Почему мцыри сбежал из монастыря. Почему мцыри бежал из монастыря? Почему мцыри убежал из монастыря

Поэма «Мцыри», один из лучших образцов литературы эпохи романтизма, представляет собой произведение ярко метафоричное, построенное на масштабных, выразительных и хорошо запоминающихся образах. Практически каждый элемент поэмы несёт ту или иную смысловую нагрузку, будучи средством для выражения автором определённой идеи, под которую подводится практически всё – от композиции произведения до набора эпитетов для различных объектов.

Побег главного героя из монастыря – сюжетообразующий момент в произведении – вместе с последующими скитаниями за пределами его стен также с полным основанием может быть назван масштабной и развёрнутой метафорой поисков свободы, предназначения и истинной цели в жизни. Если рассматривать этот эпизод с такой точки зрения, нетрудно увидеть, что не случайно именно монастырь становится местом действия в поэме. Он выбран автором не только с целью изображения физически замкнутого пространства, но также как образ закрытости социальной и духовной, что в данном случае видится более существенным. Не менее важным моментом является также то, что монастырь, в отличие от тюрьмы (которая также вполне могла бы стать местом действия в поэме о поисках свободы и с которой монастырь неоднократно сравнивается), – место, куда, как правило, отправляются по доброй воле. Есть основания предполагать, что именно момент добровольного лишения себя свободы был для автора особенно важен. Люди, отказавшиеся от воли, скрывшиеся от мира по своему желанию пытаются навязать это же самое желание главному герою, изображённому в поэме личностью сильной, смелой и изначально не приспособленной к затворническому и ограниченному существованию.

Неслучайно Мцыри бежит из монастыря в грозу – когда все прочие монахи в ужасе толпятся в молитвенном зале, перепуганные грозным и непонятным явлением. Мцыри же устремляется навстречу стихии, которая видится ему столь родной и близкой. Нетрудно увидеть сходство образа грозы как исключительного природного явления с образом романтического «исключительного героя в исключительных обстоятельствах». Это своего рода уподобление героя стихийному явлению немало говорит о характере Мцыри и позволяет автору полнее раскрыть его образ.

Главы поэмы, посвящённые странствованиям Мцыри, также наполнены метафорами, через которые описаны многочисленные и разнообразные явления «большого мира», с которым сталкивается главный герой. Одиночество, поиск родственных связей, необходимость проявлять инициативу, лишения, любовь, борьба – всё это облечено в яркие и ёмкие образы, искусно вписанные в хронологические рамки трёх дней. Три – мистическое число, часто встречающееся в литературе и фольклоре и, скорее всего, избранное автором неслучайно. За это время главный герой успевает познать свободу и столкнуться как с положительными, так и с отрицательными сторонами жизни во внешнем мире. Однако же, какие бы лишения не приходилось выносить Мцыри на свободе, у него ни разу не возникает желания вернуться обратно. Свобода показана в поэме как естественное состояние человека – в противовес закрытому монастырскому существованию, подчёркнуто неестественному.

Но в то же время постоянно обращается внимание на то, что к этому нормальному, природному состоянию Мцыри не приспособлен. Выращенный в неволе, он не находит себе места в мире свободных людей. В своём монологе главный герой постоянно подчёркивает свою отчуждённость от них: «Я был чужой / Для них навек, как зверь степной». Для него, столько лет страстно желавшего вырваться за пределы монастырских стен, жизнь на воле среди таких же, равных ему по духу людей оказывается невозможна. Введённое в текст обоснование того, почему Мцыри бежал из монастыря – желание отыскать родину и семью – можно рассматривать как метафорическое изображение поисков духовного родства. В таком ракурсе ещё выразительней выглядит финал поэмы – возвращение Мцыри после долгих изматывающих странствий к тому же самому месту, откуда он сбежал. Естественное бытие, свобода оказываются для него гибельны; то, что должно было возвратить ему жизнь, страшным и парадоксальным образом его убивает. «Цветок темничный», как называет он сам себя, Мцыри попросту не может существовать вне своего заточения. Многолетнее затворничество и попытки переломить его свободолюбивую натуру не смогли победить его естественного стремления к жизни на воле, но в то же время отняли у него возможность такой жизни. Поэтому нетрудно понять, почему побег Мцыри завершился у стен монастыря – иного исхода быть и не могло. Это позволяет говорить о наличии в поэме не только очевидной проблемы свободы и неволи, лежащей в основе конфликта большинства романтических произведений, но также проблеме более глубокой – противоречия между необходимым и возможным. Свобода необходима Мцыри – её отсутствие медленно убивает его на протяжении многих лет монастырского заточения. В то же время она для него абсолютно невозможна. Свобода в чистом виде убивает Мцыри за три дня. В этом состоит конфликт произведения, не находящий своего разрешения. Таким образом, смерть главного героя представляется единственно возможной развязкой поэмы – и наилучшим выходом для самого Мцыри.

— герой романтической поэмы Лермонтова. Его судьба трагична, ведь еще в детстве горского мальчика пленил русский офицер, но по воле случая, ребенок попадает в монастырь. В монастырь, что стал для него клеткой. Это человек потерял не только свободу, но и свою Родину. Попав в монастырь в возрасте шести лет, ребенку пришлось там жить и принимать эту жизнь. Вот только не получается у него принять то, что ему чуждо, ведь его вольнолюбивая натура требует свободы. Свобода для Мцыри превыше всего, поэтому он убегает. Всего три дня он был свободным, но для него они оказались самыми лучшими в его жизни. Так почему же Мцыри сбежал из монастыря? Давайте порассуждаем в нашем кратком .

Почему Мцыри бежал из монастыря кратко

Если вдумчиво вчитываться в каждую строчку произведения , то становиться понятно, почему Мцыри бежит из монастыря. В самом вначале мы видим, что мальчик попадает в монастырь против своей воли, а ведь это необычный ребенок. Это горец и маленький человек, у которого в крови заложена любовь к свободе. А тут стены монастыря, которые его угнетают, не дают дышать полной грудью. Для него это настоящая неволя. Он бродит там в полном одиночестве и мечтает о родном крае. Как говорит герой, он жил в плену и с удовольствием променял бы такую жизнь на другую полную тревог. Вот он и решился бежать.

Он сбежал, так как цель имел одну — прийти в родимую страну. Хотел Мцыри оказаться на земле своих предков, в месте, где остались его родители, возможно, братья и сестры. Он хотел вернуться туда, где будет простор, свобода и жизнь, полная приключений.

Мцыри сбежал из монастыря, чтобы узнать, для какой цели рождаются люди, для воли или тюрьмы. Осуществив побег, юноша понимает, что лучше жизни и не придумаешь. Он очарован окружающей действительностью, Мцыри увидел гармонию, красоту, и как говорит герой: кругом меня цвел божий сад.

ПОЧЕМУ МЦЫРИ БЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ?

В поэме «Мцыри», написанной в 1839 году, М. Ю. Лермонтов повествует о трагической судьбе мо­лодого послушника, о его побеге из монастырских стен и о его гибели. Перед смертью он исповедуется старо­му монаху, но его речь совсем не похожа на исповедь, потому что он не раскаивается и не сожалеет о том, что совершил. Этот рассказ приоткрывает перед чита­телем загадочную и мятежную душу героя. Так поче­му же Мцыри бежал? Что движет им и к чему он стремится? Мцыри горд и силен. Он дитя гор, сын отважного и свободолюбивого народа. Эти качества проявились у него уже очень рано: плененный в детстве, он тяже­ло заболел и был готов умереть так, как умирают на его родине: без слез и жалоб. Но судьба зло подшути­ла над ним, оставив жить, но лишив того, что дороже жизни, - свободы. Мцыри остался пленником на чужбине. Несмотря на то что Мцыри всю сознательную жизнь провел в монастыре, мрачные стены не стали ему род­ными. Юный кавказец остался таким же чужаком, по­тому что принадлежал совершенно иному миру - миру свободы, необъятным просторам, горам… Он был рож­ден с пылким сердцем, которое жаждало бурной, яркой жизни, и потому он никогда не смог бы приспособиться, смириться со своей участью. Люди, окружавшие Мцыри, не были ему врагами. Напротив, они спасли его от смерти, дали кров, пи­щу - ему не в чем упрекнуть их. Они видели в нем брата, желали ему добра. Но он не мог быть счастлив среди них, потому что отказ от мирской жизни для не­го не результат свободного выбора, как для других обитателей монастыря. Те, кто принял монашество со­знательно и добровольно, имели на то какие-то причи­ны. Они хотели этого, им по душе такая жизнь. А Мцыри был вынужден принять навязанный ему об­раз жизни. Он говорит монаху, спасшему его: Пускай теперь прекрасный свет Тебе постыл: ты слаб, ты сед, И от желаний ты отвык. Что за нужда? Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил, - я также мог бы жить! Он даже не успел узнать, чего его лишили, но чув­ствовал, что не сможет без этого жить. Как бы ни был благороден и достоин путь служения Богу и людям, человек вправе ненавидеть то, что ему навязали без его согласия. Поэтому Мцыри нельзя упрекнуть в том, что он так дерзко отзывается о монастыре, называет его тюрьмой. Для него это действительно так. Скучная, серая, монотонная и безрадостная жизнь в монастыре тяготит Мцыри. Он готов променять Таких две жизни за одну, Но только полную тревог. Он мечтает о жизни, полной событий и пережива­ний. Отказ от всего мирского неприемлем для него, по­тому что как раз то, от чего он готовился раз и навсег­да отречься, и представлялось ему истинным счастьем. Ему опостылел монастырь. Его божество - свобода. Он бежит …От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Безусловно, Мцыри имеет в виду Кавказ, свою ро­дину. Именно туда и устремлены все его помыслы. Об­раз родины для Мцыри свят, светел и прекрасен. Он стремится туда, где осталось все, чего он был лишен на чужбине, в том числе и самое главное - свобода. Ро­дина в поэме - воплощение свободы, символ другого, идеального мира, где обитает счастье. Кроме того, одна из главных причин побега - это желание Мцыри обрести то, что у него отняли еще в детстве, вместе со свободой. Сам Мцыри в самом начале исповеди говорит о своем сиротстве с тоской и сожалением; он вспоминает, что уже давно поклял­ся разыскать свою семью, своих родителей. Этот по­рыв вполне понятен: нельзя не сочувствовать челове­ку, который вырос без материнского тепла и отцов­ской заботы. Одиночество тяготит героя. А жизнь в монастыре обрекает его на вечное одиночество, так как никто из тех, кто его там окружает, не в состоянии понять и разделить его чувства. Он хотел встретить людей, сходных с ним по духу; наконец, хотел любить - это так естественно для молодого человека. Ему хотелось увидеть мир, увидеть красоты приро­ды, о которых он уже потом, на смертном одре, будет так восторженно рассказывать старцу. Разве справед­ливо было бы, если бы он так и не узнал самых про­стых, самых естественных человеческих радостей: ви­деть, слышать, чувствовать природу. Быть одним це­лым с природой, просить у нее убежища, общаться с ней на равных было для Мцыри счастьем. Там, среди необъятных просторов, он чувствовал себя свободным, и это чувство было для него настоящим раем. Счастье в поэме приравнивается к свободе. Выхо­дит, что Мцыри бежал, чтобы познать счастье. А нужно было, если разобраться, не так уж и много. Пусть он и не смог осуществить свою мечту, но он по­лучил, как мне кажется, не меньше: он вкусил немно­го свободы, хоть и поплатился за это жизнью. Он сам сделал выбор и не пожалел об этом. Он сам сказал, что его жизнь была бы убогой «без этих трех блажен­ных дней». Лермонтов композиционно подчеркивает это. Вся жизнь Мцыри, с шести лет и до смертного часа, уместилась в одном стихе; исповедь героя - почти вся поэма - это его рассказ о трех днях, про­веденных на свободе, которые оказались важнее, ве­сомее и памятнее, чем долгие дни, месяцы, годы в угрюмых стенах монастыря. За три дня Мцыри успел испытать столько, сколько не испытал бы за всю жизнь в монастыре. Я утверждаю, что он был счаст­лив. Не каждый способен понять это счастье, но мя­тежный гений Лермонтова именно таким счастьем на­делил своего героя. По духу Мцыри близок поэту, он разделяет все порывы и переживания молодого по­слушника. Мцыри - романтическое воплощение сво­бодолюбия и храбрости.

Поэма «Мцыри», один из лучших образцов литературы эпохи романтизма, представляет собой произведение ярко метафоричное, построенное на масштабных, выразительных и хорошо запоминающихся образах. Практически каждый элемент поэмы несёт ту или иную смысловую нагрузку, будучи средством для выражения автором определённой идеи, под которую подводится практически всё – от композиции произведения до набора эпитетов для различных объектов.

Побег главного героя из монастыря – сюжетообразующий момент в произведении – вместе с последующими скитаниями за пределами его стен также с полным основанием может быть назван масштабной и развёрнутой метафорой поисков свободы, предназначения и истинной цели в жизни. Если рассматривать этот эпизод с такой точки зрения, нетрудно увидеть, что не случайно именно монастырь становится местом действия в поэме. Он выбран автором не только с целью изображения физически замкнутого пространства, но также как образ закрытости социальной и духовной, что в данном случае видится более существенным. Не менее важным моментом является также то, что монастырь, в отличие от тюрьмы (которая также вполне могла бы стать местом действия в поэме о поисках свободы и с которой монастырь неоднократно сравнивается), – место, куда, как правило, отправляются по доброй воле. Есть основания предполагать, что именно момент добровольного лишения себя свободы был для автора особенно важен. Люди, отказавшиеся от воли, скрывшиеся от мира по своему желанию пытаются навязать это же самое желание главному герою, изображённому в поэме личностью сильной, смелой и изначально не приспособленной к затворническому и ограниченному существованию.

Неслучайно Мцыри бежит из монастыря в грозу – когда все прочие монахи в ужасе толпятся в молитвенном зале, перепуганные грозным и непонятным явлением. Мцыри же устремляется навстречу стихии, которая видится ему столь родной и близкой. Нетрудно увидеть сходство образа грозы как исключительного природного явления с образом романтического «исключительного героя в исключительных обстоятельствах». Это своего рода уподобление героя стихийному явлению немало говорит о характере Мцыри и позволяет автору полнее раскрыть его образ.

Главы поэмы, посвящённые странствованиям Мцыри, также наполнены метафорами, через которые описаны многочисленные и разнообразные явления «большого мира», с которым сталкивается главный герой. Одиночество, поиск родственных связей, необходимость проявлять инициативу, лишения, любовь, борьба – всё это облечено в яркие и ёмкие образы, искусно вписанные в хронологические рамки трёх дней. Три – мистическое число, часто встречающееся в литературе и фольклоре и, скорее всего, избранное автором неслучайно. За это время главный герой успевает познать свободу и столкнуться как с положительными, так и с отрицательными сторонами жизни во внешнем мире. Однако же, какие бы лишения не приходилось выносить Мцыри на свободе, у него ни разу не возникает желания вернуться обратно. Свобода показана в поэме как естественное состояние человека – в противовес закрытому монастырскому существованию, подчёркнуто неестественному.

Но в то же время постоянно обращается внимание на то, что к этому нормальному, природному состоянию Мцыри не приспособлен. Выращенный в неволе, он не находит себе места в мире свободных людей. В своём монологе главный герой постоянно подчёркивает свою отчуждённость от них: «Я был чужой / Для них навек, как зверь степной». Для него, столько лет страстно желавшего вырваться за пределы монастырских стен, жизнь на воле среди таких же, равных ему по духу людей оказывается невозможна. Введённое в текст обоснование того, почему Мцыри бежал из монастыря – желание отыскать родину и семью – можно рассматривать как метафорическое изображение поисков духовного родства. В таком ракурсе ещё выразительней выглядит финал поэмы – возвращение Мцыри после долгих изматывающих странствий к тому же самому месту, откуда он сбежал. Естественное бытие, свобода оказываются для него гибельны; то, что должно было возвратить ему жизнь, страшным и парадоксальным образом его убивает. «Цветок темничный», как называет он сам себя, Мцыри попросту не может существовать вне своего заточения. Многолетнее затворничество и попытки переломить его свободолюбивую натуру не смогли победить его естественного стремления к жизни на воле, но в то же время отняли у него возможность такой жизни. Поэтому нетрудно понять, почему побег Мцыри завершился у стен монастыря – иного исхода быть и не могло. Это позволяет говорить о наличии в поэме не только очевидной проблемы свободы и неволи, лежащей в основе конфликта большинства романтических произведений, но также проблеме более глубокой – противоречия между необходимым и возможным. Свобода необходима Мцыри – её отсутствие медленно убивает его на протяжении многих лет монастырского заточения. В то же время она для него абсолютно невозможна. Свобода в чистом виде убивает Мцыри за три дня. В этом состоит конфликт произведения, не находящий своего разрешения. Таким образом, смерть главного героя представляется единственно возможной развязкой поэмы – и наилучшим выходом для самого Мцыри.

В поэме «Мцыри», написанной в 1839 году, М. Ю. Лермонтов повествует о трагической судьбе мо­лодого послушника, о его побеге из монастырских стен и о его гибели. Перед смертью он исповедуется старо­му монаху, но его речь совсем не похожа на исповедь, потому что он не раскаивается и не сожалеет о том, что совершил. Этот рассказ приоткрывает перед чита­телем загадочную и мятежную душу героя. Так почему же Мцыри бежит? Что движет им и к чему он стремится?

Мцыри - человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал, как плен. Монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри. Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли. Перед кончиной юноши чернец обращается к нему,просит покаяться, боясь, что тот умрет без покаяния и не попадет в рай. Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что юноша был одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни, которая звала его “в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”. Мальчик хотел обрести утраченную родину и свободу, узнать, что такое настоящая жизнь, “узнать,для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”.Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле. За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые не дано было ему познать в обществе людей. Но мы видим, что этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. Мцыри пришлось испытать страх “грозящей бездны на краю”, жажду и смертельную схватку с барсом. Умирая, юноша просит перенести его в сад.

На первый взгляд может показаться, что герой потерпел поражение. Но это не так. Ведь он не побоялся бросить вызов своему монастырскому существованию и сумел прожить жизнь именно так, как хотел. Мцыри одерживает нравственную победу.Таким образом, счастье в поэме приравнивается к свободе. Выхо­дит, что Мцыри бежал, чтобы познать счастье. А нужно было, если разобраться, не так уж и много. Пусть он и не смог осуществить свою мечту, но он по­лучил, как мне кажется, не меньше: он вкусил немно­го свободы, хоть и поплатился за это жизнью. Он сам сделал выбор и не пожалел об этом. Он сам сказал, что его жизнь была бы убогой «без этих трех блажен­ных дней». За три дня Мцыри успел испытать столько, сколько не испытал бы за всю жизнь в монастыре. Я утверждаю, что он был счаст­лив. Не каждый способен понять это счастье, но мятежный гений Лермонтова именно таким счастьем на­делил своего героя. По духу Мцыри близок поэту.Не зря В. Г. Белинский написал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью».Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает стать хозяином, а не рабом судьбы. Поэма М. Ю. Лермонтова ставит перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставляет отказаться от равнодушия и апатии, он звал увидеть и почувствовать красоту подвига, понять мысль о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какою она открылась Мцыри, когда он вырвался из «келий душных».