Николай лошаков побег летчика из плена. Лошаков, николай кузьмич

Мы уже писали о побеге из плена Михаила Девятаева, который захватил вместе с девятью солагерниками тяжелый бомбардировщик "Хейнкель – 111". Между тем Михаил Девятаев был не первым летчиком, вырвавшимся из плена на немецком самолете. История сохранила имена по меньшей мере десятка пилотов, совершивших воздушные побеги.
Младший лейтенант Николай Лошаков, летчик 14-го Гвардейского истребительного полка, был сбит 27 мая 1943 года. Раненый пилот сумел выброситься из горящего самолета на парашюте. В лагере для военнопленных Лошаков начал сколачивать группу для побега. Однако кто-то выдал их, и сообщников разбросали по разным лагерям. На новом месте Лошакова начали усиленно обрабатывать, склоняя к сотрудничеству. Летчик согласился, задумав при первой же возможности бежать…После того как Лошаков дал согласие на сотрудничество, его направили на запасной немецкий аэродром на Псковщине. Здесь он познакомился с заправщиком военно-транспортной авиации пленным сержантом Иваном Денисюком, который также вынашивал планы побега. Имея доступ к самолетам, Денисюк запоминал расположение приборов в кабине и вечером рисовал для Лошакова схемы. В один из дней им улыбнулась удача: на полосе стоял заправленный легкомоторный двухместный самолет-разведчик "Шторьх". Улучив момент, Лошаков и Денисюк забрались в кабину и успешно взлетели. Вслед за беглецами в погоню устремились истребители. Лошаков был ранен, но сумел уйти от преследования, и после 400-километрового перелета сел в Новгородской области. Это произошло летом 1943 года.
Летчик и его товарищ были арестованы военной контрразведкой. В ходе допросов Денисюк, не выдержав истязаний, дал "признательные" показания в совершении измены Родине. Лошакова сломать не удалось. 4 декабря 1943 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило И.А. Денисюка к 20 годам, а Н.К. Лошакова – к трем годам лишения свободы. 12 августа 45-го Лошакова на год раньше срока освободили со снятием судимости. Денисюка освободили из лагеря в 1951 году. Лошаков остался в Воркуте, работал в авиаотряде комбината "Воркутауголь", затем на шахте. Он стал полным кавалером ордена "Шахтерская слава". В начале 60-десятых его неожиданно пригласил в Москву Главком ВВС СССР К.А. Вершинин. Он поблагодарил бывшего летчика-истребителя "за стойкость и мужество, проявленные при нахождении в плену и побег из плена на вражеском самолете" и вручил ему… охотничье ружье.
Еще более удивительная история побега старшего лейтенанта Владимира Москальца, лейтенанта Пантелеймона Чкуасели и младшего лейтенанта Арама Карапетяна. Она напоминает остросюжетный детектив. Началось с того, что пленные летчики сдружились в концлагере, договорились держаться вместе и при первой же возможности вырваться на свободу. С этой целью в январе 1944 года они завербовались в 1-ю восточную эскадрилью… Идея создать боевую летную часть из вчерашних противников, сознательно склонившихся на сотрудничество с германским военным командованием, принадлежала обер-лейтенанту Хольтерсу из штаба Люфтваффе "Восток". Немецкий офицер сделал ставку на бывшего полковника авиации Мальцева. В начале 30-х годов он был начальником ВВС Сибирского военного округа, а в 1937 его назначили руководителем ГВФ по Средней Азии и Закавказью. Полковник Мальцев был представлен к ордену Ленина, но получить его не успел – в марте 38-го его "смела" очередная чистка. Полтора года, проведенных в тюрьмах НКВД, сделала его непримиримым врагом Советской власти. Мальцев энергично принялся за организацию авиационных подразделений, которые под его командованием вошли затем в состав так называемой Российской освободительной армии (РОА) генерала-предателя Власова. В одно из них, расположенное в белорусском городе Лида, и попали Москалец, Чкуасели и Карапетян… Немцы посадили их на устаревшие двухместные учебно-тренировочные самолеты Arado Ar-66C и Gotha Go-145A, использовавшиеся для ночных бомбометаний. Учитывая их невысокую скорость и ограниченную дальность полета, летчики решили искать связь с местными партизанами, чтобы сесть на их базе. Им сопутствовала удача, и 3 июля 1944 года три самолета взлетели прямо со стоянки – поперек взлетной полосы. После приземления в обусловленном месте летчики были включены в состав партизанской бригады особого назначения НКВД и воевали с немцами до ее расформирования. Потом их отправили в Москву, а оттуда – в проверочно-фильтрационный лагерь под Подольском. 29 декабря 1944 года всех троих арестовали. На допросах они заявляли следователю, что "на службу к немцам пошли с целью быстрейшего перехода на сторону советских войск и что во время полетов на бомбометание сбрасывали бомбы на "невзрыв" и в болото" (надзорное производство военной коллегии №12143/45 по делу В.С. Москальца и др., С.20-21). Но, несмотря на это, 17 марта 1945 года военный трибунал МВО осудил их за измену Родине к лишению свободы в исправительно-трудовых лагерях сроком на 10 лет, с поражением в правах на 5 лет каждого. Справедливость восторжествовала лишь в 1959 году. После проведения Главной военной прокуратурой дополнительной проверки был поставлен вопрос об отмене незаконного приговора. 23 марта 1959 года Военная коллегия ВС СССР вынесла определение о прекращении этого дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Этими обстоятельствами стали свидетельства бывших партизан о том, что летчики в 1944 году говорили правду.
На фото - "Шторьх" и Arado Ar-66C. На таких этажерках сбежали из плена наши гегои!

Родился 17 Декабря 1923 года в селе Малинино Тимашевского района Краснодарского края. В 1941 году учился летать в Краснодарском аэроклубе, после чего был направлен в Краснодарскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в Мае 1942 года.

С Ноября 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. В составе 286-го ИАП и 14-го Гвардейского ИАП произвёл 121 боевой вылет. В воздушных боях уничтожил 2 вражеских самолёта лично и 1 - в составе группы.

27 Мая 1943 года был сбит и попал в плен. Прошёл через несколько лагерей. 11 Августа 1943 года бежал, использовав для побега немецкий самолёт.

После войны Лейтенант запаса Н. К. Лошаков жил в Краснодаре, занимался военно - патриотическим воспитанием молодёжи и школьников. Почётный шахтёр, награждён знаками "Шахтерская слава" II и III степеней, был председателем Воркутинского территориального Совета ВОИР.

О его подвиге в 1960 году снят фильм, в 1980-х годах написана книга.

* * *

ИЗ ПЛЕНА - В СТАЛИНСКИЙ ЛАГЕРЬ

В 1977 году в Воркуте мне посчастливилось встретиться с бывшим военным лётчиком Н. К. Лошаковым. Он в то время работал председателем Воркутинского территориального Совета ВОИР. Тогда же впервые узнал, что Николай Кузьмич прошёл круги ада фашистской неволи (76 суток) и первым в истории войны бежал из плена на вражеском самолёте. Было ему тогда 19 лет.

27 Мая 1943 года. Бой только что затих. Возбуждённые победой - удалось разогнать большую группу вражеских самолётов на подступах к Ленинграду - возвращались пилоты на аэродром. Отдых был недолгим: едва хватило времени заправиться и пополнить боекомплект, как снова взлетели в воздух. На этот раз предстояло перехватить и уничтожить корректировщика врага. Младший лейтенант Николай Лошаков совершил тогда свой 121-й боевой вылет, имея на счету 2 сбитых немецких самолёта индивидуально и 1 - в групповых боях.

Благополучно миновали завесу заградительного огня, нашли цель. И вдруг у его самолёта забарахлил мотор. Заметив это, немецкий пилот сделал разворот в его сторону и дал длинную очередь. С пробитыми плоскостями, со шлейфом дыма за бортом, потянулся наш истребитель на базу.

Зенитчики у станции Мга, прикрывавшие самолёт от погони, облегчённо вздохнули: "Теперь, кажется, сядет на нашей стороне". Но радость оказалась преждевременной. Неожиданно самолёт вспыхнул, как свеча, и начал падать. С земли увидели, что из кабины вывалился пилот и вскоре над ним раскрылся парашют. Но и на этот раз радость была преждевременной. На большой высоте встречный ветер начал относить парашют к немецким окопам. Тело лётчика безжизненно повисло на стропах. Позже выяснилось, что осколком вражеского снаряда он был тяжело ранен.

Так, в бессознательном состоянии, и попал Николай в плен. По донесениям бойцов, видевших происходящее а воздухе, была составлена похоронная матери, а в воинских документах появилась запись: "Исключён из списков, как погибший в бою 27 Мая 1943 года".

Очнулся Лошаков в лагере для военнопленных № 140. За колючей проволокой у станции Сиверская находились сотни раненых бойцов, попавших в лапы к врагам. Почти каждый из них был взят в бессознательном или полусознательном состоянии. Но большинство ребят отличали сила духа и мужество. Таким оказался и Лошаков. Первым, кого он увидел, был склонившийся над ним человек в белом халате.

Не бойся, - сказал ему врач, - мы русские, такие же, как и ты.

Что он хочет? - вдруг послышалось за спиной врача.

Спрашивал человек в эсэсовской форме. "Неужели западня?" - пронеслось в голове. А сам ответил. "Пить". Воды ему дали и начали допрос. "Где ноходится аэродром? Какие самолёты стоят там? Сколько? Фамилии командиров?"

Николай молчал. Его избивали, и кровь на бинтах, на лубках, наложенных на руку, не успевала засыхать. Потом вдруг допросы прекратились и Николай стал понемногу приходить в себя.

Набравшись сил, он решил не мешкать. Короткими Июньскими ночами ему удалось переговорить с несколькими военнопленными, которые, как и он, решили бежать. Его единомышленниками стали Геннадий Кузнецов и Михаил Казанов, тоже лётчики. Но побег не удался. Нашёлся предатель, который выдал их планы немцам. Лошаков и его друзья попали в так называемый дом пыток. Но и там не смогли сломить волю патриота. Военнопленных фашисты решили разбросать по лагерям. Геннадия Кузнецова отправили в Освенцим, а затем в Майданек. Забегая вперед, скажу, что позже, когда у Лошакова появился сын, он назвал его именем друга. И ещё: встретились они через много лет после воины, на Волге, где проживал Г. Кузнецов. Судьба же Михаила Казанова неизвестна до сих пор.

Лошакова перевели в другой лагерь. Начались новые допросы и пытки, но верность Родине придавала сил. Видя бесполезность попыток выведать у лётчика какие - либо сведения, Лошакову "подбросили" "даму из Питера", которая стала склонять его к службе на немцев. Было это в Риге, куда Николая перевели к тому времени.

Надо сказать, что Лошаков никогда не терял веры в то, что рядом есть люди, которые, как и он, готовы пожертвовать даже жизнью ради свободы. Таким в Риге оказался Майор Евгений Михайлович Банщиков. Однажды Николай поделился с ним разговором, навязанным ему "дамой".

Я знаю, - сказал тот, - что немцы замыслили создать эскадрилью из числа предателей. Надо сорвать им планы!

Конвоир, услышав фразу Банщикова, ударил его сзади прикладом и больше его Николай никогда не видел. Майора угнали в Германию, и следы его потерялись. Но слова Банщикова крепко засели в памяти Лошакова.

Через несколько дней Николая переводят в лагерь у озера Горохового, около города Остров. 6000 военнопленных, скученных во временных бараках, использовались немцами для сооружения шоссейной дороги вокруг аэродрома. Опыт лагерной жизни уже научил Николая пристально присматриваться к тем, кто окружал его в фашистской неволе. Нет, он не только остерегался предателей - он скорее искал тех, с кем можно совершить побег. В те немногие минуты отдыха, которые выпадали на обед, исхудалый, с незаживающей раной на ноге, с лубком на руке, всматривался жадно в ту сторону аэродрома, откуда взлетали немецкие самолёты. Однажды он и сам не заметил, как возле него оказался человек в немецком комбинезоне.

Что, любуешься? Или тянет туда? - заговорил тот первым.

А кому в конце концов не хочется? - осторожно переспросил Николай. - А тебе, собственно, разве не хочется?

Да куда уж мне без лётчика... - то ли раздумывая вслух, то ли желая вызвать Николая дальше на откровенность, проговорил тот.

Николай промолчал, но с тех пор надежда на возвращение вспыхнула с новой силой. Он узнал, что зовут парня Иван Денисюк, на аэродроме он и его товарищи поневоле занимаются заправкой военно - транспортных самолётов.

Время стало лететь быстро: Иван и Николай, поняв, что их теперь связывает одна мысль и, наверное, одна судьба, скреплённая риском, стали лихорадочно строить планы побега. Прежде всего выяснили чёткое расписание смены караулов. Затем Денисюк, имевший доступ к самолётам, но не имевший никакого представления, как они взлетают, стал учиться элементарной пилотской азбуке. Он запоминал расположение приборов в немецких машинах и рассказывал Николаю.

И вот, казалось, долгожданный день наступил: Гитлер объявил траур по танковым армиям, уничтоженным на Курской дуге. Полёты были отменены. Друзья решили бежать во время обеденного перерыва. Николаю удалось после переклички незаметно от патруля заползти в кусты, окружавшие аэродром, на поле которого возился Иван. Улучив момент, они заскочили в ангар. Николай уже было перекинул ногу в кабину, как вдруг Иван. стоявший у двери, подал сигнал опасности. С бьющимся сердцем Николай упал на пол ангара и змеёй пополз к выходу. А случилось следующее: главный инженер аэродрома решил лично проверить готовность самолётов.

Попытка сорвалась. К счастью, без последствий.

Прошло ещё несколько дней. Наступило 11 Августа 1943 года. Пленные узнали, что вскоре их могут перебросить в глубь немецкого тыла. Иван и Николай решают: "Сегодня или никогда!". Побег запланировали на вечер.

С особым усердием в тот день Денисюк заправлял самолёты. Немецкую форму, предназначенную Николаю, он раздобыл в прачечной аэродрома и спрятал в кустах.

Вот подрулил к заправке один самолёт, другой... Из караульного помещения уже вываливались солдаты с овчарками: предстояла смена патрулей, охранявших аэродром. Николай лихорадочно оделся и, стараясь не хромать (рана всё ещё не зажила), решительно направился к самолёту, у которого уже хлопотал Иван. Он шёл, ожидая окрика, пули в спину, но всё было тихо.

Очутившись в кабине, впился глазами в приборную доску. А Иван уже выбивал колодки из - под шасси.

Залезай! - крикнул Лошаков и запустил - мотор.

Самолёт вздрогнул и побежал по лётному полю. Николай включил форсированный режим и взлетел...

У линии фронта немецкие зенитчики, уже оповещённые о случившемся, открыли ураганный огонь по самолёту. В 9 местах появились пробоины, а сзади уже виднелся посланный вдогонку истребитель. И тогда на наших батареях, словно угадав необычность ситуации, пропустив первый самолёт, открыли огонь по второму. Немец отстал.

Но до Тихвина, куда держал курс Лошаков, не дотянули. Пролетев более 400 километров бреющим полётом, самолёт закружил у деревни Бритино Новгородской области. Николай то включал, то выключал фары, но всюду внизу виднелись остроконечные верхушки леса. Наконец Лошаков увидел небольшое поле и только со второго захода посадил самолёт. Пробежав полсотни метров по овсяному полю, он уткнулся правой ногой шасси в старый окоп, сломав винт.

Подростки Миша Веселов, Яша Сидоров и Ваня Кудрявцев, бывшие в ночном, увидели, как из самолёта вышли двое пилотов в немецкой форме, обнялись и начали плясать: один на двух ногах, другой... на одной.

В фашистском плену Николай Лошаков пробыл 76 дней, никогда не оставляя мысли о побеге. Но вместо того, чтобы высоко отметить верность присяге, его сослали на одну из шахт в Воркуту. Реабилитировали отважного лётчика лишь после выступления "Правды" спустя много лет после войны. Он стал почётным шахтёром, награждён знаками "Шахтерская слава" II и III степеней, позже выдвинут председателем Воркутинского территориального Совета ВОИР.

Из приказа № З6 от 30 Марта 1961 года Главнокомандующего Военно - Воздушными Силами Главного маршала авиации Вершинина: "...за стойкость и мужество, проявленные при нахождении в плену и побег из плена на вражеском самолёте, бывшему лётчику 14-го Гвардейского истребительного авиационного полка ныне Лейтенанту запаса Лошакову Николаю Кузьмичу объявить благодарность и наградить ценным подарком - охотничьим ружьём ИЖ-54".

Ныне Николай Кузьмич Лошаков живёт в Краснодаре, занимается военно - патриотическим воспитанием молодёжи и школьников. Он оказал значительную помощь в сборе материалов - о первооткрывателях воздушных трасс Коми республики 1920 - 1940-х годов для народного музея авиации Севера.

И ещё вот о чём я думаю сейчас. Нас приучили к "официальным" героям. Известно, что Матросов был не первым из закрывших собой вражескую амбразуру. Но главная слава досталась ему. Также и Девятаев. Не хочу нисколько принизить подвига этих героев. Но народ должен знать истинную правду. Впрочем, другой и не бывает.


(Из материалов журнала "Гражданская авиация", № 1 за 1992 год.
Автор статьи: Г. Личков, директор народного музея авиации Севера.)

О подвиге этого человека, даже не ведая его имени, страна узнала в 1961 году, когда на экраны кинотеатров вышла картина Григория Чухрая «Чистое небо». Главного героя фильма - летчика Астахова, бежавшего из немецкого плена на угнанном вражеском самолете, но вместо награды «заслужившего» лишь недоверие и запрет летать. Летчик-истребитель Николай Лошаков, первый в истории войны угнавший немецкий самолет, за свой героический побег был как изменник родины приговорен к лагерному сроку в Воркуте. Но, в отличие от своего кинодвойника, Николай Кузьмич так и не дождался звездочки героя. Упования автора одного из самых первых фильмов хрущевской оттепели на восстановление исторической и человеческой справедливости по отношению к Н.Лошакову, к сожалению, не оправдались до сих пор.

Первый из десяти

Легенда об отважном советском летчике, бежавшем из плена на немецком самолете, ходила по всем фронтам уже с первых дней войны. Никто не знает, откуда она взялась, и был ли такой факт на самом деле, но, видимо, бойцам вера в возможность счастливого возвращения из плена была в тех условиях просто необходима. Слишком много наших частей в первые месяцы войны оказалось в окружении. Свыше пяти миллионов солдат, попавших в фашистский плен, были объявлены Сталиным изменниками родины. При попытке побега никого из них ничего обнадеживающего не ждало ни на немецкой, ни на советской стороне.
Подвиг Лошакова был уникальным, но не единственным. В годы войны побег из плена на фашистском самолете совершили по крайней мере еще девять человек: Абашидзе, Мартимян, М.Девятаев, А.Карапетян, А.Козявин, П.Марченко, В.Москалец, Н.Петров, П.Чкаусели. Все они, приземлившись на советской территории, тотчас же были арестованы, лагерного срока не избежал никто. И лишь один из них - Михаил Девятаев - после реабилитации, в 1957 году, был удостен звания Героя Советского Союза. Нисколько не умаляя заслуги этого героя, заметим, Девятаев в этом списке идет седьмым - побег из плена он совершил уже в победном 1945-м. А первым, кто отважился на такой дерзкий шаг, был 19-летний Николай Лошаков, младший лейтенант 14-го гвардейского истребительного полка, воевавшего в горячем 1943-м году под Ленинградом.

«Усиленные допросы»

Неожиданный напарник

Однажды во время перерыва Лошаков сидел на обочине дороги, с тоской глядя на взлетающие самолеты, как вдруг кто-то положил ему руку на плечо. «Что, хлопец, хотел бы на одной из этих машин домой улететь?» - заговорил незнакомец с явно украинским акцентом. «А тебе разве не хочется?» - вопросом на вопрос ответил Лошаков. Да куда же мне без летчика», - вздохнул украинец. Так Николай познакомился с Иваном Денисюком, своим будущим напарником по побегу. В плену Денисюк находился в более привилегированном положении - немцы доверили ему подвозить бензин для заправки самолетов. Такие встречи и осторожные разговоры происходили несколько раз, пока летчик и солдат не удостоверились, что думают об одном и том же. Однажды Иван упомянул, что у коменданта аэродрома есть маленький хороший самолет. «Вот на нем и полетим!» - вырвалось у Лошакова.
К побегу готовились обстоятельно. Денисюк по заданию Николая запоминал и рисовал ему схемы расположения приборов управления в самолетах, стащил из бани немецкую форму и тщательно припрятал ее в придорожных кустах. Бежать решили 10 августа, в обеденный перерыв. Через лаз, сделанный напарником в заборе, Николай пробрался на аэродром, но едва успел забежать в ангар, как увидел немца с собакой, направляющегося в их сторону. С бьющимся сердцем летчик выскользнул из ангара и уполз в придорожные кусты. Побег не удался.
На следующий день условились повторить попытку на закате. В условленное время Николай снова юркнул в кусты и быстро переоделся в куртку немецкого летчика. В этот момент к заправочной как раз подрулил только что приземлившийся комендантский «Шторх-1», за ним - второй. Летчики подозвали механика для заправки, а сами двинулись в столовую. Время близилось к ужину, на который, как и на обед, немцы со всей присущей им пунктуальностью никогда не опаздывали. Лошаков поднялся из своего убежища, отбросил палку и, стараясь не хромать, решительно направился к самолету. В кабине впился глазами в приборную доску, а Денисюк уже выбрасывал из-под шасси колодки...

Под перекрестным огнем

В первый момент никто на аэродроме даже не обратил внимания на взлетающий самолет. Очухавшись, немцы открыли шквальный огонь по улетающей мишени, но время было уже упущено. До линии фронта самолету пришлось пролететь 300 км, и все время, пока беглецы были в воздухе, их «Шторх» находился под прицельным огнем - сначала немецких зениток, потом - советских. Лошаков вновь был ранен, но сумел в темноте посадить машину на колхозное поле. Самолет остановился в полуметре от старого окопа. По приземлении в «Шторхе» насчитали девять пробоин.
В кустарнике на другом берегу речки беглецы заметили костер. Слышались настороженные детские голоса. «Эй, ребята! Советская сторона? - закричали прилетевшие. «Да! Да! Советская!» - закричали мальчишки и бросились к самолету. Но, увидев на летчиках немецкую форму, бросились врассыпную. Самые сообразительные дунули в деревню. Председатель колхоза немедленно позвонил в штаб ближайшей войсковой части: мол, так и так, в деревне Бритино Мало-Вишерского района сделал посадку немецкий самолет. На нем прилетели из плена летчик Николай Кузьмич Лошаков и Иван Александрович Денисюк. Заканчивая разговор, председатель сообщил, что летчик предъявил ему партийный билет. «Загадочно, фантастично», - послышался ответ на другом конце провода, - немедленно выезжаем...»

В тот же день они были арестованы.
Допросы, на которых особисты выбивали из них «правду», оказались похлеще, чем в немецком плену. Следователь НКВД старался «раскрутить» изменников родины на полную катушку. Ивана Денисюка он довольно быстро припер к стенке - тот подписал все, что ему инкриминировали: измену родине, добровольный переход на службу к врагу и многое другое. А вот Лошаков, к досаде особиста, оказался крепким орешком. Сколько следователь с ним ни бился, тот так и не подписал ни один возведенный на него поклеп. К тому же из плена летчик прилетел с сохраненными документами, и это обстоятельство нельзя было сбрасывать со счетов. Поэтому, когда в декабре 1943 года состоялся суд, особая тройка приговорила Денисюка к 20 годам каторжных работ, а Лошакова «всего» к трем. Но и этот срок позже, уже в воркутинском лагере, за недоказанностью вины скостили. В 1945-м летчика освободили из-под стражи. Однако ему еще долго пришлось ждать полной реабилитации и восстановления в партии. Это произошло лишь в апреле 1959 года.
Наверное, это прозвучит нелепо, но в каком-то смысле Николаю Лошакову повезло с судьями, точнее, с одним из них, который отказался поставить свою подпись под приговором. По удивительному стечению обстоятельств к этому судье, когда на рубеже 50-60-х годов он, работая уже в органах прокуратуры, занимался делами о реабилитации, вновь попало дело Лошакова. Поэтому уже через неделю после отправления дела Николай Кузьмич был полностью реабилитирован, хотя до этого он 16 раз безуспешно обращался в Верховный Совет СССР.
Летчик мечтал вернуться в авиацию, но из-за ранения руки путь в небо отныне ему был заказан. Тем не менее, его направили работать на аэродром. За хорошую работу почти сразу же назначили начальником центрального аэродрома авиаотряда МВД. В характеристике, сохранившейся со времен его работы в этой должности, особо отмечается героизм, который Николай Кузьмич проявил при спасении людей со льдины после аварии тяжелого самолета в Байдарацкой губе и розысках пропавшего экипажа командира авиаотряда Зайцева в январе 1947 года. Вскоре, однако, Лошаков окончательно распростился с летным делом - перешел работать на шахту. После окончания горного техникума стал начальником участка на шахте № 40, позже был признанным профсоюзным лидером, а с 1970 по 1983 годы работал председателем Воркутинского территориального совета ВОИР.

Встреча с прошлым

В 1969-м живую легенду пригласили в Германию. Здесь гостя ждал сюрприз. После одной из встреч к Николаю Кузьмичу подошли немецкий пилот Густав Хойлер и охранник Отто Блатт - свидетели его побега в августе 1943 года. Густав Хойлер оказался тем вторым пилотом, который, приземлившись, отправился вместе с комендантом аэропорта на ужин. Видимо, он считался не вполне благонадежным - в тренировочных полетах его постоянно сопровождал комендант Алоиз Мойзиш, тот самый, чей самолет и угнал Лошаков. Хойлер рассказал о том, что произошло после. Мойзиш застрелился, а сам он в 1945 году перелетел на советскую сторону. Что касается охранявшего заключенных Отто Блатта, то его по законам военного времени ждал расстрел, но Отто оказался находчивым малым - на допросах изобразил из себя глухонемого, от которого невозможно было добиться никаких показаний. В тюрьме он просидел так долго, что гестапо попросту о нем забыло. После войны бывший охранник заделался владельцем небольшого ресторанчика, отужинать в котором он и пригласил Лошакова....

По материалам:

Николай Кузьмич Лошаков
Курсант Краснодарской авиашколы лётчиков-истребителей, июнь 1941 г.
Дата рождения
Место рождения

СССР, с. Малинино Тимашевского района Краснодарского края

Дата смерти
Место смерти

Краснодар

Принадлежность

СССР СССР

Род войск
Годы службы
Звание гвардии
Часть

286-й истребительный авиаполк
14-й гвардейский иап

Сражения/войны

Великая Отечественная война

Награды и премии


Лошаков, Николай Кузьмич (17 декабря 1923 - 14 февраля 1984) - советский лётчик-истребитель. Был сбит в воздушном бою и попав в плен, подобно М. Девятаеву, сумел бежать на немецком самолёте.

Биография

Родился 17 декабря 1923 года в селе Малинино Тимашевского района Краснодарского края в семье крестьянина-середняка.

Военный лётчик

30 апреля 1941 года окончил аэроклуб в звании пилота. С 5 мая 1941 года продолжил обучение в Краснодарской Военно-авиационной школе пилотов (КВАШП). Окончил учёбу 30 мая 1942 года в звании сержанта, по специальности «лётчик-истребитель». С июня по сентябрь 1942 года в запасном авиаполку в г. Кадникове.

На фронте

С 18 ноября 1942 года - в составе 286-го истребительного авиаполка 13-й Воздушной армии (обороняет Ленинград).

Затем младший лейтенант, лётчик 14-го гвардейского истребительного полка (13-й воздушной армии), совершил 121 боевой вылет, сбил 2 вражеских самолёта лично и 1 - в составе группы.

Плен

27 мая 1943 года на самолёте Як-1Б был сбит в воздушном бою, выпрыгнул с парашютом и попал в плен.

После многочисленных допросов в плену, Николай Лошаков даёт согласие на службу в немецкой авиации (так же возможно, что идёт речь о так называемой «Авиации РОА»).

Побег на самолёте

11 августа 1943 года, вместе с другим советским военнопленным, сержантом бронетанковых войск Иваном Александровичем Денисюком, совершил побег из немецкого плена на самолёте «Шторх».

4 декабря 1943 года Лошаков был «осуждён ОСО НКВД за измену во время пребывания в плену на 3 года с 12 августа 1943 года по 12 августа 1946 года » в январе 1944 года помещён в «Воркутлаг».

12 августа 1945 года освобождается из лагеря со снятием судимости. (Причём его напарник по побегу Иван Денисюк был осуждён на 20 лет, а освобождён был только в 1951 году).

Затем Николай Лошаков работает авиамотористом в авиаотряде комбината «Воркутауголь», но уже через пару месяцев становится начальником центрального аэропорта авиаотряда.

Реабилитация

Полностью реабилитирован в апреле 1959 года.

После окончания горного техникума - начальник участка на шахте № 40, позже работал по профсоюзной линии. С 1970 по 1983 годы работал председателем Воркутинского территориального совета ВОИР.

Имеет звание «Почётный шахтёр СССР» и «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР».

Незадолго до смерти вернулся на родину, в г. Краснодар.

См. также
  • Девятаев, Михаил Петрович - лётчик истребитель. В 1945 г. бежал из плена на немецком самолёте.
Литература
  • Романов Р. Взлёт / рис. Лямина Н.. - Л. : Детская литература, 1985. - 110 с.
  • Молодёжь Севера : газета. - 2002. - № 1 от 4 января.
  • Чистое небо Николая Лошакова. О судьбе летчика, бежавшего из немецкого лагеря и попавшего в советский // Молодёжь Севера : газета. - 2002. - № 2 от 10 января.
  • Партбилет № 08572332 // Герои наших дней. - М .: Правда, 1961. - С. 558-563.
  • Книга Памяти Республики Коми т. 8 стр. 1006
  • Документальный фильм «Продолжение подвига», (Сценарист и режиссёр Ю. Соломоник) 1961 г, Ленинградская студия документальных фильмов.

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/