Самая большая звезда во вселенной показать шариками. Самая большая звезда во Вселенной – UY Щита

Пирамида Хеопса была построена около 2600 г. до нашей эры.

Пирамиды окутаны тайной и по сей день. Многие ученые посвятили всю свою жизнь для разгадки великого строительства и предназначения этих величественных строений. Однако, уже несколько тысячелетий, начиная с первого исследования Геродота и заканчивая сегодняшним днём, не принесли ожидаемого успеха. Главные вопросы так и остались без ответа — кто? когда? зачем? Мы расскажем Вам о самых достоверных предположениях и версиях, собранных лучшими учеными за несколько столетий и связанных с историей Египетских пирамид.

Уже в древности, пирамиды считались одним из главных чудес света! Их количество составляло около 100 штук, расположенных вдоль берега реки Нил. Если посмотреть на все пирамиды сверху, то их расположение схоже с картой звёздного неба. Самые большие, главные пирамиды находятся в Гизе. Тут же расположились и известные всему миру сфинксы, а так же храмы и гробницы фараонов. Очень важный фактор пирамид заключается в том, что все их грани чётко расположены по магнитным полюсам Земли! Вы наверное уже знаете название трёх главных пирамид? Если нет, то обязательно запомните — пирамида Хеопса, Микерина и Хефрена.


Самая крупная пирамида — Хеопса была воздвигнута Хуфу, который в те времена являлся фараоном. Предположительная, наиболее точная дата строительства — 2590 год до нашей эры. Высота пирамиды составляет более 146 метров, длина каждой стороны более 241 м. Грани расположены по сторонам света с потрясающей точностью, угол наклона составляет 52 градуса. Пирамида Хеопса занимает площадь в 5,4 гегтара, основание выравнено относительно горизонта с точностью до 3 сантиметров. Пирамида состоит из более чем 2 350 000 каменных блоком, каждый из которых весом около двух с половиной тонн! Изначально пирамида была покрыта облицовкой из белого песчаника, для придания точной формы и долгого сохранения. К сожалению до наших дней облицовка не сохранилась.


Вход в пирамиду находится на высоте в 14 метров. Внутри нет украшений, нет надписей и рисунков. За то имеются три камеры, нижняя из которых располагается на глубине 30 метров относительно земли. Помещение вытесано в скале, для того чтобы добраться до него необходимо преодолеть 120 метров узкого коридора (1,1х1,0) под углом 27 градусов. После этого, оставшиеся 9 метров, угол меняется на ноль относительно горизонта. Заканчивается тоннель погребальной камерой размерами (8,0х14,0х3,0).


Сейчас проход на нижний ярус закрыт, за то можно пройти по лестницы, а после и по коридору в 40 метров, который ведёт в камеру царицы. Комната размерами (5,5х5,2х6,3) находится чётко по середине, на высоте 20 метров от земли. В стенах имеется две вентиляционные шахты, направленные точно на север и юг, но не выходящие на улицу.

Еще выше находится «Большая галерея» — коридор длиной более 48 метров, с высотой потолка 8,4 м и углом наклона 26 градусов. Стены обложены отшлифованными известкованными плитами в восемь слоёв. В конце коридора находится главное помещение — усыпальня фараона размерами (10,5х5,3х5,8). Камера имеет облицовку из черного асуанского гранита, каждый блок которого весит не менее тридцати тонн! Притом все блоки настолько качественно отшлифованы и подогнаны, что между ними не пройдёт даже тончайшее лезвие ножа. Потолок состоит из 9-ти монолитов, каждый весом более 400 тонн. Над ними располагаются разгрузочные камеры высотой 17 метров, предназначенные для сохранения покоя фараона. Над ними сооружена двухскатная крыша, из огромных блоков, которые принимают на себя вес более миллиона тонн! Отметим так же, что саркофаг фараона значительно шире входа в камеру, и скорее всего он был вытесан прямо тут, из крупного блока гранита.


Тут так же находятся вентиляционные камеры (0,2х0,2) с точным направлением север-юг, но в отличии от камеры царицы, тут они выходят наружу. В 817 году, Халиф Мамун смог проникнуть в гробницу фараона, но обнаружил там только пустующий саркофаг, останки Хеопса так и не были обнаружены.


Интересны и находки вблизи пирамиды. Например в 1953 году, при раскопках был обнаружен самый древний корабль в мире — деревянная ладья, длиной около 44 метров построенная без гвоздей из кедра. На деревянных элементах которой найдены следы ила, значит в своё время ладья использовалась по прямому назначению. Старинные писания утверждают, что пирамида была окружена каменной стеной, высота которой составляла 10 метров, а ширина 3 метра. Рядом были расположены два храма — верхний и нижний. Верхний был восточнее пирамиды, построенный из турецкого известняка он содержал в себе около 40 гранитных столбов. Нижний храм использовался для первой части погребальной церемонии.


Суть всей системы построек скорее всего была таковой — изначально останки фараона доставляли по Нилу в нижний храм, где после необходимых приготовлений отправляли в верхний храм по длинному, соединяющему коридору. В верхнем храме, среди множества колон, проходило отпевание и молитвы за упокой фараона. После этого, тело доставляли в нижнюю камеру пирамиды, где фараона тщательно замуровывали. По четырём сторонам пирамиды, замурованными в скалах находились четыре ладьи, предназначенные для путешествия в загробном мире. Главную пирамиду сопровождали три небольшие пирамиды-спутницы (длина основания 49 м.), расположенные так же как и верхний храм, на востоке. Притом, каждая следующая из которых (с севера на юг) меньше предыдущей. Считается что, пирамиды-спутницы были предназначены для жен фараона.


Имеются и другие теории предназначения пирамид. В те далекие времена, фараонами управляла группа жрецов, которые обладали неземными знаниями. Это была отдельная каста людей, называвшая себя избранными. Они отлично знали математику, медицину, астрономию и др. науки. Уровень образования жрецов был в разы выше нашего представления о мире. Простому человеку эти знания были недоступны. Своих учеников жрецы выбирали сами, посвящая и обучая их в подземных помещениях, расположенными под пирамидами. Учения предполагали связь со вселенной и осознание сути земного бытия. После этого, ученика подвергали испытаниям в лабиринтах пирамид, затем в тайном святилище, под страхом смерти, добивались полного повиновения и клятвы о неразглашения тайн. Жрецы могли предсказывать будущее, благодаря связи с высшими силами вселенной. Оговоримся сразу, позднее избранные исчезли, из-за так называемого обрыва связи.


Современные ученые нашли множество подтверждений этому — 33-х летняя продолжительность Христа, дата начала второй мировой войны. Ещё в 1964 году Чарльз Смитт выдвинул предположения, что пирамиды хранят информацию к пониманию пророчеств из Библии от начала времён до второго пришествия бога.


В 1994 году, с помощью компьютерного моделирования было сделано открытие, объясняющее местоположение трёх главных пирамид, которые точно соответствуют положению трёх звёзд пояса Ориона, которые в то время как раз пересекали меридиан Гизы. Если это предположение верно, то возраст пирамид может быть увеличен до 10 400 лет до нашей эры! Тот же Сфинкс является подтверждением этой теории, ведь его взгляд обращен именно в ту точку, где находилось данное созвездие.


С помощью современного оборудования, под самим сфинксом были обнаружены скрытые тоннели, которые по приданию, должны были вывести к камере, содержащей капсулу с посланием для всего человечества. Действительно, камера была найдена, в ней находился саркофаг из черного гранита, к сожалению и он оказался пустым. За то на стенах тоннеля ведущего к камере обнаружены рисунки, которые представляют из себя предсказания будущего человечества. От туда стало известно, что нашу цивилизацию ждёт череда космических катаклизмов, которые будут кошмарить «Землю» на протяжении нескольких тысячелетий.. Однако, жрецы снова появятся на нашей планете и найдут путь к спасению, освоив космос и восстановив цивилизацию, основанную на законах бытия.

Хеопса пирамида. Устройство. Загадки. Пирамиды на карте. Размеры. Фото

Одно из величайших строений древнего мира находится в Египте. Это строение, со времен завершения возведения, поражает своим величием и безукоризненной геометрией. Не зря древние греки включали пирамиду Хеопса в свой список семи чудес света. Это единственное чудо сохранилось до сегодняшнего дня.

Пирамида Хеопса стала настоящим шедевром. Современные исследователи поражаются той строгости пропорций и точности геометрических размеров, с которыми древние египтяне справились блестяще. Некоторые египтологи серьезно полагают, что строители 26-го века до РХ не могли построить за 22 года такое сооружение. Они придерживаются теории внеземного происхождения пирамид.

Точка зрения этих исследователей имеет право на существование, тем более, что представляемые ими доводы иногда ставят в тупик оппонентов. Расположение пирамиды и ее пропорции настолько точны, что для расположения в соответствии со сторонами света, потребовало бы от современных строителей применения самых точных геодезических приборов. Если точное расположение пирамиды Хеопса по сторонам света случайность, то случайность очень уж счастливая.

Нынешние пропорции пирамиды Хеопса, или Хуфу, не те, что были изначально. Ученым удалось определить, что максимальная высота пирамиды в 2568 г. до РХ составляла 146,6 метра. Соотношение высоты и основания, таким образом, составляет 3,14…., то есть, число «Пи» из геометрии. Дело в той точности, в которой соотношение повторяет число «Пи». Эта точность составляет шесть знаков после запятой. Это значение не знал Архимед, он бы позавидовал такой точности, бесспорно.

В день завершения строительства пирамида Хеопса была высотой 146,6 метра. Однако сейчас, ее высота значительно меньше первоначальной. Для такого уменьшения есть две причины. Одна естественного характера – эрозия. Вторая причина искусственная. Имя ей – человек…

В 1301 г. Каир пережил землетрясение. Большинство домов превратились в груды мусора. Такая же судьба постигла и мечети с искусными минаретами. После первого шока, власти Каира обратились к настоящему кладезю строительных материалов – пирамидам язычников. Их соблазнили полированные известковые плиты, которыми были выложены пирамиды. Идя по пути наименьшего сопротивления, путем уменьшения накладных расходов, арабы стали снимать наружную облицовку пирамид. Сейчас сохранилась лишь часть облицовки на верхних ярусах пирамиды Хефрена. На пирамиде Хеопса наружной облицовки не осталось.

В результате варварского демонтажа, высота самой высокой пирамиды в Египте уменьшилась на восемь с лишним метров. Сегодняшние источники, говорящие о высоте пирамиды Хеопса, не блещут единообразием. Разница состоит в 10-20 сантиметрах. С одной стороны, такое несоответствие данных возмущает педантов, любителей точности. С другой стороны, 10-20 сантиметров сейчас не определяют ничего. Ведь первоначальные пропорции нарушены безвозвратно и навсегда.

Арабы, разобравшие пирамиды, не задавались тонкими научными вопросами. Их не интересовали теории, которые выдвигают современные ученые. Их интересовало сиюминутное решение бытовых проблем. Они без колебаний нанесли ущерб одному из семи чудес света. Мы можем долго сетовать на арабов начала 14-го века. Мы можем сетовать на неточности в определении настоящей высоты пирамиды. Мы можем строить гипотезы относительно создателей пирамид. Но пирамидам все равно. Они продолжают свое существование и переживут нас с нашими эмоциями. Они продолжат радовать и приводить в трепет посетителей, которые будут нарушать их многовековой покой.

Пирамида фараона Хуфу (Хеопс – греческий вариант этого египетского имени) является самой знаменитой и самой известной египетской пирамидой.

В первую очередь, потому, что она - самая высокая пирамида из когда-либо построенных в мире. Во-вторых, она стала для других фараонов Древнего Египта своеобразным эталоном и образцом при строительстве собственных гробниц.

Конечно, гробницы - термин достаточно условный, поскольку нет доказательств того, что непосредственно они служили могилами для мумий фараонов, но в то же время, есть все основания считать их частью погребально-ритуальных комплексов.

Где находится пирамида Хеопса

Возведена она на каменном плато недалеко от деревни Гизе , сейчас ставшей пригородом столицы современного Египта - Каира. Именно это сооружение приходит первым на ум, когда мы слышим слова: «египетские пирамиды », «пирамиды Египта», «великие пирамиды » , «чудо света».

Многие люди, не бывавшие раньше в Египте, полагают, что великие пирамиды Гизы (Хеопса, Хефрена и Микерина) расположены где-то далеко в пустыне, и поэтому, впервые направляясь по дороге Шариа аль-Ахрам («Авеню пирамид») на запад, они с удивлением видят, что гигантские фигуры возвышаются на фоне отдаленных зданий.

Древние памятники сейчас фактически находятся в пределах Большого Каира. По рекомендации ученых предпринимаются определенные меры, чтобы остановить дальнейшее расширение города в этом направлении, чтобы сохранить знаменитый пирамидный комплекс.

Когда была построена пирамида Хеопса

Вопрос о том, когда была построена эта великая пирамида в Гизе , относится к числу широко обсуждаемых вопросов на протяжении уже длительного времени – с самого начала зарождения египтологии как науки.


Вначале и у египтологов - историков и археологов - были серьезные расхождения во взглядах на ее возраст. Однако по мере накопления научных знаний в результате археологических раскопок, анализа найденных артефактов, изучения всего комплекса документов в профессиональной египтологии стала преобладать следующая точка зрения. Этот удивительный архитектурный объект - самая высокая пирамида в мире - был построен во времена правления фараона IV династии Хеопса (ок. 2585-2566 гг. до н.э.).

Некоторые научные школы полагают, что время царствования Хеопса приходится на XXVII век до н.э. Несмотря на определенные расхождения в вопросе датировки, можно констатировать, что согласно данным исторической науки она была построена в XXVII или XXVI веках до н.э. То есть возраст пирамиды Хеопса составляет около 4600 лет.

Было бы странным, если бы такое мнение господствовало и среди широкой общественности, которая стала живо интересоваться египетскими древностями, начиная с первых публикаций египтологов XIX века. Этот интерес не угасает и спустя 200 лет.

Среди любителей истории Древнего Египта можно выделить две большие группы – тех, кто опирается на выводы профессиональных египтологов, и тех, кто ориентируется на более «экзотические теории» происхождения этих сооружений, включая и пирамиду Хеопса. Вторая группа взглядов базируется не на комплексном и системном анализе всего огромного материала, накопленного египтологией как наукой (для этого нужно немало времени и подготовки), а на присущей человеческой природе жажде чуда.

Сами пирамиды, особенно Хеопса, воспринимаются ими как чудо без всяких кавычек. Аргументация ученых им кажется, с одной стороны, слишком сложной, с другой - слишком "приземленной", а потому не убеждает. Гораздо «круче» им кажутся теории создания древних мегасооружений инопланетянами или, например, некой таинственной цивилизацией, жившей задолго до времен египетских фараонов, обладавшей непостижимыми уму техническими возможностями.

Парадокс человеческой психики в том и состоит, что в чудо поверить гораздо легче, чем признать вещи более или менее обыденные. Но это отдельный разговор. Остается только отметить, что ненаучных теорий в отношении истории и памятников Древнего Египта много. Возраст пирамиды Хеопса они называют от многих десятков тысяч лет до 6-7 тысяч лет, то есть согласно данным теориям, это сооружение было построено намного раньше, чем считает традиционная египтология.

При всей привлекательности и, безусловной, интересности у всех этих концепций есть один глобальный недостаток – они опираются на некоторые допущения, которые, в свою очередь, ничем не подкреплены. То есть для романов в стиле «фэнтази» они подходят, но для более или менее серьезного рассмотрения - нет.

Размеры пирамиды

Каковы размеры пирамиды Хеопса ? Казалось бы, ответ на него получить очень легко, надо только взять линейку подлиннее и просто все перемерить. Однако на деле не все так просто.


За почти пять тысяч лет, прошедших после строительства, сооружение сильно пострадало как от природных катаклизмов, так и от варварских действий самих людей. Верхушку этого архитектурного и строительного чуда изначально венчал пирамидион – камень тоже пирамидальной формы, высеченный, предположительно, из красного гранита. Его сейчас нет, как нет и подавляющего числа облицовочных плит, покрывавших ее стены. Эти полированные плиты придавали самой высокой пирамиде, по свидетельству Геродота, серо-желтый цвет и блеск.

Измерения, сделанные с помощью современной аппаратуры, показали, что ее высота составляла после завершения строительства 146.5 метров, но, даже потеряв 9 метров высоты, она остается самым высоким каменным сооружением на земле.

Основные размеры пирамиды Хеопса и ее частей:

Высота: 146.5 м (в настоящее время 137 м)

Длина стороны: 230.38 м (первоначально 232, 5 м).

Наклон сторон: 51° 50"

Большая Галерея:

Высота: 8.48 к 8.74 м

Длина 47.85 м

Наклон: 26 °16" 40»

Палата царицы:

Высота: 6.26 м

Длина: 5.76 м

Ширина: 5.23 м

Палата царя:

Высота: 5.84 м

Длина: 10.49 м

Ширина: 5.42 м

Дорога:

Длина: 825 м

Ямы лодки (на северо-восточных и юго-восточных углах пирамиды):

Глубина: 8 м

Длина 52 м

Ширина: 7.5 м

Внутри пирамиды фараона Хеопса

Гробница Хеопса, как и все пирамиды III и IV династий, представляет собой почти цельный монолит, сделанный из каменных блоков. Внутренние помещения пирамиды занимают совершенно ничтожный объем по сравнению с объемом самой пирамиды. Тем не менее, внутреннее устройство пирамиды Хеопса тоже удивляет своими инженерными решениями и мастерством исполнения. Оно более сложное, чем внутреннее устройство пирамид Египта, которые были построены после нее.

Внутри сооружения находятся 4 основных помещения, которые получили следующие названия в египтологической литературе: палата короля (царя), палата королевы (царицы), подземная палата (незаконченная) и Большая галерея.

Вход расположен на ее северной стороне, на высоте 16 метров над землей. Когда первые ученые-исследователи древностей Египта - французы - отмеряли высоту, то у них получилось 12 метров - основание пирамиды в конце XIX века было сильно занесено песком. Оригинальный вход находится выше того входа, которым пользуются сейчас туристы (он был пробит мамлюками халифа Аль-Мамуна в IX в. н.э, поскольку они долго не могли найти вход, скрытый тогда под существовавшими еще облицовочными плитами).

Ладья Хеопса

Гробница Хеопса, как и все пирамидные комплексы Древнего Египта, была окружена стеной, от которой сейчас остались одни руины. В южном направлении, недалеко от стены, в 1954 году были найдены две большие ямы облицованные камнем, в которых в разобранном виде хранились деревянные лодки - священные Солнечные ладьи фараона.

Ямы с лодками закрывались огромными каменными блоками из известняка весом до 16 тонн. Одна из лодок восстановлена (на это ушло 16 лет кропотливого труда) и выставлена для обозрения в специально построенном для этой цели павильоне рядом с древним объектом.

Ладья сделана в основном из ливанского кедра с применением отдельных местных пород дерева. Ее длина составляет 43,5 метров, а ширина - 9 метров. Вторую лодку оставили на своем месте, законсервировав от дальнейших разрушений. Позже были найдены еще и три пустых дока, повторяющих форму ладьи.

Строительство пирамидного комплекса

За исключением нескольких внутренних камер и коридоров, усыпальница Хеопса полностью построена из плотного камня, в основном, из известняка. Ее строительство - уникальное явление в истории человеческой цивилизации.


Она точно сориентирована по сторонам света. Отклонение составляет всего лишь 3"43"! И современные строители могли бы гордиться такой точностью.

Ныне творение Хеопса содержит 201 ряд каменных блоков, а когда-то их было от 215 до 220 рядов. Высота самого первого ряда самая большая – она равняется 1.5 метра, второй ряд уже меньше по высоте – 1.25 м, третий – 1.2 м, четвертый - 1.1 м. Дальше высота рядов еще меньше, как правило, от 65 до 90 см. Ближе к вершине высота блоков уменьшается до 55 см.

По современным подсчетам (а первым, кто занялся такими рассчетами, был Наполеон) на великую постройку пошло около 2 300 000 (2 миллиона 300 тысяч) каменных блоков и плит. Необходимые для строительства каменные блоки вырубали как недалеко от места строительства, так и в известняковых скалах , возвышающихся на восточном (противоположном) берегу Нила.

Для облицовки главного объекта мемориала Хеопса использовались плиты песчаника, добывавшиеся в каменоломнях тоже сравнительно недалеко от добычи известняка. Длина плит облицовки нижних рядов достигала 1.5 м и уменьшалась до 75 см в последующих. По подсчетам всего для облицовки потребовалось около 115 500 плит.

Песчаные и известняковые глыбы перевозили через Нил на транспортных судах, а по суше подтаскивали на больших деревянных салазках, передвигали на каменных катках и шарах. Гранит, применявшийся при строительстве и отделки внутренних коридоров и камер, также доставлялся по Нилу, но уже издалека - с юга, из окрестностей теперешнего Асуана, находящегося на расстоянии примерно одной тысячи километров от места строительства.

Древним строителям, чтобы возвести такую махину, пришлось передвинуть и поднять на высоту объем камней, который составляет по весу примерно 6 (шесть) миллионов тонн. Чтобы перевезти такой груз сегодня по железной дороге понадобилось бы 100 тысяч железнодорожных платформ (типа 4-осной платформы для большегрузных контейнеров, модель 13-470, грузоподъемностью 60 тонн), нагруженных по максимуму.

И все-таки самой тяжелой и сложной работой была не доставка и перевозка к месту строительства каменных блоков, а их непосредственная добыча в каменоломнях путем вырубки и дальнейшая шлифовка до точных размеров. В то время еще не научились делать железные и стальные орудия – железный век был впереди. Египтяне в середине III тысячелетия до н.э. не знали даже бронзы. Они делали свои орудия из почти чистой меди, поэтому инструменты быстро тупились и приходили в негодность. И, конечно, медь была дорогой. Судя по археологическим находкам, широко применялись поэтому каменные орудия из кремня: лезвия ножей, сверла, зубья для пил и т.д. То есть камень обрабатывали камнем, правда, более твердым, чем обрабатываемый.

Средний объем блоков, из которых сложена гробница Хеопса, примерно равен одному кубометру, вес - около 2,5 тонн. Но попадались среди блоков, как исключение, весом и 50 тонн. Для сравнения – это вес современного танка Т-90 «Владимир». Поднять и перетащить даже самый небольшой из этих блоков одними голыми руками невозможно: для этого нужно столько людей, что они просто не могут все поместиться рядом. Нужны были определенные технические средства для подъема и переноса этих блоков: всевозможные рычаги и катки, козлы и сани, крепкие канаты и, конечно, огромное количество людей, которые должны были тянуть эти канаты, напрягая все свои силы. Но неограниченная власть фараона Хеопса, те ресурсы, которыми располагал владыка Египта – людские и материальные, позволяли ему привлекать к строительству собственной усыпальницы десятки тысяч людей одновременно.

Сколько лет строили гробницу Хеопса

По свидетельству Геродота, она строилась около двадцати лет. Современные исследования и расчеты показывают, что древнегреческий мыслитель и историк назвал вполне реальную цифру продолжительности строительства самого высокого каменного сооружения в мире.

Кто ее построил

Фантастические гипотезы о мифических великанах, пришельцах из космоса и даже о жителях таинственной Атлантиды мы оставим в покое. Кто же построил пирамиду Хеопса по данным исторической науки? Как-то так получилось, что достаточно широко распространо мнение о том, что ее (это мнение обычно распространяется и на другие пирамиды Египта) построили рабы.

Однако научные данные позволяют достаточно уверенно сказать, что эти объекты в большей степени результат труда египтян, которые рабами не являлись. Конечно, назвать свободными в полном смысле этого слова их тоже нельзя - это были люди подневольные, находившиеся под властью сановников, жрецов и, конечно, фараона.

В процессе строительства были циклические периоды, связанные с ежегодным разливом Нила. В это время на строительство привлекались тысячи и тысячи крестьян , которые выполняли неквалифицированную работу по перетаскиванию и перемещению каменных блоков.

Мастера, трудившиеся в каменоломнях, резчики и полировщики камня работали постоянно, круглый год. Это была та работа, которую они умели делать, за которую они получали еду, кров, одежду и т.д. Строительный опыт, навыки и приемы работы передавались от поколения к поколению.

Общее число строителей такого важного для Хеопса объекта в период разлива Нила достигало 100 тысяч человек . Эту цифру впервые привел Геродот, но современные расчеты и находки арехеологов показывают, что она достаточно правдоподобна.

Но в чьей голове родился архитектурный замысел такого грандиозного сооружения? Кто смог организовать работу тысяч и тысяч людей на протяжении нескольких десятков лет? Из глубины веков до нас дошло имя этого великого человека. Его звали Хемиун . Он был сановником и визирем при фараоне Хеопсе.

Его гробница находится недалеко от западной стороны гробницы самого Хеопса. До нас дошла статуя этого зодчего, которая была найдена в его усыпальнице. Интересно, что и Хемиун, и другие строители пирамид были, так сказать, архитекторами по совместительству . Наряду с руководством строительством они исполняли еще массу других обязанностей. Профессия архитектора в Древнем Египте так и не приобрела статус самостоятельного вида деятельности.

Образец строительного мастерства и творческого гения

Обо всем позаботились древние строители как этой, так и других пирамид. Например, склепы, находившиеся в глубине каменной кладки или подземелья, имели вентиляционные каналы. Внутренние помещения пирамиды фараона Хеопса снабжались воздухом через два небольшого сечения канала, которые проходили через всю толщу сооружения, и выходили наружу на восемьдесят пятом слое каменной кладки с южной и северной сторон этого чуда света.

Хотя первые европейцы, исследовавшие пирамиды, столкнулись с тем, что в подземных ходах гробницы Хеопса было трудно дышать из-за спертого и удушливого воздуха, это произошло не потому, что вентиляции не было, а потому, что за прошедшие почти пять тысяч лет вентиляционные ходы забились пылью и отходами жизнедеятельности летучих мышей и других живых организмов - насекомых, бактерий, нашедших здесь подходящие для себя условия. Одной из неразгаданных пока тайн пирамиды Хеопса является то, что подобные каналы идут и от палаты королева, но... наружу они не выходят (cм. схему внутренних помещений вверху).

Обстоятельно продумана была и защита от воды. Для облицовочной кладки блоки подбирали особенно тщательно. В случае надобности камень дополнительно отесывали на месте, а затем шлифовали. Поэтому камни прилегали друг к другу так плотно, что вода просто не могла попасть между ними. Вся сбегавшая по облицовке вода собиралась внизу в кюветах. Кюветы сделаны c уклоном в сторону более глубоких канав, с которыми кюветы соединяются. Таким образом, вода отводилась от гробниц и их оснований. Только около трех самых больших пирамид Гизы было обнаружено около 300 таких канав и кюветов для приема дождевой воды.

Уже много веков пирамидные комплексы Гизы стоят с поврежденными облицовками вследствие в первую очередь человеческого вандализма, а не природных катаклизмов. И можно только удивляться тому запасу прочности, который вложили древние строители в свои творения.

Ритуально-погребальный мемориал Хеопса так и остался во многом непревзойденным образцом «пирамидного зодчества» за всю эпоху строительства подобных объектов.

Словом, совсем недаром великая пирамида в Гизе еще в незапамятные времена была признана одним из главных чудес света. Без всякого технадзора древние египтяне построили свои удивительные творения так, что они стоят до сих пор, чего нельзя сказать о многих и многих относительно современных конструкциях, которых строительные и инженерные просчеты и недочеты привели к гибели и разрушению.

, визирь и племянник Хеопса. Он также носил титул «Управляющий всеми стройками фараона». Более трёх тысяч лет (до постройки кафедрального собора в Линкольне , Англия, около 1300 года) пирамида являлась самой высокой постройкой на Земле.

Предполагается, что строительство, продолжавшееся двадцать лет, закончилось около 2540 года до н. э. Существующие методы датирования времени начала строительства пирамиды делятся на исторические, астрономические и радиоуглеродные. В Египте официально установлена и празднуется дата начала строительства пирамиды Хеопса - 23 августа 2560 года до н. э. Данная дата получена с использованием астрономического метода Кейт Спенс (Университет в Кембридже). Однако не стоит считать эту дату истинным историческим событием, так как её метод и полученные с его помощью даты подвергались критике многих египтологов. Существующие три других метода датирования дают разные даты - Стивена Хака (Университет Небраска) 2720 до н. э., Джуана Антонио Бельмонте (Университет астрофизики в Канарисе) 2577 до н. э. и Поллукса (Университет Баумана) 2708 до н. э. Радиоуглеродный метод даёт диапазон от 2680 до н. э. до 2850 до н. э. Поэтому установленному «дню рождения» пирамиды нет никаких серьёзных подтверждений, так как египтологи не могут сойтись в том, в каком именно году началось строительство .

Статистические данные

  • Высота (сегодня): ≈ 138,75 м
  • Угол наклона боковой грани (сейчас): 51° 50"
  • Длина бокового ребра (изначально): 230,33 м (по подсчётам) или около 440 королевских локтей
  • Длина бокового ребра (сейчас): около 225 м
  • Длина сторон основания пирамиды: юг - 230,454 м; север - 230,253 м; запад - 230,357 м; восток - 230,394 м
  • Площадь основания (изначально): ≈ 53 000 м² (5,3 га)
  • Площадь боковой поверхности пирамиды (изначально): ≈ 85 500 м²
  • Периметр основания: 922 м
  • Общий объём пирамиды без вычета полостей внутри пирамиды (изначально): ≈ 2,58 млн м³
  • Общий объём пирамиды за вычетом всех известных полостей (изначально): 2,50 млн м³
  • Средний объём каменных блоков: 1,147 м³
  • Средняя масса каменных блоков: 2,5 т
  • Самый тяжёлый каменный блок: около 35 т - расположен над входом в «Камеру царя».
  • Количество блоков усреднённого объёма не превышает 1,65 млн (2,50 млн м³ - 0,6 млн м³ скального основания внутри пирамиды = 1,9 млн м³/1,147 м³ = 1,65 млн блоков указанного объёма физически может поместиться в пирамиде, без учёта объёма раствора в межблочных швах); отнесение к 20-летнему сроку строительства * 300 рабочих дней в году * 10 рабочих часов в день * 60 минут в часе приводит к скорости укладки (и доставки к месту строительства) - около блока в две минуты.
  • По подсчётам, общий вес пирамиды - около 4 млн тонн (1,65 млн блоков х 2,5 тонн)
  • Основание пирамиды покоится на природном скальном возвышении высотой в центре около 12-14 м и занимает, по последним данным, минимум 23 % от первоначального объёма пирамиды

О пирамиде

Пирамида называется «Ахет-Хуфу» - «Горизонт Хуфу» (или более точно «Относящийся к небосклону - (это) Хуфу»). Состоит из блоков известняка и гранита. Она была построена на естественном известняковом холме. После того, как пирамида лишилась нескольких слоёв облицовки, этот холм частично просматривается на восточной, северной и южной сторонах пирамиды. Несмотря на то, что пирамида Хеопса - самая высокая и самая объёмная из всех египетских пирамид, всё же фараон Снофру построил пирамиды в Мейдуме и в Дахшуте (Ломаная пирамида и Розовая пирамида), общая масса которых оценивается в 8,4 млн тонн.

Первоначально пирамида была облицована более твёрдым, чем основные блоки, белым известняком . Верх пирамиды венчал позолоченный камень - пирамидион (др. егип. - «Бенбен»). Облицовка сияла на солнце персиковым цветом, словно «сияющее чудо, которому сам бог Солнца Ра, казалось, отдал все свои лучи». В 1168 году арабы разграбили и сожгли Каир. Жители Каира сняли облицовку с пирамиды для того, чтобы построить новые дома.

Структура пирамиды

Вход в пирамиду находится на высоте 15,63 метров на северной стороне. Вход образуют каменные плиты, уложенные в виде арки, но это структура, которая была внутри пирамиды - истинный вход не сохранился. Истинный вход в пирамиду, вероятнее всего, был закрыт каменной пробкой. Описание такой пробки можно найти у Страбона , также облик её можно представить, исходя из сохранившейся плиты, закрывавшей верхний вход в Ломанную пирамиду Снофру, отца Хеопса. Сегодня туристы попадают внутрь пирамиды через 17-метровый пролом, который сделал в 820 году багдадский халиф Абдуллах аль-Мамун на 10 метров ниже. Он надеялся найти там несметные сокровища фараона, но обнаружил там только слой пыли толщиной в пол-локтя .

Внутри пирамиды Хеопса находятся три погребальные камеры, расположенные одна над другой.

Погребальная «яма»

Нисходящий коридор длиной в 105 м, идущий под наклоном 26° 26’46, приводит к горизонтальному коридору длиной 8,9 м, ведущему к камере 5 . Расположенная ниже уровня земли в скальном известняковом основании, она осталась незавершённой. Размеры камеры 14×8,1 м, она вытянута с востока на запад. Высота достигает 3,5 м, потолок имеет крупную трещину. У южной стены камеры имеется колодец глубиной около 3 м, от которого в южном направлении на 16 м тянется узкий лаз (0,7×0,7 м в сечении), заканчивающийся тупиком. Инженеры Джон Перринг (John Shae Perring) и Говард Уайз (Richard William Howard Vyse) в начале XIX века расчистили в камере пол и вырыли колодец глубиной 11,6 м, в котором они надеялись обнаружить скрытую погребальную комнату. Они основывались на свидетельствах Геродота , утверждавшего, что тело Хеопса находится на острове, окружённом каналом в скрытой подземной камере. Их раскопки ни к чему не привели. Поздние исследования показали, что камера была брошена незавершённой, а погребальные камеры было решено устроить в центре самой пирамиды.

Несколько фотографий, сделанных в 1910 году

    Интерьер

    Интерьер

    Интерьер

    Интерьер

    Интерьер

    Интерьер

    Интерьер

Восходящий коридор и Палаты царицы

От первой трети нисходящего прохода (через 18 м от главного входа) вверх под тем же углом 26,5° идёт на юг восходящий проход (6 ) длиной около 40 м, оканчивающийся в нижней части Большой галереи (9 ).

В своём начале восходящий проход содержит 3 большие кубические гранитные «пробки», которые снаружи, из нисходящего прохода, были замаскированы блоком известняка, выпавшим при работах аль-Мамуна. Таким образом, предыдущие примерно 3 тысячи лет считалось, что в Большой пирамиде нет иных помещений, кроме нисходящего прохода и подземной камеры. Аль-Мамуну не удалось пробить эти пробки и он просто выдолбил в более мягком известняке обход справа от них. Этот проход используется до сих пор. По поводу пробок существует две основные теории, одна из них основывается на том, что восходящий проход имеет пробки, установленные в начале строительства и, таким образом, этот проход был запечатан ими с самого начала. Вторая утверждает, что имеющееся ныне сужение стен вызвано землетрясением, а пробки находились до этого в пределах Большой галереи и были использованы для запечатывания прохода только после похорон фараона.

Важной загадкой этого участка восходящего прохода является то, что в месте, где сейчас расположены пробки, в полноразмерной, хотя и укороченной модели ходов пирамиды - так называемые коридорах испытаний к северу от Большой пирамиды, - имеется стык не двух, а сразу трёх коридоров, третьим из которых является вертикальный туннель. Поскольку пробки до сих пор никто не смог сдвинуть с места, вопрос, есть ли над ними вертикальный лаз, остаётся открытым.

В середине восходящего прохода конструкция стен имеет особенность: в трёх местах установлены так называемые «рамочные камни» - то есть квадратный по всей длине проход пронзает насквозь три монолита. Назначение этих камней неизвестно. В районе рамочных камней стены прохода имеют несколько небольших ниш.

Во вторую погребальную камеру от нижней части Большой галереи ведёт в южном направлении горизонтальный коридор длиной 35 м и высотой 1,75 м. Стены этого горизонтального коридора сложены из очень крупных блоков известняка, на которые нанесены фальшивые "швы", имитирующие кладку из блоков меньшего размера. За западной стеной прохода имеются полости, заполненные песком. Вторую камеру традиционно называют «Камерой царицы», хотя по обряду жён фараонов хоронили в отдельных маленьких пирамидах. «Камера царицы», облицованная известняком, имеет 5,74 метра с востока на запад и 5,23 метра с севера на юг; её максимальная высота 6,22 метра. В восточной стене камеры имеется высокая ниша.

    Chambre-reine-kheops.jpg

    Чертёж Палаты царицы (7 )

    Ниша в стене Палаты царицы

    Коридор у входа в зал царицы (1910)

    Вход в камеру царицы (1910)

    Ниша в камере царицы (1910)

    Вентиляционный канал в камере царицы (1910)

    Коридор в восходящий туннель (12 )

    Гранитная пробка (1910)

    Blocs-bouchons2.jpg

    Коридор в восходящий туннель (слева - закрывающие блоки)

Грот, Большая галерея и Палаты Фараона

Ещё одно ответвление от нижней части Большой галереи - узкая почти вертикальная шахта высотой около 60 м, ведущая к нижней части нисходящего прохода. Существует предположение, что она была предназначена для эвакуации рабочих или жрецов, завершавших «запечатывание» основного прохода к «Камере царя». Примерно посередине её находится небольшое, вероятнее всего, естественное расширение - «Грот» (Grotto) неправильной формы, в котором от силы могли бы поместиться несколько человек. Грот (12 ) расположен на «стыке» каменной кладки пирамиды и небольшого, высотой около 9 метров, холма на известняковом плато, лежащего в основании Большой Пирамиды. Стены Грота частично укреплены древней каменной кладкой, и, поскольку отдельные её камни слишком велики, существует предположение, что Грот существовал на плато Гиза как самостоятельное сооружение ещё задолго до строительства пирамид, а сама эвакуационная шахта строилась с учётом местонахождения Грота. Однако, с учётом того, что шахта именно долбилась в уже уложенной кладке, а не выкладывалась, о чём говорит её неправильное круглое сечение, встаёт вопрос о том, как строителям удалось точно выйти на Грот.

Большая галерея продолжает восходящий проход. Её высота 8,53 м, это прямоугольный в сечении, с немного сужающимися кверху (т. н. «ложный свод ») стенами, высокий наклонный туннель длиной 46,6 м. Посередине Большой галереи почти по всей длине идёт правильное в сечении квадратное углубление размерами шириной 1 метр и глубиной 60 см, а на обоих боковых выступах имеется 27 пар углублений неясного предназначения. Углубление заканчивается т. н. «Большой ступенькой» - высоким горизонтальным выступом, площадкой 1×2 метра в конце Большой галереи, непосредственно перед лазом в «прихожую» - Предкамеру. Площадка имеет пару аналогичных углублениям рампы, углублений по углам у стены (28-я и последняя пара углублений БГ). Через «прихожую» лаз ведёт в облицованную чёрным гранитом погребальную «Камеру царя», где размещён пустой гранитный саркофаг. Крышка саркофага отсутствует. Вентиляционные шахты имеют устья в "Камере царя" на южной и северной стенах на высоте примерно метра от уровня пола. Устье южной вентшахты сильно повреждено, северная предстает неповрежденной. Пол, потолок, стены камеры не имеют никаких украшений либо отверстий или элементов крепления чего-либо, относящихся к времени строительства пирамиды. Плиты потолка все лопнули вдоль южной стены и не падают внутрь помещения лишь за счет прижима весом вышележащих блоков.

Над «Камерой царя» находятся обнаруженные в XIX веке пять разгрузочных полостей общей высотой 17 м, между которыми лежат монолитные гранитные плиты толщиной около 2 м, а выше - двускатное перекрытие из известняка. Считается, что их назначение - распределять вес вышележащих слоёв пирамиды (около миллиона тонн), чтобы защитить от давления «Камеру царя». В этих пустотах обнаружены граффити , оставленные, вероятно, рабочими.

    Интерьер Грота (1910)

    Чертеж грота (1910)

    Чертеж соединения Грота с Большой галереей (1910)

    Вход в туннель (1910)

    Вход в туннель (1910)

    Embranchement-grande-galerie.jpg

    Вид Большой галереи от входа в помещение

    Grande-galerie.jpg

    Большая галерея

    Большая галерея (1910)

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    «Большая ступенька»

    Kheops-chambre-roi.jpg

    Чертеж Камеры фараона

    Chambre-roi-grande-pyramide.jpg

    Камера фараона

    Камера фараона (1910)

    Интерьер вестибюля перед камерой царя (1910)

    Канал "вентиляции" у южной стены комнаты царя (1910)

Вентиляционные каналы

От «Камеры царя» и «Камеры царицы» в северном и южном направлениях (сперва горизонтально, затем наклонно вверх) отходят так называемые «вентиляционные» каналы шириной 20-25 см. При этом каналы «Камеры царя», известные ещё с XVII века, сквозные, они открыты и снизу и сверху (на гранях пирамиды), тогда как нижние концы каналов «Камеры царицы» отделяет от поверхности стены около 13 см, они были обнаружены при простукивании в 1872 году. Верхние концы этих каналов не доходят до поверхности примерно 12 метров. Верхние концы каналов «Камеры царицы» закрыты каменными «Дверками Гантенбринка», каждая с двумя медными ручками. Медные ручки были опечатаны гипсовыми печатями (не сохранились, но остались следы). В южной вентшахте «дверца» обнаружена в 1993 году с помощью телеуправляемого робота «Упуаут II» ; изгиб северной шахты не позволил обнаружить в ней такую же «дверцу» этим роботом. В 2002 году с помощью новой модификации робота в южной «дверце» было пробурено отверстие, но за ней обнаружилась небольшая полость длиной в 18 сантиметров и ещё одна каменная «дверца». Что находится дальше, пока неизвестно. Этот робот подтвердил наличие аналогичной «дверцы» на конце северного канала, но её сверлить не стали. Новый робот в 2010 году смог просунуть в просверленное отверстие в южной «дверце» змеевидную телекамеру и обнаружил, что медные «ручки» с той стороны «дверцы» оформлены в виде аккуратных петель, а на полу «вентиляционной» шахты нанесены отдельные значки красной охрой. В настоящее время наиболее распространена версия, что предназначение «вентиляционных» каналов носило религиозный характер и связано с представлениями египтян о загробном путешествии души. А «дверца» на конце канала - это не что иное, как дверь в загробный мир. Именно поэтому она не выходит на поверхность пирамиды.

Угол наклона

Точно определить первоначальные параметры пирамиды не представляется возможным, поскольку её края и поверхности в настоящее время большей частью разобраны и уничтожены. Это затрудняет вычисление точного угла наклона . Кроме того, её симметрия сама по себе не является идеальной, так что при разных измерениях наблюдаются отклонения в цифрах.

Исследование геометрии Великой пирамиды не даёт однозначного ответа на вопрос о первоначальных пропорциях этого строения. Допускается, что египтяне имели представление о «Золотом сечении » и числе пи, которые были отражены в пропорциях пирамиды: так, соотношение высоты к половине периметра основания равняется 14/22 (высота = 280 локтей, а основание = 220 локтей, полупериметр основания = 2×220 локтей; 280/440 = 14/22). Впервые в мировой истории эти величины были использованы при строительстве пирамиды в Мейдуме . Однако для пирамид поздних эпох данные пропорции больше нигде не применялись, как, например некоторые имеют соотношения высоты к основанию, как 6/5 (Розовая пирамида), 4/3 (Пирамида Хефрена) или 7/5 (Ломаная пирамида).

Некоторые из теорий считают пирамиду астрономической обсерваторией . Утверждается, что коридоры пирамиды точно указывают в сторону «полярной звезды » того времени - Тубан , вентиляционные коридоры южной стороны - на звезду Сириус , а с северной стороны - на звезду Альнитак .

Вогнутость сторон

Как и в XVIII веке, когда было открыто это явление, сегодня по-прежнему нет удовлетворительного объяснения этой особенности архитектуры.

Лодки фараона

Вблизи пирамид было обнаружено семь ям с настоящими древнеегипетскими лодками, разобранными на части. Первое из этих судов, названных «Солнечные лодки» или «Солнечные ладьи», было обнаружено в 1954 году египетским архитектором Камалем эль-Маллахом и археологом Заки Нуром. Лодка была из кедра и не имела ни единого следа от гвоздей для крепления элементов. Лодка состояла из 1224 частей, их удалось смонтировать реставратору Ахмеду Юссефу Мустафе только в 1968 году.

Размеры лодки: длина - 43,3 м, ширина - 5,6 м, а осадка - 1,50 м.

На южной стороне пирамиды Хеопса открыт музей этой лодки.

    Kheops-boat-pit.JPG

    Одна из двух ям для Солнечных лодок. Восточная часть пирамиды

    Barque solaire-Decouverte2.jpg

    Место, где была обнаружена Солнечная лодка

    Cairo - Pharaons funeral ships museum outdoors.JPG

    Музей лодки на южной стороне пирамиды

    Gizeh Sonnenbarke BW 2.jpg

    Солнечная лодка Хеопса, обнаруженная неподалёку от пирамиды в 1954 г.

Пирамиды цариц Хеопса

    Pyramide Henoutsen 01.JPG

    Спуск к погребальной камере Henoutsen

    Pyramide Henoutsen 02.JPG

    Погребальная камера Henoutsen

Напишите отзыв о статье "Пирамида Хеопса"

Литература

  • Ионина Н. А. 100 великих чудес света. - Москва., 1999.
  • Войтех Замаровский . Их величества пирамиды. - Москва., 1986.

См. также

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Пирамида Хеопса

– Ты что говоришь про ополченье? – сказал он Борису.
– Они, ваша светлость, готовясь к завтрашнему дню, к смерти, надели белые рубахи.
– А!.. Чудесный, бесподобный народ! – сказал Кутузов и, закрыв глаза, покачал головой. – Бесподобный народ! – повторил он со вздохом.
– Хотите пороху понюхать? – сказал он Пьеру. – Да, приятный запах. Имею честь быть обожателем супруги вашей, здорова она? Мой привал к вашим услугам. – И, как это часто бывает с старыми людьми, Кутузов стал рассеянно оглядываться, как будто забыв все, что ему нужно было сказать или сделать.
Очевидно, вспомнив то, что он искал, он подманил к себе Андрея Сергеича Кайсарова, брата своего адъютанта.
– Как, как, как стихи то Марина, как стихи, как? Что на Геракова написал: «Будешь в корпусе учитель… Скажи, скажи, – заговорил Кутузов, очевидно, собираясь посмеяться. Кайсаров прочел… Кутузов, улыбаясь, кивал головой в такт стихов.
Когда Пьер отошел от Кутузова, Долохов, подвинувшись к нему, взял его за руку.
– Очень рад встретить вас здесь, граф, – сказал он ему громко и не стесняясь присутствием посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. – Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня.
Пьер, улыбаясь, глядел на Долохова, не зная, что сказать ему. Долохов со слезами, выступившими ему на глаза, обнял и поцеловал Пьера.
Борис что то сказал своему генералу, и граф Бенигсен обратился к Пьеру и предложил ехать с собою вместе по линии.
– Вам это будет интересно, – сказал он.
– Да, очень интересно, – сказал Пьер.
Через полчаса Кутузов уехал в Татаринову, и Бенигсен со свитой, в числе которой был и Пьер, поехал по линии.

Бенигсен от Горок спустился по большой дороге к мосту, на который Пьеру указывал офицер с кургана как на центр позиции и у которого на берегу лежали ряды скошенной, пахнувшей сеном травы. Через мост они проехали в село Бородино, оттуда повернули влево и мимо огромного количества войск и пушек выехали к высокому кургану, на котором копали землю ополченцы. Это был редут, еще не имевший названия, потом получивший название редута Раевского, или курганной батареи.
Пьер не обратил особенного внимания на этот редут. Он не знал, что это место будет для него памятнее всех мест Бородинского поля. Потом они поехали через овраг к Семеновскому, в котором солдаты растаскивали последние бревна изб и овинов. Потом под гору и на гору они проехали вперед через поломанную, выбитую, как градом, рожь, по вновь проложенной артиллерией по колчам пашни дороге на флеши [род укрепления. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ], тоже тогда еще копаемые.
Бенигсен остановился на флешах и стал смотреть вперед на (бывший еще вчера нашим) Шевардинский редут, на котором виднелось несколько всадников. Офицеры говорили, что там был Наполеон или Мюрат. И все жадно смотрели на эту кучку всадников. Пьер тоже смотрел туда, стараясь угадать, который из этих чуть видневшихся людей был Наполеон. Наконец всадники съехали с кургана и скрылись.
Бенигсен обратился к подошедшему к нему генералу и стал пояснять все положение наших войск. Пьер слушал слова Бенигсена, напрягая все свои умственные силы к тому, чтоб понять сущность предстоящего сражения, но с огорчением чувствовал, что умственные способности его для этого были недостаточны. Он ничего не понимал. Бенигсен перестал говорить, и заметив фигуру прислушивавшегося Пьера, сказал вдруг, обращаясь к нему:
– Вам, я думаю, неинтересно?
– Ах, напротив, очень интересно, – повторил Пьер не совсем правдиво.
С флеш они поехали еще левее дорогою, вьющеюся по частому, невысокому березовому лесу. В середине этого
леса выскочил перед ними на дорогу коричневый с белыми ногами заяц и, испуганный топотом большого количества лошадей, так растерялся, что долго прыгал по дороге впереди их, возбуждая общее внимание и смех, и, только когда в несколько голосов крикнули на него, бросился в сторону и скрылся в чаще. Проехав версты две по лесу, они выехали на поляну, на которой стояли войска корпуса Тучкова, долженствовавшего защищать левый фланг.
Здесь, на крайнем левом фланге, Бенигсен много и горячо говорил и сделал, как казалось Пьеру, важное в военном отношении распоряжение. Впереди расположения войск Тучкова находилось возвышение. Это возвышение не было занято войсками. Бенигсен громко критиковал эту ошибку, говоря, что было безумно оставить незанятою командующую местностью высоту и поставить войска под нею. Некоторые генералы выражали то же мнение. Один в особенности с воинской горячностью говорил о том, что их поставили тут на убой. Бенигсен приказал своим именем передвинуть войска на высоту.
Распоряжение это на левом фланге еще более заставило Пьера усумниться в его способности понять военное дело. Слушая Бенигсена и генералов, осуждавших положение войск под горою, Пьер вполне понимал их и разделял их мнение; но именно вследствие этого он не мог понять, каким образом мог тот, кто поставил их тут под горою, сделать такую очевидную и грубую ошибку.
Пьер не знал того, что войска эти были поставлены не для защиты позиции, как думал Бенигсен, а были поставлены в скрытое место для засады, то есть для того, чтобы быть незамеченными и вдруг ударить на подвигавшегося неприятеля. Бенигсен не знал этого и передвинул войска вперед по особенным соображениям, не сказав об этом главнокомандующему.

Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25 го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка. В отверстие сломанной стены он смотрел на шедшую вдоль по забору полосу тридцатилетних берез с обрубленными нижними сучьями, на пашню с разбитыми на ней копнами овса и на кустарник, по которому виднелись дымы костров – солдатских кухонь.
Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.
Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! – с злостью вслух проговорил он. – Как же! я верил в какую то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!
Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».
Он поглядел на полосу берез с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было… чтобы все это было, а меня бы не было». Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни. И эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров – все вокруг преобразилось для него и показалось чем то страшным и угрожающим. Мороз пробежал по его спине. Быстро встав, он вышел из сарая и стал ходить.
За сараем послышались голоса.
– Кто там? – окликнул князь Андрей.
Красноносый капитан Тимохин, бывший ротный командир Долохова, теперь, за убылью офицеров, батальонный командир, робко вошел в сарай. За ним вошли адъютант и казначей полка.
Князь Андрей поспешно встал, выслушал то, что по службе имели передать ему офицеры, передал им еще некоторые приказания и сбирался отпустить их, когда из за сарая послышался знакомый, пришепетывающий голос.
– Que diable! [Черт возьми!] – сказал голос человека, стукнувшегося обо что то.
Князь Андрей, выглянув из сарая, увидал подходящего к нему Пьера, который споткнулся на лежавшую жердь и чуть не упал. Князю Андрею вообще неприятно было видеть людей из своего мира, в особенности же Пьера, который напоминал ему все те тяжелые минуты, которые он пережил в последний приезд в Москву.
– А, вот как! – сказал он. – Какими судьбами? Вот не ждал.
В то время как он говорил это, в глазах его и выражении всего лица было больше чем сухость – была враждебность, которую тотчас же заметил Пьер. Он подходил к сараю в самом оживленном состоянии духа, но, увидав выражение лица князя Андрея, он почувствовал себя стесненным и неловким.
– Я приехал… так… знаете… приехал… мне интересно, – сказал Пьер, уже столько раз в этот день бессмысленно повторявший это слово «интересно». – Я хотел видеть сражение.
– Да, да, а братья масоны что говорят о войне? Как предотвратить ее? – сказал князь Андрей насмешливо. – Ну что Москва? Что мои? Приехали ли наконец в Москву? – спросил он серьезно.
– Приехали. Жюли Друбецкая говорила мне. Я поехал к ним и не застал. Они уехали в подмосковную.

Офицеры хотели откланяться, но князь Андрей, как будто не желая оставаться с глазу на глаз с своим другом, предложил им посидеть и напиться чаю. Подали скамейки и чай. Офицеры не без удивления смотрели на толстую, громадную фигуру Пьера и слушали его рассказы о Москве и о расположении наших войск, которые ему удалось объездить. Князь Андрей молчал, и лицо его так было неприятно, что Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому.
– Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.
– Да, то есть как? – сказал Пьер. – Как невоенный человек, я не могу сказать, чтобы вполне, но все таки понял общее расположение.
– Eh bien, vous etes plus avance que qui cela soit, [Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было.] – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Пьер с недоуменьем, через очки глядя на князя Андрея. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он.
– Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, – сказал князь Андрей.
– Ну, а скажите, какое ваше мнение насчет Барклая де Толли? В Москве бог знает что говорили про него. Как вы судите о нем?
– Спроси вот у них, – сказал князь Андрей, указывая на офицеров.
Пьер с снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него.
– Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший поступил, – робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин.
– Отчего же так? – спросил Пьер.
– Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…
– Так отчего же он запрещал?
Тимохин сконфуженно оглядывался, не понимая, как и что отвечать на такой вопрос. Пьер с тем же вопросом обратился к князю Андрею.
– А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец…
– Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер.
– Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей.
– Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника.
– Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело.
Пьер с удивлением посмотрел на него.
– Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
– Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
– А от чего же?
– От того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате.
Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему.
– Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли – ну так бежать!» – мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, – продолжал он, – все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, – все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами.
– В такую минуту? – укоризненно сказал Пьер.
– В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
– Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, – проговорил Тимохин. – Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят. – Все помолчали.
Офицеры поднялись. Князь Андрей вышел с ними за сарай, отдавая последние приказания адъютанту. Когда офицеры ушли, Пьер подошел к князю Андрею и только что хотел начать разговор, как по дороге недалеко от сарая застучали копыта трех лошадей, и, взглянув по этому направлению, князь Андрей узнал Вольцогена с Клаузевицем, сопутствуемых казаком. Они близко проехали, продолжая разговаривать, и Пьер с Андреем невольно услыхали следующие фразы:
– Der Krieg muss im Raum verlegt werden. Der Ansicht kann ich nicht genug Preis geben, [Война должна быть перенесена в пространство. Это воззрение я не могу достаточно восхвалить (нем.) ] – говорил один.
– O ja, – сказал другой голос, – da der Zweck ist nur den Feind zu schwachen, so kann man gewiss nicht den Verlust der Privatpersonen in Achtung nehmen. [О да, так как цель состоит в том, чтобы ослабить неприятеля, то нельзя принимать во внимание потери частных лиц (нем.) ]
– O ja, [О да (нем.) ] – подтвердил первый голос.
– Да, im Raum verlegen, [перенести в пространство (нем.) ] – повторил, злобно фыркая носом, князь Андрей, когда они проехали. – Im Raum то [В пространстве (нем.) ] у меня остался отец, и сын, и сестра в Лысых Горах. Ему это все равно. Вот оно то, что я тебе говорил, – эти господа немцы завтра не выиграют сражение, а только нагадят, сколько их сил будет, потому что в его немецкой голове только рассуждения, не стоящие выеденного яйца, а в сердце нет того, что одно только и нужно на завтра, – то, что есть в Тимохине. Они всю Европу отдали ему и приехали нас учить – славные учители! – опять взвизгнул его голос.
– Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? – сказал Пьер.
– Да, да, – рассеянно сказал князь Андрей. – Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, – начал он опять, – я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите.
– Да, да, – проговорил Пьер, блестящими глазами глядя на князя Андрея, – я совершенно, совершенно согласен с вами!
Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.
– Не брать пленных, – продолжал князь Андрей. – Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну – вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность – вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего – убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями…
Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут ли или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но тлаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять стал говорить:
– Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную смерть, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много люден (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, пискливым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да не надолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пера, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей.

По восточным краям туристы не могут обойти вниманием одну из величайших загадок истории - пирамиду Хеопса. Единственное уцелевшее чудо Древнего мира, из семи существующих, порождает интерес ученых, археологов, историков, астрологов и просто поклонников тайн. На вопросы рода: «Где находятся пирамиды Хеопса?» или «Почему же стоит их посетить?», с удовольствием ответим в нашей статье.

Каковы размеры пирамиды Хеопса?

Для полного понимания величия этого архитектурного шедевра достаточно представить себе его габариты. Лишь представьте, это - огромное строение весом около 6,4 миллионов тонн, расположенное в Гизе, республике Египта. Высота пирамиды Хеопса даже после эрозии ветром достигает 138 метров, размер основания достигает 230 метров, а длинна бокового ребра - 225 метров. И именно с этой пирамидой связаны величайшие загадки египетской истории, над которыми бьются ученые всего мира.

Тайна пирамиды Хеопса - кто и для чего её построил?

Наиболее распространённая теория - пирамида была возведена как гробница для фараона Хеопса или Хуфу (так его называют сами египтяне). Приверженцы этой теории подтверждают свои догадки самой моделью пирамиды. На основании в 53 тысячи метров квадратных расположены три усыпальницы, одна из которых вмещает Большую Галерею.

Однако противники этой версии подчеркивают, что усыпальница, предназначенная для Хеопса, никак не украшена. Что странно, поскольку, как известно, египтяне были приверженцами помпезности и богатства в оформлении гробниц своих властителей. Да и сам саркофаг, который предназначался для одного из величайших фараонов в египетской истории, не достроен. Не отёсанные до конца края каменной коробки и отсутствующая крышка свидетельствуют о том, что мастера не слишком серьезно отнеслись к вопросу погребения. К тому же, останков самого Хеопса ни при одних раскопках найдено не было.

Видео - Как была построена пирамида Хеопса?

На смену варианта с усыпальницей приходит версия о том, что пирамида – это астрономическое строение. Поразительные математические расчёты и возможность через шахты коридорного типа увидеть созвездия на ночном небе предоставляют астрономам поводы для дискуссий.

Археологи и учёные всего мира пытаются разгадать истину пирамиды Хуфу в Гизе. Однако на основе уже добытых фактов можно с уверенностью сказать, что автором проекта стал Хемион, близкий родственник и, по совместительству, придворный архитектор Хеопса. Под его чутким руководством в течение 20 лет, с 2560 г. до н.э. и до 2540 г. до н.э., больше трёх десятков строителей, архитекторов и разнорабочих сооружали пирамиду из огромных гранитных блоков.

Некоторые египтяне и любители оккультных наук воспринимают пирамиду как религиозный объект. Они видят в пересечениях коридоров и катакомб мистический узор. Но эта идея не имеет достаточного основания, как и версия об инопланетном вмешательстве. Так, определённый круг исследователей-уфологов утверждает, что только при помощи инопланетных существ можно было соорудить такое колоссальное произведение архитектурного искусства.

Что следует знать туристу?

Туристов и почитателей арабской культуры только забавляет и вдохновляет различие версий и общая неопределённость, которая вращается вокруг пирамиды Хеопса. Каждый год сотни тысяч посетителей приезжают к подножью гранитного сооружения, дабы прикоснуться к истории. А местные жители только этому и рады - визитёрам созданы все условия для познавательных экскурсий.

Дважды в день, в 8 и 13 часов, к пирамиде приезжает группа до 150 человек. Внутрь они входят через проход, расположенный с северной стороны. Но, приехав наконец-то на место своеобразного паломничества, не все посетители готовы к тому, какова пирамида Хеопса внутри. Длинный, низкий, сжатый по бокам проход у некоторых иностранцев вызывает приступ клаустрофобии. А песок, пыль и спёртый воздух могут стать причиной астмы.

Но для тех, кто поборол себя и выдержал переход внутрь пирамиды, открывается всё архитектурное величие египетской культуры. Массивные стены, Большая Галерея, общее ощущение старины и аутентичности - это именно то, что подкупает гостей.

На южной стороне, у выхода, туристам предлагают ознакомиться с экспонатами, являющими собой плоды многолетних раскопок. Тут же можно посмотреть и на Солнечную Ладью - один из самых больших плавучих средств передвижения, обнаруженный за всю историю археологической деятельности человечества. Здесь же можно прикупить сувениры и памятные фигурки, футболки и так далее.

Тем, кто остается до позднего вечера, посчастливится увидеть световое шоу. Организаторы под светом софитов создают неповторимую, немного мистическую атмосферу, и рассказывают загадочные истории о пирамиде и египетской культуре.

Ещё один момент, на который стоит обратить внимание посетителям пирамиды Хеопса, это вопрос о фото- и видеосъёмке. Внутри самого строения выставлен запрет на любую съемку, как и на желание некоторых людей забраться на саму пирамиду. Но, выйдя из усыпальницы и прикупив сувенир, можно сделать бесчисленное количество снимков с любого ракурса. На фото пирамида Хеопса заиграет новыми красками и поразит своими геометрическими формами.

Однако, стоит быть максимально бдительным и не отдавать свои гаджеты незнакомым людям, другим туристам и, в особенности, местным жителям. Иначе вы рискуете либо не увидеть свою камеру вообще никогда, либо расстаться со внушительной суммой, чтоб получить её обратно.

С сугубо практической точки зрения, в этом нет ничего странного. Как известно, в любом туристическом центре мира местное население предпочитает получать прибыль любой ценой. Отсюда и завышенные цены, и склонность к мошенничеству, и большое число карманников. Потому стоит быть максимально бдительным.

Пирамида Хеопса: интересные факты

Пирамида Хеопса - прекрасное и удивительное творение. Она - объект восхищения для ученых, художников, писателей, режиссеров и многих других людей, которые не боятся разгадывать тайны. И перед тем, как направиться в Гизу к гранитному массиву, стоит ознакомиться с рассказами о нём. Для этого в сети существуют десятки кинофильмов. Таких как, к примеру, документальная лента «Разгадка тайны пирамиды Хеопса» режиссёра Флоренса Трана. В ней автор пытается максимально широко рассмотреть идею постройки, загадки создания и истинного предназначения пирамиды великого фараона.

Что интересно, не взирая на недостроенные саркофаги и отсутствия однозначных сведений об архитекторе пирамиды Хеопса, наибольшей загадкой являются внутренние шахты. По подсчетам специалистов, достигая в ширину от 13 до 20 сантиметров, шахты проходят по бокам главных комнат и имеют диагональный выход на поверхность. В чем конкретное предназначение этих шахт - не известно до сих пор. То ли это вентиляция, то ли тайные ходы, то ли своеобразная воздушная прослойка. До сегодняшнего момента у науки нет конкретной информации по этому поводу.

Видео - Факты о пирамиде Хеопса

Так же, как и по поводу процесса постройки пирамиды. Материалы для одного из семи чудес света доставлялись из расположенного неподалёку карьера. Но до сих пор не известно, каким образом большие валуны весом до 80 тонн доставлялись к месту стройки. Здесь вновь возникает уйма вопросов к уровню технологического прогресса египтян. Либо к вопросу о магии или высшем разуме.

Чем же есть пирамида Хеопса на самом деле? Гробница? Обсерватория? Оккультный объект? Послание от инопланетных цивилизаций? Этого мы, пожалуй, не узнаем никогда. Но у каждого из нас есть шанс поехать в Гизу и, прикоснувшись к истории, выдвинуть своё предположение.