Современный русский сонет.

Любимец поэтов и поклонников поэзии, сонет ведет свою родословную от сочинений провансальских трубадуров, которые создали светскую лирику и первыми стали слагать песни на народном языке, а не на латыни. Название жанра восходит к провансальскому слову sonet - звонкая, звучная песенка.

Что такое сонет? История возникновения

(1209-1229), охватившие юг Франции, вынудили многих трубадуров перебраться на Сицилию, где в 1200-е годы в Неаполе, при дворе мецената и стихотворца Фридриха Второго, сформировалась школа поэзии. Ее представители способствовали превращению сонета - по-итальянски он уже назывался sonetto - в ведущий жанр своего творчества. Сицилийские поэты пользовались тосканским диалектом, который уже на рубеже 13-14 веков лег в основу итальянского литературного языка. Многие гении Ренессанса писали сонеты: Петрарка, Данте, Боккаччо, Пьер де Ронсар, Лопе де Вега, Шекспир... И каждый из них привносил в содержание стихотворений что-то новое.

Особенности формы

Классический сонет состоит из четырнадцати строф. В эпоху Итальянского и Французского Возрождения поэты писали стихотворения в форме двух катренов (четверостиший) и двух терцин (трехстиший), а в период Английского - трех катренов и одного двустишия.

Стихотворение-сонет невероятно музыкально, именно поэтому для него легко слагать музыку. Определенный ритм достигался благодаря чередованию мужской и женской рифмы, когда ударение падает на последний и, соответственно, на предпоследний слоги. Исследователи выявили, что классический сонет содержит в себе 154 слога, однако эту традицию соблюдали не все поэты. Италия, Франция и Англия - три колыбели развития данной стихотворной формы. Авторы сонетов - выходцы из каждой страны - вносили некоторые изменения в форму и композицию.

Венок сонетов

Это особенная форма поэмы возникла в Италии в 13 веке. В ней 15 сонетов, и в последнем заключается основная тема и идея остальных четырнадцати. По этой причине авторы начинали работу с конца. В пятнадцатом сонете важными являются две первые строфы, а по традиции, первый сонет должен непременно начинаться первой строкой последнего и заканчиваться второй. Не менее интересны и другие части поэмы-венка. В остальных тринадцати сонетах последняя строка предыдущего обязательно должна быть первой строкой последующего.

Из русских поэтов в истории мировой литературы запомнились имена и Валерия Брюсова. Они великолепно знали, что такое сонет, поэтому проявляли интерес и к венку сонетов. В России такая форма написания зародилась в 18 веке. Гений Валерий Брюсов был мастером этого жанра и строго соблюдал сложившиеся устои. Его последнее стихотворение из венка сонетов ("Роковой ряд") начинается строками:

"Четырнадцать назвать мне было надо

Имен любимых, памятных, живых!"

Чтобы композиция жанра была более понятна, необходимо провести небольшой анализ. По традиции, заключительной строфой начинается первый сонет, а заканчивается - второй; третий сонет начинается последней строкой предыдущего, в данном случае - "имен любимых, памятных, живых!" Можно утверждать, что Валерий Брюсов достиг совершенства в этом жанре. На сегодняшний день литературоведы насчитали 150 венков сонетов русских поэтов, а в мировой поэзии их около 600.

Франческо Петрарка (1304-1374). Итальянское Возрождение

Его называли первым человеком Ренессанса и основателем классической филологии. Франческо Петрарка получил образование юриста, стал священником, однако жил не по принципу теоцентризма. Петрарка объездил всю Европу, находясь на службе у кардинала, начал свою литературную деятельность в селении Воклюз на юге Франции. Всю жизнь он толковал древние рукописи и отдавал предпочтение античным классикам - Вергилию и Цицерону. Многие свои стихотворения, включая сонеты, Петрарка поместил в сборник "Канцоньере", что в дословном переводе означает "Книга песен". В 1341 году за литературные заслуги его увенчали лавровым венцом.

Особенности творчества

Главная черта Петрарки - любить и быть любимым, однако эта любовь должна относиться не только к женщине, но и к друзьям, родным, природе. Эту идею он отразил в своем творчестве. Его книга "Канцоньере" имеет отношение к музе Лауре де Нов, дочери рыцаря. Сборник писался практически все жизнь и имел две редакции. Сонеты носят название "На жизнь Лауры", второй - "На смерть Лауры". Всего в сборнике - 366 стихов. В 317 сонетах Петрарки прослеживается временная динамика чувств. В "Канцоньере" автор видит задачу поэзии в воспевании прекрасной и жестокой мадонны. Он идеализирует Лауру, но она не теряет и своих реальных характеристик. Лирический герой испытывает все невзгоды и мучится, что ему приходится нарушать священный обет. Самый известный сонет автора - 61, в котором он рад каждой минуте, проведенной со своей возлюбленной:

"Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!"

Сборник Петрарки - поэтическая исповедь, в которой он выражает свою внутреннюю свободу и душевную независимость. Он переживает, но не жалеет о любви. Он словно оправдывается и прославляет земную страсть, ведь без любви человечество не может существовать. Стих-сонет отражает эту идею, и ее продолжают поддерживать поэты более позднего времени.

Джованни Боккаччо (1313-1375). Итальянское Возрождение

Великий писатель Ренессанса (наиболее известен своим произведением "Декамерон") был незаконнорожденным ребенком, поэтому изначально к нему относились с презрением, но талант одержал верх, и юный поэт получил признание. Смерть Петрарки настолько тронула Боккаччо, что он написал в его честь сонет, в котором раскрыл мысль бренности земной жизни.

"К Сеннуччо, к Чино присоединился,

И к Данте ты, и пред тобой

Тогда сокрытое от нас предстало зримо."

Джованни Боккаччо посвящал сонеты Данте Алигьери и другим гениям, а главное - женщинам. Своих возлюбленных он называл одним именем - Фьяметта, однако его любовь не такая возвышенная, как у Петрарки, а более приземленная. Он немного изменяет жанр сонета и воспевает красоту лица, волос, щек, губ, пишет о своем влечении к красавице и описывает Плута и любимца женщин ожидала суровая участь: разочаровавшись в натуре прекрасных созданий и потерпев предательство, Боккаччо в 1362 году принял духовный сан.

Пьер де Ронсар (1524-1585). Французское Возрождение

Родившись в семье состоятельных и знатных родителей, Пьер де Ронсар имел все возможности для получения хорошего образования. В 1542 году он подарил скудной французской поэзии новые стихотворные размеры и рифмы, за что и был заслуженно назван "королем поэтов". Увы, за свои успехи он жестоко расплатился и потерял слух, но его не покидала жажда самосовершенствования. Передовыми античными поэтами он считал Горация и Вергилия. ориентировался на творчество своих предшественников: он знал, что такое сонет, и описывал красоту женщин, свою любовь к ним. У поэта было три музы: Кассандра, Мари и Елена. В одном из сонетов он признается в любви к некоей темноволосой и кареглазой деве и уверяет ее, что ни рыжеволосые, ни светлоокие никогда не вызовут в нем светлых чувств:

карих глаз живым огнём пылаю,
Я серых глаз и видеть не желаю…"

Уильям Шекспир (1564-1616). Английское Возрождение

Помимо великолепных комедий и трагедий, занесенных в сокровищницу мировой литературы, Шекспир написал 154 сонета, представляющих особый интерес для современных литературоведов. О его произведениях говорили, что "этим ключом он открывал свое сердце". В некоторых сонетах писатель делился своими душевными переживаниями, а в других был сдержанным, драматичным. Шекспир посвящал четырнадцатистрофные стихотворения своему другу и Смуглой Леди. Каждому сонету свойственен номер, поэтому нетрудно выявить градацию чувств автора: если в первых произведениях лирический герой восхищается красотой, то после 17 сонета приходят мольбы о взаимности. В стихотворениях под номером 27-28 это чувство - уже не радость, а наваждение.

Сонеты Шекспира писались не только на любовные темы: иногда автор выступает в роли философа, мечтающего о бессмертии, и осуждает пороки. Тем не менее женщина для него - существо совершенное, и он с уверенностью утверждает, что красоте суждено спасти мир. В знаменитом сонете 130 Шекспир восхищается земной красотой своей возлюбленной: ее глаза не сравнить со звездами, цвет лица далек от оттенка нежной розы, но в последнем двустишии он уверяет:

"И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали."

Итальянские, французские и английские сонеты: сходства и отличия

Ренессанс подарил человечеству множество шедевров литературы. Начавшись в Италии в тринадцатом веке, немного позже эпоха перешла во Францию, а через два столетия - в Англию. Каждый писатель, будучи выходцем из той или иной страны, привносил в форму сонета некоторые изменения, но неизменной оставалась наиболее актуальная тематика - воспевание красоты женщины и любви к ней.

В классическом итальянском сонете катрены писались на две рифмы, терцеты же разрешалось писать как на две, так и на три, а чередования мужских и женских рифм было необязательным. Иными словами, ударение в строфе могло падать как на последний, так и на предпоследний слог.

Во Франции был введен запрет на повторение слов и использование неточной рифмы. Катрены от терцетов строго отделялись друг от друга синтаксически. Поэты эпохи Возрождения из Франции писали сонеты десятисложником.

В Англии было введено новшество. Поэты знали, что такое сонет, но вместо его привычной формы, состоящей из двух катренов и двух терцетов, было три катрена и одно двустишие. Заключительные строфы считались ключевыми и несли в себе выразительную афористическую сентенцию. Таблица демонстрирует нормированные варианты рифм в разных странах.

Сонет сегодня

Четырнадцатистрофная оригинальная форма стиха успешно эволюционировала и в творчество современных писателей. В двадцатом веке самой распространенной являлась французская модель. После того как Самуил Яковлевич Маршак блестяще перевел сонеты Шекспира, авторов заинтересовала английская форма. Последняя пользуется спросом даже сейчас. Несмотря на то что все сонеты были переведены выдающимися гениями литературы, интерес к этому жанру остается актуальным до сих пор: в 2009 году Александр Шаракшанэ выпустил сборник с переводами всех сонетов Шекспира.

Изучая литературу, невозможно упустить из внимания такую форму лирики, как сонет. Достаточно сложно разобраться, что же такое сонет, примеры которого можно увидеть у многих авторов. Все энциклопедии говорят о том, что это - сложная форма, однако встречается множество на первый взгляд непохожих по написанию произведений под этим названием. Итак, сонет - это лирическое стихотворение из 14 строк. Эта разновидность поэзии заслужено считается едва ли не самой сложной в написании, ведь при их составлении необходимо придерживаться множества правил и принципов. К тому же они отличаются особенно литературным, возвышенным языком и философской темой.

Составление сонетов

Образно стихотворения-сонеты можно поделить на каноничные и неканоничные. Классических произведений не так уж и много, большинство стихотворений имеет отклонения от правил, однако в них все же должны быть заметны основные черты, присущие жанру.

Также есть несколько форм сонетов:

  • итальянская (abab abab cdc dcd или cde cde);
  • английская (abab cdcd efef g);
  • французская (abba abba ccd eed).

Правила прописаны достаточно четко, однако сейчас уже практически никто их в точности не придерживается. Есть множество примеров сонетов с лишними строками или неканоничными строфами, среди них есть даже белые стихи. Тем не менее все они остаются сонетами. А потому сказать четко и просто, что же такое сонет, очень сложно, ведь надо помнить, что сонет - такое произведение, которое является твердой формой, но тем не менее он отличается величайшим многообразием вариаций.

Каноны написания сонетов

В эпоху Ренессанса были сформированы основные правила написания сонетов, а именно:

  1. Первое и главное правило - сонет состоит из 14 строк. Они могут образовывать два катрена (четверостишие) и два терцета (трехстишие) или же три катрена и дистих (двустишие).
  2. Правильное развитие темы имеет определенную формулу: тезис - антитезис - синтез - развязка.
  3. Сонет имеет определенный размер - пятистопный и шестистопный ямб.
  4. Каждая из четырех строф стихотворения являет собой законченную мысль.
  5. Мелодичность, которая достигается путем чередования мужской и женской рифм.
  6. Использование только точных рифм.
  7. Использование слов только один раз, повторов быть не должно.
  8. Каноничный сонет содержит 154 слога.

Вариации не каноничных сонетов

Вот некоторые из них:

  1. Онегинская строфа - очень сложный вид стихотворения. Состоит из трех четверостиший, написанных с перекрестной, парной и опоясывающей рифмой, и одного двустишия. Впервые был использован Пушкиным в его романе «Евгений Онегин».
  2. Опрокинутый сонет - форма сонета, в которой терцеты стоят перед катренами.
  3. Хвостатый сонет - в данном случае к 14 строкам сонета добавляется еще одна строка или даже несколько терцетов.
  4. Половинный - вполне отвечает своему названию, он состоит из одного катрена и одного терцета.
  5. Безголовый сонет - вид стихотворения сонета, в котором отсутствует первое четверостишие.
  6. Хромой - имеет укороченную последнюю строку в катренах.
  7. Сплошной сонет - имеет полное количество строк, но написан лишь на двух рифмах.

Венок сонетов

Одна из форм поэмы, которую также можно отнести к разновидности сонета. Как и для всех стихотворений этого жанра, ему присуща сложная структура, однако он имеет еще более сложное строение, написать такое произведение дано далеко не каждому поэту. Венок сонетов - это произведение, состоящее из 15 сонетов. Его особенностью является то, что основная мысль произведения вкладывается в последний сонет венка, так называемый магистрал, он пишется первым. После пишутся остальные его части - первый сонет начинается с первой строки магистрала, заканчивается - второй, второй сонет начинается последней строкой первого отрывка, заканчивается третей строкой пятнадцатого. И так далее вплоть до четырнадцатой части произведения, она начинается последней строкой основного сонета и заканчивается первой, закрывая кольцо сонетов. Этот вид лирики родился в Италии в XIII веке, встретить примеры таких сонетов можно у многих русских и зарубежных авторов.

Тематические группы сонетов

Есть несколько групп (видов) сонетов в зависимости от их тематики:

Изначально сонеты были призваны выражать любовь их автора, что ярко выражено в сонетах Петрарки. Однако позднее все изменилось. Темы сонетов стали более разнообразны. Например, этот жанр очень приближен к изобразительному искусству портретными описаниями женщин. В них мастера слова выражали свое личное глубокое почтение к женщинам, восхищались ими и превозносили. Мысли, которые автор брал за основу сонета, независимо от его тематики, имели одну общую черту - красоту и глубину. Исключением являются лишь иронические сонеты, в которых автор преднамеренно делает содержание стиха более приземленным.

История жанра

Появление этого жанра приходится на начало XII века, его родоначальником принято считать Джакомо да Лентини - итальянского поэта, жившего при дворе Фридриха II. Популярность этот вид лирики получил не сразу, известность ему принес Гвидо Кавальканти, а в Европе они стали популярны благодаря Франческо Петрарке. Наибольшее распространение сонет получил в эпоху Возрождения, он стал практически главным жанром лирики, его писали практически все поэты этого времени. Среди них Микеланджело, Шекспир и множество других. Позже, в XVII веке, в трактате «Поэтическое искусство» Николы Буало была сформирована теория написания сонетов, правила, прописанные в нем, считались каноном долгое время.

Русские поэты пришли к этому жанру лишь в XVIII веке. Первый русский сонет был написан В. К. Тредиаковским и являлся переводом произведения де Барро. Тредиаковский к тому же установил обязательное количество строк и наличие философской темы как обязательные принципы написания сонетов, которые используются по сей день. Среди русских поэтов также нельзя не упомянуть Пушкина. Он не просто писал этом жанре, в своем произведении «Сонет» поэт представил его историю, перечислил современных авторов, пишущих в этом жанре, тем самым подчеркнув его актуальность.

В XIX - XX столетиях популярным стал венок сонетов. Как и сам сонет, он возник в Италии. Первые примеры венков принадлежат поэтам Серебряного века. В мировой поэзии известно более шестисот таких произведений.

Уильям Шекспир

Кульминацией творчества всех литераторов эпохи Возрождения стали произведения Уильяма Шекспира. Они собрали и углубили все лучшие черты литературы этой эпохи. В биографии Шекспира множество белых пятен и тайн. Он начинал свой путь с работы суфлера и помощника режиссера в театрах, позже он стал актером, однако по-настоящему раскрыть свои таланты ему удалось в писательском деле, а именно в драматургии. Творчество Шекспира можно поделить на три периода. Творчество этого поэта отличается разнообразием не только жанров, но и тематик, эпох и народов. Оно, казалось бы, абсолютно типично для эпохи Возрождения, эмоциональность, стремительность развития событий, некая даже сказочность и фантазийность встречались и у прочих драматургов того времени. Однако произведения Шекспира отличаются гармонией и поразительным чувством меры в этом море страстей.

Периоды в творчестве Шекспира

Первый период выделяется оптимизмом, сказочностью и легкими жизнерадостными мотивами. Первые произведения автора не отличались от классических тяжелых для восприятия форм и сюжетов со множеством действующих лиц. Таким образом молодой поэт постигал азы драматургии. Позже он начал привносить в поэзию свежие идеи, наполнять их новым смыслом и искать более отточенные, идеальные формы, не отходя от канонов драматургии Ренессанса. В то же время он пишет цикл сонетов, которые обретают должную известность лишь с возникновением романтизма.

Второй период значительно отличается от первого, ему присуща особая трагичность и даже некоторый пессимизм. В эту пору писатель ставит перед собой сложные жизненные проблемы, которые находят свое воплощение в трагедиях.

Третий период обозначен трагикомедиями, счастливому финалу пьес предшествует настоящее буйство страстей с острым драматизмом.

Сборник "Сонеты"

Впервые сборник Шекспира «Сонеты» был опубликован в 1609 году. Вокруг книги ходит не меньше тайн и мифов, чем вокруг биографии этого таинственно поэта. Многие сомневаются, что сонеты в цикле стоят в правильном порядке: одни предполагают, что такая расстановка принадлежит издателю или редактору, другие и вовсе полагают, что они расположены произвольно. Тем не менее расклад сонетов в сборнике имеет большое значение для понимания его сути. Традиционно принято воспринимать сборник таким образом: действующими лицами выступают лирический герой, его друг и возлюбленная (смуглая леди). Большая часть сонетов о любви автора (лирического героя) к его другу, чистой и волшебной, это возвышенная и верная настоящая дружба. Чувства к смуглой леди у автора, напротив, низменные и плотские, это страсть и притяжение, что порабощают его разум. В то же время многие приписывают стихотворениям, посвященным юноше, гомосексуальный подтекст, эти подозрения усиливает и то, что из 154 сонетов только последние 26 посвящены смуглой даме. Тем не менее подтверждение этих предположений и так и не было обнаружено. Существенным отличием сонетов Шекспира от прочих произведений поэтов той эпохи является то, что образ возлюбленной изображен не как мифический идеал красоты, а как вполне земная женщина.

Сонеты из сборника можно поделить на отдельные тематические группки, однако все они вырисовывают целостную картину сложных взаимоотношений персонажей. Любовь автора приносит не только счастье, но и боль разочарования, его леди изменяет ему с другом. Драматизм и накал страстей нарастают, но поэт все же понимает, что он не может потерять их обоих, а дружба важнее страсти.

Многие исследователи творчества Шекспира видят в этом сборнике автобиографию, передающую настоящие чувства и переживания поэта, настоящую исповедь в лирической форме.

Переводы шекспировских сонетов

Первые переводы сонетов Уильяма Шекспира, написанные в начале XIX века, были достаточно слабыми с эстетической точки зрения. Однако стоит отметить, что такие сонеты, которые покорили читателей, появились уже к началу XX столетия. Именно эти переводы принято считать классикой. Прежде всего это сонеты в переводе Маршака, идеально передающие идеи и суть оригинала. За них поэт даже получил Сталинскую премию второй степени.

А переведенные Пастернаком сонеты в точности передают задумку автора. Поэт очень кропотливо работал над переводами, некоторые отрывки он переписывал по несколько раз, пока не получал идеальный перевод. Пастернак перевел немало произведений Шекспира, самым известным из переводов стал «Гамлет», но вот среди них только три сонета.

Среди поэтов, переводивших работы великого драматурга, также особо выделяются мастерством Чайковский, Степанов и Кузнецов.

Помимо Шекспира, примеры сонетов можно найти в творчестве других известных авторов. Среди них поэты различных национальностей и эпох, но всех их объединяет красота слога и возвышенность мысли в их произведениях.

Великий итальянец

Сонеты Франческо Петрарки, вошедшие в "Книгу песен", принесли поэту великую славу, а самому жанру - широкое распространение. Наиболее известные произведения воспевали женщину Лауру. Имя, выбранное им для своей возлюбленной, гармонично вписывается в концепцию сонетов, оно возвышенное и воздушное, как и чувство, которое описывает автор. Франческо Петрарка в сонетах также рисует красоту природы. Тем не менее она призвана лишь больше подчеркнуть очарование Лауры, ее изящность и притягательность. Читая эти стихотворения, можно как нельзя лучше понять, что такое сонет, вычурные сравнения, обожествление предмета обожания, наделение его неземными, идеальными чертами. "Книга песен" разделена на две части: "На жизнь Лауры" и "На смерть Лауры". В первой части Лаура представляется как женщина, воплощение красоты и прелести всего мира. Во второй она ангел, оберегающий и вдохновляющий поэта. Сборник имеет хронологический порядок, начиная от зарождения прекрасного чувства любви в груди поэта и вплоть до превращения этой любви, уже поутихшей после смерти предмета обожания, во вселенское, райское, идеальное чувство.

Шарль Бодлер

Шарль Бодлер стал предшественником и учителем символистов, глубина образов и идей выражена не только в сонетах. В своих сборниках поэт выражает единство музыки и слова, красоту мысли, некую готичность и особую притягательность сотворенных им образов. Эта задумка воплощается и в сонетах, вошедших в сборник «Цветы зла». Эти произведения как нельзя лучше иллюстрируют, что такое сонет, и какие особые идеи он должен передавать.

Дудкин Евгений, Бисенов Дамир, Фролов Дмитрий,Тимофеев Сергей,Гоголева Екатерина,Зенкова Наталья,Петрухина Ангелина,Малюгин Александр, Круглов Николай.,

Работа представляет собой исследовательский проект по литературе на тему:"Сонет как поэтический жанр. История сонета."

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

по литературе на тему:

«Сонет как поэтический жанр.

История сонета»

Руководитель: Пистогова Э.М.

Участники проекта: учащиеся 9 гр.

Дудкин Е.

Бисенов Д.

Фролов Д.

Тимофеев С.

Гоголева Е.

Зенкова Н.

Васильева Е.

Петрухина А.

Малюгин А.

Круглов Н.

Саратов 2007

План

1. Вступление.

2. Основная часть.

§ 1. Сонет как поэтический жанр.

§ 2. История сонета:

1) У. Шекспир и его вклад в историю сонета.

2) А.С. Пушкин и его вклад в историю сонета.

3) Сонет в творчестве поэтов Серебряного века.

а) В. Брюсов.

б) К. Бальмонт.

в) О. Мандельштам.

г) И. Северянин.

4) И. Бунин как продолжатель пушкинской традиции написания сонета.

3. Заключение.

4. Список литературы.

На уроках, посвященных Серебряному веку русской поэзии, мы много говорили о том, какую роль сыграл модернизм в литературе конца XIX–начала XX века, что нового внесли поэты-модернисты в поэтическое искусство. Они пользовались не только новыми рифмами, формами и звуками, но и с уверенностью использовали старые, классические, формы поэзии. Среди часто встречающихся в поэзии Серебряного века классического поэтического жанра можно назвать сонет.

Что это за жанр и как он возник? Где его истоки? Что он собой представляет в первозданном виде и каковы его формы в русской литературе? Почему на протяжении нескольких столетий он не утратил, а только приумножил своеобразие и красоту? Все эти вопросы возникли у нас после изучения творчества поэтов Серебряного века на уроках литературы.

В своем проекта мы хотим подробнее остановиться на истории создания сонета, на тех изменениях, которые он претерпевал с момента зарождения. Мы поставили перед собой цель: проследить, какие формы сонета использовали поэты разных поколений?

Сонет – необычный поэтический жанр, привлекающий своей музыкальностью и одновременно строгостью, четкостью построения, а также необычностью концовки. Его возникновение описал в XVII веке французский поэт и теоретик Никола Буало, «суровый судия французских рифмачей», законодатель европейского классицизма. Честь изобретения сонета он отдавал представителю муз и покровителю поэзии солнечному богу Аполлону-Фебу, который:

В тот день, когда он был на стихотворцев зол,

Законы строгие сонета изобрел.

Вначале, молвил он, должны быть 2 катрена;

Соединяют их 2 рифмы непременно;

Двумя терцетами кончается сонет:

Мысль завершенную хранит любой терцет.

В сонете Аполлон завел порядок строгий:

Он указал размер и сосчитал все слоги,

В нем повторять слова поэтам запретил

И бледный вялый стих сурово осудил.

Теперь гордится он работой не напрасной:

Поэту в сотню слов затмил сонет прекрасный.

Н. Буало. Поэтическое искусство.

Родиной сонета стала Италия, точнее Сицилия. Именно там в 1292 году вышла первая книга сонетов «Новая жизнь», автором которой был Данте Алигьери – великий западноевропейский поэт эпохи Средневековья. Его книга представляла собой лирическую исповедь поэта, состоящую из 26 сонетов, которые он посвятил своей любимой – Беатриче.

Первым человеком новой эпохи – Возрождения принято считать Франческо Петрарку. Именно он довел жанр сонета до совершенства. Его поэтической исповедью стала знаменитая «Книга песен», работу над которой Петрарка завершил в 1372 году. Все сонеты в сборнике были посвящены прекрасной Лауре.

Из этого небольшого предисловия становится ясно, что на заре своего возникновения сонет служил для выражения чувства влюбленного, содержал размышления по поводу его переживаний.

Что собой представляет сонет как жанр и в чем его особенности?

Сонет является первой со времен античности формой поэзии, которая родилась как письменный жанр, минуя музыкальное исполнение. В сонете говорилось о любви, давался анализ испытываемых чувств, описывались переживания и надежды. Поэт в сонете признавался в любви к земной женщине и в земном находил высшую красоту и благо.

Сонет – это один из литературных жанров, который создавался не на латыни, а на национальных языках. С него начинается своеобразное рождение национальных европейских литератур. Сонет окончательно сложился в Европе только в XVI веке. Именно в это время интерес к этому жанру был велик в Испании, во Франции и в Англии. Позднее стали выделять три основных типа европейского сонета – итальянский, французский и английский:

– итальянский: 2 катрена перекрёстной или охватной рифмовки на два созвучия: abab abab или abba abba и 2 терцета на 2 или 3 созвучия, имеющие в сочетании рифм также скрытую идею креста: cdc dcd или «треугольника» cdc cdc;

– французский: 2 катрена охватной рифмовки на 2 созвучия: abba abba и 2 терцета на 3 созвучия, скомпонованных параллельно: ccd ccd или ccd cdc так, чтобы получились двустишие и катрен;

– английский: упрощенная модель, состоящая из 3-х катренов перекрестной рифмовки и заключительного двустишия. Иногда его называют шекспировским.

У. Шекспир , великий английский поэт и драматург, внес огромный вклад в развитие сонета. Его сонет состоит из трех четверостиший и заключительного двустишия. Шекспир не стремился отыскать для своих сонетов новые, необычные темы. Задача автора заключалась в новом поэтическом освещении традиционных лирических сюжетов, связанных с отражением любовных переживаний человека в создании ярких, неожиданных образов, метафор, сравнений. Тонкие оттенки цветов, прекрасные картины природы, музыка, цветы – наиболее распространенные мотивы сонетной поэзии. Но Шекспир смело расширяет круг жизненных источников творчества, обращаясь к таким сферам человеческого бытия, которые, казалось бы, очень далеки от общепринятых представлений о предмете поэзии, о прекрасном, достойном высокого поэтического вдохновения. Вбирая в себя многообразные предметы пестрой, полной противоречий действительности, сонеты Шекспира отражают напряженные размышления поэта об окружающей жизни, сложных философских и нравственных проблемах. Он радостно воспевает светлое, прекрасное в людях и их делах. Он готов простить обиду, нанесенную невольно. Но гнев его неудержим, когда взор встречается с ложью, лицемерием, несправедливостью. Острым неприятием социальных пороков, критическим пафосом, огнем негодования пылает знаменитый сонет, весь сотканный из контрастов:

Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж

Достоинство, что просит подаянья,

Над простотой глумящуюся ложь,

Ничтожество в роскошном одеянье,

И совершенству ложный приговор,

И девственность, поруганную грубо,

И неуместной почести позор…

Выдающееся явление нашей Шекспирианы – полный перевод сонетов английского поэта, выполненный С.Я. Маршаком. Шекспировские сонеты в переводах Маршака никогда не утратят своего обаяния и привлекательности для русского читателя, потому что это настоящая большая поэзия.

Не пытаясь соперничать с великим мастером, мы хотим предложить свой перевод одного из сонетов Шекспира.

(Перевел с английского Дудкин Евгений).

У. Шекспир. Сонет.

О время! Ты великий из творцов!

Прекрасное для глаз – вот мастерам урок!

Но мощь миров, людей, дворцов –

Всему ты назначаешь смерти срок.

Ты мчишься, время, нет преград перед тобой,

И уведёшь за руку наше лето…

Земля безжизненна, гола, посыпана листвой.

Вот первый снег. Холодный ветер бродит где-то.

Минуло лето…Запах роз –

Прекрасный узник, заперт он в стекле,

Напоминает: «Лето будет снова, переживи мороз!»

Он жив, хотя букет завял в графине на столе.

Поникли цветы на увядшем букете,

Но продолжает жить прекрасное на свете!

Теперь необходимо вспомнить историю русского сонета, которая насчитывает уже два с половиной столетия. В Золотой век основными авторами сонета по праву считаются А.С. Пушкин и поэты его окружения. Пушкинская традиция написания сонета чувствуется у многих поэтов XIX века.

Сонет всегда считался самой строгой поэтической формой, что является одним из главных признаков этого жанра. Не случайно его называют «твердой формой» и определяют как стихотворение, состоящее из 14 строк, образующих 2 четверостишия – катрена и 2 трехстишия – терцета. Но устойчивые признаки сонета, определяющие основу этого жанра, и по которым можно безошибочно узнать сонет, нельзя связывать только с определенной комбинацией катренов и терцетов (тем более на протяжении времени эта комбинация нередко менялась). К одному из устойчивых признаков сонета относится определенный круг тем – тема любви и тема размышления о поэзии. В отличие от других жанров, где также встречаются эти темы, в сонете они показываются возвышенными и благородными, нередко сливаясь друг с другом.

Мадонна

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во слове и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

В этом произведении поэтический труд одухотворен искусством и святыми образами Мадонны и Спасителя, взоры которых обращены на поэта, и этот труд закономерно переходит в высокие и чистое чувство любви.

Говоря о сонете, хочется отметить разнообразие используемых в нем выразительных средств: разные интонации – от повествовательных до восклицательных, частые риторические вопросы и обращения, всевозможные сравнения и уподобления. Описывая божественную Мадонну на картине, Пушкин намекает на возлюбленную лирического героя, на конкретную женщину.

Особая тема – тема исторического «обзора» жанра сонета у своих предшественников и современников стала главной темой Пушкина в еще одном поэтическом произведении этого жанра, которое так и называется – «Сонет».

Сонет

Суровый Дант не презирал сонета;

В нем жар любви Петрарка изливал;

Игру его любил творец Макбета;

Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта:

Вордсворд его орудием избрал,

Когда вдали от суетного света

Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной

Певец Литвы в размер его стесненный

Свои мечты мгновенно заключал.

У нс еще его не знали девы,

Как для него уж Дельвиг забывал

Гекзаметра священные напевы.

Перед читателем проносится вся история сонета, его основатели и продолжатели. Пушкин вспоминает и Данте, и Петрарку, пишет о тех поэтах, которые пользовались и пользуются этим жанром в своем творчестве. Говоря о каждом из них, Пушкин упоминает о тех темах и эмоциях, которые были главными в их сонетах, тем самым показывая, как широк круг тем у этого поэтического жанра.

Заслуга Пушкина – создателя сонетов, состоит в том, что та новизна, которую он привил классическому сонету, заключается в своеобразных иронии и сарказме, снижающих возвышенный эмоциональный строй этого поэтического жанра. Но, внося в жанр новое, поэт сохранил и активизировал основные признаки сонета и создал примеры русского сонета – любовного («Мадонна»), философско-исторического («Поэту») и оригинального «сонета в сонете», который явился своеобразной формой осмысления жанра («Сонет»).

Преемниками Пушкина в процессе преобразования сонета явились поэты-модернисты, которые нашли в этом жанре полезный и нужный материал для своего творчества и своеобразных экспериментов. Самыми влиятельными модернистскими течениями в литературной жизни конца XIX–начала XX века были: символизм, акмеизм и футуризм. Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного».

В. Брюсов , яркий представитель символизма, в своих сонетах часто обращается к традиционной теме русской литературы: назначение поэта и поэзии. В своем «Сонете о поэте» Брюсов как бы продолжает размышления Пушкина на эту тему. Но в отличие от Пушкина, для которого поэт – это царь, обладающий свободным умом и совершающий своим творчеством подвиг, брюсовский поэт – поэт особой судьбы, он одинок, он старается постигнуть истину, его ждет особая судьба.

Сонет о поэте

Как силы светлого и грозного огня,

Как пламя, бьющее в холодный небосвод,

И жизнь, и гибель я; мой дух всегда живет,

Зачатие и смерть в себе самом храня.

Хотя б никто не знал, не слышал про меня,

Я знаю, я поэт! Но что во мне поет,

То властно над душой, весь мир мне заслоня.

О бездна! Я тобой отгорожен ото всех!

Живу среди людей, но непонятно им,

Как мало я делю их горести и смех,

Как горько чувствую себя средь них чужим

И как могу, за мглой моих безмолвных дней,

Видений целый мир хранить в душе своей.

Брюсов сравнивает дух поэта с силой огня, с пламенем, которое бьет «в холодный небосвод». Сонет Брюсова полон противоречивых образов: «и жизнь, и гибель», «зачатие и смерть», «горести и смех»; он представляет собой размышление автора. Если Пушкин горд за высокое звание поэта, то Брюсов достаточно эмоционально, с нескрываемой грустью размышляет о назначении поэта, говорит о его одиночестве. Не случайно Брюсов использовал в сонете образ бездны. Этот образ не только подчеркивает важность размышлений и говорит о связи поэтических традиций времен Пушкина и Брюсова, но еще этот образ очень символичен. Ведь бездна представляет собой символ пропасти и пучины, поиск истины, труд творца и особую судьбу лирического героя.

Константин Дмитриевич Бальмонт – еще одна ярка звездочка на поэтическом небосклоне символизма. В начале XX века Бальмонт был популярнейшим из русских поэтов. В 1917 году вышел сборник Бальмонта «Сонеты солнца, меди и луны», в который вошли виртуозные по форме стихи. Этот сборник включил в себя более 200 сонетов.

К. Бальмонт достаточно разнообразил тематику этого жанра. Наряду с сонетами, главными темами которых являются тема любви и тема размышления о жизни и смерти, у поэта можно встретить тему искусства и культуры Запада и Востока, тему историко-географических событий, описание картин экзотической природы, земных просторов и бескрайней Вселенной.

В творчестве Бальмонта немало сонетов, главной темой которых является тема творца и творчества. Один из таких сонетов называется «Хвала сонету».

Хвала сонету

Люблю тебя, законченность сонета,

С надменною твоею красотой,

Как правильную четкость силуэта

Красавицы изысканно-простой,

Чей стан воздушный с грудью молодой

Хранит сиянье матового света

В волне волос недвижно-золотой,

Чьей пышностью она полуодета.

Да, истинный сонет таков, как ты,

Пластическая радость красоты, -

Но иногда он мстит своим напевом.

И не однажды в сердце поражал

Сонет, несущий смерть, горящий гневом,

Холодный, острый, меткий, как кинжал.

В этом сонете Бальмонт проводит неожиданное сравнение между жанром поэзии и молодой красавицей. Поэт рисует определенную связь между красотой и законченностью сонета и безупречностью силуэта девушки. Но признание в любви этому жанру и восторженное настроение поэта неожиданно сменяются словами о возможной мстительности сонета. Мы видим, как вдруг прерывается топок светлых и радостных чувств и перед читателем возникают совсем противоположные признания и сравнения. В последних строках сонета этот жанр сравнивается не с прекрасным и четким силуэтом красавицы, а с метким кинжалом, который несет смерть: «Холодный, острый, меткий, как кинжал». На примере этого сонета очень ясно видна свойственная этому жанру игра автора с читательскими ожиданиями.

А теперь обратимся к акмеизму – модернистскому течению, декларировавшему конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначальный, не символический смысл.

Представитель акмеистов Осип Мандельштам с помощью художественного слова показывал реальную действительность того времени. Примером тому служит сонет «Казино», где поэт сумел поэтизировать простую, серую жизнь.

Казино

Я не поклонник радости предвзятой,

Подчас природа - серое пятно,

Мне, в опьяненьи легком, суждено

Изведать краски жизни небогатой.

Играет ветер тучею косматой.

Ложится якорь на морское дно,

И бездыханная, как полотно,

Душа висит над бездною проклятой.

Но я люблю на дюнах казино,

Широкий вид в туманное окно

И тонкий луч на скатерти измятой;

И, окружен водой зеленоватой,

Когда, как роза, в хрустале вино, -

Люблю следить за чайкою крылатой!

Мандельштам в начале сонета делится с читателем своим умением получать удовольствие от «жизни небогатой». Но все-таки чувствуется вся тяжесть жизни, усиливается ее безысходность. Душа его «как полотно… висит над бездною…» Опять перед нами символичная бездна. Здесь она – мгла, тупик жизни. Вдруг настроение лирического героя меняется и вместо бездны появляется новый символ, которым являются дюны. Это почва, несмотря на то, что сыпучая и не очень твердая, но все же почва. А на этой почве – казино, несущее лирическому герою надежду, радость, возможность забыть серые будни и неудачи.

В сонете Мандельштам говорит о простых, знакомых всем предметах, но говорит о них так, что с первых строк возникает неотступное чувство трагичности жизни, ее скорого конца, бездны. Но появившийся лучик надежды и света – казино, дает право лирическому герою, а с ним и читателю, верить в будущее и в то, что жить все-таки стоит.

Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать путь новой культуры, делали ставку на предвосхищение грядущего и даже на преображение мира средствами искусства. Особая роль в этом принадлежит футуристам . Уже в самом названии заключено стремление к будущему (от лат. futurum – будущее). Футуризм делал установку на обновление поэтического языка. Футуристы не только обновили значения многих слов, но активно занимались словотворчеством, использовали в поэзии новые композиционные и даже графические эффекты.

Представители русского футуризма не утруждали себя стремлением к сохранению классических канонов и правил написания сонетов. В связи с этим, в пору футуризма сократилось число правильно написанных поэтических произведений этого жанра. Среди поэтов–футуристов, бережно пользовавшихся в своем творчестве сонетом, можно назвать Игоря Северянина .

Старание футуристов передать своему читателю так называемое чувство первозданного творения хорошо показано в книге Игоря Северянина «Медальоны». В ней помещено более 100 сонетов, посвященных деятелям литературы и искусства. Хотелось бы остановиться на одном из сонетов – сонете о Блоке. В нем даны некоторые проницательные и объективные характеристики знаменитого поэта.

Блок

Красив, как Демон Врубеля для женщин,

Он лебедем казался, чье перо

Белей, чем облако и серебро,

Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем...

Благожелательный к меньшим и меньшим,

Дерзал – поэтно видеть в зле добро.

Взлетал. Срывался. В дебрях мысли брел,

Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан.

Он тщетно на земле любви искал:

Ее здесь нет. Когда же свой оскал

Явила смерть, он понял: – Незнакомка –

У рая слышен легкий хруст шагов;

Подходит Блок. С ним - от его стихов

Лучащаяся - странничья котомка...

Сонет дышит торжественностью и иронией одновременно. Уже в первом катрене И. Северянин создает, с одной стороны, величественный образ поэта, а с другой – иронизирует над ним. В конце сонета ирония эта достаточно печальная: «Он тщетно на земле любви искал; ее здесь нет…» Перед нами появляется странник, которым и является сам Блок. Северянин не случайно возвышает поэта до образа странника, ведь странник символизирует мудрость и святость, а «лучащаяся – странничья котомка» – это та самая главная награда, которая предназначена поэту за его труд.

В этом сонете И. Северянин создал сложный образ поэта и добился он этого за счет совмещения торжественности и иронии. Такие приемы в поэзии были свойственны футуризму.

Северянина сопровождала скандальная известность, восторженные славословия и злобные нападки. Его называли «верховным жрецом», «первосвященником», «самозванцем», «обывателем в фуражке». Сам поэт называл свою славу «двусмысленной». Его обвиняли в эгоцентризме, в пошлости, в самолюбовании. Мало кто замечал ироничность, пародийность его стихов.

В 1926 году поэт написал стихотворение «Игорь – Северянин», объясняющее самого себя:

Он тем хорош, что он совсем не то,

Что думает о нем толпа пустая,

Стихов принципиально не читая,

Раз нет в них ананасов и авто.

Фокстрот, кинематограф и лото -

Вот, вот куда людская мчится стая!

А между тем душа его простая,

Как день весны. Но это знает кто?

Благословляя мир, проклятье войнам

Он шлет в стихе, признания достойном,

Слегка скорбя, подчас слегка шутя

Над всею первенствующей планетой...

Он в каждой песне, им от сердца спетой,

Иронизирующее дитя.

В этом стихотворении перед нами встает другой поэт – с ранимой душой, тонко чувствующий, владеющий даром создания ритмической и звуковой выразительности.

Иван Бунин не относится ни к одному из модернистских течений XX века. Написанные им сонеты продолжают традиции А.С. Пушкина и отличаются лиричностью, плавностью и строгим выбором выразительных средств. Известный сонет «Вечер» является хорошим примером работы Бунина в этом жанре.

Вечер

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышан на гумне...

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Эти строки наполнены особой жизнеутверждающей энергией, от них веет счастьем, радостью жизни и покоем. Сонет написан простым языком, плавно, в нем нет перепадов настроения и перемен темы.

Сонет Бунина имеет классическую форму, но только в форме поэт следует традициям жанра. Содержание сонета, сам предмет изображения – это новое слово Бунина в написании этого жанра, и в этом заслуга поэта.

Ключевыми образами сонета являются образ природы и образ вечера, которые наводят на раздумья, дают повод для философствования и призывают читателя к сотворчеству. Образ вечера здесь очень символичен: он означает не просто время суток, а время для раздумий о прошедшем дне, своеобразное подведение итогов, зрелость в жизни и сознании человека.

В начале сонета – размышления о счастье, которое, по словам поэта, чувствуется «всюду». Правда, оценить это счастье и уметь насладиться им суждено не всем, ведь «…счастье только знающим дано». Только «знающие» понимают, что жить, наслаждаться природой – это уже счастье.

И как итог размышлений Бунина – последние строки сонета, где звучит признание поэта: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».

Заслуга Бунина в написании сонетов состоит в том, что, не изменяя устойчивым традициям предшествующих поколений поэтов, он показал, как можно расширять границы русского стиха, расширять и совершенствовать его содержание.

Заключение

Вот уже более двух столетий живет сонет в русской поэзии. Есть некая магия в этой вроде бы случайно возникшей и заданной стихотворной форме, которая продолжает увлекать и поэтов и читателей. Сонет непрост, но гармоничен и классически ясен и требует, как вообще настоящая поэзия, таланта, вдохновения, значительности мысли.

Русский сонет достиг высокого совершенства. И в наше время к сонету обращаются поэты, говоря нам о сегодняшнем дне и на сегодняшнем языке. Но вместе с ними продолжают говорить с читателями о любви, о жизни, о человеке, о Родине в чеканных строках сонетов великие поэты от Данте до Бунина.

Список литературы

1) Романов Б. «Русский сонет», М., 2002.

2) Литературоведческий словарь. Сост. и науч. ред. Б.С. Бугров, М.М. Голубков. 3-е изд., дораб. М., 2001.

3) Семенов А.Н., Семенова В.В. Русская литература XX века в вопросах и ответах. В 2-х ч. М., 2001.

4) Поэзия серебряного века. Авт.-сост. Е.М. Болдырева, А.В. Леденев. М., 2001.

5) Русская поэзия серебряного века. Антология М., 1993.

6) Баевский В.С. История русской поэзии. Смоленск, 1994.

7) Шенбаум С. Шекспир. Краткая документальная биография. М., 1985.

8) Э.Г. Бабаев. Творчество А.С. Пушкина. Изд-во Моск. университета, 1988.

9) Рощин М. И.А. Бунин, М., 2000.

10) И. Эренбург. История сонетного искусства. М., «Просвещение», 1987.

11) О. Мандельштам. Сонеты, М., 1982.

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ СОНЕТ.
……………………………………………
Дорогие друзья!
Сам себе давал слово, прекратить писать стихи и статьи, хотя бы на время, и ответить, наконец, на все рецензии, которыми вы обильно меня одариваете. А то такое ощущение, что взял в банке кредит и во время не возвратил.
Но не тут то было! Явился на мою страницу некто Перепёлкин или Канарейкин и сходу заявил: « Твои сонеты хрень какая-то, а не сонеты!»
«Ну,- думаю,- наконец-то кто-то мне объяснит, что такое сонет и как его надо правильно писать»
Но не тут-то было: мой критик улетел так же внезапно, как и прилетел.
«Вот так всегда! - вздохнул я.- Козлом назовут, а капустой накормить забывают. Что за люди?»
Решил призвать на помощь интернет. Прочитал:

«СОНЕТ (итал. sonetto, от итал. sonare – звучать), твёрдая форма, лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) на две рифмы и двух терцетов (трёхстиший) на три, реже – на две рифмы. Эту форму изобрёл в сер. 13 в. сицилийский стихотворец Якопо да Лентини, а прославили её знаменитые итальянские поэты Возрождения Данте, Ф. Петрарка, Т. Тассо. Итальянский (петрарковский) сонет состоит из двух катренов с рифмовкой abba abba или abab abab и двух терцетов с рифмовкой cdc dcd или cde cde, реже cde edc.

/ Конец цитаты/

Петрарка Сонет № CCLXV

Безжалостное сердце, дикий нрав
Под нежной, кроткой, ангельской личиной
Бесславной угрожают мне кончиной,
Со временем отнюдь добрей не став.

При появленье и при смерти трав,
И ясным днем, и под луной пустынной
Я плачу. Жребий мой тому причиной,
Мадонна и Амур. Иль я не прав?

Но я отчаиваться не намерен
Я знаю малой капли образец,
Точившей мрамор и гранит усердьем.

Слезой, мольбой, любовью, я уверен,
Любое можно тронуть из сердец,
Покончив навсегда с жестокосердьем.

Кроме Италии данная форма сонета стала ведущей так же во Франции, в Португалии, в Испании.
Писался сонет преимущественно ямбом - пятистопным или шестистопным. 14 стихов /строк/ сонета группировали в два четверостишия /катрена/ и в два трехстишия (терцета). В катренах - в первой половине сонета, - как общее правило, должны были быть две рифмы: одна женская, другая мужская.
К терцетам предъявлялись менее строгие требования рифмовки.
. Первые великие сонетисты Данте (1265-1321) и Петрарка (1304-1374) использовали в каждом стихе /строке/ слова составлявшие в сумме 10 – 12 слогов, что многие эстеты называют «золотым сечением» поэзии.

Примеры построения сонетов:
1) abba, abba, ccd, ede
2) abba, abba, cdc, dee
3) abba, abba, cdd, ccd
4) abab, abab, cdc, cdc
5) abab, abba ccd, eed,
и т. д.
В наши дни, забыв, что подобный сонет родился в Италии, его называют французским.
Но, что хорошо французу, то англичанину может и не подойти. По этой причине мудрые жители туманного Альбиона изобрели свой собственный сонет, в котором от петрарковского сонета практически ничего не осталось. Кроме требования составлять его из 14 стихов /строк/ .
В середине 16 в. в Англии Г. Ховард, граф Суррейский, разработал сонет со схемой рифмовки abab cdcd efef gg. - 3 катрена + 2-е строки содержащие авторский вывод ради которого и были написаны 3 катрена.

Именно эту форму использовал в своем творчестве Вильям Шекспир, которого мы так любим.
Первый русский сонет был написан В. К. Тредиаковским (1735г.).
Вслед за ним сонеты начали писать другие русские поэты.
Наиболее известны произведения А.А. Фета, В.Я. Бальмонта, А.А. Блока, И.А. Бунина.
Сонет русских поэтов я называю современным, поскольку многие из наших авторов игнорируют многие условности средневекового западного сонета.
Кроме пяти и шестистопного ямба в русской поэзии появились сонеты, написанные четырёхстопным ямбом / И. Ф. Багданович, С.С. Бобров/.
Некоторые авторы увлеклись перевёрнутыми сонетами, в которых терцеты стояли сверху, а катрены внизу, хромыми сонетами, написанными разностопным ямбом.
У П.П. Ершова есть сонеты, написанные пятистопным амфибрахием, а у К.Д. Бальмонта пятистопным анапестом. В русском сонете можно было встретить «хвостик» к сонету из 1-2 дополнительных строк.
Одним словом: не терпит русская душа никаких рамок, ограничивающих её свободного полёта!
О содержании русского сонета, который я называю СОВРЕМЕННЫМ говорить не приходится. Писали о чём душе хотелось!

Задание №1.
ПОПРОБУЙТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ, КАКИЕ ИЗ НИЖЕПРИВЕДЁННЫХ СТИХОВ ОТНОСЯТСЯ К СОНЕТАМ:

1.
Решает миг, но предрешает час,
Три дня, неделя, месяцы и годы.
Художник в миге - взрыв в жерле природы,
Просветный взор вовнутрь господних глаз.

Поэты. Братья. Увенчали нас
Не люди. Мы древней людей. Мы своды
Иных планет. Мы Духа переходы.
И грань - секунда, там, где наш алмаз.

Но если я поэт, да не забуду,
Что в творчестве подземное должно
Вращать, вращать, вращать веретено.

Чтоб вырваться возможно было чуду.
Чтоб дух цветка на версты лился всюду.
Чтоб в душу стих глядел и пал на дно.

2. По совести скажи: кого ты любишь?
Ты знаешь, любят многие тебя.
Но так беспечно молодость ты губишь,
Что ясно всем - живешь ты, не любя.

Свои лютый враг, не зная сожаленья,
Ты разрушаешь тайно день за днем
Великолепный, ждущий обновленья,
К тебе в наследство перешедший дом.

Переменись - и я прощу обиду,
В душе любовь, а не вражду пригрей.
Будь так же нежен, как прекрасен с виду,
И стань к себе щедрее и добрей.

Пусть красота живет не только ныне,
Но повторит себя в любимом сыне.

3. Остановись прекрасное мгновенье!
В моей руке лежит твоя рука,
Плывут по небу тихо облака,
Ласкает кожу ветра дуновение,

От облаков бегут по полю тени…
Зачем нужны бесплодные мечты?
Среди цветов гуляем я и ты,-
Остановись прекрасное мгновенье!

Природа очень много может дать!
Красоты видя леса или луга,
Воспринимаем Божью благодать
И учимся с тобой ценить друг друга.

Мы ощущаем счастья глубину,
И две души сливаются в одну!

4. Здесь все меня переживет,
все, даже ветхие скворешни
и этот воэдух, воэдух вешний,
морской свершивший перелет.
И голос вечности эовет
с неодолимостью неэдешней,
и над цветущею черешней
сиянье легкий месяц льет.
И кажется такой нетрудной,
белея в чаще изумрудной,
дорога не скажу куда...
Там средь стволов еще светлее,
и всех походе на аллею
у царскосельского пруда.

5. Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал.

У нас еще его не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.

6. Переживи всех.
Переживи вновь,
словно они -- снег,
пляшущий снег снов.

Переживи углы.
Переживи углом.
Перевяжи узлы
между добром и злом.

Но переживи миг.
И переживи век.
Переживи крик.
Переживи смех.

Переживи стих.

Переживи всех.

7.
Амур, умерь слепящее сиянье
Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.
Они несут мне то озноб, то зной,
Но нет в них даже капли состраданья.

Едва познал я их очарованье,
Как потерял свободу и покой.
Ни ветер с гор, ни вал из тьмы морской
Пожар не гасят, данный в наказанье.

Амур! Что ж, я готов сносить твой гнёт
И жить рабом, закованным цепями,
Лишиться их - мне равносильно смерти!

Мою беду легко поймет лишь тот,
Кто, не умея управлять страстями,
Страдал в пылу любовной круговерти.

Прав тот, кто прочитав все эти стихи скажет: «ТАК ЭТО ЖЕ ВСЕ СОНЕТЫ!»

1. Константин Бальмонт «Поэт» /Серия «Сонеты К.П. Бальмонта»
2. В. Шекспир Сонет №10.
3. Простите за наглость - это мой
4. Анна Ахматова « Приморский сонет»
5. А.С Пушкин «Сонет»
6. И. Бродский «Сонет»
7. РАФАЭЛЬ САНТИ К ФОРНАРИНЕ /Перевод А. Махова/

Такие все непохожие - и все сонеты! Правда, большинство из них - сонеты современные, не по правилам Якопо да Лантини и сэра Г.Ховарда, графа Суррейского.

Славянские языки отличаются и от романских и от германских. В них чаще встречаются многосложные слова и ударения падают не в той закономерности, как в романских и германских.
Что такое любимый классическими сонетистами ямб? Это размер, в котором за безударным слогом следует сразу ударный /Имеется в виду логическое ударение/

ВСЯ ЖИЗНЬ - ТЕАТР И ЛЮДИ В НЁМ - АКТЁРЫ

Б У / Б У / Б У Б /У / Б У Б/

В любимых нами переводах Самуила Яковлевича Маршака сонетов Шекспира, пятистопного ямба частенько нет уже в помине:
Сонет №1.

МЫ УРОЖАЯ ЖДЁМ ОТ ЛУЧШИХ ЛОЗ

У/ Б Б УБ / У / Б У Б/ У /

После смерти Сталина, присвоившего Самуилу Яковлевичу премию собственного имени, на Маршака обрушились птичкины всех мастей: Как он смог называть сонетами стихи, где не сохранён размер классического сонета! Разве это Шекспир?
"Правильных - ямбовых" переводов Шекспира было множество. Но на русском языке они не звучали. Маршак, будучи выдающимся поэтом - переводчиком, пожертвовал классическим размером ради сохранения главного - философской мудрости и душевной интимности сонета!

........................................

.....................
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ:

Существуют 3 основных вида сонета:
-КЛАССИЧЕСКИЙ / франко-итальянский/ - 14 стихов /строк/, объединённых по строгим правилам. Обязательное построение в размере пяти-шестистопного ямба, с формой 2а катрена + 2а терцета. Слогов в строке 10 -11. Рифмовка, в основном опоясывающая. Содержание лирико -любовное и философское.
- РОМАНТИЧЕСКИЙ / шекспировский/ - 14 строк в размере пяти-шестистопного ямба. Количество слогов в строке, преимущественно, -10-11. Форма: 3и катрена + 2е заключительные строки /авторский вывод/. Рифмовка в катренах, в основном, перекрёстная. Содержание лирико -любовное и философское.
- СОВРЕМЕННЫЙ /русский/ - 14 строк. Содержание лирико -любовное и философское,
которое не ограничено, практически, никакими требованиями классического и романтического сонета.

Извини/те/, дрогой товарищ/ господин/ Курочкин, что мои сонеты не удовлетворяют твой /ваш/ утончённый вкус. Но вы ушли, так и не сказав в каком направлении следует мне дальше работать. В направлении Петрарки? Шекспира? Они писали по своим правилам, для людей своего времени. Талантом наших прекрасных поэтов-переводчиков их стихи адаптированы для нашего современника.
А современный русский сонет пишется с позапрошлого века языком и мыслями, уже понятными современному читателю!

.............................
Зиннур Хуснутдинов -Водолей:
...............
Весьма полезная информация для пишущих сонеты.
Только хочу добавить, что классический итальянский сонет отличается от французского по количеству слогов. Итальянский 11–и сложник у нас переводят пятистопным ямбом, а французский 12-и сложник шестистопным.
Очень ценю переведённые В.Левиком сонеты Дю Белле и Ронсара.