Из истории юридического образования: императорское училище правоведения.

В 1720 г. Петр Великий, заботясь о подготовлении знающих и опытных чиновников, повелел, чтобы при коллегиях состояли для этой цели юнкеры, которые в известные дни должны были еще посещать особую школу, учрежденную при сенате. В 1763 г. школа эта, по недостатку в ней учителей, была закрыта, а взамен того при Кадетском сухопутном корпусе и Московском университете учреждены были классы российской юриспруденции. В 1797 г. Юнкерская школа при сенате была восстановлена, а в 1801 г. последовало преобразование этой Школы, причем было постановлено, что, помимо общеобразовательных предметов, в Юнкерском институте, главным образом, следует преподавать правоведение. Вскоре найдено было, что вследствие возникновения многих вновь учрежденных общеобразовательных училищ Юнкерский институт, немногим от них отличавшийся, не соответствует своей цели, и потому он в 1805 г. был закрыт, а вместо него при комиссии составления законов учреждено было В. училище правоведения. В этом Училище, из которого со временем должен был составиться "полный юридический факультет", лица, кончившие образование в гимназиях и университетах и уже знакомые с теорией правоведения, должны были в течение трехгодичного курса приобрести практические познания в применении законов и в делопроизводстве в судебных местах. Но уже в 1809 году преподавание в этом училище было приостановлено, а в 1816 г. оно было совершенно упразднено.

  • - имени Ф. Э. Дзержинского, готовит офицеров-инженеров для службы на кораблях ВМФ по специальностям инженер-механик, инженер-электрик, инженер-кораблестроитель...
  • - имени М. В. Фрунзе, старейшее военно-морское учебное заведение по подготовке кадров для ВМФ. Ведёт свою историю от Школы математических и навигацких наук, создано Петром I в Москве...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - Ленинградское имени В. И. Мухиной, создано в 1945. Ведёт свою историю от Центрального училища технического рисования А. Л. Штиглица, основанного в Петербурге в 1876...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - , высшее художественное учебное заведение, выделившееся по уставу 1893 из Академии художеств как её автономная часть...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - - привилегированное высшее юридическое закрытое заведение для детей дворян, С.-Петербург, 1835-1917. Осн. по инициативе М.М. Сперанского. Курс обучения 6 лет, с 1838 - 7 классов...
  • - - привелегированное высшее юридическое заведение для детей дворян. Основано по инициативе М.М. Сперанского. За годы существования окончило более 2 тыс. юристов...

    Педагогический терминологический словарь

  • - имени И. Э. Баумана - высшее учебное заведение машино- и приборостроительного профиля, готовит инженерные кадры для предприятий, КБ, НИИ по 40 специальностям...

    Энциклопедия техники

  • - учреждено 4 июня 1899 г.; имеет целью специальное образование лиц, посвящающих себя преимущественно практической деятельности по горному делу...
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - перворазрядное закрытое учебное заведение; учреждено в 1835 г., по мысли и на средства принца Петра Георгиевича Ольденбургского, "для образования благородного юношества на службу по судебной части"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Правоведения училище...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - им. адмирала С. О. Макарова, втуз, готовящий инженеров-судоводителей, судовых инженеров-механиков и электромехаников, радиоинженеров, а также инженеров-гидрографов, океанологов и метеорологов. Свою...
  • - им. В. И. Мухиной, создано в 1945 . С 1948 - высшее училище. В 1953 училищу присвоено имя В. И. Мухиной...

    Большая Советская энциклопедия

  • - им. Н. Э. Баумана, один из старейших втузов и крупнейший учебный и научно-исследовательский центр СССР в области машиностроения и приборостроения...

    Большая Советская энциклопедия

  • - один из старейших в СССР центров художественного образования в области промышленного, монументально-декоративного и прикладного искусства и искусства интерьера...

    Большая Советская энциклопедия

  • - высшее юридическое заведение для детей дворян в Санкт-Петербурге в 1835-1917. Курс обучения - 6, позднее - 7 классов. Св. 2 тыс. выпускников...

    Большой энциклопедический словарь

"Высшее училище правоведения" в книгах

Из книги Чайковский автора

Глава вторая. Императорское училище правоведения В 1852 году Петр Чайковский поступил в Императорское училище правоведения. Начался новый период жизни, связанный с ключевыми моментами формирования личности будущего композитора. Девятилетнее пребывание его в этом

Глава вторая. Императорское училище правоведения

Из книги Чайковский автора Познанский Александр Николаевич

Глава вторая. Императорское училище правоведения В 1852 году Петр Чайковский поступил в Императорское училище правоведения. Начался новый период жизни, связанный с ключевыми моментами формирования личности будущего композитора. Девятилетнее пребывание его в этом

Глава вторая В Училище правоведения

Из книги Владимир Ковалевский: трагедия нигилиста автора Резник Семен Ефимович

Глава вторая В Училище правоведения 1От Севастополя до Петербурга тысячи верст, но Петербург живет Севастополем. Эхо бомбовых разрывов, неразберихи, интриг, эхо народного геройства докатывается до столицы списками убитых и раненых, гневными письмами Пирогова,

Глава II. Серов в училище правоведения

Из книги Александр Серов. Его жизнь и музыкальная деятельность автора Базунов Сергей Александрович

Глава II. Серов в училище правоведения Поступление в училище правоведения и первая встреча с В. В. Стасовым. – Музыка в училище, преподаватель Карель. – Училищные концерты. – Отношения Серова с товарищами и начальством училища. – Музыкальные занятия, уроки игры на

Высшее Инженерно-Техническое Командное Училище Военно-Морского Флота

Из книги Базирование Военно-морского флота СССР автора Манойлин Виктор Иванович

Высшее Инженерно-Техническое Командное Училище Военно-Морского Флота В Ленинград для поступления в ВИТКУ ВМФ я приехал в конце июня 1946 года. ГЪрод поразил необыкновенной по тому времени чистотой и ухоженностью улиц. Везде, где только можно, росли цветы. Поврежденные

В Училище правоведения

Из книги Чайковский в Петербурге автора Конисская Лидия Михайловна

В Училище правоведения …Я являюсь таким… каким меня сделали воспитание, обстоятельства, свойства того века и той страны, в коей я живу и действую. П. Чайковский Об этом интересном доме на Фонтанке, 6, в котором семь лет провел Петр Ильич, следует сказать несколько слов.

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Ученые папы и кардиналы. - Некультурность Рима. - Отсутствие в Риме университета. - Папская дворцовая школа. - Иннокентий IV приказал учредить училище правоведения. - Собрание декреталии. - Господство изучения права в XIII веке. - Статуты общин. - Карл Анджуйский

Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище

Из книги автора

Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище В начале 50-х годов Советский Союз принял программу ускоренного строительства и обновления Военно-Морского Флота, подготовленную высшим руководством Военно-Морского Флота. Адмирал Флота Советского Союза

Московское высшее техническое училище

БСЭ

Московское высшее художественно-промышленное училище

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Ленинградское высшее инженерное морское училище

БСЭ

Ленинградское высшее художественно-промышленное училище

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

§ 3. Ветви правоведения

Из книги Избранные труды по общей теории права автора Магазинер Яков Миронович

§ 3. Ветви правоведения Все вообще правоведение распадается на частное и публичное право, различие между которыми нами рассмотрено в гл. VI, § 3. Частное право иногда делится на право гражданское и торговое. Публичное же право заключает в себе: I) уголовное право, изучающее

ВУНЦ СВ «ОА ВС РФ» (филиал, г. Новосибирск). Новосибирское высшее военное командное училище

Из книги автора

ВУНЦ СВ «ОА ВС РФ» (филиал, г. Новосибирск). Новосибирское высшее военное командное училище Кафедра разведки.Военные специальности (специализации) подготовки:Применение подразделений специальной разведки.Применение подразделений войсковой разведки.На основании

113. Школа правоведения

Из книги Картины Парижа. Том I автора Мерсье Луи-Себастьен

113. Школа правоведения Чтобы получить звание доктора прав, надо выступить на публичном диспуте; тот, у кого лучше память, побеждает своего противника. Совершенно невероятный фокус - вместить в голове всю эту бессмысленную и неудобоваримую кучу законов, толкований,

Императорское училище правоведения - одно из наиболее престижных высших учебных заведений дореволюционной России.

Основано указом Николая I от 9 (21) мая 1835 г. по идее и на средства принца Петра Ольденбургского (племянник царя) и при тесном участии М. С. Сперанского, с целью воспитания юридически компетентных кадров для административной и судебной деятельности. Петр Георгиевич Ольденбургский, назначенный попечителем училища, приобрел для него за 700 000 рублей дом сенатора Неплюева на набережной Фонтанки, 6 (напротив Летнего сада), который был перестроен архитекторами А. И. Мельниковым и В. П. Стасовым. 5 (17) декабря 1835 года состоялось открытие училища.

Училище было закрытым учебным заведением, имевшим статус «перворазрядного» и уравненным с Царскосельским лицеем. Оно состояло в ведомстве Министерства юстиции. Управлялось оно попечителем, директором, инспектором классов, советом (попечитель, директор, инспектор, 3 профессора и воспитатель) и хозяйственным правлением (директор, инспектор и воспитатель). В него принимались юноши от 12 до 17 лет, только из потомственных дворян; всего воспитанников было не более 100. Воспитанники училища - в просторечии «правоведы» - носили желто-зеленый мундир и треугольную шляпу, зимой -пыжиковую шапку (отчего получили прозвище «чижиков-пыжиков»); воспитанники старшего класса носили шпаги.
Воспитанники делились на казенных и своекоштных; те и другие обязаны были прослужить после выпуска 6 лет в ведомстве министерства юстиции. Полный курс обучения был сначала определен в 6 лет, с подразделением на две ступени: 2 начальных и 4 окончательных класса. С 1838 г. курс был установлен в 7 лет с подразделением на 4 общеобразовательных класса (с гимназической программой) и 3 специальных. С 1847 г. при училище были учреждены приготовительные классы (с 1856 г. — трехлетние). В приготовительных и начальных классах полностью проходили гимназическую программу (однако греческий язык был заменен естествоведением); на специальных курсах проходили энциклопедию законоведения (начальный курс права), затем права церковное, римское, гражданское, торговое, уголовное и государственное, гражданское и уголовное судопроизводство, историю римского права, международное право, судебную медицину, полицейское право, политическую экономию, законы о финансах, историю вероисповеданий, историю философии в связи с историей философии права. Расход по содержанию училища в конце XIX века составлял 225 000 р. ежегодно; из них 90 000 отпускалось из казначейства, а остальная сумма возмещалась платой за содержание воспитанников.

Выпускники, окончившие училище с отличием, получали чины IX и X классов (титулярного советника и коллежского секретаря) и направлялись преимущественно в канцелярии Министерства юстиции и Сената; прочие направлялись в судебные места по губерниям, в соответствии с успехами каждого.

При училище была создана библиотека, а затем и музей истории училища. Воспитанники, которые не в состоянии были платить за учебу, получали вспомоществование из Правоведческой кассы (основана в 1885 г.), членами которой были прежде всего бывшие воспитанники училища - в большинстве высокопоставленные сановники.

В числе преподавателей училища были такие видные юристы, как А. Ф. Кони, адвокат В.Д. Спасович, «отец русского гражданского права» Д. И. Мейер, известный криминалист Н. С. Таганцев, юрист-международник Ф. Ф. Мартенс и др.

За все время своего существования училище подготовило более двух тысяч правоведов. Среди них была целая плеяда выдающихся государственных деятелей и юристов, таких как Н. С. Арсеньев, И. П. Закревский, К. К. Пален, К. П. Победоносцев, И. Г. Щегловитов, кн. Д. А. Оболенский, А. С. Танеев, Д. Н. Набоков, Н. Б. Якоби, И.Л. Горемыкин и др.

Из стен этого заведения выходили не только выдающиеся юристы. Разностороннее образование, которое получали воспитанники, позволяло развиваться их природным дарованиям. Композитор А. Н. Серов, поэт А. М. Жемчужников, критик В. В. Стасов, поэт А. Н. Апухтин, гениальный композитор П. И. Чайковский, писатели И. С. Аксаков и кн. В. П. Мещерский, доктор медицины Н. Я. Кетчер, палеонтолог, доктор философии В.О. Ковалевский, шахматист А.А. Алехин — вот далеко не все знаменитые выпускники училища.

Императорское училище правоведения, которое сыграло особую роль в развитии юридического образования в нашей стране, было создано 5 декабря 1835 г.

В первой четверти XIX в. в России предпринимались шаги для совершенствования юридического образования. Так, в 1804 году был образован Педагогический институт, состоящий из трех отделений, в том числе философско-юридического. В 1817 году Педагогический институт был переименован в Главный педагогический институт, который в 1819 году преобразовался в Санкт-Петербургский императорский университет. Юридический факультет становится самостоятельным структурным подразделением Университета в 1835 году.

Чуть раньше, в 1826 году, было образовано Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В 1828 и 1829 годах ко Второму отделению для подготовки к профессорскому званию были прикомандированы слушатели Петербургской и Московской духовных академий и три лучших студента Санкт-Петербургского университета. После сдачи экзаменов эти выпускники были направлены для обучения в Германию, а уже после возвращения в Россию, выдержав еще один экзамен, каждый из них получил степень доктора права. Таким образом были подготовлены первоклассные специалисты в области российского и европейского права того времени.

Образование, соответствующее юридическому факультету Университета, давало и другое привилегированное учебное заведение — Царскосельский (впоследствии — Императорский Александровский) лицей.

С проектом усовершенствования правового образования в России выступил принц Петр Георгиевич Ольденбургский, который 26 октября 1834 г. подал Николаю I «Всеподданнейшую записку», в которой писал: «Наблюдения убедили меня, что недостаток образованных и сведущих чиновников в канцеляриях судебных и исполнительных мест составляет одно из возможных неудобств... Существующие учебные заведения доныне не удовлетворяют сей потребности государственной...» .

П. Г. Ольденбургский не только обосновал необходимость нового учебного заведения — Училища правоведения, но был готов «пожертвовать сумму, потребную на приобретение дома и первоначальное обзаведение Училища» . Для нового учебного заведения принц Ольденбургский приобрел особняк на набережной реки Фонтанки, дом 6, за 700 тыс. р. у наследников тайного советника И. Н. Неплюева. Внутренняя перестройка здания была произведена архитектором А. И. Мельниковым. В результате общие расходы принца П. Г. Ольденбургского составили 1 млн р.

И уже 29 мая 1835 г. был утвержден Устав Императорского училища правоведения, согласно которому оно передавалось в ведение Министерства юстиции. Первых своих воспитанников Училище приняло 5 декабря 1835 г., когда состоялось торжественное открытие нового учебного заведения «в высочайшем присутствии Его Императорского Величества Государя Императора и их императорских высочеств: Цесаревича Александра, наследника престола, Великого Князя Александра Николаевича и Великого Князя Михаила Павловича» .

В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга хранятся документы Училища (фонд 355), среди которых личные дела преподавателей и воспитанников учебного заведения. Архивные материалы, юбилейные издания, а также мемуарная литература содержат ценную информацию о правилах приема в Училище, процессе обучения,

о профессорско-преподавательском составе и выпускниках этого привилегированного учебного заведения. Так, срок обучения в Училище правоведения первоначально составлял шесть лет, впоследствии он увеличился на один год. В архивах упоминается, что «курс учения в приготовительных классах продолжается три года, а в самом Училище семь лет, коим соответствует таковое же число классов». В 1847 году при Училище были созданы подготовительные классы: «III, II и I-й старшие классы суть специальные (юридические), все же прочие суть общеобразовательные» . В Училище правоведения принимали детей только потомственных дворян.

К 1848 году относится составленная принцем Ольденбургским «Сравнительная ведомость предметов, преподаваемых в старших классах Лицея, Училища правоведения и на юридическом факультете Университета» . Из этих документов следует, что предметы, которые преподавали в Лицее и на юридическом факультете Университета, в основном совпадали.

Программа же Училища правоведения была несколько иной. Так, в 1848 году среди преподаваемых в нем предметов значились: церковное право, юридическая пропедевтика или вводный курс юриспруденции, французское право, межевые законы, судебная медицина. Следует отметить, что «…юридическая пропедевтика и местные законы остзейских губерний читались на немецком языке, французское право и судопроизводство — на французском» .

В то же время в Училище правоведения, как и в Университете, преподавали русский язык для иноверцев, поскольку в 40-е годы XIX века много внимания уделялось просвещению на Кавказе. Местную молодежь командировали в высшие учебные заведения Санкт-Петербурга и других крупных городов страны. Среди учащихся были как казеннокоштные студенты, так и обучающиеся за плату. В высочайше утвержденном Положении от 11 июня 1849 г., в частности, указывалось, что на учебу за счет казны направляются юноши «как из коренных жителей Кавказского и Закавказского края, так из детей Русских дворян и чиновников, беспорочно служащих или умерших на службе в тех краях. Воспитанники сии именуются Кавказскими воспитанниками» . Для выполнения этих целей в Санкт-Петербург-ском университете выделялось не менее двадцати мест для всех родов государственной службы, а в Императорском училище правоведения — традиционно пять мест оставляли для службы по судебному ведомству. Кроме того, по окончании учебы выпускники обязаны были прослужить на Кавказе и в Закавказье не менее шести лет.

В высшие учебные заведения Российской империи, в том числе в Училище правоведения и Санкт-Петербургский университет, направляло юношей и Войско Донское, оно же оплачивало их учебу. Окончившие учебу в Императорском училище правоведения должны были проработать два года по ведомству Министерства юстиции, о чем в мае 1852 года было установлено в Положении Военного Совета «Об уроженцах Войска Донского».

В Училище правоведения много внимания уделялось общему развитию воспитанников из всех регионов, организовывались экскурсии в музеи, Пулковскую обсерваторию, торжественно отмечались памятные даты, такие как 100-летие со дня рождения А. С. Пушкина, 200-летие Петербурга, и т. д.

На внеклассных занятиях преподавались музыка, рисование, лепка, проводились занятия ручного труда. Воспитанники активно занимались шахматами, теннисом, верховой ездой. Один из воспитанников Императорского училища правоведения вспоминал: «Во время чтения лекций начальство старалось, чтобы теория шла рука об руку с практикой. <…> При преподавании судебной медицины сочли необходимым

водить нас на секцию трупов [в Мариинскую больницу]» .

Практические занятия играли большую роль в процессе обучения правоведов. «Издавна установился в Училище обычай — усердно посещать заседания Окружного Суда, Судебной палаты и Сената и устраивать примерные разбирательства уголовных дел под руководством профессора. <…> Значительно расширились практические занятия и по другим предметам... вплоть до ежегодного посещения полицейского музея, тюрем и колоний малолетних преступников...» .

Уровень профессорско-преподавательс-кого состава учебных заведений того времени был очень высокий. «...Всегда приглашались преподаватели, известные по своей деятельности в качестве судей, прокуроров или присяжных поверенных, и преимущественно из бывших воспитанников Училища. Другие же предметы юридические и политические, кроме судопроизводств, все читаются нынешними или бывшими профессорами Санкт-Петербургского университета», — отмечалось на праздновании 50-летия Императорского училища правоведения .

Большое внимание в Училище уделялось общегуманитарной подготовке и истории. Со дня основания в Училище преподавал Иван Кузьмич Кайданов (1782—1843) — автор нескольких учебников по истории, которые впоследствии неоднократно переиздавались.

Уголовное право с 1838 года преподавал Петр Давыдович Калмыков (1808—1860) — профессор кафедры энциклопедии законоведения и русского государственного права Санкт-Петербургского университета. Уже после смерти П. Д. Калмыкова, в 1866 году, воспитанник Училища правоведения А. Д. Любавский по лекциям любимого профессора издал «Учебник уголовного права», который пользовался большой популярностью во всех юридических заведениях России.

Константин Алексеевич Неволин (1806—1855) был в числе студентов, прикомандированных в 1828 году ко Второму отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии для подготовки к службе на кафедрах законоведения. С 1848 года К. А. Не-волин читал лекции по истории российского законодательства и энциклопедии законоведения и в Университете, и в Училище правоведения. В 1851 году вышел в свет его основной труд «История Российских гражданских законов», который высоко оценили современники.

Более тридцати лет кафедрой энциклопедии и истории российского законодательства в Училище правоведения заведовал Иван Ефимович Андреевский (1831—1891). Он преподавал энциклопедию законоведения в III классе, а историю русского государственного права — во II и I классе. Его авторский двухтомный курс «Полицейское право» был опубликован в 1872 году, а в 1874 году вышло уже второе издание учебника, который, вплоть до начала XX века, оставался единственным полным курсом этого предмета в России.

В 1883 году И. Е. Андреевского избрали ректором Санкт-Петербургского университета, на этой должности он прослужил до 1887 года. В том же году он прекращает работать в Университете, но до конца жизни остается преподавателем Училища правоведения.

Во всех юридических вузах Санкт-Петербурга, в том числе Училище правоведения, государственное право преподавал Александр Дмитриевич Градовский (1841—1889). Его лекции впервые были опубликованы в 1880 году, выдержали несколько изданий и были также очень популярны.

Международное право в Училище правоведения долгие годы читал Федор Федорович Мартенс (1845—1909), выпускник Санкт-Петербургского университета, ученик известного русского правоведа-между-народника И. И. Ивановского. Курсы лекций, прочитанные Ф. Ф. Мартенсом по многим предметам, в том числе по государственному праву, по международному праву цивилизованных народов, по русскому государственному праву, неоднократно переиздавались.

С 1867 года лекции по уголовному праву в Императорском училище

правоведения читал Николай Степанович Таганцев (1843—1923), известный русский юрист и криминалист. Его курс лекций по этому предмету, прочитанный в Училище правоведения, был также издан и пользовался большой популярностью во всех юридических учебных заведениях.

Среди преподавателей Училища следует также упомянуть таких известных ученых-юристов того времени, как Я. И. Баршев и И. Я. Фойницкий.

Яков Иванович Баршев (1807—1894) — «птенец гнезда Сперанского», причисленный в 1829 году для обучения ко Второму отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии, в 1835—1856 годах преподавал в Университете, с 1837 года — в Лицее, с 1856 года — в Училище правоведения как первый руководитель кафедры русских уголовных и полицейских законов.

Известный российский криминалист Иван Яковлевич Фойницкий (1847—1913) окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, в котором затем преподавал более 40 лет уголовное право, а также специальный предмет — тюрьмоведение. Одновременно И. Я. Фой-ницкий читал курс уголовного судопроизводства в Училище правоведения.

Большой популярностью среди учащихся пользовался известный юрист профессор Владимир Данилович Спасович (1829—1906), который был крупным специалистом как в области международного права, так уголовного права и уголовного процесса. Учебник уголовного права В. Д. Спасовича по ряду вопросов не потерял своей актуальности и сегодня.

Создатель учебника «Руководство по уголовному судопроизводству» Николай Иванович Стояновский (1820—1900), выпускник Училища, в 1846—1854 годах вел практические занятия по гражданскому и уголовному судопроизводству.

Глубоким знанием римского права и литературы отличался Василий Васильевич Шнейдер (1793—1872), который долгие годы, с 1835 по 1863 год, заведовал кафедрой римского права в Училище.

В Училище правоведения преподавал и известный государственный деятель, литератор Анатолий Федорович Кони (1844—1927). С 1876 по 1883 год он вел курс теории и практики уголовного судопроизводства. Учащиеся высоко ценили и уважали его за высокий профессионализм. Особый интерес студентов вызывали учебные судебные заседания по материалам реальных судебных дел. Сегодня мы бы назвали это «интерактивными методами обучения». А сам А. Ф. Кони в воспоминаниях «На жизненном пути» писал: «…Курс был разработан с любовью и вниманием и принимался моими слушателями, из которых некоторые теперь уже сенаторы или министры, с видимым интересом» .

В мемуарах одного из крупнейших государственных деятелей России Владимира Николаевича Коковцова, закончившего Александровский лицей, отмечалось: профессора «говорили... что их занятия с нами, как и с воспитанниками Училища правоведения, всегда дают им гораздо больше нравственного удовлетворения, нежели обширные, многолюдные аудиенции Университета» .

Императорское училище правоведения подготовило за годы существования свыше двух тысяч специалистов . Среди них были известные правоведы, работники судебной системы, государственные деятели, такие как Н. И. Стояновский, К. П. Победоносцев, А. Г. Булыгин, И. Г. Щегловитов, В. Д. Набоков, выдающиеся представители науки, культуры и искусства, например В. В. Стасов, А. Н. Серов, П. И. Чайковский, И. С. Ак-саков, И. Ф. Тютчев и многие другие.

В начале XX в. в адрес Училища правоведения все чаще стала раздаваться критика. Так, считалось, что научный уровень преподавания в Училище все-таки ниже, чем на юридическом факультете Санкт-Петер-бургского университета. Однако архивные документы свидетельствуют, что Училище правоведения оставалось одним из лучших юридических учебных заведений страны, способным успешно готовить юристов для работы в судах всех инстанций.

В 1918 году Училище правоведения, к сожалению, было ликвидировано, но память о нем сохраняется в истории Санкт-Петербурга.

УДК 34(470)(09)(075)

Анненкова Э.А.

Императорское училище правоведения

Анненкова Эмма Александровна, филолог, историк, переводчик (немецкий язык), член Межрегионального союза писателей России, автор книг «Принцы Ольденбургские и их дворцы», «Russische Oldenburger und ihr soziales Wirken», «Принцы Ольденбургские в Петербурге», «Императорское училище правоведения», «Просвещенный благотворитель принц П.Г. Ольденбургский», «Принц Петр Георгиевич Ольденбургский»

E-mail: [email protected]

Статья посвящена истории основания и устройства П.Г. Ольденбургским Императорского училища правоведения, его значению в подготовке профессиональных юристов. Подробно рассмотрены пути создания училища, образовательный и воспитательный процесс в нем, роль его выпускников в осуществлении судебной реформы 1860-х гг. Особое внимание уделено процедуре принятия и исполнения управленческих решений, подробной характеристике профессорско-преподавательского состава. Автор анализирует учебно-тематические планы занятий, систему поддержания дисциплины, а также сложившиеся в училище традиции и атмосферу учебного заведения.

Ключевые слова: судебное ведомство, юристы, Училище правоведения, принц П.Г. Ольденбургский, судебная реформа.

«В бедствиях родины, в крови и пожарах 1812 года народная душа почерпнула не только жажду мести врагу, но и потребность духовного и гражданского совершенствования»1, свойственная не только участникам войны, вернувшимся с поля брани победителями, но и их потомкам. «Сыном двенадцатого года» назвал себя принц П.Г. Ольденбургский (1812-1881), родившийся 14 (26) августа в городе Ярославле. С именем принца связана в России целая эпоха в истории русской гражданственности, отмеченная его беспримерной государственной и благотворительной деятельностью в таких важнейших социальных сферах жизни, как призрение сирот, больных и престарелых, в образовании и воспитании детей и юношества, в народном здравоохранении. Как государственный деятель эпох Николая I и Александра II принц состоял на самых разных должностях: член Г осударственного совета, председатель Департамента гражданских и духовных дел, Г лавноуправляющий Ведомством императрицы Марии, президент Императорского Вольного экономического общества. П.Г. Ольденбургский выступил реформатором женского образования в России, был попечителем Императорского училища правоведения, Императорского Коммерческого училища, Смольного и Екатерининского институтов, Александровского лицея, Женского института принцессы Терезы, ряда гимназий и школ. Петр Георгиевич открывал на свои средства сиротские приюты и школы, инициировал и большей частью финансировал строительство Детской больницы на Лиговском проспекте, названную в его честь (ныне больница им. Раухфуса), в течение 40 лет возглавлял Мариинскую больницу для бедных2.

Как юрист П.Г. Ольденбургский отчетливо понимал значение и роль правовых отношений в обществе, правильно поставленную работу судебного ведомства и оснащенность его честными и профессиональными юристами. Он выступил также поборником всеобщего мира, приняв участие в основании Русского общества международного права, став его председателем. В своей речи на открытии Русского общества международного права - а это была его последняя в жизни речь - принц, обобщая опыт своей юридической работы, опыт жизненный и общественный, в нескольких словах выразил тот критерий общественной и международной жизни, который и сегодня звучит более чем актуально: «Где нет уважения к праву, там нет и мира»3. В этом смысле главным деянием принца П.Г. Ольденбургского для государственного устройства России стало основание им в 1835 г. Училища правоведения, деятельное и добросовестное попечение о нем до конца жизни.

В 1830-х гг. многими общественными деятелями и передовыми юристами сознавалась необходимость принятия мер для улучшения личного состава в судебных местах, не соответствовавшего ни по образованию, ни по нравственным качествам высокому призванию судьи и исполнителя законов. Принц П.Г. Ольденбургский, назначенный Николаем I к присутствию на заседаниях Правительствующего сената4, имел возможность лично убедиться в необходимо-

1 Платонов С.Ф. Предисловие // Васенко П.Г. Двенадцатый год. Очерк истории Отечественной войны. СПб., 1911. С. 5.

2 Полный послужной список Его Императорского высочества принца Петра Георгиевича Ольденбургского. РГИА. Ф. 1106. Оп.1. Д. 18. Л. 2

3 РГИА. Ф. 1062. Оп. 1. Д. 116.

4 Полный послужной список... РГИА. Ф. 1106. Оп.1. Д. 18. Л. 2.

сти коренных изменений в деятельности судебного ведомства, что и побудило его основать Училище правоведения для подготовки новых кадров юристов-практиков, обязанных не только хорошо знать законы, но и осуществлять практическую работу в суде от самых низших должностей до высших, овладев всем порядком судопроизводства. Петр Г еоргиевич обратился с письмом к Николаю I, в котором изложил причины, побудившие его заняться такой сложной и ответственной проблемой, а также планы по устройству и содержанию Училища правоведения1.

Предложение принца признали полезным, а его готовность пожертвовать нужную сумму на начальное устройство Училища восприняли как поступок, заслуживающий признательности и уважения. Государственный совет вынес решение приравнять в правах и привилегиях будущее Училище к Царскосельскому лицею. 29 мая в Сенат поступило высочайшее утверждение и указ о приведении устава и штатов Училища в исполнение.

Петр Г еоргиевич, получив одобрение царя и Сената, энергично принялся за осуществление своего проекта. В сентябре 1835 г. он купил у наследников Неплюева дом на набережной реки Фонтанки, 6. Здание требовало перестройки, чтобы приспособить к занятиям и пребыванию в нем воспитанников. Эти работы поручили архитекторам В.В. Стасову и А.И. Мельникову. Были оборудованы классные комнаты, рекреационные залы, столовая, дортуары для воспитанников. Дом для Училища с покупкой и всеми работами по обустройству обошелся принцу в 1 млн. рублей. По дарственной записи от 21 июля 1837 г. П.Г. Ольденбургский передал его в собственность Императорского Училища правоведения.

24 ноября 1835 г. московский митрополит Филарет освятил однопрестольную церковь во имя Св. Екатерины в память матери принца великой княгини Екатерины Павловны. В церкви хранились русские исторические реликвии времен Отечественной войны 1812-1813 гг. - служившие знаменами хоругви Тверского, Новгородского и Ярославского ополчений, сформированных родителями принца. Здесь хранился также венок с золотыми лепестками - дань памяти основателю Училища от воспитанников каждого выпуска. 5 декабря 1835 г. Училище правоведения приняло своих первых воспитанников. П.Г. Ольденбургский был назначен его попечителем и пожалован звездой и крестом Святого Владимира 2-й степени, а также званием шефа Стародубского драгунского полка2. Первый набор составлял 54 человека (заявлений было подано 292), первым директором Училища стал статский советник С.А. Пошман, служивший ранее в Межевом департаменте Правительствующего Сената при обер-прокуроре; инспектором - профессор Царскосельского лицея (с 1843 г. - Александровского) барон Е.В. Врангель. За 83 года существования Училища пост директора занимали последовательно 8 человек: С.Ф. Пошман, князь Н.С. Голицын, А.П. Языков, И.С. Алопеус, А.И. Пантелеев, А.И. Роговской, В.А. Ольдерогге, З.В. Мицкевич3.

Училище получило статус Императорского и стало элитарным учебным заведением. В него имели право поступать только дети потомственного российского дворянства, внесенного в шестую часть родословной книги, дети военных чинов не ниже полковника, гражданских - не ниже статского советника. Позднее стали принимать детей чиновников Войска Донского, детей дворян-кавказцев, детей судей, делались исключения и для других сословных групп. Училище правоведения было закрытым учебным заведением. В него принимались мальчики не моложе 12 и не старше 17 лет. Ежегодный набор составлял не более ста человек.

Воспитанники согласно Уставу имели форменную одежду: парадный мундир был темно-зеленый со светло-зеленым суконным воротником и обшлагом и с черной выпушкой на воротнике. Пуговицы золоченые, с изображением сенатского чекана. Панталоны по цвету мундира, шляпа треугольная. Воспитанники окончательного курса имели на воротнике мундира по одной золотой петлице, а начального курса по одной серебряной. Воспитанникам старшего (первого) класса предоставлялось право носить пехотные шпаги без темляка. В обычные дни носили куртки такого же цвета, как и мундир, с разрезным воротником без петлиц.

Панталоны при куртках в зимнее время полагались суконные серые, а в летнее время нанковые такого же цвета. Все воспитанники имели темно-зеленые шинели со светло-зеленым суконным воротником.

Обучение было платным, но не для всех. Воспитанники в этом смысле делились на своекоштных - они вносили регулярно плату за учебу - и казеннокоштных, которые содержались за счет казны. Позднее появились экстерны и пансионеры. Экстерны занятия не посещали, а только сдавали экзамены. Пансионеры обучались за счет лиц, предоставлявших им стипендию, как правило, членов императорской семьи. Существовали и специальные стипендии: имени действительного статского советника Д.В. Дашкова, принца П.Г. Ольденбургского и др. Училище содержалось в основном благодаря плате за учебу своекоштных воспитанников. Кроме того, оно получало материальную поддержку от казны и благотворителей. В первый год плата за учебу составляла 428 рублей в

1 Папков А. А. Жизнь и труды Петра Г еоргиевича Ольденбургского. СПб., 1885. С. 75.

2 Полный послужной список... РГИА. Ф. 1106. Оп.1. Д. 18. Л. 3.

3 Анненкова Э.А. Императорское училище правоведения. СПб., 2006.

Воспитанник Императорского училища правоведения. СПб, Архив кинофотодокументов

Здание Императорского училища правоведения, наб. р. Фонтанка д. 6. Фото конца XIX в.

год, а в 1890-х гг. - 700 рублей. Полный курс обучения составлял 6 лет: два класса начальных (пятый и шестой) и четыре класса окончательных (четвертый, третий, второй и первый). В 1847 г. из-за недостаточной подготовки поступающих в Училище были учреждены подготовительные классы, для устройства которых за 50 тысяч рублей куплен двухэтажный каменный дом на Сергиевской ул. 12. Подготовительные классы были сначала двухгодичными, а позднее - трехгодичными. В них принимались дети с 8 лет. В итоге курс обучения, который шел по двум направлениям - общеобразовательному и практическому, - составил 10 лет.

После окончания Училища воспитанники обязаны были служить не менее шести лет по ведомству министерства юстиции. Учебные программы предусматривали подготовку воспитанников с гимназического возраста до уровня университетского образования с практическим уклоном для государственной службы. Из общеобразовательных предметов программа включала: Закон Божий, церковную историю, географию, статистику, естественную историю, русский, славянский, немецкий и французский языки, историю всеобщую и российскую, физику, математику, логику и психологию. Воспитанники-кавказцы изучали также родной язык. В первые годы обязательными предметами считались также сельское хозяйство, минералогия, архитектура, занятия в скульптурном классе. Из юридических дисциплин изучались: энциклопедия правоведения, история правоведения, история философии права, римское право, церковное право и история вероисповеданий, торговое право, уголовное право, международное право, Российское законоведение, практическое судопроизводство, судебная медицина, полицейское право, политэкономия, законы о финансах. На специальных курсах читались лекции по законодательству о крестьянах, по токсикологии, гигиене и др. Со временем программы общеобразовательных и юридических дисциплин изменялись. Из них исключались ненужные для практической работы предметы (латынь) и вводились новые, расширяющие сферу юридических знаний (государственное право, гражданское право и др.).

Помимо обязательных уроков проводились также внеклассные занятия: уроки музыки, рисования, ваяния, драматического искусства. Попечитель Училища правоведения П.Г. Ольденбургский, человек разносторонне образованный и творческий (знал 8 языков, писал стихи, сочинял музыку), поощрял увлечение воспитанников искусством: музыкой, литературой, живописью, ваянием, театром. Кругозор правоведов расширялся и за счет проведения лекций по различным отраслям знаний, которые читались преподавателями Училища или приглашенными лекторами. Воспитанников водили на экскурсии в музеи, на заводы и фабрики не менее 7 раз в году. Обязательным было посещение Пулковской обсерватории, музея Г орного института, Этнографического музея, Технического музея, фарфорового завода, Публичной библиотеки. В первые годы воспитанники обязательно обучались танцам. Для желающих научиться ручному труду с 1905 г. оборудовали специальную мастерскую со столярным станком.

Процессу обучения с самого начала стремились дать практическое направление. Для этого Училище получало все указы Сената, решения гражданских и уголовных дел. Под руководством профессоров воспитанники разыгрывали судебные заседания с участием представителей обвинения и защиты. Воспитанникам старших курсов полагалось посещать тюрьмы. Занятия по судебной медицине предполагали не только лекции и семинары, но и посещение морга Мариинской больницы, присутствие при вскрытии. Уровень успеваемости оценивался во время поурочной проверки и по результатам письменных работ. Каждый месяц выставлялась общая оценка за весь цикл наук и поведение. Ученик с низкой успеваемостью мог быть исключен. Для старших существовали университетские нормы: дважды в год проводились полугодовые и годовые испытания - проверочные репетиции по предметам, назначаемым советом Училища, в конце учебного года - экзамен. Кроме того, каждый воспитанник обязан был написать письменную работу по истории русского права, гражданскому праву, уголовному праву и римскому праву. Воспитанники, не сдавшие письменные работы, не допускались к экзаменам. Имелось три вида экзаменов: вступительные, переходные и выпускные. При поступлении принимали соответственно уровню знаний в любой класс, кроме двух старших. В третий нужно было сдавать все предметы гимназического курса. Однако с 1895 года экзамены сдавали лишь по истории, русскому, французскому и немецкому языкам.

Переходные экзамены сдавали все. Причем при оценке ответа на экзамене учитывались отметки за репетиции и письменные работы. Оценки выставлялись по 12-балльной системе. Для перехода из класса в класс требовалось не менее 8 баллов, что соответствовало оценке «удовлетворительно». Отличников переводили без экзаменов, если они имели при 12-балльной системе: 11 - баллов за нравственность, 11 - за исполнительность, 10 - за внешний порядок. Основными экзаменами были выпускные. Они проходили, как правило, в зале библиотеки. В экзаменационную комиссию входили: преподаватель экзаменуемого предмета и его ассистент, директор, часто присутствовал попечитель. Баллы ставил преподаватель и обязательный ассистент, а иногда и присутствующий директор, эти баллы складывались с баллом, полученным воспитанником на полугодовой репетиции (экзамене), затем выводился средний. От оценки, полученной на выпускных экзаменах, зависело, по какому классу Табели о рангах начнет служебную деятельность выпускник: 11,5 баллов требовалось для получения чина 9 класса, 10,5 - 10 класса, 8,5 - 12 класса1. Большинство выпускников

1 Чин 9 класса (титулярный советник) соответствовал штабс-капитану в армии, 10 класса (коллежский секретарь) - поручику, 12 класса (губернский секретарь) - подпоручику. (Прим. ред).

Учителя Училища правоведения. СПб, Архив кинофотодокументов

удостаивалось чина 9 класса.

Для поощрения использовались различные средства: воспитанники 1-го класса, отличившиеся по поведению и успехам в учебе, при выпуске награждались на общем собрании золотыми и серебряными медалями, а их имена записывались золотыми буквами на мраморной доске. В других классах за отличную учебу и поведение воспитанникам выдавались похвальные листы и книги. В старших классах за хорошую учебу и поведение были введены внешние отличия - соответствующие нашивки на рукава мундира. Училище, выпуская своих питомцев на государственную службу, внимательно следило за их профессиональными успехами и еще в течение нескольких лет опекало, предписывая в обязательном порядке ежегодно проходить испытания по основным предметам курса, для чего являться каждый год непосредственно в Училище или университет по месту службы, а где такового не имелось, в гимназию - для испытания в тех предметах, какие будут назначены училищным Советом и утверждены попечителем.

Свободное от занятий время воспитанники проводили по-разному в зависимости от времени года и склонностей. Летом прогуливались по училищному саду, катались на качелях, играли в футбол. Зимой два раза в день разрешалось кататься на коньках по льду Фонтанки, на санях и лыжах. В саду строили ледяные крепости и разыгрывали их штурм и защиту. Многие посещали танцклассы, занимались музыкой, живописью. В то же время применялась система мер наказаний, среди которых были и розги (общепринятое тогда в учебных заведениях). Эта мера применялась с разрешения директора для трех младших классов, однако почти не использовалась благодаря гуманному направлению в воспитании, проводимому попечителем. Среди других наказаний были лишение последнего обеденного блюда или полностью обеда, выставление к «столбу» (стене), лишение отпуска на выходные. Самым тяжким было исключение из Училища.

Особым почетом во все годы существования Училища пользовалась музыка. По воспоминаниям В.В. Стасова, во время рекреаций все Училище было наполнено музыкальными звуками. В первые годы во главе музыкального кружка стоял будущий известный композитор Александр Серов. Он выделялся незаурядными способностями, начитанностью и блестяще успевал по всем предметам. П.Г. Ольденбургский приглашал часто воспитанников в свой дворец, где наиболее одаренные из них устраивали концерт. Об одном из таких музыкальных вечеров во дворце принца вспоминал бывший правовед М. Молчанов: «В высоких, ярко освещенных залах было так тепло, так весело, так уютно. Было много цветов, пахло гиацинтами. Все правоведы разбрелись по комнатам. Принц, довольный, молодой и счастливый, ходил между нами с С.А. Пошманом [директором Училища - Э.А.] под руку. Супруга принца, окруженная семейством, с какою-то маленькой дамскою работою в руках, сидела тут же. Кто-то из лучших училищных пианистов, если не ошибаюсь, Платон Вакар, играл на рояле»1.

Увлечение музыкой с годами усиливалось, правоведы учились играть на самых различных инструментах -фортепиано, скрипках, виолончели, контрабасах, флейтах. Нередко в Училище давали концерты известные русские и зарубежные музыканты. Особенно памятными стали концерты австрийского пианиста С. Тальберга, супругов Роберта и Клары Шуман. Петр Г еоргиевич присылал каждый месяц в Училище билеты в свою ложу, и ученики, по одному из класса, по очереди посещали концерты и спектакли. В 1850-х гг. наряду с увлечением музыкой возникает серьезный интерес к литературе, по-видимому, благодаря талантливому преподавателю словесности профессору Н.А. Вышнеградскому. В 1855-1856 гг. воспитанники даже выпускали рукописный журнал «Училищный вестник», где публиковались повести, стихи, критические статьи. Активными авторами журнала были П. Чайковский, М. Эртель, Ф. Маслов, В. Герард, А. Апухтин.

К увлечению музыкой и литературой добавился в 1880-х г.г. повышенный интерес к драматическому искусству. В Петербурге этого периода было немало действующих театров. Наиболее посещаемы были Михайловский и Александринский, на балконах которых среди прочих зрителей выделялись своими зелеными мундирами правоведы. В самом Училище был организован драматический кружок, его участники разыгрывали пьесы как русских, так и зарубежных писателей. В 1886 г. показали первый официальный спектакль. Со временем спектакли в Училище стали восприниматься как профессиональные постановки, приобрели популярность у петербургских театралов и становились событием театральных сезонов столицы. Начало светских спектаклей было положено состоявшимся в Училище правоведения спектаклем, на котором, кроме многочисленных приглашенных, присутствовал попечитель Училища принц Александр Петрович Ольденбургский, министр юстиции И.Г. Щегловитов и государственный контролер П.Х. Швенебах, оба правоведы, отмечала в мае 1906 г. «Петербургская газета». Большое внимание уделялось занятиям спортом: обязательные уроки верховой езды, теннис, бокс, зимой лыжи.

Управлялось Училище Советом, в который входили: попечитель, директор, три профессора и воспитатель. Совет руководил всей учебной и воспитательной работой, но его решения были действительны только после утверждения попечителем. Директор, будучи членом совета, председательствовал в нем в отсутствие попечителя и был также председателем хозяйственного управления. Директору подчинялись все, кто работал и учился. Он наблюдал за состоянием учебы, поведением воспитанников, за порядком в хозяйстве и каждую неделю представлял попечителю сводку о состоянии Училища, а каждые полгода - подробную ведомость. Главным непосредственным начальником учебного заведения являлся попечитель, ему подчинялись директор и все работники. Попечитель следил за выполнением устава во всех его частях, через него осуществлялась связь с министерством юстиции. Попечитель разрешал прием воспитанников и исключение их за проступки, или увольнение по другим случаям.

Учителя подразделялись на четыре категории: профессора ординарные и экстраординарные, преподаватели и учителя искусств. Подбор преподавательских кадров был прерогативой попечителя. В Училище читали лекции и вели практические занятия выдающиеся российские юристы: преподаватель уголовного права, автор многотомного «Курса уголовного права» Николай Степанович Таганцев (1843-1923), преподаватель теории и практики уголовного судопроизводства Анатолий Федорович Кони (1844-1927), профессор Санкт-Петербургского университета,

1 Молчанов М.М. Полвека назад. СПб., 1892. С. 6-7

Николай Степанович Таганцев (1843-1923), юрист, криминалист, государственный деятель

Анатолий Федорович Кони (1844-1927), юрист, судья, государственный и общественный деятель, литератор, судебный оратор

Федор Федорович Мартенс (Friedrich Fromhold Martens, 1845-1909), юрист-международник, дипломат

Владимир Дмитриевич Набоков (18691922), криминалист, политический деятель и публицист

Василий Константинович фон Анреп (1852- 1927), врач, физиолог и фармаколог, профессор медицины, политический деятель

преподаватель гражданского права Дмитрий Иванович Мейер (1819-1857), лекции по международному праву читал Федор Федорович Мартенс (1845-1909), преподавателем уголовного права, истории русского законодательства и энциклопедии права был профессор Владимир Данилович Спасович (1829-1906), полицейское право читал ординарный профессор Иван Ефимович Андреевский (1831-1891), римское право читали профессор Шнейдер Василий Васильевич (1793-1872) и Константин Алексеевич Неволин (1806-1855), преподавал Владимир Дмитриевич Набоков (1869-1922). Практические занятия по гражданскому и уголовному судопроизводству вел Николай Иванович Стояновский (1820-1900), кафедрой русской словесности заведовал Н.А. Вышнеградский (1821-1872), сыгравший большую роль в становлении женского образования в России. Судебную медицину в разные годы вели доктор медицины, профессор Василий Константинович фон Анреп (1852-1927) и доктор медицины, профессор Сергей Михайлович Лукьянов(1855-1935). Большая роль в нравственном воспитании юношей отводилась учителям Закона Божия, которые по традиции были настоятелями церкви Училища: М.И. Богословский (1835-1865), профессор А.И. Парвов (1865-1883), профессор В.Г. Певцов (1883-1909) и протоиерей К.П. Виноградов (1909-1918).

С первого года существования Училища в нем стали складываться свои традиции, которые ревностно соблюдались всеми поколениями правоведов. К традициям нравственного характера относились: запрет игры в карты в стенах Училища, обращение в старших классах друг к другу на «Вы», соблюдение дружеских отношений между собой, порицание проявления сословного и материального неравенства. Самыми главными праздниками считались день освящения училищной церкви 24 ноября и день основания Училища - 5 декабря. Другим важным праздником в жизни правоведов был выпуск. Первый выпуск состоялся 15 июня 1840 г. Училище окончили 14 воспитанников, их привели к присяге на верность службы царю и отечеству. Имя лучшего по поведению и успехам в учебе Алексея Волоцкова, награжденного золотой медалью, было вписано золотыми буквами на белой мраморной доске в рекреационном зале старшего курса положив начало традиции.

Попечитель Петр Г еоргиевич Ольденбургский подарил всем выпускникам на память золотые перстни, на которых были выгравирован девиз правоведов: «Что бы ты ни делал, делай благоразумно, не упуская из виду цели» (Гораций). Некоторым небогатым выпускникам (Волоцкову, Коржевскому, Серову) министерство юстиции по ходатайству попечителя выдало денежное пособие. Петр Георгиевич собственноручно вручил выпускникам дипломы, медали, а переведенным в старший класс - шпаги. В этот же день он устроил для выпускников в своем Летнем дворце на Каменном острове прощальный вечер, куда они с учителями и воспитателями отправились от здания Училища на шлюпках. Все последующие выпуски проводились по заведенному принцем П.Г. Ольденбургским порядку, правда, время вносило в него порой некоторые коррективы.

Петр Георгиевич внимательно следил за деятельностью Училища правоведения, лично контролировал как учебный процесс, так и хозяйственные дела, принимая близко к сердцу успехи и неудачи правоведов, участвуя в устройстве их судеб уже после его окончания. Доброта принца, его отеческое отношение к своим подопечным, его участие в жизни воспитанников и покровительство талантливым юношам в развитии их художественных способностей снискали к нему искреннюю любовь и уважение правоведов, вспоминавших впоследствии о благотворном влиянии принца на их нравственное становление. «Принц считал Училище чем-то своим, родным и близким себе, все свое время, все заботы и помышления отдавал ему, - вспоминал В.В. Стасов. - В Училище он приезжал почти каждый день, иногда по несколько раз вдень, присутствовал на лекциях в классе, бывал во время рекреаций, навещал Училище при обедах и ужинах. Иногда приезжал даже ночью, возвращаясь из дворца или с какого-нибудь неизбежного собрания, бала, театра. Тут он проходил по всем этажам и залам. Вообще говоря, навряд ли была такая подробность училищной жизни, которую от него можно было бы спрятать и исказить. Все это имело чрезвычайно важные последствия: Училище стало на такую ногу, на какой не стояло никоторое из тогдашних русских училищ и во многом получило особенный характер. В нем несравненно менее было казенного, формального, рутинного и зато было что-то напоминавшее семейство и домашнее житье»1.

1 Стасов В.В. Избр. Соч. в 3 т. М., 1952. Т. 2. С. 304. 220

Поэт А. Жемчужников утверждал: «Дух Училища в мое время был превосходный благодаря принцу, способствовавшему развитию в нас чувства собственного достоинства, человечности и уважения к законности, справедливости и просвещению». Бывший правовед П.С. Чистяков обобщил представление воспитанников Училища о принце П.Г. Ольденбургском: «Рыцарь до мозга костей, идеал милосердия, честности и благородства, он этими своими душевными качествами покорял каждого из нас, он на своем личном примере показывал всем нам, каков должен быть человек в истинном смысле этого слова и наше вечное спасибо Принцу-человеку останется у нас до последней нашей минуты»^.

После кончины Петра Георгиевича выпускники стали в полном составе ездить в Троице-Сергиеву пустынь на могилу принца. На мраморное надгробие возлагали золотой венок, хранившийся в церкви Училища. Венок состоял из золотых лепестков по количеству выпусков, на каждом лепестке стояла дата окончания Училища тем или иным курсом. Каждый новый выпуск добавлял к венку свой лепесток. После посещения пустыни все возвращались в Училище, где проходил торжественный акт принятия выпускниками присяги. От попечителя весь курс получал памятную медаль с девизом Училища. Ответственные моменты училищной жизни отмечались праздниками, свойственными только данному учебному заведению. Так называемый «перелом» происходил, когда воспитанники вступали во вторую половину всей учебы, то есть во второе полугодие 4-го класса. К этому моменту изготовляли специальный жетон, дизайн которого разрабатывался самими воспитанниками, лицевая сторона жетона каждый год менялась. На оборотной же стороне, разделенной пополам на золотое и серебряное поле, обозначались класс, дата праздника и фамилия владельца. Ежегодным праздником было «слияние» - переход учеников 4-го класса в старший - 3-й. Они как бы вступали в совсем другой мир - мир взрослых людей, вливались в их общность. В этот день учащиеся теперь уже 3-го класса приглашали старших на товарищеский обед, на котором присутствовали также директор, инспектор, воспитатели. Переход в самый старший класс и получение в связи с эти шпаг отмечался «шпажным ужином». «Вынос» - обычай, связанный с окончанием Училища, когда младшие воспитанники чествовали своих старших товарищей-выпускников, вынося их на руках из классов и неся до подъезда, выражая им тем самым свою симпатию и сожаление об их уходе. Этот обычай распространялся и на некоторых профессоров, особо любимых воспитанниками. Соблюдение училищных традиций способствовало созданию в правоведской семье здорового нравственного климата, развивало чувство товарищества, ответственности не только за себя, но и за своих друзей.

При попечителе принце Александре Петровиче Ольденбургском (1844-

1932), назначенном в 1881 г. после смерти его отца, был принят новый Устав (1894) и новые правила контрольных работ2, началась капитальная перестройка училищных зданий. В 1894 г. Училище электрификацировали, в доме на Сергиевской, 12 открыли лазарет для больных инфекционными болезнями.

Политические события XIX - начала XX вв. коснулись и этого элитарного учебного заведения: в октябре 1906 г. воспитанники старшего курса выдвинули требования демократизации училищных порядков. В результате 17 учащихся исключили, а еще 16 в знак протеста ушли добровольно, к ним присоединились пять профессоров.

Празднования больших юбилеев проводились широко и имели всегда полезные последствия. После каждого большого торжества возникало какое-нибудь важное начинание. Так, день 40-летия Училища воспитанники решили ознаменовать установкой бюста своего попечителя принца П.Г. Ольденбургского. Бюст, выполненный скульптором М.А. Чижовым, был установлен на пьедестале из белого мрамора между 2 и 3 классами. В этот же юбилейный праздник учредили стипендию имени Принца Петра Георгиевича Ольденбургского, на проценты с которой можно было содержать и обучать одного воспитанника.

Со дня открытия Училища в нем существовала фундаментальная библиотека, основой которой стали купленные у книготорговца Смирдина 364 тома, содержащие 148 отдельных произведений. В 1836 г. из II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии поступили в библиотеку Свод законов и полное собрание законов в 80 томах. В 1838 г. библиотека пополнилась французской литературой. В дальнейшем, помимо покупаемых книг поступали дары от разных высших учебных заведений в виде профессорских записок, диссертаций, речей и т.п. К 1885 г. в библиотеке имелось 5806, а к 1900 - 6349 томов. Для руководства работой библиотеки и ее пополнения в 1891 г. избрали особую комиссию. На содержание библиотеки и покупку книг ежегодно отпускалось до 3000 рублей. Со временем возникла правоведская библиотека, которая состояла исключительно из произведений правоведов и всего, что было написано об Училище, его воспитанниках, учителях, воспитателях. В год 75-летия Училища в нем был создан Правоведский музей, основу которого составили собранные в библиотеке материалы, содержавшие данные об официальной и бытовой жизни Училища в разные годы, а также о деятельности его выпускников на государственном, общественном и научном поприще.

За более чем 80-летнее существование Училище воспитало и образовало 2317 юристов, из них 46 стали членами Г осударственного совета, 168 - сенаторами, 64 правоведа были губернаторами. В среднем каждый год количество выпускников составляло 25-27 человек. Наименьшее число пришлось на первый выпуск в 1840 г. - 14 человек, наибольшее - в 1883 г. - 39.

Среди его выпускников много выдающихся юристов и государственных деятелей, сыгравших важную роль в

1 Цит. по: Столетие со дня рождения Его императорского высочества принца Петра Г еоргиевича Ольденбургского. СПб., 1913. С. 67.

2 Училище правоведения. Правила по учебной части в старшем курсе. СПб., 1896.

3 Положение о Музее Императорского училища правоведения. СПб., 1910

Попечитель Училища правоведения Принц Александр Петрович Ольденбургский. Фото 1915 г.

Воспитанники подготовительного класса Императорского училища правоведения. 1913 год. СПб., Архив кинофотодокументов

крестьянской и судебной реформах, в проведении в жизнь судебных уставов: Н.И. Стояновский, Д.А. Ро-винский, В.А. Арцимович, А.Г. Булыгин, И.Г. Щегло-витов, В.Н. Г ерард, К.П. Победоносцев, Д.Н. Набоков, Н.Б. Якоби и многие другие. Училище правоведения благодаря своим питомцам очистило и подняло судебное ведомство. Воспитанные в духе правды и законности, они явились достойными представителями правосудия и по мере сил боролись с привычками и нравами дореформенного суда. Училище правоведения оставило яркий след также в культуре, искусстве и науке. Его воспитанниками были поэты А.М. Жем-чужников, А.Н. Апухтин, писатель, художественный критик В.В. Стасов, писатель И.С. Аксаков, либреттист М.И. Чайковский, композиторы А.Н. Серов, П.И. Чайковский, доктор медицины Н.Я. Кетчер; палеонтолог, доктор философии, переводчик знаменитой книги Брема «Жизнь животных» В.О. Ковалевский. Решением Комиссариата Народного просвещения правительства большевиков от 18 июня 1918 г. Училище правоведения было ликвидировано, а его здание передано Агрономическому институту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анненкова Э.А. Императорское училище правоведения. СПб., 2006.

Аппепкоуа Е.А. (2006). Imperatorskoe uchilishohe pravovedeniya. S.-Peterburg.

2. Васенко П. Г. Двенадцатый год. Очерк истории Отечественной войны. СПб., 1911.

Vasenko P. G. (1911). Dvenadtsatyj god. Ocherk istorii Otechestvennoj vojny. S.-Peterburg, 1911.

3. В память празднования дня сорокалетнего существования Училища правоведения, 5-е декабря 1835 - 5 декабря 1875. СПб., 1875.

V pamyat" prazdnovaniya dnya sorokaletnego sustahestvovaniya Uchilishaha pravovedeniya, 5-e dekabrya 1835 - 5 dekabrya 1875. S.-Peterburg, 1875.

4. Мещерский В.П. Воспоминания. М. 1901.

Meshherskii V.P. (1901). Vospominaniya. Moskva.

5. Молчанов М. М. Полвека назад. СПб., 1892 Molchanov M. M. (1892). Polveka nazad. S.-Peterburg.

6. Папков А. А. Жизнь и труды Петра Георгиевича Ольденбургского. СПб., 1885.

Papkov А. А. (1885). Zhizn" i trudy Petra Georgievicha Ol"denburgskogo. S.-Peterburg.

7. Положение о музее Императорского училища правоведения. СПб., 1910

Polozhenie o muzee Imperatorskogo uchilishcha pravovedeniya. S.-Peterburg, 1910

8. Правила для воспитанников Императорского училища правоведения. СПб., 1840 Pravila dlya vospitannikov Imperatorskogo uchilishcha pravovedeniya. S.-Peterburg, 1840

9. Правила по учебной части в старшем курсе Училища правоведения. СПб., 1896.

Pravila po uchebnoi chasti v starshem kurse Uchilishcha pravovedeniya. S.-Peterburg, 1896.

10. Путеводитель по Музею Императорского училища правоведения. СПб., 1910.

Putevoditel" po Muzeyu Imperatorskogo uchilishcha pravovedeniya. S.-Peterburg, 1910.

11. 50-летний юбилей Императорского училища правоведения. СПб., 1886.

50-letnii yubilei Imperatorskogo uchilishcha pravovedeniya. S.-Peterburg, 1886.

12. Соболевский В.У. Императорское училище правоведения в 1885-1910 годах. СПб., 1910.

Sobolevskii V.U. (1910). Imperatorskoe uchilishche pravovedeniya v 1885-1910 godakh. S.-Peterburg.

13. Стасов. В.В. Избр. Соч. в 3 т. Т. 2. М., 1952.

Stasov. V.V. (1952). Izbr. Soch. v 3 t. T. 2. Moskva.

14. Устав Училища правоведения. СПб., 1838.

Ustav Uchilishcha pravovedeniya. S.-Peterburg, 1838.

15. Шрейер Ю. О. 50-летний юбилей П.Г. Ольденбургского. S.-Peterburg, 1881.

Shreier Yu. (1881). O. 50-letnii yubilei P.G. Ol"denburgskogo. S.-Peterburg.

16. РГИА. Ф. 1106. Оп.1. Д. 18. Л. 2, 3, 8. Полный послужной список Его Императорского высочества принца Петра Георгиевича Ольденбургского.

RG^. F. 1106. Op.1. D. 18. L. 2, 3, 8. Polnyi posluzhnoi spisok Ego Imperatorskogo vysochestva printsa Petra Georgievicha Ol"denburgskogo.

17. ЦГИА СПб., Ф. 2996. Оп. 1. Д. 2173. Л. 9, 14, 50.

TsG^ SPb., F. 2996. Op. 1. D. 2173. L. 9, 14, 50.

История знаменитого рассадника «чижиков-пыжиков» началась в 1788 году, когда А.А. Ржевский (однофамилец знаменитого поручика) женился на выпускнице Глафире Алымовой. Молодожены приобрел на берегу Фонтанки, напротив Летнего сада, постройки определенные под снос, и на их месте возвели дом из двух флигелей соединенных воротами.

В последующие десятилетия здание сменило многих владельцев. Оно принадлежало Марии Потоцкой (в девичестве Мнишек), французско-подданному Франсуа д"Арбиньи и тайному советнику Ивану Николаевичу Неплюеву. В 1835 году за 700 тысяч рублей дом перешел от наследников Неплюева к племяннику императора Николая I, принцу Петру Ольденбургскому, который решил устроить на этом месте училище правоведения.
Это было закрытое элитное учебное заведение, статус которого был приравнен к статусу Царскосельского лицея. В его стены допускались только потомственные дворяне. Николай Павлович всегда говорил, что помнит какую роль сыграли адвокаты их третьего сословья в Великой Французской революции. В России законы должны были изучаться только проверенными людьми. Число правоведов не превышало 100 человек.

Как и в лицее, часть воспитанников содержали на казенный счет, часть, платили за обучения сами. И те, и другие, должны были после окончания учебы прослужить 6 лет в министерстве юстиции. Отличники получали чины титулярного советника и коллежского секретаря, что соответствовало званиям штабс-капитана и поручика армии. Им предлагали посты в Петербурге. Менее успешные студенты направлялись в провинцию.
На занятиях будущие юристы изучали церковное, международное, римское, гражданское, торговое, уголовное и государственное, гражданское и уголовное право, судебную медицину, политическую экономию, законы о финансах, историю религии и историю философии, в контексте истории права. При училище была создана библиотека, а затем и музей.

Для того чтобы здание на Фонтанке лучше соответствовало задачам учебного заведения, оно было перестроено архитектором В.П.Стасовым. Свой окончательный вид, дом училища правоведения приобрел в 1893-1898 годах, после капитальной перестройки по проекту П. Ю. Сюзора.

Училище правоведения славилось своими знаменитыми выпускниками, среди которых были писатель И. С. Аксаков, 4-й чемпион мира по шахматам А.А. Алехин, композиторы П.М.Чайковский и А.Н.Серов, видные государственные деятели - И.Г. Горемыкин, К.П. Победоносцев, В.Д.Набоков и др. Обыватели знали воспитанников училища правоведения по пыжиковым шапкам, и воспели их в известной песне - «Чижик-пыжик, где ты был…» Внутри училища царили суровые нравы. Так легенда гласит, что разоблачив нестандартную сексуальную ориентацию П.И. Чайковского, выпускники училища правоведов собрались на тайное судилище и приговорили композитора к смерти. Чайковский был вынужден выпить яду, дабы его позор не получил огласки.

После революции, училище правоведения было ликвидировано, а здание перешло к Петроградскому агрономическому институту (ПАИ). В послевоенные годы в здание бывшего училище разместилось НИИ-380, будущий Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения, ВНИИТ. Именно здесь был создан первый советский телевизор - КВН - 49.

С 2003 года в историческом здание на Фонтанке дом шесть работает Ленинградский областной суд.