Экономика индии после 2 мировой войны. Индия после Второй мировой войны План Ø

После Второй Мировой Войны Британское правительство стало понимать, что удержать Индию не удастся. Это понимали и индийцы. Лига Мусульман призывала к созданию собственного мусульманского государства. Проблема отношений индуистов и мусульман приняла общенациональный характер. Не обошлось без кровавых столкновений на религиозной почве, в которых погибли тысячи человек. В конце концов стороны пришли к выводу о необходимости выделения мусульманских территорий в отдельное государство – Пакистан.
15 августа 1947 года Индия получила независимость, а также образовалось новое государство – Пакистан, Выделение части индийских территорий в отдельное государство Пакистан привело к возникновению огромных потоков беженцев с одной и с другой стороны. Разгорелся жесточайший межэтнический конфликт.

Приход к власти так называемой национальной буржуазии в Индии способствовал выработке политической линии на развитие независимой национальной экономики, становлению демократических форм национальной государственности.

Конституция независимого государства Индии 1949 (вступила в действие в 1950 г.) г. провозгласила создание суверенной и демократической республики, в которой запрещались рабство и какие бы то ни было формы принудительного труда. В Конституции говорилось о равенстве всех граждан перед законом независимо от религиозной, расовой и кастовой принадлежности, пола и места рождения. Конституция провозгласила неприкосновенность частной собственности.

По форме правления Индия представляет собой парламентарную республику. Высшим законодательным органом по Конституции является, парламент, состоящий из главы государства и двух палат - Народной палаты и Совета штатов.

Джавахарлал Неру (14 ноября 1889 -27 мая 1964) - один из лидеров левого крыла индийского национально-освободительного движения и Индийского национального конгресса, ставший первым премьер-министром Индии после обретения страной независимости 15 августа1947. Во внутренней политике Неру стремился примирить все народы Индии и индуистов с мусульманами и сикхами, враждующие политические партии, а в экономике - принципы планирования и рыночной экономики. Он избегал радикальных решений, и ему удавалось сохранять единство правой, левой и центристской фракций Конгресса, сохраняя в своей политике баланс между ними. Неру, пользовавшийся большим авторитетом в мире, стал одним из авторов политики неприсоединения к политическим блокам. Он принимал экономическую помощь от СССР, выступал за мирное существование государств с различным общественным строем. В 1954 году он выдвинул 5 принципов мирного сосуществования, на основе которых год спустя возникло Движение неприсоединения.

Двумя любимыми проектами Неру были: установление азиатской идентичности и неприсоединение.

В 1967 в результате внутренней политической борьбы к власти в Индийском национальном конгрессе приходит Индира Ганди .

В это время в стране с одной стороны развивается гос. сектор и создается тяжелая промышленность, новейшие технологи, проходит аграрная реформа (за счет перераспределения земель между крупными землевладельцами и неимущими), и в то же время в стране дикая бедность, 70% страны – находятся в крайне бедноте. Все экономические успехи проходят в меньшей части населения.

1975г- На политическую арену выдвигается молодежное движение во главе с сыном Индиры – Санджаем Ганди, сторонник жестки методов решения проблем => выдвигает программу:

  1. Ликвидация неграмотности (хождение в народ, образование народных масс + попутное разъяснение им насколько хороша политика Индиры Ганди)

2. Борьба с кастовостью (устранение неприкасаемости) – поднятие низших каст

3. Отмена приданого

4. Борьба за чистоту улиц (снос старых домов и строительство новых из которых получали прибыль)

5. Борьба с рождаемостью – свелось к стерилизации мужского населения.

На восьмых выборах 1984 побеждает Индийский национальный конгресс во главе которого стоит Раджив Ганди (он полностью меняет политический курс):

1. Отступает от гандийского социализма

2. Начинается приватизация, уменьшается доля гос. сектора

3. Индия склоняется в сторону США, ФРГ и Японии – резко изменяется внутренний и внешний курс

Одновременно правительство Раджива Ганди подвергается нападкам в связи с коррупцией, что резко подрывает веру в Индийский национальный конгресс. Из него опять выходит группа членов в 1988.

1990-е – резкий рост и модернизация экономики

Четырнадцатые выборы 2004 – победа Индийского национального конгресса премьером становится индус - Манмохан Сингх.

Индия характеризуется высокими темпами экономического развития, растущим удельным весом в мировой экономике и большим авторитетом на мировой политической арене.

Занимая 7-е место в мире по территории, по численности населения Индия уступает только Китаю. Учитывая высокий прирост населения (1,5-2% в год), можно прогнозировать, что по этому показателю Индия способна обогнать Китай.

в рейтинге Всемирного банка страна занимает 12-е место, несколько уступая Бразилии. При расчете ВВП по паритету покупательной способности, по данным Международного банка реконструкции и развития, в 2006 г. Индия заняла 5-е место в списке крупнейших экономик мира после США, Китая, Японии и Германии.

Индии удалось нормализовать политические и экономические отношения с Китаем и Пакистаном. Конфликты, существовавшие между Индией и ее соседями, в том числе и территориальные, неоднократно приводившие к военным столкновениям, не ликвидированы полностью, но уже не стоят на первом плане в современной сложной международной обстановке. Индия обзавелась ядерным оружием.

В политическом плане Индия сохраняет дружественные отношения с современной Россией. Это взаимовыгодное экономическом сотрудничестве и совместных действиях на международной арене, когда интересы и внешнеэкономические концепции России и Индии совпадают.

Характерно, что и в отношениях с США индийские лидеры говорят о далеко идущем стратегическом партнерстве, при наличии интенсивного экономического сотрудничества.

Имея обширные экономические связи с Европейским союзом, странами АСЕАН и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), участвуя во встречах "Группы-8", Содружества наций и других подобных организаций, Индия практически не входит ни в одну региональную интеграционную группировку. Некоторым исключением можно считать Ассоциацию регионального сотрудничества стран Южной Азии, включающую, кроме Индии, ее соседей - Пакистан, Непал, Бангладеш, Бутан, Шри-Ланку и Мальдивскую республику. Эти государства некогда входили в орбиту бывшей Британской Индии. Фактически экономика Индии - это ядро всей экономки Южной Азии.

Индия как одна из крупнейших экономик мира была включена в "Большую двадцатку", призванную разработать стратегию выхода из мирового экономического кризиса. В то же время Индия вошла в группу БРИК вместе с Россией, Бразилией и Китаем. Страны этой неформальной организации обеспечивали в докризисный период не менее трети общего прироста мировой экономики.

В Индии фактически 5 коммунистических партий:

· Коммунистическая партия

· · Марксистская коммунистическая партия

· · Ценристская партия марксистов-интеллектуалов

· · Марксистско-ленинская коммунистическая партия

· · Движение наксалитов

Окончание второй мировой войны и первые послевоенные годы составили для Азии целую историческую эпоху. Победила Августовская революция во Вьетнаме, началось освобождение Индонезии, стали независимыми Бирма, Лаос, Камбоджа. Революционный Китай торжествовал успех многолетней борьбы.
На этот же период приходится национально-освободительная революция в Индии. Не полагаясь более на лицемерные обещания Англии, индийский рабочий класс, индийское крестьянство требовали независимости и добивались ее революционным путем. В феврале 1946 года началось восстание индийских военных моряков (почти 20 кораблей подняли красные флаги).
Английское лейбористское правительство должно было сделать заявление о предоставлении Индии политической независимости в рамках Британского содружества наций.
Специальная миссия, посланная в Индию из Лондона, предложила следующий план: Индия преобразуется в союз автономных провинций и княжеств, а после того получает право считаться доминионом; провинции, в свою очередь, подразделяются на индуистские и мусульманские - по религиозному признаку.
План этот имел цепью расчленение страны: предполагалось, что таким образом легче держать ее в прежней зависимости.
После разного рода маневров, имевших целью развести на разные концы и рассорить между собой две главные политические партии национального освобождения - Индийский национальный конгресс и Мусульманскую лигу, - Англии удалось провести план расчленения Индии. Законом от 15 августа 1947 года были созданы два доминиона: Индия и Пакистан.
Пакистан (111 млн. человек) был составлен из двух частей, отстоящих на 1,5 тысячи километров друг от друга. На княжество Кашмир заявляли требования как Индия, так и Пакистан. Уже в октябре 1947 г. пакистанские вооруженные отряды заняли часть Кашмира. По просьбе махараджи Кашмира княжество было включено в состав Индии (1947 г.).
Расчленение страны повлекло за собой неисчислимые бедствия. Сотни тысяч людей насильственно переселялись из одного доминиона в другой. Экономические связи, установившиеся веками, были искусственно разорваны. Религиозная рознь стала еще ожесточенней.
Когда началось расчленение на две части провинции Пенджаб, борьба между индусами (и сикхами), с одной стороны, и мусульманами - с другой, вылилась в резню. Погибло около 500 тыс. человек и не менее 12 млн. осталось без крова. Погромы и резня прокатились по всей огромной стране и, что касается Пенджаба, не прекратились до сих пор.
За расчленением последовало создание правительств Индии и Пакистана. Правительство Индии было сформировано Индийским национальным конгрессом - партией национальной буржуазии, землевладения, интеллигенции. Главой правительства стал Д. Неру.
Государственная независимость Индии получает свое окончательное подтверждение в акте 26 января 1950 года, которым Индия объявляется "суверенной и демократической республикой". В тот же день была введена в действие конституция Индийской республики.
Конституция провозгласила федеративное устройство нового государства: в начале штаты различались по форме правления, но в 1956 году была проведена реформа, введшая новое административное деление. В настоящее время штаты имеют единообразную систему управления.
Княжества Индии (Хайдерабад, Майсор и др.) должны были войти в состав республики: попытки их феодальных властителей остаться в стороне были сорваны народными массами.
Равенство граждан признается независимо от касты и религии, к которым они принадлежат.
Касты, о которых мы говорили, характеризуя древнюю Индию, не исчезли и по сей день. Это деление особенно заметно в деревне, где обычай держится крепче и дольше.
Преобладание браминов (брахманов) несомненно в политической жизни: из них состоят основные кадры государственных чиновников высшего ранга, лидеры политических партий и организаций.
Не менее 70 млн. человек индийского населения составляют "неприкасаемые": рикши, метельщики, посыльные, ассенизаторы и т.п. И хотя законы на их стороне, старые обычаи еще не исчезли.
Конституция содержит особое упоминание об обеспечении народа средствами к существованию как задаче управления, об охране труда рабочих и малолетних.
В этой связи заслуживают упоминания аграрная реформа (задачей которой должно быть уничтожение феодального землевладения и феодальных пережитков вообще), а также политика индустриализации страны.
Первая аграрная реформа стала осуществляться в 1948 году, но она имела ограниченный характер, проводилась правительствами штатов, сводилась к некоторому отчуждению (за плату) излишних земель помещиков. Выкупные платежи были очень высокими (10-15-летняя годовая рента), и поэтому воспользовались плодами реформы одни кулаки.
В последующие годы были предприняты новые меры для перераспределения земли. Однако и после того положение мало в чем изменилось: 80Уо крестьян владели тем же количеством земли (27%), что и 2% крупных землевладельцев.
Индустриализация страны осуществляется на основе государственных планов. Особое внимание уделено созданию государственного сектора народного хозяйства. Индия создала некоторые важнейшие индустриальные комплексы.
В ноябре 1949 года вступила в силу конституция Индии. Главой Индийской республики является президент, избираемый на 5 лет. Он назначает премьер-министра правительства (Совета министров). Последнее несет ответственность перед парламентом. Парламент двухпалатный. Одна его палата избирается выборщиками от штатов, другая - всеобщим голосованием. Избирательное право является всеобщим и предоставляется гражданам начиная с 21 года.
Имея в виду сепаратистские стремления некоторых штатов, а еще больше неизбежность острых социальных столкновений, конституция Индии предусматривает право президента вводить чрезвычайное положение и принимать чрезвычайные меры для пресечения противоправительственных действий.

В конце войны политическое положение в стране стало резко обостряться. Северную Индию охватили мощные стачки рабочего класса и крестьянские выступления, особенно в Бенгалии. В 1945-1946 гг. Калькутта стала ареной массовых выступлений населения, не раз возводившего баррикады в борьбе с английскими военно-полицейскими карательными силами. В феврале произошло восстание на флоте, получившее широкий отклик и в Северной Индии. В стране создавалась революционная ситуация.
Лейбористское правительство Англии было вынуждено уступить. 15 августа 1947 г. Джавахарлал Неру поднял флаг независимой Индии в историческом Красном форте в Дели.

Образовались два государства: Индия и Пакистан. Завоевание независимости было омрачено грандиозными столкновениями мусульман с индусами и сикхами, происшедшими при разделе страны, переселением миллионов беженцев. Тяжелыми оказались и экономические последствия раздела. Все это в наибольшей степени ощущалось на востоке и северо-западе Северной Индии. Положение осложнялось вооруженным конфликтом 1947-1949 гг. между Индией и Пакистаном из-за княжества Кашмир, вошедшего в Индию в качестве отдельного штата. В 1947 г. национальный лидер М. К. Ганди был убит религиозным фанатиком-экстремистом.

В течение первых лет независимости, когда Индия оставалась британским доминионом, были предприняты усилия по преодолению отрицательных экономических последствии раздела страны в 1947 г., индианизацин аппарата управления, интеграции индийских княжеств в состав штатов независимой Индии. Учредительное собрание в 1949 г. приняло новую конституцию, по которой Индия 26 января 1950 г. стала суверенной республикой, сохранившей некоторые связи с Содружеством – наследником распавшейся английской колониальной империи.

Достижение главной цели освободительного движения - политической независимости - привело к новой широкой перегруппировке политических сил. На первый план выступили обострившиеся социально-классовые противоречия. На фоне продолжавшихся массовых выступлений рабочих и крестьян произошел раскол во всех организациях трудящихся, особенно в профсоюзах, где были организованы три основных профцентра: под эгидой ИНК - Индийский национальный конгресс профсоюзов, КПИ-ВИКП и Объединенный конгресс профсоюзов под эгидой вышедших из ИНК конгресс-социалистов, оформившихся в Народно-социалистическую партию. Наибольшим влиянием левые профсоюзы в Северной Индии пользовались в Бенгалии, в отдельных промышленных центрах, таких, как Канпур и Дели.

Коммунисты сохранили свое влияние в «Кисан сабха», который руководил мощными крестьянскими выступлениями в 40-х - начале 50-х годов в Бенгалии, Бихаре, Соединенных провинциях и Пенджабе. Крестьяне требовали отмены системы заминдари, снижения арендной платы и налогов, наделения арендаторов владельческими правами. В 1948 г. ИНК объявил о намерении провести аграрную реформу. В самой партии развернулась острая борьба по вопросу о стратегии и тактике экономического и социально-политического развития страны. В 1951 г. левоцентристское крыло во главе с Дж. Неру одержало победу, в результате которой стал проводиться курс на буржуазно

В июне 1947 была достигнута окончательная договоренность, позволившая британскому парламенту принять Закон о независимости Индии, который вступил в силу 15 августа 1947. В этом документе излагались принципы раздела, согласно которым ряду областей предоставлялась возможность определиться – вступать в Индийский Союз или Пакистан и декларировалось право каждого из этих доминионов на самоуправление с правом выхода из Содружества. Прекращался также сюзеренитет английской монархии над индийскими княжествами, а также действие заключенных с ними договоров. Население Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба сделало выбор в пользу Пакистана, а жители Западной Бенгалии и Восточного Пенджаба высказались за вхождение в состав Индийского Союза. Провозглашение независимости Индия после обретения независимости

Сразу после обретения независимости в Индии было сформировано правительство во главе с премьер-министром Дж. Неру. В стране произошли беспрецедентные столкновения между индусами, мусульманами и сикхами. Происходило массовое переселение мусульман в Пакистан, а индусов в Индию. К межобщинной неприязни и столкновениям добавились экономические и политические трудности, вызванные разделом. Железные и автомобильные дороги и системы оросительных каналов были перерезаны государственными границами, промышленные предприятия оторваны от источников сырья, разобщены гражданские службы, полиция и армия, необходимые для обеспечения нормального управления страной и безопасности граждан. 30 января 1948, когда нарушения общественного порядка пошли на спад, индусом-фанатиком был убит Ганди. Последствия раздела Джавахарлал Неру

Правители 555 княжеств должны были решить, вступать им в состав Индии или Пакистана. Мирная интеграция подавляющего большинства малых княжеств не вызвала осложнений. Но мусульманиннизам, стоявший во главе самого богатого и многонаселенного княжества Хайдарабад, где численно преобладали индусы, заявил о своем желании править независимой суверенной страной. В сентябре 1948 в Хайдарабад были введены индийские войска, и под давлением центрального индийского правительства низам подписал соглашение о вступлении в состав Индийского Союза. Последствия раздела Княжество Хайдарабад

Серьезная ситуация возникла и на севере, где правителем Джамму и Кашмира, территории с преимущественно мусульманским населением, был магараджа-индус. Пакистан оказывал экономическое давление на княжество, чтобы добиться его присоединения. В октябре 1947 около 5000 вооруженных мусульман вступили в пределы Кашмира. Остро нуждавшийся в помощи магараджа подписал документ о включении княжества в состав Индии. Индия обвинила пакистанскую сторону в агрессии и передала вопрос о Кашмире на обсуждение в Совет безопасности ООН. В ООН было решено признать в качестве демаркационного рубежа фактическую линию прекращения огня по ее состоянию на 1 января 1949. 17 ноября 1956 Учредительным собранием Кашмира была принята Конституция, в соответствии с которой штат Джамму и Кашмир объявлялся составной частью Индии. Последствия раздела Спорная территория Кашмир

Отношения с Пакистаном стали главным вопросом внешней политики Индии. Затянувшийся спор вокруг Кашмира мешал Индии занять роль лидера в Движении неприсоединения. Когда премьер-министр Индии Дж. Неру отказался сотрудничать с США в деле борьбы с советской экспансией, американцы заключили военный союз с Пакистаном. Это заставило индийское руководство расширить контакты с Китаем и СССР. Индийско-советские связи заметно окрепли после заключения крупного торгового договора 1953 и обмена визитами руководителей двух государств. СССР приветствовал индийскую политику неприсоединения, которая совпадала с его стратегической линией на ограничение влияния США в Афро-Азиатском регионе. Последствия раздела 1954 г. Встреча Дж. Неру. Слева И. М. Харченко.

26 января 1950 Индия была провозглашена республикой. В конституции 1950 отражена осторожная позиция руководства и закреплены достигнутые успехи за время независимого развития страны. Относительно простая процедура внесения поправок в конституцию на основе решений большинства в парламенте расширяла возможности дальнейшего осуществления реформ. При Дж. Неру, который был также главой плановой комиссии, были осуществлены три пятилетних плана. Промышленная поли -тика ориентировалось на создание смешанной экономики и открывало перспективы для сотрудничества с частным капиталом, хотя в ведущих отраслях допускалась только государственная собственность. Это правило коснулось предприятий оборонной промышленности, черной металлургии, тяжелого машиностроения, добычи полезных ископаемых и др. Развитие и реформы Флаг Индии Эмблема Индии

Курс на стимулирование развития промышленности сочеталась с политикой осторожных реформ в аграрном секторе. Плановая комиссия настоятельно рекомендовала штатам законодательно гарантировать защиту прав землепользователей, в частности ограничить ставки арендной платы, установить «потолок» для площади индивидуальных землевладений и реорганизовать на кооперативной основе кредитно-сбытовую систему, а в более отдаленном будущем, возможно, и агропроизводство. С 1953 началась реализация программы общинного развития, ставившей, в частности, задачу организации сети учреждений по распространению в деревне передового сельскохозяйственного опыта, а также создание на селе кооперативных объединений и панчаятов. Развитие и реформы Крестьяне

Правительство откладывало достижение компромисса в вопросе о реорганизации территориально-административного деления на лингвистической основе, а когда в 1956 на базе доминирующих языков были образованы 14 штатов, проявилось недовольство других этнических общин. В 1960 серьезные волнения в штате Бомбей заставили центральные власти пойти навстречу требованиям о его разделении на два новых штата – Гуджарат и Махараштру. Сикхам удалось добиться успеха, когда в 1965 Пенджаб был разделен на штат Пенджаб, в котором сикхи составили большинство, и штат Харьяна с преимущественно индусским населением. Еще резче встала этническая проблема в северо-восточной пограничной полосе, где некоторые местные племена требовали независимости и поднимали с этой целью вооруженные восстания. Границы умеренного курса Новые административнотерриториальные деления

Компромисс с ведущими кастами серьезно ограничил возможности правительства в проведении социальных преобразований в деревне. Законы об аграрной реформе, получившие одобрение в штатах, содержали значительные пробелы, позволявшие, с одной стороны, вгонять арендаторов с земли, а с другой – обходить положение о верхнем пределе площади землевладений. Медленное развертывание преобразований обусловило хроническую нехватку аграрной продукции, повышение цен на продовольствие и сокращение государственных субсидий. В начале 1960 -х годов углубился финансовый кризис. Экономический застой, в свою очередь, ограничил возможности маневрирования для ИНК. Границы умеренного курса Классическая модель кастовой иерархии

Авторитет Неру в октябре 1962 был существенно подорван после вторжения китайских войск на территорию Северо-Восточного пограничного агентства и в пределы гор Ладакх в Кашмире. Стремясь обеспечить связи между Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами, Китай пытался заставить Индию отказаться от прав на стратегически важную равнину Аксайчин на востоке Ладакха в Кашмире. Вооруженные силы КНР нанесли несколько ударов индийской армии и оккупировали территорию площадью 37, 5 тыс. кв. км. К тому времени, когда Китай объявил об отводе войск из всех занятых районов, кроме Аксайчина, Неру вынужден был обратиться за военной помощью к США. Границы умеренного курса Ладакх на карте Индии

Пришедший на смену Неру в качестве премьер-министра Шастри был выдвинут на этот пост группой партийных лидеров под названием «синдикат» , которую поддерживали крупные землевладельцы и предприниматели. В 1965 эксперты Всемирного банка обусловили предоставление финансовой помощи проведением комплекса экономических реформ. За полтора года пребывания на посту премьер-министра Шастри принял решения о переориентации главного потока государственных инвестиций с тяжелой индустрии на сельское хозяйство; акцент на интенсивное земледелие и мелиорацию; стимулирование с помощью системы цен и выделения субсидий деревенским хозяйствам, способным модернизировать производство; повышение роли частных и иностранных инвестиций в промышленности. Экономика стала особенно зависимой от финансовых поступлений из-за рубежа, когда на страну легло дополнительное бремя военных расходов во время второй войны с Пакистаном в 1965. Преемники Неру Лал Бахадур Шастри

Потери, понесенные ИНК на парламентских выборах в 1967, не лишили его победы с небольшим перевесом на общенациональном уровне, но привели к поражению в 8 штатах. В штатах Керала и Западная Бенгалия ИНК был отстранен от власти коалицией во главе с Коммунистической партией Индии. В обоих штатах левые правительства ограничили деятельность полиции, и там развернулись выступления арендаторов и сельскохозяйственного пролетариата против помещиков и фабричных рабочих – против руководства предприятий. Революционно настроенные коммунисты поддерживали вооруженные крестьянские бунты в нескольких штатах, где действовала КПИ. В конце 1960 -х годов они организовали выступления малых народов в штате Андхра-Прадеша и членов зарегистрированных племен и каст в Западной Бенгалии, которые были подавлены армией. Преемники Неру Здание парламента в Индии

Следующий премьер-министр страны Индира Ганди не могла более полагаться на старых партийных лидеров и объединилась с малочисленной молодежной группой социалистов и бывших коммунистов. Решительные действия премьера по национализации крупнейших коммерческих банков связали ее имя с новой политикой, ориентированной на помощь бедным слоям населения. Популярность премьер-министра достигла апогея в 1971 в результате победы в третьей индо-пакистанской войне. С возникновением Бангладеш Индия оказалась на доминирующих позициях в Южно-азиатском регионе. Более того, в мае 1974 она провела ядерные испытания, продемонстрировавшие возросшую военную мощь страны. Индира Ганди

В 1971 правительство восстановило право парламента вносить изменения в Конституцию, отмененное в 1967 постановлением Верховного суда. В принятой 26 -й поправке указывалось, что любой закон должен соответствовать основополагающим статьям Конституции, исходящим из принципов социальной и экономической справедливости. Когда в апреле 1973 поправка была отвергнута Верховным судом, правительство сместило трех самых старых судей, голосовавших против нее, и назначило председателем суда одного из его членов, который высказался за принятие поправки. Лидеры всех оппозиционных сил, кроме КПИ, увидели в этом акте угрозу установления авторитарного режима. Лидером оппозиции стал Дж. Нараян, старейший последователь Махатмы Ганди. Нараян развернул агитационную кампанию в Гуджарате, которая привела в январе 1974 к отставке министров и роспуску законодательного собрания штата. Столь же энергичная кампания была проведена в Бихаре. Политический кризис Махатма Ганди

Выдвинутое 2 июня 1975 обвинение Ганди в «коррупционной практике» дало ее противникам возможность организовать движение за смещение премьер-министра. В ответ Ганди ввела в Индии чрезвычайное положение, вылившееся в массовые аресты политических оппонентов и широкую цензуру. На парламентских выборах в марте 1977 новая партия Джаната, представлявшая собой блок оппозиционных групп, одержала уверенную победу и отменила закон о чрезвычайном положении. Однако вскоре правительство Джанаты стало жертвой внутренних интриг. Его глава М. Десаи подал в отставку в июне 1979, и на состоявшихся в январе 1980 парламентских выборах Ганди вновь пришла к власти. Политический кризис Морарджи Десаи

Участие электората в выборах 1980 сократилось примерно до 55% при увеличении числа конфликтов во время избирательной кампании. В Западной Бенгалии, Керале и Трипуре победу одержала КПИ. Центральное правительство столкнулось с возрождением сепаратистских движений на северо-востоке, с рядом религиознообщинных волнений в Уттар-Прадеше. Во всех случаях для наведения порядка пришлось прибегать к военной силе. В июне 1984, после вспышки сикхского терроризма в Пенджабе, армейские части штурмом захватили святыню сикхов – Золотой храм в Амритсаре, что привело к гибели лидера сикхов Бхиндранвале и сотен его приверженцев, укрывшихся в храме. Решительная акция Ганди была с одобрением встречена в других частях Индии, но восстановила против премьера сикхов. 31 октября 1984 И. Ганди была убита двумя своими охранниками-сикхами. На посту главы правительства и в качестве лидера ИНК ее сменил сын – Раджив Ганди, который назначил парламентские выборы на конец 1984 и одержал на них убедительную победу. Политический кризис Раждив Ганди

На выборах 1989 партии, выступившие против ИНК (И), объединились вокруг бывшего министра финансов В. П. Сингха, который затем возглавил правительство меньшинства. Правительство Сингха опиралось на созданную в 1988 партию Джаната дал и поддерживалось индусской националистической Бхаратия джаната парти (БДП) и двумя коммунистическими партиями. Коалиция распалась в ноябре 1990, когда из нее вышла БДП. Следующее правительство Чандра Секхара ушло в отставку четырьмя месяцами позже, поскольку ИНК (И) не одобрил проект государственного бюджета. Политический кризис Герб БДП

Раджив Ганди погиб от бомбы, брошенной ланкийским террористомтамилом в мае 1991. Это был акт мести за ввод индийских войск на север Шри-Ланки в 1987 для противодействия тамильским сепаратистам. Новый премьер-министр Нарасимха Рао провел в 1992 решительные экономические реформы, призванные модернизировать производственную и научно-техническую базу страны. Менее успешной была деятельность правительства Рао по предотвращению межобщинных столкновений, возникших после разрушения ортодоксальными индусами мечети в Уттар-Прадеше в декабре 1992. Политический кризис Нарасимха Рао

Выборы в апреле-мае 1996 привели к распределению мест в парламенте между тремя главными фракциями: ИНК (136 депутатских мандатов), БДП (160) и коалицией левой ориентации, получившей название Объединенный фронт (111 мандатов). После того как БДП отказалась войти в правительство большинства, новый премьер-министр Х. Д. Деве Говда привлек к участию в нем ИНК. Основу правительства составили представители региональных и левых партий. Политический кризис Соня Ганди, лидер ИНК

В апреле 1997 ИНК отказался поддерживать коалицию, возглавляемую Говдой, и премьер-министр был вынужден подать в отставку. Его место занял назначенный президентом и утвержденный парламентом Индер Кумар Гуджрал, который продолжил курс своего предшественника на либерализацию экономики и рост экономических показателей, но отказался от дальнейшего сокращения расходов на социальную сферу. Активизировался внешнеполитический диалог Индии с Пакистаном и Китаем. Уход в отставку правительства Гуджрала привел к досрочным парламентским выборам в марте 1998. К власти пришла коалиция, состоящая из 18 партий, в которой лидирующее положение занимала БДП. Политический кризис Трехсторонняя встреча глав МИД Китая, Индии и России

Главной задачей нового премьерминистра Атал Бихари Ваджпаи было сохранение коалиционного правительства во главе с БДП. В апреле 1999 произошел правительственный кризис, и правительство было вынуждено уйти в отставку. Была распущена нижняя палата парламента. Новые парламентские выборы состоялись в октябре 1999. Несмотря на активное участие в предвыборной борьбе Индийского национального конгресса, большинство в парламенте получил Национальный демократический альянс, возглавляемый БДП. Премьер-министром вновь стал Ваджпаи. Проведенные Индией ядерные испытания осложнили ее отношения с большинством государств мира. В современной неустойчивой обстановке фактором стабильности остается фигура президента, которым в 1997 впервые в истории страны был избран представитель бывшей касты «неприкасаемых» Кочерил Раман Нараянан, ранее занимавший пост вице-президента при Ш. Д. Шарме, который принадлежал к касте брахманов. Политический кризис Атал Бихари Ваджпаи

Вывод После обретения независимости перед Индией возникло множество путей национального развития. Эффективному развитию государства мешал ряд внутренних проблем: сильная социальная дифференциация, наличие каст и догм, проблема национальных меньшинств, борьба индуистов и мусульман. Но несмотря на трудности и преграды в развитии, Индия сумела реформировать и усилить социальную, экономическую и другие сферы общества. Сейчас Индия является современным, динамично развивающимся государством, активно участвующим в решении международных проблем.