Сущность технологического образования школьников. Понятие технологического образования

Современная жизнь требует новой работы с содержанием образования. Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается: функции мобильного телефона, набор товаров в магазине, инструкции к новой технике, поиск в интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.. Требуется умение отбирать главное в море информации. Этому противоречит традиционное массовое восприятие процесса обучения: «все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания»

Актуальный вопрос сегодняшнего дня – внедрение новых ФГОС. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • ориентацию на результаты образования, цель которого – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

Классическая система образования имеет традиционный взгляд: «Основная задача школы – дать хорошие прочные знания» А в соответствии с новыми Стандартами основной педагогической задачей становится – организация деятельности учеников: развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач, прогресс в личностном развитии, умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий.

Достичь нового результата возможно, внедряя СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Используя современные педтехнологии учителю необходимо организовать деятельность учащихся.
Позиция учителя должна быть следующей: к классу не с ответом (готовыми знаниями, умениями, навыками), а с вопросом. Знания обучающихся должны стать результатом их собственных поисков. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Достичь этих целей можно, используя метод проектов.

Проектная технология – современная образовательная технология: «обучение в деятельности, сотрудничестве, поиске, исследовании». Позволяет ученикам: моделировать собственную деятельность, обозначать проблему, выдвигать цели и задачи, гипотезы, делать выводы и заключения, добиваться определенного результата, приобретать знания самостоятельно в поиске, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, исполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника)

Если выпускник приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни в современном обществе.

Учебный проект

Этапы работы методом проектов

1 этап – погружение в проект
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формулирует: Осуществляет:
проблему проекта личностное присвоение проблемы
сюжетную ситуацию вживание в ситуацию
цель и задачи принятие, уточнение и конкретизации цели и задач
2 этап – организация деятельности
Организует деятельность – предлагает: Осуществляют:
организовать группы разбивку на группы
распределить задания в группах распределение ролей в группе
спланировать деятельность по решению задач проекта планирование работы
возможные формы презентации результатов выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
3 этап – осуществление деятельности
Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно:
консультирует учащихся по необходимости каждый в соответствии со своим заданием и сообща
ненавязчиво контролирует консультируется по необходимости
дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость «добывают» недостающие знания
репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов готовят презентацию результатов
4 этап – презентация
Подводит итоги обучения: Демонстрируют:
обобщает и резюмирует полученные результаты понимание проблемы, цели и задач
оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение умение планировать и осуществлять работу
акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе найденный способ решения проблемы
рефлексию деятельности и результата
дают взаимооценку деятельности и ее результативности

Наиболее значимым и важным является 1 этап проектирования – погружение в проект.
Это первый шаг в работе, именно этот этап чаще всего представляет наибольшую трудность и от его грамотного планирования зависит дальнейшая деятельность. Определить проблему поставить цель, конкретизировать задачи, спланировать мероприятия и прогнозировать результат помогает метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований»

МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ

«Зеркало прогрессивных преобразований»

1. Постановка проблемы: рост заболеваемости СПИДом
Формулировка проблемы, темы и построение «дерева проблем» – причины нерешения проблемы

2. Причины:
(формулировка начинается с «не…», «нет…»)

Ситуация «плюс»

3. Цель проекта:

Цели – э то наиболее общие утверждения типа: создать дополнительные источники информации о СПИДе

4. Задачи – конкретные и поддающиеся измерению результаты работы Вашего проекта.

Задачи – это возможные улучшения ситуации, формулируются относительно причин «нерешения проблемы».

5. Мероприятия – те виды деятельности, которые необходимы для получения желаемых результатов, для решения задач: как будет выполняться работа; какие потребуются устройства и оборудование; кто ответственные, чем будут заниматься исполнители;

  • Результат/продукт: создание источников информации о заболевании
  • Критерии результативности: сроки, финансирование, ответственные
  • Анализ ресурсов: достаточно ли времени для осуществления проекта, полное ли финансирование, источники информации, работники службы и т.д.

Задание: Рассмотреть пример проблемы «Низкий уровень результатов ЕГЭ» (работа в группах, рефлексия)

Список лтературы:

  1. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений/И.Г. Захарова. – М., 2005.
  2. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/А.В. Хуторской. – М., 2005.
  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. В.С. Кукушина. – М., 2006.

Страница 2

Технологические знания – это результат процесса познания технологического мира и его адекватное отражение в сознании человека в виде понятий, представлений, суждений и умозаключений. Обучающимся необходимо знать базовые технологические понятия: технология, технологическая среда, технологический процесс, способы преобразовательской деятельности и др. Они должны иметь представление о прогрессивных технологиях материального и духовного производства и основных формах жизнедеятельности человека.

Технологические умения – это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретённых научных знаний. К ним относятся умения планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты и эффективность самостоятельно добывать необходимые знания, выполнять графические работы, определять свою профессиональную пригодность.

Технологические важные качества – это свойства человека, необходимые для успешного овладения преобразовательной деятельностью. К ним можно отнести такие качества, как высокий профессионализм, предприимчивость, потребность в постоянном совершенствовании своих профессионально – технологических знаний и умений.

Таким образом, технологическое образование – это процесс и результат творческого, активного приобретения учащимися технологических знаний, умений навыков и личностных качеств с целью формирования технологической культуры, выражающейся в готовности к преобразовательной деятельности на научной основе.

Объективность необходимость технологического образования обусловливается тем, что сложившаяся практика политехнической трудовой и профессиональной подготовки школьников, бессменно распределённый по учебным предметам практический материал в виде примеров из жизни не позволяют в полной реализовать принципы системности и целостности образования. Общеобразовательные предметы имеют слабую технологическую направленность.

А теперь покажем некоторые черты технологического образования. В современном производстве быстро меняются технологии (в развитых странах эта мена происходит через 2-3 года). Поэтому человеку нужно постоянно повышать свою общую и технологическую подготовку. Прежний лозунг "Знания на всю жизнь" - заменяется установкой "Знания через всю жизнь". Следовательно, акцент в образовании должен переместиться с вооружения знаниями, умениями навыками на формирование потребности в знаниях и навыках самообразования.

Разрозненные школьные предметы не могут в полной мере обеспечить развитие у учащихся технологического мировоззрения и мышления, сформировать у них представления о технологических процессах на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях, показать всеобщность технологии. Поэтому технологическое образование предполагает переход от предметного к проблемно ориентированному обучению. В школах необходимы интегрированные области знаний, построенные на стыке различных наук. Например, такой областью является сейчас "Технология", которая синтезирует научные знания из многих учебных предметов и показывает пути их использования в различных направлениях преобразовательной деятельности человека и общества. В этой связи в школе возможно появление таких областей знаний, как эргономика, генная инженерия, психоаналитика и др.

Одним из основных недостатков современного образования в школах России является засилий информационно-репродуктивных, пассивных методов обучения, что приводит УК тому, что знания учащихся являются неглубокими, формальными, т.е. "непознанными". В технологическом образовании, чтобы сформировать творческого "технолога", необходимо использование творческих, активных методов обучения: деловых игр, проектов, учебных экспериментов, индивидуальных консультаций. Эти методы способны обеспечивать как опредмечивание, так и распредмечивание знаний.


Концептуальные аспекты технологического образования

школьников

В результате научно-технической революции второй половины 20 века наибольшее значение в развитии общества приобретает человеческий фактор. В первую очередь требуются творческие и самостоятельные, ответственные и предприимчивые работники, способные к непрерывному развитию и самообразованию. Поэтому изменяется роль образования.

Общеобразовательная школа в начале 21 века призвана создать условия для развития способностей и познавательных интересов учащихся, процессуальных умений и навыков самообразования, способствовать их профессиональному самоопределению и социальной адаптации. Существенная роль в решении этой задачи принадлежит общему технологическому образованию. Его основной задачей является подготовка учащихся к преобразовательной деятельности с использованием знаний из различных научных областей.

В современном понимании технология – это область знаний, методов и средств деятельности человека по созданию материальных и духовных ценностей. Такая деятельность включает преобразование материалов, энергии и информации в интересах человека и общества. Технология синтезирует знания, полученные другими науками, и вырабатывает новые идеи. Базовые понятия и знания технологии являются неотъемлемой частью культуры современного общества – технологической культуры.

Понятие культура включает в себя (как один из компонентов) человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, способы и формы общения). Любая преобразовательная деятельность состоит из двух обязательных взаимосвязанных частей – проектной и технологической. Следовательно каждый работник должен в определенной степени владеть как технологической, так и проектной культурой.

Владение учащимися основами технологической культуры, на наш взгляд, предполагает понимание роли технологии в развитии человеческого общества, знание общих принципов, методов и средств преобразовательной деятельности, умения выполнять основные технологические операции. Проектная культура требует владения алгоритмом преобразовательной деятельности, методами и изобразительными средствами дизайна и графики, умениями выполнять конструирование и моделирование объектов.

Министерство образования включило в инвариантную часть базисного учебного плана российской школы новую образовательную область "Технология" (ООТ) вместо прежних предметов труд и черчение . С современных позиций цель преподавания ООТ – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и преобразовательной деятельности в демократическом гражданском обществе с рыночной экономикой. Область «Технология» призвана способствовать формированию целостной картины о мире технологий и профессий, освоению учащимися культуросообразной преобразовательной деятельности человека. Наиболее эффективно технологическое образование школьников осуществляется при использовании в преподавании ООТ метода проектов.

Метод проектов в преподавании образовательной

области "Технология"

В современном мире образование рассматривается как процесс, направленный на саморазвитие личности учащихся, расширение возможностей компетентного выбора ими жизненного пути. В соответствии с требованиями новой парадигмы образования главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Концепция образовательной области «Технология» (ООТ) предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения и в первую очередь метода проектов. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьником учебного материала в процессе выполнения проектов. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся в познавательной и преобразовательной деятельности повышает мотивацию к учению, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.

Логика построения проекта соответствует общей структуре проектной деятельности . Проект учащегося включает следующие основные компоненты:

Определение потребностей: учащийся самостоятельно или совместно с учителем выявляет актуальную проблему, требующую разрешения;

Краткая формулировка задачи: определяется цель проекта и в краткой форме записывается задание по разработке и изготовлению изделия;

Исследование и анализ: исследуются потребности человека (или группы людей), которому предназначено разрабатываемое изделие, аналоги, имеющиеся на рынке, технологии производства в промышленности, возможный способ производства в школьных условиях, доступность материалов и оборудования;

Выработка требований: составляется детальный перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие для того, чтобы быть качественным;

Первоначальные идеи: учащиеся вырабатывают идеи по разрешению обозначенной проблемы, выполняют рисунки, эскизы и сопровождают их своими комментариями;

Выбор и проработка лучшей идеи: представленные идеи оцениваются по отношению к критериям, указанным в требованиях и выбирается лучшая, которая детально прорабатывается (проводится конструирование и моделирование);

Изготовление изделия: учащиеся планируют процесс изготовления, приобретают необходимые умения работы с материалами и изготавливают разработанные изделия;

Проверка и оценка: учащиеся проводят испытания, оценку изделия по отношению к выработанным требованиям и самооценку всего процесса проектирования.

Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их. Результатами проектов могут быть объекты, системы, технологии, разработки по совершенствованию и благоустройству окружающей среды. Умения работы с материалами, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи в процессе выполнения различных проектов. Наиболее важными результатами выполненных учащимися проектов являются: освоенные в ходе проектной деятельности знания и умения, развитые личностные качества и способности школьников, реализованный на практике объект проектирования (изделие, услуга, мероприятие), оформленное описание проекта (дневник проектирования или проектная папка (Приложение 1)).

Выполняемые школьниками проекты можно условно разделить на виды, используя следующие критерии (таблица 1).

Виды проектов учащихся Таблица 1

Критерии

Виды проектов

Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета);

Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);

Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу)

включенность проектов в учебные планы

Текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения)

Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала);

продолжительность выполнения проекта

Мини-проекты, (несколько недель);

Средней продолжительности (несколько месяцев);

Долгосрочные (в течение года)

количество участников проекта

Коллективные,

Индивидуальные,

Групповые

Организация обучения на основе метода проектов предполагает превращение учащегося в субъект трудовой деятельности, каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива . При этом учитель не противостоит учащимся, а выступает в качестве партнера. Работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Все это способствует самоопределению, самореализации личности учащихся, позволяет им подойти к осознанному выбору профессии.

Тематика проектных заданий должна быть достаточно широкой и разнообразной, чтобы охватить возможно больший круг учебных вопросов и учесть интересы учащихся. Организуя учебное проектирование, учитель должен уметь осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. для этого нужно использовать различные по уровню сложности проектные задания.

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но и эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. Занятия по учебному проектированию можно организовать в виде игры, используя ассоциативные методы поиска решений: метод мозгового штурма, морфологический анализ, метод фокальных объектов и др. Учителю не следует предлагать учащимся наилучший вариант решения проблемы. Он должен создавать условия для творческого и успешного осуществления работы учащихся над проектом, постоянно стимулируя их интерес к проектированию.

Педагогическое проектирование в профессиональной деятельности

учителя технологии

Рассмотрение процесса обучения на основе метода проектов как взаимодействия формирующейся личности и пространства ее деятельности в социальной среде, определяющего настоящий и будущий опыт учащегося, предполагает проектирование учителем условий и способов такого взаимодействия. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что усвоение учащимися новой информации в процессе проектной деятельности происходит в сфере проблемной неопределенности. Поэтому возникает необходимость проектирования и организации учителем этой деятельности учащихся. Эти процессы в педагогике связывают с педагогическим проектированием.

Использование понятия "проектирование" к образовательной сфере, его адаптация к новой среде, трансформация в понятие "педагогическое проектирование" связано с решением целого ряда методологических проблем, поскольку влечет расширение терминологического пространства науки, пересмотр представлений о некоторых традиционных категориях, необходимость их соотнесения между собой и т. д. Педагогическое проектирование и его приложения исследовались в работах, -Бек, и др. Однако несмотря на интенсивные поиски ученых в целях создания единой теории, пока остаются мало изученными вопросы терминологии данной проблематики, ее содержательного наполнения.

Анализ существующих исследований свидетельствует о расхождениях в толковании термина " педагогическое проектирование " и о его использовании в контексте педагогики.

В технической отрасли знаний (М. Азимов, В Гаспарский, Дж. К. Джонс, Я. Дитрих, П. Хилл и др.) проектирование традиционно понимается как подготовительный этап производственной деятельности. Оно предназначено для решения актуальной технической проблемы, основу которого составляет изобретение; содержание проекта определяется ценностными ориентациями; в процессе проектирования моделируется некоторый объект действительности; итговый проект приспособлен к массовому производству.

В педагогической области существуют различные варианты трактований педагогического проектирования: деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных проектов, под которыми понимаются оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях (); предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов (-Бек)и др.

Проектирование требует синтеза различных знаний: педагогических, психологических, философских, социологических, экологических, медицинских, правовых, технических, информационных и др. Обращение к ним вызвано колоссальной ответственностью не только за технологическую сторону образовательного процесса, но и за жизнь и психическое состояние людей, участвующих в реализации данного проекта. Если для технического проекта можно перечислить и описать все элементы, конструктивные узлы и условия, обеспечивающие его внедрение, то для педагогического проделать такую работу бывает крайне трудно в силу многофакторности педагогических явлений и индивидуальных особенностей людей как субъектов его реализации. Педагогические проекты более гибки по сравнению с техническими и в отличие от них имеют некоторый резерв для коррекции некоторых конструктивных элементов.

В современной педагогике проектирование рассматривается в двух аспектах как "идеальная" (мыслительная) деятельность и как деятельность, связанная с реализацией замысла. Первая из них включает в себя целеполагание, планирование, конструирование, моделирование и прогнозирование (), вторая – организацию взаимодействия (субъектов проектирования между собой, с объектами и средой), диагностику, анализ результатов и коррекцию проектов (-Бек). Поэтому проектная деятельность учителя заключается в разработке и реализации в учебном процессе педагогических проектов (системы планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения поставленных целей).

Главной составляющей методологии проектировочной деятельности является технология проектирования, его логика и этапность. Деление на этапы (шаги) в педагогическом проектировании может быть различным, прежде всего это зависит от того, что является объектом проектирования, характера и уровня его сложности. На наш взгляд разработка любого педагогического проекта требует осознанной организации процесса, определенной логики действий, которую в обобщенном виде можно представить в следующем виде: замысел ® реализация ® рефлексия.

Наиболее важным объектом педагогического проектирования в преподавании ООТ является процесс обучения на основе метода проектов. Последовательность проектирования этого объекта, на наш взгляд, можно наглядно представить в виде схемы-алгоритма, содержащего три этапа: проектировочный этап, этап реализации педагогического проекта, аналитический этап (схема 1).

Выполняя педагогический проект, учитель проходит все этапы проектно-преобразующей деятельности от идеи до ее реализации и оценки. Проектный этап начинается с процесса целеполагания. Затем проводится начальная диагностика развития учащихся для оценки их индивидуальных особенностей, уровня развития качеств личности, степени сформированности знаний и умений. С учетом выбранных целей в соответствии с государственным стандартом и программой области "Технология", а также данных начальной диагностики производится отбор содержания обучения, осваиваемого школьниками в процессе учебного проектирования. Во время планирования учитель оценивает имеющиеся ресурсы (время, методическое, дидактическое и материальное обеспечение, собственные способности и умения и т. д.) и возможные педагогические ситуации, предусматривает контроль за выполнением проектов учащимися и разрабатывает в итоге календарно-тематический план


В конце первого этапа учитель оформляет разработанные дидактические и методические материалы и подготавливает материально-техническую базу.

На этапе реализации педагогического проекта учитель организует проектную деятельность учащихся – проводит консультации, упражнения, обучение новым приемам работы, контроль и оценку деятельности школьников, текущую диагностику, организует их самоанализ и рефлексию. Осуществление этого этапа происходит в процессе педагогического взаимодействия учителя с учащимися и их родителями, учащихся между собой. В конце этапа проводится заключительная диагностика развития учащихся. Они представляют на защиту объекты проектирования и оформленные проекты. Итоговая оценка за выполнение проекта выставляется учителем с учетом промежуточных оценок деятельности учащихся, качества выполнения объекта проектирования и описания проекта, освоения алгоритма проектирования, оригинальности проектных решений, самостоятельности, а также самооценки учащегося.

На аналитическом этапе учитель проводит анализ разработанного педагогического проекта, его реализации и достигнутых результатов. При этом следует определить соответствие результатов поставленным целям, оценить развитие личностных качеств и способностей учащихся. Необходимым компонентом деятельности учителя на III этапе является рефлексия – самоосмысление и самоанализ педагогического проектирования. По результатам анализа корректируется разработанный проект с целью его совершенствования.

Таким образом, проектировочная деятельность учителя технологии является самостоятельной деятельностью, со своим особым объектом – процессом обучения на основе метода проектов. Вместе с тем, мы считаем, что педагогическое проектирование, с одной стороны, является ведущим процессом в структуре деятельности учителя по реализации метода проектов в обучении и с другой - выступает важным условием осуществления этой деятельности.

Литература:

1. Безрукова. Проективная педагогика. Учебное пособие. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996, 344 с.

2. Заир-Бек педагогического проектирования. Учебное пособие. – С.-Пб., 1995, 234 с.

3. , Петряков проектов в преподавании образовательной области «Технология». Методическое пособие. – Великий Новгород: НРЦРО, 1999 – 88 с.


СУЩНОСТЬ И СПОСОБЫ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слово "технология" происходит от древнегреческого "techne " - искусство, мастерство, умение и "logos " - учение, наука. Таким образом, технология буквально - наука о мастер­стве, искусстве.

К технологии как к науке могут быть применены различ­ные подходы.

Философский - технология рассматривается как мас­терство, искусство, как наука о преобразовании вещества, энер­гии и информации по плану и в интересах человека, включая необходимые для этого методы и средства. Можно выделить несколько способов анализа технологии: техника и человек - антропология, техника и природа - натуралистическая онтоло­гия, техника и бытие - онтология (понятия техники и техноло­гии иногда совпадают),

Межпредметный - технология как интегрированная об­ласть знаний о способах преобразования материи, энергии и информации в интересах человека. Она интегрирует знания ос­нов наук (физики, химии, биологии и др.), показывая их прак­тическое применение. Следовательно, образовательная область "Технология" - это прикладная область знаний;

Обобщающий - технология как наука о способах произ­водства в конкретных сферах человеческой деятельности;

Эмпирический - технология как наука о конкретных технологических процессах, как определенная последователь­ность производственных операций и действий, обеспечиваю­щих изготовление конкретных товаров и услуг (технология из­готовления космического корабля, пошива платья, изготовле­ния стола, приготовления салата и т.д.).

Под деятельностью понимается "специфический для че­ловека способ отношения к внешнему миру, состоящий в пре­образовании и подчинении его человеческим целям". Дея­тельность человека социально обусловлена и строится в соот­ветствии с законами объектов. Она определена предметом и в то же время с ее помощью предмет выделяется как отличный от нее. Поэтому человеческую деятельность К. Маркс назвал предметной. По своему содержанию деятельность есть произ­водство материальных и духовных благ, создание условий для развития общества и самого человека.

Преобразовательная деятельность - это специфический для человека способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его своим целям.

Преобразовательная деятельность может рассматриваться на различных уровнях:

Здесь явно проявляется действие закона перехода количе­ственных накоплений в новое качественное состояние. Можно сделать вывод, что энергия солнца, преобразуясь на Земле в форму неорганического и органического ряда веществ и преоб­разователей энергии и веществ, доходит до своего совершенст­ва - создания человека, как преобразователя вещества и энер­гии, преобразователя и накопителя информации. Именно ра­зумный Человек может стать спасителем Земли от ее разруше­ния избыточной энергией, он же может и усилить разрушение планеты Земля.

Генеральная цель технологии на мегауровне - познать за­коны, закономерности, средства преобразовательных процес­сов вещества, энергии в другие виды и создать такие оптималь­ные преобразователи, которые позволяют сохранять баланс вещества и энергии.

Эту сверхзадачу может выполнить только гуманная про­изводительная сила трудовой деятельности общества. "Следовательно, труд как созидатель потребительных стоимо­стей, как полезный труд, есть независимое от всяких общест­венных форм условие существования людей, вечная, естествен­ная необходимость: без него не был бы возможен обмен ве­ществ между человеком и природой, т.е. не была возможна са­ма человеческая жизнь" (К. Маркс).

Именно через труд, человек, человечество творит и пре­образует нашу естественную и искусственную среду.

В мегатехнологии осуществляется неоднократное, перма­нентное преобразование вещества, энергии и информации. От­метим, что:

Вещество в процессах преобразуется, переходя из одно­го состояния в другое, сохраняет свою массу и после преобра­зования (закон сохранения массы);

Энергия в процессах преобразуется из одного вида в другой, и общая сумма энергий до и после процессов сохраня­ется (закон сохранения энергии);

Информация порождается в процессе преобразования вещества и энергии, свидетельствует о формах и количестве преобразований и накапливается в соответствующих формах на носителях (человеческая память, технические устройства и др.) (закон накопления информации).

Технологии на макроуровне рассматривают преобразова­тельные процессы в различных сферах человеческого бытия (материальной и духовной культуры), отраслях м производств. На макроуровне можно выделить следующие виды технологий.

Технологии в производственных отраслях

Технологии в непроизводствен­ных отраслях

Универсальные технологии

Энергетические технологии. Тех­нологии метал­лургии. Техноло­гии машино­строения. Техно­логии строитель­ства. Технологии легкой промыш­ленности. Техно­логии сельскохо­зяйственного производства. Технологии пере­возки грузов. Технологии связи и др.
Педагогические технологии. Техно­логии проведения научных исследо­ваний Художест­венные технологии. Медицинские тех­нологии. Техноло­гии торговли. Тех­нологии бытового, художественного и информационного обслуживания. Тех­нологии перевозки пассажиров. Техно­логии управления (менеджмента) и др.
Технологии позна­вательной деятель­ности. Технологии трудовой деятель­ности и предпри­нимательства. Тех­нологии художест­венного и техниче­ского творчества. Технологии обще­ния Технологии игровой деятель­ности. Технологии досуговой дея­тельности. Инфор­мационные техно­логий и др.

Технологии на мезауровне - это технологии производства различных технических систем и устройств: станков, тракто­ров, холодильников и т.д.

Микротехнологии - это операционные и подетальные тех­нологии. Они предусматривают изготовление технических сбо­рочных единиц, выполнение различных технологических опе­раций: посев зерновых, фрезерование зубьев шестерен, выбор программы, приготовление блинов и т.д.

В каждой из этих технологий используются различные способы преобразовательной деятельности.

Способ преобразовательной деятельности - это совокуп­ность средств, методов и приемов преобразования материалов, сырья, энергии и информации. В зависимости от этих, средств, методов и приемов различают следующие способы преобразо­вательной деятельности.



Мыслительные и проектные способы используются при переработке информации, поиске наилучшего решения про­блем, выдвижении гипотез, разработке и выполнении проектов.

Механический способ охватывает такие технологические процессы, которые совершаются благодаря механическому воздействию на предмет труда. Например, резание, рубка, со­единение деталей винтами, прессование и т.п.

Химическим способом осушествляются технологические процессы изменения предметов труда за счет химических реак­ций (химическая, электротехническая промышленность, сель­ское хозяйство и др.).

Биологические способы характеризуются тем, что предмет труда изменяется под воздействием биохимических процессов, происходящих в живых организмах. Эти способы широко рас­пространены в ряде отраслей промышленности (пищевая, хи­мическая, легкая), металлургии и др.

Энергетические способы охватывают такие технологиче­ские процессы, которые осуществляются благодаря использо­ванию электрической, ядерной, световой и других видов энер­гии. Например, получение меди, алюминия путем электролиза и т.д.

Информационные способы предполагают использование в технологических процессах электронно-вычислительной тех­ники и информационной базы данных.

В ряде технологий используются комбинации рассмот­ренных выше способов.

Примерами комбинированных технологий могут служить генная инженерия, электромеханический метод нанесения за­щитных и декоративных покрытий на металлы, электрофизиче­ские способы обработки деталей и др.

Человек не может усидеть на одном месте. Нами постоянно осуществляется Это может показаться чем-то невозможным, но такова реальность.

Общая информация

Первоначально необходимо дать обозначение слову «деятельность». Так называют вид активности человека, что направлен на познание, а также дальнейшее творческое преобразование окружающего мира (в том числе и самого себя). Когда упоминается социально-преобразовательная деятельность, это значит, что люди создают условия, удобные для общества, подстраивают их под самого себя. Но для начала всё же давайте остановимся на общей информации. Итак, человеческая деятельность может принимать следующий характер:

  1. Сознательный. Во время этой деятельности человеком осознано определяется цель и предвидится возможный результат принятых решений.
  2. Продуктивный. Активность человека направлена на то, чтобы получить определённый результат.
  3. Преобразующий. Во время процесса деятельности человек меняет окружающий его мир и самого себя.
  4. значит, что процесс деятельности подразумевает наличие общения и установления различных отношений с иными людьми.

Иная классификация

Также существуют и другие виды представления человеческой деятельности. Так, её можно разделить на практическую и духовную. Для полноты сравнения нами будет рассмотрена не только социально-преобразовательная, но и Это позволит лучше разобраться в данной теме. Первая относится к практическому направлению, а вторая - к духовному.

Какой бывает социально-преобразовательная деятельность?

Это вопрос, на который нет универсального ответа. Так, она может быть созидательной или разрушительной - зависимо от конечного результата. Как показывает социальная практика, судить о влиянии определённой деятельности можно только спустя значительное количество времени. Ведь, как это ни парадоксально, даже определённые катаклизмы могут оказать благотворное влияние в будущем. В качестве примера приведем французскую революцию и взятие Бастилии. После этих событий по всей стране развернулся Якобинский террор, когда очень значительное количество людей сложили свою голову на плахе. Но одновременно были запущены и позитивные тенденции, благодаря которым сейчас Франция является развитой, продвинутой державой.

На деятельности влияет и то, творческая она или репродуктивная. В первом случае создаётся что-то качественно новое. Как правило, это происходит медленно. Но конечный эффект будет потрясающим. При репродуктивной деятельности происходит повторное создание чего-то по имеющимся уже схемам и представлениям. Этот процесс протекает, как правило, довольно быстро. Но пальма первенства и эффект первооткрывателя в том случае утеряны. Также отдельно выделяются выявления деятельности. Они в данном случае могут быть внешними или внутренними. Под первыми подразумевается деятельность, направленная на взаимодействие с кем-то или чем-то. Тогда как внутренние выявления - это мыслительные процессы.

О познавательной деятельности замолвим слово...

К ней относят всё, что связано с пониманием принципов функционирования окружающей среды и распознавания чего-то нового. Здесь можно выделить несколько направлений. Среди них: чувственная, рациональная, художественная, житейская, личностная, религиозная деятельность. Отдельно следует рассмотреть Благодаря этому человек может руководиться принципом объективности, получать обоснованные и системные знания, которые к тому же можно перепроверить. В данном случае познавательная деятельность - это ещё и способ развития общества. Она направлена на усовершенствование его уклада.

Практика

Социально-преобразовательная деятельность - это такой элемент взаимодействия в обществе, который не обходится без общения. Ведь оно является способом взаимосвязи между различными людьми. Если говорить о познавательной деятельности, то она собой представляет так называемый субъект-объектный процесс. То есть, человек совершает определённые действия, направленные на понимание какой-то вещи или процесса. В качестве примера можно привести преобразования, происходящие в обществе. Тогда как социально-преобразовательная деятельность - это такой процесс, что не может происходить без контакта между различными людьми.

Особенности общения

Очень часто этот процесс отожествляют с коммуникацией. Но эти понятия следует разделять. Так, под общением может пониматься деятельность, что носит духовный и материальный характер. А вот коммуникация является чисто информационным процессом. В качестве примера можно навести пример взаимодействия человека и животного (собаки, крысы и так далее). Согласитесь, общение с другими людьми ни в какое сравнение не пойдёт с коммуникацией с животными. В качестве аналогии можно сказать, что первый тип взаимодействия базируется на диалоге, тогда как второй - на монологе. Социальная практика может предоставить бесчисленное количество подтверждений, что всё происходит именно так. Из всего этого можно сделать один вывод. Социальные объекты - это исключительно люди.

Реализация

Итак, мы уже знаем, что собой представляет социально-преобразовательная деятельность. Примеры этого механизма изменения общества смогут закрепить полученную информацию. Для начала давайте начнём с минимально возможного уровня. Представим, что какой-то конкретный человек не удовлетворен образовательным уровнем в школе. Тогда он работает над созданием детских летних лагерей. В них будет осуществляться пропаганда науки. Там будут показывать захватывающие вещи из раздела физики/химии, объясняться большое значение знаний и так далее. Это будет пускай и не очень масштабная, но тем не менее социально-преобразовательная деятельность. И дети вместо того, чтобы идти в потенциально не хорошие компании, будут заниматься образованием.

Можно привести в пример и более крупный масштаб. Представим, что человек решил учредить общественную организацию, которая будет заниматься популяризацией научного подхода и принципа рационализма в рамках одной отдельной страны или даже целого мира. Здесь всё упирается исключительно в амбиции и цели. Социально-преобразовательная деятельность может вестись с различным уровнем успеха и в разных масштабах. Но при этом следует понимать, что она может быть осуществлена исключительно группой людей. В современном государстве изменить, скажем, размер материнского капитала одному человеку не под силу. Даже если рассматривать пример наиболее облечённых властью людей - министров правительства, то даже их решение зависит от текущего положения дел и огромного аппарата чиновников. Даже в таком случае нельзя сказать, что всё может быть реализовано просто и без проблем.