Правописание гласных в падежных окончаниях. Конспект урока "правописание гласных в падежных окончаниях существительных"

Окончание -и (-ы) пишется:

  • у существительных 1 -го склонения в родительном падеже;
  • у существительных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

Применяя правило, рассуждайте по образцу: из песн.. слова не выкинешь. Из песн.. - песня , 1 -е склонение, не выкинешь (из чего?) из песн.. - существительное стоит в родительном падеже. У существительных 1-го склонения в родительном падеже пишется окончание . Напишу из песни (1-е, род. п.).

533 . Е или и ? Обозначьте орфограмму в окончаниях существительных.

Половина площадк.. . Приблизиться к баскетбольной площадк.. . Подъехать к привокзальной площад.. .

534 . Составьте с некоторыми из данных словосочетаний (по выбору) 5 предложений и запишите их. Обозначьте изучаемую орфограмму по образцу, данному в правиле.

Отдыхали (в)двоём с с..строй в лагер.. «Берёзка», разучивали на лужайк.., подъехали к дач.., пошли по алле.. (в)лево, расположились на склон.., собрались на площадк.., выступали по очеред.., вернулись к ноч.. .

535 . Выпишите словосочетания с зависимыми существительными. Укажите их склонение и падеж. Выучите наизусть понравившиеся пословицы, запишите их по памяти.

1. Злой плач..т от завист.., а добрый от жалост.. . 5 2. В лихост.. и завист.. нет ни проку, ни радост.. . 3. Хороша рыба на чужом блюд.. 1 . 4. Добрался, как волк до овчарн.. . 5. Собака на сен., лежит: сама (не)ест и скотин., (не)даёт.

536 . Спишите. Поставьте пропущенную запятую. Укажите в скобках, которые стоят перед существительными, склонение и падеж этих существительных. Обозначьте орфограмму «Буквы е и и в падежных окончаниях существительных».

1. По (- -) дорожк.. снежной 2 зимой в лес (не)пройдёшь. 2. Завалило ягоду в (- -) болот., снегом. 3. Занесло в (- -) пол., зерно. 4. Белка пробилась сквозь 1 снег в мох достала там с (- -) осен.. спрятанные орехи и тут же их с(?)ела. 4 5. Ну как было (не)поз..видовать беличьей (- -) памят..!

537 . Поставьте существительные в родительном падеже единственного числа с предлогами от, с, из, после, без (по выбору) и распределите их на две группы: 1) с окончанием только в родительном падеже; 2) с окончанием в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.

Опас(?)ность, песня, книга, молодёжь, жизнь, ночь, стройка, гордость, поездка, гибель, радость, чаща, пыль, разведка, память, колея, дорога, мес(?)ность, речь, помощь, республика.

У существительных женского рода на -ия (армия, лекция) в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа пишется на конце -ии .


У существительных мужского рода на -ий (санаторий, лекторий) и у существительных среднего рода на -ие (произведение, решение) в предложном падеже единственного числа пишется на конце -ии .

538 . Выпишите существительные, у которых в предлож ном падеже единственного числа пишется на конце -ии

Образец . Секция - о секции .

Машенька, Мария, Марья, изл..жение, заключение, вступление, введение, территория, география, фамилия, произведение, соревнование, музей 1 , урожай, батарея, иней, юбилей, во(з, зз)вание, а(л, лл)ея, санаторий, шея, предпол.. жение.

539 . Прочитайте текст. Определите стиль речи. Найдите слова, в которых выражена главная мысль каждой части текста. Перескажите его. Выпишите существительные, оканчивающиеся на -ий, -ие, -ия , и поставьте их в предложном падеже единственного числа.

Образец . Алюмини й - об алюмини[и]

В выделенных словах обозначьте непроверяемые гласные и согласные.

Слов, оканчивающихся на -ий , в нашем языке не так уж много. Правда, среди них есть 1 такие, которые употребляются довольно часто. Каждый, вероятно, не раз слышал такие слова, как алюминий, гербарий, лекторий*, планетарий*, санаторий . А вот другие слова на -ий , такие, как калий, магний , употребляются чаще всего в научной литературе.

Зато существительные, которые оканчиваются на -ие, -ия , в нашей речи встречаются часто, например: воспитание, занятие, заявление, окончание, собрание, развитие, растение, решение, условие, армия, артиллерия, морфология и многие другие.

540 . Поставьте существительные в дательном падеже единственного числа.

Образец . Академи я - к академи [и], алле я - по алле [е].

Армия, батарея, галерея, лекц..я о Великой Отечественной войне, резолюц..я, редакц..я, территория, фамилия, фотография, экскурсия, электростанц..я, шея.

541 . Е или и ? Выпишите слова с пропусками, обозначая в них окончания.

Посылая письмо, вы можете написать на конверте некоторые женские 2 имена двояко. Кому: Марь., и Мари.., Наталь., и Натали.., Софь.. и Софи.., Таись., и Таиси.. . Другие имеют на конце или только «и», или только «е». Кому: Валери.., Евгени.., Клавди.., Ксени.., Лиди.., Юли.., Аксинь.., Дарь.. .

542 . Спишите, раскрывая скобки. Устно объясните постановку тире.

  1. Получено пис(?)мо для (Агния Григорьевна). Брош..ру передайте (Лидия Ивановна) в ж..ри 1 . Скажите (Марья Николаевна) о (прибытие) поезда 2 . Воз(?)мите альбом у (Юлия Алексеевна). Обратитесь к (Клавдия Павловна). Ждите нас около дома (Евгения Борисовна).
  2. Василий, Валерий, Виталий, Афанасий и Юрий - брат(?)я. 4 Выходят они на воскресную прогулку. 4 На (Василий) пуховый шарф, на (Валерий) узорч..тые рукавицы, на (Виталий) ш..рстяная шапоч(?)ка, на (Афанасий) свитер, а на (Юрий) пёстрый ж..лет. И все эти вещи - подарок их бабушк.. (Евдокия Никитична). 5

543 . Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте склонение и падеж существительных. Перескажите (устно) текст.

Когда употребляется слово «заглавие»? Можно говорить и писать о заглави.. и о названи.. рассказа 2 повеет., романа книг., статьи 3 . А говоря о кинофильм., спектакл.. цирковом представ лени.., употребляют только слово «название». Например, вторая серия фильма вышла под другим названием.

544 . Составьте 4 словосочетания, употребляя в них в роли главных слов название, заглавие, имя .

545 . Спишите. Вставьте пропущенные буквы и запятые. Обозначьте части слов, в которые были вставлены пропущенные буквы. Укажите предложение, соответствующее схеме:

Весеннее наступление уже начал..сь. На Кавказе цв..тут фиалки прор..стают в Средней Ази.. семена февральских посевов. Птич(?)и стаи зав..лновались на зимовках в Иран.. в Египт.. на Каспи.. .

(В. Песков)

546 . Послушайте по радио сообщение о погоде. Напишите о том, какой будет (или какая была) погода в различных местах нашей страны. Подчеркните обстоятельства, выраженные именами существительными. Определите падеж этих существительных. В каком стиле написано ваше сообщение о погоде?

547. Изложение (см. памятку на с. 149). Как описывает писатель берёзы, увиденные им в приморском парке? Что они напомнили ему? Напишите от 3-го лица изложение. Озаглавьте его.

Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности. Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже...

Я глядел на эти берёзы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа...