Сущность интегрального подхода и истоки интегральной психологии. Интегральный подход к бизнесу

Особенности интегрального развития человека в современном мегаполисе

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме интегрального развития в современном обществе

Сущность интегрального подхода и истоки интегральной психологии

Суть интегральной психологии заключается уже в ее названии – это психология целостности, соответственно, и развитие в рамках такого подхода является развитием целостным. Интегральная психология объединила в себе разные западные психологические модели и восточные практики. В настоящее время, когда практически каждому человеку доступны все знания, духовные и культурные практики, именно интегральный подход позволяет очень быстро преодолеть многие противоречия и стать на путь эффективного развития. В самом общем виде, интегральный подход – это объединение всего наиболее ценного и бесспорного, что содержится в разных научных направлениях, культурных достижениях, духовных источниках и практиках.

Так, например, бихевиоризм сводил сознание к его наблюдаемым поведенческим проявлениям, психоанализ – к эго-структурам и их взаимодействию с Оно, экзистенциализм – к личностным структурам сознания. Если говорить о трансперсональной псхологии, многие из ее школ уделяют внимание лишь измененным состояниям сознания. Ценность восточных практик в том, что они отлично описывают развитие сознания от личностного к надличностным уровням. Когнитивная психология сильна применением научных эмпирических методов. Все эти подходы несут в себе очень важную часть общей истины, и соединение их выводов в рамках общей концепции позволяет значительно расширить представления о сознании и возможностях его становления .

Таким образом, интегральный подход дает возможность легко и полно ориентироваться на пути к развитию личности человека. В центр интегральной психологии ставится цельная личность, а не отдельные ее процессы или проблемы.

Интегральный подход подразумевает обращение не только ко всякому представимому человеком сущему, но и ко всему тому, что находится за его пределами, в так называемой запредельности в «запредельности». Человек получает возможность исследовать не только внешний для нас него, но и сам «инструмент исследования» – самого себя, внешних относительно исследуемого внешнего мира.



Попытки создания целостной картины мира и модели сознания на протяжении обозримой истории человечества предпринимались многими мыслителями.

В европейской философии родоначальником интегральной психологии стоит назвать Иммануила Канта, который в своих философских трактатах высказал идею целостности природы человека и наметила иерархические уровни его психики. Философская антропология, возникшая в начале двадцатого столетия в Германии, воскресила взгляды И. Канта о единстве природы человека, однако дала им новое, соответствующее времени истолкование.

Интересны в данном контексте выводы немецкого философа Шеллинга, который рассматривал человека в тесном единстве с волей и действием, которое является для него очень ответственным и осознанным. Истинная философия рассматривает человека как свободного, и он не может быть сведен к какой-либо вещи, не должен рассматриваться как какое-то дело. По мысли В.И. Шеллинга, принцип единства, совершенного единства является очень важным для человека потому, что в конечном итоге, рано или поздно, человеческий род должен соединиться и будет восприниматься как совершенная личность .

А. Лазарев считает, размышляя о философии Шеллинга, что «сущность того или иного человека - его деяние, но деяние, совершающееся в жизни до жизни, во вневременности, таким деянием он и предопределил свою сущность, предначертал свой нравственный облик, свой характер, склад души, даже свою телесную конституцию, и быть иным - уже не в его власти. Своим предвечным действованием он не проявил, а создал свою сущность, свою натуру. И вот он действует теперь в соответствии со своей природой, и в этом смысле свободно. Он свободен к злу, и если изначально зол, то по собственной вине» .

Понятие «всеединство» Шеллинг впервые употребляет в работе «Философия и религия». Под всеединством он подразумевает весь абсолютный мир со всеми ступенями существ, вселенную в ее полном и совершенном единстве. Затем данный термин он корректировал в работе «Система мировых эпох». «Мысль о всеединстве, - говорит Шеллинг, - это вечная мысль, состоящая в том, что все существующее черпает бытие из Бога и тем самым представляет собой протяженную субстанцию, существующую через Бога и в Боге, - это основная мысль всякой истинной религии»

Идеи В.И. Шеллинга оказались очень близкими русским мыслителям, и, в особенности, В. С. Соловьеву. Как писал С.Н. Булгаков, «только русская философская литература могла оказать плодотворное и творческое влияние на развитие натурфилософских идей Шеллинга и именно философская система Владимира Сергеевича Соловьева...» .

В имеющихся немногочисленных исследованиях предпосылок развития интегрального подхода незаслуженно мало внимания уделяется концепции всеединства Владимира Соловьева, которая может послужить пониманию и погружению в интегральную суть бытия.

П. Гайденко указывает, что сам религиозный философ характеризовал свое учение как философию всеединства. «Великая мысль, лежащая в конце всякой истины, состоит в признании, что в сущности все, что есть, есть единое». Считая единство важнейшим определением бытия, он пишет: «... Абсолютная единичность есть первое положительное определение абсолютного первоначала» .

Понятие «всеединство» Вл. Соловьев использует и в ходе размышлений над природой человека. Согласно воззрениям философа, изложенным им в работе «Критика отвлеченных начал», каждый человек имеет в себе и осуществляет всеединство. Размышляя о значении религиозного начала в человеческой жизни, Вл. Соловьев высказал мнение, что определение человека как существа разумно свободного еще не представляет никакого положительного нравственного идеала. Ни элемент материального интереса, ни элемент права, который присущ ему как существу разумно свободному, не соответствуют нравственному началу .

По мысли Вл. Соловьева, каждый человек должен быть не средством чьей-то внешней, посторонней деятельности, не ее границей, а только целью. Это значит, что на такое значение имеет право только абсолютная полнота бытия, то есть все или все в одном (всеединое). Таким образом, каждый может быть безусловной целью или предметом для другого лишь при условии, если он содержит в себе в себе это все, известным образом выражает собою это всеединое .

В качестве выражения внутренней существенной солидарности всех Вл. Соловьев рассматривает как нравственное начало и, в то же время, еще и живая личная сила, и при этом универсальный закон. Соответственно, предметом и содержанием такой любви не может быть человек как эмпирическое явление: невозможно любить истинной, то есть совершенной любовью ни человека вообще, ни каждого человека в действительности .

Таким образом, согласно мнению Вл. Соловьева, нравственное начало не находит себе места ни в натуральном, ни в рациональном порядке, следовательно, предполагается высший, абсолютный порядок, соответствующий третьему элементу в существе человеческом, - мистический, или божественный. Если человек, являясь существом природно-материальным и разумно свободным, не может являться предметом безусловной любви, значит. таким предметом может быть лишь человек как существо божественное, человек в Боге или человек как Бог .

Следовательно, как указывает Вл. Соловьев, можно предположить, что люди находятся между собой не только в рациональных отношениях, из которых вытекают союзы экономические и политические, они связаны более тесной связью со стороны своей внутренней сущности, образуя единый божественный организм, или живое тело Божие .

Человек, по мнению Вл. Соловьева, есть божественная идея, но поскольку он представляет собой свободное «я», а также природное животное существо. Поскольку единство человеческой индивидуальности требует, чтобы три элемента были согласованы, человеку необходимо осуществить свою божественную идею в своем человеческом и природном элементе. А так как человек есть божественная идея только во внутреннем единстве со всеми, в единстве всечеловечества, то и осуществление человеком его божественного начала в низших элементах есть не что иное, как осуществление всеединства .

Таким образом, согласно утверждения Вл. Соловьева, человек или человечество есть существо, содержащее в себе божественную идею, то есть всеединство, или безусловною полноту бытия, и осуществляющее эту идею посредством разумной свободы в материальной природе. Религиозное начало в человеке есть та неподвижная цель, которая должна двигать естественные силы человечества, реализуясь в них так, чтобы воля Божия, или всеединство, совершалась на земле, как она есть на небесах .

Единство осуществляется у Вл. Соловьева как выполнение нравственной задачи через внутреннее совершенствование. Он пишет: «Тот народ, как и человек, который внутренне не совершенствуется, не может совершать истинно славных дел: откуда бы они взялись?». Можно сказать, что поистине оставаться самим собой означает для Вл. Соловьева неустанное совершенствование себя.

В работе «Россия и Вселенская Церковь» философ указывает, что не только православие - еще не вселенское, но и идеал православия, по Вл. Соловьеву, еще недостаточно вселенский. Вселенскость не означает всеохватности, включения в себя всего что попало .

Идеалом общественности, как считает Вл. Соловьев, является духовное единство в соответствии с извечным идеалом русского народа, под которым понимается устроение общества как церкви, как духовной общности, как свободного многообразия в любовном единстве. Подобным образом Вл. Соловьев рассматривает и природу, считая, что задача человека – не только оживлять омертвленную «цивилизацией» природу, но и одухотворять ее .

В. Шеллинг был убежден, что всеобщая философия не может являться достоянием одной нации. Пока какая-либо философия не выходит за границы отдельного народа, есть основания утверждать с абсолютной уверенностью, что такая философия еще не является истинной, даже если они находится на пути к этому . С таким подходом согласился и Вл. Соловьев, который указывал, что немецкие философы никогда не заявляли о своем превосходстве. Ценность и привлекательность их «абсолютных» систем, что в них через национальную форму прорывается устремление к общечеловеческому и наднациональному .

А.Ф. Лосев, подробно изучивший творчество Вл. Соловьева, определяет свое понимание действительности таким термином, как единораздельная цельность . В творчестве А.Ф. Лосева удачно сочетаются «логико-категориальная определенность и диалектическая систематика классической западной философии (платонизм, аристотелизм, гегельянство, гуссерлианская феноменология) и христианский интуитивизм русской философской мысли (в духе теории «цельного знания» ранних славянофилов, соловьевской философии всеединства, философии имени, софиологии и учения о соборности)» .

Огромное значение этих философских концепций в полной мере начинают раскрываться лишь сейчас, когда мир становится глобализованным, а поиск целостности, гармонии является одновременно и целью, и способом развития человека.

Как указывает В.В. Козлов, «интегративный подход традиционен для отечественной науки, свое высшее проявление он находит в методологическом принципе целостности. Одновременно в истории психотерапии мы можем обнаружить несколько крупных кризисов, которые не позволили реализоваться идеям интегративной методологии» .

Первый из названных В.В. Козловым кризисов пришелся на июль 1936 года, когда развитие педологии, то есть комплексной науки о детях было запрещено на партийном и правительственном уровне. Таким образом, был совершен целенаправленный подрыв основ возрастной психологии.

Второй кризис начался, когда 1951 году, во время научно-академической сессии, где рассматривались вопросы изучения творческого наследия И.П. Павлова, была предпринята попытка низведения психологии к изучению физиологии высшей нервной деятельности.

На конец двадцатого столетия пришелся третий методологический кризис психологии. Она лишилась своей привычной материалистической методологии и оказавшись под влиянием нескольких направлений зарубежной науки, она, при некритическом восприятии всего иностранного, оказалась перед риском потери определенности цели и четкости ориентиров».

Ныне, когда указанные кризисы преодолены, постепенно психологи разных стран и научных направлений начинают осознавать, что глубинные, неосознаваемые проблемы отдельных симптомов, проблем и травм только указывают на то, что имеется сбой в системе психики, являются свидетельством нарушений целостности индивида, что исключительно целостный подход может открыть пути к достижению психического здоровья. Поиск путей, ведущих человека к целостности, единству с собой и миром, является важным условием его успешного развития и личностного роста .

Интегральное развитие – это развитие целостное. Понятия «цель» («телос», греч. ) и «целое» («телеиос», греч. ) этимологически связаны между собой, и достижение цели одновременно является завершением создания целого.

Если имеется конфликтное напряжение между фрагментами и уровнями организации личности, между человеком и средой жизнедеятельности, это является показателем того, что данный индивидуум не является целостным. Научно-практическая концепция, названная интернальной психологией, направлена именно на устранение указанных напряжений и восстановление целостности личности.

В определенной степени близок к интегральной психологии подход доктора Чампиона Курта Тойча. Согласно его концепции, генетический код до рождения человека определяет большинство его жизненных перспектив, и такой подход получает подтверждение в научных кругах. Активно исследуются генетические особенности личности и доказывается гипотеза, в соответствии с которой молекулы ДНК являются носителями не только наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенностей к определенным недугам, но и носителями генетического кода, определяющего основные паттерны поведения, предрасположенность к определенным проблемам, событиям и жизненным сложностям.

Исходя из этой концепции, вместе с информацией о внешности, в ДНК сохраняется информация об опыте предков и об их жизненных ролях. Каждый человек обладает собственным уникальным Основным Внутренним Направлением – соединением генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он идет по жизни, получает опыт и играет роли вне зависимости от их сознательных реакций и интерпретаций.

Исходя из генетического подхода Ч.К. Тойча, есть возможность выявления и осознания унаследованных конфликтов и проблем путем анализа реальных фактов биографии как самого человека с его раннего детства и особенностей его воспитания, а также фактов биографии его предков и выявления устойчивых, ненаследуемых семейных проблем и конфликтов .

Будучи одним из основателей виктимологии Ч.К. Тойч высказал убеждение, что во многом человек является жертвой генетического кода и проблем предков в том смысле, что он невольно повторяет ошибки и нерешенные проблемы представителей предшествующих поколений. Если эти проблемы человек не решит в течение своей жизни, он неминуемо передаст их потомкам, и так будет происходить до тех пор, пока повторяющаяся проблема не будет решена кем-то из них.

Осознание нежелательных семейных повторяемых паттернов поведения в сочетании с созданием и реализацией четкого плана по их преодолению дает человеку возможность изменить к лучшему свою жизнь в разных ее проявлениях.

Другой вариант целостной индивидуальности нашел развитие в трудах В.С. Мерлина. Основываясь на принципах общей теории систем Л. Берталанфи, положения теории функциональных систем П.К. Анохина, достижения комплексного познания человека и результаты созданной им школы психологов, В.С. Мерлин выдвинул и научно обосновал теорию интегральной индивидуальности .

Структуру интегральной индивидуальности он рассматривал как синтез свойств организма, свойств индивидуума и особенностей психических процессов, свойств личности и метаиндивидуальности. Распознавать свойства интегральной индивидуальности разных уровней В.С. Мерлин предложил при помощи математического принципа значности, и такой подход дал ему возможность показать уникальность межуровневых (многомногозначных) и одноуровневых (взаимооднозначных и одно-многозначных) типов детерминаций подсистем большой саморегулируемой и самоорганизующейся системы «человек-общество» .

Теория интегрального развития предлагает набор эффективных инструментов исследования самости человека в его как поверхностной, так и глубинной структуры. Иными словами, исследуются и разбираются стадии развития, а, кроме того, социокультурные способы проявления таких стадий. Кроме того, предлагаются также способы работы с этим мировоззрением.

Говоря о развитии интегрального подхода, нельзя не упомянуть индийского мыслителя-революционера Шри Ауробиндо, который еще в начале прошлого века разработал уникальное учение – Интегральная Йога.

В концепции «интегральной веданты» Шри Ауробиндо стремился к синтезу традиций индийской и европейской мысли. Это нашло выражение в его полемике одновременно с двумя полярными позициями - философией «аскетического» спиритуализма Адвайта Веданты, а также материализмом западной философии .

Шри Ауробиндо трудился созданием новой интегральной философии, которая, по его замыслу, должна вобрать в себя все самое лучшее от первой и второй позиций, при этом избавившись от слабых сторон каждой из них. Эта новая философия должна базироваться на принципе, из которого возможно выведение всего качественного многообразия мира. В этой философии должна быть показана взаимосвязь между Духом и Материей без попытки отрицания реальности какой-либо из них. При этом должен быть исключен также дуализм при объяснении вселенной. Ее сутью должно являться объяснение поступательного процесса мировой эволюции, ее законов, а также места человека в этом процессе и его предназначения .

Учение, которое разработал Шри Ауробиндо, получившее название учение Интегральная Йога, является сложной синтетической концепции о всецельном преобразовании человека. Суть Интегральной Йоги – в объединении элементов разных практик на основе принципа интегрализма, под которым подразумевается объединение древнейших религиозно-философских идей с современными научными концепциями .

Согласно учению индийского мыслителя, разум представляет собой высший уровень сознания, который достигнут эволюционным путем, однако эволюция на этом не завершилась. Над разумом, согласно учению Шри Ауробиндо, находится Супраментальный план или вечное Сознание-Истина, которое по природе своей есть самодостаточный и самопредопределяющий свет и сила Божественного Знания.

Разум, согласно Шри Ауробиндо, - это неведенье, находящееся в поиске Истины, однако Супраментальное Знание – это знание самосуществующее, которое является гармоничным проявление своих сил и форм. Единственным путем к достижению совершенства, к которому устремлено все самое высокое в человечестве, является нисхождение супраментального сознания .

Имеется возможность при помощи открытия высшему божественному сознанию, подняться к этой силе блаженства и света, открыть истинное осознание, с которым человек может пребывать в постоянном единстве, в связи с Божественным, и, соответственно, принести вниз супраментальную Силу для трансформации разума и жизни, и тела. Именно реализация такой возможности – это главная динамичная целью Интегральной Йоги Шри Ауробиндо.

Философ высказал убеждение в том, что подходить к йоге исключительно для решения задачи превратиться в сверхчеловека, - это не более чем проявление жизненного эгоизма, являющегося разрушительной силой для собственной цели. Люди, преследующие именно такое намерение, так или иначе, приходят к беде как в духовном, так и в других отношениях.

По мысли Шри Уробиндо, эволюция настоятельно призывает человека к тому, чтобы он занял позицию не только ее сознательного участника, но также деятельного сотрудника, чтобы было обеспечено постепенное погружение высших сил сознания в материю, что может иметь следствием еще более великое проявление Силы Божественного Сознания во Вселенной.

«В этом тайное значение, - указывает Шри Ауробиндо, - земной эволюции и развития человека. Место человека во вселенной определено, но свобода выбора - принять или не принять его - остается за человеком».

Таким образом, Интегральная Йога стала сложным синтетическим учением о всецельном преображении человека. Буквально йога означает единение и обеспечивает такое состояние человека, при котором его жизнь в действиях и в мыслях является абсолютно гармоничной и содержит в себе сам источник, или корень его существа.

В настоящее время существуют разные формы йоги: йога действия (карма-йога), йога веры и поклонения (бхакти-йога), йога знания (джняна-йога), йога упорядоченного дыхания и правильных поз (хатха-йога), йога пробуждения энергии в позвоночнике (лайя-йога), правильного использования звуков и слов (мантра-йога), йога медитации и созерцания (раджа-йога).

Подразумевается, что единение и все практики, нацеленные на его достижение, всегда намеренны и сознательны, но никогда не пассивны. Очень важно осознать, что высшие достижения йоги достигаются без понимания происходящего. Объяснения возможны лишь в мелких и подготовительных моментах. В самом себе человек обладает огромным потенциалом, раскрывающимся только его стараниями. Йога подобна способу, которым ребенок учится ходить, совершенно еще не зная, как это делается .

Единение с Божественным - это конечная цель йоги, но по мере продвижения к ней понятие единения используется в частных формах, поэтому возможно единение со знанием (джняна-йога), единение с мудростью (буддхи-йога), единение с подлинным Я (атма-йога).

Термин «йога» означает также различные методики единения, например, путем контроля и силы (раджа-йога; «раджа» - «владыка»); путем веры, преданности и самоотдачи (бхакти-йога), путем науки (санкхья-йога), посредством заклинаний и магических формул (мантра-йога), и т.д.

В отличие от веданты, йога исследовала не три, а пять состояний сознания. Три из них возникают спонтанно, а два высших достигаются в процессе духовной практики.

Интегральная йога - Йога, объединяющая элементы различных практик на основе определенной концепции. Интегральная Йога - это йога воплощения божественного сознания на Земле. Базовый постулат Интегральной Йоги: «Вся Жизнь есть Йога", а ее цель - богоосуществление в жизни, переход в качественно новое существование».

Как указывал Шри Ауробиндо, «средством достижения этой высшей цели является самовручение всей нашей природы Божественному. Все должно быть отдано Божественному внутри нас, универсальному Всеобщему и трансцендентному Верховному. Полное сосредоточение нашей воли, сердца и мышления на Божественном в Его единстве и разнообразии, безраздельное самопосвящение всего нашего существа одному лишь Ему». .

Таким образом, философия Интегральной Йоги представляет собой синтез философских идей Востока и Запада, прошлого и настоящего. Принцип интегрализма подразумевает объединение древнейших религиозно-философские идеи с современными научными взглядами.

Существует три аспекта интегрализма Йоги Шри Ауробиндо. Первый связан с тем, что она объединяет и синтезирует множество форм Йоги, эзотерических учений и научных теорий. Второй заключается в том, что она делает попытку внести Йогу в жизнь человека, объединить Йогу и жизнь.

Третий аспект состоит в том, что в синтезированной Йоге, как полагал ее создатель, «все силы в человеке будут объединены и включены в превращающее средство».

Интегральная Йога оперирует синтетической терминологией, включающей индийские, древнегреческие и европейские понятия. Базовые термины имеют санскритское происхождение и восходят к ведической философии. При этом Интегральная Йога делает попытку наполнить элементами науки традиционные категории ведической философии.

Шри Ауробиндо убежден, что в основе всего существующего лежит абсолютная реальность – Брахман, то есть Абсолют, трансцендентальное Сверхкосмическое бытие, которое служит опорой космоса, Космическое Я, подпирающее все существующее. Абсолют - это субстанция мира. Единое генетическое начало мира существует в триединстве Сат (бытия), Чит (знания), Анады (блаженства) .

Раскрывая сущность категории «Брахман», мыслитель применяет для его характеристики понятия «Атман» (первичное сознание), «Ишвара» (Всевышний Бог), «Пуруша» (познающий, созерцатель). В понимании Брахмана в Интегральной Йоге есть существенная специфика, связанная с применением для его характеристики идей эволюционизма. .

Сущность развития мира составляют два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса инволюции и эволюции мирового генетического начала, Мирового Разума. Что касается инволюции, она представляет собой «процесс самоограничения Силы Сознания», процесс уплотнения, которым сила Вселенского Сознания «завертывает» себя. При этом она проходит через последовательные стадии до того момента, пока она не примет вид «плотного Космического Несознания».

Эволюция – это процесс противоположно направленный, в котором «Сила Сознания снова появляется, выходя постепенно из видимого Космического Несознания». Из Несознания-Хаоса была организована материя «путем скрытой в нем Силы Сознания». Сила Сознания побуждает материю к эволюции. Так возникает жизнь и «живущие физические существа» - животные и растения.

Теория инволюции и эволюции является в Интегральной Йоге базовой концепцией, которая дает возможность обосновать идею спиритуализации материи, преобразования физического существа человека и дальшейшей сверхразумной трансмутации человеческого существования.

Большинство существовавших и существующих форм Йоги связано со сложившейся еще в глубокой древности практикой поднятия первичной космической энергии в человеке, заключенной в основании позвоночного столба по центральному спинномозговому каналу - Сушумне. По мере достижения восходящим потоком энергии чакр (центров биопсихического поля), лежащих вдоль Сушумны, практикующий Йогу получает различные Сиддхи (сверхспособности). Процесс этот является сложным, многоступенчатым, продолжается многие годы и предполагает существование особых эзотерических знаний и методик. Как правило, он осуществляется под руководством посвященного учителя. По достижении восходящим потоком энергии Сахасрары (тысячелепесткового лотоса мозга), йог входит в Самадхи - особое сверхсостояние психики, когда индивидуальное Я растворяется в Мировом Духе. Самадхи считается большинством форм Йоги конечным итогом и целью йогической практики .

Шри Ауробиндо разработал иную концепцию самореализации в Йоге. В качестве основного инструмента для этого он использует медитацию, в процессе которой космическая энергия Шакти начинает мягкое и ненасильственное нисхождение по Сушумне. После достижения нисходящей Шакти нижнего центра биопсихического поля Муладхары, первичная космическая энергия, которая в нем заключена, легко и быстро поднимается по Сушумне, и практикующий Йогу достигает Самадхи.

Однако, достижение Самадхи в Интегральной Йоге не является конечным пунктом. «Эта Йога начинается там, где кончили старые Йоги». Используя энергию Самадхи, йог осуществляет новое нисхождение по Сушумне, в процессе которого происходит трансмутация человеческого тела, его преображение. Итогом этой практики должно стать полное преобразование человека, который обретет бессмертное тело и богочеловеческий статус .

Развивая новую концепцию самореализации, Шри Ауробиндо делает попытку синтезировать ее с научными методами. В науке его интересует опытный метод познания, который он применяет по отношению к йогической и спиритуальной практике.

Сравнивая методы Йоги и науки, он пишет, что «йогические методы также созданы на основе знания, развитого и подтвержденного правильно поставленным экспериментом, анализом практики и повторяющимся результатом». Все основные йогические практики переосмысляются Интегральной Йогой под этим углом зрения. Однако, как подчеркивает сам Шри Ауробиндо, опытное познание в Интегральной Йоге является только вступлением к сверхчувственному, сверхумственному пониманию трансцендентного .

Интегральная Йога рассматривает человеческую психику как многослойное образование, отличающееся сложной структурой. Прежде всего, важным является выделение внешнего и внутреннего сознания. Внешнее сознание имеет «поверхностное физическое, виталическое и умственное проявления». Но за этим внешним проявлением сознания в человеке существует «намного более, великое, глубокое и сильное внутреннее сознание». Внутреннее сознание многослойно и имеет три основных области: подсознание - «невыраженное, нерасчлененное, невнятное сознание», наследие животной эволюции; засознание, которое «вмещает за наружным умом внутренний ум, более глубокий, обширный и эффективный», чем наружный; сверх-разум - невербальное надлогическое сознание, не имеющее аналогов во внешнем сознании, эволюционное будущее человека .

В настоящее время человек пользуется только внешней зоной сознания. Это «пробужденное активное сознание», но оно охватывает лишь незначительную часть психики. Одна из основных целей Интегральной Йоги – это найти свою подлинную индивидуальность, расширить человеческое сознание, осуществить восхождение к высшим планам сознания, а затем низвести Сверхразумный план в земное бытие, чтобы преобразовать ум, жизнь и тело. Все остальное может быть результатом этих двух целей, а не первым предметом Йоги .

Шри Ауробиндо выстраивает иерархию восходящих планов сознания от обычного человеческого рассудка к Сверхразуму. Первым шагом является подъем из обычного человеческого рассудка в Возвышенный ум. Это «светящийся ум-мысль, ум духа, рождающий концептуальное знание». Здесь нет «логических движений», отношения идеи с идеей, правды с правдой не установлены посредством логики. Следующая ступень - Озаренный ум. Озаренный ум работает не посредством мысли, а посредством видения. Еще более высокая ступень - Интуитивный ум. Шри Ауробиндо определяет интуицию как «мощь сознания, более близко и тесно находящегося к первоначальному знанию». Это «непосредственное сознание», результат «проникающего и обнаруживающего соприкосновения».

Следующий шаг восхождения поднимает к Надразуму, который «есть сила космического сознания, первоисточник глобального знания». Однако, в земной эволюции нисхождение Надразума еще не дает полной трансформации Несознания. Полная трансформация может быть достигнута «только путем опускания Сверхразума в земную структуру».

Итак, если отличительной чертой традиционных йогических систем является то, что после определенного периода занятий практикующие начинают ощущать «восходящую» силу, называемую в Индии кундалини, то целью Шри Ауробиндо, как мы видели, является не только восхождение, но и нисхождение, не только нахождение вечного Покоя, но и преобразование Жизни и Материи, начав с той маленькой частички жизни и материи, которую представляет собой конкретный человек.

Очень важным следствием этого является пробуждение или точнее «отклик» нисходящей Силы. Переживание нисходящего тока - это переживание преобразующей Силы. Именно эта сила сможет обновить быстро истощающуюся энергию человека и его неуклюжие усилия, именно эта сила начинает действовать там, где кончаются другие йоги, озаряя сначала вершину существа человека, а затем, нисходя от уровня к уровню она сделает универсальным (всеобщим) все существо человека вплоть до самых низших слоев. Таково основное переживание интегральной йоги.

Как писал Шри Ауробиндо, «гностическое сверхчеловечество - следующая отдаленная триумфальная победа, которая будет завоевана духом, спускающимся в земную натуру». Это будет новая совершенная коллективная жизнь «гностических индивидуальностей», образующих новый вид существ. Контуры будущего мира Шри Ауробиндо рисует в самых общих чертах, отмечая, что «единственным правилом гностической жизни будет самовыражение духа, воли Всевышнего бытия».

Человек развил новую силу своего существа, которую Шри Ауробиндо предлагает называть «новой силой души, и существо, сделавшее это, испытывает внутреннюю потребность не только смотреть на мир и все переоценивать в нем с этого нового, более высокого уровня развития, но и заставить всю свою природу подчиняться этой силе и в некотором смысле преобразовывать себя по ее подобию и даже преобразовывать, насколько это возможно, всю окружающую жизнь в некое подобие этой более великой истины и более великого закона. Именно в этом заключается истинный закон человека, его и образ жизни, его способ совершенствования и его подлинное счастье» .

Исходя из концепции индийского философа, человеку, чтобы он мог осуществить главную цель своей природы, важно найти правильный путь для совершения трансформации, которая еще ни разу не была ему доступна. для осуществления главной цели своей природы предстоит отыскать Шри Ауробиндо считал, что базовой причиной неудач человека является то, что его основная воля направлена только на удовлетворение, и он не преобразовал ее и не направил на более высокое проявление. Есть личности, которым удалось достичь преобладания жизни высших частей, но нижняя часть у них, как и ранее, протекала под надзором высших сил, однако здесь речь может идти о преобладании одного над другим, но отнюдь не трансформации .

Интеграция множества восточных и западных путей развития предоставляет человеку очень богатую картину возможностей и способов движения. В интегральном развитии психология неразрывно связана с духовностью. Если в основе психологии лежит работа с эго, и она помогает стать более цельной и здоровой личностью, то духовность выводит за пределы самости, в безвременную и безграничную основу сознания, в надличностные измерения, ко Вселенной и к Богу.

Если следовать только духовным практикам без понимания психологии, это может принести вред, но и применение в жизни только психологии без понимания духовности не может привести к счастью и ощущению гармонии. Они находятся на месте единения абсолютного и относительного, внутреннего и внешнего, индивидуального и коллективного, духовного и психологического. При этом такое соединение является не только умственным, но и воплощенным, практическим, и именно в этом суть интегральной жизненной практики.

Общие сведения

Понятие «интегральный» означает, что в отдельно взятой сфере стремятся синтезировать в единую сложную модель методы и теории, которые доказали свою корректность в определённых контекстах , отказавшись при этом и от грубого редукционизма , и от так называемого «тонкого» редукционизма (иными словами, от неоправданного распространения метода, действенного в одном специфическом контексте, на все остальные). Данное понятие касается также и интегрирования отдельных сфер человеческой деятельности в метасферы.

Несмотря на то, что различными авторами предпринималось несколько попыток создания интегрального подхода к той или иной области человеческой деятельности, в настоящий момент наиболее разработанным можно считать интегральный подход, основанный на «всесекторной, всеуровневой» модели Кена Уилбера (AQAL), а также ряде других открытий, вроде спиральной динамики. Данная методология используется рядом организаций и государственных учреждений по всему миру, а среди наиболее известных сторонников интегрального подхода можно назвать Альберта Гора и Билла Клинтона .

Интегральный подход включает такие сферы, как интегральная философия и интегральная психология , а также интегральная экология, интегральная политика, интегральный бизнес, интегральная духовность и интегральное искусство. Сторонники интегрального подхода стараются всесторонне развиваться и стремятся выйти за пределы конвенционального и постконвенциональных уровней (по Л. Колбергу) в различных линиях развития и достичь пост-постконвенционального уровня и выше («пост-постконвенциональный» уровень введён Кеном Уилбером в качестве дополнения модели нравственного развития, данной Лоренсом Кольбергом , по его словам, на основании наличия многочисленных эмпирических данных, указывающих на то, что развитие может быть продолжено и после достижения уровня постконвенциональности).

Определение духовности в терминах интегральной модели Уилбера

Исходя из своей интегральной модели (AQAL) Кен Уилбер выводит четыре определения духовности, за каждым из которых признает право на существование.

Терминология

Пример психограммы - изображения множественных способностей (intelligence), разворачивающихся через уровни сознания

Вкратце, интегральная модель человека включает:

  • Множественные способности (intelligence), или линии развития (одной из которых является т. н. линия веры, исследованная Джеймсом Фаулером, профессором теологии университета Эмери);
  • Способности человека развиваются в течение его жизни через определенные уровни или стадии - от ощущений через разум к духу ;
  • Состояния , такие как грубое (бодрствование), тонкое (вариации состояния сновидения), причинное (глубокий сон, пустота , угасание всех форм; осознанное вхождение в это состояние является достижением нирваны) и недуальное (сознание единства пустоты и форм). Любое состояние может быть пережито человеком не зависимо от стадии развития, на которой он находится, причем могут иметь место т. н. пиковые опыты, мгновения чрезвычайной интенсификации какого-либо состояния, сопровождающиеся ощущением тотального единства с объектами, воспринимаемыми индивидом в данном состоянии (либо «с отсутствием каких-либо объектов», если речь идёт о причинном);
  • Квадранты , образуемые поверхностным (exterior) и глубинным (interior) и индивидуальным и коллективным «измерениями» человека. В поверхностном индивидуальном квадранте «находится» материальное тело человека, в глубинном индивидуальном - его телесные ощущения, эмоции, мысли и т. п.

Четыре определения духовности

Ниже приведен фрагмент из книги Уилбера «Интегральная духовность» :

Решетка Уилбера-Комбса - связь между уровнями и состояниями сознания (на данной иллюстрации уровни представлены более подробно)

Если вы проанализируете значения, в которых люди - и исследователи, и неспециалисты - употребляют слово «духовное» («spiritual»), то обнаружите как минимум четыре основных значения, придаваемых этому слову. Хотя сами люди и не используют эти технические термины, «духовное», очевидно, может означать следующее: (1) высочайший уровень развития любой из линий; (2) отдельную линию как таковую; (3) исключительное пиковое переживание или состояние; (4) особое отношение [к людям и природе]. Моя позиция заключается в том, что все эти варианты использования имеют право на существование (и, думаю, все они связаны с действительными реалиями), однако, мы просто ОБЯЗАНЫ указывать, какой из них имеем в виду, иначе какое-либо обсуждение очень быстро начнет скатываться в никуда. За всю свою жизнь я не слышал, чтобы люди тратили больше слов в пустую, чем в таких дискуссиях.

Ниже вкратце описаны эти 4 важных значения, каждому из которых, я надеюсь, будет уделяться должное внимание:

  1. Если рассмотреть любую линию развития - когнитивную, или аффективную/эмоциональную, или линию потребностей, либо линию ценностей - о нижних или средних уровнях этих линий люди обычно не думают как о духовных, но более высокие и высочайшие уровни они описывают как таковые. Слово «трансперсональный» («надличностный»), например, было адаптировано для использования в этом значении: о духовном обычно не думают ни как о дорациональном или доличностном, ни как о рациональном или личностном, о нём думают как о высоко надрациональном и надиличностном - это самые высокие уровни для любой из линий . (Следуя терминологии Маслоу, мы часто используем словосочетание «третий порядок» в качестве очень общего термина для описания этих перспектив развития надличностных структур-стадий).
  2. Иногда люди говорят о чём-то вроде «духовного интеллекта», который доступен не только на высочайших уровнях любой из линий, но который имеет собственную линию развития , уходящую глубоко в прошлое [индивида]. Джеймс Фаулер (англ.) русск. - один из примеров исследователей такой линии. «Духовное» в таком понимании - не то, что относится к самым высоким, трансперсональным и трансрациональным уровням различных линий (что является первым значением), но то, что имеет свой собственный первый, второй и третий порядок (или структуры-стадии), и стадии эти уходят вниз до самого основания (на стадию Фаулера 0, например). Духовная линия также имеет собственные доличностные, личностные и надличностные уровни/стадии. Это одна из причин, по которой вам следует использовать данные значения очень чётко, потому что если совместить второе значение с первым, окажется, что духовны только высшие уровни духовной линии. Это, разумеется, вызывает чудовищную путаницу. (Позиция AQAL состоит в том, что оба использования - вообще, все четыре - верны; вам нужно только точно определить, к какому вы прибегаете в данный моменты, иначе вы запутаетесь окончательно).
  3. Иногда люди говорят о духовном в смысле религиозных или духовных переживаний , медитативных опытов или пиковых опытов (которые могут разворачиваться, а могут и не разворачиваться, стадиально). Фактически весь свод шаманских традиций подпадает под эту категорию (см. Роджер Уолш , «Дух шаманизма»). Уильям Джеймс , Дэниэл П. Браун, Эвелин Андерхилл (англ.) русск. и Дэниэл Голман (англ.) русск. также являются примерами исследователей духовности как переживаний определенных состояний (переход в которые зачастую осуществляется благодаря тренировкам). Переживание состояний - ещё одно важное значение, и зафиксировано, конечно, на горизонтальной оси решетки Уилбера-Комбса.
  4. Иногда под «духовным» понимается просто особое отношение , которое может иметь место на любой стадии и в любом состоянии: возможно, любовь, или сострадание, или мудрость (то есть, это тип [пятый элемент AQAL]). Это очень распространенное употребление и, что интересно, обычно оно сводится к одному из трёх предыдущих, потому что есть стадии любви, сострадания и мудрости (факт, упущенный почти всеми писателями зелёной волны [то есть постмодернистами]). Но все же мы на всякий случай всегда указываем его отдельно.
Я не буду более углубляться в эти 4 значения. Они подробно рассмотрены в книге «Интегральная психология» . Скажу только, что моя точка зрения заключается в том, что все 4 являются правомерными значениями слова «духовное», но люди часто смешивают их в своих дискуссиях, и получается… ну, в общем, ещё больше мешанины.

См. также

Примечания

Библиография

  • Уилбер К. Введение в интегральную теорию и практику (Wilber, Ken. «Introduction to Integral Theory and Practice: IOS Basic and the AQAL Map» // AQAL Journal. - Vol 1, N 1, 2006.)
  • Уилбер К. Краткая история всего. - М.: АСТ, 2006. ISBN 5-17-036016-9
  • Уилбер К. Око Духа. - М.: АСТ, 2002. ISBN 5-17-014321-4
  • Алексей Уит Уровни сознания. Новая интегральная картография человеческого сознания (2010)
  • Wilber, Ken. Sex, Ecology, Spirituality: The Spirit of Evolution , 1st ed. 1995, 2nd rev. ed. 2001: ISBN 1-57062-744-4
  • Wilber, Ken. Theory of Everything: An Integral Vision for Business, Politics, Science and Spirituality , 2000, paperback ed.: ISBN 1-57062-855-6
  • Wilber, Ken. The Marriage of Sense and Soul: Integrating Science and Religion , 1998, reprint ed. 1999: ISBN 0-7679-0343-9
  • Wilber, Ken. Eye to Eye: The Quest for the New Paradigm , 1983, 3rd rev. ed. 2001: ISBN 1-57062-741-X
  • Wilber, Ken. A Sociable God: A Brief Introduction to a Transcendental Sociology , 1983, new ed. 2005 subtitled Toward a New Understanding of Religion , ISBN 1-59030-224-9

Ссылки

  • Официальный вебсайт Кена Уилбера (англ.)
  • (англ.)
  • Integral Naked - платный сайт: «Behind the Scenes with the Most Provocative Thinkers in Today’s World» (англ.)
  • «Менталитеты в действии: Вызов устойчивому развитию » (отчёт крупной консалтинговой компании Avastone Consulting , посвящённый проблемам интегрального устойчивого развития; 2008) (рус.) (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Медицине и жизни Кена Уилбера это, возможно, то, что позволит вам наладить свою жизнь и обрести равновесие.

Время поговорить о практическом применении интегральной модели, которая объединила не только различные философии и идеи, но и различные практики, направленные на рост и развитие. Практика интегральной жизни поможет вам расти и развивать ваши способности на пути к абсолютной Свободе и величайшей Полноте в мире во всех своих проявлениях (во взаимоотношениях, на работе, в духовности, в карьере, в игре, в жизни как таковой).

ПИЖ поможет вам обрести полнейшую СВОБОДУ от мира - свободу от ограничений, раздробленности и частичности - и стать по-настоящему ЦЕЛОСТНЫМ в мире, всецело и полностью включая все с виду частичные аспекты своей личности и мира в однородную, целостную и по-настоящему наполненную жизнь. Свобода и Целостность - чтобы объять жизнь во всей ее полноте, раскрыть и проявить все свои способности.

Практика интегральной жизни - это практический аспект интегральной теории, включающей в себя 4 сектора, относящиеся к четырем измерениям нашего бытия в мире: индивидуального внутреннего (мыслей, чувств, намерений и психологии), коллективного внутреннего (отношений, культуры и общих значений), индивидуального внешнего (физического тела и поведения) и коллективного внешнего (окружающей среды и социальных структур и систем). Они также относятся к соответствующим перспективам вашего текущего сознавания: Я, Мы, Оно, Они .

интегральный подход

интегральный подход

Четыре измерения, представ-ленные секторами, присутствуют в любой жизненной ситуации. Например, представьте, что утром вы входите в здание вашего офиса…

Верхнелевый сектор, внутреннее индивидуальное пространство «я»: вы предвкушаете сегодняшнее важное совещание и немного волнуетесь. В вашей голове проносятся мысли по поводу его подготовки.

Нижнелевый сектор, внутреннее коллективное пространство «мы»: вы вливаетесь в знакомую офисную культуру общих значений, ценностей и ожиданий, которые передаются, явно и неявно, в повседневном общении.

Верхнеправый сектор, внешнее индивидуальное пространство «оно»: ваше физическое поведение очевидно: вы идете, приветствуете коллег, открываете дверь, садитесь за свой стол, включаете компьютер и так далее. Мозговая активность, сердцебиение и потоотделение увеличиваются по мере приближения важного совещания.

Нижнеправый сектор, внешнее коллективное пространство «они»: лифт, действующий от электричества, вырабатываемого за многие километры от вашего офиса, останавливается на вашем этаже. Вы легко ориентируетесь в знакомом офисе, подходите к своему столу и входите во внутреннюю сеть, чтобы узнать последние уровни продаж среди международных рынков вашей компании…

Как видим, любое явление возникает во всех четырех измерениях одновременно.

Но часто люди склонны отдавать предпочтение опреде-ленным секторам за счет остальных. Все есть Бог, и если я отрицаю какую-то часть Бога, то она начинает напоминать о себе. Множество конфликтов и недопонимания - личного, политического, культурного, делового и даже духовного - происходят из отказа от рассмотрения одного или нескольких секторов.

интегральный подход в психологии

интегральный подход в психологии

Интегральная теория утверждает, что все они одинаково важны, и только уделяя должное внимание каждому из них, можно быть гармоничным, здоровым, счастливым и т.п.

Общее развитие непременно должно происходить во всех четырех секторах. Если какой-либо из них отбрасывается, это будет тянуть назад и все остальные. Например, если вы хотите достичь ясности во внутреннем осознании (ВЛ, «я»), это не поможет устранению бардака в вашем окружении (НП, «они») - дома или в офисе. Именно поэтому мы инстинктивно прибираемся в комнате (НП, «они»), когда хотим сфокусировать наш ум (ВЛ, «я»).

То же справедливо и для противоположного направления. Если, например, вы пытаетесь достичь более высокого уровня физического здоровья и благополучия (ВП, «оно»), вас будеттолкать вперёд дружба с людьми, которые ценят физические упражнения, правильное питание и здоровый образ жизни (НЛ, «мы»). И так везде.

Практика интегральной жизни тренирует аспекты вашего бытия во всех четырех секторах.

Суть практики интегральной жизни проста. Если взять тело, ум и дух (как уровни) и самость, культуру и природу (как сектора) и затем объединить их, то получается 9 возможных областей развития и пробуждения. Практики интегральной жизни - первый подход, который комбинирует их все с целью получения наиболее эффективной из возможных личных трансформаций.

Посредством ежедневной практики в различных областях или модулях вы можете достичь еще большей свободы и полноты жизни.

4 основных модуля интегральной практики:

Они являются лучшей точкой для начала ПИЖ. Для них не нужно ничего особенного и не нужен никто, кроме вас. Поэтому вы можете, если хотите, работать над ними самостоятельно. Если вы постоянно будете практиковать этих четыре области, то вы поддержите и невероятно ускорите ваше общее развитие. Вы сможете лучше функционировать во внешней и внутренней жизни, воспринимать множественные перспективы с большей ясностью, присутствием и жизненной силой практически во всех сферах вашей жизни.

кен уилбер интегральный подход

Это очень просто:

Выберите одну практику из каждого из четырех основных модулей

Добавьте необходимые практики из дополнительных модулей

Основные модули ПИЖ

Телесный модуль

От рождения до смерти весь ваш опыт, большой и малый, можно пережить лишь посредством телесных ощущений - еда, работа, любовь и много чего еще.

Но, конечно же, наши тела болеют, ранятся, болят, стареют и в конце концов умирают. В некоторых традициях именно по этим причинам тело имеет плохую репутацию.

Однако, хотя мы и не можем исключить боль или старение, или сделать наше тело идеальным, мы, конечно же, можем мудро пользоваться тем, что у нас есть.

Интегральный подход к телесной практике направлен на установление базового здоровья и телесного благополучия, а также на раскрытие возможностей экстраординарного здоровья - т.е., не просто выживания, но процветания с разумной жизненностью.

Какие практики нужно выполнять для поддержания здоровья тела?

На самом деле, у нас три тела , а не одно, и для полноценного здоровья нужно упражнять все три.

Во-первых, это наше физическое, или плотное , тело, состоящее из плоти и костей, органов и клеток, слюны и крови. Во-вторых, это тонкое тело, состоящее из различных видов энергии, иногда назы-ваемой ци или прана, и других тонких систем (таких, как энергетические центры, или чакры, и акупунктурные меридианы), обычно не признаваемые западной физиологией. В-третьих, мы обладаемпричинным телом бесконечного покоя, к которому мы можем прикоснуться посредством медитативных практик.

интегральный подход в медицине

Принципы тренировки трех тел очень просты: делайте хотя бы одно упражнение для каждого из тел - причинного, тонкого и плотного - и осознавайте и включайте все три тела во время выполнения любого упражнения . Вы можете делать упражнения в любом порядке в любое время дня. Делайте то, что лучше всего работает для вас.

Вот некоторые примеры уп-ражнений для каждого из тел:

Плотное тело

  • Поднятие тяжестей
  • Аэробика
  • Спорт (лыжи, баскетбол, теннис, волейбол, футбол и т.д.)
  • Танцы
  • Подтягивания, приседания, жимы (упражнения, использующие только вес вашего тела)

Тонкое тело

  • Тай цзи
  • Цигун
  • Практика тонкого дыхания (включая микро-космическую орбиту и пранаяму)
  • Визуализация
  • Осознанные сновидения

Причинное тело

  • Медитация свидетельствования
  • Я ЕСМЬ: мантра-медитация
  • Интегральное самопознание
  • Большой ум
  • Центрирующая молитва
  • Три лика Духа

Выберите подходящие для вас практики и постройте свою программу тренировок так, чтобы она соответствовала вашим потребностям.

Модуль ума

Практика восприятия различных перспектив

Простое намерение воспринимать больше перспектив - это основная практика модуля ума. Когда это возможно, старайтесь заметить дополнительные точки зрения, чтобы постоянно пробуждаться для новых и более широких перспектив - чтобы видеть ваш собственный процесс восприятия точек зрения.

Как практикующий вы должны постоянно помнить, что любая перспектива одновременно истинна и частична, и ваша тоже . Поэтому попробуйте меньше защищать свою точку зрения и быть более любопытным и открытым к новым взглядам на вещи.

Практика восприятия новых перспектив может принять миллионы форм: чтение новых книг, встречи с новыми людьми, путешествия, творчество. Ваш ум поистине безграничен, так же, как и количество доступных перспектив. Это делает модель AQAL неоценимым инструментом - в деле организации всего множества перспектив, которые мы можем воспринять, она создает пространство для еще большего числа (и большей глубины) перспектив.

интегральный подход к воспитанию

Точно также, как наведение порядка в кладовке помогает вам лучше там ориентироваться (и вам становится легче найти то, что вы ищете, именно тогда, когда оно вам нужно), применение AQAL помогает создать «пространство для всего в вашей жизни».

Духовный модуль

Подход к духу не мог бы стать по-настоящему интегральным , если бы он не основывался на великих духовных традициях: от христианства, буддизма, ислама, даосизма, иудаизма, индуизма и до шаманизма - в их самых глубоких, самых осознанных, наиболее этических формах . Рассмотрите их детально, и две вещи бросятся вам в глаза: огромное количество различий между ними и несколько поразительных сходств .

Человек может быть созвучен интегральной духовности, оставаясь при этом практикующим христианином, медитирующим буддистом, поклонником Ньюэйджа или неоязыческим шаманом. Таким образом, к его религии что-то добавится - не наоборот. Единственное, что отнимется (и это неизбежно) - вера в исключительную истинность собственного пути к божественному.

Несмотря на различия между религиями, большинство традиций сходятся в следующем:

1. Дух, как бы его ни называли, существует и представляет собой доброту, истину, красоту и любовь.

2. Дух, хотя и существует «вовне», также присутствует и «внутри» - обнаруживается открытым сердцем и умом внутри себя.

3. Большинство нас не осознают этот Дух внутри себя, поскольку мы живем в отделенности, грехе или двойственности - в иллюзорном, «падшем» или раздробленном состоянии.

4. Существует путь, выводя-щий из этого отделенного состояния (иллюзии, разделенности, греха или дисгармонии); существует путь к нашему освобождению.

5. Если мы пройдем этот путь до конца, результатом будет пробуждение, перерождение, спасение или просветление; непосредственное переживание единства с Духом внутри и вовне (и не там и не там одновременно), наивысшее освобождение.

6. Это наивысшее освобождение растворяет иллюзии, грех и/или страдания и превосходит их; оно проявляет себя заботой, смелостью, служением, общественной деятельностью, милосердием и состраданием от имени всего сознающего Космоса.

Существует бесчисленное множество духовных практик: медитация, молитва, выражение благодарности; пение и танец; дыхательные практики, религиозные риту-алы и празднования; возведение алтарей и мест отправления культов; создание объектов религиозного искусства; принесение даров.

Традиционно медитация и молитва были самыми главными измерениями практик, культивирующих высшие уровни сознания. Они называли «раджа» или «королевской» йогой.

Большинство практикующих выбирают регулярные медитации. Другие медитируют меньше, уделяя больше внимания религиозным ритуалам, пению или открытию себя присутствию Бога.

Самое важное - заниматься регулярно (идеально - каждый день), совершая аутентичные, уместные и подходящие вам в данный период жизни практики. Они не должны быть обязательно напряженными или занимать много времени. Если вы вступаете в регулярный, подлинный контакт с Духом, ваша жизнь и практика будут сильно отличаться от жизни без подобного опыта.

Теневой модуль

Термин «тень» относится к «темной стороне» психики - тех наших отколотых аспектов, которые мы отвергаем, отрицаем, прячем от самих себя, проецируем на других людей и от которых отказываемся любыми другими способами. Но то, что мы их не осознаем, не означает, что тень не оказывает влияния на нашу жизнь - просто она выражает себя искаженным и нездоровым образом - то, что часто называется «неврозом».

Если вы не выполняете работу с тенью, преуспевание буквально во всех остальных модулях может быть саботировано - и хуже всего, что это будет сделано из-за ваших собственных бессознательных мотивов.

Возьмите, к примеру, кого-нибудь, кому неприятны собственные чувства злости или агрессии. Всякий раз, оказываясь в ситуации, которая каким-либо образом раздражает такого человека, он не сможет выразить свою злость или раздражение, поскольку просто не будет чувствовать ее, но не потому, что ее нет, а потому, что он ее подавляет. Злость не исчезает, но попросту вытесняется или проецируется на кого-то другого.

Поскольку такой человек знает, что кто-то чертовски злится, и поскольку быть того не может, чтобы это был он сам, тогда, должно быть, это кто-то другой. Он ощущает, как на него злится начальник, супруга или соседка… И это вгоняет его в депрессию. Его собственные чувства злости были подавлены, отчуждены и вытеснены только лишь для того, чтобы вернуться в виде чувства отчужденности или депрессии.

Всегда, когда мы отвергаем и проецируем свои стремления, чувства и качества, они проявляются «там», где пугают нас, раздражают, расстраивают или становятся наваждением. Большую часть времени то, что наиболее беспокоит, расстраивает, восхищает или покоряет нас в других людях - это на самом деле наши теневые стремления или качества, которые теперь воспринимаются не как свои собственные, но как существующие «там».

Важно помнить, что внешнее давление может быть эффективным только в том случае, если оно может зацепиться за ваше собственное спроецированное стремление! Допустим, если ваша жена просит вас сделать что-то, она может даже давить на вас, но вы никогда не почувствуете этого давления, пока сами не захотите сделать то, о чем она просит.

Тень возникает, когда стремление, импульс или чувство первого лица ошибочно размещают или проецируют на второе или третье лицо. То есть, я сам хотел что-то сделать, но мне кажется, что это жена заставляет меня… Происхождение тени - это процесс 1-2-3 (от первого лица к третьему). Вот так быстро! Единственное, что может нам помочь, это обратить процесс вспять: 3-2-1 . Мы называем егоВСТРЕТИТЬСЯ - ПОГОВОРИТЬ - БЫТЬ .

Вы можете проводить этот процесс в любое время, когда вам это необходимо. Два особенно полезных периода времени - непосредственно после пробуждения утром и прямо перед тем, как вы ложитесь спать. Применяйте его ко всему, что вас беспокоит.

кен уилбер интегральный подход

кен уилбер интегральный подход

Утром первым делом (перед тем, как встать с постели) вспомните, что вам приснилось, и найдите кого-то, кто проявился во сне с эмоциональным зарядом - позитивным или негативным. ВСТРЕТЬТЕСЬ с этим человеком, удерживая его в уме. Затем ПОГОВОРИТЕ с ним или попросту войдите с ним в резонанс. Наконец, СТАНЬТЕ этим человеком, примерив его точку зрения на себя.

Перед тем, как лечь в постель, выберите человека, который либо беспокоил, либо привлекал вас в течение дня. ВСТРЕТЬТЕСЬ с ним, ПОГОВОРИТЕ с ним и затем СТАНЬТЕ им.

Вы можете выполнить этот процесс в любой момент, когда вам это понадобится, днем или ночью.

Есть множество эффективных форм психотерапии тени - от гештальт-терапии до психоаналитической терапии и транзактного анализа. Очень большая польза может быть от когнитивных и межличностных подходов. Могут помочь даже ведение внутренних дневников и голосовой диалог. Все это мы называем «работой с тенью».

Однако, какую бы форму вы ни решили выбрать, важно помнить, что ни одна интегральная практика жизни не сможет обойтись без какой-либо разновидности работы с тенью!

Одно из самых больших преимуществ работы с тенью - это то, что она высвобождает энергию , которая в противном случае была бы заблокирована внутри нас. Поддержание тени требует огромных усилий! Работа с тенью высвобождает эту энергию, и мы можем в дальнейшем использовать ее для роста и трансформации.

Также запомните: энергия, которая уходит на оживление и подавление теневых элементов и удержание их вне области сознавания - это та самая энергия, которой нам не хватает на переход к следующей стадии развития.

Дополнительные модули ПИЖ

Дополнительные модули

Модули тела, ума, духа и тени считаются центральными модулями по следующим причинам: во-первых, они крайне необходимы; во-вторых, в большинстве своем их можно практиковать самостоятельно. Дополнительные модули - это те модули, которые работают с вашими взаимоотношениями, вашей профессией или работой в мире, вашей семьей и интимными отношениями, а также связаны с продвинутыми аспектами индивидуальной работы.

Это этический модуль, преобразование эмоций, карма-йога (или работа в мире), сексуальная йога, взаимоотношения, семья, воспитание детей и т.д.

«Интегральный» означает целостный, сбалансированный и всеобъемлющий. Когда мы думаем, чувствуем или действуем в интегральном ключе, в этом есть оттенок целостности или завершенности - как будто мы не упускаем ничего важного. Наша интегральная практика должна относиться ко всем уровням и измерениям нашей жизни.

интегральный подход в психологии

интегральный подход в психологии

Предварительные исследования свидетельствуют, что, к примеру, медитирующий, занимающийся одновременно поднятием тяжестей, достигает большего успеха в медитации, и, наоборот, культурист, практикующий медитацию, быстрее прогрессирует в своем виде спорта. Мы можем назвать это явление интегральной синергией перекрестной тренировки . Четыре основных модуля одновременно активируют несколько мощных синергий между телом и умом, духом и телом, тенью (бессознательным) и духом. Дополнительные модули еще больше усиливают этот эффект.

Хотя кажется, что та или иная практика сосредоточивает свое основное внимание на определенном модуле, существует эффект расходящихся кругов: практика одного модуля в одной из областей вашей жизни увеличивает эффективность всех остальных модулей во всех остальных областях!

По своей сути Практика интегральной жизни не ограничивается выполнением конкретных практик. Она представляет собой искреннюю приверженность тому, чтобы быть сознающим, заботливым и присутствующим в каждый момент нашей жизни - и таким образом и дальше углублять сознание, заботу и присутствие.

Крайне важно быть по-настоящему сознательным, по-настоящему любить - это означает, что вы видите, чувствуете и пребываете в текущем моменте - и в то же время не поглощены какой-то одной точкой зрения, свободны и гибки для эволюции вместе с самой жизнью.

» Wilber, Ken. A Working Synthesis of Transactional Analysis and Gestalt Therapy. In Psychotherapy: Theory, Research and Practice , vol.15, #1, 1978.) Переведено и опубликовано: апрель 2007. [Описание в ЖЖ] (

  • Кен Уилбер , « » Wilber, Ken. Waves, Streams, States and Self: Further Considerations for an Integral Theory of Consciousness // Journal of Consciousness Studies. - Imprint Academic, 2000. - Vol. 7. - Part 11/12. Pp. 145-176. ) (Переведено и опубликовано: май-июнь 2007. [Описание в ЖЖ]
  • Кен Уилбер , « » // Спектр сознания Wilber, Ken. Integrating the Shadow // The Spectrum of Consciousness. - 1977. pp. 225-252. ) ( [Описание в ЖЖ]
  • Кен Уилбер , « » // Что такое интегральная духовность? (Wilber, Ken. The Shadow: Dynamically Dissociated First-Person Impulses // What is Integral Spirituality? - 2005. pp. 80-92. ) Переведено и опубликовано: июль 2007. [ЖЖ-версия]
  • Кен Уилбер , « » (Wilber, Ken. Introduction to Integral Theory and Practice: IOS Basic and the AQAL Map. - Integral Naked, 2003-2004 . Статья также опубликована в «AQAL Journal», Vol 1, N 1, 2006.) Переведено и опубликовано: январь 2008.
  • Кен Уилбер , « » (Wilber, Ken. Paths Beyond Ego in the Coming Decade // ReVision, Vol. 15, 1993 ) Переведено и опубликовано: март 2008.
  • Кен Уилбер , « » (отрывок из книги «Свадьба рассудка и души») (Wilber, Ken. Some thoughts on integral politics // The Marriage of Sense and Soul, 1999 ) Переведено и опубликовано: июнь 2008. [Описание в ЖЖ]
  • Кен Уилбер , « » (1995?) Переведено и опубликовано: июнь 2008.
  • Кен Уилбер , « » (2000?). Переведено Д. Островерховой и опубликовано: июль 2008.
  • Кен Уилбер , « » . Переведено и опубликовано: октябрь 2008.
  • Кен Уилбер , «Конвейерная лента » (глава 9 из книги «Интегральная духовность» [Wilber, Ken. Integral Spirituality. - 2006.]) .
  • Джон Чирбан , «Стадии духовного развития в восточном православном христианстве » (выполненное Кеном Уилбером для 4-го тома собр. соч. резюме 9-й главы из опубликованного в 1986 году 1-го издания книги Уилбера и соавт. «Трансформации сознания»).
  • Отрывки из трилогии «Космос»:
    • Кен Уилбер , « » // Пол, экология, духовность (Wilber, Ken. Sex, Ecology, Spirituality. Second Edition, Revised. Shambhala. pp. 272-273, 287-301. ) Переведено и опубликовано: 2008.
    • Кен Уилбер , « » (Wilber, Ken. «Excerpt G: Toward A Comprehensive Theory of Subtle Energies» , 2004 . [Перевод выполнен совместно с Харьковской интегральной группой ]) Переведено и опубликовано: апрель 2008.

    Практика интегральной жизни:

    • Кен Уилбер , Терри Паттен, Адам Леонард и Марко Морелли . « » (1-2 главы) (Wilber K., Patten T., Leonard A., Morelli M. Integral Life Practice: A 21st-Century Blueprint for Physical Health, Emotional Balance, Mental Clarity, and Spiritual Awakening. - Integral Books, 2008. Ch. 1-2. ) Переведено и опубликовано: осень 2008.

    Другие интегральные материалы:

    • Фрэнк Полетти , « » // журнал World Futures (Poletti, Frank. Plato"s Vowels: How the Alphabet Influenced the Evolution of Consciousness // World Futures, 58: 101–116, 2002 ) Переведено и опубликовано: октябрь 2007. [Описание в ЖЖ]
    • Дэрил Полусон , . (2001) Переведено и опубликовано: март 2008.
    • Avastone Consulting , « » // (Avastone Consulting. «Leadership and the Corporate Sustainability Challenge: Mindsets in Action Report» , зима 2008 . [оригинальную версию отчёта можно скачать на сайте корпорации ] Переведено и опубликовано: март-апрель 2008. [Описание в ЖЖ]
    • Майк Кошк и Элизабет Деболд , . («What is Enlightenment? », №38, 2008) Переведено askerhow и опубликовано: сентябрь 2008.
    • Том Хьюстон , . («What is Enlightenment? », №40, 2008) Переведено askerhow и опубликовано: октябрь 2008.
    • Закари Стейн ,

    Эта статья является кратким вступлением в беседу об интегральной психологии. Я попытался включить в нее и обобщить наиболее глубокие открытия различных психологических школ, а также основные принципы нового подхода. Статья представляет собой лишь приглашение других присоединиться к этому обсуждению, продвигая вперед наше общее предприятие - психологию будущего.У истоков интегральной психологии.

    "Мир един и единственен, и то, насколько в человеке уживается высшее и обыденное, на самом деле...

    Вечное просветление

    Великие мудрые традиции в целом утверждают, что реальность состоит, по крайней мере, из трех крупных сфер: грубой, тонкой и каузальной (например, Нирманакайя, Самбхогакайя и Дхармакайя).

    Грубая сфера – это сфера материального тела и сенсомоторного мира – мира, который можно увидеть с помощью физических ощущений в состоянии бодрствования. Тонкая сфера – это сфера разума и его демонстраций, которые можно увидеть в яркой форме в состоянии сновидения, в определенных...

    В середине 70-х известный специалист по трансперсональной психологии Станислав Гроф и его жена Кристина разработали метод глубинного эмпирического самоисследования и терапии, который получил название холотропного дыхания. Этот метод, сочетающий в себе такие простые элементы, как ускоренное дыхание, этническая, ритуальная и трансовая музыка, а также определённые формы работы с телом, порождал целый спектр тех переживаний, которые наблюдались во время других видов глубинного самоисследования...

    Для дедуктивного подхода и связанных с ним способов психотерапии, во-первых, изучаемая реальность не обособлена от исследователя, она включает в себя и его собственные индивидуальные черты. Открываемым в ней закономерностям подчиняется теперь не кто-то "другой", но, как и любой человек, "ты сам".

    Принципиальным становится положение о том, что каждый конкретный человек способен (подобно исследователю) на попытку понять объективные закономерности своего индивидуального развития и использовать...

    Приступая к изучению собственно психологии личности следует заметить, что из многих отраслей психологических знаний это достаточно молодая наука. Свое развитие она получила в начале XX века в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии.

    Истоки кризиса возникли вместе с рождением самой психологии личности. В теперь уже далеком 1931 году Л.С. Выготский писал, что «до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема психологии – проблема личности и ее развития». Примерно в это же...

    Начнем с основных определений. Успех – это степень достижения установленных потребностей, желаний, поставленных целей. Успех необходим нам для оценки своей деятельности, для ощущения удовлетворения и сознания реализации своего потенциала.

    Функция успеха заключается в обеспечении получения знаний, компетенции и умений для достижения установленных потребностей, желаний, поставленных целей.

    В подфункции успеха входит:

    * Установление потребностей, желаний, постановка целей

    * Оценка...

    Говорят, в военно-полевой медицине принят циничный, но эффективный подход. Когда врачебных ресурсов не хватает на всех раненых, серьезно занимаются только теми, кто без вмешательства врачей погибнет, а с ним – выживет. В условиях поля.

    Легкими и безнадёжными ранеными никто толком не занимается.

    Не знаю, так ли это, но подход разумный. Его же имеет смысл применять и в повседневной жизни. Когда на всё ресурсов не хватает. Только на важное.

    Очевидно, можно выделить три типа дел:

    «Контактер Анатолий вернул моего мужа в семью и заставил забыть о водке. Раньше Роман пил каждый день, а сейчас даже в праздники не прикасается к спиртному. Вот и сегодня Ромочка дома, в семье, к водке не прикасается... И вообще, лежит как живой. Спасибо, Анатолий!»

    «Разрывался между двух огней: любил и жену, и любовницу, и никого из них не мог оставить. Через неделю после приема у Анатолия я не почувствовал никакого желания продолжать связь с любовницей. Да и зачем? Ведь теперь у меня есть...