Каждый слышит то на что он способен. Афоризмы Иоганн Вольфганг Гёте

Умозаключения, которые мы делаем, превращают разрозненные данные в жестко скрепленную мозаику-пазл. И в дальнейшем эта мозаика начинает рассматриваться умом как одно целое. Это выгодно, так как значительно экономит время и затраты энергии на различные операции. Мы получаем своего рода программу, ПО для нашего компьютера-мозга. Эти программы называют шаблонами мышления, шаблонами поведения, стереотипами и т. п.

Как он/она/они умудряются... не видеть/не слышать/не понимать/замечать... ведь я/мы/он/она/они чётко говорим/ясно показываем/вот же оно, прямо перед глазами лежит... ну, вы поняли, да? Это такой краткий хит-парад искренних человеческих недоумений и часто задаваемых вопросов. "А что, правда, не... а как такое возможно?". Так вот, я вам, господа и дамы, сейчас расскажу, как. Прямо на примере. К прошлому посту некий анонимный "доброжелатель" оставил комментарий: "Сын двоешник это позор".

Оставим в данном случае в стороне грамматику с пунктуацией. Вопрос о собственной школьной успеваемости комментатора оставим тоже. Посмотрим на другое.

Как они могут?!

Итак, из текста длиною в 611 слов, анонимный комментатор выделил своим вниманием только два - "сын" и "двойки". И именно на них среагировал. Как сказали бы гештальтисты - сделал фигурой. Прочие 609 написанных слов - вместе с сутью и темой - прошли мимо внимания комментатора и ни малейшей реакции не удостоились.
Вопрос - почему?

Тут нам на помощь приходит предмет "Общая психология", раздел "Психология восприятия". В котором уже давно записано такое наблюдение: "Внимание человека избирательно и целенаправленно".

То есть - в первую очередь, мы выделаем своим вниманием то, чему имеем возможность придать какой-то понятный смысл: "Вот это - стул, на нём сидят. Вот это - стол, за ним едят".

Всё остальное, в лучшем случае, фиксируется как: "Вот это - какая-то неведомая фигня, непонятно для чего нужная". В худшем - вообще толком не фиксируется, уходит в разряд "белого шума".

Про то, что вот это - стул, и что на нём именно сидят - а не, допустим, надевают его на голову - мы знаем из опыта. Нам об этом рассказывали, мы это видели, сами многократно на стуле сидели... в общем, в голове есть некий шаблон - "как выглядит стул и для чего он нужен".

Досюда понятно, да?

Шаблоны бывают разные. Не только такие простые и конкретные, как про стул и стол. В общем-то, чему учили - такие будут и шаблоны . Например, "сын двоешник это позор" - вполне себе шаблон. Именно "под него" внимание выхватывает из текста "сын" и "двойки" - отправляя прочие 609 слов в "белый шум". Под остальные 609 в данном случае нет шаблона. Нет того, чем можно было бы эти слова понимать.

И так оно ровным счётом везде.

Точно так же всякие компьютерные словечки, которыми увлечённо общаются сыновья, для меня, компьютерно малограмотной - "белый шум". Единственное, что хоть как-то получается определить - это что часть этого относится к "железу", а часть - к "прогам". Дальше - "Дети, милые, не требуйте от меня невозможного, давайте каждый будет заниматься своим делом!".

Точно так же, если у человека нет шаблона "каждый имеет право на собственное мнение, разные мнения по одному и тому же вопросу - это нормально" - то для него чужое мнение станет, в лучшем случае, какой-то непонятной фигнёй, неизвестно зачем вдруг появившейся. Дальше - "Есть два мнения - моё и неправильное!".

Точно так же, если у человека нет шаблона "другой имеет право протестовать против моих действий, если они ему не нравятся" - то ему не обо что будет остановится, встретившись с этим протестом. Дальше - "Я лучше знаю, то ты должен делать!", либо - "Ах ты, дрянь такая, ещё возмущаешься!".

Понятно, да?

В общем, приблизительно так оно и работает. Не удивляйтесь. опубликовано .

Елена Лукьянова

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

1. Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты

2. Каждый слышит лишь то, что понимает

3. Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям

4. Кто чувствует собственную привлекательность, тот и становится привлекательным

5. Молодость - болезнь, которая быстро проходит

6. Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать

7. Ничто не вызывает большего ужаса, чем невежество в действии

8. Где много света, там тень гуще

9. Где глупость - образец, там разум – безумие

10. Нет ничего опаснее дурака, который пытается изобразить умного

11. Вдохновение - это не селедка, которую можно засолить на многие годы

12. Дозволено лишь то, что подобает

13. Что не прельщает, то мертво

14. Блестящий свить венок совсем не мудрено, Трудней главу найти достойную его

15. Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине и не всякий может отыскать ее

16. Каждый человек от скудости ума старается воспитать другого по собственному подобию

17. Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать

18. Все, что происходит с нами, оставляет тот или иной след в нашей жизни. Все участвует в создании нас такими, какие мы есть

19. Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой

20. Всякого рода беспринципная деятельность в конце концов приводит к банкротству

21. Умные люди - лучшая энциклопедия

22. Самый тонкий волос тоже бросает тень

23. Из двух ссорящихся виновен тот, кто умнее

24. Подвиг - это все, кроме славы

25. Вся история церкви - смесь заблуждения и насилия

26. Высшее и прекраснейшее в человеческой природе - любовь к родной земле

27. Главный фундамент нравственного есть добрая воля

28. Надо постареть, чтобы стать добрее; я не встречаю никогда ошибки, которой я уже не сделал бы

29. Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком

30. Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант

31. Я уважаю людей, которые точно знают, чего хотят. Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели. Начиная возводить здание, они тратят на фундамент слишком мало усилий, чтобы могла выстоять башня

32. Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться

33. «Разделяй и властвуй» - мудрое правило; но «объединяй и направляй» - еще лучше

34. Если радуга долго держится, на нее перестают смотреть

35. И человек великий - всего лишь человек

36. Бояться горя - счастия не знать

37. Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре; они гибнут, но обеспечивают победу

38. Когда человек стар, он должен больше делать, чем когда был молод

39. Надежда живет даже у самых могил

40. Без пользы жить - безвременная смерть

41. До тех пор пока ты не принял окончательное решение, тебя будут мучить сомнения, ты будешь все время помнить о том, что есть шанс повернуть назад, и это не даст тебе работать эффективно. Но в тот момент, когда ты решишься полностью посвятить себя своему делу, Провидение оказывается на твоей стороне. Начинают происходить такие вещи, которые не могли бы случиться при иных обстоятельствах... На что бы ты ни был способен, о чем бы ты ни мечтал, начни осуществлять это. Смелость придает человеку силу и даже магическую власть. Решайся!

42. Обращайтесь с людьми так, словно они уже стали такими какими должны быть, и вы поможете им скорее проявить все то хорошее, на что они способны

43. То, что мы любим, творит нас и придает нам форму

44. Человек не может понять что-либо, сперва не полюбив

45. Растет то, что мы взращиваем в душе,- таков вечный закон природы

46. Знание, что существует человек, с которым ты чувствуешь взаимопонимание, несмотря на различие в выражении мыслей, может превратить землю в цветущий сад

47. Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение

48. По выбранной мужчиной невесте легко судить, каков он, и знает ли он себе цену

50. Наша жизнь становится благословенной не тогда, когда мы делаем то, что нам нравится, а тогда, когда нам нравится то, чем нам приходится заниматься

51. Будь ты король или простой землепашец, ты будешь по-настоящему счастлив лишь тогда, когда в твоем доме будет мир и покой

52. Совершай добрые дела из чистой любви к добру

53. В сердце человека заключена подлинная рыцарственность: оно способно любить. Рыцарское поведение вырастает из глубины сердца

54. Кто счастливейший из людей? Тот, кто ценит людей по заслугам и радуется их успехам так же, как своим собственным

55. Выдающийся художник часто не может судить ни о своих, ни о чужих произведениях

56. Быть человеком – значит быть борцом

57. Величие человека заключается в том, что он – единственное из всех творений, способное превратить мгновение в вечность

58. Глупее всего заблуждается тот, кто думает, что утрачивает свою оригинальность, если признает истину, уже признанную другими

59. Горе может, конечно, душа таить, но тайного счастья она не переносит

60. Каков ты есть – таким и должен быть, И от себя никак уйти не можешь!

61. Кто хочет избавиться от беды, знает всегда, чего он хочет, а кто хочет лучшего, бродит в потемках

62. Ненависть – активное чувство недовольства; зависть – пассивное, нечего удивляться тому, что зависть часто переходит в ненависть

63. Несчастен человек, который не делает того, что он может, и берется за то, чего он не понимает

64. Ни в чем не проявляется так характер людей, как в том, что они находят смешным

65. Только трусы боятся смерти – геройской смерти. А обыкновенной смерти? Ее каждый боится, даже герой. Таков уж закон природы

66. Все законы созданы стариками и мужчинами. Молодые и женщины хотят исключений, старики – правил

67. Если бы дети росли в соответствии с нашими ожиданиями, у нас вырастали бы только гении

68. Есть люди, которые никогда не ошибаются, потому что не хотят делать

69. Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память

70. Величие искусства яснее всего проявляется в музыке

71. Величия достичь злодей не может

72. Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим

73. Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой

74. Жизни верь, она ведь учит лучше всяких книг

75. Жизнь - прекраснейшая из выдумок природы

76. И великий человек - всего лишь человек

77. Каждый писатель, до известной степени, изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле

78. Кто знает об опасности, но нем, - тот враг

79. Любовь к истине проявляется в умении везде найти и оценить хорошее

80. Люди, с которыми мы вступаем во взаимно приятное общение, и есть то, что я называю родиной

81. Можно признать идею полезной, но не уметь ее пользоваться

82. Мудрость лишь в истине

83. Народ больше всего ценит силу

84. Мы никогда не бываем более далеки от желаний наших, чем тогда, когда воображаем, что владеем желаемым

85. Тот, кто нечего не знает, всему верит

86. Истину нужно постоянно повторять

87. Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них

88. Дилетанты, сделав все, что в их силах, обычно говорят себе в оправдание, что работа еще не закончена. Разумеется! Она никогда и не может быть закончена, ибо неправильно начата

89. Чего не понимаем, Тем мы не обладаем

90. Нет ничего вреднее для новой истины, как старое заблуждение

91. Нет ничего страшнее деятельного невежества

92. Нет ничего ужаснее силы воображения без вкуса

93. Потребность человека в исповеди не исчезнет никогда

94. Истинная добродетель никогда не озирается на тень свою - на славу

95. Говори с убеждением - слова и влияние на слушателей придут сами собой

96. Нет такой глупости, которую нельзя было бы исправить при помощи ума, и нет такой мудрости, которую нельзя было бы испортить при помощи глупости

97. Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность

98. Знание... беспредельно... оно совершенно противоположно вере

99. Лень и недоразумение делают несравненно более зла на свете, чем злоба и коварство

100. Природа - это единственная книга с великим содержанием на каждом листе

101. В каждом художнике заложен росток дерзновения, без которого немыслим ни один талант

102. Кто и для малейшего из своих современников довольно сделал, тот жил для всех веков

103. От критики нельзя ни спастись, ни оборониться; нужно поступать ей назло, и мало-помалу она с этим свыкнется

104. Сознание своего несовершенства приближает к совершенству

105. Молодость больше любит быть поощряемой, нежели обучаемой

106. Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир

107. Отличительное свойство человека - желать непременно все начинать сначала

108. Убеждение - это не начало, а венец всякого познания

109. Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых

110. Я уважаю людей, которые точно знают, чего хотят. Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели. Начиная возводить здание, они тратят на фундамент слишком мало усилий, чтобы могла выстоять башня

111. Кто хочет много достигнуть, должен ставить высокие требования

112. Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь подобно звездам спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели

113. Все, что происходит с нами, оставляет тот или иной след в нашей жизни. Все участвует в создании нас такими, какие мы есть

114. Человек с верою и присутствием духа побеждает даже в самых трудных предприятиях, но стоит ему поддаться самому ничтожному сомнению, и он погибнет

115. Человек определяется не только прирожденными качествами, но и приобретенными

116. Кто не слишком мнит о себе, тот лучше, чем он сам думает

117. Лишь все человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда по-настоящему радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя заодно со всеми

118. Человек должен верить, что непонятное можно понять

119. Ограниченный честный человек часто видит насквозь все плутни тончайших дельцов

120. Большая ошибка мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь

121. Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь

122. Я не хотел бы походить на тех, чье времяпрепровождение днем протекает в жалобах на головную боль, а ночью - в поглощении вина, которое вызывает эту боль

123. Лишь в людях себя познать способен человек

124. Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей

125. Счастливый не верит в чудеса

126. Есть книги, из которых можно узнать обо всем и ничего не понять

127. Манеры человека - это зеркало, в котором отражается его портрет

128. Всякая разумная мысль уже приходила кому-нибудь в голову, нужно только постараться еще раз к ней прийти

129. Когда у меня нет новых и новых идей для обработки, я точно больной

130. Высказать мнение значит как бы подвинуть пешку в шахматной игре: пешка может погибнуть, но партия начинается и может быть выиграна

131. Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит проблема

132. Не может быть ни патриотического искусства, ни патриотической науки

133. Есть две мирные формы насилия: закон и приличия

134. Гипотезы - это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово

135. Наши противники опровергают нас по-своему: повторяют свое мнение и не обращают внимания на наше

136. Суеверия - это поэзия жизни

137. Гипотезы - это колыбельные, которыми учитель убаюкивает учеников

138. Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует

139. Кто достиг высот образования, должен заранее предположить, что большинство будет против него

140. Живешь только раз

141. Из всех воров дураки самые вредные: они одновременно похищают у нас время и настроение

142. Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своем

143. У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать

144. Большинство людей работает большую часть времени, чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него

145. Судья, который не способен карать, становится в конце концов сообщником преступления

146. Государь, который не собирает вокруг себя всех даровитых и достойных людей, есть полководец без армии

147. Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"!

148. В жизни дело идет о жизни, а не о каком-то результате ее

149. Жизнь - шутка, скверная притом. Тем - ничего, тем - полный дом

150. Потеря времени тяжелее всего для того, кто больше знает

151. Предосторожность проста, а раскаяние многосложно

152. Мастер познается в самоограничении

153. Вера не начало, а конец всякой мудрости

154. Нет ничего ненавистнее большинства: дорогу должно указывать небольшое число сильных людей, масса должна идти вслед за ними, не сознавая своей воли

155. Как можно познать себя? Только путем действия, но никогда - путем созерцания

156. Искусство есть посредник того, чего нельзя высказать

Люди не уясняют себе, до какой степени субъективен их язык, насколько разные вещи выражает каждый из них одними и теми же словами. Они не осознают, что каждый человек говорит на собственном языке и очень плохо понимает язык другого человека или не понимает его совсем. При этом люди даже не представляют себе, что все они говорят на языках, непонятных друг другу. Они твёрдо убеждены в том, что говорят на одном и том же языке и понимают один другого. На самом же деле эта уверенность не имеет под собой никаких оснований. Язык, на котором они говорят, приспособлен лишь для практической жизни. Люди могут сообщать на нём информацию практического характера: но едва они переходят в чуть более сложную область, как они тотчас же теряются и перестают понимать друг друга, хотя и не сознают этого.

Люди воображают, что они часто, если не всегда, понимают своих ближних, по крайней мере, способны при желании их понять, воображают, что понимают авторов прочитанных ими книг, что другие люди понимают их. Такова одна из тех иллюзий, которые люди создают для себя и среди которых живут. На самом же деле никто из них не понимает другого человека. Двое людей с глубокой убеждённостью говорят одно и то же, но называют это по-разному и до бесконечности спорят друг с другом, не подозревая, что думают совершенно Одинаково. Или наоборот, они говорят одни и те же слова и воображают, что согласны друг с другом, что достигли взаимопонимания, а в действительности они говорят совершенно разные вещи, ни в малейшей степени не понимая друг друга.

Возьмём слово «человек», вообразим себе разговор в группе людей, где часто слышится это слово. Без преувеличения можно сказать, что оно будет иметь здесь столько значений, сколько собралось людей, принимающих участие в разговоре; и во всех этих значениях не будет ничего общего.

Говоря слово «человек», каждый невольно связывает с этим словом ту точку зрения, с которой он вообще привык рассматривать человека или с которой он по той или иной причине рассматривает его в настоящий момент. Возможно, одного из собеседников занимает вопрос о взаимоотношениях между полами; в таком случае слово «человек» не будет иметь для него общего смысла; услышав его, он прежде всего задаст себе вопрос: что за человек? мужчина или женщина? Другой собеседник может оказаться религиозным человеком, и его первым вопросом будет: христианин или не христианин? Третий может оказаться врачом, и понятие «человек» будет означать для него «здоровый» или «больной», – конечно, с его специальной точки зрения. Спирит подумает о «человеке» с точки зрения «астрального тела», «потусторонней жизни» и т.д.; если ему зададут вопрос, он, возможно, ответит, что люди делятся на медиумов и не-медиумов. Натуралист, говоря о человеке, перенесёт центр тяжести своих мыслей на идею зоологического типа, т.е., говоря о человеке, будет думать о строении его зубов, пальцев, о лицевом угле, о расстоянии между пальцами. Юрист, говоря о «человеке», увидит в нём статистическую единицу, или юридического субъекта, или потенциального преступника, или возможного клиента. Моралист, произнося слово «человек», непременно введёт туда идею добра и зла – и так далее, и тому подобное.

Люди не обращают внимания на все эти противоречия, не замечают того, что они не понимают друг друга и говорят о разных вещах. Понятно, что для надлежащего изучения и точного обмена мыслями необходим точный язык, который дал бы возможность установить, что в действительности означает слово «человек»; такой язык включал бы в себя указание на ту точку зрения, с которой рассматривается данное понятие, определял бы центр тяжести этого понятия. Идея совершенно ясна, и каждая научная дисциплина пытается выработать и установить для себя точный язык. А универсального языка нет. Люди непрестанно смешивают языки различных наук и не могут установить их точные соответствия. Даже в каждой отрасли науки постоянно возникает новая терминология, новая номенклатура. И чем дальше, тем дело обстоит хуже. Растет непонимание; оно возрастает вместо того, чтобы уменьшаться; есть все основания думать, что оно будет продолжать возрастать, а люди – всё меньше понимать друг друга.

Георгий Гурджиев