С чего началась новая эра. Как велось летоисчисление до нашей эры? Эра в историографии

Что означает «нашей эры» и «до нашей эры»?

До нашей эры или нашей эры — что это означает? В странах, которые в древности приняли христианство, принято деление эр на две части — до рождения (Рождества) Иисуса Христа и после. Если событие произошло до рождения Иисуса — то говорят «до нашей эры», если после Его рождения — то говорят «нашей эры». Представить это можно в виде следующей ленты времени:

Лента времени «До нашей» и «нашей эры» (нажмите, чтобы увеличить)

С течением времени такое исчисление дат стало универсальным не только для христианских стран, но и многих других. Однако, так было не всегда.

Как и когда появилось обозначение «нашей эры» и «до нашей эры»?

Обозначение «нашей эры» и «до нашей эры» появилось не сразу. Его не было сразу же после Иисуса, не было и 500 с лишним лет после. Во времена когда обозначение «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова» возникло, существовала Римская империя с ее собственным летоисчислением. Случилось это в 241 году от начала правления римского императора Диоклетиана (воцарившегося в 284 году нашей эры) — монах Дионисий Малый, занимаясь утановлением дат Пасхи, вычислил, как ему казалось, дату рождения Иисуса Христа и принял ее за точку отсчета новой эры.

Дионисий установил, согласно тексту Нового Завета, что Христос родился за 525 лет до того, как он начал свои вычисления. Для Дионисия Малого император Диоклетиан был язычником и гонителем христиан, поэтому, как ему казалось, было бы не очень достойно рассчитывать эти священные даты от времени языческого императора.

Популярной же его систему отсчета сделал в 731 году (уже нашей эры) другой монах, летописец англосаксонской истории Беда Достопочтенный в своем труде «О шести возрастах мира».

Именно Беда ввел отсчет и в обратную сторону — «до нашей эры». После этого новая система отсчета стала распространяться по всем тогдашним европейским странам. Последней в Западной Европе перешла к новой хронологии Португалия — в 1422 году. В России «новую эру» ввел Петр I в 1699 году — до этого в России считали «от сотворения мира».

Ввиду того, от какого события ведется отсчет, также говорят: «после Рождества Христова», «до Рождества Христова». Современные исследователи Нового Завета говорят о том, что Дионисий Малый немного ошибся в рассчетах — где-то года на четыре. Несмотря на это, обозначение «нашей эры» и «до нашей эры» в современном мире оторвалось от своих религиозных корней и существует уже независимо от того, что, по сути, в вычислениях есть неточность. Вкратце обозначается «н.э.», «до н.э».

Как считать века нашей и до нашей эры? Как ведётся счёт лет нашей эры и до нашей эры?

Существует простой способ определить век нашей или до нашей эры, зная дату. Например, если это 1961 год, то убираем две последние цифры — остается 19 — и прибавляем единичку. Получается 20, т.е. 1961 год — это 20 век (или XX в римской записи). Если это 525 год, то снова убираем две последние цифры и прибавляем единичку. Значит это 6 (VI) век — и неважно, в какую сторону — до нашей или нашей эры.

А если это 70 год нашей/до нашей эры? Ведь если убрать две цифры, то ничего не остается! Все так же — раз ничего не осталось, то считаем, что у нас ноль — к нему и прибавляем единичку. Таким образом получается, что все года до 99 года нашей или до нашей эры — это 1 (I) век нашей или до нашей эры (или от/до Рождества Христова). 100 год — это уже 2 век — или II век римскими цифрами.

А как ведется счет лет нашей эры и до нашей эры? Например, если сейчас 2017 год, а древняя Римская республика была основана в 509 году до нашей эры, значит от этого события до наших дней прошло 2526 лет (2017 + 509 = 2526).

Счет в рамках нашей эры ведется, наоборот, т.е. даты вычитаются — например если событие, ну, допустим, Бородинская битва, произошло в 1812 году, а сейчас 2018 — то 2018-1812 = 206. Т.е. в 2018 году отмечается 206-летие Бородинской битвы.

Что такое новая эра ?

Вам наверное не раз пришлось встречать такие выражения: «это было в таком-то году до нашей эры», или же оборот: «это было в таком-то году нашей эры». Помните? Город Помпеи погиб в 79 году нашей эры, а Гай Юлий Цезарь ввел свой календарь в 45 году до нашей эры. Пора, пожалуй, объяснить, что это значит. Календарь - это счет времени по движению небесных сил. Но небесные светила подсказывают нам, сколько длится год, а вот откуда его начинать - об этом они помалкивают. Откуда хочешь - оттуда и начинай! Люди так и делали. Ведь у разных народов свое летосчисление, свой начальный день, или, как говорят, начальная дата. Даже и в наше время не то что в древности!
В Древнем Египте счет времени начинался от воцарения?- фараона, родоначальника новой династии. В Древней Греции - от первой Олимпиады, так назывались спортивные я древних греков; в Древнем Риме - от основания города а у нас на Руси в старину летосчисление велось от библейского сотворения мира - оно пришло к нам вместе с юлианским календарем из Византии.

Библия- это древнейшая книга евреев, как говорят, древнейший литературный памятник. У разных народов есть свои памятники-их называют мифами, эддами, сагами, - а у древних евреев-библейские сказания. Это очень интересная книга, во многих исторических сказаниях ее ученые находят отголоски исторических событий, которые происходили некогда на Древнем Востоке. Но есть в библии и просто сказки, к ним относится легенда о сотворении мира, очень наивная и очень поэтическая. Такие сказки были и у других народов, потому что людям очень хотелось объяснить себе, как же это все-таки получилось, что вот есть и земля, и небо, и растут леса, а в них водятся всякие животные. Откуда все взялось? Откуда появился и сам человек? Но и сейчас еще не на все эти вопросы могут ответить современные ученые, которые знают очень много, - что же говорить о людях древности!

Но как бы там ни было, а библейское сказание о сотворении мира было принято христианской церковью, другого объяснения она не искала и положила его в основу нового летосчисления.
На Руси летописцы всегда начинали свои записи о различных важных событиях с числа и года; «Лето 6612 было знамение на солнце» или же: «Лето 6553 сгорела церковь Святой Софии». Это обозначало, что произошло событие в таком-то году от сотворения мира, само слово «лето» обозначало год.
Между тем папа римский утвердил другую начальную дату- от рождества Христова, родоначальника нового религиозного учения - христианства.
В истории нет упоминаний об Иисусе Христе, - по-видимому, он живет только в легендах, созданных народом. Разумеется, никто не может сказать, когда именно, в какой день, в каком году родился человек, которого вовсе и не было. Но дату такую придумали, потому что не хотели признавать старого летосчисления календаря Юлия Цезаря. И вот церковь придумала, что родился Христос 25 декабря и счет ведется с этого дня. И говорят: «Такой-то год до рождества Христова» или же: «После рождества Христова».
Эту новую начальную дату в России ввел царь Петр I после 31 декабря 7208 года от библейского сотворения мира наступило 1 января 1700 года после рождества Христова.
Мы и посейчас придерживаемся этого летосчисления - не создавать же новое! Но только называем его просто новой или нашей эрой, то есть датой, с которой ведется новый счет времени.

Историческая хронология, как известно, делится на два периода. Вначале было время, которое современники называют этапом до нашей эры. Оно заканчивается с наступлением первого года. В это время началась наша эра, которая до сегодняшнего дня и длится. И хотя сегодня, называя год, люди не говорят "н. э.", тем не менее, это подразумевается.

Первые календари

Процесс эволюции человека создал необходимость упорядочить даты и время. Древнему земледельцу нужно было максимально точно знать, в какое время ему лучше засевать семена, животноводу-кочевнику - когда переходить на другие территории, чтобы успеть обеспечить свой скот кормом.

Так стали появляться самые первые календари. И основаны они были на наблюдениях за небесными телами и природой. У разных народов существовали и отличающиеся друг от друга временные календари. К примеру, римляне вели свое летосчисление со дня основания Рима - с 753 года до нашей эры, тогда как египтяне - с первого момента правления каждой из династий фараонов. Собственные календари создавали и многие религии. Например, в исламе новая эра начинается с года, когда родился пророк Мухаммед.

Юлианский и Григорианский календари

В 45 году до нашей эры Гай Юлий Цезарь основал свой календарь. В нем год начинался с первого января и продолжался двенадцать месяцев. Этот календарь назвали Юлианским.

Тот, которым пользуемся сегодня мы, был введен в 1582 году Папой Римским Григорием Двенадцатым. Ему удалось устранить некоторые значительные неточности, накопившиеся с первого На тот момент они составляли целых десять дней. Разница между Юлианским и увеличивается примерно на сутки за каждое столетие, и сегодня составляет уже тринадцать суток.

В истории летоисчисление всегда играет большую роль. Ведь важно представлять, в какой период времени происходило значимое в жизни человечества событие, будь это создание первых орудий труда или же начало Говорят, что история без дат похожа на математику без цифр.

Религиозная форма летоисчисления

Поскольку начало нашей эры исчисляется с года, считающегося датой рождения Иисуса, в религиозном варианте часто используется соответствующая запись: от Рождества Христова и до него. До сих пор нет совершенно точных исторических данных о том, когда на нашей планете появилась жизнь. И только основываясь на религиозных и исторических артефактах, ученые могут делать заключения о том, когда примерно произошло то или другое событие. При этом года до нашей эры указываются в хронологически обратном порядке.

Нулевой год

Упоминание раздела между временем до и после Рождества Христова связано с расчетом в астрономической записи, сделанным согласно номерам целых чисел на оси координат. Нулевой год не принято использовать ни в религиозной, ни в светской нотациях. Зато он очень распространен в астрономической записи и в ISO 8601 — международном стандарте, выданном такой организацией, как International Organization for Standardization. В нем описывается формат дат и времен, а также даются рекомендации для их применения в международном контексте.

Отсчет

Понятие «до нашей эры» получило свое распространение в летосчислении после использования его Достопочтенным Бедой - бенедиктинским монахом. Он написал о нем в одном из своих трактатов. И уже начиная с 731 года исчисление времени было поделено на два периода: до нашей эры и после нее. Постепенно практически все страны в Западной Европе стали переходить на этот календарь. Самой последней из них стала Португалия. Произошло это 22 августа 1422 года. До первого января 1700 года Россия пользовалась хронологическим исчислением Константинопольской эры. За исходную точку в ней была принята христианская эпоха «от сотворения мира». По большому счету, в основе многих эр было заложено соотношение между «днями творения мира» и всей продолжительностью его существования. А Константинопольская была создана при Констанции, и летосчисление по ней велось с первого сентября 5509 года до нашей эры. Однако поскольку этот император не являлся «последовательным христианином», его имя, а заодно и составленный им отсчет времени, упоминаются неохотно.

Доисторическая и историческая эпохи

История - это доисторическая и историческая эпохи. Первая из них начинается с момента появления первого человека, а заканчивается тогда, когда появилась письменность. Эпоха доисторическая разделена на несколько временных периодов. Основой их классификации служат археологические находки. Эти материалы, из которых люди до нашей эры изготавливали орудия труда, период, когда они ими пользовались, легли в основу воссоздания не только временных рамок, но и названий этапов доисторической эпохи.

Историческая же эра состоит из периодов Античности и Средневековья, а также Нового и Новейшего времен. В разных странах они наступали в разные времена, поэтому ученые не имеют возможности определять их точные временные рамки.

Общеизвестно, что новая эра в самом начале не исчислялась непрерывным отсчетом лет, например, начиная от первого года и до, предположим, нынешнего. Ее хронология началась гораздо позже, с датой Рождества Христова. Считается, что первым ее вычислил римский монах по имени Дионисий Малый в шестом веке, то есть спустя более чем пять сотен лет после датируемого события. Чтобы получить результат, Дионисий сначала отсчитал дату Воскресения Христа, основываясь на церковном предании о том, что Сын Божий был распят на тридцать первом году жизни.

Дата его Воскресения, согласно римскому монаху - это двадцать пятое марта 5539 года по летоисчислению «от Адама», а годом Рождества Христова, следовательно, стал 5508-й по византийской эре. Надо сказать, что вычисления Дионисия вплоть до пятнадцатого века вызывали сомнения на Западе. В самой же Византии их так и не признали каноническими.

С седьмого по третье тысячелетие до нашей эры на планете была эпоха неолита - периода перехода присваивающей формы хозяйства, а именно охоты и собирательства, к производящей - земледелию и скотоводству. В это время появились ткачество, шлифовка каменных орудий и глиняная посуда.

Конец четвертого - начало первого тысячелетия до нашей эры: на планете царит Бронзовый век. Получает распространение металлическое и бронзовое оружие, появляются кочевые скотоводы. сменился Железным. В это время в Египте правили первая и вторая династии, объединившие страну в единое

В 2850-2450 годах до н. э. начался экономический подъем шумерской цивилизации. С 2800-го по 1100-й поднимается Эгейская, или культура Древней Греции. Почти в то же время в долине Инда зародилась Индская цивилизация, наблюдался наивысший расцвет царства Трои.

Около 1190 года до н. э. рухнула мощная Хеттская держава. Спустя почти четыре десятка лет Эламский царь захватил Вавилонию, и наступил расцвет его могущества.

В 1126-1105 годах до н. э. наступило правление вавилонского государя Навуходоносора. В 331-м на Кавказе образовалось первое государство. В 327 году до н. э. проходила индийская компания Александра Македонского. В этот период произошло очень много событий, в том числе и восстание рабов на Сицилии, Союзническая война, Митридатовы войны, поход на парфян, правление императора Августа.

И, наконец, между восьмым и четвертым годами до нашей эры родился Христос.

Новое летоисчисление

У разных народов понятие о летоисчислении всегда было неодинаковым. Каждое государство решало данную проблему самостоятельно, при этом руководствуясь как религиозными, так и политическими мотивами. И лишь к девятнадцатому веку все христианские государства установили единую точку отсчета, используемую и поныне под наименованием "наша эра". Календарь древних майя, византийская эра, древнееврейское летоисчисление, китайское - все они имели свою дату сотворения мира.

Например, японский календарь начинался в 660 году до нашей эры и обновлялся после каждой смерти императора. Буддистская эра скоро войдет в год 2484, а календарь хинди - в 2080 год. Ацтеки обновляли свое летоисчисление раз в 1454 года, после смерти и возрождения Солнца. Поэтому если бы их цивилизация не погибла, для них сегодня был бы всего 546 год новой эры...

Древняя карта мира

До нашей эры путешественники тоже интересовались миром и составляли рисунки своих маршрутов. Они переносили их на древесную кору, песок или папирус. Первая карта мира появилась еще за много тысячелетий до новой эры. Именно наскальные рисунки стали одними из первых изображений. В то время как люди разведывали Землю, их стали особенно интересовать древние карты былых эпох. Одни из них представляют нашу планету как омываемый океаном огромный остров, на других уже можно увидеть очертания континентов.

Вавилонская карта

Самой первой картой, созданной до нашей эры, была небольшая глиняная табличка, найденная в Месопотамии. Она датируется концом восьмого - началом седьмого веков до нашего летоисчисления и является единственной дошедшей до нас от вавилонян. Земля на ней окружена морями, названными «соленой водой». За водой - треугольники, обозначающие, очевидно, горы далеких земель.

На этой карте обозначено государство Урарту (современная Армения), Ассирия (Ирак), Элам (Иран) и сам Вавилон, посередине которого протекает Евфрат.

Карта Эратосфена

Даже древние греки представляли Землю сферой и весьма изящно аргументировали это. Пифагор, например, говорил, что все гармонично в природе, а самая совершенная форма в ней - шар, в виде которого существует наша планета. Первая карта, составленная с учетом этого изображения Земли, принадлежит Эратосфену. Он жил в третьем веке до нашей эры в Кирене. Считается, что этот ученый, который возглавлял и придумал такой термин, как «география». Именно он впервые еще до нашей эры расчертил мир на параллели и меридианы и назвал их «идущими рядом» или «полуденными» линиями. Миром Эратосфена был один остров, который омывался Северным сверху и Атлантическим океаном снизу. Он делился на Европу, Ариану и Аравию, Индию и Скифию. На юге находился Тапробан - нынешний Цейлон.

При этом Эратосфену казалось, что на другом полушарии живут «антиподы», добраться до которых невозможно. Ведь люди тогда, в том числе и древние греки, думали, что у экватора настолько жарко, что море там кипит, а все живое сгорает. И, напротив, у полюсов очень холодно, и там не выживает ни один человек.

Карта Птолемея

На протяжении нескольких веков основной считалась другая карта мира. Она была составлена древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Созданная около ста пятидесяти лет до нашей эры, она была частью восьмитомника "Руководство по географии".

У Птолемея Азия занимала пространство от Северного полюса до самого экватора, вытеснив Тихий океан, при этом Африка плавно перетекала в terra incognita, занимая весь Южный полюс. На севере от Скифии была мифическая Гиперборея, а об Америке или Австралии не было сказано ничего. Именно благодаря этой карте Колумб стал добираться до Индии, плывя при этом на запад. И даже после открытия Америки еще некоторое время продолжали пользоваться картой от Птолемея.


В большинстве стран мира, включая Россию, церковь отделена от государства, но религиозные традиции оказывают огромное влияние на повседневную светскую жизнь. Одно из проявлений этого — использование христианского календаря, ведущего отсчёт от дня рождения Иисуса Христа.

Хронология монаха Дионисия

Начало христианского летоисчисления связано с именем монаха, богослова и хрониста Дионисия Малого. О его жизни известно немного. В Риме он появился около 500 года н.э. и вскоре был назначен настоятелем одного из итальянских монастырей. Ему принадлежат несколько богословских сочинений. Главным же трудом была христианская хронология, которую приняли в 525 году, хотя далеко не сразу и не повсеместно. После долгих и сложных расчётов, предположив, что 248 год Эры Диоклетиана соответствует 525 году после Р.Х., Дионисий пришёл к выводу, что Иисус родился в 754 году от основания Рима.

По мнению ряда западных богословов, Дионисий Малый ошибся в расчётах на 4 года. Согласно обычной хронологии, Рождество свершилось в 750 году от основания Рима. Если они правы, то на нашем календаре сейчас не 2014, а 2018 год. Даже Ватикан не сразу принял новую христианскую эру. В папских актах современный отсчёт встречается со времён Папы Иоанна XIII, то есть с X века. И лишь документы Папы Евгения IV с 1431 года ведут отсчёт лет строго от Р.Х.

Исходя из расчётов Дионисия, богословы вычислили, что Иисус Христос родился в 5508 году после того, как, согласно библейской легенде, бог Саваоф сотворил мир.

По царскому хотению

В русских письменных источниках конца XVII — начала XVIII вв. писцы иногда ставили двойную дату - от сотворения мира и от Рождества Христова. Перевод одной системы в другую осложняется ещё и тем, что у нас дважды сдвигалось начало нового года. В Древней Руси его отмечали 1 марта, что было началом нового цикла сельхозработ. Великий князь Иван III Васильевич в 1492 году от Р.Х. (в 7000 г. от сотворения мира) перенёс начало нового года на 1 сентября, что было логично.

К этому времени завершался очередной цикл сельхозработ, подводились итоги трудового года. Кроме того, эта дата совпадала с принятой в восточной церкви. Византийский император Константин Великий, одержав 1 сентября 312 года победу над римским консулом Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. Отцы первого Вселенского Собора 325 года определили начинать новый год с 1 сентября - дня «памяти начала свободы христианской».

Вторую подвижку осуществил Пётр I в 1700 году (7208 г. от сотворения мира). Вместе с переходом на новую эру он, по аналогии с Западом, приказал отмечать начало нового года 1 января.

Послушаем апостолов и поспорим

В текстах четырёх канонических Евангелий нет ни одного прямого указания на год, когда родился Христос (текст Нового Завета цитируется по каноническому синодальному переводу «Господа нашего Иисуса Христа святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна». Изд. тринадцатое. СПб., 1885). Единственное косвенное указание сохранилось в Евангелии от Луки: когда Иисус начал своё служение, ему было «около 30 лет» (3.23). Точный возраст Иисуса ему, видимо, был неизвестен.

В этой же главе Лука сообщает, что Иоанн Креститель, двоюродный брат Иисуса, начал свою проповедь в 15-й год правления императора Тиберия (3.1). Хорошо разработанное античное летоисчисление за начальную точку отсчёта принимало год основания Рима. К этой условной дате были привязаны все события истории Римской империи. Христианские хронисты встроили в эту систему летоисчисления дату рождения Христа, начав с неё отсчёт новой эры.

Император Тиберий Клавдий Нерон родился в 42 году до н.э., а умер в 37 году н.э. Императорский трон он занял в 14 году н.э. Христианский хронист рассуждал примерно так. Если Иисусу было около 30 лет в 15-й год правления Тиберия, то это соответствовало 29 году н.э. То есть Христос родился в первом году н.э. Однако такая система рассуждений вызывает возражения, основанные на других временных ориентирах, отмеченных в Евангелиях. Осторожность апостола Луки в определении возраста Иисуса допускает отклонения и в одну, и в другую сторону. А вместе с этим может быть сдвинуто начало новой эры.

Попробуем применить для решения этой сложной проблемы методы теории свидетельских показаний, широко применяемые в современной криминалистике. Одно из положений теории состоит в ограниченности человеческой фантазии. Человек может что-то преувеличить, что-то преуменьшить, что-то исказить, собрать реальные факты в нереальные сочетания. Но придумать обстоятельства, которых нет в природе, он не может (закономерности искажения реальности описаны психологией и прикладной математикой).

В Евангелии сохранилось несколько упоминаний о событиях, которые во времени были косвенно связаны с датой Рождества Христова. Если удастся привязать их к абсолютной хронологической шкале, то можно будет ввести определённые коррективы к традиционной дате Р.Х.

1. В Евангелии от Иоанна иудеи говорили, что во время допроса перед казнью Иисусу «ещё нет пятидесяти лет» (8.57). Традиционно считается, что Иисус был казнён в возрасте 33 лет. Странно, что видевшие Иисуса иудеи могли говорить про молодого 33-летнего человека, что ему нет пятидесяти. Возможно, Иисус выглядел старше своего предполагаемого возраста, а возможно, он на самом деле был старше.

2. В Евангелии от Матфея прямо говорится, что Иисус родился во время правления царя Ирода (2.1).

Биография Ирода Великого известна достаточно хорошо. Он родился в 73 году и умер в апреле 4 года до н.э. (750 г. римского счёта). Царём Иудеи стал в 37 году, хотя номинально исполнял функции главы государства с 40 года. Троном завладел при помощи римских войск. Мстительный и честолюбивый, беспредельно жестокий и коварный, Ирод уничтожал всех, в ком видел соперников. Традиция приписывает ему избиение младенцев двухлетнего возраста в Вифлееме и округе при получении известия о рождении в этом городе Иисуса, царя Иудеи.

Насколько достоверно это сообщение евангелиста? Некоторые историки церкви склонны считать его легендой на том основании, что об избиении младенцев сообщил только Матфей. Три других евангелиста не упоминают об этом чудовищном преступлении. Иосиф Флавий, хорошо знавший историю Иудеи, ни словом не упомянул об этом событии. С другой стороны, на совести Ирода столько кровавых злодеяний, что и данное вполне могло иметь место.

Не останавливаясь на оценке моральных качеств Ирода, сопоставим дату его смерти с принятой в христианской традиции датой рождения Иисуса. Если Спаситель родился в первом году н.э., как мог Ирод, умерший за 4 года до Р.Х., организовать массовое убийство детей в Вифлееме?

3. Евангелист Матфей пишет о бегстве Святого Семейства в Египет из-за угрозы со стороны Ирода (2.1). Этот сюжет многократно обыгрывали в христианском искусстве. На окраине Каира стоит древнейший христианский храм, возведённый якобы на том месте, где находился дом, в котором проживало Святое Семейство во время пребывания в Египте. (О бегстве Святого Семейства в Египет сообщает и римский писатель Цельс.) Далее Матфей пишет, что ангел передал Иосифу известие о том, что Ирод умер и можно возвращаться в Палестину (2.20).

Опять нестыковка дат. Ирод Великий умер в 4 году до н.э. Если в это время Святое Семейство проживало в Египте, то к первому году н.э. Иисусу должно было быть чуть более четырёх лет.

4. Евангелист Лука утверждает (2.1), что Иосиф и Мария накануне рождения Спасителя совершили путешествие в Вифлеем. Оно было вызвано необходимостью участвовать в переписи, которая проводилась в Иудее по распоряжению кесаря Августа и была организована прокуратором Сирии Квиринием. В настоящее время факт переписи (но не по всей земле, как писал Лука, а в Иудее) не вызывает сомнений.

Согласно римским традициям, переписи населения всегда проводились во вновь завоёванных областях. Они носили чисто фискальный характер. После окончательного присоединения к империи этой области Палестины в 6 году н.э. такая перепись была проведена. Если следовать точному тексту Евангелия от Луки, то придётся признать, что Иисус родился в 6 или 7 году н.э.

И взошла звезда на востоке

Евангелист Матфей сообщает о звезде, которая указала восточным мудрецам время рождения Иисуса (2.2-10.11). Эта звезда под названием Вифлеемской прочно вошла в религиозную традицию, в литературу, искусство,-в оформление религиозных праздников во имя Рождества Христова. Об этом небесном явлении не сообщают ни Марк, ни Лука, ни Иоанн. Но возможно, что тогда жители Иудеи действительно видели необычное небесное явление. Историки науки убеждены в том, что астрономы Древнего Востока прекрасно знали звёздное небо и появление нового объекта не могло не привлечь их внимания.

Загадка Вифлеемской звезды давно интересует учёных. Поиски астрономов и других представителей материалистических наук велись в двух направлениях: какова физическая сущность Вифлеемской звезды и когда она появилась в небесных сферах? Теоретически эффект яркой звезды мог быть порождён либо видимым сближением на небосводе двух крупных планет, либо появлением кометы, либо вспышкой новой звезды.

Версия кометы изначально вызывала сомнение, ибо кометы не стоят длительное время на одном месте.
В последнее время возникла гипотеза, что волхвы наблюдали НЛО. Этот вариант не выдерживает критики. Небесные объекты, вне зависимости от того, считать их естественными образованиями или созданием Высшего Разума, всегда перемещаются в пространстве, лишь на короткое время зависая в одном пункте. А евангелист Матфей сообщает, что Вифлеемская звезда несколько дней наблюдалась в одной точке небосвода.

Николай Коперник рассчитал, что около первого года н.э. в течение двух дней наблюдалось видимое сближение Юпитера и Сатурна. В начале XVII века Иоганн Кеплер наблюдал редкое явление: пути трёх планет — Сатурна, Юпитера и Марса — пересекались так, что на небе была видна одна звезда необычной яркости. Такое видимое сближение трёх планет случается раз в 800 лет. Исходя из этого, Кеплер предположил, что 1600 лет назад сближение имело место и на небосводе вспыхнула Вифлеемская звезда. По его расчёту, Иисус родился в 748 году Римской эры (25 декабря 6 года до н.э.).

Опираясь на современную теорию движения планет, астрономы рассчитали видимое с Земли положение планет-гигантов Юпитера и Сатурна 2000 лет назад. Оказалось, что в 7 году до н.э. Юпитер и Сатурн трижды сближались в зодиакальном созвездии Рыб. Угловое расстояние между ними сократилось до одного градуса. Но они не слились в одну яркую точку. Недавно американские астрономы установили, что во 2 году до н.э. Венера и Юпитер так близко сошлись, что могло показаться, будто на небе вспыхнул пламенеющий факел. Но это событие произошло в июне, а Рождество традиционно отмечается зимой.

Также недавно установили, что в 4 году до н.э., в первый день нового года, который тогда отмечался весной, в созвездии Орла вспыхнула новая звезда. Сейчас в этой точке небосвода фиксируется пульсар. Расчёты показали, что этот ярчайший объект был виден из Иерусалима в сторону Вифлеема. Как и всё звёздное небо, объект двигался с востока на запад, что совпадает с показаниями волхвов. Вполне вероятно, что эта звезда привлекла внимание жителей Иудеи как уникальное и грандиозное космическое явление.

Версия кометы вызывает некоторые возражения, но современная астрономия полностью её не отвергает. В китайских и корейских хрониках упоминаются две кометы, которые наблюдались на Дальнем Востоке с 10 марта по 7 апреля 5 года до н.э. и в феврале 4 года до н.э. В труде французского астронома Пингре «Космография» (Париж, 1783) сообщается, что одну из этих комет (или обе, если два сообщения относятся к одной и той же комете) ещё в 1736 году отождествляли с Вифлеемской звездой. Астрономы считают, что комету, видимую на Дальнем Востоке, могли наблюдать и в Палестине.

Если исходить из этого, то Христос родился в 5 или 4 году до н.э. между февралём и мартом. Учитывая, что проповедовал он, будучи зрелым человеком, логично допустить, что ему в это время было не 33 года по канону церкви, а ближе к сорока.

Сопоставляя всю доступную информацию, можно сделать достаточно обоснованное предположение, что Иисус Христос родился в 4 году до н.э. и сегодня на дворе 2018 год. Но, разумеется, пересмотр современного календаря нереален.

Борис Сапунов, Валентин Сапунов

Летоисчисление: что это? Летоисчисление – это система отсчета времени (в днях, неделях, месяцах, годах), начатая с определенного события. Летоисчисление могло отличаться у разных народов, конфессий. Это можно объяснить тем, что за начальную точку принимались различные события. Однако на сегодняшний день во всем мире официально установлена одна система летоисчисления, которой пользуются во всех странах и на всех континентах.

Летоисчисление на Руси

Летоисчисление на Руси велось по календарю, принятому у Византии. Как известно, после принятия христианства в десятом веке нашей эры точкой отсчета был выбран год сотворения мира. Если быть точнее, то этот день – день, когда был сотворен первый человек – Адам. Произошло это первого марта 5508 года да нашей эры. И на Руси долго считали начало весны началом года.

Реформа Петра Первого

Старое летоисчисление «от сотворения мира» было изменено императором Петром Первым на летоисчисление от Рождества Христова. это было сделано с первого января 1700 года (или в 7208 году «от сотворения мира»). Почему поменяли летоисчисление? Считается, что Петр Первый сделал это для удобства, для синхронизации времени с Европой. Европейские страны уже давно жили по системе «от Рождества Христова». А так как император вел много дел с европейцами, то этот шаг был вполне целесообразен. Ведь разница в годах в Европе и в Российской Империи в то время составляла 5508 лет!

Древнерусское летоисчисление, таким образом, отличалось от современного точкой отсчета времени. А летоисчисление до Рождества Христова называлось летоисчислением «от сотворения мира».

Как все начиналось

А когда началось летоисчисление? Есть данные, что в 325 году нашей эры произошел первый собор христианских епископов. Именно они решили, что летоисчисление должно вестись от сотворения мира. Причиной такого отсчета была необходимость знать, когда отмечать Пасху. Дата сотворения мира была предложена исходя из соображений и рассуждений о жизни Иисуса Христа.

После собора епископов Римская империя приняла это летоисчисление. А через пару сотен лет было предложено перейти на летоисчисление от Рождества Христова. Эту идею высказал Дионисий Малый – римский монах, в 532 году. Когда родился Иисус точно неизвестно, но произошло это примерно во втором-четвертом году нашей эры. Именно с этого года и начали отсчет времени, который теперь называется от Рождества Христова. Эта точка разделяет новую эру (нашу) от прошлой (соответственно обозначения н.э. и до н.э.).

Но мир долго переходил на новый вариант отсчета времени. Для этого потребовалось около половины тысячелетия, а для России – более тысячи лет. Переход был постепенным, поэтому часто в скобках даты указывали еще и год «от сотворения мира».

Арийское летоисчисление и славянское летоисчисление

Летоисчисление ариев велось от сотворения мира, то есть отлично от существовавшего в мире. Но арии не считали, что мир был сотворен именно в 5508 году до нашей эры. По их мнению, точкой начала стал год, когда был заключен мир между Славяно-Ариями и Аримами (древнекитайскими племенами). Другое название этого летоисчисления – Сотворение Мира в Звездном Храме. После победы над китайцами появился символ – всадник на белом коне, убивающий дракона. Последний в данном случае символизировал Китай, который был побежден.

Старославянское летоисчисление велось согласно Даарийскому Круголету Числобога. Подробнее об этом календаре Вы можете прочесть в соответствующей статье. После реформы Петра Первого стали говорить, что «он украл у славян 5508 лет». Вообще нововведение императора не нашло положительных отзывов от славян, они противились ему долгое время. Но летоисчисление древних славян и их календарь были запрещены. На сегодняшний день ими пользуются лишь староверы, инглинги.

Летоисчисление по славянскому календарю имело свои интересные особенности:

  • У славян было лишь три времени года: весна, осень, зима. Кстати, весь год у древних славян носил название «лето».
  • Месяцев было девять.
  • Дней в месяце было сорок или сорок один.

Таким образом, летоисчисление у древних славян, которые были язычниками, шло вразрез с общепринятым, христианским. Ведь многие славяне, даже приняв христианскую веру, продолжали оставаться язычниками. Они были верны свои мировоззрениям и не принимали летоисчисления «от Рождества Христова».

Летоисчисление стало отражением религии, которая занимала и продолжает занимать главенствующее положение в государстве, в обществе, в мире. Христианство на сегодняшний день исповедует более тридцати процентов населения мира. Неудивительно, что именно Рождение Христа было выбрано в качестве его начала. Также стало удобным разграничивать прошлую эры от новой. Петр, изменив систему летоисчисления на Руси, сделал возможным координировать всю деятельность страны с остальным миром. Трудно представить, что сегодня была бы пропасть между странами в более чем пять с половиной тысяч лет! Также положительным моментом общего для всех летоисчисления является удобство в изучении истории и других наук.

Ошибки летоисчисления. История - фальшивка.