Анализ стихотворения Маяковского “Гимн здоровью”. Сатирические образы в творчестве В

Пришли и славословим покорненько
тебя, дорогая взятка,
все здесь, от младшего дворника
до того, кто в золото заткан.

Всех, кто за нашей десницей
посмеет с укором глаза весть,
мы так, как им и не снится,
накажем мерзавцев за зависть.

Чтоб больше не смела вздыматься хула,
наденем мундиры и медали
и, выдвинув вперед убедительный кулак,
спросим: «А это видали?»

Если сверху смотреть — разинешь рот.
И взыграет от радости каждая мышца.
Россия — сверху — прямо огород,
вся наливается, цветет и пышится.

А разве видано где-нибудь, чтоб стояла коза
и лезть в огород козе лень?..
Было бы время, я б доказал,
которые — коза и зелень.

И нечего доказывать — идите и берите.
Умолкнет газетная нечисть ведь.
Как баранов, надо стричь и брить их.
Чего стесняться в своем отечестве?

Гимн взятке.

Краткий анализ стихотворения Маяковского Гимн взятке.

В советское время входил во все многотомные собрания сочинений поэта (в первый том).

Например «Гимн Взятке» присутствует в Полном 12-томном собрании сочинений 1939-1949 в первом томе на стр. 96-97.

В стихотворении Гимн взятке, Маяковский говорит что в государстве присутствует элемент взяточничества. И то что не получается оформить или купить непосредственно или требует стояния в длинных очередях, то можно получить быстро заплатив некоторую дополнительную сумму (взятку) должностному лицу или продавцу. В ряде случаев спорный вопрос может быть решен за счет взятки. Но те кто привык получать взятки к дополнение к основной зарплате, привыкают к ним и они им нужны снова и снова, что бы поддерживать и улучшать свой уровень благосостояния.

Большое место в многогранном поэтическом творчестве Маяковского занимает сатира. Сатира - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки. И задача этого вида искусства, по словам великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина, «провожать в царство теней все отживающее» .

В годы, предшествующие революции, Маяковский отвергает буржуазный мир. «Долой вашу любовь» , «долой ваше искусство» , «долой вашу религию» , «долой ваш строй! » - таков пафос его поэмы «Облако в штанах» . Сатирическими стихами дореволюционного периода стали его знаменитые «Гимны»: «Гимн судье» , «Гимн взятке» , «Гимн обеду».. . В самих названиях многих гимнов заложено комическое несоответствие, ведь гимн - это торжественная песнь, посвящать которую в честь обеда или взятки просто смешно. В «Гимне судье» Маяковский едко высмеивает общественный строй России, хотя местом действия названа далекая страна Перу. Страной этой правят унылые судьи, враждебные всему живому.

«Гимн обеду» Владимир Маяковский

Слава вам, идущие обедать миллионы!
И уже успевшие наесться тысячи!
Выдумавшие каши, бифштексы, бульоны
и тысячи блюдищ всяческой пищи.

Если ударами ядр
тысячи Реймсов разбить удалось бы -
по-прежнему будут ножки у пулярд,
и дышать по-прежнему будет ростбиф!

Желудок в панаме! Тебя ль заразят
величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя,
кроме аппендицита и холеры!

Пусть в сале совсем потонут зрачки -
все равно их зря отец твой выделал;
на слепую кишку хоть надень очки,
кишка все равно ничего б не видела.

Ты так не хуже! Наоборот,
если б рот один, без глаз, без затылка -
сразу могла б поместиться в рот
целая фаршированная тыква.

Лежи спокойно, безглазый, безухий,
с куском пирога в руке,
а дети твои у тебя на брюхе
будут играть в крокет.

Спи, не тревожась картиной крови
и тем, что пожаром мир опоясан,-
молоком богаты силы коровьи,
и безмерно богатство бычьего мяса.

Если взрежется последняя шея бычья
и злак последний с камня серого,
ты, верный раб твоего обычая,
из звезд сфабрикуешь консервы.

А если умрешь от котлет и бульонов,
на памятнике прикажем высечь:
«Из стольких-то и стольких-то котлет миллионов -
твоих четыреста тысяч».

Анализ стихотворения Маяковского «Гимн обеду»

Каждого человека, пусть даже самого глупого и никчемного, Владимир Маяковский привык воспринимать как целую вселенную. Поэт был убежден, что под складками одежды и налетом светского лоска даже у отъявленного пижона можно отыскать душу, на дне которой найдутся остатки благородства. Впрочем, столь трепетное отношение к людям не мешало Маяковскому открыто высмеивать их пороки, одним из которых он считал неуемную страсть к еде. Цикл стихов, посвященных обличению пагубных привычек и пороков общества, в 1915 году пополнился произведением «Гимн обеду», в котором поэт акцентирует внимание на обжорстве, как на одном из наиболее тяжких грехов человека. И дело не в том, что такая точка зрения соответствует библейским заповедям, к которым Маяковский относится с определенной долей скептицизма. Однако автор понимает, что современные чревоугодники за свежий бифштекс или же ростбиф готовы не только отказаться от своих идеалов, но и закрыть глаза на то, что происходит вокруг.

По мнению поэта, даже война не в состоянии остановить конвейер по производству вкусных блюд, на которые всегда найдутся охотники , даже если в это время «ударами ядр тысячи Реймсов разбить удалось бы». Современного человека, превратившего еду в некий культ, Маяковский именует не иначе, как «желудок в панаме», который озабочен лишь вопросами собственного пропитания. Действительно, подобное поведение было характерно для всех слоев общества накануне революции. Пропитание являлось животрепещущим вопросом как для крестьян и рабочих, так и для дворян, привыкших к роскошной пище, званым ужинам и обедам. И если трапеза состояла менее, чем из 10-12 блюд, то считалось, что хозяева гостеприимного дома находятся на грани нищеты. Именно по этой причине Маяковский обвиняет людей в социальной и политической близорукости, утверждая, что «на слепую кишку хоть надень очки, кишка все равно ничего б не видела».

Больше всего поэта раздражает тот факт, что общество по-прежнему нуждается лишь в хлебе и зрелищах . Причем, на голодный желудок людей тянет пофилософствовать, но после сытной трапезы они забывают, о чем вообще шла речь. Обращаясь к своим современникам, Маяковский презрительно бросает: «Спи, не тревожась картиной крови и тем, что пожаром мир опоясан». Автор понимает, что таких людей кроме еды больше ничего не интересует, и если наступит голодное время, то предприимчивые чревоугодники даже из звезд смогут сфабриковать консервы. Поэтому на их надгробиях поэт предлагает писать не эпитафии, а указывать количество съеженных котлет, потому что ничего другого такие люди не заслуживают.

«Гимн здоровью» Владимир Маяковский

Среди тонконогих, жидких кровью,
трудом поворачивая шею бычью,
на сытый праздник тучному здоровью
людей из мяса я зычно кличу!

Чтоб бешеной пляской землю овить,
скучную, как банка консервов,
давайте весенних бабочек ловить
сетью ненужных нервов!

И по камням острым, как глаза ораторов,
красавцы-отцы здоровенных томов,
потащим мордами умных психиаторов
и бросим за решетки сумасшедших домов!

А сами сквозь город, иссохший как Онания,
с толпой фонарей желтолицых, как скопцы,
голодным самкам накормим желания,
поросшие шерстью красавцы-самцы!

Анализ стихотворения Маяковского «Гимн здоровью»

Художественный текст 1915 г. принадлежит к серии сатирических произведений, обозначенных автором как гимны. Подобное определение не отражает жанровые особенности, а является выражением сарказма. Восхваляющие интонации здесь уступают место обличению пороков общества, устоявшегося образа жизни. «Двуногое бессилие», «желудок в панаме» или «слепая кишка» - поэт не церемонится с адресатами своей сатиры, вкладывая едкий, язвительный смысл в метафоры и сравнения. Причудливые, абсурдные образы, созданные по законам гротеска, призваны вызвать у читателя чувства неприятия, презрения.

В анализируемом стихотворении снижаются жесткие интонации, характерные для других произведений-гимнов Маяковского. Главная цель героя - призвать часть соотечественников, еще не полностью погрязшую в буржуазной рутине, отринуть общественные условности.

Лирический субъект делит современников на две группы по признаку слабости и силы: к первой он причисляет «тонконогих» и «жидких кровью», ко второй - крепких «людей из мяса». К последней категории он относит и собственную персону, о чем свидетельствуют детали портрета - плохо двигающаяся «шея бычья» и зычный голос.

К чему призывает лирическое «я» цветущих здоровьем соплеменников? Заманчивое предложение облекается в цветистую и туманную формулу праздника, наделенного эпитетами «сытый» и «тучный». Однако речь идет не о гастрономических, а о плотских удовольствиях, которые, по мысли автора, принесут радостные удовлетворение и свободу.

Яркое сравнение планеты с банкой консервов, отсылающее к «Гимну обеду», завершает ряд кулинарных ассоциаций. Герой переключается на эпатирующую тему телесного раскрепощения: оно сулит преображение скучной действительности.

У лирического субъекта имеются предложения, адресованные сильным здоровьем собратьям. Их открывает витиеватая реплика о ловле бабочек при помощи «сети ненужных нервов». Оригинальная метафорическая конструкция указывает, что освобождение тела способно исцелить психику, избавить от душевной скованности. Структура образа позволяет усмотреть сексуальный подтекст, скрытый в загадочном высказывании.

Дальнейшие призывы более конкретны. Расправа с чрезмерно «умными психиатрами» завершает тему душевного оздоровления. Финальный эпизод содержит кульминационную картину, в которой «красавцы-самцы», успевшие обрасти первобытной шерстью, наконец встречаются с «голодными самками».

Страстный, рассчитанный на эпатаж призыв вернуться к природным инстинктам звучит и в «Любви», написанной за два года до «Гимна».

Художественный текст 1915 г. принадлежит к серии сатирических произведений, обозначенных автором как гимны. Подобное определение не отражает жанровые особенности, а является выражением сарказма. Восхваляющие интонации здесь уступают место обличению пороков общества, устоявшегося образа жизни. “Двуногое бессилие”, “желудок в панаме” или “слепая кишка” – поэт не церемонится с адресатами своей сатиры, вкладывая едкий, язвительный смысл в метафоры и сравнения. Причудливые, абсурдные образы, созданные по законам гротеска, призваны вызвать у читателя чувства неприятия, презрения.

В анализируемом стихотворении снижаются жесткие интонации, характерные для других произведений-гимнов Маяковского. Главная цель героя – призвать часть соотечественников, еще не полностью погрязшую в буржуазной рутине, отринуть общественные условности.

Лирический субъект делит современников на две группы по признаку слабости и силы: к первой он причисляет “тонконогих” и “жидких кровью”, ко второй – крепких “людей из мяса”. К последней категории он относит

и собственную персону, о чем свидетельствуют детали портрета – плохо двигающаяся “шея бычья” и зычный голос.

К чему призывает лирическое “я” цветущих здоровьем соплеменников? Заманчивое предложение облекается в цветистую и туманную формулу праздника, наделенного эпитетами “сытый” и “тучный”. Однако речь идет не о гастрономических, а о плотских удовольствиях, которые, по мысли автора, принесут радостные удовлетворение и свободу.

Яркое сравнение планеты с банкой консервов, отсылающее к “Гимну обеду”, завершает ряд кулинарных ассоциаций. Герой переключается на эпатирующую тему телесного раскрепощения: оно сулит преображение скучной действительности.

У лирического субъекта имеются предложения, адресованные сильным здоровьем собратьям. Их открывает витиеватая реплика о ловле бабочек при помощи “сети ненужных нервов”. Оригинальная метафорическая конструкция указывает, что освобождение тела способно исцелить психику, избавить от душевной скованности. Структура образа позволяет усмотреть сексуальный подтекст, скрытый в загадочном высказывании.

Дальнейшие призывы более конкретны. Расправа с чрезмерно “умными психиатрами” завершает тему душевного оздоровления. Финальный эпизод содержит кульминационную картину, в которой “красавцы-самцы”, успевшие обрасти первобытной шерстью, наконец встречаются с “голодными самками”.

Страстный, рассчитанный на эпатаж призыв вернуться к природным инстинктам звучит и в “Любви”, написанной за два года до “Гимна”.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В конце зимы 1915 г. молодой поэт начинает сотрудничество с журналом “Новый Сатирикон”. Вскоре на страницах издания появляется “Гимн судье”. Он открывает серию знаменитых памфлетов,...
  2. Каждого человека, пусть даже самого глупого и никчемного, Владимир Маяковский привык воспринимать как целую вселенную. Поэт был убежден, что под складками одежды и налетом светского...
  3. Фантасмагория городского пейзажа – одна из ключевых тенденций лирики Маяковского. Его герой, одинокий бунтарь, чувствителен к диссонансам “адища города”. Трагическое мироощущение изломанной души рождает странные,...

Стихотворение Маяковского «Гимн ученому» входит в серию гротескно-сатирических «гимнов», созданных поэтом до революции 1917 года. В них художник рисует недостатки современной ему жизни в самых различных сферах, выражает свое отношение к ним.

Так, в «Гимне ученому» (1915) Маяковский описывает «человека от науки», который, по представлениям поэта, является типичным «книжным червем». Ученый полностью оторван от жизни, хотя и «нагружен» большим количеством знаний. Это делает «великого ученого» полностью нежизнеспособным, убогим и жалким.

Стихотворение начинается с вступления, в котором описывается небывалый ажиотаж, вызванный появлением ученого. Все, от солнца до сороконожки, «с отчаянным любопытством висят на окошке», желая увидеть «фигуру знаменитого ученого». Однако публику ждет грандиозное разочарование:

Смотрят: и ни одного человеческого качества.

Не человек, а двуногое бессилие,

с головой, откусанной начисто

трактатом «О бородавках в Бразилии».

Все интеллектуальные усилия этого человека ушли на то, чтобы изучать мизерную, оторванную от жизни, не представляющую большой ценности проблему (что-то вроде «О бородавках в Бразилии»). И теперь этот человек «носится» со своей темой, «высасывая» из нее последнее, но это выглядит убого и жалко. Автору такой ученый напоминает вымирающего ихтиозавра.

И действительно, внешне и, что страшнее, внутренне, знаменитый ученый похож на ископаемое - согнутый позвоночник, потухший взор, мертвая душа:

Просочится солнце в крохотную щелку,

как маленькая гноящаяся ранка,

и спрячется на пыльную полку,

где громоздится на банке банка.

Ничто вокруг не радует его, ничто не может заставить полноценно жить.

Маяковский находит точные и образные сравнения для своего героя. Он похож на «сердце девушки, выпаренное в иоде», «окаменелый обломок позапрошлого лета».

Человек, изучающий жизнь и мир вокруг, ненавидит все это. Закрывшись в своей темной комнате, он сидит целыми днями, и все, что происходит снаружи, его лишь злит и раздражает. Возможно, такого человека можно было бы пожалеть, ведь он действительно несчастен. Можно было бы, если бы он не был ученым, который обязан исследовать явления жизни и, тем самым, улучшать эту жизнь, делать ее более легкой, радостной и счастливой.

Однако мы видим, что «знаменитый ученый» на это совершенно неспособен. Больше того, к реальной жизни, с ее настоящими заботами и проблемами, он не имеет никакого отношения, потому что безнадежно отстал от современности, ему совершенно безразлично все, кроме «бородавок в Бразилии»:

Проходят красноухие, а ему не нудно,

что растет человек глуп и покорен;

ведь зато он может ежесекундно

извлекать квадратный корень.

Сатирический портрет псевдоученного поэту помогают создать оригинальные художественные средства. Это, прежде всего, яркие метафоры («не человек, а двуногое бессилие»; «с головой, откусанной начисто трактатом «О бородавках в Бразилии»; Сердце девушки, выпаренное в йоде»; «Окаменелый обломок позапрошлого лета» и т.д.) и сравнения («Так, должно быть, жевал вымирающий ихтиозавр случайно попавшую в челюсти фиалку»; «Искривился позвоночник, как оглоблей ударенный»; «как маленькая гноящаяся ранка» и др.)

В своем стихотворении Маяковский «разворачивает» определение «буквоед» в сатирическую метафору: «Вгрызлись в букву едящие глаза, ах, как букву жалко!» Ярким приемом Маяковского является и так называемая тавтология, которая в данном стихотворении усиливает значение слов и делает изображаемую картину более яркой и четкой: «люди, птицы, сороконожки, ощетинив щетину, выперев перья, с отчаянным любопытством висят на окошке».

В «Гимне ученому» «господствует» инверсия, которая приближает стихотворение к разговорному языку – языку улицы. Кроме того, инверсия позволяет интонационно выделять значимые в произведении слова, обращать на них дополнительное читательское внимание:

И солнце интересуется, и апрель еще,

даже заинтересовало трубочиста черного

удивительное, необыкновенное зрелище -

фигура знаменитого ученого.

Большую роль в данном стихотворении играет аллитерация – сочетание согласных звуков помогает Маяковского создать более зримую и яркую образную картину: «Просочится солнце в крохотную щелку, как маленькая гноящаяся ранка, и спрячется на пыльную полку, где громоздится на банке банка».

Таким образом, «Гимн ученому» - это сатира Маяковского, направленная на мир «книжных людей», оторванных от жизни, боящихся и ненавидящих все, кроме своей «буквоедской» работы.