Есенин Сергей - Мир таинственный, мир мой древний. «Мир таинственный, мир мой древний…» С

Читает Р. Клейнер

«Мир таинственный, мир мой древний…» - Читает С. Есенин

Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.

Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть…
Здравствуй ты, моя чёрная гибель,
Я навстречу к тебе выхожу!

Город, город, ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Стынет поле в тоске волоокой,
Телеграфными столбами давясь.

Жилист мускул у дьявольской выи,
И легка ей чугунная гать.
Ну да что же? Ведь нам не впервые
И расшатываться и пропадать.

Читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

«Мир таинственный, мир мой древний…» Сергей Есенин

Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.

Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть…
Здравствуй ты, моя чёрная гибель,
Я навстречу к тебе выхожу!

Город, город, ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Стынет поле в тоске волоокой,
Телеграфными столбами давясь.

Жилист мускул у дьявольской выи,
И легка ей чугунная гать.
Ну да что же? Ведь нам не впервые
И расшатываться и пропадать.

Пусть для сердца тягучее колко,
Это песня звериных прав!..
…Так охотники травят волка,
Зажимая в тиски облав.

Зверь припал… и из пасмурных недр
Кто-то спустит сейчас курки…
Вдруг прыжок… и двуного недруга
Раздирают на части клыки.

О, привет тебе, зверь мой любимый!
Ты не даром даёшься ножу!
Как и ты, я, отвсюду гонимый,
Средь железных врагов прохожу.

Как и ты, я всегда наготове,
И хоть слышу победный рожок,
Но отпробует вражеской крови
Мой последний, смертельный прыжок.

И пускай я на рыхлую выбель
Упаду и зароюсь в снегу…
Всё же песню отмщенья за гибель
Пропоют мне на том берегу.

Анализ стихотворения Есенина «Мир таинственный, мир мой древний…»

Тема противостояния патриархального деревенского мира и «железной» цивилизации определяет идейное содержание стихотворения 1921 г. Стремясь передать остроту и серьезность момента, поэт прибегает к развернутым метафорическим образам: уподобляет конфликт физической борьбе, «схватке жестокой» или облаве на волчью стаю. С каждой из авторских ассоциаций связан собственный идейно-мотивный комплекс, что позволяет разделить композицию стихотворного текста на две части.

В первом фрагменте лирическое «я» представляет обе стороны конфликта: деревню и город, загадочный «древний» мир и агрессивную новую реальность. Для традиционного жизненного уклада характерны тишина, безмолвие и пассивность, для современного - энергичность, напористость, жестокость. Уверенное наступление на старые идеалы выражено при помощи причудливых гротескных образов: шоссе сдавливает шею деревни, а поле давится телеграфными столбами. Коварный враг, город не ограничивается физическим воздействием, дополняя его психологическим давлением. Стремясь морально унизить противника, он использует оскорбительные штампы, сниженную лексику.

Позиция героя отличается однозначностью. Субъект речи принадлежит к традиционной среде, крестьянскому обществу и природному началу. Особенности положения предполагают активное участие героя в противостоянии, и во втором четверостишии он выражает готовность не только бороться, но и погибнуть, защищая патриархальный уклад.

В центральных катренах возникает мотив отчаянного сопротивления, неожиданного для агрессора. Планы последнего на быструю победу не оправдались, конфликт затягивается. Пассивный крестьянский мир, ранее пребывавший в дремоте, обнаруживает новые качества: он внутренне крепок, жилист и готов постоять за себя.

Сцена охоты на волка открывает вторую часть текста. Здесь также на первый план выходит элемент неожиданности: хищник бросается на вооруженного человека, норовя разодрать «двуногого недруга». Субъект речи горячо сочувствует зверю, определяя его поведение как подвиг, сознательное самопожертвование.

Лирическое «я» сравнивает себя с волком. Двух героев объединяют общие качества - отверженность и постоянная готовность отразить опасность. Сравнение завершается отождествлением: в финальных строках субъект речи преображается в хищника. Предчувствуя гибель, он желает закончить жизнь отчаянной борьбой, «смертельным прыжком». Уверенность в грядущем возмездии сглаживает трагическую концовку.

Сергей Александрович Есенин

Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.

Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть…
Здравствуй ты, моя чёрная гибель,
Я навстречу к тебе выхожу!

Город, город, ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Стынет поле в тоске волоокой,
Телеграфными столбами давясь.

Жилист мускул у дьявольской выи,
И легка ей чугунная гать.
Ну да что же? Ведь нам не впервые
И расшатываться и пропадать.

Пусть для сердца тягучее колко,
Это песня звериных прав!..
…Так охотники травят волка,
Зажимая в тиски облав.

Зверь припал… и из пасмурных недр
Кто-то спустит сейчас курки…
Вдруг прыжок… и двуного недруга
Раздирают на части клыки.

О, привет тебе, зверь мой любимый!
Ты не даром даёшься ножу!
Как и ты, я, отвсюду гонимый,
Средь железных врагов прохожу.

Как и ты, я всегда наготове,
И хоть слышу победный рожок,
Но отпробует вражеской крови
Мой последний, смертельный прыжок.

И пускай я на рыхлую выбель
Упаду и зароюсь в снегу…
Всё же песню отмщенья за гибель
Пропоют мне на том берегу.

Тема противостояния патриархального деревенского мира и «железной» цивилизации определяет идейное содержание стихотворения 1921 г. Стремясь передать остроту и серьезность момента, поэт прибегает к развернутым метафорическим образам: уподобляет конфликт физической борьбе, «схватке жестокой» или облаве на волчью стаю. С каждой из авторских ассоциаций связан собственный идейно-мотивный комплекс, что позволяет разделить композицию стихотворного текста на две части.

В первом фрагменте лирическое «я» представляет обе стороны конфликта: деревню и город, загадочный «древний» мир и агрессивную новую реальность. Для традиционного жизненного уклада характерны тишина, безмолвие и пассивность, для современного — энергичность, напористость, жестокость. Уверенное наступление на старые идеалы выражено при помощи причудливых гротескных образов: шоссе сдавливает шею деревни, а поле давится телеграфными столбами. Коварный враг, город не ограничивается физическим воздействием, дополняя его психологическим давлением. Стремясь морально унизить противника, он использует оскорбительные штампы, сниженную лексику.

Позиция героя отличается однозначностью. Субъект речи принадлежит к традиционной среде, крестьянскому обществу и природному началу. Особенности положения предполагают активное участие героя в противостоянии, и во втором четверостишии он выражает готовность не только бороться, но и погибнуть, защищая патриархальный уклад.

В центральных катренах возникает мотив отчаянного сопротивления, неожиданного для агрессора. Планы последнего на быструю победу не оправдались, конфликт затягивается. Пассивный крестьянский мир, ранее пребывавший в дремоте, обнаруживает новые качества: он внутренне крепок, жилист и готов постоять за себя.

Сцена охоты на волка открывает вторую часть текста. Здесь также на первый план выходит элемент неожиданности: хищник бросается на вооруженного человека, норовя разодрать «двуногого недруга». Субъект речи горячо сочувствует зверю, определяя его поведение как подвиг, сознательное самопожертвование.

Лирическое «я» сравнивает себя с волком. Двух героев объединяют общие качества — отверженность и постоянная готовность отразить опасность. Сравнение завершается отождествлением: в финальных строках субъект речи преображается в хищника. Предчувствуя гибель, он желает закончить жизнь отчаянной борьбой, «смертельным прыжком». Уверенность в грядущем возмездии сглаживает трагическую концовку.

Текст: pishi-stihi.ru