Что значит эмпатия. Что такое эмпатия и в чем ее польза? Так что же такое — эмпатия

Проявление Эмпатии и свойства
Эмпатия проявляется в Сильной личности как способность ощутить остроту чужих переживаний. Это умение понимать чувства других и способность дать им понять, что Вам известны их чувства. Однако этого недостаточно. Умение не отвернуться, выслушать чужую боль, при этом зная, что человек даже не подозревает о том, насколько это тяжело и как он туда попал.
Эмпатия это Ваше искреннее желание понять другого, настроиться на его эмоции. Эмпатия зависит от глубины жизненного опыта, чуткости, сострадания, сочувствия, психологической грамотности, точности восприятия, умения настроиться на эмоциональную волну собеседника.

Чаще всего всем людям, которые с нами общаются, нужна эмоциональная поддержка. Они ищут какой-то эмоциональной близости с теми людьми, которые, как им кажется, относятся к ним с Эмпатией.

Термин «Эмпатия» впервые появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию «симпатия». Возник он на основе немецкого слова einf?hling (дословное значение - проникновение. Одно из самых ранних определений эмпатии находим в работе Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905): «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».

Эмпатия это более современное слово и понятие, чем Сопереживание которое является очень близким понятием.

Оцените Ваши силы

Эмпатия может стать небезопасной, если человек слишком сильно входит в состояние другого. Поэтому прежде чем проявлять глубокую Эмпатию оцените свои возможности по выходу из состояния этого Сопереживания.
Необходимо предельно ясно осознать необходимость соблюдения известных пределов Сопереживания и Эмпатии. Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем.

Этот способ глубокого Сопереживания включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого - к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она.
Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения в нейтральной зоне только наблюдения.
Эмпатия означает улавливание того, что другой человек в глубокой беседе и передаче своей энергии сам едва осознает. Фактически Вы берете на себя часть отрицательной энергетики спасая собеседника от переизбытка. Вы должны быть совершенно точно уверены, что Вы сами сможете справиться и не принимать эту энергию, а заземлить ее направив в нейтрализацию.

Фактически проявляя Эмпатию, Вы берете на себя часть отрицательной энергетики собеседника

Нельзя делать попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства другого человека, поскольку они могут оказаться травмирующими.
Нельзя сообщать Ваши впечатления о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на составляющие эго чувств и эмоций, которые волнуют или пугают собеседника.
Вы доверенное лицо для другого и это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам.
Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости.
Эмпатию могут осуществить только Сильные люди, чувствующие себя достаточно безопасно. Они знают, что не потеряют себя в этом странном или причудливом мире другого человека. Они уверены, что смогут безопасно и успешно вернуться в свой мир, когда захотят.

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

Сортировать Тип публикации

Post Page Категория

Чувства Характер и качество Личности Отрицательные свойства Характера Отрицательные Чувства Примеры и истории о свойствах характера Положительные Свойства Характера Простые и сложные понятия Мыслительный Процесс Обязательные знания Самопознание Что такое Что значит Основные ценности в жизни Основные ценности Эзотерика Источники счастья Вкус жизни Рекомендации Что значит Что такое Законы и государство Кризис в России Вымирание общества Мужчинам к обязательному прочтению Животные инстинкты человека Геноцид мужчин в России Юношам и мужчинам к обязательному прочтению Основные цели человека Добро и Зло 7 Смертных Грехов Смысл жизни Гендерные исследования Сортировать Название Похожие

Для человека очень важно стать счастливым, жить в окружении любящих и понимающих людей. Для того чтобы ощутить гармонию и счастье жизни, нужно уметь сострадать, понимать других людей. Удивительное чувство, которое дарит такую возможность, называется эмпатией.

Объясняя, что такое эмпатия, определение этому дару можно дать, вооружившись знанием греческого языка. По-гречески «эмпатия» означает «сострадание, сопереживание». Говоря проще, человек-эмпат тонко воспринимает чувства и эмоции окружающих, он умеет глубоко сочувствовать людям. При этом эмпат не теряет контроль над собственными ощущениями.

Эмпатия - умение чувствовать других

Эмпатия – уникальная способность, она дается далеко не каждому человеку. Впервые этот термин ввел в научный обиход известный психотерапевт Эдвард Титчнер. Ученым была разработана шкала определения уровня эмпатии у людей, принципы ее классификации. Его разработки используются и в современной психологии.

По мнению психологов, сейчас насущной проблемой современного общества становится сильный недостаток умения сопереживать. Ведущий специалист в области психологии Дуглас Лабир даже ввел в обиход определение СДЭ (синдром дефицита эмпатии).

У этой волшебной способности есть множество классификаций и видов. Эмпатия может существовать в чистой (классической) форме, а может и включать разнообразные дополнительные аспекты.

Эмоции чужих, как собственные

Эмпатия – это способность человека тонко воспринимать чужие беды. Она так и не нашла рационального объяснения. Эмпатическое восприятие не зависит от интеллектуального уровня, образованности человека . Большинство ученых склоняются к мнению, что эмпатия – способность, передающаяся на генном уровне.


Что такое эмпатия

Это умение является важным дополнением к профессиональной деятельности многих специалистов:

  • психоаналитики получают полное представление о психическом и эмоциональном состоянии пациента;
  • психологам эмпатия служит важным рычагом понимания собеседника и точного выявления проблематичных состояний;
  • для криминалистов такой дар помогает по крупицам собирать малейшие нюансы о мыслях и чувствах жертвы/преступника;
  • врачи могут оценить насколько готов пациент к медицинским манипуляциям и как эффективно отзывается больной на лечение;

Эмпатическая способность считается не просто важным, но и необходимым качеством для людей. Особенно это касается тех, чья трудовая деятельность напрямую связана с общением: педагоги, воспитатели, менеджеры, агенты, руководители, продавцы, косметологи, стилисты.

Как зарождается эмпатия

Заметить, что человек тонко воспринимает чувства окружающих, можно уже в раннем детстве. Маленькие эмпаты:

  1. Чересчур активно реагируют на любое проявление родительских эмоций. На ссоры, повышенный тембр голоса отвечает плачем.
  2. Проявляются и проблемы соматического характера: личико у малышей краснеет, сердечко начинает чаще биться, возникает повышенное потоотделение.

Ученые отмечают, что малыши-эмпаты чаще появляются в семьях, где родители проявляют большое внимание к чувствам других людей. Врожденная эмпатия может со временем потухнуть либо стать сильнее и явственней. Укрепить способность чувствовать помогает теплая, доверительная обстановка в семье, грамотное воспитание, основанное на заботе о ближних.

От чего зависит умение сопереживать

Эмпатия в психологии – это сложная наука, основанная на первичном искреннем расположении к собеседнику, желании его понять, выслушать. На эмпатический дар влияет и ряд других личностных качеств (характер, уровень образования, интеллекта):

  1. Такие качества, как педантизм, суровость, сухость мешают полноценному проявлению эмпатических способностей.
  2. Если у человека присутствует эгоцентризм (заострение внимание на собственной персоне), эмпатия ему незнакома.
  3. Недостаточно высокий уровень интеллекта мешает эмпату адекватно оценивать ситуацию. Такая личность будет неправильно обосновывать ощущения собеседника.

Чаще к проявлениям истинной, глубокой эмпатии склонны личности с повышенным порогом интеллектуально-духовного развития . Такие люди умеют тесно соприкасаться с эмоциями чужих, пропуская их через себя. Они интуитивно осознают мысли, мучающие собеседников, и адекватно оценивают эмоциональные состояния оппонентов.

Помимо умения сопереживать и тонко чувствовать эмоции окружающих, эмпаты могут также ярко воспринимать волнительные ситуации из книг, кинофильмов, театральных постановок.

Так ли хорошо быть эмпатом?

Узнав, что представляет собой эмпатия, многие люди стремятся развить у себя такие способности. Но не бросайтесь в омут с головой. Эмпатичность – это умение важное, но им нужно грамотно пользоваться. Многие обладатели дара мучаются от него. Ведь для эмпатов крайне важно иметь твердую волю и сильный, зрелый характер. Иначе справиться с наплывом чужих эмоций становится непосильной задачей.

Ведь помимо неоценимых достоинств:

  • умение помочь родным и близким людям;
  • разрешение любых конфликтных ситуаций;
  • невозможность обмануться и быть обманутым;
  • отличные перспективы для профессионализма.

Эмпатия имеет и негативные стороны, обратную сторону медали. К недостаткам такой способности можно отнести:

  • частое ощущение опустошенности;
  • риск развития психических расстройств;
  • стремительное эмоциональное «выгорание»;
  • отсутствие взаимности, что добавляет лишних переживаний;
  • обостренное восприятие моральной боли, которой эмпаты не могут противостоять.

Особенности проявления эмпатических склонностей индивидуальны. Они зависят от уровня и вида дара, к которому склонен определенный человек.

Виды эмпатических способностей

Среди специалистов есть разработанная классификация, определяющая категории, формы и степени эмпатических способностей. Разработал градацию Карл Рэнсом Роджерс (американский педагог и психолог).


Основные категории эмпатии

Категории эмпатии

Согласно психологической классификации, эмпатический дар подразделяется на три вида:

Эмоциональная . Эмоционально эмпатичный человек – это личность, очень близко воспринимающая чужие переживания. Они в прямом смысле слова пропускают их через себя, принимая боль собеседника, как свою собственную. В любой момент они откликаются на беду посторонних и всегда приходят на помощь.

Эмоциональная эмпатия является самой распространенной, именно на ней и выстраиваются дружеские и понимающие взаимоотношения.

Когнитивная . Дар такого уровня строится на умении анализировать полученную информацию. Когнитивные эмпаты первым делом проводят сравнительную характеристику, анализируя собственные мысли и размышления оппонентов.

Такие люди не просто тонко воспринимают и чувствуют эмоции собеседников, но еще и подключают собственный интеллект, чтобы досконально проанализировать события. Их важная задача – осознать и полностью понять. Этот вид эмпатии наблюдается в научных спорах и дискуссиях.

Предикативная . «Предикат» обозначает «некое утверждение об определенном субъекте». Этот уровень эмпатических способностей базируется на умении предугадывать поведение и ощущения оппонентов на интуитивном уровне. Ярче такие проявления наблюдаются при каких-либо конфликтных ситуациях и ссорах. Предикативный эмпат умеет поставить себя на место собеседника и понять его переживания «изнутри», не созерцая, а проникая вглубь .

Все категории эмпатических способностей наблюдаются у каждого человека, в той или иной степени. Уровень их развития зависит от характера личности, темпераментных особенностей и развитости мозговой активности.

Формы эмпатических способностей

У эмпатов психологи также различают и два отдельных вида эмпатического состояния:

  1. Сочувствие. Способность, формирующаяся на появлении личного чувственного отношения к событию, происходящему с оппонентом.
  2. Сопереживание. Эмпатическое сопереживание базируется на возникновении у эмпата стойких эмоций, таких же, которые испытывает собеседник.

Как проявляются разные формы эмпатии, можно понять, наблюдая за реакцией эмпата. Например, если при беседе оппонент начинает переживать до слез, провоцируя ответные слезы у человека-эмпата – это способность сопереживать.

При сочувствии эмпатическая личность начинает проявлять собственные звуковые эмоции подобные тем, какие переживает собеседник.

Уровни развития эмпатии

Среди психологов существуют определенные тесты, помогающие выявить степень развития эмпатических способностей. Этих уровней четыре:

Высокий (аффективный) . Этот уровень отличается повышенной способностью полностью проникаться и прочувствовать чувства окружающих. Эмпат до такой степени «вживается» в проблемы оппонента, что перестает различать свои несчастья от чужих.

Если у человека-эмпата нет достаточно сильного, жесткого характера, аффективная эмпатия может спровоцировать у него проблемы в психическом и личном плане.

Такие личности часто страдают от чрезмерно развитой впечатлительности, ранимости. Они обладают сверхтонкой душевной организацией. Если эмпаты в состоянии справится с потоками чужих бед, в профессиональной сфере они добиваются высокого мастерства.


Главное правило эмпатии

Повышенный . Эмпаты этого уровня развития воспринимают чужую боль и эмоции без особого вреда для себя. Они проявляют искренний интерес к проблемам собеседника, но соблюдают некоторую деликатную дистанцию. Такие личности коммуникативные, социальные, они без труда находят общий язык с любым человеком.

Нормальный . Самый распространенный уровень эмпатических способностей. Он проявляется хорошим, врожденным даром понимания проблем посторонних людей. Такая личность неравнодушна к чужим бедам и отзывчива на помощь. Повышенное участие в бедах и проблемах со стороны эмпата приходится на близких и родных людей, нежели на посторонних.

Низкий . Существуют и люди, у которых полностью отсутствует чувство эмпатии. Этих личностей еще называют «антиэмпаты». Они не отличаются гибким мышлением и не способны взглянуть на проблему со стороны. Их ничто не заставит принять позицию оппонента, если она отличается от собственной.

Антиэмпаты всецело сосредоточены на личной жизни и проблемах, среди посторонних они испытывают некий дискомфорт. Это яркие эгоцентрики-интроверты с узким кругом общения и выраженными проблемами в умении контактировать с окружающими.

Как стать эмпатом

Можно ли развить врожденные эмпатические способности? По мнению психологов, эмпатию можно натренировать и улучшить (при условии наличия такого дара). В этом помогут различные тренинги и специально разработанные упражнения на развитие внимательности .


Как развить эмпатию

Особенно хорошими помощниками в тренировке эмпатических способностей становятся артистичные этюды. К ним можно отнести:

  • тренировку на запоминание лиц;
  • упражнение на умение глядеть на себя со стороны;
  • перевоплощение в других людей, зверей, птиц, насекомых.

Развитию эмпатии способствуют ассоциативные игры, танцы, просмотр хороших волнующих фильмов, слушание музыки. Развивайте собственную эмоциональность, вместе с ней придет и эмпатия. Но, прежде чем становиться эмпатом, определите для себя, действительно ли вам необходима такая способность и сможете ли вы управлять ею.

В этом посте я хочу больше прояснить для себя этот тремин и как-то "собрать" свои впечатления о проявлении эмпатии и "эмпатии" в моей жизни.

Для начала хочется сразу дать определения, которые мне удалось нарыть на просторах Ынтернета.

К сожалению, в Интернете, как оказалось, довольно большое количество непонятных, а порой и абсолютно бредовых статей на эту тему. Тут я выкладываю несколько наиболее близких к моему пониманию.

Википедия говорит так:
Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии. Понятие «эмпат» не является научным термином , и используется преимущественно в фантастике .

Еще одно определение:
Эмпа́тия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д. Психолог Карл Роджерс определяет эмпатию следующим образом: Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь.

Маленький открывок из статьи про эмпатию:
ЭМПАТИЯ - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.

Психологами выделены три уровня эмпатии:

1-й уровень - самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других. Таких людей больше интересуют свои собственные и, если им кажется, что они хорошо знают и понимают других, их выводы часто ошибочны. Впрочем, осознать свою ошибку им мешает низкий уровень эмпатии и собственные заблуждения могут длиться всю жизнь.

2-й уровень - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего. Свойственен любым типам личности, хотя и в разных проявлениях.

3-й уровень эмпатии - самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Для этого надо уметь отречься от своего "Я", строить отношения по принципам взаимного доверия и альтруизма.

Правда, отречься от своего "Я" - это сомнительный момент. :)

Еще отрывок из статьи с развернутым объяснением (несколько туманным, чессгря):
Эмпатия - это сложное явление, которое с трудом поддается определению. В связи с этим имеет смысл начать с такого определения, которое разделяется большинством авторов. Начальной точкой, на наш взгляд, может послужить утверждение Мид (Mead, 1934) о том, что эмпатия предполагает способность занимать позицию другого. Иначе говоря, эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека.

Для образного представления акта эмпатии часто привлекаются такие метафорические описания как способность "прогуляться в ботинках", "влезть в шкуру" или "увидеть ситуацию глазами" другого. Эти метафоры действительно содержат важный элемент эмпатического процесса, а именно разделение внутреннего опыта другого человека. Однако, эмпатия - это не просто отождествление с переживанием другого индивида. Рассмотрим простой пример: пациент начинает плакать. То, что терапевт непосредственно наблюдает, это слёзы и спертое дыхание, свидетельствующее о комке в горле. Терапевт сравнивает эти сигналы с собственными аналогичными переживаниями. Таким образом, терапевт приходит к гипотезе о эмоциональном состоянии пациента. Вместе с пациентом терапевт переживает некоторую боль и печаль, однако это не значит, что он находится с ним в слиянии. Терапевт лишь временно переживает эти чувства. Вместе с тем он осознаёт, что данные переживания относятся к пациенту, что позволяет ему сохранить некоторую дистанцию от них. Другими словами, терапевт не только находит в себе переживания, которые кажутся ему сходными с тем, что он наблюдает у пациента, но и делает поправку на расхождение опыта. Контекст опыта терапевта, даже весьма сходного с переживанием пациента, всегда должен быть дополнен обстоятельствами жизненной ситуации пациента и особенностями его субъективного восприятия.


Есть много попыток определить понятие «эмпатия», и мне самому принадлежит несколько. Более чем двадцать лет назад я предложил одно из определений в ходе систематизированного изложения моих взглядов. Оно заключается в следующем.

Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь.

Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации.

Для формулировки моего современного представления я буду опираться на понятие непосредственного опыта, или переживания (experiencing ), как оно было введено Гендлиным. Это понятие обогатило мое представление в целом ряде пунктов.

Суммируя кратко, Гендлин считает, что в любой момент времени человек испытывает состояния, к которым он может многократно обращаться в процессе поиска их смысла. Они служат своего рода субъективным ориентиром в этом поиске.

Эмпатичный терапевт проницательно улавливает смысл состояния, переживаемого пациентом в данный конкретный момент, и указывает на этот смысл, чтобы помочь пациенту сконцентрироваться на нем и побудить пациента к дальнейшему более полному и беспрепятственному переживанию.

Небольшой пример может пояснить как само понятие переживания, так и его отношение к эмпатии.

Один участник психотерапевтической группы довольно негативно высказался в адрес своего отца. Ведущий говорит: «Создается впечатление, что ты сердит на своего отца». Тот отвечает: «Нет, я не думаю». — «Может быть, ты не удовлетворен им?» — «Ну, может быть» (с сомнением). — «Может быть, ты разочаровался в нем?». Следует быстрый ответ: «Да, я разочаровался тем, что он слабый человек. Я думаю, я давно разочаровался в нем, еще в детстве».

С чем этот человек сверялся, устанавливая правильность разных предлагавшихся слов? Гендлин считает, и я согласен с ним, что это было некое наличное психофизиологическое состояние. Обычно оно субъективно достаточно определено, и человек может хорошо пользоваться им для сравнения с подбираемыми обозначениями. В нашем случае «сердит» не подходит, «неудовлетворен» — оказывается ближе, и слово «разочарован» — вполне точно. Будучи найдено, оно, как это часто бывает, побуждает к дальнейшему течению переживаний.

На основе изложенного позвольте мне попробовать описать эмпатию более удовлетворительным для меня сейчас образом. Я больше не говорю «состояние эмпатии», потому что думаю, что это скорее процесс, чем состояние. Попытаюсь описать его суть.
Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы доверенное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят.

Может быть, это описание делает понятным, что быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким.

Самое интересное:

Определение, которое Олег давал на тренинге "Ясные отношения":
"Как только у меня в пространстве что-то появляется, у меня появляется какое-то отношение к нему. Сначала идет пространство, реальность, и в этом пространстве возникают какие-то эмоции, какие-то отношения. Это можно обозначить словом "эмпатия". Эмпатия содержит в себе два элемента. Это некое вмещение. Когда я человека эмпатирую, я помещаю его в свое пространство, он для меня реален. И второй элемент - это отношение. Это можно описать как эмоцию (можно описать это как некая шкала от апатии до воодушевления и все состояния между ними). И эмпатия - это и то, и другое. С одной стороны я помещаю его в свое пространство, с другой стороны я к нему как-то отношусь. Я могу вмещать его в свое пространство и ненавидеть. Я к нему как-то отношусь, у меня с ним есть какая-то общность, просто на таком дурацком уровне. Бывает, когда человек не находится в моем пространстве и я его люблю. Как ни странно, это скорее не общность, чем общность потому, что в моем пространстве он не находится, а скорее находится фантом. У меня эмпатия не к нему, а к какой-то выдуманной части. Для того, чтобы у меня с человеком была какая-то эмпатия... я беру его эмоции, при этом осознавая, что это его эмоции и потребности - это и есть, собственно говоря, эмпатия. Самое простейшее определение эмпатии - это понимание на эмоциональном уровне. Я его не логически понимаю, а вот как-то "когда он в эту ситуацию попадает, он вот так переживает вот по этой причине". Осознает ли он сам при этом то, что я разложил? Фиг его знает. Может и не осознает, но внешне он просто эмоционирует и все.

Эмпатия к бытийности относится, скорее. Побыть с этим человеком, побыть им. Там еще интересный момент есть, что эмпатия - это способность понимать переживания другого человека при этом осознавая, что это не твои переживания, а его переживания. По сути, это еще одно описание дифференциации. Ты можешь, конечно влезть, но тут возникает очень важный вопрос: а не произойдет ли у тебя слияние? Если ты себя забудешь... А особенно, если забудешь, что ты просто картируешь и у человека могут быть другие совершенно переживания. Розенберга, который придумал ненасильственное общение, по этому поводу сильно доставали. Когда вы за другого человека что-то описываете, может так случится, что вы же вообще не попадете. И он говорит, что может так случится, но на практическом уровне человек вам будет благодарен хотя бы за то, что вы попытались. И вы можете сделать выводы о том, насколько у вас с этим человеком есть общность. Возможно, у вас вообще не с ним общность. Возможно, у вас есть то, что относится к невротическому уровню. "Идеализация" это называется у Анны Фрейд. То есть, когда человек придумывает себе фантом прекрасного какого-то человека и с ним слияние наступает. А человек тут рядом стоит и офигевает".

И еще определение с тренинга "Ясные отношения" от участника, который сидел в зале (не знаю, кто это был). Очень мне понравилось:
Эмпатия - это возможность верно смоделировать ощущения, эмоции, потребности другого человека.

Определение эмпатии с вебинара ОМ-ответ:
"Эмпатия - это когда ты вмещаешь человека в свое пространство и ощущаешь, что он переживает, но при этом не отождествляешься с этим человеком. Я называю это "вмещение". Эмпатия - это способность вместить другого человека со всеми его переживаниями в свое пространство.

Обычно мы попадаем в одну из крайностей. Мы либо отождествляемся с чужими переживаниями и многие думают, что это и есть эмпатия. Есть даже термин такой - эмпаты.

Эмпаты - это люди, которые в присутствии других испытывают неконтролируемую склонность отождествлятся с их переживаниями. Это не эмпатия. Это эмоциональное слияние. Это не является способностью.

Другая крайность - это отстранится, отключится. Но она автоматически подразумевает отсутствие эмпатии вообще в каком бы то ни было виде.

И вот люди думают, что есть эмпатия (эмоциональное сляние), а есть антипатия - когда человек просто отключается от другого и все.

Я считаю, что эмпатия - это такая способность, когда ты можешь создать пространство, поместить человека в это пространство вместе с его переживаниями, но при этом не отождествятся с ним".

Что такое эмпатия? Судя по тому, что мне удалось найти в рунете, термин этот покрыт каким-то мраком и тайной. Создается такое впечатление, что по большей части эмпатия воспринимается как некое проклятие и дар одновременно, как какая-то уникальная способность приносящая человеку массу страданий с которыми ему нужно справляться путем отчуждения или принятия того факта, что этот крест придется нести всю жизнь. Еще больше удивляет какая-то садо-мазохистская романтизация этого явления. Хочешь быть уникальным непонятым героем? Вступай в ряды эмпатов. Утрирую, конечно, но тенденция все же имеет место быть. Но практика показывает, что эмпатия - это никакой не дар и не проклятие. Эмпатия в общепринятом понимании (что, как мне кажется, абсолютно точно является эмоциональным слиянием) - явление очень распространенное.

В своей жизни эмоциональное слияние на уровне переживаний я встречала и встречаю постоянно и в любых отношениях. И все было бы хорошо, если бы мы были вечно счастливыми и радостными существами. Тогда, наверное, мы бы уже все слились друг с другом. :) Но жизнь штука не простая, не однородная и полна не только позитивными эмоциями. И тут это самое слияние играет с нами очень и очень злую шутку. Отсутствие способности проявлять настоящую эмпатию приводит к тому, что мы начинаем "страдать" порой даже больше, чем тот, кто нам излучает какое-то негативное переживание. И вот тогда мама, которая плачет становится источником невыносимой боли. Тогда друг, у которого умер близкий родственник - становится источником неподдельного горя. Тогда любимый человек, который принес с работы усталость и раздражение становится источником нашего собственного раздражения. И что-то есть в этом странное, что-то, что приводит к тупику в жизни, что-то, что делает жизнь особо сложным мероприятием. Когда смотришь на это со стороны, становится совершенно не понятно, какую РЕАЛЬНУЮ пользу приносит такое неконтролируемое слияние и отождествление. Ведь "поплачем вместе" мало кого делает счастливее, как ни крути.

Мне вспомнилось множество примеров, когда я проявляла "эмпатию" в отношении неких лиц, которых кратко я буду именовать страдальцами. В итоге такого понимания очень долго приходилось отходить от такого вот сострадания. Я обычно молча самоустранялась и потом, в одиночестве, "давала волю своим чувствам", чтобы не дай бог не опечались главного страдальца еще больше. И порой это превращалась в откровенное многодневное мучение и непонимание того, почему мне так плохо, когда в моей жизни вроде все хорошо. Самое жуткое, когда страдания совершенно не соответствуют наблюдаемой ситуации: когда человек просто переживает из-за того, что что-то может произойти или произошло у какого-то малознакомого коллеги по работе и "вдруг такое случится и у меня". И ты подхватываешь это как вирус на порно-сайте и выходишь уже другим человеком - несчастным, сжатым, "схлопнутым". Одна из наиболее частых фраз, которые мне довелось слышать от человека, который наблюдал горе: "Не дай бог пережить такое!" с последующим описанием в красках, как у кого-нибудь какой-нибудь близкий родственник умер. О-о-о! Тут можно было просто уйти в многодневный страдальческий отрыв и переживать из-за того, что когда-нибудь кто-нибудь что-нибудь... И я знаю, что за этой короткой фразой "не дай бог пережить такое" стояло у меня. И сейчас трезвый взгляд на это приводит меня к банальному такому вопросу: а насколько страдалец сам осознает из-за чего это происходит? Насколько он сам понимает причины своих страданий? И насколько эти "причины" соответствуют действительности? И самое главное, почему я так на это реагирую?

Одно из удивительнейших событий в моей жизни произошло со мной пару дней назад. К сожалению, событие это не было радостным. Умер брат моей давней подруги. И когда мне сообщила об этом подруга... со мной ничего не произошло. Впервые в жизни со мной ничего не произошло. Впервые в жизни мое пространство не сжалось в точку, сердце не ушло в пятки и не поледенело в членах. Но чтобы было понятно, наверное, стоит упомянуть, что я никогда не могла себе представить, что я смогу вот так спокойно, с принятием отнестись к такому известию. Буквально месяц назад, когда на прогулке с собакой я услышала от одной своей знакомой душещипательный рассказ о том, как с 10 этажа моего дома упал совершенно не знакомый мне мужчина и "разбился в смятку", меня вынесло в состояние ужаса на несколько дней. Вообще, для меня такого уровня горе, которое обычно связано со смертью, было просто невыносимо. Я не могла находится рядом с людьми, которые так страдают потому, что все это страдание я ощущала сама. Но состояние, которое было недавно, сложно с чем-то сравнить. Я понимала, что чувствует моя подруга, которая это говорит. Я чувствовала, что ей плохо, что она в ужасе, но я принимала это... не знаю, как это объяснить, но привело это к тому, что ей, после 20 минут разговора, стало легче и она как-то так и сама очень открыто поделилась своими переживаниями. И читая вчера Шнарха мне вдруг подумалось, что это, наверное, и была эмпатия. Способность вместить, понять чувства другого не теряя ощущения себя, не отождествляясь, но и не отстраняясь. Это как будто делает тебя даже более понимающим, когда ты можешь реагировать не на основании своих зарядов откуда-то из области пяток, а быть полностью в этом, но не отождествляться.


Все это приводит меня к мыслям, что проявлять эмпатию - это способность вместить человека в свое пространство таким, какой он есть, с теми переживаниями, которые у него происходят. Эмпатия - это понимание не только того, что человек чувствует, но и понимание того, что за этими чувствами стоит, что он хочет, что ему может быть нужно в данный момент. И эмпатия как элемент дифференциации - это способность вместить даже самые тяжелые переживания человека и при этом остаться собой, остаться отдельным, но близким и понимающим. Вообще, это сложно выразить словами, это действительно надо испытать.

И спасибо Олегу Матвееву за ОМ-ответ. Блин, с каждым днем мне становится все более понятно то, о чем ты рассказываешь на опыте. И это удивительные переживания.

Эмпатия – это осознанное сопереживание другому человеку в его эмоциональном состоянии. Следовательно, эмпат – это человек, у которого развита способность к сопереживанию. Развитие эмпатии занимает значимое место в развитии эмоционального интеллекта. Она помогает познать эмоциональные состояния человека, при этом ориентируясь на жесты и мимику.

С помощью сопереживания эмпатия дает возможность понять эмоции собеседника. Ей желательно владеть тем людям, которые в работе используют общение. Например – это воспитатели, психологи, педагоги, менеджеры, врачи. Ученые отмечают, что этап развития эмоциональной эмпатии заканчивается еще в детском возрасте. Для осознанного сопереживания губителен страх.

Эмпаты не комфортно себя чувствуют в конфликтной ситуации, им не свойственно соперничество, а также отстаивание своих интересов, чаще они отходят в сторону. От страха эмпаты легко избавиться не могут, поскольку они очень терпеливые и ищут свои пути коррекции данного состояния. При отсутствии умения справляться со страхом он способен сопровождать человека всю жизнь, что спровоцирует в дальнейшем панические атаки.

Эмпатия и симпатия взаимосвязаны. Мы тянемся к людям, которые хорошо понимают нас, и отталкиваем тех, кто понять нас не в состоянии. Каждый человек целенаправленно желает видеть возле себя тех людей, которые будут понимать, и принимать его таким, какой он есть.

Развитие эмпатии

Существует несколько уровней эмпатии и научиться развить осознанное сопереживание возможно, однако очень сложно для тех, кто им не владел ранее. Невозможно перевернуть мир и измениться в один миг, начав все чувствовать. Для этого необходимо достаточно времени, чтобы изменить убеждения и овладеть осознанным сопереживанием.

Чувство эмпатии относится не к простым чувствам и переживаниям. Это полное понимание, а также осознание ощущений как бы происходящих с вами. Особенности эмоциональной эмпатии заключаются в ощущении тонкого мира совершенно чужой жизни.

Развитие эмпатии включает несколько уровней. Первый уровень отмечается умением выделять эмоциональные жесты, нотки. Тон голоса может подсказать, в каком состоянии находится человек и что он чувствует. Этот уровень показывает умение акцентировать безошибочно внимание на эмоциональном состоянии человека.

Понимание эмпатии включает перекладывание чувственного мира ощущений на себя. Этому научиться сложно. Для этого необходимо изучить мимику, телодвижение, тембр голоса. Начинайте практиковаться на знакомых, друзьях, первых встречных. Замечайте любые мелочи: волосок на пиджаке, неряшливость, макияж на лице, прическа. Это способно очень многое рассказать о человеке. Овладевайте этим навыком.

Второй уровень обучения включает уже владение определенными навыками. Этот уровень сложнее, обучаемым важно переложить на себя повадки, ощущения, телодвижения, тембр голоса того объекта, которого необходимо вам чувствовать. Для более легкого внедрения в образ необходима сильная эмоциональная реакция. Важно наблюдая внимательно за человеком, представить, что вы это он. Слившись с ним полностью, вы наперед можете предугадать, как он поступит. Вы сможете проживать его жизнь, не думая и не осуждая, что не так. Вы станете с ним одно целое и будете испытывать те же эмоции, что и он: влюбленность, боль, разочарование. Этому сложно научиться, но возможно. Эмпат со временем воспринимает чувства другого человека как свои собственные. А эти чувства бывают разные.

Третий уровень обучения позволяет превратиться в настоящего эмпата. Эмпаты способны не просто чувствовать чужие переживания, они умеют управлять этим состоянием. Первая возможность заключается в способности выводить себя быстро из негативного состояния. Вторая сводится к возможности вывести из негативного состояния собеседника. Эмпат способен влиять на эмоции.

Развитие эмпатии дает возможность с легкостью и пониманием общаться с людьми. Имеются плюсы, а также минусы при развитии эмпатии. С одной стороны человек начинает разбираться в людях, а с другой превращается в более чувствительного, которому тяжело противостоять в конфликтных ситуациях собеседнику.

Уровень эмпатии

Являясь многообразным понятием, эмпатия имеет много уровней внутри себя.

Первый уровень эмпатии самый низкий. Люди, относящиеся к этому уровню, сосредоточены на себе, им безразличны мысли и чувства других людей. Редко понимают окружающих и испытывают затруднения при установлении контактов, неловко чувствуют в большой незнакомой компании. Эмоциональные проявления таких людей кажутся непонятными, а также лишенными смысла. С низким уровнем эмпатии люди отдают предпочтение уединенным занятиям, минуя коллективную работу. Представители низкого уровня эмпатии сторонники точных формулировок, а также рациональных решений. У таких людей мало друзей, а те, что имеются, отличаются ясным умом и деловыми качествами, а не чуткостью и отзывчивостью. Люди отвечают таким людям тем же. Такие люди чувствуют отчужденность, поскольку окружающие не балуют их своим вниманием. При очень низком уровне эмоциональной эмпатии человек затрудняется первым заговорить, держится особняком среди коллег. Зачастую ему очень трудны контакты с детьми, а также старшими людьми. В межличностных отношениях эмпат часто оказывается в неловком положении, зачастую не находит взаимопонимания с окружающими, очень любит острые ощущения, искусство. Болезненно переносит критику, однако способен не реагировать на нее.

Второй уровень эмпатии самый распространенный. Большинство людей являются равнодушными к мыслям и чувствам других, и лишь в редких случаях проявляют сопереживание. Этот уровень свойственен большинству людей. Окружающие не называют их толстокожими, однако и к особо чувствительным не относят. Таким людям не чужды проявления эмоций, однако в большинстве случаев они все держат под контролем. В общении зачастую они внимательны, стараются понять многое, но иногда теряют терпение. Чаще предпочитают деликатно отмолчаться, поскольку не уверенны, что их поймут. При чтении художественных произведений, а также просмотре фильмов их интересуют действия, а не переживания героев. Таким людям не свойственна раскованность чувств, что мешает для полноценного восприятия людей.

Третий уровень эмпатии является самым высоким. Людей с этим уровнем сопереживания встречается довольно таки мало. Этим людям свойственно понимать чужих людей лучше, чем себя. Из них получается настоящие преданные друзья. Такие люди чувствительны к проблемам и нуждам окружающих, очень великодушны, способны многое прощать. Всегда с интересом относятся к людям. Такие люди эмоционально отзывчивы, быстро устанавливают контакт, очень общительны. Коллеги и окружающие ценят такую душевность. Люди с третьим уровнем эмпатии не допускают конфликты и всегда находят компромиссные решения, достойно переносят критику. При оценивании ситуации больше доверяют своим чувствам, а также интуиции. Отдают предпочтение работать с коллективом, нежели в одиночку. Люди с третьим уровнем всегда желают социального одобрения своих действий. Однако такие люди не всегда аккуратны при выполнении точной, а также кропотливой работы. Их достаточно легко вести из равновесия.

Виды эмпатии

Эмпатов классифицируют на следующие виды: не эмпаты, слабые эмпаты, функциональные эмпаты, профессиональные эмпаты.

Не эмпаты напрочь закрыли свои чувственные способности. Возможно, проявление эмпатии атрофировались, поскольку этой способностью они никогда не пользовались. Чувство эмпатии таким людям незнакомо, да они и не пытаются его узнать. Они не способны распознавать невербальные и вербальные сигналы.

Слабые эмпаты пребывают в состоянии постоянного стресса, переживают тяжесть мира, чужие проблемы, страхи в силу эмоциональной перегрузки. Зачастую слабые эмпаты физически быстро истощаются, испытывают головные боли.

Функциональные эмпаты являются самыми развитыми, с легкостью адаптируются к эмоциям, контролируют их, не пропуская через себя. Это редкостное умение. Внешне функциональные эмпаты не выделяются на фоне обычных людей.

Профессиональные эмпаты с легкостью распознают любые эмоции, даже самые сложные, скрытые в глубинах души. Профессиональные эмпаты хорошо управляют чужими эмоциями. Таких людей очень мало. Они обладают способностью избавить от боли, поднять настроение.

Диагностика эмпатии

Диагностика эмпатии помогает определить, какими качествами эмпата преобладает человек. Этот тест важен при подборе персонала, чья профессиональная деятельность связана общением с людьми. Для изучения эмпатии можно пользоваться методикой «Шкала эмоционального отклика». Тест был разработан профессором психологии А. Меграбяном.

Методика «Шкала эмоционального отклика» дает возможность проанализировать общие особенности эмпатии у тестируемого. Например, способность к сопереживанию другому человеку.

Эмпатия у детей

С помощью сопереживания дети набираются опыта в изучении себя и других людей, которые окружают их. Ребенок постепенно накапливает чувственный опыт.

Эмпатия у детей напрямую зависит от сформирования сопереживания у родителей. Если у родителей хорошо сформированы выше сказанные чувства, то у их детей будет нормальное проявление эмпатии. Она хорошо развивается у того ребенка, который получил любовь и тепло от родителей. У детей благодаря родителям может быть хорошо развит альтруизм, ведь формирование альтруизма берет начало в семье.

Сострадание, сочувствие – это не только духовное развитие ребенка, но и метод изучения отношений между людьми. Полагаясь на эти чувства, дети смотрят на окружающих себя людей и пытаются найти в них собственные переживания. Таким образом, воспитание эмпатии целиком лежит на плечах родителей.

Эмпатия у подростков

На развитие человека с момента рождения оказывают огромное влияние родители и семья. Семья является важной составляющей в развитии жизни человека. В развитии эмпатии играет огромнейшую роль общение детей с родителями. Подросток не может самостоятельно научиться сопереживать из-за нехватки опыта. Ему еще плохо знакомо чувство боли. Развитие эмпатии у подростков проявляется в жизни тех детей, которым смогли дать в семье и любовь, и заботу, и внимание, и тепло.

Эмпатия у подростков возможна, когда родители понимали чувства и эмоции своих детей. Нарушение контакта с родителями травмирует психику подростка, негативно проявляется в его развитии. Обладать эмоциональной эмпатией означает воспринимать мир другого человека, его боль и счастье. Семья, которая основана на доверительных чувствах, направлена на гармоничное развитие личности подростков. Поэтому стоит учесть, что отношения в семье должны всегда оставаться дружескими.

Эмпатия Способность идентифицироваться с другим человеком, почувствовать то, что он ощущает (Смотри также: ).

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Эмпатия

(от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния , проникновение-вчувствование в переживания другого человека . Термин «Э.» введен Э. Титченером , обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса . Различают эмоциональную Э., основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную Э., базирующуюся на интеллектуальных процессах (, и т. п.), и предикативную Э., проявляющуюся как человека предсказывать аффективные реакции (см. ) другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание - субъектом тех же эмоциональных состояний, к-рые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Важной характеристикой процессов Э., отличающей ее от других видов понимания (идентификации , принятия ролей , децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта . Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Эмпатия

Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер. Различаются:

1 ) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

2 ) эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия и пр.;

3 ) эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Как особые формы эмпатии выделяются:

1 ) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2 ) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

Важная характеристика процессов эмпатия, отличающая ее от других видов понимания, как идентификации, принятия ролей, децентрации и прочего, - слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и реакций эмоциональных субъектов.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Эмпатия Этимология.

Происходит от греч. empatheia - сопереживание.

Категория.

Феномен общения.

Специфика.

Способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает - вопреки сознательному контролю - разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЭМПАТИЯ

(от греч. empatheia - сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование ). Способность к Э. - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций . Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации . Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая , человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. .

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. ).


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Эмпатия

   ЭМПАТИЯ (с. 661) (от греч. empatheia - сопереживание) - проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта - способность к такого рода пониманию и сопереживанию.

В последние годы термин получил широкое распространение в отечественной психологической литературе, однако до сего времени в обыденной речи (а также в универсальных словарях русского языка) отсутствует. Заимствован из английского языка, где бытует сравнительно давно (англ. - empathy ). В данном случае, как и в большинстве подобных, это заимствование представляется терминологическим излишеством, наивной данью западничеству, поскольку содержание понятия эмпатия вполне исчерпывающе передается русским словом .

В большинстве отечественных публикаций, в которых вводится данное понятие, имеются ссылки на К.Роджерса, которому нередко и приписывается его авторство. В самом деле, в концепции Роджерса понятию эмпатия принадлежит ключевая роль, и именно благодаря Роджерсу произошло его внедрение в отечественную психологическую терминологию в конце 80-х, когда попытки заполнить вдруг возникший идеологический вакуум вызвали к жизни культ гуманистической психологии (именно Роджерс и выступил у нас пророком этого культа и его новоявленной иконой). Однако термин изобретен не Роджерсом - в словарях английского языка слово эмпатия впервые появилось в 1912 г., когда будущий мэтр еще ходил в школу и ловил мотыльков на отцовской ферме. В английскую психологическую терминологию слово попало еще раньше благодаря Э.Титченеру, который подыскал его как английский эквивалент немецкому понятию (вчувствование ), имевшему еще более давнюю историю. Характерно, что в немецком языке для обозначения данного явления по сей день используется традиционная немецкая форма, именно это слово родного языка немцы употребляют, говоря об эмпатии.

Первая концепция эмпатии сформулирована в 1885 г. немецким психологом Теодором Липпсом (1851-1914). Ее он рассматривал в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания (в работах Липпса в первую очередь шла речь о восприятии произведений изобразительного искусства, архитектуры и пр.). По мнению Липпса, соответствующие эстетические переживания не столько пробуждаются художественным творением, сколько привносятся в него. Так, при восприятии неодушевленных форм (например архитектурных построек) появляется ощущение, что они полны внутренней жизни («мрачный дом», «веселый фасад» и т.п.). Этим объясняются, в частности, некоторые геометрические иллюзии - например вертикальная линия воспринимается более длинной, чем в действительности, поскольку наблюдатель ощущает себя как бы вытягивающимся вверх. Идеи о вчувствовании субъекта в линейные и пространственные формы впоследствии были развиты в различных работах по психологии искусства.

Понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в «понимающей психологии» Вильгельма Дильтея (1833-1911). Способность к эмпатии Дильтей рассматривал как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности. Различные феномены культуры возникают из «живого целого человеческой души», поэтому и их понимание, по Дильтею, - это не концептуализация, а проникновение, как бы перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкция на основе эмпатии. Заметим, что эта трактовка относится к 1894 г.

Наиболее близкое к современному понятие эмпатии было сформулировано З.Фрейдом в 1905 г. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд указывал: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным». Характерно, что эмпатии отведено важное место в понятийном аппарате психоанализа. В частности, данный термин среди прочих фигурирует в недавно изданном «Словаре-справочнике по психоанализу» В.М.Лейбина, а также в «Критическом словаре психоанализа» Ч.Райкрофта и других аналогичных изданиях. Важно, что в обоих упомянутых изданиях подчеркивается сохранение при эмпатии объективного взгляда на истоки и природу переживаний другого человека. Так, В.М.Лейбин указывает: «Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии».

Заметим еще раз, что труды Липпса, Дильтея и Фрейда в оригинале увидели свет на немецком языке, и во всех упомянутых случаях данное понятие описывалось термином эмпатия , который англоязычные психологи не стали слепо заимствовать, а нашли более созвучный родному языку эквивалент.

В гуманистической психологии К.Роджерса эмпатия выступила основным приемом «клиент-центрированной терапии», в которой психолог вступает в глубокий, эмпатический контакт с клиентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Наряду с безусловным принятием клиента и так называемой конгруэнтностью (еще один лингвистический монстр, которому у нас поленились подыскать эквивалент), эмпатия выступает одним из компонентов так называемой психотерапевтической триады Роджерса - тройственной совокупности условий, без которых, по мнению сторонников этого подхода, психотерапевтический процесс не может быть полноценным. Эмпатия как способ психотерапевтического общения предполагает временную жизнь как бы другой жизнью, деликатное, без предвзятых оценок и суждений, пребывание в личностном мире другого, чувствительность к его постоянно меняющимся переживаниям. Совместная интерпретация волнующих или пугающих проблем помогает их более полному и конструктивному переживанию и в конечном счете - такому изменению структуры , которое делает его более гибким, творческим, открыпым позитивному опыту.

Предоставим слово самому Роджерсу. Вот как он описывает эмпатию в качестве одного из компонентов (условий) своей психотерапевтической триады.

Третье условие можно назвать эмпатическим пониманием. Когда терапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту, тогда третье условие выполнено.

   Я подозреваю, что каждый из нас знает, что такое понимание встречается крайне редко. Мы не часто чувствуем такое понимание и сами редко его выказываем. Обычно мы предлагаем вместо него совершенно другой, отличный тип понимания: «Японимаю, что у тебя не все в порядке», «Японимаю, что заставляет тебя так поступать» или «У меня такие неприятности были, но я вел себя совершенно по-другому». Это - типы понимания, которые мы обычно получаем или предлагаем другим, это - оценивающее понимание с внешней позиции. Но когда кто-то понимает, как чувствуется или видится мне, без желания анализировать или судить меня, тогда я могу «расцветать» и «расти» в этом климате .

Исследование подтверждает это общепринятое наблюдение. Когда терапевт, оставаясь самим собой, может уловить каждомоментную внутреннюю жизнь клиента так, как тот ее видит и чувствует, тогда, вероятно, происходят изменения» (Роджерс К . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 106)*.

   *[Перевод несколько подредактирован автором этих строк; например, еще одно лингвистическое извращение - терапист - заменено на более привычное слово терапевт (хотя это вряд ли удержит терапистов от того, чтобы продолжать называть себя этим смешным и глупым словом)].

При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии (отмеченную, кстати, еще Фрейдом). Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы». Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации - весьма, кстати, небезопасным. Показателен в этом отношении опыт самого Роджерса, который в начале 50-х настолько «вчувствовался» во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии, которая явно имеет место в последнее время. В ряде работ эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности психолога. Подчеркивается, что способность к эмпатии может быть формируема с помощью специальных тренинговых приемов (это и неудивительно - с помощью тренинга у нас сегодня берутся сформировать что угодно, вплоть до смысла жизни).

Представляется бесспорным, что эмпатия является ценным профессиональным качеством психолога, чья практическая деятельность связана с непосредственными контактами с людьми, с помощью им в решении их проблем. При этом особенно важно не забывать о ее субъективных пределах, выход за которые чреват профессиональным «выгоранием». Иными словами, психолог должен уметь проникнуться переживаниями другого человека, однако не настолько, чтобы превратить чужие проблемы в свои.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "эмпатия" в других словарях:

    ЭМПАТИЯ - (от. греч. empatheia вчувствование, сочувствование) способность человека отождествлять (идентифицировать) один из своих Я образов с воображаемым образом «иного»: с образом др. людей, живых существ, неодушевленных предметов и даже с линейными и… … Философская энциклопедия