Восприятие себя. Адекватное восприятие самого себя — путь к успеху! Когда формируется "Я-концепция"


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра специальной психологии

Специфика восприятия самого себя и других людей

младшими школьниками с умственной отсталостью

Курсовая работа

по специальности 050716 «Специальная психология»

Выполнил

Научный руководитель

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения восприятия себя и другого человека детьми с умственной отсталостью

1.1. Процесс восприятия себя и другого

1.2. Невербальные средства общения в процессе восприятия человека человеком

1.3. Возрастной аспект социальной перцепции

1.4. Психолого-педагогические исследования перцептивной стороны общения у детей с нарушением интеллекта

Глава 2. Исследование специфики восприятия себя и других людей умственно отсталыми младшими школьниками

2.1. Организация, методы и методики исследования социальной перцепции детей младшего школьного возраста с нарушением умственного развития

2.2. Особенности самовосприятия младших школьников с нарушением интеллекта

2.3. Восприятие эмоциональных состояний человека младшими школьниками с умственной отсталостью

Заключение

Список литературы

Введение

Социальная среда, общественные отношения предъявляют к личности детей с нарушениями интеллектуального развития определенные требования, выражающиеся в том, что они должны в зависимости от уровня и активности восприятия и познания окружающих людей правильно распознавать и оценивать их и себя. Они должны регулировать собственное поведение, уметь ориентироваться в различных ситуациях, актуализируя и обогащая свой социальный опыт, принимать решения и действовать в соответствии со сложившимися в обществе нормами.

Общение детей с нарушением интеллектуального развития с окружающими, восприятие и понимание самого себя, своих близких и незнакомых людей являются обязательными для развития и формирования личности и имеют важное значение для успешного протекания процессов социальной адаптации.

Социальная перцепция является важным звеном, определяющим всю линию поведения человека в общении. Изучение восприятия другого человека и самого себя у ребенка с умственной отсталостью позволяет сделать вывод о зрелости его личности, прогнозировать социальный успех в дальнейшей жизнедеятельности.

Проблема восприятия и понимания человека человеком стала активно разрабатываться в отечественной психологии в 70-е годы XX века. Значительный вклад в ее разработку внесли А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, В.А. Лабунская, Г.М. Андреева и др. Особенности восприятия и понимания информации о другом человеке у детей и подростков с умственной отсталостью исследовали О.К. Агавелян, С.З. Стернина, Н.Б. Шевченко и др.

Сегодня все больше и больше говорят о социализации умственно отсталых детей, одной из составляющих частей этого процесса должно стать развитие восприятия ими себя и окружающих их людей, что входит в понятие социальной перцепции. Дети данной категории, включаясь в процесс общения, должны уметь понимать поведение другого человека по внешней экспрессии, оценивать качества личности людей, ориентироваться в конфликтных ситуациях, актуализировать и обобщать свой социальный опыт и принимать правильные решения в различных ситуациях.

В данной работе охарактеризован процесс социальной перцепции, рассмотрены его возрастные особенности и специфика у детей с умственной отсталостью, а также представлены результаты экспериментального исследования восприятия себя и других людей умственно отсталыми младшими школьниками.

Объектом социальная перцепция младших школьников.

Предмет : специфика восприятия самого себя и других людей умственно отсталыми младшими школьниками.

Цель исследования: выявить особенности социальной перцепции у умственно отсталых младших школьников.

Поставленные перед нами задачи :

1.Анализ понятий «восприятие человека человеком », «восприятие себя».

2.Теоретическое изучение развития социального восприятия в норме и при умственной отсталости.

3.Экспериментальное исследование специфики восприятия самого себя и других людей умственно отсталыми младшими школьниками.

Для проведения экспериментального исследования были использованы следующие методы и методики: опросник в виде шкалирования – методика «Лесенка» (В.Г. Щур), проективный метод – методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан, З. Василяускайте), тест – методика «Эмоциональная идентификация» (Е. И. Изотова).

База исследования - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

Глава 1. Теоретические аспекты изучения восприятия себя и другого человека детьми с умственной отсталостью

1.1 Процесс восприятия другого человека

Характеристика процесса восприятия человека человеком

Первой ступенью познания другого человека, как и себя, является чувственный образ, формирующийся как процесс построения изображения. Восприятие человека человеком, как и любое другое восприятие, характеризуется предметностью , которая заключается в том, что свойства облика человека отражаются как свойства, принадлежащие этому человеку. Также социальному восприятию присуще такие особенности как объективированность и субъективность , целостность и структурность .

Основой целостности и структурности восприятия является отражение формы (и контура) предмета, которая выделяет его из окружения и выражает единство строения предмета как целого. Так, очертание лица и общий силуэт тела – важнейшие опознавательные признаки человека для воспринимающего субъекта.

Многочисленные исследования показали, что целостный образ возникает постепенно и становление его связано с пространственно-временными условиями, в которых человек отражает объект. Действие этих условий всегда сказывается на формирующемся образе человека. А.А. Бодалев пишет, что большое значение в формировании образа человека имеет ракурс, в котором обычно видят воспринимаемого объекта. Разница в росте в процессе восприятия оказывает огромное влияние на формирующийся образ .

Восприятию человека человеком присуща и такая черта, как константность . Так, несмотря на изменения освещенности и удаленности наблюдателя, образ воспринимаемого человека остается относительно постоянным. Также оно характеризуется активностью , заключающейся в активных микро- и макроскопических движениях глаз. На первой стадии установления перцептивного образа человека с помощью макродвижений глаз осуществляется наводка рецепторов на воспринимаемого человека и определяется его местоположение в поле восприятия.

Восприятие себя и другого характеризуется осмысленностью . Посредством слов в образ человека включается обобщенное знание о данной категории людей, сложившееся в результате общественной практики и более или менее усвоенное воспринимающим субъектом. Благодаря слову в образ воспринимаемого человека включается содержание, не данное непосредственно, чувственно. Оно может действительно характеризовать воспринимаемого, а может быть совсем ему не присуще.

Особенности облика и поведения воспринимаемого человека и изменения в них, фиксируемые в момент восприятия, не жестко определяют поведение воспринимающего, т.к. воздействие этих особенностей опосредуется его опытом, внутренним миром, целями, мотивами, установками. Не способный абстрагироваться от них субъект восприятия обычно связывает внешний облик, манеру поведения и стиль действий другого человека с определенными устремлениями, вкусами, моральными принципами, актуальными и потенциальными возможностями воспринимаемого.

Таким образом, другой человек воспринимается не только в своих исходных физических качествах (рост, пол, возраст, фигура, лицо и пр.), но и как личность, занимающая определенное положение в обществе и играющая ту или иную роль в жизни воспринимающего субъекта.

Ю.П. Платонов определяет социально-перцептивный процесс – как сложный процесс: а) восприятия внешних признаков других людей; б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками; в) интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения. Он отмечает, что в данном процессе всегда присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане .

В психологическом знании описываемый нами процесс неразрывно связан с общением и является одним из его компонентов. А. В. Петровский и другие относят процесс восприятия человека человеком к «перцептивной» стороне общения. Он говорит, что общение становится возможным только в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношения к значимым объектам .

В. Г. Крысько определил функции социального восприятия (социальной перцепции), обычно роли, которые оно выполняет в процессе взаимодействия между людьми, сводятся :

    к познанию человеком самого себя, являющемуся начальной базой для оценки других людей;

    познанию партнеров по взаимодействию, дающему возможность сориентироваться в социальном окружении;

    установлению эмоциональных отношений, обеспечивающих выбор наиболее надежных и предпочтительных партнеров;

    организации совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющей достигать наибольшего успеха.

Итак, восприятие себя и другого неразрывно связаны между собой, Б. С. Волков пишет, что самооценка влияет на восприятие окружающих и при общение важно знать, как себя воспринимает и оценивает собеседник .

Для более полного понимания процесса межличностной социальной перцепции необходимо также знать его механизмы и эффекты, возникающие в процессе восприятия себя и другого человека. Они совпадают, так как эти процессы взаимосвязаны и схожи.

Механизмы и эффекты социальной перцепции

Человек вступает в общение как личность, и воспринимается партнером также как личность. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе. С позиции психоанализа эту мысль высказал Л. С. Выготский, написав, что личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других .

В эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это, как считает Г. М. Андреева, приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию . Кроме того, в этот же процесс включается и каузальная атрибуция .

Идентификация буквально обозначает отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему. В ситуациях взаимодействия люди чаще всего используют следующий прием: предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Понятие «идентификация» по своему содержанию близко понятию «эмпатия ». Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека, но здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но взглянуть на вещи с чужой точки зрения не всегда означает отождествить себя с этим человеком. Если человек отождествляет себя с кем-то, это значит, что он строит свое поведение так, как строит его этот другой. Если же человек проявляет к другому эмпатию, то он принимает во внимание линию поведения партнера, но свою собственную может строить совсем по-иному.

Однако субъекту общения важно не только отстраненно, со стороны понять другого человека, но и принять во внимание, как индивид, вступивший с ним в общение, будет воспринимать и понимать его самого. Иными словами, процесс межличностного восприятия осложняется явлением рефлексии .

Вопрос психологу:

Если посмотреть со стороны, то у меня довольна не плохая жизнь: у меня есть молодой человек, с которым мы уже давно вместе, я закончила университет, живу в том городе, в котором хотела, у меня есть работа, друзья и крыша над головой (правда съемная).

НО, я жутко, жутко, жутко ленивая, самовлюбленная, эгоистичная, завистливая и неуверенная в себе. Я не могу назвать даты, когда я стала такой, я такая всю жизнь. Семья у меня хорошая, не идеал, ссорились, но как все родители с детьми.

Итак, парень: он очень хороший человек, и я его люблю, но это не та любовь, которая со страстью и всеми возможными выносами мозга, просто я четко понимаю, что с этим человеком я бы хотела быть рядом всю жизнь. Он надежный, добрый и никогда меня не обидит, и мне с ним хорошо, а что касается страсти и тому подобного, то у меня ни к кому такого не было. Если кто то сильно нравился, это редко было взаимным. Когда мне очень сильно понравился один человек, я вела себя просто унизительно, ну, а ему по закону жанра, было все равно. Т.е. пока я играла гордую недотрогу, была ему интересна, а потом поняла, что он нравится мне и стала унижаться... неприятно вспоминать.

Учеба: в школе училась середничком - не плохо и не хорошо, но в универ поступила на бюджет, считаю, что просто повезло. Поступала по принципу: просто нужно высшее образование. В универе училась из рук вон плохо. Дружим с одногруппницей - обе учились плохо, но она на 3 курсе вдруг резко пошла в отличницы, а я как была двоечницей, так и осталась. И что, самое неприятное, у меня прям какая-то злость и зависть из за этого к ней. Это уже что касается дружбы: с этой одногруппницей мы дружим до сих пор, и она по-прежнему во всем лучше меня и, вроде как, я должна радоваться за нее, но тяжело. Бесит и все. Я злой человек.

Друзей у меня немного, вернее одна эта девочка и есть. Я не социофоб, просто мне как то лень поддерживать отношения с людьми. В школе была отдельная тема: я старалась дружить с девочкой, которую все боготворили и тогда, вроде как, ко мне тоже относились не плохо, но как только мы с ней ссорились, всем на меня было наплевать.

Наверное, я интроверт - мне комфортно наедине с собой, но в то же время я хочу безудержно отрываться с большой кучей народа, при этом, в этой куче я буду чувствовать себя далеко не всегда комфортно.

У моего парня есть друзья, которые ко мне относятся очень хорошо, и мне с ними тоже относительно комфортно, но это не дружба, хотя нельзя сказать что я не пыталась.

Работа: я её ненавижу, я ненавижу свой коллектив, который состоит из 5 человек вдвое старше меня. Ладно, я здесь по распределению и скоро уйду, НО я понятия не имею чем я хотела бы заниматься. Повторюсь, я до жути ленивая.

В общем, я себя ненавижу. Я ненавижу то, что я ленивая, то, что я продинамила свою юность (14-20 лет) ни на что (была очень очень закомлексованной, в особенности из за денег - я не из обеспеченной семьи, скорее из бедной, я ненавижу себя за то, что не умею быть дружелюбной, а когда с кем то начинаю уже сближаться, становлюсь саркастичной и злобной, за то, что я завистливая и т.д.

На вопрос отвечает психолог Сологубова Екатерина Александровна.

Алиса, доброго времени суток! Я думаю, что не «открою для Вас Америку» если скажу, что одного желания изменить что-либо недостаточно. Ведь очень часто бывает так, что желания так и продолжают оставаться таковыми, если человек не прилагает никаких усилий к их осуществлению. Ведь в нас так глубоко «сидит» вера в чудеса, в то, что кто-то придет и все за нас решит, осчастливит, облагодетельствует… И главное, что за это не придется платить. Но, как ни парадоксально это звучит, платить придется за все: и за действие, а еще больше, за бездействие. Просто получается довольно-таки странная картина: с одной стороны, Вас не устраивает Ваша лень, с другой – Вам лень с этим что-либо делать. А чему она препятствует? Вашему личностному росту? Отношениям? Возможно не так уж она и бесполезна? Может быть в этой лени для Вас есть какая-то вторичная выгода и она защищает Ваши границы? Подумайте об этом… Ведь, когда мы в глубине души чего-то очень сильно не хотим, то находим массу объяснений нашего бездействия…

Алиса, мне не очень понятен Ваш запрос – все-таки чего Вы хотите? Сначала Вы пишите о том, что считаете себя эгоистичным и самовлюбленным человеком. А затем, опять же про себя, говорите, что ненавидите… Как-то это не совсем складывается в общую картину. Т.е. на основании вышесказанного, получается, что Вы одновременно и любите, и ненавидите себя. Так чего же в Вас все-таки больше: любви или ненависти к себе? Я думаю, что это очень важный вопрос, на который Вас стоит дать ответ.

А теперь разберем по порядку за что Вы, все-таки, себя не любите. Вы пишите, что считаете себя очень ленивым человеком. Смею заметить, что здесь Вы немного лукавите, или принижаете свои достоинства – как, скажите мне, ленивый человек может закончить ВУЗ и ежедневно, в одно и то же время подниматься для того, чтобы пойти на работу. Патологически ленивые люди на это не способны – они вообще кроме своего живота и дивана ничего в жизни не видят. Значит это не совсем про Вас. Я хочу сказать, что здесь речь идет о той лени, которую Вы, при желании, вполне можете контролировать и управлять ею, подчинив своей воле.

Далее Вы пишите о том, что в Вашей семье было недостаточно денег для того, чтобы чувствовать себя самодостаточно. Это Ваше прошлое, которое никто не в состоянии изменить. Но Вы вполне способны откорректировать настоящее и зарабатывать столько, сколько Вам нужно для того, чтобы комплексы, о которых Вы говорите, отошли на второй план, зарабатывать столько, сколько Вам нужно для комфортной и полной жизни.

Что же касается зависти – здесь очень важно прояснить для себя вопрос: «А чему именно я завидую?» Ведь здоровая зависть может быть очень мощным стимулом, той мотивирующей составляющей нашей деятельности, которая помогает подняться на более высокий уровень в профессии, в саморазвитии и т.д. Отметьте на листе бумаги, по пунктам, чему именно Вы завидуете. Вы пишите, что Ваша подруга во всем лучше Вас. В чем именно? Что есть у нее того, чего нет у Вас? Ведь, если посмотреть с другого угла зрения, все можно добрать и Ваш возраст совершенно для этого некритичен.

Еще я услышала о том, что Вы умаляете свои достоинства, не цените того, что Вам дано. Ведь даже о поступлении в ВУЗ Вы говорите, как о везении. Да, с большой натяжкой, могу предположить, что так оно и было, но ведь Вы, как бы то ни было, отучились и закончили институт. А это уже о многом говорит. Больше цените себя, не будьте так критичны по отношению к себе. И иногда разрешайте быть себе «плохой девочкой».

Теперь о Вашей недружелюбности… А сколько подруг Вы бы хотели иметь? Возможно для Вас комфортен именно такой, узкий, круг общения и Ваша ироничность и язвительность – это то, что призвано охранять Ваши границы и не допускать проникновения посторонних на Вашу территорию? Стремление быть в большой компании, в центре внимания – может быть шаблоном, навязанным современным обществом, не имеющим никакого отношения к Вам, как к личности. На мой взгляд, Алиса, Вам нужно научиться слушать себя, свои потребности, понимать, чего же Вы на самом деле хотите. Это непростая наука, но вполне по силам человеку с интеллектом.

Желаю Вам удачи в диалоге с самой собой! С уважением, психолог Сологубова Екатерина.

4.375 Rating 4.38 (8 Votes)

— А вы кто?

— Я-то? Я фотограф-стилист — коуч — журналист — продюсер. А что?

Адекватность – это такая штука, которая как бы есть, но её при этом может и не быть. Ведь там, где один уверенно поднимет большой палец вверх, другой с сомнением покрутит указательным у виска.

Усугубляет ситуацию то, что мы живём во время поразительной свободы самоидентификации. Сегодня легко присвоить себе любую идентичность и, ничтоже сумняшеся, идти вперёд, назвав себя кем угодно. Многие чётко обозначенные профессии просто исчезли, или стремительно исчезают на наших глазах. Каждый год появляются новые – гибридные, производные.

Как говорится, «каждый суслик — агроном!». И ничего с этим не поделать, да и не надо.

Но ведь не бывает так, чтобы без последствий. А ими в данной ситуации выступают «сезонные потери контакта с реальностью» (фраза Александра Герасимова). Другими словами, налицо неадекватное восприятие себя и обратной связи от мира.

Проиллюстрирую данную проблему маленькой жизненной зарисовкой.

Когда я находилась на Кипре во время мастерского курса НЛП, под нашими окнами почти каждый вечер происходил концерт, где очень фальшиво и не попадая в ноты певцы – аниматоры давали представление для отдыхающих. «Концерт» оканчивался только к одиннадцати вечера. Во время этого «концерта» я обычно выходила гулять вдоль моря и любоваться закатом, или уютно ложилась спать, плотно закрыв балконную дверь и окна. Дабы не слышать.

Не то, чтобы я была экспертом в музыке… За спиной всего лишь музыкалка и этюды Черни семь лет кряду. Не то, чтобы я имела право оценивать… Нет, конечно! Каждый волен самовыражаться, как он того хочет. Но уши, уши-то мои родные не железные!

А ведь с чего-то эти люди решили, что они — музыканты. Как-то ведь доказали себе, что певцы.

Эта ситуация вылилась для меня в размышления. Что же тогда такое «адекватное восприятие себя»? Каковы его критерии? Является ли эта самая адекватность ключом к успеху или препятствием на пути к нему?

И я пришла к такому заключению:

Кем бы мы себя не считали в этой жизни, для понимания, истинно ли это, нам всегда нужны доказательства и подтверждения . Причём, они всегда должны быть как внутренними, так и внешними.

Внутренние подтверждения — это то, что мы сами о себе думаем. Набор воспоминаний (чем больше, тем лучше) о том, что нам успешно удавалось. Внутренняя убежденность и ясность в ответе на вопрос «а я кто?»

Внешние подтверждения — это, что о нас думают другие. Их мнение о том, кем же в их понимании мы являемся и насколько мы востребованы миром в качестве того, кем претендуем казаться. Иначе говоря, это обратная связь от мира.

Бывает так, что внутренней убеждённости гораздо больше, чем внешней. Например: вы себя считаете писателем, но вот окружающие никак не готовы вас таковым считать, как вы не стараетесь.

Бывает и по-другому, когда внешней убеждённости гораздо больше, чем внутренней. То есть, окружающие наперебой вам говорят про то, что вы – писатель! И что они ждут ваших книг или статей. Но вы отнекиваетесь и не соглашаетесь, и вовсе не из скромности, а из-за несоответствия этого звания вашим внутренним критериям.

Не то чтобы я намекаю на вашу неадекватность. Но согласитесь: и в том, и в другом случае дисбаланс на лицо. И эта история явно не про успех.

Так как же понять?

По большому счёту, достаточно просто включить в себе наблюдательность.

А это значит:

  • Определите для себя внутренние и внешние подтверждения, которые дадут вам понять, стали ли вы тем, кем хотите быть;
  • Будьте внимательны к обратной связи и от внутреннего, и от внешнего миров;
  • Выравнивайте перекосы в своей системе;
  • Стремитесь к тому, чтобы и внешних и внутренних подтверждений того, что вы — тот, за кого себя выдаёте, было как можно больше!

Ибо раз уж «назвались груздем — полезайте в кузов» и «за базар отвечайте». Дабы не было потом «мучительно больно за бесцельно прожитые годы» (с).

Всем адекватности и сопутствующего ей успеха!

Иллюзорная реальность - это человеческое восприятие самого себя , мира. В связи с переходом на новый уровень развития, на Земле стали происходить разделение реальностей. Многие люди об этом не догадываются, но они это ощущают. Самый яркий пример разделения, когда ты разговариваешь с человеком, а он тебя не понимает, не слышит, говорит как будто тебя нет.

Человек, поднимаясь в своем развитии, увеличивает в себе высокие частоты, с 1ого иллюзорного мира поднимается выше. Он проходит интересный период в своей жизни, где-то колеблясь и сомневаясь в своих изменениях. С 1 по 9 уровни меняется восприятие самого себя и окружающего мира. Внутри появляется внутреннее спокойствие, из которого Человек думает, говорит по-другому. Световые частоты тоже меняются, и только твердость, непоколебимость в решении идти к изменениям поможет этот путь быстро пройти как интереснейший опыт для Души.

Реальности разносятся, чтобы люди не соприкасались друг с другом. Делая себя, Человек уходит на более высокие вибрационные уровни.

Существует 9 иллюзорных реальностей. Большинство людей на Земле находятся в 1-2 иллюзорном мире.

Характеристика людей 1-4й иллюзорной реальности и восприятие самого себя на этих уровнях.

  • много говорят
  • испытывают страхи
  • присутствуют энергии борьбы
  • Душа кричит от безысходности
  • снаружи улыбка, а внутри грех: страх смерти себя, детей, «не получится», зависть, осуждение, неверие, потребность кому-то что-то доказывать и т.д.

Угол восприятия самого себя расширяется по мере продвижения по иллюзорной лестнице. В 6-7 реальности повышается осознанность, происходит быстрое реагирование на свои негативные проявления, быстрая их трансформация, повышается чувствование. Благодарность дает возможность быстро подняться выше по лестнице иллюзорной реальности.

С 9-ого иллюзорного мира и дальше Человек находится в высоких частотах. У таких людей отсутствует эмоциональность, животное сознание, зависимость от ума, при этом очень развито чувственное сознание, которое дарует напрямую общаться с Создателем. Внутри улыбка, радость, спокойствие, внутренняя легкость, тишина, постоянное созерцание, а снаружи все что угодно.

Высокочастотные энергии льются на Землю, несут быстрые изменения в Человеке на Земле. Эти изменения происходят у всех по-разному в зависимости от загрязнений, энергопотенциала. Разделение реальностей проживает сама Земля. Люди даже не знают об этом.

Не откладывай собственное преображение, вместо тебя никто этого не сделает.