдейла, который в 1767 году написал на эту тему трактат (The Present Method of Inoculating for the Small-Pox). Работа была переведена на несколько языков и принесла доктору некоторую известность.

Томас Димсдейл

А что же Екатерина? Эта женщина, слывшая просвещенным монархом, была в курсе всех передовых идей своего времени. И, конечно, об инокуляции она слышала. Полагаю, великой императрице очень хотелось уберечь себя от страшной болезни, которая однажды чуть не разрушила ее будущее и которая всегда была где-то рядом: например, в мае 1768 года от нее умерла графиня Анна Шереметьева.

Графиня Анна Шереметьева

Но нужно было найти правильного доктора, и ее выбор пал на Томаса Димсдейла. Почему? Возможно, ей понравился его «просвещенческий» подход. В написанном им трактате он не настаивает на своей уникальности, что, мол, только работая со мной, вы сможете избавиться от недуга, достичь духовного просветления и попасть в рай. Напротив, Димсдейл утверждает, что способов инокуляции существует множество, и среди них есть очень хорошие. Он также открыто признает, что с большим вниманием следит за работой в этой области своих коллег и заимствует из их опыта все лучшее. Кроме того, доктор приводит солидный список привитых им пациентов с кратким описанием хода болезни каждого из них, утверждая, что в его практике никто пока не пострадал.

Хотя что я говорю. Все было гораздо проще. Российскому послу в Лондоне поручили разузнать, кто из местных врачей наиболее сведущ и опытен в этом деле, и ему порекомендовали Димсдейла. Далее были проведены переговоры и после некоторых колебаний медик согласился. И летом 1768 года он со своим сыном Натаниэлем прибыл в Санкт-Петербург. Сообщают, что перед тем, как подвергнуть процедуре государыню, доктор продемонстрировал свои умения на нескольких добровольцах. И только после их выздоровления он выразил готовность привить оспу императрице. Все произошло под покровом тайны. Осознавая степень риска, Екатерина распорядилась, чтобы наготове держали почтовых лошадей, дабы английские гости имели возможность мгновенно скрыться, если что-то пойдет не так. А ситуация действительно могла бы обернуться трагедией. Представьте, государыне становится плохо, и по городу моментально распространяется слух, что ее погубили два заграничных ирода, наверняка поклоняющихся диаволу. Тут же собирается народ и совершает над приезжими расправу…

Однако опасения оказались напрасны. 23 октября (по старому стилю - 12 октября) Екатерине сделали инокуляцию. Материал, то есть свежую оспину, любезно предоставил крестьянский мальчуган Александр Марков, за что ему было пожаловано дворянство (лично я готов предоставить представителям российских властей любую болячку или анализ, если меня сделают акционером Газпрома). На следующий день императрица со свитой приближенных отправилась в Царское Село, где она пробыла до полного своего выздоровления, которое было встречено восторженным ликованием придворных. По случаю ее «всерадостного освобождения от прививания оспы» поэт Михаил Херасков даже сочинил оду:

«Возможно ль было нам то время не грустить,

Как ты отважилась яд в кровь свою пустить

Мы духом мучились, взирали на законы,

И зараженными являлися нам оны.

Взирали на престол, взирали на себя,

И зараженными щитали мы себя... »

Михаил Херасков

Но на этом работа Димсдейла не закончилась. Через его руки также прошли великий князь Павел Петрович (будущий царь Павел I) с супругой Марией Федоровной и многие аристократы, в том числе графы Григорий Орлов и Кирилл Разумовской.

Великий князь Павел Петрович и Великая княгиня Мария Федоровна с сыновьями Александром и Константином

Государыня была преисполнена энтузиазма и издала указ об обязательной инокуляции. Но, говорят, особого успеха эта инициатива не имела, потому что русский народ очень трудно заставить делать что-то непривычное и подозрительное. Кстати, в память об оспопрививании в России выбили медаль. На одной ее стороне изображен портрет императрицы, а на другой - храм Эскулапа1, из которого выходят исцеленные Екатерина с наследником (Павлом), а навстречу им бежит счастливая Россия с детишками. Надо всем этим красуется надпись: «Собою подала пример». Что ж, необходимо признать, что поступок государыни действительно был смелым. Но на то она и просвещенный монарх, чтобы совершать смелые поступки и не бояться нового. А вот многие русские знатные особы не осмелились подвернуться заграничной процедуре и по старинке положились на Божью волю, авось оспа не пристанет.

Медаль в память об оспопрививании в России

Ну а английский доктор получил за свою работу баронский титул, который так же был пожалован его сыну, звание лейб-медика (придворного врача) и пожизненную пенсию в 500 фунтов в год. Ему предлагали остаться при русском дворе, но он отказался и вернулся на родину, где открыл свой «дом прививки от оспы».

А вообще настало время повнимательней взглянуть на этого господина. Во-первых, необходимо отметить, что он был квакером. Факт очень примечательный, потому что представители этого направления протестантизма, будучи уверенными в том, что Божья искра есть в каждом человеке, выступали за равноправие и, как следствие, были равнодушны к титулам. Однако пожалованное баронство, видимо, ничуточки Димсдейла не смущало и даже, напротив, доставляло ему удовольствие.

Встреча квакеров, XVII век

Во-вторых, кроме медицины у него были и другие интересы. В 1761 году он занялся банковским делом, вступив в партнерство Dimsdale, Archer & Byde. Проработав в этом секторе 15 лет, он, видимо, устал и передал бразды правления своим сыновьям. И в течение нескольких поколений банк был чем-то вроде семейного предприятия.

В-третьих, в 1780 году Димсдейл стал членом парламента. Однако за свою 10-летнюю политическую карьеру он произнес всего одну речь. Но, как сообщают очевидцы, говорил он так тихо, что его никто не расслышал.

Женат наш герой был три раза. Причем когда он вступил в последний брак, ему было ни много ни мало 68 лет. Его избранницей стала 48-летняя Элизабет. Это была очень хозяйственная женщина, которая до замужества с именитым медиком жила старой девой в захолустье, никуда не выезжая. И именно с ней Томас Димсдейл приехал в Россию во второй раз (в 1781 году), чтобы привить оспу внукам императрицы Александру (будущему царю) и Константину (кстати, нянями великих князей были англичанки Полин Гесслер и Сара Николс).

Великий князь Александр Павлович в детстве, портрет работы Жана-Луи Вуаля

О докторе тут сказать особенно нечего, кроме того, что свою задачу он выполнил безупречно. Но о его супруге сообщить кое-что имеется. Во время этой поездки она вела дневник, в который заносила все интересные и необычные факты о диковинной для нее стране. Я уже говорил, что новоиспеченная баронесса в своей жизни занималась в основном хозяйством, поэтому изрядная доля заметок касается экономической стороны жизни. Она с бухгалтерским занудством выписывала цены на еду, одежду и прочие вещи, переводила их в фунты стерлингов и сравнивала со стоимостью тех же товаров в Англии. При этом ее поражали фантастические траты царского двора, особенно учитывая жалование служащих, о чем она была в курсе. Кроме того, Элизабет повествует о повседневной жизни императрицы и великих князей и делится своими впечатлениями о нравах и обычаях русского люда. Ее, например, потрясли «дикие банные ритуалы». При том, что ее личный банный опыт ограничивается посещением горячо натопленной парилки в полностью одетом виде. Однако рассказ об этом дневнике может занять несколько страниц, поэтому отложим его до другого раза.

Русская баня

А напоследок - курьез, о котором сообщает гравер Джеймс Уолкер, написавший книгу анекдотов о русском дворе под названием Paramythia. Интересно, однако, что в Россию он приехал только в 1784 году, так что об этом случае ему могло быть известно только понаслышке. Но как бы то ни было, история следующая. Баронессе очень хотелось лично поблагодарить государыню за доброе отношение к ее мужу, который, как отмечает злорадный англичанин, был против такой встречи. Причина проста: госпожа Димсдейл была славной, доброй женщиной, умевшей искренне выражать свои чувства, но имевшей весьма смутные представления о придворном этикете. Екатерина, к ужасу доктора, согласилась ее принять. И вот, что произошло:

«Благодарность его почтенной супруги взяла верх над благовоспитанностью. И когда Ее Величество вошла в залу, то вместо того, чтобы, полу-преклонив колена, поцеловать руку, протянутую ей с необычайной грациозностью, она (Димсдейл) набросилась на нее словно тигр и чуть не задушила бедную императрицу в своих объятиях », - пишет Уолкер.

Портрет Екатерины II в дорожном костюме, работа Джеймса Уолкера, 1787 г.

Баронесса же в своем дневнике рисует совершенно иную картину и утверждает, что все было чинно, благородно и с соблюдением необходимых норм поведения. Что ж, правда, должно быть, где-то посередине. Но в любом случае к дурным последствиям этот инцидент, если он действительно имел место, не привел. Доктор Димсдейл и его жена прекрасно провели в России время и вернулись домой счастливыми и богатыми.

1 Римский вариант Асклепия - бога врачевания. 2 The gratitude of his honoured spouse so far got the better of her good breeding, that when Her Majesty entered the saloon, instead of half kneeling to kiss the hand held out with so much grace, she flew towards her like a tiger, and almost smothered the poor empress with hugging and kissing.

Графиня Анна Сергеевна Шереметева.

Ужель былое как отрада мне ныне помнится в тиши?

Ужели утолять я рада

Хоть этим кубком, полным яда,

Все жажды тщетные души!

К.Робертсон портрет А.С. Шереметевой

Жена Дмитрия Николаевича Анна Сергеевна тоже урожденная Шереметева, женщина исключительно душевных качеств, жизнь которой трагически оборвалась в 1849 году.

Анна Сергеевна была редкостная красавица и прекрасная музыкантша. Ф.И. Тютчев сказал о ней:

18 апреля 1837 года 34-летний флигель-адъютант граф Шереметев обвенчался с 26-летней фрейлиной императрицы Анной Сергеевной Шереметевой. Венчание происходило неподалеку от Фонтанного дома, в придворной церкви Аничкова дворца, где жила императорская семья.

В.С.Садовников. Аничков дворец со стороны Невского проспекта, 1839 г.

Екатерина Васильевна Шереметева, тетка невесты, присутствовала на свадьбе и подробно описала это событие в письме к московским родственникам: «...С последней свадьбы Царской фамилии еще не было столь великолепной, как наша. От Дворца до его дома толпа народа и кареты. Двор полон был народа, но одних его крестьян впускали. Как тронулась его карета от подъезда ехать к венцу, то все сняли шляпы и стали креститься... Венчание было очень хорошо. Она просила, чтобы позволено было ее духовнику, который также духовник Великих княжон, ее венчать. Все кроме шаферов стояли в отдалении от них и всем хорошо было видно. Граф и Анюта стояли как должно христианам, понимаю всю важность таинства брака. По окончании она подошла к Императору и Императрице, которая очень нежно ее обняла. Государь подошел поздравить сестру (мать невесты), поцеловал у нее руку, потом Государыня всех нас поздравляла и давала руку. Пошли все к ней в комнаты пить чай. Государь после взял новобрачного с собой и отвез в дом его. Анюта осталась еще благодарить Государыню. Простилась с нею, с Великими княжнами, со всеми фрейлинами и поехала с Великим князем и матерью в дом свой (Фонтанный дом.), где встретил Государь с хлебом и солью... благословил ее и графа и повел в дальние комнаты. Ходил по всему дому, был очень весел. Пробыл около часу, пил здоровье молодых и с Великим князем оставил их... Вечер свадебный кончился в 11 часов... По всему можно надеяться, что Анюта будет счастлива ».

Кипренский О.А.

Портрет графа Дмитрия Николаевича Шереметева (1824)

Кто же была та женщина, которая смогла покорить сердце одного из самых завидных женихов Петербурга?

Анна Сергеевна приходилась своему супругу дальней родственницей: ее дед Василий Владимирович Шереметев -четвероюродный брат графа Дмитрия Николаевича. Семья Анны Сергеевны принадлежала к одной из не титулованных ветвей шереметевского рода.

Графиня Анна Сергеевна Шереметева (урождённая Шереметева) (1811 - 1849), дочь С. В. Шереметева от брака с В. П. Алмазовой; фрейлина императрицы Александры Федоровны (с 1831 года). Первая жена (с 1837 года) графа Д. Н. Шереметева, дествительного тайного советника, камергера.

Право на графский титул принадлежало лишь потомкам фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, а его братья и их потомки оставались «просто» дворянами. Предком Анны Сергеевны был самый младший из братьев фельдмаршала, генерал-аншеф Владимир Петрович Шереметев. Не титулованные Шереметевы считались такими же древними и знатными, как графы, но были значительно менее богаты, поскольку имения их, в XVIII столетии еще весьма значительные, дробились между многочисленными отпрысками, закладывались и продавались.

У родителей Анны — Сергея Васильевича и Варвары Петровны, урожденной Алмазовой, -было 5 сыновей и 6 дочерей. Они владели по тем временам немалым состоянием-3 тысячами душ крепостных в Московской, Владимирской, Тверской и Тульской губерниях. Но тем не менее семья находилась в стесненном материальном положении. Большую часть года Шереметевы жили в своих деревнях — селе Волочанове Коломенского уезда или Михайловском в Подольском уезде, а на три зимних месяца перебирались в Москву, где у них был собственный дом в приходе церкви Харитонья, что в Огородниках. В этом доме 8 мая 1811 года и родилась Анна Сергеевна.

В 1826 году московское дворянство избрало ее отца, отставного титулярного советника Сергея Васильевича Шереметева, главным смотрителем Странноприимного дома графа Шереметева, и на этом посту он оставался вплоть до своей смерти в 1834 году. Незадолго до этого в должность попечителя Странноприимного дома вступил граф Дмитрий Николаевич. Сергей Васильевич исполнял свои хлопотные обязанности добросовестно и удостоился одобрительного отзыва государя императора, когда тот во время пребывания в Москве в 1831 году посетил Странноприимный дом. Государь пожаловал Сергею Васильевичу Шереметеву придворное звание камергера, а его старшую дочь Анну назначил во фрейлины государыни.

Странноприимный дом графа Николая Шереметева.

Ее назначение фрейлиной состоялось в ноябре 1831 года, но родителям Анны вовсе не хотелось отпускать девушку в столицу. И сама она, подобно пушкинской Татьяне Лариной, выросшая в деревне, в красивейших местах Подмосковья, вовсе не стремилась в Петербург. Из рассказов своего брата Василия, служившего с 1829 года адъютантом великого князя Михаила Павловича, она знала, что при дворе текла совсем другая, незнакомая ей жизнь. Однако осенью 1832 года Анна приехала в столицу и поселилась в Зимнем дворце, рядом с Другими фрейлинами.


Современники не называли Анну Шереметеву среди первых красавиц «большого света». Однако же ее огромные,выразительные глаза с длинными ресницами, запечатленные на немногих сохранившихся портретах, притягивали к себе взгляд каждого, с кем она разговаривала. Такой она предстает перед нами на портрете, написанном художницей Робертсон в том самом 1832 году, когда девушка начала фрейлинскую службу.

Анна Сергеевна Шереметева

Анна Шереметева получила традиционное для дворянской девицы того времени (пушкинского времени!) домашнее воспитание. Родители приглашали к детям учителей и гувернеров, чаще из иностранцев. Дети с малолетства знали один-два, а иногда и три иностранных языка. Их учили истории, стремились привить любовь к литературе, занимались с ними танцами и музыкой. У Анны еще в детстве проявился незаурядный слух, а потом и голос, глубокое контральто. В ее службе при дворе музицирование занимало важное место.

Служба фрейлин, живущих во дворце, со стороны выглядела привлекательно: они по очереди дежурили при императрице во дворце, сопровождали ее в выездах в город, в театр, присутствовали на семейных торжествах, военных парадах, дипломатических приемах, танцевали на придворных балах -словом, составляли «блестящее окружение». Фрейлины должны были уметь петь, играть на рояле, рисовать, ездить верхом, играть в принятые при дворе игры, им выбирали туалет или прическу..


В домашнем архиве Шереметевых хранилось около семидесяти писем, которые Анна написала родителям в 1832—1834 годах, их опубликовал в 1902 году ее сын граф С.Д. Шереметев. Эти письма дают возможность представить себе ее жизнь в столице, ее обязанности, ее круг общения.

В одном из писем к родителям в августе 1833 года Анна писала: «...Уже два вечера я причесываюсь с локонами по желанию Императрицы, которая предпочитает видеть меня с локонами, нежели с гладкими волосами. Государь также находит, что новая прическа лучше; так что я почти обязана оставить свою удобную прическу. .». В этих локонах ее и изобразила художница Кристина Робертсон.

К.Робертсон портрет А.С. Шереметевой

В письме от 4 августа 1833 года, написанного в Елагином дворце, где находилась в это время царская семья, Анна писала: «...Вчера был вечер у Императрицы, но народу не много; очень мало мужчин, два новых флигель-адъютанта, Занимались музыкой, и Императрица заставила меня спеть „Соловья" под аккомпанемент хора... Я сегодня дежурная, и только что вернулась из институтов Патриотического и Ремесленного, которые Императрица показывала графине Бранденбургской. Сегодня утром в 11 часов я выезжала с Императрицей, которая ездила с визитом к госпоже Загряжской. Но не застали ее дома ».

При дворе много музицировали, и дарования Анны были замечены. В письме от 23 августа того же года читаем: «...Весь день в движении, большой обед и бал, который продолжался до трех часов. Императрица танцовала больше всех других дам, я тоже много танцовала, между прочим, мазурку с наследником, со всеми флигель-адъютантами, попурри с графом Шереметевым, который справлялся о вас... Я теперь буду заниматься пением, у меня фортепиано, благодаря брату Бороздиных. ...Граф Виельгорский только что ушел от меня и сейчас вернется. Я немножко пела с ним. Ея Величество желает, чтобы я пела ».

В.И.Гау.

Портрет графини Анны Сергеевны Шереметевой

О поручениях, которые она исполняла, мы узнаем также из писем ее братьев к родителям и другим родственникам. Так, ее младший брат Борис Шереметев пишет тетке от 4 марта 1836 года: «Нина (так называли Анну.) была у Императрицы, и она велела, чтобы Нина написала письмо к сестре Императрицыной вместо нее, и Нина написала, но говорит, что трудно ».

Есть сведения, что она сопровождала императрицу на маскарады в доме Энгельгардтов.

Фрейлины были несвободны и в выборе супруга. Им требовалось заручиться не только одобрением родителей, но и получить согласие на брак от царя и царицы, что оказывалось Делом непростым. Тому свидетельством стала грустная история первой любви Анны Шереметевой. Она влюбилась в конце 1832 года в молодого австрийского дипломата, племянника обер-камергера русского двора графа Литта. Род графов Литта ведет свое происхождение от средневековых правителей Милана Висконти. Для одного из Литта прославленный итальянский художник Леонардо да Винчи создал образ Мадонны, который с 1865 года находится в собрании Эрмитажа, известный как «Мадонна Литта».


«Мадонна Литта»

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи

Граф Джулио Литта, или Юлий Помпеевич, как его называли в России, находился на русской службе с 1760-х годов, имея высокие придворные чины при четырех российских государях, женился на племяннице известного Григория Потемкина. У него не было своих детей, поэтому он опекал своего любимого итальянского племянника. Северная Италия входила тогда в состав Австро-Венгерской империи, в 1831 году камергер Австрийского двора молодой граф Литта прибыл в столицу Российской империи и начал службу в австрийском посольстве. Его радушно принимали и при дворе, и в аристократических гостиных.

Портрет графа Ю. П. Литта. Неизвестный художник

Фрейлина Шереметева и австрийский дипломат полюбили друг друга, и в письмах родителям Анна горячо описывала добродетели своего избранника, его возвышенную душу, сообщала о благосклонности к нему Николая I, просила родительского благословения и надеялась получить согласие на брак от императрицы. Но свадьбе не суждено было состояться. Можно лишь гадать, почему дядя, граф Юлий Помпеевич Литта, не дал согласия на брак. Может быть потому, что состояние родителей Анны к этому времени уже расстроилось, а семья Литта была баснословно богата. Возможно, здесь сыграло свою роль то обстоятельство, что молодой человек принадлежал к католической церкви, а девушка - к православной. А может быть, старший Литта счел Шереметевых недостаточно знатными и влиятельными, чтобы породниться с их родом... Вскоре молодой человек покинул Петербург.

Гау В.И. Портрет графини Анны Сергеевны Шереметевой, 1838 .

Фрейлина императрицы Александры Федоровны Анна Шереметева и флигель-адъютант императора Николая I граф Дмитрий Шереметев виделись постоянно в силу их служебных обязанностей. Они познакомились еще летом 1826 года в Москве, когда граф Шереметев принимал участие в торжествах по случаю коронации Николая I. Тогда молодого человека очень тепло приняли в доме Сергея Васильевича Шереметева, который осенью того же года был избран главным смотрителем Странноприимного дома. В те времена, особенно в Москве, ценили и берегли родственные связи, и Сергей Васильевич Шереметев хорошо помнил графа Николая Петровича Шереметева, поддерживавшего добрые отношения с отцом, дядьями и тетками.

Отец Дмитрия Николаевича - Граф Николай Петрович Шереметев (1751—1809)

Владимир Лукич Боровиковский

Мать Дмитрия Николаевича - Праско́вья (Пара́ша) Ива́новна Ковалёва-Жемчуго́ва, графиня Шереме́тева.

Николай Аргунов

В момент знакомства молодых людей Анне шел шестнадцатый год, и она очень понравилась графу Дмитрию Николаевичу. Впоследствии он не раз говорил сыну, что он сожалеет о том, что не послушался тогда голоса сердца и не сделал предложение. Да и родители Анны, по всей видимости, не строили тогда никаких планов на этот счет — граф был очень богат, служил в самом привилегированном гвардейском полку, и его окружало плотное кольцо московских и петербургских маменек, желавших выдать за него своих дочерей.

Свадьба Анны и графа Дмитрия состоялась спустя девять лет после их знакомства. Они прожили вместе двенадцать лет.

О.Кипренский-граф Д.Н. Шереметев

Екатерина Васильевна Шереметева, тетка Анны, так описывала в письме к сестре первые дни их семейной жизни: «...Слава Богу, наши молодые кажутся быть очень счастливы. Он не наглядится на нее. После обеда она отдыхает. Все это время очень уставала. То он сидит подле нее. Если заснет, то граф несколько раз взойдет только посмотреть на нее... Если Анюта не будет чувствовать своего счастия, то верно сама виновата будет... Дай Бог им в своем великолепном дворце жить благополучно и наполнить его любовию, которая должна быть, если будут знать друг друга цену ».


Василий Садовников (1800—1879). Вид Аничкова дворца с Фонтанки (1838).


Palace Embankment near Hermitage Theatre (Beggrov),Литография К. П. Беггрова

После свадьбы молодые, как полагалось, ездили с визитами, присутствовали на придворном балу и вечерах в нескольких домах, устроенных в их часть. Екатерина Васильевна Шереметева описывала прием в Фонтанном доме, устроенный новобрачными, и смятение, которое испытывал граф Дмитрий Николаевич: «...Он начинает привыкать к новой жизни... Первый раз как было общество, весь дом открыт, освещен, а то ему казалось, что мудрено, что нет у него ни шляпы, ни шпаги, не мог увериться, что дома... 21 числа были на выходе... Когда появились (молодые), то во всем собрании сделался шум, все взоры обратились на них. Стали подходить с поздравлениями, так что Васиньке (Василий Сергеевич Шереметев, брат Анны) стало на всех гадко и досадно, ибо за день еще до свадьбы многие уверяли, что никогда ее не будет. Одета она была очень хорошо: в розовом креповом Русском платье, с розовыми букетами без зелени, кокошник тоже розовый с бриллиантовым диадемом и блондовый вуаль, на шее и руках жемчуги. Вечером был бал в Эрмитаже... Государю и Государыне показалось, что она очень похорошела. В нем тоже нашли большую перемену: весел, развязен и на виду стоял, уже не прятался позади других ».

После свадьбы граф Дмитрий Николаевич назначил супруге ежегодное содержание в 120 тысяч рублей ассигнациями. Сохранившиеся документы свидетельствуют, как она распоряжалась этими деньгами. Графиня Анна Сергеевна сочла, что в первую очередь она должна помочь своим близким, и 24 тысячи определила на содержание матери и младших братьев Сергея и Бориса. Чуть больше 3 тысяч шли на оплату ее пансионеров в учебных заведениях, около тысячи - на выплату пенсий, ею назначенных. Сама она получала ежемесячно по 7 тысяч рублей «на гардероб и прочие расходы».

Ворота около дворца, с гербом графов Шереметевых.

Дворец Шереметевых. Вид с реки Фонтанки.

15 апреля 1838 года в Фонтанном доме родился их первенец, названный Николаем, в честь деда -графа Николая Петровича. Рождение сына было огромной радостью. Восприемником при крещении ребенка согласился стать сам государь Николай Павлович, лично прибывший в домовую церковь на крестины. Крестной матерью стала мать Анны Сергеевны Варвара Петровна Шереметева, бабушка младенца. На крестины родители и младенец получили немало подарков. Как писал позже граф Сергей Дмитриевич Шереметев, их крестьяне подарили графине бирюзовое ожерелье.

Анна Сергеевна много читала и следила за литературными новинками.Она с помощью своего библиотекаря Корсини,брата архитектора,привела в порядок старую библиотеку Фонтанного дома и дополнила ее по своему вкусу.Как вспоминает ее второй сын-граф Сергей Дмитриевич Шереметев:

Граф Серге́й Дми́триевич Шереме́тев

«...Эти редкие посещения казались для меня праздником... Все стены подоконники и места между окнами заставлены прочными красного дерева шкафами. Посреди комнаты параллельно стояли большой письменный стол, покрытый зеленым сукном, и другой высокий стол с помещением для гравюр и альбомов. Посреди комнаты мраморный камин. Два-три кресла старомодных с высокими спинками, весьма удобных, составляли все убранство. Стулья, обитые зеленым кожаным сафьяном работы Гамбса, словно застыли на своих местах. Моя мать нередко приходила сюда заниматься. Здесь было сложено много ее вещей, даже шкатулки и ларчики с письмами. Казалось мне, что и после стольких лет она еще жива в этих комнатах, никем почти не посещаемых... Третья комната в одно окно и вся в шкафах заключала в себе ее личную библиотеку. Здесь находились все ее музыкальные коллекции, русская, французская и немецкая литература... Манеж при моей матери был обновлен, она ездила в нем верхом. »

Дом Шереметьевых на Фонтанке. Л.Премацци. 1867 г.

Кабинет Д. Н. Шереметева в "Фонтанном доме". Фото 1900-х гг.

Графиня Анна Сергеевна с 1838 года стала членом Императорского женского патриотического общества, первой женской организации в России, основанной в 1812 году с целью помочь тем семьям из народа, которые пострадали от военного лихолетья. Позже это общество занималось разными формами благотворительности, патронировало народное образование. Графиня Анна Сергеевна Шереметева с 1838 по 1846 год исполняла обязанности попечительницы школы этого общества в Нарвской части СанктПетербурга. Ее помощницей была ее невестка Варвара Павловна Шереметева, жена брата Василия Сергеевича.

Интерьеры Дворца Шереметевых

Интерьеры Дворца Шереметевых

Фонтанный дом в конце 1830-х и в 1840-х годах стал одним из великосветских центров Петербурга. Графиня Анна Сергеевна устраивала в Фонтанном доме вечера, на которых присутствовали, кроме приглашенных гостей из высшего общества, иностранных дипломатов и путешественников, многие русские и зарубежные музыканты. Ее сын граф Сергей Дмитриевич писал об этом времени:-«Моя мать,внесла новую жизнь в наш старый дом.она любила книги,много читала. Музыка сблизила ее со знаменитою Зонтаг, тогда уже графинею Росси, часто посещавшей ее музыкальные вечера. Приезжие артисты, знаменитости 40-х годов, находили всегда гостеприимный приют у моей матери. Рубини,.Виардо, пианисты Тальберг, Делер, Лист были ее гостями ».

Интерьеры Дворца Шереметевых

Интерьеры Дворца Шереметевых

Знаменитый венгерский композитор и пианист Ференц Лист бывал с концертами в России неоднократно, в Петербурге давал концерты в 1842 и 1843 годах. Известно, что он со слезами на глазах слушал пение Капеллы под управлением Ломакина в большой Галерее. Теодор Делер, который сочинял музыку для шереметевской Капеллы, в 1846 году женился на младшей сестре графини Елизавете Сергеевне Шереметевой. Рубини поднес графине свой бюст (хранившийся в Фонтанном доме до 1931 года).

Неоднократно бывала в Фонтанном доме Прасковья Арсеньевна Бартенева, фрейлина императрицы, замечательная певица-любительница, ее с графиней Анной Сергеевной связывали общее прошлое при дворе и дружеские отношения после замужества Анны. Гавриил Якимович Ломакин, руководитель шереметевской Капеллы, вспоминал: «...Прасковья Арсеньевна Бартенева, наша русская певица, будучи весьма дружна с графинею Шереметевою, не пропускала ни одного домашнего концерта графа и сама певала здесь».

Бартенева П.А.

Графиня и сама была талантливой певицей.

Бывал в ее салоне и Борис Сергеевич Шереметев, младший брат хозяйки Фонтанного дома, по окончании Пажеского корпуса он поступил в Преображенский полк. Борис Сергеевич также очень любил музыку и получил известность как композитор-любитель. Позже, в 1850-1870-х годах, он написал музыку на стихи Пушкина «Я вас любил», на слова Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний», графа А. Толстого «Средь шумного бала», которые до наших дней являются очень популярными романсами.

Борис Сергеевич Шереметев

Граф Сергей Дмитриевич Шереметев, который знал о событиях в доме во времена своей матери со слов близких, писал: «Желтая гостиная памятна как музыкальная комната, в которой пели Зонтаг и Рубини, позднее Frezzolini, но чаще всего музыкальные вечера бывали в большой белой зале, здесь же бывали и духовые концерты, и всегда стояло фортепьяно.. ».

Интерьеры Дворца Шереметевых

В 1846 году супруги Шереметевы избираются почетными членами Санкт-Петербургского филармонического общества. Оно было основано в 1802 году любителями музыки и занималось благотворительной и музыкально-просветительской деятельностью. Многие любители музыки, в том числе и супруги Шереметевы, сочувствуя задачам общества, оказывали ему значительную материальную поддержку.

Графиня Анна Сергеевна мечтала о путешествии по Европе, о знакомстве с европейской музыкальной культурой. Осенью 1842 года она вместе с маленьким сыном Николаем и сестрой Елизаветой Сергеевной отправилась в Париж.

Джузеппе Канелла (Верона 1788 - Флоренция 1847). Вид на башню с часами и Цветочный рынок в Париже

Во время своего путешествия обе сестры вели дневник, записи в нем делались на французском языке; эти дневники в настоящее время хранятся в Центральном государственном архиве литературы и искусства в Москве. Елизавета Сергеевна мечтала брать уроки игры на фортепьяно у знаменитого Шопена. Композитор и пианист имел множество учеников, в том числе и русских. Сестры познакомились с Шопеном 28 октября 1842 года, когда он пришел на урок с баронессой Марией Крюденер.

Фредери́к Франсуа́ Шопе́н

Анна Сергеевна записала в этот день: «...В четыре пришел Шопен на свой первый урок с Мари. Интересная личность. Он остался до пяти часов. Прелестный метод для быстрых этюдов». После завершения уроков с баронессой Крюденер композитор нашел время и для Елизаветы Шереметевой, но всего на несколько занятий -в течение двух недель.

Портрет калмычки Аннушки


Портрет графа Николая Петровича Шереметева в детстве

Графиня Анна Петровна Шереметева — фрейлина, дочь П.Б. Шереметева; невеста наставника великого князя графа Н.И. Панина. Старшая дочь обер-камергера графа Петра Борисовича Шереметева и княжны Варвары Алексеевны Черкасской, единственной наследницы несметного состояния государственного канцлера князя А.М. Черкасского. Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина, имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши».


Портрет графини Анны Петровны Шереметевой


Портрет Б.В. Шереметева в конногвардейском мундире. Борис Петрович Шереметев — русский полководец времени Северной войны, дипломат, один из первых русских генерал-фельдмаршалов (1701). В 1706 году первым возведён в графское Российского царства достоинство.

Анна Петровна Нарышкина, урожденная Салтыкова, жена Фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева


Княгиня Екатерина Александровна Лобанова-Ростовская, урождённая Куракина— племянница графов Никиты и Петра Паниных, сестра статс-дамы Н. А. Репниной; родная тётка князей Александра и Алексея Куракиных. Троюродная сестра императора Петра II. Екатерина Александровна, четвёртая из семи дочерей князя Александра Борисовича Куракина, обер-шталмейстера и конференц-министра и жены его, Александры Ивановны, рождённой Паниной. Получила превосходное воспитание и образование. Мать её очень любила вести светский образ жизни, поэтому всех дочерей своих рано начала вывозить. Совсем юной Екатерина была представлена ко двору, где сразу завоевала звание одной из первых красавиц.


Князь Иван Иванович Лобанов-Ростовский — поручик, от которого происходят по мужской линии все князья Лобановы-Ростовские XIX-XXI вв. Принадлежал к той старшей линии рода Лобановых-Ростовских, ведущего своё начало от Владимира Мономаха, которая не блистала талантами, но известна была своим необыкновенным чадородием. Он женился в 1752 году на одной из самых красивых женщин своего времени − княжне Екатерине Александровне Куракиной, дочери обер-шталмейстера А. Б. Куракина. Супруги имели пять сыновей и двух дочерей.


Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье


Портрет С.М. Голицына


Портрет императрицы Елизаветы Петровны


Портрет графа Шереметева с собакой


Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны


Портрет графа Петра Борисовича Шереметева


Екатерина Алексеевна Мельгунова, в браке княгиня Волконская. С 1 июля 1847 года кавалерственная дама ордена Святой Екатерины (малого креста); с декабря 1848 года — статс-дама. Единственная дочь екатеринского сановника Алексей Петровича Мельгунова от брака с Натальей Ивановной Салтыковой. Была замужем за генерал—лейтенантом князем Дмитрием Петровичем Волконским.


Портрет неизвестного в красном кафтане


Наталья Борисовна Долгорукова — знаменитая мемуаристка XVIII века, одна из первых русских писательниц, дочь графа Б.П. Шереметева, жена князя И.А. Долгорукова, бабка князя И.М. Долгорукова.


Самуил Карлович Грейг — российский адмирал шотландского происхождения, отличившийся в Чесменском и Гогландском сражениях.


Портрет В.П. Шереметьевой


Портрет А.П. Зиновьева


Портрет Татьяны Александровны Ветошниковой


Портрет главного архитектора адмиралтейства Ветошникова


Портрет Анны Акимовны Лазаревой


Портрет Петра Ивановича Шубина


Портрет графини Толстой, урождённой Лопухиной


Портрет Хрипуновой, жены Козьмы Аксентьевича Хрипунова


Портрет Козьмы Аксентьевича Хрипунова, некогда переводчика и секретаря Коллегии иностранных дел.


Княгиня Мария Юрьевна Черкасская, вторая супруга князя Алексея Михайловича Черкасского. Императрица Елизавета 18 декабря 1741 года утвердила её в звании статс-дамы и наградила своим портретом.


Князь Алексей Михайлович Черкасский — русский государственный деятель, при Петре I сибирский губернатор. При Анне Иоанновне один из трёх кабинет-министров. С 1740 года — канцлер Российской империи. Богатейший по числу душ помещик России, последний в старшей линии рода Черкасских. По характеристике князя М.М. Щербатова, «человек молчаливый, тихий, коего разум никогда в великих чинах не блистал, повсюду являл осторожность»


Графиня Варвара Алексеевна Шереметева, супруга графа П.Б. Шереметева - единственная дочь канцлера князя Алексея Михайловича Черкасского от брака с княжной Марией Юрьевной Трубецкой.

Несметные богатства князей Черкасских привлекали многих женихов, которые "искали руки княжны, как Язон золотой овцы, ради богатой шкуры". Но ее гордая мать ждала для дочери какого-то сказочного принца, а сама княжна была одной из самых разборчивых невест: капризная кокетка, гордая своей красотой, знатностью и богатством, она забывала, что "время летит и более не возвращается" и заслужила названия "тигрицы" и "зверя“, данные ей хорошо знавшей ее княжной Марией Дмитриевной Кантемир. Благоразумные люди находили, что, "если она желает иметь супруга, ей нужно сделаться более ручной", и та же княжна Мария Кантемир выражала желание, чтобы "зверь сделался ручным и обратил внимание на свой возраст". За княжну Черкасскую сватались бле-стящий придворный красавец граф Карл-Рейнгольд Левенвольде и блестящий дипломат и поэт князь Антиох Кантемир; но сватовство Левенвольде расстроилось после обручения, а сватовство Кантемира так и не состоялось.

При самом воцарении Елизаветы княжна В.А. Черкасская была из фрейлин пожалована в камер-фрейлины и получила портрет Императрицы. В это время княжна достигла уже возраста, который, по понятиям того времени, был совсем безнадежен для брака. Но "зверь", наконец, сделался "ручным", а богатства князей Черкасских заменили княжне недостаток молодости. Княжне подыскали жениха, хотя и знатного, но не слишком блестящего, в лице графа Петра Борисовича Шереметева, бывшего на полтора года моложе невесты, и брак совершился, при чем графиня была пожа-лована в статс-дамы.

Оригинал записи и комментарии на


Он всегда знал, что родился в ореоле легенд о прекрасной, странной и сильной любви. Любви, которая оказалась превыше Смерти. Он рос в одиночестве. Через пять лет после смерти матери потерял отца. Лицо последнего - живое, не с портрета, - припоминал смутно, словно сквозь толщу озерной воды или размытость дождевых струй, или плотное облако тумана.

Но когда, порой, проходил вечерами по блещущим отсветами вечерней зари гулким анфиладам зал Останкинского дворца, наезжая часто в имение, - тянуло что то неодолимо - , казалось ему, что в тонком звоне хрустальных подвесок огромных люстр сохранилось хрупкое воспоминание о голосе, которого никогда не слышал.. О голосе от напоминающем ангельское пение в садах рая. Голосе матери его, Прасковьи Ивановны Ковалевой - Жемчуговой, графини Шереметьевой, умершей на 20 - ый день после его рождения.

Верная Татьяна Васильевна Шлыкова, распорядительница Фонтанного дворца, подруга покойной матушки, опекавшая его, Дмитрия, с самого младенчества, рассказывала ему о родителях не очень много, так, штрихами, отдельными репликами, фразами, намеками. Не все знала? Не хотела говорить? Не желала вспоминать? Расстравлять себя? Или понимала, что воспоминаниями мало утишится неизбывная боль его сердца и никак не утолится жаркая жажда памяти?

Бог весть, что думала бывшая балерина шереметьевского театра, до преклонный лет затянутая в корсет и сохранившая прямую спину и летящую походку.. Он не вмешивался в ее мысли, пытался понять и воскресить все сам, шагая зимними долгими вечерами по петербургским улицам, и оставляя далеко позади себя карету или возок с шереметьевскими гербами на дверцах.

Кучер уж знал эту его привычку, не гнал лошадей, послушно – неслышно тенью скользил за барином.. А тот погружался в воспоминания или просто – в их миражи - и сердцем создавал то, что ему хотелось создать – свою Вселенную, свой Мир, особый, теплый, где сверкали мягким притягательным огнем черные, агатовые глаза матери, был оживленн смех отца и радостен его голос, где слышны были звуки скрипки и клавесина, шелест нот под проворными пальцами Татьяны Васильевны и негромкий треск оплывающих свечей в витых шандалах.

Он не любил записей. Дневников почти не вел, так, строгие приметы - пометы дня, да счета, которых не любил тоже - от него пошла поговорка: «жить на шереметьевский счет» … Откуда ему было знать, что останутся книги и дневники сына его, графа Сергея Дмитриевича, продолжателя славного рода, в которых тот попытается запечатлеть малейшую черту характера, жизни, привычек, быта, нарисовать полный портрет человека, который многим казался беззрассудным, сумасшедшим из - за безмерного чувства доброты и сердечной щедрости.

Обратимся и мы с Вами, благосклонный читатель, к этим записям, рассыпанным, рассеянным по нескольким книгам С. Д. Шереметьева, может быть, и отыщем в них что – то свое, услышим какую то тихую ноту, и для нас тоже зазвучит оживший голос давно прошедшего времени?...

«Отец был натурою непростою и весьма незаурядною, - писал Сергей Дмитриевич – ему рано открылась чужая боль, так как после рождения, через двадцать дней ровно, 23 февраля 1803 года, потерял мать, а через пять лет - отца и это не могло не наложить отпечаток на нрав его, желания, привычки.. Он занимал почти всегда только одну комнату в доме. В петербургском нашем доме* (*Фонтанный дворец – автор) то была комната верхнего этажа, окнами в сад, против образной. В ней проживал он несколько десятков лет. Перегородка отделяла его кабинет от уборной* (*так называли в 18 – 19 веках гардеробные и ванные комнаты – автор) Убранство комнаты было самое простое.. Портретов не было никаких, исключение составлял только висевший около стола портрет Государя Александра Павловича с собственноручною его подписью: «Старому товарищу».

В углу, посреди комнаты стоял красного дерева киот с образами, посреди которых находился большой крест с мощами; ими перед смертью благословила отца бабушка Прасковья Ивановна.

Выезжал он очень неохотно, избегая кареты и саней, а ходил пешком ежедневно и много. Брал всегда для раздачи деньги бедным, заходил в церкви и часовни и везде его знали.

Никогда не заходил в магазины и ничего не покупал для своего удовольствия Никакой потребности в роскоши у него не было. Но когда нужно было, любил, чтобы все было широко и без заминок. Лучшим удовольствием его было помогать втайне, и не любил он, когда кто подмечал.

Отец мой, - продолжает далее Сергей Дмитриевич Шереметьев с нескрываемой гордостью и любовью, - был необыкновенно чуток ко всякому проявлению сочувствия и расположения. Простота и всего более ласковый привет привлекали его. Сухость и холодность его сжимала, самонадеянность коробила, а заносчивости – не выносил. Но когда видел сочувствие и участие, готов был привязаться горячо и искренно и в этом чувствовал потребность и успокоение..»

Успокоение проникало в душу графа Шереметьева потому, что знал он, видимо, Великий секрет Вечности Любви: Она живет лишь тогда, когда свет ее переходит в сияние Добра и теплом своем озаряет и сохраняет все.

На воротах шереметьевского Фонтанного Дворца был щит с гербом и девизом: «Бог сохраняет все».. Если подумать и вспомнить, что по библейской заповеди Бог есть – Любовь, то совсем по иному услышится смысл девиза, под сенью которого столетия жили потомки славнейшего рода России.

А жить им всегда было трудно, настолько отличались они от остальных - не древностью фамилии, ни сословным понятием чести, ни несметностью богатств, о, нет, совсем нет! Отличались Шереметьевы несгибаемостью духа, внутреннею сдержанностью и одновременно - пылкостью нрава и отзывчивостью сердца. Особенно это было заметно в Дмитрии Николаевиче – сказалось, должно быть, нечто генное – пылкая кровь неукротимого и своенравного вельможи екатерининского временеи, графа Николая Петровича и тихой, сдержанной, постоянно уходящей в себя, Прасковьи Ивановны, долгие годы бывшей просто крепостной актрисой богатого барина. Вот что писал о своем отце Сергей Дмитриевич Шереметьев:

«Он был необыкновенно вспыльчив, но держал себя «в кулаке», хотя иногда этим пользовались: нарочно доводили его до раздражения, чтобы потом заставить его жалеть о содеянном, и тогда от него можно было добиться всего как нельзя проще.. Уволить кого – нибудь было для него наказанием, но и нарушение дисциплины не мог терпеть спокойно!

Он был смешлив и, когда подмечал что – либо забавное, любил делиться впечатлениями и очень хорошо передавал иной разговор или происшествие, представляя его в лицах. Но бывали и дни, когда на него находила беспричинная тоска и грусть одолевала его. Он был мнителен, нередко придавал значение случайностям, пылкое воображение его преувеличивало действительность и он томился мыслями своими, не находя покоя. Зато, когда объяснялось недоразумение, он быстро веселел и делался счастливым и довольным.»

Его мало понимали, доброту считали - безрассудством, нелюбовь ко Двору и Монаршим милостям – гордынею, говорили частенько, что граф - неискреннен, но все это были лишь поверхностные, неглубокие суждения.. Натура его, как сильные, но тихие воды, скрывала в себе много ценного, истинно «жемчужного» , неподдельного! Был в нем некий скрытый огонь, «чистый свет от лампады», то, что привлекало к нему людей независимо от возраста и звания.

«Многие упрекали его в стремлении отдалиться, - пишет сын. – Он, действительно, избегал знакомств и встреч, особенно, в последние годы. Отчасти это объясняется тем, что ему трудно было просто показаться на улице. В Москве его стерегли на разных перекрестках, следили за его прогулками и набрасывались на него с различными просьбами и вымогательствами. Было время, когда весь воздвиженский* дом (*в Москве, на Воздвиженской улице – автор) наш, со всеми флигелями его, исключительно был занят даровыми квартирами, служащими лицами и пенсионерами. Ни одной квартиры не сдавалось внаем, а вдоль решетки дворца, выходящей на Никольскую улицу, ютились лавки торговцев старыми книгами.»

Дом на Воздвиженке всегда был полон гостей, званных и незванных, бедных и богатых, просто - приживал. Кого там только не было: художники, музыканты, чудаковатые старухи, забывшие свое имя и фамилию, но постоянно в кого – нибудь влюбленные, в том числе, и в самого хозяина!

В доме постоянно звучала музыка: Дмитрий Николаевич, сам незаурядный музыкант и композитор, деятельно опекал и поддерживал великолепный шереметьевский хор певчих и создал первую в России бесплатную музыкальную школу – с помощью друга Дмитрия Бортнянского - Дегтярева. В доме на Воздвиженке бывал композитор Варламов, и с ним вместе Дмитрий Николаевич певал романс «Пловцы» ,русские песни или же - трудные арии из хоровых кантат Бортнянского.

Однажды Дмитрия Николаевича пригласили на музыкальный вечер, по рассеянности он приехал в дом по соседству. Ошибка, конечно, быстро разъяснилась, но хозяйка дома, увидев в руках нечаянного гостя ноты для пения с красивейшею мелодией, попросила его пропеть с нею « и кончилось тем, что отец провел у нее весь вечер, его не хотели отпустить, и он вовсе не попал к тем, кто его звал!» – с улыбкою писал об этом случае Сергей Дмитриевич. Бездна шарма, сердечности и теплоты, часто искрящаяся через край, а служила графу Шереметьеву порою весьма плохую службу!

Он никогда не искал при дворе ни чинов, ни богатства, не ласкался к «сильным мира сего», но пользовался неизменною благосклонностью Александра Первого, и ходил придворный слух, что тот даже сватал графа к своей незаконной дочери от княгини Нарышкиной, княжне Софье. Но все так и осталось лишь глухим слухом!

Молодость, проведенная Дмитрием Шереметьевым среди блестящих кавалергардов, поклонников балерины Истоминой, любящих покутить и освистать блестящее представление во французском театре «на Каменном острову» никоим, не испортили цельной натуры Шереметьева – он остался самим собою – Человеком, не терпящим никакого насилия и принуждения, не признававшим никаких компромиссов с совестью.

Шереметьева никогда не могли упрекнуть ни в одном неблаговидном поступке, но его часто называли «уклончивым человеком», а после декабря 1825 года и вовсе не могли понять его постепенного «ухода в тень» от Двора, хотя все объяснялось довольно просто и одновременно - сложно: положением своим и Честью дворянской он был поставлен «Царю на службу», родственными узами же - связан со многими « сиятельными мятежниками» , а по нравственным убеждениям своим - никак не мог оправдать ни пролития крови, ни насилия, с которого началось новое царствование.

14 декабря 1825 года он должен был скакать на Сенатскую площадь с тем, чтобы вывести свой полк на усмиреиие восстания и ударить по мятежникам картечью. Но граф предпочел остаться в стороне от вмешательства в кровопролитие, да, благо, тут и лошадь его, испугавшаяся свиста пуль и криков раненных людей, захромала, потом взвилась на дыбы и едва не сбросила седока. Увидев, как барону Веллио картечью оторвало руку, Шереметьев бросился помогать конногвардейцу, и вместе с ним вернулся в Фонтанный дворец, сказавшись больным горячкою. От нервного потрясения он, действительно, опасно заболел.

По всей вероятности, именно с того дня стал избегать Дмитрий Николаевич явного царского благоволения и царских милостей, хотя Николаю Первому очень нравился образованный, безупречно – светский красавец - граф и, на первых порах, Император приблизил его к себе, назначил даже флигель - адьютантом, и поднимал на дворцовых ужинах бокалы с вином за его прекрасную жену, Анну Сергеевну Шереметьеву.

Дмитрий Николаевич женился по страстной любви на своей дальней родственнице, блистательной музыкантше,большой поклоннице Листа и Шопена, которые, будучи на гастролях в России, играли на больших музыкальных вечерах в ее доме и считали для себя огромной честью быть знакомыми с ней! Фредерик Шопен посвятил ей прекрасный этюд «Листок из альбома». Анна Сергеевна изумительно пела и вообще - была прелестным человеком редкой души и еще более редкой красоты, на которую неосторожно и загляделся Властитель России и Владетель самого большого в Империи «гарема» из жен царедворцев и русской знати!

Дмитрий Николаевич, мгновенно заметя сие пылкое венценосное внимание, подал внезапно в отставку, вызвав этим неописуемый гнев Государя и.. спокойно удалился в свое великолепное поместье Кусково! Там с прекрасною графиней они мирно пережидали «царскую грозу – немилость», занимались обустройством имения, тратили огромнейшие суммы на благотворительность, давали красивейшие музыкальные вечера и концерты и каждый год, в Странноприимном доме, в Москве, на Сухаревской, разыгрывали неустанно огромную беспроигрышную лотерею для сотен невест – бесприданниц, по завещанию бабушки - графини - певицы, Прасковьи Ивановны Шереметьевой, чья воля свято и неуклонно исполнялась всеми: в поздней ветке рода Шереметьевых эту Женщину и Артистку от Бога почитали трепетно потомки, внуки и правнуки, как Ангела – хранителя сиятельной Фамилии!

Графиня Анна Сергеевна, милая, умная и внимательная ко всем в своем обширнейшем семействе, расцветала блестящей красотою счастливой замужней женщины. Стала матерью – в 1844 году родила Дмитрию Николаевичу сына Сергея, наследника родового титула Шереметьевых., очень похожего на нее внешне.

А в 1849 году… внезапно скоропостижно скончалась при невыясненных обстоятельствах. Как ни горько и страшно это говорить, но скорее всего, графиня Анна Сергеевна Шереметьева была отравлена кем то из поваров по наущению завистников и противников графа Дмитрия Николаевича. Она была женою богатейшего человека в России - после Императора,- вокруг ее имени всегда плелись интриги и сплетни, всегда было множество недовольных «широтою натуры» и благосердием четы Шереметьевых, многим все это «застило глаза» пеленою злобы. Ничего неизвестно доподлинно, кроме одного: однажды за ужином в Кусково, во время отсутствия Дмитрия Николаевича, – тот был по делам в Санкт –Петербурге – графине подали бульон, она съела его, почернела на глазах, и тут же упала замертво!

На истошные крики прислуги тотчас прибежал домашний врач, но было поздно.

Дмитрия Николаевича почти сокрушила внезапная смерть жены. Он заперся у себя после похорон, сутками не выходил из кабинета, отдавая только краткие распоряженния относительно маленького Сережи. Никакого дознания по делу об отравлении ее сиятельства графини не было. На том настоял сам Дмитрий Николаевич, и при Дворе, скрепя сердце, с ним согласились. Трудно теперь понять логику поступка графа, безмерно любящего жену, но он был верующим человеком и даже - фаталистом и считал, что право карать и судить имеет только Господь Бог, более – никто, и за все воздается людям по делам их, рано или поздно!

Какое то время спустя Дмитрий Николаевич вновь женился – на вдове - дворянке Александре Григорьевне Мельниковой, надеясь, вероятно, подарить мать маленькому Сереже. Благое желание это не сбылось, а превратилось в еще одно горькое полупредание – полубыль рода Шереметьевых. Впрочем, это предание так зловеще реально и даже - современно, что не хочется и называть, то, что произошло дальше, таким вот словом!

О второй графине Шереметьевой неизвестно совершенно ничего, кроме того, что она пыталась властно отобрать у единственного сына Дмитрия Николаевича, Сережи, все права на огромное наследство, и почти уговорила мужа написать завещание в пользу ее собственного сына от первого брака, Александра. Как узнаваемо, как банально, и как трагично, не правда ли. Умнейший и обаятельнейший человек не устоял перед женским коварством, лестью, хитростью, слезами, чем еще…..?

Обладая пылким и благородным сердцем Шереметьев мог и влюбиться и увлечься, но такая Любовь, в свете которой родился когда - то он сам, и которая озарила потом лучшую половину его жизни, встречается не часто, увы!

Неизвестно, чем бы закончилось все это, и куда завели бы Дмитрия Николаевича чары и уговоры второй супруги, но он как то вовремя одумался. Почти вовремя. По завещанию, в качестве майората* (*неделимого имущества, передающегося старшему в роду – автор.) , Сергею Дмитриевичу отошло только имение Михайловское, все остальное он приобрел у сонаследников, выкупая имения по долговым распискам..

Увы, Александр Мельников , не обладал тем природным высоким чувством Чести, которое было присуще представителям рода Шереметьевых, что тут сделаешь!

Последние годы жизни Дмитрий Николаевич жил отдельно от супруги в тяжелом для него от былых воспоминаний Кускове. Но уезжать оттуда никак не хотел, считая свое затворничество, напряженную внутреннюю, духовную жизнь – неким искуплением, покаянием, Крестом – за все прегрешения прошлого! Ни на минуту не прекращал он дел милосердия и меценатства, на его деньги выстраивались прекраснейшие храмы и часовни, содержались бесчисленные богадельни и приюты. Супруга же его, графиня Александра Григорьевна жила в одиночестве, в роскошном имении Шереметьевых Высокое под Смоленском. Окрестные жители не взлюбили ее, считая что она обладала гордым и заносчивым характером и черствейшим сердцем. Поговаривали, что владела она и некими колдовскими чарами и знаниями, да и похожа была позднее весьма на знаменитую «Пиковую даму» - старую графиню Пушкина, но все это сохранилось лишь в глухом ропоте молвы, которая как то не была особо словохотлива по отношению к «новой Шереметьевой» – на удивление! « Своевольная графиня» умерла почти в полном забвении. В архивах Смоленска о ней мало что известно, историки о ней почти не говорят, и никто из них не посвящает ей ни кропотливых исследований, ни романтических повествований..

Немного жаль! Еще одна нераскрытая тайна Шереметьевых, еще один ускользнувший навсегда образ..

А, впрочем, может быть, это и есть, то самое «за все воздастся» в которое столь фатально верил Дмитрий Николаевич Шереметьев? Кто знает? Кто может судить? Кроме Господа Бога?

Всевышний судил «Своею мерою» и самого Дмитрия Николаевича. Окруженный множеством слуг и докторов в нелюбимом им Кускове, он все – таки умер в одиночестве: ступил на порог кабинета и упал.. Случилось это 12 сентября 1871 года.

«Крестьяне несли его на руках через всю Москву, к пути следования в Александро – Невскую Лавру, где, согласно завещанию, погребен он был рядом с отцом и матерью, графиней Прасковьей Ивановной. Когда он лежал в гробу, черты лица его выпрямились, и меня поразило сходство его с нею! – писал с горечью Сергей Дмитриевич Шереметьев.

Мне, кропотливому биографу, изучавшему немногочисленные страницы жизни Дмитрия Николаевича Шереметьева показалось, что похож он был со своею матерью не только лицом, но и Судьбою, озаренной светом Любви, пусть и трагическим, но - Светом, перевоплощенным в конце жизни в покаянное Милосердие с оттенком неизбывной горечи!

Любовь в роду Шереметьевых часто ходила об руку с Горечью. Можно увидеть это, проследив внимательно их Судьбы.

Но иначе они не были бы - Шереметьевыми, водрузившими на ворота своего дворца герб со словами «Бог сохраняет все!» А если Бог есть - Любовь, то именно Она и сохранила для нас, потомков, неискаженными черты того, о котором я Вам сейчас рассказала..

12 июля 2003 года.

___________________________________________________

*Статья написана специально для сайта «Пиплз Хисториз».

** В ходе работы над данным очерком, в качестве источника мемуаров С. Д. Шереметьева использована книга А. И. Алексеевой «Кольцо графини Шереметьевой». (Личное собрание автора)

XVIII век явил нам целую галерею прекрасных историй всепобеждающей любви. К ним можно отнести Николая Львова и Марию Дьякову, Наталью Шереметеву и Ивана Долгорукова и конечно же графа Петра Борисовича Шереметева и Варвары Алексеевны Черкасской.

Сын прославленного фельдмаршала петровской эпохи и самая богатая невеста России того времени знали друг друга с детства. Варя Черкасская была близкой подругой Натальи Борисовны Шереметевой и часто гостила в подмосковной усадьбе Кусково. Петр Шереметев был давно влюблен в веселую и живую девушку, поговаривали о скорой свадьбе, но счастья влюбленным пришлось ждать долгих 10 лет. Дело в том, что сестра Петра Борисовича, Наталья, вышла замуж за князя Ивана Долгорукова. После смерти Петра II все семейство Долгоруких было сослано в Березов, поэтому отец Варвары запретил союз с Шереметевыми, находившимися в родстве с опальными Долгоруковыми.

Варвара Алексеевна Черкасская

Целых 10 лет Петр Борисович ждал своего счастья, а Варвара, ставшая фрейлиной Императрицы, неизменно отказывала многочисленным женихам, искавшим ее руки. Лишь после прихода к власти Елизаветы Петровны влюбленные смогли обвенчаться. Варвара Черкасская принесла Шереметевым завидное наследство, в которое входило 70 000 душ крепостных и земли, на которых их сын, Николай Петрович, построит прекрасный останкинский дворец, жемчужину подмосковного усадебного искусства. В целом же состояние П. Б. Шереметева удвоилось и он стал владельцем 44 имений в 28 губерниях и 140 тысяч душ крепостных.

Брак был очень счастливым, супруги жили душа в душу и воспитывали детей. В 1767 году скончалась Варвара Алексеевна, Петр Борисович переживет ее на 11 лет и умер в 1788 году.

Анна Петровна Шереметева

К сожалению, судьба не была так же благосклонна к дочерям Петра Борисовича и Варвары Алексеевны. Одни из них, Мария, умрет еще младенцем. Старшая дочь, Анна Петровна Шереметева, блистала в свете. Балы, карусели, приемы, домашние спектакли, художники писали ее портреты, скульптор Шубин создал ее мраморный бюст - жизнь улыбалась ей. Современники находили Анну Петровну очаровательной: «очаровательная женщина, имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши».

Анна Петровна Шереметева в карусельном костюме

К Анне Петровне посватался граф Никита Иванович Панин и получил согласие, готовилось пышное торжество, но за несколько дней до свадьбы невеста заразилась черной оспой и умерла. Поговаривали, что озлобленная соперница подложила в табакерку- подарок жениха, кусочек материи, зараженной оспой.

Известно, что Никита Иванович очень тяжело переживал утрату, он так и не женился. Похоронили Анну Петровну в Петербурге на Лазаревском кладбище.

Анна Петровна

На месте сем погребена Графиня Анна Петровна Шереметева, дщерь Графа Петра Борисовича, невеста Графа Никиты Ивановича Панина, Фрейлина премудрыя Монархини, преставившаяся на 24-м году, 1768 г., Мая 17 дня, и вместо брачного чертога, тело её предано недрам земли, а непорочная её душа возвратилась к непорочному своему источнику в живот вечный, к вечному и живому Богу.

А Ты, о Боже! глас родителя внемли,
Да будет дочь его, отъятая Судьбою,
Толико в небеси прехвальна пред Тобою,
Колико пребыла прехвально на земли"

Варвара Петровна Шереметева

Судьбу сестры Анны Петровны, Варвары, тоже нельзя назвать счастливой. Нежная романтичная девушка была выдана за графа Алексея Кирилловича Разумовского, старшего сына последнего гетмана Малороссии и племянника фаворита Императрицы Елизаветы Петровны.

В этом браке Варвара Петровна не прожила, а промучилась 10 лет, после чего граф вынудил супругу покинуть дом и детей и жить отдельно. У него давно была другая семья - крестьянка Марфа Соболевская и 10 детей, которые в свете именовались "воспитанниками" и получили фамилию Перовские.

Варя Шереметева в детстве

Одной из причин разрыва между супругами, современники считали то, что сыновья их вышли "неудачные". Графы Петр и Кирилл Алексеевичи хотя и имели придворные чины, но жизнь вели расточительную, а граф Кирилл и вовсе заболел душевным расстройством.

Будь Варвара Петровна великосветской львицей иль рачительной хозяйкой, разделяй она увлечения супруга естественными науками, быть может, они и ужились бы. А она, как на грех, была женщиной простоватой и робкой, беспомощной и нерешительной, суеверной и богобоязненной. Муж, безбожник, мистик и масон, имевший тяжелый характер, суровый и вспыльчивый нрав, отобрал у жены детей “во избежание дурного нравственного влияния”.

Дочерей - семилетнюю Вареньку и двухлетнюю Катюшу - граф поручил заботам своей сестры графини Прасковьи Гудович. К девятилетнему Петру и четырехлетнему Кириллу приставил иностранцев-гувернеров.

Варвара Петровна Разумовская

Дальнейшая судьба Варвары Петровны сложилась печально: "Отдаленная против воли от нежнолюбимых детей, эта бедная, несмотря на свои шестнадцать тысяч душ, женщина окружила себя фаворитками, воспитанницами, калмыками и калмычками, вольноотпущенными обоего пола, бедными дворянками и разного рода приживалками и приживателями. От общества графиня совершенно отказалась и, кроме детей... и самых близких родственников, почти никого не принимала…"

Скончалась Варвара Петровна Разумовская в 1824 году.

А. Краско "Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Люди и события"
А. Алексеева "Кольцо графини Шереметевой"