Столпы ислама и нравственные ценности. Мусульманская нравственность

Ислам – не только религия, это образ жизни . Ислам предписывает не только веру, но и устанавливает правила поведения человека в семье, обществе. Уважение этих многочисленных правил обязательно, вне зависимости от обстоятельств. Приведем некоторые нормы нравственности , обеспечивающие благоденствие как отдельного человека, так и общества:

  • Вежливость
  • Изгнание из сердца пороков (злобы, ненависти и пр.)
  • и самоуважение
  • Стремление к самообразованию, непрерывному совершенствованию знаний.
  • Щедрость и разумное расходование собственных средств

К грешному человеку мусульмане должны проявлять терпение, надеясь, что тот исправиться. Не злословить о нем и не осуждать. Также мусульманин должен остерегаться пустословия и не проклинать.

К семейным нравственным нормам можно отнести почитание родителей, заботу о детях и стариках, религиозное воспитание детей, заботу о сиротах.

Доброта к ближнему как основа нравственности в исламе

По Корану главной обязанностью всех мусульман является забота о ближнем. Расход своих средств на бедных предпочтительнее, чем накопительство. В Коране говорится, что давать милостыню желательно анонимно , что свидетельствует о том, что искренняя нравственность ценнее, чем показная.

Ислам отвергает все признаки неравенства , основанные на территориальных различиях, расе или языке. Признается лишь превосходство людей друг над другом по степени их , которую может достичь любой.

Все поступки человека условно можно разделить на плохие и хорошие. Плохие деяния, в свою очередь, следует также разделить на те, за которые предусмотрено наказание при жизни и после смерти, и те, наказание за которые предусмотрено лишь после смерти. Остерегаться следует и тех, и других. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил, что начало мудрости – богобоязненность. Тот, кто верит в Аллаха и Судный день, будет остерегаться всего греховного и следовать предписаниям Корана.

Вот лишь несколько выдержек из Корана , которые учат нас нравственности:

  • «Твой Господь предписал тебе не поклоняться никому, кроме Него, выказывать доброе отношение к родителям. Когда достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, обращайся к ним уважительно».
  • «И давай положенное (в качестве милостыни) родственнику, бедняку и путнику»
  • «И остерегайтесь прелюбодеяния, ибо оно - мерзость, мерзкий путь»

Нравственность мусульманина

Шейх Мухаммад Аль-Газали

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Хвала Аллаху, Господу миров, который сотворил человека, научил калямом , даровал идеальную этическую систему, послал пророка Мухаммада ибн Абдуллаха для “усовершенствования благородства нравственности”. Слава Ему за все Его блага и в первую очередь за благо нравственности. Насколько этот дар велик, можно понять из следующего хадиса Печати пророков: “Воистину, то, что люди познали из ранних пророчеств: коль нет в тебе скромности (хайа ), то делай все, что тебе угодно”. Этот хадис способствует нашему пониманию значения нравственности в жизни сынов Адама. Человек, лишенный скромности, может нарушить все границы; от него можно ожидать всего, что угодно. Скромность – это одна из важнейших нравственных черт человека; она настолько важна, что она присуща даже некоторым животным, хотя их поведение определяется инстинктами.

Актуальность труда Мухаммада Аль-Газали вытекает из актуальности самой проблемы, исследованию которой он посвящен. Сегодня в мире гибнут многие уникальные и грандиозные достижения человечества по простой причине – упадок нравственности. Если человек безнравственен, то как партнер он может позволить себе все, что угодно по отношению к своему партнеру, правитель – по отношению к своим подданным, муж – по отношению к своей жене, дети – к родителям, предприниматели – к работникам и потребителям. Когда у человека отсутствует хайа , он позволяет себе все. Благодаря упадку нравственности, в каком-то уголке мира честный, добросовестный, трудолюбивый человек может зарабатывать меньше 1 доллара в день, в то время как доходы беспринципного, развращенного человека могут исчисляться десятками долларов в секунду. Если внимательно проанализировать эту ситуацию, то станет совершенно очевидным, что такие перепады жизненного уровня становятся возможными благодаря тому, что безнравственные, нескромные люди живут по принципу “после
нас – хоть потоп” и поступают так, как им заблагорассудится.

К особенностям этой книги можно отнести следующие моменты. В первую очередь – это фундаментальное исследование одного из крупнейших современных мусульманских ученых, имеющего гигантский опыт общения с самыми различными людьми. Шейх Мухаммад Аль-Газали известен как педагог, государственный и общественно-политический деятель, литератор, проповедник, который жил и работал в разных странах. Во-вторых, это то, что книга основывается исключительно на основных источниках Ислама – Коране и сунне и поэтому не допускает субъективных интерпретаций. Она написана классическим литературным арабским языком с ярко выраженным авторским стилем.

Редакционные комментарии и примечания, сделанные во время подготовки книги, во всех случаях оговорены.

Как обычно, наша редакция приняла все возможные меры и приложила максимум усилий к тому, чтобы книга получилась достойной во всех отношениях. В связи с этим хотелось бы поблагодарить всех сотрудников нашей редакции за их кропотливый труд, приложенные усилия и старание во время подготовки книги “Нравственность мусульманина”. Да вознаградит Аллах их всех и сделает эту книгу еще одним достойным вкладом в дело истинного исламского просвещения.

Предыстория русского издания этой книги такова. В 1993 году она была переведена с английского языка и спустя несколько лет издана в Баку. Но поскольку английское издание является неполным (оно включает в себя только семнадцать глав), было решено сделать новый, полный перевод. Однако, в процессе работы выяснилось, что автор английского перевода допустил слишком много вольностей и субъективных интерпретаций оригинального текста. Поэтому мы отказались от этого перевода и решили перевести весь текст с языка оригинала. Итак, уважаемые читатели, книга, которые вы держите в руках, – это полный авторский текст, состоящий из 26 глав. Перевод выполнен с арабского языка, и в нем переводчик постарался максимально сохранить стилистические особенности автора.

Альхамдулиллях , что наше издательство выпускает в свет книгу шейха Мухаммада Аль-Газали “Нравственность мусульманина”. Мы надеемся и молимся, что она будет полезна
всем – как мусульманам, так и немусульманам.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книге пойдет речь о важнейших вопросах, содержащихся в Коране и сунне пророка Мухаммада (1) в плане совершенствования нравственности мусульманина, направления его по пути добра, которые укрепляют его веру, исправляют его нынешнюю жизнь и одновременно готовят к Жизни Грядущей.

Я поместил краткие разъяснения по всему тексту книги. Они будут способствовать искоренению безнравственности и испорченности, которые в нынешние времена проникли в мусульманскую среду из-за недугов и комплексов, размывших их нравственность. Мы посчитали, что для достижения поставленной цели достаточно ограничиться лишь некоторыми из избранных нами аятов Корана и хадисов Пророка и воздержаться от других свидетельств – из высказываний имамов, мудрости исламских ученых или просто советов мудрых и благовоспитанных людей, хотя наша древняя культура и содержит большое наследие на этот счет, поскольку мы здесь настаивали на необходимости возвращения только к шариату , основанному на Коране и сунне пророка Мухаммада . При этом мы сосредоточились на ее воспитательной стороне, являющейся Господним Наставлением, которого должен придерживаться каждый мусульманин. Ибо очевидно, что когда мусульманин отвергает его, он не считается с теми правами, которые имеет на него Аллах(2).

Существует разница между требованием придерживаться каких-либо нравственных норм в целом и обязанностью выполнять их в качестве актов поклонения (‘ибадат ), подобных другим актам поклонения, являющихся обязательными в этой религии.

Мы изучали всеобщую культуру на ее различных этапах, философию нравов, методы и критерии, используемые
философами для улучшения поведения людей. Нам понравилось то, что в них содержится, – и глубина мысли, и усердие в поиске Истины, и устремленность к высокой нравственности. Не пренебрегая всеми этими усилиями и добрыми деяниями, совершенными на благо людей, мы приложили все усилия, дабы воздать им должное. Но мы хотим привлечь внимание (всех пишущих об этом) к тем способам успешного воспитания и примерам изумительных нравов, с которыми пришел к людям обладатель последнего Послания(3), принесший мир и указавший людям Прямой Путь из тьмы к свету. Они увидят в Исламе сокровищницы, заполненные драгоценностями, намного превосходящими те, что получило человечество из древнегреческой и древнеримской философии.

Одного мусульманского ученого спросили однажды: читал ли ты трактат Аристотеля “О душе”? И он ответил: нет, но я читал “трактат о воспитании души”, который донес до нас Мухаммад ибн ‘Абдуллах (пророк Мухаммад )(4).

Мы читали трактат Аристотеля “О душе” и подобные ему труды других философов, мы изучали тот “трактат” о душе, автором которого является Мухаммад ибн ‘Абдуллах . Но в последнем мы нашли все то, о чем мечтали наши далекие предки, с большим трудом создававшие для этого всяческие более или менее совершенные картины бытия. Мы увидели, что все это преобразовалось в живую истину и в ней воплотились совершенство, образ жизни одного человека – Мухаммада , а также образ жизни, высокая нравственность и культура его уммы , и ритуалы великой религии. Все это составляет тот живой “трактат о душе”, который дал нам Мухаммад ибн Абдуллах .

Слава Аллаху за то, что наша праведная и счастливая судьба позволила нам изучить некоторые черты этой нравственности и обнаружить их в новых формах.

Данная книга является вторым шагом после нашей первой книги “Убеждение (‘акыда ) мусульманина”. Данную же книгу мы начали с введения о нравственности в Исламе. Мы рассмотрели исламскую нравственность в ее связи с различными учениями и актами поклонения, а также в связи с природой души и различными следами воздействия на нее со стороны окружающей социальной среды. Затем мы изложили то, что предписал Ислам из числа достоинств и добродетелей, при этом не упорядочивая их и не отдавая предпочтение одной добродетели в сравнении с другой. В этой книге мы также приводили названия первоисточни-
ков, – в отличие от предыдущих книг, где мы не привлекали внимания читателя к этому вопросу. В этом нам помогли примеры и доказательства, взятые из тех хадисов Посланника Аллаха , санад которых восходит к нему самому, и которые признаны учеными как эгодостоверные (сахих ли затихи ) и инодостоверные (сахих ли гайрихи) , эгоприемлемые (хасан ли затихи ) или иноприемлемые (хасан ли гайрихи ) на основании критериев, установленных учеными-терминологами по хадисам. Мы придерживались такого подхода независимо от того, указаны были конкретные источники хадисов или нет. Мы излагаем здесь примеры из сунны Пророка так, как они были представлены в книгах “Облегчение достижения цели” (“Тайсир аль-вусуль” ), “Побуждение (к добру) и предостережение (от зла)” (“Ат-тархиб уа ат-таргыб” ). Если в нашем распоряжении было несколько источников, мы также посчитали достаточным указать только один из них.

В заключение мы хотели бы сказать, что подготовка этой книги не составила какого-либо особого труда, поскольку мы использовали добротные предшествующие труды наших ученых. Мы только изложили их в упрощенном виде, более удобном для восприятия читателей. Но остался самый большой труд, за который несут коллективную ответственность и автор, и читатель. Этот труд – любовь к добру и следование по его Прямому Пути.

Мухаммад Аль-Газали

1- Слова «да благословит его Аллах и приветствует » на арабском языке. Эта фраза употребляется в Исламе после упоминания имени пророка Мухаммада, а также во всех случаях, когда речь идет о нем, как о Пророке и Посланнике Аллаха, даже без упоминания его имени. В различных источниках употребляются фразы «Пророк Ислама», «Посланник Аллаха», «Пророк» и другие, после которых, выражая свое глубочайшее уважение и повинуясь велению Аллаха, мусульмане произносят слова «Сальля-Ллаху ‘аляйхи уа сальлям » – «Да благословит его Аллах и приветствует». Такая традиция сохранена и в данной книге. Основанием для этого служит предписание Аллаха: «Поистине, Аллах и его ангелы благословляют Пророка! О вы, которые уверовали! Призывайте на него благословения Аллаха и приветствуйте искренним, достойным приветствием » (Сура 33, аят 56 ). – Примечание редакции «Ансар Фаундейшн» ; далее в тексте сносок сокращенно – Прим. ред .

2- Право в данном контексте не означает предоставленную кому-либо свободу, поскольку Бог всеобъемлющ, не нуждается ни в ком и ни в чем. Всевышний сказал: “И знайте, что Аллах Самодостаточен, Славен ” (Сура 2, аят 267 ) и “О люди, вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах Самодостаточен, Славен ” (Сура 35, аят 15 ). Под правом здесь подразумеваются безусловные требования Бога по отношению к человеку. – Прим. перевод .

3- Пророк Мухаммад. – Прим. ред .

4- Имеется в виду не какой-либо конкретный труд, а весь жизненный путь и пример пророка Мухаммада .

СТОЛПЫ ИСЛАМА И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Обращаясь с призывом ко всему человечеству, пророк Мухаммад отчетливо сформулировал главную цель и указал ясный метод осуществления своей миссии в этом мире: “Я послан только для того, чтобы усовершенствовать благородство нравственности ” (Малик).

Ни Послание, оставившее неизгладимый след в истории, ни его Обладатель , неустанно и много трудившийся, разнося его лучи и собирая вокруг себя людей, не преследовали иной цели, кроме сохранения их добродетели и освещения для них идеального мира, дабы они устремились к этому осознанно.

Установленные в Исламе акты поклонения (‘ибадат ), которые относятся к числу его столпов, не являются неосознанными обрядами. Они не принадлежат к числу тех, которые связывают человека с непонятными таинствами или обязывают его выполнять странные движения, лишенные какого-либо смысла. Ни в коем случае. Напротив, обязательства, которые возлагаются Исламом на каждого, кто причисляет себя к нему, – это действия, постоянно повторяемые человеком для выработки в себе привычки жить с правильными нравами. А также для того, чтобы человек всегда твердо придерживался их независимо от изменения условий жизни. Они чем-то похожи на спортивные упражнения, к которым человек устремляется с любовью и, выполняя их регулярно, стремится к телесному здоровью и здравой жизни. Благородный Коран и чистая сунна отчетливо раскрывают для нас эти истины.

Например, обязательная пятикратная ежедневная молитва (салят ), предписанная Аллахом, удерживает человека от недостойных действий и поступков. Аллах так разъясняет нам мудрость этого предписания:“…И выстаивай молитву; ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого ”.(Сура 29, аят 45). Поэтому воздержание от плохих дел, в том числе очищение от злых речей и неодобряемых поступков, – это суть салят .

До нас дошел хадис кудси Пророка , переданный со слов Господа: “Я ведь принимаю молитву только того, кто являет в ней свою смиренность перед Моим величием, кто не превознес себя над Моими созданиями, кто не упорствовал в грехе в противовес мне, кто весь день пребывал с мыслью обо Мне, кто проявил милосердие к бедным, странникам и вдовам, кто проявил милосердие к пострадавшему ”.

Обязательное пожертвование (закят) не является обыкновенным налогом, взимаемым из карманов людей. Его цель заключается прежде всего в том, чтобы посеять семена сочувствия и милосердия, а также укрепить узы дружбы и отношения товарищества между различными слоями общества.
Вот как говорится в Коране о цели уплаты закят: “Возьми с имуществ их милостыню, которой ты очистишь и взрастишь их ”. (Сура 9, аят 103). Очищение человеческой души (своего эго) от грязи и недостатков, возвышение общества – вот в чем заключена основная мудрость закят . Для этой же цели Пророк расширил и значение такого понятия, как садака, которая вменена в обязанность каждому мусульманину. Пророк сказал: “Улыбка в лицо твоего брата есть садака. Повеление тобой совершать добрые дела и запрещение тобой (совершать) порицаемое есть садака. Указание тобой правильного пути человеку в заброшенной местности есть для тебя садака. Убрать с дороги то, что причиняет вред, колючки или кости, есть для тебя садака; перелить (набранную тобой воду) из своего ведра в ведро твоего брата есть садака; и зрение твое, употребленное (тобой) во благо человека с плохим зрением, есть для тебя садака ” (Аль-Бухари).
Эти учения, возникшие в пустынной среде, которая просуществовала века во внутренних распрях и безрассудстве, указывают на цели, предначертанные Исламом, который и повел к ним арабов, пребывавших до этого в мрачном невежестве.

Ислам также вменяет в обязанность соблюдение поста (саум ). Однако он не рассматривает его только как временное воздержание от пищи. Он расценивает его как шаг к постоянному воздержанию души от запретных страстей и порицаемых порывов. Пророк сказал: “Кто не оставит лжесвидетельства и его использования, Аллаху не будет нужды, дабы он оставил еду и питье” (Аль-Бухари).
Он также сказал: “Сыям (5) не от еды и питья, сыям лишь от пустословия и сквернословия, и коль кто-то тебя обругал или был невежественен с тобой, то скажи: «Поистине, я – держащий пост» ” (Ибн Хузайма).
Вот как сказано о цели введения поста в Коране: “О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны!” (Сура 2, аят 183)

Самый лучший пример того, как нужно проявлять деликатность, – это Пророк (мир ему и благословение), а также его сподвижники, табиины и т. д. – лучшие представители этой уммы. Рассказывается, что однажды Хасан и Хусейн (да будет доволен ими Аллах), внуки Пророка (мир ему и благословение), увидели человека, который не очень тщательно совершал омовение. Из-за своей благовоспитанности они не могли ему сказать: «Ты ужасно совершаешь омовение, ты неправильно совершаешь омовение». Они решили сделать это очень красиво. Внуки Пророка (мир ему и благословение) подошли к этому человеку, а он был в возрасте, и сказали ему: вот мы спорим, кто из нас лучше совершает омовение. Хасан (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я говорю, что я совершаю омовение так, как его совершал Пророк (мир ему и благословение), а он говорит, что он совершает так, как совершал Пророк (мир ему и благословение). Мы хотим, чтобы ты посмотрел, как мы совершаем омовение, и сказал, кто из нас лучше его совершает». И Хасан (да будет доволен им Аллах) совершил омовение – он сделал это красиво, так как видел, как это делал сам Пророк (мир ему и благословение); затем Хусейн (да будет доволен им Аллах) приступил к омовению и сделал его не хуже брата. Завершив омовение, они спросили: «Теперь скажи, кто из нас лучше совершил омовение?» Этот старец был очень удивлён и сказал: «Клянусь Аллахом, я не умею совершать омовение так, как вы». Таким образом, этот человек понял, что он делал омовение не так, как его нужно делать, и исправился.

Во времена Пророка (мир ему и благословение), арабы были дремучим, диким народом. Однажды, когда Пророк (мир ему и благословение) сидел в мечети вместе со своими сподвижниками, какой-то бедуин забежал в мечеть, подошёл к углу мечети и начал мочиться. Возмущённые асхабы Пророка (мир ему и благословение) встали, чтобы остановить этого человека, наказать его, но Пророк (мир ему и благословение) запретил это делать и сказал: пускай закончит. Когда этот человек закончил, его привели к Пророку (мир ему и благословение), и Пророк (мир ему и благословение) объяснил ему, что такое мечеть и что здесь этого делать не подобает. И так красиво всё это объяснил, что этот человек, будучи поражён поведением Пророка (мир ему и благословение) и его словами, принял Ислам.

Когда ещё не был предписан азан, Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) и ещё один сподвижник Зайд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) увидели во сне азан, услышали, как он звучит. Они пришли к Пророку (мир ему и благословение) и рассказали ему сон. Пророк (мир ему и благословение) сказал им: «Воистину это правдивый сон». И сказал Зайду ибн Сабиту: «У Биляла более протяжный голос, скажи, чтобы Билял читал азан». Пророк (мир ему и благословение) сказал так, потому что не хотел его обидеть. Ведь может быть, что Зайд ибн Сабит сам хотел призывать к намазу. И Пророк (мир ему и благословение), сказав, что этот сон – истина, заметил, что у Биляла голос протяжней и громче, поэтому «поручи ему читать азан».

Лучшие представители нашей уммы, имамы, муджтахиды, такие как имам Абу Ханифа, тоже очень искусно умели подобрать время, место и подходящий случай для произнесения самого нужного слова, чтобы коренным образом поменять человека. Прямо по соседству с Абу Ханифой жил молодой человек, который употреблял алкоголь; он часто пил всю ночь, распевал песни и шумел, даже когда Абу Ханифа вставал на утренний намаз. Его поведение доставляло имаму неудобство, раздражало, но тем не менее Абу Ханифа ждал подходящего момента, подходящего случая, чтобы нанести «удар» в хорошем смысле этого слова. Однажды Абу Ханифа встал на утренний намаз и не услышал никаких звуков от соседа – не было слышно пьяного пения. Абу Ханифа стал интересоваться, что с этим человеком, и ему сказали, что его задержали. Вы знаете, что во времена Халифата за пьянство наказывали. Абу Ханифа тут же поторопился в то место, где его задержали, нашёл тех людей и попросил его освободить. А надо заметить, что, когда этот юноша напивался и пел, то, как бы причитая и скорбя, говорил: «Они такому парню дали пропасть, они меня погубили! » Так часто бывает: когда видишь пьяного человека, он винит в своём состоянии кого угодно, но только не себя. И вот Абу Ханифа пошёл за этим человеком, попросил его освободить, вывел оттуда, посадил на своё животное позади себя; и пока они добирались до дома, Абу Ханифа ни единого слова не проронил. Только когда они добрались до дома, Абу Ханифа ему сказал: «А теперь мы дали тебе пропасть, а сейчас мы тебя погубили?» И этот юноша, будучи пристыжённым этими словами, увидев всю заботу Абу Ханифы, заботу своего соседа, осознав, насколько он о нём заботится и не хочет дать ему пропасть, опустил голову и сказал: «Валлахи, я больше никогда не буду употреблять алкоголь, я больше никогда к этому греху не вернусь». Именно этого слова, этого момента Абу Ханифа дожидался.

Не секрет, что у многих из нас есть родственники, которые «употребляют». Причём часто бывает, что в душе своей это очень благородные люди, очень добрые, у них есть прекрасные черты характера, которые себя почти не проявляют и как будто ждут своего момента. Поэтому нам нужно вооружиться этим принципом, найти подходящий момент, подходящий случай и сказать очень тёплые, не грубые слова – подходящие слова, и этого будет достаточно. Можно в неподходящий момент говорить целый час, и это не принесёт пользу, но можно сказать в один момент два-три слова, и этого будет достаточно.

Однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришёл один из мекканцев-мушриков. Это было время, когда сподвижников становилось больше, и многобожники не знали, как остановить Пророка (мир ему и благословение); они применяли разные способы унижения, издевались и насмехались, но в один момент решили действовать другим методом: попробовать что-то предложить Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), чтобы он отказался от призыва к Всевышнему. И мекканец Абульвалид, уважаемый человек среди мекканцев, отправился к Пророку (мир ему и благословение) и сказал: «О Мухаммад, я хочу тебе кое-что предложить. Выслушаешь ли ты меня? » Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошо, Абульвалид, я тебя слушаю ». И тогда Абульвалид стал ему предлагать: «Если ты своим призывом преследуешь цель обрести богатство, мы тебе дадим богатство – соберём тебе имущество и ты будешь самым богатым; если ты хочешь власти, мы тебе дадим власть – поставим тебя предводителем среди нас, и без тебя ни одно решение не будет принято, ты будешь править нами; если ты болен, если тебя навещают какие-то видения и ты от этого страдаешь, мы найдём для тебя самого лучшего лекаря, который тебя вылечит ». Посланник (мир ему и благословение), слыша эти унизительные слова, не прервал его, не сказал: «Что ты говоришь?! Что ты болтаешь?! Что ты несёшь?! Что за разговор?! » Он внимательно выслушал Абульвалида, а потом ещё и спросил, всё ли тот сказал. Затем Пророк (мир ему и благословение) обратился к нему: «А теперь послушай меня, что я скажу », – и начал читать суру «аль-Фуссила». Содержание этой суры повергло Абульвалида в страх: не выдержав этого чтения, он приложил свою ладонь ко рту Пророка (мир ему и благословение) и попросил его остановиться – настолько эти слова его напугали и поразили своей необыкновенностью. Абульвалид был арабом, он прекрасно знал, что такие слоги никогда не применялись у арабов, это было нечто невиданное.

Эта история ещё раз демонстрирует, насколько Пророк (мир ему и благословение) умел вести диалоги. Он выслушал пришедшего, не прервал его, и даже когда тот предлагал ему нечто унизительное, Пророк (мир ему и благословение) выслушал его и даже спросил, есть ли ему что добавить, и только потом начал говорить.

Известна и другая история, произошедшая с нашим Пророком (мир ему и благословение). Когда скончались супруга Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Хадиджа (да будет доволен ею Аллах), дядя Абуталиб, когда он потерял своих очень близких людей и поддержку в их лице, когда гонения на Пророка (мир ему и благословение) усилились, он в надежде, что его призыв услышат и примут другие люди, отправился в Таиф. Однако в Таифе он получил ещё больший отпор: местные жители велели закидывать Пророка (мир ему и благословение) камнями, а вольноотпущенник Зайд защищал его своим телом и сам получил рассечение на голове от камня, ноги Пророка (мир ему и благословение) были окровавлены. И вот в таком угнетённом состоянии, чувствуя печаль и обиду, они спрятались за одной стеною и укрылись в тени одного виноградника. Этот виноградник, в тени которого они сели, принадлежал двум арабам. У этих арабов был слуга-христианин. Хозяева виноградника, увидев Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижника, пожалели их и отправили слугу, которого звали Аддас, чтобы он отнёс Пророку (мир ему и благословение) гроздь винограда. Аддас взял виноград, отнёс Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), положил перед ним и дал понять, чтобы он отведал этого винограда. Пророк (мир ему и благословение), взяв гроздь, сказал: «Бисмилляхи ррахмани рахим», – и поднёс ко рту. Аддас, будучи религиозным верующим человеком, удивился и сказал: «Такие вещи арабы не говорят». Он уже давно жил среди арабов и знал, что они говорят, а что не говорят. И сказал: «Я не слышал, чтобы арабы такое говорили». Пророк (мир ему и благословение) спросил его: «Как тебя зовут? » Тот ответил: «Аддас ». «Откуда ты? » Задал новый вопрос Посланник Аллаха (мир ему и благословение) «Из Нинава », – отозвался слуга. А это была та местность, где жил Пророк Юнус (мир ему). И Пророк (мир ему и благословение) говорит ему: «Ты из города праведника, из города Пророка Юнуса ибн Мата (мир ему) ». Аддас удивился и спросил: «Откуда ты знаешь? Кто тебе сказал, что он был пророком? » Посланник Всевышнего (мир ему и благословение) ответил: «Аддас. Юнуса ибн Мата - это мой брат. Он был пророком, и я пророк ». Аддас бросился к Пророку (мир ему и благословение) и стал целовать его голову, руки и даже ноги.

Обратите внимание, как Пророк (мир ему и благословение) построил свою речь. Первое, с чего он начал, это с имени Аллаха. Он сказал «Бисмиля». Во всех своих делах, и особенно в делах призыва ко Всевышнему Аллаху, человеку нужно начинать с именем Аллаха, ибо в этом успех. Далее Пророк (мир ему и благословение) спросил самое важное: «Как тебя зовут?» А ведь можно было не спрашивать об имени, ведь вроде бы какое это имеет значение, но Пророк (мир ему и благословение) знал, что это очень мощное орудие воздействия. Обратитесь к любому человеку по имени, и вы заметите, как это меняет его отношение.

Спросив у человека имя, Пророк (мир ему и благословение) тут же это имя использовал в беседе. Ведь он спросил об этом не просто так. «Откуда ты?» – спросил он далее. А когда Аддас ответил, что из Нинава, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты из города Пророка Юнуса (мир ему)», и ещё имя его отца назвал: «Юнуса ибн Матта». А когда слуга спросил, откуда он знает, что Юнус (мир ему) был пророком, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не сказал: «Я пророк и он пророк», а использовал более тёплые слова: «Он мой брат, и он был пророком, и я пророк».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в общении с людьми, если сидели три человека, запрещал, чтобы двое вели какой-то диалог, а третий их слушал, запрещал, чтобы третьему человеку не было никакого внимания от тех двоих, потому что это некрасиво; если же людей собралось более трёх, то уже можно двоим вести отдельный диалог.

Ещё очень важное правило, чтобы люди, сидя втроём, непременно говорили на том языке, который они все понимают. Был такой случай. Двое мусульман, разговаривая между собой на арабском языке, когда входила англичанка, переходили на английский язык. Это произошло один раз, дважды и повторялось каждый раз, когда она входила. Её это поражало, и она спросила: «Почему, когда я вхожу, вы говорите на том языке, который я понимаю?» Они ответили: «Ислам запрещает нам не бережное отношение к людям. Это этикет. Эта женщина была поражена, чему их учит их Пророк (мир ему и благословение), и спустя некоторое время приняла Ислам. Она сказала: «Ваш Пророк (мир ему и благословение) был очень цивилизованным человеком, если это так».

Всё-таки, говоря о языке, о чистоте языка, об умении общаться, хочется привести ещё один случай, который для нас послужит примером, чтобы мы очищали свои языки, изменили нашу речь, стали говорить приятно, чтобы наши слова было приятно слышать. Чтобы всё начало меняться в лучшую сторону, нужно начинать с самых простых и важных вещей. Один из табиинов как-то шёл по улице вместе со своим сыном. Видимо, возле них остановилась какая-то собака, потому что сын этого табиина сказал: «Проходи, пёс сын пса». Табиин поругал своего сына и сказал ему, чтобы он не говорил таких слов. «Почему? – спрашивает сын. – Это же собака и сын собаки, разве это не так?» Табиин сказал: «Ты это сказал не по факту, не для того, чтобы отметить этот факт; ты это сказал для унижения, чтобы унизить это животное».

Поэтому, давайте начнём с чистоты наших языков, нашей речи – будем её очищать.

Мухаммад Нурмагомедов

МУСУЛЬМАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ - АХЛЯК

  • ахляк );
  • Место нравственности в Исламе;
  • Роль веры и поклонения в нравственном совершенствовании человека;
  • Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, – пример высокой нравственности;
  • Мусульманская нравственность и труд;
  • Может ли изменяться характер человека;
  • Нравственность имама Абу Ханифы.

Определение мусульманской нравственности (ахляк )

Ахляк – это привычки человека, которые проявляются в его действиях и отношениях с окружающими. Выделяют два вида привычек: полезные и вредные.

Для того, чтобы обрести довольство Всевышнего, необходимо избавляться от вредных привычек и шаг за шагом приучать себя к нравственным ценностям Ислама, совершая благие, праведные поступки.

МЕСТО НРАВСТВЕННОСТИ в Исламе

Одна из целей Ислама – воспитать высоконравственных людей.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«я ниспослан к вам для совершенствования нравов» .

«Самый любимый мной и самый приближенный ко мне в Судный День тот, кто обладает высокой нравственностью» .

Однажды один человек спросил у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о том, какие рабы любимы Аллахом, на чтоон ответил: «Те, которые обладают высокой нравственностью». Этот человек снова спросил: «О Посланник Аллаха! А какой верующий самый умный?» Пророк ответил: «Самый умный тот, кто много размышляет о смерти и готовится к ней» .

Как совершение обрядов поклонения (ибад а ), так и соблюдение нравственных принципов является повелением Всевышнего Аллаха.

Роль веры и ПОКЛОНЕНИЯ в нравственном совершенствовании человека

Мусульманин знает, что Аллахуведомы все его деяния и что есть ангелы, которые их записывают. Он также верит, что в Судный День его деяния предстанут перед ним, за добрые он получит вознаграждение, а за плохие будет наказан, если Аллах не простит его.

В Свяшенном Коране говорится:

فَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْراً يَرَهُ وَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرّاً يرَهُ

«Кто совершит на вес пылинки блага, непременно увидит это. И кто совершит на вес пылинки зла, тот [также] увидит это [в Судный День, то есть ничто не останется незамеченным]» .

Зная это, мусульманин старается не совершать греховного и побуждает себя к добру. Тот же, кто не чувствует ответственности перед Творцом, с большей вероятностью может совершить разного рода неблаговидные и греховные поступки.

Поклонение (и бада ) усиливает веру: пятикратный намаз приучает постоянно помнить о Великом Создателе мироздания – Аллахе, пост увеличивает в душах милосердие, уберегает от запретного (харам ), а язык – ото лжи, обязательная милостыня-закят спасает от скупости и укрепляет чувство взаимопомощи. Таким образом, все эти обряды поклонения способствуют воспитанию в человеке высоких нравственных принципов.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение аллаха, пример высокой нравственности

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, обладал самым прекрасным нравом и лучшими человеческими качествами. Когда у Айши, да будет доволен ей Аллах, спросили о нравственности пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, она ответила: «Его нрав – это Коран» .

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, заключал в себе пример самых прекрасных нравственных качеств, к приобретению которых призывает Всевышний Аллах. В Священном Коране говорится:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللهَ كَثِيراً

«Поистине, в посланнике Аллаха для вас хороший пример , для тех, кто стремится к Богу, помнит о Судном Дне и поминает Господа часто» .

Поэтому жизнь пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, является лучшим примером для каждого мусульманина.

мусульманская нравственность и Труд

Ислам предписывает своим последователям трудиться, чтобы самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Однако при этом необходимо обращать особое внимание на то, чтобы заработок приобретался только дозволенными способами (халяль ), категорически воздерживаясь от любых форм запретного (харам ).

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обрадовал благой вестью тех, кто честно трудился:

«Те, которые торговали честно, в Судный День будут вместе с пророками» .

«Богатство не вредит тем, кто боится Аллаха» .

«Берите то, что разрешено, и оставьте то, что запрещено» .

«Отдайте заработанное работнику до того, как высохнет его пот» .

«Тому, кто берет в долг с намерением возвратить его вовремя, поможет Всевышний Аллах» .

Пророк, мир и благословение Аллаха, повторил трижды: «С тремя не будет говорить Аллах в Судный День и не посмотрит на них, и не оправдает их, и для них – мучительные наказания» . На это Абу Зарр воскликнул:«Будь прокляты имена их! Пусть не достигнут они чаяний своих! Кто же они, о Посланник Аллаха?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Те, кому гордыня не позволяет приподнимать полы одеяния, те, кто упрекает другого в оказанной ему помощи, те, кто ложными клятвами обеспечивает сбыт товара» .

«Разрешенное разъяснено и запрещенное разъяснено. Однако, есть между ними сомнительное, которое большинство людей не могут различить. Кто устранится от сомнительного, тот спасет свою честь и свою веру. А кто войдет в сомнения, тот войдет в запрещенное, подобно тому, как пастух приведет свое стадо в непроверенную местность, где стадо может оказаться в опасности» .

Правдивость – один из важнейших принципов мусульманской нравственности. Мусульманину следует избегать любой формы лжи и обмана, зависти и притеснения других.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ложная клятва может ускорить сбыт товара, но лишает торговлю благословения» .

Производитель должен выпускать товар качественно и без обмана. Обязанности работника и подчиненного – выполнять порученную им работу полноценно, без изъянов. Если работник выполняет свою работу небрежно, мотивируя тем, что его никто из людей не видит, то тем самым он отдаляется от истины и присваивает заработок незаконно. Такое отношение категорически запрещено в Исламе.

МОЖЕТ ЛИ ИЗМЕНИТЬСЯ ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА?

На этот свет ребенок рождается чистым и безгрешным. Если родители дадут ему хорошее воспитание, то он вырастет высоконравственным человеком. При отсутствии подобного воспитания трудно ожидать от человека нравственности и доброты.

Стремясь избавиться от болезни, мы лечим различными лекарствами свое тело. Так же мы очищаем от дурных черт нашу душу, совершенствуя и облагораживая ее.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершенствуйте ваш нрав». Эти слова Пророка доказывают возможность изменения свойства личности человека.

Общение с безнравственными людьми со временем приводит к тому, что человек перенимает их пороки и недостатки.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дружба с праведником или грешником сравнима с дружбой с торговцем мускуса или кузнецом. У первого ты можешь купить мускус или почувствовать его аромат. У второго ты можешь прожечь свою одежду искрами или почувствовать его неприятный запах»

§ 1. Нравственный облик мусульманина

Место морали в исламе. Человек тысячами нитей связан с окружающим миром, он часть этого мира и находится внутри его. Чтобы стать личностью, человеку необходимо освоить всё богатство социокультурного, исторического наследия: человечества, из индивида стать индивидуальностью. Каждый из нас осуществляет восхождение на высшие уровни бытия, однако каждый выбирает свою систему ценностей в отношениях с окружающим его миром. Меры постижения добра, истины, красоты у каждого человека свои. Но на протяжении истории развития человеческой культуры создавались своеобразные аккумуляторы, хранители культурных достижений, которые служили накоплению, сохранению и развитию социальных ценностей, а также передачи их сменяющим друг друга векам и поколениям.

Такими хранителями выступали религия, мораль, искусство, наука, то есть духовная культура общества. Не будь её, связь времен и поколений прервалась бы, каждый век самостоятельно искал бы истину, добро и красоту. Важным компонентом духовной культуры общества является нравственность. Она определяет поведение человека по отношению к себе, людям, обществу, родителям, друзьям, школе, животным, природе и т. д. Нравственность - важный фактор в жизни нации, общества и человека. Добрые нравы необходимы для того, чтобы двигать общество по пути прогресса. Упадок нравственности влечёт за собой упадок и исчезновение нации.

В современную эпоху наука продвинулась далеко вперёд, а нравы постепенно приходят в упадок. Человек забывает о своей миросозидательной роли на земле, деньги и власть становятся главными ценностями и жизненными приоритетами, Наряду с прогрессивными технологиями человек создаёт оружие, способное уничтожить человечество и всё живое на земле. В таких условиях противостоять усиливающемуся цивилизационному кризису можно только путём развития духовного мира человека.

В поддержании и укреплении нравственных устоев общества мусульмане видят одно из важнейших предназначений религии. Высокая мораль всегда была характерной особенностью ислама. В одном из хадисов Пророка говорится: «Я был послан для того, чтобы довести до совершенства нравы». Заложенные им основы нравственности и духовности остаются непоколебимыми по сегодняшний день, потому что они основаны на истинной вере в Бога, человеколюбии и гуманности, милосердии и справедливости. Мусульманская мораль не просто строится на коранических заповедях и наставлениях - она отвечает требованиям разума, сердца и нисколько не противоречит человеческой природе.

Благонравие и порядочность считаются в исламе одними из самых достойных качеств. Считается, что человек с превосходным нравом достигает степени тех, кто усердно молится по ночам и постится днем. Однажды сподвижники спросили Пророка Мухаммада: «Что более всего помогает людям попасть в Рай?» Он ответил: «Богобоязненность и благонравие». В другом хадисе говорится: «Нет ничего, что в День Воскресения окажется на Бесах верующего весомее благонравия. Воистину, Аллах ненавидит грубых и бесстыдных людей».

Нравственные нормы в исламе понимаются как правила достойного поведения человека, без которых невозможны достижение душевной гармонии и духовное совершенствование. Нравственный облик мусульманина не ограничивается его внутренним миром - его духовная чистота и благочестие отражаются на его внешнем виде. Согласно исламу, нравственность человека зависит не только от полученного им воспитания, но и определяется его врождёнными качествами.

Ислам не просто самым тесным образом связал мораль и нравственность с религиозными убеждениями и поступками, но сделал благонравие важным требованием веры и её критерием. Пророк говорил: «Самой совершенной верой обладает тот, кто имеет самую высокую нравственность, а самый лучший из вас - тот, кто лучше других относится к своей жене».

Милосердие и великодушие. Снисходительность и милосердие - удивительные качества, которые украшают человека, подчёркивают его величие и благородство, избавляют его от ненависти и духовного рабства. Умение безвозмездно делать добро людям и прощать их ошибки требует от человека высокой духовности, сильной воли и твёрдой убеждённости. Таким источником внутренней силы и любви для мусульман являются вера в Аллаха и надежда на Его вознаграждение.

Ислам призывает проявлять сострадание к бедным и помогать нуждающимся, защищать слабых и отстаивать справедливость. Мусульмане верят, что богатство не оскудеет от щедрых пожертвований, и поэтому они часто раздают милостыню, жертвуют часть своего состояния на благотворительные цели, не жалеют ни сил, ни времени на добрые дела. В одном из хадисов сказано: «Верующий искренен и щедр, а грешник лжив и скуп».

Правоверный мусульманин не ограничивается проявлениями милосердия по отношению к своей жене, детям, родственникам и друзьям. Он добр и снисходителен ко всем людям и проявляет заботу о животных и остальных Божьих творениях. Славный сподвижник Абу Муса аль-Ашари вспоминал, что однажды Пророк Мухаммад сказал: «Не уверуете вы, пока не станете милосердны». Люди заметили: «Посланник Аллаха, каждый из нас не лишён милосердия». Он ответил: «Поистине, эти не то милосердие, которое каждый из вас проявляет по отношению к своему товарищу, но милосердие к людям вообще, милосердие ко всем!»

Верующий, возлюбивший Аллаха и живущий по установлениям Корана, не ждёт от людей благодарности или награды. Он творит добро бескорыстно, из любви к Создателю и Его творениям. Если же кто-либо обижает его, то он не стремится к отмщению, а сдерживает гнев и великодушно прощает своего обидчика. Более того, он продолжает делать ему добро и не отказывает ему в помощи, когда тот нуждается в ней, давая ему понять, что истинная сила и величие - в покорности Всевышнему Аллаху и умении совладать с собой. Проявляя великодушие и терпение, мусульманин завоёвывает уважение тех, кто способен оценить высокие нравственные качества, и побуждает призадуматься тех, кто имеет иной взгляд на мир. Пророк Мухаммад сказал: «Если с человеком поступают несправедливо, а он прощает обидчика ради Аллаха, то Он непременно дарует ему могущество, и он одержит верх».

Скрывая в душе ненависть и злобу по отношению к нашим недоброжелателям, мы позволяем им распоряжаться нашим здоровьем и счастьем, нашими мыслями и поступками. Наша ненависть не причиняет им ни малейшего вреда, но нашу собственную жизнь наполняет переживаниями и негативными эмоциями. Поэтому мусульманин помнит, что обрести гармонию души и разума можно, только очистив своё сердце от ненависти и наполнив его любовью, милосердием и всепрощением. Поступая так, он сохраняет достоинство и удостаивается щедрой награды Аллаха. Сообщается, что Пророк сказал: «Будьте милосердны к тем, кто на земле, и над вами смилостивится Тот, Кто на небе». В другом известном хадисе говорится: «Аллах не будет милостив к тому, кто не был милостив к людям».

Правдивость и честность. Необходимость говорить правду при любых обстоятельствах, если даже она может навредить твоим собственным интересам, - одна из первых истин, которую усваивает мусульманин, изучая религию Аллаха. Истинный верующий твёрдо знает, что наградой за правдивость являются милость и поддержка Аллаха, и если из-за высказанной вслух правды ему придётся пройти через испытание, то в конечном итоге он всё равно окажется на высоте.

Пророк Мухаммад сказал: «Будьте правдивы, ибо правдивость приводит к благочестию, а благочестие приводит в Рай. Если человек непрестанно говорит истину и придерживается её, то у Аллаха будет записано, что он - правдивый». Говоря правду, человек завоёвывает любовь и уважение окружающих, люди начинают доверять ему и желают видеть его в числе своих близких. Правдивому человеку легко смотреть в глаза своим родственникам и друзьям, товарищам по учебе и коллегам по работе. В его душе царит покой, его слова тверды и убедительны, а поступки - уверенны и решительны. Недаром в одном из хадисов сказано: «Благочестие - это прекрасный нрав, а прегрешение - это то, что шевелится в твоей душе, и тебе не хочется, чтобы об этом узнали люди».

Сознательный мусульманин избегает лжи во всех словах и поступках, от малых до великих, и стремится к тому, чтобы правдивость стала неотъемлемым качеством его души. Он говорит правду даже тогда, когда хочет пошутить, и воздерживается от пересказа лживых историй и анекдотов, руководствуясь словами Пророка Мухаммада: «Тот, кто оставит спор, даже будучи правым, получит обитель в низовьях Рая. Тот, кто не станет лгать, даже в шутку, получит обитель в его средней части. А тот, кто обладает превосходным нравом, получит обитель на райских возвышенностях». В другом хадисе сказано: «Горе тому, кто рассказывает лживые истории, чтобы рассмешить людей! Горе ему, горе ему!»

Но если необходимо солгать для того, чтобы помирить двух поссорившихся друзей или предотвратить их размолвку, то ислам разрешает поступить так. Поддержание добрых отношений с людьми, мира и согласия в обществе - одна из высших целей Шариата, и поэтому разрешается прийти к одному из поссорившихся товарищей и сказать ему, что другой товарищ, который недавно обидел его, сожалеет о случившемся и желает примириться, если даже в действительности это не так.

Говорить правду не означает высказывать людям всё, что думаешь о них и постоянно указывать на их недостатки. Праведный верующий старается замечать в людях их лучшие качества и говорит им об их недостатках только тогда, когда ему представляется возможность дать добрый совет или наставление. Пророк Мухаммад говорил: «Аллах не послал меня для того, чтобы я был излишне требователен и выискивал чужие ошибки. Он послал меня, чтобы я обучал и облегчал». Пророк предостерегал от грубости и жестокосердия, ибо самое худшее место перед Аллахом занимают те, кого люди избегают из-за их злого языка.

В силу своей правдивости и искренности мусульманин характеризуется простосердечием, которое нередко граничит с наивностью и доверчивостью. По этой причине он иногда ошибается в людях и даже попадает под их влияние. Но как бы велико ни было его заблуждение, совестливость и внутренняя потребность в истине в конце концов помогают ему преодолеть искушение и вернуться на прямой путь, и это, поистине, является одним из величайших благ правдивости.

О пользе этого замечательного качества прекрасно свидетельствует поучительная история о трёх мусульманах, которые ослушались приказа Пророка и не отправились в поход на Табук вместе с остальными сподвижниками. Кроме них в походе не приняли участие свыше восьмидесяти лицемеров, которые предпочли отсидеться дома. Когда Пророк вернулся из похода, Лицемеры явились к нему и стали придумывать себе лживые оправдания. Пророк принял их извинения, несмотря на то что они были неискренни с ним. И только трое мусульман - Кааб бин Малик ас-Сулями, Мурара бин ар-Раби аль-Амри и Хилял бин Умейя аль-Вакифи - признались, что у них нет оправдания. Пророк сказал собравшимся, что только эти трое сказали правду, и велел выждать, пока Аллах не вынесет им приговор. Отношение жителей Медины к этим троим мусульманам изменилось, люди стали избегать их и перестали общаться с ними. Так продолжалось в течение пятидесяти дней, однако раскаявшиеся в своем проступке мусульмане стойко выдержали выпавшее на их долю испытание. Они не изменили вере и не отвернулись от Пророка, несмотря на то что гассанидский правитель изъявил готовность принять их взамен на их обращение в христианство. А по прошествии пятидесяти дней Пророку были ниспосланы аяты о том, что Аллах принял покаяние этих троих мусульман и простил их. Более того, они были наречены правдивыми, а всем остальным верующим было приказано держаться вместе с ними: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми» (сура 9 «Покаяние», аят 119). По прошествии многих лет после того события Кааб бин Малик говорил: «Клянусь Аллахом, с тех пор, как я рассказал правду Посланнику Аллаха, я не встретил ни одного мусульманина, которого бы Аллах подверг более прекрасному испытанию из-за его правдивости. С тех пор я ни разу преднамеренно не солгал, и надеюсь, что Аллах будет оберегать меня от этого и всю оставшуюся жизнь».

Искренность и верность. Одно из важнейших требований ислама - искренность в отношениях с Аллахом, самим собой и окружающими людьми. Искренность больше, чем правдивость; она обязывает верующего соблюдать коранические заповеди и руководствоваться наставлениями Пророка, быть благодарным Аллаху и делать добро Его творениям, беззаветно любить Родину и служить своему народу. Для мусульманина понятия «ислам», «вера» и «искренность» неотделимы друг от друга, поскольку, вставая на путь поклонения одному Аллаху, человек очищает свою душу от всего, что несовместимо с единобожием и благочестием. Недаром, принося присягу верности Пророку Мухаммаду, сподвижники клялись искренне выполнять свои обязанности перед Аллахом и перед людьми. Джарир бин Абдаллах рассказывал: «Я поклялся Посланнику Аллаха, что буду совершать намаз, выплачивать закят и сердечно относиться к каждому мусульманину».

Добропорядочный мусульманин - верный друг и честный товарищ. Он не завидует своим друзьям и не желает зла своим соперникам, воздерживается от грубости и дурных манер, не следит за людьми и избегает злословия за их спиной, не насмехается над другими и не проявляет высокомерия. Его искренность поддерживается горячим желанием всегда приносить людям одну только пользу, следуя завету Пророка Мухаммада: «Не причиняй вреда первым и не причиняй вреда в ответ».

Более того, согласно исламу, человек не обретёт истинной веры до тех пор, пока не станет желать другим людям того же, чего он желает самому себе. В хадисе сказано: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает себе самому». Достичь такой степени совершенства и благонравия удаётся только тем, кто искренне любит окружающих - не за их доброе отношение к нему, а только ради Всевышнего Аллаха.

История ислама знает немало примеров такой бескорыстной любви, преданности и верности. Истинный верующий не делает различий между собой и остальными мусульманами и не считает, что у него есть больше прав на благополучие в этом мире, чем у других людей. Не случайно, что в Священном Коране сказано: «Когда вы входите в дома, то приветствуйте себя приветствием от Аллаха, благословенным, благим» (сура 24 «Свет», аят 61). Здесь имеется в виду, что приветствовать надо тех, кто находится в доме, а выражение «приветствуйте себя» указывает на то, что существующие между верующими взаимная любовь и милосердие делают их единым целым. Поэтому неудивительно, что ещё в недалёком прошлом, если к кому-нибудь из торговцев в мусульманских странах приходил покупатель и приобретал у него что-нибудь, а потом к нему же подходил второй, в то время как его сосед ещё не успел ничего продать, торговец мягко говорил покупателю: «Иди и купи то, что тебе нужно, у моего соседа, потому что я уже продал что-то, а он ещё нет».

Ислам побуждает верующих оказывать помощь близким и нуждающимся в любых обстоятельствах. Мусульманин не бросает человека и не отказывает ему в помощи, если даже тот допустил ошибку или поступил несправедливо. Этому учил Пророк Мухаммад, сказавший: «Пусть человек оказывает помощь брату своему, независимо от того, он притесняет других или другие притесняют его. Если он - притеснитель, то пусть помогающий удержит его от этого, что и станет для него помощью, а если он - притесняемый, то пусть помогающий поддержит его». Это и есть подлинная искренность и гуманность, которые формируются в душе верующего под влиянием коранических назиданий и пророческих наставлений.

Терпение и выдержка. Ещё одним нравственным качеством, без которого немыслимы вера, благочестие и покорность Аллаху, является терпение. Оно помогает исправно выполнять обязанности, сторониться всего, что запрещено и приносит вред, стойко переносить выпадающие на долю человека трудности и несчастья. В Священном Коране много аятов, в которых верующим ведено запасаться терпением и прибегать к его помощи в трудную минуту. Поэтому четвёртый праведный халиф Али бин Абу Талиб говорил: «Вера без терпения всё равно, что тело без головы».

Однако далеко не каждому удаётся проявлять терпение и в радости, и в горе. Большинство людей сетуют на судьбу, если их достигает несчастье, и не торопятся благодарить Аллаха и делать добро Его творениям, когда их дела приходят в порядок. Попав в беду, люди беспокоятся только за себя, а выбравшись из неё, они зачастую отказывают в помощи другим. По этому поводу в Коране сказано: «Человек сотворён нетерпеливым» (сура 21 «Пророки», аят 37).

Следуя предписаниям Корана и Сунны, мусульманин вырабатывает в себе терпение, учится довольствоваться предопределением Аллаха и видеть пользу даже в том, что время от времени его постигают несчастья. Он не жалуется на трудности и старается не рассказывать о своих проблемах людям, если те не способны помочь ему в их решении, потому что знает, что этим он не доставит любящим его людям ничего, кроме беспокойства, но даст своим недругам повод для злорадства. Он сдерживает гнев и контролирует свои эмоции, а если на его пути встречаются невежественные люди, то он проявляет выдержку и мягкость. Известный сподвижник и комментатор Корана Ибн Аббас говорил: «Проявляйте терпение при гневе и прощайте плохое отношение к вам. Если люди станут поступать так, то Аллах защитит их, а их враги покорятся им, словно их близкие друзья».

Ислам призывает верующих воздерживаться от гнева и держать себя в руках, ведь в гневе человек может сказать или сделать то, о чём будет сожалеть всю оставшуюся жизнь. Сообщается, что однажды к Пророку пришёл какой-то мужчина и сказал: «Дай мне наставление, но не большое, дабы я мог запомнить его». Посланник Аллаха сказал: «Не гневайся!» Мужчина дважды попросил у него другого совета, но всякий раз он говорил: «Не гневайся!»

Воплощением выдержки и терпения был сам Пророк Мухаммад, на долю которого несчастья выпадали одно за другим с раннего детства. Он вырос сиротой и, ещё будучи ребенком, начал трудиться, чтобы заработать себе на жизнь. Все его дети, за исключением младшей дочери Фатимы, скончались при его жизни. Но самые страшные испытания ему пришлось пережить после того, как Аллах оказал ему милость и избрал Своим Посланником. Курейшиты подвергали его гонениям и унижениям, бойкотировали его и его родственников, убивали и нещадно пытали его последователей. Однако все эти трудности не породили в его душе ни беспокойства, ни ненависти. Напротив, он всегда оставался мягким и снисходительным человеком. Он прощал своих врагов и никогда не гневался на тех, кто обижал его. Он любил напоминать своим сподвижникам о том, что наибольшие трудности Аллах посылает именно пророкам и тем, кто больше всего походит на них.

Анас бин Малик рассказывал, что однажды к Пророку подошёл какой-то бедуин и резко потянул его за край плаща так, что на его плече остался след от подкладки плаща. Бедуин сказал; «Мухаммад, вели людям дать мне немного из тех богатств Аллаха, которые есть у тебя». Какой же была реакция Посланника Аллаха? Он не разгневался и не стал наказывать невежественного человека, несмотря на то что в тот период власть мусульман распространилась на значительную часть Аравийского полуострова. Он лишь улыбнулся в лицо бедуину и приказал дать ему кое-что из пожертвований. Всем своим поведением он показывал, каким должен быть подлинный верующий и как он должен относиться к людям. В одном из хадисов Пророка говорится: «Силён не тот, кто одерживает верх над другими, а тот, кто одерживает верх над самим собой».

Скромность и стыдливость. Истинный верующий всегда отличается скромностью и смирением. Осознав совершенство Аллаха и свою бесконечную нужду в Нём, человек просто не может превозноситься и бахвалиться. Мусульманин не считает себя лучше других и осознаёт свои недостатки. Он старается скрыть свои достижения, не приписывает себе несуществующих заслуг и заботится о чувствах тех, кто ниже по положению или наделён меньшим богатством. Все свои успехи он связывает не только с собственными стараниями и способностями, но и с милостью и волей Аллаха. Он исполнен желания стать лучше и чище, избавиться от грехов и внутренних пороков.

Пророк Мухаммад уделял большое внимание воспитанию скромности в своих учениках, поскольку это душевное качество - одно из самых характерных свидетельств чистой веры. Пророк говорил: «Аллах внушил мне, чтобы вы блюли скромность, и не превозносились друг над другом, и не обижали друг друга». В другом хадисе сказано: «Богатство не скудеет от пожертвований. Аллах непременно умножает могущество того, кто умеет прощать, и возвеличивает того, кто скромен и смирен пред Ним».

Скромность и стыдливость - это подлинное богатство души, ибо сильное чувство, как правило, стыдливо и молчаливо. В известном хадисе говорится: «Воистину, у каждой религии есть своя мораль, а мусульманская мораль - это стыдливость».

Стыдливость в наибольшей степени присуща мусульманским женщинам. Их богатый внутренний мир отражается в их скромном внешнем виде. Мусульманка не привлекает внимания посторонних мужчин ни своим поведением, ни одеждой, ни украшениями, а платок, покрывающий её голову, является символом её скромности и благочестия. В обществе она по обыкновению своему опускает взор, сохраняя свои чувства и эмоции целиком для своих родных и любимых.

Прекрасным образцом скромности были праведные халифы и ближайшие соратники Пророка Мухаммада. Сообщается, что Абу Бакр после избрания его халифом отправился на рынок, чтобы, как обычно, торговать и зарабатывать себе на жизнь. Он согласился получать назначенное ему жалование лишь под давлением других сподвижников, но, несмотря на это, тратил его только на самое необходимое. Незадолго до смерти он наказал своей дочери Аише: «Верблюдица, молоко которой мы пили, и котёл, в котором мы готовили еду, и одежда, которую мы носили, - всем этим мы пользовались, когда управляли делами мусульман. Когда я умру, верни их Умару». Когда он скончался, Аиша так и поступила, и Умар сказал: «Да смилостивится над тобой Аллах, Абу Бакр! Ты поставил в трудное положение тех, кто: придёт после тебя».

Когда в период правления Умара бин аль-Хаттаба мусульмане захватили Иерусалим (16/638), патриарх Софроний согласился передать ключи от древнего города только самому правителю мусульман. Главнокомандующий мусульманской армии Абу Убейда бин аль-Джаррах написал об этом халифу, и тот отправился в Иерусалим на верблюдице, взяв с собой одного слугу. Они ехали верхом по очереди, и, когда добрались до Иерусалима, слуга сидел на верблюдице, а Умар в изношенной одежде шёл рядом и держал её за поводья. Мусульмане посоветовали ему принарядиться и пересесть на верблюдицу, чтобы патриарх и жители города увидели его в достойном обличии, но халиф отказался и произнёс исторические слова: «Аллах возвысил нас благодаря исламу, и если мы станем искать величие в чём-либо другом, то Он унизит нас».

Из книги Сорок хадисов Ан-Навави автора Мухаммед

Из книги Ислам автора

Пять обязанностей правоверного мусульманина Учение и обрядность ислама требуют от верующих исполнениия пяти основных обязанностей, которые называют «столпами ислама»: исповедание веры, молитвы, обязательной раздачи милостыни, поста и паломничества.ШахадаИсповедание

Из книги Брак с мусульманином автора Сысоев Даниил

Что произойдет с той, которая выйдет замуж за мусульманина Но все эти аргументы, к несчастью, часто не действуют на тех, кто влюблён. Они говорят: «Я всё равно только с ним буду счастлива, и потому мне всё равно, что говорит Бог и Церковь». Говорящая так не может, конечно,

Из книги Сияющий Коран. Взгляд библеиста автора Щедровицкий Дмитрий Владимирович

Образ жизни мусульманина Одна из обязанностей верующего – пост, в том числе месячный, в течение месяца рамадан, когда вкушать пищу можно только ночью: ? ...Ешьте, пейте дотоле, покуда вам нельзя будет различить белую нить от черной нити... От зари же и до ночи исполняйте

Из книги Исламоведение автора Кулиев Эльмир Р

§ 4. Поведение мусульманина в обществе Приветливость мусульманина. Нравственность и духовный мир движут поступками человека, определяют его чувства и ход мыслей. Ислам воспитывает в своих последователях милосердие и сострадание к ближним, учит проявлять снисхождение и

Из книги Великий парадокс, или Два почерка в Коране автора Алескеров Самир

Трудный выбор мусульманина Из-за двух «почерков» в Коране в нем каждый может найти то, что соответствует его духу, взглядам, мировоззрению.Если вы агрессивны и злы на мир - Коран даст рекомендацию убивать за нанесенные обиды, резать «неверных». Причем, «неверных» можете

Из книги Второе послание к Тимофею автора Стотт Джон

а. Нравственный облик (стихи 2-4) В этих трех стихах Павел указывает на девятнадцать качеств, характеризующих безнравственность людей, ответственных за «тяжкие времена». Может быть, не имеет смысла анализировать нарисованный им портрет слишком подробно, отдельно

Из книги История Греко-восточной церкви под властью турок автора Лебедев Алексей Петрович

II. Нравственный облик, церковно–общественная деятельность нестроения и злополучия Константинопольской патриархии (во второй половине XV и в XVI в.) Для того чтобы нам самим легче было разобраться в многочисленных материалах, служащих основанием предлежащего

автора Кукушкин С. А.

III. Нравственный облик, церковно–общественная деятельность, нестроения и злополучия Константинопольской патриархии (от конца XVI в. до настоящего времени) I. - Новую группу Константинопольских патриархов, рассматриваемых нами в данном отношении, составляют те из них,

Из книги Притчи. Ведический поток автора Кукушкин С. А.

Из книги Подвижники - миряне. Том I автора

Спор мусульманина с огнепоклонником Огнепоклоннику сказал имам:"Почтенный, вам пора принять ислам!"А тот: "Приму, когда захочет бог,Чтоб истину уразуметь я мог"."Святой аллах, - имам прервал его, -Желает избавленья твоего;Но завладел твоей душой шайтан:Ты духом тьмы и злобы

Из книги Энциклопедия ислама автора Ханников Александр Александрович

Божественное призвание мусульманина к христианской вере Человек, о котором здесь пойдёт речь, родился в 1926 году на одном из Додеканесских островов. Хотя сам он был мусульманином, всё детство мальчика прошло среди детей христиан. Вместе с ними он ходил петь колядки в

Из книги Основы исламского вероучения автора Ханников Александр Александрович

Из книги Святые вожди земли русской автора Поселянин Евгений Николаевич

Пять обязанностей правоверного мусульманина Учение и обрядность ислама требуют от верующих исполнения пяти основных обязанностей, которые называют «столпами ислама»: исповедание веры, молитвы, обязательной раздачи милостыни, поста и

Из книги Основы истории религий [Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ] автора Гойтимиров Шамиль Ибнумасхудович

Нравственный облик в Бозе почившего Государя Александра Александровича Все те чувства, упования, какие воодушевляли святых правителей земли Русской, в наши дни воплотились в Государе Александре III. Теперь дорогое явление, жившее среди нас, стало уже прошлым; некогда

Из книги автора

§ 56. Нравственный облик мусульманина Место морали в Исламе. Человек тысячами нитей связан с окружающим миром, он часть этого мира и находится внутри его. Чтобы стать личностью, человеку необходимо освоить всё богатство социокультурного, исторического наследия