Как считают технику чтения. Как проверить скорость чтения

Какими только словами не ругают технику чтения? Некоторые родители считают пережитком прошлого и совершенно ненужным «выравниванием всех детей под одну гребенку». Радует, что среди читателей блога таких родителей мало. Недавно проведенный показал, что большинство родителей понимают важность техники чтения и многие проверяют ее дома самостоятельно.

Часто ребенок показывает дома одни результаты техники чтения , а в школе совершенно другие, как правило, значительно ниже. Но это вовсе не означает, что в школе занижают результаты, придираются, а просто проверяют по-другому.

Сегодня, отвечая на вопросы читателей, расскажу, как ребенка дома.

Для проверки техники чтения вам понадобятся часы с секундной стрелкой или секундомер. Отлично подойдут песочные часы на 1-2 минуты, кстати, купить их можно в медтехнике, бывают в аптеке. Заранее надо подобрать текст, который ребенок будет читать. Для проверки техники чтения берется незнакомый ребенку текст. Надо обратить внимание на шрифт, размер букв и структуру текста. Предложения в тексте (для 1-2 класса) должны быть простые и короткие, без сложных оборотов и большого количества запятых. Слова должны быть знакомы ребенку. Не стоит брать текст, в котором много длинных прилагательных, редко употребимые слова, есть диалоги. Текст для проверки техники чтения не должен содержать лишних рисунков, так как это отвлекает внимание ребенка.

Перед чтением надо нацелить ребенка на быстрое чтение (не обязательно читать выразительно, главное - быстро).

В процессе чтения ребенку надо следить по тексту карандашом или указкой, чтобы не потерять строчку. Если ребенок ошибается, ставит ударение не там, где надо, неправильно произносит буквы, исправлять нельзя. Вы просто считаете слова, прочитанные с ошибкой, и потом вычитаете это количество из общего количества слов.

Отсчет времени начинается не со слова «начали», а с того момента, как ребенок начал читать. Вы говорите ему: «Читай», и ждете, пока ребенок начнет читать. С этого момента время и считается. Поэтому так удобно пользоваться песочными часами.

Некоторые дети очень медленно врабатываются, долго раскачиваются и к концу минуты они только начинают набирать скорость чтения. Таким детям лучше давать не 1 минуту, а 2. Потом результаты делим пополам и получаем скорость чтения.

После чтения задаем ребенку несколько вопросов по тексту, чтобы понять, как он усвоил содержание прочитанного. Хорошо задавать вопросы «Почему?» и «Зачем?». Так мы увидим, понял ли ребенок смысл текста, смог ли установить причинно-следственные отношения.

Не стоит ругать ребенка, если он ничего не понял или не смог вам рассказать. Этот результат показывает вам слабые места и говорит, что надо работать над пониманием текста.

А теперь приступим к подсчетам. Мы считаем все слова текста, и предлоги, и союзы. Если есть слова с переносом, то их считаем за 2 слова. Так же считаются слова с дефисом. Знаки препинания не считаются. Затем вычитаем количество слов с ошибкой, неправильно прочитанных и получаем результат проверки техники чтения .

Надо заметить, что результат может и должен колебаться. Это значит, что даже в один день ребенок может прочитать с разной скоростью. Это зависит от усталости ребенка, от его настроения, от качества текста и слов. Иногда бывает, что выбирая легкий текст, мы получаем результаты хуже, чем на другом, более трудном.

В таком случае, если вы сомневаетесь, вам не понравилось, как прочитал ребенок, дайте ему еще один текст после перерыва на 1 день и сравните результаты. Среднее арифметической этих чисел и будет более точным показателем техники чтения.

Надеюсь, я подробно рассказала о . Если остались еще вопросы, пишите в комментариях.

Мы определяем скорость чтения как количество знаков, прочитанных в единицу времени с учетом качества усвоения прочитанного. Ее можно подсчитать по формуле

где V — скорость чтения, зн./мин.;

Q — число знаков в тексте (объем );

Т — время, затраченное на чтение текста, в мин.;

К — коэффициент понимания.

Под знаком понимается каждая буква и цифра текста (кроме знаков препинания). В некоторых пособиях скорость чтения измеряется в словах. От одной единицы измерения объема текста можно легко перейти к другой, только зная соотношение между ними.

Известно, что в русском языке слова имеют в среднем по шесть букв. Если, например, скорость чтения в знаках равна 600/мин., то скорость чтения в словах будет 100/мин. (600 :6). Абсолютно точно время чтения замеряют секундомером, в крайнем случае часами с секундной стрелкой.

А что такое коэффициент понимания? Нам уже известно, что быстрое чтение — это осмысленное чтение при глубоком усвоении прочитанного. В процессе обучения нужно постоянно измерять не только скорость чтения, но и качество усвоения. Как следует из приведенной формулы, скорость чтения неразрывно связана с пониманием прочитанного. Коэффициент понимания определяется анализом ответов на 10 вопросов по содержанию прочитанного. При правильном ответе на все 10 вопросов К=1, на 8 вопросов — К=0,8 и т. д.


Считаем целесообразным ограничиться одним показателем, характеризующим скорость чтения в соответствии с приведенной выше формулой. В самом деле, понятие «чтение » предполагает выполнение процесса, связанного не только с восприятием информации, но и непременно его смысловой обработкой. В связи с этим термин «скорость чтения», определяемый как «объем прочитанного текста за единицу времени», теряет всякий смысл. Отпадает необходимость также в других терминах — «гибкость », «продуктивность чтения» и т. п., которые только вводят в заблуждение неискушенных читателей. Следует постоянно помнить, что любое чтение всегда предполагает осмысление прочитанного, а раз так, то и измерение скорости чтения всегда должно быть связано с проверкой качества его усвоения.

Каковы же нормативы скорости чтения? Что следует считать медленным и быстрым чтением? В табл. 1 показаны нормативы скорости чтения зарубежных источников для читающих тексты на своем родном языке. В США и некоторых других странах существует государственный стандарт скорости чтения. Прием на работу в некоторые конторы и фирмы непременно включает тестирование, предусматривающее измерение скорости чтения.

Таблица 1

Скорость чтения

Скорость чтения

Английский

язык

Немецкий

язык

Очень низкая

170 — 200

100 — 140

Низкая

200 — 230

140 — 180

Средняя

230 — 250

180 — 220

Быстрая

350 — 450

400 — 500

Сверхбыстрая

550 — 650

600 — 800

В нашей стране установлен государственный норматив скорости чтения для школьников начальных классов ( табл. 2).

Таблица 2

Классы

Скорость чтения,

сл. / мин.

Первый

30 — 60

Второй

90 — 110

Третий

110 —140

Школьная реформа включает как обязательный компонент совершенствование техники чтения школьников. Основные этапы формирования навыка чтения показаны в табл. 3 . Предполагается, что выпускник средней школы должен в полной мере владеть навыком быстрого чтения. Однако, как показывает опыт, этому надо учить специально, хотя бы в порядке факультатива. В новом школьном курсе «Основы информатики и вычислительной техники» методика обучения быстрому чтению должна найти свое отражение.

Таблица 3

Уровень навыка

Классы

Скорость чтения,

сл. /мин.

Начальный

1 — 3

80 — 130

Развивающий

4 — 6

130 — 250

Совершенствующий

7 — 10

250 — 330

Многолетние наблюдения и опыт обучения позволяют установить нормативы чтения взрослых читателей ( табл. 4).

Таблица 4

Вид чтения

Скорость чтения

сл./мин.

зн. /мин.

Очень медленное

Медленное

1500

Быстрое

3000

Сверхбыстрое

500 — 1000

3000 — 6000

Панорамное быстрое

1000 — 1500

8000 — 10 000

Предлагаемая методика обучения позволяет в среднем увеличить скорость чтения в 3 раза по сравнению с первоначальной. Как правило, учащиеся достигают скорости в 3 тыс. знаков и более. При таком темпе за час можно прочитать около 100 страниц книги среднего формата.

Какова максимально возможная скорость чтения? Исследования показали, что максимальная скорость, при которой возможно полноценное усвоение прочитанного, не может превышать 1500 сл./мин (10 тыс. зн./мин). Примеры более высоких скоростей, которые приводятся иногда в зарубежной печати, или носят рекламный характер, или имеют в виду чтение типа скольжения-сканирования на повышенных скоростях.

Скорость чтения у каждого человека индивидуальна и зависит от множества факторов: активности и уровня нервно-психических процессов, темперамента, особенностей мышления и т. п. Поэтому правильнее повышать существующую скорость чтения. Наблюдения свидетельствуют, что практически любой здоровый человек сможет, овладев методом быстрого чтения по предлагаемой методике, увеличить скорость в 3 раза.

Источник: Википедия

Алекса́ндр Се́лькирк - шотландский моряк, проведший 4 года и 4 месяца (в 1704-1709 годах) на необитаемом острове Мас-а-Тьерра (ныне - Робинзон-Крузо в состав архипелага Хуан-Фернандеса) в Тихом океане в 640 километрах от побережья Чили. Послужил прототипом Робинзона Крузо - литературного героя романа Даниеля Дефо.

27-летний боцман судна «Сэнк пор», которое входило в состав флотилии под командованием Уильяма Дампира, в 1704 году отправился к берегам Южной Америки. Вспыльчивый и своенравный, он постоянно вступал в конфликты с капитаном судна Страдлингом. После очередной ссоры, которая произошла возле острова Мас-а-Тьерра, Селькирк потребовал, чтобы его высадили; капитан немедленно удовлетворил его требование. Правда, позже моряк просил капитана отменить свое распоряжение, но тот был неумолим, и Селькирк смог покинуть остров только более чем через четыре года.

У Александра Селькирка были некоторые вещи, необходимые для выживания: топор, ружьё, запас пороха и др. Страдая от одиночества, Селькирк привыкал к острову и приобретал постепенно необходимые навыки выживания. Поначалу его рацион был скудным - он питался моллюсками, но со временем освоился и обнаружил на острове одичавших домашних коз. Когда-то здесь жили люди, привёзшие с собой этих животных, но после того, как они покинули остров - козы одичали. Он охотился на них, тем самым добавив в свой рацион столь необходимое для него мясо. Вскоре Селькирк приручил их и получал от них молоко. Из растительных культур он обнаружил дикие репу, капусту и черный перец, а также некоторые ягоды.

Опасность для него представляли крысы, но на его счастье на острове жили и дикие кошки, ранее привезённые людьми. В их компании он мог спать спокойно, не боясь грызунов.

Селькирк построил себе две хижины из пименты лекарственной. Его запасы пороха подошли к концу, и он был вынужден охотиться на коз без ружья. Преследуя их, он как-то раз так увлёкся своей погоней, что не заметил обрыв, с которого упал и провалялся так какое-то время, чудом выжив.

Чтобы не забыть английскую речь, он постоянно читал вслух Библию. Не сказать, чтобы он был набожным человеком - так он слышал человеческой голос. Когда его одежда стала изнашиваться, он стал использовать для неё козьи шкуры. Будучи сыном кожевника, Селькирк хорошо знал, как нужно выделывать шкуры. После того как его ботинки износились, он не стал делать себе новые, потому что его ноги, загрубевшие от мозолей, позволяли ходить без обуви. Также он нашёл старые обручи от бочек и смог изготовить из них подобие ножа.

Однажды на остров прибыли два судна, оказавшиеся испанскими, а Англия и Испания в те времена были врагами. Селькирка могли арестовать или вовсе убить, так как он был капером, и он принял нелёгкое для себя решение спрятаться от них.

Спасение пришло к нему 1 февраля 1709 года. Это было английское судно «Герцог», с капитаном Вудсом Роджерсом, который назвал Селькирка губернатором острова.

Скорость чтения – важный показатель не только для школьников, у которых его регулярно проверяют. Взрослому человеку в современном мире очень важно уметь ориентироваться в огромных потоках информации. Тест для проверки скорости чтения поможет определить ваш текущий уровень и понять, необходимо ли работать над улучшением этого навыка или вы читаете достаточно бегло.

Как проверить скорость чтения?

Самый простой способ – взять секундомер (можно использовать приложение на телефоне), текст для проверки скорости чтения и прочитать его в обычном ритме в течение одной минуты. Важно, чтобы текст был не техническим, не содержал узкоспециализированные термины и понятия и не был знаком читателю. Текст не должен быть слишком примитивным. Проверяемый должен видеть текст впервые, чтобы результаты не были искусственно завышены.

Но, что вам до скорости, если вы не понимаете с какой осознанностью поглащаете текст? :)

Гораздо лучший способ узнать, какая у вас скорость чтения – воспользоваться бесплатным онлайн тестом. Для этого устройтесь поудобнее, введите ваше имя в форме выше, жмите кнопку и сразу увидите текст, который необходимо прочесть, не торопясь, стараясь понять все то, что написано.

Когда весь текст будет прочитан - жмите на кнопку в самом низу. Программа автоматически определит скорость чтения и предложит вам ответить на несколько вопросов, чтоб понять степень усвоения материала. В результате тестирования вы получите не только результат своей скорости и осознанности чтения, но и рекомендации по улучшению техники чтения в формате книги "Все, что вы хотели знать о скорочтении, но боялись спросить". Вводите имя. Жмите на кнопку и узнавайте свою реальную скорость чтения. Хорошего дня.

В этой статье мы узнаем как проверить технику чтения. Скорочтение - это не только быстрый прием информации , но и высокий темп образа жизни. Что можете сделать Вы для того, чтобы идти в ногу со временем?

Для того, чтобы проверить результат использования техник скорочтения нужно взять двух человек. Один из них будет читать в режиме скорочтения, а другой в обычном режиме. После чтения нужно, чтобы читатели обсудили только что прочитанный текст.

Все остальные тесты и методики проверки техники скорочтения дают недостоверную информацию. Человек может изображать деятельность, а на самом деле ни чего не читать и ни чего не запоминать. Проверить технику чтения можно только на практике. Если решая практические цели скорость потребления информации не увеличилась, то это значит, что были предприняты не верные техники чтения.

Чтение как процесс общения связан с необходимостью владеть: графической системой языка, приемами извлечения информации.

Психологами выделено 7 уровней понимания при чтении текста:

  1. понимаются лишь отдельные слова
  2. отдельные слова и словосочетания
  3. отдельные предложения, которые еще не дают возможности понять смысл текста
  4. восприятие в каждом абзаце теста отдельных предложений, составляющих смысловое ядро, выделение смысловых вех и синтаксических связей
  5. восприятие всех предложений и полное понимание содержания и смысла
  6. оценка и понимание эмоциональной окраски
  7. обобщение идейно-тематического содержания текста и связь его с общим направлением произведения писателя

Существует 2 вида чтения: чтение с непосредственным понимание и чтение с опосредованным пониманием.

Упражнения по обучению чтению делятся на задания и упражнения до чтения текста и упражнения, контролирующие понимание. До чтения текста могут быть даны задания для мобилизации внимания учащихся, для выделения наиболее важных моментов, например:

  1. прочитайте текст или часть текста и скажите, какие основные мысли содержатся в нем
  2. напишите, что вы узнали нового или просто интересного, прочитав этот текст
  3. прочитайте текст, чтобы потом рассказать о действующих лицах, их поступках, о событиях, описанных в тексте.

Ориентировочные показатели по темпу чтения у школьников:

1 класс – 25-30 слов в минуту

2 класс – 30- 40 слов в минуту в конце первого полугодия, 40-50 слов в минуту в конце второго полугодия.

3 класс – 50- 60 слов в минуту в конце первого полугодия, 65-75 слов в минуту в конце второго полугодия.

4 класс – 70 - 80 слов в минуту в конце первого полугодия, 85-95 слов в минуту в конце второго полугодия.

Задача любой существующей техники быстрого чтения заключается в том, что мы охватываем не отдельные слова, а всю фразу целиком. Это своего рода беглый просмотр.

Как определить скорость (технику чтения) чтения ребенка

Для того, чтобы оценить скорость чтения ребенка следует воспользоваться метрономом и небольшой инструкцией.

1. Подготовьте незнакомый текст для его прочтения ребенком.

2. Включите метроном на небольшую скорость.

3. Пусть с каждым новым ударом метронома ребенок читает вслух одно слово.

4. Увеличивайте скорость ритма до тех пор, пока ребенок будет сбиваться. Это и есть предел скорости чтения.

Читателю на заметку простые вещи:

Каждый текст требует своей скорости чтения, своей методики обработки информации в соответствии с ранее полученным опытом воспринимающего информацию. Важно иметь в виду то, что скорость работы мозга определяет скорость понимания прочитанного.

Основные принципы динамического чтения:

  • Мысленно соединяйте полученные знания и сведенья с полученными ранее знаниями. Определяйте как можно чтетче, что потребуетя в дальнейшем. Прочитал - поразмышлял - решил что можно испольозвать в будущем. Продумал - решил как использовать.
  • Думайе над тем, что прочитали . Читайте с записной книжкой.
  • Перечитывайте дважды важные моменты текста до тех пор, пока они не станут полностью понятными.
  • Формулируйте вопросы автору книги . Пишите автору письма, пишите заметки.
  • Определяйте четкие цели перед чтением. Решите что вы планируете сделать с текстом. Какой метод чтения книги вы будете использовать внимательно прочитать,запомнить на изустьпросмотреть,найти какой либо факт, ...
  • Гибко определяйте скорость восприятия информации . Мусор фильруйте.
  • Если нет реализации прочитанного - значит, зря читал.
  • Работайте на пике своих сил . Скорочитать неинтересные тексты нельзя.
  • Устали? - отдохните, а вернее переключайтесь на другой вид деятельности . Чередуйте гуманитарные и технические тексты.