Сергей есенин основные темы лирики. Творческий путь Сергея Есенина

Гений - всегда народен (А. Блок)

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 г. в селе Константиново. Талант Есенина, его мировоззренческие искания, темы его творчества, эстетические пристрастия, его этика, - все это корнями уходило в детство. Для понимания феномена Есенина следует иметь в виду, что он родился и рос в религиозной семье. В расположенном напротив реставрировавшейся церкви доме бабушки по отцовской линии селились монахи и художники. Бабушка по материнской линии водила внука в монастырь за сорок верст! В ее доме собирались слепцы, странники, они пели духовные стихи - о рае, о Миколе, о Лазере, о граде неведомом. Уже в ту пору Есенин узнал о земле обетованной, о непременном грядущем рае, об ином мире - и эти темы отзовутся потом в его творчестве. По субботам и воскресеньям дед Федор Андреевич Титов, знаток духовных стихов и Библии, излагал ему священную историю. Есенин не был церковным человеком; в семье он приобщался к православию, на экзаменах в Константиновском земском училище по закону. Божию и чтению на церковнославянском языке он получил пятерку, но по природе своей был «забиякой и сорванцом». Эта двойственность натуры поэта - стремление к духовному покою и мятежность, кротость и страстность выразилась в его лирике.

Семейные традиции были дополнены образованием Есенина. В нем была страсть к чтению. Окончив Константиновское земское училище, он продолжил образование в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе, Есенин рано открыл в себе поэтический дар: писать стихи начал еще в земском училище.

В 1912 г. он приехал в Москву. Это был юноша с развитым самосознанием. В молодом провинциале не было комплекса ученичества. Стремительно росла в нем вера в свои силы: он конфликтует с хозяйкой конторы, в которой работает, конфликтует с отцом, который его содержит, работает в книжном магазине и увольняется оттуда: он поэт! стихи его прокормят! В1913 г. он устраивается на работу в типографию товарищества И.Д. Сытина - получает и финансовую независимость, и возможность читать: все, помногу и жадно. В том же году он начинает заниматься на историко-философском отделении Московского городского народного университета им. А. Л. Шанявского. В 1916 г. вышел в свет его первый поэтический сборник «Радуница». За эти четыре года он сформировался как поэт крестьянской культуры.

Молодой Есенин - нравственный максималист, он верил в миссию поэта-пророка, готового клеймить порочную и слепую толпу. Христианин по мировоззрению, воспринимал мир как единое целое, уверяя, что «все люди - одна душа», что он может, как Христос, пойти на крест за благо ближнего.

Мотивы лирики С. Есенина начала 1910-х годов - жертвенная миссия поэта, одухотворенная природа, богоизбранность крестьянина, за которого радеет Св. Николай Угодник. В поэзии Есенина этого периода проявились особенности его стиля. Он выстраивал метафорические ряды: «Дымом половодье / Зализало ил. / Желтые поводья / Месяц уронил», сочетая их с образами, в которых выражал непосредственные, точные значения. Он обратился к романсному стиху с характерной для него синтаксической простотой, законченностью фразы в границах строки: «Выткался на озере алый свет зари. / На бору со звонами плачут глухари. / Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. / Только мне не плачется, на душе светло». Пристрастие к диалектизмам, от которого он вскоре отказался, не умаляло точности и строгости стиля.

В русскую поэзию Есенин входил как один из самых ярких поэтов крестьянского направления, сознанию и эстетическим вкусам которых были свойственны религиозная культура, влияние фольклора, философии и поэтики литературных памятников православной мысли, включая литературу старообрядцев, сосредоточенность на судьбе крестьянства! В 1919г. Есенин познакомился с поэтами-имажинистами, и его творчество претерпело некоторую эстетическую переориентацию. В его лирике обозначились тенденции позднего авангардизма.

Стихи Есенина активно публиковались в журналах и коллективных сборниках, он стал одним из самых популярных поэтов России. Вышли сборники его поэзии «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918), «Голубень» (1918), «Исповедь хулигана» (1921) и др. С мая 1922 г. до августа1923 г. Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии, Франции, Италии, США.

Осенью 1924 года Есенин предпринимает поездку на Кавказ. Он еще не знал, что на этот раз пробудет там почти погода, что эта поездка на юг станет его "болдинской осенью". Здесь им были написаны многие его "маленькие поэмы", здесь были созданы "Персидские мотивы" и его "вершинная" поэма "Анна Снегина". Двадцать семь новых произведений опубликовал Есенин на Кавказе, и все - полгода!

В декабре 1925 года Есенин уехал из Москвы в Ленинград. Там он мечтал, как говорили друзья, "начать новую жизнь", работать, редактировать журнал.

Намерениям этим не суждено было сбыться. В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в гостинице "Англетер" жизнь поэта оборвалась…

Ныне мы справедливо говорим о Сергее Есенине как гениальном поэте ХХ века.

Наибольшее количество белых пятен долгое время было связано с "деревенским детством" и юностью Есенина в родном рязанском крае. Из тридцати лет жизни поэта первые семнадцать прошли здесь. Однако так случилось, что вплоть до середины пятидесятых годов мы, к сожалению, очень мало знали правды о становлении Есенина как личности, особенно в юности, о раннем пробуждении его "творческих дум", о народных глубинных истоках его поэзии. Многие вопросы касающиеся, судьбы поэта в отрочестве и в юношеские годы, по существу, оставались без ответа.

Но когда читаешь и перечитываешь Есенина, включая его ранние стихи, где все - правда, озаренная и печальная, все - жизнь, радостная и трагическая, поэмы и стихи, в которых предельная обнажена исповедальная душа художника, - все очевиднее становится их кричащая несовместимость с различного рода "романами без браков".

Трудно, а вернее, почти невозможно понять до конца поэта, движения его души, рождение его стихов, наконец, его судьбу, не побывав хотя бы раз на священной земле, откуда берет свое начало его жизнь, его приход в мир, земле, которая с первых сознательных лет его шагов и до смерти будет наполнять его сердце любовью к Отечеству.

Константиново, родное село поэта, привольно раскинулось на правом высоком холмистом берегу Оки - многоводной сестры великой Волги. Взору открывается необъятный простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта - дымка лесов Мещеры.

Вот уже более полувека, как в любую погоду, летом и зимой идут и едут люди в Константиново со всех концов света, чтобы низко поклонится древней рязанской земле - колыбели великого поэта России.

Способность к творческому воображению, интерес к народным песням, легендам, сказкам, любовь к природе проявились у Есенина еще в детские годы. Сергей Александрович был "всю жизнь нежно болен воспоминаньем детства». «В детстве я рос в атмосфере народной поэзии", -- писал он. С ранних лет вслушивался будущий поэт в пение бабушки и духовные стихи странников. Отец его сам слагал песни, мать была замечательной песенницей. Александра, младшая сестра Есенина, вспоминала: «Мне кажется, что нет такой русской народной песни, которую бы не знала наша мать... Топила ли она печку, шила, пряла ли, за любой работой можно было услышать ее пение. И каждый из нас, ее детей, с пеленок слушал ее напевы, подрастая, невольно запоминал их и подпевал ей...».

И в зрелые годы, приезжая домой, Сергей Александрович всегда просил мать спеть ту или другую песню. Прелесть материнского пения поэт сохранил на всю жизнь в своей памяти: «Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали ».

Но еще больше трогали сердце поэта заунывные песни, которые певал ему дед. «Умственный мужик», как называл его Есенин, пробудил в нем любовь к прекрасному. Сергей Александрович признавался: «Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Ему я больше всего обязан».

Жадно слушал Есенин и пение крестьян во время их работы или в короткие минуты отдыха, по вечерам на посиделках, на праздниках. Некоторые из этих песен он записывал, другие сами собой сохранились в его памяти. Многие песни он пел под собственный аккомпанемент на гитаре или гармони.

Стихи Есенин начал сочинять рано, лет с девяти. В них он запечатлел яркие, светлые образы, первые сердечные переживания, картины того родного и близкого, что окружало его.

Есенин - единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в отдельный раздел. Все написанное им, проникнуто "чувством родины". Как писал сам поэт: "Чувство Родины - основное в моем творчестве". Заметим не "тема", а "чувство". Например в стихотворении "Гой ты, Русь моя родная" рисуется образ Родины - рая. Есенин народный поэт не только потому, он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

Образ Родины в лирике поэта неотделим от образа природы. Самое первое, как помнил сам поэт, стихотворение:

Там где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленькой матке

Зеленое вымя сосет.

Изумительная миниатюра, зачаток всей будущей поэзии Есенина.

Есенин покинул «родимый дом» летом 1912 года, уехав в Москву, чтобы найти пути в большую литературу. Но жизнь складывалась трудно и не совсем так, как хотелось юноше. Город не оставил в сознании поэта ярких образов. В его душе всегда жили картины сельского быта, звуки и краски природы. И в своих стихах он создавал образ живой России, способной тосковать, испытывать боль. Родной и любимый край иногда представлялся Есенину «забытым и заброшенным», окруженным «топями и болотами». Есенинская Русь -- это и «гаревая полоса», «сенокос некошеный», «забоченившиеся избы», «скорбью вытерзанный люд». Поэт видит не только «скирды солнца в водах лонных», его взгляд замечает и другое: «пригорюнились девушки-ели», «виснет тень, как платок, за сосной», «роща синим мраком кроет голытьбу», «вяжут нищие над сумками бечевки», «чахнет старая церквушка», «Ой, не весел ты, край мой родной...». Но и в печали мило поэту близкое и родное:

Черная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить!

В грустных раздумьях о судьбе родины столько сердечной теплоты, искренней любви, привязанности к воспоминаниям детства, юности, нежности к преисполненным печалью полям, к природе, к сельской жизни, рождающей в душе поэта мир, ясность и покой.

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, --

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

Спит ковыль.

Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси --

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

И в радости, и в печали, куда бы судьба не забрасывала Есенина, его сердце неизменно тянулось к отчему порогу, к дорогим ему пашням и лесам.

Чувство грусти, тоски по родным просторам рождало в душе поэта ощущение утраты связи с «голубой Русью». Революционная действительность, которую он наблюдал, долгие годы тяжелых бедствий -- война, голод, разруха, кровь -- углубили мучительные и раздирающие душу противоречия. Это время для Есенина с его склонностью к идеальному, с его острой, почти болезненной реакцией на все некрасивое, и в прямом и в переносном смысле, не могло пройти бесследно, разрушало душевный покой.

Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. поэт есенин творчество родина

Природа олицетворена, одухотворена Есениным, Образ живой природы создается, например, обращениями: «Сыпь ты, черемуха, снегом, / Пойте вы, птахи, в лесу»; «Край ты мой заброшенный, / Крап ты мой, пустырь»; «Черная, потом пропахшая выть! / Как мне тебя не ласкать, не любить?»; «Край любимый! Сердцу снятся /Скирды солнца в водах лонных, / Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих отозванных»...

Заметим, что в олицетворении «В зеленях твоих стозвонных...» звуковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские сюжеты: звон, поэт использует неологизм, усиливающий звуковое впечатление -- «стозвонный», звон слышен в аллитерациях этих строк. Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поет зима -- аукает, / Мохнатый лес баюкает / Стозвоном сосняка». В звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: «В роще по березкам / белый перезвон»; «Я хотел бы затеряться /В зеленях твоих стозвонных»; «А у низеньких околиц /Звонко чахнут тополя»; «Мне навстречу, как сережки / Прозвенит девичий смех». Этот ряд можно продолжить.

В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «шепот сосняка», «говор кроткий», «слабый крик», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.

Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог передать через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель черемуха машет рукавом»; «И горит в парче лиловой / Облаками крытый лес». В последнем примере отмечаем яркую цветопись.

В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки. В лирике Есенина и движение, и звуки, и краски мира. Есть и запахи.

Выткался на озере алый свет зари.

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зеленой весны

Солнце садится за горы лесистые

Рог золотой выплывает луны…

Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сел…

Есенин чаще всего изображает такие явления природы, как: зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озеро, реки… Он рисует и мир животных и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души - с весенним цветением, образ лирического героя - с кленом.

Зеленая прическа,

Девическая грудь

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд? ...

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила…

О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых-- в песенном русском фольклоре («Подражание песне», «Ты поила коня из горстей в поводу...», 1910). Любовь к женщине -- лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая часто представляется в образе природы: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет», а природа -- олицетворена: «Выткался на озере алый цвет зари» (1910); «Зеленая прическа, /Девическая грудь, / О тонкая березка, / Что загляделась в пруд?». Любовью пронизана вся природа: «В цветах любви весна-царевна / По роще косы расплела... И я, как страстная фиалка, /Хочу любить, любить весну» («Чары», 1913--1915).

Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием, почти бесплотным («Вот оно, глупое счастье»):

Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветет,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поет.

Круто меняется тональность любовной лирики в городском цикле «Москва кабацкая» (1923):

Сыпь, гармоника. Скука... Скука...

Гармонист пальца льет волной.

Пей со мною, паршивая сука,

Пей со мной.

Излюбили тебя, измызгали --

Невтерпеж.

Что ж ты смотришь так синими брызгами?

Или в морду хошь?

Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как отчаяние. Любовь низведена до плотской, до животной потребности, но в конце стихотворения -- жалобное раскаяние: «Дорогая, я плачу, / Прости... прости...».

Цикл «Любовь хулигана» (1923, возвращение Есенина из-за границы) отмечается отречением от «кабацкого» прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление:

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:

Пускай ты выпита другим,

Но мне осталось, мне осталось

Твоих волос стеклянный дым

И глаз осенняя усталость.

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Мечта о «чистой» любви -- один из сквозных мотивов лирики Есенина. Сложная гамма эмоций сопровождает страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неосуществимости:

Вечер черные брови насолил.

Чьи-то кони стоят у двора.

Не вчера ли я молодость пропил?

Разлюбил ли тебя не вчера?

«Персидские мотивы» (1924--1925) -- попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Стихи написаны на Кавказе, но на темы, сюжеты, тональность, сам образ любви повлияла персидская лирика. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна.

Есенин создал образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия. Ранее Россия ассоциировалась в лирике Есенина с «голубой страной», страной-идеалом, мечтой («Голубеет небесный песок», «В голубой купается пыли»). После революции голубой цвет почти исчез из его лирики: «Закат обрызгал серые поля», «Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес». Теперь выдуманная Персия («Голубая родина Фирдуоси») соответствовала идеалу: «Хорошо бродить среди покоя / Голубой и ласковой страны». «Персидские мотивы» -- противовес «Москве кабацкой»:

Улеглась моя былая рана --

Пьяный бред не гложет сердце мне.

Синими цветами Тегерана

Я лечу их нынче в чайхане.

Никогда я не был на Босфоре,

Ты меня не спрашивай о нем.

Я в твоих глазах увидел море,

Полыхающее голубым огнем.

Даже форма «Персидских мотивов» соответствует форме древней персидской лирики:

Воздух прозрачный и синий,

Выйду в цветочные чащи,

Путник, в лазурь уходящий,

Ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

Символом персидской красоты и любви является образ розы: «Тихо розы бегут по полям...»; «Губы к розам так и тянет, тянет»; «Лепестками роза расплескалась»; «Красной розой поцелуи веют, / Лепестками тая на губах».

Однако Персия в художественном воображении поэта -- лишь временный покой. Одна из тем цикла -- ностальгия по России. В любовные мотивы непременно привносится образ родины, любовь к России обостряется: «Мы в России девушек весенних / На цепи не держим, как собак»; «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий»; «Там на севере девушка тоже / На тебя она страшно похожа, "Сердцу снится страна другая"

Пятнадцать стихотворений цикла передают особый лирический сюжет - динамику, развитие чувств и настроений лирического героя, которые завершаются возвращение к Родине:

Многие видел я страны,

Счастья искал повсюду,

Только удел желаний

Больше искать не буду.

Глупое сердце не бейся.

Многие стихи Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

Неодолимо движется время. Одно поколение сменят другое.

Движется, живет по своим законам мир поэзии - Вселенная души человечества. Беспрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире новые поэтические звезды и звездочки. Они сгорают и навсегда затухают, еще при жизни их "хозяина", свет других доходит к нам на протяжении десятилетий, и лишь немногие, очень немногие согревают народную "живую душу" в веках разгораясь со временем все ярче и ярче. Имя одной из таких прекраснейших лучезарных звезд в бессмертном поэтическом созвездии России - Сергей Есенин. Оно - вечно…

Литература

1. Два мира (С. Есенин) - В книге: Прокушев Ю. Время. Поэзия. Критика. М.: Художественная литература, 1980

2. Есенин С. А. Избранное: Стихотворения и поэмы. Вступительная статья и сост. Ю. Прокушева; Рис. Е. Савича. - М.: Детская литература, 1983. - 283 с.

3. Есенин С. Собрание сочинений. В 2 т. Стихотворения. Поэмы. - Мн.: Советская Россия, Современник. - 1990

4. Есенин С. Стихотворения и поэмы: - Мн.: Юнацтва, 1982. - 159 с.

5. Ханаев Б. Последний поэт деревни Сергей Есенин // Советская Белоруссия. - 1995. - 27 сентября.

Назовите темы и мотивы ранней лирики Есенина. В чем проявилось новаторство его поэзии?

Эстетическое новаторство Есенина проявилось во мно­гих особенностях его поэтического творчества. Голос по­эта у Есенина — это в значительной степени голос кре­стьянина, трудящегося на земле и живущего в тесном единстве с природой, христианина, идущего нелегкой дорогой духовного поиска. Поэт ввел такую точку зрения в литературу более определенно, чем кто-либо до него.

Жизнь родного края, его природа, любовь, заботы и дела людей — все это становится предметом ранней поэзии Есенина. Несмотря на то, что драматические повороты судеб, тревожные настроения входят в стихи Есенина уже на раннем этапе, все же преобладает свет­лая, жизнеутверждающая тональность.

О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

(«Запели тесаные дроги…»)

Народное творчество, наряду с классикой, было важ­нейшим истоком поэзии Есенина. Даже стихотворения Есенина, тематически близкие классическим, основы­ваются на весьма оригинальной системе образной вы­разительности. Например, стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…» тематически близко пуш­кинскому «Я вас любил: любовь еще, быть может…».

Стихотворение Есенина звучит, как и пушкинское, грустно-просветленным прощанием с любимой. Совер­шенно уникальна образная палитра Есенина:

…Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук.

Но остался в складках смятой шали Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу Водяных поющих с ветром сот.

Образ настолько цельный, письмо так плотно, что представляется весьма затруднительным выборочное цитирование приведенного отрывка без опасности раз­рушить единое живое впечатление. Есенин воплоща­ет сам принцип мировидения человека, для которого связь с живой жизнью земли органична, как дыхание — не ощутимое, не контролируемое, но тем не ме нее жизнетворное.

С. Есенин своими стихами выразил потребность народного духа в творчестве и утвердил творчество как главное содержание народного бытия. Идеи большинства его произведений доступны без снисхождения, образность, как правило, ярка без вычурности. Нравственная позиция поэта в наибольшей степени согласуется со здоровой народной точкой зрения.

У раннего Есенина немало стихотворений на основе религиозной эстетики, образности. Но при всех полетах и устремлениях «дух» в поэзии Есенина опирается на ощутимую доминанту национально-исторической «тверди»:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

(«Гой ты, Русь, моя родная…»)

Поэт тщательно фиксирует детали деревенского домашнего быта (стихотворение «В хате»), чувством люб ви и сострадания к «братьям нашим меньшим» проник­нуты его стихотворения о животных: «Корова», «Лиси­ца», «Песнь о собаке». Природа родного края во всем бесконечном разнообразии является палитрой поэта, дарующей ему краски, звуки, запахи, объектом твор­ческого восхищения, собеседником в рассуждениях

Введение.

1.Детство поэта

2.Любовь к родине

3. Своеобразие мироощущения лирического героя

5.Особенности метафоры в поэзии Есенина

Заключение.

Список литературы.

Введение.

В последнее время литература XX века становится всё более популярной. Многократно возрос интерес к великолепным произведениям замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Прочитав многие произведения Есенина, я тоже заинтересовалась его творчеством. Особенно мне понравились его лирические проникновенные произведения о русской природе. Его стихотворения завораживают и вдохновляют. Иногда, прочитав какое-нибудь из его произведений, мне тоже хочется что-то написать. Стихов собственного сочинения у меня пока ещё не очень много, но я надеюсь, что их количество когда-нибудь возрастет.

В последние годы возрос интерес ученых к проблемам литературы начала XX века, усилилось стремление изучить такие моменты литературного процесса, которые раньше в силу сложившихся социально-исторических условий освещались частично или негативно.

В настоящее время пересматриваются прежние концепции об отдельных творческих индивидуальностях и о соотношении художественных тенденций разных направлений. В числе художников, чья личная и поэтическая судьба находится в центре внимания российского литературоведения, следует назвать и поэта С.А.Есенина.

Интерес русского читателя к творчеству этого замечательного мастера слова не удалось подорвать даже массовыми запретами.

Сергей Есенин уже давно возвращен в отечественную литературу. Современный читатель с трудом представляет его в числе "закрытых" авторов. Тем не менее, не так просто разобраться в его творческом пути, в своеобразии художественной системы, в творческих связях, причинах разноречивого восприятия есенинских стихов его современниками, и главное - в истоках его таланта.

1.Детство поэта

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить-

Я научиться не могу.

Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем, Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его родина - Рязанская земля - вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспевал в своих стихах

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1885 года в селе Константиново Рязанской губернии (теперь село Есенино). «Фамилия Есенин- русская-коренная, в ней звучат языческие корни- овсень, таусень, осень, ясень, - связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками» , - писал Алексей Толстой.

Родители Есенина были крестьяне. Обстановка в семье сложилась довольно тяжелая. Мать не ладила со свекровью, её родители- Титовы- чуждались Есениных. Отец покинул семью, мать была вынуждена уйти от Есениных. Она отдала своего маленького сына на воспитание своему отцу и уехала в город на заработки. Дед Сергея был старообрядцем, он любил внука. И Сергей помнил, как дедушка читал ему книги. Кроме деда, мальчика знакомила с народным творчеством и его бабушка. « Стихи начал слагать рано, - писал о себе Есенин. Толчки давала бабушка. Она рассказывала сказки. Народные сказки с плохими концами не нравились, и я их переделывал на свой лад» Старуха нянька рассказывала ему сказки, «которые знают все крестьянские дети». Я считаю, таким образом, духовная жизнь мальчика сформировывалась под влиянием священной истории и народной поэзии.

Однако мальчика Есенина «мирская» жизнь захватывала гораздо больше. Есенин с удовольствием вспоминал: « Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. За озорство меня ругала только бабка,- вспоминал Сергей Александрович,- а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: « Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче».

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой.

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

Мальчик жил свободно и беззаботно. Он не был знаком с ранними тяготами крестьянского труда. Дома бывал мало, особенно весной и летом, рос на лоне раздольной рязанской природы. « Детство прошло среди полей и степей», - писал он. Здесь впервые зарождалась та великая любовь к родной русской природе, которая позже питала его поэтическое воображение. Ещё в детстве зародилась у него искренняя любовь и сердечная жалость ко всему живому. «Птиц и щенят, и всякую живую тварь любил кормить из рук и ласкать», - вспоминала его мать. Эта любовь к животным осталась у него на всю жизнь.

Когда пришла пора учиться, мальчик был отдан в четырёхклассное училище. Ученье давалось ему легко.Он был бойким, сообразительным мальчиком.

В 30 верстах от Константинова находился небольшой городок Спас-Клепики, где была « Второклассная учительская школа », готовившая учителей церковно-приходских школ.

Сравнительно небольшая плата за обучение и интернат делали её вполне доступной для людей среднего достатка. В эту школу и был отдан в 1909 году Есенин. Интересно проходили уроки русской словесности и родного языка. Учителя сумели привить ученикам любовь к русской литературе, к её лучшим образцам. По вечерам они собирались в одной из комнат интерната, читали Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, а потом кто - либо читал свои стихи. Чаще всего это был Есенин. У него уже и тогда имелось немало стихов.

Уже в школьные годы Сергей стал проявлять поэтические наклонности. Именно здесь, в Спас-Клепиковской школе, начинается поэтический путь Есенина. Сам он писал: « Сознательное творчество отношу к 16-17 годам» т.е к 1911-1912 годам.

В эту пору он написал довольно много стихотворений. Некоторые позже вошли в первый сборник « Радуница». Стихи этих лет далеко не равноценны. Мне кажется, просто в них отразились поиски собственного поэтического голоса.

Стихи Есенина 1910-1912 годов убеждают, что уже в эту раннюю пору он находит собственный путь в поэзии. Мотивы русской природы, любовь к родному краю, проникновенность лирики, напевность стиха – всё это в той или иной мере присуще самым ранним его произведениям.

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется -на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,

Хмельному от радости пересуду нет.

С течением времени взгляд Есенина на жизнь стал шире. Шире стал взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной была для него одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. "Я брат вам по крови ", - обращается Есенин к грузинским поэтам. Но, став пламенным интернационалистом, Есенин не утратил естественного для каждого чувства "того места, где он родился". Он утверждает: "Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь". Любуясь "голубой родиной Фирдоуси", он ни на минуту не забывает о том, что "как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий" . Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о "мужицком рае", неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть "Русь советскую", чувство интернационалистического единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце "любовь к родному краю " - такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина.
Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто.

Деревня стала для Есенина религией, а русская изба – своеобразным храмом, поэт готов отказаться даже от библейского рая во имя своей родины:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

2.Любовь к родине.

Деревенская Россия для Есенина – это не только крестьянская хата, но и природа, которая её окружает. Сергея Александровича Есенина часто называют певцом русской природы. Нет такого состояния окружающего мира, которого бы тонко и поэтично не воспел художник. Своеобразно и возвышенно открывает тайны природы его поэзия, может быть, оттого его любимым художественным приемом являлось олицетворение. В стихах поэта деревья, травы, тихие воды - все живет и дышит своей неповторимой и волшебной прелестью. Такому взгляду на мир нельзя научиться, с этим можно только родиться, считая себя составной частью великой матери-природы. Именно таков взгляд Есенина на окружающее. Он восхищен всем сущим и торопится передать свой восторг, высказать радость бытия. Мир, созданный творцом, воспринимается поэтом как идеальный, лишенный каких-либо изъянов. В ранней лирике Есенин часто употребляет церковно-славянскую лексику. Он как бы объединяет землю и небо, а природа - венец их творения. Свое состояние души поэт передает через картины

Синий и голубой (любимые цвета Есенина) усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просто ров, например, «вечером синим», «вечером лунным», «за метался пожар голубой», «предрассветное, синее, раннее» и др.

Природа у Есенина не просто составляет пейзаж: она живет, реагирует на судьбы людей. Ее невозможно отде лить от человека, его чувств, мыслей, настроения. Такое отношение к природе можно увидеть в стихотворение «От говорила роща золотая...». Оно построено на развернутой метафоре: роща предстает перед нами как живое существо, которое наделено теми же возможностями и чувствами, что человек. Она может говорить «березовым, весенним язы ком», «милым» лирическому герою.

Но этот язык мил ему не только потому, что состояние природы очень сходно состоянием самого поэта:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Поэт писал: “Россия - какое хорошее слово. И “роса”, и “сила”, и синее что-то”. Есенин, представляя Русь именно голубой, синей, связывает святой ее образ с небесами и водной гладью.

Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней - о России. “Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”, - говорил поэт. Образ России в лирике Есенина меняется, как сама жизнь в стране, как ее облик. Но остаются незыблемыми те ценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье “дышать и жить”, - и одно сокровенное чувство не исчезает, несмотря ни на что, - “чувство Родины”.

Темы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны, потому что, воспевая родину, поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая яке природу, поэт тем самым описывает и родину, так как природа - часть родины. Огромная любовь к России дала Сергею Есенину право сказать:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким “Русь”.

А Русь - это русский народ, неповторимая природа, история страны, это все, что относится к этой части земли.

Поэзия Есенина близка и дорога многим народам, его стихи звучат на разных языках. Заслуга поэта велика. Произведения его затрагивают наиболее важные аспекты жизни, темы, близкие народу, актуальные. Язык Есенина прост и доступен, сравнения подобраны с поэтической точностью, образы многолики и красочны. Поэзия волнует сердце, притягивает своей оригинальностью и поэтической красотой, Есенин - жизнелюб. И это качество он воплощает в своих стихах, читая которые, невольно начинаешь смотреть на жизнь с другой стороны.

3.Своеобразие мироощущения лирического героя.

Осень в природе сравнивается с «осенью» в душе лири ческого героя. Этот мотив ушедшей юности вводится предложением «отговорила роща золотая» . Лирический герой, с одной стороны, принимает жизнь такой, какая она есть:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире - странник.

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

А с другой - его мучают воспоминания о юности, о которой он думает не без сожаления:

Я полон дум о юности веселой...

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

И, несмотря на эти слова, действительность для него вовсе не привлекательна:

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль.

Юность же в памяти лирического героя осталась как «цветы ». Повторяющееся слово « не жаль » еще больше под черкивает чувство утраты.

Все эпитеты, сравнения и метафоры здесь существуют не только для красоты форм, но и для того, чтобы полнее выразить отношение лирического героя к уходящей моло дости: журавли теперь пролетают «печально», конопляник «грезит», дерево «роняет тихо листья».

Природа и лирический герой в этом стихотворении не разрывно связаны. Все перемены, происходящее в природе, можно наблюдать и в жизни человека, который не только является ее частью, но и должен слиться с нею, чтобы до стичь гармонии с миром.

4. Образы животных в лирике Есенина

Особое место в лирике Есенина занимают образы жи вотных. «Братья наши меньшие» наделены абсолютно все ми человеческими чувствами, в том числе и человеческими образами, одним из которых является трагедия материнства. Стихотворение, в котором наиболее ярко это описа но, - «Корова».

С самых первых строк мы понимаем, что перед нами старое животное, прожившее очень тяжелую жизнь:

Дряхлая, выпали зубы,

Свиток годов на рогах.

И ее выгонщик грубый

На перегонных полях.

Бедной корове осталось жить недолго. И вот в самом конце жизни ей выпало счастье: родился теленок. Но эта радость оказалась непродолжительной:

Не дали матери сына,

Первая радость не впрок.

Старая корова знает, что и ее ожидает та же участь, что и сына:

Скоро на гречневом свете

С той же сыновней судьбой

Свяжут ей петлю на шее

И поведут на убой.

Но животное беспокоит не столько собственная смерть, сколько смерть своего дитя. Ведь, вопреки всем мнениям, животные тоже очень тяжело переживают разлуку со свои ми детьми. Это стихотворение наполнено сострадания к бед ной корове, поэтому здесь практически нет эпитетов, а если и есть, то только те, которые усиливают печаль: «выгон щик грубый», «сердце неласково к шуму», «грустная дума», «жалобно», «грустно», «тоще» и т.д.

Но, как и у человека, у животного есть надежда. Пос ледние строки стихотворения помогают понять, о чем меч тает корова:

Снится ей белая роща

И травяные луга.

«Белая роща» символизирует жизнь без мук, без огор чений. Но этой мечте не суждено сбыться, этот мотив вве ден для того, чтобы противопоставить реальную жизнь той, которая грезится корове.

Таким образом, природа в лирике Есенина предстает со всеми ее печалями и радостями, но в то же время только она способна исцелять душу человека.

5.Особенности метафоры в поэзии Есенина.

Так, одно из самых распространенных слов, которое проходит через все творчество Есенина, - это черемуха. Осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, “черемуховую вьюгу”: “Сыплет черемуха снегом” Метель и цветы черемухи, вроде бы не могут сочетаться, но, сочетая их, Есенин добивается совершенно нового ощущения прелести снежных цветов.
Белые цветы и белая кора березы (береста) также “связываются” друг с другом. А общий для них признак - белый цвет - ассоциируется с белым снегом, метелью, символом неустроенности, и белым саваном, символом смерти:
Снежная равнина, белая луна.
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
(”Снежная равнина, белая луна “)
С образом метели, в свою очередь, связан образ тройки как символ радости, молодости, летящей жизни, счастья, родины. А промчавшаяся, запоздалая или чужая тройка - это потерянная радость, ушедшая чужая молодость:
Снежная замять крутит бойко,
По полю мчится чужая тройка.
Мчится на тройке чужая младость,
Где мое счастье? Где моя радость?
Все укатилось под вихрем бойким
Вот на такой же бешеной тройке.
(”Снежная замять крутит бойко…”)
Каждого образ-символ имеет свои признаки, которые, соединяясь, выстраиваются в новый ряд связанных между собой образов: тройка - кони, сани - колокольчик… И это наполняет самые простые слова новым смыслом. Интересен образ слова “окно”.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Здесь слово “окно” - только художественная деталь. А далее в стихотворении это слово наполняется новым смыслом, расширяя свое значение. Повторяясь в соединении с эпитетом “мерзлый”, оно превращается в поэтический образ:
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
Образность слова “окно” усиливается также за счет ее связи со словом “ставни” - “атрибутом” окна:
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
Интересно, что в стихотворении сквозной образ окна превращается для автора в своего рода пункт наблюдения. Из окна он видит лес, облака, двор, метелицу во дворе и воробышков. И в стихотворении “Подражанье песне” лирический герой наблюдает за происходящими событиями из окна:
Я смотрел из окошка на синий платок…
В пряже солнечных дней время выткало нить…
Мимо окон тебя понесли хоронить.
Такую позицию лирического героя как стороннего наблюдателя (из окна) мы встречаемся во многих произведениях раннего Есенина.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(”Береза”)
Эта же позиция характерна и для некоторых персонажей стихов Есенина:
Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня
Понесут с могильным пеньем хоронить меня…
Ты увидишь из окошка белый саван мой…
(”О дитя, я долго плакал над судьбой твоей…”)
Вот в другом стихотворении мать, поджидая сына, “подошла, взглянула в мутное окошко…” Даже боги с ангелами в “райском тереме” - и те наблюдают за жизнью людей и природы не иначе как из окна: ” Говорит Господь с престола, / Приоткрыв окно за рай…” (”Микола”)
Таким образом, окно - важная деталь в поэтическом мире Есенина. А окна - это глаза избы, с которой поэт очень многое связывал. Весь есенинский мир как бы разведен на две части: изба и все остальное пространство. Это скорее даже два мира, разделенные стеклом: окно - граница этих миров.
Русская изба для поэта - действительно целый мир. Это мир крестьянской избы, медленное течение сонной жизни за се толстыми бревенчатыми стенами. Есенин поэтично изобразил этот мир в своих ранних стихах: “Смолкшим колоколом над прудом /Опрокинулся отчий дом” (”Нощь и поле, и крик петухов…”) “Изба-старуха челюстью порога / Жует пахучий мякиш тишины” (”О красном вечере задумалась дорога…”) Образ богатого дома, “больших хором”, “палат” и сытого мира вообще в сопоставлении с крестьянскими “избами”, “хатами” и миром голодных возникает и в стихотворении “Село”:
Цветут сады, белеют хаты,
А на горе стоят палаты,
И перед крашеным окном
В шелковых листьях тополя.
Есенинскую избу окружает двор со всеми его атрибутами: “Под красным вязом крыльцо и двор”. Избы, окруженные двором и огороженные плетнями, “связанные” друг с другом дорогой - это и есть один из ликов есенинской дореволюционной Руси:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа.
(”Гой ты, Русь, моя родная…”)
В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.
(”В том краю, где желтая крапива…”)
Окно, в представлении поэта, является границей, отделяющей внутренний мир избы от внешнего мира. Есенин не видит путей выхода из этого, созданного им, замкнутого мира, опоясанного деревенской околицей:
Закружилась пряжа снежистого льна,
Панихидный вихорь плачет у окна,
Замело дорогу вьюжным рукавом,
С этой панихидой век свой весь живем.
(”Закружилась пряжа…”)
К образу-символу окна особенно часто поэт обращается в последний год жизни - в 1925 году. Образ этот наполняется еще более глубоким смыслом. Окно разделяет не только два мира - внутренний и внешний, но и два периода жизни поэта: его “голубые года”, детство, и настоящее. Лирический герой мечется между этими двумя мирами, входя попеременно то в один, то в другой:
За окном гармоника и сиянье месяца.
Только знаю - милая никогда не встретится. (“Песня”)
Проходил я мимо, сердцу все равно -
Просто захотелось заглянуть в окно.
(”Не криви улыбку, руки теребя…”)
В поэзии Есенина все взаимосвязано, и почти каждая художественная деталь, каждое слово является важной частицей целого - есенинского поэтического мира. Уникальность этого мира ощущали не только современники, но и потомки. Утонченность, образность, изящество стихов Есенина позволили Горькому сказать: “Есенин не человек, это орган, созданный природой для своего самовыражения”.

Заключение.

Есенин - русская художественная идея. Сергей Есенин - самый читаемый в России и при этом отнюдь не общедоступный поэт. Его стихи даже таким искушенным ценителям, как про фессиональные литераторы, до сих пор представляются явлением зага дочным. В пришествии Есенина в русскую поэзию, в ту пору бо гатую и разнообразную, и впрямь было что-то от чуда. Ведь он явился из глубины России, оттуда, где с незапамятных мифоло гических времен бил, как писал Гоголь, «в груди народа» само родный фольклорный ключ и где уже почти полвека была безот ветная тишина.

С.Есенин - представитель нового поколения крестьянской поэзии. Она в свою очередь - исключительно самобытное и сложное явление в отечественной литературе. Возникла как одна из форм сближения устно-поэтической традиции с письменной.

Наследуемые новокрестьянскими авторами поэтические традиции многообразнее, хотя грани, разделяющие их со своими предшественниками, не были особенно резкими. Как и прежде, они писали не столько о своей личной судьбе, сколько о судьбе крестьянства в целом, о национально-исторической и национально-эстетической основе русской жизни. Поэты из народа создали в начале ХХ века высокохудожественную лирику.

Общечеловеческое в их стихах и песнях непременно преломлялось сквозь специфически крестьянское. Своеобразные отношения установились у новокрестьянских художников с большой литературой, их поэтическая мысль и архитектоника стиха оказались на уровне самых высоких достижений русской поэзии ХХ века.

С.Есенин - это стихи, идущие от жизни, от знания крестьянского быта. Главное место в них занимает реалистическое изображение деревенской жизни. Неслучайно сильная сторона его первого сборника стихов "Радуница" как раз и заключалась в лирическом изображении русской природы. Значимость есенинской лирики состоит в том, что в ней чувство любви к родине всегда выражается, не отвлеченно и риторично, а конкретно в зримых пейзажных образах. Есенин одухотворяет и олицетворяет природные явления: "Черемуха манит рукавом", "Словно белой косынкой подвязалась сосна" и т.п. В то же время поэт активно использует прием психологического параллелизма, к примеру, "С алым соком ягоды на коже..." или "На закат ты розовый похожа...".

Изображение человека в общении с природой дополняется у Есенина любовью ко всему живому. В таком взгляде были отголоски древнего представления о человеке, природе, надолго удержавшегося в сознании крестьянства.

Сложная и, по сути, во многом изощренная поэзия Есенина чрезвычайно расширила кольцовскую стихию, придала ей несколько иные очертания.

Но основополагающие принципы, несмотря на реформы, остались неизменными. Они то и определили духовное родство двух самобытных художников - прямых выразителей сознания русского народа.

Уйдя из жизни в 30 лет, С.А. Есенин оставил нам чудесное и богатое поэтическое наследие. И пока живёт земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь».

Список литературы:

  1. Е. Наумов «Сергей Есенин. Жизнь и творчество». Москва-Ленинград. «Просвещение» 1965
  2. http://esenin.ru/
  3. С. Есенин. Собрание сочинений в двух томах. Том 1. Москва. «Современная Россия» , «Современник» 1990
  4. Кошечкин С. Отчее слово. Есенин С. - Москва: Советская Россия, 1968.
  5. С. Есенин. Стихотворения. Поэмы. Ташкент. «Укитувчи» 1985
  6. http://www.philosofiya.ru/priroda_i_rodina.html

Самой главной темой в творчестве Есенина была тема Роди-ны. В ранних стихах поэт постигает душой и воплощает в живые зримые образы свою «малую» родину — село Константиново и его окрестности. Родина, Россия предстает в ранней лирике Го-лубой Русью, чудесной страной в черемуховом снегу. Любовь к Родине находит выражение в любви к родной природе. Поэт ощущает свою слитность с родным краем: «Я хотел бы затерять-ся в зеленях твоих стозвонных».

Стихи Есенина о природе пронизаны легкой грустью, ка-кой-то щемящей нежностью. Приглушенные, как бы сквозь дым-ку просвеченные солнцем пейзажи воссоздают Родину, Русь в разное время года и дня. Особенно Есенин любит восходы и закаты («Там, где капустные грядки…», «Выткался на озере алый свет зари…», «Вот уж вечер. Роса…»). Любовь к родной земле выливалась в проникновенные поэтические строки:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Постепенно пределы «страны березового ситца» расширяются. Понятие Родины становится более емким, наполненным. Поэт видит не только ширь степных раздолий, синь озер, как в ран-них стихах («Край любимый! Сердцу снятся…», «Гой ты, Русь, моя родная…», «В том краю, где желтая крапива…», «Спит ко-выль. Равнина дорогая…»), но «черную, потом пропахшую выть», «деревню, потонувшую в ухабинах». Особенно обостряется чув-ство сыновней любви к Родине в период Первой мировой вой-ны. В стихотворении «Русь» Есенин рисует осиротевшие избы, плач жен, «поджиданье седых матерей». Любовь к природе Рос-сии переливается в любовь к ее людям, в сопричастность их горю. Он видит крестьян, у которых «сохнет рожь и не всходят овсы», старого деда, который, согнувши спину, «чистит вытоп-танный ток», деревенских парней-рекрутов. От идеализации при-родной, патриархальной Руси («Преображение», «Сельский ча-сослов») Есенин переходит к постижению России начала XX в.

Вплоть до революции преобладающим мотивом в поэзии о Родине был мотив патриархальной Руси. В стихотворении «Не в моего ты бога верила…» поэт зовет «царевну сонную» Русь, жи-вущую «на туманном берегу», к новой вере.

После Октябрьской революции творчество Есенина характери-зуется поворотом. Поэт принимал революцию, по его же выраже-нию, «с крестьянским уклоном», ждал идиллического земного рая. В стихотворениях «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», в поэме «Инония» он говорит о том новом, что несет Родине рево-люция. Есенин надеется на преображение России, с восторгом причисляет себя к когорте обновителей земли русской:

Небо — как колокол, Месяц — язык, Мать моя — родина, Я — большевик.

Но надежды поэта не оправдались. Он переживает духовный кризис, не принимая путей развития советской России:

В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму, — Куда несет нас рок событий.

В поэзии Есенина появляется тема противопоставления горо-да деревне. Противоречивое отношение к индустриализации, к вторжению «железного гостя», представление о будущем как о царстве железных машин, убивающих красоту природы, обу-словили появление пессимистических, пронизанных тревогой стихов. Метафорой этого периода творчества Есенина является тонконогий смешной дуралей — жеребенок, несущийся за паро-возом. Поэт с грустью называет себя «последним поэтом дерев-ни». Он стремится преодолеть отъединненость от революцион-ных преобразований, понять суть событий («Возвращение на Родину», «Русь уходящая», «Русь советская»). В послереволюци-онной поэзии Есенина усиливается импульс трагического. Он ощутим в неприятии «железного Миргорода», обостряется от предчувствия возможной утраты человеком единства с приро-дой. Вместе с тем Есенин понимал, что поворот назад в истории невозможен. Отсюда его тревожные раздумья о будущем кресть-янской Руси, противоречивые, мучительные:

Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальную Видеть беднуй, нищую Русь.

Тема Родины соединяется с темой революции, наполняется драматизмом. Русская революция была грандиозным взрывом невиданных сил, прорвавшихся и разбивших устои, прежде ка-завшиеся незыблемыми. В глазах Есенина она предстала как раз-гул могучей стихии, в которой трагически обнажались потаен-ные глубины человеческой натуры — и светлые, гуманистические идеалы, и темные, звериные начала. Чтобы лучше понять на-стоящее, Есенин обращается к прошлому — к истории мужиц-ких бунтов. Так родилась поэма «Пугачев». Материал с сайта

Вся поэзия Есенина, по его словам, «жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». Все годы Есенин оставался верен чувству, пропето-му им в юношестве:

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

Поэт стремился к гармонии, к единству всего сущего на земле. Отсюда его любовь к «братьям нашим меньшим». Животные — не-отъемлемая часть крестьянского мира. Это отдельная тема поэзии Есенина, тесно смыкающаяся с темой природы. Необыкновенным чувством любви, сострадания, дружбы наполнены стихи «Коро-ва», «Лисица», «Песнь о собаке», «Собаке Качалова».

Большого, раскрытого миру сердца поэта хватало на любовь ко всему и всем. Поэтому главная, всеобъемлющая тема поэзии Есенина — тема любви: к Родине, к ее природе, к четвероногим друзьям, к женщине, к матери.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • вера в поэзии есенина и ахматовой
  • основные темы поэзии есенина
  • основные темы и мотивы в поэзии с. есенина
  • основные темы и мотивы поэзии с есенина кратко
  • основные темы поэзии с.а. есенина

Лирика Есенина

План

1. Народный поэт

2.Пейзажная лирика

3.Гражданская лирика

4.Филосовская лирика

5.Заключение

Народный поэт. навсегда вписал свое имя в историю русской поэзии. Простой крестьянский поэт сумел с предельной откровенностью выразить в своих стихотворениях глубокую прирожденную любовь к Родине. Даже в условиях господства модных авангардистских литературных течений Есенин достучался до человеческих сердец, напомнил людям о вечных духовных основах.

Поэту довелось жить в один из самых сложных периодов русской истории. Первая мировая война, революция и наложили свой отпечаток на творчество Есенина и еще ярче подчеркнули значение его таланта. Советская власть в лучшем случае равнодушно относилась к поэту, т. к. он символизировал собой старый патриархальный мир, разрушенный революцией.

Только в наше время становится понятно, что Есенин до конца жизни оставался верен Родине и своему народу. Творчество поэта чрезвычайно многообразно, но через него красной нитью проходит чувство глубокого патриотизма.

Пейзажи. Первые произведения Есенина были посвящены тому, что его окружало с рождения - родной природе. Поэт обладал уникальной способностью чувствовать свою неразрывную связь с окружающим миром и уметь передать свои ощущения читателям. Ранние стихотворения Есенина часто критиковали за простоту и детскую непосредственность. Но в них уже появлялись удивительные сравнения и образы, поражающие литературный мир. При этом произведения Есенина воздействовали непосредственно на душу человека.

С годами поэт оттачивал свое мастерство. Вынужденная разлука с родной деревней заставляла его постоянно обращаться к ней в своем творчестве. В противовес серой городской жизни Есенин с любовью описывал русскую природу. Только в ней он видел надежный оплот, способный защитить человека от физических и нравственных катастроф. Есенин не отделял себя от природы. Человеческий и природный мир в его произведениях дополняют и заменяют друг друга.

Гражданская лирика. Есенин никогда не выступал с открытой критикой советской власти. Первое время после революции он даже был ее горячим сторонником. Однако постепенно в его стихотворениях появляется мотив глубокого разочарования в революции. Поэт приветствовал научный и социальный прогресс, но не мог равнодушно наблюдать за разрушением основ народной жизни. В его представлении улучшения должны были произойти не только в материальной, но прежде всего в духовной жизни общества.

Есенин признавал отсталость старого патриархального мира. Но его разрушение не привело к возникновению достойной альтернативы. Ярким выражением взглядов Есенина стало стихотворение «Русь Советская», в котором поэт с грустью замечает, что обновленный деревенский мир погрузился в еще большее невежество. Причем это состояние объявляется властью достигнутым идеалом. Есенин не мог найти своего места в новом обществе. Его тоска по старому миру может служить олицетворением общероссийской невозвратимой утраты.

Филосовская лирика. Эта огромная часть творчества Есенина и в наше время продолжает подвергаться критическим нападкам. Печально известна разгульная жизнь скандального поэта. На этом основано утверждение, что Есенин символизирует собой пьяницу и хулигана, бесцельно растерявшего свой талант и воспевшего такой образ жизни. В качестве примера приводится цикл «Москва кабацкая» и часто встречающиеся в стихотворениях поэта намеки на самоубийство. Современники открыто обвиняли Есенина в «упадочничестве», «духовной прострации» и антиобщественной позиции.

Трагедия Есенина была в том, что все проблемы своего народа он чувствовал на себе. Чуткая душа поэта очень остро реагировала на коренную ломку всего общественного строя. За мотивами тоски и безвыходности часто не видят, что Есенин никогда не предавал и не отступался от своего основного идеала - старозаветной Руси. Философия поэта напрямую связана с чувством патриотизма. Это чувство не было казенным и лживо-благодушным. Именно глубокая боль за судьбу своей страны привела к трагической смерти Есенина.

Значение творчества Есенина невозможно переоценить. Немногим поэтам удавалось в такой же степени передать свою любовь к Родине. Лирика Есенина просто не укладывается в рамки одной поэзии. Она может считаться одной из вершин духовной и нравственной жизни русского народа.