Усадебный дом александрино. Александрино — усадьба на Петергофской дороге

Усадьба Лобановых-Ростовских. Парк XVIII век, архитектурные постройки XIX век.

История:

Усадьба Александрино начала свою историю во второй половине XVIII века с деревянных построек. В ХVI-ХVIII вв село Александрино принадлежало Торбеевской вотчине московских бояр Салтыковых. Когда в 1783 году дочь генерала Н.Н. Салтыкова вышла замуж за знатного князя Я.И. Лобанова-Ростовского, впоследствии генерал-губернатора Малороссии, члена Государственного Совета, обер-камергера Двора Его Императорского Величества, отец, в качестве приданого, определил ей Торбеевскую вотчину, которую назвали именем ее владелицы - Александровское, позже - Александрино.

Вторая версия названия - по имени племянника Александра, которого взяла на воспитание бездетная чета Лобановых-Ростовских. В 1840 году Александр Лобанов-Ростовский отказался от совладения усадьбой в пользу младшего брата, генерал-адъютанта кн. Алексея Лобанова-Ростовского, брат Алексей и построил дворцово-парковый комплекс дошедший до наших дней.

Усадьба XIX века

Двухэтажный усадебный дом возведен во второй половине XIX века в стиле позднего классицизма . Его главный фасад украшает трехарочный резалит, а парковый фасад - портик из чугунных колонн. В комплекс усадьбы входят две сохранившиеся постройки - "Дом черкесов" и "Корпус на подклете", Стены кирпичные, оштукатуренные. Ризалитами дом обращен в сторону пруда. В конце XIX века с северной стороны пристроили водонапорную башню, которая нарушила первоначальную классическую симметрию. К сожалению не сохранились оранжереи.

Пейзажный парк

Огромный пейзажный парк, раскинувшийся на 60 гектаров, один из крупнейших в Смоленской области. Он был заложен еще прежними хозяевами в начале XVIII столетия. Алексей расширил и обновил регулярный и пейзажный парки, устроил каскадные пруды. Богатый парк выглядел исключительно! К усадьбе вела обсаженная дубами подъездная дорога, а весь парк насчитывал более 1200 ценных экземпляров дервьев, в том числе выращенных в усадебной оранжерее.

Сегодняшнее состояние усадьбы

На сегодняшний день большинство ценных деревье утрачено, парк брошен и зарос подлеском. В усадьбе до Перестройки располагался санаторий. Классические интерьеры утрачены, замещены советскими по нуждам лечебного заведения. Все постройки постепенно приходят в упадок. Во дворе стоит памятник Горькому. В дом можно войти, но стоит быть осторожным, все очень шатко. Во время войны, в 1943 году, немцы отступали и заминировали все каменные постройки, но взорвать не успели. Последнюю мину обнаружили в 1961 году в каретном сарае, счастье что никто не пострадал, ведь санаторий принимал отдыхающих с 1950 года. После революции в усадьбе размещалась коммуна, потом школа.


Объект исторического и культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального (общероссийского) значения.

В селе Торбееве, входившем в имение, находятся в стиле классицизм, построенной кн. А.Н. Лобановой-Ростовской.

Как добраться на автомобиле:

по Минскому шоссе М1 до 233 км, поворот на Сычевку и Зубов по шоссе Р134 "старая Смоленская дорога", двигаться до села Торбеево, справа будут руины Вознесенской церкви 1793 г , у нее повернуть налево. Далее дорога будет поворачивать в Высокое, в Александрино - прямо.

Среди дошедших до нашего времени дворянских усадеб Санкт-Петербурга выделяется усадьба «Александрино», расположенная у Петергофской дороги. Имение заинтересует посетителей уникальной историей, красотой и архитектурными изысками.

Своим названием усадьба обязана последнему частному владельцу – графу А. Д. Шереметеву. Находится «Александрино» в западной части одноименного парка. Во времена Петра I на этом месте находился хутор Пяткелле. Первым владельцем усадьбы стал видный государственный вельможа, глава Тайной канцелярии императора граф П. А. Толстой.

В конце правления Екатерины I граф стал жертвой политической игры князя А. Д. Меншикова, и в возрасте 82-х лет был сослан в Соловецкий монастырь, где и скончался 17 февраля 1729 г.

Новым владельцем усадьбы стал князь В. Н. Репнин. В 1760 г. разорившиеся потомки Репнина продали имение дипломату И. Г. Чернышеву, фавориту сразу двух цариц – Елизаветы Петровны и Екатерины II. Проведя за рубежом большую часть жизни, дипломат проникся европейским духом. Прибыв в Петербург, он сразу пригласил из Франции архитектора Ж. Валлен-Деламота, которому поручил строительство усадебного дома. Именно это строение дошло до нас.

Валлен-Деламот построил длинный особняк в стиле классицизма с двухэтажным главным корпусом. В качестве украшения архитектор использовал колонны, портики, балкон с бельведером. С двумя флигелями главный корпус соединили крытые атриумы-галереи. Особняк стал примером для многих зодчих, строивших в России дворянские усадьбы. Основной особенностью строения было расположение помещений вокруг основного зала.

В соответствии с французской архитектурной традицией, Валлен-Деламонт разместил дом на невысоком искусственном холме. Ставшего привычным для русских усадеб сада здесь нет, лишь аккуратно постриженные газоны. В оранжерее при усадьбе Чернышев приказал посадить цитрусовые – лимоны, апельсины, мандарины. Фрукты прекрасно вызревали и радовали гостей дипломата.

Через усадьбу протекает два ручья, соединяющиеся в искусственный пруд. В центре пруда – остров с тенистыми аллеями и красивыми беседками.

Среди петербуржской аристократии усадьба Чернышева считалась эталоном роскоши и красоты. Главный дом очень похож на резиденцию светлейшего князя Г. А. Потёмкина – Таврический дворец.

В 1790 г. здание подверглось реконструкции. К дому пристроили с западной стороны дополнительный корпус, увеличивший площадь строение в 2 раза. Строители накрыли бельведер куполом-сферой, вместо круглых окон на барабане сделали полукруглые. Балкон был заменен на фронтон. Имя архитектора, проводившего реставрацию особняка неизвестно: предположительно, проект разработал знаменитый зодчий Д. Кваренги.

Уникальной считается восьмиугольная конфигурация основного зала в головном корпусе усадьбы. Сквозь окна барабана-восьмигранника вниз льется свет, полностью освещающий даже самые отдаленные закоулки помещения. В 1820 г. в убранство зала была добавлена великолепная настенная роспись, выполнил которую итальянский декоратор Д. Скотти.

Род Чернышевых недолго владел усадьбой. Сын дипломата быстро промотал отцовские деньги и продал имение неизвестному купцу. Предприниматель с надбавкой стоимости реализовал недвижимость: новым владельцем усадьбы стал музыкант и меценат граф А. Д. Шереметев.

В революционные годы имение было экспроприировано в пользу государства. В помещения особняка заселили трудящихся – по сути дела, дом стал одной из самых необычных в Петербурге коммунальных квартир. Бальные залы с помощью листов фанеры были поделены на комнаты. В центральном зале был организован загон для животных. В 30-е гг. неподалеку от усадьбы появился рабочий поселок.

В войну «Александрино» оказалось на минимальном расстоянии от фронта. Артиллерийские снаряды сильно повредили главный корпус, служебные флигели были уничтожены. В 1960 г. архитектор-реставратор М. М. Плотников сумел добиться от властей Ленинграда принятия плана полной реконструкции усадьбы.

Михаил Михайлович провел титаническую работу – его смело можно считать полноценным автором «Александрино» наравне с Валлен-Деламотом. Кроме «Александрино», Плотников восстановил Китайский дворец и Катальную горку в Ораниенбауме, усадьбу «Знаменка». За создание и реализацию проекта реставрации «Александрино» архитектор удостоился Госпремии СССР.

В наше время в имении находится детская школа художественных искусств. Посетителей «Александрино» заинтересует и как место съемок сериалов. Например, в имении сняты многие сцены сериала «Бедная Настя».

Сразу за усадьбой и парком начинается охраняемая государством лесопарковая зона. К сожалению, федеральный охранный статус не защитил лесопарк от жилой застройки – многоэтажные дома приближаются все ближе к усадьбе.

В «Александрино» можно совершать длительные прогулки, неподалеку от имения работает кафе, где можно пообедать.

Зимняя видеосъемка усадьбы с высоты птичьего полета:

Как добраться:

Санкт-Петербург, проспект Стачек, 226

Лесопарк Александрино расположен на юго-западе Петербурга в историческом районе Ульянка. Он занимает целых 103 га, и располагается между проспектами Стачек и Народного ополчения, примерно посредине он разделен на две части проспектом Ветеранов. Жители района станции метро "Проспект Ветеранов" издавна называют Александрино "лесом". Когда они рассказывают, где живут, то говорят "прямо перед лесом", или "две остановки за лесом".

Я очень хорошо помню, когда я первый раз бывал в Александрино. Кажется, это был 1987 год, а может быть 88-й. В южной части парка проходили какие-то детские эстафеты по спортивному ориентированию. Несмотря на то, что был конец мая температура воздуха была градуса 4, и поливал дождик.

В южной части парка я много раз бывал в университетские годы, мой хороший друг жил по соседству. А вот в северную часть парка, я посетил впервые совсем недавно. И опять-таки благодаря проекту Бегущий город. В отличии от заболоченной южной части с дорожками-просеками, проложенными в советское время, в северной части, во-первых, просматриваются остатки продуманного пейзажного парка, а во-вторых, сохранилась старинная усадьба "Александрино".

Ссылка на Яндекс.Карты

Усадьба Александрино

В 18 веке было очень престижно быть владельцем усадьбы вдоль императорской Петергофской дороги. Петр Первый раздавал эти земли только самым приближенным людям. Первой владелицей этих мест была его младшая сестра царевна Наталья Алексеевна.

То здание, которое сейчас можно увидеть в парке, было построено французским архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом для графа Ивана Григорьевича Чернышева. Здание усадьбы очень похоже на Таврический дворец в Петербурге, но Таврический дворец был построен позднее и проектировал его ученик француза - И.Е.Старов. Из других известных зданий в нашем городе Валлен-Деламот построил Гостиный двор. В общем, похоже, что он был одним из тех европейских архитекторов, которые завезли в Россию классицизм.В годы Великой Отечественной войны усадьба была на самой линии фронта, до нее было около километра. Сложно представить это, но станция Лигово, больше двух лет была немецкой. Конечно, усадьба Александрино горела и была почти полностью разрушена.

Фото с сайта bestseller.ru


Реставрировали здание в 60-е годы прошлого столетия. Не всем господским домам так повезло. Но внутренние интерьеры восстановлены не были. Сейчас в усадьбе находится детская художественная школа "Александрино".

Я попытался войти в нее, и посмотреть, что там внутри. Зашел я в половину одиннадцатого утра в будний день, и мне не были рады. У входа в пустынное здание сидел пожилой охранник в синей форменной одежде, и жрал булку с изюмом. Пропуска у меня не было, и не было даже паспорта. Поэтому мне несколько минут пришлось убеждать его в том, что не случится ничего страшного, если я на минутку зайду и сделаю пару фотографий.

Под куполом здания находится просторный светлый зал в форме восьмиконечный звезды. Отличное место для выставочного зала, сейчас там выставляются работы выпускников художественной школы. Но стеклянные двери были закрыты на ключ и попасть в зал мне не удалось. Выставка работает с 16 до 19 часов.

Северная часть парка

Северная часть лесопарка Александрино, когда-то была пейзажным парком, но на самом деле, ничего кроме системы прудов от того парка не осталось. Через речку и протоки соединяющие пруды перекинуты мостики.Александрино, как и другие усадьбы вдоль Петергофской дороги стоят наверху глинта, Балтийско-Ладожского уступа, который тянется вдоль всего южного берега Финского залива. Такой склон-глинт идет и вдоль северного берега, его можно видеть в Комарово и Зеленогорске. Вроде бы это берег древнего моря. Петергофский Большой каскад стоит как раз на этом склоне. Здесь в Александрино уступ совсем невысокий, от силы метров 5-7.

Ульянка в конце 1960-х годов была застроена. Дачная окраинная местность превратилась почти, что в центр города. Вокруг Александрино стоят “хрущевки” и точечные “девятиэтажки”. В наше время во все не застроенные в те времена “пятна”, пытаются воткнуть новые жилые дома. А с восточной стороны, кажется, даже немного “залезли” на территорию парка. На самом деле жить в таком новом доме около Александрино с видом на залив из окна, мне кажется, не самой плохой идеей.

С достопримечательностями, кроме усадьбы в лесопарке туго. Разве что - "дрессировочная площадка" для служебных собак.

Южная часть парка

Мокрая и болотистая южная часть лесопарка прорезана многочисленными аллеями.


Народу тут утром буднего дня совсем немного. Кто-то просто гуляет, а кто-то играет в футбол.


В юго-западном углу парка находится ПТУ, наверное, теперь это лицей. У меня большие сомнения на счет того, что даже, если это здание простоит и триста лет, оно будет считаться памятником архитектуры.

К востоку от парка, вдоль проспекта Народного ополчения уцелело садоводство. В конце 50-х годов рабочим и служащим Ленинграда стали давать землю для ведения садоводческих хозяйств. Давали по 4 сотки, и строить на этой земле капитальные строения для проживания запрещалась, можно было только времянки и сараи для инструмента ставить. Садоводства эти давали совсем рядом с городом, например, здесь в Ульянке. Это уже потом в конце 70-х годов садоводства появились во Мшинской, Назии и далее везде, стали давать по 6 соток, и разрешалось строить там дачи.

Участки в садоводстве рядом с Александрино давали от Кировского завода, и называется оно "Кировец-1". Сегодня - это выглядит ужасно. Покосившиеся заборы обмотанные колючей проволокой, полуразрушенные халупы с разбитыми стеклами. Все это занесено снегом глубиной по пояс. В некоторых из этих построек явно живут бездомные.


В глубине садоводческого массива виднеются несколько дач, которые выглядят более пристойно. Одна из них охраняется кавказскими овчарками весьма устрашающего вида.

Несколько десятков садоводств сохранились на территории Петербурга. И, конечно, власти намереваются их снести и застроить эти земли. Хозяева же участков в большинстве своем оформили землю в собственность, и теперь изо всех сил пытаются отстаивать свои права.

Бывший достаточно обширный земельный участок под дачи, некогда принадлежавший младшей сестре Петра I Наталье, был поделен на две части в 1716 году. Сенатор, известный за пределами России дипломат, действительный тайный советник Петр Андреевич Толстой стал хозяином западной его части.

В 60-х годах XVIII века владельцем этой земли стал президент Адмиралтейств-коллегии, также успешный дипломат Иван Григорьевич Чернышев. Французу-архитектору Валлен-Деламоту он поручил разработать проект загородного особняка. Великолепное здание из камня в стиле классицизма(а в то время это было новое направление в России) закончили строить в 1746 году. Главная его часть походит на Таврический дворец - объемная и основательная центральная часть сопряжена с двумя продолговатыми флигелями длинными галереями, расходящимися в противоположные стороны.

В начале XIX века купец Ильин стал следующим хозяином имения, а в середине столетия усадьбу купил граф Шереметев Дмитрий Николаевич, который приходился правнуком фельдмаршалу Шереметеву. В 1835 году ему присвоено звание ротмистра Кавалергардского полка, позже он получает чин флигель-адъютанта, камергера и гофмейстера при Дворе Его Императорского Величества. Будучи в чинах и занимая одно из видных и влиятельных мест в числе придворных, он владел действительно огромным состоянием и несколькими знаменитыми усадьбами и дворцами. Архитекторы Бенуа и Мюллер были разработчиками проекта и создателями пейзажного парка, который впоследствии стал носить имя Александровского в честь своего хозяина. Название Александрино также распространилось и на все имение. Александр Шереметев стал последним владельцем усадьбы в предреволюционные годы.

После того как большевики национализировали Александрино, оно перевоплотилось в жилой дом с коммунальными квартирами. Большие комнаты перегородили, чтобы заселить как можно большее количество людей. А к главному залу отнеслись и вовсе непочтительно, организовав там подсобное хозяйство - приют для свиней.

Вышеперечисленные обстоятельства, а также бомбежки во время блокады Ленинграда и расположение в непосредственной близости к линии фронта подвергли усадьбу разрушению, едва ли ее не уничтожив.

В 1960-е годы благодаря реставрационному проекту архитектора Плотникова главный дом усадьбы и парк были отреставрированы, но флигели и интерьеры восстановлены не были. Сегодня здесь размещается художественная школа для детей. Здание представляет художественную ценность как пример классицизма в архитектуре, а также историческую - в том числе и как место, где делала привал Екатерина во время переезда в Петергоф.

Усадьба Александрино классицизм

пр. Стачек, 226

Одна из сохранившихся старинных усадеб.

Дорога у подножия естественной террасы вдоль южного берега Финского залива существовала, как поведали нам старинные карты, уже при шведах. Но после победы России над Швецией в Северной войне и основания Санкт-Петербурга эта дорога по замыслу Петра I должна была стать парадным въездом в столицу, украшенным непрерывной цепью великолепных загородных резиденций. И потому царь повелел построить «забавные дома каменные изрядной архитектурною работою и украшать огороды» фонтанами и каскадами, прудами и водопадами. Именно тогда появилось слово «дача», означавшее участок земли недалеко от Петербурга, который царь жаловал своим приближенным. На 12-й версте Петергофской дороги на небольшой возвышенности и поныне находится старинный загородный дом с колоннами и куполом. Загородная усадьба была выстроена в середине 70-х гг. XVIII в. для президента Адмиралтейств-коллегий Ивана Григорьевича Чернышева. Участок, где возведен дворец, является западной частью бывшей дачи царевны Натальи Алексеевны. Ранее здесь находился первый Путевой дворец Петра I на Петергофском тракте. В 1718 г. это место было пожаловано сенатору и дипломату Петру Андреевичу Толстому за успешно проведенную операцию по возвращению из-за границы царевича Алексея. В 1721 г. на участке возвели господский дом. За довольно короткий промежуток времени дача сменила нескольких владельцев. В 1762 г. владельцем усадьбы стал действительный камергер граф Иван Григорьевич Чернышев. Генерал-адмирал, президент Адмиралтейств-коллегий и член Академии наук, Чернышев пользовался неограниченным доверием императрицы Елизаветы Петровны и покровительством Екатерины. Он много лет провел за границей и привез оттуда любовь роскоши и европейский вкус. Загородная усадьба графа И. Г. Чернышева «Александрино» на Петергофской дороге - один из интереснейших памятников русского усадебного зодчества второй половины XVIII столетия. Монументальность и выразительность дворца определяет его историко-художественное значение. Автором проекта усадебного дома является архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот. Усадьба построена по распространенной в русском зодчестве XVIII века «усадебной схеме». Центральный двухэтажный корпус усадьбы, квадратный в плане, имеет восемь выступов, обрамленных портиками из четырех колонн композитного ордера. Этот корпус соединялся двумя одноэтажными галереями-переходами с симметричными двухэтажными боковыми флигелями. В центре главного корпуса располагался великолепно отделанный восьмиугольный зал, освещавшийся верхним светом через широкие полуциркульные окна, прорезавшие стены восьмигранного барабана, перекрытого невысоким куполом. Все парковые строения сосредоточены архитектором на трех островах большого пруда, расположенного у слияния двух пересекавших территорию усадьбы ручьев. В конце 1770-х-нач.1780-х гг. к усадьбе была присоединена дача, принадлежавшая полковнику Г. М. Любестову. В начале 1790-х гг. дом перестроили: бельведер перекрыли сферическим куполом, круглые окна его барабана превратили в большие полуциркульные. Треугольный фронтон увенчал портик вместо ликвидированного балкона. Тогда же заново отделали интерьеры центрального зала, овальной гостиной и парадной лестницы. В результате перестройки, автором которой эксперты считают архитектора Дж. Кваренги, здание стало образцом русского классицизма. Главный вестибюль был украшен росписью в стиле классицизма. Стены восьмиугольного центрального зала декорированы в нижнем этаже коринфскими колоннами, поставленными в неглубоких нишах. Антаблемент над колоннами, опоясывающий стены зала, увенчивала балюстрада обходной галереи второго этажа. Стены первого и второго ярусов зала украшали декоративные панно на мифологические сюжеты, внутреннюю поверхность купола - квадратные кессоны с розеттами. Автором росписи вестибюля и центрального зала, по-видимому, является один из лучших живописцев-декораторов первой трети XIX в. Д. Скотти. Фрагменты росписи сохранились до 1941 г. Значительный интерес представляла также отделка двухсветной галереи с полуциркульными завершениями по концам. Она располагалась позади восьмиугольного зала, вдоль дворового фасада центрального корпуса. Поверхность стен галереи была декорирована в первом ярусе ионическими пилястрами и во втором - лепными кариатидами. Загородный дом И. Г. Чернышева своим архитектурным обликом напоминает Таврический дворец. Купол особняка в усадьбе близок по силуэту к куполу дворца, построенного архитектором И. Е. Старовым для князя Г. А. Потемкина на левом берегу Невы. Подобно Таврическому дворцу, здесь выделен центральный объем и искусно подчеркнуто его доминирующее значение в ансамбле. Путники, проезжавшие по Петергофской дороге, всегда с восхищением рассматривали загородный дом графа. Многочисленные гости оставляли в своих дневниках восторженные записи после увиденного в усадьбе. В 1797 г. граф И. Г. Чернышев умер, оставив в наследство сыну Григорию Ивановичу не только имение, но и массу долгов. Молодой граф унаследовал от отца привычку к расточительности. В 1809 г. он был вынужден продать усадьбу «с публичного торга по вексельным искам» купцу 1-й гильдии Федору Ильину. В 1898 г. от наследников купца Ильина загородная дача перешла к владельцу имения «Ульянка» графу А. Д. Шереметеву. Именно тогда загородная усадьба стала впервые называться «Александрино». При нем велись большие строительные работы и планировка пейзажного парка (архитекторы Н. Л. Бенуа, К. Ф. Мюллер и др.). После революции 1917 г. уникальная усадьба превратилась в обычный жилой дом с коммунальными квартирами. Роскошные комнаты и залы бывшего дворца местные жители разделили перегородками из досок, а в парадном восьмиугольном зале жильцы «коммунального особняка» содержали свиней и другой домашний скот. Во время Великой Отечественной войны дача «Александрино» была постоянной мишенью для немецких артиллеристов и летчиков. Дворец превратился в руины, почти полностью погибла вековая реликтовая дубовая роща в парке этой старинной усадьбы. В 1960-х гг. главное здание «Александрино» восстановили и отреставрировали по проекту архитектора М. Н. Плотникова, однако без воссоздания уникальных внутренних интерьеров и служебных флигелей. По сей день ведутся работы по реконструкции парка. Замечательная российская традиция приобщать детей с раннего возраста к изобразительному искусству зародилась в Петербурге. При Екатерине II в 1764 г. в Академию Художеств стали принимать учеников 5-6 лет. С 1980 г. в бывшем дворце графа Шереметева располагается Детская художественная школа «Александрино», основанная в 1968 г.

(исторической справкой, размещенной на фасаде усадьбы, добавил rose-apple)

С 1714 г. здесь располагалась дача младшей сестры Петра I - Натальи Алексеевны.

В 1746 г. дача была пожалована заведующему шляхетским кадетским корпусом В. Н. Репнину. В 1762 г. его сын продал имение И. Г. Чернышеву - президенту Адмиралтейств-коллегии. По его заказу арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот строит новое каменное здание в стиле классицизма.

В 1898 г. дачу купил А. Д. Шереметев, она стала называться "Александрино". При новом владельце были сохранены интерьеры.

Двухэтажный главный корпус украшен портиками с колоннами и балконом. Симметричные двухэтажные боковые флигели соединены застекленными галереями с главным корпусом.

В 1960-х гг. главное здание было восстановлено - арх. М.М. Плотников, без воссоздания интерьеров и служебных флигелей.

Сейчас здесь детская художественная школа.

Александрино - одна из сохранившихся усадеб в районе Петергофской дороги в черте Санкт-Петербурга. Названа по имени последнего дореволюционного владельца - А. Д. Шереметева.

В начале XVIII в., когда участки вдоль дороги раздавались под застройку, на месте нынешнего парка «Александрино» находилась обширная усадьба младшей сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, принадлежавшая ей с 1714 г. В конце XVII в. здесь располагались земли двух хуторов с общим названием Пяткелле. В 1716 г. царевна скончалась и участок был разделен на два.

Усадьба на восточном участке сохранялась ещё в 1930-х гг., но была впоследствии разрушена. Западная часть бывшей дачи царевны Натальи Алексеевны была передана сенатору, крупному дипломату, бывшему посланнику в Константинополе, действительному тайному советнику Петру Андреевичу Толстому.

В 1760-х гг. владельцем стал Иван Григорьевич Чернышев, искусный дипломат, пользовавшийся неограниченным доверием императрицы Елизаветы Петровны и покровительством Екатерины II. Возведение своего загородного дома он поручил французскому архитектору Ж.-Б. Валлен-Деламоту, представителю и нового для России классицизма. Это здание сохранилось до наших дней.

После революции дворец дачи «Александрино» стал обыкновенным жилым домом, причём большие комнаты были разделены перегородками на «клетушки», а в зале держали свиней. Вдоль восточной границы парка в 1930-х гг. был построен «Стандартный посёлок № 3».

Во время войны усадьба находилась на переднем крае обороны и пострадала от обстрелов. В 1960-х гг. главное здание было отреставрировано по проекту М.М. Плотникова, но без воссоздания интерьеров и служебных флигелей.