Екатерина Дашкова. Непростая судьба удивительной женщины

(17 марта по старому стилю) 1743 года (по другим сведениям — в 1744 году) в Санкт‑Петербурге.

Дочь графа Романа Воронцова от брака с Марфой Сурминой, она рано лишилась матери и была взята на воспитание в дом дяди — вице‑канцлера Михаила Воронцова. Девочка получила хорошее домашнее образование, прекрасно владела европейскими языками и увлекалась сочинениями французских просветителей.

В 1758 году сблизилась с будущей императрицей Екатериной II и стала ее преданной сторонницей. Активно участвовала в перевороте 1762 года, приведшем Екатерину II на престол.

В 1759 году вышла замуж за князя Михаила Дашкова.

Против ожиданий княгини, первенствующее место при дворе и в государственных делах заняли другие лица. Вместе с тем охладели и отношения императрицы к Дашковой, которая удалилась от двора. Некоторое время княгиня провела в подмосковной деревне, а в 1768 году совершила поездку по России.

В 1794 году Дашкова вновь впала в немилость императрицы за публикацию в "Российском Феатре" трагедии Якова Княжнина "Вадим Новгородский" (1793). Отношения с Екатериной II ухудшились, и Дашкова уехала в имение Троицкое Калужской губернии.

В 1796 году император Павел I отстранил Дашкову от всех ее должностей и выслал в имение Коротово Новгородской губернии.

В 1801 году при Александре I опала была снята. На предложение членов Российской академии вновь занять место президента Дашкова ответила отказом .

Княгиня жила попеременно в Москве и Санкт‑Петербурге, вела обширную переписку, сотрудничала в журнале "Друг просвещения" (1804-1806), в 1808 году — в "Вестнике Европы", "Русском вестнике" и других журналах под разными псевдонимами. Последние годы ее жизни прошли в работе над мемуарами, которые на русском языке были изданы только в 1859 году Александром Герценом.

Екатерина Романовна рано овдовела — ее супруг Михаил Дашков скончался в 1764 году. В этом браке родились дочь и двое сыновей, один из которых умер в младенчестве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Княгиня Дашкова Екатерина Романовна (род. 17 (28) марта 1743 года – см. 4 (16) января 1810 год. Урожденная графиня Воронцова).

Образованнейшая женщина XVIII века, внесла огромный вклад в организацию научного процесса в России. Единственная женщина в мире, которая возглавляла две Академии наук. Автор многочисленных литературных переводов, статей и «Записок» (1805 г.).

Современники Екатерины Романовны считали, что лишь по случайной, прихотливой ошибке природы она родилась женщиной. Английский посланник Маккартни написал: «Она женщина необычайной силы ума, обладающая мужской отвагой и силой духа, способной преодолевать трудности, кажущиеся непреодолимыми, характер слишком опасен в этой стране».

Как и большинство ее родственников, Дашкова старалась жить с пользой для Отчизны. Только среди степенных, сдержанных Воронцовых она выделялась неистовством поступков, возможно, потому, что рано осознала себя человеком действия, а мир науки и политики был закрыт для нее. На женщину ее ума, темперамента и организационного дара не только в России, но и в Европе взирали с удивлением, граничащим с непониманием.

Екатерина родилась 17 марта 1743 года и была дочерью графа Романа Илларионовича Воронцова и Марфы Ивановны Сурмилиной (Долгорукой по первому мужу). В двух летнем возрасте она лишилась матери, а в 4 года фактически осталась без семьи. Отец с большей охотой предавался светским развлечениям, чем заботился о воспитании пятерых детей.


С ним жил лишь старший, Александр, Семена растил дед, Мария и Елизавета еще детьми были взяты во дворец и стали юными фрейлинами. Екатерина была на воспитании брата отца, Михаила Илларионовича Воронцова, вице-канцлера, а впоследствии канцлера. Его единственная дочь (в будущем графиня Строганова) и племянница жили в одних комнатах, занимались с одними и теми же учителями, даже одевались одинаково.

Прекрасный дом, блеск и роскошь, внимание родственников и особая забота, проявленная к крестнице императрицей Елизаветой и наследником престола Петром, не превратили ее в «беззаботного мотылька». Жажда знаний и некая непостижимая гордость, «смешанная с нежностью и чувственностью», выковали в характере Екатерины странный сплав – «желание быть любимой всеми окружающими людьми» и доказать им свою неординарность.

К 13-ти годам она знала четыре языка, хорошо рисовала и разбиралась в музыке. Среди ее книг не было места приторно-сентиментальным романам, ее живой ум манили Бэйль, Гельвеций, Вольтер, Дидро, Буало, Руссо, Монтескье, она интересовалась политикой и общественным строем разных государств.

Может быть, все сложилось бы по-другому, но, дав девушке недюжинный ум, природа обделила ее женской привлекательностью. Д.Дидро описал после встречи Екатерину так: «Отнюдь не красавица. Небольшого роста, с открытым и высоким лбом; с полными раздувшимися щеками, с глазами среднего размера, несколько заходившими под лоб, плоским носом, широким ртом, толстыми губами, круглой и прямой шеей – она далеко не очаровательна; в ее движениях много жизни, но не грации».

Влюбившись без памяти в красавца-поручика, князя Михаила Ивановича Дашкова, Екатерина смогла «взять его в плен». На одном из балов, когда он приличия ради рассыпался в комплиментах, она сказала проходящему мимо дяде-канцлеру, что молодой человек просит ее руки. В мае 1759 года состоялась их свадьба. Молодой жене частенько приходилось закрывать глаза на светские похождения мужа, однако свое супружество она считала счастливым.

Чета Дашковых поселилась в Москве. Екатерина понравилась родне супруга, но оказалось, что она практически не может с ними общаться, потому что… не знает русского языка. С присущей ей энергией она в скором времени смогла освоить родной язык, что очень пригодилось ей со временем. Жизнь Дашковой вдали от двора протекала тихо и скромно – любимый муж, книги, музыка и каждодневные бытовые проблемы по уходу за детьми, Анастасией и Михаилом, заменили ей общество.

1761 год, июль — оставив у свекрови подрастающих детей, Екатерина возвратилась в Петербург. Дашкова возобновила дружбу с великой княгиней Екатериной. Лишь в ней она видела будущего просвещенного монарха и потому активно включилась в подготовку дворцового переворота.

Из своих «Записок» Дашкова предстает чуть ли не главой заговорщиков. Но множество исторических источников свидетельствует, что ее роль была скорей эффектна, чем значима. По малолетству (ей было только 19) заговорщики старались не посвящать ее в свои замыслы. Но гордая, тщеславная, осознающая свое умственное превосходство княгиня действовала самостоятельно, склоняя на сторону Екатерины цвет высшего общества. Она пошла даже на конфронтацию с семьей Воронцовых, которые стояли на стороне Петра III.

1762 год, 28 июля – в день переворота – Дашкова Екатерина Романовна не отходила от своей «доброй подруги». Это были лучшие часы в ее жизни. Каким же было ее разочарование, когда, ожидая почестей и славы, она не была особо отмечена при распределении наград. Мечты княгини стать сподвижницей и наперсницей императрицы, получить чин полковника гвардии и место в заседании высшего государственного совета не сбылись.

Не допускала и мысли, что рядом с ней может стоять столь энергичная, умная и дерзкая особа. Она собиралась царствовать единолично и не долго терпела во дворце подругу, забывающую о субординации, позволяющую себе «нескромную свободу языка, доходящую до угроз». По словам Дидро, лишь рождение в мае 1763 года сына Павла и длительная болезнь вдали от двора спасли Дашкову от ареста.

Места рядом с императрицей княгине не было. А тут еще рухнула надежда на счастливый семейный очаг. Во время военного похода на Польшу скончался муж. Опальная 20-ти летняя вдова взялась за восстановление запущенного хозяйства. Ее экономность граничила со скаредностью. Гордая княгиня не гнушалась милостиво просить помощи у императрицы и Потемкина, с которым была в замечательных отношениях.

Не продав ни пяди родовых земель, она в скором времени расплатилась с мужниными долгами и в конце 1769 года под именем госпожи Михайловой отправилась в путешествие по Европе вместе с дочерью Анастасией и сыном Павлом (сын Михаил скончался осенью 1762 года).

Инкогнито княгине сохранить не удалось. В Берлине на встрече с Дашковой «под любым именем» настоял император Фридрих II, с особым почетом она была принята в Оксфорде, а в Париже она общалась с Дидро. Знаменитый философ отметил, что «в образе мыслей ее проявляется твердость, высота, смелость и гордость. Княгиня любит искусства, знает людей и потребности своего отечества. Она искренне ненавидит деспотизм и все проявления тирании. Метко и справедливо раскрывает выгоды и пороки новых учреждений».

Свои дни княгиня заполняла до предела – университеты, библиотеки, музеи, храмы, мастерские знаменитых художников и кабинеты ученых и мыслителей. Ее взгляды, ум, энергичность вызывали в Европе удивление и почтение. Но, возвратившись в Россию, Дашкова убедилась, что императрица не сменила гнев на милость и применить свои знания и силы ей негде.

Княгиня занялась переводами серьезных трудов Гельвеция и Дидро, писала на общественные и философские темы под псевдонимами «Россиянка» и «Благородная Россиянка». Всю свою энергию она направила на детей. Дашкова Екатерина Романовна разработала целую систему воспитания и обучения. Интенсивность обучения, на которое она обрекла своего сына, должна была создать человека энциклопедических знаний.

В 13 лет Павла приняли в лучший в Европе тех времен Эдинбургский университет (Шотландия) и спустя три года он получил степень магистра искусств. Мать гордилась своим сыном. 1776–1782 гг. она провела за границей, чтобы наблюдать за его развитием, а для завершения образования Павла предприняла продолжительную поездку по Европе.

Но юноша, похоже, «отравился» знаниями. Создать «нового человека» Дашкова не смогла, а нравственный облик сына и дочери впоследствии не раз заставлял мать терпеть насмешки со стороны и в результате привел к разрыву с детьми.

Зато второе заграничное путешествие принесло Екатерине европейское признание ее самой. О Дашковой с почтением отзывались лучшие представители науки и культуры. Ее ценили как знатока искусства. Музыкальные произведения, написанные княгиней, имели большой успех в Англии. Екатерина Романовна интересовалась минералогией (свою знаменитую коллекцию минералов, оцененную в 50 000 руб., она подарила Московскому университету), астрономией, картографией, экономикой, политикой и конечно литературой.

Екатерина II, слывшая в Европе покровительницей наук и искусств, неожиданно для княгини предложила ей возглавить Петербургскую академию наук (1783 год). Ее президент К.Г.Разумовский в деятельность учреждения не вмешивался, и Дашкова фактически выполняла его обязанности.

Никаких открытий в науке Дашкова не сделала, но ее организационные способности, трезвая оценка деятельности превратили Академию наук из «собрания знаменитых ученых» в «сложную фабрику научной продукции». Общение с крупнейшими европейскими специалистами дало возможность ей беспристрастно выделить и способствовать работе ученых мирового уровня, таких, как Леонард Эйлер.

Приведя в порядок финансы и рабочий процесс, Екатерина Романовна Дашкова занялась организацией научно-просветительской деятельности: открыла при академии общедоступные курсы, возобновила работу типографии и издательства. Вокруг нее сгруппировались признанные мастера российской словесности: Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, М.М.Херасков, Я.Б.Княжнин, В.В.Капнист и др.

Литературно-общественные журналы «Собеседник любителей российского слова» и «Новые ежемесячные сочинения» пользовались огромной популярностью. Под ее наблюдением было продолжено издание письменных памятников по истории России, вышло 43 части сборника «Российский театр», началось издание полного собрания сочинений М.В.Ломоносова.

Как патриот своей отчизны, княгиня пыталась превратить академию, страдающую от засилья немецких специалистов, в учреждение русской науки. Она ввела три новых курса – математика, география, естественная история, – которые читались русскими профессорами на родном языке и бесплатно для слушателей.

Энергия Дашковой поддерживала творческие и научные искания. «Мне кажется, – писала Е.Вильмонт, одна из дочерей английской подруги Дашковой, – что она была бы всего более на месте у кормила правления или главнокомандующим армией, или главным администратором империи. Она положительно рождена для дел в крупных размерах…»

Княгиня нуждалась в широком поле деятельности, лишь тогда она чувствовала себя востребованной. На одной из встреч с императрицей княгиня предложила учредить Российскую академию наук и с сентября 1783 года стала ее президентом. «Главный предмет Российской академии состоять должен в обогащении и очищении языка российского и в распространении словесных наук в государстве», – записано в подготовленном ею уставе. Этому же служила и организованная княгиней работа видных ученых и литераторов по созданию первого русского толкового словаря («Словарь академии Российской» в 6-ти томах, 1789–1795 гг.), который включал 43 257 слов. Дашкова сама написала несколько определений и отобрала больше 700 слов на буквы «ц», «ш», «щ».

Для главы двух российских академий не существовало мелких дел. Она портила нервы архитектору при строительстве нового здания академии, с пристрастием отбирала юношей для обучения, отчисляя именитых оболтусов. И при всей скудности выделяемых средств при Дашковой в Академии наук царила «эпоха процветания». Но нетактичность, неуживчивость княгини, несдержанные речи приводили к конфронтации с окружением и способствовали ухудшению отношений с императрицей. Это больно ударяло по чрезмерному самолюбию княгини, ей начали изменять кипучие силы.

В 51 год Екатерина Романовна Дашкова выглядела дряхлой мужеподобной старухой. В особенности ей в тягость было одиночество. Дети не оправдали надежд. Сын Павел не смог сделать стремительной карьеры, хотя благодаря хлопотам матери получил чин подполковника. Княгиня не могла ему простить попрания величия аристократических родов Воронцовых-Дашковых: без ее согласия он женился по любви на дочери купца Алферова и был счастлив с этой простой женщиной.

Поведение дочери Анастасии также не радовало княгиню. Незавидной внешностью она пошла в мать, к тому же была горбата и глупа. Когда ей исполнилось только 15 лет, Дашкова поспешно выдала ее замуж за безвольного алкоголика Щербина. Зять вел распутную жизнь за границей, а дочь, даже живя рядом с матерью, все время умудрялась попадать в скандальные истории, а после сбежала к своему непутевому мужу.

Разбитая неурядицами княгиня вынуждена была просить отпуск, который после восшествия на престол превратился в отставку, а после в изгнание в глухую новгородскую деревеньку. Этот вынужденный покой для деятельной и чувствительной женщины стал настоящей катастрофой. Княгиня была на грани самоубийства. вернул ей полную свободу, но она не смогла найти себя при «молодом дворе».

Екатерина Романовна Дашкова жила попеременно то в Москве, то в своем троицком имении. В обществе к ней относились с уважением, но побаивались ее насмешливого и острого ума. Дашкову мучили болезни, она ощущала постоянную необходимость дружеского участия. Потому княгиня с глубокой симпатией относилась к сестрам К. и М. Вильмонт. Она даже хотела удочерить Мэри. По настоятельной просьбе этой девушки, разделившей ее одиночество, княгиня написала «Записки» (1805 год) – замечательный памятник истории русской культуры, в котором отразилась не только многогранная деятельность неординарной женщины, но и ее полная драматизма жизнь.

Судьба была жестока к старой княгине. 1807 год, январь — умер ее сын. Они жили в Москве рядом, но не общались. Скандал из-за наследства, который устроила на похоронах Анастасия, до основания рассорил Дашкову с дочерью, но примирил с невесткой. В июне покинула свою «русскую мать» и Мэри. Печаль и одиночество стали уделом последних лет жизни этой неординарной одаренной, но только частично реализовавшей себя женщины. Екатерина Романовна Дашкова умерла 4 января 1810 года и была скромно похоронена в Троицком.

Полина Дашкова – российская писательница, автор романов «Кровь нерожденных», «Точка невозврата», «Пакт», «Соотношение сил». Будущая писательница родилась 14 июля 1960 года в Москве в интеллигентной семье. При рождении девочка получила имя Татьяна. Вскоре родители девочки развелись. После чего мать Татьяна Леонидовна, телережиссер по профессии, вышла замуж за математика Виктора Владимировича Поляченко, который удочерил Татьяну. Отчим занимал высокий пост – работал заведующим лабораторией ВЦ АН СССР.

В детстве, помимо основной школы, девочка посещала еще и балетную студию, но в танцах не осталась. После получения среднего образования в 1979 году девушка поступила в Литературный институт имени на курс ко , знаменитому советскому поэту, лауреату Сталинской премии.


Будучи студенткой пятого курса, Татьяна устроилась литературным консультантом в журнал «Сельская молодежь», там же девушка начала печатать поэтические произведения. Затем стихи Поляченко появились в ряде литературных изданий – журналах «Юность», «Истоки», «Молодые голоса». Спустя пять лет Татьяна получила место заведующей отделом литературы в «Русском курьере».

Литература

В середине 90-х годов Поляченко стала писать детективные романы. Первая книга Татьяны «Кровь нерожденных» принесла писательнице всероссийскую известность. В первом романе автор построила сюжет вокруг нового для 90-х годов кровавого бизнеса – торговли человеческими эмбрионами. Перед читателями автор предстала под творческим псевдонимом Полина Дашкова, который она преобразовала из имени младшей дочери и собственной фамилии.


В 1998 году Татьяна выпустила роман «Никто не заплачет», через год подготовила к изданию две следующих книги – «Место под солнцем» и «Золотой песок». В 2000 году писательница порадовала поклонников сразу пятью работами: «Эфирное время», «Чеченская марионетка, или Продажные твари», «Питомник», «Образ врага», «Легкие шаги безумия». В традиционную канву детектива писательница умело вплетала исторические свидетельства, факты, подтвержденные документально. Помимо России, Полина Дашкова начала печататься за границей. Ее романы получили популярность в Германии, Франции, Китае, Дании, Испании, Польше и Венгрии.

В 2002 году свет увидел двухтомник Полины Дашковой «Чувство реальности» о заказном убийстве гражданина США на территории Российской Федерации. В книге писательница соединила шпионский мотив с любовной темой, легко перемещая повествование из реалий российской глубинки в кулуары североамериканского разведывательного управления. Отсутствие главных героев позволило автору подробно раскрыть психологию и внутренний мир каждого персонажа. В 2003 году появились схожий с предыдущим криминальный роман «Херувим» и сборник рассказов «Качели».


Через год режиссер Али Хамраев получил от Полины Дашковой права на экранизацию третьего детектива писательницы «Место под солнцем». По сценарию молодой балерине пришлось столкнуться с убийством мужа, которое ей приходится расследовать самой. Под подозрение попало сразу несколько знакомых: поклонник танцовщицы, партнер мужа по бизнесу, его любовница. Главных героев восьмисерийного фильма сыграли , и . Несмотря на звездный состав сериала, отзывы критиков и самой писательницы носили негативный характер.

В 2005 году появился второй из двух фильмов по книгам Дашковой – детектив «Херувим» режиссера Николая Гейко, главные роли в котором исполнили , и . В 2004 году из-под пера Татьяны вышел триллер «Приз», в котором рассказывалось о темном прошлом одного преуспевающего предпринимателя и о девушке, знающей тайну. Через два года автор выпустила очередной сборник остросюжетных рассказов «Игра во мнения» и детективный роман «Вечная ночь» о преступлениях маньяка-философа.

В 2007-2009 годах Полина Дашкова создает очередной шедевр – трехтомник «Источник счастья», сюжет которого переносит читателей в эпоху начала XX столетия. Загадочные события, медицинские открытия, семейные тайны – все компоненты мастерски переплетены в детективном романе, написанном легким, доступным языком. Поиски исчезнувшего профессора Свешникова, а вернее его лекарства, дарящего вечную молодость, заставляют миллиардера Петра Кольта начать изучение биографии медика и его архивов. Книга не лишена точности в описании исторических фактов при изрядной вольности в трактовке событий прошлого.


Трехтомник Полины Дашковой "Источник счастья"

В 2010 году выходит сборник «Точка невозврата», в который вошли рассказы «Лешенька», «Ее величество пробка», «Балет», «Как я снималась в кино», «Брюки дев» и документально-приключенческая повесть «Точка невозврата». В последнем произведении сборника присутствует главный герой из предыдущего романа – доктор Агапкин.


В 2012 году из-под пера Полины Дашковой вышел роман о предвоенном времени «Пакт». Машина войны запущена, и никто не состоянии остановить механизм, но в человеческих силах спасти хотя бы одну жизнь. Через два года вышел очередной политический роман Дашковой «Соотношение сил» об одновременной разработке атомного оружия в Третьем рейхе и СССР.

Личная жизнь

В начале 80-х годов Татьяна познакомилась с будущим мужем Алексеем Витальевичем Шишовым, студентом ВГИКа, режиссером-документалистом и сценаристом. Своего будущего супруга девушка представила педагогу литературного института Льву Ивановичу, который одобрил выбор студентки. В 1986 году у супругов родилась дочь Анна, через шесть лет – Дарья.


Алексей Шишов начал творческую деятельность в середине 90-х, сняв документальную ленту «Прогулки с Бродским». В 2000-х последовали фильмы о жизни писателей , а. Последними работами Шишова стали киноленты о и Викторе Некрасове. В 2010 году режиссер скончался.


Старшая дочь окончила два вуза – МГУ по специальности историк и ВГИК, мастерскую неигрового кино. В 2014 году на фестивале «Артдокфест» состоялась премьера фильма Анны Шишовой «На краю», который получил сразу несколько премий. Младшая сестра Дарья тоже стала студенткой ВГИКа, но девушка выбрала специальность мультипликатора.

Полина Дашкова сейчас

В начале 2017 года Полина Дашкова наряду с литераторами и кинематографистами Владимиром Вишневским, Дмитрием Воденниковым, Игорем Волгиным, Марком Розовским вошла в Большое жюри конкурса национальных литературных наград «Поэт года» и «Писатель года». В состязании приняли участие писатели и поэты, печатающиеся на порталах Стихи.ру и Проза.ру.


Работа по выбору финалистов состязания длилась год, после чего определились победители: Алла Шарапова (поэт года), Александр Шимловский (писатель года), Александр Демидов (лирика), Андрей Васильев (песни), Ирина Ракша (мемуары), Сергей Бушов (фантастика) и Спика Рейн (детская литература). Вручение премий состоялось в Большом конференц-зале правительства Москвы 21 марта, в день поэзии.


По сообщению пресс-службы издательства «Эксмо-АСТ», сейчас Полина Дашкова работает над очередным романом, выпуск которого ожидается в конце 2017 года. Сюжет и жанр писательница пока держит от читателей в секрете.

Библиография

  • «Кровь нерожденных» - 1996
  • «Место под солнцем» - 1999
  • «Никто не заплачет» - 1998
  • «Легкие шаги безумия» - 2000
  • «Питомник» - 2000
  • «Чувство реальности» - 2002
  • «Херувим» - 2003
  • «Приз» - 2004
  • «Вечная ночь» - 2006
  • «Источник счастья» - 2007
  • «Точка невозврата» - 2010
  • «Пакт» - 2012
  • «Соотношение сил» - 2014

Все, что дал России восемнадцатый век, в виде просвещения, образования, забвения своих корней и возвращения к ним, освоение новых земель и новых профессий, наконец, в виде неистовой жажды новых знаний нашло свое воплощение в жизни этой сильной и чрезвычайно талантливой женщины. Ее заслуги велики уже тем, что все, что ею было сделано - это было сделано женщиной, а в восемнадцатом столетии таковых примеров немного. Ее первый биограф написал о ней: "Благородное рвение Дашковой к наукам и любовь к ученым стоило ей многих усилий, а иногда и неудовольствий, но препятствия не удерживали ее". Ее жизнь слагалась по заветам Петра Великого, который явил миру русского человека, жаждущего познания, когда узнавание нового, познание мира стало отличительной чертой общества на целое столетие, определив движение вперед русского общества, когда было принято все уметь, напитавшись знаниями, и прилагать это к жизни.

"Очень бы мне хотелось, чтобы вы могли взглянуть на самую княгиню. В ней все, язык и платье, - все оригинально; что бы она ни делала, она решительно ни на кого не похожа. Я не только не видывала никогда такого существа, но и не слыхивала о таком. Она учит каменщиков класть стены, помогает делать дорожки, ходит кормить коров, сочиняет музыку, пишет статьи для печати, знает до конца церковный чин и поправляет священника, если он не так молится, знает до конца театр и поправляет своих домашних актеров, когда они сбиваются с роли; она доктор, аптекарь, фельдшер, кузнец, плотник, судья, законник; она всякий день делает самые противуположные вещи на свете - ведет переписку с братом, занимающим одно из первых мест в империи, с учеными, с литераторами, с жидами, с своим сыном, со всеми родственниками. Ее разговор, увлекательный по своей простоте, доходит иногда до детской наивности. Она, нисколько не думая, говорит разом по-французски, по-итальянски, по-русски, по-английски, путая все языки вместе. Она родилась быть министром или полководцем, ее место во главе государства" - так напишет о ней друг, ирландаская девушка, наблюдавшая ее уже в старости и покоренная широтой и красотой этой необычайной русской женщины, княгиней Екатериной Романовной Дашковой.

В светлом и гулком зале Петербургской академии, которая была рождена гением Петра Великого, как и все, что он создавал, грандиозное, собирались академики. Академия переживала свои худшие времена - она была обобрана временщиками от науки до нитки, гений Ломоносова давно почил, академики подвергались оскорблениям придворных управляющих... И вот пронесся слух, что во главе академии императрица Екатерина II поставила женщину, причем свою сподвижницу в неблаговидном заговоре против законного царя... Воистину неисповедимы пути Господни... Какие еще худшие времена ждут академиков в будущем?

В залу стремительно вошла маленькая женщина в черном, закрытом, глухом платье с орденской лентой через плечо. А за ней, поддерживаемый с двух сторон, седой академик. Это был знаменитый математик и геометр, известный не только России, но и Европе, гордость академии, сподвижник Ломоносова Леонард Эйлер.

Он был стар, академии не посещал давно, ему были жалки и неинтересны академические дрязги и оскорбления чиновные, но эта маленькая хрупкая женщина сумела заставить его покинуть дом, - так страстно она добивалась его поддержки, так по-математически логичен был ее ум, так настойчиво и живо рассказала она старому академику о том, что будет делать в академии и чем должна стать она для России.

В зале стих гул... Женщина подошла к кафедре, губы ее слегка вздрагивали, выдавая волнение, когда она начала произносить свою речь. Но постепенно княгиня Дашкова овладела вниманием зала, как она умела это всегда. Все в затаенном ожидании внимали ей. Может и вправду эти руки, взлетавшие над кафедрой, смогут что-то изменить в разоренной академии?

"Я сказала им, что просила Эйлера ввести меня в заседание, так как, несмотря на собственное невежество, считаю, что подобным поступком самым торжественным образом свидетельствую о своем уважении к науке и просвещению".

Речь произнесена. И все рассаживаются по своим местам согласно давно заведенному ранжиру. В ту же секунду Дашкова обнаруживает, что рядом с местом председательствующего садится какой-то "профессор аллегории", который и сам-то нечто вроде "аллегории" в науке, но в больших чинах. И тогда она произносит слова, столь уместные и резкие, чтобы поставить собеседника на место. Обращаясь к заслуженному центру внимания, к Эйлеру, она говорит: "Сядьте, где вам угодно. Какое бы место вы ни избрали, оно станет первым с той минуты, как вы его займете".

Десять лет во главе Академии дали возможность Екатерине Романовне воплотить в жизнь многие ее планы - она не тщилась быть ученой дамой, но сделала все, чтобы организовать жизнь академии на самом передовом уровне просвещения, а самое главное, сделать ее полезной Отечеству.

Уже через три года многое изменится в академии и Екатерина Романовна подведет итог своих дел: у Академии было множество долгов - долги свои академия оплатила все; шрифты в типографии были старыми, прессы сломаны, отчего книги не печатались - были отлиты новые шрифты и заказаны за границей; книги по специальностям не покупались - были даны распоряжения о закупке книг; "господа профессора, обремененные делами, чуждыми их науке, не имели времени заниматься своими специальностями, что вредило успехам науки" - теперь "каждый из них может заниматься своей наукой совершенно свободно, не встречая с моей стороны никаких препятствий; со своими делами они обращаются прямо ко мне и получают быстрое их разрешение, не подчиняясь волоките, пугавшей некоторых из них"; цены на карты и книги были очень высоки и никто не мог их покупать, к тому же не было каталога этих книг - "книги, карты и альманахи, поступившие в продажу со времени моего вступления в Академию, продаются за половину их прежней цены", выгнали неспособных учеников и набрали способных в гимназию при академии, приведены в порядок протоколы заседаний академии, книжный магазин при академии был ревизован, библиотека приведена в порядок, физические инструменты, которые пришли в негодность заменены новыми, заказанными за границей, обновлен химический кабинет и устроены новые печи для опытов, выписан профессор минералогии, которого не было в академии, "хотя Россия изобилует минеральными богатствами", отреставрирован и поправлен знаменитый Готторпский глобус, который Петр Первый привез в качестве трофея Северной войны; улучшена работа Географического отдела, который вследствие этого за три года создал новые карты; и во всем экономия средств, приведение в порядок, контроль и учет...

Но, пожалуй, самое главное, что все время звучит в ее делах по обустройству академии - это, чтобы "господа академики занимались работами, приносящими немедленную пользу нашему отечеству".

Ее возмущению нет предела: "Наблюдения и открытия, производимые внутри страны, сообщались за границу до их опубликования в России, и, к стыду Академии, там пользовались ими раньше, нежели у нас.

Я велела занести в журнал, что гг. академики не должны отныне сообщать подобные открытия за границу, пока Академия не извлекла из них славу для себя путем печати и пока государство не воспользовалось ими".

Сэкономив в хозяйстве Академии изрядную сумму, она просит у императрицы разрешения открыть общедоступные курсы по основным отраслям наук, причем чтение лекций для всех производить "на российском языке",- особо подчеркивает Дашкова. Такие публичные лекции прочитали лучшие академики, и княгиня с удовлетворением запишет потом: "Я часто присутствовала при лекциях и с удовольствием видела, что ими пользовались для пополнения своего образования дети бедных русских дворян и молодые гвардии унтер-офицеры...".

Она способствовала направлению различных экспедиций по изучению России, начала печатание полного собрания сочинений М.В. Ломоносова, выходит при ней вторым изданием "описание земли Камчатской" профессора С.П. Крашенинникова, записки путешествия Ивана Лепехина по разным провинциям России, возобновляются "Академические известия", печатаются новые карты России, издается новый просветительский журнал "Новые ежемесячные сочинения". Академики с признанием зовут ее "нашим доблестным начальником".

Но особой любовью и заботой Екатерины Романовны был язык Отечества Российского. Рожденная в среде, где все говорили по-французски, узнавшая этот язык едва ли не раньше русского, еще в юности, приехав молодой женой в московский патриархальный дом, она не могла понять, что ей говорила ее московская свекровь - так далека она была от языка Родины. Но в последствии он занял для нее самое главное место в сердце, особенно во время путешествий за границей. Ей хотелось донести красоту своего родного языка до своих именитых и ученых собеседников - она пела русские песни и романсы, катаясь на лодке, на которой укрепила русский флаг, своим швейцарским друзьям, когда была у Вольтера на Женевском озере в Швейцарии, рассказывала о русской жизни и ее устройстве философу Дидро, своему частому собеседнику и в заграничных путешествиях, и в письмах.

Будучи в Австрии при встрече с венским канцлером Кауницем на обеде речь зашла о Петре Первом. Канцлер назвал его создателем России и русских. Дашкова сразу же бросилась ему возражать, утверждая, что государственная и культурная история России имеет несравненно более древние истоки. Она знала это не по наслышке: до своего заграничного путешествия она побывала в Киеве, с наслаждением рассматривала фрески и мозаики древней Софии Киевской, была в Киево-Печерской лавре, посетила академию. Ее восхищает древность русской науки и истории: "Наука проникла в Киев из Греции задолго до ее появления у некоторых европейских народов, с такой готовностью называющих русских варварами. Философия Ньютона преподавалась в этих школах в то время, как католическое духовенство запрещало ее во Франции".

И вот теперь опять это европейское пренебрежение к русской истории! Отвечая канцлеру, она вся покрылась румянцем, глаза яростно заблистали:

" - Еще 400 лет тому назад, - сказала я, - Батыем были разорены церкви, покрытые мозаикой.

Разве вы не считаете ни во что, княгиня, - возразил канцлер, - что он сблизил Россию с Европой и что ее узнали только со времен Петра I ?

Великая империя, князь, имеющая неиссякаемые источники богатства и могущества, как Россия, не нуждаются в сближении с кем бы то ни было. Столь грозная масса, как Россия, правильно управляемая, притягивает к себе, кого хочет. Если Россия оставалась неизвестной до того времени, о котором вы говорите, ваша светлость, это доказывает, простите меня, князь, только невежество или легкомыслие европейских стран, игнорирующих столь могущественное государство..."

Никогда Дашкова не оставляла без внимания хотя бы малейшее умаление достоинств своего Отечества, европейски образованная, она считала европейцев во многом невежами по отношению к своей Родине, со всею страстью исправляла это невежество, просвещая своих многочисленных влиятельных в области науки и в области политической европейских знакомых. Так что можно считать ее в какой-то мере и талантливой дипломатической посланницей, которая за все свои многочисленные путешествия заграницу немало укрепила авторитет и России, и императрицы Екатерины II. Именно ее долгим и подробным разговорам о России с Дени Дидро можно объяснит желание знаменитого просветителя посетить Россию, а символ эпохи, житель брегов Женевского озера Вольтер, расставаясь с ней, напишет письмо вдогонку: "Альпийские горы долго будут греметь эхом Вашего имени - имени, которое навсегда остается в моем сердце".

Во время первого своего путешествия за границу в 1769, которое Дашкова предприняла под именем госпожи Михалковой для поправления здоровья детей, случилось курьезное, но вполне показательное для ее характера происшествие. Она приехала в Данциг и остановилась в гостинице "Россия". К ее изумлению в пышной зале гостиницы она обнаруживает два огромных, монументальных полотна, на которых раненные и умирающие русские солдаты просят пощады у победителей-пруссаков. И это после триумфальной победы русских в Семилетней войне, когда войска генерала Чернышева взяли Берлин! Зная, что здесь останавливаются многие русские, княгиня возмущается тем, что недавно здесь побывавший Алексей Орлов "не купил и не бросил в огонь" эти оскорбительные картинки. Ну а она придумывает свой ход - подговаривает секретаря русской миссии купить ей масляные краски и за одну ночь переписывает картину, перекрасив мундиры из русских в прусские и наоборот. Так и получается, что пруссаки теперь просят пощады у истинных победителей - русских. Умела княгиня быть решительной.

Будучи в Англии, Дашкова посещает Оксфорд, центр наук. К ней приходят русские студенты, в торжественной мантии приезжает университетский вице-канцлер. Дашкова осматривает Оксфордскую библиотеку, особенно интересуется русскими манускриптами, долго изучает русско-греческий словарь с грамматическими правилами. Может быть именно тогда пришла ей счастливая мысль о необходимости составления русской грамматики и русского словаря?

Много позже уже в качестве президента Академии Дашкова в разговоре с императрицей, с которой по делам академии она теперь виделась часто, выражает недоумение, что в России до сих пор нет Академии русского языка. Дабы обратить особое внимание монархини, она приводит в сравнение, что во Франции и Германии подобного рода Академии существуют вот уже полвека. Екатерина уязвлена, что столь достойный проект не пришел ей в голову: "Я уверена, что ваша энергия избавит от проволочек с этим делом, которое, к моему стыду, до сих пор не осуществлено". И тут же поручает княгине составить устав, назначая ее президентом. Цель Академии - изучение русского языка и составление правил, которые "избавили бы от необходимости употреблять иностранные слова и понятия, взамен русских, гораздо более выразительные".

С энтузиазмом, достойным ее, княгиня выступает на открытии академии, которую теперь стали называть Российской, в отличие от Петербургской, занимавшейся преимущественно точными науками, и которая, занимаясь русским языком и литературой и впредь, до наших времен, составляет второе отделение Российской Академии наук русского языка и словесности. Она не забывает возблагодарить за столь мудрое решение государыню, отметив, что "императрица, свидетельница толиких наших благ, дает ныне новое отличие покровительства и российскому слову, толь многих языков повелителю".

До произнесения речи она находится в жутком волнении, доходящем до спазм. Но во время произнесения, ее охватывает все большее вдохновение и велеречивость слов становится ясной слушателям, объятым тем же энтузиазмом, который слышен уже в звуках голоса маленькой княгини:

"Учреждением сей императорской Российской академии предоставлено усовершить и возвеличить Слово наше..."

Усовершить и возвеличить Слово... То, что всегда ее занимало, с самого раннего детства, столь малорадостного, - книги, слова, мысли составляли едва ли не главную отраду одинокому сердцу.

Княгиня вспомнила первые годы своей жизни. Она родилась в 1744 г. в знатности, принадлежа по рождению своему к высшим родам русской аристократии - семье графов Воронцовых. Воспреемницей ее от купели была императрица Елизавета Петровна, "дщерь Петрова", а крестным - наследник престола, будущий император Петр III, к свержению с престола которого будет причастна и эта девочка, его крестница.

Двух лет она лишилась матери, а потому, видимо, столь много мужской решительности было в ее характере. Отец, одержимый получением светских удовольствий, отдал девочку на воспитание в дом к ее дяде, вице-канцлеру Михаилу Илларионовичу Воронцову, женатому на двоюродной сестре императрицы. Дядя ничем не отличал племянницу от родной дочери, она часто резвилась на коленях у государыни. Ей дали по тем временам достойное воспитание. "Мой дядя не жалел денег на учителей. И мы - по своему времени - получили превосходное образование: мы говорили на четырех языках, и в особенности владели отлично французским; хорошо танцевали и умели рисовать; некий статский советник преподавал нам итальянский язык, а когда мы изъявили желание брать уроки русского языка, с нами занимался Бехтеев; у нас были изысканные и любезные манеры, и потому немудрено было, что мы слыли за отлично воспитанных девиц. Но что же было сделано для развития нашего ума и сердца? Ровно ничего..."

Жажда знаний и развития ума и сердца не покидала ее в течение всей жизни. И тогда, в детстве эта жажда помогла выстоять. Четырнадцатилетней девочкой она заболела корью, и поскольку болезнь эта была заразною, да к тому же еще смертельно опасною, то семья Воронцовых, будучи связана с императорским двором, почла за лучшее удалить девочку в деревню, в поместье, изолировав ее ото всех и приставив компаньонку-немку. Несправедливость одиночества особенно остро воспринимается в детстве. И чтобы заглушить тоску она находит в доме канцлера книги, в которые с головой погружается... Чтение серьезное, да к тому же приправленное одиночеством взращивает в ней вдумчивую натуру, не лишенную гордыни, она приходит к выводу, что должна "добиться всего без посторонней помощи".

Девушка читает серьезную литературу, которая, благо, была у вице-канцлера, не чуждого интереса к просвещению, друга Ломоносова. "Любимыми моими авторами были Бейль, Монтескьё, Вольтер и Буало..." - все светила европейского века Просвещения. Законы, нравы, обычаи, несправедливости мира находят в ее юном сердце интерес и питательную почву. Она наблюдательна, резка на язык, желает фрондировать. Отказывается белится и румянится, как другие девушки, тем самым отвоевывает себе право быть не такой, как все. Жадно и пытливо вслушивается в рассказы всех, посещающих дом ее дяди.

"...Я сравнивала их страны с моей родиной, и во мне пробудилось горячее желание путешествовать; но я думала, что у меня никогда не хватит на это мужества, и полагала, что моя чувствительность и раздражительность моих нервов не вынесут бремени болезненных ощущений уязвленного самолюбия и глубокой печали любящего свою родину сердца...".

К 15 годам у нее уже своя библиотека в 900 томов, которую она потом с гордостью будет демонстрировать всем, как самое свое главное украшение, а пока особую радость приносит ей приобретение словаря Луи Морери и знаменитой "Энциклопедии": "Никогда драгоценное украшение не доставляло мне больше наслаждения, чем эти книги".

Жажда познания... Как она пригодится ей при создании Российской академии.

"Многоразличные древности, рассыпанные в пространствах отечества нашего, обильные летописи, дражайшие памятники деяний праотцев наших, каковыми немногие из существующих ныне европейских народов хвалиться могут, представляют упражнениям нашим обширное поле...

Знаменитые деяния предков наших, а наипаче славный век Екатерины П, явит нам предметы к произведениям, достойным громкого нашего века; сие равномерно, как и сочинение грамматики и словаря, да будет первым нашим упражнением..."

Четкая, ясная программа развития языка, которая есть первое условие складывания самосознания нации: изучение древних летописей и документов, извлечение из них фактов истории, создание современных литературных сочинений о времени минувшем и настоящем, а так же совершенствование грамматики и создание словаря... По-ломоносовски логичная и государственная программа, которой княгиня Дашкова отдается со всей страстностью: "Будьте уверены, что я всегда гореть буду беспредельным усердием, истекающим из любви моей к любезному отечеству, ко всему тому, что всему нашему обществу полезно быть может, и что неусыпною прилежностию буду стараться заменить недостатки моих способностей..."

Она становится "сотрудницей писателей почтенных", "любительницей муз".

"Российский язык красотою изобилием, важностью и разнообразными родами мер в стихотворстве, каких нет в других, превосходит многие европейские языки, а потому и сожалительно, что россияне, пренебрегая столь сильный и выразительный язык, ревностно домогаются говорить или писать несовершенно, языком весьма низким для твердости нашего духа и обильных чувствований сердца. В столичных городах дамы стыдятся в больших собраниях говорить по-российски, а писать редкие умеют... До какого бы цветущего состояния довели россияне свою литературу, если бы познали цену языка своего!.."

В своей речи она спела оду в прозе Русскому слову: "Вам известны обширность и богатства языка нашего; на нем сильное красноречие Цицероново, убедительная сладость Демосфенова, великолепная Вергилиева важность, Овидиево приятное витийство и гремящая Пиндара лира не теряют своего достоинства; тончайшие философические воображения, многоразличные семейственные свойства и перемены имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи; однако при всех сих преимуществах недоставало языку нашему предписанных правил постоянного определения речениям и непременного словам знаменования. Отсюда происходили разнообразность, в сопряжении слов несвойственные, или паче обезображивающие язык наш речения, заимствуемые от языков иностранных..."

И все это должно было стать задачей работы Российской академии. Более 11 лет княгиня руководила ею, "горя беспредельным усердием". Из 364 заседаний две трети прошли под ее председательством.

Призывающему гласу
Я последовать хощу,
Ко священному Парнасу
Прежнего пути ищу.
Сладко мне повиноваться
Председательнице муз.

Кто российской громкой славы
Не удобен в рог звучать,
Тот испорченные нравы
Постарайся обличать...
Пойте, росски музы, пойте,
Есть наперсница у вас;
Восхищайтесь, лиры стройте:
Вверен Дашковой Парнас.

Написал о ней поэт Михаил Херасков.

Вокруг академического Парнаса Дашковой собирается цвет русских ученых людей. Членами Российской академии были ученые, образованные лица духовного звания, государственные деятели и, впервые, писатели - Фонвизин, Державин, Херасков, Княжнин. Не забудем в благодарности, что в XIX веке членами Российской академии станут Крылов, Жуковский, Пушкин.

Душа всей академии маленькая княгиня Дашкова развила неимоверную энергию при выполнении главного дела академии - составлении словаря, который теперь навсегда войдет в историю под именем "Словарь Дашковой".

"Словарь Академии Российской, производным порядком расположенный" - это первый толковый словарь русского языка с элементами этимологического (он разветвленно составлен от корней слов, слова составлены не по алфавиту, а по общему корню, образуя разветвленные смысловые гнезда). Это прапрадедушка всех словарей русского языка. По нему можно было определить, откуда произошло слово, кроме того, он включал множество новых слов в русском языке, введенных, например, Ломоносовым в науку.

"Просвещенная часть общества отдавала мне справедливость и сознавала, что учреждение русской академии и быстрота, с которой двигалось составление первого у нас словаря, стояла в зависимости от моего патриотизма и моей энергии. Но придворная партия находила, что словарь, расположенный в словопроизводном порядке, очень неудобен..."(скорее, это было противопоставление словаря Дашковой словарю самой императрицы, который она тоже начала составлять по другому принципу).

Но для нас важно и прежде всего то, как высоко ценил словарь А.С. Пушкин. Он побывал на заседании Российской академии в 1836 и оставил нам свидетельство благодарных потомков. Он пишет в своем отчете следующее, касательно словаря: "Екатерина П основала Российскую академию в 1783 году и повелела Дашковой быть председателем оной.

Екатерина, стремившаяся во всем установить закон и незыблемый порядок, хотела дать уложение и русскому языку. Академия, повинуясь ее наказу, тотчас приступила к составлению словаря. Императрица приняла в нем участие не только словом, но и делом, часто осведомлялась она об успехе начатого труда и, несколько раз слыша, что словарь доведен до буквы Н, сказала однажды с видом некоторого нетерпения: все Наш да Наш! когда же вы мне скажете: Ваш? Академия удвоила старание. Через несколько времени на вопрос императрицын: что словарь? отвечали ей, что Академия дошла до буквы П. Императрица улыбнулась и заметила, что Академии пора бы Покой оставить.

Не смотря на сии шутки, Академия должна была изумить государыню поспешным исполнением высочайшей ее воли: словарь окончен был в течение шести лет. Карамзин справедливо удивлялся таковому подвигу. "Полный Словарь, изданный Академиею, говорит он, - принадлежит к числу тех феноменов, коими Россия удивляет внимательных иноземцев; наша, без сомнения, счастливая судьба во всех отношениях, есть какая-то необыкновенная скорость: мы зреем не веками, а десятилетиями".

При этом Пушкин замечает, что Французская академия, основанная в 1634 году и с тех пор беспрерывно занимавшаяся составлением своего словаря, издала оный не прежде, как в 1694 году. Но к этому времени словарь обветшал, стали его переделывать, прошло несколько лет, а Академия все еще пересматривала букву А.

Итак, Екатерина II подписала указ о создании Академии Российской 21 октября 1783 года "чтобы усовершить и возвеличить русское слово". Во главе двух академий президентом она поставила Екатерину Дашкову, с которой к этому времени она уже была не так близка, но слишком понимала широту и уровень личности княгини, которая была к тому времени человеком известным в европейских ученых кругах. Императрица как всегда сделала правильный выбор, она умела выбирать сподвижников.

Впервые во главе важнейшего учреждения стала женщина и притом впервые не царского происхождения!

Словарь был написан и издан в самые кратчайшие сроки: его делали 11 лет, издавали в 6 частях с 1789 по 1794 год. В него вошло 43 257 слов. Это был подвиг научный, культурный, политический. Еще до окончания издания появились восторженные отклики об этой работе, увековечившей все изменения в русском языке, начиная с преобразовательной деятельности Петра Великого. Чешский славист И. Добровский писал, что словарь - это памятник, делающий великую честь молодой Академии.

Творение словаря было похоже на военный поход, где командиром армии была княгиня Дашкова.

Казанова, всеевропейский повеса, колесивший по свету в поисках приключений, побывал в России и у Дашковой, и был немало раздражен тем, что женщина возглавила академию: "Кажется, Россия есть страна, где отношения обоих полов поставлены совершенно навыворот: женщины тут стоят во главе правления, председательствуют в ученых учреждениях, заведывают государственной администрацией и высшею политикой. Здешней стране не достает одной только вещи, - а этим татарским красоткам - одного лишь преимущества, именно: чтобы они командовали войсками!"

А она командовала! И работала, не покладая рук, сама. Екатерина Романовна взяла на себя обязанность предоставить слова на буквы Ц, Ш, Щ, а так же слова, относящиеся к охоте, управления государством, слова морально-нравственного оттенка. Слова на Г собирал и объяснял адмирал И.Л. Голенищев-Кутузов, на Д - протоиерей Санкт-Петербургского Исаакиевского собора Г.М. Покровский, на Е - физик и астроном, вице-президент академии С.Я. Румовский, который еще описывал все слова, связанные с "звездословием", на Л - комедиограф Д.И. Фонвизин, на Т - пиит и генеральный прокурор Г.Р. Державин, на Ю - граф А.С. Строганов, президент Академии художеств, на Э - И.И. Шувалов. Действительно, весь цвет общества того времени.

Еженедельные дискуссии, заседания, сбор материалов, попытка определиться в главном, ограничив задачу необходимостью, подбор примеров и речений из всех источников - так шла кропотливая работа.

После окончания печатанья словаря императрицей были учреждены специальные золотые медали для создателей. На большой золотой медали с одной стороны было изображение Екатерины II, а с другой - ее вензель и надпись: "Российскому слову отличную пользу принесшему".

Из 35 членов Академии, участвовавших в создании словаря золотой медали были удостоены десять человек. Причем Е.Р. Дашкова отказалась получить медаль первой в 1784 г. и уступила ее неизменному секретарю академии, академику Ивану Лепехину? усердному труженику словаря. Ее наградили только в 1790 году.

Окончание словаря совпало с кончиной и великой императрицы 6 ноября 1796 г. Умерла "Мать Отечества", но умерла и покровительница Дашковой, пусть и не всегда благоволившая к ней, но ценившая ее ум и заслуги. Павел I ненавидел ее всегда за участие в заговоре матери против отца, а потому он сразу же отстранил ее от дел, сослал в ссылку.

Не жаловал ее и император Александр I. Но главное дело своей жизни она сумела выполнить.

Президент двух Российских академий, Дашкова была избрана и членом Стокгольмской, Дублинской и Эрлангерской академий, Вольного экономического Санкт-Петербургского общества, Берлинского общества любителей природы и Философского Филадельфийского общества.

Литературные труды ее тоже снискали известность. Еще до Российской академии "попечением императорской Академии наук" и княгини открывается журнал "Собеседник любителей российского слова" - любимое детище княгини. Главная задача - печатать сочинения только российских авторов, чтобы "стараться о доставлении публике хороших российских сочинений". Все труды должны были быть присланы президенту академии княгине Дашковой. Сама императрица поначалу сотрудничала в журнале, присылая свои сочинения "Были и небылицы", "Записки касательно российской истории" и выступая на страницах анонимно. Но и сама Е.Р. Дашкова выступала автором на страницах "Собеседника", за два года его существования опубликовав более десятка статей, она выступала в них и как прозаик, и как поэт. Добролюбов высоко ценил ее статьи, противопоставляя их сочинениям Екатерины II: "Эти статьи сильно вооружают против того, что вообще есть низкого, гадкого в человеке и что особенно было распространено было в некоторых слоях русского общества того времени, - против двоедушия, ласкательства, ханжества, суетности, фанфаронства, обмана, презрения к человечеству..."

Выпускала Российская академия и журнал "Российский феатр", откуда черпали театральный репертуар, и тоже при деятельном участии княгини. Ее перу принадлежала комедия "Тоисеков, или Человек бесхарактерный" шла в Эрмитажном театре. Этот журнал послужил и разрыву отношений с императрицей, когда княгиня напечатала в пользу детей покойного драматурга Княжнина его трагедию "Вадим Новгородский", с главным героем - представителем новгородской вольницы, веча. Она не могла не предвидеть последствий, но все-таки решилась на этот поступок стоивший ей гнева императрицы. Дашкова просится в двухгодичный отпуск в 1794 году, который и получает от императрицы вместе с холодным прощанием. Больше она никогда не возвращалась ко двору.

В своей личной судьбе она была скорее несчастна, чем счастлива. Мужа, за которого она вышла пятнадцати лет от роду, Екатерина сильно любила, но он умер рано, оставив ее с двумя детьми и практически без средств к существованию и с множеством своих долгов. Но она сделала все, чтобы вывести из нищеты своих детей и устроила свое имение великолепно, несколько лет проведя в нищете и трудах по его совершенствованию. Дети, которым она уделяла столько времени, для которых разработала специальную программу воспитания, оказались глупы и неблагодарны, фактически она не общалась ни с дочерью, ни с сыном в их зрелости. Дружбу откровенную и любовь к себе получила она от двух своих знакомых ирландок Вильмонт на старости лет, для них же написала свои знаменитые "Записки".

Она умерла в январе 1810 году в своем московском доме на Большой Никитской улице. Ее отпевали в храме Малого Вознесения, а свое последнее упокоение она нашла в храме Святой Троицы в своем имении Троицком, которое так любила и где хотела "жить и умереть". Дашкова завещала своим друзьям напечатать ее собственноручные "Записки", где, может быть, она слегка преувеличила свою роль в екатерининском перевороте. Но даже и после смерти ее записки представлялись весьма опасными. Напечатаны они были только через 30 лет. Их опубликовал А. Герцен, буквально влюбившийся и в героиню, и в ее образ: "Какая женщина! Какое сильное и богатое существование!".

Он же, пожалуй, наиболее точно определил ее роль в русской истории. "Дашковою русская женская личность, разбуженная петровским разгромом, выходит из своего затворничества, заявляет свою способность и требует участия в деле государственном, в науке, в преобразовании России и смело становится рядом с Екатериной. В Дашковой чувствуется та самая сила, не совсем устроенная, которая рвалась к просторной жизни из-под плесени московского застоя, что-то сильное, многостороннее, деятельное, петровское, Ломоносовское, но смягченное аристократическим воспитанием и женственностью".

Именно Екатерина Романовна Дашкова открыла путь плеяде русских женщин, которые славились своим умом, самостоятельностью суждений и решительными поступками, прославившими не только их личности, но и Отечество, горячо ими любимое. В своей статье "О смысле слова "воспитание", Е.Р. Дашкова писала, что нравственное воспитание, которое она почитала за наиглавнейшее, состоит в том, чтобы "вкоренить в сердце воспитанника любовь к отечеству и правде, почтение к законам, омерзение к эгоизму и убеждение в той истине, что нельзя быть благополучным, не выполнив долгу звания своего". Сама Дашкова всячески пыталась привить своим соотечественникам "любовь к отечеству и правде", чем и выполнила в полной мере "долг звания своего".

Http://www.voskres.ru/school/ganitsheva.htm

Дата рождения:

Место рождения:

Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Москва, Российская империя

Гражданство:

Российская империя

Роман Илларионович Воронцов (1707-1783)

Марфа Ивановна Сурмина (1718-1745)

С 1759 года Михаил Иванович Дашков (1736-1764)

2 сына и дочь

Участие в политике

Поездки за границу

Литература

Современная

(17 (28) марта 1743, по другим сведениям 1744, Санкт-Петербург - 4 (16) января 1810, Москва), урождённая Воронцова, в замужестве княгиня Дашкова. Подруга и сподвижница императрицы Екатерины II, участница государственного переворота 1762 года (после совершения переворота Екатерина II охладела к подруге и княгиня Дашкова не играла заметной роли в делах правления). Одна из заметных личностей Российского Просвещения. В её мемуарах содержатся ценные сведения о времени правления Петра III и о воцарении Екатерины II («Mon Histoire, Mémoires de la princesse Dachkoff », «Мемуары княгини Дашковой », изданы в 1840 в Лондоне).

Молодые годы

Екатерина Воронцова была третьей дочерью графа Романа Воронцова, члена Сената и генерал-аншефа. Её дядя Михаил Илларионович и брат Александр служили в качестве государственных советников, брат Семён был известный англофил. Мать - Марфа Ивановна, урождённая Сурмина.

Воспитывалась в доме дяди, вице-канцлера Михаила Илларионовича Воронцова. «Превосходное», по понятиям того времени, воспитание её ограничивалось обучением новым языкам, танцам и рисованию. Только благодаря охоте к чтению Екатерина сделалась одной из образованнейших женщин своего времени. Поездки за границу и знакомство со знаменитыми писателями много способствовали её дальнейшему образованию и развитию.

Она хорошо разбиралась в математике, которую изучала в Московском университете. Её любимыми писателями были Монтескьё, Вольтер, Буало и Гельвеций.

Екатерина демонстрировала с ранних лет "мужские" качества и "мужской" характер, что сделало её карьеру столь уникальной.

В шестнадцать лет вышла замуж за князя Михаила Дашкова, известного аристократа, ведущего свои корни от Рюриковичей, и переехала с ним в Москву.

Участие в политике

С ранних лет Екатерину постоянно занимали вопросы политики. Ещё в детстве она рылась в дипломатических бумагах своего дяди и следила за ходом русской политики. Время интриг и быстрых государственных переворотов способствовало развитию в ней честолюбия и желания играть историческую роль. До некоторой степени Екатерине это и удалось.

Ещё будучи молодой девушкой, она была связана со Двором и стала одной из ведущих личностей движения, поддержавшего Екатерину Алексеевну при восхождении на престол. Знакомство с вел. кн. Екатериной Алексеевной (1758 г.) и личное к ней расположение сделало Дашкову преданнейшей её сторонницей. Их связывали также и литературные интересы.

Окончательное сближение с Екатериной произошло в конце 1761 г. по вступлении на престол Петра III. Участвовала в перевороте против Петра III, несмотря на то что её сестра Елизавета была его фавориткой и могла стать его новой женой. Задумав государственный переворот, и вместе с тем желая до времени оставаться в тени, Екатерина избрала главными союзниками своими Григория Григорьевича Орлова и княгиню Дашкову. Первый пропагандировал среди войск, вторая - среди сановников и аристократии. Благодаря Дашковой были привлечены на сторону императрицы граф Н. И. Панин, граф К. Г. Разумовский, И. И. Бецкой, Барятинский, А. И. Глебов, Г. Н. Теплов и др.

Когда переворот совершился, другие лица, против ожиданий Екатерины, заняли первенствующее место при дворе и в делах государственных; вместе с тем охладели и отношения императрицы к Дашковой.

Поездки за границу

Некоторое время спустя после смерти своего мужа, бригадира князя Михаила Ивановича Дашкова (1764), Екатерина провела время в подмосковной деревне, а в 1768 г. предприняла поездку по России.

С Екатериной у Дашковой после событий 1763 года сложились не очень сердечные отношения, хотя она оставалась весьма преданной императрице. Однако ей часто не нравились фавориты императрицы, и нередко сердилась насчёт даров и внимания, которое им уделялось. Прямолинейные манеры Дашковой, её неприкрытое презрение к дворцовым фаворитам и чувство недооценки её заслуг создали отчуждение между ней и Екатериной, из-за чего Дашкова испросила позволение уехать за границу. Позволение было дано и спустя короткое время она уехала, оставаясь однако преданной соратницей и подругой Екатерины. Согласно некоторым сведениям, настоящей причиной отъезда Дашковой был отказ Екатерины назначить её полковником императорской гвардии.

В декабре 1769 года ей разрешено было заграничное путешествие. Дашкова в течение 3 лет посетила Германию, Англию, Францию, Швейцарию, Пруссию. Во время обширной поездки по Европе была принята с большим уважением при иностранных дворах. Её литературная и научная репутация обеспечила ей доступ к обществу учёных и философов в столицах Европы. В Париже она заложила крепкую дружбу с Дидро и Вольтером.

1775-1782 гг. она снова провела за границей ради воспитания своего единственного сына, окончившего курс в Эдинбургском университете. Она снова посетила Париж, Швейцарию и Германию, а также Италию. В Англии познакомилась с Робертсоном и Адамом Смитом. Когда она пребывала в Эдинбурге, она доверила обучение своего сына историку Уильяму Робертсону.

Управление академией и литературная деятельность

В 1782 Дашкова вернулась в российскую столицу и её отношения с Екатериной вновь улучшились. Екатерине очень нравился литературный вкус Дашковой, но главным образом ей импонировало желание Дашковой возвести русский язык в ранг великих литературных языков Европы.

Императрица, указом от 24 января (4 февраля) 1783 года, назначила Дашкову на пост директора Петербургской Академии наук при президентстве графа К. Г. Разумовского, который она занимала до 12 (23) ноября 1796 года (с 12 (23) августа 1794 года, когда Дашкова была уволена в отпуск, до 12 (23) ноября 1796 года, когда она была уволена от дел вовсе, её должность исправлял Павел Петрович Бакунин).

Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук. По её предложению была также учреждена 30 сентября (11 октября) 1783 года Императорская Российская академия, имевшая одной из главных целей исследование русского языка, и Дашкова стала её президентом.

По назначении директором Академии наук, Дашкова в своей речи выражала уверенность, что науки не будут составлять монополию академии, но «присвоены будучи всему отечеству и вкоренившись, процветать будут». С этой целью по её инициативе были организованы при академии публичные лекции (ежегодно, в течение 4 летних месяцев), имевшие большой успех и привлекавшие большое число слушателей. Дашкова увеличила число студентов-стипендиатов академии с 17 до 50, и воспитанников академии художеств - с 21 до 40. В продолжение 11 лет директорства Дашковой академическая гимназия проявляла свою деятельность не только на бумаге. Несколько молодых людей отправлены были для довершения образования в Геттинген.

Учреждение так называемого «переводческого департамента» (взамен «собрания переводчиков» или «российского собрания») имело целью доставить русскому обществу возможность читать лучшие произведения иностранных литератур на родном языке. В это-то именно время и появился целый ряд переводов, по преимуществу с классических языков.

По почину Дашковой был основан журнал «Собеседник любителей российского слова», выходивший в 1783 и 1784 (16 книжек) и носивший сатирическо-публицистический характер. В нём участвовали лучшие литературные силы: Державин, Херасков, Капнист, Фонвизин, Богданович, Княжнин. Здесь помещены были «Записки о русской истории» имп. Екатерины, её же «Были и небылицы», ответы на вопросы Фонвизина, «Фелица» Державина.

Самой Дашкова принадлежит надпись в стихах к портрету Екатерины и сатирическое «Послание к слову: так». Другое, более серьёзное издание: «Новые ежемесячные сочинения» начато было с 1786 г. (прод. до 1796 г.). При Дашковой начата новая серия мемуаров академии, под заголовком «Nova acta acad. scientiarum petropolitanae» (с 1783 г.). По мысли Дашковой издавался сборник при академии: «Российский Театр». Главным научным предприятием российской академии было издание «Толкового словаря русского языка». В этом коллективном труде Дашковой принадлежит собирание слов на буквы Ц, Ш, Щ, дополнения ко многим другим буквам; она также много трудилась над объяснением слов (преимущественно обозначающих нравственные качества). 29 ноября 1783 года на заседании Российской академии Дашкова предложила использовать печатную букву «Ё».

Сбережение многих академических сумм, умелое экономическое управление академией - несомненная заслуга Дашковой. Лучшей оценкой её может служить то, что в 1801 г., по вступлении на престол императора Александра I, члены российской академии единогласно решили пригласить Дашкову снова занять председательское кресло в академии (Дашкова отказалась от этого предложения).

Кроме названных литературных трудов, Дашкова писала стихи на русском и французском языках (большею частью в письмах к императрице Екатерине), перевела «Опыт о эпическ. стихотворстве» Вольтера («Невинное упражнение», 1763, и отд., СПб., 1781), переводила с англ. (в «Опытах трудов вольного российского собрания», 1774), произнесла несколько акд. речей (написанных под сильным влиянием речей Ломоносова). Некоторые её статьи напечатаны в «Друге Просвещения» (1804 - 1806) и в «Новых ежемесячных сочинениях». Ей принадлежит также комедия «Тоисиоков, или человек бесхарактерный», написанная по желанию Екатерины для эрмитажного театра (1786), и драма «Свадьба Фабиана, или алчность к богатству наказанная» (продолжение драмы Коцебу: «Бедность и благородство души»). В Тоисиокове (человеке, желающем «и то и сио») видать Л. А. Нарышкина, с которым Дашкова вообще не ладила, а в противопоставляемой ему по характеру героине Решимовой - автора комедии.

Важным историческим документом являются мемуары Дашковой, изданные сначала на английском языке г-жей Вильмот в 1840 г., с дополнениями и изменениями. Французский текст мемуаров, принадлежащий несомненно Дашковой, появился позже («Mon histoire», в «Архиве кн. Воронцова», кн. XXI). Сообщая очень много ценных и интересных сведений о перевороте 1762 г., о собственной жизни за границей, придворных интригах и т. д., кн. Дашкова не отличается беспристрастием и объективностью. Восхваляя имп. Екатерину, она почти не даёт никаких фактических оснований такому восхвалению. Нередко сквозит в Записках как бы обвинение императрицы в неблагодарности. Далеко не оправдывается фактами подчёркиваемое бескорыстие автора мемуаров.

В опале

Новое неудовольствие императрицы Дашкова навлекла напечатанием в «Российском театре» (издававшемся при Академии) трагедии Княжнина «Вадим» (1795). Трагедия эта была изъята из обращения. В том же 1795 году выехала из Санкт-Петербурга и жила в Москве и своей подмосковной деревне. В 1796 году, тотчас по восшествии на престол, император Павел отстранил Дашкову от всех занимаемых ею должностей, и приказал жить в новгородском её имении. Только при содействии имп. Марии Фёдоровны Дашковой разрешено было поселиться в Калужской губернии, а потом и в Москве, где она жила не принимая более участия в литературных и политических делах. Ее жизнь с той поры была тесно связана с имением Троицкое, которое она превратила в подобие земного парадиза.

Дашкова скончалась 16 января 1810 года и была погребена в храме Живоначальной Троицы в селе Троицком в Калужской губернии. К концу XIX века следы надгробия были практически затеряны. 22 октября 1999 года по инициативе МГИ им. Е. Р. Дашковой надгробие было восстановлено и освящено архиепископом Калужским и Боровским Климентом. Установлено место, где она была погребена: «в трапезной части церкви „в левой стороне трапезной, против столба“, в её северо-восточном углу в склепе, расположенном под полом. Устройство усыпальницы представителей княжеских родов в храме соответствовало русской мемориальной традиции. На стене трапезной между вторым и третьим окнами была помещена медная доска, на которой был текст эпитафии, составленный племянницей Дашковой Анной Исленьевой: „Здесь покоятся тленные останки княгини Екатерины Романовны Дашковой, урожденной графини Воронцовой, штатс-дамы, ордена св. Екатерины кавалера, императорской Академии наук директора, Российской Академии президента, разных иностранных Академий и всех российских ученых обществ члена. Родилась 1743 года марта 17, скончалась 1810 января 4. Сие надгробие поставлено в вечную ей память от приверженной к ней сердечной и благодарной племянницы Анны Малиновской, урожденной Исленьевой“. В настоящее время церковь восстановлена, на могиле сделана надгробная плита».

Дети

От брака с М. И. Дашковым имела дочь и двух сыновей:

  • Анастасия (1760-1831), получила блестящее домашнее воспитание, в 1776 году вышла замуж за Андрея Евдокимовича Щербинина. Супруги подолгу жили врозь, часто ругались и периодически расходились. Анастасия Михайловна была скандалисткой, беспорядочно тратила деньги, влезала в долги. В 1807 году Екатерина Романовна лишила дочь наследства и запретила впускать к себе даже для последнего прощания.
  • Михаил (1761-1762)
  • Павел (1763-1807), московский губернский предводитель дворянства; завещал свое имущество графу Ивану Илларионовичу Воронцову, которому император Александр I разрешил именоваться Воронцовым-Дашковым. Был женат с 14 января 1788 года на неродовитой и нетитулованной дочере купца Анне Семёновне Алферовой (1768-1809). Супружество Павла Михайловича не было счастливым, и супруги недолго жили вместе. Видимо, справедливо замечание современника, писателя-мемуариста Ф. Ф. Вигеля о том, что князь Дашков «долго не задумался, взял да и женился, не быв даже серьезно влюблен». Екатерина Романовна не желала признавать семью сына и свою невестку увидела впервые только после смерти сына в 1807 году, спустя 19 лет после их свадьбы.

Память

В Петербурге на пр. Стачек сохранилась усадьба Дашковой - Кирьяново.

В подмосковном Серпухове одна из улиц города носит имя Екатерины Дашковой, а на территории Серпуховского района имеется деревня, названная в честь Дашковой.

В 1992 году был создан Московский гуманитарный институт имени Е. Р. Дашковой. При МГИ им. Е. Р. Дашковой существует Дашковское общество, изучающее наследие выдающегося государственного деятеля XVIII столетия Е. Р. Дашковой.

В 1999 году МГИ им. Е. Р. Дашковой была учреждена Медаль княгини Дашковой «За служение Свободе и Просвещению».

Литература

Современная

  • Воронцов-Дашков А. И. Екатерина Дашкова: Жизнь во власти и опале. М.: Молодая гвардия, 2010. 335 с. (Серия «Жизнь замечательных людей»)
  • Тычинина Л. В., Великая россиянка, Москва, «Наука», 2002
  • Тычинина Л. В., Бессарабова Н. В. Княгиня Дашкова и императорский двор, Москва, МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2006
  • Тычинина Л. В., Бессарабова Н. В. «…она была рождена для больших дел». Летопись жизни княгини Е. Р. Дашковой, Москва, МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2009
  • Лозинская Л. Я., Во главе двух академий, Москва, «Наука», 1983
  • Woronzoff-Dashkoff A. Dashkova: A Life of Influence and Exile. Philadelphia, «American Philosophical Society», 2008
  • Е. Р. Дашкова. Исследования и материалы, СПб, Издательство «Дмитрий Буланин», 1996
  • Словарь Академии Российской. 1789-1794. В 6 томах, переиздание 2001-2007 год, МГИ им. Е. Р. Дашковой
  • Е. Р. Дашкова и А. С. Пушкин в истории России. Москва, МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2000
  • Пряшникова М. П. Е. Р. Дашкова и музыка, Москва, МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2001
  • Е. Р. Дашкова и её современники, Москва, МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2002
  • Файнштейн М. Ш., «И славу Франции в России превзойти». Российская Академия и развитие культуры и гуманитарных наук, Москва-СПб, 2002
  • Веселая Г. А., Фирсова Е. Н., Москва в судьбе княгини Дашковой, Москва, МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2002
  • Е. Р. Дашкова. Личность и эпоха, Москва, МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2003
  • Е. Р. Дашкова. Портрет в контексте истории, Москва, МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2004
  • Е. Р. Дашкова и эпоха Просвещения, Москва, МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2005
  • Е. Р. Дашкова и золотой век Екатерины, Москва, МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2006
  • Смагина Г. И., Сподвижница Великой Екатерины, Спб, «Росток», 2006
  • Е. Р. Дашкова в науке и культуре, Москва, МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2007
  • Е. Р. Дашкова и представители века просвещения, Москва, МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2008
  • Долгова С. Р. Княгиня Е. Р. Дашкова и семья Малиновских. М., 2002
  • Дашкова Е. Р. О смысле слова «Воспитание»: Сочинения. Письма. Документы. СПб., 2001
  • Е. Р. Дашкова: Великое наследие и современность. М., 2009
  • Е. Р. Дашкова и представители века Просвещения. М., 2008
  • Е. Р. Дашкова и российское общество XVIII столетия. М., 2001
  • Е. Р. Дашкова и её время: исследования и материалы. М., 1999
  • Palmer, Elena. Peter III. Der Prinz von Holstein. Sutton, Germany 2005, ISBN 3-89702-788-7

XIX век

  • Ср. Д. Иловайский. Биография Дашковой // Сочинения, 1884;
  • А. Н. Афанасьев. Литературные труды Дашковой // Отечественные записки, 1860, № 3,
  • А. Н. Афанасьев. Директор академии наук Дашкова // Чтен. общ. ист. 1867, I;
  • M. Сухомлинов. История Российской академии, ч. 1;
  • В. И. Семевский. Русская старина 1874, 8;
  • Добролюбов, «О Собеседн.» (соч. т. 1);
  • Галахов Отечественные записки 1856, 11, 12;
  • Пекарский, Материалы для истории журн. деят. имп. Екатерины // Записки академии наук, VIII т.;
  • Русский архив, 1880, III кн., 1881, I и II;
  • Архив кн. Воронцова, кн. XXI (СПб. 1888);
  • А. С. Суворин, Кн. Е. Р. Дашкова, вып. 1, СПб. 1888.