Правление бориса годунова. Правление Бориса Годунова - Россия, Russia

И ненадолго улучшенное попытками проведения реформ в экономике и изменением курса внешней политики, вновь резко обострилось.

Российское государство вступает в период Смуты - так современники определили трагические события, поставившие страну на грань разрушения государственных начал и фактического распада и тесно связанные во времени с моментом избрания на российский престол Бориса Годунова (1598-1605). Торжественное венчание Годунова на царство в сентябре 1598 г., ознаменовавшее, казалось бы, триумф его политической карьеры, стало началом крушения политики государственной централизации, которую Борис Годунов проводил вслед за Иваном Грозным . Воцарение Годунова , не принадлежавшего по своему происхождению ни к Рюриковичам, ни к Гедими-новичам, в отличие от его конкурентов - Мстиславских и Шуйских, еще более усилило распри в среде высшей знати. Росли слухи о том, что царевич Дмитрий был убит в Угличе по приказу Годунова .

Царь Борис как во внутренней, так и во внешней политике развивал те тенденции, которые наметились в последние годы правления Ивана Грозного и которые он начал воплощать в жизнь еще в период своего регентства. Прежде всего, правительство Годунова заботилось об удовлетворении насущных нужд служилого дворянства, в котором оно видело свою главную опору. Этой цели служило и положение об отмене тарханов (земель, освобожденных от уплаты налогов) 1584 г., и закон о выделении господской запашки феодалов начала 90-х годов.

Решительный предел ставился росту владений церкви. Намечалось оздоровление хозяйства военно-служилых землевладельцев. Целая серия мероприятий призвана покончить с обезлюдьем центра страны. Например, было осуществлено так называемое посадское строение - учет населения посадских слобод и сотен, целью которого было вернуть в них людей, ушедших на частновладельческие дворы и слободы в города. Была проведена перепись земель - составлены писцовые книги, установлена система заповедных лет и пятилетний срок сыска беглых крестьян (1597). Указы о холопах имели целью закрепить за служилыми людьми их челядь.

Некоторому ослаблению внутренней социальной напряженности в стране способствовала внешнеполитическая деятельность Годунова , благоприятствовавшая освоению юга и юго-востока страны и продвижению в Сибирь. В Поволжье, в южные и сибирские земли хлынул поток крестьян, холопов и ремесленников, спасавшихся от голода и гнета.
Во внешней политике стремление к поиску мирных решений в 1584-1598 гг. превратилось в принцип поддержания дружественных отношений с соседними странами. Россия в годы царствования Бориса Годунова практически не вела кровопролитных войн.

В осуществлении своей политической программы Годунов не смог бы обойтись без слаженного государственного аппарата. Он привлек к государственной деятельности многих выдающихся администраторов (дьяков Щелкаловых, Дружину Петелина, Елизария Вылузгина и др.) и упорядочил деятельность приказов. Борис стремился разрушить родовой принцип формирования Боярской думы, заменив его семейно-корпоративным, когда при назначении в Думу решающую роль играла близость к правителю.

Достижения политики Бориса Годунова были непрочными, ибо основывались на перенапряжении социально-экономического потенциала страны, что неизбежно вело к социальному взрыву. Недовольство охватывало все слои общества: знать и боярство были возмущены урезанием своих родовых прав, служилое дворянство не удовлетворяла политика правительства, не способного пресечь бегство крестьян, существенно снижавшее доходность их поместий, посадское население выступало против посадского строения и усиления налогового гнета, православное духовенство было недовольно урезанием своих привилегий и жестким подчинением самодержавной власти .

Голод 1601-1603 гг.

В начале века страну поразил страшный неурожай. Это бедствие довело основное тягловое население страны до полного разорения. Крестьяне, спасясь от голода и эпидемий, покидали свои дома и направлялись в города. Помещики, не желая кормить своих холопов, зачастую сами выгоняли их, не давая положенных отпускных. По стране бродили толпы голодных и обездоленных людей.

Пытаясь ослабить социальное напряжение, правительство Годунова в 1601 г. временно разрешило переход крестьян от одного помещика к другому. В Москве были организованы государственные работы , в том числе и по завершению строительства колокольни Ивана Великого в Кремле. Бесплатно раздавался хлеб из царских житниц. Но это не могло спасти огромную массу людей от вымирания. Только в столице за два года погибло 127 тыс. человек.

Вместе с тем хлеб в стране был. Процветало ростовщичество и безудержная спекуляция. Крупные землевладельцы - бояре, монастыри и даже сам патриарх Иов - придерживали огромные хлебные запасы в своих кладовых, ожидая его нового подорожания. Так, в Кирилло-Белозерском монастыре было сосредоточено до 250 тыс. пудов зерна, которого хватило бы, чтобы прокормить 10 тыс. человек в течение года.

Массовые побеги крестьян и холопов, отказы от уплаты повинностей продолжались. Особенно много людей уходило на Дон и Волгу, где проживало вольное казачество. Тяжелая экономическая ситуация внутри страны привела к падению авторитета правительства Годунова .
В 1603 г. нарастает волна многочисленных волнений и восстаний голодающего простонародья, особенно на юге страны. Крупный отряд повстанцев под командованием Хлопка Косолапа действовал под самой Москвой. Правительственным войскам с огромным трудом удавалось подавлять такие "бунты".

Создание государственной системы крепостного права привело к резкому обострению социальных противоречий в городе и деревне. Массы разоренных людей были готовы откликнуться на призыв к борьбе за утерянную свободу. Особенно много беглого люда скапливалось на южной границе государства. Народная молва связывала закрепощение с именем Бориса Годунова, по наущению которого якобы это было сделано царем Федором Иоановичем. Федор, выросший в обстановке опричных ужасов, был человеком неспособным к управлению государством. На передний план при нем выдвинулся царский шурин Борис Годунов, человек умный и хладнокровный, блестящий политик.

Борис Годунов при Федоре, и позднее, когда он был избран царем (1598-1605), продолжал политику утверждения самодержавия и укрепления государства, основанную на укреплении положения дворянства и ослаблении феодальной знати.

В 1589 г. было введено патриаршество. Первым патриархом стал Иов, человек близкий к Годунову. Борис Годунов несколько упрочил международное положение страны. После войны со Швецией в 1590 г. были возвращены земли в устье Невы, утерянные Россией после Ливонской войны. В 1592 г. был отражен набег крымского хана Казы-Гирея.

В 1600 г., будучи уже царем, Борис Годунов заключил перемирие с Польшей на 20 лет. Однако его положение внутри страны оставалось непрочным. Знать всячески сопротивлялась утверждению самодержавия, стремясь к большей власти.

В 1591 г. в Угличе погиб царевич Дмитрий. Комиссия князя В.И.Шуйского официально объявила, что Дмитрий погиб во время эпилепсического припадка, который случился с ним при игре в тычку. В народе, однако, поползли слухи, что Дмитрий убит людьми Годунова. Некоторые утверждали, что царевичу удалось спастись, и убит был не он.

Боярство в условиях прекращения законной династии после смерти царя Федора стремилось сохранить и даже расширить свою роль в управлении государством, пыталось использовать недовольство народных масс, направив его против "безродного" царя Б.Ф.Годунова.

В свою очередь Годунов пытался предпринять меры для ослабления недовольства. В 1598 г. он сложил недоимки по налогам и податям, дал некоторые привилегии служилым и посадским людям в выполнении государственных повинностей. Но все это уже не могло снять остроту противоречий. И без того тяжелое положение населения усугубилось голодом 1601-1603 гг.

В обстановке хаоса голодных лет Годунов пытался не допустить народного выступления. Он устанавливал предельную цену на хлеб, в ноябре 1601 г. разрешил переход крестьян, начал раздачу хлеба из государственных амбаров, усилил репрессии по разбойным делам и разрешил уходить холопам от своих хозяев, если те не могли их прокормить.

Однако эти меры успеха не имели. В 1603-1604 гг. вспыхнуло восстание холопов под руководством Хлопка, охватившее все Подмосковье. Восстание было подавлено.

В условиях всеобщего недовольства тяжелым положением России решили воспользоваться польские магнаты, шляхта и католическая церковь, стремившиеся к расширению своих владений. Магнаты и шляхта жаждали захватить Смоленские и Северские земли, которые столетием ранее входили в состав Великого княжества Литовского. Католическая церковь введением в России католичества хотела пополнить источники доходов, уменьшившиеся после Реформации, которая увела ряд европейских стран из лона католической церкви. Прямого повода для открытой интервенции у Речи Посполитой не было. В этих условиях в польских землях объявился человек, выдававший себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Лжедмитрий I много обещал полякам и папскому нунцию в Варшаве: помощь Польше в войне со Швецией, Северскую землю, Псков, Новгород, половину Смоленских земель, большие суммы денег - родителям его невесты. Он заверил, что, став царем, распространит католицизм в России.

Ко времени вступления на престол в 1598 году ему было примерно 47 лет. Бывший опричник, смог продвинуться при Иване 4 Грозном женившись на дочери Малюты Скуратова (главный палач Ивана Грозного). Близость к царю позволила Борису укрепить свое положение, его сестра Ирина вышла замуж за сына Грозного Федора. Получил титул боярина. В годы правления Федора был по существу правителем государства. Устранив со своего пути соперников в борьбе за власть- бояр И. Мстисловского, Шуйских и др.

После смерти царя Федора, по инициативе патриарха Иова, Борис был избран царем по решению Земского собора. Во время венчания на царство,1 сентября 1598 года , Годунов обращаясь к патриарху, обещал: «Бог свидетель сему, никто не будет в моем царствии нищ и беден».

Положение нового монарха было шатким: многие знатные бояре были недовольны его избранием, считая себя обойденными. Ширились слухи о причастности Годунова к смерти царевича Дмитрия в Угличе.

Современники признавали за Годуновым и положительные качества - ум, милосердие, великодушие. Пытался поддержать простой народ. Были сняты недоимки, разрешен был частичный выход крестьян от одного владельца земли к другому. Пытался упорядочить крестьянские повинности. Все это несколько нормализовало положение в стране.

Но многое вызывало и недовольство . Например, возобновляются ссылки, аресты, пострижение в монахи неугодных лиц (Романовы- глава рода Федор был пострижен в монахи под именем Филарет). Ситуация сильно обостряется в начале 17 века, когда страну потрясли ужасные события, сыгравшие трагическую роль в личной судьбе царя Бориса и его семьи. С 1600-1603 гг. шли проливные дожди, ранние заморозки, хлеб не созревал. Разразился страшный голод. С 1601 года начинается голод . Цены на хлеб выросли в 100 раз. Авраамий Палицын , келарь Троице- Сергиева монастыря, записал в своем «Сказании»: в Москве за эти годы только на трех кладбищах было похоронено 127 тысяч человек, умерших от голода . Начинаются народные волнения. В 1603 г . начинается восстание Хлопка, охватившее юго - западные уезды страны . Восставшие громили имения дворян. Против них было направлено правительственное войско. Во главе с окольничим Басмановым, молодым и способным военачальником. В октябре 1603 г. повстанцы разгромили Басманова, сам воевода был убит. Лишь с большим напряжением правительственные войска одолели отряды Хлопка. Его взяли в плен и казнили. Причиной голода считали Бориса Годунова. Распространялись слухи о том, что это наказание Божие за избрание на престол Бориса Годунова.

Приблизительно в 1600 году впервые появляется слух о том, что царевич Дмитрий не погиб в Угличе, в 1591 году, а остался жив и хочет вернуть себе престол. Время подходящее, измученные голодом люди считали, что воцарение «законного» царя приведет к завершению голода. По мнению историков, огромную роль здесь сыграли московские бояре . Под именем Дмитрия Ивановича , или царевича Дмитрия, был монах Григорий Отрепьев . Он - мелкий дворянин из Галича, ставший монахом, послушником у патриарха Иова в Москве. Бежал в Польшу, Отрепьев принял имя покойного царевича и заявил права на престол государей московских. В 1603 году он поступил на службу к А. Вишневецкому. Однажды юноша сильно заболел. Призвали священника, которому он сообщил, что является сыном Грозного. Передал ему подтверждающие бумаги и нательный крест (именно им был крещен Дмитрий). Были и совпадения: особые приметы, совпадали родинка повыше правой кисти, одна рука короче другой.

Слухи достигли Бориса Годунова и сильно его обеспокоили. Он предложил Вишневецкому, выдать Дмитрия и обещал уступки в территориальных спорах. В 1603 году Вишневецкий отвез Дмитрия к своему родственнику воеводе города Сандомир Юрию Мнишеку. Самозванца поддержали польский король Сигизмунд, магнаты, шляхта и католическое духовенство, мечтавших о русских землях. Папский нунций Рангони поддержал самозванца, принявшего католичество,- папский Рим надеялся провести в Россию унию (объединение) католичества и православия. Там же в Польше самозванец обручился с дочерью Ю. Мнишека Мариной Мнишек.

Обещания : Ю. Мнишек получает Новгород. Речь Посполитая – Смоленские и северские земли, принятие католичества и разрешение строить на территории России католические храмы, жениться на Марине Мнишек.

В октябре 1604 года отряд Лжедмитрия 1 переправился через Днепр и вошли в места, пограничные с юго- западными уездами России. Народ поддерживает Лжедмитрия. Лжедмитрию сдаются многие города- Моравск, Чернигов, Путивль, Рыльск, Курск и Кромы. К январю 1605 года небольшой отряд самозванца, превратился в 15 т. войско. На его сторону переходят дворяне, бояре недовольные Годуновым. От самозванца они надеются получить новые земли, крестьян, жалование.

В январе 1605 года у села Добрыничи , встретилось войско Лжедмитрия и правительственный отряд под командованием князя Мстиславского. Самозванец потерпел поражение . Но продолжает двигаться к Москве, обещает сторонникам «вольности». 13 апреля умер Борис Годунов . Был похоронен в Архангельском соборе, но Лжедмитрий выбросил его прах в 1606 г. После долгих скитаний останки Бориса Годунова нашли окончательный покой в Троице – Сергиевой лавре . 7 мая 1605 г. под Кромами, после известия о смерти Годунова, правительственное войско перешло на сторону Лжедмитрия.

Борис Годунов передал престол своему сыну Федору Годунову апрель- июнь 1605 года. Ему 16 лет. 10 июня 1605 года Федор Годунов и его мать Мария были убиты в Кремле. 20 июня 1605 года- самозванец вступил в Москву, через месяц венчался на царство.

Правление Лжедмитрия 1.

Лжедмитрий 1 июль 1605 – май 1606 гг. Происхождение: монах Чудова монастыря в Москве Григорий (Юрий Богданович Отрепьев ). Его узнал Иов. Лжедмитрий отправляет его в отставку, и назначает нового патриарха грека Игнатия. Царь и великий государь, севший на трон не только благодаря польской помощи, но и опираясь на восставших против Годунова дворян, крестьян и холопов вынужден был кое- что для них сделать: дал свободу тем, кто попал в кабальные холопы в голодные годы начала столетия, освободил на 10 лет от налогов жителей Камарицкой волости на юго- западе. Вернул в Москву сосланных Годуновым бояр, в т.ч. Филарета Романова.

Но в целом новый царь продолжал крепостническую политику своих предшественников. Срок «урочных лет» он увеличил с 5 до 6 лет, жаловал дворянам земли и крестьян. Постепенно начинает нарастать недовольство. Страну наводнили поляки, расхищается казна. Поляки оскорбляли национальные и религиозные чувства русских людей. В мае 1606 года он женился на Марине Мнишек которая была проведена по католическому образцу. Начинают распространяться слухи о том, что царь католик. 17 мая 1606 г . против «истинного царя», как его недавно величали, вспыхивает в Москве восстание во главе с братьями Шуйскими (Василий Шуйский , князь Голицын, боярин Иван Куракин ). Перед смертью, когда в Кремль ворвались заговорщики, он ведет себя странно. Выходит вперед и говорит: «Я вам не Годунов», что фактически означало, я вам не самозванец (можно предположить, что Лжедмитрий сам поверил, что является сыном Грозного). Три дня тело убитого Лжедмитрия лежало на рыночной площади, подвергаясь надругательствам. Затем его закопали у обочины дороги, за городским валом. Москву захлестнула волна слухов: на могиле убитого видели таинственные огни, множество знамений предсказывало близкие беды. С 18-25 мая 1606 года ударили морозы. Все в садах и на полях померзло. В народе стали говорить, что это чародейство мертвого самозванца. Тело его вынули из могилы, сожгли, пепел смешали с порохом и выстрелили из пушки в ту сторону, откуда явился этот самозванец. 19 мая , бояре «выкрикнули» на царство Василия Шуйского 1606-1610 гг.

Восстание Болотникова.

Вступление на престол царь ознаменовал особой «крестоцеловальной записью». Впервые русский самодержец брал на себя обязательства не наказывать своих подданных без судебного выяснения их вины.

С его именем связано появление нового самозванца, и польско- шведская интервенция.

Бежавшие из Москвы сторонники Лжедмитрия 1 распустили слух, что «истинный царь» не погиб в Москве, а спасся и скрывается от злых людей. Предполагают, что новый самозванец Михаил Молчанов , мелкопоместный дворянин. Новому царю отказались повиноваться почти все юго- западные и южные земли, от Путивля до Кром, восстала Астрахань, а осенью 1606 года на Москву двигалась повстанческая армия во главе с Болотниковым. Формируется в Путивле , и этот город становиться своего рода столицей «правительства царя Дмитрия»- Лжедмитрия 2. Предполагают что это был мелкопоместный дворянин Михаил Молчанов. Движение Болотникова называют гражданской войной 1606-1607 гг . Цель : поход на Москву, восстановление на престоле законного царя. Октябрь 1606 г . начинается осада Москвы (продолжалась 5 недель ). Постепенно перевес переходит к воеводам Шуйского. В решающей битве у Коломенского 2 декабря они одерживают победу над восставшими. Болотниковцы бежали к Калуге и Туле . 21 мая 1607 г . сражение под Каширой . Осада Тулы , и Болотников после 4 месяцев осады вынужден пойти на переговоры. Восстание было разгромлено, Болотникова сослали в Каргополь, ослепили, а затем он был утоплен .

1608 год - Лжедмитрия 2 обосновался недалеко от Москвы, в селе Тушино. Оно стало как бы второй столицей со своим царем, своей Боярской думу и патриархом. Стали называть «тушинским вором ». В Тушино потянулись отряды поляков, во главе с Лисовским, Рожинским и другими магнатами. Самозванца признала и Марина Мнишек . 6 месяцев они осаждают, но безуспешно, Троице- Сергиев монастырь . Василий Шуйский просит помощи у шведского короля. По договору от 8 февраля 1609 г.Шуйский получил помощь 15 тысячный отряд во главе с Делагарди . Условие : Россия отдает часть своей территории- Карелу с уездом . В России этот отряд возглавил племянник царя М. Скопин- Шуйский. Тушинцы разгромлены. Появляются и другие самозванцы. Например: Петр (Илейка Муромец) назвал себя сыном Ирины Годуновой и царя Федора.

На престол возведен его слабоумный сын Федор. При нем вся полнота власти находилась в руках созданного еще при жизни Ивана IV регентского совета.

В борьбе бояр за ведущую роль при новом царе победителем вышел Годунов Борис Федорович, устранив соперников. С 1585 года он в течение 13 лет правил Россией от имени царя Федора.

Женой Бориса Годунова была Мария Григорьевна Скуратова-Бельская, дочь знаменитого Малюты Скуратова. Выгодный брак помог Борису подняться к вершинам власти.

Личность Бориса Годунова проявилась как энергичного политика и талантливого дипломата. Он перезаключил перемирие с Польшей, вернул позиции у Финского залива, отторгнутые в итоге русско-шведской войны. Продолжались заботы о русской колонизации и закреплении Московскому государству завоеванных областей Поволжья и Западной Сибири. При Годунове расширяются связи России с Грузией.

Годы правления Бориса Годунова отмечены размахом городского и церковного строительства. Для этих целей были приглашены иностранные архитекторы и строители. Среди крепостей, построенных при Борисе Годунове, самым грандиозным сооружением называют Смоленскую крепостную стену для защиты запада России от Польши.

Во внутренних делах самое видное место принадлежит учреждению патриаршества, что повысило престиж России и позволило отделиться Русской православной церкви от Византийской патриархии. Годунов в 1588 году добился того, чтобы патриархом был назначен митрополит Иов.

Своей церковной реформой Борис Годунов приобрел крепкую поддержку Русской церкви в лице патриарха Иова, который поддерживал политику Годунова. Имея опору в духовенстве, Борис Федорович расположил в свою пользу и военное сословие.

Внутренняя политика Бориса Годунова была направлена на укрепление феодального государства и удовлетворение интересов дворянства, которому щедро раздавались земли.

Выходом из хозяйственного кризиса 1570-начала 1580 гг. Годунов видел в усилении крепостного права. Для закрепления крестьян за их владельцами был выполнен ряд мероприятий: проведена перепись населения, заведены писцовые книги, которые получили значение закрепощающего документа и изданы указы.

Указы Бориса Годунова:

  • Указ 1592г., запрещающий выход крестьян (отмена «Юрьева дня»)
  • Указ ноябрь 1597г., по которому беглые крестьяне подлежали розыску и возврату владельцу в течение 5 лет («урочные лета»)
  • Специальное Уложение (апрель 1597г.) о кабальных холопах.

В городах проводились так называемые «посадские строения», распространившие крепостнические порядки. Члены посадской общины были прикреплены к тяглу. Городская реформа Бориса Годунова обострила социальные противоречия.

15 мая 1591 года в Угличе умер младший брат Федора Ивановича Дмитрий. Затем умирают и другие члены царской семьи. Народная молва обвиняла Годунова в убийствах и даже приписала ему отравление самого царя Федора 7 января 1598 года.

В феврале 1598 года Земский собор избирает Бориса Годунова царским преемником, а 1 сентября 1599 года совершилось его коронование.

Царствование Борис Годунов начал с попытки сближения с Западом, осознавая отсталость русского народа в образовании сравнительно с народами Западной Европы. Он поручал набирать за границей врачей и разных мастеров. Царь даже задумал о заведении высшей школы в Москве с иностранными учителями, но, не успев привести свою мысль в исполнение, отправил несколько молодых людей учиться в Англию, Францию, Австрию. Эта попытка оказалась неудачной, все ученики там и остались. Видимо, из-за наступившего потом Смутного времени.

Внешняя политика Бориса Годунова была, можно сказать, робкая. В то время началась вражда между Польшей и Швецией, но Борис не воспользовался такими благоприятными обстоятельствами для приобретения хотя бы части Ливонии, за которую было отдано столько усилий. Вместо энергичных мер он прибег к бесполезным переговорам.

В своем рвении породниться с европейскими царствующими домами Годунов усердно искал невесту своему сыну Федору и жениха дочери Ксении. Но все старания о прочности своей династии на Московском престоле оказались тщетными.

Опасаясь козней от бывших своих соперников, Борис Годунов поощрял шпионство и доносы. Начавшиеся опалы, пытки, ссылки и даже казни (вопреки обещанию, данному во время царского венчания) лишили царя народного расположения.

В 1601-1603 годах страну постигли неурожаи, приведшие к страшному голоду и эпидемиям. Вымирали целые деревни, города, посады. Развернулась спекуляция хлебом. Не все феодалы могли прокормить своих слуг, в силу чего правительство разрешило переход крестьян, в 1603 году объявило об освобождении холопов.

В народе пошли слухи, что царствование Бориса Годунова беззаконно, не благословляется богом, и потому на страну обрушилась кара Божья за убийство законного наследника престола.

Резкое ухудшение положения народных масс стало главной причиной крестьянских восстаний. Одно из таких восстаний произошло в 1603 году под начальством атамана Хлопки Косолапа. Царское войско подавило восстание. Воевода Иван Басманов погиб, а Хлопко взят в плен и повешен.

Смутное время, начавшееся при Борисе Годунове, значительно подкопало прочность его престола. Годунов умер 13 апреля 1605 года в разгар борьбы с Лжедмитрием. Царем был провозглашен его малолетний сын Федор, но в том же году во время мятежа он был убит вместе с матерью.

Главным итогом правления Бориса Годунова стало расширение выхода России к Балтийскому морю. Но ему не удалось стабилизировать ситуацию в стране и преодолеть последствия опричнины.

В голодные годы многие помещики пошли на то, что отпускали своих крестьян, чтобы им не приходилось их содержать. Не меньше дворян поступило достаточно подло, прогоняя людей с расчётом, что после завершения голода просто отыщет их и вернёт себе. В результате передвигаться по дорогам стало, мягко говоря, небезопасно. Толпы голодающих холопов занимались разбоями и грабежами на дорогах. Многие же устремились в Москву, узнав, что царь щедро раздаёт деньги из казны.

Тем временем в Москве всё было не лучше. По свидетельству Авраамия Палицына из Троице-Сергиева монастыря, в столице погибло от голода или от проблем с ним связанных не менее 127 тысяч человек. Проблемы эти очевидны. Помимо роста преступлений, выросло число больных, началась эпидемия холеры. Наблюдались случаи людоедства. Те, кто был не готов питаться себе подобными, иногда питались навозом.

Как государь боролся с голодом. Оценки современников

Современники по-разному оценивали то, как власти помогали голодающим. Небезызвестный Исаак Масса считал, что раздача милостыни лишь усилила голод в Москве, ибо в столицу потянулся нуждающийся люд со всей округи. Более того, выдаваемые деньги попросту разворовывались чиновниками.

Иначе оценивали меры Годунова русские летописцы. Один современник так описал положение дел в Москве: «А на Москве и в пределах ея ели конину, и псы, и кошки, и людей ели, но царскою милостынею ещё держахуся убогии…». Помощь голодающей бедноте в самом деле имела неоценимое значение.

По летописным известиям, для предоставления бедствующему населению работы Годунов затеял масштабные строительные работы, включая возведение самого высокого здания в России

Исаак Масса, впрочем, отмечает, что государь мог сделать и больше. Например, будто бы царь мог, но не повелел строжайшим образом знатным господам, монахам и прочим богатым людям, имевшим полные амбары хлеба, продать свой хлеб. Сам патриарх, располагая большим запасом продовольствия, якобы объявил, что не хочет продавать зерно, за которое со временем можно выручить ещё больше денег. В литературе можно найти многократные ссылки на приведённые слова Массы: «…запасов хлеба в стране было больше, чем могли бы его съесть все жители в четыре года… у знатных господ, а также во всех монастырях и у многих богатых людей амбары были полны хлеба, часть его уже погнила от долголетнего лежания, и они не хотели продавать его; и по воле божией царь был так ослеплён, невзирая на то, что он мог приказать всё, что хотел, он не повелел самым строжайшим образом, чтобы каждый продавал свой хлеб».

Достоверность этих свидетельств, впрочем, под сомнением. «Переданная» Массой «патриаршая речь» проникнута торгашеским духом, характерным для голландского негоцианта, но не для патриарха Иова. Ближайший помощник Бориса не мог выступить как открытый сторонник хлебных спекуляций, когда власти принимали все меры для их обуздания.


Соборная площадь во времена Годунова

Можно сказать, что оценки голландца достаточно однобоки. Наверное, в силу того, что он наблюдал это с позиции современника. Сейчас мы можем оценить то время более объективно. Например, мы знаем, что монастыри были крупнейшими держателями хлебных запасов. Накануне голода хлебные запасы, например, Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря составляли 2834 четверти ржи и овса. Год спустя же они сократились до минимума — 942 четверти; монахи вынуждены были начать закупки зерна.

Причины голода

Спекуляции хлебом монахов, богатых дворян и купцов были одной из причин, отягощавших бедствия населения, но всё же они не были главной причиной возникновения голода в России в начале XVII века. Суровый климат, скудость почв, феодальная система земледелия делали невозможным создание таких запасов зерна, которые могли бы обеспечить страну продовольствием в условиях трёхлетнего неурожая.

В наше время, по данным метеорологов, из-за извержения вулкана в Испанском Перу начался малый ледниковый период. Именно это и погубило урожай 1601, а затем и 1602, и 1603 годов. Историки и экономисты же винят в этом общий для всей Европы кризис феодальной системы, вызванный перенаселением. Старый порядок просто не мог прокормить толпы людей. Смута набирала обороты.

Люди в поисках не счастья, но хотя бы хлеба покидали родные края. До конца столетия Русское царство ещё будет переживать то, что произошло в Смутное время, страшной частью которого стал голод. Восстания казаков и крестьян на Волге, Дону и Яике, городские бунты дадут название XVII столетию — «бунташный век».