О людях, которые выбирают путь «HARD.

Вопрос 1. Составь сравнительную таблицу по теме «Большие и малые социальные группы».

Большие группы.

Количество участников - количественно не ограниченная социальная общность.

Признаки, по которым могут объединять людей - создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью. Образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания. Среди больших групп принято выделять также такие социальные группы, как интеллигенция, служащие, представители умственного и физического труда, население города и деревни.

Роль, которую они играют в обществе определяется выполнением ею следующих функций: научно-техническое и экономическое обеспечение материального производства; профессиональное управление производством, обществом в целом и отдельными его структурами; развитие духовной культуры; социализация; обеспечение умственного и физического здоровья населения.

Малые группы.

Количество участников - от 3 до 15 человек;

Признаки, по которым могут объединять людей - Пространственное, и временное соприсутствие людей. Наличие постоянной цели совместной деятельности. Наличие в группе организующего начала. Разделение и дифференциация персональных ролей. Наличие эмоциональных отношений между членами группы. Выработка специфической групповой культуры - нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу.

Роль, которую они играют в обществе объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений. Наряду с профессиональными и другими формальными группами в нем постоянно образуются самодеятельные социальные группы, ориентированные на реализацию вновь возникающих социальных потребностей.

Вопрос 2. Выбери из списка, приведённого ниже, признаки, относящиеся только к малой группе.

1. Количество людей колеблется от 2 до 10 человек.

5. Общие интересы и увлечения.

6. Объединились для достижения какой-либо конкретной цели, не требующей больших усилий.

7. Относительное постоянство членов.

9. Кровнородственные связи внутри группы.

12. Объединение лиц одного возраста или пола.

Вопрос 4. Какие признаки характерны только для межличностных отношений?

1) взаимный (обоюдный) характер

3) непосредственный контакт

Вопрос 5. Прочитай приведённый ниже текст, каждое предложение в котором пронумеровано.

(1) Симпатия - это внутреннее расположение, привлекательность. (2) Иногда трудно объяснить, чем именно тот или иной человек вызывает нашу симпатию. (3) Многие полагают, что внешне привлекательный человек обязательно совершает только хорошие поступки. (4) Люди чаще доверяют тем, кого считают симпатичными.

Определи, какие предложения текста являются: А) установленными фактами Б) мнением, оценочным суждением

Установленные факты – 1, 4. Мнения, оценочные суждения – 2, 3.

Вопрос 6. Приведи не менее трёх примеров групповых норм, характерных для неформальной группы приятелей-одноклассников.

1. Свободная речь; 2. Подшучивания; 3. Взаимная помощь.

Вопрос 7. Ниже приводится список терминов. Все они, за исключением одного, имеют отношение к малым группам. Подчеркни термин, который «выпадает» из этого перечня.

Взаимность, относительная малочисленность, общие интересы, групповые нормы, групповые санкции, принадлежность определяется полом участников.

Вопрос 8*. Составь план устного выступления на одну из тем.

1. Моя семья - малая группа.

1. Семья как общность людей, связанных узами супружества.

2. Семья как социальный институт.

3. Типы семейных структур.

1) Из материала параграфа ты узнал, что существует множество групп, объединяющих людей. Запиши, в какие группы ты входишь в настоящий момент. Определи, какое общее дело и какая общая цель есть у каждой из этих групп.

    1)мой класс - первая группа, в которой я состою, наше общее дело - учиться в школе, а цель - получить образование и успешно социализироваться.

    2) я вхожу в российский народ. Сложно сказать, какая у нас цель и общее дело, но могу предположить, что это счастливая жизнь на своей земле и принесение пользы Родине и человечеству в целом.

    3) так же я вхожу в свою футбольную команду, наше дело - играть в футбол, а цель - выиграть ближайшие соревнования.

2) Заполни кластер.

3) Напиши, какие преимущества (+) и какие недостатки (-) есть при выполнении работы


4) Ты вместе с одноклассниками решил сделать групповой проект (например, стенгазету или электронную страничку своего класса для сайта школы). Какие правила работы в группе ты бы предложил ребятам?

    1)в группе есть только один лидер - его приказы выполняются строго.

    2) мнение каждого будет услышано и пройдет обсуждение, где все решат, нужно нам реализовывать предложение или нет.

    3) ответственность за работу несут ВСЕ (но и результатом пользуются все)

    4) четкое распределение обязанностей и зон ответственности.

5) Какими качествами, на твой взгляд, должен обладать лидер?

    Лидер должен обладать спокойствием, адекватностью, умением находить выход из любой ситуации, а также ответственностью.

а) Изучи биографию Аркадия Гайдара, которая приводится в конце параграфа учебника. Можно ли сказать, что А. Гайдар был лидером? Докажи или опровергни это утверждение.

    Я уверен, что Аркадий Гайдар был настоящим лидером - ведь он служил в армии и командовал отдельным полком. К тому же в 14 лет он командовал отрядом курсантов. А потом еще и написал книгу, где есть ярко выраженная группа и их лидер. Мне кажется, что Тимура автор писал с себя. Ведь он наделил героя многими положительными качествами, которые хорошо бы имеет каждому лидеру.

6) Как ты думаешь, должен ли каждый человек стремиться к лидерству? Свое мнение обоснуй.

7) Верны ли следующие суждения?

А) Санкции охраняют групповые нормы.

Б) Санкции включают как порицания, так и поощрения.

    1)верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения не верны

8) Прочитай отрывок из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Какие групповые нормы существовали у казаков в описываемое Н. В. Гоголем время?

Запрет на воровство, убийство, а также запрет на невыплату долгов.

Также нормальным считается заниматься любой деятельность (ремесла, торговля), но лучше всего ничем кроме войны не заниматься. А в мирное время жить в состоянии постоянно пира.

9) Прочитай приведенные ниже высказывания.

Какое высказывание ты поддерживаешь? Приведи не менее двух аргументов в его пользу.

    Обычно, мы не сами выбираем себе группы (по крайней мере первые классы и семьи), а значит, можем оказаться в ситуации, когда нормы группы не соответствуют нашим. В такой ситуации они только сковывают человека. К тому же бывают ситуации, когда вся группа не права, а ты один знаешь как действовать правильно, но у тебя недостаточно авторитета, чтобы повлиять на группу. Ты вынужден вслед за группой принять неверное решение, чтобы тебя не исключили. Это опять же сковывает человека.

10) Подумай и напиши, какие санкции могут быть применены в следующих ситуациях.

    1)Ученик опоздал на урок - порицание, осуждение, возможно (если со стороны учителя) можно забрать дневник и написать об этом родителям в качестве наказания.

    2) Ученик победил в школьной олимпиаде - поощрение, например, награждение грамотой.

    3) Ученик отказался помочь маме - порицание.

    4) Ученик распускал слухи и сплетни об однокласснике - порицание, возможно принуждение к извинению.

    5) Ученик помог сделать другу домашнее задание - уважение со стороны товарищей, поощрение.

11) Пользуясь личным опытом и знаниями, полученными на уроке, заполни таблицу.


Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В середине прошлого века Карл Густав Юнг разделил людей на интровертов и экстравертов. Сегодня Джонатан Чик и его коллеги-психологи в том, что данная модель далеко не полная. Ведь среди интровертов есть как те, кто комфортно себя чувствует в обществе близких друзей, так и те, кто сознательно избегает любого общения. Исходя из этого ученые предложили разделить интровертов на 4 типа , и эта классификация способна дать ответы на многие вопросы.

Мы в сайт ознакомились с последними исследованиями, чтобы узнать себя лучше.

1-й тип. Социальные интроверты

Социальные интроверты могут быть общительными, непринужденными и даже болтливыми . В окружении близких друзей от них можно услышать шутки и заливистый смех. Такие интроверты тщательно выбирают свой круг общения и по-настоящему открываются лишь с теми, кому по-настоящему доверяют.

Исходя из этого учеными был сделан вывод, что социальная интроверсия - это не стеснительность . Такому человеку кажется, что общение с большим количеством людей выкачивает из него энергию. Поэтому он избегает шумных компаний, а для восстановления сил выбирает одиночество либо компанию самых близких.

Вас можно отнести к социальным интровертам, если вы:

  • предпочитаете общество нескольких близких друзей, а не шумные вечеринки;
  • уверены в том, что у человека не может быть много друзей;
  • стараетесь выделять время, чтобы побыть с самим собой;
  • для отпуска выбираете непопулярные места и маршруты;
  • чувствуете себя как выжатый лимон после общения с большим количеством людей;
  • можете обходиться без общения продолжительное время;
  • предпочитаете работать в одиночестве - другие люди вас только отвлекают от работы.

2-й тип. «Думающие» интроверты

«Думающих» интровертов сложно поставить в тупик большим скоплением народа на шумной вечеринке. Они просто не замечают никого вокруг. Такие интроверты могут часами оставаться погруженными в собственные мысли, оценивая и анализируя свой внутренний мир.

Для «думающих» интровертов фантазии не повод убежать от реальности. Они воспринимают окружающий мир через призму личных переживаний. Эмпатия и развитая интуиция - ключевые черты «думающих» интровертов, их авторский почерк виден в любом деле. Вот только работать по инструкции у них получается не всегда.

У вас все признаки «думающего» интроверта, если вы:

  • часто заняты анализом собственных переживаний;
  • примеряете на себя образы героев любимого фильма или книги;
  • реальные события всегда значили для вас меньше, чем ваша внутренняя реакция на них;
  • имеете сложную и богатую внутреннюю жизнь;
  • серьезно работаете над своим личностным ростом;
  • оцениваете себя со стороны;
  • фантазируете о разных ситуациях с вашим участием.

3-й тип. Тревожные интроверты

Тревожные интроверты - это те люди, которые всеми силами ищут одиночества , потому что общество других людей их пугает и выводит из равновесия. Они часто сталкиваются с непониманием со стороны окружающих, оказываются в неловких ситуациях и не сразу понимают, чего от них хотят.

Нередко, даже находясь в одиночестве, тревожные интроверты могут испытывать тревогу и переживать по поводу событий, произошедших с ними в прошлом. Вместе с тем они не против общения, но избегают контактов из-за неуверенности и низкой самооценки.

Вы можете обнаружить у себя тревожную интроверсию, если вы:

  • при входе в помещение, в котором уже есть люди, чувствуете на себе оценивающие взгляды окружающих;
  • не считаете социальные навыки своей сильной стороной;
  • ощущаете беспокойство без видимой на то причины;
  • часто вспоминаете о каком-нибудь неприятном событии, произошедшем много лет назад;
  • сильно расстраиваетесь при любой неудаче;
  • испытываете стресс и долго не можете найти себя в незнакомом окружении;
  • даже в кругу близких друзей можете ощущать неудобство и отчужденность.

4-й тип. Сдержанные интроверты

Сдержанные интроверты совсем не одиночки. Просто в их стиле все взвесить и хорошенько обдумать, а потом уже приступать к работе или общению. Их можно сравнить с мотором, которому нужно время, чтобы прогреться. Утром они не вскакивают с кровати, а долго лежат и потягиваются, обдумывая предстоящий день.

В общении с большим количеством людей они не видят ничего пугающего, но всеми силами постараются отложить это общение до вечера. Важно, чтобы события не развивались слишком быстро. Тогда у них будет время втянуться и почувствовать себя комфортно.

Вас можно отнести к сдержанным интровертам, если вы:

  • стараетесь выкроить время на отдых, ищете возможность расслабиться и сделать все как можно проще;
  • выдвигаете наиболее разумные и взвешенные предложения;
  • не считаете, что в жизни нужно попробовать все;
  • не действуете под влиянием момента или сильных эмоций;
  • не любите рисковать и говорить, не подумав;
  • часто ощущаете себя усталым без причины.

«Конечно, как и любая классификация, эта модель очень условна, - Джонатан Чик. - Вы можете быть отчасти социальным и отчасти тревожным интровертом. Но, зная, какие особенности свойственны тому и другому, мы можем лучше предсказывать свои и чужие реакции и в конечном итоге жить в гармонии со своей природой».

Психологи проделали большую работу, чтобы в очередной раз доказать: даже самые устоявшиеся представления могут быть пересмотрены, ведь каждый из нас уникален. А вы уже определили свой тип?

Группой называют совокупность людей, объединенных каким-либо признаком общности: общим пространственным и временным бытием, общей деятельностью, общими экономическими, этническими, психологическими или иными характеристиками. Социальная группа выполняет в обществе определенные необходимые функции, участвуя в разделении общественного труда и деятельности. Группы, которые можно рассматривать и как «класс», «социальный слой», «коллектив», «семью» и т.п., объединяют людей по принципу социальной солидарности, «общего интереса или общего дела»27, - как писал Т. Гоббс. Именно в конкретных группах, в непосредственном социальном общении и взаимодействии, человек реализует себя и свою общественную сущность. Поэтому разложение или частичный распад групп вызывает общее расстройство всей системы социального бытия индивида. Известный социолог Э. Дюркгейм в свое время провел специальное исследова ние, в котором выявил опасную зависимость: «Число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид»28. Особое значение в социальной жизни человека имеют так называемые первичные малые группы, малочисленные по своему составу, связанные устойчивым непосредственным личным общением и эмоциональными отношениями, особыми ценностями и внутренними нормами поведения. Эти группы отличаются повышенной солидарностью, глубоко развитым чувством «мы». Для них в целом характерны пространственная близость членов, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением ее членов. Включение человека в такую группу, цели и ценности которой служат для индивида определенным эталоном, социальным ориентиром его общественного поведения, позволяет ему наиболее эффективно усваивать нормы, ценности и традиции общества, обеспечивает полноценную социализацию. Отсутствие же или недостаток таких социальных связей первичного типа может влиять на развитие индивида, вызывать его духовную неполноценность или негативное поведение. Группа, как считал Ч. Кули, во-первых, является источником моральных норм, которые человек получает в детстве и которыми он руководствуется в течение всей жизни, и, во-вторых, выступает средством поддержки и стабилизации взрослого человека. Внутри групп люди вступают в особенно тесные и длительно поддерживаемые отношения, которые характеризуются особыми чертами: 1) они связаны с потребностями; 2) проявляются в форме общения и взаимодействия; 3) эмоционально окрашены. Отечественный психолог А.Ф. Лазурский для характеристики межличностных отношений в группе предложил пользоваться следующими параметрами: модальность отношения - положительное, отрицательное или безразличное; степень интенсивности отношения; качественные особенности отношения; уровень развития отношения, «обилие оттенков»; степень осознанности отношения; культурность форм отношения, формы обращения друг к другу; широта и объем отношений, т.е. количество объектов или сторон объекта, на которые распространяется отношение. На межличностные отношения в группе влияют самые разные факторы, связанные с конкретными людьми - субъектами отношений. Первый фактор - их врожденные и приобретенные в детстве коммуникативные потребности и способности. Второй - социальные и психологические личностные особенности (статус, самооценка, общительность, самоконтроль, смелость и др.). Третий - ситуативные обстоятельства (время, пространственная близость, культурный контекст, событийность и др.). Четвертый - процессы внутригрупповых изменений (лидерство, принятие групповых решений, сплоченность, давление, контроль, конфликты, цели и задачи совместной деятельности и т.д.). Несмотря на влияние такого большого числа элементов, система отношений личности в группе остается относительно целостной и стабильной. Внутри системы отношений человека с другими членами группы выделяются доминирующие отношения. Они отражают направленность и позицию личности: на себя, на удовлетворение своих потребностей; на других, на общение, совместную деятельность, социальное одобрение, зависимость от группы; надело, на деловое сотрудничество, профессионализм подхода, отстаивание собственного мнения. Ключевые слова и понятия Социальная группа. Социальный слой. Первичная малая группа. Межличностные отношения. Направленность личности. Контрольные вопросы и задания 1. Каковы критерии выделения социальных групп? 2. Какие виды групп вы знаете? 3. Чем характеризуются межличностные отношения? 4. Сравните большую и малую социальные группы. 5. Докажите, что дезинтеграция социальных групп ведет к распаду всей социальной системы. 8.

Еще по теме Человек в группе. Межличностные отношения:

  1. 1.7. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ
  2. Тест 3. Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири